План-конспект занятия на тему: Добро и зло. Становление понятий добра и зла у детей старшего дошкольного возраста

  • Дата: 22.09.2019

Цель: развитие представлений детей о добре и зле;

разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»;

убедить в необходимости добра и добрых поступков.

Задачи:

Развивать нравственные представления детей об ответственности каждого за свои поступки; обратить внимание детей на то, что слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;

Познакомить с закономерностями проявления добра и зла в личности человека и окружающей жизни;

Воспитывать внимательность, доброту, умение сочувствовать, стремление помогать людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по духовно-нравственном воспитании 3 класс «Добро и зло»

Подготовила учитель начальных классов МОУ Проводниковсая ООШ имени героя РФ А.С.Маслова

Цель: развитие представлений детей о добре и зле;

разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»;

убедить в необходимости добра и добрых поступков.

Задачи:

Развивать нравственные представления детей об ответственности каждого за свои поступки; обратить внимание детей на то, что слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;

Познакомить с закономерностями проявления добра и зла в личности человека и окружающей жизни;

Воспитывать внимательность, доброту, умение сочувствовать, стремление помогать людям.

Оборудование: бланки с кроссвордом, весы с чашами, таблички с надписями «зависть», «Жадность», «грубость», «Предательство», «война», «ложь»), фигурки улыбающихся человечков, толковые словари С.И. Ожегова.

Ход урока

  1. Организационная деятельность учащихся.

- Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

2.Вступительная часть

Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а тему вы сформулируете сами, разгадав кроссворд. (у детей бланки с кроссвордом) (работа в группах: 2 группы по 8 человек).

1.Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.

2.Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь

3.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

4.Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

5.Пожелание добра.

6.Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.

7.Близкие отношения, основанные на доверии.

3. Основная часть.

Мы попытаемся ответить сегодня на вопрос: «Что есть Добро, а что Зло. И как это влияет на окружающий нас мир и общество.

Может кто-то из вас уже сейчас скажет что-нибудь о Добре и Зле?

Хорошо, что у вас так много ответов.

Назовите однокоренные слова к слову «добро» («зло»).

Посмотрите, пожалуйста, в толковые словари, найдите и прочитайте, какое определение дает этим словам С.И.Ожегов (работа в группах по карточкам).

1 группа: добро, добродетель, доброта, добрый, добряк, добродушный

2 группа: зло, злоба, злобный, злодей, злодеяние, злорадство.

Ответы детей.

Добро – то, что полезно людям, обществу, способствует его сохранению, процветанию, то, что предотвращает вражду.

Зло – противоположно добру, оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступи, разжигает вражду.

В реальной жизни встречается Добро и Зло; люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и человеке идет борьба между «силами Добра» и «силами Зла» - одна из важных идей, пронизывающих всю историю культуры.

Легенда о грехопадении.

А знаете ли вы, что когда-то все люди на Земле были добрыми и жили они прекрасно в раю. Но однажды они совершили очень плохой поступок. Поселив их в раю, Бог разрешил им есть плоды любого дерева, кроме плодов от того дерева, которое называлось деревом познания, добра и зла.

Но Сатана – враг Бога и людей, захотел погубить первых людей – Адама и Еву.

Однажды он подошел к Еве в облике змея и сказал: «Подлинно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю?». Ева ответила: «Плоды от всех деревьев мы можем есть, но только плодов с дерева, которое находится посреди рая, Бог не велел нам есть, чтобы не умереть.» тогда змей, желая посеять в сердце Евы сомнение в искренности Божьей любви, стал обманывать ее, говоря: «нет. Не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите плоды, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло».

Когда Ева посмотрела на дерево после слов Сатаны, то оно показалось ей хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что дает знания. Тогда она сорвала с него плоды и съела их, и дала есть также мужу своему, Адаму. После этого Бог сказал Адаму: «За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал тебе, сказав: «Не ешь от него», - то проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… В поте лица твоего будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Затем Господь изгнал Адама и Еву из прекрасного сада, и они не могли больше возвратиться в него. Так совершилось грехопадение первых людей.

С тех давних времен изменились человек и весь мир. Очень многие люди стали совершать грехи –нехорошие поступки.

Подумайте, а мы с вами совершаем плохие поступки?

Ответы детей.

Конечно, все мы не безгрешны. Но это совсем не означает, что мы с вами плохие. Плохим является наш поступок.

