Аутизм — это не приговор. Кот помог мальчику-аутисту, а потом мальчик сделал все, чтобы помочь коту после травмы Есть ли надежда на исцеление

  • Дата: 26.06.2020

Айрис Грейс Холмшоу семилетняя девочка из английского города Маркет-Харборо, которой поставили диагноз тяжелой формы аутизма. Врачи прогнозировали, что ребенок никогда не будет разговаривать, и тем более идти на контакт с другими людьми, даже с родителями. Однако, девочка смогла справится с этим благодаря искусству и своему лучшему другу — кошке.

Диагноз аутизм

Тяжелую форму аутизма Айрис поставили в два года. Ее матери Арабелле, фотографу по профессии, врачи сказали, что не стоит надееться на прогресс, вряд ли ребенок сможет вообще пойти на контакт с внешним миром. Арабелла с головой погрузилась в изучение этой проблемы, чтобы помочь своему ребенку. Она пробовала групповые занятия с детьми, но Айрис впадала в панику при виде других детей, да и взрослых тоже. Она не пускала на порог дома даже своего отца и родных бабушку с дедушкой. Тогда Арабелла поняла, что занятия с другими детьми придется отложить надолго.

Стали пробовать пет-терапию с лошадьми и собаками. Такой метод лечения аутизма давно зарекомендовал себя как эффективный. Но лошади Айрис просто не понравились, а собака, которая ее облизывала и бодро виляла хвостом, наводила панику и девочка впала в истерику. Арабелла поняла, что и терапия с животными ни к чему не приведет.

«Дочь не могла никому смотреть в глаза, не играла с игрушками, спала, где угодно, но только не в своей кровати, имела кучу навязчивых привычек, до нервных колик боялась воды и наотрез отказывалась мыться, а иногда - одеваться, — перечисляет Арабелла. - Как объяснили психологи, непредсказуемость и хаос окружающего мира наполняют ее страхом и паникой».

Стараясь найти подход к своему непростому ребенку, Арабелла все-таки сумела хоть немного поправить ситуацию. Она превратила весь дом в настоящую игротеку: наполнила его сенсорными игрушками, разместила бассейн с пластиковыми шариками и даже надувной батут.

«Цель была проста: радость и смех, — говорит она. - Но главное: я хотела научить дочь общаться со мной, найти ключ к ее внутреннему миру и, быть может, помочь выйти оттуда».

Однажды мама занималась с дочкой и нарисовала человечка, что безумно понравилось Айрис. Девочка с охотой включилась в процесс рисования.

Первые шедевры

Обнаружив интерес дочки к рисованию, Арабелла накупила красок, кистей, бумаги и даже мольберт. Последний оказался лишним, Айрис расстроилась из за того, что краска стекает по бумаге вниз. Тогда Арабелла обустроила стол для рисования на кухне, разложила краски и бумагу, уже не сильно надеясь, что дочь вернется к этому занятию. Однако, Айрис среагировала быстро и тут же принялась рисовать. Девочка брала краски по очереди, ждала когда они подсохнут и снова возвращалась к рисунку. В итоге у нее получился импрессионистический пейзаж. Арабелла подумала, что работа получилась замечательной и с радостью поделилась ей в интернете, назвав рисунок «Терпение».

Уже на следующий день женщине написала одна из клиенток, которой она снимала свадьбу, с просьбой купить картину. Ее поразило сочетание цветов. Такого поворота Арабелла не ожидала и сказала, что рисунок дочери ей очень дорог, но согласилась выслать копию в рамке. Это было только начало. Женщина продолжила выкладывать рисунки дочери и в последующие дни Арабелле стали писать все больше людей с просьбой купить картины. Мать была поражена тем рвением, с которым люди хотели поддержать ее ребенка. Но дело было не в моральной поддержке.

Арабелле позвонила бывшая одноклассница, занимающаяся арт-бизнесом. Сказала, что устраивает в Лондоне выставку начинающих художников, не могла бы Арабелла предоставить несколько картин Айрис для экспозиции.

«Но она всего лишь больной ребенок», — возразила было мама. «Она - невероятно талантливый художник, — отрезала одноклассница, — я думала, ты в курсе».

У девочки оказалось невероятное чувство цвета, на выставке ее работы произвели фурор, искусствоведы недоумевали: как может трехлетний ребенок, никогда не бравший уроки рисования, творить столь зрелые работы?

