Скальные храмы индии в современной архитектуре. Пещерные и скальные храмы индии Пещерное зодчество индийских храмов

  • Дата: 30.01.2021

В своей основе тип индийскогоиндуистского храма практически без изменений сохранился с 6-ого столетия нашей эры до нашего времени. Строительство храмов и на севере и на юге было подчинено канону, описанному в Самхитах, Агамах и иной регилиозной литературе, подробно регламентирующей все от выбора места до ритуала. Первоначально индийские храмы не были предназначены для большого количества верующих, возможно в числе прочего и из-за кастовых различий, что обусловило в большей степени на севере их незначительный размер.

Самой важной частью храма, его сердцем, является гарбхагриха (garbhagrha) то есть святилище, святая святых, sanctum sanctorum на латыни. Это обычно квадратное низкое помещение без дверей и окон за исключением единственного низкого и узкого входа. Изображение Божества размещено в геометрическом центре. Это абсолютно темное место, здесь нет никаого света за исключением света, который проникает через вход, и света от ламп и свечей. Над гарбхагрихой собственно и находится храмовая башня (вимана). Эта башня бывает весьма высока в Северных индийских храмах и ниже и шире или средней высоты в южно-индийских храмах, подробнее об этом в отдельной статье.

Вокруг святилища обычно есть круговой проход, точнее закрытый с 3-х сторон проход, называемый прадакшинапатха (pradaksinapatha), по которому верующие обходят Божество, т.е. совершают парикрама, так этот проход тоже иногда называют. Этот проход может быть темным и глухим или иметь окна и даже очь большие окна без решеток, похожие на выходы (в Паттадакале например). Только храмы стиля весара (vesara) не имеют этого прохода.

Перед святилищем находится проход в него, соединяющий его с большим залом - мукхамандапа (mukhamantapa), иногда называемая sukanasior ardhamantapa, в зависимости от его пропорции относительно самого gharbhagrha. Кроме того функции непосредственного прохода мукхамандапа используется для хранения предметов религиозного назначения, включая пищу, подлежащую предложению Богу, и прочих предметов культа.
Есть еще antarala, узкий проход, соединяющий gharbhagrha и mukhamantapa или mantapa (зал), он выделяется в самоятоятельную часто только в больших храмах, в большинстве храмов antarala идентичен с mukhamantapa или sukanasi, которые представляют собой в небольших храмах лаз из центрального зала в святилище.

Mantapa, то есть мандапа (также названный nrttamantapa или navaranga) - большой зал, используемый для относящихся к прихожанам религиозных действий. Иногда это довольно большое помещение, включающее в себя несколько соединенных между собой залов, как например в храме Шивы в Варанаси. Собственно мандапа представляет собой здание между гарбхагрихой и входом в храм. В свою очередь мандапа в зависимости от размера может иметь простой вход, декорированный лишь незначительными орнаменатльными полосками по краям двери, или вход с крыльцом, ступенями, предвратными фигурами и скульптурными группами, горельефами и прочими элементами декора.
Перед храмом, то есть входом в него располагается флагшток (dhvajastambha), который находится на центральной оси храма напртив святилиша. Флаг зависит от Бога, которому посвящен храм, так же как и вахана (vahana), то есть ездовое животное Бога, которое находится здесь же, напратив храма. Напртив храмов Шивы лицом, т.е. мордой к храму лежит Нандин (Nandi), бык. В храмах, посвященных Богине-Матери (Devi), это - лев, вахара Дурги, в храмах Вишну это Гаруда - человек с птичьей головой.
Балипитха (Balipitha) пьедестил для жертвенных приношений с лотосом или следами божества установлен рядом с мурти (изображением) Божества. Его можно узнать в любое время по остаткам приношений - красному порошку -куркуме, желтой сандаловой пасте, рису, цветам. В ведический период кровавые жертвы приносились гораздо чаще, чем в наще время, поэтому облик жертвенника должен был измениться, на сколько сказать не могу, но очевидно в очень древних храмах он выглядит иначе.


Храм окружен невысокой стеной или забором - по крайней мере в городской черте в Химачале, Уттаранчале, Уттар Прадеше, где я была. В центральной и южной Индии вокруг храма может быть довольно высокая стена (prakara) с одним основным и тремя вспомогательными воротами, над которыми высится храмовая башня - Гопурам(Gopuram), то есть Ворота коровы. Гопурамы пока я видела только в Хампи (Карнатака). В храме Вирупакша их было 2 один напротив другого, в боковых входах ворота были без башен. В храмах Виталла был всего 1 гопурам- центральный, никаких боковых. В прочих храмах Хампи, так же как и храмы Паттадакала в Картанате, никакой ограды.
В ограде (prakara) могут находится находятся небольших храма или святыни божеств, связанных с главным божеством храма. Например, в храме Шивы второстепенные святыни посвящены Ганеше (Ganapati), супруге Шивы Парвати (Parvati), Subramanya и Candesvara. В храме Вишну соответственно Лакшми, Хануману и Гаруде. В храме Дурги - Шиве, Ганеше, Subramanya.
Окрестности храма включают yagasala (жертвенный навес), pakasala (навеса кухни), место для утсавамурти (utsavamurti) - изображение Божества, которое несут в процессии или везут в храмовой колеснице на фестивале, саму колесницу, гараж для нее, и прочее. Вообще-то храмы принято строить на берегу реки, а если реки рядом нет - то на горе.

