ВВС Сирии: фото, состав, состояние, схема окраски. ВВС России в Сирии. Вооруженные силы сирии

  • Дата: 23.09.2019

Война в Сирийской Арабской Республике, которая идёт с марта 2011 года, привела к существенному ослаблению авиации правительственных сил. При этом состав авиасоединений не пополняется уже много лет, что грозит стране ещё более серьёзными военно-политическими последствиями.

Обзор ВВС Сирии

В ходе ожесточённых боёв авиация правительственных войск продолжает наносить удары по позициям боевиков. Однако большие потери в технике поставили вопрос о срочном пополнении и модернизации авиапарка страны.

Если бросить ретроспективный взгляд, в этой связи необходимо отметить, что ещё с конца 1950-х годов СССР оказывал огромную помощь Сирийской Арабской Республике; благодаря масштабным поставкам достаточно современной советской авиатехники ВВС Сирии до конфликта были одними из сильнейших в регионе.

В настоящее время, несмотря на успехи нашей авиации в борьбе с терроризмом, со стороны Запада идёт всесторонняя подготовка к новому этапу действий против Дамаска. При этом необходимо учесть тот факт, что бандформирования с помощью наводчиков и предателей проводят регулярные атаки авиабаз, в ходе которых гибнут лучшие пилоты. Командование сирийской армии неоднократно распространяло заявления, в которых говорилось, что эти рейды тщательно планируются именно против лётного состава. Опытный лётчик в Сирии - желанная мишень для экстремистов, и такой способ «подавления ВВС» не только эффективен, но и гораздо дешевле применения крылатых ракет.

В ходе боевых действий Военно-воздушные силы Сирии понесли огромный урон не только в ходе обороны авиабаз, но и от атак террористов с земли с применением зенитной артиллерии и ПЗРК. Кроме того, многие самолёты и вертолёты были списаны из-за нехватки запчастей. Причём особенно большие трудности испытывают эскадрильи, оснащённые более устаревшими машинами (МиГ-21бис, МиГ-23БН/МиГ-23МФ, Су-22М).

В данной статье даются только приблизительные данные об авиапарке ВВС САР. Ниже отображён примерный его количественный состав в начале и в ходе конфликта:

Тип и марка летательного аппарата*

Поставлено (данные на март 2011 года)

В строю

(данные на июнь 2016 года)

Самолёты

МиГ-23/МиГ-27

Су-20/Су-22М

L-39ZA »Альбатрос»

Ил-76Т/Ил-76М

Вертолёты

Свыше 100 вертолётов

Более 40 машин

SA 342J «Газель»

Ми-14ПЛ/Ми-14ПС

Свыше 20 вертолётов

Нет данных

*Примечание: Включены все поставленные модификации.

Кроме того, необходимо отметить ещё один факт, который негативно повлиял на состояние ВВС Сирии. Речь идёт об элементарной халатности со стороны сирийского командования, которое в начале войны не приняло меры к заблаговременной маскировке самолётов и вертолётов в капонирах, а слабые части охранения либо были уничтожены террористами, либо бросили машины в укрытиях.

За время своего правления Башар Асад неоднократно пытался модернизировать авиапарк армейской авиации. В частности, сирийцы желали приобрести у России истребители-перехватчики Су-27 и МиГ-31Э. Особый интерес к новой авиатехнике Дамаск проявляет с 2003 года после агрессии Запада против соседнего Ирака. Однако израильтяне и американцы приложили все усилия к тому, чтобы оружейные контракты не состоялись. Западу есть от чего нервничать: по оценкам военных экспертов, при наличии у Сирии даже шести-восьми МиГ-31Э, риск потерь при проведении операции против Дамаска ощутимо возрастает.

Весьма запутанным остаётся и вопрос о поставках в Сирию учебно-боевых самолётов Як-130. На первых порах было заказано 36 машин данного типа на общую сумму 550 млн. долларов, однако и этот контракт, по существу, повис в воздухе.

