Викторианская эпоха в англии источники. О викторианской эпохе

  • Дата: 21.09.2019

Я действительно не могу сказать, с какой гордостью я чувствую себя королевой такой Нации.

Королева Виктория.

Викторианская эпоха – Викторианская мораль, Викторианская литература, Викторианская архитектура, Викторианская Англия – период правления одной королевы, принесший Британской империи наивысший расцвет и усиление ее влияния в Европе. Многочисленные браки ее детей, внуков и правнуков, связали родственными узами весь европейский континент, сделав Викторию «бабушкой» современной Европы.

Начало правления

Представители Ганноверской династии не отличались высокой моралью, а наоборот, прославились на всю Европу многочисленными супружескими изменами, множеством незаконнорожденных детей, алкоголизмом и даже инцестом. В результате моральный облик английской королевской фамилии перед воцарением королевы Виктории в 1837 году был полностью дискредитирован. Именно в этот период и началось правление молодой королевы.

Александрина Виктория, дочь Эдуарда Августа, герцога Кентского, и его жены, немецкой принцессы Виктории Саксен-Кобург-Заальфельдской, внучка короля Георга III, появилась на свет 24 мая 1819 года. До ее рождения династии грозило исчезновение. За два года до этого в родах умерла двоюродная сестра Виктории, принцесса Шарлотта Уэльская, единственная законная внучка старого короля, и наследовать престол, по сути, стало некому. В итоге унаследовать корону Британской империи выпало единственной дочери четвертого сына короля. В 1820 году от пневмонии умер ее отец, и Виктория выросла под строжайшим надзором матери, которая воспитывала ее по специально разработанной системе. Детство будущей королевы не было счастливым. За ней так тщательно наблюдали, что когда восемнадцатилетняя Виктория стала королевой после смерти дяди, первым делом она приказала вынести кровать матери из своей спальни, чтобы получить хоть немного личного пространства.

В двенадцать лет она впервые узнала о блестящей участи, которая ее ожидает. И с этого момента методы ее воспитания претерпели весьма существенные изменения. Устрашающе длинный список запретов, составлявший основу так называемой «Кенсингтонской системы», предусматривал: недопустимость бесед с незнакомыми людьми, выражение собственных чувств при свидетелях, отступление от раз и навсегда заведенного режима, чтение любой литературы по своему усмотрению, употребление лишних сладостей и прочее, прочее, прочее. Немка-гувернантка, которую девочка, кстати, очень любила и которой доверяла, – Луиза Ленхзен, прилежно заносила все ее поступки в специальные «Книги поведения».

20 июня 1837 года скончался король Вильям IV, и пришло время взойти на престол молодой Виктории, которой суждено было стать одновременно и последней представительницей несчастливой Ганноверской династии, и родоначальницей правящего в Британии и поныне Дома Виндзоров.

Замужество королевы

В январе 1840 года взволнованная королева выступила в парламенте с речью. Она объявила о своем предстоящем замужестве. Ее избранником был принц Альберт Саксен-Кобургский. Он приходился Виктории кузеном по материнской линии, а увидеться впервые молодым людям довелось лишь когда Виктории исполнилось шестнадцать лет. Тогда между ними сразу возникла симпатия. А по прошествии еще трех лет, когда Виктория стала королевой, она уже и не скрывала того, что страстно влюблена. Медовый месяц молодые проводили в Виндзорском замке. Эти упоительные дни королева считала лучшими в своей долгой жизни, хотя этот месяц ею же самой был сокращен до двух недель. «Для меня абсолютно невозможно не быть в Лондоне. Два или три дня – это уже долгое отсутствие. Ты забыл, моя любовь, что я монарх». А вскоре после свадьбы в рабочем кабинете королевы был поставлен письменный стол и для принца.

Промышленная Англия

В начале правления молодой четы Англия испытывала экономический спад, ознаменованный «голодными сороковыми». Появились оппозиционные партии, готовые к вооруженным восстаниям. Необходимо было что-то менять.

Лишь в начале 1850-х годов экономическое положение Англии стало потихоньку выправляться после упомянутых «голодных сороковых». Чтобы продемонстрировать всему миру промышленную мощь Великобритании, принц Альберт решил провести в 1851 году всемирную выставку. Для этого был возведен стеклянный гигант Кристалл-Пэлас в южной части Лондона – Гайд-парке. Это здание общей площадью в двадцать один акр имело треть мили в длину и не менее сотни футов в ширину. Первого мая 1851 года королева Виктория вместе с принцем Альбертом открыла выставку. Сотни тысяч людей собрались, чтобы полюбоваться на чудеса техники со всего мира. Всемирная выставка имела небывалый успех. Несколько десятков стран представили свои машины, сырье, готовые товары, но почти все первые премии за качество были присуждены англичанам. По свидетельству «Таймс», сила и мощь Британии настолько подавляли, что на ее фоне «империи былых времен кажутся не более чем захудалыми провинциями».

Альберт все активнее начал заниматься политикой и стал отличным советником, на которого Виктория могла положиться. Он выступил за развитие технического прогресса, обширного строительства железных дорог и различных фабрик. Доверие королевы к нему стало настолько высоко, что в 1857 году Альберт получил титул принца-консорта. Этот шаг она сопроводила словами: «Королева имеет право заявить, что ее муж – англичанин». И действительно, Альберт стал почти что королем. Как говорил писатель Андре Моруа: «Некоторые политики находили, что у него слишком много власти. А его идеи относительно королевской власти многие считают несовместимыми с английской конституцией... Он вел Англию к абсолютной монархии».

Экономическое положение Британской империи становилось все лучше, увеличивалось число рабочих, занятых на производстве, росло население городов, возрастало благополучие Англии. В 1858 году в состав империи вошла Индия, Виктория получила еще и титул императрицы Индии – это был еще один «бриллиант, украсивший ее корону».

