План формирования открытого урока академический вокал. Открытое занятие по вокалу тема "ритм". План анализа произведения

  • Дата: 13.02.2022

Методическая разработка открытого занятия

Открытый урок по вокалу

Преподаватель: Смирнова Наталья Геннадьевна

Концертмейстер: Ким Татьяна Инхвановна

Тема урока: Опора дыхания как здоровье сберегающие

технологии на занятиях вокала.

Форма проведения: индивидуальная

Дисциплина: вокал

Год обучения : 4

Тип урока: комбинированный

Открытое занятие

предмет: вокал (4 года обучения)

Тема: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала.

Ц ель: – Осознание учащимися значения правильного дыхания для успешного обучения на занятиях, роли правильной осанки и опоры дыхания для укрепления физического здоровья подрастающего поколения.

Задачи:

Обучающие:

приобретение новых знаний о дыхательном аппарате и о необходимых условиях поддержания его здорового состояния,

этапы и особенности детского восприятия дыхательной гимнастики,

разучивание новых игр и вокальных упражнений, способствующих раскрытию темы.

Воспитательные:

развитие чувства единства с учителем при проведении открытого занятия,

развитие чувства товарищества и взаимопомощи в условиях совместного обучения,

Воспитание здоровой и физически развитой личности.

Развивающие:

развитие умственной активности при ответах на вопросы педагога,

развитие навыков концентрации внимания,

развитие навыков единой дыхательной техники,

развитие правильного дыхания на основе дидактического песенного материала.

Тип урока : интегрированное занятие по вокалу

Наглядные средства:

с текстами распевов,

2. картинки к вокальному упражнению «Гласные буквы» с изображением духовых деревянных инструментов: флейта, фагот, гобой, кларнет.

3. CD – диски авторских песен «Есть сказка одна…»

4. Плакат – пособие: «Грудная клетка певца, вокалиста»

Технические средства

1. типовой учебный класс

2. пианино,

3. классная доска, мел.

4. фотоаппарат

План - конспект открытого занятия

(45 минут)

1. Организационный момент – ( 2 мин.)

– Приветствие

Объявление темы: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала.

Дыхательная гимнастика (5 мин)

    Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

    Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.

    Тренаж выдоха. «Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла. (5 мин)

    «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ», «УК упругий», «ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО». Задача для исполнителя: внимание на осознанный вдох в начале музыкальной фразы. Задача для слушателей: – внимание на текст, правильно назвать древние буквы распева.

3. Изложение нового тематического материала: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. Таблица типов дыхания. ( 10 мин.)

Этапы и особенности развития детского дыхания. Виды дыхания: нижнерёберное и верхнерёберное. Опора дыхания. Напряжение вдыхательных и выдыхательных мышц является необходимым условием нормального функционирования голосового аппарата.

Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно управляется.

Различают следующие типы дыхания:

    Костальное (ключичное, верхне-грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения.

    Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.

    Косто-абдоминальное (грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

    Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.

Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.

4. Создание проблемной ситуации – (5 мин.)

Вопросы педагога:

Что нужно помнить певцу для взятия правильного дыхания? – ответ учащегося:

(концентрация внимания, быстрый вдох, задержка дыхания, медленный выдох),

Что влияет на дыхание? – ответ учащегося:

(болезни, осанка, постоянная тренировка на занятиях, концентрация),

Почему при постоянных физических дыхательных упражнениях фразировка становится гораздо длиннее и звук сильнее и устойчивее? – ответ учащегося:

(развивается грудная клетка, дыхание устойчивое, пластичное, ровное)

Какие типы дыхания наиболее приемлемы для певца? – ответ учащегося:

(косто - абдоминальное, абдоминальное)

Задача : – развитие умственной активности, активизация памяти.

5. Физкульт – минутка . (5 мин.)

Музыкальная игра «Самый ловкий»

Практическая работа.

6. Разучивание вокального произведения– ( 5 мин.)

Эстрадно – вокальное произведение «Цветик – семицветик» слова и музыка С. Науменко. Разучивание 2 куплета и припева. Работа над правильным бесшумным вдохом, задержкой дыхания и медленным выдохом. Солистка: Хамидова Дарья.

