Принц чарльз православный христианин. Правда ли, что принц Чарльз принял православие? Православные иконы на свадьбе сына

  • Дата: 17.04.2021

Завершая свое пребывание в Израиле в связи с похоронами Шимона Переса, принц Уэльский Чарльз посетил русский женский монастырь в Гефсимании, сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви Заграницей.

Начальник Миссии Русской Зарубежной Церкви в Иерусалиме архимандрит Роман (Красовский), встретил высокого гостя у врат святой обители и рассказал ему об истории монастыря. Стоя на паперти, откуда виден весь старый город, архимандрит указал принцу на храм Воскресения Христова, святыни, исторические места и достопримечательности святого града.

При пении тропаря равноапостольной Марии Магдалины принц Чарльз проследовал к раке с мощами преподобномученицы Елизаветы, на которую возложил живые цветы с родины своей бабушки, которая приходится племянницей святой. Затем высокий гость подошел к другим святыням храма и поставил свечи.

Сказав с амвона несколько теплых слов в адрес принца Чарльза, архимандрит Роман провозгласил ему и всему королевскому дому многолетие на английском языке. Выходя из храма, наследник престола пообщался с насельницами русской Гефсимании и ученицами Вифанской школы, после чего он направился в усыпальницу принцессы Алисы.

Здесь архимандрит Роман совершил краткую заупокойную литию, после которой внук принцессы возложил цветы на ее гроб, поставил свечу и посмотрел старые сохранившиеся в монастыре фотографии. Затем принц Чарльз пожелал в крипте остаться один.

Мемориал Яд Ва-шем признал бабушку принца Чарльза праведницей мира. Во время Второй мировой войны она прятала у себя в Греции еврейскую семью: Рахель Коэн и ее детей. В 1903 г. Алиса вышла замуж за греческого принца Андрея, правнука российского императора Николая I.

Почтив память своей бабушки и выразив благодарность архимандриту Роману, игумении Елизавете и насельницам обители свою глубокую признательность, принц Чарльз отправился на родину.

Принцесса Алиса Баттенберг , позже, после замужества — принцесса Греческая и Датская, (также известна под английским вариантом фамилии — Алиса Маунтбаттен) (25 февраля 1885 — 5 декабря 1969) — мать принца Филиппа и свекровь английской королевы Елизаветы II. Она оставалась в Афинах в годы Второй мировой войны, давала приют еврейским семьям, за что её имя выбито на стене «Праведников народов мира» в мемориале Яд ва-Шем. После войны она основала православную сестринскую обитель Марфы и Марии.

Принц Уэльский Чарльз питает давний и искренний интерес к православию.

Однако в силу своего положения в государстве наследник британского престола и потенциальный глава Англиканской церкви едва ли может сменить вероисповедание.

Такое мнение выразил на встрече с прихожанами собора Святого Иоанна Предтечи в Вашингтоне один из самых известных и авторитетных современных православных богословов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр).

В Вестминстерском аббатстве в Лондоне, где в прошлом году проходила церемония венчания сына Чарльза - принца Уильяма и его супруги, в самом начале центральной галереи висели большие православные иконы. Один из участников встречи с митрополитом Каллистом обратил внимание на это и задал вопрос об отношении дома Виндзоров к православию.

Действительно, там вывешены работы русского иконописца (Сергея Федорова - Прим. ред.), я нахожу это существенным, - сказал митрополит Каллист. - Знаменитый собор постоянно осаждают толпы туристов, нуждающихся в напоминании о том, что это не музей, а "дом молитвы".

Владыка подчеркнул, что "сама королева Елизавета - вне всякого сомнения, глубоко и искренне верующая христианка". "Последние год-два она начала гораздо более открыто и прямо говорить о своей христианской вере", - добавил он.

Православный иерарх, англичанин по национальности отметил, что наличие общенационального лидера, стоящего выше межпартийных схваток, особенно важно в кризисные периоды,и поделился детскими воспоминаниями о том, как в годы Второй мировой войны после жестоких ночных немецких бомбежек Лондона король Георг с супругой с утра обязательно посещали наиболее пострадавшие районы.

Владыка напомнил, что супруг королевы Елизаветы принц Филипп происходит из греческого королевского рода и был крещен в православии. Женившись на британской принцессе, он принял англиканскую веру, хотя и не обязан был этого делать. "Когда мы с ним встречались, он говорил: "Ну да, меня крестили в православии, и я продолжаю считать себя православным. Но при этом я теперь и англиканин", - сказал митрополит под дружный смех собравшихся. "Я бы мог ответить, что не вполне с этим согласен, но счел за лучшее промолчать, поскольку сказано все было по-дружески", - признался он.

