Примеры абсолютной истины. Что такое истина? Примеры относительной истины

  • Дата: 30.09.2019

Представляет собой некое знание, объективно отражающее свойства воспринимаемого объекта. - это одна из двух разновидностей истин. Она представляет собой адекватную информацию, относительно соответствующую объекту.

Отличие относительной истины от абсолютной

Как уже было сказано, истина может быть истина представляет собой некий недостижимый идеал; это абсолютное знание об объекте, в полной мере отражающее его объективные свойства. Конечно, наш разум не настолько всемогущ, чтобы познать абсолютную истину, поэтому она и считается недостижимой. В реальности наше знание об объекте не может полностью совпадать с ним. Абсолютная истина чаще рассматривается в связи с самим процессом научного познания, характеризующим от низших ступеней познания к высшим. Относительная истина - это некое знание, которое воспроизводит информацию о мире не в полной мере. Основные характеристики относительной истины - это неполнота знания и его приближенность.

Чем обоснована относительность истины?

Относительная истина представляет собой знание, полученное человеком при помощи ограниченных средств познания. Человек стеснен в своих знаниях, он может познать лишь часть реальности. С этим и связано то, что вся постигаемая человеком истина относительна. Кроме того, истина всегда относительна, когда знания находятся в руках людей. В процесс получения истинного знания всегда вмешивается субъективизм, столкновение различных мнений исследователей. В процессе получения знания всегда происходит столкновение объективного мира с субъективным. В связи с этим на первый план выступает такое понятие как заблуждение.

Заблуждения и относительная истина

Относительная истина - это всегда неполное знание об объекте, смешиваемое к тому же с субъективными характеристиками. Заблуждение изначально всегда принимается за истинное знание, хотя не имеет никакого соответствия реальности. Хотя заблуждение и отражает односторонне какие-то моменты относительная истина и заблуждение - это вовсе не одно и то же. Заблуждения часто входят в некоторые научные теории (относительные истины). Они не могут называться полностью ложными идеями, поскольку содержат некие нити реальности. Потому их и принимают за истинные. Зачастую в состав относительной истины входят некие фиктивные объекты, поскольку они содержат свойства объективного мира. Таким образом, относительная истина - это не заблуждение, но оно может входить в ее состав.

Заключение

По сути, все знания, которыми располагает человек на данный момент и считает истинными, являются относительными, так как отражают реальность лишь приближенно. В состав относительной истины может входить фиктивный объект, свойства которого не соответствуют реальности, но имеющий некое объективное отражение, что заставляет считать его истинным. Такое происходит в результате столкновения объективного познаваемого мира с субъективными характеристиками познающего. Человек как исследователь имеет весьма ограниченные средства познания.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».

Существуют различные трактовки понятия «истина».

Истина – это:

соответствие знаний действительности;

то, что подтверждено опытом;

некое соглашение, конвенция;

свойство самосогласованности знаний;

полезность полученного знания для практики.

Классическая концепция истины связана с первым определением: истина знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Одним из важнейших является вопрос о критериях истины.

Критерий истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

Возможные критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; соответствие фундаментальным законам; практика; простота, экономичность формы; парадоксальность идеи.

Практика (от гр. practikos – активный, деятельный) – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Формы практики : материальное производство (труд), преобразование природы; социальное действие (реформы, революции, войны и т. д.); научный эксперимент.

Функции практики в процессе познания

Практика – источник познания : практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.

Практика – основа познания : человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.

Практика – цель познания : человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.

Практика – критерий истины : пока какое‑то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Поэтому основным критерием истины выступает практика.

Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие‑либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости : ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, – дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Образец задания

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина».

Ответ: Зависимость от человека.

Утверждение о том, что всякая истина относительна, ибо речь идет о «моей истине» и т. п., является заблуждением. В действительности никакая истина не может быть относительной, а разговоры о «моей» истине - это просто невнятица. Ведь какое-либо суждение истинно тогда, когда то, что в нем выражается, соответствует действительности. К примеру, утверждение «сейчас в Кракове гремит гром» истинно в том случае, если в Кракове сейчас на самом деле гремит гром. Его истинность или ложность совершенно не зависит от того, что мы знаем и думаем о громе, гремящем в Кракове. Причиной этого заблуждения является смешение двух совершенно различных вещей: истины и нашего знания об истине. Ибо знание об истинности суждений всегда является человеческим знанием, оно зависит от субъектов и в этом смысле всегда относительно. Сама же истинность суждения не имеет с этим знанием ничего общего: утверждение истинно или ложно совершенно независимо от того, знает об этом кто-то или не знает. Если предположить, что в эту минуту в Кракове действительно гремит гром, может случиться, что один человек, Ян, знает об этом, а другой, Кароль, не знает и даже считает, что сейчас в Кракове гром не гремит. В этом случае Ян знает, что утверждение «сейчас в Кракове гремит гром» истинно, а Кароль этого не знает. Таким образом, их знание зависит от того, кто обладает знанием, иначе говоря, носит относительный характер. Однако истинность или ложность суждения от этого не зависит. Даже если бы ни Ян, ни Кароль не знали, что сейчас в Кракове гремит гром, а на самом деле гром гремел, наше суждение было бы абсолютно истинным независимо от знания об этом факте. Даже утверждение: «Количество звезд Млечного Пути делится на 17», об истинности которого никто не может ничего сказать, все же является либо истинным, либо ложным.

