Деятельность человека (обществознание): виды, описание и особенности. Деятельность человека – что это в психологии. Виды деятельности и их характеристика

  • Дата: 12.10.2019

Деятельность - это исключительно человеческая активность, которая регулируется сознанием. Она порождается потребностями, и направлена на преображение окружающего мира, а также его познание.

Человек, пользуясь своими мотивами и потребностями, так или иначе преобразует внешнюю среду, и этот процесс является творческим. В это время он становится субъектом, а то, что он осваивает и преображает, - объектом.

В этой статье мы рассмотрим основные человека, а также их формы, но, прежде чем приступить к этому, необходимо прояснить несколько моментов.

  1. деятельности неразрывно связаны: суть человека проявляется в его деятельности. Бездеятельных людей не существует так же, как и самой деятельности без человека.
  2. Деятельность человека нацелена на преобразование окружения. В способен сам организовать такие условия жизни, чтобы ему было комфортно. Например, вместо того чтобы собирать растения или ежедневно отлавливать животных для пищи, он их выращивает.
  3. Деятельность - это творческий акт. Человек создает нечто новое: автомобили, пищу, даже выводит новые виды растений.

Основные человека и структура

Существует три вида человеческой деятельности: игра, труд и учение. Они являются основными, и его деятельность не ограничивается только этими видами.

Существует 6 структурных компонента деятельности, которые сформированы в иерархическом порядке. Сначала возникает потребность в деятельности, затем формируется мотив, который облекается в более яркую и конкретную форму в виде цели. После этого человек ищет средства, которые способны помочь ему в достижении желаемого, и, после нахождения, он приступает к действию, завершающим этапом которого является результат.

человека: труд

Существует отдельная наука, которая направлена на изучение условий труда человека и оптимизации его работы

К труду относят такую деятельность, которая направлена на получение практической пользы. Для труда необходимы знания, навыки и умения. Умеренный труд хорошо сказывается на общем состоянии человека: он быстрее мыслит и ориентируется в новых областях, а также получает опыт, благодаря чему способен в дальнейшем на более сложные виды деятельности.

Считается, что труд - это непременно сознательная деятельность, в которой происходит взаимодействие человека с окружающим миром. Любой труд является целесообразным и требует нацеленности на результат.

Виды деятельности человека: учение

Учение имеет одну основную цель - получение знаний или умений. Этот вид позволяет человеку приступить к более сложному труду, который требует специальной подготовки. Учение бывает как организованным, когда человек сознательно идет в школу, поступает в ВУЗ, где его обучают профессионалы, так и неорганизованным, когда человек получает знания виде опыта в процессе работы. В отдельную категорию выделяют самообразование.

Виды деятельности человека: игра

Упрощенно говоря, это отдых. Человек нуждается в нем, поскольку игра позволяет расслабить нервную систему и психологически отвлечься от серьезных тем. Игры тоже способствуют развитию: например, активные игры учат ловкости, а интеллектуальные развивают мышление. Современные компьютерные игры (экшн) способствуют улучшению концентрации и внимания.

Формы деятельности человека

Существует много форм деятельности человека, однако они разделены на две основные группы: умственный и физический труд.

Заключается в обработке информации. В процессе требуется повышенное внимание, хорошая память и гибкое мышление.

Физический труд требует большой затраты энергии, поскольку в его процессе задействованы мышцы, оказывается нагрузка на опорно-двигательную систему, а также сердечно-сосудистую.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что деятельность является необходимым и уникальным жизненным параметром, который способствует развитию человека.

Человек - существо социальное. Он не может в полной мере развиваться, не контактируя с другими людьми. Только постоянно обучаясь, мы становимся сильнее, получаем доступ к самым потаенным уголкам своей души. Виды человеческой деятельности тесно связаны с пониманием своего предопределения. Выбор жизненного пути зависит от характера, амбиций, условий жизни, готовности действовать, несмотря на значимые преграды, то есть определяется внешними и внутренними составляющими. Прилагая определенные усилия, мы имеем возможность полноценно двигаться вперед.