А как мы себя чувствуем, когда совершаем плохие поступки?

Ответы детей.

Нам тяжело на душе, стыдно за свой поступок. Это называется – раскаяние. Раскаивались ли вы в каком-нибудь поступке?

Ответы детей.

Один человек молился: «Как ему спастись?»

И вот в видении ему были показаны райские селения. Подходит Он к одной обители, самой прекрасной, спрашивает человека, живущего в ней: «Скажи, раб Божий, что ты делал на Земле? За что ты получил здесь обитель?»

Он отвечает: «Я был работником у одного злого человека. Он за работу мне не платил, делал мне только зло. Но я до конца у него работал безропотно. И вот получил здесь обитель».

Подходит он ко второй обители: «А ты, -спрашивает,-что делал?» и ответил ему обитавший в ней: «Я всю жизнь болел, но безропотно переносил свою болезнь».

Что значит «безропотно»?

Безропотно – значит покорно, без недовольств.

Вывод:

Жизнь каждого из нас очень коротка, и нельзя ее тратить на мелочную злобу и раздражение.

Без страдания (от зла) ни одна жизнь не проходит. Страдание посылается человеку как экзамен, проверку на добро. Нужно нам помнить, что в любых жизненных обстоятельствах мы не должны пускать зло в свою д ушу. Если не можешь сразу сдержать внутренний гнев, то хотя бы язык придержи. Лучше помолчать.

Есть еще один совет.

Есть такая прекраснейшая добродетель-незлобие .

Вы быстро забываете обиды. Любящая мама иногда вас наказывает. Вы плачете, даже пытается ударить свою мать. Но проходит минутка и снова вы обнимаете свою маму.

Уступчивость – любимая дочь незлобия. Она нужна нам, как воздух.

ВОПРОС:

Хотите видеть примеры гибельной неуступчивости (упрямства)?

Течет быстрая и широкая река. Если кто попадет в ее бурные и крепкие объятия, то тому несдобровать. Закрутят воды. Завертят, понесут и поглотят… Через реку пролегает узенький мостик.

Только одному свободно можно пройти по этому мосту, а двоим еле-еле разойтись.

Вот смотрите, смотрите…

Два барана

(инсценировка сказки детьми)

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь двоим нельзя пройти,

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил:

«Мэ-э-э,

Ты в своем, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

С.Михалков

Вопросы:

2.Как можно было бы разрешить ситуацию иначе?

Вопрос:

А как же мы с вами живем?

Помочь старушке перейти улицу или уступить место в автобусе – раньше этому в школе учили, в книгах, в фильмах.

Теперь это не в почете. «Брать от жизни все», а помогать пожилым людям это почти позорно.

Стихотворение о добре.

«Я вчера был занят очень,

Я трудился что есть мочи,

Целый день добро творил:

Кошке домик мастерил,

Собирал гулять сестричку –

Отыскал ей рукавичку,

Маме пол подметал,

Бабушке очки подал,

Папе гвоздь забить помог,

Так работал – изнемог!

Зря считает мой братишка,

Что я просто – хвастунишка.

Я нисколько не хвалюсь,

Я просто радостью делюсь!»

Предлагается детям потренироваться в добрых делах.

1.Стоит в автобусе бабушка рядом с мальчиком. Что должен сделать мальчик?

2.Девочка встретилась в дверях со взрослым человеком. Кто должен уступить дорогу, и с какими словами?

3.Во дворе посреди глубоких сугробов есть маленькая узкая дорожка. На ней встретились мальчик и женщина. Кто должен уступить дорогу, и с какими словами?

Работа с пословицами.

Творческая работа (составление коллажа)

Звучит песня «Дорогою добра» (на чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, дети, облака, солнце, цветы, птицы, звери.)

Как мы назовем эту картину?

Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?

Вывод:

Мы сегодня узнали, что надо учиться любить и делать только добро в этой жизни!

Это так трудно.

- Не злиться, когда нас обижают,

Уступать всем,

Не драться.

У нас не всегда получается делать добро, чаще всего мы:

Злимся

Упрямимся

Деремся.

Мы часто встречаемся со злом и видим, что много зла стало на земле. Но мы знали, что добро сильнее зла и уничтожить зло можно не войнами и убийствами, а только добром и любовью. Мы хотим быть сильными в добре.

Золотое правило доброго человека.