Таким образом, разговоры об «относительной», или «моей», истине - невнятица в полном смысле этого слова; таковой же является и утверждение: «На мой взгляд, Висла протекает через Польшу». Чтобы не бормотать нечто невнятное, сторонник этого суеверия должен был бы согласиться с тем, что истина непостижима, т. е. встать на позицию скептицизма.

Ту же «относительность» можно обнаружить в прагматическом, диалектическом и тому подобных подходах к истине. Все эти заблуждения ссылаются на некие технические трудности, но в сущности являются следствием скептицизма, сомневающегося в возможности познания. Что касается технических трудностей, то они носят мнимый характер. Например, говорят, что высказывание «сейчас в Кракове гремит гром» сегодня является истинным, а завтра, когда в Кракове гром греметь не будет, окажется ложным. Говорят также, что, например, высказывание «идет дождь» истинно во Фрибуре и ложно в Тырнове, если в первом городе идет дождь, а во втором светит солнце.

Однако это недоразумение: если мы уточним суждения и скажем, например, что под словом «сейчас» мы подразумеваем 1 июля 1987 года, 10 часов 15 минут вечера, то относительность исчезнет.



Лекция:


Истина объективная и субъективная


Из предыдущего урока вы узнали, что знания об окружающем мире можно получить путём познавательной деятельности с помощью органов чувств и мышления. Согласитесь, человек, интересующийся теми или иными предметами и явлениями, хочет получить о них достоверные сведения. Нам важна правда, то есть истина, которая является общечеловеческой ценностью. Что же такое истина, каковы её виды и как отличить истину от лжи разберём на данном уроке.

Основной термин урока:

Истина – это знания, соответствующие объективной действительности.

Что это означает? Предметы и явления окружающего мира существуют сами по себе и не зависят от человеческого сознания, поэтому предметы познания объективны . Когда же человек (субъект) хочет что-то изучить, исследовать, он пропускает предмет познания через сознание и выводит соответствующие собственному мировоззрению знания. А мировоззрение, как известно, у каждого человека своё. Значит, два человека, изучающие один и тот же предмет, по-разному опишут его. Поэтому знания о предмете познания всегда субъективны . Те субъективные знания, которые соответствуют объективному предмету познания и являются истинными.

Исходя из сказанного можно выделить объективную и субъективную истину. О бъективной истиной называются знания о предметах и явлениях, описывающие их такими, какие они есть на самом деле, без преувеличения и преуменьшения. К примеру, MacCoffee – это кофе, золото – это металл. Субъективной истиной , напротив, называются знания о предметах и явлениях, зависящие от мнений и оценок субъекта познания. Утверждение "MacCoffee – самый лучший кофе в мире" субъективно, потому что это я так считаю, а кому-то MacCoffee не нравится. Распространенными примерами субъективной истины являются приметы, которые невозможно доказать.

Истина абсолютная и относительная

Истина также подразделяется на абсолютную и относительную.

Виды

Характеристика

Пример

Абсолютная истина

  • Это полное, исчерпывающее, единственно верное знание о предмете или явлении, которое не может быть опровергнуто
  • Земля вращается вокруг своей оси
  • 2+2=4
  • В полночь темнее, чем в полдень

Относительная истина

  • Это неполное, ограниченно верное знание о предмете или явлении, которое впоследствии может измениться и восполнится другими научными знаниями
  • При t +12 о С бывает холодно

Каждый ученый стремится максимально приблизиться к абсолютной истине. Однако зачастую в связи с недостаточностью способов и форм познания ученому удается установить лишь относительную истину. Которая с развитием науки подтверждается и становится абсолютной, либо опровергается и превращается в заблуждение. Например, знание средневековья о том, что Земля плоская с развитием науки было опровергнуто и стало считаться заблуждением.

