Рецепты староверов по сбору и лечению травами. Какие методики использовали староверы для исцеления? Какие травы пили на Руси

  • Дата: 23.06.2020

Изумительный принцип самолечения некоторых славян-староверов, с которыми я (источник статьи указан в конце данной статьи) в своё время имел возможность пообщаться, поражает своей простотой и эффективностью одновременно.

Недаром простые конструкции являются наиболее прочными. Этот принцип содержит в себе всего три пункта. Если вы действительно хотите понять алгоритм и индивидуальность, то прошу включить всё своё внимание и вникнуть в написанное далее. Итак, начнём с предыстории.

Для начала внесу ясность в определение староверов как таковых. В данном контексте подразумеваются не старообрядцы, бежавшие от реформы Никона в XVII веке, а так называемые анимисты. Образно выражаясь, поклоняющиеся силам природы. Их образ жизни полностью зиждился на близости с окружающими явлениями и живностью. Даже перед тем, как срубить дерево, человек извинялся перед ним. Это может показаться странным современному обывателю, который не знаком с понятием «сила» (энергия) и не имеет представления про её течение и характер. Но это отдельная тема, требующая самостоятельного пояснения. Сейчас же просто попытайтесь понять особенность мышления человека того времени и его мотивы действий.

Теперь ближе к делу. Имея счастье пообщаться с лесорубом в возрасте, мне удалось выведать у него простой секрет лечения болезней. И заключается он в трёх шагах. Начнём по порядку и с описанием:

1. Анализ своих мыслей и действий. Первым делом они (староверы) напрягают память и вспоминают, где могли привлечь к себе негатив. То есть на кого-то плохо подумали, неискренне поступили. А может быть и такое, что просто поленились, чего делать в общине категорически не рекомендуется. Если описать пункт двумя словами, то выйдет «Бог наказал». И, если причина найдена, то захворавший извиняется перед теми, с кем нехорошо поступил, и заглаживает вину добрыми поступками. Этот мужчина рассказывал, что если болезнь имеет духовный характер, то чаще всего такого самоанализа вполне достаточно и через день-два человек отлично себя чувствует. Если не помогает, то болезнь имеет другой источник. Об этом следующий пункт.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ СТРАДАНИЯ, БОЛЕЗНИ, ДОЛГИ И ДРУГИЕ «НЕПРИЯТНЫЕ СИТУАЦИИ» В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?

ОСНОВНАЯ ГЛУБИННАЯ ПРИЧИНА ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ И СТАРЕНИЯ — ЭГО:

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ВСЕХ БОЛЕЗНЕЙ (подборка видео о психо-эмоциональных причинах болезней и универсальный, простой алгоритм исцеления от болезней):

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ (СИСТЕМА) РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ (со здоровьем, отношениями, деньгами и т.д.):

2. Пост и медитация. Если заболевший взял у природы что-либо лишнее, то болезнь, скорее всего, началась из-за этого. Более понятным словом для современного человека будет «чревоугодие». Этот пункт списка базируется на понимании того, что, взяв у природы что-либо сверх нужного, человек тем самым откровенно жадничает и растрачивает ресурсы (растения, животные, силы), тем самым нарушая естественный баланс. Тяжело это осознать тому, кто живёт в обществе потребления и не понимает, каким образом можно забрать что-то сверх меры, если больше – лучше. И, чтоб восстановить баланс взаимодействия силы личной и силы природной, прихворавший постится. Причём как в питании, так и в мыслях. При этом практикует медитацию. Да, медитируют не только на востоке, но об этом мало кто знает. Дело в том, что после погружения в себя, в сознание приходят мысли, которые ведут к выздоровлению. Это невозможно понять, можно только прочувствовать на себе.

Подробнее о пользе постов (голодания):

ПЕРВЫЙ НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ 2016 ГОДА — НА КЛЕТОЧНОМ УРОВНЕ ДОКАЗАЛ ПОЛЬЗУ ГОЛОДАНИЯ:

ФИЛЬМ «НАУКА ГОЛОДАНИЯ». ГОЛОДАНИЕ – ПРОСТОЙ, ЕСТЕСТВЕННЫЙ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬШИНСТВА ХРОНИЧЕСКИХ И «НЕИЗЛЕЧИМЫХ» ЗАБОЛЕВАНИЙ! О том, как голодание применяли в лечебных целях в СССР и как его сейчас успешно применяют в клиниках России и Западных стран:

КНИГА ПОЛЯ БРЭГГА «ЧУДО ГОЛОДАНИЯ»:

СУХОЕ ГОЛОДАНИЕ: ПАНАЦЕЯ 21 ВЕКА ИЛИ БЕССМЫСЛЕННАЯ ПЫТКА? 7 ГЛАВНЫХ БОНУСОВ СУХОГО ГОЛОДАНИЯ:

3. Лечение с вмешательством. Это завершающая стадия, когда требуется вмешательство извне. Но это не врачи и не таблетки. Травы, отвары, ягоды, лекарственные смеси из тех же природных составляющих. Туда же входят массажи, волнование, бани, целебные воды и прочее.

Вот более подробно о некоторых методах:

МАРВА ОГАНЯН: «СМЕРТЬ ИДЕТ ИЗ КИШЕЧНИКА…»:

ОКИСЛЕНИЕ КРОВИ ВЕДЕТ К ЗАБОЛЕВАНИЮ ОРГАНИЗМА! ПОЧЕМУ ЗАКИСЛЕНИЕ КРОВИ ЯВЛЯЕТСЯ УГРОЗОЙ ЗДОРОВЬЮ?

ВАЖНЕЙШАЯ СТАТЬЯ ПО ЗДОРОВЬЮ! НЕ ДАВАЙТЕ ЛИМФЕ ЗАСТАИВАТЬСЯ! ЗАСТОЙ ЛИМФЫ — ПРИЧИНА МНОГИХ БОЛЕЗНЕЙ! Очищение лимфы:

ИВАН ЧАЙ – НАСТОЯЩИЙ РУССКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) ЧАЙ! ИВАН-ЧАЙ – ЛЕКАРСТВО ОТ МНОГИХ НЕДУГОВ!

БАНЯ – ДРЕВНИЙ СЛАВЯНСКИЙ МЕТОД ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ОЧИЩЕНИЯ ТЕЛА!

МАССАЖ ЖИВОТА – ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ И ДОЛГОЛЕТИЮ, ОДИН ИЗ СЕКРЕТОВ ДОЛГОЛЕТИЯ СТАРОВЕРОВ! А ТАКЖЕ О ДРУГИХ ТРАДИЦИЯХ СТАРОВЕРОВ И УКЛАДЕ ЖИЗНИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ДОЛГОЛЕТИЮ:

БОЛЬШАЯ ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ «НАТУРАЛЬНЫЕ, ПРИРОДНЫЕ «ЛЕКАРСТВА» И МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ, ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА»:

И еще очень важная тема — здоровое, естественное питание.

КАК ГАРМОНИЧНО ПЕРЕЙТИ НА ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ (ВЕГЕТАРИАНСТВО, ВЕГАНСТВО, СЫРОЕДЕНИЕ) (пошаговая инструкция + рецепты + управление конфликтами):

Подробное описание также займёт не одну статью, поэтому вдаваться в подробности не вижу смысла.