Классный час для 3-4 класса с презентацией. Добро и зло

Сценарий классного часа для обучающихся 3 - 4 классов «Добро и зло»

Суртаева Татьяна Александровна, учитель начальных классов МОУ «Тондошенская ООШ» «Верх-Бийская ООШ», Республика Алтай Турочакский район с. Верх-Бийск
Данный классный час будет полезен учителям начальных классов, он предназначен для детей 3 – 4 классов.
Тема классного часа: «Добро и зло»
Цель: Формирование у учащихся представления о добре и зле, доброте, хороших и плохих поступках.
Задачи:
1. Раскрыть понятия: доброта, добро и зло.
2. Формировать нравственные категории и оценочные суждения.
3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, воспитывать культуру общения.
4. Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость, учить совершать благие дела.
Оборудование: презентация (смена слайдов и изображений по клику), словарь русского языка С.И.Ожегова.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть Вас!
Вы друг к другу повернитесь,
Очень мило улыбнитесь.
Ведь улыбка, без сомнения,
Поднимает настроение!
Не придётся нам писать,
И не станем мы считать,
Мы сегодня на уроке
Будем с Вами рассуждать.
2.Вступительная беседа.
- Ребята, посмотрите на экран. (2 слайд)

-Что объединяет картинки? (предположения детей)
- Можете ли вы предположить, какая тема нашего занятия? (ответы детей)
- Я вам дам ещё одну подсказку. (3 слайд)


- Посмотрите на экран. Знакомые герои? Какая общая тема объединяет картинки из сказок? (ответы детей)
- Ребята, тема классного часа «Добро и зло» (слайд 4)


3. Беседа по теме занятия.
- Ребята, какие сказки вы можете вспомнить, где встречается тема добра и зла? (ответы детей) Вспомните, пожалуйста, героев, которые имеют положительные качества. А каких героев мы можем назвать отрицательными? (заранее можно подготовить иллюстрации самых популярных героев)
- Ребята, добро и зло – это особые слова. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Кто может из вас постараться ответить на вопрос: что такое добро? (дети высказывают свои предположения)
- Я принесла с собой словарь русского языка С.И.Ожегова. В этом словаре мы попробуем отыскать ответ на наш первый вопрос: что такое добро? (слайд 5)


- Обратите внимание, что слово «Добро» имеет два значения. (обсуждение с детьми)
- И второй вопрос, на который мы постараемся ответить, а что такое зло? (своё мнение высказывают дети)
- Уточним в словаре, не ошиблись ли вы в своих ответах. (слайд 6)


- Ребята, посмотрите на следующий слайд. (слайд 7)


- Как вы считаете, какое отношение к нашей теме имеют эти животные? (дети высказывают свои предположения)
4. Просмотр притчи «Два волка"
- А сейчас я предлагаю посмотреть одну притчу, которая называется «Два волка». (при просмотре притчи учитель читает текст сам или хорошо читающий учащийся (слайд 8 видео)


5. Обсуждение и анализ притчи.
- Как вы поняли смысл этой притчи? (рассуждения детей)
- Как можно объяснить слова старика: «Побеждает тот волк, которого ты кормишь »?
- Каждый человек способен вскормить в себе доброго или злого волка. Каждый решает сам, какой волк ближе. Я хотела бы всем пожелать, чтобы вы совершали только добрые поступки, говорили только добрые слова.
- А чем отличаются слова добро и доброта? (ответы детей)
- Если бы сейчас я предложила вам нарисовать картинку под названием «Добро», то что бы вы на ней изобразили? (ответы детей)
- А я хочу показать вам вот такую добрую картинку (слайд 9). И прочитать маленький стишок:Хочешь, чтоб тебя любили? Делай людям ты добро. Очень скоро убедишься - поступаешь ты умно!


- Ребята, знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, зле, доброте? (работа с детьми. Детям можно предложить пословицы на экране, а можно раздать на листочках и разобрать смысл нескольких пословиц и поговорок). (слайд 10)


6. Работа с пословицами и поговорками.
- У каждого из вас доброе сердечко, я это точно знаю. Посмотрите, сколько таких сердечек в нашем классе – целый сад! И я так этому рада! (слайд 11)


