Сказка: «Большое путешествие. Сценарий развлечения по сказкам: "Путешествие в страну сказок"

  • Дата: 01.10.2019

Муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей № 10 г. Белгорода

Внеклассное мероприятие

«Сказочное путешествие»

Разработала: воспитатель ГПД

Журахова Лилия

Анатольевна

2009 г.

г. Белгород

Ведущая: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок, - гласит народная мудрость. И ведь верно! Каждая сказка чему-то учит. Со сказками вы встречались еще в раннем детстве. Именно из сказок вы узнаете о положительных и отрицательных чертах характера персонажей. На примере героев узнаете о хороших и плохих поступках. Итак, наше путешествие начинается.

А что нужно для каждого путешествия? Правильно, нужно выбрать маршрут. Маршрут нашего путешествия показан на этой сказочной карте (показывает карту). Путешествовать мы будем от станции к станции.

(Звучит мелодия песни «Мы едем-едем-едем» на стихи С. Михалкова)

Ведущая: Наш сказочный паровозик приближается к первой станции «Бюро находок». Чтобы отправится к следующей станции, вы должны помочь станционному смотрителю разобрать сказочные предметы и определить их владельца.

  1. Хрустальная туфелька (Золушка, «Золушка», Ш.Перро)
  2. Цветок с семью разноцветными лепестками (девочка Женя, «Цветик-семицветик», В.Катаев)
  3. Золотой ключик (Буратино, «Золотой ключик или приключения Буратино», А.Толстой)
  4. Горшочек с медом (Винни-Пух, «Винни-Пух и все, все, все, все», А.Милн)
  5. Перо Жар-птицы (Иван-дурак, «Конек-горбунок», П.П.Ершов)
  6. Горошина (принцесса, «Принцесса на горошине», Г.Х.Андерсен)
  7. Зеркальце (злая мачеха, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», А.С.Пушкин)
  8. Золотое яичко (дед и баба, «Курочка Ряба», русская народная сказка)
  9. Яйцо и игла (Кощей Бессмертный, «Царевна-лягушка», русская народная сказка)
  10. Стрела (Иван-царевич, «Царевна-лягушка», русская народная сказка)

Ведущая: С первым заданием вы успешно справились, отправляемся дальше. Станция «Загадочная». На этой станции вам нужно отгадать сказочного персонажа.

  1. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

  1. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летя,

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

  1. Был друг у Ивана

Немного горбатым,

Но сделал Ивана счастливым,

Богатым. (Конек-горбунок)

  1. Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех досыта,

Что сама собой она

Всяких кушаний полна. (Скатерть-самобранка)

  1. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят)

  1. Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет. (Бабушка Федора)

  1. Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем

И светло в ночи, как днем. (Жар-птица)

  1. Бабусю знает целый свет.

Ей от роду триста лет.

Там на неведомых дорожках

Дом ее на курьих ножках. (Баба Яга)

Ведущая: молодцы, ребята! Отправляемся к следующей станции.

(Звучит мелодия песни «Дважды два четыре»)

Ведущая: станция «Сказочная математика». Решать примеры и считать на этой станции мы не будем. Вам нужно вспомнить и назвать сказки, в названии которых есть числа.

  1. «Волк и семеро козлят», русская народная сказка
  2. «Три поросенка», Ш.Перро
  3. «Три медведя», русская народная сказка.
  4. «Двенадцать месяцев», С.Маршак
  5. «Али-баба и сорок разбойников», арабская сказка
  6. «Тысяча и одна ночь», арабская сказка
  7. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», А.С.Пушкин
  8. «Два мороза», А.Некрасов
  9. «Три толстяка», Ю.Олеша
  10. «Белоснежка и семь гномов», французская сказка
  11. «Два жадных медвежонка», русская народная сказка
  12. «Семь Симеонов», русская народная сказка

Ведущая: наш паровозик отправляется к следующей станции «Волшебный клубок». (Звучит музыка «Паровозик из Ромашково»). От этой станции наш путь продолжится пешком, но чтобы не заблудится, нам нужен волшебный клубочек. Волшебный клубок вы сможете получить, если правильно разгадаете сказочный кроссворд.

