В каких случаях обособляются обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и существительными с предлогами

  • Дата: 17.10.2019

Обособление обстоятельств определяется, в первую оче­редь, общими условиями. Однако немалое значение имеют частные и дополнительные условия. С учетом различных условий можно выделить три группы обособленных обсто­ятельств:

1) деепричастия;

2) распространенные обстоятельст­ва;

3) уточняющие обстоятельства.

1. Обстоятельственная функция является основной для деепричастия . Различные взаимоотношения дееприча­стий с глаголом-сказуемым создают оттенки времени, усло­вия, уступки, причины, цели. Деепричастие, выполняя функ­цию обстоятельства, как правило, не утрачивает значения процесса, что является основой добавочного высказывания, элементарного сообщения. Эта особенность деепричастия как специфической глагольной формы сама по себе является усло­вием обособления, независимо от наличия пояснительных слов и от положения в тексте.

Например:

Мать остановилась, задыха­ясь, приложила руки к груди (М.Г.);

Вернувшись в гостини­цу, Лопатин лёг в постель, так и не поев в этот день (Сим.);

Зайцы, спасаясь от лыжников, путали сложные петли (Пауст.)

Единственной причиной необособления деепричастия слу­жит утрата глагольного значения действия. Она наблюдается, во-первых, во фразеологических единицах, имеющих застыв­шую форму деепричастного оборота, но обозначающих при­знак действия.

Например:

Своим делом он занимался спустя рукава, потому что больница всё ещё строилась (М.-С);

Мы сломя голову неслись по глубоким ухабам и выбоинам (А.С)

Во-вторых, не обособляются одиночные деепричастия со зна­чением качественной характеристики действия, близкие по семантике к качественным наречиям или предложно-падеж-ным формам существительного.

Задание :

Сравните:

Яков Артамонов шёл не торопясь, сунув руки в карманы (М. Г.) - шёл неторопли­во;

Мать бежала не оглядываясь и рыдала на бегу (Гл.) - бежала без оглядки;

Листва берёз висит не шелохнувшись (Пауст.) - висит неподвижно, без движения

Здесь наблюдается частичный контекстуальный переход деепричастий в на­речия.

2. Распространенные обстоятельства при необычном расположении относительно определяемого слова (как правило, глагола-сказуемого) обособляются. Это наблюдается в позиции перед сказуемым, в абсолютном начале или в конце предложения, а также в случае дистантного (разъе­диненного другими словами) расположения относительно главного члена предложения. Обособляются обстоятельства со значениями причины, условия, уступки, времени.

Например:

Вот мы свернули налево и кое-как, после многих хлопот , добрались до скудного приюта, состоявшего из двух саклей (Л.);

Паро­ход стал двигаться осторожнее, из боязни наткнуться на мель (Купр.);

Ольга Николаевна, при всём своём уме , иск­ренне верила в то, что после объяснения они станут друзьями (Ш.)

Для обособленных обстоятельств данной группы характерно употребление отвлеченных существи­тельных, которые служат ядром добавочного сообщения (см.: хлопоты, боязнь, ум). Показателями соответствующих об­стоятельственных значений служат предлоги (причинные от, из, за, из-за, ввиду, благодаря; условные при, в случае; уступительные вопреки, несмотря на, невзирая на; времен­ные по, после, перед, во время и др.).

3. Обособление уточняющих обстоятельств вызывается совершенно иными условиями, чем для рассмот­ренных ранее членов предложения. При наличии двух обсто­ятельств одного разряда, поясняющих одно и то же слово, по отношению друг к другу они не равноправны. Одно из них не­посредственно поясняет определяемое слово, а другое связано с этим словом через посредство первого обстоятельства и уточ­няет его значение.

Например:

Коврин приехал к Песоцким вечером, в десятом часу (Ч.) - обстоятельство времени в де­сятом часу поясняет, уточняет другое обстоятельство - вече­ром; в то же время оба они определяют глагол-сказуемое при­ехал (приехал вечером, приехал в десятом часу)

Отношение уточнения составляет основу добавочного высказывания, за­ключенного в обособленном обстоятельстве. Нужно подчерк­нуть, что само по себе наличие двух обстоятельств одинаково­го разряда не предопределяет обособления одного из них. Только значение уточнения, реализуемое говорящим намеренно, обусловливает обособление.

Например:

На дру­гой день, часу в первом , Литвинов отправился к Осининым (Т.) - в этом контексте два обстоятельства могли бы состав­лять единую обстоятельственную группу без отношений уточ­нения (на другой день часу в первом)

Уточнение обычно заключается в том, что обособленное об­стоятельство сужает, ограничивает объем понятия, обозначен­ного уточняемым членом.

Например:

Там, в вышине , уже светило летнее солнце (Пауст.);

Направо, прямо из-под колёс тележки , бежал вниз обрыв (В.);

Не особенно давно, весною прошлого года , один мой приятель показывал мне довольно дико­винную вещицу (Купр.)

Как правило, обособленные уточняю­щие обстоятельства имеют значение пространственное или временное.

1.3.2.2.7.4 «Обособленные дополнения»

Дополнение по своей сущности является второстепен­ным членом предложения, очень тесно связанным семантиче­ски с поясняемым глаголом, т. е. оно не обладает первым из общих условий обособления (возможность смыслового выде­ления). Те конструкции, которые в грамматике принято на­зывать обособленными дополнениями, представляют собой ограничительно-выделительные обороты с различными зна­чениями - объектным, субъектным или даже обстоятельст­венным.