В каждой стране есть дворцы, ратуши, соборы, поражающие воображение красотой и изяществом форм. Они построены в разных архитектурных стилях. По стилю можно определить век строительства, уровень цивилизации, обычаи народа, населяющего эту страну, его культуру, национальные традиции. Богатая архитектура Индии отражает все многообразие исторических и культурных традиций многотысячной истории древнего государства.

Развитие архитектуры в Индии

Индийская цивилизация зародилась в древние времена. На протяжении нескольких тысячелетий культура Индии переживала различные периоды. С древних времен народы этой уникальной страны выражали в искусстве свои представления о Вселенной. В индийском искусстве архитектура всегда соседствует со скульптурой. Стены храмов покрыты искусно выполненными каменными скульптурами и барельефами. В каждом архитектурном произведении первое место занимает религиозная символика.
В зависимости от религии, господствующей в стране, архитектура древней Индии, переживала три периода:
древнебрахманский, продолжавшийся примерно до 250 года до н. э., и почти не оставивший архитектурных памятников;
буддийский, длившийся следующие 1 тыс. лет и закончившийся примерно в 750 году н. э.;
новобрахманский, продолжавшийся до завоевания Индии мусульманами (начало XIII века).
В древности большинство зданий строилось из дерева, поэтому до наших времен они не сохранились. В начале нашей эры в строительстве стал применяться камень, что оказало влияние на индийскую религиозную архитектуру. Начали появляться пещерные комплексы, храмы, а также ступы – сооружения из камня, в которых хранились священные реликвии.

Древние буддийские храмы

Наиболее впечатляющие пещерные комплексы, сохранившиеся до наших времен, – храмы Аджанты и Карли. Вокруг буддийских храмов часто размещались кельи монахов. В Индии насчитывается не менее тысячи храмовых пещер.


Чайтья в Карли – индийские культовые сооружение, высеченные в скалах. Первые чайтьи появились в III веке до н. э. во время царствования Ашоки Маурьи. Они представляли собой храм для молитв, вырубленный в скальном массиве в виде продолговатого зала. Внутри этого зала располагалось два ряда каменных колонн, в самом конце помещалась ступа или статуя Будды. Позднее, начиная с V века н. э., чайтьи начали строить в виде отдельных зданий, но до нашего времени сохранились только некоторые пещерные сооружения.
Комплекс древних индийских скальных пещер Чайтья в Карли возводился в период от II в. до н. э. до V в. н. э. Karla построена на скалистом склоне холма. В скале вырублено большое подковообразное окно для освещения интерьера пещеры. Внутреннее убранство Чайтьи в Карли немного напоминает базилику. Основная пещера представляет собой огромный зал 45 м в длину и 14 м в высоту, с колоннами, украшенными резными скульптурами женщин, мужчин, львов, слонов, и ступой в дальнем конце зала. В молельном зале сводчатый потолок, вход выполнен в виде арки.
К V в. н. э. относится храм со ступой в Санчи. Индуистская ступа – сооружение, очень интересное в архитектурном плане. С тех времен, когда индусы стали поклоняться Будде, возникла потребность в хранилищах для реликвий. Сначала строились простые холмообразные надгробья, вокруг которых сооружались ограждения. В ограждении с четырех сторон устраивались ворота, ориентированные на стороны света. Мемориальные ступы возводились в честь почитаемых буддистских святых.


Постепенно ступа приобрела вид монументального кирпичного или каменного памятника. Она выполнялась в форме полусферы, как символа перевернутой вверх дном миски Будды, служащей святому для сбора милостыни. Сверху ступу венчал маленький павильон. Драгоценные реликвии помещались в специальную полость, доступ к которой был только сверху. Постепенно простая конструкция усложняется, появляются скульптурные и архитектурные украшения.
Ступа в Санчи – одно из самых древних подобных сооружений. Она относится к III веку до н. э. Ее высота 23,6 м, диаметр у основания 36,6 м. Культовый памятник архитектуры выполнен из кирпича, сверху облицован красным песчаником. Он размещается на площадке, к которой ведут ступени. Вызывает интерес также каменная ограда и резные ворота. Надземная часть ступы в Санчи построена в VII веке, а основание, на котором она стоит, древнее ее на тысячу лет.