Вот таким образом славяне-староверы и лечатся по сей день. Живут дружно, общинно. При этом долго, некоторые преодолевают рубеж в сто лет. Потому, что знают о вреде пересыщения и не бегут к сомнительным врачам за ещё более сомнительными лекарствами. Друг к другу относятся как к родным и ставят мораль превыше всего. Ибо здоровье начинается с головы.

ЗАПОВЕДИ 104-ЛЕТНЕГО МУДРЕЦА — КАК ЖИТЬ В ЗДРАВИИ И РАДОСТИ!

Мудрость долгожителей имеет неоценимую важность для тех, кто хочет прожить долгую жизнь.

За каждой мыслью стоит личный опыт, каждый вывод проверен времен.
Выдержки из книги «Многие лета. Благие лета. Заповеди 104-летнего мудреца Андрея Ворона для долгой и радостной жизни».

1. Научись видеть вокруг всё живое и радоваться всему – траве, дереву, птицам, животным, земле, небу. Всматривайся в них добрыми глазами и с внимательным сердцем – и откроются тебе такие знания, которые не найдешь в книгах. И увидишь в них себя – укрощенного и обновленного.

2. Возьми за обычай хоть по несколько минут во всякое время постоять босиком на земле. Давай телу землю, пока она сама не позвала его.

3. Ищи случай побыть у воды. Она снимет усталость, очистит мысли.

4. Пей чистую воду, где только можно, не дожидаясь жажды. Это первое лекарство. Куда меня судьба не вела, я прежде искал колодец, источник. Не пей сладкой и соленой (минеральной) вод из бутылок. Первая разъесть печень, вторая замурует сосуды.

5. Ежедневно на твоем столе должны быть овощи. Питательные те овощи, которые согреты и наполнены солнцем. На первом месте – свекла, нет на земле лучшей пищи. Затем – фасоль, тыква, ягода, морковь, томаты, перец, шпинат, салат, яблоки, виноград, сливы.

6. Мясо, лучше не есть. Есть чужую боль — на себя ее перенимать. Да и не хищники мы.

7. Плохая еда – колбаса, жареный картофель, печенье, сладости, консервы, маринады. Моя еда – это крупы, фасоль, зелень. Хищник наелся мяса – едва ползет, ленивый. А конь от овса весь день воз тянет. Саранча питается травой от того силы имеет летать.

8. Есть лучше по горстке, но часто. Чтобы меньше есть, пью много воды и компотов, ем грубую пищу и сырые овощи. С вечера четверга до вечера пятницы ничего не ем, только пью воду.

9. Пост – крупнейшая благодать. Ничто не укрепляет и не молодит меня так, как пост. Кости становятся легкими, как у птицы. А сердце веселое, как у парня. С каждым крупным постом я молодею на несколько лет.

10. Солнце всходит и заходит – для тебя. Работа спорится после восхода солнца. Привыкнешь к этому и будешь крепок телом и здоровый духом. А мозг лучше отдыхает и светлеет в вечернем сне. Так поступают монахи и воины. И имеют силу служить.

11. Хорошо среди дня вздремнуть полчаса навзничь, чтобы кровь освежила голову и лицо. Плохо спать после еды, потому что тогда кровь становится густая и жир оседает на сосудах.

12. Меньше сиди, но спи вдоволь.

13. Старайся больше быть под открытым небом. Приучи себя жить в прохладном помещении. Достаточно, чтобы ноги и руки были в тепле, зато голова – в прохладе. Тело чахнет и стареет от тепла. В Уссурийске лесах я знал старого китайца, который всегда ходил в ватной одежде, зато в хижине почти никогда не топил.

14. Слабое, мерзлявое тело укрепляй травами. Горстку трав, ягод, листьев, веток смородины, малины, земляники запаривай кипятком и пей целый день. Зимой от этого большую пользу получишь.

15. Не забывайте об орехах. Орех похож на мозг наш. В нем сила для мозга. Хорошо ежедневно употреблять чайную ложку орехового масла.

16. С людьми будь добр и внимателен. У каждого из них, даже пустого, можно чему нибудь научиться. Не делай из людей себе ни врагов, ни друзей. И тогда не получишь от них хлопот.

17. То, что тебе предназначено, будет дано. Только научись смиренно ждать. То, что тебе не надлежит иметь, и ждать не следует. Пусть душа будет легкой.

18. Не верь в предрассудки, звездочётам, не прибегай к ворожбе. Держи душу и сердце в чистоте.

19. Когда на душе плохо, надо много ходить. Лучше полем, лесом, над водой. Вода понесет твою грусть. Но помни: лучшее лекарство для тела и души – пост, молитва и физическая работа.

20. Больше двигайся. Камень который катится, мхом НЕ обрастает. Хлопоты нас держат на земле. Не уклоняйся от них, но и не дай им на собой господствовать. Никогда не бойся начинать изучать новое дело – обновишься сам.

21. Я никогда не был на курорте, ни воскресенье не пролежал. Мой отдых – это смена занятий. Нервы отдыхают, когда трудятся руки. Тело набирается сил, когда работает голова.

22. Не проси мало. Проси велико. И получишь более малого.

23. Не хитри со всего извлекать выгоду, а старайся, чтобы самому быть полезным. Лоза, которая не родит, скоро усыхает.

24. Не будь зубоскалом и пересмешником, но будь веселым.

25. Не переедайте! Голодный зверь хитрее и проворнее сытого человека. С горстью фиников и кружкой вина римские легионеры бежали в полной амуниции 20 километров, врезались во вражеские ряды и сражались полдня без передышки … А от пресыщение и разврата патрициев римская империя пала.

26. После ужина я еще полчаса прогуливаюсь по саду.

27. Когда принимаете пищу, не запивайте её. Не пейте ни до, ни после еды.

28. Чтобы не ходить с ребенком по больницам и аптекам, отдайте его в руки Природы. С малых лет научите ступать по земле босиком. Это сильнейшая закалка. Обгорел ребенок на солнце – это пойдет на пользу, укусила оса или муравей – тоже хорошо, ужалился крапивой, искупался в прохладной воде, поцарапался колючкой, съел падалицу в саду – значит, закалился от недугов, стал крепче телом, сильнее духом.

29. Когда режете овощи ножом, они частично теряют земную силу. Лучше их есть и варить целыми. Лук вдвое полезнее, если его раздавить руками или деревянной дощечкой.

30. Не обязательно пить магазинный чай. Для меня лучшая заварка – из молодых веточек груши. Такой чай очень ароматный и лечебный. Выводит соли и лишнюю воду, снимает боли и воспаление суставов. А кофе, чай, сладкие напитки, пиво подтачивают сердце.

31. Если вы устали, появилась слабость, болезненность, просто дайте организму отдохнуть. Пусть проще станет ваше питания. Для этого нужно есть какое-то одно блюдо в течение дня. На следующий день – другое блюдо. И так хотя бы неделю-другую.

32. Хотите долго оставаться молодым и долго жить? Раз в неделю устраивайте себе орехово-яблочный день. Утром приготовьте 8 яблок и 8 орехов. Примерно каждые 2:00 съедайте по одному яблоку и ореху. Чтобы в течение дня желудок был занят.

33. Когда почувствуете, что организм быстро устает, что вас всё раздражает, работа, как говорится, из рук валится – это значит: надо принимать морковь два-три раза в день. Так восстановите силы.

34. Горячие блюда готовлю только на 1-2 раза. Пища должна быть свежей.

35. Чтобы не было простуды, не мойтесь горячей водой, ешьте каждый день орехи и чеснок, ходите босиком по насыпанной на полу кукурузе и много спите.

36. Когда приходит сезон ягод, можете отказывать себе в любой еде, только не в ягодах. Ежедневно съедайте хотя бы чашку. Если звезды – это глаза неба, ягоды-это глаза земли. Нет среди них главных и не главных. Каждая насытит вас силой и здоровьем – от черешни до арбуза.

37. Лелейте в себе внутреннее чувство радости и очарования жизнью.

38. Находите время для молчания, для успокоения, для душевной беседы с собой.

39. Что хорошо, а что плохо – пусть подсказывает вам сердце, а не человеческая молва.

40. Не переживайте о том, кто что думает и говорит о вас. Будьте сами себе судьей в чистоте и достоинстве.

41. Не сердитесь на людей. Не судите их. Каждый прощеный вами человек добавит вам любви к самому себе.

42. Если ваше сердце переполнено любовью, в нем нет места страху.

43. НЕ соревнуйтесь ни в чём ни с кем. Каждому своё. Лучше уступать.

44. Бедный не тот, у кого мало, а тот, кому мало.

45. Никогда не бейте детей и не кричите на них. Иначе из них вырастут рабы.

46. Не спорьте. У каждого своя правда и своя обида.

47. Не поучайте людей, как им жить, что делать. Я никогда не поучаю, только советую, когда просят совета.

48. Не считай себя самым умным и самым порядочным, лучше чем другие.

49. Не старайся быть примером другим. Ищи пример поблизости.

50. Целебная сила – здоровый сон. Но его ежедневно нужно заработать какой-то работой, усилиями.

Изумительный принцип самолечения некоторых славян-староверов, с которыми я в своё время имел возможность пообщаться, поражает своей простотой и эффективностью одновременно.

Недаром простые конструкции являются наиболее прочными. Этот принцип содержит в себе всего три пункта. Если вы действительно хотите понять алгоритм и индивидуальность, то прошу включить всё своё внимание и вникнуть в написанное далее. Итак, начнём с предыстории.

Для начала внесу ясность в определение староверов как таковых. В данном контексте подразумеваются не старообрядцы, бежавшие от реформы Никона в XVII веке, а так называемые анимисты. Образно выражаясь, поклоняющиеся силам природы. Их образ жизни полностью зиждился на близости с окружающими явлениями и живностью. Даже перед тем, как срубить дерево, человек извинялся перед ним. Это может показаться странным современному обывателю, который не знаком с понятием «сила» (энергия) и не имеет представления про её течение и характер. Но это отдельная тема, требующая самостоятельного пояснения. Сейчас же просто попытайтесь понять особенность мышления человека того времени и его мотивы действий.

Теперь ближе к делу. Имея счастье пообщаться с лесорубом в возрасте, мне удалось выведать у него простой секрет лечения болезней. И заключается он в трёх шагах. Начнём по порядку и с описанием:

Анализ своих мыслей и действий. Первым делом они (староверы) напрягают память и вспоминают, где могли привлечь к себе негатив. То есть на кого-то плохо подумали, неискренне поступили. А может быть и такое, что просто поленились, чего делать в общине категорически не рекомендуется. Если описать пункт двумя словами, то выйдет «Бог наказал». И, если причина найдена, то захворавший извиняется перед теми, с кем нехорошо поступил, и заглаживает вину добрыми поступками. Этот мужчина рассказывал, что если болезнь имеет духовный характер, то чаще всего такого самоанализа вполне достаточно и через день-два человек отлично себя чувствует. Если не помогает, то болезнь имеет другой источник. Об этом следующий пункт.

Пост и медитация. Если заболевший взял у природы что-либо лишнее, то болезнь, скорее всего, началась из-за этого. Более понятным словом для современного человека будет «чревоугодие». Этот пункт списка базируется на понимании того, что, взяв у природы что-либо сверх нужного, человек тем самым откровенно жадничает и растрачивает ресурсы (растения, животные, силы), тем самым нарушая естественный баланс. Тяжело это осознать тому, кто живёт в обществе потребления и не понимает, каким образом можно забрать что-то сверх меры, если больше - лучше. И, чтоб восстановить баланс взаимодействия силы личной и силы природной, прихворавший постится. Причём как в питании, так и в мыслях. При этом практикует медитацию. Да, медитируют не только на востоке, но об этом мало кто знает. Дело в том, что после погружения в себя, в сознание приходят мысли, которые ведут к выздоровлению. Это невозможно понять, можно только прочувствовать на себе.

Лечение с вмешательством. Это завершающая стадия, когда требуется вмешательство извне. Но это не врачи и не таблетки. Травы, отвары, ягоды, лекарственные смеси из тех же природных составляющих. Туда же входят массажи, волнование, бани, целебные воды и прочее. Подробное описание также займёт не одну статью, поэтому вдаваться в подробности не вижу смысла.

Вот таким образом славяне-староверы и лечатся по сей день. Живут дружно, общинно. При этом долго, некоторые преодолевают рубеж в сто лет. Потому, что знают о вреде пересыщения и не бегут к сомнительным врачам за ещё более сомнительными лекарствами. Друг к другу относятся как к родным и ставят мораль превыше всего. Ибо здоровье начинается с головы.


Республика Бурятия
Мухоршибирский район
село Никольск, улица Ленина 14а
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
автор ученица 10 класса
Варфоломеева Анастасия Александровна
руководитель работы учитель информатики
Варфоломеева Елена Александровна

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ТРАДИЦИИ ТРАВОЛЕЧЕНИЯ У СЕМЕЙСКИХ»

«Нет такого растения,
которое не являлось бы лекарственным.
Нет такой болезни,
которую нельзя было бы вылечить растением»
Восточная мудрость.

I. Введение.
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново или переосмысливаем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается мы знаем поверхностно. Всё это не просто любопытно. Знание истоков отечественных традиций, нравов, обычаев, устоев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты в истории страны.
Современный человек всё дальше и дальше отходит от природы. Пользуясь достижениями техники, химии, физики – мы перестаём активно двигаться, переходим на искусственное питание, дышим загрязнённым воздухом, пьём не качественную воду – мы не замечаем как разрушается наше здоровье. И наступает такой момент, когда мы оказываемся перед выбором, чем же нам лечиться, что использовать для профилактики – современные препараты или обратиться к проверенным «бабушкиным рецептам».
Тема моего исследования выбрана не случайно. Я, как и большинство моих сверстников лечу простудные заболевания лекарственными препаратами синтетического происхождения. Это очень удобно: положил, запил, сглотнул и всё, и лечебный эффект наступает быстро. От своей мамы, бабушки, из средств массовой информации я конечно уже знала, что существует такое понятие как «народная медицина». Заранее хочу оговориться, что моя прабабушка родом из Бичуры, а её прапрабабушка была потомком семьи Слепнёвых сосланных в Сибирь с треьтьи потоком переселенцев из Польши. Так что я вполне могу считать себя потомком семьи старообрядцев. И у меня возникло ряд вопросов на которые я хотела бы получить ответ:
- Кто у семейских выполнял функцию фармацевта, то есть собирал травы, готовил лекарственные
формы?
- Кто выполнял роль доктора, назначающего те или иные лекарственные средства при данном
заболевании?
- Какие лекарственные формы использовали наши предки (и з Интернета я узнала, что первая
таблетка - как лекарственная форма была изобретена в Англии в 1843 г. Уильямом Брокдоном)?
- Почему среди молодёжи не популярно использование «бабушкиных рецептов», хотя известно, что
препараты, изготовленные из растительного сырья считаются безопасными, экологически
чистыми и дешёвыми по сравнению с синтетическими препаратами

Актуальность
На современном этапе развития общества, ввиду резкого увеличения стоимости лекарственных препаратов, появления огромного количества подделок, увеличения случаев непереносимости отдельных компонентов синтетических лекарств и огромного списка побочных эффектов в аннотации к препарату, всё чаще мы обращаем свои взоры к методам народной медицины. Наблюдается всё более широкое использование этих методов в практическом здравоохранении. Но при этом каждый из нас должен знать, какую траву нужно пить, при каком заболевании и точно знать дозировку, ведь даже не правильно приготовленный настой может нанести вред здоровью.

Цель исследования:
1) Изучить традиции лечения старообрядцев таких распространённых заболеваний как:
o простудные;
o заболевания почек:
o заболевания суставов.
2) Выявить причины малой популярности использования «бабушкиных рецептов» среди моих сверстников.

Объект исследования: традиции траволечения у семейских.
Предмет исследования: старожилы села, учащиеся 9-11 классов.
Сроки исследования: сентябрь - октябрь 2012 года
Задачи исследования:
o Изучить литературу по данной теме;
o Побеседовать со старожилами нашего села о способах и методах лечения у семейских;
o Провести социологический опрос и выяснить, как относятся мои сверстники к народной медицине;
o На основе полученных результатов сделать выводы;
o Результаты исследования разместить на сменном стенде «Уголок здоровья».

Методы исследования:
o Изучение литературы;
o Социологический опрос;
o Беседа;
o Статистическая обработка результатов;
o Построение диаграмм.

II. Основная часть
Изучив и проанализировав следующую литературу:
- А.М.Селищев «Забайкальские старообрядцы. Семейские» ;
- В.П.Гирченко «Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев – семейских» ;
- А.М.Леонов «Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев»
- Ф.Ф. Болонев « Семейские. Историко-этнографические очерки» .
А так же просмотрев ряд материалов на сайте «Семейские. Староверы Забайкалья» www.semeyskie.ru, я выделила ряд особенностей врачевания у семейских:
o Все способы лечения, применяемые старообрядцами можно условно разделить на рациональные и иррациональные. Иррациональное лечение – это лечение испуга («выливание на воске»), сглаза (наговор на воду), зубной боли (заговаривание), грыжи (чтение молитвы и процедура «загрызания». Рациональное лечение было построено на народном опыте, наблюдениях. Врачеванием занимались только женщины старше 50 лет, имеющие большой опыт в обращении с травами и животными препаратами и по уходу за детьми.
o Среди применяемых средств во врачевании старообрядцев первое место отдавалось использованию трав. Это подтверждается исследованиями А.М.Леонова «Зависимость от природы заставляла человека изучать окружающий мир, примечать его мельчайшие особенности и приметы. Поклоняясь природе, семейские заботились о её чистоте и плодородии. Природа отвечала ему взаимностью. Её богатства растительного мира - травы и коренья охраняли здоровье семейского. Старообрядцы лечатся исключительно растительными средствами: по их понятиям, травы и коренья указаны самим Богом…».
o Старообрядцы не пользовались услугами земских докторов, обращение к ним считалось большим грехом. Фирс Болонев в своих этнографических очерках писал «…. Старообрядцы весьма неохотно пользовались услугами традиционной медицины. Правильней будет сказать, что они практически ими не пользовались, считая большим грехом обращение к врачу. Чувствуя недомогание или хворь, семейский не спешил к врачу, а обращал своё внимание на природу, с её травами, кореньями, целебными источниками.»
Следующим моим шагом была встреча со старожилами нашего села. Первая встреча была с основателями школьного историко-краеведческого музея, хранителями богатейших исторических фактов Бодровым Сергеем Ивлиевичем и Полиной Алексеевной. Сергей Ивлиевич (1931 года рождения) подтвердил факт, что староверы не обращались к земским докторам и не одобряли прививки и микстуры. « Я на себе испытал этот факт, сам переболел оспой, хотя в тот период уже была прививка против неё. Но мои родители наотрез отказались её делать, сказав, что «… это бесовские дела, что этот укол нарушит мою душу, разрушит моё тело». «Что касается лечения, особенно простуды, то я хорошо помню, что мама лечила нас с помощью молока и животных жиров. Молоко нагревали, затем туда добавляли внутренний свиной жир или коровье масло. Так же добавляли чеснок или анис.» - рассказал Сергей Ивлиевич. Из рассказа Полины Алексеевны (1939 года рождения): «От мамы я знаю, что семейские для лечения заготавливали следующие травы: подорожник, пижму, тысячелистник, мяту, зверобой, валериану, кровохлёбку. Листья берёзы, брусники, толокнянки. Сосновые и берёзовые почки, плоды черёмухи, рябины, шиповника, боярышника и многое другое. Некоторые рецепты были утеряны, ввиду того, что отдельные растения имели местные названия и они не были идентифицированы с определителем растений. Я помню, что для лечения зубной, головной боли, заболеваний горла мама использовала листья «черногрива», внешне они чем-то похожи на листья багульника, но крупнее и имеют другой окрас. Я искала это растение во всех справочниках лекарственных растений, но с подобным названием растения так и не нашла. Позднее, учась в БГПИ и проходя практику, я всё таки нашла это растение. Им оказался багульник золотистый, его среда обитания Алтай и Саяны.» Меня заинтересовало это растение и я поискала в Интернете используется ли данное растение для производства лекарственных препаратов в настоящий момент. Оказывается выпуск препаратов на основе данного растения запрещён в России ввиду его высокой токсичности.
Так же я встретилась с Калашниковой Галиной Ивановной (1949 года рождения), её мама занималась траволечением и лечением от испуга, от сглаза. И как говорит Галина Ивановна «часть знаний мама мне передала, как когда-то ей их передала её мать. Мама моя использовала травы для лечения в виде настоек, отваров, мазей и порошков. Настойки мама готовила из нежных частей растения на спирту: листья, цветы, соцветия, а отвары – из грубых – корней и коры. Я сама помогала маме толочь в деревянных ступках траву до состояния муки. Вместе с мамой изготовляли мази, основой которых служил свиной внутренний жир или несоленое сливочное масло, вазелин.
Варфоломеева Агафья Агаповна (1940 года рождения) вспоминает: « мы же совсем шпаной в лес ходили, траву собирали, бабушка моя мне показывала какая трава, что лечит, рассказывала когда каждую травку собирать надо, как сушить и как правильно готовить. Часть я уже и не помню, столько времени прошло, но вот деду моему бабка от желудка давала отвары пижмы, ромашки, подорожника. Кашель, помню лечили – малиной, багульник заваривали, чабрец. Суставы лечили спиртовой настойкой – мухомора, только аккуратно с ним надо, главное не переборщить, а ещё редькой натирали. Для лечения почек отвары делали – брусники, толокнянки, морковный чай пили. Раны и ожоги заживляли подорожником, ромашкой».
Калашникова Ахимья Моисеевна (1927 года рождения) рассказала: «… а ещё простуду лечили теплом. Ингаляции делали – дышали парами только, что сваренной картошки. Простуду, ревматизм, радикулит в бане лечили – веником. От каждой болезни – свой веник. Берёзовым веников лечили бронхи и почки, еловым – суставы, можжевельниковым – радикулит, ревматизм, крапивным - различные кожные заболевания.»

Следующим моим шагом было проведение социологического опроса. Мною была составлена анкета из 5 вопросов, в опросе приняли участие 22 учащихся 9-11 классов. Вопросы были следующие:
1. Как часто вы болеете?
2. Какими препаратами вы предпочитаете лечиться синтетическими или «бабушкиными рецептами»?
3. Можете ли вы указать какие растения из предложенных используются для лечения простудных заболеваний, заболеваний почек?
4. Почему вы отдаёте предпочтение лечению таблетками или травами (в зависимости от ответа на 2 вопрос)?
Я получили следующие результаты:
Диаграмма 1 «По состоянию здоровья»

С этой диаграммой я подошла к работнику ФАПа Григорьевой О.И. и попросила её уточнить какими заболеваниями болеют опрошенные, она дала такие данные: из 15 часто болеющих 10- это простудные заболевания, 3 заболевания почек и 2 прочие.

Диаграмма 2 «О способах лечения»

Диаграмма 3 «Знание трав для лечения заболеваний»

Диаграмма 4 «Обоснование использования препаратов»

III. Заключение
Исходя из результатов исследований, я пришла к следующим выводам:
o Все способы лечения применяемые семейскими можно условно разделить на рациональные и иррациональные. Рациональное лечение – это траволечение, лечение построенное на народном опыте, наблюдениях нескольких поколений. Травы использовались для приготовления настоек, мазей, отваров, порошков. Кроме трав лечились воздействием тепла;
o Лечением занимались женщины старше 50 лет, имеющие большой опыт в обращении с травами и животными препаратами и по уходу за детьми. Секретами приготовления порошков, настоев нельзя было ни с кем делиться, опыт передавался от матери к дочери;
o Старообрядцы всегда с уважением, поклонением относились к природе. За что природа давала ему всё необходимое для здоровой жизни, «врачевала и охраняла здоровье землепашца и труженика »;
o Результаты социологического опроса показали, что несмотря на увеличение стоимости лекарственных препаратов, появления огромного количества подделок, возрастания случаев непереносимости отдельных компонентов препаратов при выборе предпочтение отдаётся всё-таки синтетическим лекарствам. Это связано с тем, что лечебный эффект наступает быстрее, препараты выпускаются в удобной форме, просты в применении. Причинами низкой популярности «бабушкиных рецептов» среди молодёжи является не достаточная осведомлённость их о травах. Нехватка времени для приготовления готовых лекарственных форм и маленький срок хранения отваров.
Итак, на протяжении веков единственным и надежным способом лечения старообрядцев было лечение травами, теплом, молитвой. Или как писал А.М.Селищев «… староверов лечило всё, что росло из земли: травы, коренья, деревья. И даже их собственная вера.»
С результатами своего исследования я выступила перед моими сверстниками, разместила результаты социологического опроса в школьном уголке здоровья. Отзывы моих сверстников были только положительные, учителя так же заинтересовались проведённым исследованием. Ведь изучение траволечения у семейских – это огромное поле для деятельности.

Список литературы:

1) А.М.Селищев «Забайкальские старообрядцы. Семейские», » Издательство Гос. Иркутского
Университета. – город Иркутск: Паровая тип. Общества потребителей "Сибирское Книжное Дело", 1920. - 81 с. ; 7 л. ил. ; на сайте Библиотека религиоведения и русской религиозной философии;
2) В.П.Гирченко «Из истории переселения в Прибайкалье старообрядцев – семейских», Верхнеудинск, 1921 год на сайте Русская географическая библиотека > Этнография и антропология;
3) А.М.Леонов «Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев», работа опубликована на сайте: http://www.predistoria.org
4) Ф.Ф. Болонев « Семейские. Историко-этнографические очерки», » Улан-Удэ Бурятское книжное издательство 1985 143 с. 21 см
5) материалы на сайте «Семейские. Староверы Забайкалья» www.semeyskie.ru,

Пожалуй, даже тот, кто никогда не интересовался бытом и кухней старообрядцев, хоть одну их кулинарную традицию с ходу назовет - пить чай из самовара. Впрочем, в деревню Вишневец Шарковщинского района к хозяюшкам из любительского клуба староверской игры, кухни и обрядов «Староверские стряпухи» корреспонденты «СБ» ехали отнюдь не чаи гонять. И не за рецептами гульбишников, сканцев и гулен - блюд, которые у здешних «московцев» считались коронными. Даже не за рассказами о том, что каждый из них пользовался исключительно своей посудой, а гостям выдавали прозванную «поганой» кружку. Проявив любопытство, мы быстро пролистали самые зачитанные страницы местных поваренных записей и остановились на самых настоящих сокровищах, от которых в итоге слюнки текли. Хотя, признаемся честно, за стол в обычную сельскую хату за очередными пятью рецептами шли с некоей настороженностью. Виданное ли, сомневались, дело, что блины можно жарить с припеком из квашеной капусты, а в холодец добавлять фасоль? «Но так делали в старину, - успокаивает нас эксперт белорусской кухни Елена Микульчик. - То, что эта кухня абсолютно не похожа на традиционную белорусскую, - результат того, что староверы жили обособленно, можно даже сказать, замкнуто. На хуторах, отдельной общиной, а мужей и жен находили исключительно среди своих же. И так было буквально до последнего времени - вот рецепты и оказались «законсервированными», не успели ассимилироваться».

Староверские стряпухи - Людмила Ананич, Нина Плотникова, Мария Закревская, Алла Коваленок и их «поваренок» Влад Плотников.

1. Закиданики

В Витебской области застолье без клецок традиционным не считается. При этом особенности их приготовления в каждом районе разные. Скажем, здесь, в шарковщинских краях, эти начиненные свининой картофельные комочки не только отварят, еще ко всему прочему и обжарят. Но даже такая обычная на первый взгляд еда для староверов была чуть ли не деликатесом. Попробуй, говорит руководитель клуба Людмила Ананич, изучившая жизнь старообрядцев «от» и «до», напасись мяса, когда голодных ртов в семье - не один и даже не пять, а по пятнадцать, а то и двадцать. Контрацепция ведь была под запретом.


Альтернатива - клецки «ленивые». Либо, как называют их староверы, в кухне которых каждое блюдо имеет говорящее название, - закиданики. Берем ручки и записываем рецепт:

Полкилограмма тертого и отжатого картофеля - «дранки» (а для местных именно она была основой основ, ведь картошка в этих краях растет лучше, чем жито) - смешиваем с четырьмя–пятью истолченными вареными «бульбинами». Вбиваем два яйца, сыплем жменю муки, соль. Мясо перекручиваем через крупную «сетку». Таким образом можно сэкономить на фарше. Размешиваем и лепим небольшие клецки. По одной (иначе слипнутся) с разницей в пару минут бросаем их в кипящую воду. Варим на большом огне около получаса. Откидываем на дуршлаг, даем стечь юшке. А затем, чтобы обсохли, в течение нескольких минут обжариваем с морковью и салом.

Весьма вкусно, но обычные клецки «с душами» выглядят эстетичнее.

Староверы не уделяют никакого внимания внешним эффектам. Красота - это самое последнее, о чем они будут думать, гораздо важнее для них практичность, - объясняет Елена Микульчик.

2. Бобовые котлеты


Еще одна особенность быта старообрядцев - строгое, даже, можно сказать, фанатичное соблюдение всех постов. Календари не дадут соврать: едва ли не полгода им запрещено есть мясо, курицу, рыбу, молоко, яйца (список можно продолжить). Никаких послаблений не давали даже малышам. Как восстанавливать и накапливать силы? Сытными на нашем огороде всегда считались бобовые: непосредственно боб, горох, фасоль. И именно они служили для каждой хозяйки тем самым универсальным ингредиентом для всего. Фасоль (вместе с луком и морковью) староверы добавляли в пшенную и перловую каши, даже рецепт холодца с ней знают. «Если поедите боб с утра - потом только пить хотеть будете», - приговаривает 69–летняя жительница деревни Подборок Алла Коваленок, в то время как Людмила Ананич дает нам мастер–класс по приготовлению бобовых котлет:

Боб перед вашим приездом мок в течение двух дней. Затем как минимум час я варила его в соленой воде. Как только вздулся - плиту выключила. Почистила. 300 граммов перекрутила на мясорубке вместе с 300 граммами вымоченного ржаного хлеба и четырьмя большими луковицами. Лук дает своеобразный привкус и убирает из боба жесткость. Влила яйцо, можно два. Обваляла котлеты в муке и панировочных сухарях. Зажарила (обязательно на масле, но ни в коем случае не на жиру, боб его впитает в считаные мгновения) на большом огне до появления корочки, перевернув с одного бока на другой раза три–четыре. Это заняло еще около 20 минут.

Елена Микульчик обращает внимание: наличие бобовых в кухне староверов - тот самый маркер, который говорит о ее древности. Напоминает выражение «давным–давно, еще при царе Горохе», а параллельно вздыхает: боб из рациона большинства белорусов, увы, уже вышел. «Наверное, потому, что готовить его долго и утомительно, с ним очень много возни: пока налущишь, пока вымочишь, пока выпаришь...» - заключает она.

3. Оладьи из квашеной капусты


Нет, пожалуй, более доступного, практичного и полезного овоща, чем богатая витамином С капуста. Есть только, замечает Елена Микульчик, небольшая загвоздка: одной капустой не наешься. Подсказка - смешать ее с тестом или картофельной дранкой. И тем самым придать блюду сытности.

Люди жили бедно, - проводит экскурс в прошлое «староверская стряпуха» Людмила Ананич. - Но капусту при этом квасили все. Хранилась долго, в пост - не запрещалась. Только была кисловатой. Чтобы ее «подсластить», капусту можно было промыть или же «накропать» ею оладьи - то есть использовать в качестве припека. Капусту для этого рубим, вливаем два яйца, добавляем чуть–чуть простокваши или сыворотки, иначе блин не выйдет пышным, сыплем соду, муку, по вкусу - соль. Жарим на подсолнечном масле. Сначала - на плите. А затем, чтобы капуста подтушилась, на 20 минут ставим в разогретую до 150 градусов духовку. Только не забудьте накрыть сковороду крышкой!

Еще один оригинальный рецепт рассказывает бабушка Алла Коваленок. Кочан свежей капусты целиком кидали в печь (она, к слову, до сих пор является основным атрибутом быта староверов), затем снимали лист за листом, каждый солили и обливали постным маслом.

4. Кулага


Как именно ритуальное, даже языческое блюдо под названием кулага (этот своеобразный густой кисель готовили исключительно на Купалье и подавали в качестве приношения) могло прорваться через жесткие религиозные заслоны и попасть в кухню старообрядцев - первый вопрос, который крутится у меня на языке. «Но ведь появилось оно еще до христианского периода и уж тем более до того, как произошел раскол православной церкви, - объясняет нам Елена Микульчик. - Поэтому не стоит удивляться, что в той или иной форме такой кисель готовят все славяне, и в этих краях тоже». У Людмилы Ананич, к слову, есть еще одно объяснение: пусть староверы не признавали колядовщиков, не знали обычаев вроде сватовства (невест у них крали), развлекаться молодежи хоть как–то надо было.

На Купалу оживают все «нячысцiкi». Чтобы их от себя отвернуть, есть кулагу нужно до полуночи, перед тем как идти искать «папараць–кветку». В составе этого блюда только лесные ягоды - черника, малина, земляника, - перечисляет Людмила Анатольевна. - Обязательно цельные, не перетертые. Пропорции (их, впрочем, можно не соблюдать, они на любителя) следующие: на два стакана ягод - стакан воды. Довести до кипения. Заколотить еще одним стаканом воды, разбавленной столовой ложкой ржаной муки. Перемешать. Добавить две ложки меда и оставить покипеть еще минут на десять.


5. Крахомолка

Описать этот исконно старообрядческий десерт можно двумя простыми словами. Крахомолка - это «белорусская панакота». Если же кто–то не владеет современной кулинарной терминологией - нечто напоминающее затирку, но на основе крахмала (потому и крахомолка). Правда, более нежная и без комочков. Подавали ее, колдует над приготовлением Елена Микульчик (делается блюдо, кстати, быстрее быстрого), как соленой, так и сладкой. Варили как деткам, еще не умеющим есть жесткую пищу, так и старикам, которые уже не могут жевать. Осовремененный вариант - крахомолку можно заморозить. Выйдет восхитительное мороженое.

Состав: четыре желтка, полстакана сахара, 200 миллилитров 20–процентных сливок, 600 - молока, 80 граммов картофельного крахмала, щепотка ванили. Технология приготовления: смешиваем все до однородной массы, на небольшом огне, постоянно помешивая, прогреваем до загустения (это, засекает Елена Микульчик, вопрос трех–пяти минут). Раскладываем в силиконовые формочки и на 30 - 40 минут ставим в морозильник.

Если же готовить соленый вариант, то сахара не нужно добавлять вовсе, а крахмала взять немногим меньше указанного, - советует эксперт белорусской кухни.

Фото Виталия Пивоварчика, Александра СТАДУБА.

В любом возрасте жизнь мужчины может омрачить страшная беда, которую медики называют эректильная дисфункция. Она сваливается как гром с ясного неба, когда в ожидании приятных ощущений от предстоящего оргазма, радости от интимной близости вдруг происходит осечка.

Какое-то объяснение можно найти, если возраст мужчины перешел за 50 - 60 лет, а если ему только 30 - 40? И даже в этом случае впадать в отчаяние не стоит, как и казнить себя за то, что не получилось то, что так хотелось и раньше моглось.

Помочь себе можно, пройдя курс лечения с использованием травяного сбора сибирских староверов № 1 для усиления потенции и увеличения либидо.

Чем чревато для современного мужчины снижение потенции?

Много лет назад проблемы снижения потенции связывали только с возрастом. Да и не о 50-летних мужчинах говорили в таких случаях, а о пожилых людях, чей возраст перебрался далеко за 60. Совсем иную окраску приобрела эта болезнь сегодня. Эректильная дисфункция встречается у тех, кому всего 30 - 40 лет, а порой о ней знают и юноши, которым всего 20 - 25. Болезнь можно коротко охарактеризовать так: верхи очень хотят, а низы ничего не могут, то есть в мозгу возникает желание, а половой член не готов приступить к осуществлению задуманного. Вот такой страшный парадокс! Мужчины, вы готовы к такому повороту в своей жизни, когда любимая женщина есть, половой член тоже на месте, а близости не получается? Вряд ли… Тогда пора задуматься, как себе помочь.

Так как появляется эректильная дисфункция (или попросту импотенция) практически в любом возрасте, то не стоит связывать возникшие половые расстройства с возрастными особенностями.

Сегодня причиной полового бессилия становятся совсем иные причины :


Снижение потенции ведет не только к нарушению сексуальных отношений с партнершей.

Порой это приводит к более серьезным последствиям :

  • распад семьи;
  • снижение самооценки;
  • ухудшение эмоционального состояния и общего здоровья;
  • пристрастие к алкоголю;
  • суициды на нервной почве.

По какой бы причине не возникла эректильная дисфункция с ней можно и нужно бороться каждому. И поможет в этом замечательное натуральное средство, которое создано на основе трав. Это сбор сибирских староверов № 1. Вы еще о нем не слышали? А многие с его помощью уже изменили свою жизнь.

Как действует сбор трав сибирских староверов для усиления потенции

Много замечательных средств для усиления мужского либидо и повышения потенции выпускает современная промышленность, но все больше мужчин обращают внимание на препараты, приготовленные из растительного сырья по старинным рецептам. И причина здесь не только в том, что цена на сбор трав сибирских староверов невысокая по сравнению с разрекламированной Виагрой или Сиалисом. Действие травяного комплекса проверено клинически. Этот сбор оценили тысячи мужчин, которые вновь обрели силу и чувствуют радость от секса. Это средство считают спасением и женщины, так как они тоже радуются здоровью своих партнеров и чувствуют себя любимыми и удовлетворенными.

Рецепт сибирских староверов появился около 800 лет назад. Еще в древности мудрые святые старцы обратили внимание на травы, которые благотворно влияют на мужскую силу. Растения, взятые для сбора, хорошо действуют на кровеносную систему, стимулируя прилив крови к половым органом. В результате улучшается потенция, появляется сила и уверенность в своих действиях. Кроме того растения комплексно воздействуют и на другие органы и системы, оздоравливая весь организм и борясь с причинами заболевания:

  • нормализуются обменные процессы и выработка гормонов;
  • повышается сексуальное влечение к партнерше, потому что некоторые растения являются природными афродизиаками;
  • увеличивается выработка главного мужского гормона - тестостерона;
  • повышается иммунитет, что формирует защитную реакцию против инфекций;
  • организм очищается от токсинов и шлаков;
  • успокаивается нервная система;
  • улучшается микроциркуляция в тканях полового члена;
  • проходят депрессии;
  • повышается сексуальное либидо;
  • организм обогащается нужными микроэлементами, натуральными биологически активными веществами.

Состав сбора сибирских староверов для лечения потенции у мужчин

На мужскую потенцию влияют различные причины и факторы, о которых говорилось выше. Чтобы победить болезнь, на причины необходимо воздействовать с разных сторон. Это обусловило состав сбора сибирских староверов, который создан для восстановления адекватной реакции мужского организма на особь противоположного пола, к которой у мужчины имеется симпатия. Для этого в правильных соотношениях в сбор включено 15 лекарственных растений, способных нормализовать работу не одного полового органа, а всей системы, отвечающей за этот процесс. В состав сбора №1 вошло следующее лекарственное сырье:

Каждое растение, входящее в состав сбора сибирских староверов, имеет огромную силу. Однако стоит отметить, что при употреблении их в едином комплексе эта сила во много раз усиливается за счет синергетического воздействия растений друг на друга.

Как принимать сбор трав сибирских староверов № 1 при мужском бессилии: инструкция по применению

Мужчины не любят принимать таблетки по часам. Они забывают, сколько капель лекарственного средства им назначил доктор. Применять сбор староверов настолько просто, что здесь невозможно что-то забыть или перепутать. Достаточно прочитать инструкцию и запомнить ее основные моменты:

Если мужчина больше любит пить теплый чай, то можно заваривать сбор по той же схеме, только с расчетом 1 чайная ложка на стакан кипятка.

Чтобы мужчина не забыл регулярно употреблять лекарственный чай, его любимая женщина может заваривать ему сбор. Некоторые заваривают чай даже на работе. Ни один сотрудник не догадается, какое лекарство вы завариваете. Приятный аромат лишь подогреет интерес к столь вкусному чаю, который можно пить в любое время.

Курс лечения потенции с использованием сбора староверов № 1 обычно длится до трех недель, хотя первые улучшения и стабильность эрекции будет заметна уже с первой недели.

Выбор за вами: купить сбор сибирских староверов или таблетки для усиления потенции

Большинство мужчин с радостью восприняли новость о том, что появились новые препараты, способные усиливать потенцию. Так в домашних аптечках появилась Виагра, Левитра, Сиалис и другие препараты, обещающие небывалую силу и твердость мужского достоинства. Вот только обещания от улучшений и реальные ощущения не совпали. Действительно, препараты действуют, но они имеют столько побочных эффектов, что даже после редкого их применения мужчина приобретает букет заболеваний: артериальная гипертензия, сердечная недостаточность. У желающих обрести мужскую силу за счет химических препаратов частыми становятся головные боли, усиливается вазодилатация, ухудшается зрение, появляется диспепсия, снижается слух, обнаруживается ринит. Разве на фоне этих заболеваний можно чувствовать себя мужчиной и ощущать радость от половой близости?

