Некрасов н. а. Н. Некрасов

  • Дата: 21.09.2019

В одной из рукописей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов изображает деревенский пожар. Загорелась барская усадьба.

И было так безветренно,

Как ‹будто› свечка в комнате,

Спокойным, ровным пламенем

И было так безветренно,

Что дым над этим зданием

Стоял прямым столбом.

К горящему дому сбежались крестьяне,- очевидно, из ближайшей деревни. Пользуясь отсутствием ветра, они при желании могли бы без труда погасить это тихое пламя, но среди них не нашлось никого, кто выразил бы такое желание.

То был пожар особенный:

Ведра воды не вылито

Никем на весь пожар!

Как бы сговорившись заранее, крестьяне предпочли воздержаться от тушения пожара и до самого конца оставались пассивными зрителями. Молча, как будто в театре, они смотрели на горящее здание. Конечно, никто из них не осмелился высказать свою радость вслух, но была, говорит Некрасов,

Какая-то игривая

Усмешка чуть заметная

У каждого в очах,усмешка торжества и ликования.

Эти строки, недавно найденные среди рукописей Некрасова, так и не появились при его жизни в печати. Между тем для нас, для читателей, эти строки имеют особую ценность: здесь описывается подлинный случай, происшедший с родительским домом Некрасова. Дом загорелся от неизвестной причины (не от поджога ли?) «в ясную погоду при тихом ветре» и весь сгорел дотла, так как никому из крестьян не хотелось тушить пожар.

«Ведра воды не было вылито»,- сказала мне одна баба».- вспоминает об этом пожаре Некрасов. «Воля божья»,- сказал на вопрос мой крестьянин не без добродушной усмешки».

Дом был большой, двухэтажный. Здесь Некрасов провел свое детство, здесь жили когда-то его отец, мать, братья, сестры; и все же, узнав о пожаре, он обрадовался не меньше крестьян, так как тоже ненавидел этот дом и вместе с крестьянами желал ему гибели.

Казалось бы, как не любить то жилище, где прошло твое раннее детство! Сколько в нашей литературе существует поэтических книг, авторы которых с чувством любви и признательности вспоминают свои детские годы, проведенные в отцовских усадьбах! А Некрасов, глядя на свой родительский дом глазами закабаленных крестьян, отзывался

о нем в своих стихах с отвращением.

Угрюмый дом, похожий на тюрьму,

воскликнул он в одном стихотворении.

И в другом повторил то же самое:

…Я рос в дому.

Напоминающем тюрьму.

Не только отцовский дом был ненавистен Некрасову. Так же враждебно он относился и к отцовскому лесу, и к отцовскому полю, и даже к тому ручью, что протекал по отцовским лугам, ибо на все это он тоже смотрел глазами порабощенных крестьян. В знаменитом стихотворении «Родина», написанном задолго до пожара, поэт радостно приветствовал уничтожение и гибель этих отцовских владений:

И, с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор -

В томящий летний зной защита и прохлада,

И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,

Понурив голову над высохшим ручьем…

Этот бор, эти нивы и пастбища, этот барский дом со всевозможными службами, среди которых были и конюшни, и псарня, и флигель для крепостных музыкантов, этот темный, тенистый сад с великолепными дубами и липами – все это принадлежало старинному роду Некрасовых. Здесь лето и зиму безвыездно проживала семья поэта. Здесь слушал он нянины сказки, здесь звучали песни его матери, о которых он с таким умилением вспоминал до конца своих дней, здесь семилетним мальчиком он начал писать стихи. Почему же такою страстною ненавистью возненавидел он эту родную усадьбу? Почему не жалобой, а каким-то победным весельем звучат его строки о том, что ее уже нет:

Сгорело ты, гнездо моих отцов!

Мой сад заглох, мой дом бесследно сгинул.

Либеральные авторы жизнеописаний Некрасова, стремившиеся изобразить его кротким «печальником горя народного», объясняли такие стихи жалостью к несчастным крепостным, которых в этой самой усадьбе жестоко обижал его отец. Но в том и заключается историческая заслуга Некрасова, что он ни разу не сделал порабощенный народ предметом этой оскорбительной жалости, не унизил ни его, ни себя какими бы то ни было «гуманствами», а полностью отождествил себя с ним и стал выразителем его боли и гнева. Стихами Некрасова впервые в истории заговорили о себе сами народные массы, пробуждавшиеся к революционному действию. Поэт с детства научился смотреть на помещиков глазами крепостных «мужиков». Их-то настроения и сказались в его стихах о сгоревшей отцовской усадьбе; их настроениями насыщено все его творчество. Вспомним, что было сказано Лениным по поводу письма Белинского к Гоголю, когда контрреволюционные публицисты пытались уверить, будто настроения масс не оказывали никакого влияния на прогрессивные идеи писателей.

«…Может быть,- писал Ленин,- по мнению наших умных и образованных авторов, настроение Белинского в письме к Гоголю не зависело от настроения крепостных крестьян? История нашей публицистики не зависела от возмущения народных масс остатками крепостнического гнета?»

То же «настроение крепостных крестьян», возмущенных и «крепостническим гнетом», и «остатками крепостнического гнета», выразилось в поэзии Некрасова. Зависимость некрасовского творчества от настроений трудящихся масс и сделала его народным поэтом. Некрасов понял, что его задача не в том, чтобы скорбеть о порабощенном народе и сокрушаться о его печальной судьбе, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свою поэзию его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением его мыслей и чувств.

В ту пору на Украине был такой же народный поэт, который за несколько лет до Некрасова явился выразителем тех же народных стремлений и чувств,- Шевченко. Но Шевченко и сам был крестьянином, сам испытал на себе весь гнет крепостничества, а Некрасов, взращенный в прадедовском дворянском гнезде,- какую колоссальную работу должен был он произвести над собою, какую страшную ломку должен был пережить, чтобы сделать «мужицкие очи» своими и научиться глядеть на каждое явление тогдашней действительности – и на самого себя – этими «мужицкими очами»!

Здесь основное отличие Некрасова от всех других русских поэтов той эпохи. Жалеющих народ было много, но говорить от лица народа, от лица пробудившихся к протесту трудящихся масс умел в ту пору один лишь Некрасов.