Смерть Альберта

Казалось, ничто не могло бы омрачить королевского счастья – растущее процветание страны, семейная идиллия – королевская чета считалась в Англии образцовой, но 14 декабря 1861 года принц Альберт скончался от брюшного тифа. Скорбь королевы была безгранична. Виктория пребывала в безутешном горе. Затворилась в четырех стенах, отказывалась принимать участие в публичных церемониях. Подданные осуждали ее поведение: королева должна выполнять свой долг несмотря ни на что. Когда же она вернулась к делам, то снова была полна решимости править «твердой рукой». Жизнь продолжалась, как если бы Альберт был жив. Каждый вечер слуга клал на его постель пижаму, каждое утро приносил горячую воду для своего хозяина, ставил свежие цветы в вазы, заводил часы, готовил чистый носовой платок... Воспоминание об умершем муже сделалось для королевы почти культом. Почти сорок лет Виктория провела во вдовстве. Она постоянно носила черное платье, в знак траура по Альберту. По распоряжению безутешной супруги был сооружен мавзолей и еще несколько монументов в память о покойном.

Последующий период

К концу правления Виктории королевский титул имел следующий вид: Ее Величество Виктория, Божьей милостью королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, защитница Веры, императрица Индии. Правление королевы Виктории является годами наивысшего расцвета капиталистической Англии. В это время Англия оставалась одной из самых богатых и могущественных стран в экономическом и политическом отношении стран.

С начала 1850-х до конца 1870-х Викторианская Англия переживала небывалый подъем. Рост населения и слабая конкуренция со стороны заграницы обеспечили надежный рынок сбыта для английских промышленных товаров. А производство шло непрерывным потоком благодаря высокопроизводительным станкам и новым изобретениям инженерной мысли. В разы выросло производство чугуна, добыча каменного угля. Наибольший прогресс наблюдался в текстильной промышленности. Для перевозки всех этих товаров и исходного сырья пришлось срочно развивать систему железнодорожных путей. Первая железная дорога появилась в 1825 г. К 1850 году длина путей составляла пять тысяч миль, а к 1875 сеть дорог протянулась уже на 14,5 тысячи миль. Железнодорожная сеть связала главные города и порты страны, облегчая экспорт товаров и доставку продовольствия для населения. Некоторые города, такие как Кру и Суиндон, развивались именно благодаря железной дороге; их так и называли – «железнодорожные города».

Но и другие населенные пункты много выиграли от развития железнодорожного транспорта. Неожиданным результатом транспортной реформы стала необходимость согласованного хронометража в различных регионах страны – иначе невозможно было составить точные расписания поездов. К тому же укрепилось положение Британии и на политической арене, влияние ее росло все больше, страна становилась сильнее. Министр иностранных дел Пальмерстон, делая в 1850 году доклад по поводу внешней политики Великобритании произнес: «Британские подданные могут быть уверены, что в какой бы точке земного шара они ни находились, сильная и уверенная рука Англии защитит их от любой беды и несправедливости» – британские интересы превыше всего, независимо от того, насколько они обоснованы.

Викторианская мораль

Моральный облик Англии во времена Виктории был очень строг, в отличие от предшествующих ей правителей, ведущих развратный образ жизни. Королева была очень сдержанна, сдержанными полагалось быть и всем английским подданным. Королева вела скромный образ жизни, и пуританство приобрело размеры, не поддающиеся никакому разумному объяснению. Например: понятие мезальянса в Англии тех лет было крайне абсурдно – сын дворецкого был «неровня» дочери лавочника, а стоял на более высокой ступени. Дети даже из дворянских семей не могли стать парой, если в каком-то колене между этими дворянскими родами произошел конфликт. Выбор партнера для супружества оброс немыслимыми условностями и правилами. Проявление внимания между полами считалось аморальным. Молодая женщина, оставшаяся наедине с мужчиной, не обозначившим публично своих официальных намерений, считалась скомпрометированной. Одним из немногих разрешенных знаков внимания был тот случай, когда мужчина нес молитвенник девушки с воскресного богослужения.

Вдовец и его дочь были обязаны жить раздельно или иметь в доме экономку, чтобы «высокодуховное» общество не заподозрило аморальных намерений между родными. Супруги на людях обращались к друг другу официально. Например, мистер Смит. Книги авторов противоположного пола ставили на одну полку, только если они состояли в браке. Молодой женщине не подобало первой заговорить с мужчиной на улице. Это считалось верхом неприличия. В процессе разговора необходимо было как бы забыть, что у людей существуют другие части тела кроме кистей рук и лица. Женщина, вышедшая на улицу без шляпки и перчаток, считалась голой. Мужчины-врачи не могли установить точный диагноз больной женщине, так как обследование они проводили через специальную ширму с отверстиями для рук. Поэтому удавалось только измерить пульс или дотронуться до лба «на предмет жара». Одним из вариантов диагностики был «показать, где болит», на специальном манекене. И все равно это считалось «постыдными» медицинскими манипуляциями.

Конец эпохи

Виктория скончалась, не дожив до восьмидесяти двух лет. Она правила Британией почти шестьдесят четыре года, период ее правления оказался самым длительным и ознаменовал целую эпоху для Англии. На протяжении всей своей жизни королева была полна сил, и только летом 1900 года появились симптомы ее нездоровья – память, силой и точностью которой она так долго гордилась, начала временами ей отказывать. И хотя никакой конкретной болезни не было, к осени стали заметны признаки общего физического угасания. 14 января Виктория целый час беседовала с лордом Робертсом, который за несколько дней до этого вернулся с победой из Южной Африки. После аудиенции начался резкий упадок сил.

