Кто такие альтруисты и кто такие эгоисты? Что такое альтруизм. Нужно ли быть альтруистом

  • Дата: 12.10.2019

система ориентации ценностных личности, при коей центральный мотив и критерий нравственной оценки - это интересы другого человека или социальной общности. Термин введен французским философом О. Контом как противоположный понятию эгоизма. Центральная идея альтруизма - идея бескорыстия как непрагматически ориентированной деятельности, выполняемой в интересах других людей и не предполагающей реального вознаграждения. Альтруизм может стать осознанной ориентацией ценностной, определяющей поведение личности в целом; тогда он превращается в смысл жизни личности. Абсолютизация альтруизма столь же ошибочна, как и его недооценка. Реальная значимость альтруистического поведения личности определяется характером ценностей, лежащих в основе взаимоотношений с другими людьми. Альтруизм может выступать как социально-психологическое проявление гуманности, а также в повседневном общении и деятельности людей (-> идентификация коллективная). Механизмом проявления альтруизма может оказаться ситуативная альтруистическая установка, актуализуемая в конкретных опасных ситуациях (например, спасение ребенка ценой собственной жизни). В концепции З. Фрейда проявления альтруизма рассматриваются как невротическая потребность субъекта в ослаблении чувства вины, или же как компенсация им первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению.

АЛЬТРУИЗМ

от лат. alter - другой).

1. Правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы др. людей и общее благо выше личных интересов; установка, выражающаяся в готовности приносить жертвы в пользу ближних и общего блага. Термин "А." ввел фр. философ Огюст Конт. Против, термин - "эгоизм". А. называют также поведение человека (группы), основанное на указанном правиле. Альтруистическое поведение проявляется в добровольной помощи др. человеку, несмотря на риск или жертвы, с которыми эта помощь сопряжена.

В психологических исследованиях путем опроса установлено, что "ощущение" счастья (удовлетворенность собой и своей жизнью) положительно коррелирует со склонностью к альтруистическим поступкам. Б. Римланд назвал эту зависимость "парадоксом А.".

1. В последние десятилетия термин "А." стал использоваться в зтологш и социобиологии в отношении животных, однако в само понятие А. внесены существенные коррективы. Ричард Докинз в книге "Эгоистический ген" основным признаком альтруистичного поведения считает то, что оно повышает благополучие др. существа в ущерб собственному благополучию, тогда как эгоистичное поведение приводит к прямо против, результату. Докинз настаивает на объективистском понимании А.: "Важно понять, что приведенные выше определения А. и эгоизма не субъективны, а касаются поведения. Меня здесь не интересует психология побуждений. Я не собираюсь вступать в споры о том, "действительно" ли люди, совершающие альтруистичные поступки, делают это во имя тайных или подсознательных эгоистичных целей. (...) Мое определение касается лишь того, повышает или понижает результат данного действия шансы на выживание предполагаемого альтруиста и шансы на выживание предполагаемого объекта благотворительности" (Докинз, 1993). В строгом соответствии с таким пониманием настоящими альтруистами м. б. признаны машины и домашние животные, которые служат благополучию человека. В естественных условиях альтруистическое поведение обнаруживают многие виды животных. В частности, его наблюдали у воронов, дельфинов и обезьян. (Б. М.)