Абсолютных истин очень мало, гораздо больше относительных. Почему? Потому что мир изменчив. Например, биолог изучает численность отряда животных, занесенных в Красную Книгу. Пока он проводит это исследование, численность изменяется. Поэтому подсчитать точное число будет очень сложно.

!!! Ошибочно говорить, что абсолютная и объективная истина одно и то же. Это не так. Объективной может быть и абсолютная, и относительная истина, при условии, что субъект познания не подогнал результаты исследования под свои личные убеждения.

Критерии истины

Как отличить истину от заблуждения? Для этого существуют специальные средства проверки знаний, которые называются критериями истины. Рассмотрим их:

  • Самый главный критерий – практика это активная предметная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира . Формами практики являются материальное производство (к примеру, труд), социальные действия (к примеру, реформы, революции), научный эксперимент. Истинным считается только практически полезное знание. К примеру, на основе определенных знаний правительство проводит экономические реформы. Если они дадут ожидаемые результаты, значит знания истинны. На основе знаний врач лечит больного, если он исцелился, то знания истинны. Практика как основной критерий истины является частью познания и выполняет функции: 1) практика является источником познания, потому что именно она толкает людей на изучение тех или иных явлений и процессов; 2) практика является основой познания, потому что от начала и до конца пронизывает познавательную деятельность; 3) практика является целью познания, потому что познание мира необходимо для последующего применения знаний в реальной действительности; 4) практика, как уже было сказано, является критерием истины, необходимым для различения истины от заблуждения и лжи.
  • Соответствие законам логики. Знание, полученное путем доказывания, не должно быть запутанным и внутренне противоречивым. Также оно должно логически согласовываться с хорошо проверенными и достоверными теориями. Например, если кто-то выдвинет теорию наследственности, которая принципиально не совместима с современной генетикой, можно предполагать, что она не является истинной.
  • Соответствие фундаментальным научным законам. Новые знания должны соответствовать Вечным законам. Многие из которых вы изучаете на уроках математики, физики, химии, обществознания и др. Это такие, как Закон всемирного тяготения, Закон сохранения энергии, Периодический закон Менделеева Д.И., Закон спроса и предложения и другие. К примеру, знание о том, что Земля удерживается на орбите вокруг Солнца, соответствует Закону всемирного тяготения И. Ньютона. Другой пример, если цена на ткань из льна повышается, то спрос на эту ткань падает, что соответствует Закону спроса и предложения.
  • Соответствие ранее открытым законам . Пример: Первый закон Ньютона (закон инерции) соответствует ранее открытому Г.Галилеем закону, согласно которому тело остаётся в покое либо двигается равномерно и прямолинейно до тех пор, пока на него оказывают воздействие силы, понуждающие тело изменить своё состояние. Но Ньютон в отличие от Галилея рассмотрел движение более глубоко, со всех точек.

Для наибольшей надежности проверки знаний на истинность лучше всего пользоваться несколькими критериями. Утверждения, не соответствующие критериям истины, являются заблуждением или ложью. Чем они отличаются друг от друга? Заблуждением являются знания, которые на самом деле не соответствуют действительности, но субъект познания до определенного момента не знает об этом и принимает их за истину. А ложь – это сознательное и намеренное искажение знаний, когда субъект познания хочет кого-либо обмануть.

Задание: Напишите в комментариях свои примеры истины: объективной и субъективной, абсолютной и относительной. Чем больше примеров вы приведёте, тем большую помощь окажете выпускникам! Ведь именно нехватка конкретных примеров затрудняет правильное и полное решение заданий второй части КИМ.

Истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое не может быть опровергнуто в процессе дальнейшего познания. (Например, Земля вращается вокруг Солнца).
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания. (Например, изменения представлений людей о форме Земли: плоская, в форме шара, вытянутая или приплюснутая).

Критерии истины - то, что характеризует истину и отличает её от заблуждения.
1. Всеобщность и необходимость (И. Кант);
2. Простота и ясность (Р. Декарт);
3. Логическая непротиворечивость, общезначимость (А. А. Богданов);
4. Полезность и экономность;
5. Истина - это «естина», то, что есть на самом деле (П. А. Флоренский);
6. Эстетический критерий (внутреннее совершенство теории, красота формулы, изящество доказательств).
Но все эти критерии недостаточны, универсальным критерием истинности является общественно-историческая практика: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент.
Значение практики:
1. Источник познания (практика ставит перед наукой жизненно важные проблемы);
2. Цель познания (человек познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
3. Критерий истины (пока гипотеза не проверена на опыте, она останется всего лишь предположением).