Что такое. Что такое аутизм? Что может вызвать заболевание

  • Дата: 03.03.2020

В этой статье будет рассматриваться вопрос что такое аутизм (в детском возрасте) и что это за болезнь. Он может выступать как самостоятельное заболевание, которое возникает в первые несколько лет жизни ребенка, или же быть одним из симптомов серьезной психической патологии человека, например, шизофрении.

Аутизм – это психическое расстройство, при котором нарушаются общение и отношения с другими людьми, а также восприятие и понимание окружающего мира.

Название болезни происходит от слова латинского происхождения autos – "сам". Поэтому, говоря простыми словами, аутизм – это «жизнь в себе».

Считается, что у детей аутизм возникает вследствие нарушения нормального функционирования головного мозга. Ребенок при этом замкнут в себе, живет в собственном «уютном» мире, не хочет вступать в активный контакт с окружающими близкими и незнакомыми людьми, повторяет одинаковые действия или неукоснительно следует своим правилам.

Сейчас все заболевания и состояния, ведущей симптоматикой которых являются признаки аутизма, объединены в термин «расстройства аутистического спектра» (РАС).

Виды РАС:

  • Ранний детский аутизм (РДА) – синдром Каннера.
  • Гиперактивное нарушение, комбинирующееся с умственной отсталостью различной степени и типичными двигательными стереотипиями.
  • Синдром Ретта.
  • Атипичный аутизм.
  • Синдром Аспергера.
  • Иные дезинтегративные нарушения в детском возрасте.

Некоторые факты об аутизме:

  • Заболевание считается неизлечимым.
  • Раннее диагностирование, применение постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации позволяет существенно повысить шансы ребенка на успешную социальную адаптацию в будущем.
  • Детский аутизм – это достаточно актуальная проблема в связи с отмечающимся ростом частоты этой патологии.
  • Распространенность такого заболевания составляет от 3 до 30 и более случаев на 10 тыс. детского населения.
  • При этом чаще болеют мальчики.
  • Развиваться аутизм начинает обычно еще в раннем детском возрасте.

Окончательный диагноз часто устанавливается уже к 2–3 годам жизни. Однако некоторые разновидности РАС (дезинтегративные расстройства или атипичный аутизм) могут манифестировать и в более позднем детском или даже подростковом возрасте.

ПРИЧИНЫ АУТИЗМА

На сегодняшний день все еще остаются до конца невыясненными этиология и механизмы развития этой патологии. Самыми достоверными причинами развития аутизма считаются различные генетические нарушения.

Наиболее распространенным и научно подтвержденным является утверждение о том, что аутизм – это болезнь наследственного происхождения. При этом пусковыми факторами начала развития заболевания могут быть возрастные кризы у ребенка, различные стрессовые ситуации (травмы, операции, инфекционная патология и т. п.).

Возможно формирование аутизма при различных хромосомных или обменных аномалиях, соматических заболеваниях. Часто аутизм диагностируется у больных с синдромами Дауна, Мартина–Белл, фенилкетонурией и т. д.

Существует также теория негативного тератогенного воздействия на ЦНС плода во время беременности под влиянием различных повреждающих факторов. К таким факторам относятся, например, алкоголь, некоторые лекарственные препараты, наркотические вещества, радиация, внутриутробные инфекции и т. п.

Существует распространенное мнение о влиянии на развитие аутизма внешних факторов, таких как вакцинация или определенные продукты питания. Эта теория в настоящее время не доказана специалистами. Если же изменения в поведении ребенка начались после вакцинации, то это является показателем наличия расстройств, которые ранее себя не проявляли. Прививка в таком случае может быть пусковым фактором, а не причинным.

СИМПТОМЫ

Несмотря на разнообразие форм аутизма, для них всех свойственны определенные общие черты.

Истинный аутизм обычно начинается еще в очень раннем детстве. В значительном числе случаев он проявляется уже в возрасте до 2–2,5 лет.

Если же признаки аутизма впервые появились после 6-7 лет, то в таком случае они обычно являются проявлением более серьезного психического заболевания.

Общая характеристика типичного аутистического поведения:

  • Глубокое нарушение социального контакта.
  • Расстройство общения (коммуникации) с окружающими людьми.
  • Выявляются серьезные нарушения речи, познавательной функции.
  • Страдают и невербальные функции общения: мимика, интонация голоса, жесты и т. д.
  • Кругозор резко уменьшается.
  • Характерно появление монотонной стереотипной (повторяющейся) деятельности.
  • Возникновение двигательных расстройств.
  • Интеллект у значительного большинства детей с аутизмом понижен.
  • Физическое развитие находится в пределах нормы.
  • У детей с аутизмом часто выявляются признаки деструктивного поведения – агрессия, самоповреждение, негативизм, крики и т. д.

Все симптомы, характерные для аутизма, можно разделить на несколько групп, характеризующие те или иные специфические отклонения психического развития при этом заболевании.

Первые признаки аутизма могут выявляться еще у грудничков.

