Русские народные сказки. Русские народные волшебные сказки

  • Дата: 20.09.2019

Цели урока:

    Познакомить с особенностями сказок Д.Н.Мамина-Сибиряка.

    Развитие умений анализировать произведения, навыки выразительного, осознанного чтения.

    Воспитывать положительные жизненные позиции, веру в лучшее, добро.

Оборудование: портрет Д.Н.Мамина-Сибиряка, выставка книг, схема анализа литературной сказки.

Литература: Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Ход урока

1. Создание ситуации успеха.

2. Ориентировочно-мотивационный этап-10 минут.

Задание 1.

Путешествуя в мир сказок, мы познакомились с русским народными и литературными сказками.

– В чем их сходство и чем они различаются?

Задание 2.

– С какими литературными сказками мы познакомились и кто их автор?

– Расскажите о творчестве писателя-сказочника П.П.Ершова.

3. Операционально-исполнительский этап – 30 минут.

Постановка проблемы.

– В жанре литературной сказки работали многие писатели и поэты. Одним из таких мастеров слова, является Д.Н.Мамин-Сибиряк. Начал работать он в этом жанре не случайно. Его заставила жизнь. В 1892 году у писателя умирает жена. И он остается с больной дочкой на руках. Девочку ждала трудная судьба: мама умерла, отец немолод, а серьезная болезнь мешала рассчитывать на благополучный удел. Отцу предстояло подготовить дочку к жизни, к ее суровым сторонам, а главное– научить ребенка любить жизнь.

Какие же сказки создал писатель? Про кого они? Какова тема сказок?

Сегодня на уроке нам это предстоит выяснить, и сделать вывод, в чем же заключается особенность сказок Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Конечно же, чтобы иметь полное представление о его сказках необходимо прочитать несколько прекрасных сказок Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Поэтому, чтобы работа была плодотворной, деятельность организуем в группах. Каждой группе будет дана сказка и схема анализа.

Задание (групповая работа)

Проанализировать “Сказочку про Козявочку” – 1 группа

Анализ “Сказки про Воробья Воробеича” – 2 группа

Анализ “Сказки про Комара Комаровича” – 3 группа

Анализ “Сказки про храброго зайца” – 4группа

Анализ сказки “Серая шейка” – 5 группа

Выступление творческой группы

Задание 1

– Что же составляет сюжет сказки?

Основу сюжета сказки составляет рождение Козявочки и ее столкновение с препятствиями, опасностями (шмель, червячок, лягушки). Финал сказки – смерть Козявочки, засыпание до следующей весны.

Задание 2

  • Какова композиция сказки?

Сказка состоит из трех частей:

1 – рождение Козявочки и ее взгляд на мир в этот момент.

2 – изменение мировоззрения Козявочки из-за произошедших с ней событий.

3 – конец жизни Козявочки. Анализ событий, произошедших с нею в жизни.

Задание 3

  • Есть ли волшебные явления, предметы?

Волшебством является то, что все животные разговаривают.

Задание 4

  • Дайте характеристику героям сказки.

Козявочка (мелкое насекомое). Сначала легкомысленна, но по ходу сюжета сказки встречается с некоторыми препятствиями, которые меняют ее характер – заставляют приспосабливаться к жизни, привыкать к трудностям, успешно преодолевать их.

Цветочек – добрый, помогает Козявочке при рождении, накормил ее.

Шмель – сердитый, грозный, грубый, первый отрицательный герой, с которым столкнулась Козявочка.

Червячок – серьезный, строгий, считающий, что все принадлежит ему: и травка, и цветочки.

Другие козявочки – легкомысленные, как и Козявочка.

Воробьи, рыбки, лягушки показаны в сказке как враги, препятствующие жизни Козявочек.

Задание 5

  • Какова же тема сказки?

Невозможно переделать мир, невозможно изменить себя и свое отношение к окружающему ради своего же блага. Не нужно злиться на мир, стоит реально оценивать свои возможности и надеяться на лучшее, свято верить в справедливость, добро.

Задание 6

  • Расскажите о художественных особенностях сказки.

