Перкуссия брюшной полости. Методы исследования живота: осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Методы пальпации желудка

  • Дата: 19.07.2019

К формам занятий лечебной физической культурой относятся:

    утренняя гигиеническая гимнастика;

    занятия лечебной гимнастикой (групповые и индивидуальные);

    самостоятельные занятия;

    лечебная ходьба;

    терренкур;

    спортивные упражнения и спортивные игры;

    массовые формы физкультурной работы (физкультурные праздники, соревнования).

Утренняя гигиеническая гимнастика проводится непосредственно после сна в стационарах (больницах, клиниках, госпиталях), санаториях и самостоятельно в домашних условиях.

Утренняя гигиеническая гимнастика оказывает общетонизирующее действие, повышает обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствует более быстрому переходу от сна к бодрствованию. Длительность занятий зависит от контингента больных и условий проведения (в палате, на спортивной площадке) и составляет в среднем 10-20 минут. В условиях санаторно-курортного лечения утреннюю гимнастику следует проводить на открытой площадке, с музыкальным сопровождением, по возможности сочетая с прогулкой и последующей водной процедурой.

Занятия лечебной гимнастикой - основная форма занятий ЛФК . Лечебная гимнастика проводится в стационаре, поликлинике, санатории (в стационаре и санатории обычно ежедневно, а в поликлинике через день). Длительность индивидуальных занятий 10 - 15 минут, групповых - 30 - 45 минут. Занятия лечебной гимнастикой решают задачи общего укрепления организма (общетонизирующее влияние, предупреждение осложнений, особенно при постельном режиме) и специальные лечебные задачи, которые зависят от диагноза, стадии болезни и пр.

По возможности больных следует объединить в общие группы в зависимости от характера заболевания и стадии его протекания, так как групповые занятия можно проводить более эмоционально и интересно, включая упражнения со снарядами, игры.

Занятие лечебной гимнастикой состоит из вводной, основной и заключительной частей .

Вводная часть составляет 10 - 20% времени всего занятия. Упражнения вводной части оказывают тонизирующее влияние на организм больного, создают положительные эмоции, способствуют подготовке организма к нагрузке в основной части занятия. К средствам вводной части относятся элементарные упражнения для верхних и нижних конечностей и туловища, дыхательные упражнения, ходьба, упражнения на внимание, малоподвижные игры.

Основной части занятия лечебной гимнастикой отводится 60-80% времени. Задачи основной части конкретизируются в зависимости от заболевания. Главное внимание уделяется улучшению трофики, формированию компенсаций или восстановлению функции. Средства основной части: общеразвивающие и специальные для данного заболевания упражнения. Удельный вес последних зависит от двигательного режима больного. Кроме того, могут использоваться ходьба, упражнения на снарядах, игры, прикладные упражнения.

Заключительная часть занимает 10-20% времени всего занятия. Задача заключительной части - снижение физиологической нагрузки, нормализация функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Средства: гимнастические упражнения с незначительной нагрузкой, ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на внимание и на расслабление.

Самостоятельные занятия . Для повышения эффективности лечебной физической культуры больным могут быть рекомендованы самостоятельные занятия. Специальный комплекс физических упражнений предварительно показывает инструктор, затем больной выполняет их в его присутствии. Комплекс следует выполнять 3-5 раз в день (в стационаре или в домашних условиях). Такие задания приобретают особое значение при травмах опорно-двигательного аппарата, заболеваниях центральной и периферической нервной системы.

Лечебная ходьба проводится в виде дозированной ходьбы или прогулок. Особенности лечебной ходьбы заключаются в возможности точно дозировать нагрузку по пройденному расстоянию, скорости, числу и длительности остановок для отдыха. Особенно точная дозировка с постепенным увеличением нагрузки при ходьбе должна соблюдаться при инфаркте миокарда, заболеваниях сосудов нижних конечностей. В стационарах лечебная ходьба рекомендуется в период свободного двигательного режима.

В условиях санаторного лечения, в зависимости от климатических зон и условий местности, лечебная ходьба назначается по определенным схемам с использованием различных маршрутов в соответствии с режимом больного. Поскольку лечебная ходьба легко дозируется, ее можно широко использовать для самостоятельных занятий в различных лечебных учреждениях и домашних условиях.

Прогулки применяются в тех случаях, когда не требуется точной дозировки нагрузки. Они повышают общий тонус и обмен веществ, улучшают функцию нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат.

Терренкур (дозированное восхождение) является разновидностью дозированной ходьбы. Однако восхождение в гору оказывает большее воздействие на организм, так как оно проводится пересеченной и горной местности. Маршруты терренкура разрабатывают заранее с учетом постепенно возрастающей трудности (расстояния и угла подъема).

Спортивные упражнения и спортивны игры широко используются в санаториях и центрах реабилитации. Эта форма занятий отличается высокой эмоциональностью, а спортивные игры и трудностью дозировки нагрузки. Поэтому занятия некоторыми играми (волейболом, теннисом, бадминтоном) и спортивными упражнениями (плаванием, греблей, ходьбой на лыжах) должны проводиться под руководством инструктора лечебной физической культуры, который обучает технике данных упражнений, проводит судейство, дозирует нагрузку. Достаточно подготовленным больным разрешают и самостоятельные занятия, в которых также широко можно использовать упражнения и игры с небольшой нагрузкой (крокет, кегельбан).