1. Сказочная обувь, скоростное средство передвижения, незаменима для игры «догонялки». (Сапоги - скороходы)

2. Предмет сказочного кухонного убранства, любимая вещь гурманов. (Скатерть -самобранка)

3. Сказочный невидимый головной убор, необходимый для игры «прятки». (Шапка -невидимка)

4. Питье по старинному колдовскому рецепту. (Зелье )

5. Сказочное оружие богатырей. (Меч- кладенец )

6. Сказочный предмет, необходимый для колдовства и превращений. (Волшебная палочка)

Ведущая: молодцы, ребята, отлично справились с заданием. Наш машинист получил срочную телеграмму. Сказочному паровозу прибыть на станцию «Музейная» тчк Срочно требуется ваша помощь тчк Сказочные разбойники напали на музей сказок зпт похитили таблички с именами сказочных персонажей тчк Просим помощь в восстановлении портретной экспозиции тчк Наш паровоз прибывает на станцию «Музейная ». Для вас, ребята, из музея прислали конверт. В нем копии портретов сказочных персонажей. Вспомните имя сказочного персонажа и сказку, в которой он фигурирует.

Портреты сказочных персонажей:

1. Колобок («Колобок», русская народная сказка)

2. Буратино («Золотой ключик или приключение Буратино», А.Н.Толстой)

3. Чипполино («Приключения Чипполино», Джани Родари)

4. Мальвина («Золотой ключик или приключение Буратино», А.Н.Толстой)

6. Красная шапочка («Красная шапочка», Ш.Перро)

7. Золушка («Золушка», Ш.Перро)

8. Крокодил Гена («Крокодил Гена и его друзья», Э.Успенский)

Ведущая: молодцы, ребята! Портретная экспозиция восстановлена. Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. За время нашего путешествия вы вспомнили множество сказок. В сказках заключена народная мудрость, подтвержденная веками. Читайте сказки и познавайте народную мудрость.


Все мы на планете разные, хотя мы все похожи строение организма, поведение, мы можем даже реагировать на определенные ситуации одинаково, но вот мечты у нас у всех разные, также как и мысли. Вот я, например, мечтаю побывать во всех странах мира, но пока этой возможности у меня в реальной жизни нет, но зато она появилась у меня в виртуальности в игре про сказочное путешествие . Хочу всех обрадовать, потому что побывать заграницей может каждый желающий, стоит только запустить игру.

Я сейчас вам подробно расскажу о ней. Все вы в детстве читали сказки и знаете, от кого ушел колобок и куда он покатился, вы знаете, кто жил в теремке и какие желания исполняла золотая рыбка, куда полетели гуси, и кем стала золушка в итоге. Сегодня мы отправляемся в этот мир – мир добр и зла и будем в нем мы туристами. В игре о сказочном путешествии мы начнем свой путь у тропы в лес. Это большой заповедник, здесь много деревьев, следов зверей и хищников, и чтобы добраться до дворца с красивыми башнями, вам нужно преодолеть все препятствия и обойти всех животных, которые могут встретиться вам по пути. Так как они обычно находятся на самих дорожках и ждут добычу, то вам не удастся их обойти, поэтому вы должны будете найти для них то, чем они питаются. Например, пчелам необходима пыльца, а это значит, что прежде чем пройти мимо них, вам нужно найти цветок, взять его, а потом отдать полосатым насекомым. В знак благодарности за подарок они пропустят тебя дальше, не навредив тебе. Если по пути встретилась мышка, то вы мчитесь за поисками сыра, чтобы потом дать ей и пройти дальше. Таким вот образом вы найдете и капусту для козы, и мед для медведя и сможете добраться до своей желанной цели – крепости с самыми прекрасными башнями на свете. В “Сказочное путешествие” вы будете управлять и передвигаться с помощью мышки, управляя курсором. Здесь вас ни что не затруднит, так как вы, скорее всего, уже опытный игрок и давно сыграли во все известные игры интернета.