- Я очень надеюсь, что в нашем садике будут всегда красивые цветы, крепкие корни и множество плодов. Обещаете стараться?
7. Обобщение полученного материала.
- Ребята, мы с вами сегодня на занятии много обсуждали, высказывали свои мнения. Какие советы теперь вы можете дать своим младшим братишкам и сестрёнкам, а может даже и старшим? (ответы детей) Я предлагаю вам сформулировать несколько полезных советов, которые мы будем хранить в своей памяти. (можно предложить детям нарисовать плакат) (слайд 12 с песней)


- Какой герой мультфильмов всегда призывает жить дружно? Конечно, Леопольд. И сейчас я предлагаю вам послушать его песенку «Песенка о доброте».
8. Подведение итогов.
- Ребята, вспомните, как же заканчиваются наши любимые сказки?
-Добро побеждает зло! И я вам желаю, чтобы в вашей жизни было так же! (слайд 13)


- И в завершении нашего занятия я хочу вам прочитать небольшое стихотворение (слайд 14 а).


Как хорошо, что доброта
живёт на свете вместе с нами.
Без доброты ты - сирота,
Без доброты ты - серый камень!
-Я надеюсь, что наше занятие прошло не зря и вы очень многое возьмёте с собой в вашу жизнь!
9. Домашнее задание.
- Я прошу вас дома сочинить свою маленькую сказку о добре, зле, доброте.
(слайд 14 б). Спасибо за внимание!

Презентация на тему: Сценарий классного часа для учащихся 3-4 классов "Добро и зло"

Наталья Дранникова
Конспект НОД для детей старшей группы и родителей «Добро и Зло»

Конспект НОД детей старшей группы

Тема занятия : «Добро и Зло »

Образовательная область : Социально-коммуникативное развитие

Цель занятия : Формирование у детей нравственных качеств и моральных ориентиров.

Задачи :

Образовательные :

Учить понимать значение терминов «Добро » и «Зло» ;

Учить детей обобщать , делать выводы;

Закреплять умение подбирать слова, противоположные по смыслу;

Познакомить детей с конструированием из бумаги , способом оригами.

Воспитательные :

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу, родителям , окружающим людям;

Воспитывать умение чувствовать и видеть хорошее и плохое.

Развивающие :

Способствовать развитию коммуникативных компетенций (умение выслушать, искренне высказать своё мнение, проявлять доброжелательность );

Совершенствовать навыки культурного общения со сверстниками, взрослыми;

Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей;

Развивать фантазию, внимание, память, логическое мышление.

Практико-ориентированные :

Применять полученные знания в общении с друзьями, родителями , педагогами и другими окружающими людьми.

Интеграция образовательных областей :

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Оборудование : ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки, картинки, ватман, краски, бумага белая, свеча (безопасная, аудиозаписи с песнями о доброте , видеоролики.

Аудитория : дети подготовительной группы и их родители

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, художественная.

Форма проведения : Совместная деятельность

Ход деятельности:

Дети заходят в зал под музыку (Дорогою добра )

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам в гости и хочу, чтобы мы сегодня вместе с вами немножко поиграли, можно? Меня зовут Наталья Сергеевна. А как вас зовут, вы скажите хором. Раз, два, три, свое имя назови. Молодцы! Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем, я буду читать стихотворение, а вы в конце каждой строчки будете громко и дружно добавлять слово ПРИВЕТ! Есть хорошая примета, всем с утра дарить приветы. Солнце красному.

Дети : Привет!

Воспитатель : Небу ясному.

Дети : Привет!

Воспитатель : Люди взрослые и малыши.

Дети : Вам привет от всей души!

Воспитатель : У меня к вам просьба, ребята : «Закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души, откройте глаза, посмотрите : стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица . А значит, здесь

собрались добрые люди ».

А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, и передадим, друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта . (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас сегодня.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель Посмотрите, пожалуйста, на экран и подумайте, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать? (клип «Доброта » )

Ответы детей

Воспитатель Правильно, ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о добре и зле .

Но сначала давайте настроим ваши глазки (гимнастика для глаз)

Разотрем свои ладошки,

Разогреем их немножко. (Растирают ладони.)

Пальчики плотно друг к другу прижмем,

Свету проникнуть сквозь них не даем. (Делают лодочки.)

Ладошки – это лодочки у нас :

Одной закроем левый глаз,

Другой закроем правый глаз. (Закрывают глаза.)

О хорошем подумать сейчас в самый раз.

Глаза закрыты, ладоней не касаются…

Сейчас с них напряжение снимается.

(Думают о хорошем. воспитатель может давать разного рода установки типа : «Глазки наши хорошие, глазки отдыхают» и т. д.)