В его поэзии народ постоянно выступает судьей, выносящим суровые приговоры врагам.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» перед этим грозным судьей предстают всевозможные Последыши, Оболт-Оболдуевы, Глуховские, Шалашниковы, Фогели. В «Железной дороге» – злодей Клейнмихель со всеми своими приспешниками. В «Размышлениях у парадного подъезда» – «владелец роскошных палат». Некрасов клеймит и казнит его именно от лица той «оборванной черни», которую этот сановник довел до обнищания и гибели.

Историко-революционные поэмы

Творчество Некрасова в 1868--1877 годах отличалось удивительным разнообразием. В это время он пишет лирические стихотворения, историко-революционные поэмы «Дедушка», «Русские женщины», «Современники» и, наконец, величайшую эпопею народной жизни «Кому на Руси жить хорошо».

Работая над поэмами «Дедушка» и «Русские женщины», Некрасов стремился ни в чем не отступать от исторической правды, и в то же время каждый исторический факт или событие получали в его произведениях определенное истолкование.

Поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины» (1871- 1872) - поэма о женах декабристов, участников восстания на Сенатской площади Петербурга в 1825 году. Обращаясь к прошлому, Н.А.Некрасов размышлял и о современности. В героинях декабристской эпохи Некрасов искал и находил черты, которые объединяли их с русскими женщинами 60-70 годов XIX века.

Основная черта характера некрасовских декабристок - высокое гражданское самосознание, определяющее программу жизненного поведения. Их смелое решение последовать за мужьями в глухую сибирскую ссылку - подвиг во имя любви и сострадания, но и во имя справедливости. Это общественно значимый поступок, это вызов злой воле, открытое противоборство высшей власти. Поэтому столь психологически достоверен кульминационный эпизод второй части поэмы: княгиня Волконская в миг долгожданной встречи с мужем целует прежде его каторжные цепи.

В работе над поэмой Некрасов опирался на исторические источники. Это в известной мере обеспечивало фактическую достоверность повествования, хотя поэт не располагал всей полнотой сведений, необходимых для документально точного воспроизведения событий, да и не стремился к такой точности. Главным для него были идейно-эмоциональное содержание и художественная выразительность воссоздаваемых ситуаций, эпизодов, высказываний персонажей.

Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей -- «Княгиня Трубецкая» (1871) и «Княгиня М. Н. Волконская» (1872).

В первой Некрасов воссоздал характер мужественной женщины, всецело разделяющей взгляды своего мужа-декабриста, которая, преодолевая множество трудностей -- сопротивление родителей, препятствия, чинимые властями,-- в конце концов добивается права быть вместе со своим избранником. Она знает, что в основе поступков ее мужа лежала пламенная любовь к родине:

О, если б он меня забыл

Для женщины другой, В моей душе достало б сил

Не быть его рабой! Но знаю, к родине любовь

Соперница моя, И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ: любыми средствами удержать ее и не разрешить последовать за мужем. Губернатор говорит княгине о тех ужасах, которые ожидают ее в пути и на каторге, о том, что она должна «отречение подписать» от всех прав, имущества и стать «женщиной простой». Но ничто не остановило отважную женщину:

Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

Трубецкая убеждена, что она должна быть рядом с мужем, что она сумеет помочь ему, поддержать в трудную минуту:

Я гордость, гордость в нем спасу,

Я силы дам ему!

Две части поэмы - «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н.Волконская» - соотносятся по принципу контрастного тождества. Посвященные сходным событиям, они написаны в разных тональностях, различаются по жанровым и стилистическим качествам. Романтический строй повествования о Екатерине Трубецкой позволяет подчеркнуть монолитность характера героини, красоту ее деяния. Вторая часть, построенная как семейные воспоминания, как рассказ бабушки, обращенный к внукам (подзаголовок - «Бабушкины записки»), передает, по существу, то же событие, но увиденное иначе. Тон повествования неспешный, задушевный и доверительный, лишь в самых напряженных эпизодах поднимающейся до высоких патетических интонаций. Именно такой тон рассказа, простой и естественный, с особой силой высвечивал человеческое содержание исторического деяния героини и ее подруг, о которых в не вошедшем в окончательный текст эпилоге «Княгини Трубецкой» Некрасов сказал:

Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Пленительные образы русских женщин, созданные великим поэтом, по праву признанным певцом женской доли, не утрачивают своей привлекательности, своего живого обаяния для новых и новых поколений читателей.

«Кому на Руси жить хорошо»

Начиная с 1863 года и до самой смерти Некрасов работал над главным произведением своей жизни -- поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Поэт рассказывал журналисту П. Безобразову: «Я задумал изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» -- произведение огромного масштаба. Ее с полным основанием можно назвать «энциклопедией крестьянской жизни.

Как герои русских народных сказок, отправляются в путь семь мужиков в надежде найти счастливого человека, «кому живется весело, вольготно на Руси». Такой сюжет позволил поэту раскрыть перед читателем все многообразие пореформенной жизни России, провести его через разорённые деревни и сельские ярмарки, познакомить с представителями различных сословий: с крестьянами, помещиками, духовенством,-- показать беспросветно тяжелый мужицкий труд, нищету и убогость деревенской жизни.

Множество людей повстречали мужики во время своего путешествия и каждого спрашивали, каково живется ему. Не нашли они счастливых среди духовенства, "не нашли и среди помещиков. Не было их и среди крестьян.

Эту поэму можно назвать поэма- эпопея, потому что в нем широко представлены картины жизни пореформенной России.

Эта поэма писалась 20 лет. Некрасов хотел представить в ней все социальные слои: от мужика-крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.

Конечно, крестьянская тема занимает главное место в произведении, а вопрос, который мучает автора, звучит уже в заглавии: «кому на Руси жить хорошо».

Некрасова тревожит мысль о невозможности жить так, как жила Россия того времени, о тяжелой крестьянской доле, о голодном, нищенском существовании мужика на Русской земле в этой поэме Некрасов, как мне показалось, вовсе не идеализирует крестьян, он показывает нищету, грубость и пьянство крестьян.

Каждому, кто встречается на пути, мужики задают вопрос о счастье. Так постепенно из отдельных рассказов счастливцев складывается общая картина жизни после реформы 1861 года.

