Мастер – класс для педагогов МДОУ.
Тема: Особенности организации деятельности - детское экспериментирование.
Тоньшева Алла Николаевна – воспитатель МДОУ «Колосок» села Липицы Серпуховского района.Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.
Задачи:
Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Материалы и оборудование: Стаканчики, тазики, картонки чуть больше горловины стаканчика, магниты, небольшие предметы из разных материалов, в том числе из железа, подносы, мыльные пузыри – на каждого участника мастер-класса, тазик с водой, салфетки или полотенца. Куклы: Степашка, Хрюша (или другие сказочные герои).
Участники мастер-класса: Педагоги МДОУ.
Содержание:
1. Определение понятия детское экспериментирование.
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Выводы.
4. Рефлексия.
Ход мастер-класса.
(слайд 1.)
Ведущий пускает мыльные пузыри.
Я пускаю пузыри, как салют летят они.
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.
Ведущий: А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование, ну, что ж уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детское экспериментирование в соответствии с развивающей парадигмой образования.
(слайд 2.)
Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент - это метод исследования некоторого явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
По мнению ряда, ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников.
По определению Н.Н. Подъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.
(слайд 3.)
Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
(слайд 4.)
В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры, предложенной авторскими коллективами Ивановой А.И. и Прохоровой Л.Н.
Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью.
(слайд 5.)
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляю детям поле пробности, например, что бы определить из какого материала Каркуше можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.
Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».
Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности.
(слайд 6.)
Создать мотивацию мне помогают сказочные герои. Ведущий показывает Степашку.
- Степашка: ой-ой, что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть мотивацией.
- Степашка, милый, подожди и мне немного помоги.
(слайд 7.)
Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.
- Степашка: Конечно, помогу и про фокус расскажу.
(слайд 8.)
Вот вчера к нам приходил кот фокусник и показал интересный фокус. Налил в банку воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и…. представляете, картонка не упала и вода не пролилась. Вот здорово. Жалко, что вы этого не видели.
Ведущий: спасибо Степашка, Интересный фокус? Странно, почему не упала картонка? Вы хотите стать фокусниками и попробовать провести такой фокус? Как вы думаете, если мы сделаем все, как описал Степашка, что произойдет?
(слайд 9.)
Этот вопрос помогает нам с детьми выдвинуть предположения.
А использование превращения в фокусников способствует проведению эксперимента в игровой форме.
Какие вы можете выдвинуть предположения?
Ведущий: Дети предполагают, что вода прольется, и тоже с удовольствием соглашаются стать фокусниками и попробовать.
Далее мы учимся планированию, с помощью наводящих вопросов дети описывают какие действия они будут выполнять, планируют ход проведения эксперимента.
Ведущий: (обращаясь к участникам мастер-класса) что вы будете делать, что бы провести фокус?
Ведущий: Ну что ж превращаемся в фокусников и показываем фокус. (Участники мастер-класса выполняют эксперимент).
(слайд 10.)
Ведущий: В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, некоторым я помогаю советами. Идет проверка наших предположений.
По окончании эксперимента дети делают выводы, в случае их затруднения выводы делает воспитатель или делаются совместные выводы.
(слайд 11.)
Какие вы можете сделать выводы по завершении нашего фокуса. «Почему картонка не упала?», а когда под ней взмахнули, картонка упала, и вода с шумом вылилась из стакана?
В некоторых случаях с выводами у детей возникают затруднения, и выводы делала я.
Выводы: мы уже знаем, что воздух везде. Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку прикрывающую целую банку с водой.
Он давит на картонку снизу, а когда мы его прогнали рукой, картонка упала.
(слайд 12.)
Такой эксперимент – фокус развивает у детей любознательность и удивление, а удивление это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.
(слайд 13.)
Чаще мы организуем эксперименты, в которых дети могут сами делать открытия и выводы. «Как из воды сделать значок», «Из какого материала сшить фартук Золушке, что бы она не намочила платье». Или так…
(слайд 14.)
Появляется Хрюша: «Степашка, вот какой мне магнит подарили, он все-все примагничивает, предметы из любых материалов».