Альтруизм

altruism) На специальном языке эволюционных биологов альтруистическое поведение - это такое поведение одного организма, к-рое уменьшает шансы на выживание его самого или его потомства в пользу др. особей того же вида. Нормативная интерпретация такого поведения состоит в том, что оно полезно для генофонда популяции, защищаемого адаптивным поведением, но не для отдельной особи. Поэтому альтруистическое поведение встречается тем чаще, чем выше общая наследственность; близкие родственники демонстрируют больший альтруизм, чем дальние, а семьи более альтруистичны, чем группы несемейного типа, и т. д. Рассматриваемый т. о. А. согласуется с теорией группового отбора, утверждающей, что эволюция происходит на групповом, а не на индивидном уровне; группы, к-рым присуще альтруистическое поведение, по сути, должны иметь больше шансов на выживание. Сам термин - А. - был изобретен Огюстом Контом для объяснения интеграции соц. элементов; А. в его понимании означает самоотверженную заботу о благе др. и не обязательно сопровождается ущербом для самого альтруиста. А., подобно подражанию, внушению (суггестии) и симпатии, использовался на начальном этапе становления социол. в качестве осн. объяснения соц. поведения. Как и все эти термины, термин А. вышел из употребления после отказа от единого объяснения об-ва; однако, вытесненное из социол., это слово со временем вошло в наш обыденный язык. А. стал отдельной темой эксперим. соц. психологии и изучается под общей рубрикой просоциального поведения. Интерес исследователей к этой теме заметно возрос после появления многочисленных публикаций, посвященных антисоциальному поведению, в частности агрессии. Снижение агрессии виделось важной задачей наряду с расширением просоциального поведения. Особенно много усилий было потрачено на изучение двух типов действия чел.: помогающего поведения и вмешательства случайных свидетелей. В каждой из этих областей исслед. должны точно определяться условия проявления такого поведения: мы знаем, что люди помогают др. и вмешиваются в чрезвычайные события в одних ситуациях и не делают этого в др., так что вопроса об поиске универсалии здесь не возникает. В этом свете альтруистическое поведение может рассматриваться как поведение обмена, как функция взаимоотношений - т. е. как зависящее от степени родства, знакомства с ситуацией и наличия др. лиц, способных на соотв. поведение. См. также Потребность в аффилиации, Отчуждение, Любовь К. У. Бек

Альтруизм (биологический)

В буквальном смысле, любое действие одного организма, увеличивающее шансы на выживание другого организма при одновременном уменьшении собственных шансов. Самки, заслоняющие свое потомство от хищников, и летучие мыши-вампиры, которые делятся пищей с голодными представителями своего вида, могут служить примерами альтруистического поведения у животных. Тот факт, что некоторые животные могут идти на самопожертвование или иным способом подвергать себя опасности, представляет очевидную угрозу дарвиновской теории эволюции путем естественного отбора. Согласно этой теории, в процессе естественного отбора предпочтение отдается лишь тем способам поведения, которые позволяют животным иметь более обильное потомство и таким образом способствуют выживанию вида. Альтруистическое поведение не укладывается в эти рамки и, следовательно, противоречит естественному отбору. Вот два основных объяснения альтруистического поведения, которые позволяют вписать его в широкую структуру теории естественного отбора: 1. Родственный отбор: животные могут оставлять больше копий своих генов, помогая близким генетическим родственникам. Согласно этому объяснению, самопожертвование способствует естественному отбору, так как потенциально сохраняет большее количество генов для следующего поколения. 2. Взаимный альтруизм: животное может проявлять альтруистическое поведение, ожидая, что эта «услуга» будет возвращена впоследствии. Поскольку альтруизм вознаграждается в долгосрочной перспективе, такое поведение является потенциально выгодным.

Альтруизм (человеческий)

Разновидность общественного поведения (см. Общественные нормы), когда один человек добровольно помогает другому с теми или иными издержками для себя. Основной движущей силой альтруистического поведения считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидание некой награды (ср. с предыдущим разделом о животном альтруизме) или любая иная причина, в которой можно усмотреть корыстный интерес. Предлагаются следующие объяснения человеческого альтруизма: 1. Причина нашего желания помогать другим людям заключается в эмпатии (сопереживании). Мы помогаем другим, поскольку разделяем их душевные страдания (гипотеза эмпатического альтруизма). 2. Мы помогаем другим, поскольку стремимся преодолеть негативное состояние, в котором сами находимся. Вид человеческого горя или страданий расстраивает нас, и мы хотим избавиться от этого. Бескорыстно помогая другому человеку, мы устраняем источник собственных неприятных чувств (модель облегчения негативного состояния). 3. В социобиологических теориях внимание акцентируется на том, что хотя нам кажется, будто в действиях альтруиста отсутствует личный интерес, на самом деле он часто присутствует в скрытом виде. Альтруистическое поведение рассматривается как стратегия, развившаяся в процессе естественного отбора. Проявляя альтруизм к близким генетическим родственникам (например, к детям), мы помогаем сохранению человеческого генофонда (родственный отбор). Помогая кому-то сегодня (например, пропуская другой автомобиль в очередь перед собой), мы полагаем, что эта услуга будет возвращена нам позднее. Культурные теории акцентируют внимание на развитии норм альтруизма. Имеется в виду норма социальной ответственности (помощь тем, кто в ней нуждается) и норма взаимной ответственности (помощь тем, кто помог вам). Приверженцы этих теорий утверждают, что социальная эволюция оказывает гораздо более значительное влияние на человеческий альтруизм, чем биологическая эволюция, подразумеваемая социобиологическими теориями.