Я скажу, в свою очередь, что игра действительно интересная, и особенно она подходит для малышей. Здесь ребенок не только развлекает себя, но еще и пытается правильно размышлять: что же следует дать мышке, чтобы она не тронула и пропустила дальше путника. Здесь игрок еще и правильно пытается разобраться в лабиринте леса, так как тропинки где-то замыкаются, и представляю собой тупик, а где-то стоит зверь и не пускает туриста. В общем, если вы хотите провести с пользой свой отдых, досуг, то эта игра точно поможет вам это сделать. Не забывайте рассказывать об игре своим друзьям, ведь, возможно, они также мечтают о путешествии.

Мероприятие в летнем лагере. Сценарий

Сценарий. Игра-путешествие по «Стране сказок»

Евсейчик Инна Николаевна, учитель русского языка и литературы Стахановская средняя общеобразовательная школа I - III ступеней № 32 г. Ирмино.
Описание: данная разработка предназначена для педагогов и педагогов-организаторов для организации летнего досуга в пришкольных лагерях или лагерях отдыха. Предлагаются задания разных видов, что способствует развитию логики, внимания, наблюдательности, интереса к литературе. Принимать участие в игре могут ребята разного возраста.
Цель: организовать досуг учеников, воспитывать интерес к литературе.
Задачи:
- развивать память, наблюдательность, сообразительность, речь учеников;
- научить ребят действовать сплочённо и организованно;
- воспитывать чувство коллективизма и товарищества, интерес к литературе и чтению в целом.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, иллюстрации с видами транспорта, маршрутные листы, костюмы для «хозяев» пунктов назначения (бабушки-сказки, почтальона, учёного, музыканта, искусствоведа, Оле Лукойле).
Предварительная подготовка: чтение сказок, беседы по сказкам, определение места проведения игры (пункты назначения: библиотека, музей – если есть, кабинет, на площадке и т. д.), подготовка маршрутных листов, назначение и подготовка кадров для проведения игры.
Условия игры: во время перемещения от пункта к пункту ребята отряда держатся за руки.
Ход мероприятия
Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день – мы отправимся в путешествие по «Стране сказок». Побываем в разных странах, у разных авторов, встретимся с разными героями известных сказок. Вас ждут конкурсы, интересные вопросы, задания и встречи. А сейчас я хочу представить вам нашу почётную гостью – Бабушку-сказку.
(Входит «Бабушка-сказка»)
Бабушка-сказка. Добрый день, дорогие детишки, слушатели и читатели сказок! Как вас много здесь собралось. Я очень рада вас всех видеть и с удовольствием приглашаю в «Страну сказок». Но сначала вам предстоит выбрать, на каком виде транспорта вы хотели бы совершить путешествие (демонстрирует иллюстрации с транспортом) . А, выбрав транспорт, назначить капитана, командира экипажа, главного машиниста, водителя…


(Команды выбирают транспорт для путешествия и капитана команды)
Ведущий. Ну а теперь Бабушка-сказка вручит каждой команде маршрутный лист, по которому вы будете совершать путешествие. В нём указаны пункты назначения, которые вы должны посетить. Но следовать нужно только согласно маршрутному листу. (Порядок пунктов назначения для разных отрядов меняется так, чтобы на одном пункте не было одновременно двух отрядов)


(Бабушка-сказка вручает капитанам команд маршрутные листы)
Бабушка-сказка. Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Ты за нею на порог,
А ее и нету…
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
По какой она пойдет?
Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
У нее чудес запас
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово! (Сергей Островой)
Ведущий. Ребята! Желаем вам удачного путешествия и хороших достижений в нём. А мы с Бабушкой-сказкой будем ждать вашего и возвращения.
Бабушка-сказка. В добрый путь, мальчишки и девчонки!


(Команды отправляются по указанному маршруту)
Улица Авторская.
Условия оценивания: за каждое правильно найденное соответствие – 1 балл. Максимальное количество – 16. (Образец ответов: В – 1 – б)
Сказочник. Приветствую вас, юные читатели и любители сказок на улице Авторской. Здесь живут замечательные авторы из разных стран. Чтобы продолжить путешествие, вам необходимо стрелками установить связь: автор – портрет – сказка.


(Ответы: Г-1-б, А-2-в, Б-3-а, В-4-е, З-5-г, Ж-6-ж, Е-7-д, Д-8-з.)
(Команде вручается карточка с заданием – см. картинку. Команда выполняет задание и Сказочник в маршрутном листе указывает результат).
Сказочник. Молодцы, ребята. Вы справились с заданием и можете продолжать путь. Желаю удачи!
Сказочная почта
Условия оценивания: за правильно названного героя – 1 балл, за название сказки – 1 балл. Максимум – 14 баллов.
Почтальон. Рад вас видеть, дорогие друзья. Я ждал помощников. На нашу почту поступило много телеграмм, но все они без подписи. Хочу, чтобы вы мне помогли определить, кто же прислал эти телеграммы.
(Даёт команде сумку с телеграммами и ребята читают телеграмму и называют героя сказки, который прислал её, и его адрес (сказку). Затем почтальон отмечает в маршрутном листе результат).
Тексты телеграмм:
- «Извините, приехать не могу, потому что сдал свои сапоги в ремонт…» (Кот в сапогах)
- «Встретиться не можем. Разбилось яйцо – дед плачет и баба плачет. Должна успокоить…» (Курочка ряба)
- «Попала в неприятную ситуацию. Плыву на листе кувшинки по реке. Хочу избавиться от противной жабы. Буду позже». (Дюймовочка)
- «Не могу покинуть пост. Надо ходить направо, налево и охранять дуб со сказками». (Кот учёный)
- «Так пустил стрелу, что улетела в неизвестном направлении. Занят её поисками». (Иван-царевич)
- «Так спешила покинуть бал, что потеряла туфельку. Жду, может, вернут». (Золушка)

- «Обидел маму. Обязательно должен её найти и попросить прощения. Когда отыщу и заслужу прощение, сразу прибуду». (Мальчик-звезда)
Почтальон. Вы правильно назвали героев сказок. Надеюсь, что мы их дождёмся. А вам я желаю лёгкой дороги в дальнейшем вашем путешествии.
Квартал Интеллектуальный.
Условия оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл, за правильное объяснение – 1 балл. Максимальное количество – 10 баллов.


Учёный. Здравствуйте, ребята!
Я, учёный,
Очень ждал народ ваш увлечённый.
Приготовил я для вас задания,
Чтоб проверить ваши логику и знания.
Думаю, под силу вашему уму
Мне сказать, что лишнее и почему.
Поскорей к заданиям приступайте,
Дружно вместе всё решайте.
Задание: найти лишнее и объяснить, почему.
1.А. С. Пушкин, С. Маршак, Р. Киплинг, К. Чуковский. (Лишнее – Р. Киплинг, так как все писатели русские, кроме Р. Киплинга).
2. «Гадкий утёнок», «Золушка», «Снежная королева», «Дикие лебеди». (Лишнее – «Золушка», её написал Ш. Перро, а остальные сказки – Г. Х. Андерсен)
3. Мачеха, мышь, ласточка, крот. (Лишнее – мачеха. Она не является героиней сказки «Дюймовочка»)
4. «Кот в сапогах», «Белоснежка и семь гномов», «Василиса Прекрасная», «Каша из топора». (Лишнее – «Каша из топора», так как все сказки волшебные, а данная – бытовая).
5. «Колобок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Журавль и цапля», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». (Лишнее – «Сказка о рыбаке и рыбке», так как эта сказка авторская, а остальные –народные)
Учёный. Вы, ребята, молодцы –
Справились с заданием.
Разрубили все концы,
Продемонстрировав и логику, и знания.
Вам желаю от души,
Чтоб в пути беды не знали
И победу одержали.
Удачи в путешествии.
Картинная галерея.
Условия оценивания: необходимо за 3 минуты сложить четыре иллюстрации и назвать к какой они сказке; за время – 4 балла (если успели), 5 баллов (если справились раньше), 3 и менее (если не вложились во время); по 1 баллу за каждую правильно собранную иллюстрацию и по одному баллу за название сказки. Максимальное количество баллов -13.
Искусствовед. Бесконечно рада приветствовать вас в нашей храме искусства. Но у нас случилась беда – я не могу представить вам все картины, так как недавно к нам в галерею забрались разбойники и изрезали картины на части. Чтобы узнать, какие картины были, вам необходимо их восстановить.

