Развитие зрения новорожденных по месяцам. Как развивается зрение поэтапно. Зрение у детей до года

  • Дата: 08.04.2019

Зрительная система ребёнка сразу же после рождения работает совершенно по-другому, чем у взрослого человека. Новорождённый видит всё в серо-чёрных тонах и не способен фокусировать взгляд на предметах или человеческих лицах . Он способен буквально несколько секунд следить за источником света. После 4 месяцев зрение младенца начинает стремительно развиваться. Все основные процессы завершаются к 1 году.

Строение и развитие глаз новорожденного

Уже в роддоме ребёнка осматривает неонатолог. Это позволяет выявить такие врожденные проблемы, как , либо . При обнаружении любых патологий коррекцию стоит начинать как можно раньше. Это поможет избежать проблем во взрослом возрасте.

Естественные особенности строения глаз у новорождённого :

  1. Глаза новорождённого большие . Величина глазного яблока составляет 65 – 67% величины глаза у взрослого человека;
  2. Роговица имеет диаметр до 9 миллиметров. Она не полностью прозрачна, имеет опалесцирующий вид.
  3. Кривизна роговицы меньше, чем у взрослого человека. Из-за этого меньше её преломляющая способность, что приводит к временной дальнозоркости;
  4. Зрачок имеет диаметр до 2 миллиметров. Он слабо реагирует на яркий свет;
  5. Слёзные каналы у новорождённого уже проходимы. В редких случаях встречается закупорка слезного канала эпителиальной пробкой. Это приводит к развитию , или воспаления слёзного мешка.

Сравнение размеров глаз взрослого и новорожденного

Новорождённый малыш имеет серо-чёрное зрение, он не способен различать цвета. Глаза не фокусируются на лицах людей и предметах. Он способен различать только разницу между светом и темнотой, а также контуры предметов. Несколько секунд ребёнок может следить глазами за движущимся предметом, но быстро устаёт. Максимальное расстояние, на котором может видеть ребёнок от 20 до 50 сантиметров.

Лучше всего ребёнок видит светлые объекты овальной формы, например лицо матери. Он ориентируется только на контуры предметов, но не различает детали.

Глаза новорождённого не очень чувствительны к свету. Вполне можно оставить неяркое освещение в комнате, где он спит, не боясь помешать.

Первый месяц жизни

В этом возрасте ребёнок может фокусировать взгляд только на крупных и ярких предметах, таких как ночник или большая игрушка. Иногда зрачок одного глаза постоянно отклонён в сторону, это физиологическое косоглазие. Оно должно пройти само по себе, когда глазные мышцы окрепнут. Если это не произошло к 1 году, нужна консультация детского окулиста.

Зрение ребенка в 1 месяц

Световая чувствительность сетчатки в этом возрасте очень низкая. Интенсивность света для нормального восприятия должна быть в 50 раз больше, чем для взрослого человека. Важно, чтобы освещение в детской комнате было ярким.

В это время начинает развиваться бинокулярное зрение. Оно обеспечивает пространственное восприятие.

2-3 месяца

К 2 месяцам начинает развиваться . Первыми ребёнок начинает воспринимать красный, оранжевый, зелёный и желтый цвета. Намного позже начинается правильное восприятие синего и фиолетового цветов. Это связано с тем, что фоторецепторы, способные воспринимать цвета коротковолнового спектра развиваются позднее.

Зрение ребенка в 3 месяца

Для оформления детской комнаты желательно использовать желто-зелёную гамму.

В возрасте 2 – 3 месяца уже развивается форменное зрение, предметы обретают отчётливые контуры . В это время малыш способен воспринимать только двухмерное изображение. Трёхмерное зрение развивается намного позже, только к 4 – 6 месяцам. Ребёнок активно следит за перемещением людей по комнате или движением игрушек.

В этом возрасте важно не просто много разговаривать с ребёнком. Стоит показывать ему различные предметы и отчётливо называть их.

4-6 месяцев

Начиная с 4 месяцев, зрительная система ребёнка развивается стремительно. В это время появляется участок сетчатки, которой называется макула. Именно она отвечает за остроту зрения. Малыш начинает отчётливо видеть не только контуры предметов, но и мелкие детали. Он уже узнаёт лица близких людей, с удовольствием изучает игрушки и другие предметы вокруг.

Зрение ребенка в 6 месяцев

В это время малыш уже способен не только наблюдать за предметами. Движения глаз и рук становятся согласованными. Благодаря этому он может хватать заинтересовавший предмет и активно изучать всё вокруг.

В 6 месяцев обязательно проводится первое обследование у детского офтальмолога. В это время важно убедиться, что оба глаза уже видят одинаково хорошо. Поверяется также согласованность движений глаз.

7-12 месяцев

В этот период ребёнок учится координировать зрение с движениями тела. Уже есть трёхмерное восприятие предметов. Ребенок учится соотносить расстояние до предмета и его форму. Он уже может отличить квадратную форму игрушки от круглой. Он может не только захватывать предметы, но и бросать их.

Ребёнок начинает активно ползать, а затем и ходить. Этот период наиболее травмоопасный. Родители должны быть предельно внимательными, чтобы уберечь малыша от травм. Наиболее опасны травмы глаз, которые происходят во время, когда малыш активно познаёт мир.

Врожденные патологии зрения

В 1 год проводится повторный осмотр у детского офтальмолога. Он позволяет вовремя выявить такие проблемы как близорукость либо дальнозоркость, астигматизм и другие проблемы. Важно точно придерживаться рекомендаций врача и при необходимости, начать коррекцию зрения как можно раньше.

