Клиническая смерть высоцкого в бухаре. Что Высоцкий рассказывал о своей клинической смерти? Отрывок из книги Валерия Перевозчикова «Тайна смертного часа»

  • Дата: 10.10.2022

Гастроли Владимира Высоцкого в Узбекистане 21-27 июля 1979. - ровно 34 года назад!! Гастроли Владимира Семеновича Высоцкого по Узбекистану, состоявшиеся в последней декаде июля 1979 г. известны сейчас широкой публике по художественному фильму «Высоцкий. Спасибо, что живой». Высоцкий и его спутники побывали тогда в Ташкенте, Учкудуке, Зарафшане, Навои и Бухаре...Как и везде, зрители готовы были слушать его часами...За год до своей смерти Владимир Высоцкий пережил клиническую смерть. Это случилось на гастролях в Бухаре. Судьба отвела ему это время, чтобы он смог закончить все свои дела: и личные, и творческие... Существуют воспоминания людей, бывших рядом с Высоцким в июле 79-го. Администратор В.Гольдман: "Первый раз Володя умер в 6 часов утра, 27 июля 1979 года, в Бухаре. Он гастролировал в Средней Азии. В Навои, Зарафшане, Учкудуке, Бухаре. В самое пекло... Условия гастролей были жёсткими, Володя обязан был давать пять – ПЯТЬ – концертов в день. Причём, последние три – на открытой площадке, когда дует страшный "афганец", когда песок забивает рот. Отработали Учкудук. Отработали Зарафшан. В Зарафшане Володе стало плохо. Кое-как отрабатываем Навои. Ночью – а передвигались мы только ночами – приезжаем в Бухару. Ранним утром Володя, которому вроде бы полегчало, ушёл на базар, вернулся довольный, весёлый. Помню, рассказывал, каким пловом угощали его на бухарском базаре. Потом зашёл в номер. И почти тут же я услышал жуткий крик. Мы вбежали в номер. Высоцкий умер". Врач А.Федотов: "Остановилось дыхание, на сонной артерии нет пульсации... И уже полное отсутствие сердечной деятельности. У меня был кофеин – ввёл прямо в сердце. И стал делать искусственное дыхание: изо рта в рот. Севе (Абдулову, – М.Ц.) показал, как делать массаж сердца. И, видимо сердечная мышца возбудилась, – сердце заработало. И минут через пять смотрю – стали появляться самостоятельные дыхательные движения...". До Самарканда, где предполагалось заканчивать гастроли, Высоцкий не доехал. Однако именно в этом городе в 1989 году одна из улиц стала носить его имя. "Такое решение принял городской Совет по ходатайству клуба самодеятельной песни, носящего имя советского певца, поэта и актёра". Трудно в это поверить, но говорят, что улицу до сих пор не переименовали, несмотря на поспешность, с которой местные власти избавлялись от всего русского. И это не единственная улица Высоцкого в Узбекистане! Как сообщил мне живущий в Ташкенте Р.Назаров (он – автор очень интересного исследования "Национальный вопрос в жизни и творчестве Владимира Высоцкого", опубликованного тульским журналом "Горизонт" в сентябре 2004 г., в 52-м номере), такая улица есть и в Ташкенте – в Юнусабадском (бывшем Кировском) районе города. Не знаю, спасёт ли красота мир, но в том, что поэзия может сблизить людей куда лучше, чем самые трескучие речи, сомневаться не приходится. Как нет сомнений и в том, что произведения национальных культур становятся, – если они того стоят, – достоянием всего мира.

Сегодня годовщина смерти Владимира Высоцкого 25 июля 1980 года. Похороны Владимира Семеновича Высоцкого состоялись 28 июля 1980 года.


"...Он не вернулся из боя..."...

2 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо. 3 июля 1980 года состоялось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры в Московской области, где, по словам очевидцев, он выглядел нездоровым, говорил, что неважно себя чувствует, но на сцене держался бодро и, вместо полутора запланированных часов, отыграл двухчасовой концерт. 14 июля 1980 года во время выступления в НИИЭМ (Москва) Владимир Высоцкий исполнил одну из своих последних песен — «Грусть моя, тоска моя... Вариация на цыганские темы». 16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв). 18 июля 1980 года В. Высоцкий последний раз появился на публике, в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета.

В ночь на 25 июля 1980 года Владимир Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире. Непосредственная причина смерти остаётся спорной, так как вскрытие не производилось. По мнению одних (в частности, Станислава Щербакова и Леонида Сульповара), причиной смерти стала асфиксия, по мнению других — острый инфаркт миокарда. Анатолий Федотов, которого разные люди характеризуют по-разному — и как личного врача Высоцкого, человека, спасшего его 25 июля 1979 года в Бухаре от клинической смерти (факт которой, впрочем, оспаривается), и — как врача, «проспавшего» Высоцкого 25 июля 1980 года, свидетельствует: «23 июля при мне приезжала бригада реаниматологов из Склифосовского.

Они хотели провести его на искусственном аппаратном дыхании, чтобы перебить дипсоманию. Был план, чтобы этот аппарат привезти к нему на дачу. Наверное, около часа ребята были в квартире, решили забрать через день, когда освобождался отдельный бокс. Я остался с Володей один — он уже спал. Потом меня сменил Валера Янклович. 24 июля я работал... Часов в восемь вечера заскочил на Малую Грузинскую. Ему было очень плохо, он метался по комнатам. Стонал, хватался за сердце. Вот тогда при мне он сказал Нине Максимовне: „Мама, я сегодня умру...“ Он метался по квартире. Стонал. Эта ночь была для него очень тяжёлой. Я сделал укол снотворного. Он всё маялся. Потом затих. Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате. ...Между тремя и половиной пятого наступила остановка сердца на фоне инфаркта. Судя по клинике — был острый инфаркт миокарда». Владимир Высоцкий умер во время проходивших в Москве XX летних Олимпийских игр. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого, кроме двух сообщений в «Вечерней Москве» (о смерти и дате гражданской панихиды) и некролога в газете «Советская культура» (и уже после похорон — статья Аллы Демидовой памяти В.Высоцкого в «Советской России») в советских средствах массовой информации практически не печаталось. Над окошком театральной кассы было вывешено простое объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). При этом ни один из купивших билеты назад их не сдал. 28 июля 1980 года в здании Театра на Таганке прошла гражданская панихида, церемония прощания и похороны на Ваганьковском кладбище Москвы (участок № 1, справа от входа). Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва.

