Кошка — священное животное. Почему кошка считается священным животным

  • Дата: 09.05.2019

Кошки Древнего Египта прославились на весь мир благодаря почтительному отношению египтян к этим восхитительным животным. Они наделяли их положительными человеческими качествами. Считалось, что кошки обладают мистической силой и им известно, какие тайны хранятся в потустороннем мире. Кошки становились свидетелями проведения религиозных обрядов. Защищали своих хозяев и дома от злых духов.

Вот что написано на одном из постаментов в Долине царей:

«Вы, Великий Кот, воплощение справедливости, покровитель вождей и святой дух. Вы действительно Великий Кот».

Высокая роль животных в египетском обществе объявляется тем, что основным промыслом в государстве было занятие сельских хозяйством. А это означает, что постоянно требовалось бороться с нашествием мышей, крыс и змей. По-видимому, египтяне узнали, что кошки могут охотиться на незванных гостей и подбрасывали им специально еду, чтобы они приходили на склады и поля почаще.

Все это происходило рядом с населенными пунктами, поэтому кошки постепенно начали привыкать к людям и стали проживать совместно с ними. Котята начали появляться уже в безопасном укрытии – человеческом доме. Кошек использовали для толкования сноведений. Они могли предсказать, хорошим ли будет урожай.

Различия между дикими и домашними кошками в Египте не было. Всех их называли «миу» или «миут». Происхождение этих слов неизвестно, но вероятно, что они возникли от звука, который произносят животные – мяуканье. Так называли даже маленьких девочек, подчеркивая их отличные черты: мягкость характера, хитрость и ум.

Кошки в истории Древнего Египта

Кошки Древнего Египта

В древнем Египте существовали две породы кошек. «Камышовый кот» и «Африканская дикая кошка». Последние имели более спокойный характер и были одомашены. Существует доказательство того, что все родословня всех домашних кошек пошла с Египта.

Считается, что первые животные были завезены в Египет из около 2000 г. до н.э. из Нубии во время Нового царства. Хотя на самом деле это мнение ошибочно, посколько археологи нашли в кургане рядом с Асьют на юге страны мужчину, преданного земле вместе с кошкой. Захоронение датируется около 6000 г. до н.э. Предполагается, что кошки были одомашнены около 2000 г. до н.э. А собаки – примерно 3000 г. до н.э.

В период Нового царства изображения кошек можно встретить в гробницах людей. Хозяева часто брали с собой на охоту кошек для ловли птиц и рыб. Наиоблее распространены рисунки, где кошка сидит под или рядом со стулом хозяина дома, что означает защиту и дружбу.

Когда был построен город Бубастиса (Пер-Баст) в качестве царской резиденции для Шешонка I (XXII династия) культ кошки Баст находился в центре управления великой державы.

Геродот посетил Бубастиса примерно в 450 г. до н.э. и отметил, что даже не смотря на то, что храм Баст был не такой большой, как в другихх городов, но он был богато украшен и представлял интересное зрелище». Он также подтвередил, что ежегодный фестиваль Баст проводился в одном из самых популярных городов Египта.

Сотни тысяч паломников приезжали со всех районов Египта, чтобы веселиться, пить вино, танцевать, петь и молиться кошке. Фестиваль был настолько хнаменит, что пророк Иезекииль, предупредил, что «Молодые люди Авен и Бубастина падут от меча, а их города попадут в плен» (Иезекииль 30:17, VI в. до н.э.). Бубастин был разрушен персами в 350 г. до н.э. Культ Баст был официально запрещен указом императора в 390 г. до н.э.

Культ кошки в древнем Египте

Самым известным культом поклонения кошке была Баст. Также существовало несколько других древних идолов, связанных с животным. Нейт иногда принимала форму кошки. Кот был одним из священных символов Мут.

В Книге Врат и Книге Пещеры указано, что кошка представляла собой священное животное по имени Миути (Мати). Ей посвящен 11 раздел Дуате в Книге Ворот (предрассветные часы). И время, когда Ра ведет борьбу с врагами в Книге Пещер. Возможно, что этот культ связывался с Маути, изображенным в гробнице фараона Сети II и относится к Мау или Мау-Аа («Великая кошка») как одна из форм проявления Ра.