Тихонько уберем ладони,

Медленно глаза откроем.

То, что стало четче видно,

Мы от вас, друзья, не скроем.

Воспитатель Как вы думаете, что такое добро ? Добрый человек , он какой? Какие поступки людей вы можете назвать добрыми ?

Ответы детей

Воспитатель Ребята, а что же такое зло? Какой, по вашему мнению, злой человек? Вы знаете, какие поступки можно назвать недобрыми , злыми?

Ответы детей

Воспитатель Скажите, а кто же всегда учит вас, что такое хорошо, а что такое – плохо? Кто всегда помогает и подсказывает вам, какие поступки нужно совершать, а какие нет? (ответы детей ) . Конечно, это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Они всегда с вами рядом. Хотите, чтобы и сегодня они были с вами? Тогда закройте глазки и подумайте о них.

В зал заходят родители и встают с детьми в круг

Воспитатель Дорогие родители , мы говорим сегодня о добре и зле . О хороших и плохих поступках. Вы поможете нам?

Ответы родителей

Воспитатель Ребята, посмотрите внимательно, в зале находятся разноцветные конверты, я предлагаю вам взять по одному конверту и вместе с родителями посмотреть , в них лежат картинки, на которых изображены хорошие и плохие поступки, рассмотрите их, а мамы и папы помогут вам понять, какой поступок и почему хороший, а какой плохой.

Дети и родители рассматривают картинки, родители объясняют детям , какие поступки на них изображены

Воспитатель А давайте с вами поиграем. Родители встают напротив детей . Я буду предлагать вам ситуации, а вы должны показать, какие эмоции вызывает у вас эта ситуация. Как будет вести себя ребенок и как будет вести себя родитель . Попробуем?

Игра «Этюды» (ситуации : у ваших мамы, папы, бабушки – день рождения, вы нарисовали красивый рисунок и подарили его; вы гуляли на улице и пришли домой очень грязный; родители уезжают в командировку надолго; родители подарили вам подарок, о котором вы долго мечтали; вы разбили коленку; у мамы болит голова; мамы долго не было и она вернулась домой)

Воспитатель Молодцы! Здорово! Ну а теперь все вместе повеселимся и сделаем маленькую зарядку!

Музыкальная физкультминутка

Воспитатель А теперь задание для наших родителей . У вас на карточках написаны пословицы и поговорки о добре и зле . Пожалуйста, прочтите их и объясните нам, как понять эти выражения.

Родители читают и объясняют значение пословиц и поговорок

1. Добрый человек добру учит

2. Добро всегда побеждает зло

3. Мир не без добрых людей

4. Доброе слово лечит , а злое – калечит

5. Доброта без разума – пуста

6. За добрые дела - добром платят

7. Добрая слава лежит , а злая бежит

8. За доброго человека сто рук поднимут

9. Кто любит добрые дела , тому и жизнь мила

10. Доброта нигде не теряет своего достоинства

11. Доброе слово человеку - что дождь в засуху

12. Живи добрее , будешь всем милее

Воспитатель А у меня для вас еще одна игра. Я называю вам слово, а вы должны назвать противоположное по смыслу слово.

Игра «Говори наоборот» (добрый-злой , хороший-плохой, веселый-грустный, радость-печаль, белое-черное, светло-темно, честный-лживый, война-мир)

Воспитатель Как вы считаете, когда на земле – мир, это хорошо? Это добро ? А что же тогда война? Правильно, война это самое большое зло. Война – это страх, боль, слезы, горе. И особенно для детей , которые становятся абсолютно беззащитными перед этим страшным злом.

Клип «Отмените войну»

Воспитатель Скажите, какие эмоции вызвал у вас этот клип?

Ответы детей и родителей

Воспитатель Как вы считаете, что нужно делать людям, чтобы на Земле всегда был мир, и чего делать нельзя?

Ответы детей и родителей

Воспитатель Я предлагаю нам всем вместе составить композицию, символизирующую мир и доброту . Вы согласны? С чем ассоциируется у вас слово МИР? Мир – это солнце, голубое небо, любовь, счастье, мама рядом. А еще символом мира считается голубь. Давайте сделаем так, мамы и папы будут рисовать большое красивое солнце, а мы с вами сделаем белых красивых голубей. Я вас научу.