В процессе выполнения спортивных упражнений и спортивных игр наряду с лечебными задачами (общее укрепление организма, улучшение двигательных возможностей, повышение работоспособности) решаются и педагогические (воспитание смелости и решительности, настойчивости, чувства коллективизма и др.).

Массовые формы физкультурной работы характерны для домов отдыха, санаториев, поликлиник. К этим мероприятиям относятся: физкультурные праздники, подвижные игры и развлечения; тематические вечера, которые проводятся эпизодически и часто приурочиваются к праздничным дням; «школы здоровья». Их задачей является пропаганда физической культуры и лечебной физической культуры; привлечение больных к ежедневным занятиям физическими упражнениями, пропаганда активного отдыха. В «школах здоровья» проводят циклы занятий, во время которых объясняют лечебное действие упражнений, демонстрируют основные упражнения гигиенической и лечебной гимнастики, обучают их выполнению.

Перед проведением праздников проводится большая организационная работа (за 10-15 дней); содержание их зависит от местных условий санаторно-курортных учреждений, состава отдыхающих и больных.

В домах отдыха и санаториях могут проводиться соревнования по гребле, волейболу, городкам, бадминтону, сдача отдельных норм ГТО. Соревнования способствуют более широкому вовлечению отдыхающих и больных в занятия физической культурой, но участвовать в них можно только с разрешения врача. Соревнования проводятся на первенство дома отдыха или санатория и между домами отдыха и санаториями. Сроки проведения соревнований, положение и программа определяются заранее.

  • 1.6. Средства лфк
  • 1.7. Массаж в лфк
  • 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
  • 1.7.2. Основы классического ручного массажа
  • 1.7.3. Точечный массаж
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 2. Основы методики лфк
  • 2.1. Периодизация лфк
  • 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
  • 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
  • 2.2.2. Нагрузки в лфк
  • 2.3. Формы организации занятий лфк
  • 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
  • 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
  • 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
  • Укрепление мышечного корсета
  • 3.1.2. Лфк при плоскостопии
  • 3.2. Лфк в травматологии
  • 3.2.1. Общие основы травматологии
  • 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
  • Лфк при травмах мягких тканей
  • Лфк при травмах костей
  • Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
  • Лфк при вывихах в плечевом суставе
  • 3.3. Контрактуры и анкилозы
  • 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
  • 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
  • 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
  • Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
  • Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
  • Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
  • Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
  • 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
  • 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
  • Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
  • Артериальная гипертензия (гипертония)
  • Гипотоническая болезнь
  • Атеросклероз
  • Ишемическая болезнь сердца
  • Инфаркт миокарда
  • 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
  • 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
  • 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
  • Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
  • Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
  • 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
  • 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
  • 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
  • Сахарный диабет
  • Ожирение
  • Лечебная физкультура при ожирении
  • 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
  • 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
  • 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • Гастрит
  • Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
  • 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
  • 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
  • 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
  • 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
  • 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
  • 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
  • 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
  • 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
  • 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
  • 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
  • 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
  • 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
  • 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
  • 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
  • 5.7.2. Лфк при неврозах
  • 5.8. Детский церебральный паралич
  • 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
  • 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
  • 5.9. Лфк при нарушениях зрения
  • 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
  • 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
  • 6.1. Состояние здоровья школьников в России
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
  • 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
  • 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
  • 6.4.1. Организация работы руководителя смг
  • 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Рекомендуемая литература Основная
  • Дополнительная
  • 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк

    Основной формой организации занятий в ЛФК является урок. Его отличительным признаком является определенная структура построения, включающая, как и в обычном уроке физической культуры, подготовительную, основную и заключительную части.

    Во вводной части занятия основной задачей является постепенное подведение организма занимающегося к высокой работоспособности, необходимой в основной части. Физиологической основой повышения работоспособности является врабатывание.

    Врабатывание , или разминка , представляет собой ряд упражнений, выполнение которых направлено на:

    1. Нормализацию психосоматического состояния занимающегося.

    2. Постепенную активизацию обменных процессов и вегетативных функций организма до оптимального уровня.

    В процессе врабатывания происходит постепенное достижение вегетативными функциями максимально возможного для данной работы уровня активности. Это обстоятельство имеет особое значение, так как деятельность внутренних органов отличается относительной инертностью.

    Врабатывание различных функций происходит не одновременно. Так, двигательный аппарат и частота сердечных сокращений входят в работу быстрее, чем артериальное давление и ударный объем сердца; легочная вентиляция – быстрее, чем потребление кислорода и пр. Важно, что скорость включения в работу различных функций зависит от особенностей занимающегося, поэтому, например, чем ниже уровень здоровья и чем выше возраст занимающегося, тем длительнее должна быть разминка.

    Во вводной части занятия ЛФК с помощью определенных методических приемов (построение, перестроение, упражнения на внимание и координацию) обеспечиваются организация больных, сосредоточение их внимания, необходимый психофизиологический настрой. Затем включаются физические упражнения, способствующие быстрому переходу от уровня сниженной физиологической активности до уровня интенсивности физической нагрузки, определяемого лечебными задачами.