В 17 главе Ра принимает вид кошки, чтобы убить змею Апеп:

«Я, кот Май, бросился на дерева Персе в ночь Анну, когда враги Неб-эр-тчер» (вид Осириса) были уничтожены!»

Кошки также были связаны с «Глазом Ра» и Исидой, потому что они воспринимались как великие матери.

Убийство кошки в Древнем Египте

Мумия кошки в Древнем Египте

Многим животным, особенно в ранний период развития цивилизации, присваивались магические силы, как например, крокодилы, ястребы и коровы. Каждая кошка была связана с потусторонним миром и защищала простого человека при входе его в Царство Мертвых. Только фараон считался настолько могущественным, что все животные находились под его опекой.

За причинение вреда ей взимались очень высокие штрафы на протяжении всей истории Египта.

Во время популярности культа Баст, убийство кошки каралось казнью.

Диодор Сицилийский писал:

«Кто убьет кота в Египте, будет приговорен к смерти, совершил он это преступление умышленно или случайно. Люди собираются убить его. Несчатный Роман, он случайно убил кошку, но его жизнь не может быть сохранена. Так повелел царь Птолемей Египта» .

Тем не менее, исследования мумий кошек свидетельствуют о том, что в Бубастисе им были причинены травмы или они были убиты преднаменно.

Процветала контрабанка по незаконному экспорту кошек в центр страны. Судебные записи подтврждают, что армия фараона была отправлена, чтобы спасти похищенных животных.

Геродот утверждал, что когда в доме случался пожар, сначала выносили кошек. Это объяснялось тем, что испуганные видом незнакомого человека кошки могут «прыгнуть в огонь». Может быть, эта история преувеличена, но она подчеркивает высокий статус животного в египетском обществе.

Философ рассказывает историю про любовь египтян к кошкам. Судя по всему, персы захватили несколько семей кошек и вывезли их за пределы Пелусии. Когда египетские войска увидели испуганных кошек на поле боя, они сдались, выручив своих верных друзей.

Процесс мумификации и погребения кошек в Египте

Когда кошка умирала, семья хозяина впадала в глубокий траут и брели брови. Тело кошки мумифицировали и хоронили, обустраивая склад с мышами, крысами и молоком. Некоторые могилы были обнаружены в Бубастиса, Гизе, Дендере, Бени Хасан и Абидосе. В 1888 г. в Бени-Хасане был найден кошачий некрополь с 80 тыс. мумий кошек.

Тело кота бальзамировали. Диодор писал:

«Обрабатывали кедровым маслом и специями для придания приятного запаха и сохранения тела в течение длительного времени».

По словам знаменитого британского драматурга Джорджа Бернарда, «человек культурен настолько, насколько он способен понять кошку». Это замечательное животное, на протяжении всей жизни человечества, пережило многое, прежде чем одомашниться и стать привычным животным для людей.

По мнению историков, кошки были приручены в Древнем Египте примерно около 5-ти тысяч лет назад. Египет был крупнейшим сельскохозяйственным регионом, и многие запасы зерна хранились в сараях, была необходимость разводить кошек для защиты от нашествия грызунов. Своих пушистых охотников на крыс и древние Египтяне вообще считали священными животными. И это не совпадение, что у Верховного Бога РА была именно кошачья голова, и даже Богиню Плодородия и Материнства Бастет, изобразили, в образе кошки. Позже эта Богиня стала еще воплощать богатый урожай и, конечно же, животных.

Во многих древних городах Египта обязательно был даже Храмы Кошек, в которых празднично проводился в весеннее время фестиваль в честь Богини и домашних кошек. Около таких храмов есть в обязательном порядке специальное кладбище для этих любимых животных.

