Собор Св. Петра в Риме: горькая правда. Собор святого Петра в Риме – главный храм католического мира

  • Дата: 01.10.2019

Начало VI в. Доска, восковые краски. 92,8 × 53,1 см Монастырь Св. Екатерины, Египет

Согласно провидению, апостол Петр пришел в Вечный город в 43 году, чтобы стать главой христианской общины. Он находился в Риме на протяжении 25 лет. Во времена преследований христиан, между 64 - 67 годами, он претерпел мученическую смерть в цирке Нерона на склоне Ватиканского холма и был погребен в земле, на кладбище, недалеко от прилегающей к цирку дороге. Могила Святого Петра и есть точка опоры Ватикана, единственная причина и суть всех его строений. Если бы здесь не было могилы бывшего Галилейского рыбака, свидетеля воскресения Христова, который был уверен в том, что тоже будет распят, то не возник бы на этом месте великолепный храм и не существовал бы ныне прекрасный город-государство Ватикан.

Могила Святого Петра стала культовым местом: около 160 года здесь были построены первые оградительные стены и маленький мраморный памятник. В 322 году, десять лет после признания религиозной свободы христиан, император Константин повелел построить первую базилику. Она была в сущности храмом-мавзолеем Апостола. В VI веке Святым Григорием Великим был построен престол для совершения Мессы. В 1120 году папа Каллист II построил алтарь над этим престолом, названный Конфессией.

В 1452 году первоначальный собор решили перестроить, но лишь в 1506 году начались серьезные работы. Строительство храма продолжалось почти сто лет, с 1506 по 1616 год, при 18 папах, от Юлия II до Павла V, вписавшего свое имя на фасаде. Многие важные работы поощряли папы Урбан VIII и Александр VII. Непроста и судьба проекта, осуществленная и измененная 12 великими архитекторами. Наиболее известные из них: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана и Карло Модерно. Новый Собор Святого Петра был освящен папой Урбаном VIII 18 ноября 1626 года.

Собор занимает более 44.000 кв.м., длина его около 187 м., ширина 114,5 м., почти как футбольное поле, а высота 46 метров. О необъятности храма красноречиво говорят пометки на мраморном полу в центральном нефе. Здесь указаны размеры других больших христианских соборов, которые уступают ему по величине. Убранство Собора ошеломляет обилием золота, мозаик, величественных статуй святых, надгробными памятниками папам, а главное, изумительными творениями Бернини и молодого Микеланджело.

В центре, под фронтоном, — знаменитый балкон, с которого папа Римский обращается к верующим.

Базилика построена в форме латинского креста. До 1989 года собор являлся крупнейшим храмом в мире, пока его не обогнала базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ, построенная в Ямусукро, столице Кот-д"Ивуара, кстати, по образу и подобию главного героя моего рассказа.

Часы на фасаде, с одной стрелкой. На другой стороне — такие же часы, но с двумя стрелками.

На крыше собора установлено 13 статуй — Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, кроме апостола Петра.

Высота каждой статуи — почти 6 метров.

Армия Ватикана — швейцарские гвардейцы. В наше время их всего 110, как можно догадаться из названия — все они граждане Швейцарии. Считается, что их форма шьётся по эскизам Микеланджело. Кстати, это одна из старейших армий мира, сохранившихся до наших дней. Правда, в военных действиях она участвовала всего один раз — в 1527 году, когда Рим был разграблен войсками императора Священной Римской империи.

Швейцарский гвардеец

Святые ворота

Собор огромен. Вроде входишь вместе с огромной толпой, но внутри эта толпа неожиданно рассеивается по безразмерному залу и становится абсолютно незаметной. Во времена празднеств собор вмещает до 60 тысяч человек.

Длина центрального нефа — 211 метров.

Всё это впечатляет не меньше собора Святой Софии в Стамбуле , который до постройки собора Святого Петра оставался крупнейшим христианским храмом в мире.

общий вид зала.

Потолок

Интерьер собора до ряби в глазах красив и торжественен. Причём, в отличие от православных храмов, эти великолепие и роскошь совершенно не крикливы. Изящными деталями можно любоваться бесконечно долго — здесь действительно есть что поразглядывать.