Совсем иное действие имеют травки. Купить сбор староверов для лечения потенции могут те, кому всего 30 - 40 и те, кому уже 60 и более, если они готовы любить и чувствовать радость жизни. Ни одно растение не оказывает на организм отравляющего действия, не разрушает органы, не действует угнетающе на репродуктивную и другие системы. Зато лекарственный чай, приготовленный по рецепту староверов, окажет ряд положительных действий :

Отзывы специалистов или что говорят медики и врачи о сборе сибирских староверов № 1 для потенции?

Егор Федорович Чаусов, врач-сексолог:

Лечение эректильной дисфункции - процесс непростой. И не потому, что врач не может подобрать для пациента правильный комплекс препаратов, а потому, что наши мужчины стесняются этой проблемы и не идут к специалистам, чтобы своевременно получить помощь. Ни в коем случае нельзя так безответственно относиться к появившейся проблеме. Еще более опасным является самостоятельный прием сильных препаратов в виде таблеток для усиления потенции, так как доза зачастую не соблюдается, побочные эффекты и противопоказания игнорируются. При первых признаках нарушения эректильной дисфункции (отсутствие или нарушении эрекции при наличии желания) необходимо начинать лечение. Стесняетесь сексопатолога или сексолога, начинайте пить травяной напиток, приготовленный из сбора сибирских староверов. Это лекарственное средство по праву считается лекарством № 1 для помощи в подобных случаях. Помогает даже тем, кто уже отчаялся и не верит в свои силы.

Михаил Евгеньевич Филонников, врач-андролог:

Сбор сибирских старцев считается лучшим натуральным средством для лечения эректильной дисфункции. Травяной чай, приготовленный из этого сбора, не имеет побочных эффектов, если только у мужчины нет аллергической реакции на компоненты, входящие в состав. От синтетических препаратов отличается тем, что является совершено безвредным для организма и воздействует на половую систему не кратковременно, а длительно, так как лечит заболевание, устраняя причину, оздаравливая весь организм. Половая функция восстанавливается благодаря тому, что комплекс растений воздействует на многие системы организма, избавляя от сопутствующих заболеваний.

Правдивые отзывы уже использующих сбор сибирских староверов для усиления потенции! Помогает он или нет?

Анастасия Бородина, 48 лет, г. Чита:

Стала замечать, что мой муж всячески избегает интимной близости. Очень расстроилась и первым делом подумала о том, что видимо у него появился какой-то роман. И это после всего, что мы с ним вместе пережили и прошли вместе. Больно было с этим смириться, поэтому решила проверить. Понаблюдав за своим супругом, поняла, что проблема совсем в ином: у него появились проблемы с потенцией, но он не хочет мне о них говорить. В доказательство тому нашла в тумбочке упаковку таблеток. Решила втихаря помочь супругу: купила сбор сибирских староверов для усиления потенции и стала заваривать ему чай. Никаких подозрений у него не возникло, так как травяные чаи мы очень любим и много растений выращиваем на даче. Каково же было мое удивление, что где-то на третий день он предложил заняться любовью. И все у нас получилось, но я продолжала поить его лекарственным чаем. Лишь спустя три недели показала ему волшебное лекарство, которое он оценил по достоинству и теперь заваривает себе сам. Говорит, что такой чай никому не повредит.

Олег Хайритдинов, 49 лет, г. Волгоград:

Еще год назад я думал, что секс уже навсегда ушел из моей жизни и доживать мой век можно на диване перед телевизором в одиночестве и грусти. Такие мысли в моей голове поселились не случайно, ведь 3 года назад ушла из жизни моя жена. Здоровая, красивая, она всегда была рядом. Страшная авария вырвала ее из жизни навсегда. Случайно, а может быть, судьба поднесла такой подарок, я познакомился с Еленой. И встретились мы с ней на кладбище, куда она приходила к своему сыну и мужу, которых тоже потеряла в аварии. Мы стали встречаться и скоро поняли, что нам лучше жить вместе. Все было б замечательно, но Елена моложе меня на 18 лет, а я уже ничего не мог в постели из-за пережитых потрясений. Я рассказал ей о своей беде и мы решили бороться с болезнью вместе. Елена оказалась девушкой мудрой, она предложила не обращаться к таблеткам, а попробовать пить травяные чаи. В интернете мы нашли сбор сибирских старцев и заказали его на официальном сайте. Мало того, что мы вылечили мое заболевание, так и моя Елена теперь уже ждет ребенка. Наша жизнь продолжается.

Игнат Жигулин, 54 года, г. Санкт-Петербург:

Каких только препаратов я не перепробовал, когда стал замечать, что у меня ухудшилась потенция и появились проблемы во время интимной близости. Уверен, что с этой проблемой многие столкнулись, но к доктору никто из нас не пошел, зато ринулись, как и я, в аптеку. Вот тут-то я краснея, купил Виагру. Вроде первый раз было все хорошо, но потом стало так плохо, что уже и секса не хотелось. Со временем попробовал еще парочку препаратов и решил, что придется мне, видимо, с любовными делами уже завязать. Но вот недавно попался мне на глаза сбор сибирских старцев для усиления потенции. Решил еще раз рискнуть и к радости своей испытал наконец-то тот долгожданный оргазм, о котором уже и мечтать боялся. Радуюсь, как в юности, и уверен, что впереди еще долгие годы жизни, где сексуальные отношения с моей супругой будут занимать не последнее место.

Ростислав Корнеенко, 48 лет, г. Кострома:

Познав проблемы с потенцией, я стал искать средство, которое мне поможет. Много был наслышан о таблетках моментального средства, но прочитав об их побочных эффектах, не рискнул восстанавливать мужскую силу таким способом. Перепробовал множество народных рецептов, ел регулярно мед, орехи, стал заниматься спортом, но желаемого эффекта достигнуть не мог. А хотелось, чтоб как в молодости заниматься сексом: страстно, по несколько раз за ночь. И вот нашел то средство, которое заводит меня с пол-оборота. Это чай, приготовленный из сбора трав по рецепту сибирских староверов. Никаких таблеток не надо, пью чашку чая ежедневно в обед и вечером и все у меня в порядке. Пробуйте, не пожалеете.

Антон Смирнов, 56 лет, г. Псков:

Импотенция для настоящего мужчины страшнее войны или землетрясения. Хоть и звучит смешно, но это практически так. Я тоже с этим столкнулся и знаю, о чем говорю. Победил свою болезнь, употребляя сбор сибирских староверов № 1. Пропил курсом 3 недели и мой герой опять стоит, как в молодости. Никакой химии в виде таблеток. Помните, травы не калечат, природа всегда помогала человеку исцелиться.

Андрей Видяпин, 51 год, г. Смоленск:

С помощью гормональных мазей прошел курс лечения от облысения. А в результате и волосы не выросли, и еще импотенцию заработал. Не только я, но и жена была в шоке. Решили больше к подобным препаратам не прибегать. По совету уролога приобрели сбор сибирских староверов для лечения эректильной дисфункции. Чай и на вкус приятный и мужскую силу восстанавливает моментально. Оно и не удивительно. Там такой мощный состав. Один женьшень чего стоит, а еще куча других растений.