Вотчиной в древней руси называлась. Боярская вотчина – родовое землевладение феодалов. Две формы землевладения

  • Дата: 03.01.2021

ВОТЧИНА, вид феодальной земельной собственности. Возникла в Древнерусском государстве в 10-11 веках как наследственное родовое (позднее и семейное) или корпоративное владение («отчина»). Владельцами вотчины были князья, бояре, церковь. Формирование русских княжеств и земель с середины 11 века привело к тому, что неприкосновенность вотчин-княжений была подтверждена Любечским съездом 1097 года. В 13-15 веках вотчина - основной вид землевладения, пополнявшийся в процессе освоения новых территорий, а также за счёт захвата общинных чёрных земель, пожалований, купли и т.п. Формирование системы вотчинного землевладения в Новгородской республике завершилось к середине 14 века. С конца 14 века началось увеличение количества монастырских вотчин в Северо-Восточной Руси. Во 2-й половине 15 века значительную часть этой территории охватывали также княжеские и боярские вотчины. В рамках вотчинного землевладения отсутствовало право майората. Большая часть наследуемых земель закладывалась, дробилась между многочисленными наследниками или продавалась и отдавалась монастырям для посмертного поминания. Вотчинники обладали рядом привилегий (судебных, финансовых и др.). В 15-17 веках наряду с вотчиной существовало поместье как условная форма землевладения. В конце 15 - начале 16 века многие крупные землевладельцы Новгородской и Псковской республик, Тверского великого княжества были лишены своих вотчин великими князьями московскими. При этом росли вотчины крупных монастырей (Троице-Сергиева, Иосифо-Волоцкого, Кирилло-Белозерского и др.). Различались родовые («старинные»), купленные, с 1610-х годов также выслуженные вотчины. Многие вотчинники потеряли свои владения в период опричнины, продали или заложили свои вотчины, желая избежать их конфискации государством. В 1580-х годах монастырям было запрещено покупать или получать вотчину в виде вклада от частных лиц. В 17 веке вотчинное землевладение вновь начало расти. Различия между поместьем и вотчиной в 17 веке постепенно стирались. В конце 17 века вотчинное землевладение значительно превосходило поместное. Указ царя Петра I от 23.3(3.4). 1714 о единонаследии юридически оформил окончательное слияние вотчины и поместья. Большинство монастырских и церковных вотчин ликвидировано в ходе секуляризации 1764 года. В 18-19 веках термин «вотчина» употреблялся по отношению ко всякой наследственной земельной собственности, при этом сохранялось правовое различие между родовой вотчиной и приобретённой.

Лит.: Сергеевич В. И. Лекции и исследования по древней истории русского права. 3-е изд. СПб., 1903; Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М.; Л., 1947. Т. 1; Греков Б. Д. Крестьяне на Руси. 2-е изд. М., 1952-1954. Кн. 1-2; Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв. М., 1960; Ивина Л. И. Крупная вотчина Северо-Восточной Руси конца XIV - 1-й половины XVI в. Л., 1979; Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина: (Историко-генеалогическое исследование). М., 1981; Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985; Шватченко О. А. Светские феодальные вотчины России в 1-й трети XVII в. М., 1990; он же. Светские феодальные вотчины в России во 2-й половине XVII в. М., 1996; он же. Светские феодальные вотчины России в эпоху Петра I. М., 2002; Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XVI-XVII вв. М., 1996; она же. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI-XVII вв. (по архиву Троице-Сергиевой лавры). М., 2004; Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. 2-е изд. М., 2006.

Материал из ЭНЭ

Вотчина

Термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве В. противополагается поместью , как земельному имуществу с правами условного, временного и личного владения. Такое вполне определенное значение термин В. сохраняет в русском праве до начала XVIII века, когда петровское законодательство, введя впервые термин «недвижимое имение», смешало поместье и вотчину под одним наименованием «недвижимое имение вотчина». По своему грамматическому происхождению термин В. означает все доставшееся от отца сыну («купля отца моего - моя отчина», ) и может поглощать собой понятия «дедина» и «прадедина». Теряя частноправовой характер, вотчина в княжеском словоупотреблении возвышается до термина государственного права, когда ею хотят означить территорию известного удела или отвлеченное право какого-либо князя владеть какою-нибудь областью: так, московские князья и цари называют своей вотчиной Новгород Великий и Киев . Следы частной земельной собственности становятся очевидными у нас в XII в. и намечаются, кажется, еще в XI в. В начальном летописном своде по Лаврентьевскому списку есть следующее место под 6694 г.:

«Олег повеле зажещи Суждаль город, токмо остася двор манастырьскый Печерьского монастыря и церкы, яже тамо есть святого Дмитрея, юже бе дал Ефрем и с селы ».