В этой сложной обстановке сирийцам необходимо наращивать экономические связи с оставшимися союзниками (хотя в условиях политической блокады это крайне трудная задача), а Россия, несмотря на окрики Запада, должна поставлять авиатехнику правительственным войскам. Если этого не произойдёт, то можно смело сказать, что даже в случае победы над экстремистами сирийская авиация постепенно прекратит своё существование. Какие последствия будут для сирийской государственности, говорить не надо, комментарии излишни.

Кому война, а кому - мать родна

На фоне существенного ослабления Сирии быстро нашлись желающие поживиться за её счёт. В этой ситуации недруги Башара Асада действуют по принципу: «Слабость - это повод к насилию». Рассмотрим лишь самых главных врагов Дамаска:

Первый враг - Турция. Анкара считает Сирию зоной своих особых геополитических интересов, при этом она не желает её делить с кем бы то ни было, тем более что в САР есть природные ресурсы, в частности, богатые месторождения нефти и газа.

Второй проамериканский вассал - Израиль. В Сирии прекрасно помнят череду арабо-израильских войн второй половины XX века, инициатором которых, как правило, был Тель-Авив. Разумеется, израильские провокации осуществлялись и осуществляются до сих пор под патронажем США.

Третья фактическая сторона конфликта - арабские монархии Персидского залива, которые оказывают обильную помощь экстремистам разных мастей; тем самым Саудовская Аравия, Кувейт и другие сателлиты Запада не только обслуживают интересы Вашингтона, но и стремятся упрочить свои экономико-политические позиции.

Участие наших лётчиков в антитеррористической операции ещё раз красноречиво показывает, что потенциальные агрессоры считаются только с силой, поэтому в нынешней ситуации России уходить из САР нельзя (постоянные нарушения режима перемирия тому подтверждение).

Если рассматривать возможность гипотетического конфликта между Сирией и НАТО, необходимо учитывать, что в случае агрессии Североатлантического альянса сирийские ВВС, при всём их боевом опыте, накопленном в Шестидневной войне 1967 года, войне «Судного дня» 1973 года, ливанской кампании 1982 года и нынешней антитеррористической бойне, в конечном итоге, обречены на гибель. Даже учитывая качество российского оружия и моральный дух сирийской армии, правительственные войска способны продержаться против натовцев всего лишь один-два месяца. Даже в случае военной помощи со стороны Ирана у Сирии нет шансов на победу (правда, общественное мнение Запада будет взбудоражено потерями сил западного альянса). Единственное, что может как-то помочь сирийским войскам - применение противокорабельных ракет с целью уничтожения авианосных ударных групп противника, а также проведение масштабных диверсий на военных аэродромах Турции и стран Персидского залива, но главное - Россия должна удержать завоёванные военно-политические позиции в пользу законного правительства Башара Асада.

Таким образом, несмотря на колоссальное давление, Сирия должна противостоять шантажу Запада; без глубокой модернизации собственной боевой авиации страна, по существу, обречена на гибель. В свою очередь, России необходимо довести антитеррористическую операцию до победного конца.

- القوّات الجوية العربية السورية Al Quwwat al Jawwiya al Arabiya as Souriya Военно воздушные силы Сирии … Википедия

Хроника гражданской войны в Сирии - Гражданская война в Сирии начавшееся в 2011 году с гражданских волнений противостояние правительственных сил и сирийской оппозиции. Содержание 1 Столичная демонстрация 2 Первая кровь … Википедия

Список потерь ВВС Израиля в Шестидневной войне - В данном списке перечислены самолёты ВВС Израиля, потерянные в ходе Шестидневной войны войны (1967 г.). Приведены только безвозвратные потери (то есть летательные аппараты, которые были полностью уничтожены или списаны из за невозможности… … Википедия

Свободная армия Сирии - Эту страницу предлагается объединить с … Википедия

Вооружённые силы Сирии - Годы существования 1946 Страна … Википедия

Черкесы в Сирии - Современный ареал расселения и численность Всего: 160 тыс.чел … Википедия

Авиаудары Израиля по Сирии в 2013-2014 годах - 2014 7 декабря израильская авиация нанесла два авиаудара по Сирии, один рядом с гражданским международным аэропортом Дамаска, второй в районе Димас. По предварительной информации, нанесен материальный ущерб зданиям. По информации Генерального… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Группа советских военных специалистов в Сирии - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Гражданская война в Сирии - В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 07:24 08 декабря 2012 (UTC). (… Википедия

