Хикикомори или добровольная самоизоляция. Социальная самоизоляция: предпосылка или следствие компьютерной зависимости

  • Дата: 10.10.2019

СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗОЛЯТЫ

Социальная изоляция может рассматриваться в качестве формы либо источника социальной деформации, равно как и нормальной формы чело­веческого существования, необходимой для выполнения каких-либо важ­ных социальных и культурных функций. Она может играть как негативную, так и позитивную роль. К примеру, изоляция наркомана от его друзей, под­верженных тому же недугу, в период его реабилитации играет, несомненно, положительную роль, так как позволяет снять главную причину - группо­вое давление, подражание другим, пребывание в криминогенной среде. В уголовной практике есть много примеров, когда методы казни из-за не­предвиденных обстоятельств обрекали осужденного на затяжную, мучитель­ную смерть. Следовательно, социальная изоляция может рассматриваться как относительно гуманное и в то же время справедливое воздаяние по зас­лугам.

Под изоляцией понимают либо физическое, либо эмоциональное одино­чество. Социальная изоляция - такое общественное явление, при котором происходит отстранение индивида или социальной группы от других инди­видов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокра­щения социальных контактов и взаимодействий.

Социальная изоляция и остракизм могут формироваться на основе как объективных условий, независящих от действий отдельного человека, так и личностных характеристик, таких как необычная внешность, болезнь или девиантное поведение. Социальная изоляция может относиться к отдель­ному человеку и целым общностям.

Общности (племена, этносы, этнографические группы, страны), в тече­ние долгого времени ведущие замкнутый от внешнего мира образ жизни, ограничивающие любые контакты с другими сообществами и таким спосо­бом сохранившие свою самобытность, в литературе принято называть со­циальными изолятами. Этот термин, по всей видимости, позаимствован из биологии, где давно распространены соответствующие понятия, определя-

ющие изолированный от доминирующей популяции способ биологическо­го существования каких-либо представителей флоры и фауны.

Социальные изоляты появляются добровольно и принудительно, суще­ствуют относительно непродолжительное или длительное время, порыва­ют полностью или частично контакты с остальным миром, получая от сво­его состояния как добро, так и вред. К примеру, отдельные приемы ману­ального воздействия сохранялись в народной среде, прежде всего в изолятах, и передавались только избранным из поколения в поколение. Точно так же

шаманские традиции, техники и ритуалы передавались из поколения в по­коление только в пределах одной семьи (родственного клана), благодаря чему они и дошли до наших дней.

Термин «изолят» впервые появился в концепции функционирования культуры известного антрополога Б. Малиновского. Природа изолятов раз­лична. Во-первых, есть географические изоляты, оторванные от массива Евразии, которую следует рассматривать как главную арену развития ми­ровых цивилизаций. Во-вторых, можно указать на изоляты, обязанные кли­матическим условиям. К таким местам следует отнести далекий Север и не­которые экваториальные регионы. Специфический этнокультурный изолят представляет собой Северный Кавказ - горная страна, отделенная от Ев­ропы естественными преградами.

Различают географические изоляты - островные сообщества, племена, долгие годы жившие затерянно в джунглях, и социокультурные (соци­альные) изоляты - андерграундные сообщества (гетто, замкнутые религи-

озные общины, криминальные группировки и заключенные, общины хип­пи), живущие в обществе, не принимающие его законы и культурные цен­ности, сознательно дистанцирующиеся от него.

Антропологам хорошо известно, что изоляция малых групп приводит к замедлению эволюции сообщества. Если ныне встречаются отсталые пле­мена, то с высокой долей вероятности можно считать, что задержаться на неолитической и даже палеолитической стадии развития их заставила со­циальная изоляция.

Этнологи причисляют к условиям социальной изоляции еще и формы брака, исторически сформировавшиеся в разных уголках планеты. Так, на­пример, эндогамия (от «эндо...» и греч. gamos - брак) - брачные связи внутри определенных общественных групп в эпоху первобытно-общин­ного строя. Эндогамной группой обычно было племя. Эндогамия племе­ни, как правило, сочеталась с экзогамией входивших в него родов и фрат­рий. Такого рода изоляты образуют группы населения с брачными связя­ми, реализуемыми лишь в достаточно узких рамках. Сообщества, живущие изолированными колониями, в результате малочисленности и родствен­ных браков постепенно вырождаются. Полудикие племена сохранились в изолятах, таких как острова Тихоокеанского региона, джунгли Амазонки и Африки.

В Библии описано правило, согласно которому верующие должны были заключать браки только в пределах собственной религиозной общины. По­скольку в Ветхом Завете община фактически совпадала с этносом, эндога­мия часто принимала племенной, национальный характер. Первое указа­ние на такого рода эндогамию содержится в рассказе об Аврааме, который

Врезка

И. Кон Одиночество

В средние века люди редко обособлялись друг от друга: даже схимники, принимавшие обет молча­ния, зачастую обосновывались вблизи монасты­рей, а то и прямо на городских улицах на страх и поучение верующим. Одиночество обычно пони­малось как физическая изоляция; ценность оди­ночества для сосредоточенного, интимного обще­ния с богом подчеркивали только мистики вроде Эккарта.

В новое время картина усложняется. Более бога­тая и многогранная личность, не отождествля­ющая себя ни с одной из своих предметных и со­циальных ипостасей, нуждается в обособлении от других, добровольно ищет уединения. В то же время она все чаще ощущает дефицит эмоцио­нального тепла или невозможность выразить бо­гатство своих переживаний. Отсюда поэтизация одиночества и одновременно страх перед ним. Оттенки этих чувств имеют определенную логи­ку развития. Так, в дворянской культуре XVII в. любовь к одиночеству ассоциируется с эстети­ческими переживаниями (уединение - подруга муз); пиетизм считает его благотворным для уг-


лубления религиозного чувства; просветители обсуждают плюсы и минусы одиночества с точ­ки зрения развития личности и ее разума (этому посвящен чрезвычайно важный для немецкой культуры четырехтомный труд «Об одиночестве» Иоганна-leopra Циммермана, вышедший в 1784 г.). пропагандируя образ одинокого мыслителя, ко­торый удовлетворен собою и в то же время все­гда готов помочь другим. Сентиментализм пере-



носит центр проблемы на изучение внутренних чувств человека. Наконец, романтики делают одиночество своим программным лозунгом, пони­мая его, однако, по-разному: от байроновского вызова и бунта до пассивного поиска убежища от жестокостей мира.

не желал, чтобы его сын вступал в брак с хананеянкой. Моисеево законода­тельство также запрещало брачные союзы с язычниками Ханаана. Однако эндогамия не была абсолютной и строго не соблюдалась. Жен-иноплемен­ниц имели сам Моисей и почти все цари Израиля. Принцип ветхозаветной эндогамии был обусловлен не этническими или расовыми мотивами, а опасениями языческого влияния.