Рассмотрим основные виды человеческой деятельности. Стоит заметить, что не все они будут проявлены в жизни конкретного индивида, поскольку многое зависит от уровня сознания, от того, насколько личность готова принимать на себя ответственность. Какие виды человеческой деятельности существуют? Попробуем разобраться.

Игра

Представляет собой довольно занимательный компонент, непременно сопутствующий любому развитию. Игра как вид человеческой деятельности заслуживает особенного внимания. Ведь именно с нее начинается активный процесс познания окружающего мира. В противном случае вряд ли стало бы возможно чему-то научиться, проявить себя во внешнем мире. Если понаблюдать за играющим ребенком, то можно заметить одну интересную особенность: он моделирует разные ситуации, представляющие для него интерес, решает важные задачи. Огромная фантазия заставляет его придумывать сложные сюжетные ходы, сознание буквально фонтанирует идеями.

Увлеченность процессом игры помогает освободиться от тревожащих мыслей, научиться иначе смотреть на окружающую реальность. Этот вид деятельности выступает способом познания мира через проигрывание множества моделей и ролей. Главной особенностью является то, что в игре человек не боится принимать решения и действует интуитивно, опираясь на свое внутреннее видение.

Общение

Все виды человеческой деятельности тесным образом связаны между собой. Невозможно одно представить без другого. Взаимодействие с окружающими столь же необходимо, как и обучение, возможность проводить исследовательскую деятельность. Общение представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение глубинной потребности в признании и понимании. Установление теплых отношений невозможно без доверия.

Обучение

В идеале должно осуществляться всю жизнь для эффективного самосовершенствования. Обучение - это вид человеческой деятельности, направленный на получение новой информации, которая позже становится нашим знанием. В процессе приобретения новых навыков человек совершенствует свои способности, получает возможность полноценно работать над собой. Зрелая личность понимает необходимость таких изменений, поскольку нацелена на внутреннее преображение. В детском возрасте обучение подразумевает прежде всего получение новых знаний. Ребенку необходимо усвоить множество предметов, прежде чем он отправится во взрослую жизнь.

Во многих случаях эффективное обучение становится причиной для того, чтобы начать гордиться своими достижениями. Здесь у каждого будут индивидуальные заслуги. Отличительной особенностью является то обстоятельство, что для осуществления процесса обучения необходимо самостоятельно прилагать усилия, ведь знания не появятся сами собой.

Физический труд

Для многих это занятие является показателем полезного времяпрепровождения. Многие люди проникаются искренним уважением к тем личностям, которые занимаются данной деятельностью. Физический труд в обществе ценится и поощряется. Считается, что такая личность действительно честно зарабатывает деньги и потому может считаться благородной. Данный вид деятельности необходим еще и потому, что позволяет развиваться физически, оставаться выносливым. Это крайне важно в наше время стремительного развития гиподинамии. Люди, избравшие для себя такую деятельность, надолго сохраняют отличную физическую форму, могут справиться с любой непредвиденной ситуацией, если только она требует силы и активности.

Умственный труд

Данная деятельность является уделом людей утонченных и интеллигентных. Как правило, умственную деятельность выбирают для себя те личности, которые сосредоточены на выполнении интеллектуальной задачи. Этот вид человеческой деятельности во многом обусловливает научно-социальный прогресс. Чем больше личность занимается, тем скорее она развивается в какой-то значимой для себя отрасти. Развитие мысли происходит постепенно, под влиянием определенных составляющих.

Умственный труд всегда ценился, особенно в определенных кругах. Интеллектуальное сознание - это ищущий характер, который постоянно стремится к тому, чтобы выйти на понимание сложных вещей. Концентрируясь на главном, оно способно стать удивительным проводником в мир интеллектуальных составляющих. Чтобы заниматься умственной деятельностью, необходимо иметь определенный склад характера, постоянно работать над собой. Чем больше человек читает книг, изучает что-то, тем мощнее он развивается интеллектуально, и тем скорее расширяются его возможности.

