Урокна тему "Творческие судьбы В. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Элегии «Море», «Невыразимое», как поэтический манифест Жуковского. В. А. Жуковский. Стихотворения «Море», «Невыразимое

  • Дата: 21.09.2019

8 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 15.

Тема. В.А.Жуковский. Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море».

Цель :

    выявление художественной идеи стихотворения «Невыразимое» - отрицание возможности словесного обозначения сложного, смутного, противоречивого состояния души; смысла подзаголовка «отрывок», дающего представление о потоке душевной жизни, не имеющем начала и конца; художественной идеи элегии «Море», проявляющейся в ирреальной устремленности «мировой души» ко всеобщему единству и целостности, которую не удается восстановить;

    формирование навыка выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, работы со статьей и иллюстрациями учебника;

    развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слова «ирреальный».

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, видеоролик.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Анализ стихотворения «Невыразимое».

2.1. Слово учителя.

Наиболее определенно новые стороны романтической концепции поэта выразились в стихотворении «Невыразимое» (1819, напечатано в 1827).

«Невыразимое» - своеобразный манифест эстетических и философских представлений Жуковского-романтика.

2.2. Выразительное чтение стихотворения или просмотр видеоролика .

Какова основная мысль стихотворения?

Объективный мир природы - не есть то, что должно изображать искусство, не есть нечто подлинное. Искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, те зыбкие оттенки настроений, которые составляют суть внутренней жизни сознания и для которых внешняя природа является лишь условным возбудителем, поводом.

Какие части можно выделить в стихотворении?

Начало - тезис «Что наш язык земной пред дивною природой?».

Вторая часть - размышление о том, что искусство призвано передать особенности внутренней жизни сознания: «Невыразимое подвластно ль выраженью?..»

Концовка - «И лишь молчание понятно говорит». Подлинным свидетелем восторга перед минутным явлением прекрасного остается безмолвие.

2.3. Выразительное чтение части стихотворения от начала до слов «И обессиленно безмолвствует искусство?».

Каким эпитетом можно характеризовать явления окружающей действительности в данной части стихотворения?

«Но льзя ли мертвое живое передать?»

Найдите в данной части стихотворения слова, соотнесенные по значению со словом «сердце».

«Святые таинства, лишь сердце знает вас».

Какой смысл приобретает это слово в контексте?

Сердце - душа смятенная - болезненное чувство.

Сердце – это эмоции и чувства человека.

Возможно ль выразить жизнь эмоции в слове?

Жизнь души, сердца, чувства невозможно выразить словом.

2.4. Слово учителя.

Душевная жизнь лирического героя - единое целое, в котором ничего нельзя выделить, не нарушив единства целого.

Значение слова поэта отражено в душе читателя, ассоциативно откликающейся на призыв словесной мелодии. Невыразимое рационально, логически, прямо должно быть осознано читателем; но точное название понятий не для поэзии, ибо нельзя точно конкретно описать сложное, смутное, противоречивое состояние души. Слова, с их эмоциональными обертонами, должны звучать как музыка, оттесняя их предметный, объективный смысл.

2.5. Задание 3 рабочей тетради, с.4, ч.1.

Выпишите из первой части стихотворения слова и сочетания слов, воссоздающие различные оттенки эмоций лирического героя. Что передано в этих словах - описание мира или отражение его в сознании?

Земной, дивною, небрежною, обессиленно безмолвствует искусство. Эти слова передают отражение мира в сознании и обозначают не предмет или понятия, а отношение души к предмету и понятию .

2.6. Слово учителя.

Это и есть выражение невыразимого; иначе говоря, это и есть система, стремящаяся объективный мир поглотить субъективным, а во внешнем бытии видеть лишь повод для внутреннего. Объективное поглощение словами эмоций; величественно переживание вечера, а не сам вечер. Простой вечер, часть суток, превращается в тему внутренней значительности, состояния сознания. Час - это не астрономическая мера, а мгновение проживаемой душевной жизни; земля - это жилище скорби, а не географическое или любое иное материально-предметное обозначение.

2.7. Выразительное чтение части стихотворения от слов «Что видимо очам - сей пламень облаков...» до «...для их блестящей красоты».

Какое значение приобретает метафора «пламень облаков», эпитет «тихий», слово «небо» в контексте данной части стихотворения?

2.8. Сообщение учащихся, заполнение второй и третьей части таблицы. Задание 4 рабочей тетради, с.45, ч.1.

Прямое значение

Контекстное значение

Пламень облаков

Подымающийся над горящим предметом огонь

Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, возрождение, духовный порыв, искушение, честолюбие, вдохновение, страсть.

1. Обладающий небольшой силой звучности, не сильно действующий на слух, не производящий шума; противоположный слову «громкий». 2. Окруженный, проникнутый молчанием, бесшумный; противоп. слову «шумный». 3. Спокойный, смирный. 4. Безмятежный, погруженный в спокойствие, мирный. 5. Не быстрый, без торопливости. 6. Вялый

Чувство умиления поэта в момент «преображенья земли»

Свод, который, как кажется, обволакивает землю и днем является голубым, а ночью - темным

Символ превосходства, властных полномочий, духовного просвещения и вознесения. Образ возвышенного, образ души, летящей ввысь, бесконечность

2.9. Выразительное чтение части стихотворения от слов «Но то, что слито с сей блестящей красотою...» до конца.

Как названо «невыразимое» в заключительной части стихотворения? Что передают эти понятия?