Например:

Я купил всё, кроме тетради ;

Вернулись все, кро­ме Пети ;

Бываю здесь всегда, кроме субботы ;

Не бывал нигде, кроме Москвы

С дополнением эти конструкции сход­ны лишь по форме - существительное в форме косвенного падежа.

Условием обособления является ограничительно-выдели­тельное значение оборота, которое представляет собой основу добавочного высказывания.

Задание :

Сравните:

Прибежали все, включая со­седа . - Прибежали все, в том числе прибежал сосед

Ука­занное значение выражается с помощью предлогов кроме, по­мимо, вместо, включая, исключая, наряду с и др.

Например:

Русские литераторы-дворяне, за исключением всеведавшего Алек­сандра Пушкина , не обратили внимания на фольклор, край­не богатый драматическим материалом (М. Г.);

Кроме рек , в Мещорском крае много каналов (Пауст.)

Сравнительные обороты

Специфика этого вида обособленных конструкций проявляется как в значении, так и в оформлении; особыми являются и условия обособления их.

Сравнение, уподобление как специфическое значение обо­рота настолько сильно и ярко, что перекрывает, затемняет свойственные тем или иным членам предложения значения (признака, обстоятельства). Тем самым затрудняется отнесе­ние сравнительного оборота к определенному типу второстепенных членов предложения. Более целесообразно видеть в нем в первую очередь именно сравнительный оборот как осо­бое синтаксическое явление - оборот со значением признака предмета, признака действия и др.

Например:

Чёрные, как смола , тени легли на траву (А. Т.);

Даже в больших городах в это время становится тихо, как в поле (Пауст.)

Значение признака предмета или действия выражается благодаря уподоблению их (предмета, действия, состояния и пр.) другим по качеству, количеству и т. д. Значение сравнительного оборота зависит от того, с каким словом он связан. Но надо иметь в виду, что сравнительный оборот, как правило, соотнесен не с одним членом, а с двумя или с предикативной основой предложения вцелом (ср.: чёрные как смола - тени как смола; тихо как в поле - в больших городах как в поле ).

Наиболее яркими формальными показателями сравни­тельного оборота являются специальные служебные слова сравнительные союзы (как, будто, словно, как будто, точно идр.).

Например:

Сзади, точно исполинский костёр, горел лесной, склад (Купр.);

Травинки стелются по дну и постоянно шевелятся, как живые (Сол.);

Но вдруг обледенелые деревья вспыхивали жёлтым огнём, и часто, будто молотом по железной палубе, начинали бить зенитки (Пауст.)

При формах сравнительной степени качественных прилагатель­ных и наречий употребляется оборот с союзом чем; такой обо­рот выражает сопоставление.

Например:

Надо понять - изучение людей труднее, чем изучение книг, написанных о людях (М. Г.)

Кроме союзов, сравнительный оборот может оформляться с помощью предлогов, имеющих сравнительно-уподобитель­ное значение (вроде, наподобие, подобно идр.).

Цель : углубить понятия о синтаксической роли деепричастий и деепричастных оборотов, повторить морфологию глаголов и деепричастий, суффиксы деепричастий;
дальнейшее развитие навыка видеть в тексте предложения с обособленными определениями и приложениями, умение выделять их интонацией и знаками препинания;
повторение правописания не с причастием, -н - и -нн - в причастии, производных предлогов.

Ход урока.

1 . Обособить: (запись на доске)

  1. выделить из общего, создав особое от других положение;
  2. в грамматике: интонационно выделить какой-нибудь смысловой отрезок внутри предложения.

С.И.Ожегов

Мы продолжаем эту тему, закрепляя изученное об обособленных приложениях и определениях и подробнее останавливаясь на обособленных обстоятельствах, понимая важность интонационного и смыслового выделения данных оборотов и еще большую необходимость правильной постановки знаков препинания в предложении.

2. На доске проверяются фрагменты д/з (используются тестовые задания по русскому языку. Автор А.Б.Малюшкин, Москва 2007, издательство «Сфера»).

1) Первый ученик вносит в таблицу правильные ответы к тестам.

№ 1 2 3 4 5 6
Ответы 3 1 2 4 1 1

а) объясняется написание не с прилагательным и причастием,
б) делается разбор по составу слова связанными,
в) объясняется задание №3 и дается характеристика предложения №2

(повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством).

2) Второй ученик дает ответы на задания № 4,5,6,

а) объясняет написание -н-, -нн- во втором задании,
б) делает разбор слова по составу сохранился и разбор данного слова как части речи.

3. В это время происходит работа с классом.

а) Вспоминается общий характер обособления второстепенных членов, которые, как правило, обозначают какое-либо добавочное действие, какой-нибудь дополнительный признак.
б) Обособленные второстепенные члены свойственны прежде всего книжной речи. Они очень широко применяются в художественной литературе.
в) Ученики приводят примеры из текста домашнего задания: (знаки препинания и пропущенные буквы) проставляют ученики:

Текст .

1. На ковре сц шившись и выбрасывая ноги молча катались Паниковский и Балаганов.

2. Они побр ли по улицам блед ые разочарова ые отупевшие от горя. 3. Бендер шел позади всех опустив голову и машинально мурлыча. В глубине под навесом желтела «Антилопа». На трактирном крыльце сидел Козлевич. Сладостно отдуваясь он вытягивал из блюдечка горячий чай. Он блаженствовал.