Ребенок на приеме у детского офтальмолога

После любой, даже самой незначительной травмы глаза нужно немедленно показать ребёнка детскому офтальмологу.

В некоторых случаях встречаются врождённые патологии зрения. Причиной их развития может стать внутриутробное инфицирование плода, наследственные патологии, травмы во время беременности и другие причины. К врождённым патологиям зрительной системы относятся:

  • Врождённая глаукома. Это повышенное внутриглазное давление, развивающееся из-за нарушенного оттока внутриглазной жидкости. Для лечения детский офтальмолог назначит специальные капли, снижающие внутриглазное давление. В тяжелых случаях показано проведение операции;
  • Врождённая катаракта. Это врождённое помутнение хрусталика, препятствующее проникновению света внутрь глаза. Лечение только оперативное, поскольку мутный хрусталик нужно удалять. После этого ребёнку назначают специальные очки, а затем специальные контактные линзы, заменяющие функцию хрусталика;

  • . Патологическое опущение верхнего века, причиной которого становится неправильное развитие мышцы, которая поднимает веко либо нерва. Для детей до 3 лет лечение заключается в фиксации верхнего века пластырем. В возрасте от 3 до 7 лет показано хирургическое лечение;
  • . Такая проблема характерна у детей до 4 месяцев, поскольку глазодвигательные мышцы ещё недоразвиты. Если эта проблема постоянная, требуется устранение его причины;
  • . Выражается в непроизвольных движениях глаз, чаще всего горизонтальных. Он не позволяет фиксировать зрение на конкретных предметах. У ребёнка снижается чёткость зрения. Его лечение заключается в своевременной коррекции зрения.

Если ребёнок родился недоношенным, часто развивается ретинопатия новорождённых. Это заболевание сетчатки, при котором прекращается нормальный рост сосудов. Без вовремя проведенного лечения происходит отслоение сетчатки. Лечение только хирургическое.

Если ребёнок поставлен на учёт у детского офтальмолога, приходить на осмотры нужно каждые 2 – 3 месяца.

Острота зрения

Острота зрения у новорождённого составляет всего около 0,015. К 1 месяцу она возрастает до уровня 0,01 – 0,03. В 3 месяца она составляет уже 0,05 – 0,1. После 4 месяцев острота зрения стремительно растёт:

  • В 6 месяцев она составляет до 0,3%;
  • В 12 месяцев она составляет до 0,6%.

Это напрямую зависит от развития центрального зрения.

Первая проверка остроты зрения с помощью проводится только в 3 года.

Оценка зрения у новорожденных

Обязательная проверка зрения новорождённого, проводимая неонатологом включает:

  • Осмотр слизистой глаз;
  • Осмотр век;
  • Проверка на наличие близорукости;
  • Проверка на дальнозоркость.

Проверка зрения у новорожденного неонатологом

Осмотр глаз у новорожденного позволяет вовремя выявить большинство врождённых патологий. Особое внимание уделяют недоношенным детям, чтобы исключить риск развития у них ретинопатии.

Что могут сделать родители

Именно родители могут создать условия для полноценного развития зрения у малыша. Для этого важно соблюдать такие рекомендации:

  • В детской комнате должно быть хорошее освещение. Это касается не только электрического освещения, но и естественного. Плохое освещение в детской приводит к тому, что способность различать цвета задерживается;

  • Игрушки должны быть крупными и яркими. Это создаст для малыша стимул изучать их, что способствует активному развитию зрения;
  • До 3 месяцев игрушки над кроваткой либо коляской желательно размещать на высоте 40 – 50 сантиметров от глаз ребёнка . Это позволит предотвратит развитие косоглазия;
  • Начиная с 2 месяцев, бодрствующего ребёнка рекомендуется выкладывать на живот. Это способствует быстрому развитию не только двигательных, но и зрительных навыков.

Важно вовремя посещать профилактические осмотры у детского офтальмолога. Врач нужен немедленно, если:

  • Была травма глаза;
  • В глаз попало какое-либо химическое вещество;
  • Есть инородное тело глаза;
  • Возникло покраснение глаз или век;
  • Ранее нормальные зрачки стали ;
  • В уголках глаз появились слизистые либо гнойные выделения.

Обязательная консультация специалиста нужна в случае, если косоглазие не исчезло после 3 месяцев.

Видео

Выводы

Зрительная система новорожденного несовершенна: ребёнок способен только отличать свет от темноты, но сфокусировать взгляд не может. Восприятие цветов ещё не развито, ребёнок видит всё в серых и чёрных тонах. Естественной особенностью является дальнозоркость, обусловленная укороченной формой глазного яблока. Наиболее стремительно зрение малыша развивается после 4 месяцев: появляется восприятие цветов, пространственное зрение, увеличивается его острота.

Родители должны обеспечить малышу полноценные условия, чтобы зрение ребёнка быстро развивалось. Важно вовремя посещать профилактические осмотры офтальмолога и оберегать малыша от различных травм. При нужно как можно раньше проконсультироваться с врачом.


В первые месяцы зрение у новорождённых переживает такое количество изменений и преобразований, сколько не случается с ним за все годы последующей жизни. Стоит заранее поинтересоваться, как развиваются глазки ребенка, чтобы в дальнейшем знать нормы формирования и уберечь себя от беспочвенных страхов.

В роддоме малыш едва различает световую картинку, поэтому для ребёнка так важно иметь тактильный контакт, чувствовать запах мамы. Спустя некоторое время к грудничку приходит навык фокусирования внимания, и только потом он научится различать предметы и людей.