Обворожающего глас, к далекому стремленью, миновавшего привет, дуновенье от родины, святая молодость, шепнувшее душе воспоминанье о милом радостном и скорбном старины, сходящая святыня с вышины, присутствие создателя в созданье. Эти слова передают субъективные переживания лирического героя.

2.10. Задание 6 рабочей тетради, с.46, ч.1.

Выпишите средства художественной выразительности из данного фрагмента. Какова их роль?

Оксюморон

«О милом радостном и скорбном старины...»

Сие смутное, волнующее нас // Сей обворожающего глас // Сие к далекому стремленье // Сей миновавшего // Сие шепнувшее // Сия сходящая // Сие присутствие

Риторические вопросы

Какой для них язык?

Святая молодость

Итоги работы

В оксюмороне «о милом радостном и скорбном старины» слиты противоречивые чувства, речь идет не о старине, а о вспоминающем сознании, для которого она и милая и радостная.

Риторические вопросы, усиленные анафорами указательного местоимения «сей», подчеркивают необъятность мира, который лирический герой вместил в своей душе.

В первой публикации в «Памятнике отечественных муз» за 1821 подзаголовок «Отрывок» отсутствовал. Он появился в издании 1836 года в Собрании сочинений Жуковского.

Почему стихотворение получило такой подзаголовок? Каков его смысл?

«Отрывком» произведение названо потому, что поток душевной жизни не имеет начал и концов, а течет, переливаясь из одного сложного состояния в другое, и всякая попытка уловить мгновение - это лишь неразрывная часть, лишь символ единства в его мимолетном аспекте.

2.11. Задание 7 рабочей тетради, с.46, ч.1. Выпишите афористические выражения. Объясните их значение.

«Что наш язык земной пред дивною природой?»; «Но льзя ли в мертвое живое передать?»

2.12. Итоги работы над содержанием стихотворения «Невыразимое».

Обращение к учебнику. Чтение статьи «Невыразимое», с.131, ч.1.

3. Анализ элегии «Море».

3.1. Слово учителя.

Во второй половине 1810-х - начале 1820-х годов в творчестве Жуковского усиливаются романтические тенденции. Одним из важнейших романтических манифестов Жуковского является элегия «Море» (1822).

3.2. Выразительное чтение элегии или просмотр видеоролика . Выявление первоначальных впечатлений.

Какие образы противопоставлены в элегии?

Небо и море.

Поэт не просто фиксирует явления. Отчетливо видно отношение к ним. Каково оно?

Какое слово свидетельствует о состоянии души лирического героя, наблюдающего величественную картину?

Слово «очарован». («Стою очарован над бездной твоей».)

Что является источником очарования лирического героя?

Источником очарования лирического «я» становятся изменения «поведении» природных стихий.

3.3. Задание 9 рабочей тетради, с.47, ч.1. Выпишите из текста слова, соотнесенные со словом «море» в спокойном состоянии (1 вариант), в бурю (2 вариант), после бури (3 вариант), словом небо (4 вариант).

Море

Небо

В спокойном состоянии

После бури

Безмолвное, лазурное, бездна, живо, дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты, тайна, необъятное лоно, напряженная грудь, чисто, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые, радостно блещешь звездами его

Бьешься, воешь, волны подъемлешь, рвешь и терзаешь враждебную мглу

Полное прошлой тревоги, вздымаешь испуганны волны, обманчив твоей неподвижности вид: в бездне покойной скрываешь смятенье, небом любуясь, дрожишь за него

Далекое, светлое, таинственной, сладостной полное жизни, чистое, светозарная лазурь, темные тучи, ясное, сладостный блеск небес

Каково море в спокойную погоду, в бурю и после нее?

Какие художественные средства позволяют представить море как живое существо?

Размышляя о море как части природы, поэт обращается к приему олицетворения, наделяет море человеческими качествами: величием, силой, способностью думать и реагировать на обстоятельства, любить и ненавидеть, тревожиться и радоваться, принимать решения .

Продолжите данную характеристику моря.

Море в элегии Жуковского необычно; морская стихия - живое, чувствующее, мыслящее существо.

Какие контрасты возникают в описании?

Безмолвное море и светлое небо соседствуют с темными тучами и беспокойными волнами, в чреде которых попеременно возникает то утренний, то вечерний свет.

Как передано состояние бушующего моря в элегии?

Шум передан при помощи аллитераций:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь, ты терзаешь враждебную мглу...

Создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трехсложные стопы в приведенных строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

Каким изображено небо в стихотворении?

Что символизирует образ неба в стихотворении «Невыразимое»?

Сохранено ли это значение в элегии «Море»?

В элегии вновь возникает образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в произведениях В. А. Жуковского.

III. Подведение итогов урока.

Какие миры олицетворяют море и небо?

Небо - мир идеальный.

Море - мир реальный.

Почему описанию переменчивого моря в стихотворении уделено больше внимания, чем описанию неба?

Море близко душе поэта так, как могут быть близки друг другу равноправные и равновеликие стихии: морская бездна и бездна лирического «я».

Исследователи творчества В.А. Жуковского отмечают, что стихотворению присущ особый ритм, который «передает движение волн». Что в ритме элегии способствует такому ощущению?

Элегия написана четырехстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности.

Каков смысл порыва морской стихии к небу?

Жизнь моря предстает у Жуковского в свете ирреальной устремленности «мировой души» ко всеобщему единству и целостности, которую не удается восстановить. Это стремление связано с развитием личностного сознания, всеобщей неудовлетворенностью окружающим миром.

Лексическая работа: ирреальное.