Адам!- сказал великий комбинатор останавливаясь перед шофером. - У нас ничего не осталось. Мы нищие, Адам! Примите нас! Мы погибаем.
Козлевич встал. Командор униже ый и бедный стоял перед ним с непокрытой головой. Светлые польские глаза Адама Казимировича забл стели от слез. Он сошел со ступенек и поочередно обнял всех антилоповцев.
-Такси свободен!- сказал он глотая слезы жалости. - Прошу садиться.
Паниковский плакал закрыв лицо кулачками и шепча:
- Какое сердце! Честное, благородное сердце! Какое сердце!

Вопросы :

Указать все обособленные члены предложения, расставив знаки препинания.
Назвать произведение и его автора.
С какой целью И. Ильф и Е. Петров используют обособленные члены?
(Они помогают писателям в экономной форме подробно живописать предмет)
Объяснить правописание слов с пропущенными буквами.

4. Обратимся к текстам А.С Пушкина и М.Горького.

Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную...

б) М.Горький в повести «Детство» описывает бабушку:
«Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня...» Автор, используя обособленные члены предложения, подчеркивает главную мысль - бабушка для Алеши была самым чудесным человеком. Это она разбудила его, спрятанного в темноте, и вывела в свет.
Учащиеся на слух определяют обособленные члены предложения (кто больше успеет назвать их) и делают вывод о необходимости использования в текстах художественной литературы.

5. Возвращаемся к тексту И.Ильфа и Е.Петрова.

а) На доске делается схема к 3 предложению и дается его характеристика.
Определяется, что при одном сказуемом могут быть два деепричастных оборота, т.е. два обособленных обстоятельства.
Как в таком случае ставятся знаки препинания?
(В этом случае запятая между обособленными обстоятельствами, соединенными союзом и , не ставится).

б) Такие случаи следует отличать от предложений, в которых обособленные обстоятельства относятся к разным глаголам-сказуемым:
обращаем внимание на таблицу (она у каждого ученика на парте как раздаточный материал) пункт №3, читаем предложение.

Обособление обстоятельств

Обособляются

Не обособляются


1. До и после главного слова - глагола-сказуемого

а) выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами

б) выраженные существительными с предлогом

в) выраженные существительные с предлогами ввиду, вследствие, во избежание, вопреки, согласно, благодаря и др. при значительном распространении и интонационном выделении

а) представляющие собой устойчивые обороты

2. После глагола-сказуемого

а) одиночные деепричастия, имеющие значения наречия

б) тесно связанные со сказуемым

в) выраженное деепричастным оборотом и входящее в группу однородных членов с наречием

Различайте!

однородные члены - обособленные обстоятельства

однородные члены - сказуемое

Он тихонько переоделся, сменив рабочий костюм, и сев к столу, раскрыл какую-то книгу. (Н.О.)

Здесь у нас однородные члены-сказуемые. Следовательно, и знаки препинания будут стоять иначе. Обратим внимание на схему данного предложения в таблице.

  1. Почему перед союзом и стоит запятая?
  2. Почему ее нет во втором примере?

6. Продолжается работа с таблицей обособленных обстоятельств.

  1. Об обособлении каких обстоятельств мы еще не говорили?
    (Обстоятельства, выраженные существительным с предлогом. Левая колонка).
  2. Какими предлогами? (производными).
  3. Что такое производный предлог? (Самостоятельная часть речи, утрачивая свое лексическое и морфологическое значение переходит в служебную).
  4. Примеры (Кто быстрее приведет?).
  5. В чем разница в написании: в течение - в течении; навстречу - на встречу;
    насчет - на счет; в продолжение - в продолжении; вследствие - в следствии.

7. Работа по учебнику с. 145, прим. №2.

Какие еще предлоги могут использоваться при таком обособлении?

Выполняется упр. №333, с. 147.

8. Составить предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными существительным с предлогом, и использовать данные слова как самостоятельные
части речи:

  1. вариант - (в)следствии...
  2. вариант - благодаря.

9 . Всегда обособляется обстоятельство уступки с предлогом несмотря на.

Несмотря на все мои страдания, я никак не мог уснуть.

10. Обособление остальных обстоятельств зависит от стилистических задач.

Особенно часто обособляются обстоятельства причины (ввиду, благодаря, вследствие), условия (при наличии, при отсутствии), уступки (вопреки).

11 . После этого продолжаем работать с таблицей в разделе «Необособленные обстоятельства»

Каковы условия необособления данных обстоятельств?

а) Обстоятельство представляет собой устойчивый оборот, т.е. фразеологический оборот.

Находим примеры предложений и читаем их.

Назвать известные вам фразеологические обороты (какой ряд выполнит быстрее это задание).
(Слушать развеся уши; броситься очертя голову; отвечать не мудрствуя лукаво; кричать не помня себя; слушать разинув рот;...)
- Составить по одному предложению, используя любой фразеологический оборот, и записать так, как показано в таблице.

б) Одиночные деепричастия наречного значения или, как раньше называли, наречия.

Обратим внимание на их место в предложении.

(они стоят после сказуемого, отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении?).

в) Работаем с примечанием учебника на с. 145 (вверху).

Назвать такие наречия.
(Сидя, лежа, стоя, молча, шутя, нехотя и т.д.)

Эти слова прочно перешли в наречия. При одиночном употреблении они не обособляются, их можно заменить наречиями-синонимами. Например, говорит не торопясь - медленно; отвечал нехотя - вяло.

Помощником здесь может быть интонация. Перед наречием и после него нет паузы, а после обособленного деепричастного оборота пауза соблюдается.
- Данное правило подтверждается на примере упражнения №326.