"Наследник престола принц Чарльз несомненно проявляет живейший интерес к православию и имеет ряд православных друзей, с которыми обсуждает аспекты православной веры, - рассказал митрополит. - Он много раз совершал паломничества на святую гору Афон. Но если бы он стал православным, это создало бы очень серьезные конституционные затруднения. Так что, наверное, он не может отказаться от англиканства, но будет учитывать и православный контекст".

Поскольку владыка Каллист - сопредседатель смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу, его спрашивали о перспективах сближения между двумя церквами. По его мнению это затруднено прежде всего наличием разных течений в самом англиканстве. Наряду с консервативной и очень близкой к православию "высокой церковью" там есть и "евангелические и крайне либеральные" направления, "представить себе единство" с которыми для православных "никак невозможно". При всем том митрополит - "за продолжение диалога", пусть и без надежды на "немедленное достижение практических результатов".

Святитель Иоанн

Интересно, что Иоанно-Предтеченский собор РПЦЗ, где проходила встреча, был основан в 1949 году архиепископом Иоанном (Максимовичем), в 1994 году причисленным к лику святых. В молодости нынешний митрополит - тогда еще неправославный Тимоти Уэр - встречался с владыкой Иоанном. И до сих пор "совершенно отчетливо помнит" свою первую встречу с ним во Франции, в Версале.

Произошло это на литургии, которую архиепископ Иоанн имел обыкновение служить ежедневно. День был будний, в маленькой домашней церкви находились только монах-певчий и какая-то старушка. Вынеся чашу со Святыми Дарами, священник пристально смотрел на незнакомого молодого гостя, пока тот не покачал отрицательно головой. Позже он все же настоял на том, чтобы тот подошел и принял помазание елеем из лампады.

"Позже я размышлял, почему он так на меня смотрел, - словно настаивая, чтобы я подошел к причастию, - сказал митрополит. - Я тогда находился как бы "на перепутье": в своей англиканской церкви уже не причащался, а к православной еще не принадлежал. Наверное, он понял, в каком я положении. И по-своему дал мне понять: не медли слишком долго. Иди в церковь - в нашу православную церковь - и принимай причастие. И я воспринял это как знак..."

"Всякое серьезное знакомство с другим человеком по сути провиденциально", - сказал владыка.

О птицах высокого полета

Через несколько месяцев Уэр принял православие. Произошло это в 1958 году. Затем он подвизался в монастыре на греческом острове Патмос, совершал паломничества в Иерусалим и на Афон, в 1966 г. стал священником и монахом с именем Каллист. С того же времени 35 лет преподает в Оксфордском университете, подготовил целую плеяду богословов и историков церкви.

Среди его подопечных был и нынешний председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев).С широкой улыбкой владыка Каллист заметил, что в этом случае и без всякого провидческого дара было видно "птицу высокого полета".

По его словам, о. Иларион, оставаясь "смиренным монахом", в то же время отличался "чрезвычайной целеустремленностью, ...ясным пониманием того, зачем он приехал в Оксфорд и чему хочет учиться". Свою докторскую диссертацию о преподобном Симеоне Новом Богослове он написал "быстрее любого другого" соискателя на памяти наставника, а позже эта работа была напечатана издательством Оксфордского университета. "Они исключительно редко издают докторские диссертации, только самые лучшие", - пояснил владыка.

Сам он, на его взгляд, не наделен "прозорливостью, свойственной святому Иоанну". Однако и у него бывали ситуации, когда на исповедях в ответ на простой вопрос, все ли они рассказали, кающиеся изумлялись его проницательности.

Для своих преклонных лет иерарх, родившийся в 1934 году, превосходно выглядит. Лекцию о молитве Иисусовой, ради которой и устраивалась встреча, он читал стоя, пошутив: "чтобы не убаюкать самого себя". Хотя такой опасности не было и в помине, живая и образная речь, полная ярких сравнений и любопытных реминисценций, наглядно показала, что он владеет даром просто и доходчиво говорить о самых сложных материях, раскрывая взаимосвязи между бренным и вечным.


(принц Чарльз инспектирует Соловецкий монастырь)

Не раз уже писал, что основным патроном православных церквей в мире является английская королевская семья. Кому интересно, могут найти в моём ЖЖ ссылки на посты об опеке принцем Чарльзом православной монашеской республики на Афоне, о насаждении православия в Африке англиканской церковью (сейчас Чарльз ещё взял под опеку православные святыни в Боснии и Косово).

90% православных никак не хотят или не могут объяснить эти факты. Еще 9% принимают, но делают распространённую ошибку – что тот же принц Чарльз православный (как и его отец Филипп).