Обратите внимание на интонацию стихотворения - она создается с помощью синтаксиса, риторических фигур. Каких? Разделите текст на тематические и интонационные части. Выразительно прочитайте его.

Слово учителя

Русская лирика обязана Жуковскому открытием утонченного анализа сознания человека в его эмоциональной изменчивости. Напряженный драматизм балладного жанра, самоуглубление в элегической мечте - главные достижения Жуковского-романтика. Стремление его романтического героя к возвышенному и величественному идеалу расширяло возможности отображения самоуглубления, внутренней рефлексии, исповедальности.

IV. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворение В.А. Жуковского «Море». С.126-127, ч.1.

2.Составить план статьи учебника (с.135-138, ч.1), посвященной К.Ф. Рылееву (задание 1 рабочей тетради, с.48, ч.1).

3.Принести текст думы К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин».

4. Индивидуальное задание:

Подготовить сообщение о картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»;

Подготовить сообщение об увековечении памяти Ивана Сусанина.

Элегия МОРЕ (1822 г.) Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое светлое небо к себе?.. Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звезда́ми его. Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя - Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу... И мгла исчезает, и тучи уходят, Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него. Элегия (жалобная песня) - лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти и медитации (углублённое размышление). Любимый жанр романтиков. Море – первичный источник жизни, образ матери, символ прекращения, возрождения и подсознания (Тресиддер). Стихийность, непредсказуемость, опасность, сила, красота, величие. Любимый образ романтиков. (иллюстративный ряд) Вода: озёра – двусторонние зеркала, разделяющие естественный и сверхъестественные миры. Смысл повтора «море»? (напевность, элегичность) Найдите эпитеты, характеризующие море и дайте им толкование.Безмолвное – беззвучное? молчаливое? – олицетворение. Священное – культ немоты, обет молчания. Лазурное – светлосинее, цвет неба. Как характеризует море гипербола бездонность? Бездна – опасность, тайна, мистика, первородная бездна хаоса. Как характеризует море тот факт, что ЛГ очарован им? Море властно над человеком, и власть его за пределами рацио, это власть сверхъестественная, власть подсознание над сознанием. Какие тропы использует автор во 2,3 строках? С какою целью? Эпитеты, олицетворения. Море не просто уподобляется человеку, оно живо и самоценно, оно одухотворено, потому что мыслит и любит. Как вы понимаете суть вопросов, которые задаёт морю ЛГ? Его интересует тайна моря, что им движет, а именно законы природы, законы мироздания. Ответ дан в форме риторического вопроса с многоточием. Почему такой синтаксис?Сомнение. Так что же движет морем? Тяга к небу. Зачем морю небо? Оно наполняется его жизнью, его чистотой. Какие характеристики получает образ неба? Каким становится море благодаря небу? Эпитеты и метафоры света, огня, золота. Почему море страдает без неба и боится его потерять? Оно чисто только «в присутствие чистом его». Однако элегия – философский жанр, и понимать её буквально нельзя. Аллегорическая пространственная вертикаль земля – море – небо выводит нас на философский уровень понимания стих-я. Земля – жизнь земная, плоть; море – душа человека, его подсознание; небо – жизнь духовная, идеальная.Что движет человеческую душу к миру идеальному, духовному, почему человеку мало жить земной жизнью здесь и сейчас? Как назвать этот закон? В природе это можно назвать «законом отражения», а в человеческой жизни «законом подобия»(создал Бог по образу и подобию, подобие же было утрачено, цель человеческой жизни – вернуть подобие). В человеческой природе заложено стремление к совершенству, к идеалу, не просто стремление, а любовь к идеалу (смятенной любовью, финал элегии).Стремление к идеалу – это и есть главная романтическая идея. НЕВЫРАЗИМОЕ(1819 г.) (Отрывок) Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила? Едва-едва одну ее черту С усилием поймать удастся вдохновенью... Но льзя ли в мертвое живое передать? Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью?.. Святые таинства, лишь сердце знает вас. Не часто ли в величественный час Вечернего земли преображенья, Когда душа смятенная полна Пророчеством великого виденья И в беспредельное унесена, - Спирается в груди болезненное чувство, Хотим прекрасное в полете удержать, Ненареченному хотим названье дать - И обессиленно безмолвствует искусство? Что видимо очам - сей пламень облаков, По небу тихому летящих, Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов В пожаре пышного заката - Сии столь яркие черты - Легко их ловит мысль крылата, И есть слова для их блестящей красоты. Но то, что слито с сей блестящей красотою - Поэт продолжает в этом стих-и рассуждать о природе, мироздании. Какие характерные для романтизма мотивы и образы встречаются в этом стихотворении? Жанр отрывок – незаконченность как принцип. Есть вещи, о которых нельзя сказать всё. Жанр подтверждает заглавие. Невыразимое. Мост между мыслью, идеей, образом и словом не всегда прочен, крепок. «Мысль изречённая есть ложь» Тютчев. Язык несовершенен. В первой строке и вопросе есть противопоставление: язык – дивная природа. Именно природа невыразима. Почему? Как описывает поэт природу? Она прекрасна и гармонична. Красота и гармония индивидуальные и сложные явления, их трудно описать. Как понимаете вопросы, которыми задаётся поэт? Способно ли творчество, искусство передать (выразить) красоту природы? Главный вопрос – синтаксис аналогичен предыдущему стих-ю. Ответ: познать разумом нельзя. Только почувствовать сердцем. Сердечное знание – это особое познание мира. Почему вечер описан как время творчества? Время пограничное, близкое бессознательным снам, когда сердце сильнее разума, тогда возможно и пророчество. Тогда открывается иное пространство – «беспредельное», таинственное, идеальное. Назовите характерные черты романтического пейзажа. Этот пейзаж возможно описать. Что не поддаётся выражению? Сие столь смутное, волнующее нас, Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас, Сие к далекому стремленье, Сей миновавшего привет (Как прилетевшее незапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье), Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом радостном и скорбном старины, Сия сходящая святыня с вышины, Сие присутствие создателя в созданьи - Какой для них язык?.. Горе́ душа летит, Все необъятное в единый вздох теснятся, И лишь молчание понятно говорит. Далёкое, неопределённое, нематериальное, святое, божественное, Бог. Молчание тоже язык.