Умершие кошки, мумифицировались священниками, а после в соответствии с ритуалом, заъоранивались в могиле. Смерть питомца была настоящая трагедия для всей Египетской семьи, в знак траура древние Египтяне брили себе брови.

В жизни Древней Греции земледельцы не меньше, чем Египтяне были заинтересованы в сохранении зерна. Но даже несмотря на угрозу смертной казни, былвало, что создавались специальные преступные группировки, основная деятельность которых была похищение из Египта кошек и котов. Но Египтяне добивались возвращения незаконно вывезенных животных всеми возможными способами. Однако, кошки быстро осели в Греции, привыкли к новым условиям жизни и стали любимицами греческого народа.

В Китае, кошка также символизирует Материнство и вдобаок она у китайцев еще и Хранитель Культуры. Они верили, что, если изображение кошки висит на двери комнаты, то у молодой мамы ребенок должен быть счастлив.

В Японии в древние времена было звание — Мастер Кошка, которое не просто было получить, его присваивали только очень известному хорошими делами человеку, и не важно было, в какой отрасли прославился этот японец. У японцев на содержание кошек требуются огромные затраты даже в наше время: животное обеспечивается всеми мыслимыми и немыслимыми благами. Японцы кормят своих кошек только из посуды из золота или серебра, причем специально приготовленной кошачьей пищей, и даже нанимают для своего любимца личного слугу, который тщательно заботится о кошке и не дает ей скучать.
Если нет возможности держать в япоской семье кота или кошку, то у них в домах непременно присутствует статуэтка кошки — как оберег от грызунов. В цивилизованной и культурной Японии практически нет мышей и крыс, они это приписывают магическому влиянию не только живых кошек, но и имеющимся у них фигуркам и сувенирам с изображением кошки.

Как же почитают кошек русскоязычные люди? Можно с уверенностью сказать, что никак! Печально. Кормят чем попало, питомцы спят где придется… Но и в европейских, и в азиатских развитых странах с большим почтением относятся к семейству кошачих, обеспечивая им все жизненные блага.

А может и вправду кошка имеет магическую составляющую нашего здоровья, успеха и благополучия? Если не хотите дома заводить кота или кошку, то просто не забывайте подкармливать брошенных животных, у которых нет хозяина и дома, угощайте вкусненьким и всех соседских котов.

Будьте добрее, люди!

Посмотрите, какой фильм отсняли про кошек ВВС, начало очень оригинальное — про добрую женщину Галину из Подмосковья:

Кошка как священное животное в разных странах Кошка как священное животное в разных странах Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Почитание кошек в Египте. December 22nd, 2013

Нигде кошка не почитается так, как в Египте. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям - таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.


В Древнем Египте существовал весьма значительный культ богини - кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как деву с кошачьей головой или в виде львицы. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды. Ей посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». В её честь кошкам поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире.

Храм богини Баст. Ее кошки и жрицы. Вера, Лусия, Эмерим.

Культ кошки появился в самый древний период египетской истории (вторая династия) и продолжался до 1 в до нэ. Религиозным центром поклонения был город Бубастис, где, по свидетельству греческого историка Геродота, находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Бастет. В главном святилище возвышалась огромная статуя богини. Во время ежегодных весенних празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Там же разводили этих священных животных и именно там сохранилось большое количество мумий кошек.

Священных кошек кормили молоком с хлебом, для них специально разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Сурово карался тот, кто покушался на жизнь кошек. Кошка охранялась законом и осмелившемуся поднять на нее руку, грозила смертная казнь. После смерти кошек погребали по ритуалу, напоминающему погребение человека: хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось. Готовую мумию зашивали в льняной саван или заключали в саркофаг и помещали в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила.


Джон Уэгелин, Поминовение Кошки в Древнем Египте, 1886.