- Степашка: «Хрюша, ты ошибаешься, такого быть не может, я не верю».
- Хрюша, Степашка, не надо спорить, может вам спросить у наших гостей, как они думают».
- Степашка: «Помогите, нам разобраться, пожалуйста, все ли магнит притягивает. Ко всему ли он примагничивается?»
(слайд 15.)
Ведущий: Как же нам узнать кто из них прав? Что для этого нужно?
Ведущий: Хрюша смотри, как мы это будем делать. Предлагает участникам взять магниты и провести эксперимент «Примагничивается – не примагничивается».
Так какой мы можем сделать вывод?
В таких экспериментах дети самостоятельно планируют деятельность, находят способы деятельности, делают вывод на основе самостоятельных действий.
(слайд 16.)
Сегодня мы с вами познакомились с тем, что при организации детского экспериментирования важно придерживается следующих условий:
- выбор темы и объекта исследования осуществляется с учетом интересов и жизненного опыта детей;
- необходимо создание мотивации у детей к деятельности
(слайд 17.)
- использование проблемных ситуаций, поля пробности.
- ведение диалога с детьми.
- поощрение выдвижения детьми гипотез.
- осуществлять по мере возможности проверку всех предположений.
и формулировать выводы.
(слайд 18.)
Уважаемые коллеги, проведем рефлексию :
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.
2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.
3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.
(слайд 19.)
Ведущий: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.
Открылся нам сейчас секрет,
Как детский организовать эксперимент.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.
Проведение эксперимента «Сильный воздух» во время мастер-класса для педагогов района.
Объяснение эксперимента «Примагничивает – не примагничивает» во время мастер-класса для педагогов МДОУ.
Литература:
Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М, 1996.
Презентация на тему: Особенности организации деятельности детское экспериментирование
Воспитание экологической компетентности у дошкольников через экспериментальную деятельность
- Обобщение педагогического опыта на тему:
- «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
- В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
- СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”
- © Прохорова Людмила Владимировна
- воспитатель МДОУ детского сада комбинированного вида № 56 «Гусельки», город Тамбов,
- 2010
- создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента.
- сформировать интерес к исследованию природы.
- развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.).
- стимулировать познавательную активность
- и любознательность ребенка.
- активизировать восприятие учебного мате-риала по ознакомлению с природными явлениями.
- Формирование у детей представления о явлениях неживой природы.
- Расширение представлений детей о фи-зических свойствах окружающего мира
- Знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, и др.).
- Формирование опыта выполнения пра-вил техники безопасности при проведе-нии экспериментов.
- Цель : развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объек-тами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира
- Задачи :
- 1) развитие мыслительных процессов;
- 2) развитие мыслительных операций;
- 3) освоение методов познания;
- 4) развитие причинно-следственных связей и отношений
- Содержание : информация об объектах и явлениях, предметах
- Мотив : познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В стар-шем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
- Средства : язык, речь, поисковые действия
- Формы : элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
- Условия : постепенное усложнение, организация условий для самостоя-тельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций составляющие целый спектр психических новообразований.
- Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской рабо-ты, новые знания и умения
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
- Упражнения на развитие внимания, памяти, логичес-кого мышления (могут быть организованы до заня-тия)
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размеще-ние детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментиру-ющих ход и результаты совместной деятельности де-тей в группах.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
- экспериментирование с песком
- сентябрь 1. «Песчаный конус»
- 2. «Свойства мокрого
- песка»
- октябрь
- 1.«Волшебный материал»
- 2. «Где вода?»
- ноябрь 1. «Ветер»
- 2.«Своды и тоннели»
- декабрь 1. «Песочные часы»
- Экспериментирование с воздухом
- декабрь 2. «Поиск воздуха»
- январь 1. «Живая змейка»
- 2. «Реактивный шарик»
- февраль 1. «Подводная лодка»
- 2. «Сухой из воды»
- март 1.«Свеча в банке»
- апрель 1. «Почему не выливается?