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит.

В. А. Жуковский

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенское Тульской губернии. Его отец, Афанасий Иванович Бунин, был помещиком, владельцем имения. Мать, турчанка Сальха, попала в Россию в числе пленных, взятых русскими войсками при осаде крепости Бендеры. Мальчику, который был внебрачным ребенком, была дана фамилия усыновившего его помещика Андрея Жуковского, жившего на положении приживальщика в доме Буниных.

Образование Жуковский получил в семье Буниных, где рос на правах воспи­танника. Затем Жуковский учился в Благородном пансионе при Московском университете, там он начал писать стихи. В 1802 году в журнале «Вестник Европы», который издавал Н. М. Карамзин, появилось первое большое стихо­творение Жуковского «Сельское кладбище» (свободный перевод элегии англий­ского поэта Т. Грея). Стихотворение было написано в эстетике сентиментализма.

В начале войны 1812 года, служа в ополчении, Жуковский написал стихотво­рение «Певец во стане русских воинов», принесшее ему широкую известность. Дальнейшее творчество Жуковского было связано с романтизмом.

Жуковский прославился прежде всего как переводчик: он перевел на русский язык большое количество произведений европейских авторов, например, баллады Ф. Шиллера «Кубок», «Перчатка», поэму Дж. Байрона «Шильонский узник». Расцвет творчества Жуковского относится к 20-м годам XIX века. В это время соз­даны баллады «Эолова арфа» и «Вадим», переводятся баллады В. Скотта «Замок Смальгольм, или Иванов вечер», романтические стихи «Цвет завета», «Море». Не­которые свои произведения Жуковский стилизовал под русскую старину: сказки «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», баллады «Людмила», «Светлана».

С 1815 года Жуковский находится на придворной службе, сначала в должно­сти чтеца при императрице, вдове Павла I, а с 1825 года - воспитателя наслед­ника, будущего Александра II.

Жуковский принимал деятельное участие в судьбах его друзей, попавших в немилость у властей: он добивался смягчения участи сосланного Пушкина, участвовал в выкупе из крепостной неволи Шевченко, добивался освобождения из ссылки Герцена, облегчения судьбы декабристов.

С 1841 года Жуковский живет в Германии, где продолжает творческую дея­тельность: он переводит «Одиссею» Гомера. Смерть в 1852 году прервала его работу над переводом «Илиады».

«Море»

Время написания

Стихотворение написано в 1822 году, считается одним из программных про­изведений поэта.

Тема

Тема стихотворения - раздумья о жизни, любви, чувства, вызванные со­зерцанием моря. В стихотворении изображена не просто поэтическая картина морской стихии, а «пейзаж души».

Главная мысль (идея)

Для поэта-романтика Жуковского мир природы - это тайна, которую он хо­чет разгадать. В стихотворении «Море» происходит перекличка между «при­родным и человеческим» в душе лирического героя. Он говорит с думающим и чувствующим собеседником - морем. Душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. В нем не бывает покоя.

Поэтика

Жанр стихотворения - излюбленный романтический жанр, элегия. Стихо­творение написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом. Такая форма позволяет Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыха­ние морской поверхности.

Жуковский изображает море в нескольких состояниях: в спокойствии, в бу­рю, после нее. Все три картины очень выразительны: в спокойной морской гла­ди отражаются и чистая лазурь неба, и золотые облака, и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь, ты терзаешь враждебную мглу...

Насыщение этих строчек шипящими звуками создает иллюзию шипения ки­пящих, клокочущих волн. Трехсложные стопы разделены паузами, передающи­ми мерные удары волн.

Важен в этом стихотворении для Жуковского и образ неба, в котором переда­ется глубина мира. Поэт пристально вглядывается в бесконечность моря и неба, он замечает все: движение световых потоков, переливы красок, состояние солн­ца и луны. В стихотворении встречаются две бесконечности - небесная и мор­ская. И лирический герой, находящийся как бы извне, наблюдающий картину природы, чувствует и в своей душе присутствие этих стихий - бесконечности и тайны жизни. Для определения стихии поэт пользуется словом, которое потом станет любимым у Тютчева, - «бездна». Поэт обращается к морю с вопросами: «Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?» Мо­ре остается загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии.

«Невыразимое»

Время написания

Стихотворение «Невыразимое» В. А. Жуковский создает в 1819 году, напеча­тано оно было в 1827 году.

Тема

Это стихотворение - философское размышление поэта-романтика о совер­шенстве окружающего мира и ограниченных возможностях искусства - че­ловеческого языка - для передачи красоты. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский утверждает: предметом поэзии является не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний человека.