Наука

Склонность к исследовательской работе во многом определяет склад характера. Наука - вид человеческой деятельности, которая требует развитого аналитического ума. Это обязательное условие. В противном случае деятельность не будет иметь значительного успеха. Главной особенностью является то, что все выводы и умозаключения делаются на основании логических составляющих. Занимаясь научной деятельностью, обязательно нужно что-то доказывать, опираясь на теоретические подходы ученых и их практические наработки. Здесь нельзя просто делать выводы, если они не подкреплены соответствующими знаниями. Наука требует максимальной четкости и точности. Невозможно действовать наобум, не имея представления о предмете своего исследования. Примечательно то, что научные деятели, привыкая строить сложные умозаключения, потом начинают относиться к жизни как к непрекращающейся цепочке предположений и заключений. От подобного мировоззрения очень сложно освободиться, принимая решение, основываясь на сугубо научном подходе. Все дело в том, что жизнь иногда оказывается намного сложнее, чем любая исследовательская работа.

Искусство

Представляет собой вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд представителей интеллигенции. Способность понимать произведения искусства является показателем развития эстетического вкуса. Настоящие литературные произведения, картины великих мастеров и музыку могут оценить по достоинству далеко не все. Для этого нужно иметь утонченное мировосприятие и как минимум повышенный интерес к определенному виду искусства. Такие люди отличаются изысканным вкусом, у них часто обнаруживаются дополнительные таланты. Главной особенностью является то, что индивиды, увлекающиеся искусством, часто настолько погружаются в выдуманный мир, что перестают замечать окружающую реальность.

Искусство всегда требует от человека определенной самоотдачи. Ведь такая деятельность никогда не смогла бы развиваться, если бы ей не уделялось достаточно времени и внимания. Личность, увлеченная искусством, всегда чем-то жертвует ради того, чтобы заниматься любимым делом. Как правило, жизнь всегда направляет таких людей, помогает им постоянно ощущать непреходящий смысл совершаемых действий. У них обязательно имеется высокая цель, которая все оправдывает и допускает. Они действуют не ради денег, а во имя светлой идеи.

Торговля

Вид человеческой деятельности, который процветает с давних времен. Человек, выбравший для себя торговлю, как правило, высоко ценит собственный материальный достаток. Он способен оценить выгоду и заметить значимые перспективы в любой ситуации. В большинстве случаев люди значительно преуспевают в выбранном занятии, если у них имеется к этому склонность. Торговля является неотъемлемым элементом жизни. Такой человек отличается тем, что нацелен на получение материальных благ и ценностей. Для него имеет большое значение, какую одежду он носит, чем питается, насколько велико его благосостояние. Торговцы во многих вопросах действуют достаточно хладнокровно и целеустремленно. Они не поддаются влиянию эмоций и потому быстрее достигают значительных результатов. Представители других сфер могли бы с большим воодушевлением им позавидовать.

Маркетинг

Это направление, несомненно, берет свое начало из торговли. Маркетинг - вид человеческой деятельности, целиком направленный на получение материальной выгоды. Данная сфера предполагает, что личность умеет разбираться в сложных вопросах, действовать, опираясь на собственное перспективное планирование. Большое значение имеет такая вещь, как самоорганизация. Только полностью сосредоточившись на задаче, можно ее решить. Без грамотного планирования не обойтись. Маркетинг предполагает, что человек будет действовать четко и в согласии с требованиями современного общества.

Банальная ошибка может привести к непоправимым последствиям, поэтому здесь крайне важно самообладание, умение держать чувства под контролем. Конечно, это удается далеко не всем. Удачливый маркетолог - тот, что свободен от собственных сомнений и тревог. Главной отличительной особенностью такой личности является уверенность в себе. Ведь способность быстро принимать решения действительно ведет к успеху.

Творчество

Потребность в созидании заложена в каждом из нас. Другой вопрос заключается в том, работает ли личность над собой, готова ли уделять достаточно времени и внимания своему творчеству. Эта деятельность требует не просто большой самоотдачи, но еще и колоссальной выдержки и терпения. Порой требуется обладать сильной волей для того, чтобы что-то получилось. Творческий путь никогда нельзя назвать простым и легким. Порой личности необходимо пройти через множество испытаний, чтобы добиться успеха. Человек вынужден прилагать максимум усилий, поскольку только в этом случае он развивается, становится самодостаточным и уверенным в себе.