Центральный неф

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуя Святого Петра, выполненная из бронзы в IV веке неизвестным сирийским скульптором, пользуется необычайной славой. Считается, что стоит прикоснуться к ней и помолиться, и мольбы будут услышаны. Обычай этот очень древний, поэтому одна стопа статуи стерта от прикосновений молящихся.

Статуя Св. Петра

В левой руке Св. апостол Петр держит ключи от рая. Стена за статуей украшена мозаикой, а не тканью.

Св. Петр руководил церковью 25 лет. За 19 столетий единственным папой, сидевшем на престоле Петра дольше (1847-1878), чем сам Петр, был папа Пий IX. Его портрет размещен на стене над статуей апостола. Пьедестал из алебастра выполнил в 1757 г. Carlo Marchionni. Мраморное кресло относят к раннему Возрождению.

29 июня в день памяти апостола Петра, его статую облачают в одежды, так что кажется, что статуя оживает.

Трон Св. Петра и Слава

Неф базилики

Кафедра Святого Петра

Сень над папским алтарём и могилой Св. Петра ЗДЕСЬ

Киво́рий (греч. κιβώριον, лат. ciborium), кивория, алтарная сень — сень (навес) над престолом (алтарём), поддерживаемая колоннами. В плане чаще всего представляет собой квадрат, состоит из четырёх арок, опирающихся на четыре колонны. В иконописи изображение кивория символизирует алтарь.

Алтарь. Считается, что это именно то место где был похоронен апостол Пётр. Над алтарём расположен тридцатиметровый киворий на изогнутых колоннах, опять же работы Бернини.

Предметом картины на Алтаре является праздничная месса Св Basil в присутствии Римского Императора Valens.St.

Под алтарем стоит саркофаг с забальзамированным телом папы Иоанна XXIII.

Алтарь св. Иеронима. Запрестольный образ «Последнее причащение св. Иеронима» художника Domenichino, 1614. Переведена в мозаику в 1744 г. Знаменитая картина ныне хранится в Пинакотеке Ватикана. На картине изображен св. Иероним, принимающий последнее причастие от св. Ефрема, которому помогает св. Паула.

Балдахин

В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчёлы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра Святого Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа.

Парит в сиянии символ Святого Духа.

Правый неф

В первой капелле правого нефа находится гениальное творение двадцатилетнего Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà) .

Скульптура была высечена из единого блока белого мрамора из Каррары, а на ленте, опоясывающей Мадонну, скульптор высек надпись “Микеланджело - флорентинец” .

Это — единственная работа, собственноручно подписанная Микеланджело.

Над этом творением Микеланджело работал больше двух лет. Скульптура изображает Пресвятую Деву Марию, которая держит на коленях мертвого сына - Христа. Красота линий, идеальные пропорции тел в натуральную величину, молодые лица и скорбь Матери так явны, что хочется замереть в безмолвном поклоне перед бессмертным шедевром Микеланджело.

Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Тосканской (или иначе Каносской) работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.) Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини.

Гробница Матильды Тосканской

Надгробие могилы Бенедикта XV.

Григорий XIII Gregorius PP. XIII

226-й папа римский

Рядом с капеллой — надгробие Григория XIII ; барельеф напоминает об осуществлённой папой реформе — введении нового календаря (григорианского).

Барельеф на могиле папы Григория XIII в Соборе Святого Петра в Риме.

Его Святейшество папа римский Климент XIII Clemens PP. XIII

Надгробие Климента XIII.

Памятник святому Викентию де Полю

созданное в 1498 г. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике.

Памятник апостолу Андрею

Левый неф

Надгробие Александра VII работы Бернини.

Монумент папе Александру VII , это, кстати, одна из последних работ Бернини, созданная им в 80-летнем возрасте.