После той экспозиции был устроен благотворительный аукцион, на котором фотокопия «Терпения» ушла за 830 фунтов. Сейчас оригиналы полотен дочери Арабелла практически не продает - хранит для выставок, да и не хватит на всех желающих. Время от времени они все же пополняют частные коллекции. Есть люди, которым просто невозможно отказать.

Одну из картин купила, к примеру, Анжелина Джоли. Оригиналы Айрис стоят полторы тысячи фунтов, принты от 200 до 300. Девочку стали назвать маленькой Моне.

Кошка-проводник

Искусство помогло научится девочке радоваться, но прогресса в общении с людьми так и не было. Одна из знакомых Арабеллы предложила завести семье кошку, ведь фелинотерапию они еще не пробовали. Выбор пал на кошку мейн-куна. Когда котенка принесли в дом, произошло нечто странное. Кошка сразу подошла к ребенку и с тех пор не отходила ни на шаг.

«Они встретились, словно старые друзья, — вспоминает Арабелла. - Было странное ощущение, будто кошка и девочка давно друг друга знали. Котенок не отходил от дочери ни на шаг, а ночью устроился на ее подушке, словно ангел-хранитель».

Кошку назвали Фула по имени из одной африканской колыбельной, которая очень нравится Айрис. Фула стала принимать участие во всех делах девочки: они вместе рисовали, листали книги, играли, спали.

Одним из самых трудных испытаний для Арабеллы было купание ребенка. Айрис ненавидела это дело, любые банные процедуры заканчивались слезами и криками. И вот в очередной раз, когда пришло время искупаться, мать набрала в ванну воды и привела Айрис. Ничему не обученная Фула, к удивлению самой Арабеллы, прыгнула в ванну с водой и стала зазывать Айрис. Девочка охотно согласилась. С тех пор водные процедуры не представляют никаких проблем. Кошка всегда купается вместе с девочкой, они даже вместе ходят в бассейн.

Постепенно Фула начала менять жизнь Айрис, она словно стала ее проводником во внешний мир. Ребенок стал кататься на велосипеде, улыбаться и смотреть в глаза матери. Самым поразительным для мамы оказалось не то, что кошка словно бы копировала движения девочки, а то, что Айрис, занимаясь своими делами, гладила ее, перебирала пальчиками уши, лапки, усы. Подобные прикосновения к чему-то живому и чужому прежде были немыслимы.

И вот в 4 года Айрис произнесла свои первые слова.

В тот день Арабелла застала свою дочь за рисованием, Фула сидела как всегда рядом. И вот кошка стала тыкать лапой в рисунок, на что девочка произнесла: «Кошка, сиди!». С каждым днем Айрис стала произносить все больше слов и все они были адресованы Фуле. Однако, через время она стала обращаться и к маме, сначала с просьбами, потом стала произносить в слух названия своих картин. Она перестала бояться контакта с родными. В дом наконец смог вернутся родной отец, больше не пугая девочку своим присутствием.

Если присмотреться к этому рисунку Айрис, то можно увидеть большую морду кошки на заднем плане.

В своем электронном дневнике, на основе которого была в последствии создана книга, Арабелла написала:

«Я счастлива оттого, что Айрис хочет быть со мной, что она смотрит мне в глаза, улыбается и смеется. Я счастлива, когда убираюсь после создания ее очередного шедевра в перепачканном краской доме. Счастлива я потому, что она таким образом исследует окружающий мир, а не сидит в своем собственном. Потому что мы - вместе с кошкой Фулой - нашли ключ от запертой наглухо двери, через которую моя дочь выходит наружу».

По данным Всемирной Организации Здравоохранения один из 150 детей болен аутизмом.

Аутизм - расстройство, возникающее при нарушении развития головного мозга и характеризующееся дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями (Википедия). Другими словами, аутизм — это заболевание, при котором нарушается контакт человека с внешним миром.

Если аутизм диагностировать в раннем детстве, то его зачастую удается скорректировать. Одним из методов коррекции заболевания является анималотерапия — лечение с помощью животных и, в частности, фелинотерапия — лечение с помощью кошек.

Четвероногие друзья помогают формировать социальные связи маленьких аутистов. По результатам исследований оказалось, что у детей, рядом с которыми жили пушистые питомцы, значительно лучше развиты навыки общения, способность сочувствовать и умение делиться с другими детьми.

Но животное должно появиться в доме, когда ребенок уже будет в сознательном возрасте. Только тогда оно вызовет у малыша интерес.