– наличие глаголов в начале предложения придают повествованию движение, быстроту действия: “Как родилась Козявочка…Расправила Козявочка свои крылышки, потерла тонкие ножки одна о другую, посмотрела кругом. Поиграла Козявочка, повеселилась и присела отдохнуть не болотную осоку”.

– наличие повторов в сказке:

Небо синее-синее; хорошо, хорошо! Добрый-то добрый.

– наличие разговорной лексики: – Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон!

– использование уменьшительно-ласкательных суффиксов: Козявочка, червячок, цветочек, солнышко, травка.

Задание 7

  • О чем узнают дети, прочитав сказку, раскройте познавательный момент.

Из сказки дети узнают о жизни насекомых, чем они питаются, о том, что насекомыми питаются птицы (воробей), земноводные и рыбы.

Задание 8

  • Чему учит детей эта сказка?

Ребенку предлагается взглянуть на мир глазами Козявочки, чтобы обрести истинное человеческое мировоззрение. Не все в мире просто, как кажется, иногда окружающее может показаться сложным и жестоким, но не стоит огорчаться – нужно лишь найти сой подход к каждой ситуации, подход, соответствующий нормам поведения, законам добра, справедливости.

(Аналогично отчитываются другие группы)

Самооценка

4. Рефлексивно-оценочный этап – 5 минут

Итак, какие же особенности имеют сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка?

1. Герои сказок – муха, Козявочка, комар, заяц – подчеркнуто малы, слабы, незаметны, но все действие наплавлено к их победе.

2. Основные темы сказок:

– Слабые одерживают верх над сильными.
– Незаметные обретают свое место в жизни.
– Невозможно переделать мир в угоду себе, но можно изменить себя и свое отношение к окружающему ради своего же блага.
– Сила духа важнее силы физической.

3. Действие, сюжеты строятся на забавных, веселых происшествиях.

4. Описание природы занимает незначительное место. Зарисовки кратки, но очень выразительны.

5. Сказки познавательны. Очеловечивание персонажей помогает ребенку живее и ярче представить ребенку характерные свойства животных, их жизнь.

6. Художественные особенности: наличие глаголов в начале предложения придают повествованию особый ритм, динамику, наличие повторов, разговорной лексики.

Вывод: Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка – своеобразный способ разговора взрослого с ребенком о жизненно-важных вещах. Ребенку предлагается взглянуть на мир глазами козявочки, мухи, собаки, утки, чтобы обрести истинно человеческое мировоззрение.

Самооценка.

  • Задание на дом.

Приготовить занимательный материал по сказкам Д.Н.Мамина-Сибиряка.


Вы заглянули в категорию сайта Русские народные сказки . Здесь вы найдёте полный список русских сказок из русского фольклора. Давно известные и горячо любимые персонажи народных сказок встретят здесь вас с радостью, и в который раз расскажут вам о своих интересных и занимательных приключениях.

Русские народные сказки делятся на такие группы:

Сказки о животных;

Волшебные сказки;

Бытовые сказки.

Герои народных сказок русских часто представлены в лице животных. Так волк всегда отображал жадного и злого, лиса хитрого и смекалистого, медведь сильного и доброго, а заяц слабого и трусливого человека. Но мораль этих историй заключалась в том, что не стоит вешать ярмо даже на самого злого героя, ведь всегда может встретиться трусливый заяц, который сможет обхитрить лису и победить волка.

Include("content.html"); ?>

Русская народная сказка играет и воспитательную роль. Добро и зло чётко разграничено и даёт чёткий ответ на конкретную ситуацию. Например, Колобок, который убежал из дома, считал себя самостоятельным и храбрым, но на пути у него попалась хитрая лисица. Ребёнок, даже самый маленький, сделает для себя вывод, что ведь на месте колобка мог бы оказаться и он.

Русская народная сказка подойдёт даже для самых маленьких деток. И по мере взросления ребёнка всегда найдётся подходящая поучительная русская сказка, которая сможет дать подсказку или даже ответ на вопрос, который ребёнок ещё не может решить сам.