Чтобы чувствовать себя окруженным любовью и вниманием, малышу недостаточно наблюдать вас рядом, ведь по сути он вас не видит. Поэтому родители не жалеют рук, укачивая и поглаживая кроху, а новые люди рядом могут вызвать слезы — чужие запахи вызывают обеспокоенность у малыша.

Особенности зрительного аппарата новорождённых

Органы зрения у ребёнка начинают формироваться еще на 8-10 неделе беременности, а завершается этот процесс уже после появления на свет. Только в 6-7 лет глазные мышцы будут окончательно развиты и схожи по строению со взрослыми.

Порой, семья обращается к офтальмологу в первые дни жизни ребёнка по причине расфокусировки органов зрения или заметив небольшое косоглазие. Конечно, таких родителей стоит только похвалить за заботу и своевременное реагирование, ведь большинство патологий легче исправить на начальных стадиях, пока малыш растет. Но зачастую такие явления вызваны физиологическим развитием глазных мышц и не являются проблемой. Зрение у новорождённого ребёнка только формируется и переживает становление, в ходе которого органы учатся адаптироваться и фокусироваться.

Зрение малышей в первые дни жизни

Знать как развивается зрение у новорождённого необходимо не только для общего развития. Поэтапное наблюдение поможет выявить отклонение от нормы вовремя, когда исправить проблему со здоровьем можно быстро и незаметно.

В роддоме и первые дни пребывания малыша дома глазки продолжают активно развиваться. Кроме отличия света от темноты, ребёнок учится определять источник свечения. Рефлекторно карапуз закрывается от него ручкой, жмурится и отворачивается. Пока мир для него черно-белый, а предметы различимы на расстоянии не дальше 40 см, и то только в виде очертаний, пятен. Понять, когда появляется четкое, ясное зрение у новорождённых, можно по поведению и реакции ребёнка на окружающие предметы.


Изменения зрения ребёнка в первый месяц жизни

Уже на третьей неделе жизни маленький человечек начинает видеть предметы и, следовательно, фиксировать на них свое внимание. Зрение младенца уже развито настолько, что вы можете заметить, как определенные предметы или люди привлекают внимание малыша, и он может задержать на них свой взгляд долго.

Зрение у новорождённых в 1 месяц улучшается с каждым днем, поэтому важно окружить малыша правильными игрушками. Уделите внимание кроватке — лучше разместить её по центру, не закрывая одну из сторон для обозрения стеной или мебелью.

Зрение младенца второго-третьего месяца жизни

Так как цветовое восприятие еще не сформировалось, специалисты рекомендуют проводить “тренировки” с картинками черно-белого цвета, на которых изображены крупные узоры или фигуры. За предметом глазки наблюдают уже активно, двигаясь во все направления — вправо и влево, вверх и вниз. Грудничок задерживает дольше взгляд и различает смену окружающего пространства. Пока картинка остается двухмерной, отображая ширину и высоту.

Дальнейшие изменения зрения у ребёнка до года

Зрение новорождённого только формируется, а этапы его развития заметны явно, но вскоре вы привыкните к ежедневным новым свершениям своего чада. Тем временем, малютка учится различать цвета. Первыми становятся красный и желтый, затем синий и его оттенки, позже всего — зеленый. Этот факт будет полезен в выборе игрушек, но стоит отметить, что перемены произойдут так быстро, что пригодятся все подаренные забавы, любых расцветок.

Полугодовалый ребёнок уже знает какой цвет ему нравится больше, а также определился с идентификацией форм. И если зрение у грудничков в первые дни жизни позволяло им комфортно чувствовать себя в черно-белом пространстве, то теперь внимание малыша привлекают яркие, разноцветные игрушки. Мир уже становится трёхмерным, с глубиной. Расстояние, на котором видит малыш, может равняться 8 метрам.

Физиологически уже у двухлетнего ребёнка устанавливается 50% острота зрения. Он видит предметы и различает их, но еще не так четко и ясно, как взрослый. А стопроцентная острота придет уже к 6 годам.

Этапы развития зрительного аппарата у недоношенного ребёнка

Для деток, появившихся на свет раньше срока, посещение офтальмологом необходимо в течение 4 недель после рождения. Физиологическая неразвитость глазных органов и слабость сосудов увеличивают риск возникновения аномалий. Но качественное наблюдение и профессиональное вмешательство помогут исправить положение. Знание этапов развития зрительного аппарата во время беременности даёт возможность понять как видит не доношенный малыш в этот период (по неделям):

  • 24 — все структуры зрения полностью сформированы;
  • 32 — отчетливо видит свет, понимает где его источник;
  • 36 — зрение ничем не отличается от способностей доношенного.

Однако ребёнка, рожденного на 34-35 неделе беременности, следует показать офтальмологу в течение первых 4 недель, чтобы своевременно приступить к профилактическим или лечебным мерам.


Проблемы со зрением у новорождённых

Косоглазие

Пока новорождённый учится фокусироваться, а его мышцы продолжают формироваться, косоглазие проявляется не как симптом, а лишь как этап развития. Но само по себе явление, как болезнь, весьма опасно, ведь в таком случае бинокулярное зрение у малыша развивается неравномерно. Бывает врожденным и приобретенным.

Источниками возникновения врожденного косоглазия называют такие факторы, как:

  • генетическая предрасположенность;
  • внутриутробное инфицирование;
  • задержка в развитии плода;
  • негативное влияние химико-радиационных загрязнений атмосферы;
  • вредные привычки матери;
  • иммунодефицит.