Главная мысль (идея)

Прекрасное быстротечно, но оно не умирает бесследно, а продолжает жить в душе человека, в памяти, в сердце. Лишь душа способна уловить «присутствие создателя в созданье». Поэт считает, что постичь «идеальную» суть вещей, кра­соту и гармонию Творения, замысел Творца земным зрением невозможно. Для этого постижения нужно обладать особым восприятием мира, творческим про­зрением - «видеть сердцем».

Поэтика

Жанр произведения - отрывок. Жуковский придумывает новый жанр: это стихотворение не является отрывком какого-либо текста - это «отрывок, фраг­мент» жизни, в которой нет ни начала, ни конца. Автор как бы застает и пы­тается запечатлеть миг жизни, которая и дальше будет длиться, уходя в беско­нечность. Создавая это произведение, поэт не подчиняется никаким жанровым и стилистическим канонам, передавая поток своих мыслей и чувств.

Стихотворение написано вольным ямбом, с точки зрения строфики оно не­упорядоченно.

Стихотворение открывается риторическим вопросом: «Что наш язык земной перед дивною природой?»

Затем этот вопрос раскрывается полнее, уточняется и возникает картина гар­монического мира, который окружает человека:

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Поэт высказывает мысль об ограниченных возможностях художника «пре­красное в полете удержать»:

Едва, едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью...

И снова звучат риторические вопросы, которые задают тон стихотворению, создают напряжение поиска ответов на них:

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Ответом на эти вопросы оказываются рассуждения поэта: душа художника - единственное хранилище непосредственных впечатлений и живых чувств: «Свя­тые таинства, лишь сердце знает вас». В то же время мастерство, дар, данные художнику, могут лишь обозначить явления («что видимо очам»), но не могут передать его глубинной сути («Сей внемлемый одной душой обворожающего глас»).

Несоответствие действительности, видимой глазами, божественному идеалу ощущается как разлад в душе художника. Лирический герой стихотворения чувствует собственное бессилие, невозможность выразить в произведении свои чувства, впечатления, ассоциации, воспоминания, порожденные прекрасной картиной. Лексика произведения романтическая, приподнятая, с включением архаических слов форм.

Для создания образа недостижимого романтического идеала в стихотворении поэт использует разнообразные средства художественной выразительности:

эпитеты («небрежною и легкою свободой», «дрожанье вод блестящих», «в пожаре пышного заката», «святая молодость»);

метафоры («Она рассыпала повсюду красоту», «Легко их ловит мысль крылата»);

олицетворения («И обессиленно безмолвствует искусство!»);

инверсии («Вечернего земли преображенья»);

неточные анафоры («Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов...»);

риторические вопросы («Невыразимое подвластно ли выраженью?»).

В стихотворении присутствует аллитерация («легко их ловит мысль крылата»).

Развитие сюжета в произведении движет антитеза. В последней части сти­хотворения контраст усиливается: видимая очами и улавливаемая мыслью кар­тина («дрожанье вод блестящих», «пламень облаков по небу тихому летящих», «картины берегов в пожаре пышного заката») обретает свои словесные очерта­ния: «И есть слова для их блестящей красоты». Однако таких слов не суще­ствует для того, чтобы передать «жизнь сердца», выразить всю непостижимость душевных движений человека.

Стихотворение заканчивается словами: «И лишь молчанье внятно говорит...», что подтверждает идею «невыразимости» жизни души человека.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

Тема урока:

Творческие судьбы В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Элегии «Море», «Невыразимое», как поэтический манифест Жуковского.

Цели:

Образовательные

    Познакомить с биографией и творчеством В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова.

    Выявить художественную идею стихотворения «Невыразимое» - отрицание возможности словесного обозначения сложного, смутного, противоречивого состояния души; смысла подзаголовка «отрывок», дающего представление о потоке душевной жизни, не имеющем начала и конца.

    Выявить художественную идею элегии «Море», проявляющейся в ирреальной устремленности «мировой души» ко всеобщему единству и целостности, которую не удается восстановить.

Развивающие

    Развивать навык выразительного чтения.

    Совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

Воспитательные

    Воспитывать любовь к литературе, развивать эстетические чувства.

Оборудование:

Учебник, видеоролик, звуковые записи.

Ход урока

Начало урока, постановка целей.

Мы продолжаем изучать важнейшее литературное направление начала XIX века – романтизм, и сегодня темой нашего урока станет жизнь и творчество двух видных русских поэтов-романтиков – Василия Афанасьевича Жуковского и Константина Николаевича Батюшкова.

Начало романтизма в русской поэзии неразрывно связано с именами этих двух знаменитых поэтов. Их творчество невозможно назвать ни тождественным, ни кардинально противостоящим друг другу. В чём их различие? Что их объединяет? Каково их место в русской литературе? Всё это мы постараемся выяснить в процессе сегодняшнего урока.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема урока: Творческие судьбы В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Элегии «Море», «Невыразимое», как поэтический манифест Жуковского.

Работа над темой.

Работать на этот раз вы будете самостоятельно, на основе материала учебника, с которым вы ознакомились дома. Работать вы будете в малых группах, каждая группа получит своё задание. Всего у нас будет 6 групп.

Раздача индивидуальных заданий.

    На основе материала учебника составьте краткую биографическую справку о В. А. Жуковском (основные события жизни).

    На основе материала учебника расскажите о личности В. А. Жуковского (составьте нравственный портрет).

    На основе материала учебника расскажите о вкладе В. А. Жуковского в русскую литературу.