г) Отрабатывается третий случай из таблицы (б).

Это одиночные деепричастия, стоящие также после сказуемого в конце предложения и являющиеся обстоятельствами образа действия, к ним тоже можно подобрать синонимы. Смотрим примеры таблицы.
- Заменить наречие деепричастием и составить предложения:

  1. в. Молнии непрерывно сверкали (не переставая).
  2. в. Туча медленно надвигалась (не спеша).

12. Викторина.

Задание №1.

Объясните, почему не обособляются деепричастия в следующих предложениях:

а) Затем странный человек не торопясь обошел нижние палубы. (Кат.) б) Швейцар решил идти не спеша. (Пауст.) в) Повертелась лиса к курятника и ушла несолоно хлебавши.

а) одиночное деепричастие ближе к наречию, как бы сливается со сказуемым;
б) не спеша - наречие;
в) является фразеологизмом.

Задание №2.

Перестройте предложения так, чтобы обособленные обстоятельства стали необособленными:

1.. Стиснув зубы, они продолжали работать. 2. Низко опустив голову, она вышла из комнаты. 3. Он продолжал сидеть, твердо намереваясь закончить работу.

Задание №3.

Составьте по предложению с фразеологизмами, указав, какие их них обособляются:

Сломя голову, спустя рукава, держа курс на что-либо, не долго думая, принимая во внимание. (по рядам по одному примеру).

Задание №4.

Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов: 1.Выехав в открытую степь, их застал буран. 2. Читая повесть, перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания.

13 . Тестовые задания (прилагаются). Подводится итог усвоения нового материала на уроке. Ответы записываются учениками на доске. Для проверки происходит обмен тетрадями.

Тест.

1. Укажите неверные утверждения.

  1. Обособленные члены предложения выделяют­ся по смыслу при помощи интонации в уст-­
    ной речи и при помощи знаков препинания в письменной речи.
  2. Всегда обособляются определения, относящие­ся к личному местоимению.
  3. Всегда обособляются приложения с союзом как.
  4. Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире.
  5. Всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.
  6. Уточняющими могут быть только второстепен­ные члены предложения.

2. Найдите предложения с обособленными определениями (зна­ки препинания не расставлены).

  1. В небе ярко блестели небрежно насыпанные звезды.
  2. Ожил лес покрытый дымкой молодой зелени.
  3. Заросшая проселочная дорога жалась к реке.
  4. Весенней негой утомлен я впал в невольное забвенье.
  5. Утомленный штормом капитан спустился в свою каюту.
  6. Облачная и туманная мартовская ночь окутала землю.

3. В каком примере не нужно обособлять одиночное определение?

  1. Незримый ты мне был уж мил.
  2. За синими морями забытый он угасал один.
  3. Облетевший тополь серебрист и светел.
  4. Плачет бедная без устали она.

4. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.

  1. Остров затянулся туманом - серой неподвиж­ной мглой.
  2. Из-за угла вышел Федька, наш молодой ре­жиссер.
  3. Капитан артиллерии, Максимов кладет телефонную трубку.
  4. Юрию, как уроженцу юга, было трудно при­выкнуть к климату Арктики.

5. Все знают Александра Блока, как гениального поэта.

  1. Найдите предложения, в которых неправильно обособлен деепричастный оборот.
  2. Мир осинам, что раскинув ветки, загляделись в розовую водь.
  3. Напившись чаю, перед рассветом я выходил на охоту.
  4. В окно весело играя, заглядывал юный солнечный луч.
  5. Вон, покинув звездный хоровод, на трубе сидит звезда-красавица.

6. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять оди­ночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).

  1. Прощаясь молодые люди раскланивались.
  2. Отец не оборачиваясь кивнул головой.
  3. Дядя смотрел на бабушку прищурясь.
  4. Мальчик вздрогнув уронил ложку.

7. Найдите предложение, в котором не нужно обособлять вы­деленное обстоятельство.

  1. Там на шахте угольной паренька приметили.
  2. На той стороне за рекой запевал соловей.
  3. Мы жили тогда в Мещерских лесах в деревне .
  4. Поворачиваются за солнцем в течение долго­го дня почти все цветы.

14 . Словарная работа.

Отрабатывается задание №11 (тесты) слово маневр (франц. - manouere, лат. - manuopera от manus «рука» и opera «дела».)
Маневрировать - ловко и хитро действовать, обходя неприятности; передвижение войск с целью нанести удар противнику.

15. Мини-диктант (распределить по столбикам) .

Расстеливши, расстилающаяся, рассчитавший, не рассчитав.
Какие правила орфографии являются общими для объяснения написания этих слов.

16 . Перестроить предложения так, чтобы в них были все возможные случаи обособления.

1 ряд. 2 ряд. 3 ряд.
Небольшой лесок Цвели фруктовые Собака испугалась
пересекала, петляла деревья и наполняли и громко залаяла.
между деревьями воздух пьянящим
тропинка. ароматом.

17 . Переделать предложение в сложное, заменив предлог несмотря на союзом несмотря на то что.

Несмотря на хорошую погоду, в тот день нам удалось пройти немного.
(В тот день, несмотря на то что погода была хорошая, нам удалось пройти немного).

18. Найти обособленные обстоятельства в стихотворении А. С. Пушкина.

Что можем наскоро стихами молвить ей?
Мне истина всего дороже.
Подумать не успев, скажу: ты всех милей.
Подумав, я скажу все то же.

19. Это интересно.