Клип «Пусть всегда будет солнце»

Родители рисуют солнце , воспитатель с детьми делает птиц способом оригами. Дети и родители встают все вместе на фоне картины. Воспитатель предлагает взять детям воздушные шарики, чтобы композиция выглядела еще радостней и веселей.

Воспитатель Вот такая замечательная композиция у нас получилась. Как мы ее назовем? Давайте, я сфотографирую вас на память, о нашей встрече.

Воспитатель Ну что же, вот и подошла к концу наша встреча с вами. Ребята, что вам понравилось сегодня? А что не понравилось?

Ответы детей

Воспитатель Дорогие родители , а вам понравилось заниматься вместе с детьми? Вам было интересно? Может быть, вы хотите что-нибудь сказать?

Ответы родителей

Воспитатель Я тоже хочу сказать вам большое спасибо, мне было очень интересно общаться с вами. Хочу пожелать вам, чтобы в вашей жизни встречались только добрые люди , чтобы вы старались делать только добрые дела , чтобы ваши сердца были добрыми , внимательными и любящими! И на прощание я хочу прочитать вам такие строки :

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом .

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт Доброта по земле .

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле…

Спасибо. До свидания.

Дети вместе с родителями выходят из зала под музыку (Дорогою добра )

Предварительный просмотр:

Тема: «Добро и зло»

Цель: формирование представлений дошкольников о многогранности и сложности бытия, о существовании в жизни добра и зла и нравственной ответственности человека за поступки.

Задачи:

Дать понятие добра и зла;

Развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

Воспитывать стремление к добру, желание избегать зла и бороться с ним.

Основные понятия : добро, зло, аморальный поступок.

Ход ОД

Загадка:

Плачет Митя у витрины:

Мама, я хочу машину!

Таня подошла:

Не плачь,

Вот возьми мой новый мяч!

Глаз чарует красота,

А поступки…(Доброта)

Работа со сказкой «Доброе слово». (Название сказки сразу не озвучивается. Детям предлагается придумать его самим. Текст сказки дан в приложении)

Вопросы для обсуждения:

Какая цель была у Гадюки?

Достигла ли она своей цели?

Каким правилом пользовалась в жизни Пеночка?

Что можно о нем сказать?

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра, как можно меньше зла » (Л.Н.Толстой)

4. Беседа.

Понятны ли вам эти слова?

Каких людей вы называете добрыми, каких – злыми?

Какое отношение они вызывают? Почему?

В сказках все просто. Один герой добрый, другой злой. Назовите их.

Можно ли людей однозначно назвать добрыми или злыми?

А что скажете вы про себя?

Зависит ли доброе отношение к людям от возраста человека? От благосостояния человека?

Может ли больной, бедный человек быть добрым?

Где основа добра и зла? В нас самих.

Как мы решаем: добрый или злой поступок совершен?

Такими нас делают отношение к миру, окружающим людям.

Добрый поступок помогает улучшить отношения людей, помогает развиваться. Это проявление человеколюбия.

Зло – это унижение людей, неуважение, нетерпимость, обман, насилие, подавление свободы, в результате действий зла возникает вражда между людьми.

Легко ли быть добрым? Почему?

Жизнь часто ставит нас перед нравственным выбором добра или зла.

В одной песне поется:

Добрым быть совсем непросто.

Не зависит доброта от роста.

Есть еще такие поэтические строки:

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится.

Добрыми бывают люди или их поступки?

Ассоциации с картинками.

Подобрать ассоциации к словам «добро» и «зло».

Что нового узнали о добре и зле?

Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

Приведите примеры добрых поступков.

Притча «Почему нужно делать добро»

Однажды учитель сказал своим ученикам: «Мы с вами говорили о том, что нужно поступать по-доброму. Теперь идите и докажите, что вы умеете делать людям добро».

Ученики разошлись в разные стороны, вернулись через неделю.

Я помогал старикам. Они немощны, и им нужно помогать,- сказал один.

Я ухаживал за больным. Потому что он нуждался в сострадании, - объяснил другой.

Я накормил бедного, чтобы поддержать его, - рассказал третий.

Я защитил ребенка. Детям нужна защита взрослых, - сказал четвертый.

Я старался делать добро всем. Наверное, я был неправ, - признался последний ученик.

Выполнили ли ученики наказ учителя?

Почему последний ученик признался, что был неправ?

Как бы вы выполнили наказ?

Игра «Купон на добрую услугу»

Я приготовила для вас купон (талон) на одно доброе дело.