7. Отработка певческого дыхания

( на примере песни «Колыбельная» из кинофильма «Цирк») – (5 мин.)

«Колыбельная» – исп.Юля Ли. Активизация правильного вдоха в соотношении с выдохом. Активная атака звука. Устойчивое пение фразировок. Правильная осанка певца. Снятие мышечных спазмов и барьеров у учащейся в процессе работы над произведением.

8. Подведение итогов: – анкетирование – ( 3 мин.)

Задача – вспомнить содержание урока, отметить лучшие его моменты, поблагодарить

9. Домашнее задание. (2 мин)

Задание: Выучить любое наиболее понравившееся стихотворение о спорте или здоровом образе жизни. Повторить упражнение на вдох и выдох.

Дополнительные сведения для педагога:

Тема : Дыхание в пении как основа вокального исполнительства

Различают следующие типы дыхания:

1. Костальное (ключичное, верхне-грудное, грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения.

2. Грудное дыхание , при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.

3. Косто-абдоминальное (смешанное, грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

4. Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.

Деление дыхания на отдельные типы является условным, в значительной мере теоретическим, на практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними нет. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко» и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста. Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.

Голосообразованию предшествует вдох. Эта фаза дыхания регулируется сознательно. Во время певческого вдоха, в отличии от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию.

Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования.

При правильном образовании певческого звука мягкое небо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, т.е. находится в поднятом состоянии, близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое внимание на певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность и, следовательно, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое небо при таком состоянии глотки создает условие для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции). Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с «настройкой» ротоглотки на полузевок.

У начинающего петь, прежде всего, необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе: это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые довольно часто наблюдаются у детей. Иногда уже вначале пения музыкальной фразы быстрое «спадение» стенок грудной клетки. Это недопустимо, ибо указывает на то, что поющий, не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора отсутствует.

    Что нужно помнить певцу для взятия правильного дыхания?

ответы учащихся:

    концентрация внимания

    быстрый вдох

    задержка дыхания

    медленный выдох

    Что влияет на дыхание?

ответы учащихся:

  • постоянная тренировка на занятиях

    концентрация

    Почему при постоянных физических дыхательных упражнениях фразировка становится гораздо длиннее и звук сильнее и устойчивее?

ответы учащихся:

    развивается грудная клетка

    дыхание устойчивое

    пластичное

    Какие типы дыхания наиболее приемлемы для певца?

ответы учащихся:

    косто – абдоминальное

    абдоминальное

Задача: – развитие умственной активности, активизация памяти

Открытый урок по вокалу

Преподаватель: Архипова Наталья Анатольевна

Концертмейстер: Веретехина Татьяна Михайловна

Тема урока: Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных упражнениях и музыкальном произведении с начинающим вокалистом.

Форма проведения: индивидуальная

Дисциплина: вокал

Год обучения : 1

Тип урока: комбинированный

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обучение правильному произношению скороговорок.
  2. Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.
  3. Познакомить с понятиями: дикция, артикуляция.

Развивающие:

  1. Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
  2. Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

  1. Формирование речевой культуры.
  2. Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
  3. Воспитание осознанного подхода к обучению.

Методы обучения:

*наглядный (слуховой и зрительный);

* словесный (рассказ, объяснение, диалог);

* иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником).

*эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).

Методические приёмы:

*творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

* побуждение к самоконтролю;

* проговаривание текста песни «нараспев»;

*поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать положительные эмоции.

Оборудование и материалы:

Просторное светлое помещение;

Фортепиано.

Методическое обеспечение занятия:

Плакат по теме «Дикция и артикуляция» или «Строение голосового аппарата».

Структура урока

I. Организационный момент. (1-2 минуты)

Педагог: Здравствуй! Тема нашего урока – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.

II. Объяснение темы. (3 -5 мин.)

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом . К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. (Показ плаката: строение голосового аппарата).

Работа артикуляционного аппарата (далее - АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией . Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.

III. Практическая часть.

1. Распевание (15 мин.)

1.1 Дыхательные упражнения.

  1. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой (см. Приложение 1)
  2. Упражнение на тренировку брюшного пресса : активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе ). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
  3. Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

Цель – развитие навыка продолжительного певческого дыхания.

1.2 Артикуляционные упражнения.

  1. Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).
  2. Скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит» - на глухое согласные; «На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка. Проговариваются по 3 раза на одном дыхании. Цель - активизировать артикуляционный аппарат.

1.3 Вокальные упражнения

2. Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Долгожданная весна» муз. и сл. Д.Трубачева. (15 -17 мин.)

Педагог: Давай вспомним песню «Долгожданная весна», которую мы разучили на предыдущем занятии. (Разучена мелодия на слог)

а) Беседа о настроении песни (радостная, весенняя, солнечная).

б) Проверка домашнего задания

Дома тебе нужно было отметить опорные слова в каждой строчке 1-го куплета и припева.

1. Зима, не обижайся – твое времечко прошло,

Хотим мы, чтоб настало весеннее тепло,

Чтобы запели птицы и расцвела сирень,

Чтоб мы гулять могли бы целый день.

Припев: Весною свежий ветер и светлее небеса,

Становятся задорнее и ярче голоса.

Весною столько света , столько солнечной любви ,

Весною так прекрасны соловьи!

2. Мы зимы провожаем, встречаем мы весну.

Пусть солнышко согреет и елку и сосну.

И пусть порхают бабочки, и пусть поет скворец,

И раскрывает клювик маленький птенец.

в) прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию. «Пойте мысль!» - говорил Станиславский.

« Зи-ма-не-а-би-жа-йся-тва-ё-вре-ми(е)-чка-пра-шло,

Ха-ти-ммы-што-бна-ста-ла(о) ви(е)-се-ннее-те-пло. и т.д.

Особенности произношения в припеве: «становятся» - «ста-но-вя-ца», «звонче» - «звоньче».

Цель – отработать правильное произношение текста.

д) исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.

IV. Заключительный этап. Подведение итогов. (3 мин.)

Педагог: Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом твоей новой песни. Познакомились с новыми понятиями . Назови их.

Формулировка домашнего задания : - К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть. (Домашнее задание записывается в дневник)

До свиданья!

Приложение №1.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой .

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

  1. восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
  2. улучшают дренажную функцию бронхов,
  3. положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
  4. повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
  5. улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Вдох должен быть шумным, резким, сравнимым с ударом в ладоши. Мы делаем по 8 движений дыхательного упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение « Обними плечи » (Вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение « Насос ». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Упражнение « Большой маятник » («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

преподавателя

МБУДО «Детская школа искусств №5 г. Йошкар-Олы»

Филимоновой Нины Андреевны

«ПЛАН-КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ ВОКАЛУ

В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ»
1

План-конспект

урока по специальности

«Вокальное исполнительство»/академический вокал

с учащейся 2 класса Пироговой Марией

Дата проведения:
3 февраля 2016 г.
Время проведения урока:
9.00-9.40
Место проведения:
ДШИ № 5 г. Йошкар-Олы, Корпус № I , каб. № 8.
Дисциплина:
«Специальность»/вокальное исполнительство/
Сведения об учениках:
Пирогова Мария класс: второй, срок обучения -7лет,
специальность:
вокальное исполнительство
образовательная программа: общеразвивающая

Продолжительность урока
(по учебному плану) - 40 мин.
Форма проведения урока:
индивидуальная
Тип урока:
комбинированный
Методы ведения:
наглядный (слуховой и зрительный); · словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения); · фонетический; · вокальные упражнения; · проблемно – поисковый; - объяснительно – иллюстративный; - методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Оборудование:
рояль, ноты песен «Колыбельная» на слова и музыку А.С.Наумовой, «Эрос, что медлишь» сл. и муз. Дж. Каччини.
Тема урока
: «Формирование певческого тона на начальном этапе обучения»
Цель урока
: освоение основных приемов звукоизвлечения в практической певческой деятельности учащегося.
Задачи урока
Работа над:  певческим дыханием и опорой звука;  высокой вокальной позицией;  точным интонированием;  ровностью звучания на протяжении всего диапазона голоса;  использованием различных видов звуковедения;
Структура урока
1. Начало урока – организационный момент. 2. Основная часть урока: - «Колыбельная» на слова и музыку А.С.Наумовой; - «Эрос, что медлишь» Дж.Каччини; 3. Заключительная часть урока: 2
- домашнее задание, выводы.
Ход урока.
Пирогова Мария, 8 лет, 2 класс по 7-летнему году обучения.
Характеристика ученицы:
Маша поступила в школу искусств с неплохими музыкальными данными: голосовой диапазон - октава, хорошее чувство ритма. Тембр голоса - несильный, но приятный. В процессе обучения - на уроках собрана, выполняет указания педагога, дома занимается, приходит на урок подготовлена. Осуществляется контроль со стороны родителей.
Ход урока
: Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать сжато, обобщенно, но систематизировано.
1.Организационный момент:
Педагог задает вопросы ученице - что такое дикция, артикуляция.
2
.
Упражнения:
-Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики по В.В. Емельяновой, дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой, упражнения для дыхания, скороговорки. -Для подготовки голосового аппарата выполняем вокальные упражнения.
Пояснение:
В качестве вокальных упражнений мы используем русские народные песенки - попевки, что помогает вызвать интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.
3. Работа над репертуаром:

«Колыбельная»
на слова и музыку А.С. Наумовой. Ученица исполняет произведение. Преподаватель кратко напомнила, что автор «Колыбельной» - наш современник, живет в городе Гомеле - Алла Семеновна Наумова. Алла Семеновна педагог по образованию: в 70-х годах XX века закончила Гомельское музыкальное училище, в 80-х годах - руководила музыкальным театром на Севере в г. Полярный. Затем вернулась в родной город Гомель. Работает преподавателем в музыкальной школе. В 2007 – 2008 г.г. были изданы сборники музыкальных сказок «Сказка в сказке» и «Новогодние музыкальные сказки». Затем педагог ставит
задачи перед ученицей
– пропеть, обращая внимание на выразительность исполнения - вести фразу к самому яркому звуку.
Вопрос к ученице
– в каких случаях, кому исполняется колыбельная и как ее нужно спеть (быстро-медленно, громко-тихо, спокойно-взволнованно) - для этого подготовить карточки, ученица выберет нужные по ее мнению. Необходимо помнить о ясной артикуляции. 3
Обратить внимание на приемы звукоизвлечения – выравнивание гласных, их округленного звучания, высокая вокальная позиция, высокий купол (высокое небо), объемное звучание чистого голоса без лишних шумов, хрипа, без форсирования звука.
«Эрос, что медлишь?»
сл. и муз. Дж. Каччини. Ознакомление с новым произведением. Сначала педагог исполнила произведение, назвала авторов музыки и слов, заметила, что это произведение написано в 17 веке. Затем попросила ученицу проговаривать текст песни. Сначала проговаривали по фразам текст 1куплета, а потом послушали мелодию и попробовали спеть ее со словами. Во время работы над вокальным произведением «Эрос, что медлишь?» необходимо обратить внимание на чёткое произношение слов, особо обращая внимание на артикуляционный аппарат солиста и его дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. При исполнении нужно прежде всего добиваться музыкальной выразительности и красоты напевного звучания. Звук «ми 2 » должен быть округлен, поставлен на опору. (полнозвучность, экономия дыхания).
Объяснение

запись

домашнего

задания
: «Эрос, что медлишь?» сольфеджировать и петь со словами вокальную строчку. Выучить слова.
Итог занятия:
педагог хвалит Марию за сформированные хорошие навыки исполнения, говорит, что с поставленными перед ней задачами она успешно справилась. Поясняет, что необходимо продолжать работать над ровностью звучания, точным интонированием, работать над певческим дыханием и опорой звука.
Выводы:
ученица хорошо работает над ровностью звучания, точно интонирует, умеет пользоваться певческим дыханием и опорой. Успешно справляется с исполнением «Колыбельной» и «Эрос, что медлишь».
Список использованной литературы:
1. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики /Л. Б. Дмитриев. – М. : Музыка, 2007. 2. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В 3. Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань. 4. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой продолжает творить чудеса / М. Н. Щетинин. – М. : АСС – Центр: ЮНИВЕСТ, 2009. 5. Развитие детского голоса / под редакцией В. Н. Шацкой. – М. : Педагогика, 1970. 4

Современные дети отличаются вялостью артикуляционного аппарата, развитие которого является необходимым условием успешной вокальной работы. Этой актуальной проблеме и был посвящен данный урок. На разных этапах урока для активизации голосового аппарата и улучшения дикции применялись скороговорки, артикуляционная гимнастика, метод мелодекламации, прием мысленного пропевания с беззвучной артикуляцией. Использование на уроке разнообразных технологий (личностно-ориентированной, развивающего обучения, межпредметных связей, здоровьесбережения), либо их элементов (проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, ИКТ, арттехнологий) сделало его интересным, насыщенным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГОУ СПО «Московский областной музыкально-педагогический колледж»

ПЦК вокала и хорового дирижирования

Открытый урок

по дисциплине «Вокальный класс»

Тема:

Преподаватель:

Пономаренко Н. И.

Студентка 21 гр.:

Вакун Ю.

08.02.2011г.

г. Егорьевск

План – конспект урока.

Тема урок: Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением

Цель урока: Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.

Задачи урока:

Обучающие

Обеспечить формирование у студента знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;

Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».

2. Развивающие – создать условия для развития у студента

Дикционных навыков в разнообразных темпах;

Активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

Эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

Умения пользоваться нижнереберно-диафрагматическим дыханием.

3. Воспитательные - создать условия для

Воспитания сознательного подхода к обучению;

Повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

Стимулирования творческого поиска студента в создании интерпретации произведений.

Тип урока : комбинированный.

Методы работы:

п о источнику знаний :

Наглядные – наглядно - иллюстративный, слайд-шоу, показ, ТСО;

Словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия ) , беседа ;

Практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики : концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Технологии:

личностно-ориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей,; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, информационной, арттехнологии;

исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания, практика, информатика

Оборудование: фортепиано, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало

Используемая нотная литература :

1. Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985. .

2. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара: для меццо- сопрано. Музыкальное училище I-II курсы./ Сост. П. Понтрягин. - М.: Музыка, 1970.

3. Д.Кабалевский. Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта»./ Ноты с сайта - www.notarhiv.ru

4. Учите детей петь: Песни и упражнения развития голоса у детей (3- 5 лет). Пособие для муз. руководителей дет. сада. /Сост. Т.Орлова, С. Бекина. – М.: Просвещение, 1986.

Ход урока.

I.Объявление темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).

2. Распевание . Первый вокальный навык – «певческая установка» (развернутый ответ студента).

Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);

упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления студента, используя скороговорку «Барашеньки – крутороженьки … » с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т.д.

Подвести студента к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

3. Работа над исполнением вокализа (Ф.Абт. Вокализ №10 ).

Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

4.Работа над исполнением произведения Д.Кабалевского Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта». Задача работы над данным произведением – отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на активность всего артикуляционного аппарата студента. Для этого используется артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова (Приложение №2). Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит дикцию.

В процессе работы студент вспоминает теоретические основы вокала (из раздела «Строение голосового аппарата» - «Артикуляционный аппарат» слайды №12 – 15). В беседе с преподавателем разбираются вокальные навыки «дикция», «артикуляция».

Используя образное мышление, воображение студента, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать студенту возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

5.Работа над исполнением произведения М.И.Глинки Песня Ильиничны «Ходит ветер у ворот» из музыки к трагедии А.Кукольника. Данное произведение находится в работе сравнительно недавно. Задача работы над ним – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести студента к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение, сохранения дикционной активности голоса при разных нюансах.

Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации артикуляционного аппарата студента. Для этого используется метод мелодекламации в утрированной манере, а также методический прием мысленного пропевания, когда концертмейстер исполняет фортепианное сопровождение вокального произведения, а поющий должен внимательно слушать аккомпанемент и мысленно пропевать мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру.

6.Работа над исполнением детской песни под собственный аккомпанемент (М.Иорданский «Голубые санки» ). Задача работы – отработка навыков плавного голосоведения, активной подачи слова, выразительного исполнения. Особое внимание следует уделить ансамблю между пением и аккомпанированием с учетом преимуществ голоса (технология имитационного моделирования - имитация производственной задачи, с которой обучаемый будет сталкиваться в своей будущей профессиональной деятельности). Работа над песней может проходить в одном из двух вариантов: 1 - с воображаемыми детьми, 2 – педагог выступает в роли ребенка (по выбору студента).

III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).

IY. Домашнее задание. В Интернете найти записи исполнения лучшими вокалистами романса Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта» Д.Кабалевского, сделать сравнительный анализ интерпретаций. Выучить слова Песня Ильиничны из музыки к трагедии А.Кукольника «Ходит ветер у ворот» М.И.Глинки, выразительно декламируя в певческой позиции («Артист на сцене»). Продумать несколько исполнительных планов этого произведения.

Приложение №1.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой .

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

улучшают дренажную функцию бронхов,

положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение « Обними плечи » (Вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение « Насос ». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Упражнение « Большой маятник » («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола - вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.

Приложение №2.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез.

"Шинковать" язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите 4-8 раз.

Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иголочка". Повторите несколько раз.

Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется "щеточка", как бы чистим языком зубы.

Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.

После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суставы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "вперед-вниз", т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.

Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "вперед-вниз" с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена "вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно "Злая кошка" ("ЗК").

ЛИТЕРАТУРА

Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е изд. – М., 2008: http://strelnikova.ru


Здравствуйте, друзья!

Подходит к финишу учебный год. А это значит, скоро опять будем планировать работу – конкурсы, мероприятия, методические доклады и открытые уроки. Меня часто спрашивают, какую тему выбрать для методического доклада или открытого урока. Можно ответить, конечно, ту, которая интересует, которая более важна для работы.
Но сегодня я подготовила примеры, а вы можете выбрать из этого списка подходящую тему.

Перечень, естественно, не претендует на полное собрание сочинений. Просто вспомнила темы и методических докладов, которые рассматривались на заседании вокально-хорового отдела в нашей школе.

Темы уроков вокала и методических докладов

— Основные формы обучения в МШ


— Певческая установка
— Строение органов голосообразования
— Определение типа голоса
— Работа над звукоизвлечением
— Выработка качественной интонации у учащихся
— Пение в высокой позиции
— Строение голосового аппарата
— Звукообразование
— Правильное формирование гласных в сочетании с согласными
— Артикуляционная гимнастика
— Выработка «округлого» звучания
— Развитие диапазона голоса
— Дыхание певческое и речевое
— Развитие певческого дыхания с помощью упражнений
— Развитие музыкального слуха
— Развитие чувства ритма
— Разбор произведения
— Выработка вокально-технических навыков
— Развитие внимания и памяти
— Работа над штрихами
— Работа над кантиленой
— Работа над художественным образом произведения
— Цифровая поэзия. Выработка эмоциональности и артистичности детей
— Межпредметные связи: урок по специальности и музыкально-теоретические предметы
— Формирование исполнительских навыков
— Понятие о резонаторах
— Понятие о вибрато
— Охрана детского голоса
— Снятие мышечных зажимов
— Пение на опоре и атака звука
— Вокальная орфоэпия
— Исполнительский язык музыки
— Самостоятельная работа дома
— Работа над подвижностью и гибкостью голоса
— Работа над динамическими оттенками
— Формирование навыков вокально-сценического мастерства
— Волевые качества вокалиста
— Подготовка к выступлению
— Средства художественной выразительности
— Работа над концертным репертуаром
— Развитие и воспитание голоса детей
— Работа по сглаживанию регистров
— Смысловое единство вокального текста и музыки
— Работа над техникой исполнения
— Активизация учебного процесса
— Инновационные методы обучения
— Методика проведения урока в музыкальной школе (тема для методического доклада)
— Открытый урок в музыкальной школе (тема для методического доклада)