Симптомы аутизма в младенческом возрасте:

  • Обычно появляются проблемы с кормлением: малыш может отказываться от груди, неохотно сосет или же, напротив, плохо насыщается и "висит" на ней.
  • Аппетит бывает плохим или же избирательным: отказ от определенных продуктов, к примеру, мяса или молока.
  • Возникают частые нарушения функционирования ЖКТ: запоры, жидкий стул, срыгивания или даже рвота.
  • Характерны расстройства сна: малышу никак не удается заснуть ночью, при этом он спит днем. Сон часто становится беспокойным или наступает сонливость. Иногда такие дети могут долго находиться в состоянии бодрствования в своей кроватке, не проявляя при этом никаких признаков беспокойства.
  • Реакция на внешние раздражители бывает разнообразной: от испуга и страха на тихие звуки до абсолютно полного безразличия на достаточно сильные воздействия.
  • Такие же противоречивые реакции часто наблюдаются и на воздействие дискомфорта (голод, мокрый подгузник и т. п.).

По мере взросления ребенка симптомы аутизма прогрессируют, а нарушения взаимоотношений с окружающими и погруженность ребенка в собственный внутренний мир становятся все заметнее.

Расстройства социального контакта:

  • Ребенок обычно не проявляет никакой реакции при виде матери, на произнесенное свое имя или речь, направленную к нему.
  • Улыбка малыша часто обращена в пространство, при этом очень трудно зафиксировать его взгляд или как-то привлечь внимание.
  • Зрительный контакт достаточно сложно установить и в будущем – ребенок прячет глаза, постоянно отводит взгляд.
  • Часто ребенка больше интересуют предметы, а не окружающие люди.
  • Общение такого малыша с близкими также имеет свои странности: он достаточно поздно начинает выделять мать или же по-прежнему не обращает на нее внимания. С течением времени такое безразличие часто сменяется патологической привязанностью к матери.
  • Отношение к незнакомым людям бывает различным. Может выявляться гиперобщительность вплоть до навязчивости или же, наоборот, ребенок не обращает никакого внимания на посторонних людей, а при попытке контакта с их стороны у него появляется страх и паника.
  • Взаимоотношения со сверстниками также необычные: ребенка интересует то, чем заняты другие дети, однако он не способен принять активное участие в их играх.

У такого ребенка часто присутствует извращенное восприятие эмоционального переживания близкого человека. Так, например, он может реагировать смехом на слезы матери или же вообще игнорировать это.

Может наблюдаться неадекватное и нетипичное поведение малыша на прогулках, в общественных местах или детском саду и т. д.

Нарушения общения (коммуникации):

  • Гуление и лепет проявляются гораздо позже, чем у сверстников, или вообще отсутствуют.
  • Лепет не является обращенным к матери, в нем не происходит повторения услышанных слогов или слов.
  • Речь, как правило, монотонная, не ритмичная, достаточно быстрая или, наоборот, замедленная. Слова часто не связаны между собой. Нередко ребенок придумывает свои названия предметам.
  • В построении речи такие дети долго не используют местоимение «я», говоря о себе во втором или третьем лице.
  • Характерным является отсутствие построения своих словосочетаний и фраз. Для общения применяются "шаблонные" фразы, которые были услышаны раннее и заучены.
  • Для малыша трудно освоить выражение утверждения и согласия. Вместо этого он обычно повторяет обращенный к нему вопрос.
  • Иногда ребенок разговаривает грамматически и лексически правильно, однако при этом не способен к диалогу.

У многих таких детей речевая функция вообще не формируется или же это происходит с большим запозданием. Часто ребенок говорит на «своем» языке с произношением непонятных, сложных и редких слов.

Стереотипии и ритуалы:

  • Ребенок негативно и панически переносит любые изменения в окружающей обстановке или в укладе жизни (другое питание, одежда, предметы интерьера, ухода и т. д.).
  • Характерно внесение малышом большого разнообразия своеобразных ритуалов и требование строгого их соблюдения. К примеру, спать только в синей пижаме или читать на ночь исключительно определенные книги.
  • Двигательные стереотипии проявляются в частом и ритмичном воспроизведении определенных движений (взмахи руками, ногами, головой, покачивания, хлопки, кружения, постукивания и т. д.). Также такие стереотипии могут появляться спонтанно и при стрессовых для ребенка ситуациях.
  • Игровые стереотипии проявляются в пристрастии к манипулятивным действиям, без развития сюжетной игры. Например, длительно переливать воду из одной емкости в другую или пересыпать крупу, песок и т. п.
  • Ребенок болен на аутизм может часами расставлять любые предметы или игрушки в прямую линию, а также сортировать их по форме, определенному цвету или размеру.
  • Характерным является возникновение интереса к так называемым нефункциональным деталям окружающих предметов (окраска, запах, свойства поверхности и т. п.).
  • Многие дети любят, когда им читают вслух. Однако при этом требуют, чтобы не было пропущено ни одно слово, даже номер страницы или оглавление.

У ребенка зачастую можно обнаружить отличный музыкальный слух, который проявляется любовью к музыке. Он очень внимательно ее слушает, правильно угадывает мелодии, танцует под них. Однако такая "любовь" часто носит избирательный характер – некоторые музыкальные произведения вызывают у такого ребенка страх, который заставляет его разворачиваться спиной к источнику звука и покидать комнату.

У таких детей могут присутствовать необоснованные страхи (шум работающих бытовых приборов, громкий звук) или, наоборот, полное их отсутствие – ребенок безбоязненно ходит по краю, например, стола, ныряет и т. п.

