Производные предлоги: правила написания и список исключений. Русский язык Предлоги состоящие из 1 слова называются

  • Дата: 23.02.2022

Разделяются по строению, значению, составу, по способу образования: производные и непроизводные предлоги, однозначные и многозначные, простые, сложные и составные предлоги, по разрядам в зависимости от той части речи, от которой предлог образован.

Под значением предлогов , так как они не имеют самостоятельного значения, понимают грамматические отношения, которые они выражают в сочетании с косвенными падежами существительных. Предлоги служат показателями синтаксических связей слов друг с другом (напр., думать о будущем ). Они непосредственно связаны в речи с падежными формами и употребляются с определенным падежом (или падежами), находясь в связи с той или иной падежной формой. Вместе с падежными окончаниями существительных предлоги выражают различные смысловые значения. Другими словами, лексическое значение предлога зависит от лексического значения знаменательных слов (главного и зависимого), которые оно соединяет. Причем, соединяясь с одной и той же падежной формой имени существительного предлоги передают различные оттенки обстоятельственных значений. По значению предлоги делятся на разряды:

  • пространственные (указывают на место): в, из, к, у, по, из-за, по-над, под, около, вокруг, перед, возле и др.:

    живет в селе, работает на фабрике, отдыхал под Москвой и др.

  • временные (указывают на время): до, в, через, по , с, к, перед, в течение, накануне, в ходе :

    зарядка по утрам, отдых на каникулах, работа за месяц

  • причинные (указывают на причину): от, со зла, за, из-за, в силу, по случаю, благодаря, ввиду, вследствие, по причине и др.:

    ошибка по невнимательности, задрожал от страха

  • целевые (указывают на цель): в, по, к, за, для, ради и др. :

    сказать в шутку, речь к случаю, поехать на отдых

  • образа действия (указывают на образ действия): с, без,в, от и др.:

    работать с увлечением, смеяться от души

  • объектные (указывает на предмет, на который направлено действие): о, об, про, с, по, насчет, относительно и др.:

    скучать по сыну, узнать насчет денег (ср.: перевести деньги на счет заказчика)

В зависимости от того, со сколькими падежными формами соотносятся предлоги, они делятся на:

  1. однозначные — предлоги, которые употребляются с одним падежом:

    при доме (П.п.), к дому (Д.п.), из леса (Р.п.);

  2. многозначные — предлоги, которые может выражать разные значения, употребляясь с несколькими падежами:

    забыл на столе (пространственное значение), отлучился на минуту (временное значение), верить на слово (значение образа действия).

Т.о. в разных падежных конструкциях и с разными падежами предлоги могут иметь разные значения. Например, у предлога по «Словарь русского языка» С.И.Ожегова выделяет 15 значений; Большой академический словарь русского языка приводит более 30 значений предлога на .

По своему строению предлоги делятся на:

  1. Непроизводные (или первообразные) — это небольшая и непополняющаяся группа простейших слов, которые всегда относились к этой части речи (не были образованы от других слов):

    без, в (во), до, для, за, из (изо), к(ко), кроме, между, на, над(надо), о (об, обо), от (ото), по, под (подо), перед (передо), при, про, ради, с (со), сквозь, у, через; из-за, из-под; по-над, по-за, с-под.

    Почти все такие предлоги многозначны. Многие могут соединяться с более чем одной падежной формой имени. Значения предлогов зависят от значений падежей, с которыми они сочетаются, и от значений управляемых существительных. Непроизводный предлог может сочетаться с тремя падежами (по, с ), с двумя падежами (в, за, меж, между. на, о, под ) или с одним падежом (без, для, до, из, из-за, из-под, к, над, от, перед, при, про, ради, у, через, по-за, по-над ).

  2. Производные (или непервообразные) — это предлоги, образованные от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков. К производным предлогам относятся слова, которые образовались от наречий, существительных и деепричастий. Значения производных предлогов определяются значениями наречий, существительных и деепричастий, от которых они образовались. Производных предлогов значительно больше, чем непроизводных. Все они обычно однозначны, причем каждый такой предлог соединяется только с одним каким-нибудь падежом. Производные предлоги подразделяются на простые и составные. Простые совпадают с наречиями, существительными и деепричастиями (вдоль, возле, благодаря ), составные образовались от наречий, существительных и деепричастий с непроизводными предлогами ( вблизи от, за счёт, несмотря на ).