Вотчинное землевладение - древнейшая форма, сравнительно с землевладением поместным. Объем прав древнейшего вотчинника представляется чрезвычайно обширным; в своей вотчине он был почти тем же, чем князь был в своем княжении, - был не только собственником земли, но и лицом, имевшим административную и судебную власть над населением, жившим на его земле; такой вотчинник сам подсуден был только князю. Однако население (крестьянское), жившее на его земле, отнюдь не было крепостным, а вполне свободным, имевшим право переходить с земли одного вотчинника на землю другого. Такое понятие о вотчиннике древнейшей Руси мы получаем из жалованных грамот на вотчины, которых за и XVI века дошло до нас достаточно. Эти грамоты рисуют не новый порядок вещей, а служат отголоском старины, начинающей исчезать в Московском великом княжении, где указанный объем вотчинных прав значительно суживается и право собственности на землю сопровождается судебной и административной властью вотчинника лишь как исключение, да и то с отнятием душегубства, разбоя и татьбы с поличным; они являются новостью только в том отношении, что обычный прежде порядок низводят на степень исключения. Это - первая крупная перемена, которую потерпело вотчинное право , - перемена, хронологически совпадавшая до известной степени с изменениями государственного строя и областной администрации (смена вотчинного суда судом кормленщика). Вторая перемена, которую пришлось испытать древнерусскому вотчинному праву, совпадает с усиленным развитием поместного землевладения, пошедшим быстрыми шагами вперед, особенно со времени царя Ивана Грозного. Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочивается к элементу дружинному (военно-служилому), то нет никаких трудностей наметить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг «под дворским», которым князья на известных условиях (платеж оброка натурой и натуральные повинности) давали земли в условное, временное и личное владение. Первый след подобной дачи земли обыкновенно ищут в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты (начало XIV в.), которая, действительно, как бы намекает на поместье (не употребляя, однако, самого термина), когда говорит о ростовском селе Богородицком, данном какому-то Бориску Воркову. Впервые термин «поместье» в русских актах мы встречаем в одном документе, писанном между 1466-1478 годами (в актах литовско-русских - несколько ранее). Когда старые писатели по истории русского права приписывали возникновение поместья времени Ивана III , они ошибались только наполовину: поместье возникло гораздо ранее Ивана III, но, как поместье служилое (в классе военно-служилом), оно возникает лишь во второй половине XV века и развивается под влиянием ряда политических и финансовых причин. С середины XVI века класс помещиков быстро растет, поместье делается весьма обычным вознаграждением за тягости военной службы, между тем как кормление мало-помалу отступает на задний план: ибо кормление, с одной стороны, с успехом заменяется поместьем, а с другой стороны - населению предоставлена возможность двойной уплатой податей правительству откупаться от кормленщиков, которые в таких случаях заменялись выборными земскими властями. Старые писатели смутно чувствовали какую-то связь между поместьем и кормлением, когда делали крупную юридическую ошибку, смешивая и то и другое: и существо, и объект власти кормленщика и помещика покоятся на совершенно различных основаниях. Так, со второй половины XV в. становятся рядом две формы служилого землевладения: вотчинная и поместная; во второй половине XVI века уже замечается взаимодействие обеих форм. Превращение Московского великого княжения в Московское царство , растворение кормленщика в помещике и замена его выборной земской властью, и быстрое развитие поместной системы заметно отражаются на вотчинном праве. Именно в Москве слагается понятие о служилой земле и появляется ряд правительственных мероприятий, вся цель которых сводится к тому, чтобы «в службе убытка не было и земля бы из службы не выходила». Здесь под словом «земля» равно разумеется и поместье, и В.; в Московском царстве с вотчины отбывается такая же обязательная служба, как и с поместья, - крупный шаг, который принуждена была сделать В. по направлению к поместью. Правительство предпринимает перетасовку