Папа изображен коленопреклоненным в окружении аллегорий Милосердия (с детьми, скульптор G. Mazzuoli), Истины (опирающейся левой ногой на земной шар, скульпторы Morelli and Cartari), Благоразумия (скульптор G. Cartari,) и Правосудия (скульптор L. Balestri). Первоначально фигуры были обнажены, но по приказу Иннокентия XI Бернини задрапировал статуи металлом.

надгробие Иннокентия VIII,

Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы — надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.Надгробие выполнено на средства английского короля Георга III.На монументе в центре изображен Яков, слева Карл, справа Генрих.

Памятник последним Стюартам

Памятник Марии Собесской

Вплоть до 1990 года Собор Святого Петра в Риме был самым грандиозным строением среди христианских храмов. Однако его религиозное и культурное значение остается неизменным: в мире нет, и вряд ли когда-нибудь будет другой собор, который бы на протяжении почти двух тысячелетий символизировал торжество христианства, не подавляя своим величием.

О том, что Собор Святого Петра является одной из главных , знает каждый. Не зря именно Собор с одноименной площадью возглавляют наш импровизированный рейтинг , а также именно отсюда начинается наш . Но даже и без всяких рейтингов, будучи в Риме, сложно удержаться и не заскочить в Собор, чтобы увидеть своими глазами место, где бьется сердце Католической церкви.

Собор может одновременно принять до 60 тыс. верующих

Впрочем, несколькими минутами дело вряд ли ограничится. Ведь даже рассказ о входных дверях в Собор Святого Петра может занять не один час. А в самом соборе в настоящее время находится 44 больших и малых алтаря, 748 колонн, 391 статуя и бесчисленные мозаики. Но мы постараемся не нагружать читателя излишними подробностями, и расскажем только о тех памятниках, которые осмотреть стоит обязательно.

Собор Святого Петра в Риме: история возникновения и строительства

Почему Собор Святого Петра в Риме был построен именно на Ватиканском холме? Изначально на этом месте находился цирк Нерона, где, по легенде, и был распят апостол Петр, руководивший до этого в течение 25 лет новой церковью. В течение 100 лет о месте его захоронения не было ясных сведений, пока в 160 г. в письмах одного римского адвоката не появилось упоминание о памятнике над могилой апостола.

Полтора века спустя, при императоре Константине Великом, вокруг памятника была возведена первая базилика, которая очень скоро стала центром паломничества и местом, где проходили коронации Пап. В 800 г. в ней был коронован и Карл Великий.

Собор Святого Петра был возведен по проекту Микеланджело и его учеников

В начале XIV в. Папская область и Ватикан находились в угнетенном состоянии из-за бесконечных выяснений отношений с местными аристократами. Опасаясь окончательной потери влияния, Папа Климент V, будучи французом по происхождению, перенес свою резиденцию в Авиньон, поближе к сильным тогда королям Франции.

До 1377 г. Рим и, разумеется, Собор Святого Петра в Ватикане, находились в небрежении. И уже в XV в. появились первые проекты возведения нового главного христианского храма вместо обветшавшей базилики.

Даже рассказ о дверях Собора может занять много часов

Строительство было начато 18 апреля 1506 г. и продолжалось более века. За это время проект возведения неоднократно изменялся. Так, первый архитектор собора – Браманте – планировал построить храм в форме восточного креста, наследовавший ему Рафаэль – в форме удлиненного, католического.

Освященный 18 ноября 1626 г. Собор Святого Петра был возведен уже по проекту Микеланджело и его учеников. И, опять же, его центральный неф имел форму усеченного креста. Но на этом дело не закончилось: по приказу Папы архитектор Мадерно удлинил восточную часть креста и достроил фасад (высота – 45 м, ширина – 115 м). Собор Святого Петра в Ватикане приобрел, таким образом, католический вид.

Купол Собора римляне называют Cupollone

Отдельно стоит сказать о куполе храма. Купол Собора, или, как его называют сами римляне, Cupollone («куполище»), был создан по проекту Микеланджело. За основу был взят купол собора Санта Мария дель Фьоре () Брунеллески, возведенный к 1420 г.

Однако Микеланджело привнес в принципы строительства сооружений такого рода и новое. Так, он укрепил колонны основания купола и пристроил две лестницы с пологими ступенями, по которым материалы доставлялись на самый верх. Ныне именно по этим лестницам можно подняться на смотровую площадку Собора. Высота внешнего купола – 136,57 м, внутренний диаметр – 42,56 м.

Самое известное произведение в Соборе Св. Петра – «Пьета» работы Микеланджело

Стоит сказать, что Микеланджело согласился на эту работу не сразу, говоря, что он не архитектор. Но за несколько десятков лет до этого он точно так же отказывался расписывать потолок Сикстинской капеллы, находящейся в 2-х шагах от собора (). В общем, у Святого Престола уже был опыт убеждения гения…

Внутреннее убранство

Пройти в Собор Св. Петра можно в одну из 3-х дверей, хотя дверей вообще-то целых пять. Но крайняя левая открывается только для похоронных процессий («Врата Смерти»), а крайняя правая («Святая дверь») – лишь раз в четверть века, что символизирует срок, в течение которого Святой Петр стоял во главе церкви. Центральный вход прикрывает т.н. Филаретова дверь XV в., перенесенная сюда из старой базилики.

В самом портике установлены конные статуи Константина Великого работы Бернини и Карла Великого работы Корнакчини. Эти два императора считаются светскими защитниками Святой Церкви.

В Соборе 44 алтаря, 748 колонн, 391 статуя и огромное число мозаик

Остановимся лишь на самых значимых произведениях искусства, которыми богат . Центральный (папский) алтарь, находящийся непосредственно над могилой апостола (и действительно там существует захоронение весьма уважаемого в начале новой эры человека), украшен балдахином (киворием) из бронзы, поддерживаемым 4-мя витыми бронзовыми колоннами, такими же, что были в храме Соломона.

Эта скульптурная композиция работы Бернини высотой в 4 этажа потребовала огромных объемов металла, для чего папа Урбан VIII приказал разобрать крышу . Хотя и сам алтарь был изготовлен полувеком ранее из куска мрамора с форума Нервы.

Бернини работал над интерьером Собора более 50 лет

Бернини работал над интерьером собора в течение всей своей жизни – более 50 лет, и является автором и кафедры Святого Петра, и лоджий, и статуй, и большего числа надгробий кардиналов и пап, удостоенных чести быть похороненными в этом Храме. Он же спроектировал и Площадь перед Собором.

Но самое известное надгробие в храме – это «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело, находящееся в правом нефе. После того как в начале 70-х гг. прошлого века на эту скульптурную композицию было совершено два покушения, ее поместили в прозрачный пуленепробиваемый куб.

Бронзовая статуя Святого Петра. Рим

В глубине центрального нефа находится статуя Святого Петра, которая, по мнению некоторых ученых, была создана в IV-V вв. в Сирии. Считается, что если поцеловать правую ступню этой скульптуры, то исполнится самое заветное желание. В Петров день (29 июня) статую наряжают в дорогие одежды.

Собор Святого Петра на карте и как добраться

Чтобы попасть в знаменитый храм, нужно сначала выбрать удобный маршрут. Например, выбрать отель в непосредственной близости – сделать это совершенно несложно, тем более, что соответствующая подборка с актуальными ценами . При желании, можно даже подобрать жилье с видом на Собор.

Альтернативный вариант – воспользоваться общественным транспортом. Доехать можно на метро по линии А (станция Ottaviana), на автобусах №№40, 64 от вокзала Термини, на автобусах №№32, 49, 62, 81, 590, 271 (остановка «Виа дела Кончилиационе), на троллейбусе №19 (остановка «Пьяцца Рисорджименто»).

Перед входом в Собор всегда очередь. Во-первых, потому что посмотреть на него приезжает, особенно в сезон, огромное количество людей. Во-вторых, потому что на входе имеется тамбур, где посетителей проверяют на наличие запрещенных к проносу вещей (оружие, инструменты, различные вещества и т.п.).

Кстати, если вы планируете посетить сначала , то попасть в Собор Святого Петра сможете без утомительного ожидания. Обычно его осмотром как раз и заканчивается экскурсия по папской резиденции. Более подробно об этом BlogoItaliano рассказал в видео ниже:

Фотографировать интерьеры Храма можно, но без вспышки и только в строго отведенных местах. Несмотря на то, что Собор Св.Петра имеет площадь в 27 000 м2 и может одновременно принять до 60 000 человек, спрятаться от бдительной охраны все равно не удастся. В конце концов, шедевры собора стоят бережного к ним отношения.

Вход в сам Собор бесплатный, а вот чтобы попасть на смотровую площадку, которой славится купол, придется приготовить от €5 до €7 (2017). Цена зависит от способа подъема: пешком или проехать примерно 2/3 дороги на лифте. Подниматься высоко, поэтому лифт предпочтительней.

Кроме того, наверх лучше не брать с собой маленьких детей или престарелых попутчиков.

Часы работы и особенности посещения

Собор Святого Петра открыт каждый день с 7:00 до 18:30 (с 1 октября по 31 марта) и с 7:00 до 19:00 (с 1 апреля по 30 сентября).

На площади Святого Петра можно быть одетым во что угодно, но перед посещением храма следует прикрыть обнаженные плечи и колени и снять (если есть) шляпу или бейсболку. В противном случае, Вас просто не пустят внутрь.

Швейцарские гвардейцы на посту, Собор Святого Петра

Экскурсии в Собор Святого Петра

Посетить Собор Святого Петра в Риме можно и в рамках организованной экскурсии. Она обычно занимает порядка 3-х часов и включает также посещение Ватиканских Музеев и Сикстинской Капеллы с осмотром фрески Микеланджело “Страшный Суд”.

Узнать все детали, актуальные цены экскурсий и записаться на посещение можно с помощью в Риме. Для этого просто напишите ей на e-mail или отправьте сообщение через форму ниже.

Единственное, писать Леле рекомендуем заблаговременно. Хотя она и отвечает обычно в течение дня, экскурсии в Собор считаются одними из самых популярных в Риме, и на них всегда очень много желающих. Поэтому многие даты экскурсий могут быть заняты на несколько дней вперед.

Собор Святого Петра в Ватикане - самый величественный храм во всем христианском мире. Он является ключом к Ватиканской тайне, которая была заложена в поручении, данном Иисусом Петру для управления Церковью, когда доверил ему ключи от Царства Небесного. Об этом гласит надпись на карнизе купольного барабана собора: “Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою” . Только Собор Святого Петра может гордиться тем, что он воплощает слова Христа.

Согласно провидению, апостол Петр пришел в Вечный город в 43 году, чтобы стать главой христианской общины. Он находился в Риме на протяжении 25 лет. Во времена преследований христиан, между 64 - 67 годами, он претерпел мученическую смерть в цирке Нерона на склоне Ватиканского холма и был погребен в земле, на кладбище, недалеко от прилегающей к цирку дороге. Могила Святого Петра и есть точка опоры Ватикана, единственная причина и суть всех его строений. Если бы здесь не было могилы бывшего Галилейского рыбака, свидетеля воскресения Христова, который был уверен в том, что тоже будет распят, то не возник бы на этом месте великолепный храм и не существовал бы ныне прекрасный город-государство Ватикан.

Могила Святого Петра стала культовым местом: около 160 года здесь были построены первые оградительные стены и маленький мраморный памятник. В 322 году, десять лет после признания религиозной свободы христиан, император Константин повелел построить первую базилику. Она была в сущности храмом-мавзолеем Апостола. В VI веке Святым Григорием Великим был построен престол для совершения Мессы. В 1120 году папа Каллист II построил алтарь над этим престолом, названный Конфессией .

В 1452 году первоначальный собор решили перестроить, но лишь в 1506 году начались серьезные работы. Строительство храма продолжалось почти сто лет, с 1506 по 1616 год, при 18 папах, от Юлия II до Павла V, вписавшего свое имя на фасаде. Многие важные работы поощряли папы Урбан VIII и Александр VII. Непроста и судьба проекта, осуществленная и измененная 12 великими архитекторами. Наиболее известные из них: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана и Карло Модерно. Новый Собор Святого Петра был освящен папой Урбаном VIII 18 ноября 1626 года.

Собор занимает более 44.000 кв.м., длина его около 187 м., ширина 114,5 м., почти как футбольное поле, а высота 46 метров. О необъятности храма красноречиво говорят пометки на мраморном полу в центральном нефе. Здесь указаны размеры других больших христианских соборов, которые уступают ему по величине. Убранство Собора ошеломляет обилием золота, мозаик, величественных статуй святых, надгробными памятниками папам, а главное, изумительными творениями и молодого Микеланджело.

Выберите отели поблизости:

Starhotels Michelangelo Rome
Apartment Bonifacio"s House Roma
Emmaus
Sant" Anna Hotel
Bed & Breakfast Armonie Romane
Key To Italy Apartments
Residenza Paolo VI
Borgo Pio 91
Palazzo Cardinal Cesi
Relais Vatican View
Sweetly Home Roma
B&B San Pietro Alle Fornaci
Opera Inn Suites B&B and Apartments
Holiday a San Pietro
Excel Passetto Suites
B&B Carpe Diem
B&B Alle Fornaci A San Pietro
Dolcefarniente
Vatican Bed And Breakfast
San Peter Rome B&B
Residenza Risorgimento

Собор Святого Петра в Ватикане. Видео.

В главном входе в Собор Святого Петра, находятся пять дверей: Дверь Смерти (мастер Джакомо Манцу, 1964 год) - дар монсеньора Джорджио ди Бавьера, каноника Собора святого Петра; Дверь Добра и Зла (Люччиано Мингуцци, 1977 год); Дверь Филарете (1445 год) - она была выполнена для древней Константиновской базилики; Дверь Таинств (Венанцио Крочетти, 1964 год) и Святая дверь (Вико Консорти), дар швейцарских католиков к Юбилею 1950 года.

Оплакивание Христа

В первой капелле правого нефа находится гениальное творение двадцатилетнего Микеланджело “Оплакивание Христа” (Pietà). Скульптура была высечена из единого блока белого мрамора из Каррары, а на ленте, опоясывающей Мадонну, скульптор высек надпись “Микеланджело - флорентинец”. Над этом творением Микеланджело работал больше двух лет. Скульптура изображает Пресвятую Деву Марию, которая держит на коленях мертвого сына – Христа. Красота линий, идеальные пропорции тел в натуральную величину, молодые лица и скорбь Матери так явны, что хочется замереть в безмолвном поклоне перед бессмертным шедевром Микеланджело.

Виртуальные туры

Совет : Используйте мышь для навигации по панорамным изображениям

Виртуальный тур: Оплакивание Христа

Виртуальный тур: панорамные съемки внутреннего убранства Собора Святого Петра

Виртуальный тур: Собор святого Петра - алтарь

Над куполом Собора Святого Петра трудились несколько известных мастеров. Купол был задуман Донато Браманте в начале новой конструкции, но для воплощения задуманного сперва были сооружены пилястры, поддерживающие своды. Пилястры закончили в 1514 году, периметр каждого из них составлял 71 м. На пилястры опирались арки, их высота составляет 44,8 м. С 1546 года и до самой смерти (1564 г.) Микеланджело работает над сооружением барабана купола, а Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана в 1590 году заканчивают круглый свод, а на следующий год - и фонарь купола. Высота купола от пола до верхушки креста составляет 136,57 м., а его внутренний диаметр – 42,56 м. Мозаики внутри купола, выполненные мастером Кавальеро д’ Арпино, представляют сцены Рая с изображением Бога на самом верху.

”Кафедра во Славе", выполненная Бернини в 1666 году, содержит трон, который, по преданию, принадлежал Святому Петру. У ее основания расположены четыре статуи Отцов Церквей, двух западных - Амвросия и Августина, с митрами на головах, и двух восточных - Афанасия и Иоанна Златоуста. Кафедра, или трон Апостола, представляет собой великую ценность для верующих, она помещена в хранилище реликвий - футляр из бронзы и серебра. Вся Кафедра во Славе освящена символикой Святого Духа.

Статуя Святого Петра, выполненная из бронзы в IV веке неизвестным сирийским скульптором, пользуется необычайной славой. Считается, что стоит прикоснуться к ней и помолиться, и мольбы будут услышаны. Обычай этот очень древний, поэтому одна стопа статуи стерта от прикосновений молящихся.

Эти элементы из описания убранства Собора святого Петра составляют лишь малую толику всего богатства, многообразия и неповторимой красоты, очарования и невысказанной благодати, которая таится там.

Собор Святого Петра неоднократно описан множеством источников, но ни один из них не может передать то священное и почтительное чувство, которое возникает при его непосредственном зрительном восприятии.

P.S. Напомним вам, что титулярная базилика является одной из достопримечательностей, входящих в . Будьте готовы к волнующей встрече с прошлым и обсудите с гидом варианты вашего маршрута.

Примечание: При подготовке этого материала были использованы ссылки на официальный сайт Ватикана.

Собор Святого Петра - католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире.

Белый шатер, сияющий в синем небе Рима - купол собора Святого Петра , главного храма католического мира. Храма, которому уже более пяти веков…


Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа Юлий II поручил архитектору Браманте строительство собора. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. После смерти Браманте работа была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского. Затем строительство собора возглавил Микеланджело. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны. 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики и через 120 лет после начала строительства, папа Урбан VIII освятил новый собор.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.


Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики. Также он создал великолепное внутреннее убранство и знаменитую сень над могилой апостола, чье имя носит собор. Колоннада, обрамляющая соборную площадь, также его творение.


Вид со стороны собора на площадь

Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили “окошечко” - “исповедальню”, через которое верующие могли видеть гробницу святого Петра, сокрытую под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах, доказали, что под алтарной частью собора находится гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения. Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как в большинстве христианских храмов.


Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны - Святая, и открывается она лишь в Святой год. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком трубы из козлиного рога, называемой “yobel”, откуда и произошло слово “юбилей”. Святая дверь замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.


Бронзовые двери центрального входа выполнены флорентийским мастером Филаретом. В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре - апостолы Петр и Св. Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы Святого Павла и распятие Святого Петра. Над дверями помещён мраморный барельеф Бернини “Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного”.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.


Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры - надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева - надгробие Павла III работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх словно поднятое ветром легкое полотнище.

По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и на латыни со словами Христа: “Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”.


Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей - с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк - со львом, Лука - с волом, Иоанн - с орлом. Лев, орел и вол - называемые “апокалиптическими зверями”, о которых Иоанн Богослов в “Апокалипсисе” пишет как о животных, которые окружали престол Бога.



Высота фасада - 45 м, ширина - 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор.


Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. “Навичелла”. Рельефы крайнего левого портала - “Врат смерти” - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.


Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.


В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Неподалеку расположена бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется.


В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная “Пьета”. Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 25 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.


Рядом располагается небольшая капелла Распятия, в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII - начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе.

Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой - надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе - введении нового, григорианского, календаря. Чуть дальше находится выполненное в неоклассическом стиле скульптором Кановой надгробие Климента XIII. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

Адрес: Ватикан, площадь Святого Петра
Дата постройки: 1626 год
Высота: 132,5 м
Святыни: могила святого Петра
Координаты: 41°54"07.7"N 12°27"12.0"E

К северу от центра Рима , на территории карликового государства Ватикан , на площади Сан-Пьетро возвышается Собор (базилика) святого Петра — крупнейший католический храм в мире.

Собор с высоты птичьего полёта

Его громадный 136-метровый купол словно парит над Ватиканом. Внутри Собора святого Петра могли бы поместиться крупнейшие храмы Европы — об этом свидетельствуют специальные отметки на полу, показывающие их размеры . По преданию, в основании базилики находится могила святого Петра — одного из 12 учеников И.Христа.