Производные предлоги подразделяются на разряды в зависимости от тех частей речи , от которых они были образованы:

  1. наречные , образованные от наречий, в основном выражают пространственные и временные отношения:
    • простые:

      близ, вблизи, вглубь, вдоль, взамен, вместо, вне, внутрь, возле, вокруг, впереди, вроде, вопреки, вслед, мимо, наверху, навстречу, накануне, кроме, напротив, около, поверх, подобно, позади, помимо, поперёк, после, посреди, посредине, прежде, против, сзади, сверху, сверх, сквозь, среди, сообразно, соответственно и т.д.;

    • составные:

      вблизи от, (не)вдалеке от, вдали от, вплоть до, впредь до, независимо от, применительно к, вместе с, вслед за, следом за, совместно с, наряду с, рядом с, согласно с, сравнительно с.

  2. отыменные образовались от различных падежных форм существительных и выражают объектные и некоторые обстоятельственные отношения:
    • простые:

      путем, посредством, типа (люди типа Иванова), порядка (температура порядка ста градусов);

    • составные:

      ввиду, в силу, в течение, в продолжение, вследствие, в качестве, насчет, по мере, во время, по случаю, в деле, в связи с, по причине, по поводу, со стороны и др.

  3. отглагольные образованны от глагольных форм (деепричастий) и выражают различные обстоятельственные отношения:
    • простые:

      благодаря, исключая, включая, спустя, считая, кончая, начиная;

    • составные:

      начиная с, исходя из, судя по, несмотря на, невзирая на и др.

По структуре предлоги делятся на:

  1. простые — предлоги — как непроизводные, так и производные, которые состоят из одного слова, в основном одно- и двухсложные. Это прежде всего непроизводные и некоторые производные предлоги, напр.,

    путем, мимо, среди, в, за и др.

Тема урока: «Простые и составные предлоги».

Цели урока:

Образовательные: показать отличия простых и составных предлогов;

Развивающие: закрепить умение отличать предлоги от самостоятельных частей речи.

Воспитательные: способствовать развитию интереса и любви к русскому языку.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник русского языка, 7 класс теория, практика, авт. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, мультимедийное оборудование, наглядный материал (предлоги на доске).

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, вы уже многое знаете о предлоге, прекрасно делаете грамматические задания. Сегодня вы познакомитесь с еще одним морфологическим признаком предлога как части речи, ведь наша тема сегодня «Простые и составные предлоги».

    Грамматическая задача. (Выведено на интерактивную доску)

Начнем мы урок с одной грамматической задачи. Задание: распределите словосочетания в две колонки (н или нн); исходя из этого, определите часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).

Ране...ый боец – изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука, стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова, дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.

Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.

Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют записи в тетрадях с правильным написанием, которое появляется на клонируемом слайде интерактивной доски. Далее делаются выводы.

    «Момент истины».

Следующий этап урока покажет, насколько хорошо вы усвоили предыдущие темы урока, и можете ли вы отличить предлог от других частей речи. Итак, откройте стр. 120, упр. 320. Вам нужно определить, в каком из двух словосочетаний производный предлог, а в каком – самостоятельная часть речи (какая?). Также вам нужно будет увидеть и обозначить все знакомые орфограммы в предлогах. Два человека выполняют задание у доски (один выписывает словосочетания с самостоятельными частями речи, другом – с предлогами.) Проверка, обсуждение результатов и ошибок.

    Объяснение новой темы.

Обратите внимание на предлоги несмотря на, благодаря, в течении, вследствие (выписать их отдельно на доску). Они все производные, но они же чем-то отличаются, правда? Да, правильно, они отличаются количеством слов. Кто скажет, как называется тема нашего урока? Может быть, кто-то уже догадался, какие предлоги называются простыми, а какие составными?

Итак, простые предлоги состоят из одного слова, составные – из нескольких. А как вы думаете, существуют ли предлоги, состоящие из трех слов? Тогда запишите, это предлоги: в отличие от, в связи с, в близи к и еще некоторые другие. И придумайте предложение с любым предлогом, какой вам больше нравится, обязательно его выделите.

Давайте продолжим. Мы выяснили, что есть простые и составные предлоги. Но это еще не все. Существует небольшая группа предлогов, которые называются сложными. Их мало, но вы все равно должны их знать и уметь отличать. Можете предположить, какие это предлоги? А, например, предлог из-за (стола) в какую группу можно отнести? Получается, что сложные те предлоги, которые через дефис.

    Систематизация знаний.

Сейчас разделите вашу страничку на три колонки, одна будет – «Простые», другая – «Сложные», третья – «Составные». Запишите в эти колонки примеры предлогов, какие вы вспомните (ученики озвучивают, какие предлоги они записывают). С простыми и составными все более менее понятно, давайте я помогу вам со сложными. Например: из-за, из-под, по-за, по-над, по-под, с-под и т.д.

    Закрепление знаний.

Для логического завершения вашей работы, придумайте по одному предложению с каждым видом предлогов. Кроме того, укажите, какой предлог в вашем предложении по значению и по происхождению (производный, непроизводный).

    Проверка знаний.

Кто может обобщить все, что вы сегодня узнали на уроке? А что вы еще можете сказать про составные предлоги, что еще ни разу не звучало сегодня на уроке? Может быть, вы заметили, одну его особенность. Если нет, посмотрите на свои предложения, какие характеристики у составных предлогов? Правильно, все они производные. От каких частей речи могут быть образованны предлоги?

    Подведение итогов.

Вам понравился сегодняшний урок? Чем он был для вас полезен? Как вы оцениваете свою работу?

    Домашнее задание.

Найти несколько примеров сложных предлог в литературе\ любых печатных изданиях. Сделать упр. 322, стр. 121.

Простые - предлоги, состоящие из одного слова. Например: у , к , вблизи , около .

Составные - предлоги, состоящие из нескольких слов. Например: в течение , в связи .

Найдите в выражениях простые и составные предлоги (Рис. 1).

Рис. 1. Простые и составные предлоги.

Морфологический разбор предлога включает в себя выделение признаков:

· производность/ непроизводность

· разряд по значению

· неизменяемость

· не является членом предложения.

Образец: Я в продолжение всего лишь нескольких минут был охвачен ужасом.

І. В продолжение - предлог, употребляется с сущ. в Р.п.

ІІ. Морфологические признаки:

1) производный, образован от сущ. с предлогом;

2) выражает временные отношения;

3) неизменяемое слово.

ІІІ. Синтаксическая функция - не является членом предложения.

Домашнее задание

Упражнения № 303-305 . Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание. Спишите, раскрывая скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор выделенных слов.

1. (В) продолжени.. утра и середины дня он весь был погружён.. в рас..чёты (Л. Толстой). 2. Голубые, прозрач..ные струйки дыма т..нулись от костра к морю, (на) встречу брызгам волн (Горький). 3. Она повторяла свою роль, (на) ходу низко кланялась и (не) сколько раз (по) том качала головою, (на) подоби.. глин..ных котов (Пушкин). 4. Имейте (в) виду - задание ответстве..ное (Эренбург). 5. Вы писали мне что (то) (на) счёт воскрес..ной школы? (Чехов). 6. (В) прочем, (в) виду недостатка времен.., не будем откл..няться от пр..дмета лекц..и (Чехов). 7. Телеграфные столбы (по) том опять показ..вались (в) дали лиловой (в) виде маленьких палочек (Чехов). 8. А может быть, птица какая (нибудь) (в) роде цапли (Чехов). 9. И мальчик был счас..лив (в) следстви.. его пр..езда (Тургенев). 10. Грозы (по) над степ..ю ход..т ч..редою (Паустовский). 11. Муму ловко вывернулась (из) под пальц..в Степана (Тургенев). 12. (В) след эк..пажам и (на) встречу им густо двигалась толпа му..чин (Горький). 13. Димка решил, что (в) виде исключения на этот раз Жиган не врёт (Гайдар). 14. (В) след (за) тем он встал с постел.., взял скрипку, начал строить (Л. Толстой).

Дидактические материалы. Раздел «Предлог»

Особенности употребления отдельных предлогов в русском языке.

Лекции и электронные учебники. Предлог.

4. Культура письменной речи ().

Правописание предлогов.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Тема: Простые и составные предлоги.

Изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с простыми и составными предлогами.

Задачи:

  1. проверить знания учащихся по теме «Предлог»;
  2. продолжать работу по совершенствованию умения употреблять предлоги в речи и на письме;
  3. совершенствовать речевую компетентность учащихся.

Учебник: М.П.Баранова, Т.А.Ладыженская.

  1. Оргмомент.
  2. Лингвистическая разминка.

Перед изучением новой темы немного разомнёмся.

1) Исправьте речевые ошибки в предложениях при употреблении предлогов.

Ты любишь пирожки с капусты?

Согласна приказа вы приняты на работу.

По истечению срока договора выплачивается зарплата.

Сходи в магазин по хлеб.

2) Кроссворд.

При заполнении кроссворда мы вспомним лексику.

Что такое синонимы, антонимы?

  1. Синоним предлогов возле, вблизи, в присутствии .
  2. Антоним предлога вдоль .
  3. Синоним предлогов наперекор, против, несмотря на .
  4. Антоним предлога впереди .
  5. Антоним предлога до (со значением времени).
  6. Синоним предлога через .
  7. Синоним предлога кругом .

П ри

Попе р ек

Вопр е ки

Поза д и

Пос л е

Скв о зь

Вокру г

  1. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Сейчас мы вспомним, что уже изучили по теме «Предлог» и «Служебные части речи».

Какие служебные части речи вы знаете?

Что такое предлог?

Какие отношения могут выражать предлоги?

Как образуются производные предлоги?

Какие предлоги относятся к непроизводным?

  1. Изучение нового материала.

На доске столбики предлогов:

В В течение

На В продолжение

Благодаря Несмотря на

Чем отличаются предлоги?

В одном столбике предлоги простые, в другом составные.

Кто попробует сказать, в чём отличие простых предлогов от составных?

А теперь откроем учебники с.139 п.51 (один учащийся читает)

  1. Закрепление изученного.

Сейчас мы потренируемся различать предлоги простые и составные.

Упр.303 (у доски по сл/сч)

Задание на карточках (самостоятельная работа)

Дописать сл/сч. (приложение )

Учащиеся зачитывают некоторые словосочетания.

Немой диктант (работа в парах)

Я выполняю действия. Учащиеся после каждого записывают то, что я показываю с употреблением предлогов (простых и составных). После каждого действия я поднимаю руку и учащиеся начинают записывать. У какой пары получится больше предлогов, у какой разнообразнее.

Я вхожу в кабинет.

Я подхожу к столу.

Отодвигаю от стола стул.

Сажусь на стул.

Подведение итогов.

  1. Занимательная лингвистика.

Прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос: «В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении?»

Распечатки у каждого учащегося. (приложение )

  1. Итоги.

Подведём итоги. Какие задания вызывали трудности?

Какие предлоги называются простыми, а какие составными?

Приложение.

1.выйти на старт, 2. приехать в пять часов, 3. выглянуть из окна, 4. вернуться через десять минут, 5. папка для документов, 6. пропустить по болезни, 7. заснуть под утро, 8. работать после праздника, 9. достать из сумки, 10. встретиться у школы.

Нет предлога. А.Шибаев.

Чудесный выдался денек,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за» и «по» - предлоги…»

А хорошо бы – ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

Допишите словосочетания:

Рассказать по…

Выдать по…

Выиграть по…

Возвратиться по…

Купить по…

Приехать по…

Бежал по…

Горюет по…

Взбираться по…


Класс: 7

Цели:

  • продолжить знакомство с предлогом как частью речи;
  • способствовать развитию речи учащихся путем устных ответов с использованием опорных схем;
  • формировать логическое мышление, развивать познавательный интерес к предмету, используя элементы занимательности на этапе повторения.