во владении землями, ибо оказались служилые люди , завладевшие многими землями и оскудевшие службою, - «не против государева жалованья (то есть поместий) и своих (в)отчин в службах бывают». Здесь подчеркивается не только одинаковая обязанность военной службы и с поместья, и с вотчины, но и высказывается, по-видимому, намек на желательность, в интересах службы, известного соотношения во владении одним лицом поместной и вотчинной землей. Уже одна возможность держания в одних и тех же руках поместья и вотчины, соединенного с обязательной службой с того и с другого, давала повод к фактическому и, может быть, теоретическому сближению между ними; установилась даже система пожалований из поместья в вотчину, одинаково применимая и к служившим по московскому списку, и к служившим с городов. Оставляя в стороне подробности вопроса о сближении поместья и вотчины, закончившемся указом 23 марта года, по которому «впредь… как поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина», необходимо указать на основные типы вотчинного землевладения; их три: 1) собственно «вотчина» (родовая, старинная); 2) «купля»; 3) «жалованье» (государское данье). Существенная разница между этими тремя типами заключается в правах распоряжения. Права распоряжения вотчинами родовыми ограничивались и государством, и вотчичами (особенно сильны были ограничения, налагавшиеся государством, относительно княжеских вотчин). Государство старалось об обращении В. между лицами одной области и одного служилого класса и проводило запрещение отдавать вотчины в монастырь по душе. Вотчичи пользовались правами родового выкупа и родового наследования. Некоторые писатели по истории русского права (см., например, курс М. Ф. Владимирского-Буданова) намечают эпоху, когда вотчинники вовсе не имели права отчуждать, с получением вознаграждения, вотчины без согласия на то вотчичей. К. А. Неволин совершенно основательно высказался против подобного взгляда, признавая право родового выкупа институтом, выросшим на почве государственной (хотя, прибавим, вовсе не в исключительных интересах поддержания знатных фамилий). Согласно указанному праву покупатель родовой вотчины в известный срок и по известной цене мог быть принужден продать ее обратно в род по требованию кого-либо из вотчичей. Условия родового выкупа, известного по актам с XVI века, подвергались различным видоизменениям. Отметим коренную перемену, сделанную царем Алексеем Михайловичем: Уложение отменило выкупную таксу, еще недавно узаконенную актом г., определив выкуп по цене купчих, на практике приводивший порой к невозможности самого выкупа, так как цена вотчины в купчей могла быть означена слишком высокой сравнительно с действительной стоимостью вотчины. Что касается родового наследования вотчин, то законодательство очень тщательно разработало этот вопрос (см. Наследственное право). Наиболее обширный объем прав распоряжения принадлежит владельцам «купель». Купля - недвижимое имущество , приобретенное покупкой у чужеродцев. Историки русского права единогласно признают, что купленные вотчины сначала не подлежали праву родового выкупа. Из соборного приговора г. видно, что купленная В., не подлежавшая выкупу у частных лиц, с этого момента наравне с родовой стала подлежать выкупу у монастырей; а в жалованных грамотах на вотчины с г. находим выражение, которое заставляет предполагать существование выкупа купленных вотчин. Вот это любопытное выражение: «а буде продаст (вотчину) в чужой род, а кто буде роду их захочет ту вотчину выкупить, и ему выкупать по прежнему уложенью, как их родовые и купленные вотчины выкупают». От купленных вотчин у частных лиц вообще следует отличать вотчины, купленные из казны. Что касается жалованных вотчин, то права распоряжения ими подчиняются условиям, изложенным в жалованных грамотах, и не отличаются устойчивостью: можно отметить, однако, процесс приближения их к вотчинам родовым. Первоначально жалованные грамоты не имели одного определенного образца; в XVII веке установлен был один общий тип жалованных грамот, не исключавший, впрочем, возможности появления жалованных грамот экстраординарного характера. Для ХVII в. можно отметить четыре образца жалованных грамот, последовательно сменявших друг друга: 1) времени царей Василия и Михаила до г.; 2) с г. по г.; 3) с г. по г.; 4) до