Чтобы полнее и ярче передать ее. Некрасов вместе со странниками ищет счастливого не только среди богатых, но и в народной среде. И перед читателем возникают не только помещики, поп, зажиточные крестьяне, но и Матрена Тимофеевна, Савелий, Гриша Добросклонов

А в главе «Счастливые» изображений и соленений народа передается наиболее реалистично. Один за другим на зов являются крестьяне: их слушает «вся площадь людная». Однако никого из рассказчиков мужики не признали.

Эй, счастье мужицкое!

Дырявое, с заплатками,

Горбатое с мозолями…

Прочитав эти строки, я сделала вывод о том, что народ во всей России беден и унижен, обманут своими бывшими хозяевами и царем.

Положение народа отчетливо рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне- странники: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Знобишино, Горелово.

Так в поэме ярко изображается безрадостная, бесправная, голодная жизнь крестьянства.

Описание природы в поэме так же дается в неразрывном единстве с жизнью крестьянина. В нашем воображении возникает образ земли, лишенной жизни, - «ни зелени, ни травки, ни листа»

Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя. С особой, трогающей душу силой звучит этот мотив в описании деревни Клин «селенья Незавидного»:

Что ни изба-с подпоркою

Как нищий с костылем:

А с крыш солома скормлена

Скоту. Стоят, как остовы,

Убоги дома.

Ненастной поздней осенью

Так смотрят гнезда галочьи,

Когда галчата вылетят

И ветер придорожные

Березы обнажит

Так же описывается и село Кузьминское с его грязью, училищем «пустым, забитым наглухо», избой, «в одно окошечко». Одним словом, все описания-это убедительное свидетельство того, что в жизни крестьянина по всей России «бедность, невежество, мрак».

Однако образы особенных крестьян таких, как Савелий-богатырь, Матрена Тимофеевна помогают судить о том, что Русь–матушка полна духовности. Она талантлива.

Некрасов Николай Алексеевич - известный русский писатель, поэт, а также публицист, создавший множество уникальных и интересных литературных шедевров. В нашей статье вы сможете познакомиться со списком лучших произведений этого автора.

Поэмы

Кому на Руси жить хорошо

«Кому на Руси жить хорошо» - поэма, написанная в 1866 году. В ее сюжет заложено повествование о далеком путешествии семерых крестьян, отправившихся на поиски по-настоящему счастливого и довольного всем человека. Действие книги происходит после полной отмены крепостного права, за счет чего люди «вздохнули» по-новому. По задумке автора поэма должны была состоять из 8 частей, но Некрасову удалось разделить ее лишь на 4. Стиль написания - трехстопный ямб.

чтение книг развивает мозг и расширяет кругозор

Дедушка Мазай и зайцы

«Дедушка Мазай и зайцы» - знаменитая поэма, созданная в 1870 году. В ней рассказывается о небольшой деревне Малые Вёжи, расположенной в самой глубине Костромской области, в которой проживает старый дед Мазай. Во время весеннего половодья эти места превращаются в своего рода «Венецию», из-за чего лесных зверькам, а особенно зайцам достаточно тяжело перемещаться и добывать себе пищу. Мазай был добрым и чутким человеком, поэтому он решил прийти на помощь беззащитным животным и спасти их от гибели.

Русские женщины

«Русские женщины» - это сборник поэм, написанный в 1872 году, который посвящен женам декабристов. Отважные и храбрые женщины не побоялись трудностей, они отправились за своими мужьями в сибирскую ссылку. Это произведение учит людей быть преданными, верными и честными, несмотря ни на что.

Мороз, Красный нос

«Мороз, Красный нос» - уникальная и даже можно сказать таинственная поэма Николая Некрасова, опубликованная в 1864 году. В данном произведение применяется прием прототипов, то есть под видом «мороза-воеводы» автор описывает тяжелый крестьянский труд, любовь, смерть и переживания народа, страдающего от голода в те сложные для всей страны времена.

Железная дорога

«Железная дорога» - одна из самых известных поэм Николая Алексеевича Некрасова, опубликованная в 1864 году. В произведении описывается грандиозное строительство железной дороги, соединившей крупные города России. Рассказ ведется от первого лица. Автор едет в поезде и слышит разговор важного генерала со своим сыном о том, как создавалась железная дорога, по которой они едут. Чиновник солгал сыну, но рассказчик не выдерживает и рассказывает мальчугану правду о том, что эта дорога была построена ценой жизнью нескольких сотен невинных русских мужиков.

Мертвое озеро

«Мертвое озеро» - поэма, созданная в 1869 году. Несмотря на свое таинственное и загадочное название, здесь описывается жизнь русского общества 19-го века. Главными героями произведения являются аристократы, дворяне, помещики, купцы, известные на то время актеры и даже воры и преступники. Во время чтения книги читатель полностью погружается в ее атмосферу и ощущает на себе «все прелести» той жизни.

Три страны света

«Три страны света» - поэма, созданная Некрасовым в 1849 году совместно с писательницей Панаевой Авдотьей Яковлевной. В основу сюжета заложено путешествие молодого дворянского сына Каютина, который решил объехать всю Русь. Он проложил 2 маршрута: от Новой Земли (архипелаг в Северном Ледовитом океане) до Каспийской равнины, от Новгородской земли до Аляски. Как же пройдет его необычное путешествие? Об этом вы сможете узнать после прочтения поэмы.

Генерал Топтыгин

«Генерал Топтыгин» - шуточная поэма Николая Алексеевича Некрасова, написанная в 1873 году, незадолго до смерти писателя (в 1877 году). Действие произведения разворачивается на ярмарке одного провинциального городка. На мероприятия такого рода обычно съезжались артисты и скоморохи со всей страны. Один из них выступал вместе со своим дрессированным медведем, на котором была одета зеленая фуражка, очень похожая на генеральскую. Власти города посчитали это оскорблением высоких чинов и немедленно выгнали артиста. Чем же закончилась эта история? Вы сможете это узнать после того, как прочтете поэму.

Зеленый шум

«Зеленый шум» - поэма, опубликованная в 1863 году. Данное произведение было создано после того, как Некрасов побывал на Украине. Вернувшись назад он был настолько впечатлен красотой местной природы и колорита жителей той страны, что тут же приступил к созданию необыкновенного литературного шедевра.

Петербургский ростовщик

«Петербургский ростовщик» - поэма, опубликованная в 1867 году. В основу ее сюжета заложен рассказ о ростовщике Лоскуткове, занимающегося выдачей денежных ссуд, а также его дочери Елизавете. Девушка влюбилась в местного дворянина и красавца, пользующегося большой популярностью у женщин, которого звали Налимов Иван Федорович. Молодой человек тоже обращает внимание на Елизавету и просит ее руки у отца. Но Лоскутков за это требует с него денег. Налимов придумывает хитроумный план, чтобы проучить жадного папашу. Как же он это сделает?

Рыцарь на час

«Рыцари на час» - необычная лирическая поэма Некрасова, которая была опубликована в 1873 году. В данном произведении автор под видом мужественного рыцаря описывает крестьянское общество, борющееся с буржуазией того времени. В один прекрасный момент у рыцаря начинается бессонница, он решает выйти на улицу и просто пройтись, ощутив свежий воздух (олицетворение свободы), великолепные пейзажи (красоты России) и виды полуразрушенной бедной деревни (прообраз крепостных крестьян).

Осенняя скука

«Осенняя скука» - лирическая поэма, созданная в 1873 году. Действие произведения разворачивается в маленькой деревушке Ласуковке. Помещику стало очень скучно одним глухим осенним вечером, и он решил немного развлечься, придумав для своих подданных самые нелепые и смешные поручения. Какими они были? Об этом можно узнать только в книге.

классическая литература полезна каждому, кто хочет стать более образованным и эрудированным

Стихотворения

Мужичок с ноготок

«Мужичок с ноготок» - стихотворение Некрасова, написанное в 1856 году, в котором повествуется о непростой деревенской жизни многодетной семьи, имеющей лишь одного кормильца - отца. Мужчина работает день и ночь, чтобы прокормить своих детей и жену. Однажды он вместе с шестилетним сынишкой отправляется в лес рубить дрова. Несмотря на то, что мальчик очень мал для этого занятия, он с радостью помогает папе.

Размышления у парадного подъезда

«Размышления у парадного подъезда» - стихотворение, написанное в 1858 году. Действие сюжета начинается у парадного подъезда одного из престижных и статных домов крупного города. Здесь всегда собирается много знатного и простого народа: купцы, влиятельные чиновники, богатые вельможи, а также крестьяне и простые рабочие граждане. Автор дает читателю шанс «подслушать» о том, что говорят главные герои, что они обсуждают, находясь у парадного входа.

Саша

«Саша» - стихотворение, опубликованное в 1855 году. В нем рассказывается о роскошной и беззаботной жизни девочки Саши - дочери влиятельных на тот момент помещиков. Родители не могут налюбоваться на свою дочку, всячески лелеют ее и беспрекословно исполняют каждое ее желание. Саше исполняется 16 лет. Ей становится интересна другая жизнь, где нет чрезмерной опеки родителей и няни. Она хочет вырваться на свободу. Получится ли это у нее?

В дороге

«В дороге» - стихотворение, которое было написано в 1865 году. В нем рассказывается о поездке главного героя на повозке. Дорога предстояла дальняя, а значит скучная и нудная, поэтому он решает поговорить с ямщиком, который с удовольствием поведает историю своей жизни. Так завязывается достаточно смешная и неказистая беседа. О чем же говорили герои произведения? Вы сможете узнать, прочитав данное стихотворение.

Школьник

«Школьник» - стихотворение, созданное Некрасовым в 1856 году. Здесь рассказывается о простом крестьянском мальчике, который так любил учиться, что решается отправиться на учебе в город. Мальчишка вырос в довольно бедной семье, поэтому он очень переживает примут ли его в городской школе, не выгонят ли оттуда. Что же получится у мальчугана? Об этом можно узнать в данном произведении.

О погоде

«О погоде» - стихотворение, написанное в 1858 году. Здесь разбирается тема страданий бедного малоимущего народа 19 века, причем не только тех, кто жил в деревнях и селах, но и людей, проживающих в Санкт-Петербурге. Много человек в те времена умирали с голода и от болезней прямо на улицах великого города. Автор пытается разоблачить лживых чиновников, думающих только о «толщине» своего кошелька.

А тройка все летит стрелой

«А тройка все летит стрелой» - стихотворение, написанное в 1867 году, в котором описывается разгульная дворянская жизнь. После очередного праздного застолья компания отправляется кататься по полям на тройке лошадей. Главный лирический герой, наблюдая за происходящим вокруг, описывает красоты природы и восхищается ими.

С этим также читают

Вышеперечисленные книги, написанные Николаем Алексеевичем Некрасовым, являются самыми лучшими и уникальными, но есть такие, к которым читатели проявляют не меньший интерес. К ним можно отнести:

  • «Медвежья охота»;
  • «Суд»;
  • «Тишина»;
  • «Современники»;
  • «Горе старого Наума»;
  • «Недавнее время»;
  • «На Волге»;
  • «Кабинет Восковых фигур»;
  • «Коробейники»;
  • «Дедушка»;
  • «Актер»;
  • «Забракованные»;
  • «Феоклист Онуфрич Боб, или муж не в своей тарелке»;
  • «Юность Ломоносова»;
  • «Ванька»;
  • «Вор»;
  • «Выбор»;
  • «До сумерек»;
  • «Нравственный человек»;
  • «Двести уж дней»;
  • «Твои права на славу очень хрупки»;
  • «Мать»;
  • «Молебен»;
  • «Мать касатиком сына зовет»;
  • «Княгиня Трубецкая»;
  • «Княгиня Болконская»;
  • «Крещенские морозы»;
  • «Не торопись мой верный пес»;
  • «Несжатая полоса»;
  • «Огородник»;
  • «Первый шаг в Европу»;
  • «Плач детей»;
  • «Поэт и гражданин»;
  • «Пчелы»;
  • «С работы»;
  • «Скачу как вихорь из Рязани»;
  • «Современная ода»;
  • «Тройка»;
  • «Ты всегда хороша несравненно»;
  • «Папаша»;
  • «Признание»;
  • «В больнице»;
  • «В полном разгаре страда деревенская»;
  • «Ветер что-то удушлив не в меру»;
  • «Вчерашний день, часу в шестом»;
  • «Дома - лучше»;
  • «Живя согласно с строгою моралью»;
  • «Забытая деревня»;
  • «Колыбельная песня»;
  • «Новый год»;
  • «Памяти Белинского»;
  • «Подражание Шиллеру»;
  • «Развенчан нами сей кумир»;
  • «Орина мать солдатская».