Важно отметить, что никакой признак такой болезни не является патогномоничным. Вышеперечисленные симптомы в той или иной мере могут встречаться и у совершенно здоровых детей или при других заболеваниях.

ВЫЯВЛЕНИЕ АУТИЗМА

Поражение аутизмом выявляется на основании анализа поведения ребенка. При этом производится наблюдение за ним на протяжении определенного периода времени родителями, педиатром, психологом, психиатром, неврологом, логопедом.

Учитывая большое количество симптомов болезни, для облегчения процесса наблюдения и систематизации полученных данных в диагностике аутизма используются различные опросники, анкеты, тесты и т. п. Акцент в подобных исследованиях делается на выявление характерной триады аутистичных расстройств: недостатка социального контакта и взаимной коммуникации, а также стереотипности поведения с ограниченным кругом интересов.

При появлении особенностей поведения, характерных для аутизма, необходимо исключить другие заболевания и состояния, которые могут их обуславливать: умственная отсталость, нарушения слуха и речевого развития и т. д.

ОСНОВЫ ТЕРАПИИ АУТИЗМА

Специфического лечения аутизма не существует.

Главную роль в успешной коррекции аутистического поведения играет семья. Именно активные занятия ребенка с родителями, их внимание, любовь и забота могут в значительной мере повлиять на его состояние и адаптировать к будущей самостоятельной жизни.

Нет единой универсальной методики коррекции и обучения детей с аутизмом. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. К сожалению, только путем проб и ошибок каждому ребенку подбирается своя, индивидуальная программа.

Медикаментозно лечить заболевание аутизм следует при наличии симптоматики, требующей такого вмешательства (судорожные припадки, гиперактивность, выраженная агрессия и т. п.). С этой целью применяются нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, иминостильбены, ноотропы, средства для улучшения кровообращения в головном мозге, витаминные комплексы.

Основополагающим направлением в терапии аутичных расстройств является коррекция различных аспектов жизнедеятельности ребенка (поведенческого, образовательного, социального и т. п.). Считается, что именно поведенческая терапия является основным подходом в лечении аутизма, которое должно быть направлено на коррекцию и обучение социальным и бытовым навыкам, речи, поведению.

Хорошие результаты показывают применение в лечении аутизма музыки, рисования, лепки, игротерапии, логоритмики, общения с животными (лошадьми и дельфинами).

Существующие альтернативные методы лечения аутизма (бесказеиновая диета, хелирование и т. д.) в настоящее время не имеют под собой никакой доказательной базы, а в некоторых случаях могут быть и вредны.

Следует помнить, что за болезнью аутизм стоят серьезные нарушения социальных и эмоциональных контактов с обществом. Без специализированной помощи и медико-психологического сопровождения более чем в 70% случаев возникает инвалидность. Теперь вы знаете, что это за болезнь аутизм, и можете лучше установить контакт с ребенком.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Заметить признаки аутизма у ребенка можно уже в первые годы жизни. Характерным признаком является нежелание идти на контакт, физический или социальный. Вследствие этого затормаживается речевое развитие ребенка, который просто не стремится устанавливать связи с окружающим миром.

Ребенок не проявляет инициативы в общении, избегает зрительного контакта. Для аутистов характерны эхолалии – повторения слов или фраз, что может ошибочно создать впечатление умственной отсталости. Однако на деле умственная отсталость наблюдается лишь в трети случаев, обычно аутисты понимают смысл сказанного.

Аутичный ребенок не стремиться находить общий язык со сверстниками, кажется эмоционально холодным и отрешенным. Аутистов отличает гиперчувствительность к сенсорным воздействиям окружающей среды: свету, звукам, запахам, прикосновениям. Высокая интенсивность воздействий доставляют страдания сродни боли при физических повреждениях.

Аутисты и социум

Аутисты ригидны, им очень сложно приспосабливаться к изменениям. Потому они протестуют против нарушения привычного уклада, сами любят наводить порядок. Они живут по определенному распорядку и требуют от близких его неукоснительного соблюдения.

Аутистам трудно понять посылы других людей, речевые или невербальные. Поэтому они не воспринимают юмор, переносный смысл слов. Значение сказанного принимается дословно.

Во взрослом возрасте интересы аутистов ограничены, включают как правило одну специфическую сферу. В этой сфере они прекрасно разбираются, знают мельчайшие подробности. С другими людьми они могут разговориться по-настоящему только о своих интересах, при этом не обращая внимания на их ответную реакцию.

Аутисты не понимают проблем других людей и сами не обращаются за утешением. Они предпочитают проводить время в одиночестве, предавшись любимому делу. Из-за этого таким людям очень трудно заводить друзей и поддерживать долговременные отношения.

У больных аутизмом нарушены навыки прогнозирования и планирования, за которые отвечают лобные доли головного мозга. Зачастую они элементарно не могут предвидеть развитие событий, что может повлечь за собой опасные для жизни поступки.

Что касается творческой одаренности, существует разновидность аутизма – синдром Аспергера. Люди с этим синдромом отличаются гениальностью в какой-либо изолированной сфере. Очень много среди аутистов художников, музыкантов или научных деятелей.

Аутизм – это специфическое состояние человека, проявляющееся в отсутствии желания общаться с другими людьми.