Определенные правила, предписывающие браки между партнерами, су­ществуют в любом обществе. Согласно правилам эндогамии, брак возможен только между партнерами, принадлежащими к одной социальной группе (родственной, этнической, классовой, религиозной и т.п.). Правила экзо­гамии предписывают брак между партнерами, принадлежащими к различ­ным социальным группам (например, запрет кровосмешения - инцеста).

Эндогамия и экзогамия, можно прочесть в словаре Брокгауза и Ефрона, это термины первобытного права, введенные в 1865 г. Мак-Леннаном в его сочинении «Primitive marriage» и получившие право гражданства в науке. Сами явления, которым Мак-Леннан дал имя, были известны и раньше. Еще в 30-х гг. XIX в. Джорж Грей описывал обычаи австралийцев, запрещавшие брак между лицами, имеющими одно фамильное имя или общий тотемный знак, указав на аналогичный обычай у североамериканских индейцев, де­лившихся на тотемные группы и вступавших в брак только с лицами не сво­его тотема. Этому обычаю, наиболее распространенному между первобыт­ными племенами, Леннан дал название экзогамии, а обычаю противополо­женному, когда брак обязательно предписывался внутри собственной группы (например у маньчжуров, у которых запрещались браки между ли­цами разных фамильных прозвищ), дал название эндогамии.

Основой самосознания средневекового челове­ка было чувство неразрывной связи с его общи­ной, сословием и социальной функцией. Вся жизнь человека от рождения до смерти была регламентирована. Он почти никогда не покидал места своего рождения. Его жизненный мир был ограничен рамками его общины и сословной при­надлежности. Как бы ни складывались обстоя­тельства, дворянин всегда оставался дворяни­ном, а ремесленник - ремесленником. Соци­альное положение для него было так же органично и естественно, как собственное тело. Каждому сословию присуща своя система доб­родетелей, и каждый индивид должен знать свое место.

Средневековый человек часто использовал свой дом как крепость, чтобы спастись от врагов, но он не стремился спрятать за его стенами свою по­вседневную жизнь. Все ее драмы и комедии про­исходили открыто, на глазах у всех, улица была продолжением жилища, и важнейшие жизненные события (свадьбы, похороны и т. п.) совершались при участии всей общины. Двери дома в мирные Дни не запирались, и все уголки его были откры­ты для обозрения. В новое время положение постепенно меняется, семья начинает ограждать


свой быт от непрошеного вторжения, обзаводит­ся замками, дверными молотками и колокольчи­ками, позже о визитах начинают договаривать­ся заранее письменно или устно, еще позже - созваниваться по телефону. Дифференцируется и само жилое пространство. В раннем средневековье жилище состояло из од­ного помещения, в котором рыцарь размещался вместе со всеми своими чадами и домочадцами и даже вместе с домашними животными. Затем оно делится на жилую комнату, в которой члены семьи спят, едят и развлекаются, и кухню (в кре­стьянских семьях этот тип жилища просущество­вал вплоть до XIX-XX вв.). В начале Нового вре­мени входит в обычай разделение спальни и сто­ловой. Слуг и детей поселяют теперь отдельно, для приема гостей оборудуются специальные гостиные и т.д. Если раньше индивид чувствовал себя частью семьи, общины и т.д., то теперь он сознает себя автономным субъектом, который лишь частично входит в эти многообразные общ­ности.

Сокращено по источнику: Кон И. Открытие «Я». Историко-психологический этюд // Новый мир. 1977. № 8

В Древнем Египте практиковались внутридинастические браки фарао­нов со своими сестрами (система просуществовала до конца греческой ди­настии Птолемеев), что справедливо рассматривается как пережиток эндо­гамии (браки внутри родственной популяции). Такие же пережитки были характерны для царских семей Элама 33 .

До сих пор ученых удивляет стойкость цыганского этноса, который, по­стоянно перемещаясь с места на место, кочуя по разным странам, городам и весям, умудрился сохранить уникальную самобытность не только с этни­ческой, но и с культурной точки зрения. Устойчивость бытовой культуры цыган, преемственность в отношениях к обычаям, обрядам, нормам пове­дения отмечаются абсолютно всеми исследователями. Неотступное следо­вание законам таборной жизни, по мнению многих из них, было вызвано инстинктом самосохранения. «Жизнь табора регламентируется системой патриархальных родовообщинных пережитков. В этом смысле прогресс человеческой цивилизации почти не затронул цыган. Лишь несколько ме­няется атрибутика цыганской жизни, но суть ее остается постоянной» 34 . Строгая регламентация образа жизни характерна и для оседлых цыган: «Вот что удивительно: как бы ни жили цыгане - кочуя, полуоседло или оседло, уклад их жизни оставался практически неизменным» 35 .

При таком образе жизни налицо все предпосылки к смешению или рас­творению в более крупном народе. Но этого не произошло. Постоянное со­седство с многочисленными народами не привело к ассимиляции цыган. Уникальный феномен изоляции в условиях, казалось бы, полной открыто­сти тем более удивителен, что цыгане как этнос не обладают теми цементи­рующими скрепами, которые есть у любого другого народа, а именно госу­дарственное, экономическое и терри­ториальное единство у них отсутству­ет. В условиях многовековой диаспо­ры, при отсутствии государственного аппарата, экономического и террито­ риального единства цыганский этнос, тем не менее, сохраняет свою само­бытность. По мнению Ю.Г. Григорьевой, устойчивость цыганского этноса к ассимиляции в условиях отсутствия территориальной консолидации объясняется культурными факторами. Механизмами поддержания этой ус­тойчивости являются: «закон», язык, эндогамия, миф о происхождении, кочевой образ жизни 36 .

Другой пример социальных изолятов - касты. Это замкнутые, т.е. эндо­гамные страты с аскриптивным (приписанным) членством и полным отсут­ствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации - кастовой. В чистом виде кастовая си-

33 См.: Юсифов Ю.Б. К вопросу об эламском престолонаследии // Вестн. древней истории. 1974.
№ 3. С. 3-19; др. примеры см.: Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества:
Доисторический эгейский мир. М, 1958.

34 Друц Е., ГесслерА. Цыгане. М., 1990. С. 43.

36 Григорьева Ю.Г. Сохранение этнической самобытности цыганского народа в условиях отсутствия
территориального единства (http://www.mai.ru ).

стема существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс. лет). Кастовая система при помощи религии жестко закрепля­ет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической осно­ве, - каждой касте разрешается только определенный род занятий.