В конце прошлого века возле деревни Бени-Гасан в Нижнем Египте было найдено несколько десятков тысяч кошачьих мумий. Поклонение кошке в Египте было настолько велико, что в 525 г. до н.э., как гласит предание, это привело к ужасным последствиям. Персидский царь Камбиз решил захватить долину Нила. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города Пелусия. Камбизу пришла в голову блестящая мысль: по его приказу каждый солдан укрепил на груди живую кошку так, чтобы она хорошо была видна. Армия двинулась вперед, защищенная живыми щитами. Египтяне побоялись ранить или убить священных животных и сдались. Камбиз завоевал Египет и основал 27-ю династию. (Бернар Брие. Дикие кошки. М.: Диалог, 1995)


Охотничья сценка с кошкой, найденная в фиванской гробнице.

Египетская пластика оставила нам множество чудесных статуэток красавиц кошек. Искусство Египта всегда славилось изображением животных. Большого развития анималистическая пластитка Египта достигла в саисский период (663 - 525 гг до нэ).

В 7 в до нэ произошло объединение Египта под властью фараонов, основавших 26 династию. Столицей независимого государства стал город Саис. Для культуры этой эпохи было характерно обращение к традициям Древнего царства, стремление идеализировать далёкое прошлое. Саисские мастера, заимствуя древние художественные каноны, создали своеобразный стиль, холодный и изысканный; достигли высокого технического совершенства.

В музеях нашей страны среди разнообразных жанров и видов египетского искусства представлена и анималистическая скульптура. Бронзовые статуэтки кошек саисского периода экспонируются в Эрмитаже, ГМИИ, музее искусств народа Востока и др. В подмосковном музее- усадьбе «Архангельское» имеется статуэтка, внутри которой находится мумифицированная голова кошки. Эта скульптура, привезенная в Россию в 1850 г, была найдена в пирамидах Саккары в Нижнем Египте, близ Мемфиса.

Бронзовые статуэтки кошек отличаются тончайшей моделировкой поверхности. Мягкие контуры подчёркивают пластичность тела, изящный силуэт. Мастерски переданы естественность и грациозность зверя.. Фигурки, как правило, богато укашались. У статуэток из Эрмитажа ожерелья на шее, скарабеи на темени и глаза инкрустированы золотом.

Сделанные с любовью, эти статуэтки изысканны и в то же время они сдержанно отстранёны, даже строги. Как бы напоминая всем, что Бастет — это милостивая ипостась грозной львиноголовой богини Сохмет, дочери бога солнца Ра, поддерживающей Маат — вселенскую гармонию — и карающей тех, кто нарушает ее.

Древние египтяне верили в то, что боги, принимая облик тех или иных животных, окружают их в земном мире и, таким образом, влияют на судьбы людей. Поэтому священные Египта, список которых включал в себя кошек, крокодилов, а также целый ряд птиц и даже насекомых, становились объектами поклонения. На них запрещалась охота, и нарушение этого закона каралось наравне с убийством человека. Исключение составляли лишь ритуальные жертвоприношения и те случаи, когда воплощённые божества начинали размножаться столь бурно, что их численность создавала угрозу людям.

Священные быки в храме и на полях

Поскольку в древности жители берегов Нила кормились главным образом за счёт плодов земледелия (ежегодные разливы великой реки создавали к этому необходимые предпосылки), то при полевых работах им невозможно было обойтись без надёжной тягловой силы, обязанности которой исполнял бык. Соответственно той роли, которую он играл в жизни целого народа, ему отводилось одно из главенствующих мест среди прочих обожествлённых представителей животного мира.

Наиболее почитаемое священное животное Древнего Египта - это бык по имени Апис, регулярно выбираемый жрецами из сотен других животных. Его культ был столь велик, что избраннику отводили место в храме бога плодородия Птаха, находившегося в Мемфисе. Там этот баловень судьбы жил, благосклонно принимая возносимые ему почести, что, впрочем, не избавляло его собратий от тяжёлого каждодневного труда под палящим солнцем.

Жизненный цикл бога Аписа

Согласно верованию, каждую ночь его жена, богиня неба Нут, приняв облик коровы, сходила к нему во храм. После того как бог Апис её оплодотворял, на свет появлялось его очередное воплощение - сияющий лучами теленок-солнце, восходивший на небо и совершавший по нему свой дневной путь. К вечеру, изрядно состарившись, он вновь возвращался в храм и принимал прежний облик. На следующую ночь всё повторялось снова.