- развитие первичных естественнонаучных представлений;
- наблюдательности;
- любознательности;
- активности;
- мыслительных опера-ций (анализ, сравне-ние, обобщение, клас-сификация, наблюде -ние);
- формирование умений комплексно обследо -вать предмет.
- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
- место для приборов
- место для хранения материалов (природного, "бросового")
- место для проведения опытов
- место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
- эксперимент
- математика
- развитие речи
- музыка
- чтение
- Применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности;
- исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать про-блемы, анализировать объект или явление, выделять сущест-венные признаки и связи, сопос-тавлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и мате-риалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей раз-личными терминами, закрепление умения грамматически пра-вильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (появление инициативы, самосто-
- ятельности, умения сотрудничать с другими, потребности от-
- стаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д;
- знания детей о неживой природе.
- Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной, не по делу, не вовремя.
- Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, рисует узорчик и т.д.). Помогите организовать эту деятельность (купите книги на эту тему, поищите информацию в Интернете и т.д.), только не переусердствуйте. Если вы с уважением отнесетесь к тому, что интересует его, он скорее уважит ваши требования.
- Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите быстрых результатов.
- Будьте терпимы к ошибкам ребенка.
- Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как нам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.
- Наблюдайте за ребенком, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
- Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы…» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда Вы делаете то, что умете, но и когда ошибаетесь. Совершенный родитель для ребенка – недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.
- Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки. Для ребенка важно, что то, что он делает ценится родителями.
- Н.Н. Зубкова «Научные ответы на детские «почему». Ответы и эксперименты для детей от 5 до 9 лет»., Изд.Речь, 2007.
- Н.Н. Зубкова « Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет». », Изд.Речь, 2007.
- Н.Н. Зубкова «Пять тысяч- где, семь тысяч- почему. Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет»., Изд.Речь, 2007.
- Сенчански Томислав «Ставим опыты» 1,2., Изд. Урал ЛТД.
- Джон Кларк, Клинт Пэнг. Энциклопедия. Окружающего мира., Изд. «Махаон», 2000.
- Л.Я, Гальпершнейн. Моя первая энциклопедия., Научно - по- полярное издание для детей, 2005.
- 1.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М.:Сфера,2004
- 2.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское эксперимен-тирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003
- 3.Организация экспериментальной деятельности до-школьников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
- 4.Поддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процес-се экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4
- 5.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001
- 1.http://www.pedagog.kamardin.com
- 2.http://revolution.allbest.ru
- 3.http://vospitatel.resobr.ru
- 4.http://www.ug.ru учительская газета
- 5.http://www/ doshvozrast.ru
- 6.http://school.edu.ru
- 7.http://www.edu.ru
- БЛАГОДАРЮ
- ЗА ВНИМАНИЕ!
Уважаемые коллеги
Вашему вниманию предлагается доклад-презентация на тему «Детское экспериментирование в детском саду»
Актуальность детского экспериментирования состоит в том, что современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому. В наши дни существует реальная проблема современных детей – замена реальной природы виртуальной. Ребенок все больше времени проводит за компьютером, видеомагнитофоном, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, все хорошо в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Современные городские дети нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая и чужая.
Отсюда можно сделать вывод словами Ян Амоса Каменского, который писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобрели знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах» . Эта идея приобретает особое значение в наши дни.
Поэтому детское экспериментирование в мини - лаборатории имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Данной проблемой занимались многие ученые.
Ребенок по своей природе – исследователь мира
[Н. Н. Поддьяков] .
«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» . К.Е. Тимирязев
Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и т. п.
Обучение детей экспериментированию необходимо начинать с насыщения развивающей среды:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, разнообразные сосуды
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл) , мерные ложки, резиновые груши
- прочие материалы: воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, насос, фен, весы, трубочки, веера, мыльные пузыри.
Это обязательно заинтересует детей
В моей работе была подобрана серия опытов с неживой природой: «Свойства воздуха» , «Свойства воды» , Свойства песка», «Сухой из воды» , «Подводная лодка» , «Реактивный шарик» . Во время проведения опытов дети высказывали свои предположения о том, что может случиться, если надуть шарик…, или как стакан поднять со дна…, дети вступали в споры друг с другом, мнения у детей расходились, и только демонстрация опыта подтверждала правильность того или иного предположения.