», как владение на более широком праве собственности.

В течение известного нам по документам времени (XV – XVII столетия) вотчинное владение постепенно ограничивается, окончательно сливаясь в начале XVIII с поместным. Первыми подвергаются ограничениям вотчинные владения князей. Уже Иван III запретил князьям уделов Северо-Восточной Руси (Ярославским, Суздальским и Стародубским), продавать свои вотчины без ведома великого князя, а также отдавать в монастыри. При Иване Грозном указами 1562 и 1572 всем князьям вообще запрещено было продавать, менять, дарить, давать в приданое свои вотчины. По наследству эти вотчины могли переходить только к сыновьям, а за неимением их (при отсутствии завещания) отбирались в казну. Завещать свою вотчину князья могли только близким родственникам и лишь с разрешения государя.

Если эти ограничения владетельных князей вытекали из государственно политических соображений, то для ограничения простых вотчинников-землевладельцев главным побуждением был интерес военной службы. Уже по самому происхождению часть вотчин с давних пор обусловливалась обязанностью службы. Когда же Московская Русь стала в широких размерах вводить для той же цели вполне условное поместное владение, то и все вообще вотчины оно обложило, в одинаковых размерах с поместьями, воинской повинностью. По указу 1556 г. со всяких 100 четвертей (50 десятин в одном поле) земли вотчинник, наравне с помещиком, должен был ставить одного вооруженного всадника. Ограничено было, далее, одновременно с княжескими вотчинами, но в меньшей степени, и право распоряжения служилыми вотчинами (1562, 1572). Женщины получали из них только часть «как можно прожить», а мужчины наследовали не далее 4 колена.

Деревенский двор. Картина А. Попова, 1861

Так как при всем том служилые вотчины могли продаваться и отдаваться в монастыри, то, при постоянных денежных затруднениях, вызванных землевладельческим кризисом XVI века, значительная часть их ушла из рук вотчинников. Правительство пыталось бороться против этого путем установления в законе права родового выкупа и посредством запрещения отдавать вотчины монастырям. Правила родового выкупа были установлены судебниками Ивана Грозного и Федора . В 1551 было запрещено продавать вотчины в монастыри, в 1572 – давать на помин души в богатые обители; в 1580 дано родичам неограниченное право выкупа, «хотя кто и далеко в роду», а за неимением их определено выкупать вотчины из монастырей на государя. В XVII в. правительство начинает еще внимательнее следить, «чтобы земля из службы не выходила». Служба с поместий была точно регламентирована: неисправным грозило отнятие части или всей вотчины; запустошивших свою вотчину велено бить кнутом (1621).

По способу приобретения различались вотчины родовые или старинные, выслуженные (пожалованные правительством) и купленные . Распоряжение первыми двумя разрядами вотчин было ограничено: женщины не могли наследовать родовых и жалованных вотчин (1627); по указу 1679 отнято право завещать вотчины, мимо детей, братьям, родственникам и чужеродцам. Так как указы XVI в. о неотдаче вотчин в монастырь не исполнялись, то в 1622 правительство признало не выкупленные до 1613 вотчины за монастырями; позволено было и впредь давать вотчины в монастыри, не только условно до выкупа, а в 1648 безусловно запрещено монастырям принимать вотчины, под угрозой, если не выкупят немедленно родственники, отобрания в казну бесплатно.

Указом Петра I о единонаследии 23 марта 1714 было определено впредь «как поместья, так и вотчины именовать равно одно, недвижимое имение вотчина». Почва для такого слияния подготовлена была, как описанными ограничениями в распоряжении вотчинами, так и противоположным процессом – постепенного расширения права пользования поместьями.

Литература о вотчинах : С. В. Рождественский, Служилое землевладение в Московском государстве XVI века. (Спб., 1897); Н. Павлов-Сильванский, Государевы служилые люди (Спб., 1898); В. Н. Сторожев, Указная книга Поместного приказа (движение законодательства по вопросу о вотчинах; М., 1889).

Основные термины по теме «Киевская Русь»

Барщина – повинность, состоявшая в обязанности крестьянина, имевшего собственный надел, работать на господском поле в течение определенного количества дней в неделю.

Бортничество – первоначально добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных дуплах.

Боярская дума – высший совет знати при великом князе (во времена Киевской Руси и периода раздробленности), а с XVI в. при царе. Боярская дума была постоянным законосовещательным органом и принимала участие в решении вопросов внутренней и внешней политики государства.

Бояре – в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси старшие княжеские дружинники, в Новгороде и Пскове – верхушка городского населения, потомки древней родоплеменной знати. Высший, наряду с великими и удельными князьями, слой общества в России с Х по XVIII вв.

Варяги – воины-дружинники из скандинавских народов, которых в Европе именовали викингами, норманнами. Варяги упоминаются в "Повести временных лет”. В IX-XI вв. у русских князей служило немало варяжских воинов-дружинников, которые выступали в качестве наемников. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути "из варяг в греки”. В XI-XIII вв. варяжские воины и купцы на Руси ославянились, не оказав заметного влияния на русскую историю и культуру.

Вервь – одно из названий общины у восточных и южных славян. На Руси первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов.

Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. Вече ведало вопросами войны и мира.

Вира – крупный штраф, присуждаемый по законам "Русской правды” за убийство свободного человека.

Вирник – сборщик штрафов.

Волхв – языческий жрец, колдун.

Вотчина – в России наследственное земельное владение феодала. Первые вотчины были княжескими, они появляются в Х в. К XI-XII вв. в документах упоминаются уже боярские и монастырские вотчины. Основную ценность в вотчинном хозяйстве представляла не столько земля, сколько жившие на ней зависимые крестьяне. Крестьяне не могли владеть землей, поэтому брали ее в пользование у своего феодала. За это они отрабатывали барщину и платили оброк.