Дети и взрослые люди, страдающие аутизмом, зачастую не обращают никакого внимания на мнение окружения, отказываются жить по общественным правилам. Но это не их причуда, это лишь следствие изменений в структуре мозга.

Признаки аутизма у взрослых

Среди признаков аутизма можно выделить следующие:

  • реакция на эмоции и поведение окружающих людей частично или полностью отсутствует;
  • стремление уйти от любого контакта – эмоционального, психологического или физического;
  • постоянное выполнение одних и тех же действий, например, зацикленность на датах, вопросах, маршрутах;
  • жесткий распорядок повседневных дел;
  • аутист старается не смотреть в глаза собеседнику, пользуется только периферическим зрением;
  • ограниченный словарный запас, нарушение интонационного ударения слов;
  • минимальная жестикуляция при разговоре;
  • неконтролируемые вспышки гнева, агрессии, отрицания.

Светила медицины пока не могут объяснить причин возникновения данного состояния. Многие соглашаются с утверждением, что аутизм – это психологическое состояние человека, при котором он полностью замыкается в своем мире. Однако эти изменения психики невозможно изменить , как и невозможно заставить человека, больного аутизмом, против воли вступать в эмоциональные связи с другими людьми.

Статистика показывает, что мальчиков-аутистов намного больше, чем девочек. Но именно девочке с данным диагнозом труднее прижиться в обществе и хоть как-то поддерживать видимость нормальности.

Предупреждения об опасности

Аутизм, как известно, заболевание не приобретенное, а врожденное. При возникновении первых опасных признаков родителям следует обращаться за соответствующей медицинской помощью. От этого в дальнейшем зависит успех адаптации ребенка к окружающей среде.

Официально аутизм считается болезнью. Но родители, которые воспитывают таких уникальных детей, предпочитают считать его специфическим состоянием, а не диагнозом.

Аутизм заметен почти с самого рождения, но официально диагноз могут поставить после 2-3 лет.

Самым легко заметный признак аутизма: ребенок не может выполнять несколько дел сразу, а фокусируется лишь на чем-то определенном. Его могут не заинтересовать любимые многими детьми вещи. Например, аутист не захочет смотреть мультфильмы или кушать сладости.

Как определить аутизм у маленького ребенка

  • младенец плохо реагирует на звуки, при этом слышит их;
  • отсутствие улыбки, да и улыбка на других лицах не вызывает у ребенка должной реакции;
  • отводит взгляд, и смотрит «сквозь» говорящего;
  • Не отзывается на свое имя;
  • Любит играть с определенными вещами, а не с живыми людьми;
  • часто повторяет одно действие или фразу;
  • смена обстановки или покупка новых игрушек вызывает массу негативных эмоций;
  • резкие и внезапные действия – крик, плач или смех;

Аутист всегда предпочитает быть сам, сторонится не только взрослых, но и сверстников.

Если вы – молодой родитель, проанализируйте поведение своего малыша. Наличия хотя бы трех признаков из приведенного списка просто обязывает вас обратиться к врачу за консультацией. Ведь чем раньше получится выявить проблему, тем легче будет потом помочь не только ребенку, но и родителям справится с таким непростым состоянием.

Такие дети с особым развитием совершенно не скучают по родителям при расставании, если остаются в привычной для себя обстановке. Ведь для них на первом месте именно вещи и окружающие предметы, а не люди.

Часто аутистов при контакте выдает неправильная речь – односложная и сухая, лишенная эмоциональной окраски. Они не говорят о себе в первом лице, а выбирают второе или третье, или называют себя по имени.

Счастье детей с особенностями развития заключается в пребывании в своем мире с четким правилами и распорядком. Они ходят в одной и той же одежде, каждый день могут есть однотипную пищу, и играть с одной куклой часами. Однотипность и монотонность – вот их идеальный мир.

Встречаются случаи гиперактивности среди аутистов, но чаще это замкнутые и медлительные дети. Иногда они пытаются причинить себе вред – кусаются или царапаются, бьются головой – но эти признаки проявляются не у всех детей.

Люди непосвященные считают детей-аутистов балованными, неконтролируемыми и капризными сорванцами, плохо воспитанными родителями. На самом деле, все обстоит совсем по-другому. Такие дети пытаются при помощи своего поведения ограничить свое общение с внешним миром и людьми, а быть лишь наедине со своим сознанием. Это и есть для них счастье.

Именно поэтому так мало взрослых людей-аутистов создают семьи и заводят детей – это им просто-напросто неинтересно. Ведь у них есть свой особенный мир, в котором им так комфортно оставаться.

Аутизм является диагнозом, вызывающий ужас в глазах каждого родителя после приема у детского психиатра. Изучением аутистических расстройств занимаются уже давно, при этом данная проблема представляет собой одно из наиболее загадочных психических заболеваний. В яркой форме аутизм проявляется в раннем детском возрасте (РДА – ранний детский аутизм), при этом ребенок становится изолированным от собственной семьи и общества.

Что такое аутизм?

Аутизмом называется общее расстройство развития личности с максимальным дефицитом эмоций и сферы общения. Суть болезни кроется в ее названии, которое означает «внутри себя». Человек, страдающий аутизмом, никогда не проявляет вовне свои жесты, речь и энергию. Чаще всего расстройство характерно для детей в возрасте 3-5 лет, тогда ставится диагноз РДА. Для подростков и совершеннолетних характерны только легкие проявления аутизма.