Самосовершенствование

Занимает особенную позицию в жизни личности. Если мы перестанем работать над собой, нам будет трудно совладать с собственными эмоциями. Такая личность начинает со временем деградировать, перестает развивать имеющиеся способности. Самосовершенствование является неотъемлемым элементом любой деятельности. Чем бы человек ни планировал заниматься, он обязательно должен уделять особое внимание своему внутреннему миру.

Работа с чувствами и эмоциями очень важна. Благодаря ей мы начинаем лучше осознавать, что в жизни по-настоящему ценно.

Вместо заключения

Таким образом, основные виды человеческой деятельности - труд, игра, наука или искусство, и каждый заслуживает отдельного внимания. Важно, чтобы личность непременно развивалась, а не стояла на месте. Этому способствует полная самоотдача.

Доклад по обществознанию на тему:

Что такое деятельность?

Ученицы 10 “Д” класса

«МОУ СОШ № 3»

Кривоноговой Елены.

План:

1. Понятие «деятельность»

2. Классификация деятельности

3. История понятия «деятельность»

4. Многомерность категории «деятельность»

5. Человек как субъект деятельности

Понятие «деятельность»

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и образование. В отличие от действий животного, деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек предполагает себе объект деятельности, как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. Деятельность является движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что деятельность как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием деятельности является осознанно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих идеалов и ценностей. Современное научно-техническое развитие все более демонстрирует, что не только деятельность в сфере искусства и нравственности, но и научные познания, и технико-инструментальная деятельность получает свой смысл в конечном счете в зависимости от ее нравственной ориентированности, от ее влияния на человеческое существование. С другой стороны, зависимость самой деятельности от других социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни.

Классификация деятельности

Существует многообразные классификации типов и форм деятельности – разделение деятельности на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т. д. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление ее на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную деятельность, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им новых средств или с достижением целей с помощью новых средств. В связи с научно-технической революцией творческая деятельность приобретает все более массовый характер, что порождает целый ряд социальных проблем, начиная от необходимости радикальной перестройки системы образования и кончая проблемой известной «девальвации» творческой деятельности отдельного человека в условия включения ее в индустриальные формы организации духовного производства. Развитие этого процесса подчеркивает, что личность несводима к выражению только в формах деятельности и что гармония личности и деятельности возможна лишь на основе наполнения деятельности подлинно человеческим смыслом. В противном случае неизбежна чисто инструментальная трактовка человека как лишь орудия стоящей над ним деятельностью, а это служит идеологической предпосылкой тоталитарных форм организации общественной жизни. Вопрос об отношении деятельности и личности может решаться лишь как часть более широкой проблемы человека.

История понятия «деятельность»

В истории познания понятие деятельность играло и играет двоякую роль: во-первых, мировоззренческого принципа, во-вторых, идеологического постулата, положенного в ряде социальных наук. В качестве мировоззренческого принципа понятие деятельность утвердилось, начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемая рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения деятельности как основания и принципа всей культуры. Первые шаги к такой точке зрения сделал И. Кант. В его гносеологии субъект был рассмотрен не как созерцающий внешнюю действительность, а как созидающий формы предметности. Кант выдвинул проблему двух начал, руководящих отношением субъекта к объекту, - познавательного и нравственного, причем первое определяет формы деятельности и то, что можно назвать ее операционной структурой, а второе – направление, смысл и оценка деятельности. Эти два начала толковались Кантом, как принципиально различные и взаимно несводимые. В ранг всеобщего основания культуры деятельность впервые возвел И. Г. Фихте, рассматривая субъект («я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая созидает мир («не я») и ориентируется на этический идеал. Но поскольку Фихте выдвинул нравственный критерий (совесть), то он ввел внедеятельный фактор. Он тем самым подорвал единство своей концепции. Наиболее развитую рационалистическую концепцию деятельности построил Г. Гегель. С позиции объективного идеализма он толкует деятельность, как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую иммаментной потребностью последнего в самоизменении. Главную роль он отводит духовной деятельности и высшей ее форме – рефлексии, то есть самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию деятельности, в рамках которой центральное место занимает проясняющая и рационализирующая работа духа. В этой концепции обстоятельному анализу структуры деятельности (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средств), сделан ряд глубоких замечаний о социально-исторической обусловленности деятельности и ее форм.