Формирование изолятов обусловливается такими причинами географи­ческого порядка, как, например, жизнь на изолированном и небольшом по размерам острове. В человеческом обществе наряду с географической изо­ляцией (при жизни в труднодоступных местах - на островах, в горах и т.д.) существовала и кое-где сохраняется социальная изоляция: в связи с заклю­чением браков определенной социально-экономической, конфессиональ­ной или этнической ограниченности 37 .

Примером относительной изоляции могут служить коренные жители гор. В горных деревнях Центральной Италии 64,2% браков заключались до не­давнего прошлого в пределах одного церковного прихода; в 16,5% случаев вступающие в брак жили на расстоянии 1-8 км друг от друга и в 9,1% слу­чаев на расстоянии свыше 20 км.

Еще относительно недавно круг брачных связей был достаточно узок и вне горных массивов. Так, В.В. Бунак 38 на примере жителей русских дере­вень Алтайского края отметил, что родители современного взрослого насе­ления (бабушки и дедушки) в 74-81% случаев были из одного селения. В 90% случаев круг брачных связей охватывал 1-2 смежных селения. Дети, рожденные в близкородственных браках, отстают в физическом и умствен­ном развитии. В этих условиях риск проявления в потомстве наследуемых патологических изменений повышен, так как резко увеличена вероятность гомозиготного носительства летальных и полулетальных генов.

Современной эпохе свойствен повсеместный распад изолятов с прогрес­сирующим расширением круга брачных связей. Примером может служить население Северной Италии, где доля близкородственных браков состави­ла в 1903-1923 гг. 6,17%, в 1926-1931 гг. - 3,72%, а в 1933-1953 гг. - 1,85%. Подобно этому показатель кровнородственной близости населения умень­шился во Франции между 1926-1930 и 1950-1953 гг. более чем в 2,5 раза 39 .

Примером социальной и культурной изоляции может служить Австра­лия. Аборигены заселили Австралию как минимум 40 тыс. лет назад, при­ехав на ее северную оконечность из южных частей Азии, а белые австралий­цы, выходцы преимущественно из Европы, причем англоговорящей ее ча­сти, появились на континенте чуть более 200 лет тому назад. Благодаря раннему заселению аборигенами материка произошла их относительная расовая и культурная изоляция. Австралийские аборигены на протяжении многих тысячелетий формировались как своеобразная этнокультурная общ­ность вдали от мировых торговых и культурных путей. Изоляция придала уникальную специфику аборигенной субкультуре, сделала ее непохожей на прочие. Их общество технологически и экономически развивалось очень медленно и в ряде мест - глубинная часть Австралии, Новая Гвинея и Тас­мания - сохранило первоначальную культурную форму даже до наших

См.: Кузин В.В., Никитюк Б.А.

Бунак В.В. Об увеличении роста и ускорении полового созревания современной молодежи в свете

советских соматологических исследований // Вопр. антропологии. 1968. Вып. 28.

См.: Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная биосоциальная антропология. М., 1996.

дней. Археологи обнаружили образцы «кремации», наскальной живописи, бумеранги, каменные топоры, точильные камни, которые были изобрете­ны человечеством на ранних стадиях исторического развития и повсемест­но, кроме Австралии, исчезнувших. В Австралии раньше насчитывалось бо­лее 200 аборигенных языков, из которых большинство сегодня исчезли, а часть находится на грани исчезновения. О сохранившихся 40 языках в Ин­тернете создано 140 сайтов, 30% которых - самими аборигенами. К древ­нейшим памятникам австралийских аборигенов относится наскальная жи­вопись. Первым ее обнаружил в 1967 г. археолог Кармел Шрайер. На полу­острове Арнемленд и в других местах были найдены изображения кенгуру и отпечатки ладоней, возраст которых оказался старше 12 тыс. лет. Затем в южной Австралии были обнаружены фрагменты наскальной живописи, выполненные охрой и датируемые 20, 24 и 34 тыс. лет до н.э.

Культура тасманийцев является как бы локальным вариантом австралий­ской культуры, вследствие длительной изоляции отрезанным от воздействия других локальных австралийских культур, которые в процессе продолжи­тельного взаимного общения и культурного обогащения выработали в це­лом более богатую и разнообразную материальную и нематериальную куль­туру. Относительная бедность тасманийской культуры как локального ва­рианта общеавстралийской культуры вполне объяснима ее изоляцией, про­должавшейся тысячелетия, а также естественно-географическими усло­ виями. Вследствие этого тасманийцы утратили - полностью или частич­но - некоторые культурные достижения прошлого, но в целом их матери­альная культура - типичная культура охотников и собирателей на дозем-ледельческой стадии 40 .

Массовая миграция из стран Европы привела в Северной Америке к сме­шению ранее изолированных частей многих популяций. Изменения харак­тера брачных связей у переселенцев тщательно прослежены на примере на­селения Калифорнии, представленного выходцами из кантона Тессин в Швейцарии 41 . Хотя большинство иммигрантов женились на женщинах из своего кантона, только треть из них взяла себе в жены женщину из той же швейцарской деревни, откуда и они родом. Отметим, что в Швейцарии 2 / 3 браков заключались между уроженцами одной деревни.

Многие ученые считают ломку прежнего, весьма ограниченного круга брачных связей и заключение смешанных, так называемых гетеролокаль-ных, браков одной из основных причин акселерации развития. Еще Ф. Эн­гельс писал: «Не подлежит сомнению, что племена, у которых кровосмеше­ние было... ограничено, должны были развиваться быстрее и полнее, чем те, у которых брак между братьями и сестрами оставался правилом и обязан­ностью» 42 . Ф. Энгельс имел в виду, как это видно из предшествующего тек­ста, не только единоутробных, но и более отдаленных в генетическом от­ношении родственников. Эти мысли подтверждаются современными дан-

40 Кабо В.Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., 1969.

41 Hulse F.S. Exogamie et heterosis // Arch, suisses anthropol. gen. 1957. Vol. 22. N 2.

42 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 21. С. 43.

ными. Потомство от экзогамных браков отличается большей высокоросло-стью, чем люди эндогамного происхождения. Например, для населения со­временной Франции доказано наличие корреляционных связей между по­казателями кровного родства в отдельных группах населения и средними значениями длины тела у них же 43 .

Таким образом, клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (ког­да запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогам­ных браков поддерживается их закрытость.

Социальными изолятами в социологии именуют так называемые закры­тые общества. Яркий пример - Япония, существовавшая многие столетия в изоляции от других стран и народов. Примерно 400 лет тому назад, начи­ная с 1603 г., страна была отрезана от остального мира. Только через 250 лет, после революции Мейдзи в 1867 г., Япония открылась миру и, осознав свое отставание, быстро примкнула к мировой цивилизации.

Другой пример - малые коренные народы, к каковым современные эт­нографы относят 3% населения Земли, или 200 млн человек, занимающих, к великому удивлению, 20% обитаемых земель. Коренные народы Севера, заселившиеся на бесконечные просторы тундры, неприспособленной для строительства городов и постоянных поселков, географически удалены от основных центров цивилизации.