Новобрахманский период

Примерно в конце VI века брахманские идеи вновь начинают приобретать влияние, смешиваясь с буддийскими верованиями. В этот период небольшие пещерные храмы постепенно превращаются в огромные надземные башнеобразные сооружения. Получил распространение новый тип храмов – пагода, которая может иметь вид двухэтажного или многоэтажного дома. Индийским храмам архитекторы придавали религиозно-символический смысл.


Зодчие в своей работе опирались на мистические теории, придуманными жрецами. Так, прообразом культового здания было мифическое сооружение на горе Кайлас в потустороннем мире. Считалось, что архитектурную форму высшее божество открывает лишь избранным смертным – архитекторам, жрецам. Индусы верили, что архитектор во сне посещает небо, вдохновляется прекрасными храмами, которые служат ему прообразами, а божественные силы используют его как орудие для осуществления своих замыслов.
К переходным формам – от пещерной к башенной архитектуре, относят Кайлас в Эллуре. Вытесанное в массиве скалы культовое сооружение имеет не только внутреннее пространство, но и наружный объем. Композиционно храм в Эллуре представляет собой уменьшающиеся по направлению вверх расположенные горизонтально платформы со множеством отдельных элементов и скульптурных изображений.
Архитекторы новобрахманского периода для возведения башнеобразных храмов редко использовали кирпич, предпочитая камень. Основным сооружением храма этого периода является высокая башня и несколько вплотную примыкающих к ней более низких. Внутренне пространство храма небольшое, пещерного вида, унаследованного от буддийской чайтьи, зато наружное поражает колоссальными размерами.
Снаружи храм похож на большой, искусственно вылепленный холм, в котором почти отсутствуют окна. В то же время на фоне расплывающейся массы тяжелого храма вверх тянутся башни, в архитектурных формах выражающие силу роста.
В башнях, состоящих из закругленных лепных массивов, почти нет четких прямых линий. Создается впечатление, что сама башня и каждая ее составляющая круглятся изнутри, развиваясь наружу, и здание в целом ассоциируется с растением, имеющим внутреннюю точку роста. Башни вырастают, как диковинные цветы.
Наружная масса сооружения образует архитектурную композицию, в которой представлены две группы. К первой группе относятся элементы, только дополняющие композицию, и непонятные при отделении от нее. Другого рода элементы не только дополняют, но и сами по себе представляют композиционное единство.
Архитектура новобрахманского периода характеризуется многочисленным повторением форм и частей, но в разных масштабах, к примеру, башен и башенок или горизонтальных складок. Благодаря такому повторению архитектурных форм, больших и малых, создается визуальный эффект единства материи.
Храмы Индии новобрахманского периода находятся в таких населенных пунктах:
Кайлас (Эллур);
Сирпур;
Ганеша Рата (Мамаллапурам);
Айхол;
Потгацакал;
Канчипурам;
Сиддешвара (Баникур);
Бхубанешвар;
Кхаджурахо;
Райарани (Бхубанешвар);
Бодхгая;
Конарак;
Танджор;
Халебид;
Мадур;
Гуджарат.
Один из великолепных образцов новобрахманской архитектуры – храм в Кхаджурахо, представляющий собой единую композицию из нескольких башен, возвышающуюся на каменном постаменте геометрической формы. Второстепенные башни постепенно увеличиваются по высоте в направлении к основной башне. Эта центральная башня, похожая на растение, состоит из трех главных элементов, объединенных общей формой. Создается впечатление, что из лепестков складывается цветок.

Мусульманская архитектура

В период распространения исламской религии в Индии в разных концах страны, особенно в северной части, стали строиться архитектурные сооружения мусульманского направления, с присутствием порталов, куполов, высоких минаретов. Расцвет в Индии мусульманской архитектуры приходится на XVI–XVII вв.– время создания на территории страны государства Великих Моголов. В этот период стали массово возводятся крепости, мавзолеи, мечети и дворцы.


Особенный след в истории оставило правление Акбара. Тогда было построено множество архитектурных ансамблей, среди которых такие как дворец Акбара, крепость в Агре, Лал-Кила в Дели. В тот период в Индии здания строились из камня-песчаника красного оттенка, реже темно-желтого. Вместо скульптуры, запрещенной в исламе, в декоре использовался орнамент, резьба по камню.
В XVII веке, когда Индией правил Шах-Джахан, в архитектурных сооружениях стали применять мрамор и инкрустирование дорогими породами камня. Знаменитый сказочной красоты дворец, Тадж-Махал, был построен этим правителем как мавзолей для жены.