Причины аутизма

Чаще всего дети с РДА физически абсолютно здоровы, никак видимых внешних недостатков у них не проявляется. У матерей беременность протекает без особенностей. У больных малышей строение мозга практически не отличается от нормы. Многие замечают даже особую привлекательность лицевой части у малыша-аутиста. Однако в отдельных случаях другие признаки болезни все же проявляются:

    туберозный склероз;

  • инфицирование матери краснухой в период беременности;

    хромосомные аномалии;

    нарушение обмена жиров – женщины с ожирением имеют высокий риск родить ребенка с врожденным аутизмом.

Все вышеперечисленные состояния отрицательно отражаются на мозге ребенка и способны вызывать аутистические заболевания. Согласно данным исследований, свою роль играет генетическая предрасположенность: при наличии в семье аутиста риск развития болезни увеличивается. Однако достоверные причины аутизма не названы до сих пор.

Каким образом воспринимает мир аутичный ребенок?

Считается, что аутист не способен объединять детали и части в единый образ. Он видит человека как несвязанные руки, нос, уши и прочие части тела. Ребенок с этим психическим расстройством практически не может отличить предметы живой природы от неодушевленных. Помимо этого, все внешние факторы (прикосновения, свет, цвета, звуки) вызывают у него чувство дискомфорта. Ребенок старается ограничиться от окружающего мира и уйти в себя.

Симптомы аутизма

Выделяют 4 главных симптома аутизма у детей, которые проявляются в определенной степени:

    стереотипное поведение;

    нарушение коммуникации;

    нарушения в социальном поведении;

    ранние признаки состояния аутизма (до 5 лет).

Признаки и симптомы аутизма видео:

Стереотипное поведение

  • Выполнение повседневных ритуалов.

Ребенок с аутизмом чувствует себя комфортно лишь в привычной для него обстановке. Изменив маршрут прогулки, распорядок дня или расстановку вещей в помещении, можно добиться агрессивной реакции малыша и ухода его внутрь себя.

  • Зацикленность ребенка на конкретном занятии и невозможность переключиться на другое дело.

Малыш может часами сортировать кубики или строить башни. Вытащить его из этого состояния очень сложно.

  • Многократное повторение движений, которые лишены смысловой нагрузки.

У ребенка-аутиста наблюдаются эпизоды самостимуляции. Они представлены стереотипными повторяющимися движениями, которые малыш использует в непривычной или пугающей обстановке:

    покачивание головой;

    щелканье пальцами;

    хлопанье в ладоши;

    другие монотонные движения.

Характерны страхи, навязчивые идеи. При возникновении пугающей ситуации возможны приступы самоагрессии и агрессии.

Нарушение коммуникации

  • Отсутствие речи (мутизм) или выраженная ее задержка.

Дети с тяжелой формой аутизма не разговаривают. Они используют только несколько слов, чтобы обозначать свои потребности, и употребляют их в одной форме (спать, есть, пить). При появлении речи она не нацелена на восприятие другими людьми и носит бессвязный характер. Ребенок способен часами повторять одну фразу. О себе страдающие от аутизма дети говорят во втором либо третьем лице (Света хочет есть).

  • Аномальный характер речи (эхолалии, повторы).

При ответе на поставленный вопрос малыш повторяет часть фразы или всю ее целиком.

Родитель спрашивает: - Ты хочешь спать?

Ребенок отвечает: - Ты хочешь спать?

    Отсутствует реакция на свое имя.

    Неправильные интонации, слишком тихая или громкая речь.

    Задерживается или не наступает «возраст вопросов».

В отличие от здоровых детей аутисты не тревожат родителей, задавая им сотни вопросов о состоянии окружающего мира. Если такой период и наступает, их вопросы не имеют практического значения и являются однообразными.

  • Нарушения социального взаимодействия.

Скудная, зачастую неадекватная ситуации мимика.

При попытке развеселить больного ребенка он редко улыбается. Зато он может рассмеяться по своим, никому не понятным из окружающих, причинам.

У аутиста лицо обычно маскообразное с редко возникающими гримасами.

  • Резко нарушен или отсутствует контакт глаза в глаза.

Аутист не способен воспринимать образ собеседника целостным, из-за этого зачастую смотрит «сквозь» человека.

  • Жесты применяются только для обозначения нужд.
  • Неспособность к пониманию эмоций окружающих.

Мозг здорового человека работает так, что, взглянув на собеседника, можно с легкостью определить его состояние (гнев, удивление, страх, печаль, радость). У аутиста отсутствуют такие способности.

  • Отсутствие интереса к сверстникам.

Дети, страдающие аутизмом, не играют со своими ровесниками. Они размещаются рядом и погружаются в собственный мир. В толпе детей найти аутического малыша достаточно просто – его окружает «аура» экстремального одиночества. Если страдающий от аутизма ребенок и обращает внимание на сверстников, то воспринимает их как неодушевленные объекты.

  • Возникновение трудностей в играх со знанием социальных ролей и использованием воображения.

Здоровый ребенок быстро учится баюкать куклу, катать машинку, лечить плюшевого мишку. Аутичный малыш не различает в игре социальные роли. Более того, он не способен воспринимать игрушку как целостный предмет. Он может найти колесо у машинки и крутить его в течение нескольких часов подряд.