Существование в изоляции от мировой культуры замедляет рост числен­ности данной популяции и темпы социального прогресса данного сообще­ства. В результате возникает деформационный парадокс: социальный про­гресс для всего человечества ускоряется от одной эпохи к другой, а для мест­ного сообщества он замедляется либо вовсе приостанавливается.

Поучительна судьба доколумбовой Америки. Заселение западного полу­шария произошло 40 тыс. лет назад, когда уровень Мирового океана был на 100-120 м ниже, чем в настоящее время. В ту эпоху климат Земли был го­раздо холоднее и суше, чем сейчас. Север Европы и Америки был покрыт мощным ледником. Азию и западное полушарие соединяла обширная тер­ритория Берингии, по которой на протяжении тысячелетий мигрировали племена, перенося с собой технологию и культуру. Однако в дальнейшем в результате потепления и таяния ледников климат изменился, а уровень Мирового океана заметно поднялся.

То, что будет названо Америкой, длительное время развивалось самосто­ятельно, но в замедленном темпе, во многом следуя теми же этапами, что и остальной мир, связанный в единое целое. Сравнение путей развития до­колумбовой цивилизации позволяет понять как общность путей развития мировой и местной цивилизаций, так и то, в какой мере разрыв повлиял на развитие. После драматического столкновения цивилизаций Старого и Нового Света мир стал свидетелем разницы в развитии, приведшей к умень­шению на порядок населения доколумбовой Америки в результате ее заво­евания европейцами.

43 г^

<~м.: Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная биосоциальная антропология. М., 1996.

В других регионах результат был еще более трагичен. При колонизации Тасмании все коренное население, триста тысяч туземцев, было истребле­но до последнего человека. В нашу задачу не входит подробное описание таких эпизодов истории, но напоминание о них служит иллюстрацией того, к чему приводили в прошлом, дай в настоящем, столкновения культур и ци­вилизаций после их длительного разделения, вызванного географически­ми и климатическими факторами 44 .

Таким образом, судьба изолятов подтверждает значение информацион­ного взаимодействия для роста и то, что информацию, знания, связь с ми­ровым сообществом следует рассматривать как необходимый ресурс развития. В отделившихся сообществах было более чем достаточно террито­риальных, пищевых и минеральных ресурсов, и только информационный отрыв от мирового вза­имосвязанного сообщества привел к неминуемо­му отставанию. Причем отставание происходит как в скорости численного роста, так и в темпах культурного развития.

Именно это более всего характерно для изоля­тов - они как бы замирают и останавливаются в своем развитии. В изолированной подсистеме культурное развитие и численный рост оказыва­ются, как и для человечества в целом, системно сцепленными, но вследствие их изоляции замед­ленными. Изоляты становятся настоящей маши­ной времени, любимым объектом антропологов, которые могут таким образом совершать путеше­ствия в далекое прошлое. Если в эпоху палеолита отставание от соседей практически никак не ска­зывалось на судьбе запаздывающей общности, то в Новое время отставание может стать роковым: на коротком промежутке времени, например, в течение жизни одного демографического поколе­ния, сменяется несколько поколений техники, стилей жизни, речевых прак­тик, культурных комплексов. С каждой следующей исторической эпохой плотность событий, формирующих ее содержание, возрастает, следователь­но, цена отставания, равно как и изоляции, увеличивается. Довольно корот­кая, всего на 60 лет (с 1930 до 1990 г.), изоляция, пусть и не полная, Совет­ского Союза привела к его неминуемому отставанию, несмотря на то что срок разрыва казался не таким большим. Но мир именно за эти годы, счи­тает С. Капица, изменился качественным образом.

В четвертом томе мы уже касались фундаментального закона ускорения исторического времени. Он гласит, что народы и нации развиваются с не­одинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России с индустриаль­но развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, со­хранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

44 См.: Капица СП. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. Очерк теории роста челове­чества. М., 1999.

Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут появиться не только по­зитивные, но и негативные моменты. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой ско­ростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других - медлен­нее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее раз­витой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации ко­ренного населения. В процесс модернизации во второй половине XX в., вслед за Америкой и Западной Европой, втянулись исламские страны. Вско­ре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма как раз и было при­звано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализ­ма, народные обычаи и нравы. А это одновременно означает - повернуть историческое время вспять.

Вследствие неодинакового движения по линии прогресса разных стран, народов, культур и континентов, современная геополитическая картина мира представляет собой крайне пеструю мозаику. Одновременно на Земле могут сосуществовать страны, относящиеся к первобытно-общинному, ра­бовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическо­му строю. Сегодня распался СССР, считавшийся оплотом социализма, но социалистический режим сохранился в Китае и на Кубе. Правда, Китай разорвал прежнюю изолированность от мирового сообщества, но Куба про­должает существовать в политической изоляции. Она напоминает жизнь СССР за «железным занавесом», которая продолжалась в течение 70 лет. Кубе до этого юбилея осталось недолго (кубинская революция произошла 1 января 1959 г.). Но уже сегодня появляются первые признаки прорыва многолетней блокады. На эволюционной периферии могут оказаться не только дикие племена, обитающие в заброшенных уголках планеты, но и развитые промышленные или аграрно-индустриальные страны, превратив­шиеся или превратившие себя в социальных изолятов.

Страница 21 из 32


Социальная изоляция, арест, террор, психоиндоктринация

Социальная изоляция, арест, террор, психоиндокринация – это мощные стрессовые факторы (их также можно назвать и экстремальным), которые у большинства людей, перенесших их, приводят к развитию психосоматических заболеваний, и в первую очередь, к развитию тяжелых форм депрессий.

Социальная изоляция – это изоляция человека от привычной для него социальной среды. Примером социальной изоляции может служит заключение под стражу, лишение свободы, помещение человека в одиночную камеру.

Влияние социальной изоляции на здоровье и психику человека достаточно хорошо изучено в экспериментальных моделях по сенсорно-социальной депривации на животных и в экспериментальных исследованиях на людях, помещенных в так называемую “камеру молчания”. Что происходит с нейроэндокринной системой человека в таких условиях, особенности работы его психики в условиях социальной изоляции, последствия этой изоляции для человека, эти и другие вопросы становятся особенно актуальными в связи с длительными полетами человека в космос.