Проблемы со здоровьем, которые становятся причиной приобретенного косоглазия:

  • недоношенность;
  • высокое внутричерепное давление;
  • слабость мышечной ткани;
  • гидроцефалия или водянка головного мозга.


Врождённая миопия

Миопия также известна, как близорукость. Проявляется болезнь из-за дефекта — чрезмерно вытянутого глазного яблока. У здорового человека оно также не в форме идеального шара, но здесь наблюдается отклонение от нормы. Из-за этого увиденная картинка не достигает пункта обработки информации — сетчатки. Ребёнок с миопией пугается своих ручек и ножек, а распознавание родителей проявляется с задержкой. Но на данный момент существует ряд исследований и успешных методик, благодаря которым этот недуг полностью или частично удается искоренить в детстве.

Младенческая дальнозоркость

До 6 месяца все малыши смотрят на мир глазами человека с дальнозоркостью, но если это явление не исчезает со временем, а вблизи ребёнок по-прежнему видит плохо, врач проводит обследование на выявление патологии. Тревожными звоночками в таких случаях считается вялая реакция на приближённые предметы, отсутствие зрительного контакта с родителями, когда младенец на руках, и интереса к своим конечностям — обычно, это первое, что детки начинают изучать.

Слепота

Поэтому при первых симптомах, лучше обратитесь к врачу, если вы:

  • заметили явное помутнение зрачков;
  • наблюдаете беспорядочное движение глаза;
  • ребёнок безразличен к включению или выключению света;
  • не моргает при прикосновении к нижнему веку (это рефлекс);
  • нет реакции на поднесенный близко к лицу раздражитель.

Нистагм или бегающие глазки

В первые 10 дней жизни двигательные мышцы набирают силы и упругость, поэтому родители могут заметить, как глазные яблоки без каких-либо раздражителей извне начинают двигаться в разных направлениях. Пугаться не стоит, это норма для такого периода. Однако позже явление носит аномальный характер и требует профессиональной диагностики с последующей специально подобранной гимнастикой.


Врождённая глаукома

К сожалению, это заболевание в последнее время стало распространенным. Глаукома определяется как повышение давления внутри глазного яблока, которое приводит к нарушению формации и работы органов зрения. Признаки недуга отчетливо распознаваемы:

  • помутнение роговицы;
  • её опухлость;
  • слезотечение на свету;
  • нетипичные реакции зрачков.

Хирургическое вмешательство способно исправить недуг, а срок реабилитации при нормальном течении периода восстановления составит не больше трёх месяцев. После этого ребёнок будет видеть не хуже здоровых сверстников.


Опущение верхнего века

Также недуг известен, как птоз. Болезнь проявляется и внутриутробно, и после рождения. Степень негативного влияния на развитие зрения зависит от того, насколько веко закрывает глаз — когда наполовину и больше, без хирургической корректировки не обойтись. Если не исправить проблему вовремя, развитие органа происходит замедленно, частично и в дальнейшем порождает серьезные неприятности.

Врачебный осмотр

Роддом является местом первого контакта малыша с медицинскими работниками. Здесь новорождённый проходит визуальный осмотр всех органов чувств, в том числе и зрительных.

На протяжении 1-2 месяца жизни ребёнку необходим целенаправленный осмотр врачом-окулистом. Здоровым деткам доктор посоветует гимнастику и развивающие игры, а в случае обнаружения аномалии, направит к профильному коллеге для дальнейшего обследования.

Как проверить зрение у грудничка в домашних условиях

Поэтому лучшей домашней диагностикой будет постоянное наблюдение. Присмотритесь, не заметили ли вы:


Тренировка зрения у грудничков

Учитывая, что первые полгода жизни характеризуются, как самые ответственными в формировании всех органов чувств ребёнка, включая зрительные, крайне важно не упустить этот момент. Приступая к активным занятиям, не забудьте позаботиться о:

  • ровной, относительно твердой поверхности, на которую вы положите малыша (кроватка, столик для пеленания);
  • полноценном освещении, при котором источник света расположен за головой младенца (окно, лампа);
  • черно-белых и цветных карточках с узорами и изображениями животных, растений, предметов.

Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.



Особенности

Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами - глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого. Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая. Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного - набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.


Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.

Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии - около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму. В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.



Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.

Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения. На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой - чуть в сторону, нет. Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.


В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения. Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами. Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.

Этапы развития

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.



К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.



Цветовое восприятие формируется постепенно - сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий - постигаются и осознаются в последнюю очередь.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) - постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.


Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.

Обследования

Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги. Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века). Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.


Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз - форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.


В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша. Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию. Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.



Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички. Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу. Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.


Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год. После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.



Как проверить самостоятельно?

Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:

  • Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
  • Ребенок родился недоношенным.
  • В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка , если посветить ему в лицо фонариком.
  • После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках , реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.




  • В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой , которая движется.
  • В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
  • Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
  • Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.



  • Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
  • Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
  • К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице , на другие достаточно удаленные предметы.

Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.


Развитие

Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша. Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал. Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.

В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.




Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.

С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.

Первый месяц после рождения – особенный период в жизни крохи. Эту возрастную стадию принято называть периодом новорожденности.

Данный период выде-ляют из этапа младенчества, поскольку именно за этот месяц малыш должен приспособиться к внешней среде. В то же время такой маленький и, на первый взгляд, беспомощный кроха уже многое умеет, но многому еще предстоит научиться.