    Обычно разминка представляет собой медленные с постепенно нарастающей интенсивностью ходьбу или бег и ряд общеразвивающих упражнений. Лучше всего в этом отношении действуют хорошо знакомые больным, простые по выполнению упражнения: различные виды ходьбы, элементарные активные гимнастические упражнения для туловища и конечностей и т.д.

    Разминка должна заканчиваться не ранее начала потоотделения, что сигнализирует о включении в работу терморегуляции. В этом состоянии вязкость мышц и сухожилий оказывается пониженной, а их эластичность возрастает, благодаря чему сила и быстрота мышечного сокращения увеличиваются. В то же время при повышении температуры тела более активно протекают процессы в ЦНС, увеличивается просвет периферических сосудов и падает сопротивление в них, что обеспечивает улучшение кровоснабжения рабочих тканей.

    В основной части решаются задачи, определенные для данного занятия. При дальнейшем повышении работоспособности занимающегося подводят к так называемому устойчивому состоянию , характеризующемуся стабилизацией физиологических функций организма на относительно постоянном уровне. При упражнениях малой мощности имеется качественное соответствие между потребностью организма в кислороде (кислородным запросом) и ее удовлетворением – истинное устойчивое состояние. При более высоких мощностях существует некоторое несоответствие между запросом и удовлетворением, однако, несмотря на постепенно накапливающийся кислородный долг, на протяжении некоторого времени физиологические функции продолжают оставаться неизменными – это так называемое условное, или ложное, устойчивое состояние. Образующийся при этом кислородный долг тем больше, чем мощнее и длительнее работа. В упражнениях же анаэробной мощности устойчивое состояние выделить вообще нельзя, так как на протяжении всего времени их выполнения быстро повышается кислородный долг и происходят прогрессивные изменения других физиологических функций. Однако, как правило, упражнения анаэробной мощности, при которых формируется отчетливый кислородный долг, в ЛФК не применяются.

    В основной части занятия физические упражнения подбираются в соответствии с решаемыми на данном этапе ЛФК задачами. Основой средств в этой части занятия являются специальные упражнения, преимущественно ориентированные на больную или ослабленную систему.

    К концу основной части занятия постепенно развивается утомление как совокупность изменений, происходящих в организме при выполнении упражнений и приводящих к снижению работоспособности. Субъективно утомление выражается усталостью, но между ним и утомлением нет четкой зависимости: если последнее обусловлено объективными изменениями в организме, то усталость чаще всего носит психологический характер (неинтересная работа, отсутствие мотивации и т.п.).

    Критериями усталости являются рассеивание внимания, частые отвлечения от выполнения задания и пр. Показателями же утомления выступают резкое повышение потоотделения, нарушение координации движений, одышка, заметное покраснение кожи и т.д.

    Следует отметить, что само по себе утомление, являясь закономерным итогом выполненной работы, не должно рассматриваться как отрицательное явление: как уже отмечалось, при правильно спланированных нагрузках именно утомление является исходным условием роста работоспособности.

    В заключительной части занятия решается задача постепенного снижения нагрузки с постепенным переходом к двигательному покою. Кроме того, в этой части используются упражнения, закрепляющие достигнутый ранее лечебный эффект. Для этого могут использоваться упражнения общеразвивающего характера, дыхательные, на расслабление и пр. Желательно, чтобы к концу занятия пульс не превышал дорабочего уровня более, чем на 30 – 40%.

    Суммарным показателем характера изменений нагрузки в течение занятия является физиологическая кривая – графическое изображение того или иного физиологического показателя в течение занятия. В ЛФК наиболее часто для этого используют пульсовую кривую (рис. 8).

    Рис. 8. Пульсовая кривая урока физкультуры

    В первом периоде ЛФК физиологическая кривая с начала занятия должна плавно возрастать до максимального (для данного состояния организма) уровня, достигаемого примерно во время, соответствующее 60 – 70% продолжительности занятия. После относительно непродолжительного поддержания неизменного рабочего значения показателя («плато») нагрузку постепенно снижают (заключительная часть). Во втором периоде вводная часть может быть короче, а «плато» рабочего пульса относительно длинным. На этом фоне можно создавать и два – три пика максимального пульса, но в течение очень короткого периода времени. Как уже отмечалось, при любом состоянии организма рабочий пульс (т.е. в течение «плато») рассчитывается по формуле: 180 – возраст. Предельно же допустимые величины максимального пульса во время «пика» устанавливаются из расчета: 220 – возраст.

    Нагрузка считается нормальной, если через десять минут после окончания работы пульс восстанавливается на 60% своего рабочего прироста.

    Эти рекомендации носят общий характер, на каждом же конкретном занятии величину нагрузки следует регулировать в зависимости от самочувствия занимающегося. Кроме того, необходимо учитывать и его текущее состояние, исходя из той предпосылки, что любая нагрузка (недомогание, неполноценный отдых, нарушение режима, плохой сон) для организма – это все‑таки нагрузка.