  • Отсутствие ответа на общение и проявление родителями эмоций.

Ранее считалось, что страдающие аутизмом люди не связаны с родными эмоционально. Но теперь исследования доказали, что уход мамы от ребенка вызывает у него чувство беспокойства. В присутствии семьи ребенок лучше идет на контакт. И становится менее зацикленным на своих занятиях. Разница заключается только в реакции на отсутствие родителей. Аутист проявляет тревогу, не предпринимает действия, направленные на возвращение родителей. Точно определить чувства, которые возникают у него при разлуке, нельзя. Здоровый ребенок сильно расстраивается, зовет маму, если она ушла надолго из поля зрения, плачет.

  • Ранние признаки состояния аутизма у детей.

Болезнь проявляется у детей, как правило, в очень раннем возрасте. Уже к году становится заметно отсутствие реакции на свое имя, улыбки и необычное поведение ребенка. Считается, что в первые три месяца своей жизни аутисты малоподвижны, имеют неадекватные реакции на раздражающие внешние факторы и скудную мимику.

Необычные дети видео

Памятка для родителей

Если Вы заметили сильное проявление истерики у чужого ребенка, значит, этот ребенок может страдать аутизмом или другими психическими расстройствами, поэтому необходимо вести себя предельно тактично.

Уровень интеллекта при аутизме

Подавляющая часть детей-аутистов имеет умеренную или легкую форму умственной отсталости. Причинами этого являются трудности в обучении и дефекты строения мозга. Если заболевание сочетается с хромосомными аномалиями, эпилепсией и микроцефалией, у ребенка отмечается глубокая умственная отсталость. При легких формах психического расстройства и динамическом развитии речи наблюдается нормальный уровень интеллекта, порой даже выше среднего.

Главная особенность аутизма заключается в избирательном интеллекте. Таким образом, дети могут хорошо успевать в рисовании, музыке, математике, но отставать от ровесников по остальным дисциплинам. Иногда встречаются случаи савантизма – явления, когда аутист чрезвычайно одарен в определенной области. Например, савант способен сыграть мелодию, которую слышал лишь единожды, или очень точно нарисовать картину, или запомнить столбики цифр и решать вычислительные операции высокой сложности без дополнительных средств.

Синдром Аспергера

Выделяют особый вид расстройств аутизма, который получил название синдрома Аспергера. Под ним подразумевают легкую форму классического аутизма, проявляющуюся в более позднем возрасте:

    проявление синдрома Аспергера начинается после 7-10 лет;

    уровень интеллекта выше среднего или нормальный;

    речевые навыки ребенка в пределах нормы;

    могут возникать проблемы с громкостью речи или интонацией;

    зацикленность на изучении одного явления или одном занятии (аутист способен часами рассказывать своему собеседнику о том, что никому, кроме его самого, неинтересно, не взирая на их реакцию);

    нарушение координации движений: странные позы, неловкая ходьба;

    эгоцентричность, неспособность идти на компромисс и договариваться.

Большинство людей с синдромом Аспергера при поддержке и правильном воспитании успешно учатся в школе и вузе, устраиваются на работу и создают семьи.

Синдром Ретта

Является тяжелым заболеванием нервной системы, которое связано с нарушением в X-хромосоме и распространено только среди девочек. При аналогичном нарушении мужского плода он становится нежизнеспособным и погибает внутриутробно.

Встречаемость болезни – приблизительно 1:10 000 девочек.

Кроме глубокой аутичности, которая полностью изолирует ребенка от внешнего мира, данный синдром характеризуется следующими особенностями:

    нормальное развитие в возрасте от 6 до 18 месяцев жизни;

    замедление роста головы после шести-восемнадцати месяцев;

    потеря целенаправленных навыков движений руками;

    низкая двигательная активность и плохая координация;

    стереотипные движения руками по типу рукопожатия или умывания;

    потеря речевых навыков.

При синдроме Ретта в отличие от традиционного аутизма часто обнаруживается эпилептическая активность и недоразвитость мозга. При этом заболевании прогноз излечения неблагоприятный. Коррекция двигательных расстройств и аутизма удается с трудом.

Диагностика аутизма

Сначала признаки аутизма замечают родители ребенка. Именно родные раньше всех остальных обращают внимание на нетипичное поведение малыша. Особенно это происходит рано, когда в семье есть другие маленькие дети и есть к кому приравнивать. Чем ранее родители начинают тревожиться по этому поводу и искать специалистов для помощи, тем больше шансов у ребенка с аутизмом вести обычный образ жизни и социализироваться.

Тестирование ребенка с использованием специальных опросников

Диагностика при детском аутизме сводится к опросу родителями и изучению поведения ребенка в привычном для него окружении.

    ADI-R – опросник для диагностики аутизма.

    CHAT – анкета для диагностирования аутизма у маленьких детей.

    ADOS – диагностическая шкала наблюдения аутизма.

    ABC – поведенческая анкета для диагностики аутизма.

Инструментальные методы:

    Проверка слуха у сурдолога – чтобы исключить связь речевой задержки с тугоухостью.

    ЭЭГ – для диагностирования эпилептических приступов (иногда аутизм сопровождается эпилепсией).

    УЗИ головного мозга – чтобы исключить повреждение мозга, способное вызвать характерные симптомы.