Вот описание одного из многочисленных экспериментов по сенсорно-социальной изоляции человека. Студентам предложили, за соответствующее вознаграждение, выступить в роли испытуемых в камере сенсорной изоляции. Человек в такой камере не слышит никаких звуков (модель акустической изоляции), на руки надеваются специальные перчатки, которые уменьшают тактильные ощущения, непременное условие эксперимента – никаких социальных контактов. Время, проведенное в камере, не ограничивалось, по первому требованию испытуемого эксперимент прекращался. Более того, студентам было разрешено взять с собой книги, учебники. Первоначально, желающих было очень много, еще бы, за приличную почасовую оплату можно в спокойной обстановке, наконец-то посвятить все время учебе, подготовится к экзаменам, не отвлекаясь ни на какие раздражители. Просто мечта студента. Каково же было удивление испытуемых, что, несмотря на сильную положительную мотивацию, немногие из участвующих в эксперименте смогли продержаться в камере более трех часов.

Полная тишина явилась тяжелым стрессовым фактором для мозга человека, привыкшего находится в постоянном мире звуков, шумов. Большинство здоровых испытуемых описывали появление беспричинного чувства страха, сильного психического дискомфорта, появление разнообразных зрительных и звуковых галлюцинаций, в таких условиях нахождение в камере становилось физически невозможным.

Одиночество и темнота в сочетании с изоляцией могут привести человека, не подготовленного соответствующими упражнениями, к психологическому сопротивлению, к психическому кризу. Например, тюремные психозы, состояние беззащитности при аресте. У людей, попавших в такие условия, возникает агрессивное возбуждение, нарушение ориентировки, появляются суицидальные мысли.

Исследование состояния людей, подвергшихся репрессиям , на фоне недоедания, лишения сна, длительного пребывания в освещенной камере, подвергавшихся длительным допросам, способствуют нарастанию суицидальных настроений, нарушению поведения, появлению разнообразных психосоматических заболеваний.

Исследования психических нарушений у лиц, подвергавшихся преследованиям по политическим и религиозным мотивам, показали, что жизнь в условиях террористической угрозы (гетто, нелегальное положение, жизнь в укрытиях, принудительный труд, концлагеря) причиняет ущерб психическому здоровью.

Психиатрия преследуемых свидетельствует о том, что у большинства, переживших систематический террор, выражены анестетические, реактивно-депрессивные, фобо-невротические и другие диссоциативные расстройства. У переживших вынужденную миграцию, слежку, преследования и систематические издевательства возникают реакции такого же типа. Личностные нарушения у жертв преследования выражены тем сильнее, чем продолжительнее на них воздействие. Это ограничивает их шансы на защищенность, стабилизацию психического состояния и установления солидарной связи с другими преследуемыми.

Заключенные концлагерей заканчивали жизнь самоубийством, у них развивался острый аффективный паралич (“аффективная анестезия”) со сновидно-дереализационным отключением от актуальной угрожающей ситуации, происходило редуцирование поведения до квазианималистической техники переживания (сверхугодливость при исполнении заданий в лагерях), развивалась прогрессирующая апатия вплоть до пассивного суицида при длительном голодании и страхе – список различных психопатологий можно продолжать очень долго.

После освобождения у этих людей наблюдался целых комплекс психосоматических нарушений.

Как правило, человек, подвергшийся преследованиям, остается на протяжении всей жизни травмированным опытом соприкосновения с терроризмом. Воспоминания об ужасных сценах прошлого преследуют людей в ночных сновидениях, дневных фантазиях, многие, потерявшие родных или близких, мучаются собственной виной перед ушедшими. Даже дети лиц, подвергавшихся террористическому преследованию, вследствие неуравновешенности своих родителей, страдают личностными нарушениями – синдром “преследуемые второго поколения”.

При психических заболеваниях жертв терроризма и насилия, предрасположенных к шизофренным и афффективным психозам, перенесенная психологическая травма и эндогенная (внутренняя) предрасположенность играют роль совместного причинного фактора в течение болезни.

Разрушение личности происходит вследствие воздействия тоталитарных доктрин. Формирование так называемого единообразного способа поведения у людей происходит под влиянием религиозных сект, милитаризированных организаций и группировок. Технология психологического воздействия на личность отработана веками. В психологии такое воздействие называется индокринированное разрушение личности – нарушение личности вследствие воздействия тоталитарных доктрин.

Квазирелигиозные ритуалы экстатического “очищения” и политическая техника перевоспитания (“промывание мозгов”) приводят к поразительному выравниванию личностных особенностей, к удивительному сходству вовлеченных в индокринацию людей.

В первой фазе “индокринации” происходит резкое отторжение от прежних групп и связей (“отрезание хвоста”). Сразу же устанавливается реальная или воображаемая конфронтация со стимулом, вызывающим страх: бесовскими проповедями, прикосновением ядовитой змеи, демонстрацией открытых экзекуций и т.п. При этом, вызванное страхом или экстазом, формируется состояние сужения сознания, интенсивность которого увеличивается монотонными ритмическими движениями. Достигается имплантирование нового поведенческого стереотипа с помощью приема, который в психологии называют “формой эмоциональных качелей”. Что представляет собой этот прием? Это эмоциональное устрашение, например, угроза жизни родственникам человека, информационная блокада, которая объявляется несогласным, депортация упрямых и строптивых. На фоне запугивания параллельно идет награда за желательные декларации, поощряется доносительство. Еще один прием – лишение сна. Формирование нового поведения и профилактика возможного возврата к прошлому достигается через жесткие связи в ячейках, через коллективные исповеди, требования прекращения биосоциальных контактов, различными “испытаниями мужества”, требованиями преданности.

В настоящее время применение деструктивного психоиндокринирования наиболее опасно в криминальных молодежных сектах. Входящие в группу и связанные клятвой, общими “идеалами”, подростки объединены социальной изоляцией через вынужденную проституцию и криминализацию. Выйти из организации нельзя, так как вне ее их настигнет Закон. Преступления, которые совершают члены банды, человеческим обществом наказываются. Но и в банде правят свои жестокие законы, нарушение которых грозит смертью или страшными наказаниями.

Деструктивная индокринация тем действеннее, чем менее выражены существующие у данной личности религиозные, политические и другие установки и умственные способности. Такая индокринация может быть продолжительнее и крепче, чем более выражено давление на группу страха и насилия групповой солидарности. Элементы этой практики можно найти в солидарных действиях радикальных террористических объединений, в коллективной правовой пропаганде и методах перевоспитания, применяемых политическими диктаторами.

Люди, прошедшие обработку деструктивным психоиндокринированием, нуждаются в многолетнем лечении у психиатров, помощи психотерапевтов и психологов, социальной защите и поддержке. Таким образом, как бы хорошо ни было организовано общество, как бы социально оно не было обустроено, в нем всегда будут оскорбленные, несчастные, обиженные, неустроенные. Следовательно, социальная защита (как институт) необходима при любом государственном строе и политическом режиме. Конечно, если во главу угла правящих групп ставится такая непреходящая общественная ценность, как здоровье нации.

“Эксперименты природы”, как иногда называют связанные со стрессом заболевания, очень плохо поддаются причинно-следственному анализу. Пример, приводимый американским психиатром Сэмом Гьюзом, показывает, насколько сложно бывает отделить одни факторы от других. Женщина средних лет, страдавшая тяжелой депрессией, имела более или менее нормальное детство до тех пор, пока, вскоре после смерти матери от рака груди, у нее не развилась астма. Свидетельствует ли это о связи между раком и депрессией. Или же это означает, что смерть матери как причина стресса привела к “психосоматической” астме, а спустя много лет последствия той же психической травмы выразились в повышенном риске заболевания депрессией? А может быть, в основе всего лежит более общая, вероятно наследованная, недостаточность иммунной системы, которая привела к раку у матери и обусловила у ребенка повышенную чувствительность к ранее переносимым загрязнениям окружающей среды? Все эти предположения кажутся сомнительными. Но если бы мать, подавленная безнадежностью своей болезни, покончила с собой, то в этом случае, пожалуй, можно было бы думать, что и у матери, и у дочери имелась генетическая предрасположенность к развитию эффективного психоза.

Все эти объяснения могли бы быть и верными, и неверными. Во всяком случае исключить роль тех или иных факторов не менее трудно, чем доказать их участие в многогранных и запутанных причинно-следственных связях, которыми пронизана вся наша жизнь. Или – если изложить ту же мысль проще – всякое событие в любом отдельном клиническом случае можно истолковывать по-разному. Чтобы установить специфическую причинно-следственную связь между стрессом и болезнью, нужно сначала как-то выяснить, почему для одних людей некоторые события более стрессогенны, чем для других. Все эти вопросы весьма существенны для решения важнейших проблем здоровья и болезни, но, по крайней мере, на данном этапе, они мало доступны для имеющихся ныне исследовательских поисков.



Оглавление
Здоровье и образ жизни.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Здоровье как общечеловеческая ценность
Здоровье как индикатор развития населения
Факторы, влияющие на здоровье
Статистика здоровья, заболеваемости, рождаемости, долголетия и смертности
ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ

Нигде человек не бывает настолько одинок, как в большой толпе незнакомых людей. К сожалению, современная ситуация многих стран, в том числе и Великобритании, зачастую может быть охарактеризована этой фразой. Жизнь без контакта с окружающими тебя людьми в течение долгого времени может буквально разорвать ваше сердце. К такому выводу пришло новое исследование социальной изоляции, результаты которого были опубликованы в журнале American Heart Association. В этом исследовании были изучены истории болезни более 1600 человек, живущих с сердечной недостаточностью.

Одиночество – смертельно опасное состояние. Независимо от изначального здоровья вашего сердца, социальная изоляция может увеличить риск смерти на 50%, а в некоторых случаях на 90%. Быть социально одиноким – значит быть более агрессивным, иметь высокий риск развития воспаления и повышения кровяного давления.

Те люди, которые описывали свою жизнь как социально изолированную, не видя и не общаясь практически ни с кем целыми днями, в три с половиной раза чаще умирали, чем люди, страдающие от тех же проблем с сердцем, но кто сообщили о наличии достаточной социальной поддержки и связей с друзьями. Те, у кого не было никаких регулярных контактов с другими людьми, чаще посещали своих врачей и чаще отправлялись в отделение неотложной помощи, чем их сверстники.

По результатам исследований, пожилые люди и взрослые мужчины являются двумя наиболее уязвимыми группами населения для последствий социальной изоляции, отчасти потому, что они, как правило, изначально имеют меньше социальных контактов.

Помимо риска, связанного с физическим состоянием, существует также доказательство того, что социально изолированные люди склонны к опасным изменениям химических процессов в мозге. В одном недавнем исследовании на мышах было обнаружено, что всего лишь две недели "стресса социальной изоляции" вызвали негативные поведенческие изменения и сдвиги в работе их мозга. Данный результат пока что не подтвердился у людей, но это заставило ученых, изучающих организмы мышей, рассмотреть проблему использования наркотиков, с целью помочь пациентам справиться с психическими аспектами социальной изоляции и уменьшить агрессию, вызванную изоляцией и изменением химических процессов.

Одиночество – еще одна опасная проблема. Это не то же самое, что социальная изоляция, но тоже очень опасное состояние. Быть одиноким (социальная изоляция) и чувство одиночества (одиночество) на самом деле разные проблемы. Но, кроме этого, следует отметить, что люди, которые живут в одиночку, независимо от того, являются ли они двадцати- или восьмидесятилетними, имеют тенденцию иметь больше социальных связей с другими. Одиночество – это не то, насколько физически мы близки к другим людям, и человек может быть окружен другими, но по-прежнему чувствует себя совершенно одним в этом мире. Как и социальная изоляция, долгосрочные ощущения эмоционального одиночества могут увеличить вероятность смерти людей. Риски, связанные с таким состоянием, находятся на одном уровне с курением.

Важно помнить, что не все эти чувства одиночества обязательно плохие. В отличие от состояния социальной изоляции или изнурительного одиночества, которое может продолжаться целыми неделями, короткий промежуток временного одиночества не убьет вас. На самом деле, в течение этого промежутка вы можете быть продуктивным и здоровым.

Иногда в организме возникает своеобразный сигнал вашего тела о том, что вам нужно слезть с дивана и вернуться в окружающий вас в мир, попытаться построить лучшие, более значимые социальные связи. К такому мнению приходят все больше и больше ученых. Группа немецких исследователей показала, что более тесное общение с другими людьми может способствовать тому, как люди оценивают свое удовлетворение жизнью. В исследовании, те, кто провел год, прилагая новые усилия, чтобы помочь другим, или провели больше времени с друзьями и семьей, были единственными, у которых заметно вырос уровень удовлетворенности жизнью. Другие участники, которые сосредоточились на более эгоистичных идеях по улучшению жизни, даже таких как отказ от собственных вредных привычек, через год не показали серьезных изменений в том, насколько счастливо они оценили свою жизнь. Они предполагали, что большее количество времени, проведенного с другими, может быть своего рода секретным соусом для улучшения состояния жизни и достижения счастья.

Чтобы вырваться из социальной изоляции, вы должны быть достаточно здоровы, чтобы в первую очередь вернуться в общество. Это сложный парадокс для пациентов, имеющих дело, например, с сердечной недостаточностью. Ученые в своих исследованиях показывают, что врачи также могут быть первыми, а иногда и главными, ответчиками за результаты в борьбе с социальной изоляцией, поскольку именно они способны найти контрольные признаки, общаясь с пациентами и задавая несколько простых вопросов во время приема.

Вред, который наносят вам одиночество и социальная изоляция обновлено: Июнь 6, 2018 автором: Наталья Николаева

Социа́льная изоля́ция - социальное явление , при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений. .