АЛЬТРУИЗМ

1. Большая значимость благополучия, счастья, интересов или даже выживания других по сравнению с собственными. 2. Поведение, направленное на обеспечение безопасности, удовлетворение интересов или улучшение жизни других при одновременном подвергании опасности себя. Первое значение более общее и чаще используемое; оно обозначает и прин

цип, и действия. Это значение также является основным в современной этологии, хотя здесь употребление этого термина ограничено обстоятельствами, при которых поведение не приносит пользу ни индивиду, ни его прямому потомству. Это значение имеет интересные оттенки. Так у многих видов наблюдается поведение, которое представляется альтруистическим, хотя с точки зрения этологии таковым не является. Например, в случае альтруизма по отношению к семье некоторые особи своими действиями нарушают собственную безопасность, но обеспечивают безопасность собственной семьи, следовательно, такое поведение можно рассматривать и как действие в собственных интересах, в результате которого увеличивается вероятность выживания собственных генов. Аналогично, в случае взаимного альтруизма действия часто основываются на том, что тот, кто сегодня оказывает поддержку, завтра может ее получить. Следует отличать от поведения помощи, при котором не предполагается никакого риска.

Альтруизм (altruism)

– имеющий силу) – реакция личности, характеризующаяся двойственностью в отношении к человеку или явлению при одновременном его принятии и отвержении. Напр., в ревности взрослого человека происходит объединение чувств любви и ненависти. В соответствии с теорией З. Фрейда, амбивалентность эмоций может господствовать на прегенитальной фазе психического развития ребенка. При этом наиболее характерным является то, что одновременно возникают агрессивные и сексуальные желания.

Альтруизм

от лат. alter «другой») – поведение человека, которое ориентировано на удовлетворение чужих интересов без учета выгоды для себя.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное (Платон).

Тот, кто охотно дает, если даже дает он и много, – Чувствует радость, давая, и сердцем своим веселится (Гесиод).

Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость (Маргарита Наваррская).

…Я открыл простую, старую истину, которую я знаю так, как никто ее не знает: я открыл, что есть бессмертие, что есть любовь, и что для того, чтобы быть вечно счастливым, надо жить для других (Л. Толстой, Письма).

Я предпочитаю облегчать жизнь другим и самому быть счастливым (Б. Прус, Кукла).

Акт добродетели, жертвование своими интересами и самим собой есть потребность благородной души, самолюбие великодушного сердца и, в каком-то смысле, эгоизм большого характера (С. Шамфор).

Богат не тот, кто приобрел много, но тот, кто много роздал (Иоанн Златоуст).

Ср. викарное удовольствие.

Итак, давайте разберемся, что значит быть альтруистом. Как говорят в простонародье, альтруист – это человек, в характере которого присутствует неутолимое желание всем помогать и угождать в ущерб даже своим личным желаниям и потребностям. В психологии, альтруизм (от лат. alter - другой) описывается как жертвенность и безвозмездная любовь к другому человеку.

И все бы казалось прозаично понятно – на таких индивидуумах должен держаться социум, но не так все просто.

Какие качества личности характерны для альтруиста?