Во время христианских гонений Нерона, в 64 году апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте вниз головой по собственной просьбе, так как считал себя недостойным умереть той же смертью, что и Христос. В 324 году римский император Константин I Великий воздвиг христианский храм над местом захоронения апостола. Легенда гласит, что в первом соборе св. Петра в рождественскую ночь 800 года папа римский Лев III короновал Карла I Великого.

Вид на собор с юга

Во время Авиньонского пленения, когда резиденция пап находилась не в Риме, а в Авиньоне, базилика святого Петра обветшала, а в начале XVI столетия была снесена. 18 апреля 1506 года на её месте папа римский Юлий II заложил первый камень в фундамент собора. В 1626 году папа Урбан VIII освятил новый храм.

Собор святого Петра — творение величайших мастеров Ренессанса

В строительстве собора принимали участие гениальные мастера эпохи Возрождения. В 1506 году утвердили проект архитектора Донато Браманте, согласно которому собор должен быть построен в виде квадрата с вписанным в него греческим (равносторонним) крестом. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, который перепроектировал церковь в форме латинского, то есть вытянутого в длину креста.

Вид на собор с замка Святого Ангела

В 1546 году 70-летний Микеланджело взял на себя руководство строительными работами. Он вернулся к идее Браманте, сделав несущие конструкции более массивными, и возвёл барабан центрального купола. После смерти Микеланджело архитекторы Джакомо делла Порта и Джакомо да Виньола достроили главный купол, придав ему более вытянутые очертания, и воздвигли два малых купола. В 1605 году зодчий Карло Мадерно удлинил продольную ось собора, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и воздвиг фасад в классическом стиле . Через 50 лет Джованни Лоренцо Бернини построил перед собором площадь Святого Петра.

Реликвии Собора святого

Петра Фасад Собора святого Петра венчают огромные статуи Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов (кроме св. Петра). В собор ведут пять входов. Последний вход с правой стороны, так называемые «Святые ворота», почти всегда заперт — он открывается только в юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века.

Вид на собор с реки Тибр

Интерьеры собора поражают грандиозными размерами и богатством оформления. Здесь много алтарей, надгробий, лепнины, мозаик, скульптур. Среди статуй выделяется мраморная «Пьета» Микеланджело. Она изображает скорбящую Мадонну, которая держит на руках безжизненного Христа.

В 1972 году статую попытался разбить австралийский геолог Ласло Тот. Вооружившись молотком, он набросился на «Пьету» с криком: «Я — Иисус Христос!» Поскольку врачебная комиссия признала Л. Тота душевнобольным, обвинений против него не выдвигалось. После реставрации статую защитили пуленепробиваемым стеклом. В центре собора возвышается алтарь, окружённый 44 неугасимыми лампадами.

Общий вид собора

Они зажжены над гробом, в котором покоятся мощи святого Петра. Над алтарём установлен бронзовый киворий (навес) работы Бернини, опирающийся на четыре витые колонны. Вершину алтаря венчает бронзовый шар с крестом, а под киворием подвешен позолоченный голубь — символ Святого Духа. Рядом с гробом апостола Петра, в подземной крипте нашли последний приют и другие святые папы. Неподалёку от алтаря находится бронзовая фигура святого Петра, который восседает на папском престоле и держит в руке ключи от Царствия Небесного. Статуе приписывают чудодейственную силу: если загадать желание и потереть ступню апостола, попросив его о помощи, то все чаяния и надежды исполнятся.

Посещение Собора святого Петра

На вершину купола Собора святого Петра можно подняться двумя способами — на лифте и по лестнице, состоящей из 500 ступеней . Со смотровой площадки открываются изумительные виды на Рим и Ватикан . Слева от собора находится центральный вход в Ватикан, охраняемый гвардейцами.

Фасад собора

Без участия гвардейцев не обходится ни одно торжественное богослужение в Соборе св. Петра, ни один официальный приём у папы римского. Гвардейцы облачены в полосатые жёлто-фиолетовые средневековые костюмы. По легенде, эта форма придумана самим Микеланджело. Планируя визит в Собор св. Петра необходимо одеться соответствующим образом — шорты, короткие юбки, майки и топы, обнажающие плечи, недопустимы.