Оружие массового поражения Сирии - Оружие массового поражения По типу … Википедия

Книги

  • Крылатые ракеты СССР и России. Оружие ракетоносцев , Марковский, Виктор Юрьевич, Приходченко, Игорь Владимирович. Конец 1940-х годов. НАТО окружает СССР десятками военных баз и авианосных соединений. Не имея ресурсов для зеркального ответа, Советский Союз находит «асимметричноерешение». Под общим… Купить за 940 руб
  • Фронтовой бомбардировщик Су-24. Ядерный "Фехтовальщик" СССР , Марковский В., Приходченко И.. «Fencer» («Фехтовальщик») - так окрестили в НАТО фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24, специально созданный для сверхзвукового прорыва вражеской ПВО на предельно…

Новые дополнения по прошлому полугодию:

30 июня 2014 года, в ходе выполнения боевого задания в районе с.-в. аэродрома Хама, потерян истребитель МиГ-21 14-й бригады ВВС Сирии. Летчик бригадир Бассам Али Мохамед погиб. Вероятной причиной потери стал огонь зенитных средств с земли. Погибший летчик окончил воздушную академию в 1989 году и достаточно активно участвовал в боевых действиях. За последний месяц он совершил 133 боевых вылета, в отдельные дни поднимаясь в воздух до восьми раз (!).

18 августа 2014 года, во время захода на посадку в Хаме сбит самолет МиГ-23 (БН №1617 ?) ВВС Сирии, пилотируемый майором Ариф Амином Псесини. Самолет был поражен ракетой ПЗРК (предположительно FN-6) во время предпосадочного снижения и упал в районе н.п. Тизин. Летчик пытался катапультироваться, но погиб при неустановленных обстоятельствах.

8 сентября 2014 года, сразу после посадки на аэродроме Абу аль-Дахур, ракетой ПТРК "Корнет" поражен вертолет Ми-8Т ВВС Сирии выполнявший транспортно-связной полет. Возникшим пожаром вертолет полностью уничтожен. Выстрел ПТРК был осуществлен противником на максимальную дальность (порядка 5 000 м) из жилой застройки.

О потери Ми-8 от "Корнет" 08.09.14 написано и здесь:
http://imp-navigator.livejournal.com/287124.html

Боевики исламистской группировки "Файлак аль-Шам" действующей в сирийских провинциях Идлиб и Хама распространили видео поражения из ПТРК "Корнет-Э" вертолета Ми-8 ВВС Сирии, осуществлявшего посадку на военный аэродром Абу-эд-Духур на востоке провинции Идлиб. Это один из редких случаев удачного пуска ПТУРа по самолетам и вертолетам на авибазах по ходу войны в Сирии, я навскидку всего 2 подобных эпизода вспоминаю. Интересно, что первый подобный случай был весною 2012 г. на той же авиабазе Абу-эд-Духур, когда боевики из ПТРК Метис-М поразили открыто стоявший МиГ-23МС (скорее всего нелетный). Второй случай был осенью 2013 г, когда из ПТРК "Хунцзянь-8" были атакованы два Ми-8\17 в аэропорту Алеппо . Однако, в отличие от предыдущих случаев, в этот раз впервые был подбит только что приземлившийся вертолет.

Тогда список выглядит так:

Самолёты:
1) МиГ-21бис и др. - 10 (в т.ч. 4 МиГ-21бис, 1 МиГ-21УМ, 1 возможно списанный МиГ-21У и 2 списанных МиГ-21МФ)
2) МиГ-23 - 5 (4 МиГ-23БН: 13.08.12, 23.03.14 (турки), 21.06.14, 18.08.14; один МиГ-23МС на земле 07.03.12 на аэродроме Abu-Dhahur)
3) L-39 - 11 (в т.ч. 10 L-39ZA; плюс ещё несколько L-39 растреляны на земле на другом аэродроме - не Кшеш/аль-Джерах)
4) Су-24МК - 2 (28.11.12 и сбитый Израилем 23.09.14)
5) Су-22М - 4 (Су-22М4 11.02.13, Су-22М2 20.02.13, Су-22М3 25.07.13, Су-22М2 28.11.13)
Итого: 33+