Благодаря красоте русской речи русские народные сказки читать одно удовольствие. В них хранится и народная мудрость и лёгкий юмор, которые умело переплетаются в сюжете каждой сказки. Читать сказки детям очень полезно, так как это хорошо пополняет словарный запас ребёнка и помогает ему в дальнейшем правильно и чётко формировать свои мысли.

Нет сомнения, что русские сказки позволят окунуться и взрослым в мир детства и волшебных фантазий на много счастливых минут. Сказка на крыльях волшебной жар-птицы унесёт в воображаемый мир и не раз заставит оторваться от повседневных проблем. Все сказки представлены для ознакомления абсолютно бесплатно.

Русские народные сказки читать

На протяжении многих лет являлась история о чародее по имени Оле-Лукойе. Краткое содержание, к сожалению, не может передать всей той полноты и красоты данного произведения. Но если вы все еще не знакомы с этим литературным шедевром, то обязательно прочтите нашу статью, а потом непременно переходите к ознакомлению с самой сказкой, которую написал в далеком XIX веке великий детский писатель Г. Х. Андерсен.

Небольшое вступление

И взрослый, и ребенок знает, что нет в мире лучшего сказочника, чем старичок Оле-Лукойе. Краткое содержание сказки начнем с того, что чародей укладывает в постельки каждого ребенка в мире. Но прежде чем сделать это, он внимательно следит за малышом. Если в течение дня он вел себя хорошо, то и сны его будут красивыми и яркими. Детям, которые вредничали, не приснится ничего. Именно для этого маленький волшебник всегда носит с собой два зонтика: один цветной, предназначенный для послушных ребятишек, второй же - обыкновенный черный зонт, который дарит только темноту во сне.

Сказка «Оле-Лукойе»: краткое содержание

Когда ребенок засыпает, добрый старичок начинает нашептывать свои занимательные и поучительные истории. Произведение содержит 7 чудесных рассказов - 7 снов, которые видел маленький мальчик на протяжении недели. Начнем с понедельника, когда чародей впервые пришел к Яльмару. В его первом сне комната преобразилась в пышный сад, наполненный вкусностями и пряностями. Цветы стали деревьями, на которых росли ягоды-конфеты, плюшки и пончики. Но весь этот рай померк в силу того, что школьные принадлежности Яльмара начали стонать. В этом сновидении волшебник Оле показал малышу, что его пропись никуда не годится, а задачи по математики требуют решения.

Зачарованное путешествие

На следующий день, во вторник, лишь только ребенок улегся в постель, снова пришел Оле-Лукойе. Краткое содержание сказки повествует о том, как Яльмар совершил удивительное путешествие во сне. Сначала в комнате мальчика ожили все предметы: мебель, сувениры и книги, и даже картины. В одну из них и попал наш маленький герой. Благодаря Оле он ступил на нарисованную зеленую траву и отправился в плаванье на маленькой лодке по тихой лесной реке. Там он повстречал прекрасную принцессу, которая, к сожалению, не смогла разделить с ним свою любовь.

Три магических сна

В среду Яльмар с нетерпением ждал вечера, когда к нему снова придет Оле-Лукойе. Краткое содержание нового сна заключается в фантастическом путешествии на летающем корабле. Мальчик отправился в неведомые страны и познакомился там с новыми животными, которые поведали ему свои тайны. В четверг Яльмар был удостоен чести поприсутствовать на мышиной свадьбе в одном из красивейших подвалов собственного дома. А в пятницу он также попал на церемонию обручения, однако теперь - в зачарованный домик собственных игрушек.

Самые мудрые повести

В субботу волшебник Оле не смог рассказать Яльмару новую историю, поэтому сон его унес в одну из китайских семей. Там малыш познакомился с традициями этого народа. Ну а в воскресенье Оле Лукойе развлек мальчика сказкой о пяти горошинах в одном стручке, которую, конечно же, знает каждый из нас.

Вот такое занимательное и очень красивое произведение написал Г. Х. Андерсен - «Оле-Лукойе»! Краткое содержание дает возможность понять, что сказка будет интересна не только детишкам, но и каждому человеку, независимо от возраста.

Это повесть о сказочных коротышках, которые живут в Цветочном городе. Главный герой сказки - Незнайка, он постоянно проказничает, и поэтому обижает окружающих, как многие мальчишки.

Во время чтения я познакомилась со знаменитыми мастерами Винтиком и Шпунтиком, а так же с доктором Пилюлькиным и другими жителями этой сказочной страны. В конце сказки я поняла, что Незнайке стало стыдно за все его проделки. Читая эту книгу я огорчалась и радовалась вместе с ее героями. Советую всем прочитать ее.

"Приключения Буратино" Алексея Толстого

История о том, как Папа Карло вырезал из полена куклу- мальчика с длинным носом и назвал его Буратино. Непослушный мальчишка попадает вместо школы в театр, встречается с новыми друзьями-куклами: Мальвиной и Пьеро. В сказке героям придется пройти немало испытаний. Но все закончилось хорошо, потому что они помогали друг другу. Куклы смогли спастись от злого Карабаса Барабаса, хитрой лисы Алисы и кота Базилио. Вот бы все мальчики были такие смелые как Буратино, а ещё мне понравилось в этой сказке как куклы дорожат дружбой и всегда друг друга выручают.
Ссылка на изображение . "Мозаика слов" сделана в электронном сервисе ImageChef.

Александр Волков "Волшебник Изумрудного города".

Эта книжка была то немного страшная, то весёлая. Мой самый любимый герой - Страшила. Он очень смешной и всегда задавал смешные вопросы. Элли справлялась со всеми трудностями, потому что рядом были друзья. И эта книга - как раз о дружбе, о том, что друг может тебе помочь в любой момент. Закончилась книга очень хорошо! Элли вернулась домой, лев стал королём зверей и всё у всех прекрасно.

Ссылка на изображение

Эдуард Успенский "Крокодил Гена и его друзья"

Крокодил Гена работал в зоопарке крокодилом. Но вечером, после закрытия зоопарка, у него оставалась масса свободного времени. Печально в самом расцвете сил в одиночестве смотреть телевизор или читать газету. И Гена решил найти себе друзей по объявлению. Самое удивительное, что в городе оказалось много людей и зверей, которые хотели бы дружить с крокодилом.Правда, никто из них не знал, как правильно это делать.И тогда они придумали общее дело. Решили построить Дом дружбы. И работа закипела! Очень интересно было читать эту весёлую сказку и узнавать всё больше и больше про Гену. Я бы тоже хотела такого друга как Чебурашка....

Сергей Козлов "Ежик в тумане".

Ёжик заблудился в тумане. Ведь он такой маленький. Ему было страшно, и я переживала, сможет ли ёжик выбраться и прийти в гости к другу Медвежонку. Когда друзья встретились, я радовалась вместе с ними. Мне понравилось, что герои сказки протирают по вечерам звезды, чтоб никто не заблудился.

"Королевство кривых зеркал" Виталия Губарева

Сказочная повесть о девочке Оле, которой посчастливилось пройти сквозь зеркало в волшебную страну и увидеть себя со стороны. Капризная Оля познакомилась со своим отражением девочкой Яло, воплотившей все её недостатки. Мне понравились необычные приключения девочек, они были очень дружные, помогали друг другу, и Оля поняла, как плохо она себя вела, обижала бабушку и постоянно ленилась. Приключения в Королевстве кривых зеркал помогли Оле стать лучше.

Ссылка на изображение

Валентин Катаев "Цветик-семицветик"


В сказке рассказывается о девочке Жене, которая однажды прожила очень необыкновенный день. Женя по просьбе мамы пошла в магазин за бубликами, но по дороге все бублики съела собака и Женя за ней погналась. Потом Женя остановилась, и поняла, что заблудилась. Здесь ей помогла добрая старушка, которая подарила ей волшебный цветок с 7 лепестками разного цвета. Этот цветок мог выполнять желание. Женя сначала поигралась с 6 лепестками, придумывая разные желания: вернуться домой с бубликами, сделать целой разбитую мамину вазу, слетать на Северный полюс и возвратиться оттуда, собрать все игрушки мира, а потом вернуть их в магазины. И лишь седьмой лепесток помог мальчику Вите, с которым Женя познакомилась во дворе. Женя обрадовалась и поняла, что это и было самое правильное желание. Ведь с его помощью Женя нашла нового друга! Я рада что девочка всё же поняла что главнее и дороже в жизни. Теперь и я не буду настаивать на глупостях... Ссылка на изображение



"Мороз Иванович" - сказка Владимира Одоевского о двух девочках: Рукодельнице и Ленивице. Одоевский по - своему пересказал народную сказку "Морозко".

Уронила как-то раз Рукодельница ведёрко в колодец и спустилась за ним, а там чудеса! Печка с румяным пирожком, яблонька с золотистыми яблочками и добрый дедушка Мороз Иванович. Помогла ему девочка и за свои старания получила награду, да ещё и много чего интересного успела узнать у дедушки Мороза. Позавидовала ей Ленивица, спустилась в колодец, а работать - то не умела, вот и получила по заслугам. Мне было смешно читать про Ленивицу - так ей и надо. А вот Рукодельница мне понравилась - заботливая, трудолюбивая и добрая...

Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Старик - рыбак однажды поймал золотую рыбку. Говорила рыбка с ним человеческим языком и обещала выполнить его желания. Пришлось рыбке выполнить наказы жадной старухи. Так появилось у старухи новое корыто, изба, но ей всё было мало... Она просила всё больше и больше... В итоге старуха осталась ни с чем. В этой сказке мне было очень жалко старика, он всё делал для старухи, а она не ценила. Старуха мне противна, она жадная и злая...

"12 месяцев" Самуила Маршака .

История о работящей девочке, живущей с мачехой и её ленивой дочерью. Девочку отправляют в холодный, зимний лес за подснежниками и велят с пустыми руками не возвращаться. В лесу ей встречаются все 12 месяцев в облике людей, решивших помочь замерзшей девочке. Вернувшись, девочка не получает одобрения мачехи – сварливая женщина недовольна, ведь можно было попросить гораздо больше. Отправив родную дочь на поиски двенадцати месяцев, она даже не догадывается, что та слишком ленива и глупа, чтобы вернуться из волшебного леса…


Сказка "Аленький цветочек" Аксакова - история о Красавице и Чудовище. Любимая дочь попросила у отца-купца привезти ей Аленький цветочек, но оказалось, что самый красивый цветок рос в саду у чудовища. Отец сорвал цветочек и был вынужден отправить свою дочь жить к этому зверю. Девушка привязалась к чудовищу, своей любовью рассеяла магические чары и оказалось, что чудовище - это прекрасный принц... Какая же молодец в этой сказке девушка - заботливая, нежная. Я сначала за неё переживала, вдруг её чудище обидит, но потом мне стало спокойно, ведь они полюбили друг друга.


Сказка "Федорино горе" Корнея Чуковского – это горе бедной бабушки, от которой сбежала вся посуда и все кухонные принадлежности. А почему? Так ведь бабушка была неряхой: посуду не мыла, пыль не протирала и небрежно относилась ко всей столовой утвари. Вот вся посуда и сбежала в лес, но раскаялась бабушка Федора, догнала бедняжек и пообещала им исправиться. Такая смешная Федора в этой сказке. Молодец посуда и все все все, что они решили проучить её...

Еще одна сказкаКорнея Чуковского "Мойдодыр" . История такова: внезапно от мальчика начинают убегать его вещи. Тут появляется умывальник Мойдодыр и поясняет малышу, что всё из-за его неряшливости. Мальчик ведь грязнуля! Мойдодыр помогает мальчику, он приказывает и щеткам и мочалкам и мылу умыть мальчика, но то не слушается и убегает. На улице встречается крокодил, который грозиться съесть ребенка, если тот не умоется, поэтому мальчик возвращается к Мойдодыру…

"Муха-Цокотуха" Чуковского рассказывает о бедной мухе, которую схватил страшный паук, а все друзья цокотухи отказались ей помогать. Один только бесстрашный комарик вызволил муху из беды. Муху-Цокотуху Чуковский написал за один день, и эта сказка немного отличается от других его произведений. Удивительно, но автор не осуждает поведение друзей мухи, которые сами забоялись паука и не захотели ей помогать.