Кошки и дети-аутисты привязываются друг к другу, прекрасно общаются на своем языке, становясь буквально неразлучными. Почему? Возможно, они просто находятся на одной волне

Посмотрите, как заботится этот бенгальский кот о мальчике с диагнозом аутизм, как не отходит от него, позволяя даже таскать себя за хвост…

Животные способны вызывать сильные чувства. Им удается вытаскивать своих маленьких хозяев из их внутренней «скорлупы», постепенно делая открытыми для общения и с людьми. Вот еще примеры трогательной дружбы особенных детей и их домашних питомцев:

Фрейзеру Буту (Шотландия, Абердиншир) в полтора года был поставлен диагноз аутизм. Болезнь стала причиной того, что мальчик часто устраивал истерики, плакал, а решение простых бытовых задач вызывало немало трудностей.

Но все изменилось, как только мама принесла из приюта бездомного кота Билли. Фрейзера и Билли стали неразлучны. Если мальчику плохо, кот это чувствует, подходит к нему, мурлычет и обнимает лапой.

Поскольку в семье есть еще один маленький ребенок – 15-месячная девочка, и мама часто занята, Билли стал для Фрейзера настоящей нянькой. Если мальчик играет в саду, кот наблюдает за ним, сидя неподалеку — это всегда действует на Фрейзера успокаивающе. Когда однажды мальчику было плохо и он был сильно расстроен, кот целый день просидел у него на коленях.

Отклонения в поведении Фрейзера постепенно смягчаются. Благодаря общению с котом мальчик стал менее замкнутым, он с интересом реагирует на происходящее вокруг, может разговаривать и играть, как обычный ребенок, его истерики стали более редкими. Конечно, многие вещи все еще оказываются для него сложными, но он уже не так погружен в себя, как раньше. Врачи считают, что если Фрейзер будет так развиваться и дальше, то сможет победить свою болезнь.

У семилетнего Лоркана Диллона (Великобритания, Дэйвиулм) диагноз селективный мутизм — нарушение, заключающееся в молчании, в неспособности разговаривать с другими людьми. Этот редкий синдром встречается у одного ребенка из тысяч. Из-за заболевания мальчик не мог нормально общаться ни с одноклассниками, ни с родителями.

Его мама знала о случаях, когда кошки помогали адаптироваться детям с аутизмом, и решив попробовать хоть как-то разговорить сына и научить выражать эмоции, купила бирманскую кошку по кличке Джесси-Кэт.

У мальчика и кошки возникла сильная эмоциональная связь. Лоркан обнимает и даже целует Джесси-Кэт, к которой очень привязан. Он стал общаться и со своим школьным учителем, которому раньше не мог сказать и слова. И спустя два года после появления в своей жизни четвероногого друга Лоркан может сказать маме или друзьям «Я тебя люблю».

Джесси -Кэт, кошка, с чьей помощью Лоркан постепенно учится общаться с людьми, выдвинута на национальную британскую премию Cats Protection National Cat Awards 2012 в номинации «Лучший друг».

А трогательная история о мальчике по имени Джордж и его пушистом докторе Бене заслуживает отдельного рассказа — ««

Ещё в 18 месяцев врачи поставили маленькому шотландцу Фрейзеру Буту (Fraser Booth) диагноз "аутизм". Сейчас мальчику четыре, но до недавних пор даже решение самых простых задач доставляло немало сложностей. К счастью, Фрейзер не полностью погружен в себя: в отличие от типичных больных-аутистов, он способен воспринимать окружающий мир и играть как здоровый ребенок. Тем не менее, из-за болезни малыш часто устраивал истерики - он мог начать кричать, если его вытаскивали из ванны или выключали телевизор. Как известно, для аутизма характерны трудности во взаимодействии с окружающими людьми, затруднения при выражении и контроле своих эмоций, повторение одних и тех же действий. Конечно, атмосфера в доме была напряжённой, и для того, чтобы немного разрядить её, мать мальчика решила взять из приюта кота по кличке Билли.

С тех пор все кардинально изменилось! Теперь Фрейзер и его питомец буквально неразлучны. Мальчки стал более спокойным, менее замкнутым и всё реже устраивает истерики. Как рассказывает мама ребенка, когда её сын играет в саду, кот все время сидит рядом и следит за своим другом, и это очень успокаивает Фрейзера. Животное каким-то образом чувствует настроение мальчика и помогает ему справляться с ним. Когда Фрейзеру бывает плохо, питомец приходит и буквально обнимает лапами малыша, ласково мурлыча при этом. Однажды, когда мальчик был сильно расстроен, кот весь день просидел у него на коленях. По словам врачей, прогресс в состоянии Фрейзера очевиден. Более того, если так дело пойдет и дальше, то мальчик, возможно, справится со своей болезнью! А ещё кот Билли стал неоценимым помощником для мамы Фрейзера: раньше ей приходилось постоянно следить за сыном, но у нее есть еще один ребёнок – полуторагодовалая дочь, и матери приходилось буквально разрываться между ними. Теперь она уделяет достаточно времени своей дочурке, зная, что рядом с Фрейзером есть надежная няня – кот Билли.