Похороны В.С.Высоцкого, 28.07.1980. Видео.

Владимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, Москва) — советский поэт, актёр и автор-исполнитель песен. Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно).

Владимир Высоцкий сыграл десятки ролей в театре, в том числе Гамлета («Гамлет» У. Шекспира), Галилея («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Лопахина («Вишнёвый сад» А. Чехова). Наиболее примечательными работами в кинематографе являются его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Короткие встречи», «Плохой хороший человек». Актёр Театра драмы и комедии на Таганке в Москве.

Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару. По итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Опрос, проведенный ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютному большинству (98 %) россиян знакомо имя «Владимир Высоцкий», а около 70 % ответили, что его песни нравятся, и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века.

Отец — Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий (1915—1997) — уроженец Киева, военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер более чем 20 орденов и медалей, почётный гражданин городов Кладно и Праги, полковник.

Дядя — Алексей Владимирович Высоцкий (1919—1977) — писатель, участник Великой Отечественной войны, артиллерист, кавалер трёх орденов Красного Знамени, полковник.

В настоящее время исследователи сходятся на том, что род Высоцких происходит из местечка Селец Пружанского уезда Гродненской губернии, ныне — Брестской области, Белоруссия. Фамилия, вероятно, связана с названием города Высокое Каменецкого района Брестской области.

Мать — Нина Максимовна (урождённая Серёгина, 1912—2003). Окончила Московский институт иностранных языков, работала переводчиком-референтом немецкого языка в иностранном отделе ВЦСПС, затем гидом в «Интуристе». В первые годы войны служила в бюро транскрипции при Главном управлении геодезии и картографии МВД СССР. Закончила трудовую деятельность начальником бюро технической документации в НИИхиммaше.

"Баллада о детстве"

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года, в 9 часов 40 минут в Москве в роддоме № 8 Дзержинского района Москвы на Третьей Мещанской улице (теперь это ул. Щепкина, дом 61/2; здание принадлежит МОНИКИ имени М. Ф. Владимирского, на здании прикреплена доска с датой рождения поэта). Раннее детство он провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице, 126 (дом снесен в 1955 г., на его месте в 1956 г. построен новый, адрес которого с 1957 года проспект Мира, 76): «…На 38 комнаток всего одна уборная…» — написал в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве. Во время Великой Отечественной войны в 1941 — 1943 годах жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка, в 25 км от райцентра — города Бузулук Чкаловской (ныне — Оренбургской) области. В 1943 году возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126. В 1945 году Высоцкий пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы. Здание бывшей школы находится по адресу проспект Мира, 68 с3.

После развода родителей, в 1947 году, Владимир переехал жить к отцу и его второй жене — Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой (урождённая Мартиросова) (1918—1988 гг.), которую сам Высоцкий называл «мама Женя» и позже даже крестился в армянской апостольской церкви, чтобы подчеркнуть особое к ней отношение. В 1947 — 1949 годах они проживали в г. Эберсвальде (Германия), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано.

В октябре 1949 года он вернулся в Москву и пошёл в 5-й класс мужской средней школы № 186 (в настоящее время там, по Большому Каретному переулку, дом 10а, располагается главный корпус Российской правовой академии Минюста). В это время семья Высоцких жила на Большом Каретном переулке, 15, кв. 4. (На доме установлена мемориальная доска, выполненная московским архитектором Робертом Рубеновичем Гаспаряном, — первая, ещё в советское время, памятная доска всенародного кумира). Этот переулок увековечен в его песне «Большой Каретный».

С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра.

С 1955 по 1963 гг. Высоцкий жил у матери сначала на 1-й Мещанской 126, а затем, в построенном в 1956 г. на этом месте новом доме, на проспекте Мира 76, в квартире 62 на четвёртом этаже. Владимир также проводил много времени на Большом Каретном в компании друзей. Он посвящал им эпиграммы. По воспоминаниям об этом времени в 1964 г. им была написана песня со словами «Ведь в Каретном ряду первый дом от угла — Для друзей, для друзей».

Одна из легенд о Владимире Высоцком повествует, что решение об уходе из МИСИ было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого, Игорем Кохановским, было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут, якобы, Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии — с остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это — не моё…». Заявление Высоцкого об отчислении из института по собственному желанию было подписано 23 декабря 1955 года.

С 1956 по 1960 год Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «19 из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).

Во время учёбы на первом курсе В.Высоцкий познакомился с Изой Жуковой, на которой женился весной 1960 года. В 1960—1964 годах Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Т. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном — эпизодических. В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой (официально брак был зарегистрирован в 1965 году). В конце 1963 года Высоцкий с матерью получили квартиру на улице Шверника, дом 11, корпус 4, квартира 41, где у Владимира и Людмилы родился второй сын Никита (дом был снесен при перестройке микрорайонов из пятиэтажек в 1998 году). Когда в 1968 году супруги расстались, Высоцкого уже знала вся страна по песням из кинофильма «Вертикаль», в котором он снимался.