Так бог Апис в образе быка был и мужем, и отцом, и собственным ребёнком. Когда же он умирал уже по-настоящему, то жрецам предстояло найти замену. Для выполнения столь важной миссии годилось не всякое животное, а лишь обладавшее определёнными признаками. В частности, претендент должен был иметь на лбу белый треугольник, на боку светлое пятно, по форме напоминающее полумесяц, а на шее ещё одно, но уже в виде орла.

Самого же умершего мумифицировали по всем правилам этого древнего искусства и, уложив в особый саркофаг, украшенный драгоценностями и священными амулетами, помещали в подземный Некрополь, находившийся там же, в Мемфисе, на западном берегу Нила. Если учесть, что срок жизни быка (даже священного) в среднем составляет 15-20 лет, а поклонялись ему столетиями, то понятно, что со временем из таких саркофагов образовался целый город мёртвых.

Почитание коров древними египтянами

Всеобщим почитанием на берегах Нила были окружены не только сильные, а порой и весьма агрессивные быки, но и их более миролюбивые подруги. Священная корова всегда являлась неотъемлемым персонажем египетского пантеона богов и никогда не использовалась для жертвоприношений. Объясняется это тем, что, согласно наиболее древним мифам, она являлась постоянной спутницей другой богини - Хатхор, покровительствовавшей женственности, любви и плодородию. Кроме того, священная корова, как и любая другая, снабжала семью молоком, чем, естественно, заслуживала благодарность.

На протяжении веков египетская мифология включала в себя всё новые образы. В более поздний её период пантеон пополнила Великая белая корова Гелиополя, находившаяся под покровительством богини Изиды, так же, как и Хатхор, ведавшей вопросами любви и продолжения человеческого рода. Именно Гелиополя считается матерью священного быка Аписа, резиденция которого находилась в мемфисском храме.

Пернатые боги Египта

Другим весьма почитаемым представителем египетской фауны была птица ибис, считавшаяся одним из земных воплощений бога мудрости Тота, изображавшегося всегда с её головой и человеческим туловищем. По верованиям древних египтян, именно он являлся создателем письменности и литературы. В лучах славы бога-мудреца купалась и эта набольшая птичка, наделённая природой длинным изогнутым клювом. Согласно закону тех лет, виновный в её гибели подлежал суровому наказанию вплоть до смертной казни, а его жертва бальзамировалась.

В пантеоне пернатых египетских божеств почётное место отводилось также соколу. В ранний период истории он отождествлялся с Гором - богом неба, солнца и царственности. До наших дней сохранилось немало его изображений в виде человеческой фигуры с головой сокола или крылатого солнца. На более позднем этапе египетской истории сокол стал ассоциироваться с понятием человеческой души-Ба, представлявшей собой совокупность его эмоций и чувств.

При жизни человека она могла свободно путешествовать как по миру снов, так и тёмными лабиринтами царства мёртвых. Через некоторое время после смерти своего хозяина душа-Ба впадала в летаргический сон. В представлении египтян, она имела вид сокола с человеческой головой, чем отличалась от изображений бога Гора.

Священные животные Древнего Египта: кошка

Однако пернатые составляли лишь часть пантеона богов. Ещё одно Древнего Египта, являвшееся объектом всеобщего поклонения - это кошка. Известно, что по своему статусу она немногим уступала быку. Вообще, история этих животных напрямую связана с Древним Египтом. Бытует даже мнение о том, что именно там они были одомашнены, и памятником этому стали современные египетские кошки сфинксы - порода, для которой характерно полное отсутствие шерсти.

Когда-то жизнь на берегах Нила была для кошек золотым веком. Их любили и берегли, как ни в одну из других исторических эпох. Кошка считалась хранителем домашнего очага, и если в семье царили мир и благоденствие, именно ей приписывалась сия заслуга. Кроме того, защищая от грызунов урожай, они оказывали людям неоценимую услугу, спасая их от голода. В этом, в частности, и заключалась одна из причин, почему кошки почитались египтянами как священные животные.