Период новорожденности - это восстановительный период после родов и время перестройки основных жизненных функций ребенка, таких, как дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция. Все органы чувств в момент рождения маленького человечка работают не в полную силу, адаптируясь к окружающей жизни вне маминого животика, но кроха может видеть и слышать, различать вкус и запах, чувствовать прикосновения, испытывать удовольствие или дискомфорт. Ваша задача - помочь адаптации и способствовать развитию чувственного восприятия малыша.

Зрение ребенка в 1 месяц

Многих мам интересуют вопросы: в состоянии ли новорожденные видеть мелкие предметы; могут ли различать цвета; узнают ли они маму, других близких.

Зрение ребенка в первый месяц жизни недостаточно зоркое. На расстоянии более чем 20-30 см малыш все видит размыто. Характерен для новорожденных также блуждающий взгляд, не останавливающийся на конкретном предмете. Но спустя всего несколько недель зрение у ребенка становится более зорким.

Также малыш способен воспринимать яркие, насыщенные цвета, например желтый, оранжевый, красный и зеленый. Но в первый месяц дети более четко различают черно-белые изображения, вероятно, из-за их большей контрастности.

Новорожденные восприимчивы к человеческому лицу, и неудивительно, что они уже в первую неделю жизни начинают распознавать лицо матери. Что интересно, выражение лица, мимику окружающих малыш в состоянии распознать уже на этапе новорожденности. В короткие периоды бодрствования крохи постарайтесь выполнить пару развивающих упражнений для зрения.

«Все вижу!» . Яркую цветную игрушку перемещайте в поле зрения малыша, то увеличивая, то уменьшая расстояние до глаз (от 20 до 50 см). Такое упражнение помогает крохе научиться фокусировать взгляд на предмете, попытаться рассмотреть его.

«Дразнилки» . Наклонившись над кроваткой, в которой лежит кроха, меняйте выражение лица: улыбнитесь, нахмурьте брови, покажите язык, состройте недовольную рожицу и т.?д. Старайтесь поймать его взгляд и, смещаясь в ту сторону, куда скользит взор малыша, попробуйте удержать его на себе.

День за днем кроха с возрастающим интересом будет наблюдать за меняющейся мимикой и пытаться скопировать то или иное выражение лица, например, улыбнуться в ответ на вашу улыбку.

«Мамин портрет» . Повесьте на бортик кроватки свою большую фотографию или схематичное изображение человеческого лица, прорисовав глаза, брови, нос и рот. Малыш с интересом будет рассматривать округлые плавные линии человеческого образа. Так развивается умение фокусировать взгляд на изображении, рассматривать его. Также мы способствуем восприятию и выделению ребенком образа человека из окружающего пространства.

Слух ребенка в 1 месяц

Слух малыша выделяет из окружающего звукового многообразия громкие, знакомые или необычные звуки. Например, стук материнского сердца, когда мама прижимает кроху к груди, или звук хлопнувшей двери.

Реагирует на разнообразие звуков малыш тоже по?разному: замирает, прислушиваясь, или вздрагивает в ответ на сильный раздражитель. Поэтому звук погремушек или музыкальных игрушек, предлагаемых ребенку, не должен быть слишком громким и резким.

Главная особенность слухового восприятия младенцев состоит в том, что дети предпочитают звуки человеческого голоса всем другим шумам и звукам. В столь раннем возрасте, не понимая слов, дети замирают при звучании голоса и начинают глазами искать его источник.

В период новорожденности у малыша наблюдается ориентировочный рефлекс - двигательная реакция на новый раздражитель. Ребенок пытается повернуть головку в сторону источника звука. Наличие ориентировочного рефлекса - одно из свидетельств нормального функционирования нервной системы.

«Что такое?» Позвените погремушкой справа и слева от малыша. Кроха должен попытаться повернуть головку в сторону источника звука. Не расстраивайтесь, если получается не сразу, - мышцы шеи еще недостаточно окрепли, и ребенку тяжело даются подобные движения.

Игрушку с приятным звучанием (например, неваляшку или музыкальную карусель) поставьте рядом с кроваткой или подвесьте над малышом. Рассматривая игрушку и вслушиваясь в мелодию, малыш соединяет зрительные и слуховые ощущения.

«Колыбельная для крохи» . Взяв ребенка на руки и покачивая, спойте ему песенку. Это может быть любая мелодичная композиция. Вы ощутите, как мышцы малыша расслабляются, он успокаивается и может даже заснуть у вас на руках.

Пожалуйста, потише!

Мы живем в активной звуковой среде, и окружать кроху тишиной тоже не стоит. Старайтесь соблюдать во всем меру. Слишком «громкое» окружение ему сейчас только навредит, поэтому отложите поход с малышом в гости, повремените с приглашениями к себе компании друзей и родственников, соблюдайте меру в использовании шумной бытовой техники (пылесос, фен, телевизор). Создайте вокруг него оптимальную звуковую среду, с умеренными приятными звуками (тихая классическая музыка, негромкие голоса родителей, звуки погремушки, колыбельные песенки в исполнении мамы и т.?д.).

Обоняние ребенка в 1 месяц

Органы обоняния полностью функционируют с самого рождения. Малыш в состоянии отличить запах маминого молока или другой пищи, а также материнский запах от посторонних.

Естественно, кроха отдает предпочтение знакомым запахам. Запах материнского тела и молока - самый приятный аромат для малыша. Вдыхая его, ребенок успокаивается, чувствует присутствие матери рядом и свою защищенность. Новорожденные реагируют также и на сильные запахи, а некоторые незнакомые, но приятные ароматы привлекают их.