Очень интересно проходил опыт с воздухом «Подводная лодка» , мы предложили детям вопрос: «Почему подводные лодки не тонут?» . Дети предположили, что так сделаны, что могут плавать. Тогда мы предложили детям порассуждать на тему: как будет себя вести шарик пластилина, если его опустить в банку с водой. Дети пришли к выводу, что в подводных лодках есть воздух, и он держит ее на плаву, затем мы рассмотрели устройство подводной лодки и рыб, определили место хранения запасов воздуха. Так мы в этом эксперименте смогли активизировать интерес и показать детям свойства воздуха. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему.
Для тех детей, которые болели или по какой то причине непосещали детский сад предлагалось родителям дома проделать необходимые опыты.
В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению. Постепенно у детей формируется способность к самостоятельному формулированию поисковых задач.
Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:
- Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, тепло травке под снегом или нет) .
- С целью большей наглядности следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный (например, одни посевы овса поливать, другие - нет) .
- Обязательное руководство опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.
- Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.
- При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.
Целесообразнее всего опытническую деятельность организовывать с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени у дошкольников уже будет накоплен определенный информационный багаж, они научатся сопоставлять факты, информацию природоведческого содержания, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Однако несомненно, что к опытнической деятельности детей необходимо готовить. Подготовка осуществляется на этапе младшего и среднего дошкольного возраста путем проведения различных исследовательских занятий с детьми.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие любознательности, познавательной и творческой активности, каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм экспериментальной, исследовательской деятельности.
Дети проявили интерес, любознательность, желание заниматься экспериментирование, это подтверждает утверждение Н.Н. Поддьякова о том что «Ребенок по своей природе – исследователь мира» .
На основании проводимой работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой дети могут проявить свои знания.
Детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности и форм экологических знаний.
« Опытно-экспериментальная деятельность»
Творческое название проекта «Лаборатория
любознательных
утят»
Подготовила:
Мицель А. Ф.
воспитатель группы № 1
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/5/51591e29e6a53d997304c45f6927a4dc2e6fd554/img1.jpg)
Актуальность проекта
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/5/51591e29e6a53d997304c45f6927a4dc2e6fd554/img2.jpg)
Цель проекта:
- выявить необходимость применения опытно – экспериментальной деятельности детей в процессе их познавательного развития.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/5/51591e29e6a53d997304c45f6927a4dc2e6fd554/img3.jpg)
Задачи проекта:
- Создать оптимальные условия для воспитания экологической культуры.
- Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
- Расширить перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
- Поддерживать у детей инициативы, пытливости, критичности, самостоятельности.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/5/51591e29e6a53d997304c45f6927a4dc2e6fd554/img4.jpg)
Направления опытно-экспериментальной деятельности:
- Живая природа: (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде).
Неживая природа: (воздух, вода, цвет и др.).
Человек: (функционирование организма, рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/5/51591e29e6a53d997304c45f6927a4dc2e6fd554/img5.jpg)
Основополагающий вопрос
Как познакомить детей с
неживой природой?
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/5/51591e29e6a53d997304c45f6927a4dc2e6fd554/img6.jpg)
Ожидаемые результаты:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/5/51591e29e6a53d997304c45f6927a4dc2e6fd554/img7.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/5/51591e29e6a53d997304c45f6927a4dc2e6fd554/img8.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/5/51591e29e6a53d997304c45f6927a4dc2e6fd554/img9.jpg)
Оборудование опытно-экспериментальной деятельности
Приборы-помощники: лупы, магниты, разнообразные сосуды из разных материалов
природный материал: камешки, песок, листья, шишки, мох и др.
утилизированный материал: проволока, кусочки меха, ткани, пробки и др.