Принцип деятельности как источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологическую роль в становлении и развитии ряда социальных наук, например, в культурно-исторической теории Л. С. Выгодского. Мышление было рассмотрено как результат интериоризации практических действий и свойственной им логики. Концепция деятельности сыграла важную роль в развитии языкознания, психологии, этнографии и т. д.

Вместе с тем принцип деятельности при его развертывании требовал углубленного анализа механизмов деятельности и формирующих ее факторов. Это привело к вычленению иных компонентов, лежащих за пределами собственно деятельности, хотя связанных с нею и влияющих на нее. Теория социального действия (М. Вебер и Ф. Знаменский), с которой связано развитие буржуазной социологии ХХ века, не ограничивается анализом всеобщерациональных компонентов целеполагающей деятельности, но выявляет значение ценностных установок и ориентаций, мотивов деятельности, ожиданий, притязаний. В результате произошло существенное расширение исходного принципа в этих науках.

Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира.

Зафиксируем первое достаточно очевидное, но фундаментальное основание онтологии человека: ребенок рождается и живет в системе реально-практических, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначально - с матерью, затем - с близкими, впоследствии - с дальними). Усиливая эту мысль, можно постулировать: нигде и никогда мы не можем увидеть человека до и вне его связи с другими - он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Случаи его социальной изолированности и обособленности подтверждают это правило - в своем крайнем выражении они просто гибельны для человека.

Другое, эмпирически легко обнаруживаемое обстоятельство, состоит в том, что человек есть существо сознательное и деятельное. Сознательная деятельность есть форма бытия и способ существования человека. Упоминаемый выше С. Л. Рубинштейн писал: "Наличие сознания и действия есть фундаментальная характеристика человеческого существования в мире".

Но человек живет также и общественной жизнью, значит, человеческая деятельность - это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, добиваться взаимопонимания.

Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание. Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого момента (например, постановка цели), а сознание, в свою очередь, предполагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык - изначально социальное явление). Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками. А потому и психологический анализ должен изначально быть ориентирован на целостность человеческого способа бытия или типа жизнедеятельности.

В обычном словоупотреблении под деятельностью понимается всякого рода активность человека. Это значение закрепляется в толковых словарях: "деятельность" есть работа, занятие в какой-либо области.

Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение.

Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы».

Любая деятельность строится на четырех главных элементах:

  • объекте (предмет, который подвергается изменениям);
  • субъекте (тот, кто совершает деятельность);
  • цели (предполагаемый результат того или иного действия);
  • мотивах (отражает то, на чем основывается воля человека к действию).

Основные виды деятельности человека

К таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель — изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений).

В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления.

Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах.

Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.

  • ценностную (мировоззренческую);
  • прогностическую (планирование будущего);
  • познавательную (получение знаний об окружающем мире) деятельность.

Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер.

На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения.

Практическая деятельность

Состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество.

Социально-преобразовательная деятельность

Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.

Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.

Духовная деятельность

  • воздействие на творческую мысль и научное познание;
  • формирование, изменение взглядов на жизнь;
  • планирование будущих событий.

Духовная жизнь человека основывается на:

  • научной;
  • творческой;
  • религиозной деятельности.

Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.

Общественная деятельность

Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.

На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.

Прогностическая деятельность

Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.

Результатами проектирования становятся:

  • планы, таблицы, схемы для изобретений и различных строительных конструкций;
  • идеальные модели для общественных изменений;
  • идеи новых форм государственного и политического устройства.

Ведущие виды деятельности — игра, общение и труд

Игра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств.

Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности.

Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков.

Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу.

Виды профессиональной деятельности человека

Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.

Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.