1. Вспомните строки из басни И.А Крылова «Рыбья пляска»: Тут, старосту лизнув Лев милостиво в грудь..., отправился в дальнейший путь. Это редкий случай, когда подлежащее заняло совершенно необычное для себя место - разместилось внутри деепричастного оборота.

2. По воле автора деепричастный оборот может быть отнесен и не к глаголу. Вот отрывок из стихотворения Леонида Мартынова: Рукава, острова... Это - дельта речная! Вот она какова, вечереть начиная! Однако это не норма, а свойство индивидуального авторского стиля.

3. Вдумайся в предложение! Он морщил лоб, не в силах понять написанное.
Ни под один известный вам вид обособления оно не подходит. Оказывается, это «осколок» деепричастного оборота будучи не в силах, в котором деепричастие играло лишь вспомогательную роль и потому исчезло без ущербы смыслу.

20 . Подводится итог урока.

  1. Что нового об обособлении обстоятельств вы узнали сегодня на уроке?
  2. Что вызвало затруднения?

На последующих уроках мы продолжим данную тему.

§1. Обособление. Общее понятие

Обособление - способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание. По сравнению с обычными, необособленными членами предложения обособления обладают большей самостоятельностью.

Обособления различны. Различаются обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Главные члены предложения не обособляются. Примеры:

  1. Обособленное определение: Мальчик, заснувший в неудобной позе прямо на чемодане, вздрогнул.
  2. Обособленное обстоятельство: Сашка сидел на подоконнике, ёрзая на месте и болтая ногами.
  3. Обособленное дополнение: Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника.

Чаще всего обособляются определения и обстоятельства. Обособленные члены предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной - пунктуационно .

§2. Обособленные определения

Обособленные определения делятся на:

  • согласованные
  • несогласованные

Ребёнок, заснувший у меня на руках, внезапно проснулся.

(согласованное обособленное определение, выраженное причастным оборотом)

Лёшка, в старой куртке, ничем не отличался от деревенских ребятишек.

(несогласованное обособленное определение)

Согласованное определение

Согласованное обособленное определение выражается:

  • причастным оборотом: Ребёнок, спавший у меня на руках, проснулся.
  • двумя и более прилагательными или причастиями:Ребёнок, сытый и довольный, быстро заснул.

Примечание:

Одиночное согласованное определение также возможно, если определяемое слово - местоимение, например:

Он, сытый, быстро заснул.

Несогласованное определение

Несогласованное обособленное определение выражается чаще всего именными словосочетаниями и относится к местоимениям или именам собственным. Примеры:

Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?

Ольга, в подвенечном платье, была необыкновенно хороша.

Несогласованное обособленное определение возможно как в позиции после, так и в позиции перед определяемым словом.
Если несогласованное определение относится к определяемому слову, выраженному именем нарицательным, то обособляется только в позиции после него:

Парень, в бейсбольной кепке, всё время оглядывался.

Структура определения

Структура определения может быть различной. Различаются:

  • одиночное определение: взволнованная девочка;
  • два-три одиночных определения: девочка, взволнованная и счастливая;
  • распространённое определение, выраженное словосочетанием: девочка, взволнованная полученным известием,…

1. Одиночные определения обособляются независимо от позиции относительно определяемого слова, только если определяемое слово выражено местоимением:

Она, взволнованная, не могла заснуть.

(одиночное обособленное определение после определяемого слова, выраженного местоимением)

Взволнованная, она не могла заснуть.

(одиночное обособленное определение перед определяемым словом, выраженным местоимением)

2. Два-три одиночных определения обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным:

Девочка, взволнованная и счастливая, долго не могла заснуть.

Если определяемое слово выражено местоимением, то обособление возможно и в позиции перед определяемым членом:

Взволнованная и счастливая, она долго не могла заснуть.

(обособление нескольких одиночных определений перед определяемым словом - местоимением)

3. Распространённое определение, выраженное словосочетанием, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному существительным, и стоит после него:

Девочка, взволнованная полученным известием, долго не могла заснуть.

(обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит после определяемого слова, выраженного существительным)

Если определяемое слово выражено местоимением, то распространённое определение может быть в позиции как после, так и до определяемого слова:

Взволнованная полученным известием, она долго не могла уснуть.

Она, взволнованная полученным известием, долго не могла уснуть.

Обособленные определения с добавочным обстоятельственным значением

Обособляются определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочные обстоятельственные значения.
Это могут быть как распространенные, так и одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и т.д.). В подобных случаях определительный оборот легко заменяется придаточным предложением причины с союзом потому что , придаточным предложением условия с союзом если , придаточным уступки с союзом хотя .
Для проверки наличия обстоятельственного значения можно использовать замену определительного оборота оборотом со словом будучи : если такая замена возможна, то определение обособляется. Например:

Сильно заболевшая, мать не могла ходить на работу.

(добавочное значение причины)

Даже заболевшая, мать ходила на работу.

(добавочное значение уступки)

Таким образом, для обособления важны различные факторы:

1) чем, какой частью речи выражено определяемое слово,
2) какова структура определения,
3) чем выражено определение,
4) выражает ли оно дополнительные обстоятельственные значения.

§3. Обособленные приложения

Приложение - это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет: попрыгунья-стрекоза, краса-девица . Приложение может быть:

1) одиночным: Мишка, непоседа, замучил всех;

2) распространённым: Мишка, страшный непоседа, замучил всех.

Приложение, как одиночное, так и распространённое, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному местоимением, независимо от позиции: и до, и после определяемого слова:

Он, отличный врач, очень помог мне.

Отличный врач, он очень помог мне.

Распространённое приложение обособляется, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным:

Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью.

Одиночное нераспространённое приложение обособляется, если определяемое слово - существительное с пояснительными словами:

Он увидел своего сына, малыша, и тут же заулыбался.

Любое приложение обособляется, если стоит после имени собственного:

Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.

Обособляется приложение, выраженное именем собственным, если служит для уточнения или пояснения:

А устроил пожар на чердаке сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец.

Обособляется приложение в позиции перед определяемым словом - именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение.

Архитектор от Бога, Гауди, не мог задумать обычный собор.

(почему? по какой причине?)

Приложение с союзом как обособляется, если выражается оттенок причины:

В первый день у меня, как у новичка, всё выходило хуже, чему у других.

Примечание:

Одиночные приложения, стоящие после определяемого слова, не выделяемые при произношении интонационно, не обособляются, т.к. сливаются с ним:

В темноте подъезда я не узнал Мишку-соседа.

Примечание:

Обособленные приложения могут пунктуационно оформляться не запятой, а тире, которое ставится, если приложение особенно подчёркивается голосом и выделяется паузой.

Скоро Новый год - любимый праздник детворы.

§4. Обособленные дополнения

Обособляются дополнения, выраженные существительными с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с. В них передаются значения включения -исключения или замещения. Например:

Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя.

«ЕГЭ-навигатор »: эффективная подготовка онлайн

§6. Обособление сравнительных оборотов

Сравнительные обороты обособляются:

1) с союзами: как , словно , точно , будто , что , чем , нежели и др., если имеют значения:

  • сравнения: Дождь полил, будто из решета.
  • уподобления: Зубы у неё были, как жемчуг.

2) с союзом как и :

Маша, как и все остальные, подготовилась к экзамену хорошо.

Сравнительные обороты не обособляются , если:

1. носят фразеологический характер:

Пристал словно банный лист. Дождь лил как из ведра.

2. имеют значение обстоятельства образа действия (сравнительный оборот отвечает на вопрос как? , часто его можно заменить наречием или существительным в Т.п.:

Мы ходим как по кругу.

(Мы ходим (как?) как по кругу . Можно заменить сущ. в Т.п.: кру´ гом )

3) оборот с союзом как выражает значение «в качестве» :

Дело не в квалификации: он мне не нравится как человек.

4) оборот с как входит в часть составного именного сказуемого или тесно связан со сказуемым по смыслу:

Сад был как лес.

О чувствах он писал как о чём-то очень для него важном.

§7. Обособленные уточняющие члены предложения

Уточняющие члены относятся к уточняемому слову и отвечает на тот же вопрос, например: где именно? когда именно? кто именно? какой именно? и др. Чаще всего уточнение передаётся обособленными обстоятельствами места и времени, но могут быть и другие случаи. Уточняющие члены могут относиться к дополнению, определению или главным членам предложения. Уточняющие члены обособляются, выделяясь в устной речи интонационно, а в письменной - запятыми, скобками или тире. Пример:

Мы засиделись допоздна, до самой ночи.

Внизу, в раскинувшейся перед нами долине, шумел ручей.

Уточняющий член стоит обычно после уточняемого. Они связаны интонационно.

Уточняющие члены могут вводиться в осложняемое предложение:

1) с помощью союзов: то есть, а именно :

Я готовлюсь к заданию ЕГЭ С1, то есть к сочинению.

2) также слов: особенно, даже, в частности, главным образом, например:

Повсюду, особенно в гостиной, было чисто и красиво.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли, что обособление - это способ смыслового выделения или уточнения?

  2. Верно ли, что обособляются только второстепенные члены предложения?

  3. Какими могут быть обособленные определения?

    • распространённые и нераспространённые
    • согласованные и несогласованные
  4. Всегда ли обособленные определения выражены причастным оборотом?

  5. В каком случае обособляются определения, стоящие перед определяемым словом?

    • если выражается добавочное обстоятельственное значение
    • если не выражается добавочное обстоятельственное значение
  6. Верно ли думать, что приложение - это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет?

  7. Какие предлоги употребляются в предложно-падежных сочетаниях, являющихся обособленными дополнениями?

    • о, в, на, к, до, за, под, над, перед
    • кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с
  8. Нужно ли обособлять деепричастия и деепричастные обороты?

  9. Нужно ли обособлять обстоятельства с предлогом несмотря на ?

  10. Вконтакте

    В русском языке существует такое понятие, как обособление, которое является способом уточнения и выделения определенных слов в высказывании. Способность обособляться имеют только второстепенные члены предложения, и благодаря такой особенности они наделяются большей самостоятельностью, в отличие от необособленных. Используются такие слова для того, чтобы более детально представить информацию и выделить определенную часть высказывания. Обособленными могут быть определения, дополнения и обстоятельства. В этой статье речь пойдет именно об обстоятельстве и его особенностях.

    Обособленные обстоятельства

    Для начала следует определить, чем обособленное обстоятельство отличается от обычного. Для этого следует вспомнить определение данного члена предложения. Итак, обстоятельство - член предложения, который играет второстепенную роль и может быть выражен как предложно-падежная конструкция, фразеологизм, деепричастие или оборот и инфинитив. Оно может указывать на действие, которое совершает лицо или предмет, на способ, цель, условие и место действия, а также на признак предмета, о котором идет речь в предложении. Обстоятельство отвечает на огромное количество вопросов, таких как: где? куда? откуда? почему? зачем? вопреки чему? при каком условии? Обособленное обстоятельство, так же как и простое, может иметь огромное число значений, но на письме оно выделяется запятыми, а при устной речи интонацией. Например: Споткнувшись, она едва удержалась на ногах. Несмотря на напряженность, день был прекрасным.