Вертолёты:
1) Ми-8 и Ми-17 - 68 - в основном Ми-8Т и Ми-17, один Ми-8ПС.
2) Ми-25 - 3
Итого: 71


9 июля отряды САА при поддержке российской военной полиции вернула под свой контроль все позиции боевиков в районе сирийско-иорданской границы к югу от города Даръаа. Таким образом, САА полностью окружила оставшиеся в городе и его окрестностях позиции боевиков.

10 июля в данном районе продолжились проводимые при поддержке РФ переговоры между правительством и боевиками. Однако, если группировки боевиков откажутся сдаваться, их ждет военная операция, которую будет тяжело отбить.


Таким образом, несмотря на истерию крупных СМИ, а также неоднократные антироссийские и антиправительственные высказывания со стороны представителей т.н. умеренной оппозиции, у боевиков есть мало вариантов и время на их обдумывание.


Единственный участок сирийско-иорданской границы в провинции Даръаа, который контролируют боевики, расположен на занятой ИГИЛ территории восточнее оккупированных Израилем Голанских высот. Ожидаемая операция САА против ИГИЛ и ХТШ, которая пройдет к востоку от Голанских высот , уже вызывает озабоченность руководства Израиля.


9 июля Министр обороны Израиля - Авигдор Либерман - заявил о том, что его страна "жестко ответит" на любые попытки сирийской армии войти в демилитаризованную зону в районе Голанских высот.


Его заявление последовало после авиаударов, которые ВВС Израиля нанесли в ночь на 9 июля по авиабазе Т4 в сирийской провинции Хомс. Сирийские военные заявили о том, что их войсками ПВО были перехвачены несколько ракет и подбит израильский боевой самолет. Военные признали то, что несколько ракет поразили базу. Израильская сторона отрицает то, что какой-либо из ее боевых самолетов был подбит.
Крайне вероятно то, что Тель Авив воспользуется операцией САА против ИГИЛ и ХТШ для того, чтобы обвинить Дамаск в нарушении соглашения о зоне разъединения 1974 года и нанести новые удары по правительственным войскам. Однако, малое количество ударов не сможет изменить стратегическое положение на данной территории и помешать САА отбить ее.


Между тем, в той части провинции Даръаа, которая прекратила сопротивление, боевики сдалм очередную партию вооружения, в т.ч. не менее 11 ПТРК TOW , дюжины ракет Фагот болгарского производства, несколько модернизированных ракет Малютка, 2 ЗСУ Шилка, 4 БМП-1, 7 танков, а также другое вооружение и технику.


На севере провинции Латакия боевики провели очередную атаку на позиции САА из т.н. зоны ответственности Турции идлибской зоны деэскалации, атаковав правительственные войска в районе Туркоманских гор.
САА не утратила какие-либо позиции, однако, по информации источников, лояльных правительству, потеряла нескольких бойцоы убитыми или ранеными.


Подконтрольная боевикам часть провинции Идлиб остается оплотом ХТШ (бывшее сирийское крыло аль-Каиды) и других группировок радикалов. Данные группировки ждут своего череда в текущей операции альянса Сирии,

Чем дольше длится неразбериха в Сирии, тем чаще новости о ее вооруженных силах появляются на широком экране. Всего за несколько лет страна прошла путь от незначительных стычек с отрядами «оппозиционеров» до кровавого хаоса гражданской войны. Как ни странно, но до недавних пор ВВС Сирии никакого внимания к себе не привлекали, хотя их роль в удержании воинствующих фанатиков и «долларовых исламистов» очень велика.

Немного истории

С тех пор как к власти в стране пришла партия «Баас», что случилось в 1963 году, играла в жизни этого государства далеко не последнюю роль. Именно офицеры ВВС под командованием приходящегося отцом Башару Асаду, нынешнему президенту страны, устроили тот вооруженный переворот. Неудивительно, что именно «летуны» играли и играют заметные роли как в военной, так и в сугубо мирной жизни. Хотя в три последних года на последнем поприще им проявлять себя не получается.