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/5/51591e29e6a53d997304c45f6927a4dc2e6fd554/img10.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/5/51591e29e6a53d997304c45f6927a4dc2e6fd554/img11.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/5/51591e29e6a53d997304c45f6927a4dc2e6fd554/img12.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/5/51591e29e6a53d997304c45f6927a4dc2e6fd554/img13.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/5/51591e29e6a53d997304c45f6927a4dc2e6fd554/img14.jpg)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/5/51591e29e6a53d997304c45f6927a4dc2e6fd554/img15.jpg)
Советы
для родителей
« Как помочь маленькому исследователю»
Работа с родителями
- Памятка для родителей
«экспериментирование с водой» и
- консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/5/51591e29e6a53d997304c45f6927a4dc2e6fd554/img16.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/5/1/5/51591e29e6a53d997304c45f6927a4dc2e6fd554/img17.jpg)
Основная цель моей работы: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Экспериментирование и детская исследовательская деятельность - эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
«Организация опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» Воспитатель МБДОУ «ЦРР - детский сад №50» Шишкина Т.Е. ВКК стаж работы - 15 лет
Пути эффективного развития познавательно-исследовательской деятельности ребенка: Основной формой работы с детьми и ведущим видам деятельности для них должна быть игра. Обучающий процесс через игру организован так, что ребенок является активным участником, а не пассивным наблюдателем. Предметно-игровая среда в детском саду должна служить зоной опережающего развития детей. Педагогам необходимо повышать профессиональные умения в организации воспитательно-образовательного процесса и создании педагогами таких условий обучения, где ребенок будет активным участником, а не пассивным слушателем. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе. Экспериментирование и детская исследовательская деятельность - эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности. Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы детских садов.
Основная цель нашей работы: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности. Задачи: Познавательные: расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей; формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов. Развивающие: развитие стремления к поисково-познавательной деятельности; способствование овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развитие мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы; создание предпосылок формирования практических и умственных действий. Воспитательные: воспитание интереса к познанию окружающего мира; стимулирование желания детей экспериментировать; формирование коммуникативных навыков.
Детская лаборатория
1) место для постоянной выставки, где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); 2) место для приборов; 3) место для хранения материалов (природного, "бросового"); 4) место для проведения опытов; 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Распределение объектов в нашей лаборатории
ОПЫТ С ВОДОЙ Вторая младшая группа
Посадка лука Средняя группа
результат
Наблюдение на прогулке
Наблюдение на прогулке Тонет – не тонет Кто это?
Вы слыхали о воде… Мастер-класс Воспитатель года старшая группа
Оптимальные условия для экспериментально-исследовательской работы детей Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, содержащим опыты, эксперименты, исследования, наблюдения. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды. Создание в группе уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные с воспитателем опыты самостоятельно в свободное время. Использование уголка природы и огорода на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями. Обучение ребенка постановке вопроса и составление плана исследовательской работы, создание зарисовок, схем в процессе исследовательской деятельности. Обучение ребенка наблюдению за изменениями, сопоставлению результатов, сравнению, анализу, умению делать выводы, обобщать. Разработка методов стимулирования и поощрения детей - активных исследователей. Привлечение родителей к исследовательским проектам.
Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями: Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо. Не сдерживайте инициативы детей. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться. Избегайте прямых инструкций ребенку. Не спешите с вынесением оценочных суждений. Помогайте учиться управлять процессом мышления. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своим замыслом или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи.
Работа с родителями Анкетирование Наша газета
Анкетирование родителей по вопросам детского экспериментирования Цель: выявить отношение родителей по вопросам детского экспериментирования. Вопросы: Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то с какой целью? Как вы относитесь к приобщению детей к природе через детское экспериментирование? Какие опыты вы проводили с ребенком дома? Нуждаетесь ли вы в пополнении знаний по детскому экспериментированию? Ваши предложения по организации детского экспериментирования в детском саду?
Работа с родителями мастер-класс
«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». П. П. Блонский. Спасибо за внимание.
Компот из вишни на зиму в банках (8 рецептов)
Компот из облепихи: вкусный защитник здоровья вашего ребенка Можно ли делать компот из облепихи
К чему снится салат из овощей: разбираемся в сновидении
Мифы о сотворении мира египетская мифология
Выручка в зарубежных странах