Своё первое стихотворение «Моя клятва» Высоцкий написал, будучи учеником 8 класса, 8 марта 1953 года. Оно было посвящено памяти Сталина. В нём поэт высказывал чувство скорби по недавно умершему вождю. В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Песня «Татуировка», написанная 27 июля 1961 года в Ленинграде, многими считается первой. Неоднократно таковой её называл и сам Высоцкий. Эта песня положила начало циклу «блатной» тематики. Однако существует песня «49 дней», датируемая 1960 годом, о подвиге четырёх советских солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Отношение автора к песне было весьма критичным: в автографе ей дан подзаголовок «Пособие для начинающих и законченных халтурщиков», с пояснением в конце, что «таким же образом могут быть написаны» стихи на любые актуальные темы. «Надо только взять фамилии и иногда читать газеты». Но, несмотря на то, что Высоцкий как бы исключал эту песню из своего творчества (называя «Татуировку» первой), известны фонограммы её исполнений в 1964—1969 гг.

Проработав менее двух месяцев в Московском театре миниатюр, Владимир безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Поэтическое и песенное творчество, наряду с работой в театре и кино, стало главным делом его жизни. В театре на Таганке В. С. Высоцкий проработал до конца жизни. В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 года).

Летом 1969 года у Высоцкого был тяжёлый приступ, и тогда он выжил только благодаря Марине Влади, которая в это время была в Москве. К счастью, врачи привезли Высоцкого в Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского вовремя, ещё несколько минут задержки — и он бы не выжил. Врачи боролись за его жизнь 18 часов. Выяснилось, что причиной кровотечения явился лопнувший в горле сосуд, но в театральных кругах некоторое время ходили слухи о его другой тяжёлой болезни.

В ноябре 1971 года в театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Гамлет» по одноимённой трагедии Шекспира (режиссёр — Ю. П. Любимов), главную роль в котором исполнил Высоцкий.

В 1975 году Высоцкий поселился в трёхкомнатной кооперативной квартире площадью 115 м² на 8 этаже в только что построенном 14-этажном кирпичном доме на Малой Грузинской улице, 28, квартира 30.

Высоцкий дал более тысячи концертов в СССР и за рубежом.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть чем оправдаться перед Ним.

Светлая память поэту!

Кончина В. Высоцкого, о которой известно достаточно много, по сегодняшний день остаётся загадкой, поскольку её обстоятельства покрыты туманом и известны только со слов различных людей, заинтересованных говорить неправду. Так, можно разыскать большое количество свидетелей, которые были в его квартире в тот день, которым известны все разговоры, тех, кто сообщил М. Влади и его матери и так далее. Но на самом деле никто не знает, какая истинная причина смерти Высоцкого.

Слухи о гибели этого гениального человека часто возникали задолго до происшедшего. Одни утверждали, что он вскрыл вены, иные - что он застрелился. Сплетни рождались с молниеносной скоростью. На самом деле Владимир неоднократно лежал в реанимации, пережил несколько попадал в автомобильные аварии. А когда находился в гостях у Абдулова, ему резко стало плохо, но скорая помощь не хотела его везти, поскольку медики боялись, что актёр умрёт в пути.

Точная причина смерти Высоцкого не была установлена, так как его родственники отказались от проведения вскрытия. Одни данные говорят о том, что он умер от наркотиков и алкоголя, иные утверждают, что от самоудушения, но в медицинском заключении написано - острая сердечная недостаточность.

О проблеме барда с наркотиками знали многие, равно столько, сколько и об алкогольной зависимости. В своё время Владимир Семёнович лежал в больницах с целью излечения от этого недуга, использовал многие народные методы, но всегда срывался.

Восемнадцатого июля 1980 года актер Высоцкий сыграл свою последнюю роль в Театре на Таганке. Уже тогда его состояние было плохим. Уже через несколько дней оно ухудшилось, и двадцать четвёртое июля стал последним днём его жизни. В тот день Владимир пребывал почти в бессознательном состоянии, он предчувствовал свою кончину.

Артист умер в разгар Олимпийских игр, которые проходили в столице России. По этой причине власти пытались скрыть данный факт от людей. И только «Вечерняя Москва» и «Советская Россия» написали небольшие некрологи, в которых указывалась причина смерти Высоцкого - инфаркт.

Владимира Семёновича в последний путь провожало около сорока тысяч человек. Ещё несколько дней после похорон люди не расходились.

О кончине барда и о предшествующих этому событиях рассказывает документальный фильм В. Манского «В. Высоцкий. Смерть поэта», который вышел через шесть лет. В нём раскрывается борьба актёра с болезнью, которая прогрессировала в последние месяцы его жизни. По мнению авторов фильма, каждый волен сам решать, какая причина смерти Высоцкого, однако, не могут претендовать на истину. Они имеют надежду на то, что попытка донести правду до зрителя об обстоятельствах кончины не будет их шокировать. Ведь сам поэт любил правду и ненавидел ложь.

Фильм Манского взволновал общественность. Стоял вопрос о том, необходима ли такая правда о Владимире Семёновиче Высоцком, не станет ли она порочить светлый образ кумира миллионов людей? Однако режиссёр отвечал, что документалист не может быть неженкой, поскольку каждый раз раскрывает истинные обстоятельства жизни людей.

На памятнике, расположенном на стоит дата рождения Высоцкого- 25.01.1938 и дата его гибели - 24.07.1980.

Не стало автора и исполнителя песен, актёра и автора многих произведений, лауреата Государственной премии и любимца миллионов людей. По итогам опросов, В. Высоцкий занимает второе место в списке кумиров двадцатого столетия после Ю. Гагарина.

Таким образом, до настоящего времени нет точных данных о причинах гибели поэта. На сегодняшний день в свет выходит много фильмов, рассказывающих о жизни и творчестве Владимира Семёновича. От чего же он умер, пусть каждый решает сам.