Известно, что в случае пожара, землетрясения или иного какого-либо бедствия из дома прежде всего выносили кошку, а уже после заботились о детях, стариках и разного рода имуществе. Не удивительно, что кошачья смерть являлась таким же горем, как и кончина любого члена семьи. В доме объявлялся траур, а усопшую хоронили с теми же почестями, что и любого родственника.

Богиня с кошачьей головой

Тягчайшим преступлением считалось причинить кошке какой-либо вред, независимо от того, был в том злой умысел или нет. Иногда доходило даже до абсурда. Известен, например, случай, когда персидский царь Камбиз во время завоевания Египта приказал каждому из воинов передового отряда привязать к своему щиту по живой кошке. В результате египтяне сдались без боя, так как не могли сопротивляться, рискуя поранить своих любимиц.

Игривость и незлобивый нрав кошек стали причиной того, что богиня радости и веселья Бастет традиционно изображалась в виде женщины с кошачьей головой. Особенное распространение такие композиции в виде рисунков и статуэток получили в эпоху Нового царства (1070-712 гг. до н. э.). Излюбленным сюжетом в них была Бастет, кормящая своих котят. Хорошо известные нам современные египетские кошки сфинксы своим обликом в чём-то напоминают эту древнюю богиню.

Обожествление крокодилов

Подобно тому, как бык почитался благодаря той роли, которая ему отводилась при возделывании полей, другое священное животное Древнего Египта - крокодил - принимал всеобщие поклонения по причине плодородия земель. Считалось, что эта рептилия являлась живым воплощением ведавшего разливами Нила, которые орошали поля и приносили на них живительный ил.

Как и Апис, священный бык в Древнем Египте, подобный ему по статусу крокодил также выбирался жрецами из сотен своих собратьев. Он селился в специально возведённом храме, и там, живя в сытости и довольстве, скоро отвыкал от дурных наклонностей и становился совершенно ручным. Крокодилов в Египте запрещалось убивать даже в тех случаях, когда их действия угрожали жизни людей.

Лягушки и их связь с загробным миром

Большую симпатию древние египтяне питали также ко всякого рода земноводным и пресмыкающимся. В частности, лягушек они включили в число священных животных, поскольку те входили в свиту богини Хекет, покровительствовавшей роженицам. Кроме того, существовало поверье, что они обладают способностью самозарождения. Это дало повод связывать их с загробным миром, в котором возрождаются все завершившие свой земной путь.

Добрые и злые змеи

К змеям у египтян было двойственное отношение, поскольку в понимании последних эти создания являлись носителями как доброго, так и злого начала. Например, мифический змей Апоп являлся олицетворением зла и мрака. Считалось, что, когда по ночам бог солнца Ра держит свой путь меж берегов подземного Нила, коварный змей пытается помешать ему, выпив из реки всю воду. Между ними завязывается борьба, из которой Ра всегда выходит победителем, но на следующую ночь эта история повторяется.

В то же время покровительницей Нижнего Египта считалась красная кобра, являвшаяся олицетворением богини Уаджит - хранительницы царской власти. Её стилизованное изображение - урей - всегда украшало диадемы фараонов, являясь свидетельством их царствования как в этом мире, так и в загробном.

Бесстрашный мангуст

После разговора о змеях уместно вспомнить ещё одно священное животное Древнего Египта, имеющее к ним самое прямое отношение - мангуста. В Египте эти маленькие хищники водились в изобилии и легко приручались. Часто их держали в качестве домашних животных. Египтянам импонировала та отвага, с которой они бросались на кобр.

Поскольку змеи, как было сказано выше, воспринимались в качестве носителей не только доброго, но и злого начала, считалось, что мангусты истребляют именно тех из них, которые исполнены дурных намерений. За это маленькие зверьки пользовались всеобщим почитанием и также причислялись к священным животным.