    Врачебно‑педагогический контроль является обязательным условием эффективности занятий ЛФК. Его выполнение должно помочь специалисту ЛФК в оценке эффективности влияния физических упражнений на организм больного и в своевременной коррекции применяемых нагрузок и в методике их использования.

    Существуют различные виды врачебно‑педагогического контроля, соответствующие тем или иным эффектам занятий физическими упражнениями. В арсенале специалиста ЛФК должны быть средства, которые бы позволили ему осуществлять следующие виды контроля:

    1. Текущий контроль, соответствует срочному тренировочному эффекту физических упражнений, под которым понимаются изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха.

    Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после него. Его главной задачей является контроль соответствия нагрузки состоянию организма занимающегося. Его реализовывают применительно к каждому занятию ЛФК – до него, в течение всего занятия, после отдельных упражнений или после различных частей занятия и после окончания занятия.

    Оценку проводят:

    По величине выполненной работы;

    По внешнему виду (потоотделение, окраска кожи, устойчивость внимания, координация движений);

    По самочувствию (неприятные ощущения, головокружение и др.);

    По особенностям дыхания;

    По объективным критериям (пульс, артериальное давление, выполненная работа);

    По характеру восстановления после работы.

    2. Периодический контроль характеризует отставленный тренировочный эффект ЛФК и подразумевает изменения в поздних фазах восстановления – после занятия и в последующие дни. Его выполняют через определенные периоды времени – неделю, месяц – для оценки эффективности реализуемой программы ЛФК. Оценку проводят:

    По антропометрическим показателям;

    По самочувствию;

    По пульсу в покое;

    По динамике изменений нагрузки и реакции на нее в течение данного периода;

    По анализу дневника самоконтроля;

    По состоянию и поведению после занятия, в частности, оценивают особенности сна, показатели пульса утром на следующий день и пр.

    3. Этапный контроль проводят при перспективе перехода к новому периоду ЛФК для оценки кумулятивного тренировочного эффекта ЛФК, т.е. изменений, происходящих в организме на протяжении длительного периода в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа отдельных занятий. Для этого сравнивают объективные показатели, полученные в покое и в ответ на стандартную функциональную пробу относительно бывших до начала ЛФК. Результаты этапного контроля имеют огромное значение для совершенствования планирования и индивидуализации лечебного процесса с помощью ЛФК; они позволяют определить, в какой степени выполнены задачи, поставленные на данный период занятий.

    Необходимо отметить, что уже на первых занятиях специалисту ЛФК следует обучить занимающегося простейшим средствам оценки и контроля своего состояния: по самочувствию, пульсу и пр. Это важное обстоятельство, особенно в том случае, если больной помимо занятий со специалистом занимается еще и самостоятельно.

    Основными формами занятий лечебной физической культурой являются: лечебная гимнастика, самостоятельные занятия по заданию, утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная ходьба, терренкур, спортивные упражнения и спортивные игры, физкультурно-массовые упражнения.

    Лечебная гимнастика решает главным образом специальные задачи при лечении того или иного заболевания. Занятия могут проводиться индивидуальным, малогрупповым и групповым методами. Индивидуальные занятия проводятся с тяжелобольными, чаще всего в условиях стационара. Малогрупповые занятия - в кабинетах лечебной физкультуры и в палатах с однотипными больными (6-8 человек). Групповые занятия (15-20 человек) - с больными близкими по диагнозу, функциональной приспособляемости к нагрузкам и возрасту. Продолжительность индивидуальных занятий - от 7 до 20 мин., групповых - от 15 до 60 мин.

    Занятия лечебной гимнастикой проводятся по общепринятой схеме и состоят из трех разделов: подготовительного, основного и заключительного. Построение занятий должно предусматривать сочетание общего и местного воздействия. При повреждениях и заболеваниях, когда требуется местное воздействие, в основной части урока отводится определенное время для специальных упражнений, направленных на восстановление подвижности, силы и координации движений поврежденной части тела или улучшение местного кровообращения и т. п.

    Следует учесть, что при проведении занятий с больными, получающими успокаивающие или наркотические лекарства, не требуется в подготовительной части урока давать упражнения для повышения тонуса. Не обязательно также всегда включать в заключительную часть урока так называемые успокаивающие упражнения.

    Кривая физиологической нагрузки зависит от характера и фазы развития болезни. Например, у больного инфарктом миокарда учащение пульса в конце занятий не должно превышать исходные данные более чем на 15-20%, а у страдающего ожирением (без сердечно-сосудистой патологии) допустимо учащение пульса на 100% и более. Пик физиологической кривой при занятиях со здоровыми людьми, перенесшими неврит лицевого нерва, должен приходиться на подготовительную часть урока.

    Широко применяемой разновидностью занятий, дополняющих занятия лечебной гимнастикой, являются самостоятельные занятия по заданию. Они представляют собой несколько хорошо разученных упражнений (могут быть и местного действия), иногда бытовых и прикладных. Выполнение индивидуальных заданий требует сознательного к ним отношения больных и контроля со стороны медицинского персонала.

    Утренняя гигиеническая гимнастика - вид занятия, в котором преимущественно используются общеукрепляющие упражнения и упражнения, оказывающие оздоровительное влияние на больного. Нагрузка не должна быть большой, количество упражнений в занятии - 6-8, длительность занятия - не больше 15-20 мин.

    Лечебная ходьба может быть использована для восстановления нормальной походки после травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата и нервной или других систем (см. терренкур) или формирования компенсаторных механизмов при нарушении ходьбы или с целью адаптации организма к нагрузкам. Дозировка определяется длиной шага, скоростью движения и длиной дистанции.

    Терренкур - лечение дозированной ходьбой по специальной (с постепенным подъемом) трассе. Используется при лечении заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, нарушениях обмена веществ и др., главным образом на курортах. Изменение нагрузки достигается путем изменения длины проходимого пути, скорости ходьбы, угла подъема (крутизны дорожек, количества остановок для отдыха и его длительности).

    Спортивные упражнения и спортивные игры применяются для усиления воздействия на отдельные системы и органы, восстановления общей работоспособности и т. п. Выбор характера упражнений и методики их проведения позволяет предусмотреть решение различных задач.

    Физкультурно - массовые упражнения используются в санаторной практике. Это нерегулярно проводимые мероприятия: физкультурно-массовые праздники и вечера, катание на санях, подвижные игры и развлечения.

    Под дозировкой физической нагрузки в лечебной физкультуре следует понимать установление суммарной дозы (величины) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и целого комплекса (утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика и др.).

    Физическая нагрузка должна соответствовать функциональным возможностям больного, не снижая или, наоборот, не превышая их: в первом случае она не даст желаемого лечебного эффекта, во втором - ухудшит состояние больного.

    В лечебной физкультуре дозировка физической нагрузки осуществляется путем выбора исходных положений тела, подбора физических упражнений, продолжительности их выполнения, количества упражнений в комплексе и повторений каждого упражнения, темпа и амплитуды движений, степени усилия и сложности движений, соотношения общеразвивающих и дыхательных упражнений, использования эмоционального фактора.

    Исходное положение тела. При занятиях физическими упражнениями является важным элементом регулирования нагрузки.

    В лечебной физической культуре выбор исходных положений зависит от двигательного режима, назначенного врачом. Различают три основных исходных положения - лежа, сидя и стоя. И.п. лежа имеет следующие варианты: лежа на спине, на животе, на боку. И.п. сидя имеет такие варианты: сидя на стуле, сидя в постели, на ковре - ноги прямые; сидя в постели - ноги спущены. И.п. стоя имеет следующие варианты: стоя на четвереньках; основная стойка - без опоры и с опорой на костыли, палки, «ходилки», брусья, перекладину, гимнастическую стенку, спинку стула и т.д. При заболевании сердечно-сосудистой и дыхательной систем могут использоваться и.п. лежа, полулежа с высоким положением головы, сидя и стоя; при повреждении позвоночника - и.п. лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках, полулежа, стоя.

    Подбор физических упражнений. Осуществляется с учетом принципа постепенности - от простого к сложному, а также особенностей течения болезни и уровня физической подготовленности больного.

    Продолжительность выполнения физических упражнений. Определяется фактическим временем, которое затрачивает больной на их выполнение; в первую очередь зависит от степени сложности упражнений.

    Количество упражнений в комплексе и количество повторений каждого упражнения. Зависит от особенностей течения болезни, характера и вида упражнений, входящих в данный комплекс, продолжительности их выполнения. Например, количество повторений упражнений для мелких мышечных групп может быть больше, чем для крупных мышц.

    Темп выполнения движений. Может быть медленным, средним и быстрым. В условиях стационара используют медленный и средний темп, на поликлиническом и санаторном этапах реабилитации - медленный, средний и быстрый.



    Уменьшение или увеличение амплитуды движений. Позволяет регулировать физическую нагрузку.

    Степень усилия при выполнении движений. Влияет на величину нагрузки. На занятиях ЛФК необходимо постепенно увеличивать нагрузки в упражнениях по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма.

    Степень сложности движений. Также влияет на величину нагрузки. На занятиях ЛФК необходимо постепенно усложнять упражнения по мере овладения ими и роста функциональных возможностей организма.

    Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений. Зависит от периода заболевания. По мере выздоровления уменьшается количество дыхательных и увеличивается количество общеразвивающих упражнений.

    Использование эмоционального фактора. Состоит в том, чтобы на занятиях физическими упражнениями вызвать у больного положительные эмоции, что повышает лечебно-оздоровительный эффект и отдаляет наступление утомления.

    При дозировке физической нагрузки большое значение имеет также плотность занятия ЛФК. Она определяется отношением фактического времени выполнения упражнений к продолжительности всего занятия. На занятиях ЛФК плотность должна быть 50-60%; в санаторно-курортных условиях, при тренирующем двигательном режиме, она может достигать 75% и более.

    Включая в занятия дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении мышц, чередуя упражнения для различных мышечных групп, можно поддерживать высокую плотность занятия и в то же время не вызывать утомления у занимающихся.



    В методике ЛФК важное значение имеет дозировка физической нагрузки, учитывающая общий объем и интенсивность.

    Интенсивность физических упражнений может быть малой, умеренной и максимальной (по В.К. Добровольскому).

    К упражнениям малой интенсивности относятся движения для небольших мышечных групп, выполняемые преимущественно в медленном темпе; при этом физиологические сдвиги в организме незначительны.

    К упражнениям умеренной интенсивности относятся движения для средних и крупных мышечных групп, выполняемые в медленном и среднем темпе: упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, упражнения с отягощениями, ходьба, бег, ходьба на лыжах и т.п. Эти упражнения предъявляют значительные требования к сердечно-сосудистой, дыхательной и нервно-мышечной системам, вызывая значительные физиологические сдвиги в организме, сроки восстановления которых варьируются (в пределах десятков минут).

    Упражнения максимальной интенсивности характеризуются вовлечением в работу большого числа мышц и быстрым темпом выполнения движений: бег на скорость, значительные нагрузки на тренажерах, спортивные игры и др. При этом наблюдаются субмаксимальные и максимальные изменения пульса и частоты дыхания. Восстановление организма продолжается несколько часов и даже дней.

    Дозировка физической нагрузки зависит от характера заболевания, его стадии, функционального состояния различных систем организма (прежде всего сердечно-сосудистой и дыхательной).

    Лечебная физкультура, как и любой другой метод лечения, может быть эффективной, если ее дозировка будет соответствовать особенностям течения заболевания, задачам и периоду лечения, а также функциональным возможностям больного и его тренированности. Под дозировкой в ЛФК понимают суммарную величину физической нагрузки при работе над отдельными упражнениями , так и над их сочетаниями в пределах занятия или курса. Физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей больного, но в то же самый момент обладать тренирующим эффектом.

    Величину физической нагрузки при проведении ЛГ можно изменить различными методическими приемами : выбором исходного положения для занятий (лежа, сидя или стоя); объемом мышечных групп , задействованных в упражнениях; амплитудой движений; числом повторений отдельных упражнений; темпом их выполнения; степенью их сложности и силового напряжения мышц; ритмом движений; точностью выполнения заданных движений; чередованием мышечных групп; использованием статических дыхательных упражнений и упражнений на расслабление; использованием спортивного инвентаря и других предметов и тренировочных снарядов; длительностью занятий, эмоциональной окраской. Дозирование других форм ЛФК (бег, ходьба, терренкур и др.) осуществляется в основном расстоянием, темпом, продолжительностью, рельефом местности, количеством остановок и дыхательных упражнений.

    Общая нагрузка на занятиях силовыми упражнениями характеризуется ее интенсивностью, продолжительностью, плотностью и насыщенностью. В ходе занятий ЛФК нагрузка лимитируется физической работоспособностью больного, определяемой при помощи велоэргометрии (или другим методом). Пороговая или пиковая нагрузка и соответствующая ей частота сердечных сокращений (ЧСС) определяется при выполнении возрастающей нагрузки на велоэргометре до появления критериев ее непереносимости. Разница между ЧСС при пороговой (максимальной) нагрузке и ЧСС в покое составляет резерв сердца (PC). Так, тренировочная нагрузка в 75% от максимальной рассчитывается по формуле: ЧСС в покое + (ЧСС макс - ЧСС в покое) х 75%. Предельно допустимая ЧСС у здоровых лиц может быть вычислена по формуле: 220 отнять возраст (в годах), а у больных: 190 отнять возраст (в годах). Установлено, что общеукрепляющий и лечебный эффект от тренировок физическими упражнениями будет оптимальным, если интенсивность нагрузки соответствует 30-40% от предельно переносимого (порогового) уровня в начале и 80-90% - в завершении курса лечения.

    Продолжительность нагрузки высчитывается общим временем силовых занятий. А вот плотность нагрузки выражает процентное отношение продолжительности фактического выполнения упражнений к общему суммарному времени отведенному на занятие. В ЛФК плотность нагрузки может варьировать в зависимости от состояния больного и динамики заболевания и составляет 20-25% в начале стационарного периода лечения и 50-75% при его завершении. В лечебно-оздоровительной программе плотность нагрузки внушительно повышается - до 80-90%. Главным образом она зависит от продолжительности перерывов между упражнениями из которых состоит программа ЛФК. Объем полученной нагрузки представляет собой общую работу, проделанную на данном занятии. Она измеряется в килокалориях или килоджоулях. Общая физическая нагрузка, помимо этого, делится на:

    • большую - без ограничения выбора средств ЛФК;
    • умеренную (среднюю) - исключающую бег, прыжки и другие сложные упражнения;
    • малую (слабую) - допускающую применение элементарных гимнастических упражнений в сочетании с дыхательными.

    Местная нагрузка осуществляет главным образом локальное воздействие. К местным нагрузкам можно отнести упражнения для мимических мышц, нормализации тонуса мышц, растяжения контрактур и прочих тренингов, входящих в курсы ЛФК.

    ЛФК принципы дозирования нагрузки

    В зависимости от целей и периодов лечения различают:

    1. лечебные,
    2. тонизирующие (или поддерживающие),
    3. тренирующие дозировки нагрузок.

    Лечебная дозировка предназначена для оказания терапевтического воздействия на орган или систему, формирования компенсации или предупреждения осложнений. При этом общая нагрузка незначительная и от тренинга к тренингу увеличивается малозаметно. Местная нагрузка состоит из специальных упражнений и бывает малой или умеренной. Признаки общего утомления, как правило, отсутствуют, может наблюдаться утомление отдельных мышечных групп. Сдвиги со стороны ССС и дыхательной систем не выражены.

    Тонизирующая (поддерживающая) дозировка используется при удовлетворительном состоянии больного. Общие и местные нагрузки направлены на стимуляцию функции основных систем организма, оказание тонизирующего действия, поддержку достигнутых результатов. Применяются физические нагрузки умеренной и большой интенсивности , не увеличивающиеся в течение курса ЛФК

    Тренирующая дозировка назначается при необходимости высокой компенсации функции или повышения физической работоспособности. Данная программа ЛФК подразумевает физические нагрузки (общеразвивающие и специальные), которые постоянно повышаются от занятия к занятию до достижения утомления. Для вычисления объема физических нагрузок, оказывающих тренирующее воздействие, применяют различные нагрузочные тесты.

    ЛФК принципы утомления, переутомления и сверхкомпенсации

    Тренировка физическими упражнениями должна проводиться с учетом функциональных возможностей человека и чередоваться с отдыхом. При несоблюдении этого важного условия могут возникнуть разнообразные отклонения, вплоть до болезненных состояний. Утомление проявляется ощущением усталости, снижением работоспособности, ухудшением координации движений, одышкой, сердцебиением и др. Это временная физиологическая (нормальная) реакция организма на выполненную работу. После непродолжительного отдыха или при снижении интенсивности нагрузки указанные изменения понемногу проходят, и работоспособность организма восстанавливается , при этом на некоторое время даже может превысить исходную (фаза суперкомпенсации). Занятия лечебной физкультурой с больными должны проводиться с таким расчетом, чтобы физические нагрузки не вызывали у них выраженных признаков утомления.

    В случае если новые нагрузки назначаются в период неполного восстановления работоспособности, симптомы утомления накапливаются и наступает переутомление. Это пограничное состояние между физиологическим явлением и патологией. В его основе лежит нарушение функционального состояния ЦНС, которое проявляется помимо признаков, характерных для утомления, ухудшением самочувствия, вялостью, апатией, нарушением сна, нестабильностью артериального давления и ритма сердечной мышцы и т. д. С целью устранения переутомления хватает снизить величину нагрузки и/или удлинить время отдыха.

    При применении однократной физической нагрузки, превышающей функциональные возможности человека, особенно при его недостаточной физической подготовленности или болезни, может возникнуть острое перенапряжение. Это состояние проявляется чаще всего сердечной или сосудистой недостаточностью: острой слабостью, легким головокружением, возможным потемнением в глазах, иногда в тяжелых случаях - тошнотой, рвотой, усиленной одышкой, падением артериального давления. Возможно также острое перенапряжение ЦНС, дыхательных органов, почек и прочее. В таких ситуациях больному должна быть оказана необходимая медицинская помощь, обеспечен полный покой. При длительном использовании неадекватных тренировочных нагрузок, превышающих возможности их выполнения, постепенно развивается так называемое состояние хронического перенапряжения. Оно характеризуется избирательным поражением отдельных органов или систем (ЦНС, ССС, почек, ОДА) и требует врачебной диагностики и лечения.

    Двигательные режимы, включаемые в основные курсы ЛФК

    Для дозирования и нормирования физических нагрузок и составления лечебно-реабилитационных комплексов разработаны и используются двигательные режимы. Двигательный режим подразумевает назначение и рациональное распределение разнообразных видов двигательной активности пациента на протяжении дня и курса лечения в определенном сочетании и последовательности с другими средствами комплексной терапии. ЛФК основы эффективности лечебно-реабилитационного процесса во многом зависят от построения режима движения. Грамотное и своевременное использование соответствующего двигательного режима стимулирует приспособительные механизмы и адаптацию организма больного к возрастающим нагрузкам. Для больных, находящихся на стационарном лечении, применяют: 1) строгий постельный, 2) расширенный постельный, 3) палатный и 4)свободный режимы, а для больных, находящихся на амбулаторном лечении или в санатории, - 1) щадящий, 2) щадяще-тренирующий и 3) тренирующий режимы.

    Режим «Строгий постельный» назначают тяжелобольным на непродолжительное время. Положения больного - лежа на спине, на спине с приподнятым изголовьем, на боку, на животе. Обслуживание (туалет, гигиенические процедуры, питание, изменение положения тела) осуществляется только с помощью медицинского персонала. В программе лечебной физкультуры применяют курс массажа и пассивные упражнения с неполной и полной траекторией движения для конечностей обычно по 2- 3 раза в сутки продолжительностью 5-10 мин. При наличии показаний назначается статическое концентрированное дыхание, проводимое 2- 3 раза в каждый час бодрствования пациента.

    Расширенный постельный режим показан при общем удовлетворительном состоянии больного. Допускаются активные повороты в постели, непродолжительное нахождение в положении сидя (обычно 2-3 раза в день по 5-15 мин), сперва с опорой на подушки, освоение навыков самообслуживания. По мере улучшения состояния рекомендуется более длительное пребывание в положении сидя (до 1-2 часов 2-3 раза в день), сидение с опущенными ногами на кровати или кресле (2-4 раза в сутки по 10-30 мин). Занятия ЛГ проводятся 1 раз в день по 15-20 мин в начальном положении лежа на спине или на боку. Используют физические упражнения для мелких и средних мускулатурных групп и суставов, выполняемые без усилия с ограниченной и постепенно нарастающей амплитудой, в медленном ритме, с малым числом повторений; статические и динамические упражнения на дыхание. Предельно допустимое учащение сурдцебиения - на 12 ударов в 1 мин.

    Палатный курс назначают с целью постепенной адаптации ССС, дыхательной систем и организма в целом к возрастающей силовой нагрузке, профилактике осложнений, связанных с гипокинезией. Он характеризуется нахождением вне постели в положении сидя в течение 50% всего времени бодрствования. Разрешается медленная ходьба в темпе около 60 метров в 1 мин на дистанцию до 100-150 м, пользование туалетом и/или столовой. ЛФК проводят в позициях лежа, сидя и стоя. Проводят упражнения без предметов или со снарядами массой до 0,5 кг. Понемногу включают упражнения для мускулатуры туловища. Продолжительность занятий - 20-25 мин. Предельно допустимое учащение сердечных сокращений - на 18-24 удара в 1 мин.

    Свободный режим подразумевает принцип свободного передвижения в пределах отделения, ходьбу по лестнице до 3-го этажа при необходимости с отдыхом на площадках. Разрешается дозированная ходьба с темпом 60- 80 шагов в 1 мин на дистанцию до 1 км с паузами на отдых через каждые 200 м. ЛФК проводят в кабинете 1 раз в сутки в течение 25-30 мин. В программу занятий добавляют:

    • упражнения с предметами весом до 1 кг,
    • малоподвижные игры,
    • упражнения в бассейне (по показаниям), рекомендуем бассейн Кропоткинская ,
    • упражнения на тренажерах (по показаниям).

    Пиковое допустимое учащение пульса - на 30- 32 удара в 1 мин при общей ЧСС до 108 ударов в 1 мин. Предельное артериальное давление повышается на 5- 10 мм рт. ст., а минимальное уменьшается на 5-10 мм рт. ст. или остается неизменным. Основная цель режима - адаптация ССС к предстоящей бытовой и проф. деятельности.

    При поступлении в санаторий или отделение медицинской реабилитации больному назначают один из указанных ниже режимов.

    Щадящий режим (№ 1) незначительно отличается от свободного режима стационара и является режимом малой физической нагрузки. Занятия УГГ и ЛГ планируют по той же программе. Контролируемая ходьба по гладкой поверхности разрешена на расстояние от 1,5 км до 3 км, скорость ходьбы – медленная и средняя. Общее продолжительность ходьбы 30-60 мин с паузами через каждые 1/3 часа. Разрешено купание, плавание и водные процедуры при температуре воды выше 20°С продолжительностью 5-10 мин. Показана четкая дозировка применяемых форм курса ЛФК. Исключаются спортивные игры, дальние экскурсии и туризм.

    Щадяще-тренирующий режим (режим средней физической нагрузки, тонизирующий, № 2) предполагает использование упражнений большей нагрузки, интенсивности и длительности. На тренировках ЛГ допускается непродолжительное учащение пульса в основной фазе занятий на 42-48 ударов в 1 мин и увеличение максимального давления на 30-35 мм рт. ст. Насыщенность и плотность занятий способна достигать 70-75%, а их длительность - до 45 мин. В значительной мере используется дозированная ходьба в среднем и быстром ритме на дистанцию до 4 км за 1 ч и терренкур. Допускается использование упражнений со снарядами весом до 3 кг, спортивных игр (волейбол, теннис, бадминтон), плавания, прогулок на лыжах, катания на лодках. Спортивные игры проводят по облегченным и типовым правилам.

    Тренирующий режим (режим больших нагрузок, № 3) назначают людям без выраженных отклонений в их состоянии здоровья и физического развития, с незначительными возрастными изменениями и при минимальных отклонениях со стороны функций отдельных органов и их систем. Рекомендуются ЛГ, дозированная ходьба, бег, спортивные игры. У этой группы пациентов допускается повышение пульса до 120- 150 ударов в 1 мин, подъем максимального давления до 150 мм рт. ст., понижение минимального артериального давления до 55 мм рт. ст. У лиц пожилого возраста учащение пульса не должно превышать 100-120 ударов в 1 мин.

    В последнее время при назначении больным двигательных режимов с целью медицинской реабилитации более точно физическую подготовленность оценивают, определяя физическую работоспособность и толерантность к физической нагрузке.

    Весь курс лечебной физкультуры подразделяют на три периода :

    1. подготовительный, или вводный (3-6 дней), характеризующийся применением щадящих физических нагрузок;
    2. основной, или тренировочный, когда используют все доступные формы ЛФК в соответствии с двигательным режимом для решения задач общей или специальной тренировки;
    3. заключительный (3-5 дней), предусматривающий обучение больных правильному выполнению упражнений в домашних условиях.