И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы, поднять не смея глаз, -
Мы тоже дети страшных лет России,
Безвременье вливало водку в нас.

В последний период жизни вокруг Высоцкого собрались, мягко говоря, очень странные люди. Друзья по театру или те, кого он знал с детства ушли, а остались какие то жулики, бессовестно наживавшиеся на его таланте и склонности к наркоте. Очевидно, что это были в первую очередь люди, способные достать наркоту. Особое внимание тут вызывают Янклович, администратор и импрессарио, и Федотов, кандидат медицинских наук, фактически личный врач Высоцкого. Именно он находился рядом с ВВ в ночь, когда тот умер.

Эта ночь - вообще загадка. Есть рассказы о последних часах сына Высоцкого, Аркадия, его девушки, Оксаны, собственно Федотова и еще ряда лиц. Сопоставляя их можно только удивляться. Итак, что же случилось?

Около полуночи к Владимиру Высоцкому приехал сын Аркадий, довольно взрослый молодой человек, поступавший в это время в ВУЗ. Аркадий пытался зайти в квартиру. Его не пустили. В это время, по его словам, "там уже была какая-то истерика, произошел какой-то скандал... У Валерия Павловича (Янкловича) прыгала челюсть" . За спиной Янкловича видны были сосед Высоцкого, живший сверху, Нисанов и фельдшер Годяев, один из поставщиков наркоты.

Однако если верить Оксане, 19 летней девице, с которой у 42 летнего Владимира Высоцкого был в это время роман, "никакого скандала там не было" . При этом Оксана обмолвилась меж делом, что Высоцкого "прибинтовали" к тахте. Правда позднее она его "уже развязала" . Зачем прибинтовали? "Чтобы он не рвался" . Куда Высоцкий "рвался" и зачем Оксана не об"ясняет.

Янклович уехал домой во втором часу ночи. Ему "надо было отдохнуть, привести себя в порядок, - у меня уже сил не было... Все это длилось почти неделю... (он) все время ждал Федотова..."

Приезжает А.Федотов.

Около двух часов ночи сосед Нисанов "по просьбе Федотова принес шампанское и ушел спать" .

Далее, по словам Федотова, произошло следующее:
"Я сделал укол снотворного... Час, два... Володя все маялся... Потом затих. Ну, думаю, уснул... Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате...

А я был со смены - уставший, измотанный. Прилег и уснул - наверное, часа в три.

Проснулся от какой-то зловещей тишины - как будто меня кто-то дернул. И к Володе! Зрачки расширены, реакции на свет нет. Я давай дышать (делать искусственное дыхание "рот в рот". - В.П.), а губы уже холодные... Поздно.

Судя по клинике, был острый инфаркт миокарда... Я - будить Оксану! Сам растерялся, конечно. А она - в истерику! Раза три в обморок падала. Я совладал с собой - по щекам ее... Водой отливал... Я понимал, что лишних людей тут не должно быть:
- Ну-ка, давай - собирайся быстренько!
Отправил ее...тут же я позвонил Янкловичу, Туманову... Вызвал ментов, чтобы не было слухов... Есть протокол - "ненасильственная смерть"... Пока Вадим и Валера ехали, пришли менты... Когда? Я кинулся к Володе в полпятого... Пока обзванивал... Еще вызвал "скорую" - для очистки совести... Да... Бросился я к нему, к Высоцкому... А он - труп! Что делать?" .

А теперь посмотрим, что говорила об этой ночи сама Оксана:

"не знаю почему, но Толя (Федотов) Володину кровать, на которой его и прибинтовали - нет, я уже все развязала... Эту кровать он перенес из маленькой комнаты в большую. Один перенес, и Володю перенес туда - и положил туда... По-видимому, он что-то такое успокоительное колол... Или дал выпить? Я не знаю, но Володя все время стонал... Все время какие-то звуки. А тут очень быстро прекратились всякие звуки...
И вот я пошла спать, говорю Толе:
- Толя, ты не будешь спать?
- Я посижу, ты иди поспи..
И я пошла... А тут прекратились всякие звуки - поэтому я и заснула. Потому что мертвая тишина! Ну, думаю, - Володя заснул, и я могу поспать...
Легла... И как мне показалось - прошло одно мгновение! Как бывает, когда глаза закрыл, сразу заснул, а тебя тут же разбудили. Вот такое состояние... Но, наверное, прошло часа два или час... Ну очень мало времени, потому что я ушла спать часа в два. .. Я заснула, потому что наступила мертвая тишина...
Мне кажется, что как только я заснула, влетел Толя:
- Оксана! Володя умер!
Я ничего не понимаю, вскакиваю и бегу туда, вижу - лежит Володя.
- Толя! Давай делать искусственное дыхание!
- Все! Ему уже поздно!
То есть он дал ему это лекарство - и заснул! И здесь, на диване в большой комнате и уснул. А когда проснулся - увидел, что Володя уже мертвый. Значит, минут сорок прошло.
...
И когда я влетела в комнату, я взяла Володю за руку. А когда я отняла свою руку, остались отпечатки моих пальцев. То есть на его руке остался след. Он уже не был теплый, он был холодный! Все! Уже покойник!
И у него были открыты глаза! То есть Володя не спал, когда умер. Значит, он умер не во сне... Вот так...
А почему Володя оказался в большой комнате? Может быть, он его раньше перенес? (Об этом же говорит и В.П.Янклович.)

В столовой оставалась недопитая бутылка водки... А в большой комнате она стояла уже пустая. Толя ее допил. И может быть, он хотел посмотреть телевизор? А может быть, в шоке - после смерти перенес его туда... Но зачем? Он же ко мне не сразу прибежал...
- Толя, надо делать искусственное дыхание!
- Поздно! Я уже пробовал. Я уже пытался все сделать.
Володя был уже холодный. И даже чувствовался легкий сладковатый запах. Значит, прошло часа полтора-два
Толя (Федотов) все это выдумал. Я никуда не уезжала, я осталась. Толя ведь - истерик. Я была собрана как никогда. Он ничего не мог делать. Я позвонила Боровским.."

Еще один знакомый Высоцкого, Туманов, утверждает однако что ему, по его словам, "без двадцати четыре " позвонил Федотов со словами "- Вадим! Володя умер!"
Такое же время указывает и Владимир Коган - фельдшер реанимобиля, работник института Склифосовского: "А ночью - часа в четыре утра - прямо к нам прибежал Валерий Янклович:
- Володе плохо!"

Итак, если верить времени указаному этими свидетелями, а также словам Оксаны, то самое позднее в 3:40 Высоцкий был уже мертв, и к тому же холодный и со сладковатым запахом, так, что "прошло часа полтора-два". Это при том, что Нисанов около двух ночи принес шампанское.

"Я ездил в поликлинику... Мы это проделали гениально... Я говорю, что наблюдал... Что кандидат наук... Она - раз! И подписала...

Свидетельство о смерти... Мы там написали... "Смерть наступила во сне... В результате абстинентного синдрома и острой сердечной недостаточности... Склероз венечных сосудов сердца..."

Как без вскрытия? Я же долго лечил его... Наблюдал агонию... А было бы вскрытие, - увидели бы следы уколов...

А в карточке я написал: "Страдал хроническим алкоголизмом... Развилась миокардиодистрофия". Да, когда я оформлял свидетельство о смерти, заметил, что в карточке всего одна запись - один раз обращался в поликлинику... Флегмона - подкожное заражение... Запись сделана примерно за месяц до смерти".

ВРАЧЕБНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О СМЕРТИ
По книге ЗАГСа, запись N 2239.

1. Место смерти (область, край, республика) - РСФСР
Район - Краснопресненский, город - Москва.
Смерть последовала в стационаре, дома, в другом месте (подчеркнуть) - дома.
Где: ул. М.Грузинская, 28, кв.30.

2. Место постоянного жительства умершего:
(для приезжих - область, край, республика) - РСФСР, район - Краснопресненский, город - Москва.

3. Фамилия, имя, отчество умершего:
Высоцкий Владимир Семенович.

4. Пол: мужской, женский (подчеркнуть) - мужской.

5. Дата рождения: год - 1938, месяц - январь, число - 25.

6. Смерть произошла от заболевания, несчастного случая на производстве, убийства, самоубийства, род смерти не установлен (подчеркнуть) - заболевания.

7. Причина смерти (заболевание или осложнение основного заболевания) - а) острая сердечно-сосудистая недостаточность.

8. Заболевание, вызвавшее или обусловившее непосредственную причину смерти: - б) атеросклероз венечных артерий сердца.

9. Причина смерти установлена: врачом, установившим смерть; врачом, лечившим умершего; судебно-медицинским экспертом; врачом-хирургом; патологоанатомом (подчеркнуть) - врачом, установившим смерть.

10. Врачебное свидетельство выдано:
а) наименование медицинского учреждения: поликлиника N 174.
б) Ф.И.О. врача, выдавшего свидетельство о смерти: тер. Ильиных.

Фото сделаное Нисановым. Возле трупа Высоцкого слева на право: Янклович, Туманов, актер Абдулов, фельдшер Годяев

Ввиду того, что вскрытие не производилось настоящей причины смерти В. Высоцкого мы, видимо, никогда не узнаем...

Марк Цыбульский (США) (Copyright © 2003)

ПОЧЕМУ УМЕР ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

Заметки врача

В газете "Взгляд" (Сан-Франциско, США, 23-29 января 1999 года, № 337) был опубликован материал под заголовком "Почему умер Владимир Высоцкий", представляющий собой сокращённый вариант беседы журналиста В.Перевозчикова с хорошо знавшим Высоцкого доктором С.Щербаковым. За последние девять лет это интервью (так же, как и беседы того же журналиста с коллегами Щербакова Л.Сульповаром и А.Федотовым) было перепечатано более десяти раз на пространстве от Сыктывкара до Сан-Франциско.

Меня всегда удивляло: почему такой жгучий интерес вызывает описание последних дней жизни Высоцкого, и почему никто из пишущих о нём ни разу не попытался выяснить, а что же, собственно, привело человека к смерти в 42 года?

Ответ, вроде бы, лежит на поверхности - алкоголизм и наркомания. Именно так отвечают и В.Перевозчиков, автор книги "Правда смертного часа" (Москва, 1998 г.), и П.Солдатенков, создатель документального фильма "История болезни".

Да, разумеется, Высоцкий страдал и тем, и другим, но это ещё не ответ на вопрос, ибо неясно, - а что привело его к этим недугам? Обычно говорят: официальное непризнание, отказ в праве называться поэтом, невозможность делать в искусстве то, что хотелось бы.

Да, конечно, и это тоже, но, осмелюсь заметить, не это главное. Не забудем, что впервые Высоцкий лечился от алкоголизма в мае 1964 года. В то время на его счету не было ещё ни одной значительной театральной роли, а самой серьёзной была песня "На братских могилах", которая, несмотря на все её достоинства, вряд ли может быть причислена к поэтическим вершинам Высоцкого.

Я - врач, специализирующийся в психиатрии. С одной стороны, мне легче других оценить душевные проблемы Высоцкого. С другой же, - существуют этические принципы. Врач-психиатр попросту не имеет права ставить диагноз на основании рассказов других людей, для этого необходимо тщательное обследование больного. Так что данные заметки следует рассматривать как личное мнение психиатра, отдавшего более двадцати лет изучению жизни Владимира Высоцкого, и ни в коем случае не придавать им значения истины в конечной инстанции.

Возможно, что кто-то из моих коллег не согласится с моим предположением, основанным на изучении литературы, посвящённой Высоцкому. А предположение такое: я считаю, что Владимир Высоцкий страдал заболеванием, известным в современной американской психиатрии под именем Bipolar Affective Disorder (BPAD), а в Советском Союзе носившем название "маниакально-депрессивное состояние".

Чтобы читателю, далёкому от психиатрии, были понятны дальнейшие рассуждения, я должен хотя бы в самых общих чертах пояснить, что представляет собой это заболевание, которым, к слову сказать, страдали личности и неординарные, вроде премьер-министра Великобритании У.Черчилля, и даже гениальные, - например, Моцарт и И.-С.Бах.

Для постановки диагноза BPAD требуется наличие хотя бы одного эпизода мании либо гипомании (о диагностических признаках этих состояний и об их отличиях друг от друга я расскажу ниже). Обычно, наряду с эпизодами мании больные страдают от периодической депрессии. Заболевание может протекать очень тяжело, особенно если периоды нормального настроения между двумя приступами болезни коротки (это случается при так называемых "быстрых" циклах). Не случайно наибольшее число самоубийств, включая неудавшиеся суицидальные попытки, приходится на долю страдающих данной патологией. Не случайно и другое: процент наркоманов и алкоголиков среди больных BPAD значительно превышает показатели общей популяции. И это, конечно же, объяснимо: больные пытаются лечить себя сами. Страдающие депрессией взвинчивают себя стимуляторами, вроде эфедрина и кокаина, а находящиеся в состоянии мании стараются алкоголем либо препаратами морфинового ряда успокоить бешено работающий мозг.

Всё это было бы не так страшно, если бы не развивающаяся весьма быстро лекарственная зависимость: алкоголь и наркотики делаются необходимыми уже вне зависимости от течения основного психиатрического заболевания.

Что представляет собой депрессия, понятно из общих соображений. О мании же следует сказать особо. Согласно современной американской классификации, к симптомам мании относятся:
- повышенное самоуважение, ощущение грандиозности своих замыслов,
- пониженная потребность в сне (2-3 часа сна - и больные чувствуют себя прекрасно отдохнувшими),
- повышенная потребность говорить (иной раз больного невозможно перебить),
- полёт идей: мысли бегут, сменяя друг друга, так что больной не может сконцентрироваться на чём-то одном (так сказать, "эскадрон моих мыслей шальных"),
- рассеянность,
- способность работать долгие часы, не ощущая усталости,
- удовлетворение своих потребностей без оценки возможных последствий (например, трата сумм во много раз больших, чем больной может себе позволить, вождение машины на огромной скорости, неразборчивость в половых связях и т.д.).

При этом больной испытывает эйфорию либо, наоборот, постоянное раздражение.
Признаки гипомании те же, но выражены они слабее и продолжаются меньше (до четырех дней, в отличие от полной мании, которая без лечения может продолжаться неделю, две или даже дольше.) Иной раз окружающие даже не замечают, что больной находится в состоянии гипомании. Кстати, многие пациенты считают это состояние наилучшим. Они стараются принимать медикаменты в дозах меньших, чем предписано психиатром, дабы удержать себя в гипомании. К сожалению, дело обычно кончается срывом в полную манию.

А теперь попробуем соотнести изложенное выше с известными нам фактами биографии Высоцкого и подумаем, допустимо ли предположение о наличии у него маниакально-депрессивного состояния.

Как сказано выше, впервые Высоцкий на лечении от алкоголизма оказался в мае 1964 года. Было ему тогда 26 лет. Будем откровенны - в этом возрасте выпивают (и, иной раз, весьма прилично) процентов девяносто российских мужчин, и при этом никаких неприятностей со здоровьем не имеют. Высоцкий же так рано стал алкоголиком. Почему? Ведь ни мать, ни отец, ни довольно многочисленные родственники по мужской линии (о родственниках матери известно меньше) этим недугом не страдали, так что на отягощённую наследственность сослаться нельзя. С другой стороны, известно, что BPAD обычно начинается в 20-25 лет. Разумеется, это не даёт оснований решительно заявить, что Высоцкий пытался смягчать алкоголем маниакальные состояния, но как рабочую гипотезу принять такое предположение допустимо.
Досаднее всего, что эта мысль долго не посещала психиатров, лечивших Высоцкого. По воспоминаниям врача-психиатра М.Буянова, общавшегося с Высоцким, когда тот во второй раз попал на лечение от алкоголизма (ноябрь 1965 г.), заведующая отделением сказала: "Высоцкий - отпетый пьяница, такие способны на всё", а лечащий врач добавила: "Вначале ему ставили "психопатию, осложнённую бытовым пьянством", но вскоре сменили диагноз на "хронический алкоголизм"". 1*

Диагноза "психопатии" в современной психиатрии не существует. В Советском Союзе этот диагноз, так же как и "вегетососудистая дистония" в терапии, служил своего рода "мусорной корзиной", куда автоматически "сбрасывались" все заболевания, в которых врачи не сумели разобраться.
Заметим, однако, что какие-то подозрения о наличии у Высоцкого психопатологии у врачей всё-таки были. Лечили же Высоцкого в психиатрических больницах только от алкоголизма. На какое-то время это давало результат, но основная болезнь развивалась по своим законам.

Неизвестно, к какому именно году, но, во всяком случае, к началу их совместной жизни с Высоцким (конец 1960-х - начало 1970-х гг.) относятся такие строки, написанные Мариной Влади в книге "Владимир, или Прерванный полёт": "...Твоё состояние начинает наконец беспокоить собутыльников. Сначала им так приятно быть с тобой, слушать, как ты поёшь... Но всегда наступает время, когда, наконец уставшие, протрезвевшие, они видят, что вся эта свистопляска оборачивается кошмаром. Ты становишься неуправляем, твоя удесятерённая водкой сила пугает их, ты уже не кричишь, а воешь". 2*

Здесь спутана причина со следствием: огромные дозы алкоголя выпивались Высоцким не для поддержания энергии, а для её подавления, - но основная идея верна. Находиться рядом с больным в состоянии мании трудно, тем более трудно принимать участие в кутежах - силы неравные.
Бывал ли Высоцкий в состоянии депрессии? Опять-таки, точных данных у меня нет, могу лишь предположить, что ответ на этот вопрос будет положительным.

В самом конце 1969 или же в начале 1970 г. (установить точнее не представляется возможным) Высоцкий, находясь в Одессе, приехал на теплоход "Грузия", которым командовал его друг А.Гарагуля. Каким было это время в жизни Высоцкого? Ответим так: нелёгким, но и не самым худшим. Последствия зубодробительных статей в советской прессе (всем памятна "О чём поёт Высоцкий?", но были и другие) ещё чувствовались, но всё-таки, мало-помалу Высоцкого стали приглашать на выступления, что было не только приятно для самолюбия, но и весьма ощутимо помогало в финансовом плане. В театре Высоцкий получил ещё одну главную роль - лётчика Янг Суна в "Добром человеке из Сезуана", - роль, о которой он долго мечтал. За 1969 год было написано более пятидесяти (!) поэтических произведений, в числе которых "Человек за бортом", "Ноль семь", "Сыновья уходят в бой" и другие. Отношения с Мариной Влади, возможно, не всегда были гладкими, но дело шло к свадьбе (бракосочетание состоялось 1 декабря 1970 г.). Так что, в целом, всё хорошо?

Плохо! Записка к капитану Гарагуле, которого не оказалось ту ночь на борту, заканчивается словами: "Толя! Мне очень плохо! Толя! Худо мне! Наверное, надо кончать! Кончать всё!". 3*
Не свидетельствует ли этот текст, что записка написана в состоянии тяжелейшей депрессии, когда автор её всерьёз подумывал о самоубийстве?

Но вот, наконец, кто-то по-настоящему задумался о состоянии Высоцкого и назначил, как я понимаю, абсолютно правильное лечение. Читаем в дневниках актёра В.Золотухина: "19.02.71 г. Володя во Владивостоке, улетел к китобоям. Сказал Митте (А.Митта - кинорежиссёр - М.Ц.) - на 5 дней. Объяснил так: "Принимая депрессант, я не могу репетировать. Бросил принимать - поднялось возбуждение. Надо лететь"". 4*
В.Золотухин допустил неточность медицинского характера: депрессантов в медицине нет, - есть антидепрессанты, - хотя, конечно, существуют препараты с депрессивным эффектом. В данном же случае речь, очевидно, идёт о препарате из группы стабилизаторов настроения. Эти препараты используются при лечении BPAD.
Даже сегодня выбор у психиатров относительно невелик, а тогда, в 1971 году, в распоряжении у них был только литий. Литий и теперь используется чаще других медикаментов этой группы, хотя у него немало побочных эффектов (возможно, были они и у Высоцкого).
В остальном же объяснение Высоцкого, приводимое Золотухиным, как будто списано из медицинского учебника. Для человека, побывавшего в мании, всё, что ниже гипомании, - уже депрессия. Для творческой личности - особенно. Потому-то и не мог репетировать Высоцкий - не хватало творческого экстаза. А без лечения гипомания быстро возвращалась.

Но почему Высоцкому надо было отправиться так далеко, - во Владивосток? Почему бы не съездить, скажем, в подмосковные Подлипки или хотя бы в Ленинград? Не всё ли равно, куда ехать?
Не всё равно! Если предположение о наличии у Высоцкого BPAD верно, то его поведение полностью укладывается в диагностические рамки. Вспомните признаки мании, приводимые в начале статьи. Одним из них является ощущение грандиозности замыслов. Поездка за десятки тысяч километров вовсе не то же самое, что поездка в соседний город. Тут всё дело в размахе. (Не случайно многие маниакальные больные, лишённые возможности ехать в дальние путешествия, звонят родным и знакомым, живущим за тысячи миль от них. Счета за телефонные разговоры бывают просто астрономическими, знаю это из собственного врачебного опыта).
Рамки статьи не позволяют привести все описанные в литературе, посвящённой Высоцкому, случаи его внезапных отъездов. Подчеркну лишь, что такие описания есть, так что случай, рассказанный Золотухиным, отнюдь не единственный.

Совершенно классическое описание начала мании у Высоцкого приводится в книге актрисы А.Демидовой. В её дневниках мы находим такие строки: "5 сентября. Высоцкий нервен. Ощущение, что всё время куда-то опаздывает. Везде ведёт себя, как хозяин. Говорить с ним сейчас о чём-нибудь бесполезно - не слышит. Его несёт. 12 сентября. Злой Высоцкий. Общение с ним в таком состоянии невозможно... 13 сентября. Высоцкий не может усидеть на месте больше пяти минут - чувствую, что сорвётся. 14 сентября. Высоцкий запил". 5*

Произошло это на гастролях Театра на Таганке в Вильнюсе в 1974 году. В.Смехов рассказывал мне, что состояние Высоцкого было ужасным, его ни на минуту нельзя было оставить одного. При нём неотлучно находился его друг, таганский актёр И.Дыховичный. Возможно, это подарило Высоцкому ещё шесть лет жизни, поскольку больные в мании (хотя и реже, чем в депрессии) могут совершить самоубийство.

Я не могу исключить, что попытка самоубийства была у Высоцкого ровно через год, в сентябре 1975 года. Тогда, в самом конце гастролей Театра на Таганке в Болгарии, Высоцкий снова запил. В начале октября театр отправился на гастроли в Ростов-на-Дону. На фотографиях, сделанных там, видно, что оба запястья Высоцкого перевязаны бинтами.

Общавшиеся с Высоцким в те дни помнят его объяснения: "Упал с лошади", "обжёгся на съёмках", "упал на стропила во время съёмок".
Таганский актёр Д.Межевич, заметив, что в конце болгарских гастролей и в Ростове у Высоцкого было "нехорошо на душе", ничего относительно повязок не сказал. "У меня есть некие домыслы, но я оставлю их для себя". 6* В.Смехов сказал мне, что уже не помнит, откуда взялись повязки.

Попробуем порассуждать. Объяснения Высоцкого явно истины не содержат - возможность повредить одновременно два запястья весьма маловероятна. К тому же на фотографиях видно, что у него просто перевязаны руки, что не имеет смысла: при переломах накладывается гипс, при растяжении связок - повязки-"восьмёрки", сводящие до минимума движения в лучезапястных суставах, что, естественно, уменьшает боль. (Разумеется, при растяжении связок играть на гитаре невозможно, а Высоцкий, находясь в Ростове, дал несколько концертов). А вот то, что люди, желающие вскрыть себе вены, чаще всего режут именно запястья, врачи хорошо знают. Снова подчеркну: истина мне не известна, но повязки на обеих руках вызывают вполне определённые подозрения.

Кстати, врач С.Щербаков в беседе, перепечатанной в газете "Взгляд" сказал, что ему известно (выделено мной - М.Ц.) о нескольких суицидальных попытках Высоцкого.

В сотнях статей, посвящённых Высоцкому, говорилось, что он много писал по ночам, что вообще он спал не более четырёх часов. При этом никто не задумывался: а почему человек так мало спал? Разумеется, по три-четыре часа Высоцкий спал отнюдь не всегда, это журналистское преувеличение, но описание множества эпизодов (данных разными людьми, но очень похожих друг на друга) того, как Высоцкий мог оставаться бодрым по несколько суток почти без сна, наводят на подозрение о наличии у него BPAD. К тому же это своеобразный порочный круг: недостаток сна провоцирует манию, а мания ведёт к уменьшению потребности в сне.

Кстати, у людей, предрасположенных к мании, вызвать её могут и лекарственные препараты, обладающие возбуждающим действием. В связи с этим большой интерес представляет случай, рассказанный мне скульптором Э.Неизвестным.

Когда Высоцкий был на гастролях в США в январе 1979 г., он посетил скульптора в его мастерской. Один из находившихся там студентов предложил Высоцкому покурить марихуану. "Володя сделал пару затяжек и внезапно впал в форменное безумие - лез драться, срывал с себя одежду. Потом кто-то вызвал знакомого врача, тот Володю увёз".
Теоретически такое возможно, практически - вряд ли. Во-первых, Высоцкий уже был знаком с марихуаной (об этом писала Марина Влади), во-вторых, он использовал наркотики морфинового ряда, значительно более сильные, марихуана же - "мягкий" наркотик. Вероятнее другое, - Высоцкому предложили (случайно или умышленно) не марихуану, а кокаин или амфетамин. Это сильнодействующие возбуждающие препараты. У обычных людей они приводят к состоянию эйфории, у Высоцкого же вызвали сильнейшую манию с психозом.

Психоз - состояние, при котором нарушается восприятие реальной жизни. Это состояние сопровождается бредом, нарушением памяти, галлюцинациями (комбинации симптомов могут быть различными). Психоз встречается при различных психиатрических заболеваниях, в том числе и при BPAD. Причём слуховые галлюцинации у маниакально-депрессивных больных обычно отличаются тем, что в голове звучит только один голос, и этот голос обращается к больному. Это противоположно слуховым галлюцинациям при шизофрении, когда больной слышит несколько разговаривающих между собой голосов.
Во время своих последних гастролей в июне 1980 года в Калининграде Высоцкий жил в одном гостиничном номере со своим администратором Н.Тамразовым. Через много лет Тамразов рассказал в интервью, как Высоцкий однажды прервал разговор и спросил: "Хочешь, я тебе расскажу, какой чудак ко мне приходит?" Володя кладёт голову на подушку и начинает рассказывать. Какие у него губы, какой нос, подбородок... Володя мог с ним разговаривать!".

Таковы мои предположения относительно причин болезни и смерти Владимира Высоцкого. При этом я вовсе не хочу сказать, что если бы болезнь была своевременно распознана, и Высоцкий всё время находился под наблюдением психиатра, то он был бы жив и сегодня. Во-первых, в истории, как известно, нет сослагательного наклонения, во-вторых, по новейшим данным, долговременная ремиссия даже при оптимальном лечении возможна не более чем в 30% случаев. Однако шансы на продление его жизни были бы, безусловно, гораздо более весомыми.

Сайт: www.v-vysotsky.narod.ru


______________________________________________________

1 - Цитируется по газете "Версия-Плюс", Минск, 1995 г., №5.
2 - Марина Влади. "Владимир, или Прерванный полёт", Москва, "Прогресс", 1989 г., стр. 34.
3 - Цитируется по изданию "Владимир Высоцкий. Собрание сочинений в 7-и томах", Германия, 1994 г., том 6, стр.400.
4 - В.Золотухин. "Дребезги", Москва, 1991 г., стр.253.
5 - А.Демидова. "Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю", Москва, 1989 г., стр.107-108.
6 - газета "Эксклюзив", Киев, 1995 г. №20, стр.3.
7 - Цитируется по книге "Живая жизнь", часть 3-я, Москва, 1992 г., стр. 153-154.

10.05.05

Обсудите статью в