Методики оперативного составления психологического портрета личности

  • Дата: 15.10.2019

Психологический портрет личности пример написания

Стать испытуемым для составления психологического портрета личности согласился быть Александр Б., молодой человек 25 лет. Он имеет высшее образование по специальности менеджмент и в настоящий момент работает торговым представителем одной из коммерческих фирм г. Новосибирска. Психологический портрет составлен после нескольких бесед с Александром и его коллегами и тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела. Психологический портрет личности образец анализа характера человека.

Александр отличается высоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. По его словам, очень любит ходить быстрым широким шагом, что возможно связано с профессиональной необходимостью. Все его движения хорошо координированы, быстры и точны.

Мимику Александра можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Ему свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным его движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения его очень просты и естественны. Одним из излюбленных жестов Александра является жест "дирижирования". Он любит, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, поглаживать голову рукою против волос. Когда идет речь о делах, он часто старательно подавляет свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорит Александр Б. очень четко и ясно, довольно низким голосом, несколько протяжно, очень четко, выразительно, с хорошей дикцией. По его словам, в школе он принимал участие в художественной самодеятельности, что оказало влияние на его речь и голос, но у него никогда не было желания продолжить эти занятия более серьезно.

Гимнастикой и спортом систематически не занимается. Любит смотреть на разные игры, но сам редко принимает в них участие. В детстве любил игры, связанные с риском, - лазить по крутым, обрывистым скалам или по деревьям.

Стремится к уединению, не любит шумных компаний. Достаточно скрытен - предпочитает не высказывать открыто свои мысли и не показывает свои чувства. О друзьях отзывается с теплотой, при этом отмечает, что близкие друзья были у него в институте, но сейчас он не часто встречается с ними. На вопрос о существовании любимой девушки ответил, что пока серьезно не влюблялся, были только легкие увлечения.

В одежде обладает своим индивидуальным стилем, хотя и не любит кардинальных перемен - скорее дополняет, углубляет, совершенствует ранее выработанное.

Характер близок к сангвиническому. Словом идеальный образец для составления психологического портрета личности .

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

Ниже представлен психологический портрет личности пример написания.

1. Положительные тенденции в психологическом портрете личности

Александр Б. имеет рациональный и практичный ум. Он всегда спокоен и сдержан. Любит размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни, при составлении этих планов большое место в них занимает карьерный рост.

По словам коллег: Александр - не мелочный, открытый и бесхитростный, ответственный и надежный. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Его отличают эффективность и точность реализации своих планов. Планы, особенно, если это касается работы, практически всегда принимают конкретную, завершенную форму. Обладает терпением и решительностью, которые позволят ему преодолеть затруднения, не пользуясь поддержкой друзей или членов своей семьи. Необычайно упорный, обстоятельный, интересуется деталями и конкретными процедурами. Правильный, устойчивый и стабильный.

Александр Б. отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека смелого и решительного, предприимчивого и уверенного в себе, самостоятельно мыслящего.

Он обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности, отсутствии боязни неудач. Не боится совершать рискованные шаги, проявлять инициативу. Он довольно самостоятелен в своих взглядах и желаниях. О более опытных коллегах отзывается с теплотой и уважением.

В отношениях с окружающими у Александра Б. преобладает мотив сотрудничества, рационализм. С удовольствием оказывает помощь коллегам по работе и знакомым. Присущий ему здоровый прагматизм убедил его в мысли, что в делах важнее всего конечный результат, зримый, ощутимый и практичный. Он заботлив к ближайшему окружению, умеет убедить в обоснованности своих действий и поступков.

2. Отрицательные тенденции в психологическом портрете личности

На основании данных о пристрастии к рискованным играм и развлечениям в детстве, и не желании принимать участие в командных играх, можно сделать вывод о том, что при приверженности к свободе в выборе занятий, отсутствует потребность в сотрудничестве с другими людьми, когда это касается увлечений и деятельности, не связанной с карьерой.

К работе Александр относится серьезно и основательно, склонен делать всю работу от начала до конца сам, не доверяя другим. После того, как работа закончена, для него важно узнать мнение окружающих о сделанном. Можно говорить о том, что Александр нуждается в признании окружающими ценности сделанного им. Иначе он теряет уверенность в важности и нужности того, что он делает и в таком случае может даже потерять интерес к работе. О совершенно теряется, когда ему выражают недовольство по поводу его работы.