Вкусовые рецепторы ребенка

Новорожденный может различать горькое и сладкое, соленое или кислое. Уже сейчас кроха в состоянии распознавать малейшие изменения и оттенки вкуса молока в зависимости от рациона питания матери. Например, малышу может не понравиться, если мама включит в свой рацион термически необработанные лук и чеснок. Позднее, с введением прикорма, работа вкусовых рецепторов усложняется. Ребенок становится все более избирательным в еде.

Осязание ребенка в 1 месяц

Кожа малыша содержит множество рецепторов, призванных давать необходимые ощущения от соприкосновения с окружающими предметами. Неслучайно в роддомах существует понятие контакт «кожа к коже» - соприкосновение матери и ребенка сразу же после его рождения. Такие прикосновения нежных материнских рук и тепло материнского тела дают ребенку чувство безопасности и доверия к окружающему, неизведанному пока миру.

Тактильные ощущения хорошо развиты даже у недоношенных детей. Рефлекс «поиска груди» (когда кроха открывает ротик и начинает искать материнскую грудь в ответ на поглаживание щеки) является наиболее стабильным у новорожденных. Ритмичное поглаживание крохотного младенца помогает регулировать его дыхание и другие физиологические процессы.

Для малышей на ранних этапах развития характерен физиологический гипертонус мышц. Ручки ребенка прижаты к телу, а пальчики плотно сомкнуты, и требуется определенное усилие, чтобы разжать крохотный кулачок. Следующие упражнения помогут постепенно преодолеть повышенный тонус мускулатуры и познакомить кроху с новыми тактильными ощущениями.

«Держи-хватай!» Небольшую округлую погремушку, шарик для пинг-понга или любую удобную для захвата игрушку вложите в ручку ребенка, осторожно разъединив пальчики. Малыш плотно обхватит предмет - действует «рефлекс хватания». Потяните за игрушку, кроха не отпускает, еще более плотно сжимая кулачок. Вынимая игрушку из рук, осторожно разомкните каждый пальчик.

«Мягкий - гладкий - пушистый». Понадобятся несколько небольших игрушек или предметов из материала разной фактуры: резина, гладкая или ворсистая ткань, дерево, бумага. Каждой игрушкой осторожно проведите по ручкам, ножкам, спинке малыша. Наблюдайте за тем, как кроха реагирует на соприкосновение с разными предметами. Контакт с одним материалом вызывает у ребенка приятные ощущения, с другим - дискомфортные. Малыш замирает, как бы прислушиваясь к новым ощущениям, или наоборот, бурно реагирует на прикосновения.

Не боясь «избаловать» ребенка, чаще берите его на руки. Постоянный тактильный контакт с матерью необходим для его нормального и полноценного развития.

Восприятие окружающего мира

Отдельные ощущения малыша постепенно складываются в целостную картину восприятия окружающих объектов. Например, улыбка, запах маминого молока, биение ее сердца, нежное прикосновение рук, знакомый голос означает для младенца - все в порядке, мама рядом.

У новорожденных в достаточной степени функциониру-ют все органы чувств, но их восприятие весьма ограничено и избирательно. Развитие восприятия идет быстрыми темпами первые 6 месяцев с последую-щей более медленной тонкой настройкой рецепторов всех органов чувств.

«Колокольчик» . На носочки нашейте маленькие колокольчики (бубенчики), сделайте браслеты из ткани, надевающиеся на ручки или ножки, или используйте готовые игрушки-браслеты. Малыш, хаотично размахивая ручками и ножками, будет слышать звон. Поначалу кроха воспринимает части своего тела как нечто обособленное, отдельное от него.

Речь ребенка в 1 месяц

Активное усвоение речи ребенком происходит на 2-3 году жизни, но уже с самого рождения кроха проходит длительный путь предречевого развития. Этот период восприятия и усвоения ребенком человеческой речи подготавливает необходимую платформу для произнесения первых слов.

Младенец воспринимает человеческую речь как особый сигнал уже в первые дни жизни. Важно поддерживать звуковую активность малыша, постоянно ласково разговаривая с ним с первого месяца жизни.

Самый первый звук, издаваемый ребенком, - это крик новорожденного. Крик и сменяющий его плач содержат одну из важных характеристик речи - интонацию. Кроме интонации, крик-плач младенца содержит еще один важный компонент будущей речи - звуки (гласные «а», «э», «и»). Именно из этих звуков впоследствии возникает гуканье, а затем гуление.

«Разговор с мамой». Склонитесь над малышом, лежащим в кроватке, или возьмите на руки так, чтобы он видел ваше лицо (оптимальное расстояние 25-40 см). Разговаривайте с ребенком так, будто он понимает ваши слова. Темы для «доверительного» разговора могут быть самыми разными: расскажите о себе, о вашей семье, о том, чем вы сегодня займетесь. Обращайтесь к малышу как к полноправному партнеру по общению, наделяя его действия и ответные реакции тем смыслом и значением, которого они еще не имеют. Важно, чтобы малыш сосредоточил взгляд на вашем лице, рассматривал шевеление губ, получал новые слуховые впечатления.

Эмоциональное общение ребенка в 1 месяц

Все органы чувств новорожденного как бы настроены на то, чтобы выделять в незнакомом еще мире именно человека. Смысл слов и обращений малыш пока не понимает, зато чувствует и различает интонации, тембр голоса и его принадлежность к кому?то из близких. На первых порах общение с новорожденным в немногие минуты его бодрствования сопровождает режимные моменты: переодевание, смену пеленок, кормление и купание. Во время этих процедур не упускайте момента встретиться взглядом с крохой, поговорить с ним.

Тесный физический и эмоциональный контакт ребенка с матерью является необходимым условием для нормального развития младенца. Несмотря на многочисленные заботы, связанные с рождением малыша, находите время, чтобы почаще брать его на руки, прижимать к себе, ласково поглаживать, говорить нежные слова. Избаловать ребенка повышенным вниманием в таком возрасте невозможно, зато польза от такого общения огромна!

Хорошо, если папа и другие близкие (старшие дети, бабушки и дедушки) также не остаются в стороне - помогают купать и переодевать кроху, разговаривают с ним.

В отличие от других мимических проявлений, улыбка вполне осмысленна, обращена к конкретному человеку, и поэтому ее можно назвать коммуникативной. Появление социальной улыбки свидетельствует о возрастании потребности в общении. Конечно, криком младенец тоже подает сигналы взрослым, но улыбка связана не с переживанием дискомфорта, а с удовольствием от соприкосновения с другим существом, которое способно почувствовать и понять малыша.

Бытует мнение, что такому маленькому человечку достаточно простого ухода в виде своевременного приема пищи, смены подгузников и обеспечении режима дня. Но это не так. Только общаясь и взаимодействуя с мамой и другими близкими ребенку людьми, малыш растет и полноценно развивается, становится личностью, способной жить в социальном мире.

Не стоит воспринимать жизнь маленького ребенка в первый месяц как смену реакций, имеющих рефлекторную природу. С самого момента рождения малыш уже личность, индивидуальность, имеющая свои особенности и манеру поведения. Главная задача родителей - обеспечить крохе комфортные условия, дать ему максимум своей любви и нежности.

Важные достижения первого месяца:

  • Замирание при появлении в поле восприятия нового звука или предмета, сосредоточение на речи взрослого.
  • Умение фокусировать, сосредотачивать взгляд на предметах и первые попытки следить за перемещением ярких игрушек.
  • Умение поворачивать головку и отыскивать взглядом источник звука, слуховое сосредоточение.
  • Снижение тонуса мускулатуры (повышенный тонус - гипертонус постепенно проходит).
  • Возникновение голосовых вокализаций в ответ на обращение взрослого.

Зрение только родившегося ребенка сформировано не полностью, поэтому он видит мир несколько иначе, чем его взрослые родители.

При рождении глазное яблоко имеет сплюснутую форму, что приводит к небольшой степени дальнозоркости у малышей. На протяжении первых восьми месяцев жизни зрение совершенствуется: глаза тренируются двигаться одновременно, развивается визуальный контроль над движением рук, мозг начинает правильно обрабатывать поступающую на рецепторы информацию.

Особенности зрения у детей до года

Зрение у новорожденных

Зрение у детей младше одного месяца позволяет видеть им только те объекты, которые располагаются на расстоянии 20 см от глаз. Первые недели малыш видит размытую необъемную перевернутую картинку, замечает свет, очертания людей и предметов, движения. Наиболее интересным объектом для изучения у только родившегося малыша является лицо мамы, поэтому как можно чаще берите его на руки и общайтесь.

Мышцы глаза в этот период пока слабые, а нейронные связи, соединяющие зрительные нервы и головной мозг, еще не сформированы. Постепенно наращивается мышечная масса, растет роговица глаза, в результате четкость зрения увеличивается.

Нормальным явлением данного периода считается небольшая косоглазость, когда ребенок собирает зрачки к переносице или смотрит в разные стороны.

Спустя 2 недели после рождения ребенок начинает различать крупные яркие предметы, следить за их движением.

Зрение у ребенка в 1 месяц

В месяц ребенок начинает фокусировать оба глаза на предмете, поэтому в этом возрасте можно начать играть с ним с помощью погремушки. Двигающаяся перед лицом малыша яркая погремушка не только доставит радость, но и будет стимулировать развитие зрения у ребенка.

Для игр используйте яркие предметы контрастных цветов и различных форм.

Глаза мамы также могут стать хорошей игрушкой: поднесите ребенка к своему лицу, посмотрите ему в глаза и начинайте медленно перемещать свои зрачки в сторону, малыш будет следить за ними.

Во время месячной комиссии необходимо будет посетить офтальмолога.

Зрение у ребенка в 2-3 месяца

Это возраст начала развития цветовых навыков. Ребенок начинает различать простые цвета, изучать сложные узоры и активно следить за предметами. Острота зрения увеличивается, глаза становятся чувствительны к освещению, малыш учится переводить взгляд с одного объекта на другой.

В возрасте двух месяцев можно начать знакомить ребенка с картинками, книгами, игрушками, показывать фотографии родных.

Подвешивать игрушки нужно уже не перед глазами, а в стороне или возле ног.

В 3 месяца осуществляется проверка зрения у детей офтальмологом. Врач оценивает внешний облик глаза, то, как ребенок следит за игрушкой, проводит скиаскопию (теневую пробу) для определения остроты зрения.

Зрение у ребенка в 4 месяца

В 4 месяца в особенности зрения детей входит восприятие глубины, то есть понимание, какого размера и формы предмет, как далеко он находится. Совместно с развитием моторики улучшается координация, что позволяет малышу брать руками предметы.

Лучшей игрушкой для четырехмесячного ребенка будет та, которую легко взять в руку и рассмотреть поближе.

Зрение у ребенка в 5-6 месяцев

Острота зрения ребенка значительно улучшается, также как и координация рук. Ребенок начинает узнавать предмет по его части, то есть осознавать, что если он и не видит вещь целиком, то она все равно существует. Отличной игрой будут прятки: мама прячется за какой-нибудь предмет, например, дверь или платок, а потом выглядывает и говорит «ку-ку ».

В полгода происходит скачок в развитии центра мозга, ответственного за зрение. Четкость зрения растет, глаза начинают быстрее фокусироваться на разных предметах и перескакивать с одного на другой. Малыш начинает узнавать родных, следить за мелкими предметами. Развитие зрения касается и цветовосприятия. На шестом месяце малыш способен видеть все цвета и различать оттенки.

В возрасте 5-6 месяцев нужно давать игрушки в руки как можно чаще и выкладывать вблизи малыша. Хорошо, если они будут греметь и шуршать. Полгода - это возраст очередного похода к офтальмологу.

Косоглазие у детей шестимесячного возраста уже не считается нормой и требует лечения.

Глазное дно ребенка приобретает очертания, как у взрослого человека.

Зрение у ребенка в 8 месяцев

К восьми месяцам детское зрение обретает ту же остроту, что и у взрослых. Ребенок способен четко различать объекты, которые находятся вдали от него, правильно оценивать расстояние до них, точно бросать и хватать вещи.

Видео - доктор Комаровский о детском зрении

Цветовосприятие у ребенка

Восприятие цветовой гаммы развивается у ребенка постепенно. Новорожденный способен различать только уровни «темнее-ярче », он видит окружающие предметы в серых и черно-белых тонах, так как не полностью развиты рецепторы сетчатки.

Цветовая палитра начинает открываться перед ребенком в возрасте шести недель.

Первый цвет, который начинают различать полуторамесячные малыши - красный. В возрасте 4 месяцев ребенок уже различает такие базовые цвета, как желтый, синий и зеленый, но пока без оттенков.

Ближе к году ребенок начинает различать многие яркие цвета. Пастельные тона игнорируются, поэтому погремушки лучше выбирать яркие. Заинтересовать ребенка цветами можно, если повесить разноцветный мобиль, яркие постеры, разложить книжки для малышей. Не стоит окружать ребенка бледными игрушками и монохромным декором.

Освещение в детской комнате

Яркость освещения напрямую влияет на активность ребенка и правильное восприятие цветов, поэтому в дневные часы в комнате должно быть достаточно светло. Ночью можно использовать ночник - ребенку он не помешает, а маме поможет быстро увидеть малыша в темноте.

В детской комнате важно по максимуму использовать естественный свет, для чего лучше выбирать помещение на восточной или юго-восточной стороне. Подоконники желательно оставить пустыми, а окна не завешивать плотными шторами.

Нарушение зрения у детей

Периодические осмотры у врача помогут вовремя выявить нарушение зрения у ребенка. Результат обследования зависит не только от осмотра, но и того, были ли у кого-нибудь в семье проблемы со зрением. Повышен риск также у тех детей, которые родились недоношенными, поэтому об этом также нужно сообщить врачу.

Зрение у ребенка нарушено, если наблюдаются следующие признаки:

  • в 3 месяца не следит за предметом одновременно двумя глазами,
  • нарушено движение глаза в разных направлениях,
  • отсутствие фокусировки на одной точке и постоянно движение глазами,
  • закатывание глаз,
  • зрачок белого цвета,
  • постоянная слезоточивость и чрезмерная чувствительность к свету.

Одной из патологий зрения считается астигматизм. Однако часто дети уже рождаются с такой особенностью, так как их глазное яблоко еще находится в стадии развития и зрение у новорожденных размытое. В большинстве случаев ситуация нормализуется к году. Обязательной коррекции требует астигматизм, превышающий 1 Дптр.

К лечению заболевания нужно приступать сразу, как только офтальмолог выявил отклонение от нормы, в ином случае оно может повлечь за собой появление сопутствующих проблем, таких как амблиопия (подавление работы одного глаза) и косоглазие. Чтобы назначить эффективное лечение, врач проведет серию проверок, включая осмотр на широкий зрачок. Расширяют зрачок с помощью капель атропина.

Видео - как лечить астигматизм у детей

Из-за изменения тонуса мышц или поражения нервов глаза может возникнуть косоглазие , которое отличается от того, что можно наблюдать у новорожденных, и не считается нормой. Косоглазие опасно тем, что может привести к нарушению формирования бинокулярного зрения, когда мозг соединяет в одну картинку изображения с обоих глаз. Лечение косоглазия включает в себя создание ширмы на здоровый глаз и тренировки косящего. При значительном угле отклонения требуется оперативная коррекция.

Видео - детский офтальмолог о косоглазии

С течением времени у некоторых малышей врожденная гиперметропия (дальнозоркость) может перейти в миопию (близорукость). Также возможны случаи врожденной близорукости, особенно у недоношенных детей. Причинами возникновения близорукости у детей считаются наследственность, нарушение гигиены, неправильное питание, переутомление, ослабленная оболочка глаза, различные болезни. Основное лечение близорукости нацелено на замедление падения зрения.

Видео - детский офтальмолог о близорукости

Наиболее заметными патологиями глаз у детей до года являются опущение верхнего века (птоз) и подергивание глаз по вертикали или горизонтали (нистагм). Причиной нистагма становятся поражения мозга и различные заболевания: сильная близорукость, поражение сетчатки и подобное. Возникновение птоза связано с поражением мышцы или нерва, ответственного за верхнее веко, которые в свою очередь возникают при родовых травмах и кровоизлияниях.