На следующий день врачи признали ее состояние безнадежным. Разум угасал, и жизнь тихо уходила. Вокруг нее собралась вся семья. Виктория скончалась в Осборн-хаусе, на острове Уайт, 22 января 1901 года. Перед смертью королева попросила положить в ее могилу фотографии Альберта, его домашний халат, расшитый их дочерью Алисой, и слепок с его руки. Похоронена она была рядом с мужем во Фрогморском мавзолее. Ей наследовал сын, принц Эдуард VII, первый из династии Виндзоров. Англия вступила в новый период, заканчивался пик британского могущества. У Виктории было девять детей, сорок два внука и восемьдесят пять правнуков, накрепко связавших родственными узами все европейские династии, и сохранивших монархию в Англии.

Викториа́нская эпо́ха- период царствования Виктории, королевы Великобритании и Ирландии, императрицы Индии.

19 век характеризуется расцветом Великобритании, этот период называют «викторианским». Под ее контролем находятся огромные территории на всех земных континентах, она производит столько товаров, что за ней не может угнаться ни одна страна мира.

К отрицательным явлениям этого периода относится увеличение числа безработных, которую пополнили солдаты, вернувшиеся домой после войн с Наполеоном. Кроме того, промышленность, поставлявшая в армию все виды амуниции, оружие, боеприпасы, продовольствие, после окончания этих войн переживала резкий спад производства. Все это привело к повышению преступности в Великобритания в 19 веке. В 1832 году был принят закон, который дал толчок реформированию страны, который ограничивал роль и власть короля. Кроме объявления реформы в Великобритании 19-20 века положительным моментом можно считать рост среднего класса, включающего в себя не только фермеров и торговцев, но и высокопрофессиональных работников: священников, банкиров, многочисленных юристов, дипломатов, докторов и военных. В средний класс пришли те, кто сам поднялся с нижней социальной ступени и стал успешным предпринимателем, лавочником или чиновником.

Большие перемены происходили в Великобритания в конце 19 века и в сознании общества. Дети из богатых семей промышленников выбирали путь финансистов, дипломатов, торговцев или шли в университеты для получения профессии и становились инженерами, юристами, врачами. Они любили свою страну и хотели служить ей. Государство приветствовало это стремление и возводило наиболее проявивших себя в служении отечеству в рыцари или титуловало званием лорда.

В истории Великобритании 19 века наступил момент, когда в связи с развитием промышленности и усиливающимся загрязнением городов, представители среднего класса стали уезжать в пригород.

КУЛЬТУРА.

Викторианская эпоха характеризуется быстрыми переменами во многих сферах человеческой жизни. Это были технологические, демографические сдвиги, изменение мировосприятия людей, изменения в политической и социальной системе. Отличительной чертой этой эпохи является отсутствие значительных войн (за исключением Крымской), что позволило стране интенсивно развиваться - в частности в сфере развития инфраструктуры, строительства железных дорог. В области экономики в этот период продолжались промышленная революция и развитие капитализма. Для социального облика эпохи характерен строгий моральный кодекс (джентльменство), закрепивший консервативные ценности и классовые различия. В области внешней политики продолжалась колониальная экспансия Британии в Азии и Африке.


Викторианская мораль.

Трезвость, пунктуальность, трудолюбие, экономность и хозяйственность ценились и до правления Виктории, но именно в её эпоху эти качества стали доминирующей нормой. Пример подала сама королева: её жизнь, до конца подчиненная долгу и семье, разительно отличалась от жизни двух её предшественников. Большая часть аристократии последовала её примеру, отказавшись от броского образа жизни предыдущего поколения. Так же поступила и квалифицированная часть рабочего класса.

Представители среднего класса обладали уверенностью в том, что процветание - это вознаграждение за добродетель, и следовательно, неудачники не достойны лучшей участи. Доведенное до крайности пуританство семейной жизни порождало чувство вины и лицемерие.

Искусство, архитектура и литература.

Типичными писателями викторианской эпохи являются Чарльз Диккенс, Уильям Мейкпис Теккерей, сестры Бронте, Конан Дойль, Редьярд Киплинг и Оскар Уайльд; поэтами - Альфред Теннисон, Роберт Браунинг и Мэтью Арнольд, художниками - прерафаэлиты. Формируется и достигает своего расцвета британская детская литература с характерным отходом от прямой дидактики в сторону бессмыслицы и «вредных советов»: Льюис Кэрролл, Эдвард Лир, Уильям Рэндс.

В области архитектуры викторианская эпоха отмечена всеобщим распространением эклектического ретроспективизма, в особенности неоготики. В англоязычных странах для обозначения периода эклектики используется термин «викторианская архитектура».

Чопорные британцы в эпоху правления королевы Виктории кажутся образчиком чинности и благонравия. Сложно представить, но британки тех лет носили панталоны с дыркой в самом интересном месте, а солидные доктора избавляли их от истерии с помощью тщательного массажа… клитора. Протухшая еда и консервы с мышьяком, мертвые дети на фото, королева-обжора, а также другие странные и гадкие факты о Викторианской эпохе.

Врачи той эпохи лечили истерию у женщин с помощью мастурбации

В те времена женская «истерия» (т.е. беспокойство, раздражительность, нервозность и другие похожие признаки) рассматривалась как серьезная проблема. Но врачи обнаружили, что от этих симптомов можно на время избавиться с помощью «пальцевого массажа в интимной зоне», который, если все будет сделано правильно, вызовет «истерический пароксизм».

Женское нижнее белье было открытым в зоне промежности

Викторианские панталоны были как бы разрезаны надвое, половинки для каждой ноги скроены отдельно и соединялись завязками или пуговицами у талии, на спине. Таким образом, шаговой шов (т.е. промежность) был открыт, что могло быть очень удобно в определенных случаях, о которых мы, будучи весьма благовоспитанными, упоминать не станем.

Многие историки полагают, что из-за отсутствия специальных гигиенических средств в то время и того, что женская одежда состояла из множества слоев ткани, большинство женщин во время менструации вообще ничего не делали и позволяли кровяным выделениям свободно вытекать и впитываться в нижние юбки. Другие решения деликатной проблемы заключались в использовании тканевых подгузников, которые крепились ремнем, или шерсти овец, которую приклеивали к вульве салом. Слава богу, у современных женщин есть прокладки и тампоны.

В эту эпоху женщины были очень волосатые… везде

В Викторианскую эпоху еще не существовало таких полезных предметов, как безопасный бритвенный станок. И хотя тогда уже придумали составы для депиляции, они были очень токсичными и применялись только для удаления волос с лица и рук. Так что подмышки, ноги и интимная зона были до ужаса заросшими. Но учитывая, что все они были скрыты под несколькими слоями одежды, это не имело значения.

Темза была настолько полна фекалий, отбросов и мертвых животных, что по ней можно было ходить

К 1860 году ежедневно в воды Темзы сбрасывали около тысячи тонн фекалий, так как другого хранилища для сточных вод попросту не было. И при этом река была основным источником питьевой воды для жителей Лондона. Люди мерли как мухи от дизентерии, холеры и тифа, полагая, что во всем виноват грязный воздух. О, как же они ошибались!

В письменном свидетельстве 1891 года за авторством леди Харбертон указано, что за время короткой прогулки по Лондону подол ее длинного платья собрал в себя: два сигарных окурках, девять сигарет, кусок свиного пирога, четыре зубочистки, две шпильки, ломтик кошачьего корма, половину подошвы ботинка, плитку табака (изжеванную), солому, грязь, клочки бумаги и бог знает что еще.

В 60-е годы XIX века кринолины стали такими широкими, что женщины застревали в дверях

«Эпоха кринолинов» длилась с 1850 по 1870 год. В то время основой женского туалета стала куполообразная присборенная юбка, форму которой придавали многочисленные нижние юбки. Иногда дама в таком наряде действительно не могла протиснуться в дверь. А еще можно было ненароком задеть свечу и опрокинуть ее на себя, а это уже действительно опасно для жизни. Сатирический журнал «Панч» даже советовал мужьям приобрести страховку на жен именно на случай пожара из-за кринолинов. Так что такой модный тренд просуществовал недолго.

До изобретения пастеризации молоко могло быть источником туберкулеза. Нельзя было полагаться на безопасность продуктов, особенно купленных в крупных городах. Недобросовестные торговцы продавали тухлое мясо, смешанное с жиром свежей туши; пекари добавляли в тесто квасцы и мел, чтобы хлеб выглядел белее. В соленые огурцы и другие консервированные продукты добавляли мышьяк, чтобы улучшить вкус и сделать его ярче. Ну, и убить покупателя.

Виктория терпеть не могла острую пищу, но, будучи правительницей Индии, настаивала на ежедневном приготовлении карри - просто на случай, если к ней с визитом прибудут «восточные люди».

В детстве Викторию воспитывали в большой строгости и не позволяли много есть, поэтому когда она стала королевой, то сделала все, чтобы наверстать упущенное. Она ела много и с невероятной скоростью, что было проблемой для ее гостей - ведь по этикету они должны были заканчивать каждое блюдо сразу же, как его закончит есть королева (даже если они успели откусить лишь кусочек). В общем, по сегодняшним стандартам королева Виктория была женщиной довольно тучной.

Некий автор советов по красоте рекомендовал читательницам: «Каждую ночь делайте маску, используя тонкие ломтики сырой говядины, которая, как говорят, защищает кожу от морщин и придает ей свежесть». Конечно, если ваша собака не обглодает вам лицо во сне.

Этого русского мальчика звали Федор Евтихиев, и он страдал . Федора и его отца Адриана представляли публике как «две самые большие диковинки современности». Их лица были покрыты волосами, что делало их похожими на псов породы скайтерьер. Впоследствии Андриан умер от осложнений, вызванных алкоголизмом, но Федор продолжал «радовать людей» еще много лет.

Мальчики в детстве носили платья - до тех пор, пока не наступала пора идти в школу

В зажиточных семьях маленьких детей вне зависимости от пола обычно одевали в белые, изящно украшенные платьица с оборками и кружевами. И чепчики с лентами тоже были одинаковыми как у девочек, так и у мальчиков.

Почти 50% детей умирали, не дожив до пятилетнего возраста

Самый высокий уровень детской смертности был, конечно, в трущобах. Трущобы Семь перекрестков (Seven Dials) в Лондоне и Ангельские луга (Angel Meadow) в Манчестере были настолько жуткими, что их называли адом на земле. В Манчестере на территории всего в одну квадратную милю проживало более 30 000 рабочих, преимущественно ирландских иммигрантов. Дети там были предоставлены сами себе, ели любые отбросы, какие удавалось найти, а некоторые даже питались кошками и крысами.

Богатые люди обычно делали фото, а те, кто не мог позволить себе это дорогое удовольствие, нанимали художника. К примеру, некий добросердечный художник по имени Джон Каллкотт Хорсли часто посещал морги, чтобы нарисовать портреты недавно умерших детей. Такой посмертный образ часто был единственной памятью об ушедших родных.

В Викторианскую эпоху, когда чревоугодие сосуществовало с невероятной бережливостью, ни один кусок съестного не пропадал зря. Например, на ужин варили телячьи головы целиком, а мозги готовили как отдельное блюдо: они напоминали розовые глыбы, плавающие в масляном соусе. Телячьи уши брили, варили, а затем обжаривали в кипящем масле. Эдакий пир в стиле Ганнибала Лектера.

Чарльз Дарвин очень любил блюда из экзотических животных

Дарвин не только изучал редких животных, но и любил ими лакомиться. Он вступил в Кембриджский клуб чревоугодников, члены которого ели необычные блюда из ястребов, белок, личинок и сов. А во время путешествий ученый попробовал на вкус игуану, гигантскую черепаху, броненосца и пуму.

Смотришь порой на викторианские фотографии, и дрожь берёт - какие они странные и нередко чудовищные в прямом смысле этого слова. Снимки мёртвых людей, загримированных и закреплённых так, чтобы казаться живыми; изображения физических недостатков и травм; коллажи с отрезанными головами и «призраки», снятые на длительной выдержке. Кому и зачем нужны были эти фотографии? Давайте полистаем старинный альбом и попытаемся найти объяснение содержимому его страниц.

Осторожно, в статье присутствуют шокирующие иллюстрации

Стоячие мертвецы

Фотографии мёртвых людей - это очень популярная и растиражированная история. В Сети можно найти много подобных подборок: красивые, нарядные мужчины, женщины и - чаще всего - дети с закрытыми глазами полусидят или лежат в окружении живых родственников. Далеко не всегда можно догадаться, что центральный герой композиции уже в лучшем мире. Такие снимки были широко распространены в Европе и Америке второй половины XIX века. Книги мёртвых действительно существовали, были даже фотографы, специализировавшиеся на запечатлении мертвецов - и по отдельности, и в кругу ещё здравствующих членов семьи. Чаще всего снимали детей и стариков, крайне редко фотографировали молодых покойников.

На этом семейном снимке крайняя слева девочка мертва

Объяснение этой традиции, распространённой с 1860-х по начало 1910-х, крайне простое. В те времена собственных фотокамер почти ни у кого не было, дагеротипия, а после коллодионная фотография были сложными технологиями и требовали профессионального подхода. Частных снимков почти не делалось, работа фотографа была престижной и требовала высокой квалификации, поэтому очень неплохо оплачивалась.

Трудно поверить, но мертвы обе девочки. Хорошо просматриваются опоры подставок за их ногами

Поход в студию для семейного фотоснимка был делом дорогостоящим, а уж приглашение фотографа на дом могли себе позволить только обеспеченные люди. К фотографированию готовились заранее, наводили причёски, надевали лучшие костюмы - именно поэтому люди на снимках XIX века кажутся такими горделивыми и красивыми. Они просто очень старательно позировали. Вспомните, например, знаменитую фотографию «Дикой банды» Бутча Кэссиди (справа): разыскиваемые преступники одеты с иголочки, в новенькие костюмы и котелки, выглядят как настоящие денди и не стесняются сниматься. Почему? Да потому что фотограф получил хороший гонорар, а не лишённый самолюбия Кэссиди хотел иметь красивое фото своей организации. Банки и поезда эти люди грабили в совсем другом виде.

Так вот, из-за высоких цен на снимки и сложности процесса многих просто не успевали сфотографировать при жизни. Особенно это касалось детей - детская смертность в XIX веке была чудовищной и при этом совершенно привычной. Семьи были большими, в среднем 2-3 из 10 детей умирали от болезней в отсутствие антибиотиков, вакцин и других современных средств. Старики тоже при жизни снимались редко - во времена их молодости фотографии не было, а в старости им было уже не до того.

В результате люди спохватывались, что у них нет семейных фотографий, только после смерти кого-либо из близких. Тут же спешно нанимали фотографа, тело напомаживали и усаживали в «живую» позу. Нередко такие снимки были вообще единственными, где был запечатлён покойный. Умерших среднего возраста, от 20 до 60, снимали гораздо реже, потому что они обычно успевали сфотографироваться при жизни.

Здесь глаза мёртвой девушки не нарисованы, а зафиксированы в открытом положении

Фотографы хорошо зарабатывали на таком жанре. Существовало множество хитростей и приспособлений, которые позволяли выдать мертвеца за живого человека. Например, специализированные (запатентованные!) подпорки для придания мёртвому естественной позы - хотя чаще делали фотографию, где покойник имитировал спящего. В глаза вставлялись распорки, а зрачки поворачивали, чтобы умерший «смотрел в камеру». Иногда о том, что на снимке мертвец, догадаться было вообще невозможно, разве что по едва заметному штативу у его ног.

Порой фотографии известных покойников распродавались как сувениры: например, в 1882 году, посмотрев на выставленное в назидательных целях тело убитого грабителя Джесси Джеймса, можно было на выходе купить фотографию его трупа.

Жанр пошёл на спад уже в начале XX века, а к 1920-м годам исчез окончательно. Распространились компактные личные камеры, съёмка стала повсеместной и дешёвой, трудно было найти человека, ни разу не попадавшего в объектив. А нам на память осталось множество кошмарных фотографий. Впрочем, многие из них кажутся очень элегантными и интересными, пока ты не догадываешься, что изображённые на них викторианские красавицы мертвы.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Спрятанные матери

У многих детей не было прижизненных снимков потому, что ребёнка трудно ровно усадить и заставить не дёргаться. А выдержки в те времена были очень долгими. Если нужно было сфотографировать ребёнка одного, без матери, фотографы XIX века использовали простой трюк. Мать садилась на стул, и её тщательно драпировали, накрывая руки, лицо, ноги, как будто она предмет мебели. Ребёнка сажали на колени матери, где он мог какое-то время вести себя прилично. При этом со стороны фотографа всё выглядело так, как будто на снимке никого, кроме ребёнка, нет.

Правда, если присмотреться, эти фотографии создают жуткое ощущение. Заметно, что под покрывалом, в темноте неподвижно сидит человек. Кажется, что он вот-вот выпрыгнет и сожрёт ничего не подозревающее невинное дитя.

Викторианский фотошоп

23 мая 1878 года молодой британский фотограф Сэмюэл Кей Балбирни из Брайтона (Суссекс, Великобритания) разместил в газете Brighton Daily News объявление, которое впоследствии стало знаменитым и породило целый жанр фотоманипуляций. Оно гласило: «Фотографии духов: леди и джентльмены на фотографиях будут летать в воздухе в компании столов, стульев и музыкальных инструментов! Безголовые фотографии: леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственные головы! Фотографии карликов и гигантов: это действительно смешно!»

Фотографов в Брайтоне хватало, а Балбирни, открывший фотостудию, хотел выделиться. И он изобрёл способ фотоманипуляции, основанный на совмещении нескольких негативов. По сути, это стало предтечей современного фотошопа. Как ни странно, идея Балбирни не снискала успеха. Привыкшие к традиционной фотосъёмке жители Брайтона не спешили сниматься в безголовом или летающем виде. Через два года фотограф закрыл студию и ушёл служить армейским врачом.

Но, как ни странно, дело его продолжало жить. Немногие фотографии, сделанные Балбирни, расползлись не только по частным альбомам заказчиков, но и по газетам. В результате простейшую манипуляцию с негативами освоили десятки фотографов в Англии и за её пределами. «Безголовые портреты» стали популярным жанром фотосъёмки и оставались в моде до 1910-х.

К слову, скорее всего, не Балбирни был изобретателем технологии. Известна как минимум одна «безголовая фотография», сделанная в 1875 году, до открытия студии, другим мастером из Брайтона, Уильямом Генри Уилером, - он держал фотосалон на Хайстрит. Но Уилер не рекламировал свой «фотошоп» так открыто, как Балбирни, и не стал родоначальником нового направления.

Взрывающийся мул


Самая известная безголовая фотография принадлежит не человеку, а мулу. Причём у мула на ней действительно нет головы! Сделал её британский фотограф Чарльз Харпер Беннетт 6 июня 1881 года исключительно в научных целях.

Беннетт был сыном суррейского шляпника, но в 1870-х решил открыть бизнес по продаже фотооборудования. В 1878 году, пытаясь найти способ сократить выдержку, он понял, что коллодионный процесс ускорить никак не получится и нужен кардинально новый состав эмульсии для мгновенного закрепления изображения. К тому времени другой фотограф, английский врач Ричард Меддокс, уже достиг успехов в этой области, заменив коллодий желатином. Но и он не смог добиться достаточной скорости закрепления из-за того, что в желатине было слишком много жидкости. Беннетт взялся усовершенствовать метод Меддокса и быстро добился успехов. Он сумел сократить выдержку с нескольких секунд до 1/25 секунды.

Первым делом Беннетт решил показать технологию военным, причём американским, а не британским, и ему требовался эффектный и одновременно эффективный эксперимент. Способ демонстрации он выбрал своеобразный: привязал к шее мула динамит, установил фотоаппарат на штатив, а затем взорвал голову животного в присутствии подполковника армии США Генри Эбботта и ещё нескольких военных с базы Уиллетс-Пойнт (Нью-Йорк). Снимок он успел сделать в тот момент, когда ошмётки головы уже разлетались, но тело мула ещё стояло, не успев упасть. Это демонстрировало скорость фотосъёмки.

Описание эксперимента и результаты работы Беннетта были опубликованы в Scientific American. Технология была успешно внедрена, Беннетт получил патент и заработал на своём изобретении. Но пресса обрушила на него гору критики за жестокое обращение с животным. Поскольку отец Беннета был шляпником, некоторые газеты обыгрывали фразу «безумен, как шляпник» из «Алисы в Стране чудес».

Лечение или пытка?

В Интернете широко растиражирована вторая фотография. На первой девушка с искривлённым позвоночником, на второй - процесс выпрямления, на третьей - тугая перебинтовка, удерживающая позвоночник в выровненном состоянии.

Другое популярное направление фотоснимков XIX века - люди, которых явно кто-то пытает. Хлещет по спине, бьёт током, сжимает голову тисками. На деле в большинстве этих снимков нет ровным счётом ничего страшного. Представьте, что человек, никогда не видевший стоматолога, увидит снимок, на котором вы сидите с широко открытым ртом, а туда лезет какой-то мужик со страшными инструментами. Он ужаснётся, не так ли? Вот и мы, впервые сталкиваясь с давно забытыми и порой ошибочными врачебными методиками XIX века, ужасаемся, хотя в те времена они казались совершенно нормальными.

Например, в Сети широко распространена фотография, на которой стройная полуобнажённая женщина привязана за руки к странной конусообразной раме. Рядом стоит полностью одетый мужчина средних лет и, похоже, смотрит на женскую грудь. Что это - викторианский БДСМ-клуб? Нет, конечно. Эта фотография всего-навсего иллюстрирует методику исправления сколиоза, разработанную знаменитым американским хирургом-ортопедом Льюисом Сэйрой.

Он был настоящим революционером своего дела. С помощью конусообразной рамы Сэйра временно выпрямлял изувеченный сколиозом позвоночник, а затем туго бинтовал пациента, не позволяя снова изогнуться. После нескольких недель таких процедур позвоночник заметно выпрямлялся. Фотография с девушкой наиболее известна из-за того, что её героиня молода, стройна и выглядит всё это загадочно и эротично. На самом деле снимков Сэйры за работой пруд пруди. На большинстве запечатлены мужчины с кругленькими пузиками или, наоборот, костлявые, с торчащими из сползших штанов волосатыми, простите, задами. Конечно, популярной стала по-настоящему красивая фотография.

И, кстати, это вы ещё не видели другие приспособления для исправления сколиоза, распространённые в XIX столетии.

Дюшен демонстрирует улыбку. На самом деле из-за паралича лица пациент физически не мог улыбаться. Дюшен просто «включил» нужные мышцы с помощью электроимпульсов.

Живший в XIX веке французский невролог Гийом Дюшен исследовал реакцию мышц и нервов на электрические импульсы. Впоследствии его работы легли в основу электронейромиографии, диагностического теста, позволяющего выявить повреждения нерва.

В числе прочего Дюшен запечатлевал выражения лиц пациентов при подаче импульсов на тот или иной лицевой нерв. Проблемой была фотосъёмка того времени - длительная выдержка не позволяла осуществить подобную процедуру. Но Дюшену повезло - в его распоряжении оказался сапожник средних лет, страдавший от паралича лицевого нерва (паралича Белла). Иначе говоря, если Дюшен с помощью тока получал на лице пациента какое-то выражение, оно держалось там без изменений несколько минут, пока мышцу не «отпускало». Это позволяло сделать качественный снимок на длительной выдержке.

Врач сделал с сапожником более 100 опытов, подключая электроды к различным мышцам и получая самые разные выражения лица. Исследование, снабжённое снимками, было опубликовано под названием «Механизм человеческой физиогномики». Благодаря этой работе Дюшен определил назначение ряда лицевых мышц и, в частности, выявил механизм возникновения улыбки.

А на снимках - тот самый сапожник во время одного из опытов.

Портрет Финеаса Гейджа


Финеас Гейдж был американским железнодорожным рабочим, специалистом-взрывником. 13 сентября 1848 года 25-летний Гейдж готовил подрыв скалы близ Кавендиша при прокладке участка железной дороги между городами Ратмонд и Берлингтон в штате Вермонт. Ему нужно было просверлить в нужной точке скалы отверстие, заложить туда взрывчатое вещество и фитиль, утрамбовать всё это трамбовочным штырём и законопатить отверстие песком, выпустив наружу участок фитиля.

В момент, когда Гейдж занёс штырь над отверстием, куда уже была заложена взрывчатка, его отвлёк кто-то из рабочих. Гейдж обернулся и машинально опустил штырь. От соударения порох загорелся и взорвался. Штырь вошёл в скулу Гейджа под левым глазом, пробил череп и вышел из верхней части головы. Чтобы вы понимали: это штука была 3,2 см в диаметре, больше метра длиной и весила 6 кг. Пройдя сквозь череп, штырь улетел, разбрызгивая кровь и мозги, на 25 метров вверх и упал неподалёку.

Но Гейдж почему-то выжил. Сперва он упал и задёргался в конвульсиях, затем успокоился, пришёл в себя и с помощью коллег дошёл до гостиницы, где жили рабочие, - в 1,2 км от места происшествия. Когда туда через полчаса приехал хирург Эдвард Уильямс, перебинтованный на скорую руку Гейдж сидел на крыльце в кресле-качалке.

Уже через 2 месяца Гейдж вернулся к активной жизни, внешне потеряв лишь левый глаз. Но его личность изменилась кардинальным образом - друзья и родственники утверждали, что «это больше не наш Финеас». В результате травмы он потерял 4% коры и 11% белого вещества, а также связи между различными участками головного мозга. В течение 12 лет Финеаса Гейджа исследовали лучшие специалисты. На основе этого случая был выявлен ряд закономерностей, за что отвечает тот или иной участок мозга. Было сделано два снимка Гейджа. На обоих он сидит, элегантно одетый, и держит в руках тот самый трамбовочный штырь, который прошил его голову.

Финеас Гейдж умер в 1860 году от эпилептического припадка, спровоцированного старой травмой. Его череп хранится в Анатомическом музее Уоррена в Гарварде.

Всё нормально, просто листайте дальше

Это выражение как нельзя более подходит к большинству старинных фотоснимков, на которых происходит что-то странное. На самом деле там нет ничего необычного - мы просто не привыкли к той реальности, потому что живём в другой. Столь же странными и чудовищными нам порой кажутся снимки, скажем, животного мира, когда самка богомола поедает самца после спаривания или происходит ещё какая-нибудь мерзость. Каждая викторианская фотография, как и любая современная, имеет подтекст, историю, объяснение, без которых непонятно, что на ней происходит. И, когда их узнаёшь, внезапно становится совсем не страшно. Или, наоборот, ещё более не по себе. Это уж решать вам.

Викторианская эпоха именуется по имени и определяется годами правления Виктории королевы (Великобритании и Ирландии, а также императрицы Индии) - 1837 - 1901 годы Это время зарождения и оформления среднего класса в Англии. А также знаменитого джентльменского кодекса – галантной эпохи.

Слово изначально означало принадлежность благородному происхождению (как базовое определение аристократа, за которым открывалась категория звания - эсквайр), но в силу становления среднего класса, так стало принято обращаться и именовать мужчин образованных и воспитанных, обладающих почтенным и уравновешенным нравом и манерами (чопорных и невозмутимых), независимо от происхождения.

Современниками также отмечалось, что до и на начало XIX в. «джентльменом» принято было называть любого мужчину, который жил на доходы с капитала, располагая возможностью не работать, безотносительно к качествам его личности. В Средние же века под словом «джентльмен» принято было понимать принадлежащих к категории не титулованного дворянства - Gentry, к таковому относили рыцарей, потомков младших и не наследных сыновей феодалов(титул наследовался лишь старшим из сыновей).

Однако, с позиций образа, устойчиво сформировавшегося в обществе в викторианскую эпоху, и представляющемуся нам таковым теперь, в действительности, джентльмена отличает безупречность манер и галантное поведение по отношению к дамам. В частности, джентльмен, ни при каких обстоятельствах, не посмеет и не позволит себе грубое с ними обращение, и в дамском обществе станет соблюдать неукоснительно правила этикета.

Итак, джентльмен – это пунктуальность и элегантность, безупречная способность держать слово (отсюда категория «джентльменское соглашение»).

Кроме джентльменства, как благородных манер обхождения в обществе и повседневном общении для среднего класса, нам перешли из той эпохи торговые демократичные подходы и трендовые линии поведения.

Современный, казалось бы, «бум» супермаркетов (система самообслуживания недорогих ценовых категорий) берет свое в Викторианскую эпоху, как проект именно для среднего класса.

Концепция сознания среднего класса, состоящая в том, чтобы сначала сделать карьеру приобрести социальный статус, заработать, а любовь должна подождать – именно из той эпохи.