Родители и другие люди могут некорректно воспринимать поведение ребенка-аутиста.

Что видит взрослый

Это может быть

  • Забывчивость.
  • Витание в облаках.
  • Неорганизованность.
  • Отлынивание от работы, обязанностей.
  • Непослушание.
  • Манипуляция.
  • Апатия.
  • Лень.
  • Повышенная тревожность.
  • Стресс или реакция на новую ситуацию.
  • Попытка регуляции сенсорных систем.
  • Непонимание чужих ожиданий.
  • Повторяющиеся действия.
  • Ответ на перемены в виде расстройства.
  • Предпочтение однообразию.
  • Сопротивление переменам.
  • Отказ от сотрудничества.
  • Упрямство.
  • Ригидность.
  • Неспособность воспринимать ситуацию со стороны.
  • Попытка сохранить предсказуемость и порядок.
  • Неуверенность в алгоритме выполнения указаний.
  • Мешающее поведение.
  • Невыполнение инструкций.
  • Импульсивность.
  • Желание находиться в центре внимания.
  • Эгоизм.
  • Нежелание слушаться.
  • Провокации.
  • Задержка в обработке поступающей информации.
  • Трудности в понимании общих и абстрактных понятий.
  • Нюхает разные предметы.
  • Трогает различные предметы и вращает их.
  • Не смотрит в глаза.
  • Избегает определенного освещения или звуков.
  • Нежелание слушаться.
  • Плохое поведение.
  • Крайняя зрительная, звуковая, обонятельная чувствительность.
    Сенсорные проблемы.
  • Сенсорные и телесные сигналы нормально не обрабатываются.

Лечение аутизма

Главный вопрос, который возникает при столкновении

с заболеванием аутизма – лечится ли оно? К сожалению - Нет.

От этой болезни лекарства не существует. Нет такого препарата, после приема которого ребенок выходит из своего «мира» и социализируется. Единственный вариант приспособить аутиста к социуму – создание благоприятной среды и упорные ежедневные занятия. Это большой труд педагогов и родителей, всегда приносящий свои плоды.

Особенности воспитания ребенка-аутиста

    Создать благоприятную для обучения, развития и жизни ребенка среду. Неустойчивый распорядок дня и пугающая обстановка тормозят навыки у аутиста и способствуют еще большему его «погружению в себя».

    Воспринимать аутизм как способ существования. Страдающий от этого заболевания ребенок думает, чувствует, слышит и видит по-другому в отличие от большинства людей.

    При необходимости подключить к воспитанию и обучению ребенка логопеда, психиатра, психолога и других специалистов.

Этапы лечения аутизма

    Формирование навыков, требуемых для обучения – в случае, когда ребенок не идет на контакт со взрослым, нужно наладить его. При отсутствии речи следует развить минимальные ее зачатки.

    Устранение неадекватных форм поведения: навязчивостей страха, зацикленности и ухода в себя, самоагрессии и агрессии.

    Обучение наблюдению и подражанию.

    Обучение играм и социальным ролям (играть в доктора, катать машинку, кормить куклу).

    Вырабатывание эмоционального контакта.

Поведенческая терапия аутизма

Наиболее распространенная терапия детского аутизма осуществляется по принципам поведенческой психологии (бихевиоризма). Одна из разновидностей такого лечения – ABA-терапия.

В основе такой терапии лежит наблюдение за реакциями и поведением ребенка. Изучив все особенности конкретного малыша, проводят подбор стимулирующих факторов. Для кого-то таковыми станут любимые блюда, для кого-то – звуки, музыка или одежда. Далее все желательные реакции подкрепляют этим поощрением. Грубо говоря: сделал так, как положено – получи конфетку. По такому принципу возникает контакт с ребенком, закрепляются нужные умения и пропадает деструктивное поведение в форме самоагрессии и истерик.

  • Логопедические занятия

Практически у всех аутистов наблюдаются те или иные проблемы с речью, которые мешают им полноценно общаться с другими людьми. Регулярные занятия вместе с логопедом позволяют наладить правильное произношение, интонацию и подготовить ребенка к получению образования в школе.

  • Выработка навыков самообслуживания и социальных навыков

Характерной проблемой для аутичных детей является отсутствие мотивации к играм и повседневным делам. Их тяжело приучить к поддержанию гигиены, распорядку дня, сложно увлечь. Чтобы закрепить полезные навыки, применяются специальные карточки. На них в подробностях нарисована или написана последовательность действий. Например, встал с постели, оделся, умылся, почистил зубы, причесался и т.д.

  • Медикаментозная терапия

Использование медицинских препаратов при лечении аутизма возможно только в кризисных случаях, если деструктивное поведение мешает ребенку развиваться. Однако не нужно забывать о том, что стереотипные действия, плач и истерики – это также способ общения с миром. Гораздо сложнее выглядит ситуация, когда спокойный малыш-аутист днями не выходит на контакт, сидит бездейственно в комнате, погрузившись в себя. Поэтому давать ребенку успокаивающие и психотропные препараты можно исключительно по рецепту врача.

Существует мнение, что быстрому выздоровлению аутиста способствует безглютеновая диета. Но на сегодняшний день достоверных научных данных о подобных чудесных исцелениях пока нет.