Почему Сирия обладала столь мощными ВВС?

Этому много объяснений. Во-первых, сирийцы традиционно не в ладах с соседним Израилем. Во-вторых, по ряду причин они были вынуждены вмешиваться в Ливанский конфликт. В-третьих, у них в свое время имелись весьма тяжелые противоречия с правительством Саддама Хусейна.

Особенно удачными для ВВС Сирии выдались 80-е годы: когда в стране наконец-то появились «туземные» летчики с высокой квалификацией, а не их коллеги из СССР, сирийцы смогли активнее вмешиваться в хронические конфликты на границе Израиля, не опасаясь политических последствий. Более того, они на практике убедились, что израильские самолеты - не всесокрушающий вал, а всего лишь цели. Это смогло несколько обелить сирийцев в глазах руководства Кремля.

После позорной для Сирии «Войны Судного дня», когда практически вся дорогостоящая советская техника была уничтожена израильтянами на аэродромах, а пилоты даже не делали попыток подняться в воздух, Москва весьма скептически стала относиться к идее восстановления ВВС Сирии как класса.

Откуда кадры?

Из небольшого ядра, которое было подготовлено еще английскими военными специалистами в 1948 году, выросла когорта талантливых специалистов. В составе ВВС на 1980 год числилось 650 самолетов и вертолетов, не менее ста тысяч кадровых военных и около 40 тысяч резервистов. На тот момент основной задачей руководства страны была коренная модернизация своих ВВС, ради чего в 1986 году правительством был сделан заказ на поставку некоторого количества МиГ-29 из СССР. Также планировалось, что воздушно-десантные войска ВВС Сирии подвергнутся коренной реформации, после которой их структура и подготовка станут аналогичными советской.

Но в 90-е годы по понятным причинам поставки были практически свернуты, и вскоре сирийские «летуны» уже практически не участвовали ни в одной боевой операции. Конечно, с Израилем война велась всегда, не прекращаясь ни на один день, но по причине ослабевания противников евреев в том регионе и роста мощи их армии за счет постоянных поставок техники из США, Сирия оказалась в патовой ситуации. В то время кадровых летчиков осталось не более 60 тысяч, резервистов стало еще меньше, состав ВВС Сирии вообще сократился до 555 единиц. Сравнительно много, но… Многие из самолетов существовали только на бумаге и в воздух подняться не могли даже теоретически.

Современное положение дел

Опять-таки на бумаге все выглядит вполне радужно, так как ВВС Сирии могут сравниться по численности со своими коллегами из Египта или Израиля. Но на самом деле все плохо. Основная проблема - катастрофическое устаревание всего парка боевой авиации. В ее составе числится не более 60 самолетов МиГ-29, около трех десятков МиГ-25 и двух десятков Су-24. Все остальное - очень старые МиГи, которые из-за полного отсутствия вменяемого ТО зачастую даже взлететь не могут. Разумеется, что с такими силами глупо думать о противодействии ВВС Израиля.

К примеру, евреи в последние годы стали эффективно использовать БПЛА собственной разработки, да и их авиационные ракеты очень хороши. У сирийцев же все это находится даже не в зачаточном состоянии, а попросту отсутствует как класс. Даже разведывательные эскадрильи толком не укомплектованы более-менее современной техникой. Да и прикрывать их нечем: практически все МиГ-21, которые хоть как-то могли противодействовать израильским Ф-16, были уничтожены задолго до известных событий, будучи перемолотыми в постоянных приграничных стычках.

Сообщается также, что значительная часть остававшихся у Сирии МиГ-23 была уничтожена так называемыми «оппозиционерами». Впрочем, высока вероятность того, что они взрывали и сжигали уже ни на что не годный металлолом, который не летал уже с конца 90-х годов. В общем и целом, состояние ВВС Сирии на сегодняшний день очень тяжелое.