Для него очень важно получать от руководства точные и исчерпывающие инструкции - он должен точно знать, когда и что надо делать. В ситуации непредсказуемого развития событий в будущем, а также, если на голову свалилось множество незапланированных дел, у него может легко возникнуть стрессовое состояние.

Последовательность во всем, основательность, стабильность устремлений, направленность на постоянную систематизацию всего накопленного опыта и знания может гипертрофироваться, и в свою очередь привести к такой акцентуации характера как педантизм.

Он постоянно занят поиском самого лучшего, что есть в жизни. Охвачен идеями самосовершенствования, хотя эти идеи не затрагивают личные отношения, а касаются в основном его работы и карьерного роста. Это может привести к обесцениванию того, чем Александр обладает в настоящий момент.

Александр обладает стремлением помогать окружающим, но его действия и поступки иногда бывают навязчивыми. Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.

Некоторая амбициозность иногда приводит его к конфронтации даже с друзьями, может привести к напряжённости в отношениях с коллегами. Александр рассказал о случаях, когда он попадал в скандальные ситуации, при этом никакой его вины в том, что случилось, не было.

Александр Б. достаточно замкнут, когда речь заходит о его отношениях с близкими и членами семьи. Сложно создать доверительную и эмоционально теплую атмосферу в общении с ним. Производит впечатление человека, которого интересуют только те сферы деятельности, которые приведут его к профессиональному успеху, карьерному росту.

3. Способы коррекции нежелательных черт личности в психологическом портрете

Для личности, обладающей такими психологическими особенностями можно рекомендовать в первую очередь посещение социально-психологических тренингов таких, как, например, тренинги построения команды, тренинги формирования коммуникативных умений и навыков.

Это позволит: расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения; отработать навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; активизировать процессы самопознания и самоактуализации; расширить диапазон своих творческих способностей.

Из описания образца психологического портрета личности видно, что Александр Б. мало внимания уделяет общению с близкими людьми, нет никакого упоминания на существование у него в данный момент близких друзей или любимой девушки. Так же трудно ему бывает учитывать в своём поведении динамику межличностных взаимоотношений. В этом случае можно рекомендовать посещение тренингов межличностных отношений.

Хорошие результаты может дать и индивидуальная работа с психологом. Нежелание Александра Б. говорить о своих отношениях с близкими, о членах семьи, отсутствие серьезных увлечений лицами противоположного пола говорит о том, что в данном случае может иметь место определенный внутренний конфликт, разрешение которого даст энергию, возможности и желание для дальнейшего развития и самоактуализации личности.

В Интернете иногда попадаются «тесты», которые дают обманчивое представление о личности человека («нажмите на 5 картинок и получите результат»). Разумеется, это псевдорезультат, который ни о чем вам не скажет, потому что составление психологического портрета — это работа, причем работа долгая, правда интересная и плодотворная. Психологический портрет сразу прояснет в личности очень многое (даже если вы составляете его про себя).

Поэтому если вы хотите составить свой психологический портрет, то я предлагаю вам такое руководство из серии вопросов ниже. Вы можете составить как свой психологический портрет, так и психологический портрет другого человека, который вам интересен. Всё что вам для этого понадобится, так это час или полтора времени, несколько листов бумаги и ручка. Если вы захотите, чтобы ваш психологический портрет впоследствии проанализировал психолог, то я рекомендую сразу записывать ответы в текстовый файл на компьютере, затем вы можете прислать их мне (учитывайте, что анализ психологического портрета уже будет стоить вам денег).

Я задаю вам вопросы в безличностной форме и в третьем лице («во что человек верит?»). Если пишете про себя, то просто адресуйте эти вопросы себе, например: «во что я верю?» Отвечайте на вопросы только честно и хорошо подумав.

Итак, приступим!

Психологический портрет:

1) Темперамент, в пропорциях (сангвинический, флегматичный, меланхолический, холерический)

2) Картина мира. Как человек видит мир, видит людей, видит себя и свою роль в мире. Во что человек верит? Какие есть убеждения и принципы? Какие есть предрассудки и сомнения?

3) Архетип личности. Идентификация. С кем себя ассоциирут человек, к кому себя причисляет, кем хотел бы быть (или казаться)? (Подсказка. Ключевые мужские архетипы: жертва, отверженный, авантюрист (солдат удачи), герой, победитель. Ключевые женские архетипы: девочка, хозяйка, любовница (соблазнительница), королева, мать, амазонка.)