К сожалению, на пике популярности в настоящее время находятся шарлатанские методы лечения заболевания стволовыми клетками, использование ноотропов (глицин и др.), микрополяризация. Вышеперечисленные способы являются не только бесполезными, но и могут представлять угрозу для здоровья. А с учетом особой ранимости аутичных детей вред от такого «лечения» может быть очень серьезным.

Что доктор Комаровский говорит про аутизм?

Состояния, имитирующие аутизм

  • Тугоухость – нарушения слуха различной степени.

У детей с нарушением слуха наблюдается задержка речи различной степени, начиная мутизмом и заканчивая неправильным произношением некоторых звуков. Они слабо откликаются на имя, кажутся непослушными, не выполняют просьбы. Все это напоминает симптоматику аутизма, поэтому родители, прежде всего, обращаются к психиатру. Грамотный врач должен направить ребенка на обследование органов слуха. После подбора слухового аппарата развитие ребенка нормализуется.

  • СДВГ.

Часто синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ошибочно принимают за аутистические проявления. Считается, что признаки этого синдрома наблюдаются у каждого третьего ребенка. Основные симптомы СДВГ: сложности в освоении школьных дисциплин, неусидчивость. Дети не способны длительное время концентрировать свое внимание на одном занятии и ведут себя чрезмерно подвижно.

Отклики СДВГ наблюдаются и у взрослых, которым сложно запоминать события и даты, принимать зрелые решения. Данный синдром необходимо диагностировать как можно ранее и начинать лечение: успокаивающие средства и психостимуляторы в комплексе с занятиями с психологом позволяют скорректировать поведение.

  • Шизофрения.

Длительное время аутизм относили к проявлениям детской шизофрении. Однако в нынешнее время научные исследования доказали, что природа этих заболеваний разная, и они ничем не связаны между собой.

Сравнительно с аутизмом шизофрения как отклонение начинает развиваться в более позднем возрасте. Наблюдается постепенное развитие симптомов болезни. Родители замечают разные странности в поведении ребенка: монологи, уход в себя, навязчивости страхов. В протекании болезни отмечаются незначительные ремиссии с дальнейшим ухудшением состояния. Медикаментозное лечение шизофрении назначает психиатр.

Аутизм у ребенка – это вовсе не приговор.

Никому не известны причины данного заболевания.

Мало кто способен объяснить ощущения аутичного

ребенка при контактах с внешним миром.

Точно известно только одно: при коррекции раннего аутизма,

правильном уходе, занятиях, поддержке педагогов

и родителей дети способны вести нормальную жизнь,

учиться, работать и получать удовольствие.

Аутизм – это расстройство, которое появляется из-за нарушения развития мозга и характеризуется практически полным отсутствием общения и взаимодействия с другими людьми, а также цикличностью действий и очень ограниченными интересами.

Так что такое аутизм простыми словами ? Это заболевание, появляющееся из-за проблем с развитием мозга. Человек, страдающий аутизмом (аутист) мало общается с другими людьми, не полностью осознаёт реальность, повторяется в своих действиях, мало чем интересуется. Таким людям тяжело поддерживать контакт глаз. Аутизм, кстати, не такое и редкое заболевание, которое встречается у многих людей. Оно может возникать в различных формах, в некоторых случаях выражено достаточно слабо и не диагностируется специалистами.

Очень выраженным дефицитом взаимодействия с другими членами социума, нежеланием и неумением строить межличностные связи характеризуется аутизм у ребенка . Дополнительно могут наблюдаться повторяющиеся действия, желание постоянно вновь и вновь упорядочивать предметы по определенному параметру.

Изучен слабо, механизмы его возникновения и причины были определены только по имеющимся связям. Данная болезнь характеризуется изменением во многих областях мозга, но они все еще остаются непонятными для специалистов.

Симптомы. Признаки аутизма у детей.

Симптомы и признаки аутизма проявляются на первом году жизни, но явно выявить их удается только в возрасте двух-трёх лет. Перечислим наиболее распространенные явления:

  • ребенок не может отличать одушевленные и неодушевленные предметы;
  • отсутствует полноценная реакция на различные виды раздражителей, проявляется полное безразличие к ним;
  • прослеживается задержка в развитии;
  • малыш концентрирует свое внимание только на одной игрушке;
  • полное равнодушие к другим детям, ребенок не принимает участие в совместных играх;
  • нет осознания родителей и привязанности к ним.

Причины аутизма.

На данный момент причины появлении аутизма не изучены, специалистам остается только строить версии и проводить исследования. Сейчас известно, что заболевание возникает в результате неких генетических отклонений. Как они появляются и почему развиваются – непонятно.

Среди предрасполагающих факторов выделяются токсические поражения организма во время беременности, серьезные инфекционные заболевания. Генетические отклонения тоже могут увеличить риск развития аутизма у ребенка.

Прогноз.

На данный момент эффективного лечения не существует. Врачи осуществляют только терапию для развития ребенка и налаживания взаимодействия с другими представителями социума. Иногда все манипуляции дают положительный результат.

В ряде случаев выраженность аутизма снижается с возрастом, а у взрослого человека внешние проявления становятся минимальными. Но симптомы могут усугубиться, в результате чего пациент неспособен адаптироваться в обществе. Остается только следить за развитием заболевания и осуществлять терапию.