Когда вы захотите, чтобы вам помогли или сделали что-то хорошее для вас, вы можете достать купон и положить его на стол. Остальные, увидев сигнал, могут спросить, чем помочь. Тот, кто выполнит вашу просьбу, получит ваш купон. А вы останетесь без купона до тех пор, пока не поможете кому-нибудь, кто будет нуждаться уже в вашей помощи. Храните их! (Вручаю купоны)

Итог – проверим себя, что поняли и запомнили по теме (тест- тренажер)

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит, отдавать тепло своё другим.

Быть добрым – значит, понимать и близких и чужих,

И радости порой не знать,

Заботясь о других,

Конечно, доброму трудней,

И всё же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

Спасибо за внимание! Желаю вам только добрых поступков!

Приложение

Сказочные герои.

Незнайка

Муми-тролль

Урфин Джюс

Алиса

Емеля

Дядя Федор

Карлсон

Старик Хоттабыч

Винни Пух

Золушка

Мальвина

Царевна - несмеяна

Тест – тренажер по теме «Добро и зло»

Как творят добрые дела?

  • Бескорыстно и сознательно
  • В надежде на вознаграждение
  • В надежде на похвалу
  • Чтобы избежать наказания

Что считается добрым поступком?

  • Опоздать на неинтересную встречу
  • Дать списать домашнее задание
  • Забыть о неприятной просьбе
  • Помочь соседу по парте разобрать задачу

Укажите поступки, которые относятся к понятию «добро»

  • Взаимовыручка
  • Насилие
  • Обман
  • Унижение
  • Помощь
  • Умение говорить правду
  • Ограничение свободы другого человека
  • Борьба за свободу

Что является последствием злых дел

  • Дружба
  • Радость
  • Вражда
  • Мирное сосуществование

Знания о добре зле помогают людям

  • Дружить
  • Проявлять заботу о близких
  • Жить в мире
  • Все ответы верны

Сказка «Доброе слово»

У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:

Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.

На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… . Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.


Однажды дочь спросила меня о добре.

Я крепко обнял её и начал повествование.

Жизнь – это постоянная борьба добра со злом. Часто кажется, что зло невозможно победить, оно постоянно выигрывает. Ты видишь, что подлый и лживый человек, обманщик, нечестным путём достигнувший высот, пребывает в почёте, а честный, с открытым сердцем и чистой душой – живёт в нищете. На одно доброе дело приходится тысяча злых. Поэтому добру так тяжело пробиться в жизни.

Но не стоит отчаиваться. Доброе дело имеет большую ценность, оно долговечно. Это семя, которое способно дать новые ростки, подарить новую жизнь, сделать человека счастливым. Злые поступки быстротечны и пусты, и приносят лишь временную радость тому, кто их совершает, а после обязательно оборачиваются страданием.

Например, человек, жаждущий богатства, добился его нечестным путём. Итог жизненного пути такого богача завершает расплата за содеянное. Во многих случаях нечестные люди несчастны, у них нет семей, преданных друзей, любящих родственников. Они доживают свой век в полном одиночестве, злые, отчаявшиеся. Это – расплата за «счастливые» годы, прожитые в удовольствиях от траты "шальных" денег.

Добрый же человек зарабатывает деньги честным трудом. В течение жизни он обзаводится семьёй, друзьями и близкими знакомыми, которые ценят его за то, что он есть, любят его. У доброго человека "золотые" руки, способные создавать. Своими деяниями он радует окружающих, приносит пользу миру.

Сейчас борьба добра со злом обострилась. Хороших людей становится всё меньше, а зло чаще побеждает. Победа тёмных сил видна повсюду: распадаются браки, нечестные занимают руководящие посты, безграмотность правит миром. Люди стали меньше читать, развивать себя, работать над собой, а больше желать денег и славы, стали жить только для себя. Это очень плохо. Но не нужно опускать руки и становится такой, как все, нужно стремиться стать лучше.

Пусть путь будет тернистым. Пусть твои друзья, выбравшие недобрый путь, процветают и живут жизнью, полной безмерных удовольствий. Не стоит завидовать им и роптать на судьбу. Не нужно ломаться, поддаваться нелепым желаниям. Помни, невзгоды пройдут, а терпение и труд принесут тебе и окружающим больше пользы, чем минутная нажива. А главное – ты будешь счастлива, живя в гармонии с собой.