4) Какие психологические роли человек играет? (ролей могут быть десятки. Подсказка: жертва, герой, простец, развлекатель, плакательная жилетка, девочка, учитель, гуру и т.д.)

5) Время. Отношения с прошлым, настоящим и будущим — какие они? (Положительные, отрицательные, нейтральные, великолепные, испорченные).

6) Положительные привычки. Отрицательные привычки (желательно в их хронологическом развитии)

7) Характер. Что в ядре личности, что на периферии? Пирамида (иерархия) ценностей человека, что когда-то было на первых местах, что сейчас на первых местах по значимости? Разбейте иерархию ценностей сверху вниз (в виде треугольника, т.е. «пирамиды ценностей») на 5-10 уровней по значимости, что для этого человека будет сейчас стоять на верхних позициях? Заодно можете составить список из 10 самых значимых людей в вашей жизни, но это параллельная задача.

8) Какой человек на самом деле и каким он хочет показаться в обществе? Насколько большой зазор?

9) Основные внутриличностные конфликты человека. Комплексы. Психологические болевые точки. Где, как, при каких обстоятельствах эти внутриличностные конфликты проявляются? Почему?

10) От чего человек зависит или может зависеть? От чего нельзя отказаться? Конфликты зависимости. Ассертивность — от 0 до 10 баллов (т.е. способность не зависеть от внешних оценок и влияний, самостоятельность). В чем может проявляться неуверенность?

11) Конфликт по самооценке. В какой степени он присутствует и как проявляется? Как человек компенсируется, чем?

12) Какие цели являются актуальными? Какие второстепенными? Отличаются ли истинные цели от заявленных? Каковы привычные способы достижения целей? Новизна и консервативность. Как человек воспринимает новую информацию, как быстро внедряет ее в свою деятельность, насколько он готов и открыт к любым изменениям?

13) Скорость (быстрота) психологического метаболизма. Как человек переживает эмоции (интенсивно, медленно, быстро, слабо и т.д.) Доминантный канал восприятия информации по психологическому метаболизму: кинестетический, аудиальный, визуальный, дигитальный? По шкале от 1 до 10.

14) Обидчивость (по шкале от 1 до 10). Часто ли появляется обида? Как быстро человек выходит из состоятния обиды? Как это обычно происходит? Как обычно человек переживает обиду? Критика. Как человек критикует? Критика поступка или критика личности?

15) Привычные способы принятия решений. Как это происходит?

16) Мотивация и самомотивация. Что мотивирует? Кем видит себя человек через 1, 3, 5, 10 лет?

17) Конфликтные ситуации. Как человек ведет себя в конфликтных ситуациях? Насколько они часты?

18) Эмоциональный профиль. Тип открытой эмоциональности или тип закрытой эмоциональности? Какие события (слова, эмоции) будут человека эмоционально задевать, цеплять, какие — нет? Какое «среднее» эмоциональное состояние? Какие эмоциональные переживания обычно характерны? Дополнительно опишите человека 10-20 прилагательными, первыми которые придут вам на ум, допустим: «веселый, спокойный, мнительный, тревожный, напряженный, обижающийся, закрытый, апатичный, заботливый, беспечный, злой, мягкий, раздраженный, улыбчивый, эмоционально нестабильный, скованный, задумчивый, чувствительный, принимающий и т.д.» (это просто примеры).

19) Ценности человека. Базовые личностные качества и ценности человека.

20) Индивидуальные особенности поведения и мышления. Какой может быть прогноз на поведение в особенных, значимых ситуациях?

21) Правда и ложь. Привычные стратегии лжи и сокрытия информации. Как человек может обманывать других или вас?

22) Стратегии поддержания личных и профессиональных отношений

23) Страхи. Чего человек боится? Поверхностно (декларируемо) и на глубоком уровне?

24) Психологические «кнопки» удовольствия. Что доставляет человеку удовольствие, как именно? Стратегии получения удовольствия, как формируются запросы? Чем человек гордится (поверхностно и глубоко)? Типы комплиментов, которые приемлимы и значимы для человека?

25) Отношения в коллективе (любом). Лояльность человека системе. Как факторы риска могут воздействовать на человека и на принятие решений?

26) Тактика избегания и уход из какой-либо системы (рабочего коллектива, семьи, дружеских отношений). Что может заставить человека выйти из какой-то системы? Как этого избежать?

27) Привычные способы решения проблем.

28) Перспективы человека (в т.ч. в его профессиональной деятельности). Есть ли в жизни человека сценарные моменты, то есть повторяющиеся, воспроизводимые (одинаковые конфликты на работе или одинаковые проблемы в разных отношениях)?

29) Здоровье. Сильные стороны, слабые стороны.

30) Финансы, карьера, образование. Отношения с коллективом (роль в коллективе, группе).

31) Эмпатия (способность к сопереживанию), юмор. Степень чувствительности человека. Как человек проявляет эмоции? Смех, слезы — что может вызывать?

32) Агрессия. Как человек ее проявляет? Как человек формирует претензии, к чему? Как их обычно выражает? Пассивная агрессия или активная агрессия? Как долго он может находитьсяв конфликтной зоне? Какие психологические выгоды он может извлекать из конфликтности?

33) Секс и эрос. Что человеку нравится? Какой тип эроса ближе человеку, какие существуют сексуальные ритуалы, т.е. ритуалы ухаживаний, соблазнения. Что человека цепляет? Тип сексуальности. Группы сексуальных фетишей (телесных (приятный запах и т.д.) и нетелесных (белье и т.д.). Сексуальный аппетит (гипер-, высокий, нормальный, пониженный, отсутствует, нет данных).

34) Дискурс. Описание речи. Тональность голоса. Письменный дискурс. Конфликт по общению — в чем он может выражаться? Умеет ли человек слушать и как он это делает? Психолингвистическая норма (как много говорит человек в среднем за день) и характеристика речи.

35) Поведенческие изменения за последние 5-10 лет. Как человек относится к своему возрасту и времени, телу, личным перспективам? Чем могут быть вызваны эти изменения?

36) Парадигма выбора. Как человек выбирает? Скорость, качество выбора. (Выбираю это, т.к. это красивее, престижнее, дешевле, надежнее и т.д.)

37) Отношения с окружающими. Насколько значимо мнение окружающих о человеке? Статус — что он значит для человека?

38) Ядро самоуважения, в чем оно выражается? Базовые ценности в самохарактеристике человека.

39) Типичные способы коммуникации с окружением. Как человек строит контакты, насколько быстро, интенсивно? Умеет ли человек дружить? Умеет ли любить и выражать свои чувства? Насколько сильно или слабо развиты эти навыки?

40) Внешность. Сильные стороны, слабые стороны. Восприятие тела. Что человеку нравится или что человек недолюбливает в отношении телесности или внешности?

Примечание. Если вы пишете свой психологический портрет, то, как я надеюсь, вы будете объективны. При написании психологического портрета другого человека также постарайтесь быть объективными, потому что многие оценки могут оказаться субъетивными. Например, по пункту 18, когда вы будете описывать личность человека через сининомический ряд, может возникать ситуативная путаница: вы можете определить человека как равнодушного (хотя он равнодушен сейчас м.б. лично к вам), а сам по себе очень страстная натура (или он увлечен кем-то или чем-то другим), если вы в ссоре, то можете субъективно неверно приписать этому человеку злость, эмоциональную тупость или какие-то негативные качества, которые ему несвойственны. Будьте не субъективны, будьте максимально объективны и честны в ваших оценках.

Составив психологический портрет (свой или другого человека), вы можете открыть множество интересных вещей и найти ответы на многие беспокоящие вас вопросы. Если вы желаете заказать развернутый анализ психологического портрета лично у меня, то эта услуга будет стоить вам 50 евро, я проанализирую составленный вами психологический портрет за одну психологическую сессию. Для заказа писать или на сайт или на мою почту, [email protected]

Илья Васильев

Психологический портрет – это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных действий в определенных значимых обстоятельствах. По сути, психологический портрет имеет сходства с портретами умелых художников. Последние пытались передать даже не столько внешнее соответствие, сколько внутреннее, стремились при помощи мимики и позы дать зрителю намек о том, что именно за человек изображен на полотне.

Поэтому если вы хотите составить психологический портрет (свой или другого человека), то уже много в чем похожи на художника или писателя. Нужно собрать определенную информацию, тщательно ее проанализировать и сделать соответствующие выводы о внутреннем мире.

Зачем нужно составлять психологический портрет?

  • Он играет значительную роль при выборе профессии. Особенно если вы не знаете, в какой ВУЗ пойти или на какую работу устроиться. Как известно, если человек расположен для конкретной деятельности и достаточно мотивирован, он добьется больших успехов.
  • Помогает лучше понимать человека и его эмоции, анализируя поведение, мимику, жесты и речь. Глобально этому учит .
  • Выявить ложь. Если вы составили психологический портрет личности человека, то сможете замечать, когда он ведет себя неконгруэнтно – то есть, когда язык тела противоречат словам.
  • В том случае, если вы бизнесмен, портрет поможет понять, что из себя представляет ваш типичный клиент. Это позволит принимать правильные стратегические и тактические решения.

Составление психологического портрета – это не занятие на пару минут. Требуется много времени, терпения и имеются подводные камни. Тем не менее, если вы настроены серьезно, то сможете освоить эту методику за несколько недель. Можете начать со своих знакомых или известных личностей.

Как составить психологический портрет

Существует несколько разных способов составить психологический портрет. Один из самых популярных и в то же время эффективных – при помощи анализа свойств личности.

Основных свойств личности десять:

  • характер;
  • темперамент;
  • мотивация;
  • способности;
  • эмоциональность;
  • интеллектуальность;
  • умение общаться;
  • волевые качества;
  • уровень самоконтроля;
  • самооценка.

Рассмотрим каждое отдельно.

Темперамент . Это свойство личности является наиболее важным для составления психологического портрета (и самым заметным проявлением), потому что оно в общем и целом отображает работу психики – заторможенную или более подвижную. Одни люди медлительны, спокойны, невозмутимы – их эмоциональные состояния сменяются очень редко. Другие же порывисты, быстры, склонны к бурным эмоциональным реакциям. Как правило, достаточно понаблюдать сравнительно небольшое количество времени за человеком, чтобы практически безошибочно определить, какой у него тип темперамента.

Канонической считается следующая классификация темпераментов:

  • Флегматик: невозмутим, неспешен, внешне скуп на проявление эмоций, имеет устойчивое настроение.
  • Холерик: порывистый, быстрый и вместе с тем неуравновешенный. У него стремительно меняется настроение и возникают эмоциональные вспышки.
  • Меланхолик: склонен в постоянному переживанию и пережевыванию событий своей жизни и остро реагирует на внешние факторы. Он эмоционально раним и повышено впечатлителен.
  • Сангвиник: горячий, живой, подвижный, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него. Если он мотивирован, то достаточно продуктивен, однако не может пересилить себя, если работа ему кажется неинтересной и скучной.

Характер . Это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности.

Выделяют четыре группы черт характера:

  • Отношение к труду: аккуратность, трудолюбие, добросовестность, склонность к творчеству, инициативность, лень, недобросовестность, пассивность.
  • Отношение к другим людям: чуткость и отзывчивость, общительность, уважение к другим людям, черствость, замкнутость, грубость.
  • Отношение к вещам: бережливое или халатное отношение, опрятность или неряшливость.
  • Отношение к самому себе: самокритичность, скромность, чувство собственного достоинства, эгоизм, заносчивость, тщеславие.

Мотивация . Это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его активность, направленность, устойчивость и организацию.

У каждого человека должен быть мотив к чему-либо – обобщенный образ материальных или идеальных предметов, представляющих для него ценность.

Также важно знать, внутренне или внешне мотивирован человек, по которому вы составляете портрет.

Способности . Это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к навыкам, умениям и знаниям, а, скорее, к глубине, быстроте и прочности овладения приемами и способами деятельности.

Также есть понятие склонности и одаренности. Первая представляют собой мотивационный компонент деятельности. Вторая – это качественное сочетание способностей, данное от рождения или развитое в детстве.

Эмоциональность . Это способность личности отображать содержание переживаний, настроения, характера. Также – ответная реакция на окружающий мир.

Эмоциональность тесно связана с темпераментом. Например, холерики молниеносно сменяют эмоции, в то время как флегматики очень медленно, а меланхолики склонны к .

Интеллектуальность . Это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Однако, это сложный параметр. Зачастую вам может показаться, что человек невыносимо глуп, однако позже вы удивитесь, когда он проявит свой интеллект в другой сфере жизни. Все потому, что его видов очень много: пространственный, телесно-кинетический, пространственный, логико-математический, музыкальный, натуралистический, внутриличностный. Словом, если человек не способен вести грамотный диалог, это необязательно говорит о его ограниченности.

Умение общаться . При разных взаимодействиях человек может проявлять себя по-разному по той причине, что у него меняются внутренние установки, убеждения, а также эмоциональное состояние, когда, к примеру, во время диалога в комнату входит третий человек.

Поэтому умение общаться стоит рассматривать с разных сторон, учитывая внутренние установки человека.

Волевые качества . Это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

Составляя психологический портрет, вы должны понять, умеет ли человек принимать сложные решения, не отступает ли от своего слова и насколько успешно может себя дисциплинировать и быть терпеливым.

Уровень самоконтроля . Это способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Очень тесно связан с волевыми качествами и с понятием .

Если говорить просто, то вам нужно понять, умеет ли человек жертвовать сиюминутными удовольствиями для достижения большего успеха в жизни.

Самооценка . Это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя, собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной, что вам и необходимо выяснить.

После того, как вы детально описали человека (или самого себя) по всем пунктам, приступайте к составлению психологического портрета. Сделать это можно при помощи разных опросников:

  • Уровень субъективного контроля Дж. Роттера.
  • Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик.
  • Опросник Р. Кеттела.
  • Характерологический опросник Леонгарда.

Впрочем, вы можете составить психологический портрет, исходя из своих собственных соображений. Когда имеется достаточно информации, можно сделать некоторые выводы о том, как этот человек будет реагировать в той или иной ситуации. Желаем вам удачи!

Для чего нужен такой портрет?

Психологический портрет - это комплексная характеристика личности человека, которая включает в себя совокупность его личностных качеств и поведения. Он помогает отразить внутренний мир той или иной персоны, запечатлеть все чувства и действия. Главные силы, которые управляют человеком - это направленность, самосознание и интеллект. Каждый из нас является индивидуальной личностью, а так же обладает своим собственным психическим миром, способен самостоятельно регулировать свое поведение и анализировать его. Для того чтобы составить психологический портрет, необходимо оценить все свойства этой самой личности. Итак, какие же компоненты входят сюда?

Личные качества каждого из нас

Для этого попробуем составить краткий список, который будет включать в себя наиболее распространенные аспекты жизни каждого из нас. Итак, сюда входят: характер, способности к чему-нибудь, направленности в достижении поставленных целей, уровень эмоциональности, волевые качества, умение общаться с окружающими людьми, уровень самоконтроля, самообладания и, конечно же, самооценка.

Поговорим о главном

Темперамент является неким фундаментом личности, он заложен биологически, именно поэтому тяжело поддается изменению. При изучении данного качества человека все усилия должны быть направлены на то, чтобы более детально его исследовать, а не на то, чтобы изменить. Когда составляется психологический портрет личности, во внимание берется его поведение, то, как он поступает в той или иной ситуации, насколько он активный, какова его реакция на внешнее воздействие. Это и есть составляющие темперамента.

На сегодняшний день существует 4 основных типа (сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики), но психологи считают, что в мире нет, например, чистых меланхоликов. А существует смешение, просто один из типов может преобладать над другим. Существует давно всем известная схема, состоящая из 4-х элементов, по которой и составляется психологический портрет любой личности.

Особенности наших темпераментов:


Психологическая тактика в повседневной жизни

Зачастую, для того чтобы составить представление о человеке, ему предлагают пройти тест «психологический портрет». Это помогает систематизировать элементы характера и поведения личности. На сегодня многие проходят собеседования при назначении на работу. Данный метод считается наиболее эффективным для подбора необходимого персонала. Важно, например, составить психологический портрет учителя перед началом его работы с детьми, потому как именно этот человек впоследствии имеет воздействие на личности учеников.

Психологический портрет - это словесное описание личности, которое содержит характеристики индивидуума и его вероятного поведения при определённых обстоятельствах. Подробная информация о человеке нужна при избрании профессии, приёме сотрудника на определённую должность, в брачных агентствах, для определения перспектив совместной семейной жизни. Психологический портрет личности составляется по результатам тестов, различных опросников (Кеттелла, Мехрабиана, Айзенка) и общения с психологом.

Психологический портрет играет основополагающую роль при выборе будущего рода деятельности. Прежде чем поступить в учебное заведение, нужно узнать, в какой области человек сможет добиться больших успехов. Ведь ничего хорошего не получится, если заниматься делом, которое не по душе.

Благодаря качественно составленному психологическому , заинтересованные стороны могут лучше узнать человека, понять мотивы его поведения. С помощью такого описания удаётся выявить ложь, склонность к конфликтам, сильные и слабые черты характера.

Многие менеджеры при приёме на вакантную должность тестируют кандидатов, чтобы определить качества и способности претендентов. Руководителям важно знать, как будет действовать человек в сложной обстановке, сможет ли он решить проблемы, обладает ли индивид нужными для выполнения поставленной задачи чертами характера.

Психологический портрет ребёнка поможет учителю найти подход к своему ученику. Если взрослые хотят достучаться до сердец детей, им нужно знать Определив тип темперамента каждого ребёнка, можно грамотно спланировать процесс его воспитания.

Психологи по просьбе клиента составляют психологический портрет человека, чтобы найти ему подходящего спутника жизни. Ведь известно, что две полярные личности не смогут выстроить гармоничные отношения. Если партнёры хотят избежать конфликтов и непонимания, они должны иметь сходные ценности, подходящий темперамент, одинаково думать и сообща идти к заветной цели.

Основные составляющие психологического портрета личности

Перед тем как обрисовать психологический портрет индивидуума, следует узнать, какие критерии его составляют. Каждый населяющий планету человек является индивидуальностью. Любому индивиду присущи базовые и программирующие характеристики. Базовые критерии - это темперамент, характер, а также способности индивидуума. Программирующие критерии – направленность, интеллект и самосознание.

Индивиды, в зависимости от восприимчивости, делятся на следующие типы:

  1. Ориентированные на настоящее.

Без труда вживаются в любую роль, умеют приспособиться к любой обстановке. Быстро принимают правильные решения.

  1. Ориентированные на прошлое.

Поступают согласно установленным правилам и законам. Хорошие исполнители.

  1. Ориентированные на будущее.

Могут продемонстрировать неадекватное поведение. Не принимают иерархию. Являются авторами многих идей.

Составляющие психологического портрета личности:

  1. Темперамент.

Основывается на специфических особенностях нервной системы. Определяет модель поведения индивидуума. Его черты плохо поддаются корректировке. Существует 4 типа темперамента: сангвиники (уравновешенная психика, гибкое поведение, живость), холерики (эмоциональность, изменчивость настроения, жажда новизны), флегматики (инертность, уравновешенность, застенчивость), меланхолики (ранимая психика, пессимизм, уязвимая нервная система).

  1. Характер.

Это оригинальные особенности каждого индивида. Характер проявляется при коммуникации и в процессе общественной деятельности. На каждого индивида составляется характеристика на основании отношения к следующим аспектам жизни: труду (лень, трудолюбие), людям (общительность, замкнутость), себе самому (эгоизм, скромность), объектам материальной сферы (скупость, щедрость).

  1. Способности.

Это индивидуальные свойства индивидуума. Благодаря своим способностям люди добиваются успеха в определённой сфере жизни. Способности развиваются в ходе обучения.

  1. Направленность.

В её основе лежит мотивация. Она определяет деятельность и поведение индивида. Направленность сфокусирована на какую-то задачу, общение или на самого себя. Одни индивиды стремятся удовлетворить свои физиологические потребности и обеспечить себе комфортные условия существования. Другие ищут себя в различных областях общественной деятельности, стараются реализовать свои творческие способности.

  1. Эмоциональность.

Её суть составляет непроизвольная реакция человека на внешние раздражители. Возникают помимо воли и желания индивида. Переживания по поводу определённой ситуации отображают глубину значимости для индивидуума различных событий. Волевая личность должна уметь подавлять свои эмоции, не показывать окружающим свои истинные чувства.

  1. Интеллектуальность.

Определяет уровень образованности индивидуума. Зависит от полученных знаний, возраста, специфики профессии. Благодаря интеллекту происходит оценка незнакомой ситуации, принятие важных решений, регулирование поведения. С помощью интеллектуальности индивид приспосабливается к новой обстановке, правильно выстраивает свои отношения с другими людьми. Интеллект - это способность мыслить рационально, а действовать целесообразно ситуации.

  1. Коммуникабельность.

Умение общаться - важная черта характера. В общении раскрываются индивидуальные особенности людей. Благодаря коммуникации, происходит передача информации, сведений о чувствах, мыслях, знаниях субъектов разговора.

  1. Самооценка.

На основании самоанализа у индивида вырабатывается эмоционально-ценностное отношение к собственной персоне. Самооценка бывает адекватной, завышенной или заниженной. Индивид оценивает собственные способности, достижения, своё место в обществе.