Архитектура древней Индии, особенно новобрахманского периода, получила широкое распространение в соседних странах – Камбодже, Сиаме, на островах Ява и Цейлон. Однако культовые сооружения в этих странах очень отличаются от индийских. В них прослеживается влияние индийской архитектуры, но в гораздо менее выраженной форме. Они не показывают этапы развития, как в индийском зодчестве, а являются только вариациями на определенного тему.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Храмы и монастыри – это святые места, где люди могут соединиться с божественным, с невероятной силой, со Вселенной. Кроме мощнейшей энергетики, они таят в себе особенную красоту, и огромную роль в этом играет, конечно же, архитектурное искусство.

Особого пика мастерство достигало, когда сооружения строились прямо в пещерах, камень за камнем обтесывались, приобретая четкие контуры, усыпанные мелкими деталями. Яркое тому доказательство – буддийские пещерные храмы, о которых сегодня и пойдет речь.

Статья ниже расскажет о самых любопытных и популярных храмах в пещерах, которые возводились в разное время в разных странах. Вместе мы узнаем, каким образом и кем они были воздвигнуты, как выглядели тогда и как выглядят сейчас, на что стоит обратить внимание, если жизнь заведет вас в эти края.

Что же, начинаем наше путешествие.

Аджанта

Пещерные храмы можно встретить тут и там по всей Азии, особенно там, где почитают буддийскую мысль. Их размеры разнятся от крошечных ступ до настоящих гигантов, которые состоят из целого комплекса пещер с удивительными фресками, настенными скульптурами, широкими проходами.

Целые стены и отдельные статуи вырубали из пещерных пород – а это требовало огромных усилий нескольких поколений восточных ремесленников. Сегодня сложно представить, как тогда, много веков тому назад, без современных орудий и технологий могли возводить такие шедевры архитектуры. Одним из них по праву можно назвать индийский храмовый комплекс Аджанта.

Это один из самых знаменитых во всей Индии. Он находится в штате Махараштра, в сотне километров от города Аурангабад, на берегу реки Вагхур.

Храмовый комплекс Аджанта, Индия

Аджанта имеет весьма интересную историю. Ее начали возводить, а точнее, вырубать, еще в начале 3-го столетия нашей эры, когда процветала империя Гуптов – последняя древнеиндийская династия, объединившая к тому же север и центр государства.

Несколько веков длилась неуемная работа: грунт отделялся от базальта, одна за другой на стенах и во внутреннем убранстве появлялись изваяния божеств, будд и бодхисаттв.

Это был живописный утес, формой напоминавший подкову, усыпанный тремя десятками крупных пещер-храмов. Одни из них были местом молебнов и обрядов, другие – жильем монахов, третьи – хозяйственными помещениями.

Если воссоздать картину того времени, от вида и масштабов может захватить дух. Каждая пещера имела собственный выход к широкой реке, которая давала воду для питья и приготовления пищи. Технологии и система водоснабжения были на уровне: здесь накапливалась дождевая вода во время муссонов, которая позволяла спокойно существовать монастырю в период засухи.

Все поменялось на закате 6-го столетия, когда прекратило существование семейство Харишена. Именно оно было источником финансирования строительства. Через полвека, к середине 7-го века, строительство было полностью остановлено.

Монахи вынуждены были оставить насиженное место, а природа взяла свое: входы оказались замурованы растениями, заросли скрыли рукотворную красоту. Внутри самих пещер образовался такой микроклимат, благодаря которому удалось оставить статуи, фрески в первозданном виде.

Так все великолепие оказалось почти нетронутым временем, и поэтому сегодня в Аджанте мы можем переместиться на несколько веков назад.


Внутри Храмового комплекса Аджанта

В 1819 году офицер английской армии Джон Смит охотился в этих местах и случайно увидел арку – это был вход в десятую пещеру. Позже было открыто еще 29 пещер. Их расчистили, привели в порядок и для удобства назвали их просто – дали каждой порядковый номер.

В 1838 году Юнеско причислил пещерные храмы Аджанты в список своего материального наследия. Сейчас почти все из них можно посетить, воочию увидеть былую мощь древнеиндийской цивилизации и прикоснуться к буддийской культуре. Здесь сохранились удивительной красоты фрески и статуи .

Главное достояние – скульптурные изваяния, которые повествуют о жизни и деятельности , а также бодхисаттв Джатаки и Падмапани. Снаружи стены украшены искусной резьбой, некоторые техники которой до сих пор остаются загадкой. Уму непостижимо, как такого уровня мастерства можно было добиться почти тысячелетие назад.


Дамбулла

Еще более древний храм – Дамбулла, построенный в первом столетии до нашей эры. Он также известен под названием «Золотой храм». Все благодаря тому, что именно тут расположилась огромнейшая коллекция статуй великого Учителя Шакьямуни, а больше семидесяти из них покрыты настоящим золотым напылением.