Почитание мангуста имело столь широкий размах, что до сего дня среди руин храмовых комплексов встречаются возведённые в их честь памятники. Кроме того, при раскопках на территории Египта обнаружено немало бронзовых изваяний, а также нательных амулетов с изображением зверька. Считалось, что этот аксессуар способен защитить от укуса змей.

Жук, повторяющий путь солнца

И наконец, совершенно невозможно представить Древний Египет без жука-скарабея, ставшего живым символом этой уникальной цивилизации. Такой чести он удостоился благодаря своей особенности перекатывать с востока на запад изготовленные им навозные шары.

Делает он это до тех пор, пока вкраплённые в навоз яйца не созреют и личинки не появятся на свет. Египтяне, полагавшие, что таким образом трудолюбивый жук повторяет путь солнца, считали его символом созидательной энергии этого небесного светила.

Характерно, что своего верховного бога Хепри - творца мира и людей - они изображали в виде человека со скарабеем вместо головы. Всемерному прославлению этого в общем-то обычного жука-навозника способствовало также поверье, согласно которому он, как и лягушка, обладал способностью самозарождения и, подобно ей, наведываясь в царство мёртвых, помогал там воскреснуть всем новоприбывшим.

Обделённые любовью

Неверно думать, однако, что все без исключения животные обожествлялись и принимали почести. Были среди них и исключения. Например, культ широко распространённого в Древнем Египте гиппопотама существовал лишь в Папримитском округе. Остальные жители страны относились к нему весьма настороженно, что, впрочем, не мешало им изображать богиню Таурт - покровительницу рожениц- в виде беременной самки этого животного.

Не приглянулись египтянам и свиньи, считавшиеся нечистыми животными. Существовало даже поверье, что молоко свиней способно вызвать проказу. Раз в год их использовали для принесения в качестве ритуальной жертвы, после чего съедали. Как видно, голод пересиливал суеверный страх.

Пожалуй, ни одно животное не вызывало у людей такие противоречивые чувства, как кошка - её то возводили в ранг божества, то ненавидели, как исчадие ада. Если бы кто-нибудь создал альбом, иллюстрирующий отношения людей и кошек за всю историю цивилизации, - мы могли бы с его помощью совершить поистине головокружительное путешествие из доисторических времен к современности по разным эпохам, странам и континентам.

Но, безусловно, апогея поклонения и славы достигли кошки в Древнем Египте. Именно там они были причислены к богам и считались олицетворением двух главных небесных светил - Луны и Солнца.

Богиня кошек Баст - символ радости, любви и плодородия

Пожалуй, самый известный «кошачий персонаж» в Египте - богиня кошек по имени Баст, или Бастет (второй вариант произношения), многие из нас её видели хотя бы на картинках в школьных учебниках. Бастет покровительствовавшая красоте, любви и плодородию. Расцвет её культа пришёлся на время между Средним и Новым царством, центром поклонения стал город Бубастис. А посвящённый ей храм Бубастейон был возведён в Саккаре, недалеко от Мемфиса - столицы Древнего Царства.

Священные кошки Египта принимали непосредственное участие в ежегодных торжествах, неудивительно, что в этот период их специально разводили, выкармливая рыбой, выловленной в Ниле, и хлебом, вымоченным в молоке. Простые смертные могли приносить хвостатым свои дары, лишь когда тех выставляли напоказ. Двери храма, в котором стояли корзины с кошками, открывались для всех на второй месяц после того, как разливался Нил. Именно в это время проходили бубастиды - празднества, посвященные Баст как покровительнице урожая.

Кошка-солнце

Чем же заслужили кошки такой почёт и славу? Ведь Баст, ни много ни мало, считалась дочерью самого Ра - бога Солнца, обладала властью давать начало заре каждого нового дня и вместе со своей сестрой Сехмет выполняла роль всевидящего ока. В основе этого поклонения, оказывается, лежит… кошачий охотничий дар. Точнее сказать, способность кошек успешно бороться со змеями. Ведь именно змей Апоп, согласно египетской мифологии, был олицетворением ужаса и мрака, а кошка, священное животное Древнего Египта, побеждая его, тем самым освобождала Солнце из леденящего холода ночи, давала ему возможность освещать мир.