Альтруист всегда подаст руку помощи: он примчится посреди ночи, чтобы поддержать друга, переведет бабушку через дорогу, купит плачущему ребенку леденец, и, в конце концов, ссадит с дерева запуганного котенка.

Такие люди мягкие и спокойные, они не пытаются много говорить о себе – чаще слушать. Их выделяет из толпы чрезмерная скромность. Они всегда радуются успехами других, и эта заинтересованность в судьбе окружающих – неподдельная, искренняя. Они никогда не повысят голос. Они укажут на свою вину, если ее там и близко не было.

Когда дают обещания, всегда их выполняют, не зависимо от того, удобно это им или нет. Такой человек никогда не подведет и не предаст.

И, как ни печально, но такими людьми очень часто пользуются.

Эгоист и альтруист – две противоположности

Используют альтруистов эгоисты – сильные личности, которые как раз таки на подсознательном и сознательном уровне желают удовлетворить свои потребности любыми доступными способами. Эгоисты не учитывают интересы других. Они, правда, могут завуалировать, что делают что-то во благо ближнего, но конечная цель – это добиться своего в ущерб чужим желаниям и возможностям. Эгоист берет свое, не спрашивая. Эгоист переступает через принципы и мораль, шагает семимильными шагами по карьерной лестнице, оставляя позади доверчивого альтруиста. Самое интересное то, что альтруист еще и поможет такому человеку и будет искреннее радоваться его взлетам.

Главное отличие таких личностей в том, что альтруист бескорыстно отдает, а эгоист без зазрения совести – принимает, забирает и возвращать добро не хочет.

Синдром альтруиста

Когда человек всю душу отдает, лишь бы угодить близкому – это хорошо. Но когда альтруист забывает о себе – это уже опасно, опасно для него самого. Альтруисты жертвуют всем: силами, временем, и даже здоровьем. Они не задумываются о своих искренних желаниях. Такое состояние можно смело назвать «синдромом альтруиста».

Как стать альтруистом?

Бывает и так, что после длительной борьбы на карьерной лестнице, частого жестокого обращения с подчиненными или многолетнего корыстного использования своих друзей и родственников приходит понимание, что все это не приносит счастья.

Хочется сделать что-то доброе и приятное ближнему своему. Дать шанс показать, что ты не плохой человек. Начать можно с мелких добрых поступков: повесьте кормушку, помогите перейти кому-то дорогу, дайте денег нуждающемуся.

Мы рассмотрели вопрос, кто такой альтруист, но непонятен момент о том, стоит ли ним быть. Наш мир диктует такие условия, что если вы полностью отдадитесь этому , то вас просто начнут использовать. Необходимо найти грань между вынужденным эгоизмом, когда важно отстоять свои интересы, и теми моментами, когда действительно можно принести добро ближнему.

Альтруизм

Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт . Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Согласно Конту принцип альтруизма гласит: «Живи для других». Согласно О. Конту, альтруизм противоположен, антонимичен эгоизму, и подразумевает такое поведение и активность человека, которыми он приносит другим людям больше пользы, чем требует от них приложения каких либо затрат.

Оппозицией такому пониманию альтруизма выступают Чарли Л. Харди, Марк ван Вугт, Дэвид Миллер и Дэвид Келли , которые в своих исследованиях показали, что альтруизм и альтруистическое поведение не связаны с прямой выгодой, или с комбинациями различных выгод, но в конечном счёте, в долгосрочной перспективе создают больше преимуществ, чем было затрачено на совершение альтруистических действий.

Вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является нормой социальной ответственности. Именно эта норма побуждает людей, например, поднять книгу, которую уронил человек на костылях. Эксперименты показывают, что даже тогда, когда оказывающие помощь остаются неизвестными и не ожидают никакой благодарности, они зачастую помогают нуждающимся лицам.

Те, кто любит, всегда стремятся прийти на помощь возлюбленному. Однако интуитивное, неосознанное желание помочь вовсе не обязательно должно относиться к тому человеческому существу, с кем вас связывают узы любви или дружбы. Совсем наоборот, альтруистическое стремление оказать помощь совершенно постороннему человеку издавна считается доказательством особенно изысканного благородства. Подобные бескорыстные порывы альтруизма котируются в нашем обществе чрезвычайно высоко и даже, как утверждают знатоки, как бы сами несут в себе моральное вознаграждение за причинённые нам хлопоты.

«Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.»

Основные виды, формы и практики альтруизма

Моральный и нормативный альтруизм

Моральная, нравственная сторона альтруизма может быть осмыслена через нравственный императив И. Канта . Интериоризованное человеком, то или иное понимание нравственности может стать таким внутриличностным образованием как совесть , исходя из которой, а не из стремлений к тем или иным выгодам, будет действовать человек. Таким образом, моральный/нравственный альтруизм заключается в действии в соответствии с собственной совестью.

Ещё одной формой, или одним пониманием морального альтруизма, является его осмысление в рамках представлений о правосудии или юстиции, социальные институты которых широко распространены в западных обществах. В рамках представлений о правосудии человек рассматривается как нередко готовый бескорыстно действовать за правду и её торжество в мире социальных взаимоотношений, а также против различного рода несправедливостей.

Действия в соблюдение обязательств (которые человек даёт самому себе или другому) и ожиданий (которые имеют в отношении человека другие люди) иногда рассматриваются как определённая степень альтруизма. Вместе с тем, нередко такого рода действия могут оказываться и действиями по расчёту.

Альтруизм из симпатии и сочувствия

Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность - филантропией .

Кроме доброй воли и сострадания альтруистические действия нередко делаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.

Рациональный альтруизм

Рациональный альтруизм - это балансирование (а также попытка его осмыслить) между своими интересами и интересами другого человека и других людей.

Выделяется несколько направлений рационализации альтруизма:

Социальная психология альтруизма и альтруистическое поведение

С развитием эмпирических психологических исследований такие нечёткие понятия как альтруизм, полезность, постепенно заменяются на более употребительный термин «просоциальное поведение».

Существуют половые различия в альтруистическом поведении: женщины, как правило, показывают более долгосрочное просоциальное поведение (например, забота о близких). Для мужчины, более вероятны, уникальные «подвиги» (например, при пожаре), в которых нередко нарушаются конкретные социальные нормы.

Есть также исследования из области эволюционной психологии, в которых показано, что люди выживают за счёт сотрудничества и нормальной взаимности. Как выразился Герберт Саймон, просоциальное поведение имеет преимущество в ситуации естественного отбора/эволюции, и в некотором смысле, альтруизм может рассматриваться как генетически заложенная в человеке программа.

Согласно социально-психологическим исследованиям альтруистического поведения, важную роль в нём играет личная ответственность человека. Принятие решений требует принятия на себя ответственности за эти решения. Если решение принимается группой людей, то ответственность за него распределяется по членам группы, снижая личную ответственность каждого из них. Как пишет Дмитрий Алексеевич Леонтьев , ссылаясь на исследования социальных психологов , описанные в книге Ли Росса (англ.) русск. и Ричарда Нисбетта (англ.) русск. : «если что-то произошло, если вам стало плохо, нужна помощь, а вокруг идут люди, не останавливаясь, нельзя звать на помощь просто, ни к кому не обращаясь. Выберите любого человека, смотрите на него и обращайтесь лично к нему и вероятность того, что к вам придут на помощь, возрастёт в несколько раз.»

Другие разновидности

В общем понятии альтруизма выделяют отдельные под-понятия, описывающие некоторые специфические виды альтруизма. Например:

Примечания

  1. Соловьев. В. С. Оправдание добра , 3,11,I
  2. Современный психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко . - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, АСТ , . - 496 с. - (Психология - лучшее). - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-046534-7 , ISBN 978-5-93878-524-3
  3. Manuela Lenzen. Evolutionstheorien in den Natur- und Sozialwissenschaften. Campus Verlag, 2003. ISBN 3-593-37206-1 (Google Books)
  4. Charlie L. Hardy, Mark van Vugt. Giving for Glory in Social Dilemmas: The Competitive Altruism Hypothesis . University of Kent, Canterbury 2006.
  5. David Miller. ’Are they my poor?’: The problem of Altruism in a World of Strangers. In: Jonathan Seglow (Hrsg.): The Ethics of Altruism.: Frank Cass Publishers, London 2004. - ISBN 978-0-7146-5594-9 , S. 106-127.
  6. David Kelley. Altruism and capitalism. In: IOS Journal. 1 Januar 1994.
  7. Jonathan Seglow (Ed.). The Ethics of Altruism. ROUTLEDGE CHAPMAN & HALL. London. - ISBN 978-0-7146-5594-9 .
  8. Соловьев В. С. Оправдание добра. Часть первая. Гл.3. Жалость и альтруизм
  9. Докинз, Клинтон Ричард . Возникла ли нравственность в процессе эволюции? // Бог как иллюзия = The God Delusion. - КоЛибри , . - 560 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-389-00334-7
  10. Christoph Lumer. Rationaler Altruismus. Eine prudentielle Theorie der Rationalität und des Altruismus. Universitätsverlag Rasch, Osnabrück 2000.
  11. Howard Margolis. Selfishness, Altruism, and Rationality. A Theory of Social Choice. Chicago and London, 1982.
  12. Eagly A.H. Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. - Erlbaum, Hillsdale, NJ 1987.
  13. Hoffman M.L. Is altruism a part of human nature? In: Journal of Personality and Social Psychology. 40 (1981), S. 121-137.
  14. Росс, Ли Д. (англ.) русск. , Нисбетт, Ричард Э. (англ.) русск. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии = The Person and the Situation: Perspectives of Social Psychology / Перевод с английского В. В. Румынского, под редакцией Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна. - М .: Аспект-Пресс, 12 января 1999. - 429 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7567-0234-2 , ISBN 5-7567-0233-4
  15. Леонтьев, Дмитрий Алексеевич . Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека (рус.) // Философские науки : журнал. - 2009. - № 10. - С. 6.

Ссылки

  • Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия - Альтруизм
  • PsyJournals - Альтруизм с удовольствием: психология добровольчества

См. также

  • Генеративность

Категории:

  • Этика
  • Черты личности
  • Мотивация
  • Действия и поведение
  • Социальная психология
  • Основные общественные ценности
  • Социальные обязательства

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Альтруизм" в других словарях:

    - (фр. altruisme от лат. alter другой) нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) др. людей. Термин «А.» был введен О. Контом для фиксации понятия, противоположного понятию «эгоизм»; … Философская энциклопедия

    Альтруизм - Альтруизм ♦ Altruisme Огюст Конт (***) называл альтруизм «жизнью ради других». Значит, быть альтруистом – это руководствоваться в жизни не своими интересами, а интересами другого человека (других людей). На самом деле такого почти не бывает … Философский словарь Спонвиля

    альтруизм - (от лат. alter другой) система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности. Термин «А.» введен французским философом О. Контом как… … Большая психологическая энциклопедия

    - (лат. alter другой). Чувство, противоположное эгоизму и возникающее под влиянием симпатии к другим людям. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АЛЬТРУИЗМ [фр. altruisme Словарь иностранных слов русского языка

    - (altruism) Забота о благе или интересах других людей. Бытовое противопоставление альтруизма эгоизму приводит к различным толкованиям смысла первого Так, под этим термином часто понимают определенные черты характера, намерения или поведение… … Политология. Словарь.

    Человеколюбие, самоотверженность, бескорыстие Словарь русских синонимов. альтруизм см. бескорыстие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    Альтруизм - (фр. аltruisme, лат. alter – басқа) – басқаның мүдделері үшін өзімшілдікті тежеп, оған жанқиярлықпен қызмет етуге дайындықты білдіретін ізгілік принцип, басқаларға риясыз, пайда іздемей (тілемей) шын, таза көңілмен көмектесу, қол ұшын беру,… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (лат. alter – другой) – бескорыстная забота о благе других людей. Альтруизм противоположен эгоизму. нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, термин введен О. Контом как противоположный по смыслу эгоизму. Большой… … Энциклопедия культурологии

    - (франц. allruisme, от лат. alter другой), самопожертвование (у животных), генетически обусловленная поведенческая реакция (обычно у взрослых особей), состоящая в своеобразном жертвовании индивидуальным биологическим благополучием, даже жизнью,… … Экологический словарь

    альтруизм - а м. altruisme m. <лат. alter другой. 1830. Лексис. Бескорыстная забота о благе других людей; готовность жертвовать собственными интересами. БАС 2. Почему же ученые не изучают явлений общественности точно так же, как изучают они явления борьбы … Исторический словарь галлицизмов русского языка Подробнее

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Многое из нашего поведения диктуется не логикой, а внутренней необходимостью. В нас это заложено генетически. Как много поколений отделяет вас и меня от первого человека на земле? Многие тысячи.

И весь накопленный в результате этой эволюции опыт аккумулирован в нашем генотипе. Мы унаследовали от предков те черты, которые позволили им выжить и дать потомство.

Сегодня мы говорим про альтруистов и это очень важно, ибо именно такой тип поведения позволил вам и мне появиться на свет. Вряд ли мы бы жили, если все наши многочисленные предки были бы эгоистичны по отношению к своему потомству. (бескорыстная забота о детях) является тем столпом, благодаря которому стало возможным существование человеческого рода и многих видов животных.

Альтруизм — это желание помогать другим людям бескорыстно , т.е. не требуя ничего взамен. Такое поведение является полной противоположностью другой крайности — эгоизму (готовности бескорыстно заботиться только о себе). На первый взгляд поведение альтруиста не выдерживает критики, особенно в наш век оголтелого стяжательства, где властвует принцип «ничего личного, только бизнес». Но так ли это на самом деле?

Что такое альтруизм

Само по себе слово происходит от латинского «альтер» , что в переводе означает «другие». Некоторые говорят, что альтруизм — это социальный мазохизм. Наверное, со стороны это выглядит именно так, но не спешите делать выводы. В какой-то степени, такое поведение может быть намного более «умным» и дальновидным.

Альтруист — это человек, который интересы каких-то других людей ставит превыше своих (или наравне со своими). Обычно такое отношение распространяется на родственников, друзей, знакомых, соседей. Но есть варианты, когда альтруизм направлен на любых людей, которые нуждаются в помощи (можно сказать, что ).

Же — это противоположная модель поведения, когда человека мало волнуют другие люди или он их даже ненавидит, как недавно рассмотренный нами . Но даже такие люди хотя бы в чьей-то судьбе принимают участие или хотя бы интересуются этим.

Население же земли в большинстве своем находится где-то между этими двумя крайностями с большим или меньшим отклонением в ту или иную сторону.

С детства нас учат не быть эгоистами, помогать другим людям и любить не только себя. Мудрый совет, смысл которого понимаешь только спустя годы. По сути, быть альтруистом — это «на отлично» выполнить родительские наказы 🙂

Различают несколько вариаций альтруизма :

Альтруист — это очень дальновидный человек

Если капнуть поглубже и посмотреть на последствия проявления альтруизма в стратегическом плане (в долговременной перспективе), то можно увидеть что такая стратегия поведения оказывается во многих случаях более успешной, чем у эгоистов .

Эгоизм выгоден в краткосрочной перспективе (все только себе). Ты не потратился материально, физически или духовно, а значит сэкономил. Но в среднесрочной и долгосрочной перспективе ты подорвал себе репутацию и многое, что могли бы для тебя сделать другие, теперь они никогда не сделают.

Альтруизм же, неся явные убытки в момент совершения «акта добра», в будущем может принести . Он имеет накопительный эффект . В большинстве случаев окупается сторицей, и те люди, что в обычной ситуации для вас бы ничего не сделали, могут пойти к вам навстречу в силу вашей отличной репутации и некоего возникающего у них «чувства долга перед вами».

На самом деле мудрое изречение про то, что «делайте людям добро и оно обязательно к вам вернется». Думаю, что большинство альтруистов и не особо об этом задумываются (действуют по наитию, по велению совести, следуя заветам предков и т.п.), но их жизненная философия вполне состоятельная и не так глупа, как кажется недалеким людям .

Кстати, эту мысль хорошо подтверждает тот факт, что многим ушлым людям дивиденды альтруизма кажутся настолько значимыми, что они начинают заниматься им для получения выгоды (по сути, проводя саморекламу). Я уже писал, что в списке ведущих мира сейчас нет никого, у кого было бы меньше миллиарда зелени на счету.

Вообще, преобладание альтруистического типа поведения говорит о высокой степени просоциальности данной личности. Это способствует успешному существованию семьи и других социумов. В результате естественного отбора в основном выживали те, кто был настроен на нормальное сотрудничество и не чуждался взаимопомощи.

Альтруизм — это своего рода успешная генетическая программа, которая помогает выживанию вида. Это подтверждают исследования и многих других представителей животного мира. Самопожертвования пчел, муравьев или термитов для общего дела или просто кормление самками чужих детенышей.

А вообще, альтруистическое поведение выгодно социуму и его всячески поощряет, тем более, что выгода тут все же чаще всего бывает именно взаимной. Эгоистическое же поведение порицается, да и само по себе оно не имеет под собой оснований, ибо его выгодность эфемерна и со временем приносит одни лишь убытки.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Ханжество - значение слова и кто это такой ханжа Лицемер - кто это такой и что такое лицемерие Филантроп - что это за человек и что такое филантропия Фрустрация - как найти выход из безысходности?
Мизантроп - кто это такой и что такое мизантропия Что такое социальные роли - их характеристики и виды Что такое социум и чем это понятие отличается от общества

Согласно определениям, альтруизм - бескорыстная забота о благе других людей. К проявлению альтруизма можно отнести самоотверженность - приношение своих личных интересов в жертву ради другого человека. Альтруизм трактуется как некое благо, высшее проявление добродетели.

Понятие альтруизма

Термин «альтруизм» (с латинского языка «alter» - «другой») был французским и «отцом» - Огюстом Контом. Согласно Конту, своеобразный альтруизма: «Живи для других». Стоит отметить, что понятие было выделено на основе длительных наблюдений за поведением людей. Выяснилось, что очень многие, даже отъявленные мерзавцы и преступники, кого-нибудь в своей жизни да любят, и об этих людях заботятся. И ради близких многие готовы переступить через собственные принципы, убеждения, оказать помощь, содействие в чем-либо.

Проводилось множество наблюдений, экспериментов с целью выяснить способности людей заботиться о других совершенно бескорыстно. Результаты доказывают, что люди на это способны, но вот выявить истинные мотивы бывает очень трудно.

Альтруизм и эгоизм

Противопоставляется альтруизму, безусловно, эгоизм, который преподносится как некое проявление зла. В отличие от альтруизма, эгоизм предполагает доминирование собственных интересов над общественными. В какой-то мере принято считать, что эгоизм - нечто плохое, порочное. Однако стоит понимать, что ни альтруизм, ни эгоизм не являются «истинами в последних инстанциях», и с высокой долей уверенности можно утверждать, что и то, и другое в разумных пропорциях добродетель.

Практически каждый человек обладает как альтруистическими, так и эгоистическими наклонностями. Навязанная забота может дать эффект, обратный ожиданиям альтруиста. А отказ от собственных целей, мечтаний вряд ли можно воспринимать как чистое благо. Нереализованность собственных желаний очень часто влечет за собой несчастье в жизни.

Стоит понимать, что и альтруизм, и эгоизм в чистом виде практически не существуют. Всеобъемлющее человеколюбие и аналогичное себялюбие на самом деле имеет смысл в рамках контекста. Возможно, большинство людей смогут, покопавшись в себе, согласится с утверждением, что чаще всего люди бывают альтруистами и эгоистами по отношению к конкретным лицам, группам населения, а не ко всем жителем земного шара.