Православные люди примерно так восторгаются принцем Чарльзом:

«Среди прочих гостей на его свадьбе была и меццо-сопрано из России - солистка Мариинского театра, патроном которого является принц Чарльз. По просьбе Чарльза Екатерина Семенчук исполнила полюбившийся принцу отрывок русского православного «Символа веры».

А монахи так:

«Как-то один монах из этого монастыря мне рассказал такую историю. У него послушание - ухаживать за одним храмом, я ему помогал. Мы пришли туда, все убрали, поставили свечки и он говорит:
- Ты знаешь, что этот храм построил английский принц Чарльз?
Я говорю:
- А что здесь делал принц Чарльз?
- Принц Чарльз - православный человек.
- Как такое может быть?
- Ты вспомни, кто был родной внучкой английской королевы Виктории? Это же императрица Александра Федоровна, святая страстотерпица. Не случайно, что святые страстотерпцы предстоят Богу, и молятся о своих родных, по их молитвам неслучайно все происходит.

Я удивился, потому что в силу религиозного устройства Англии, принц Чарльз должен быть частью англиканской церкви, и дивно, что он молится на Афоне по-православному. У него есть своя келья не только в Ватопеде, но и в сербском монастыре Хиландаре. Недавно, после пожара в Хиландаре, принц Чарльз пожертвовал весьма солидную сумму на восстановление. Представляю, какие противоречивые чувства разрывают этого человека, и в этом смысле он мне сразу стал симпатичен.
http://www.russned.ru/palomnichestvo/ivan-rosa-afon-menyayuschiisya

Но вот эти 9% православных допускают главную ошибку. А она состоит в том, что не принц Чарльз православный, а они, православные, - англикане. Точнее на уровне топ-менеджеров двух церквей между ними не делается никакого различия.

Вот, например, что пишут на официальном сайте РПЦ об этом:

Отношения Русской Православной Церкви с англиканами имеют особый характер, обусловленный и их давностью, и особым духом заинтересованности и взаимного уважения и внимания, в котором они традиционно велись. Диалог с англиканами, прерванный революционной сменой власти в России, был возобновлен в 1956 году на богословском собеседовании в Москве, когда обсуждались темы "Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Англиканской Церковью", "О Священном Писании и о Священном Предании", "доктрина и ее формулировка", "Символ веры и Соборы", "Таинства, их сущность и количество", "Православные обычаи". С 1976 года Русская Православная Церковь участвует в общеправославном диалоге с англиканами.
http://www.mospat.ru/index.php?mid=205

«Но визит в Россию англиканского богослова оказался очень плодотворным. Уильям Пальмер был встречен радушно. Он был принят и обер-прокурором Синода графом Протасовым, и митрополитом Московским святителем Филаретом. В богословских дискуссиях участвовали историк церкви Муравьев, протоиерей Кутневич и другие члены Синода. Пальмер чистосердечно доказывал, что в важнейших догматах веры англиканская церковь стоит на тех же позициях, что и православная. Свои взгляды он изложил в «Введении к 39 статьям», в котором толковал англиканский символ веры в духе «Высокой церкви».

Собеседники проявили искренний интерес. Англиканский богослов уверял, что протестантизм является пройденным этапом для церкви Англии, что в ней возрождается дух Апостольской неделимой Церкви Святых Отцов и что союз церквей будет полезен православным, так как оградит их от влияния протестантизма, который, как считал Пальмер, угрожает и православным, опасность чего они еще не могут осознать.

Ответ обер-прокурора Протасова был благосклонным: «Ваши намерения очень хороши, и мы сделаем все, чтобы Вам помочь. Это наш долг - стремиться к единству Церкви, и мы молимся об этом».

Покинув Россию, Пальмер поддерживал связь со своими русскими друзьями. Так, он вел переписку с известным философом-богословом Алексеем Хомяковым (как и другие славянофилы, Хомяков любил и уважал Англию, интересовался религиозной жизнью этой страны). Публикация в Англии в 1895 году переписки Пальмера и Хомякова, которая представляет собой интересное, глубокое, талантливое рассуждение о судьбах христианских церквей, о Православии, стала настоящим событием. Её прочел и высоко оценил английский премьер-министр У. Гладстон, богослов по образованию. Епископ Уордсвот рекомендовал её к чтению всем молодым священникам.

В 1888 году англикано-православные отношения поднялись на новый, государственный уровень. В тот год в России отмечали девятисотлетие крещения, и это событие стало национальным праздником. По случаю торжества архиепископ Кентерберийский направил в Россию поздравительное письмо, которое своей искренностью и теплотой произвело очень благоприятное впечатление (ни одна другая западная церковь не откликнулась). Англиканские послы во главе с У. Бекбеком были встречены как почётные гости.