Гости - Категория торговых людей, приезжавших торговать из других стран, позже – местные купцы, торговавшие в других городах или за границей.

Гривна – основная денежная единица в Киевской Руси.

Десятина – налог в пользу церкви.

Дружина – первоначально отряд воинов, который складывался вокруг военного вождя на этапе перехода от родового строя к государству. Дружина должна была защищать вождя, а он, в свою очередь, обеспечивал дружину всем необходимым. Главным источником богатства для дружинников являлись войны и захваченная в ходе них добыча. Постепенно дружина превращается в верхушку племени, сосредоточившей в своих руках богатство и власть. На Руси дружина появилась в IX в. Ее возглавлял князь. В те времена дружина состояла из двух частей: так называемая "старшая” дружина (наиболее близкие советники и помощники князя) и "младшая”, в которую входили недавно набранные воины.

Закуп – категория зависимого населения Древнерусского государства. Свободный человек брал у феодала ссуду, "купу” (скотом, деньгами, орудиями труда и т.д.) и обязан был отработать ее. Бежавший закуп делался обельным, т. е. полным холопом. Вернув ссуду, закуп освобождался от зависимости.

Кириллица – славянская азбука, созданная на основе византийского унициата (уставного алфавита), по предположению, учеником славянского просветителя Мефодия Климентием. Названа "кириллицей” в знак глубокого признания народа деятельности первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

Князь – глава государства или удела в IX-XVI вв. у славян и других народов, позднее – дворянский титул. До образования государства князьями были племенные вожди, которые затем постепенно превратились в главы государств. Сначала власть князя была выборной, затем стала наследственной. Например, династия Рюриковичей в Древнерусском государстве.

Крещение – введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века (988 г.) князем Владимиром Святославичем.

Лествичная система – система передачи великокняжеской власти по старшинству в роду.

Летопись – записи событий русской истории, расположенные по годам.

Митрополит – глава русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г.

Мытник - сборщик торговых пошлин на Руси

Наместник – на Руси X-XVI вв. должностное лицо, возглавлявшее местное управление. Назначался князем.

Норманнская теория – направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во второй четверти XVIII в. Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Норманнскую теорию отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др.

Оброк натуральный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина вносить в пользу владельца земли определенное количество продуктов, произведенных в собственном хозяйстве.

Оброк денежный – повинность, заключавшаяся в обязанности крестьянина уплачивать владельцу земли определенную сумму деньгами.

Огнищанин – главный слуга, управитель хозяйства вотчины.

Повоз – система сбора дани, которую ввела княгиня Ольга, вместо полюдья, установив ее фиксированный размер (уроки) и место сбора (погосты).

Погост – по налоговой реформе княгини Ольги место сбора дани, куда ее свозило население и где располагался двор княжеского чиновника (тиуна), следившего за своевременным и правильным поступлением налогов в казну.

Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

Посад – название торгово-ремесленной части города на Руси.

Путь "из варяг в греки” – водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию в Средние века. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг – в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII-XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией.

Раннефеодальное государство – этим термином историки характеризуют Древнерусское государство IX-X вв. В этот период еще окончательно не сложилась территория государства, не было оформившейся системы управления. Сохранялась племенная обособленность входивших в состав государства территорий.

Родовая община – одна из первых форм общественной организации людей. На ранних этапах своей истории отдельный человек не в силах был противостоять природе, добыть минимум необходимого для жизни. Это привело к объединению людей в общины. Для родовой общины характерен коллективный труд и уравнительное потребление. Внутри общины существовало лишь половозрастное разделение труда.

Русская правда - первый до нас дошедший сборник законов Древней Руси.

Рядович – категория зависимого населения Древнерусского государства. Заключали с феодалом договор (ряд), который ставил их в определенную зависимость от феодала.

Смерд – в Древней Руси категория неполноправных людей. Жизнь смерда в "Русской Правде” защищалась минимальной вирой – 5 гривен. Возможно, так называли жителей недавно присоединенных территорий, обложенных повышенной данью. Есть мнение, что смердами называли всех земледельцев, среди которых были как зависимые, так и свободные.

Соседская община – группа, коллектив людей, не связанных родственными узами. Общинники живут на определенной территории и входят в общину по принципу соседства. Каждая семья в рамках общины имеет право на долю общинной собственности и сама обрабатывает свою часть пашни. Все вместе общинники поднимают целину, расчищают лес, прокладывают дороги. У восточных славян переход от родовой общины к соседской завершился к VII в. После этого мужское население общины получило название "люди”. С ростом феодального землевладения (время существования Древнерусского государства) община становится зависимой от феодала или государства. Однако сохраняет все свои функции. Община регулировала цикл сельскохозяйственных работ, распределяла налоги между общинниками (при этом действовал принцип круговой поруки), решала текущие хозяйственные вопросы.

Тиун – слуга-управитель в хозяйстве вотчинника; княжеские тиуны выполняли также различные государственные поручения.

Удел – часть княжества-земли, полусамостоятельное владение, выделенное одному из младших членов правящей династии.

Урок – по налоговой реформе княгини Ольги фиксированный размер дани, взимаемой с подвластного населения.

Холоп – категория зависимого населения в России Х-XVIII вв. Самая бесправная часть населения, по своему правовому положению близкая к рабам. Феодал мог убить, продать, наказать холопа, а также нес ответственность за действия своего холопа. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, женитьбы на холопке. Как правило, холопы не имели собственного надела и входили в число челяди.

Челядь – в широком смысле слова прислуга. В Древней Руси категория зависимых людей, рабы.

Язычество – религиозные верования, основанные на первобытных мифах о множестве богов, духов, олицеворяющих силы природы (солнце, дождь, плодородие), человеческие занятия (земледелие, торговля, война).

Эпоха "Олега – Святослава – Владимира I" большинством обществоведов признается периодом объединения восточнославянских племенных союзов "под короной" князей династии Рюриковичей. Древнерусское государство в течение примерно 250 лет было связующим звеном между странами Востока и Запада и считалось могущественным государством в X–XI вв.

Победоносные походы Олега, Святослава, Владимира расширили территорию Руси от Новгорода и Киева до Балтийского моря, Двины и Карпатских гор – на Западе, до Днепровских порогов – на Юге и территории современной Финляндии – па Севере. На Востоке камские булгары также предпочитали не враждовать с Русью.

Немаловажное значение для развития Древнерусского государства имели походы на Константинополь. Их результатом стало установление равноправных экономических и культурных связей с Византией и принятие христианства. Став государственной религией, христианство закрепило единство Руси и способствовало развитию письменности, живописи, архитектуры.

Древнерусская земля принадлежала всему княжескому роду. Во главе государства стоял великий князь. Ему подчинялись удельные князья подвластных земель.

Великий (киевский) князь считался главой законодательной власти, военным предводителем, верховным судьей и собственником налогов. Походы за данью ("полюдье") способствовали укреплению великокняжеской власти. Ольга после казни древлянами Игоря отменила полюдье, установила твердый размер дани, сроки ее сдачи и место сбора.

Правление в России от призвания новгородцами на княжение Рюрика и до смерти Ярослава Мудрого было единоличным. Это было связано с тем, что Рюрик не имел других наследников, кроме Игоря, а Игорь – кроме Святослава, погибли Олег и Ярополк, а Святополк убил своих братьев – Бориса, Глеба и Святослава.

После кончины Ярослава Мудрого княжеский род быстро разросся. Порядок престолонаследования, носивший название "лествичного восхождения", был громоздким и нередко приводил к различным недоразумениям. По этому порядку в случае смерти великого князя занимал Киевский престол не его сын, а старший из оставшихся братьев князя. Оставленный этим братом удел наследовал следующий по старшинству член княжеского рода. Сыновья князей, умиравших до занятия великокняжеского престола, навсегда лишались права на него. Их называли изгоями. Великие князья ради интересов своей семьи часто были несправедливы к ним и обычно выделяли им отдаленные маленькие уделы или вообще лишали его.

Кроме того, уже в годы правления Владимира наметилась тенденция децентрализации великокняжеской власти и повышения самостоятельности удельных княжеств. Это проявлялось по-разному. Так, например, в 1014 г. Новгород отказался уплатить великому князю дань.

По примеру своего отца (Владимира I Святославича) Ярослав еще при жизни разделил территорию на области (уделы) между сыновьями. Изяслав как старший получил Киев и Новгород, т.е. главные города водного пути "из варяг в греки"; Святослав – Чернигов, Тмутаракань, Рязань, Муром и земли вятичей; Всеволод – Ростов, Суздаль, Белоозеро, Поволжье; Вячеслав – Смоленскую область; Игорь – Владимир Волынский. После смерти Вячеслава и Игоря все русские земли сосредоточились в руках трех братьев. Исключением была полоцкая земля, отданная Ярославом в удел потомкам старшего сына Владимира – Изяслава, в частности, его внуку – Всеславу Брячиславичу.

Великим князем считался тот, кто владел Киевом, остальные были удельными (младшими) князьями.

В первую половину удельного периода (1054–1157 гг.) соблюдался порядок, по которому старшие князья занимали лучшие уделы, после смерти великого князя все удельные князья передвигались по старшинству в другие уделы.

К началу XII в. торговый путь "из варяг в греки" начал терять связующую роль между Севером и Югом, и у удельных князей стала пропадать заинтересованность в поддержке киевского князя. Кроме того, они уже сами нередко имели собственные сильные дружины, которые использовали не только для защиты своих земель, но и в борьбе за власть и лучшие уделы. В результате междукняжеских раздоров набеги кочевников (чаще всего – половцев) встречали все меньшее сопротивление. Киевское княжество становилось опасным местом для жизни, и население начало постепенно перебираться в северные районы Руси.

Позже Владимир Мономах, а затем и сын его Мстислав Великий предприняли попытки восстановить единство Киевской Руси, однако процесс разобщения принял необратимый характер. К середине XII в. киевские князья прекратили чеканить монеты, а в 1169 г. Андрей Боголюбский даже подверг столицу Руси разграблению, как это обычно происходило при покорении вражеских городов. Ослабление Киева привело к усилению некоторых удельных княжеств: Владимиро-Суздальского, Черниговского, Галицко-Волынского, Смоленского и др. К концу XII в. их насчитывалось уже несколько десятков и в каждом были собственные великие князья и удельные. Раздробленность и кровопролитные распри все более понижали могущество государства, главным богатством которого считалась земля. Она распределялась между общинами и феодальными вотчинами. Вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передавалось по наследству. Владельцем вотчины был удельный князь или боярин . Кроме населения, приписанного к княжеским и боярским вотчинам, имелось значительное число крестьян-общинников, не подвластных боярам или князьям. Крестьянские общины платили дань непосредственно великому князю.

Все свободное население Древней Руси носило название люди, поэтому сбор дани назывался полюдьем. Единых норм дани на Руси не существовало, что вызывало конфликты между сборщиками и населением. Лишь в правление Ольги возникло единое княжье право и обязанности подданных.

Наиболее полное описание полюдья было сделано в X в. императором Византии Константином Багрянородны́м:

"Зимний же суровый образ жизни тех самых россов таков. Когда наступает ноябрь месяц, тотчас их архонты (князья) выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, что означает “кружение”, а именно в земли славян: древлян, дреговичей, кривичей, северян и прочих народов, которые являются нактиотами (данниками по договору) россов. Кормясь там в течение всей зимы, они затем, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киев. Потом, взяв свои моноксиды (однодеревки ), они оснащают их и отправляются в Романию (Византию)". В другом месте того повествования Константин пояснил, что такие моноксиды прибывали в Киев из разных мест: из Новгорода, Смоленска, Чернигова и т.д.

Но россы отправлялись для торговли и по Волге в Бул- гарию и хазарскую столицу Атиль, где функционировала многочисленная русско-славянская колония. Был известен и путь на запад через Чехию в германские земли; об этом свидетельствовали торговый (так называемый Рафельштедский) устав 907 г., а также хазарские источники.

Таким образом, приоритетной задачей русских князей первой половины X в. была организация полюдья, а затем военно-торговых экспедиций с целью сбыта собранной дани. Эти экспедиции носили регулярный характер (по Константину – ежегодный), и их нс следует отождествлять с военными походами Олега и Игоря, в результате которых заключались договоры о регулярной торговле.

Основная масса сельского населения, зависевшего от князя, называлась смердами. Они могли жить в крестьянских общинах и нести повинности в пользу государства или в вотчинах. Сельские жители вотчин находились в более тяжелой зависимости и полностью утрачивали личную свободу. Одной из форм закабаления свободного населения было закупничество, когда разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг "купу" – часть урожая, скот, деньги (отсюда название этой категории населения – "закупы" ). "Закуп" должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему до полного возвращения долга.

Кроме смердов и "закупов" в княжеской и боярской вотчинах были рабы, называвшиеся холопами, или челядью. Их число пополнялось из числа пленников или разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад был распространен в Древней Руси.

Особенности общественной жизни Древней Руси недостаточно освещены в исторических источниках. Но отличия феодального строя Руси от "классических" (западноевропейских) образцов очевидны. Они заключаются в ведущей роли государственного сектора в экономике Руси – наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской администрации.

В основе принципа обложения данью на Руси лежала собственность – пахотная земля. Одним из способов обогащения древнерусской знати стало предоставляемое великими князьями право на сбор дани с конкретных земель. В первую очередь такое право предоставлялось местным князьям, а также боярам. Земли давались князьям и боярам как бы "в кормление". Это было средством их содержания. Позднее в разряд таких "кормлений" перешли и города, а вассалы великого князя передавали часть этих "кормлений" уже своим вассалам из числа собственных дружинников. Так зарождалась феодальная иерархия .

В экономике Древней Руси феодальный уклад уживался с рабством и первобытно-патриархальными отношениями, поэтому некоторые историки называли "государство Русь" страной с многоукладной экономикой .

Развитие экономики Руси происходило на фоне продолжавшегося расширения се территории за счет освоения Восточно-Европейской равнины. Повсеместно распространялось пахотное земледелие. Совершенствовались орудия труда: археологи нашли более 40 видов орудий труда, применявшихся в хозяйствах того периода. На территории Руси повсеместно возникали новые феодальные вотчины, в том числе поселения разного ранга. Накануне азиатского вторжения на Руси было около 300 городов – региональных центров ремесла, торговли, культуры.

Княжеские и феодальные вотчины, а также крестьянские общины, платившие подати государству, функционировали как натуральные хозяйства , т.е. удовлетворяли свои потребности за счет внутренних ресурсов. Их связи с рынком были слабыми и нерегулярными. Господство натурального хозяйства создавало условия для отделения регионов от центра, возможности вести деятельность в качестве самостоятельной земли или княжества.

Разобщенность отдельных земель и княжеств предопределяла возникновение социальных конфликтов. Для их предотвращения была необходима сильная власть в регионах. Опираясь на бояр, удельные князья активно укрепляли собственную власть. Позже между окрепшим боярством и местными князьями стали, в свою очередь, возникать неизбежные противоречия, борьба за власть появилась уже внутри регионов. В разных землях это проявлялось по-разному. Например, в Новгороде (позднее и в Пскове) появились и утвердились боярские республики. В других землях, где удельные князья сумели своевременно подавить сепаратизм бояр, власть устанавливалась в форме региональной монархии.

С начала X и до середины XI в. Русь развивалась в благоприятных условиях. Создание мощного государства, объединившего большинство восточнославянских земель: в первую очередь, это Среднее Приднепровье во главе с Киевом и Северо-Западная Русь во главе с Новгородом – способствовало освобождению части земель из-под власти хазар. Крепли пограничные селения. К Руси отходили спорные до этого с Польшей западные города. Активизировалось наступление и на юго-западе, западе, юго-востоке. Временами границы русского государства подходили к Дунаю. После разгрома Хазарии русские поселения появились на Дону и Таманском полуострове. Осваивались новые пахотные земли, совершенствовалось земледелие, развивались ремесла, торговые связи внутри страны и с ближайшими зарубежными соседями, появлялись новые города.

Государственная власть способствовала этим переменам. В свою очередь, развитие государства содействовало стабилизации власти, ее совершенствованию. На верхнем уровне властной иерархии находились князь и представители старшей дружины (собственно говоря, это и были бояре). Ниже стояла младшая дружина из менее знатных членов общества. И бояре, и младшие дружинники считались слугами князя. Они исполняли его различные поручения: в военном деле, управлении, суде и расправе (исполнении наказаний), сборе даней и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами, в том числе и с уделами.

Подчинялись князю и личные слуги (личная дружина), так называемые "отроки" и "детские". Все они были членами младшей дружины и в то же время оказывали различные услуги как в великокняжеском дворце, так и в княжеских делах. Дружины (старшая и младшая), прежде выполнявшие только военные функции, с конца X в. и в течение всего XI в. все более сливались с аппаратом управления, превращаясь в рычаг государственной власти.

В городах князь опирался на посадников (из бояр), в армии – на воевод, тысяцких, которые обычно были представителями боярских родов. Известно, например, что воеводой был боярин Вышата, который командовал пешим русским войском во время русско-византийской войны 1043 г. Позднее воеводой стал и его сын – Ян Вышатич.

Великий князь имел большую власть: руководил войском, организовывал оборону страны, возглавлял военные походы, вел судопроизводство, управлял страной. И чем больше распадались остатки родоплеменного строя, тем более возрастала роль великого князя и его аппарата управления.

Действия князя обычно выражали интересы верхушки общества – бояр и младших дружинников, богатого купечества, духовенства. Эти слои русского общества были наиболее близки к княжеской власти и заинтересованы в ней для защиты своих привилегий и доходов. Но одновременно они были и наиболее жизнеспособной и динамичной частью населения. Общество развивалось в основном за счет организаторских усилий и личных способностей. Поэтому союз этих слоев населения с князем был естественным и закономерным.