В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:

  1. Человек-техника. Работа человека с механизмами, материалами, энергией.
  2. Человек-человек. Воспитание, обучение, обслуживание, руководство.
  3. Человек-природа. Взаимодействие с пятью царствами живой природы (животные, растения, грибы, вирусы, ), а также объектами неживой природы (минералы, полезные ископаемые и т. д.).
  4. Человек-знаки. Работа с цифрами, языками, знаками.
  5. Человек — художественный образ. Создание музыки, литературы, актерская игра, написание картин и т. д.

Пример прогрессивной деятельности

В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.

В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.

Реакционная деятельность

В отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:

  • введение опричнины;
  • указ о создании Военных поселений;
  • введение продуктового эмбарго и т. д.

Материальная деятельность

Это есть результат изменений и переработки окружающего мира, в том числе объектов природы и явлений общественного характера.

Простейшими примерами данного вида служат: культивирование растений, возделывание земли, рыболовство, строительство и т. д.

Коллективная деятельность и ее примеры

Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.

Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно — личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.

Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.

Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.

Заключение

Представленные виды деятельности человека и критерии их разделения по различным категориям являются общепринятыми, но не универсальными. Для психологов основными являются одни виды деятельности, для историков — другие, для социологов — третьи.

Таким образом, существует большое многообразие классификаций видов деятельности человека, которые характеризуют ее с позиции: полезная/вредная, прогрессивная/регрессивная, моральная/аморальная и т. д.

Виды деятельности человека - довольно субъективное понятие, так как при желании их можно описать не на одну страницу, но большинство психологов и социологов определились с тремя основными конкретными видами: обучение, игра и труд . Для каждого возраста присущ свой основной вид деятельности , но это не значит, что взрослые не играют, а школьники не трудятся.

Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность (труд ) - это преобразование человеком как материальных, так и нематериальных объектов, чтобы в дальнейшем их использовать для удовлетворения своих нужд. По характеру прилагаемых действий, трудовую деятельность делят на:

  • практическую деятельность (или продуктивную деятельность - изменение объектов природы, либо изменение общества);
  • духовную деятельность (интеллектуальная, творчество и т.д.).

Именно этот вид деятельности, по мнению большинства антропологов, является движущей силой эволюции людей. Таким образом в процессе труда, целью которого является производство какого-либо продукта, формируется и сам трудящийся. Возможно труд является одним из главных видов деятельности, но эффективной трудовой деятельности не было бы без еще одного ее вида - учения, или обучения.

Учебная деятельность.

Учебная деятельность (обучение, образование ) - это деятельность, направленная на получение знаний, умений и навыков. Ценность этого вида деятельности в том, что она готовит человека к труду. Учение - это широкое понятие, имеющее множество разновидностей. Это необязательно просиживание штанов в школе за партой. Это и спортивные тренировки, и чтение книг, и кино, и телепередачи (не все телепередачи, конечно). Самообразование как вид учения может проходить в пассивной, неосознанной форме всю жизнь человека. К примеру, вы листали каналы по ТВ и случайно услышали рецепт в кулинарном шоу, а потом вам это неожиданно пригодилось.

Игровая деятельность.

Игровая деятельность (игра ) - вид деятельности, цель которой сама деятельность, а не результат. Тот случай, когда главное - участие, то есть важен сам процесс. Таково классическое определение. Тем не менее, игра, на мой взгляд, является если не разновидностью обучения, то ее ответвлением, потому что она, как и обучение, является подготовкой к труду. Этакий спин-офф учебы, если хотите. Игра в кубики, казаки-разбойники, «Call of Duty» или «Кто хочет стать миллионером» - все эти игры в той или иной степени учат какому-то виду умственной или физической деятельности, приносят какие-то навыки, знания, умения. Развивают логику, эрудицию, реакцию, физическое состояние тела и так далее. Существует множество типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые, интеллектуальные и т.д.

Многообразие деятельности.

Приведенная классификация деятельности человека является общепринятой, но не единственной. Социологи выделяют главными одни виды деятельности, психологи другие, историки третьи, а культурологи - четвертые. Они характеризуют деятельность с точки зрения ее полезности/бесполезности, моральности/аморальности, созидания/разрушения и т.д. Деятельность человека может быть трудовая и досуговая, творческая и потребительская, созидательная и разрушительная, познавательная и ценностно-ориентировочная и прочее.