По легенде, борьба тьмы и света повторялась из ночи в ночь. Светоносный Ра 12 часов плыл на ладье по небу, озаряя землю, а ближе к сумеркам, когда уставший бог засыпал, лодка пересекала границу царства мёртвых, чтобы следующие 12 часов находиться в загробном мире. В решающий час на пути ладьи с неподвижным Ра вставал из сумерек Апоп, но каждый раз змей встречал отпор отважного священного кота - Атума. Обращаясь к душам мёртвых, хвостатый защитник Света обещал прогнать духов зла в преисподнюю и обезглавливал змея, давая солнечной ладье возможность продолжить путь.

Кстати, мифические кошки, победительницы тьмы, есть даже на иллюстрациях «Книги мёртвых»: картинки изображают кота, который приготовился дать отпор ужасному Апопу. Там же описано сражение под священным деревом сикоморой между змеем и богом Ра, принявшим обличье рыжего кота.

Изображение усатого змееборца встречается и на культовых палочках сенет. Доказательства прямого отношения кошки к культу дневного светила есть и на камнях Нового Царства. Вывод один: египтяне были уверены, что исключительно благодаря зоркости и смелости кошек наш мир каждый день может радоваться животворящему свету Солнца.

Кошка-луна

Интересно, что в те же самые времена культ Баст ассоциировался одновременно и с ночным светилом, так как считалось, что именно Луна отвечает за оплодотворение и покровительствует будущим мамам и детям. О связи кошки-богини с лунным диском упоминает Плутарх в своём труде «Об Изиде и Осирисе». Египтяне были уверены, что кошка способна зачать 7 раз в жизни и дать жизнь 28 котятам. И именно столько дней насчитывает лунный календарь.

Примечательно, что олицетворение Луны, греческая богиня Артемида, убегая от чудовищного змея Пифона, также обернулась кошкой и укрылась от преследователя… в Египте!

Священные кошки Египта - объект поклонения

Слепое почитание кошек египтянами само по себе стало притчей во языцех. Так, все члены семьи, в которой умирал питомец, должны были сбривать себе брови в знак скорби и траура. Ещё один факт, подтверждающий благоговение жителей Египта перед хвостатыми, известен благодаря Птолемею. Историк описал, как в VI веке до нашей эры воины правителя Персии Камбиза II пошли на хитрость, осаждая пограничный город Пелузий. Наступавшие в первой линии солдаты несли перед собой кошек, и их противникам ничего не оставалось, как сдаться, чтобы не навредить объектам своего поклонения.

Убийство кошки и вовсе каралось смертью виновника, и спорить с этим законом не мог даже фараон. Так, по преданию, в 47 году до нашей эры один из римских воинов убил в Александрии кошку, за что местные жители устроили над ним самосуд. Птолемей XII Авлет, отец знаменитой Клеопатры, не смог отстоять котоубийцу.

На самом деле, это событие, даже если оно и не является историческим фактом, имеет весьма символическое значение. Ведь в это время Цезарь со своим войском уже подходил к берегам Нила, и совсем скоро в результате победоносной войны подчинил Египет власти Рима. В качестве одной из многочисленных провинций империи, древнее государство утратило своё могущество, а вместе с ним отошли в историю египетские божества, в том числе и богиня-кошка Баст.

Какие консервы вкуснее для кошек?

ВНИМАНИЕ, ИССЛЕДОВАНИЕ! Вместе со своей кошкой Вы можете в нём участвовать! Если вы живёте в Москве или Подмосковье и готовы регулярно наблюдать, как и сколько ест ваша кошка, а также не забывать всё это записывать - вам привезут БЕСПЛАТНЫЕ НАБОРЫ ВЛАЖНЫХ КОРМОВ.

Проект на 3–4 месяца. Организатор - ООО «Петкорм».