Тяжелые времена

Как и во многих странах Ближнего Востока, ВВС страны подверглись значительному сокращению, а расходы на их содержание уменьшились в разы. На содержание всей армии даже в сравнительно благополучном 2009 году выделялось не более 3% от ВВП, и это при условии непрекращающейся войны на границах. Ситуация еще более усугублялась умелой «поддержкой» США, которые всячески урезали валютные транши и инвестиции в экономику страны, вводя против нее все новые ограничения.

Официально при этом сообщалось, что сирийцы, якобы, поддерживают «террористов» из Ирака. Террористами при этом называли бойцов правительственной иракской армии, которую в тот момент сами американцы вдохновленно истребляли. Кульминацией стала операция «Фруктовый сад», в ходе которой самолеты Ф-15 и Ф-16 Израиля полностью уничтожили строящийся реактор предполагаемой сирийской АЭС. Есть любопытные сведения о направленной кибератаке, которой подвергались все военные сети страны в этот момент. Из-за этого организованного сопротивления оказать не получилось.

Таким образом, ВВС и ПВО Сирии в настоящее время находятся в столь плачевном состоянии, что сложно говорить об их реальном существовании. Чисто гипотетически, самолеты у страны есть, но вот их реальная боеспособность вызывает глубочайшие сомнения.

ПВО

Особенно большую тревогу вызывает плачевное состояние системы радиоразведки. В отличие от Израиля, который имеет на вооружении немало самолетов ДРЛОиУ, сирийцы вынуждены довольствоваться только системами наземных радаров. Техника эта надежная, но весьма устаревшая. Именно по этой причине самолеты тех же израильтян или турок очень часто нарушают государственную границу страны. Своих же перехватчиков у Сирии практически не осталось, так что противодействовать такому поведению соседей попросту нечем.

Кроме того, не вызывает восторга и ситуация с ЗРК. Когда-то сирийцам было поставлено немалое количество вполне современных по тем временам машин, но из-за ужасающих условий их обслуживания и хранения, когда не соблюдались самые элементарные нормы, большая часть была уже утрачена. Оставшееся оборудование уже очень старое и несовершенное, оно не может гарантировать обнаружения вражеских самолетов во всех ситуациях, а расчеты, приставленные к машинам, далеко не всегда обладают высоким уровнем выучки. Во многом связано это с тем, что многие кадровые военные уже погибли за несколько лет непрерывной войны.

Российская поддержка

Еще со времен Холодной войны, когда основным поставщиком вооружения для Сирии был СССР, аналогичное положение дел сохраняется и в отношении России. В настоящее время проводятся также операции ВВС РФ в Сирии, а также имеются сведения о контрактах с сирийской стороной, которые предусматривают, в частности, поставку боевых вертолетов Ми-25 (это экспортная модификация Ми-24).

Еще в начале 2000-х годов проскальзывала информация о началах поставок МиГ-31Э. Предполагалось, что эти самолеты станут заменой устаревших МиГ-25. На страницах СМИ проскакивали сообщения о заказе восьми машин, поставка которых, якобы, была приторможена из-за финансовых затруднений у сирийской стороны. Но в 2010 году было официально объявлено, что никаких контрактов на самом деле не заключалось.

Поставка МиГ-29 в настоящее время находится в «подвешенном» состоянии. Кроме того, предполагается, что отечественные оружейники намереваются продать Сирии не менее 36 Як-130. По состоянию на конец 2012 года было официально заявлено о заключении контракта. Пока что можно говорить о том, что этой техники в стране еще нет.

Лояльность России

По понятным причинам все эти договоры вызывают ярко выраженную негативную реакцию США и их сателлитов. Но Россия, скорее всего, все свои договоренности выполнит. Многие отечественные экономисты в свое время говорили, что препятствием для поставок может стать разве что низкая платежеспособность сирийцев, так как Москва не собирается повторять ошибок СССР, бесплатно поставляя дорогую технику, но тут дело не только в деньгах.

Еще в 1971 году между нашими странами был заключен договор, по условиям которого Россия имеет право располагаться на базе, расположенной в Тартусе. Во многом это обуславливает и успехи ВВС РФ в Сирии, так как наша группировка имеет хорошие тылы и не испытывает проблем со снабжением.

Война с «оппозицией»

Пока нет достоверных данных о поставках самолетов и вертолетов в Сирию. Во многом этому способствуют и зарубежные «партнеры»: так, корабль, перевозивший отремонтированные Ми-25, вообще был вынужден оставаться в порту, так как страховка судна, находящегося под британской юрисдикцией, была отозвана Великобританией. Только благодаря эскорту боевых российских кораблей, в окружении которых он вышел из порта Калининграда, удалось доставить 30 или 45 вертолетов сирийцам.

Как уже было сказано в самом начале статьи, хорошо себя показали ВВС Сирии в В первые годы войны особенно уважаем был тот самый Ми-25. В составе его вооружения имеются крупнокалиберные пулеметы, ракеты, есть возможность навешивания широкого спектра бомб. Кроме того, был востребован и штурмовик Су-25, некоторое количество которых у сирийцев все же сохранилось. К сожалению, из-за невысокой подготовки многих пилотов и большого количества ПЗРК, практически вся эта техника была потеряна.

Прямая поддержка России

Если бы не российские ВВС в Сирии, правительству Асада было бы совсем туго. Примечательно, что первые сообщения в зарубежных СМИ, касающиеся присутствия нашей авиации на территории этого государства, появились задолго до первых официальных подтверждений. Во многом это обусловлено широким распространением сервисов видеохостинга: еще года полтора назад, когда нашей техники в Сирии не было, по просторам сети гулял ролик, в котором несколько Су-34 и транспортник Ил-86 пролетают над сирийской территорией.

Учитывая, что схема окраски ВВС Сирии чрезвычайно схожа с российской (фактически нами используется тот же самый пустынный камуфляж), можно все же предположить, что это поставленные сирийцам истребители прикрывают российский транспортник, везущий припасы. Но вскоре Правительство Российской Федерации все же сделало официальное заявление. В нем говорилось, что российские ВВС в Сирии действительно присутствуют.

Кстати, а как вообще окрашены сирийские военные самолеты? В отличие от наших ВВС, в которых используется сразу несколько вариантов камуфляжа, которые зависят от непосредственных условий использования, техника этого государства окрашена намного «скромнее». Возможна желто-зеленая окраска или болотный, зеленоватый вариант.

Превалирует обычная песочная окраска с опознавательными знаками ВВС Сирии. Фото этих самолетов, если на них нет каких-то особых отметок, очень легко спутать с аналогичными машинами других государств в этом регионе, которые в свое время получали вооружение у СССР.

Сколько наших самолетов там есть?

Сперва хоть сколько-нибудь достоверных данных о составе нашей группировки в этом регионе не предоставлялось, но сегодня такая информация есть. Итак, в сирийском небе сегодня летают:

  • Су-27СМ - 4 единицы.
  • Су-30СМ - 16 единиц.
  • Су-34 - 12 единиц.
  • Су-24М - предполагается, что этих самолетов там чуть более 30 штук.
  • Наконец, штурмовиков Су-25СМ там есть 12 экземпляров.

Вылеты с территории России

Помимо самолетов, на помощь сирийцам было отправлено по 15 вертолетов Ми-8 и Ми-24. Наконец, сравнительно недавно вылеты на территорию Сирии стали совершать российские ВВС, базированные в Моздоке и Махачкале. Среди «гастролеров», которые представляют ВВС России в Сирии, имеется следующая техника:

  • Легендарные «Белые лебеди», они же Ту-160 - 6 единиц.
  • Не менее известные «Медведи», они же Ту-95 - 5 единиц.
  • Ту22М3 - вылеты совершают от 12 до 14 самолетов.
  • Су-34 - 8 штук.
  • Су-27СМ - еще 4 единицы.

Таким образом, состав нашей группировки достаточно многочисленный, но весьма разнородный. Во многом это объясняется традиционной узкоспециализированной направленностью отечественных боевых самолетов, которые четко делятся на штурмовиков, истребителей, перехватчиков и бомбардировщиков. Учитывая, что в Сирии летают только «сушки», особых проблем с их снабжением не возникает, так как эта техника максимально меж собой унифицирована. То же самое касается и вертолетов семейства «Ми». Вот чем представлены ВВС России в Сирии.