Этапы:

1.Организационный момент: приветствие учащихся, сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Повторение темы: «Предлог»
3. Изучение новой темы.
4. Закрепление изученного.
5. Домашнее задание.
6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

Цели:

  • Повторить и закрепить изученный ранее материал о предлоге.
  • Выяснить различие простых и составных предлогов.

I. Организационный момент

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

1 слайд. Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания:

Пр..рода пр..чудливо пр..образившаяся весной с нетерпением ждет пр..лета птиц ра..тапливая снежные глыбы своим теплым дыханием.

  • Обозначьте орфограммы, графически объясните постановку знаков препинания.
  • Выделите грамматическую основу предложения.
  • Найдите в предложении слово, отличающееся от всех остальных.

2 слайд. Учащимся предлагается самостоятельная работа с последующей самопроверкой:

ПрИрода, прИчудливо прЕобразившаяся весной, с нетерпением ждет прИлета птиц, растапливая снежные глыбы своим теплым дыханием.

3 слайд . Высвечивается ответ: С

4 слайд: Расскажите о предлоге, восстанавливая материал в схеме:

Звучит устный ответ учащегося у доски.

III. Работа над новым материалом

5 слайд .

1. На доске предложения:

В течение всех каникул мы путешествовали.
В течении некоторых рек бывают опасные места.

(Запись в тетрадях, выделить предлоги, доказательство).

2. Анализ этих предложений:

а) Найти омонимичные слова
б) Указать предлоги
в) Выяснить смысловое значение
г) Вывод о написании.

  1. Чтение параграфа учебника (№51)
  2. Выяснение различия простых и составных предлогов
  3. Наблюдения по таблице 6 слайда , перенесение ее в ученическую тетрадь:

3. Выполнение упражнения учебника (№303)

Упражнение 1.

4. Задание. Выпишите предлоги из предложений в два столбика:

простые и составные

  1. В течение всего дня шел дождь.
  2. В заключение вечера был концерт.
  3. Река в течении своем делает много поворотов.
  4. В продолжение повести мы узнали о судьбе героев.
  5. Из-за болезни я не мог посещать школу.
  6. Говорил тихо, несмотря на друзей.
  7. Я хотел поговорить с вами насчет квартиры.
  8. Подложили цепи под колеса вместо тормозов.
  9. Прилагательное согласуется с существительным в роде.
  10. В отличие от одноклассников он не собирался в институт.
  11. Над морем становится по-прежнему тихо.
  12. Антон приехал к нам из города.

Перед глаголом, деепричастиями, наречием никогда не бывает предлогов.
Как отличить предлог от приставки?
Вы хорошо знаете, что в русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением
(смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды).

– И.И. Левитан, русский художник-пейзажист, любил рисовать лето и весну. Рассмотрите картину «Весна. Большая вода». Как она связана с прочитанным текстом?

IV. Самостоятельная работа

Выписать словосочетания из текста: с простыми и составными предлогами.

Идет март. Все чаще в течение целого дня светит солнце. По мере повышения температуры воздуха снег темнеет, оседает и тает.
Почти неслышной и невиданной жизнью живет в эту пору едва пробудившийся лес. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. Во время массового таяния снегов начинается половодье.

(по Соколову-Микитову)

– Определите стиль текста, тему, главную мысль.

V. Закрепление темы. Итоги урока

– Что нового мы узнали на уроке?
– Какие предлоги называются простыми?
– Какие предлоги называются составными?

VI. Занимательная лингвистика

– В каких значениях употреблено слово предлог в стихотворении А. Шибаева?

Нет предлога.

Чудесный выдался денек, А я учу предлоги... Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? «Что значит – «за»? И «за», и «по» – предлоги...» А хорошо бы – ЗА порог И – мчаться ПО дороге!.. Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?

VII. Слайд 9: Домашнее задание .

Параграф 51. Выучить теорию. Упражнение: 304