Дамбулла находится на острове Шри-Ланка, бывшем Цейлоне, в полутораста километрах от столицы Коломбо, близ городка Матале. Это крупнейший пещерный храмовый комплекс на просторах юга Азии.


Храм Дамбулла, Шри-Ланка

Дамбулла также строился не один век, и в его возведении участвовали многие поколения царствующей династии. Пять главных пещер и руины двадцати пяти монашеских домов раскинулись на высоте почти полкилометра – на высшей точке холма.

Местную природу сложно описать словами, чтобы передать всю прелесть: снизу простирается гора, почти полностью покрытая лесом, густой растительностью, свежий воздух перехватывает дыхание, а все вокруг дышит древней цивилизацией.

Стены уцелевших зданий покрыты росписью с буддийскими мотивами. Здесь же таятся больше 150 статуй Шакьямуни, три изваяния правителей острова, скульптуры, слепленные по подобию божеств буддизма. Суммарная площадь произведений живописи достигает две тысячи квадратных метров.


Статуи Будды в храме Дамбулла

Все пещеры-храмы отличаются друг от друга, тая в себе «изюминку»:

  • Девараджалена – тут лежит Будда 15 метров длиной, у ног которого восседает Ананда. 4 изваяния Будды соседствуют с индуистским богом Вишну, часовенка которого находится неподалеку.
  • Махараджалена – это крупнейшая пещера всего комплекса. Главная окружена многочисленными скульптурами, одиннадцать из которых – воплощения Будды.
  • Маха-алут-вихара – здесь спит Будда длиной в десять метров. Кроме того, тут же расположились тринадцать Будд, сидящих в падамасане, и сорок два, стоящих на ногах.
  • Паччима-вихара – небольшой храм, в середине которого находится ступа.
  • Девана-алут-вихара – здесь раньше располагался склад, а сейчас – одиннадцать Будд, один Вишну, один Катарагама и божество Девата Бандара.

Дамбулла – буддийская жемчужина прошлого всего острова и обязательное место для посещения, если вы оказались неподалеку от ланкийской столицы.

Лунмынь

В тройку главных китайских храмовых комплексов входит Лунмынь, известный также как Лунмень или Пиньинь. Это название переводится как «Пещеры из камня у ворот дракона».


Монастырь Луньмэнь, Китай

Комплекс находится в Китае, в провинции Хэнань, на десять километров южнее местечка Лоян. В конце 5-го столетия здесь протекала речка Ихе, а ее с обеих сторон окружали известняковые горы Сяньшань и Лунмэньшань. Последняя и дала название храму, который начал строиться в 495 году нашей эры, когда правило семейство Северная Вэй.

Активно возводился храм, когда у власти находилась династия Тан – с 7-го по 9-е столетие. В это время было построено больше половины от общего числа всех статуй. Завершение глобального строительства относят к рубежу 9-го и 10-го веков.

Сегодня храм отнесен в список мирового наследия Юнеско. Но даже сейчас сложно сказать точно, сколько здесь таится уникальных скульптур, фресок, произведений живописи. Несколько сотен пещер, больше 2300 гротов, 43 храма, почти три тысячи надписей и сто тысяч картин на буддийские мотивы – цифры в самом деле поражают.


К главным пещерам относятся:

  • Биньян;
  • Гуян;
  • Фынсянь.

Здесь заключены работы выдающихся мастеров, которые воплощены в барельефах и скульптурах будд, монахов, дакинь. Среди них можно выделить пятнадцатиметровое изваяние Будды Вайрочана. Всю архитектуру хочется охарактеризовать как сочетание четких мелких деталей и мягких очертаний фасадов.


15-ти метровая статуя Будды Вайрочаны в пещерном храме Лунмэнь, Китай

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Будем благодарны, если вы поддержите проект — поделитесь ссылкой на статью с друзьями в соцсетях)

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на наш блог, и будем искать истину вместе.

Знает ли сегодня современный человек, что есть архитектура в ее сущности? Осмысляют ли архитекторы тот символический аспект, который целостно воспроизводился Мастерами древнего тысячелетия? Эти вопросы остаются и будут оставаться тем вечным движущим элементом в любой схеме архитектоники.

Чтобы узреть основополагающую сущность современных построений, нужно перекинуть мост к далекому времени, когда мастерство архитекторов было тайным знанием, а творение - прообразом мироздания. Одним из примеров данной формы взаимодействия являются скальные храмы Индии, построенные во II веке до н.э. и в III веке н.э.

Храм Аджанта

Храмы высекались по траектории сверху вниз и не имели никакого фундамента. Работа мастеров осуществлялась со сложными материалами - базальтом и камнем. Скульптуры высекались в скальных породах. Но самое удивительное - это то, что архитекторы работали уже со знанием закона преломления света, который был сформулирован только в XVII веке. Технология высечения храмов и скульптур до нас не дошла. Оно и понятно - в то время существовало некое закрытое сословие художников-архитекторов, назовем их со-творцами, мастерство которых переходило из уст в уста, а затем было утеряно. Но мы прикоснулись к чему-то более значимому, чем технология, - к символике, которая стала праматерью почти всех современных сооружений.