Русское народное творчество очень богато и разнообразно. Существуют сотни различных русских народных сказок, притч, примет, песен и т. д. Главное богатство - это наши дети. Это известно издавна. Именно поэтому в русском фольклоре собрано столько поучительных произведений, из которых ребенок сможет познать вечные ценности, правильные жизненные принципы и приоритеты. Одной из самых любимых и популярных является сказка "Зайкина избушка", которая рассказывает о честности, взаимопомощи и настоящей дружбе.

Автор и оригинальный текст

Сказка "Зайкина избушка" считается русской народной сказкой, и подлинный ее автор неизвестен. Впрочем, как и оригинальный текст этого произведения. Сейчас его практически невозможно найти. В интернете существуют уже десятки различных интерпретаций данной сказки. Отличается один вариант от другого некардинально, но все же они разняться. Да и помимо интернета, передавая текст русской народной сказки из уст в уста, сохранить точный дословный текст довольно сложно. Поэтому произведение претерпело небольшие изменения как в составе персонажей, так и в самом сюжете.

Персонажи

Герои сказка "Зайкина избушка" - это разнообразные животные. Главными персонажами выступают Лиса, Заяц и Петух. Даже название этой русской народной сказки имеет несколько вариантов. Эту сказку еще можно отыскать под названием "Лиса и Заяц" или "Заяц, Лиса и Петух". Помимо этих центральных персонажей, в произведении присутствуют Волк, Медведь, Бык, Козел и Собака. Следует обратить внимания, что главные герои не меняются. Именно на их образе строится повествование. Второстепенные герои-животные взаимозаменяемы и не играют особо важной роли. В любой из существующих версий этой русской народной сказки рассказывается о 5-6 персонажах. Из них 3 центральных и ещё 2-3 второстепенных героя.

Интерпретации сказки

Сказка "Зайкина избушка" сегодня настолько популярна и считается поучительной, что на ее основе написаны пьесы для детей, посещающих детский сад и начальную школу. В 1973 году был выпущен первый мультфильм на основе текста сказки. Произведение носит название "Лиса и Заяц". Сейчас существует больше десятка различных видео-вариаций по тексту этой сказки. Также можно найти один из вариантов текста произведения, положенного на стихи. Что очень хорошо для маленьких детей. Ведь стих запомнить и выучить гораздо легче и интереснее, чем обычный текст.

В сказке "Зайкина избушка" рассказывается поучительная история о добре и зле. Жили когда-то Заяц и Лиса по соседству. У каждого из героев был свой собственный дом, у Лисы - хижина изо льда, а у Зайца - лубяная. Во время зимы плутовка подшучивала над косым, расхваливая свое жилище. Но пришла весна, начало греть солнышко, растаял снег, как и домик Лисы. Она при помощи хитрости выманила Зайца из его хижины, и заняла ее, выгнав Зайца навсегда.

Косой был очень расстроен и, гуляя по лесу, на своем пути встречает поочередно Волка, Медведя и Быка. Каждое из животных сочувствует Зайцу и вызывается помочь вернуть обратно его дом. Но ни у кого это не удается. Лиса оказывается умнее их. После трех неудачных попыток вернуть свой дом Заяц на своем пути встречает Петуха, который тоже решает ему помочь. Что же из этого вышло? Как ни пытался Заяц отговорить Петуха помогать ему, тот был упрямее, и оказался абсолютно прав. Ему удалось выманить Лису из избушки и припугнуть ее косой. Она убежала и не возвращалась больше. А Заяц и Петух подружились и стали жить вместе в лубяной избушке.

Нетрудно разобраться, кто из персонажей - добро, а кто - зло. Малыши очень любят эту сказку. Она учит их не завидовать, помогать другу в беде и оценивать по достоинству окружающих. И как всегда бывает в добрых детских сказках, добро победило зло.