    На основе материала учебника составьте хронологическую таблицу по биографии К. Н. Батюшкова

    Составьте представление о личности К. Н. Батюшкова на основе «автопортрета»

    Тезисно выпишите основные особенности поэзии К. Н. Батюшкова (на материале карточек)

Работу выполните письменно, по завершении я буду спрашивать. На работу отводится 10 мин.

Самостоятельная работа.

Проверка самостоятельной работы.

Сделайте вывод: что объединяет творческие и человеческие судьбы В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова?

Ученики:

Творчески - они оба романтики, они чувствовали себя создателями "новой" литературы, Батюшков занимался не только практикой, но и теорией романтизма. Пушкин учился у обоих, особенно у Батюшкова - "благозвучию". И Жуковский, и Батюшков были склонны к философской тематике - но у молодого Батюшкова была еще легкая любовная лирика.

Батюшков и Жуковский оба были участниками войны 1812 года, оба состояли в литературном обществе "Арзамас".

В представлении Жуковского, романтизм – это все-таки развитие основ классицизма и сентиментализма, и в отличие от своего друга, его лирике не чужды эти направления. Стихотворения Жуковского более кроткие и спокойные, в них нет эмоциональных накалов и сильных проявлений чувств. И нельзя забывать о религиозном смысле в творчестве Жуковского, темы его стихотворений напрямую связаны с поиском высших истин. Ему больше присуща таинственность и мистичность, в отличие от более прямолинейного и реалистичного Батюшкова.

А. Жуковский всегда придерживался мнения, что искусство должно отражать не происходящие в действительности события, а те душевные переживания и настроения, которые эти события вызывают в человеке.

Эти принципы Жуковский сформулировал в 1819 году в стихотворении « Невыразимое», которое стало его поэтическим манифестом. Он был первым из русских писателей, кто заинтересовался психологией и движениями человеческой души, внутренним миром.

Отчасти это было связано с тем, что реальность Жуковскому не всегда нравилась, он не разделял многих политических идей России. Но именно такой подход к литературе позволяет называть его первым русским поэтом-романтиком. Жуковский пытается создать идеальный национальный характер, ту самую непостижимую русскую душу, отличающуюся чистотой, кроткостью и покорностью судьбе.

Найдите в учебнике это стихотворение. Звучит запись стихотворения.

(Отрывок)

Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью...
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья,
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, -
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать -
И обессиленно безмолствует исскуство?
Что видимо очам - сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката -
Сии столь яркие черты -
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою -
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,

Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье -
Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.

Почему, по мысли Жуковского, в языке есть слова для описания «ярких черт» природы и нет слов для выражения чувств, душевных движений? Найдите цитаты, подтверждающие эту мысль автора.

Объясните, как вы понимаете выражения: «Но льзя ли в мертвое живое передать?»; «присутствие Создателя в созданье»; «лишь молчание понятно говорит».

Почему человеческий язык бессилен выразить словами Божественную сущность природы?

Какое назначение в человеческой жизни имеет искусство? Каковы его выразительные возможности?

В каких отношениях, по мнению поэта, находятся природа, мысль, душа и слово?

Какова основная мысль стихотворения?

Ученики:

Объективный мир природы - не есть то, что должно изображать искусство, не есть нечто подлинное. Искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, те зыбкие оттенки настроений, которые составляют суть внутренней жизни сознания и для которых внешняя природа является лишь условным возбудителем, поводом.

Просмотр видеозаписи.(анализ стихотворения)

Совпало ли наше мнение, с тем, что говорится в видеозаписи?

В элегии «Невыразимое» поэт сожалеет о том, что человеческий язык слишком беден, чтобы воссоздать словом область мысли и чувства, что невыразимое не может быть подвластно выраженью. По мысли В. А. Жуковского, слово может схватывать лишь внешнее, видимое очами. Но оно не способно к выражению высшего в человеке - его души, не может уловить «Создателя в созданье».

Во второй половине 1810-х – начале 1820-х годов в творчестве Жуковского усиливаются романтические тенденции. Одним из важнейших романтических манифестов Жуковского является элегия «Море».

Найдите в учебнике стихотворение В. А. Жуковского «Море». Прослушайте аудиозапись чтения стихотворения. Постарайтесь сами также выразительно прочитать это стихотворение.

Море

Элегия

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Какие впечатления остались у вас от этого стихотворения? Каким настроением оно проникнуто?

Обратите внимание на подзаголовок: «элегия». Почему автор относит произведение именно к этому жанру? Помните, что элегия – грустное лирическое стихотворение, содержащее, как правило, философские размышления, раздумья, воспоминания. Так о чём же размышляет лирический герой стихотворения?

Какова основная тема элегии?

Ученики:

Главной темой элегии Жуковского «Море» является изображение двух миров - моря и неба. Так автор воплощает в своем произведении идею романтического двоемирия. Как известно, мир для романтиков делился на две части: «здесь» и «там». «Там» и «здесь» - это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Презираемое «здесь» - это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» - некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности.

Какие образы противопоставлены в элегии?

Ученики:

Море

Небо

Какое слово свидетельствует о состоянии души лирического героя, наблюдающего величественную картину?

Ученики:

«Стою очарован над бездной твоей».

ОЧАРОВАН

ИСТОЧНИКОМ ОЧАРОВАНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО «Я» СТАНОВЯТСЯ ИЗМЕНЕНИЯ В «ПОВЕДЕНИИ» ПРИРОДНЫХ СТИХИЙ.

Каково море в спокойном состоянии?

Ученики:

Безмолвное, лазурное, бездна, живо, дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты, тайна, необъятное лоно, напряженная грудь, чисто, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые, радостно блещешь звездами его.