В ответном послании Киевский митрополит Платон неожиданно для англикан поднял вопрос об объединении церквей, заверив архиепископа, что православные желают союза, и просят его сообщить, на каких условиях англикане считают союз возможным. Архиепископ Бенсон ответил от имени епископов церкви Англии, что, во-первых, необходимо взаимообщение в таинствах, во-вторых, признание апостольского преемства в церкви Англии.

Британский принц Чарльз с 1996 года регулярно посещает Святую гору Афон, иногда – несколько раз в год. Бывает, что он продолжительное время живёт в келье православного Ватопедского монастыря, соблюдая требуемые ограничения и участвуя в богослужениях. В свободное время рисует акварелью пейзажи Святой горы.

Криптоправославный?

В ходе венчания Чарльза в Вестминстере находилось несколько православных икон. Совершая свадебное путешествие, Чарльз посетил Афон, оставив новобрачную на яхте – женщинам вход на Афон запрещён. Более того, Чарльз организовал приём, который посетил мировой бомонд, собирая деньги на ремонт монастыря Хиландар на Святом Афоне, пишет «Православие и мир». Приём посетили 100 гостей. Монастырь Хиландар серьёзно пострадал 14 лет назад от пожара, и лично принц Чарльз передал обители 650 тысяч фунтов стерлингов. Он активно участвует в деятельности общества «Друзья горы Афон», объединяющего англичан и американцев.

Митрополит Волоколамский Иларион, руководитель отдела внешних церковных связей Московского патриархата сообщил, что Чарльз питает «искренние чувства к православию». Курсируют упорные слухи о тайном православии Чарльза. С этим мнением в корне не согласен один из самых известных и авторитетных современных православных богословов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр). Он указывает, что как наследник британской короны и возможный глава Англиканской церкви, Чарльз не вправе самостоятельно выбирать вероисповедание. Напомним, что первоиерархом Англиканской церкви является британский монарх.

Новый русский царь?

Возможно, причастность к православию пробудил в сыне герцог Эдинбургский Филипп, грек по происхождению, некогда сменивший православие на англиканство.

Своими корнями Чарльз принадлежит к Дому Романовых. Он - прапраправнук великой княжны Ольги Константиновны. Дед Чарльза, греческий принц Андрей, служил в Невском императорском полку с 1908 года. Знаменательно, что первая жена Чарльза, леди Диана, имела отношение к другой царской династии Руси – Рюриковичам. Кроме афонских монастырей Чарльз побывал в Соловецком монастыре.

Как известно, в среде российских монархистов существуют разногласия по поводу того, кто является истинным представителем Дома Романовых и претендентом на российский престол, не смотря на весьма призрачные шансы возврата России к монархии. И принц Чарльз, не смотря на отсутствие с его стороны публичных заявлений на эту тему, рассматривается весьма влиятельными монархистами в качестве возможного русского царя. Есть глухие слухи про возможные контакты Чарльза с участниками так называемого «Афонского братства» - неформальной группы высокопоставленных российских чиновников и предпринимателей, регулярно посещающих Святой Афон. Такая серьёзная вещь как престол, не терпит шума, гама и лишней публичности. Впрочем, шансы занять британский престол у Чарльза неизмеримо выше, чем российский. Хотя бы потому, что первый – реальность, второй – мечты.

В день памяти апостола , 13 декабря 2016 года, с частным визитом русский Успенский кафедральный собор Сурожской епархии в Лондоне посетил принц Уэльский Чарльз .

Представитель королевской династии Великобритании принял участие в праздничном молебне, посвященном 90-летию королевы Елизаветы II и 300-летию присутствия русского православия на Британских островах, сообщает сайт Сурожской епархии.

Богослужение возглавил глава епархии архиепископ Елисей , который в этот день также освятил колокольню Успенского кафедрального собора после реконструкции и звонницу для колоколов.

После молебна принц Чарльз осмотрел внутренне убранство собора, помолился у мощей преподобномученицы , а также ознакомился с исторической экспозицией, посвященной Великой княгине.

– Посещение наследным Принцем кафедрального собора епархии Русской Православной Церкви в Англии воспринимается нами как знак духовного желания, чтобы были восстановлены исторически теплые отношения двух народов, основанные на общих христианских истоках, по молитвам сотен православных британских святых, – отметил архиепископ Елисей.

В память о посещении Успенского собора владыка подарил королевской особе и фотографию колокола, изготовленного к 300-летию русского православия в Британии с изображением королевы Елизаветы II.

Читайте также: