Материалы для работы с учащимися
Глагол имеет две основы :
1. – основа инфинитива и формы прошедшего времени
2. – основа формы настоящего и будущего времени
Начальной формой глагола является инфинитив (неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи. Инфинитив отвечает на вопросы:что делать? что сделать? Это неизменяемая форма глагола. В предложении может выступать в качестве любого члена предложения.
Показателем инфинитива являются суффиксы –ть, -ти, -чь, -сть, -сти .
СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глагола по лицам и числам. Спрягаются глаголы только визъявительном наклонении в настоящем и будущем времени .
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.
В зависимости от характера личных окончаний выделяют 2 типа спряжения.
Таблица 1
I спряжение |
II спряжение |
I спряжение |
II спряжение |
|
Лицо |
Единственное |
Единственное |
Множественное |
Множественное |
1 |
-у /- ю |
-ём /- ем |
-им /- им - |
|
2 |
-ёшь /- ешь |
-ишь /- ишь |
-ёте /- ете |
-ите /- ите |
3 |
-ёт /- ет |
-ит /- ит |
-ут /- ют |
-ат /- ят |
Алгоритм определения спряжения глагола
Проверим, входит ли глагол в число глаголов для запоминания или исключений
Для запоминания |
Исключения |
||||
I СПР. |
II СПР. |
I СПР. |
АРХАИЧНЫЕ |
РАЗНО- СПРЯГАЕМЫЕ |
II СПР. |
баять блеять веять затеять каяться лаять лелеять маяться надеяться реять сеять таять хаять чаять чуять |
клеить строить |
брить стелить зиждиться зыбиться |
дать есть создать |
бежать брезжить хотеть чтить |
вертеть видеть ненавидеть зависеть обидеть смотреть терпеть гнать держать дышать слышать |
СПРЯЖЕНИЕ НЕ МЕНЯЕТСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИСТАВКИ , ПОСТФИКСА – СЯ ! |
Если ударение падает на ОКОНЧАНИЕ, воспользуемся табл. 1 или «универсальной» схемой (2+1)
ГЛАГОЛ |
МЫ |
ТЫ |
ОНИ |
Гласные в … |
СПРЯЖЕНИЕ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лет Е ть |
лет ИМ |
лет ИШЬ |
лет ЯТ |
2- И… +1- А/Я… |
II СПР. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
тер Е ть |
тр ЁМ |
тр Ёшь |
тр УТ |
2- Е… +1- У/Ю… |
Цель : закреплять знания об окончаниях глаголов I и II спряжений. Задачи урока:
Оборудование:
Ход урока I. Организационный момент. Сегодня на уроке необычный гость, господин Глагол. (приложение №1) Он будет нам помогать, а мы его радовать ответами, а может даже удивлять. II. Постановка темы и цели урока. 1) Сначала отгадайте загадку.
Это самовар! Это русский самовар. Что можете сказать об этом слове? (сложное слово, соединительная гласная о, состоит из двух основ. Можно заменить "сам варит") Внутри самовара труба, куда клали дрова, угли, сверху сапог, и раздували им жар в самоваре. Самовар свистит, гудит: 2) Чистописание. Изобразите петлеобразные элементы, как самовар пускает пар. 3) Подготовительная беседа. Во всём мире знают русский самовар. Его родина- город умельцев и мастеров Тула. Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь. (сплав меди с цинком, оловом). С 1956глда г. Тула выпускает электрические самовары. (замена - электрочайник) В старину самовар являлся неодушевлённым членом семьи, его ласково называли "Дедушка" или "Иван Иваныч" 4) Самостоятельная работа. Перед вами глаголы. Выпишите подходящие к действию самовара, выделите окончания, укажите спряжение. (Приложение №2) Rто может сказать, что мы будем закреплять на уроке? (различать окончания глаголов I и II спряжения) III. Закрепление пройденного материала. 1) Назовите окончания глаголов I и II спряжения. Что называется спряжением? (изменение глаголов по лицам и числам) 2) Изменить глаголы по лицам и числам. (по вариантам)
3) Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы своих товарищей, поставьте на полях + , если задание выполнено правильно и -, если при выполнении задания допущены ошибки. Какие окончания у глаголов 1 варианта? 2варианта? Какого спряжения глаголы? 4) Прочитайте пословицу, спишите, определите спряжение, лицо глаголов. Объясните смысл пословицы. Сам_вар кип_т, ух_дить (не) в_лит. И нам самовар велит продолжать работу. 5) Дифференцированная работа в группах. 1 группа. Образовать от основ глаголов форму 3 лица множественного числа, определить спряжение.
2 группа. Из глаголов 3 лица множественного числа образовать глаголы 1 лица множественного числа.
3 группа. Списать, определить спряжение, лицо глаголов, вставить пропущенные буквы.
А кто знает, откуда пришло к нам слово "чай"? (Чай- китайское слово. Мы, русские торговали с китайцами северных провинций, где чай именовали "ча". Отсюда наше русское слово "чай") Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. О чае говорят так: "Кто чай пьёт, сто лет проживёт". Он очищает кровь, регулирует работы печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела. IV. Физминутка. V. Найти в классе пословицы, которые говорят нам о правилах гостеприимства. С самоваром чай вкуснее и беседа веселее. Не красна изба углами, а красна пирогами. За пустой стол гостей не сажай. Что еть в печи- всё на стол мечи. (Мечи-быстро выставляй всё на стол. Не жадничай! Каков ты- таковы и люди для тебя. Принять по-русски- значит с открытой душой, щедро угостить.) VI. Творческая работа "Скатерть-самобранка" (работа в группах). На основе данных слов составить слова- угощения к чайному столу. (Приложение №3) VII. Самостоятельная работа. Чем ещё привлекателен чай, мы узнаем, когда составим предложения из слов. Вам необходимо выбрать, составить и записать любое предложение.
Найдите глаголы, выделите окончания, определите лицо, число, спряжение. (Проверка через мультимедиа) 2) Вставьте пропущенную гласную в окончания глаголов.
(проверка через мультимедиа). Скажите, а из чего пьют чай разные народы? Разные народы пьют чай из своей национальной посуды-чашек, стаканов, пиал. У нас есть две чашки. Вам нужно убрать из чашки лишнее слово. играть (не указывает на того, кто совершает действие) печь (составить словосочетание, где слово "печь" - сущ, или глагол) IX. Работа в парах. Дополни стихотворение подходящими по смыслу глаголами.
(утолит, излечит, успокоит, ободрит) Что можете сказать о глаголах, которые вы употребили? (глаголы II спряжения) Объясните постановку знаков препинания в 1 предложении. (однородные сказуемые). Итог урока. На какие две группы можно разделить глаголы в зависимости от окончаний? (на глаголы I и II спряжения) Какие глаголы относятся к глаголам I и II спряжения? Наш урок подходит к концу. Был ли он вам интересен? Полезен? Что повторили? Определите, на какой ступеньке лестницы знаний вы находитесь.
Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов. Спряжение глаголовНе только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются. Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает? Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании , нужно знать некоторые правила:
Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями. Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.
Противоречия I спряженияПо правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить - тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения. Противоречия II спряженияНе меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка. Глаголы-исключения:
Давайте приведем примеры изменения:
Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать - перегнать, держать - выдержать, ветреть - повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению. Учим слова-исключенияВсе слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка. Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант. Способы заучиванияКак мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка. Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:
На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.
Хочется предложить такой вариант.
Слова рифмовкой связаны в каждом предложении . Читая, дети подкрепляют слова движением:
И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна - заучивается рифмовка быстро и прочно. Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.
Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов. Спряжение глаголовНе только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.
Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает? Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании , нужно знать некоторые правила:
Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями. Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.
Противоречия I спряженияПо правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить - тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.
Противоречия II спряженияНе меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка. Глаголы-исключения:
Давайте приведем примеры изменения:
Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать - перегнать, держать - выдержать, ветреть - повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.
Учим слова-исключенияВсе слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка. Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.
Способы заучиванияКак мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка. Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:
На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.
Хочется предложить такой вариант.
Слова рифмовкой связаны в каждом предложении . Читая, дети подкрепляют слова движением:
И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна - заучивается рифмовка быстро и прочно. Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.
Правописание глаголовЧто касается изучение глагола как части речи , то в правописании существуют два принципиальных направления, по которым ученики делают ошибки и которые в этой связи наиболее полно и подробно изучаются. Во-первых, это правописание глаголов в соответствии с формой и лицом, в которых они стоят. Речь идет в первую очередь об окончаниях. Навсегда следует запомнить, что в абсолютно большинстве случаев мягкий знак на конце ставится только в неопределенной форме глагола. Во-вторых, и это тоже связано с формой, лицом и временем глагола, — правописание окончаний, зависящее от спряжений. Глаголы 1 спряженияТе, которые оканчиваются не на -ить- в неопределенной форме имеют следующие окончания: Исключения 1 спряжения насчитывают всего два слова:
Глаголы 2 спряженияГлаголы 2 спряжения имеют следующие формы окончаний согласно нижеприведенной таблице: Исключений из спрягаемых этим способов глаголов больше , в школе их заучивают с помощью стишка, располагая их в ритмичной последовательности. Выучив один раз в школе, ученики обычно запоминают их на всю жизнь, благодаря очень уж удачно накладывающейся последовательности произношения. Вспомним:
Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминанияНа основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения , некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие — и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.
Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает , поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы. Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, — в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений. Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках. Что такое спряжение глаголаСпряжение глаголов в русском языке представляет собой систему изменения форм глаголов настоящего времени по числам и лицам. Спряжение глаголов относится к постоянным грамматическим признакам данной части речи. В русском языке существует два основных типа спряжений – 1 и 2 спряжение глаголов. По правилам спряжение глаголов определяется двумя способами:
Как определить спряжение глаголов по личным окончаниямДля определения спряжения глагола с ударным личным окончанием, достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения с примерами представлен в понятной таблице спряжения глаголов в русском языке.
Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниямиЧтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо образовать неопределенную форму глагола (инфинитив) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола. Глаголы первого спряжения представлены:
Глаголы второго спряжения представлены:
Разноспрягаемые глаголыГлаголами исключениями 1 и 2 спряжения являются разноспрягаемые глаголы (хотеть, чтить бежать и производные) , которые частично спрягаются как по 1-му, так и по 2-му спряжениям. Кроме того, существуют глаголы с особой системой окончаний (есть, дать и производные) . Они не относятся ни к одному из спряжений в русском языке и также являются исключением спряжений глаголов. Умение грамотно писать — непременное условие образованности и общего интеллектуального любого человека. Русский язык — это национальная гордость России, его воспевали в своих стихах русские поэты (одно «Мы знаем, что ныне лежит на всех…» чего стоит!), его учат иностранцы, он служит средством культурного обмена на всей территории постсоветского пространства. И русскому человеку не знать правила русского языка попросту стыдно. Между тем именно в школе закладываются основы как знания, так и любви к родному языку. Именно школьная система, сохранившая крепкий советский фундамент, индоктринирует учеников наиболее простыми для восприятия, понятными и яркими формами обучения. Что касается изучение глагола как части речи , то в правописании существуют два принципиальных направления, по которым ученики делают ошибки и которые в этой связи наиболее полно и подробно изучаются. Во-первых, это правописание глаголов в соответствии с формой и лицом, в которых они стоят. Речь идет в первую очередь об окончаниях. Навсегда следует запомнить, что в абсолютно большинстве случаев мягкий знак на конце ставится только в неопределенной форме глагола. Во-вторых, и это тоже связано с формой, лицом и временем глагола, — правописание окончаний, зависящее от спряжений. Глаголы 1 спряженияТе, которые оканчиваются не на -ить- в неопределенной форме имеют следующие окончания: Исключения 1 спряжения насчитывают всего два слова:
Глаголы 2 спряженияГлаголы 2 спряжения имеют следующие формы окончаний согласно нижеприведенной таблице: Исключений из спрягаемых этим способов глаголов больше , в школе их заучивают с помощью стишка, располагая их в ритмичной последовательности. Выучив один раз в школе, ученики обычно запоминают их на всю жизнь, благодаря очень уж удачно накладывающейся последовательности произношения. Вспомним:
Стихотворная форма глаголов-исключений для запоминанияНа основании стихотворного сложения существуют различные варианты стиха для запоминания всех слов-исключений 1 и 2 спряжения , некоторые содержат только глаголы второго спряжения, другие — и второго, и первого. Некоторые также для лучшего запоминания дополнены вспомогательными словами для создания смысловой нагрузки, чтобы ребенку легче было запомнить, поскольку память некоторых лвюдей основывается на восстановлении смысловых связей стихов.
Благодаря благозвучному сочетанию, продиктованному идентичным окончанием слов, обусловленных правилами глагольного словообразования, для стихотворного сложения существуют большие возможности, границы которых устанавливаются только пределом фантазии, эрудированности, заинтересованности в образовательном процессе педагога, родителя или ребенка. Эта форма запоминания отлично работает , поскольку вовлекает ученика в образовательный процесс, представая в виде игры, считалки, а исключения и правил спряжения глаголов обычно заучивают в том возрасте, когда для детей игры остаются намного интереснее учебы. Впрочем, следует оговорить, заметив, что подобный формат запоминания чего-либо: правил русского и других языков, подготовки к экзаменам и тестированиям, — в принципе работает не только в начальных классах школы. Существуют различные методики тренировки памяти, основывающиеся на различных особенностей человеческого восприятия в принципе и восприятия людей различного эмоционально-психического склада. Что касается упомянутой стихотворной формы, то она хороша, прежде всего, тем, что объединяет в себе наличие рифмы и логической взаимосвязи, поэтому ее можно назвать лучшей методикой заучивания правил о глаголах-исключениях из первого и второго спряжений. Вообще следует сказать, что существует множество интересных и профессионально составленных методик изучения языков, благодаря которым можно легко и быстро научиться грамотно писать и изъяснять не только на русском, но и на других языках. ВидеоО глаголах-исключениях — подробно в этом видео.
Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему. |
Компот из вишни на зиму в банках (8 рецептов)
Компот из облепихи: вкусный защитник здоровья вашего ребенка Можно ли делать компот из облепихи
К чему снится салат из овощей: разбираемся в сновидении
Мифы о сотворении мира египетская мифология
Выручка в зарубежных странах