А какое оно в бурю?

Ученики:

Бьешься, воешь, волны подъемлешь, рвешь и терзаешь враждебную мглу.

Море после бури?

Ученики:

Полное прошлой тревоги, вздымаешь испуганны волны, обманчив твоей неподвижности вид: в бездне покойной скрываешь смятенье, небом любуясь, дрожишь за него.

Какие художественные средства позволяют представить море как живое существо?

Ученики:

Размышляя о море как части природы, поэт обращается к приему олицетворения, наделяет море человеческими качествами: величием, силой, способностью думать и реагировать на обстоятельства, любить и ненавидеть, тревожиться и радоваться, принимать решения.

Как передано состояние бушующего моря?

Ученики:

Шум волн передан с помощью аллитерации: Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь, ты терзаешь враждебную мглу…Создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн.

Каким изображено небо? Что символизирует небо в стихотворении «Море»?

Ученики:

Далекое, светлое, таинственной, сладостной полное жизни, чистое, светозарная лазурь, темные тучи, ясное, сладостный блеск небес.

Образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в произведениях В. Жуковского.

Какие миры олицетворяют море и небо?

Ученики:

Небо – мир идеальный.

Море – мир реальный.

Почему описанию переменчивого моря уделено больше внимания, чем описанию неба?

Ученики:

Море близко душе поэта так, как могут быть близки друг другу равноправные и равновеликие стихии: морская бездна и бездна лирического «я».

Каков смысл порыва морской стихии к небу?

В данном стихотворении картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека (полны «тревожной думы»). Таким образом, образ моря символизирует человека, погруженного в реальную действительность, находящегося «здесь». Образ неба, соответственно, воплощает желанное «там» . Риторические вопросы, задаваемые морю («Что движет твое необъятное лоно? / Чем дышит твоя напряженная грудь?»), связывают картины природы с философскими раздумьями о смысле человеческой жизни.

Стихотворение «Море» построено в соответствии с заложенной в нем идеей. Это не столько описание природных явлений, сколько особый лирический сюжет. В нем наблюдается движение, развитие состояния лирического героя, следящего за изменениями, которые происходят с морем. Но еще важнее то. что за этим стоит динамика внутреннего состояния самого моря, его души. Этот внутренний сюжет можно разделить на три части; «Безмолвное море» - 1-я часть; «Буря» - 2-я часть; «Обманчивый покой» - 3-я часть. В соответствии с ними проследим за развитием художественной мысли стихотворения.

В 1-й части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Но «чистота» и ясность присуща морской душе «в присутствии чистом» «далекого светлого неба»:

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь.

Ласкаешь его облака золотые "

И радостно блещешь звездами его.

Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ - выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного.

2-я часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму, начинает рваться, биться, око исполнено тревоги и испуга:

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там - в небе - все вечно и прекрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.

Эта мысль становится понятной лишь в 3-й части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности:

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье.

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь понятно, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье. Но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.

Художественное новаторство Жуковского в стихотворении «Море» не осталось незамеченным в русской поэзии. Вслед за ним, романтическую картину морской стихии рисовали многие великие русские поэты, например, Пушкин в стихотворении 1824 года «Море», Лермонтов в своем знаменитом «Парусе», Тютчев в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное..,». Но в каждом из них образ моря - не только романтический символ, но и то, что помогает автору выразить свои мысли, чувства и настроения.

Отношение романтика к слову

Идейно-эстетическая платформа Жуковского-романтика основана на таких философских позициях:

Поэзия - это Божественный дар, имеющий особую духовную власть, помогающий видеть в земном мире черты вечного, пробуждать в человеке стремление к идеалу.

Лирическое «я» в романтической поэзии - это не маска, надеваемая поэтом в зависимости от жанра, а устойчивый образ, отражающий мировосприятие поэта.

Душа поэта необъятна и находится одновременно в двух мирах: реальном и идеальном. Слово передает не конкретные картины мира, а ощущения от них, высокие чувства, освобождающие душу от мирской суеты.

В описании мирских картин преобладает зыбкость очертаний, предметы размыты, неопределенны. Поэту важны не сами предметы, а их проекция на чувства, состояния души. Поэтому поэты-романтики подбирают слова, вызывающие определенные эмоциональные ощущения.

Поэты-романтики расширили словарь русской лирики, обнаружив в словах дополнительные смыслы, способные передавать переживания и настроения.

Итог урока

Жуковский первым в русской поэзии сумел раскрыть тонкости внутреннего мира человека, глубину и подлинность его эмоциональных переживаний, сложность чувств и настроений. Новаторство поэта - в изображении романтического образа природы, который отражает движения души, ее тонкую внутреннюю организацию. Образы и чувства, неясные очертания романтического мира Жуковского в дальнейшем по-своему преломились в лирике русских символистов, которые искали нужные слова для передачи неясных, таинственных граней человеческой души.

Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Море» или «Невыразимое» (по выбору).

НЕВЫРАЗИМОЕ

(Отрывок)

Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью...
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья,
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, -
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать -
И обессиленно безмолствует исскуство?
Что видимо очам - сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката -
Сии столь яркие черты -
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою -
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,

Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье -
Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.