Викторианская эпоха – благородная эпоха среднего класса, который занял достойное место в британском обществе, потеснив с пьедестала аристократию. Огромное влияние его масс переменило само общество в его отношении к труду и профессии. Если английский аристократ крайне важным считал уклонение от систематического труда, и это подтверждало его элитарный статус праздного класса высшего общественного слоя, то с приходом влияния духа среднего класса привнесена была респектабельность восприятия и профессионала. Быть профессионалом даже становится модно.

Для викторианского человека характерно одиночество, на фоне строгой морали и нравов, препятствующих легкости заведения знакомств. Реализация происходила, в основном, в профессии. Видимо, по этой причине, наиболее важную роль играла категория »дома». Создание дома, при условиях многолетних помолвок (пока молодой человек не «встанет на ноги»), возможность создать семью, обзавестись домом, выступали неким идеалом, целью, к которой стремились, но не всегда достигали.

Вероятно, под влиянием таких условий, необходимости экономической активности, как возможности создать и поддерживать семью, на излете XIX в. появляются первые суфражистки, требующие уравнения прав с мужчинами. Прочие же продолжали довольствоваться ведением домашнего хозяйства, выращиванием цветов в загородных домах, построенных их благополучными мужьями.В рамках этой тенденции появляются и первые коттеджные поселки, приходящиеся уже на окончание Викторианской эпохи. Так средний класс пытался отделиться от рабочего класса.

При этом, характерным увлечением эпохи стали детективы (рассказы о Шерлоке Холмсе Конан Дойла, многочисленные захватывающие произведения Агаты Кристи про мисс Марпл и др.).

Детектив Шерлок Холмс явил собой воплощение доброго консерватизма Викторианской эпохи.

Конан Дойл исключительно точно передал востребованное обществом ощущение респектабельности, стабильности, благородства и превосходных благородных манер эпохи, присущих любому викторианскому человеку. Благодаря этому, персонаж Холмс, выдуманный от начала до конца, воспринимается как абсолютно реальная личность того времени, и квартира его на Бейкер-стрит – место паломничества.

Расширение торговых связей привело к ассимиляции индийского с китайским и японским, а также персидского с арабским стилей декора для европейских гостинных- все сводилось к категории »ориетальный» – восточный стиль.

— И выливалось в истинный викторианский эклектизм обогащенного культурного наследия, который находил проявление в интерьерном разнообразии для каждой комнаты: спальня, вполне могла быть в духе возрожденного рококо, библиотека того же дома – в стиле возрожденной готики, а прихожая неоклассического стиля могла прямиком вести в »персидскую курительную» комнату.

В интерьерах и нарядах эпохи царит золото геометрического и растительного орнаментов. Трафаретами его наносят на тисненые обои, для картин изготавливают золоченые рамы. Идеальным оттеняющим цветом интерьеров принят красный и бордовый. Плюшевые драпировки и бархатные портьеры красно-бордовых тонов, с золотой отделкой, отделяют помещения библиотек и столовых. Над кроватями из красного дерева можно встретить бледно-желтые пологи с бахромой, из гардинной ткани – они служили защитой от сквозняков. Имела место мода на раскраску мебели дешевой древесины под твердые породы (дуб, красное дерево).

Европа распространила свои ценности по всему миру, вместе с одетыми с иголочки джентльменами, надвигающими пробковые шлемы на глаза, путешествующими по экзотичным дальним странам и неизведанным ранее, уголкам мира. Все прочитанные нами в детстве, прекрасные произведения этой эпохи великих географических открытий, написанные образованными английскими авторами с хорошими манерами, благородством духа и отличным стилем остроумного письма, сформировали многих из нас, и, вероятно, повлияют на умы еще ни одного грядущего поколения.

Викторианская эпоха (и особенности ее модных тенденций) условно разделяют на 3 периода:

Ранняя Викторианская эпоха (период 1837-1860 годы)

Ранний период Викторианской эпохи называют еще «Романтичным периодом» . Вескими основаниями для такого наименования стали юность и трепетность возраста новой королевы британского престола.

В эти времена она страстно влюблена в супруга Альберта, полна жизни, обожает драгоценности (которые носит в огромных количествах). Стиль отражается на дворцовой моде, а затем и всей страны: подражая своей королеве, Англия носит золото в любых видах (с драгоценными камнями, финифтью и пр.) и комплектах по 4-х и даже более ювелирных изделия.

Золото и драгоценности становятся неотъемлемым атрибутом вечерних нарядов. В дневное время носят менее дорогие и шикарные (из отборного жемчуга, кораллов, слоновой кости, черепахового панциря). Серьги носили свисающие и покачивающиеся -длинные и крупные, браслеты – гибкие и жесткие, иногда с камнем, носили парно, а в особой моде были браслеты, представляющие ремешок с пряжкой. В ожерельях (по моде, коротких и с камнем в центре) было принято использование конструкции, позволяющей отделять камень и носить его также в виде броши или кулона.

Питая романтические представления о естественной природе, сформированные философскими идеями Раскина о Боге и красоте, эпоха активно поддерживает изображения флоры и фауны в ювелирных изделиях. Также часто сентиментальным содержанием медальонов и браслетов была прядь волос любимого человека или его изображение, во множестве использовались гравированные послания-надписи на изделиях.

Средняя Викторианская эпоха (период 1860-1885 годы)

Великий Период – роскошный, пышный и изобильный – именно он стал истинным порождением (типичного для большинства) представления о Викторианской эпохе, имеющемся сегодня у нас. Был еще и третий, итак всего викторианских периодов 3:

— ранний, характеризующийся неостилями (1835-1855);
— средне-викторианский роскошный («Mid-Victorian period», 1855-1870) период;
— «свободное возрождение Ренессанса» поздний («Free Renaissanse revivals», 1870-1901) период.