Скальныи ̆ храм Каи ̆ ласанатха

Если в архаике со-творцов целью архитектуры было создать духовно-материальную среду для обитания человека, то в современной архитектуре - только лишь зачинается процесс системных отношений природа-человек. Любая архитектура является искусством, акт которого отпечатан в древнем бессознательном. Это акт взаимодействия человека с миром как материального, так и ментального. В сознании архитектора нашего времени данная связь сохранена. Мы можем это увидеть в современных проектах и домах, построенных в скалах и горах.

Человек, находясь сегодня в удаленном состоянии от своего радикала, все больше создает для себя пространство, где он мог бы пропускать в себя Бога. Скала - промежуточный мир между небесным сводом и землей. То пространство, которое заключено между этими двумя мирами, есть простор для того, чтобы единовременно «стоять на ногах» и «открывать сознание».

Архитектор, максимально подошедший к системе неразрывности природы и зодчества, - Фрэнк Ллойд Райт - сказал: «Устав от повторений безликих банальностей, в которых свет отражается от голых плоскостей или уныло проваливается в дыры, вырезанные в них, органическая архитектура снова приводит человека лицом к лицу к соответствующей природе игры светотени, дающей свободу творческой мысли человека и свойственному ему чувству художественного воображения». Его проект «Часовня в скале» является одним из примеров того, как пространственная сущность, находящаяся в бессознательном архаичной культуры древней Индии, возродилась в современном сознании архитектуры. Человек, находящийся в данном пространстве, обретает некую форму первобытности, осознания себя сопричастности мистерии. Вся древняя архитектура была построена именно на этом принципе, и различий между домом и храмом не существовало. Дома и храмы были объединены одним воззрением - прикосновенностью к таинству.

Часовня в скале, штат Аризона

Самый известный проект - «Дом над водопадом» - являлся храмом в том смысле, что он построен по принципу единства человека и мироздания. Одним из принципов Райта было построение прямыми линиями и прямоугольными формами. Если мы рассмотрим фрагмент наружных частей храмов Эллоры, то увидим идентичный принцип.

Дом над водопадом

Эллора, фрагмент одного из храмов

Райт четко осознавал миссию каждого своего проекта. Все они выполняли замысел непрерывности архитектурного пространства, т.е. вытекали из природных условий среды. Архитекторы индийских скальных храмов основывали свои идеи строительства, исключительно исходя из природной данности. Удивительно, как сознание одного мира откликнулось в сознании совершенного иного, современного мира.

«Архитектурная жизнь, или, по крайней мере, сама жизнь принимает форму и, следовательно, является истинным рассказом о жизни: это было живо вчера, как оно живо сегодня или когда-либо будет».

Сознание архитектурного мира Древней Индии отразилось на целых городах, разбросанных по всей нашей планете: крошечной деревне Рокамадур на юго-западе Франции, мысе Верде на юго-западе Колорадо, городе Петра на северо-западе Аравийской пустыни, городе Деринкю в турецкой Каппадокии, городе Вардзия в Грузии, на скальных храмовых комплексах около реки Бамиан в центральном Афганистане (которые, увы, были почти полностью разрушены взрывами в 2000 году, которые разрушили огромные статуи Будд, вырубленные в VI веке н.э.).

Деревня Рокамадур , Франция

Меса Верде , Колорадо

Город Петра , Иордания

Город Деринкю , Каппадокия

Город Вардзия , Грузия

Афганистан, скальныи ̆ город около реки Бамиан

Если мы проследим историю каждого перечисленного выше города, то увидим одно объединяющее начало - святость. Все эти города были построены либо монахами, либо святыми и отшельниками, которые хотели найти место для молитв и медитаций. Это говорит о том, что искусство древности дало нам то, без чего бы цивилизации никогда бы не смогли сохранить свою витальность - душу архитектуры. Приблизимся ли мы когда-нибудь к тому тайному знанию, решим ли задачу сохранности древних традиций зодчества - открытый вопрос для современного архитектурного, да и не только, мира.

Была отмечена ренессансом искусств по всей Индии. Зодчество находилось в своем зените в тот период.

В Индуизме есть две секты, а именно, шиваизм и вайшнавизм. Зодчие Элефанты были сосредоточены главным образом на шиваизме, здесь можно увидеть популярные истории из жизни Шивы и его супруги Парвати, восхитительно вырезанных на стенах этих пещер. Чтобы целиком понимать их значение и культурную ценность, нужно владеть знанием индусской мифологии и метафизики, являющимися непременными аспектами индийской культуры и искусства.



Шива Натарадж (Танцующий Шива). Скальные храмы, остров Элефанта

Гангадхара-Шива (Нисхождение Ганги)

Основные фигуры олицетворяют Шиву и Парвати. Над головой у Шивы главные реки Индии: Ганга, Ямуна и Сарасвати.


Свадьба Шивы и Парвати. Скальные храмы, остров Элефанта.

Равана, сотрясающий Кайлас. Скальные храмы, остров Элефанта.


Скальные храмы, остров Элефанта © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию, авторские туры, тревел фото


Главное святилище охраняют пятиметровые стражники. Скальные храмы, остров Элефанта


Основной шивалинг в святилище Шивы

© Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию, авторские туры, тревел фото


Шива. Скальные храмы, остров Элефанта © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию


Шива отдыхает. Скальные храмы, остров Элефанта.


Скальные храмы © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию, авторские туры, тревел фото


Скальные храмы. Остров Элефанта © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию


Ганеш. Скальные храмы © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию, авторские туры, тревел фото


Тримурти (Махеш Мурти) Шивы © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию, авторские туры, тревел фото

5,43 метра в высоту. Лицо с левой стороны представляет Рудру, разрушителя. Лицо с права — это бог Вамдео, пацифист. Среднее лицо — Татпуруш, эстетическая гармония. Скальные храмы. Остров Элефанта.



Скальные храмы. Остров Элефанта


Скальные храмы © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию, авторские туры, тревел фото


Остров Элефанта © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию, авторские туры


Храмы Индии © Kartzon Dream — авторские путешествия в Индию, авторские туры, тревел фото

. Скальные храмы Индии


Буддистские пещеры находятся в 105 километрах к северо-востоку от Аурангабада . Даты их постройки варьируются приблизительно от 200 до н.э. до 650 н.э., они старше, чем пещеры в . Поскольку строительство продолжалось перманентно, а значение буддизма в Индии постепенно уменьшалось, великолепные пещеры были забыты и заброшены вплоть до 1819, когда на них наткнулся британский охотничий отряд. Благодаря столь длительной изоляции пещеры прекрасно сохранились.

Туристская инфраструктура Аджанты подверглась значительной реконструкции. Если раньше прямо до пещер ходили автобусы и авторикши, то теперь туда можно добраться только на специальном электро-автобусе, а все торговцы отправлены от сюда в Фардапур, город в 4 км от пещер. Всё это делается для сохранения уникальных фресок на стенах храмов.





Буддийские пещеры Аджанты


Буддийские пещеры Аджанты


Пещерные храмы Индии


Пещерные храмы Индии. Аджанта, Махараштра, Индия, авторские путешествия Kartazon Dream


Буддийские пещеры Аджанты




Буддийские пещеры Аджанты


Буддийские пещеры Аджанты


Скальные храмы Индии. Аджанта, Махараштра, Индия

Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия

Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия

Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия


Буддийские пещеры Аджанты


Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия


Буддийские пещеры Аджанты

Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия


Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия


Пещерные храмы Индии

Пещерные храмы Индии


Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия

Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия

Буддийские пещеры Аджанты

Буддийские пещеры Аджанты

Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия


Буддийские пещеры Аджанты


Скальные храмы

Скальные храмы

Буддийские пещеры Аджанты

Скальные храмы


Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия

Скальные храмы

Скальные храмы

Скальные храмы


Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия


Скальные храмы


Буддийские пещеры Аджанты


Скальные храмы


Скальные храмы. Аджанта, Махараштра, Индия, авторские путешествия Kartazon Dream


Буддийские пещеры Аджанты

Буддийские пещеры Аджанты


Пещерные храмы Индии. Аджанта, Махараштра, Индия

. Пещерные храмы Индии


Внесенные в список Мирового Наследия, пещерные храмы являются вершиной скальной архитектуры Декана. Они расположены в 30км от Аурангабада.

В течение более чем пяти столетий поколения монахов (буддистов, индустов и джайнов) вырезали монастыри, часовни и храмы в 2-ух километровом откосе скалы и обильно украшали их удивительно детальными скульптурами. Многие из пещер имеют сложные внутренние пространства и галереи.


Скальные храмы, Эллора, Махараштра, Индия

В расположены 34 скальных храма: 12 буддийских (600-800 н.э.), 17 индуистских (600-900 н.э.) и пять джайнских (800-1000 н.э.). Храмы Эллоры олицетворяют ренессанс индуизма во времена правления династий Чалукьев и Раштракутов, последующее его угасание во времена рассвета буддизма, и следующий за этим краткий всплеск джайнизма. Скульптуры характеризуют увеличивающееся влияние тантрических учений в трех основных религиях Индии, и их мирное сосуществование на одном участке указывает на длительный период религиозной терпимости.




Шедевр Эллоры — удивительный храм Кайлаша, посвященный Шиве. Он является самой большой в мире монолитной скульптурой, высеченной из скалы с помощью 7000 чернорабочих за период в 150 лет.

Храм Кайлаша, Элора



«К началу VII века н.э. свободно стоящие постройки получили уже должное признание, но вырезанные в скалах джайнистские, буддийские и индуистские храмы продолжали быть популярными в течение трех и более веков после этого. Недалеко от Аджанты, на двухмильном по протяженности с севера на юг склоне холма в Эллоре, начали высекать из камня крытые колоннады, почитаемые современными индусами и буддистами.



Скальные храмы, Элора, Махараштра, Индия

Раштракуты , победившие одну из ветвей династии Чалукьев , были покровителями этих пещерных храмов и построили такие значительные из них, как Дашаватара, Рамешвара и Равана-ки-кхай, каждый из которых следует посетить и увидеть своими глазами. 17 из 34 пещерных храмов Эллоры, являются индуистскими.


Пещерные храмы Индии, Эллора, Махараштра, Индия


Скальные храмы, Элора, Махараштра, Индия

Монументальным сооружением на холмах Эллоры является монолитный храм бога Кайлашнатх, представляющий собой горное жилище Разрушителя и построенный из каменной скалы, не поддерживаемой никакими дополнительными укреплениями.



Храм Кайлашанатх (Кайласанатха). Скальные храмы, Эллора, Махараштра, Индия

По общему заблуждению, Кайлашнатх, посвященный Шиве и высеченный между 700 и 800 годами н.э., считается пещерой. В действительности же, сооружение это целиком было вырублено из горы и представляет собой свободно стоящий храм, все три стороны которого отделены от родной скалы. В соответствии с известными документальными источниками по индийской архитектуре, храм этот превышает по площади Парфенон в Афинах и в полтора раза выше его. Если бы было восьмое чудо света, то им мог бы стать этот храм.



Храм Кайлашанатх (Кайласанатха). Скальные храмы, Эллора, Махараштра, Индия

Чтобы создать это чудо инженерного и художественного искусства, с его сложным планом, включающим разнообразные галереи и этажи, с его незабываемой обширной резьбой, в земле был вырыт котлован, образовавший двор длиной 300 футов и шириной 175 футов, внутри которого была высечена базальтовая глыба, размером 250 на 150 футов и высотой 100 футов. Она вся покрыта искусной резьбой сверху донизу, причем, леса для этого не использовались. В отличие от соседних пещер, открытый небу и стоящий на площадке высотой 25 футов Кайлашнатх, освещается изнутри. Дополнительное освещение обеспечивают специально расположенные террасы, балконы и внутренние дворики.


Храм Кайлашанатх (Кайласанатха). Скальные храмы, Эллора, Махараштра, Индия

Хотя современные посетители восхищаются темным камнем трехярусного, высотой 95 футов, храма Раштракуты, весьма вероятно, что сразу после постройки он был раскрашен в разные цвета: так в то время украшались многие храмы, которые сейчас выглядят гладкими и сделанными из простого камня. Запутанный, напоминающий лабиринт, храмовый комплекс можно разделить на четыре основных сегмента — главный храм Шивы; его вход, обращенный на запад; храм для верного повозки Шивы — быка Нанди и украшенный крытыми аркадами внутренний двор.



Храм Кайлашанатх (Кайласанатха). Скальные храмы, Эллора, Махараштра, Индия

Главные места поклонения — обычный квадратный алтарь (sanctum) с огромным фаллосом (linga) Шивы, вестибюль (antarala) и шестнадцатиколонный главный холл (mahamandapa). Храм, посвященный Нанди, по бокам окружен свободно стоящими колоннами (dhvqja sthambha-s), каждая высотой 51 фут (эти колонны заполняют собой все пространство комплекса), несколько облегчая массивность огромного каменного храма.



Лингам. Пещерные храмы, Эллора, Махараштра, Индия

Потребуются часы, чтобы осмотреть весь комплекс. Человек может легко потеряться здесь. Каждую деталь Кайлашнатха хочется рассмотреть — его огромные резные статуи стражей (dwarapala-s), например, которые напоминают огромные статуи царей в Фивах в Египте; его громадные колонны, заставляющие посетителя ощутить себя карликом, на создание которых было затрачено чрезвычайно много времени и мастерства; его огромное настенное скульптурное панно, изображающее не только легендарные эпизоды из жизни Шанкары, но также и сцены его повседневной жизни, как она представлялась местным художникам. Он сидит, окруженный своей семьей, как будто на древнем «групповом фотографическом снимке», или проводит свое свободное время за игрой в старинные шахматы }