В общем случае, к изоляции прибегает та сторона, которая в процессе общения несёт больше потерь (затрат), чем получает выгоды (в своём понимании). Изоляция не предусматривает вражду. Любые деструктивные действия, если они даже и происходят, имеют целью исключительно прекращение контактов, и заканчиваются сразу после этого.

Изоляция отдельного человека может быть:

  • от конкретного человека (приятного или неприятного). Частный случай.
  • от конкретной группы лиц (имеющей для него значение).
  • от общества в целом (или от большей части). Крайний случай.

Приводимые ниже типы и виды применимы для каждого из этих случаев. Изоляцию одних социальных групп от других можно рассматривать как изоляцию (входящего в одну группу) индивида от другой группы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Гаджетомания как социальная изоляция

Субтитры

Причины

Социальная изоляция является одновременно потенциальной причиной и симптомом эмоциональных или психологических проблем. Под причиной понимается неспособность взаимодействовать с окружающим миром. Как симптом, периоды изоляции могут быть хроническими или эпизодическими, в зависимости от каких-либо циклических изменений настроения, особенно в случае клинической депрессии. В случае изоляции, связанной с настроением, индивидуум может изолироваться во время депрессии, ожидая, когда его настроение улучшится. Человек может попытаться оправдать свое поведение как приятное или удобное. Признать свое одиночество может быть очень трудно, потому что это почти как если бы человек признал отсутствие чувств принадлежности, любви и привязанности, которые являются наиболее фундаментальными областями жизни. . Изоляция может увеличить чувства одиночества и депрессии, страх перед другими людьми, или создать негативную самооценку. Согласно результатам исследования, проведенного Киммо Херутта, Пекка Мартикайнен, Юсси Вахтера, человек который живет один в большей мере социально изолирован и может обратиться к употреблению алкоголя и других веществ. Социальная изоляция может начаться в детстве. Примером того может быть чувствительный ребенок, который считает себя запуганным или недооцененным. За это время развития, человек может стать более озабоченным чувствами и мыслями о своей индивидуальности, которыми нелегко делиться с другими людьми. Это может быть результатом чувства стыда, вины или отчуждения в детстве. . Социальная изоляция может также быть вызвана отклонениями в развитии. Лица с нарушениями в обучаемости могут столкнуться с проблемой в социальным взаимодействием. Эти трудности могут сильно повлиять на уважение индивида и чувство собственного достоинства. Примером может быть необходимость повторить год в школе (это не происходит во многих странах, именно по этой причине). В раннем детстве необходимость быть принятым имеет первостепенное значение. Дефицит обучения и общения в свою очередь может привести к возникновению чувства изоляции.

Потеря любимого человека может стать причиной социальной изоляции. Например, если человек теряет супруга, он, вероятно, потеряют свою основную социальную поддержку. Теперь он должны найти какой-то другой вид поддержки, чтобы пережить этот трагический период. Исследования показали, что вдовицы, которые поддерживают связь с друзьями или родственниками имеют лучшее психологическое здоровье. Социальная изоляция негативно сказывается на психическом здоровье человека. .

Типы социальной изоляции

  • Полная изоляция - полностью отсутствуют как личные контакты с другими людьми, так и опосредованные способы общения (телефон , письмо). Такая изоляция от всего общества переживается человеком как тяжелейшее испытание. Защитной реакцией психики обычно является раздвоение личности («разговоры с самим собой») [ ] . Примеры: необитаемый остров , одиночное заключение .
  • Физическая изоляция - не имеющий возможности (желания) личной встречи , индивид свободно общается через технические средства связи - телефон, почту, Интернет . Телефонная (и видео-) связь, как очень близкая к непосредственному общению, предпочитается или игнорируется соответственно желанию или избеганию личных встреч. Примеры: хикикомори , монахи , болезнь , карантин , разные города/страны.
  • Формальное (деловое, бытовое) общение - индивид является полноправным членом группы, однако (у него в этой группе) минимум неформального общения , то есть - социальных контактов. Является нормой для функциональных групп (работа , учёба , организации) и незнакомых людей. Такой тип изоляции от всех окружающих людей происходит при попадании в полностью другую среду (переезд в другой город, тюрьма , армия) - временно, до вхождения в одну из групп, или надолго - в случае отторжения индивида в закрытой группе («изгои » в тюрьме, армии, школе).

Виды (по инициатору)

  • (общество) Принудительная изоляция - индивида или социальную группу изолируют в местах лишения свободы, это один из факторов существования криминальных субкультур или контркультур. Примеры: тюрьмы, больницы с принудительным лечением
  • (индивид) Добровольная изоляция индивида или социальной группы происходит под действием двух факторов: 1) по собственному желанию или убеждению; 2) из-за влияния субъективных факторов. Примеры: монахи , отшельники , хикикомори (физическая изоляция от общества); замкнутость/скрытность/недоверие при общении с людьми (чистая социальная самоизоляция).
  • (случай) Невольная (вынужденная) изоляция - происходит по причине случайных объективных факторов: незапланированное длительное пребывание в безлюдном месте или во враждебной/чуждой/незнакомой социальной среде, болезнь. В случае чуждой социальной среды с течением времени возможно вливание в неё, однако полного удовлетворения эти отношения не приносят. Как правило, такая изоляция (места пребывания) временны и покидаются индивидом при первой возможности.
  • (группа) Разрыв отношений, бойкот - другие участники социальной группы минимизируют любое (даже формальное) общение с индивидом (как правило, из-за нарушения им норм данного общества). В мобильных группах оканчивается добровольным уходом индивида из группы или его изгнанием.

См. также

Примечания

Литература

На русском языке

  • Закомолдина Т. О. Социальное исключение как фактор социального конфликта.// Ученые записки РГСУ. 2011. - № 2.- С.9-11.
на других языках
  • Ha, Jung-Hwa; Ingersoll-Dayton, Berit (2011). "Moderators in the relationship between social contact and psychological distress among widowed adults"
  • How Social Isolation Is Killing Us (December 2016), The New York Times
  • Elkin, Frederick. The Child and Society: The Process of Socialization. - New York: Random House, 1960.
  • House, James S. (2001).

Последствия изоляции человека от общества

Б. Ф. Поршнев

Пытливые умы издавна задавались загадкой: разовьются ли у человека речь, ум, способности, если бы он со дня рождения рос в полной изоляции от других людей? Другая сходная загадка: если нормально развитого человека поселить в изоляции от людей, например на необитаемом острове, утратит ли он, сохранит или даже, может быть, разовьет свои человеческие качества?..