В этой статье вы узнали о самых интересных, необычных и популярных литературных произведениях Николая Алексеевича Некрасова. Каждая его книга наполнена болью, страданиями и переживаниями крестьян, живших в 19 веке в России. Автор очень чутко и с уважением относился к этим людям, поэтому и решил посвятить такое количество стихотворений и поэму на данную тематику.

Произведения Некрасова занимают видное место в отечественной литературе. Значение его творчества состоит в том, что он ввел в поэзию просторечные обороты, фольклорные высказывания, язык крестьян. До него никто не решался сочетать элементы элегии и лирики с острой сатирой. Поэт своим новым приемом обогатил русскую лирику и оказался огромное влияние на современных ему литераторов.

Поэмы

Произведения Некрасова написаны в самых различных жанрах. Однако широкому читателю наиболее известны его поэмы, которые подробно изучаются в школе в средних и старших классах. Самое известное сочинение автора в данном жанре - «Кому на Руси жить хорошо». Над самой главной книгой своей жизни автор работал несколько лет - с 1860 по 1870 год.

Действие поэмы происходит после отмены крепостного права в нашей стране. Сюжет сочинения повествует о путешествии семерых крестьянских мужиков по русской земле в поисках счастливого человека.

Произведения Некрасова в лиро-эпическом жанре написаны простым и понятным языком. Например, сочинение «Мороз, Красный нос» отличается легким стихом, понятным сюжетом и драматизмом в изображении тяжелой жизни крестьян.

О природе

Об истории и русском народе

Другие книги поэта посвящены судьбам представителей разных сословий. Рассмотрим некоторые из них.

"Русские женщины" Эта поэма посвящена описанию путешествия жен ссыльных декабристов в Сибирь. Поэт восторгается мужеством этих женщин и тем упорством, с каким они преодолели выпавшие на их долю препятствия.
"Рыцарь на час" Некоторые темы произведений Некрасова связаны с его философскими размышлениями о смысле жизни. В указанной поэме автор размышляет о судьбе и смерти. Он вспоминает свою мать и хочет осмыслить пройденный жизненный путь, пытаясь понять, почему со временем потерял свои юношеские иллюзии.
"Крестьянские дети" Эта поэма посвящена описанию жизни деревенских ребят. Поэт любуется их наивностью, радостью и с горечью пишет о том, что рано или поздно им придется терпеть все жизненные трудности, связанные с их низким социальным статусом.

Эти произведения являются ключевыми в его творчестве.

Известные стихотворения

Трудно сказать, какое произведение Некрасова является лучшим и знаковым в его творчестве. Каждое его стихотворение имеет немалую художественную и социальную значимость.

В нижеприведенной таблице указаны лишь некоторые стихи поэта. На самом деле их намного больше.

Название Краткая характеристика
"А тройка все летит стрелой..." Это произведение представляет собой описание бега русской тройки по полям. Лирический герой любуется открывшимся красивым видом, а также восхваляет труд пахаря.
"Внимая ужасам войны" Данное стихотворение посвящено матерям погибших героев. Поэт пишет о том, что эти женщины больше всего переживают за безвременно ушедших солдат.
"Несжатая полоса" Это одно из наиболее известных стихотворений поэта, посвященное описанию крестьянского труда. Автор описывает тяжелые условия, в которых живет и трудится простой деревенский работник.
"Однажды, в студеную зимнюю пору..." Данное стихотворение посвящено описанию встрече и разговору лирического героя с крестьянским мальчиком в лесу. Автор тепло описывает труд этого ребенка, который в силу тяжелых условий жизни вынужден работать, как взрослый.
"Размышления у парадного подъезда" Данное произведение носит обличительный характер. Поэт критикует представителей дворянского сословия, которые не обращают внимания на бедность и нужды народа.

Итак, народ в произведениях Некрасова занимает важное место: многие сочинения поэта посвящены описанию тяжелого крестьянского труда и невыносимых условий жизни простых работников.

Пьесы

Некрасов писал не только прозу и поэзию, но также попробовал себя в драматургии. Его перу принадлежит ряд оригинальных водевилей, которые отличались новаторским подходом.

Название Краткая характеристика
"Актер" Данная пьеса посвящена трудовым будням театрального артиста, который пытается отстоять перед начальством свое право на человеческое достоинство и честь. Театральная среда была очень хорошо знакома поэту, поэтому произведение получилось правдоподобным.
"Петербургский ростовщик" Это довольно забавный водевиль, чем-то напоминающий "Скупого" Мольера. Главный герой произведения - жадный и алчный ростовщик, который думает только о деньгах и готов заплатить ради них даже счастьем дочери.
"Осенняя скука" Пьеса посвящена будням помещика, который ради развлечения дает слугам самые нелепые распоряжения.

Итак, Некрасов пробовал себя в самых разных жанрах, однако наиболее известны его стихи и поэмы.

Романы

Эти книги считаются недооцененными критиками и читателями, хотя, несомненно, заслуживают внимания и упоминания. Книга "Мертвое озеро" - это философский роман, повествующий о тяжелой жизни населения деревни.

Озеро олицетворяет темные стороны человеческого существования: здесь происходят убийства, преступления. Однако финал сочинения хороший - новый хозяин изменяет природу и заставляет ее служить на пользу человека.

Произведения Некрасова показывают многогранность его таланта: он с одинаковым успехом писал и поэзию, и прозу. Роман "Три стороны света" - это книга, посвященная путешествию простых людей по России.

Поэзия Н. всегда тяготела к эпосу. Написал 11 поэм.

В1855 – «Белинский» - в то время имя Белинского было под запретом. Опубликовали в 1859 без подписи в «Полярной звезде».

1855 «Саша» - о девушке, духовное становление которой происх на глазах читателя. В ней противопоставляется единство интеллкутуально-духовного и телесного немощности, бледности интиллигента Агарина. состоит из 4 главок. Попытка нарисовать героя времени Льва Агарина и проанализировать степень его влияния на восприимчивое молодое сознание Саши. Поэма написана четырехстопным дактилем, распределенным на двустишия. Это новшество для поэм. Поэма ориентирована на романный жанр. Романная панорамность, свобода, вариативность, плюс опора на традицию. Поэма написана в старой балладной форме (тынянов)

В центре ее - проблема формирования демократических убеждений у представителей передовой молодежи. Сюжет поэмы, строится на истории взаимоотношений Агарина и молодой девушки Саши, дочери небогатых соседей либерального помещика. Герой поэмы не выдерживает суровых жизненных испытаний, наступивших после 1848 г. в период “мрачного семилетия, и отходит от былых свободолюбивых взглядов. Агарин органически включается в типологический ряд “лишних людей”. Ему противопоставлена Саша с ее стихийной жаждой новой жизни. Показательно для позиции автора, что поэма названа именем не героя, а героины, что создавало определенный контраст с романом Тургенева “Рудин”, опубликованным впервые одновременно с“Сашей” в журнале “Современник” (1856, № 1).

В 60е Некрасова волнует особенно волнует проблема большой формы – она актуализируется в жанре поэмы. Народная тема – Коробейники 1861 и Мороз, красный нос 1864.

«О погоде» 1859 – первая часть, 1865 – вторая. Физиология Петербурга в стихах. Отсутствие цельности. Эпизоды из жизни улиц с оттенком горькой иронии. Темы Достоевского – скорбная жизнь и не менее скорбная смерть бедного чиновника (глава Утренняя прогулка), немотивированная жестокость человека (избиение лошади из главы «До сумерек»), ад большого города (Сумерки). Принцип панорамной композиции со сквозным героем-рассказчиком.

Поэма «Несчастные» (1858). В лице сосланного за необычное преступление Крота Некрасов, отчасти, вывел Достоевского. Убил любимую из ревности.Стих прост, картины конкретны, лаконичны. Каторжники желали чтобы их сокамерник поскорее отмучался и умер, крот сказал «нет в вас бога!»

1857 Тишина – православно-христианские мотивы. Картины родины, увиденные вернувшимся на родину путешественником. «Убогий храм». Поэт осознавал народность нашего православия.

«Коробейники» (1861) мало серьёзны по содержанию, но написаны оригинальным слогом, в народном духе. Некрасов соединяет лирический сюжет поэмы- историю любви деревенской девушки Катерины к коробейнику Ване - с широким кругом явлений тогдашней русской жизни.


В 1863 году появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова - «Мороз, Красный нос». Это - апофеоз русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип «величавой славянки». Поэма рисует только светлые стороны крестьянской натуры. По общему складу к «Морозу Красному Носу» примыкает раньше написанная прелестная идиллия «Крестьянские дети» (1861).

Народная жизнь в ней изображена более всесторонне, образ русской крестьянки, стал здесь воплощением лучших черт национального характера. Эпиеское изображение народной жизни в первой части поэмы, когда конкретный бытовой случай - смерть крестьянина, поднимался в авторском повествовании до уровня события большого эмоционально-эстетического значения, органически сочетался со второй частью, где внешних событий совсем немного, но зато заметно усиливается лирическое начало (внутренний монолог Дарьи, авторские лирические отступления и т.д.). Особенно интересен в сон умирающей Дарьи. Нередко используемая в литературе форма сна давала возможность Некрасову создать представление о здоровых основах народной жизни. Яркие, колоритные картины радостного крестьянского труда объясняли, как мог сформироваться тип “величавой славянки”: Некрасов воспел труд как основу жизни.

36. "Народные" поэмы "Коробейники", "Мороз, Красный нос": особенности поэтики, авторская позиция.

«Коробейники», написанная в 1861 году. Главным ее достоинством явилась народность, раскрытая поэтом со многих сторон. Уже само посвящение: «Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды, Костромской губернии)» - задает тон повествованию. «Коробейники» - о крестьянах и для них; Некрасов мечтал о времени, когда народ будет грамотным и стане читать хорошие книги.

Это эпическая поэма, охватывающая многие стороны народной русской жизни. «Царь дурит - народу горюшко! Точит русскую казну, Красит кровью Черно морюшко, Корабли валит ко дну». Как видим, в поэме отразились и события русско-турецкой войны. В «Коробейниках» слышится подлинно народное отношение к этому кровавому событию.

поэма дает и эпические картины русской жизни с зарисовками помещичьего быта, с массовыми крестьянскими сценами. История о Титушке-ткаче, «Песня убогого странника», пропетая на одной томительной рыдающей ноте с однообразным припевом, органично входят в состав поэмы, которая все время как бы растет изнутри, «обрастая» новыми и новыми эпизодами. Не случайно в основу ее заложен сюжет - путешествие, дающий возможность широко и всесторонне охватить русскую народную жизнь. «Эй вы, купчики-голубчики, К нам ступайте ночевать!» Ночевали наши купчики, Утром тронулись опять. Полегоньку подвигаются, Накопляют барыши.

Некрасов не идеализирует народную жизнь. Она скудна и сурова, порой драматична. В темном лесу от рук лихого лесника гибнут коробейники. Коробейники отпрянули, Бог помилуй - смерть пришла! Почитай что разом грянули Два ружейные ствола. Без словечка Ванька валится, С криком падает старик... " Это уникальная поэма. В самом ее ритме заложен песенный мотив.

Поэт предпринял и второй беспримерный шаг: на свой счет он напечатал поэму в серии "Красные книжки" и распространял ее в народе через коробейников - торговцев мелким товаром."Коробейники" - поэма-путешествие. Бродят по сельским просторам деревенские торгаши - старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька. Перед их любознательным взором проходят одна за другой пестрые картины жизни тревожного пореформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской провинциальной действительности. Все, что происходит в поэме, воспринимается глазами народа, всему дается крестьянский приговор. О подлинной народности поэмы свидетельствует и то обстоятельство, что первая глава ее, в которой торжествует искусство некрасовского "многоголосия", искусство делать народный взгляд на мир своим, вскоре стала популярнейшей народной песней - "Коробушкой". Главные критики и судьи в поэме – не патриархальные мужики, а "бывалые", много повидавшие в своей страннической жизни и обо всем имеющие собственное суждение. Создаются колоритные живые типы "умственных" крестьян, деревенских философов и политиков. Некрасов поднял в поэме вопрос о народном языке и стиле применительно к большому жанру поэмы- концепция некрасовской народности.

Коробейники наживаются на обмане народа, в финале возмездие настигает их в лице лесника, который олицетворяет природные стихии.

"Мороз, Красный нос"

1863 г. Поэма «Мороз, Красный нос». У поэмы сказочное название, хотя это вовсе не сказка, а скорее печальный рассказ о судьбе русской женщины Дарьи, чью жизнь и смерть символизируют судьбу народа. Некрасов хотел проникнуть во внутренний мир народной жизни, хотел постигнуть логику народного сознания. Сюжет отражен в названиях частей поэмы: «Смерть крестьянина», «Мороз, Красный нос».

I часть. Смерть крестьянина Прокла повергла в горе всю семью - он был единственным кормильцем. Описывается обряд похорон. В этой части поэмы нет ярких красок - горе от потери кормильца показано в буднично-серых тонах. На первом плане образ Дарьи, вдовы Прокла, красивой и сильной славянки. Некрасов не жалеет красок, добавляя штрихами особенности ее характера. В ее образе воплощены национальные черты русской женщины («Коня на скаку остановит, // В горящую избу войдет»).

II часть посвящена внутреннему миру Дарьи. Замерзая в лесу, она погружается в сновидение. По сравнению с первой частью меняется изображение пейзажа. Лес ослепителен в лучах зимнего солнца. Мороз, живое существо, хозяин леса, помогает Дарье уйти от страшной жизни. Дарья видит во сне свою счастливую жизнь с Проклом. Мечтает о будущем, в котором виден идеал крестьянского счастья. Финал трагичен - Дарья замерзает и расстается с жизнью. Но смерть в изображении Некрасова прекрасна и поэтична.

Поэма обращалась к проблемам народности. Центральное событие "Мороза" - смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи. Идея семьи как зерна. Исполненная страданий жизнь крестьянина заставляет его отказаться от исконных обычев. Могилу роет отец, что не соответсв русским обычаем – значит накликать на себя смерть. Так некрасов показал скорую смерть отца.

Сквозь бытовой сюжет просвечивает у Некрасова эпическое событие. Показывая семью в момент драматического потрясения ее устоев, авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Этот яркий портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Мороз-воевода- вносит в поэму элемент сказочной фантастики.

Образ смерти – заглавие «смерть крестьянина», символика белого цвета – «и бы не белей ее щек надеты на ней в знак печали из белой холстины платок», «пушисты и белы ресницы», «в сверкающий иней одета» - знаки ее будущей смерти.

Теплые земные тона (солнышко, травы, поле) относятся к прошлому или будущему, которые уже недоступны Дарье.

Архетипическая оппозиция дом-лес реализуется в поэме как неизбежное движение от семейного счастья к могиле, от жизни к смерти, от «жаркого леса» в обьятья «мороза-воеводы».

К горю крестьянской семьи по-народному прислушивается в поэме природа: как живое существо, она отзывается на происходящие события, вторит крестьянским плачам суровым воем метелицы, сопутствует мечтам народным колдовскими чарами Мороза.

В тяжелом несчастье домочадцы менее всего думают о себе. Никаких претензий к миру, никакого озлобления. Горе отступает перед всепоглощающим чувством жалости и сострадания к ушедшему человеку вплоть до желания воскресить Прокла ласковым, приветливым словом: Сахарны уста раствори!

Мечтая о свадьбе сына, она предвкушает не свое счастье только, а счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу как к живому, радуется его радостью.

В поэме "Мороз, Красный нос" Дарья подвергается двум испытаниям. Два удара идут друг за другом с роковой неотвратимостью. За смертью мужа ее настигает собственная смерть. Однако и ее преодолевает Дарья. Преодолевает силой любви, распространяющейся у героини на всю природу: на землю-кормилицу, на хлебное поле. И умирая, больше себя она любит Прокла, детей, крестьянский труд на вечной ниве:

И Дарьюшка долго смотрела,

От солнца рукой заслонясь,

Как дети с отцом приближались

К дымящейся риге своей,

И ей из снопов улыбались

Румяные лица детей...

37. Жанровое своеобразие, проблематика и система образов поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Сам Некрасов называл поэму эпопеей современной крестьянской жизни . Каковы бы ни были конкретные социальные реалии, они непременно возводятся к общему, фольклорному началу. Некрасов прибегает к архаизованным формам: такое вступление, как пролог, характерно для древней и средневековой литературы. Сказочность пролога, когда семь крестьян-правдоискателей решаются пуститься в великое путешествие по Руси, мотивирована реальной социальной необходимостью: познать пореформенную Русь во всех проявлениях ее нового бытия. Вопрос о счастье, вынесенный в заглавие поэмы - это вопрос не столько благополучия, материального довольства, сколько внутренней гармонии и миропорядка.

Главный вопрос поэмы: Кому жить любо-весело/ вольготно на Руси? Распадение единых законов общей жизни всего более коснулось простого народа- поэтому его проблемы и его мера счастья вынесены в центр поэмы. Эпичность повествования не исключает причастности авторского тона ко всему изображаемому.

Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово.

В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. В условиях крепостного права каждый из них сумел спасти живое сердце. Каждый из них воплощает лучшие крестьянские качества: Яким Нагой- достоинство и гордость за свое сословие, за всех униженных и обиженных; Ермил Гирин- честность и совестливость, позволившие ему заслужить народную любовь; Савелий-непокорность духа; Матрена- неукротимая сила душевного протеста против обстоятельств, способность победить, преодолеть их, сохранив дом и семью. Представителем всех несчастных и счастливых в поэме является сын дьячка села Вахлачина Гриша Добросклонов. Его бесспорное счастье- в выборе доли народного заступника, готовящей ему суровое испытание в будущем и причисляющей его к избранным- к тем, кто должен напомнить о Христе.

Замысел был следующий. Согласно ему поэма должна была заканчиваться на пессимистической нотке (7 правдоискателей, не найдя счастливого, возвращаются домой и видят пьяницу, который утверждает, что счастлив), но закончил оптимистически. Эту поэму называют народная поэма т.к. герои поэмы пытаются разрешить вечный для народа вопрос. Это вопрос о счастье. Поэма имеет фольклорную основу. Начало напоминает сказочный зачин. Характерная цифра 7 (для фольклора). Здесь идет смешивание сказочного и реального. Самая фольклорная часть это глава посвященная крестьянке. Поэма о всеобщем кризисе.

Композиционная форма, которая избирается Некрасовым – это форма путешествия. Образная система поэмы строится по принципу контраста: 1) Противопоставление – крестьяне и помещики; 2) крестьяне и холопы.

7 странников это обобщающий образ, им не дана портретная характеристика. В их роли мог быть любой человек. С самого начала странники не соглашаются с приниженным пониманием счастья. Можно отличить динамику темы счастья, т.е мнение их меняется. В прологе заключена формула поисков.

1 гл.- «Поп». Рассказ о попе строится таким образом, что мы узнаем о жизни не только этого попа, но и поповского сословия в целом. Узнаем о прошлой и настоящей жизни (до отмены крепостн. права и после). Показано отношение крестьян к поповскому сословию. Оно всегда высмеивалось. Их называли «жеребячья порода». Крестьяне слагают о них балагурные сказки о попах. Особо высмеивается попадья и дочь попа. В конце рассказа поп приходит к выводу, что счастливым его не назовешь. (Раз бедны крестьяне с них податей не возьмешь). Счастье для него богатство, сытость. «Деревни наши бедные/ А в них крестьяне хворые/ Да женщины печальницы/ С таким трудом копейками/ Живиться тяжело!» Некрасов не просто противопоставляет в поэме жизнь верхов жизни низов. Он подчеркивает, что попы по-своему тоже счастливы. Они как и другие сословия оказались после реформы 1861г. в состоянии кризиса.

гл – «Пьяная ночь». Старуха, которая говорит о том, что «мне старший зять ребро сломал/ середний зять клубок украл/ полтинник был замотан в нем/ А младший зять все нож берет/ Того гляди убьет, убьет». Счастлива она тем, что еще живая. Довольствуется малым счастьем.

гл – «Счастливая». О несчастье несчастливых людей. Тоже приниженное счастье. Дьячок уволенный, солдат хромой безглазый, вернулся домой с войны. В этой главе представлены все возрасты, положения и состояния несчастной мужицкой жизни. В результате крестьяне делают вывод, что же такое крестьянское счастье: «Эй, счастие мужицкое!/ Дырявая с заплатами/ Горбатая с мозолями/ Проваливай домой.

гл – «Помещик». Все сословие представлено Оболтом Оболдуевым. Это помещик, крепостник, деспот: «Закон – мое желание/ Кулак – моя полиция!» Странники приходят к выводу, что помещик тоже не счастлив. Отмена крепостного права не принесла счастья ни тем, ни другим. Начиная с этой главы Некрасов постоянно подчеркивает, что народ – это единственно здоровая сила.

гл – «Крестьянка». Матрена Тимофеевна Корчагина. Рассказ в этой главе ведется от лица героини. Ее сравнивают с Катериной из «Грозы». 1часть жизни (до замужества) была счастливая: «Мне счастье в девках выпало/ У нас была здоровая непьющая семья». 2часть (после замужества) несчастливая: «С девичьей холи попала прямо в ад». Про мужа, сына, про Демушку, как стала губернаторшей. Часть главы «Крестьянка» - это рассказ о Савелии богатыре святорусском. Возникает тема богатырства русского народа. Савелий гордится своей свободой, тем, что он клейменный, да не раб. Это приближает нас к ответу кому на руси жить хорошо. Матрена человек стойкий, который выдерживает все. В конце вывод о женском счастье « Не дело между бабами/ Счастливую искать».

гл «Доброе время, добрые песни». Частью этой главы явл. часть, которая называется «Пир на весь мир» - эта часть имеет символичное звучание: 1) Значение – праздничное застолье; 2) Духовное пробуждение крестьян. Роль поэта в утверждении народного счастья – «О сеятель приди» Роль поэта – это один из сеятелей. В этой главе звучит мысль о том, что к счастью народ придет сквозь страдания. Некрасов утверждает, что народное счастье, это счастье для всех. Часть – «Доброе время, добрые песни». Гриша Добросклонов в одной из песен отвечает на вопрос, что такое счастье: «Доля народа/ Счастье его/ Свет и свобода/ Прежде всего». Сам народ под руководством революционно-демократической интеллигенции должен добиться своего счастья – революция. Русский народ достоин счастья, которое возможно при условии его политическое сознательности и организованности.

38. Поэтическое новаторство Н.А. Некрасова в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

Новаторство поэмы “Кому на Руси жить хорошо” проявлялось во всех компонентах текста, в том числе и в стихе поэмы, который сочетал фольклорные и литературные традиции. В художественную систему поэмы органически включается мир устного народного творчества. Нет ни одного фольклорного жанра, который так или иначе не отразился бы в некрасовской поэме (волшебная и бытовая сказка, былины, песни, причитания, пословицы, поговорки, загадки). Но поэт использует богатейший фольклорный материал не слепо, не механически; он подчиняет его своему идейно-художественному заданию, порою переосмысляет те или иные его мотивы и образы.

Особенности поэмы в том, что даже сюжет ее типичен для былин, легенд и сказок: путешествие в поисках счастливого. Всю поэму, в целом, можно рассматривать как народную быль. Кроме внесения в поэму диалектизмов и простонародной речи, необходимо отметить одну ее важную особенность: многожанровость. В поэме есть и сказочные элементы: (скатерть-самобранка), песни, легенды ("Легенда о двух великих грешниках", "Крестьянский грех"), загадки, прибаутки и т. д. Необходимо отметить еще одну важнейшую особенность поэмы - здесь Некрасов особенно широко вводит народную речь, то есть самую грубую прозу. Но это важнейшее достижение Некрасова, это то, к чему поэт стремился всю жизнь: язык и стих синтезированы, проза, соединяясь с поэзией, образует новую форму.

Это «эпопея современной крестьянской жизни», все соц реалии возводятся к фольклорному былинному началу. Пролог – вступление – характерно для древней и средневек литры. Сказочность пролога- 7 крестьян пускаются к путешествие по Руси,мотивирована соц необходимостью познать пореформенную русь.