Если вы выявили у себя заниженную самооценку, то вам стоит обратиться к специалисту, например к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

  1. Волевые качества.

Качества характера влияют на жизнь и поступки людей. Волевые индивидуумы самостоятельно принимают решения, не боятся трудностей, они решительны и настойчивы. Безвольные люди часто слабохарактерные. Таким индивидам не удаётся реализовать себя в обществе, хотя они обладают всеми

  1. Самоконтроль.

Воспитанность человека и умение вести в обществе зависят от самоконтроля. Люди, не умеющие контролировать свои чувства, слова, поведение не способны выстроить с окружающими дружеские или партнёрские отношения.

  1. Способность к совместной работе.

Различные индивиды обладают разной способностью к коллективному труду. Умение трудиться в команде - это способность подстраиваться под других людей, прислушиваться к иной точке зрения.

Как составляется психологический портрет личности?

Для того чтобы правильно составить психологический портрет индивидуума, следует придерживаться таких правил:

  • методика изучения индивидуума обязана соответствовать цели эксперимента, возрасту человека, уровню его образования;
  • кроме личной беседы с индивидуумом, нужно применять два личностных опросника и три проективных метода;
  • по результатам всех исследований сопоставить данные, проследить их корреляцию;
  • создать обследуемому индивиду комфортные условия тестирования;
  • составить портрет так, чтобы его текст был понятен людям, не имеющим психологического образования.

Какие методики применяются для составления необходимого психологического портрета:

  • изучение эмоционально-волевой сферы - методика САН, тест Спилберга, Баса-Дарки, Немчина;
  • исследование когнитивно-познавательной области - тест на интеллект, Векслера, запоминание 10 слов, исключение лишнего, матрицы равенства, таблицы Шульте;
  • обследование межличностно-социальной сферы - цветовой тест Эткинда, метод Бейлза, Лири, социометрия;
  • изучение мотиваций и потребностей - методика Орел, типы трудовой мотивации по Герчикову, якоря карьеры, 14 базовых потребностей по Мюррею.

Какие проективные методики используются в исследовании внутреннего мира и переноса его содержания на внешний:

  • рисунок «дом, дерево, человек»;
  • образ выдуманного животного;
  • психогеометрия;
  • пятна Роршаха.

Какие личностные опросники применяются для выявления у индивида определённых характеристик:

  • тест Леонгарда;
  • 16-факторный опросник Кеттелла;
  • MMPI (полная или сокращённая версия).
  • инициалы обследуемого, его возраст, профессия;
  • цель исследования (например, на предмет соответствия занимаемой должности);
  • методики, которые использовались;
  • поведение индивида при тестировании (дрожание рук, сильное волнение);
  • результаты исследования;
  • психологические особенности индивидуума и прогноз касательно его поведения;
  • выводы, пожелания, рекомендации.

Пример написания психологического портрета личности

Психологический портрет любой личности сможет составить только опытный психолог. Специалист выбирает , которая соответствует цели конкретного исследования. Для того чтобы проанализировать себя самостоятельно, следует использовать упрощённые методы, например, тестирование типологии личности DISC или соционику. Подобные тесты легко найти в интернете и пройти онлайн. С их помощью можно узнать свой тип характера.

Пример психологического портрета личности на основании опросников Кеттелла, Мехрабиана, Айзенка:

  • Никифорова Елена, 20 лет, студентка;
  • черты характера: общительна, имеет немало друзей, добродушна, эмоциональна, часто поступает под влиянием эмоций, импульсивна, склонна к агрессии;
  • темперамент: согласно опроснику Айзенка, сангвиник, легко знакомится и общается, отлично приспосабливается к непривычным условиям жизни;
  • интеллект: по результатам опросника Кеттелла интеллект выше среднего, имеет абстрактное мышление, отличную сообразительность, быстро воспринимает новую информацию;
  • мотивация: согласно опроснику Мехрабиана мотивирована на достижение поставленной цели, то есть успеха;
  • эмоциональная стабильность: средняя, легко возбуждается, слишком эмоциональна, неуступчива, раздражительна;
  • коммуникативные способности: разговорчива, активна, часто недоверчива, склонна к лидерству, независима, знает как вести себя в новом коллективе;
  • подведение итогов: результаты тестов находятся в границах нормы, следует обратить внимание на излишнюю подозрительность и негибкость исследуемой.