    Деепричастие и деепричастный оборот

    Обособленное обстоятельство в предложении может выражаться как одиночное деепричастие или иметь при себе зависимые слова. На письме такое обстоятельство всегда выделяется запятыми с обеих сторон. Употребляться оно может независимо от места расположения в предложении грамматической основы. Например:

    • Лежа на кровати, она смотрела в потолок.
    • Она сидела в саду, наслаждаясь свежестью воздуха.
    • Она, бегая по магазинам, искала подходящий наряд.

    Достаточно часто в предложении можно встретить однородное обособленное обстоятельство или, другими словами, несколько простых деепричастий в одном предложении, причем они могут относиться к разным сказуемым. Например:

    • Смеясь и подпрыгивая, она, окрыленная, неслась навстречу ветру.

    Необособленные деепричастия

    Стоит отметить, что обстоятельства, выраженные деепричастиями или оборотами, могут не обосабливаться в таких случаях:

    1. Если деепричастие имеет значение наречия. Например: Наташка закрыла дверь и сидела не двигаясь (равносильно наречию неподвижно). Исключением являются такие вводные словосочетания со значением наречия, как: откровенно говоря, собственно говоря, попутно отмечая и другие. Например: Я, собственно говоря, пришел, чтобы поговорить.
    2. Если деепричастие входит в состав устойчивого словосочетания или фразеологизма, оно не обосабливается и на письме никак не выделяется. Например: Несусь на встречу голову сломя .

    Предложно-падежная форма

    Обстоятельства, которые выражаются предложно-падежными формами имен существительных, обособляются для смыслового акцентирования, пояснения или конкретизации. Чаще всего такое обособленное обстоятельство употребляется для указания места, времени или образа действия и зависит лишь от смысловой нагрузки. При произношении оно выделяется интонацией, а при письме запятыми. При этом синтаксическая связь со сказуемым ослаблена, но наряду со значением времени указана причина действия или вопреки чему оно произошло. Например:

    • Иван, после полученного им решительного отказа, ушел домой и долго не выходил из комнаты, запершись от всех.
    • С приближение неприятеля, взгляд мальчика не только не сделался серьезнее, но стал легкомысленнее.

    Наряду с падежными формами существительных, выраженных лишь смысловой нагрузкой, часто встречаются обособления с применением предлогов или предложных сочетаний, таких как: по причине, вопреки, несмотря на, благодаря, ввиду, вследствие, при условии, в случае и так далее. Например:

    • Несмотря на желание пойти с ним, она отказала.
    • Вопреки дождю они пошли гулять.

    Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

    Предложения с обособленными обстоятельствами при написании могут вызвать некоторые трудности, так как в них достаточно сложно правильно расставить знаки препинания. И большинство школьников, записывая такие высказывания, допускают массу ошибок. Однако здесь главное - выучить несколько простых правил, зная которые трудностей при написании предложения можно избежать.

    Правила пунктуации

    1. Деепричастный оборот всегда, независимо от расположения в предложении, с двух сторон выделяется запятыми. (Например: Она, не надевая шапки, выбежала на улицу; содрогаясь от холода. Он вошел внутрь дома; девушки, смеясь и тихо переговариваясь, незаметно прошли мимо.)
    2. Если деепричастный оборот употребляется рядом с союзом, то отделяется от него запятой. Ни союзы, ни союзные слова в него не включаются. (Например: Она улыбнулась подруге и, перепрыгивая через лужу, побежала домой.) Исключением здесь может быть только союз «а», поставленный перед деепричастным оборотом. В этом случае союз может быть включен в состав оборота. (Например: надо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, донести до других.)
    3. Если в предложении друг за другом идут несколько деепричастных оборотов, то знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах. (Например: Он подходил, пошатываясь и придерживая даму за локоть одной рукой, а другой медленно размахивая зонтом.)
    4. Если деепричастные обороты в составе одного предложения относятся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми отдельно. (Например: Толкнув ногой дверь, он прыгнул на улицу и, не обращая никакого внимания на прохожих, понесся прочь.)

    Упражнения для закрепления материала

    Чтобы закрепить полученные теоретические знания, следует особое внимание уделить практическим занятиям. Именно поэтому в школьном курсе русского языка уделяется огромное количество часов для закрепления столь сложной темы. Итак, для начала следует научиться выделять из контекста обособленные обстоятельства в устной форме, опираясь лишь на интонацию, а после переходить к письменным заданиям. Для этого идеально подойдут предложения, в которых ученикам предлагается выразительно прочитать, а после расставить запятые согласно интонации и объяснить, почему именно там должен быть этот знак препинания. Таким образом ребенок научится применять на практике изученные правила пунктуации. После того как дети научатся определять деепричастный оборот и предложно-падежные формы существительных как обособленных обстоятельств, задачу можно усложнить, предложив для разбора высказывания с союзами или союзными словами. Следует отметить, что, перед тем как приступать к определению обособленных обстоятельств, необходимо выделить в предложении грамматическую основу. Далее задание можно усложнить, предложив вниманию детей сложные составные предложения с несколькими грамматическими основами и однородными обособленными обстоятельствами.

    Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемые или другие члены предложения. При синтаксическом разборе предложения обстоятельства подчеркиваются пунктирной линией (тире, точка, тире). Обстоятельства необходимо выделять запятыми в трех случаях. Рассмотрим каждый из них по очереди.

    Первый случай

    Обстоятельства в предложениях могут быть выражены четырьмя частями речи:

      наречием, например: Дворник встает рано;

      деепричастием или деепричастным оборотом, например: Мужики, увидев помещика, сняли шапки;

      инфинитивом, например: Все отправились на улицу (зачем?) расчищать снег;

    Кроме этого, обстоятельство может быть выражено цельным по смыслу выражением, например: Дождь шел две недели подряд.

    Необходимо запомнить, что выделять запятыми нужно обстоятельства, которые выражены деепричастием или деепричастным оборотом. Сравните: Он сидел, листая журнал, и скучал и Он сидел на скамейке . В первом предложении обстоятельство листая журнал выделяется, так как оно выражено деепричастным оборотом, а во втором обстоятельство на скамейке не обособляется, так как оно выражено существительным с предлогом.

    Второй и третий случаи

    По значению обстоятельства делятся на следующие основные группы:

      обстоятельства места, отвечающие на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Например: Мы въехали (куда?) в город;

      обстоятельства времени, отвечающие на вопросы КОГДА? С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР? КАК ДОЛГО? Например: Мы прождали их около двух часов;

      обстоятельства причины, которые отвечают на вопросы ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? Например: От усталости я не мог говорить;

      обстоятельства цели, которые отвечают на вопросы ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Например: В санатории все приготовлено для лечения отдыхающих;

      обстоятельства образа действия и степени, отвечающие на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Например: Я несколько призадумался или Отец ни на шаг не отпускал меня;

      обстоятельства условия, которые отвечают на вопрос ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Например: При старании можно добиться успеха;

      обстоятельства уступки, которые отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? Например: На улице, несмотря на мороз, было многолюдно;

      обстоятельства сравнения, отвечающие на вопрос КАК? Например: Голова у нее острижена, как у мальчишки.

    В классификации обстоятельств по значению одним из восьми видов являются обстоятельства сравнения: они отвечают на вопрос КАК? и начинается с союзов КАК, СЛОВНО или БУДТО. Например: У нее были длинные волосы, мягкие, как лен. В некоторых учебниках и справочных пособиях обстоятельства сравнения называют также сравнительными оборотами. Необходимо запомнить, что обстоятельства сравнения в предложениях выделяются запятыми .

    Еще один вид обстоятельств, который необходимо выделять запятыми, это обстоятельства уступки. Такие обстоятельства отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? и начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА (или, реже, ВОПРЕКИ). Например: На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари.

    Итак, следует запомнить три случая, когда обстоятельства необходимо выделять запятыми:

      если они выражены деепричастным оборотом,

      если они представляют собой сравнительный оборот,

      если они начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА.

    Еще раз рассмотрите примеры. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. (Лермонтов) Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника (Лермонтов). Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.

    Это правило имеет несколько важных примечаний:

    От деепричастий следует отличать наречия СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Обстоятельства, выраженные такими словами, не обособляются. Например: Он стоял молча.

    Не выделяются также обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, например: Они работали засучив рукава или Верчусь целый день как белка в колесе.

    Кроме обстоятельств уступки, которые выделяются всегда, могут факультативно обособляться обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, например: Благодаря хорошей погоде, мы купались в реке все лето. Обычно такие обстоятельства обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.

    Упражнение

      Через две недели_ наш сотрудник выйдет из отпуска.

      Петр пошел в библиотеку_ готовиться к экзамену.

      Выбежав на трибуну_ он быстро заговорил.

      Обгоняя грузовик_ машина выехала на встречную полосу.

      Несмотря на опасность_ капитан приказал продолжить движение.

      Ради победы_ они готовы на все.

      Мокрые ступени оказались скользкими_ как лед.

      Порт будет закрыт_ в случае усиления ветра.

      Было темно, только две звездочки_ как два спасательных маяка_ сверкали на темно-синем своде (Лермонтов).

      – Летит_ сломя голову! Чуть с ног не сбил! – пробормотала старуха.

      На борту пиджака_ как глаз_ торчал драгоценный камень (М. Булгаков).

      Старуха_ несмотря на преклонный возраст_ отлично видит и слышит (А. Чехов).

      Пройдя через тяжкие испытания_ он сумел сохранить свое человеческое достоинство (М. Шолохов).

      В плите гудело_ как на пожаре (М. Булгаков).

      На вопросы следователя он отвечал_ нехотя.

      Лодка_ как утка_ ныряла и потом_ взмахнув веслами_ будто крыльями_ выскакивала на поверхности (М. Лермонтов).

      Прихватив немецкого майора и портфель с документами_ Соколов добирается до своих (М. Шолохов).

      Пережив сильное потрясение_ он заснул_ как убитый.

      Везде и во всем он старался подчеркнуть свое превосходство_ считая себя благовоспитанным и гуманным (А. Фадеев).

      А затем на пожарища посыпали сотни мелких зажигательных бомб_ как зерна на свежевспаханную землю (К. Воннегут).

      Людей, одиноких по натуре, которые_ как рак-отшельник или улитка_ стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете не мало (А. Чехов).

      Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот-бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и_ несмотря на вьюгу_ учуял краковскую (М. Булгаков).

      Долгое время он боролся с своею догадкою_ принимая ее за мечту воспаленного съестными припасами воображения_ но чем чаще повторялись свидания, тем мучительнее становились сомнения (М. Салтыков-Щедрин).