Дмитрий Николаевич Журавлёв (1900-1991) - советский российский актёр, мастер художественного слова (чтец), режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1979). Лауреат Сталинской премии второй степени.
В Гостелерадиофонде хранится более 150 записей литературных произведений в его исполнении. Журавлёв вел циклы радиопередач «Круг вашего чтения» и «Звуковая книга». Существуют записи воспоминаний Журавлёва «Судьбою посланные встречи» о его дружбе с С. Т. Рихтером, Н. Л. Дорлиак, Г. Г. Нейгаузом.
Д. Н. Журавлёв умер 1 июля 1991 года.

Своеобразие романтической поэзии В. А. Жуковского

Трагическая судьба В. А. Жуковского оказала влияние на его поэзию (“Жизнь и поэзия - одно”). Его любовь к Маше Протасовой, которую выдали замуж за другого, потом ее смерть, потеря друзей, чувство обездоленности с детства, одиночество обусловили основные мотивы лирики поэта. Несчастная любовь и разлука - мотив почти всех баллад - имеют явно автобиографическое происхождение. Теон в стихотворении “Теон и Эсхин”, рыцарь Тогенбург в одноименной балладе, судьба Алины и Альсима напоминают нам самого Жуковского и его судьбу. Характерен для поэзии Жуковского и мотив умирания. В элегии “Вечер” Жуковский вспоминает своих умерших друзей, изображает “угасание” природы, наступление ночи, когда знакомый окружающий пейзаж становится как бы ирреальным: луч зари “умирает”, “угасает” река, а что является на месте их? Знак другого мира - “луна”. Вечернее время и неверный свет луны создают атмосферу таинственности, “ущербная луна”, “сумрак”, “туман” - непременные атрибуты мистической поэзии. Проникнуть в запредельное человеческая душа способна именно в вечерний, тихий час (“Вечер”, “Невыразимое”).
В балладе “Людмила” изображается бешеная скачка Людмилы и ее жениха на коне (символ перехода в иной мир). Мистический пейзаж и дорога в балладах всегда означают “поездку” в мир иной, часто герои баллады находят свой конец в результате этой поездки. В балладе “Лесной царь” “ездок оробелый не скачет, летит”. Это и гипербола, и элемент фантастики, отмечающий встречу с потусторонними силами. В результате ребенок умирает. В “Людмиле” мертвецы появляются в конце баллады, жених Людмилы - мертвец, “тихая юноши могила” изображена в элегии “Вечер”, в элегии “Теон и Эсхин” упоминается “безмолвный, таинственный гроб”. Слова-лейтмотивы помогают противопоставить два мира: “здесь” и “там”, “настоящее” и “грядущее”, “невыразимое” и подвластное “выраженью”. В балладе “Светлана” “голубочек белый”, символ Святого Духа, спасает героиню от пагубного воздействия темных сил. Жених Светланы как бы возвращается с “того света”, но он жив здоров, все кончилось хорошо благодаря вере Светланы, которая, в отличие от Людмилы, не ропщет на Бога и - главное - не теряет веры и любви. Если Людмила, считая возлюбленного убитым, восклицает: “Сердце верить отказалось”, то Светлана живет надеждой на встречу.
“Мне рок судил брести неведомой стезей”, - говорит лирический герой Жуковского. “И горе, и радость - все и цели одной”, - вторит ему Теон, аНег е§о автора. Любимые герои поэта воздают небу хвалу; даже при воспоминании о друге, который сошел с ума - ужасная судьба! - герой Жуковского восклицает: “О небо правосудно!”
В горестях, в испытаниях нельзя терять веру и убеждение в величие человека (“Все в жизни к великому средство!” - говорит Теон).
Друзья Жуковского боялись этих его настроений. Пушкин шутливо называл Жуковского “почившим в бозе”. Не то чтобы они все были атеисты, но настойчивое обращение к образам иного мира пугало. Жуковский же был последователен и целен в своей поэзии. Даже море у него - только отблеск неба, то есть Божественной идеи (“Море”), “знакомые гении”, неземные видения (“Лалла Рук”) наполняют его существование. “Есть лучший мир - там мы любить свободны”, - говорит Жуковский в своей поэзии и переселяет в этот мир своих исстрадавшихся героев. При этом общий печальный колорит поэзии Жуковского никогда не приводит к однообразию. Напротив, его стихотворения дают силы жить даже в тяжелые минуты. Разве можно возражать, например, на слова: “Кто раз полюбил, тот на свете, мой друг, уже одиноким не будет”?
После Жуковского другие романтики - Пушкин, Лермонтов, Баратынский, как и положено романтикам, создавали свои миры. Рискну не согласиться с надписью на портрете, подаренном Пушкину, известными словами о “побежденном учителе”. На этой романтической дороге никто не опередил и не превзошел Жуковского. Он остался рыцарем Тогенбургом поэзии, рыцарем “печального образа”, ни анакреонтика, ни “шумная Вакхова влага” не привлекали его музу в качестве мотивов. Романтизм принято называть “пассивным”, “мистическим”. Но, как мне кажется, нельзя вкладывать в эти понятия негативную оценку. Да, он не призывал к борьбе, не был ни Радищевым, ни декабристом Рылеевым, ни даже Андре Шенье. Но политическая обстановка - это дело преходящее. Зато вечными будут любовь, поэзия, красота.
Жуковский отнюдь не пассивен, когда смело вводит в поэзию новаторские приемы и мотивы. Сделать свои стихи “лучшею своею биографиею” (Белинский) мог только поэт великого дерзания. Необыкновенное мастерство сказалось во всем: разнообразной строфике, изощренной эвфонии, утонченной рифме и ярком ритмическом рисунке. Муза Жуковского не бледная и пассивная, она прекрасна в своей одухотворенности, преданности идеалу и мудром созерцании.