Этот удивительный факт имеет вполне научное объяснение. Французские учёные заявляют, что домашние питомцы действительно помогают адаптироваться к социальным условиям детям, страдающим аутизмом: положительное влиянение на таких малышей, по наблюдениям учёных, оказывают собаки, дельфины и лошади. Как мы видим, то же самое можно сказать и о кошках. Для исследования ученые из Hospital Research Center of Brest (Франция) проанализировали три группы детей в возрасте 4-5 лет. В первой группе малыши никогда не имели питомцев, во второй были дети, с рождения жившие с животными, и в третьей – ребята, у которых любимцы появились спустя несколько лет после рождения. Выяснилось, что дети-аутисты, у которых были домашние животные, более адаптированы к социальной жизни, чем малыши, питомцев не имеющие. Малыши, общающиеся с животными, более близки с членами своей семьи, легче выражают эмоции и контролируют их. Впрочем, по мнению руководителя группы французских учёных Марин Гранжорж, присутствие домашних любимцев полезно и для здоровых детей: это повышает уверенность в себе, ответственность и способность к эмпатии.

Аутизм — это заболевание, в результате которого нарушается контакт человека с внешним миром. Заболевание сложное, но при выявлении в раннем детстве, проявления заболевания удаётся скорректировать. По данным Всемирной Организации Здравоохранения один из 150 детей болен аутизмом. Во всём мире 2 апреля названо Днём информирования о проблеме аутизма.

У мальчиков это расстройство поведения встречается чаще, чем у девочек.

Существуют несколько видов тестов на аутизм. Вот один из них:

Ребёнок не смотрит в глаза или же смотрит, но недолго.

На громкий смех или громкую речь реагирует плачем.

На руках взрослого он или сильно расслаблен или напряжён (то есть не чувствует себя комфортно).

Не жестикулирует своей рукой, а использует руку матери.

К матери проявляет или безразличие или гиперпривязанность.

Часто играет не с игрушками, а с предметами, например, с кастрюлей, с обувью.

Не любит общество других детей.

Существует несколько методик коррекции аутизма. Одной из методик является анималотерапия (то есть лечение с помощью животных) и, в частности, фелинотерапия (лечение с помощью кошек).

Приведу несколько реальных историй о помощи кошек детям – аутистам.

J.Manerling рассказывал о том, что его сын Ричард – аутист, у него не было умственной отсталости, однако в четыре года он ничего не говорил. Однажды отец поехал с Ричардом и его сестрой в приют для животных. На собак Ричард никак не среагировал, а когда проходили мимо кошек, Ричард, который СОВСЕМ НИЧЕГО НЕ ГОВОРИЛ, вдруг показывает на чёрно-белого кота и говорит: «КОТ». В тот же день они забрали этого кота домой, назвали его Клевер. Уже с первого дня Ричард произносил его имя и даже беседовал с ним. Позже в дом взяли ещё одного кота, Ричард назвал его Тигр. Потом в доме появились котята Мелоди и Линус. Ричард закончил школу и поступил в колледж. Благодаря кошкам Ричард имеет друзей. Ричард однажды сказал; «Все кошки аутисты, потому что они как я, смотрят на всё и думают, хотя все считают, что происходящее вокруг безразлично для нас, а говорят лишь тогда, когда есть о чём сказать».Автор этой истории напоследок сказал: «Это благословение, что мы открыли для себя КОШКУ».

Лоркан Диллон. Кошки и дети

Лоркан Диллон в 7 лет совсем не мог говорить. У него не было друзей. Мама купила ему кошку бирманской породы, чтобы ему не было одиноко. Кошку назвали Джесси- Кэт. Лоркан привязался к кошке и проводил с ней всё время. Однажды мать услышала как мальчик разговаривает со своей кошкой, а она мурлычет (до этого он не произносил НИ ОДНОГО СЛОВА).

Фрейзер Бут

Известна история мальчика из Шотландии.

Фрейзер Бут тоже аутист, он часто плакал, хныкал, закатывал истерики по незначительному поводу, например, он мог разрыдаться, когда мама доставала его из ванной. Всё изменилось, когда появился кот Билли.