В XVIII в. великий естествоиспытатель Карл Линней, впервые отважившийся включить вид «человек разумный» (Homo sapiens) в систематику животных, выделил в качестве вариации (или разновидности) этого вида «человека одичавшего» (Homo ferus), иными словами, те несколько известных к его времени случаев, когда дети человека были вскормлены вне человеческой среды дикими животными. Хотя Линней и не помышлял о сущности того скачка, который отделяет человека от животных, эта рубрика почти вплотную ставила перед читателем такой вопрос. Уже в средние века знали несколько случаев такого рода. Ко времени Линнея их число значительно возросло, некоторые случаи были совсем недавние и довольно достоверные. Обобщение Линнея гласило, что в этих случаях одичавший человек не обладает речью и человеческим сознанием, даже ходит на четвереньках.

За исключением некоторых деталей, данное Линнеем описание детей, выкормленных животными, в общем оказалось правильным и подтверждено в дальнейшем новыми и новыми фактами, хотя каждый из них и представляет изумительную редкость. Это как бы бесценные эксперименты, поставленные самой природой и необычным стечением обстоятельств.

Всего науке в настоящее время известно более тридцати подобных случаев.

Во всех достоверных случаях похитителями и «воспитателями» были дикие хищные животные, чаще всего волки, но в некоторых случаях медведи и даже леопард. Промелькнувшие в печати сообщения о детях, подобным же образом похищенных и выращенных обезьянами, при тщательной проверке оказались ошибочными. Следовательно, литературный образ Тарзана не имеет под собой даже отдаленной биологической основы. Тогда как, наоборот, образ Маугли заимствован Киплингом из сведений, известных среди населения Индии, хотя и преломленных, разумеется, через призму художественной фантазии.

Почему же только хищники? Биологическая основа ясна: потерявшая почему-либо своих детенышей самка, похитившая человеческого ребенка для еды (индийские женщины во время полевых работ нередко оставляют детей на опушке), в последнюю минуту оказывается жертвой своего материнского инстинкта. Дав раз пососать своего молока, она уже все легче повторяет это снова и снова, оберегает приемыша как собственное потомство. Однако самым решающим является то, что хищные звери после кормления молоком продолжают кормить своих детенышей, притаскивая им в берлогу мясную пищу. Вот этот инстинкт хищников - «приемных родителей» - и спасал похищенных человеческих детей. Высокая приспособляемость человеческого мозга сказывалась в том, что ребенок, усвоив крики и повадки, вызывавшие у животного соответствующий рефлекс, принуждал его кормить себя таким образом на протяжении двух, трех и более лет.

Не известно ни одного случая, когда бы эти нахлебники доживали в логове или стае животных до взрослого возраста. Все же им удавалось продержаться у «приемных родителей» на протяжении смены нескольких поколений естественного потомства - «сводных братьев и сестер».

Почему они ходили на четвереньках? Главной причиной, очевидно, было то, что «пробы и ошибки» показывали большую приемлемость такой позы для хищников-кормильцев. Выпрямленное положение могло вызывать в них оборонительный рефлекс, ослаблять рефлекс кормления. Впрочем, не забудем и о том, что наших детей мы в определенном возрасте учим ходить: их анатомия и физиология приспособлены к двуногому передвижению при условии подключения на нужном этапе такого фактора, как показ и научение.

Поразительную силу адаптации к необычной природной среде проявляла нервная система этих чудом спасшихся человеческих детенышей. Может быть, им помогали стирающиеся при нормальном развитии человека инстинкты древних гоминоидов, живших среди зверей. Так или иначе, темная, бессознательная и все же мощная работа нервных тканей головного мозга на годы спасала их от гибели.

Но что за странную картину представляли собой эти несчастные, когда охотникам случайно удавалось обнаружить их в берлоге убитого зверя!

В горах Качар, в Индии, жители деревушки убили в берлоге леопарда двух его детенышей, а через два дня самка леопарда похитила близ деревушки двухлетнего мальчика. Три года спустя, в 1923 г., охотники убили самку леопарда и в ее берлоге вместе с двумя ее маленькими детенышами обнаружили пятилетнего мальчика. Передвигался он только на четвереньках, но очень быстро. Он отлично ориентировался в джунглях. На ладонях и коленях у него образовались мозолистые затвердения, а пальцы его ног были согнуты почти под прямым углом по отношению к подошвам. Он был покрыт рубцами и царапинами. Бросался на кур, которых рвал на части и пожирал с необычайной быстротой. Лишь медленно он привыкал к людям и перестал кусаться. Спустя три года мальчик научился стоять и ходить вертикально, однако по-прежнему предпочитал передвигаться на четвереньках. Приучился он также к растительной пище. Какая-то неизлечимая болезнь глаз, перешедшая в слепоту, затрудняла его «очеловечение», и вскоре он погиб.

Наиболее известна находка двух девочек в 1920 г. в Индии в волчьей берлоге вместе с выводком позже родившихся волчат. Одной было лет семь-восемь, другой -около двух. Будучи доставленными в воспитательный дом, они сначала ходили и бегали только на четвереньках, причем только в ночное время, а в течение дня спали, забившись в угол и прижавшись друг к другу, как щенята. Да со щенятами они и чувствовали себя лучше, чем с детьми. По ночам выли по-волчьи, призывая свою приемную мать и всячески стараясь убежать обратно в джунгли. Воспитатели настойчиво работали над их «очеловечением». Но младшая, названная Амалой, умерла через год. Старшая, Камала, прожила еще девять лет. Добрых пять лет ушло, пока она научилась ходить прямо. Говорить же и понимать человеческую речь она училась очень медленно. Поистине силы ее ума были истрачены на приспособление к среде совсем иного рода. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, она по уровню умственного развития напоминала четырехлетнего ребенка.

Нечто подобное наблюдалось и у других спасенных детей.

В 1956 г., опять-таки в джунглях Индии, был найден мальчик, проживший предположительно пять или шесть лет в волчьей стае. Ему было лет девять от роду, но по уровню умственного развития он походил на девятимесячного ребенка. Мальчик, получивший имя Лакнау Раму, только после четырехлетнего пребывания в госпитале под постоянным наблюдением врачей стал время от времени передвигаться в вертикальном положении и избавляться от закрепившейся неподвижности запястий и лодыжек. Очень медленно он привыкал к общению с людьми и к обычной человеческой пище, отвыкая от сырого мяса.

Эти редкие факты дают исходную позицию для понимания скачка от животного, даже самого высшего, к человеку. Пусть мозг человека анатомически несравненно выше развит, сложнее устроен, чем мозг любого животного, - в нем только таится возможность речи и мышления. Это можно сравнить с электрическим мотором: нужен ток, способный привести его в действие. Этим током, вызывающим речь и сознание в человеческом мозгу, является совершенно особая сила - специфически человеческие отношения и взаимосвязи. Нет этого - и человек все-таки остается животным, хотя и очень тонко приспособляющимся к среде.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979. С. 134, 135-138