("Золушка")

("Красавица и чудовище")

("Алиса в Стране Чудес")

("Лампа Алладина")
(Даёт команде несколько конвертов с разрезанными на части иллюстрациями к сказкам – иллюстрации предложены ниже, а разрезать их можно произвольно. Ребята должны как можно быстрее сложить картинки и назвать сказку. Время учитывается при выставлении результата)
Искусствовед. Молодцы, ребята. Вы спасли нашу галерею. Теперь эти картины смогут увидеть и другие дети. Спасибо за помощь. Желаю вам успехов.
(Отмечает результат в маршрутном листе)
Музыкальный салон
Условия оценивания: за каждую правильно отгаданную мелодию – 1 балл и за каждый исполненный отрывок из песни – 1 балл. Всего пять мелодий: общее количество баллов – 10.


Музыкант (музыкальный руководитель). Здравствуйте, ребята! В нашем музыкальном салоне всегда рады гостям, истинным ценителям музыки и пения.
Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,
Звонкий смех вокруг,
Тысяча мелодий, голосов прибой…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка – всегда с тобой!
Вы любите музыкальные мультфильмы и фильмы по мотивам сказок. Многие песни из них вам, наверное, знакомы. Многие стали любимыми. А многие вы даже любите петь сами. Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию». Я сыграю несколько нот мелодии, а вы должны назвать из какого фильма или мультфильма эта песня и напеть несколько строк.
(Песни: Золушки «Станьте в круг», царевны Забавы «А я не хочу, не хочу по закону…» из мультфильма «Летучий корабль», песня бременских музыкантов, песня Черепахи Тортиллы из «Буратино», песня белки из «Сказки о царе Салтане» и другие.
Примечание: песни руководитель может подобрать на своё усмотрение; можно их сыграть на музыкальном инструменте или прослушать в аудиозаписи; мелодий должно быть не более пяти.)

Музыкант. Ура! На тропке узенькой
Встречаются порой
Стихотворенье с музыкой,
Как парочка весной…
И той порой, сердечные,
Сливаются тогда
Они в понятья вечные,
Как – воздух, хлеб, вода.
Поют они чудеснее,
Звучат ещё светлей
И, став хорошей песнею –
Порадуют людей! (Вадим Семернин)
Ребята, живите с музыкой в душе. Пусть она вас радует.
Бульвар Секретов
Условия оценивания: за каждый правильный ответ – 1 балл, если вложились во время; дополнительно 2 балла, если справились быстрее; максимальное количество – 6 баллов.
Оле Лукойле. Говорят, что сказки не бывает…
Ты не верь! Кто так тебе сказал?
Тот, кто вырос, напрочь забывает,
Как когда-то в детстве он мечтал.
Говорят, что нет чудес на свете.
Врут! Поверь, бывают чудеса!
Главное лишь верить в них, как дети,
И они тебя немедля посетят. (Марина Локсина)
Приветствую вас на Бульваре Секретов.
(Достаёт большой разноцветный конверт)
В этом конверте спрятан секрет,
Его рассекретив, должны дать ответ.
В этом ваш капитан будет вам помогать:
Что он покажет – попробуй узнать.
Ваш командир команды будет пантомимом, а насколько хорошим, покажут ваши ответы. Достав из конверта картинку, нужно с помощью жестов и движений показать, что на ней изображено. А команда должна назвать предмет. На одну картинку – 30 секунд.
(Картинки в конверте:1)волшебная палочка


2)волшебное зеркало


3)меч-кладинец


4)сапоги-скороходы


(Капитаны показывают, команды называют предмет. Затем
Оле Лукойле отмечает результат в маршрутном листе.)

Оле Лукойле. Секрет раскрыт. Пусть сказка для вас продолжается.
(Отряды собираются там, откуда начинали свой путь в «Страну сказок». Отдают маршрутные листы жюри, которое будет подводить итоги игры-путешествия.)
Ведущий. Все команды возвратились из путешествия, надеюсь с высокими результатами и замечательным настроением. Пока жюри будет подводить итоги, предлагаю всем посмотреть сказку (фильм или спектакль).
(Пока жюри подводит итоги ребята смотрят фильм-сказку или театральную постановку сказки.)
Ведущий. Итак, вы готовы услышать результаты путешествия? Все баллы подсчитаны – победитель определён. Приступаем к награждению. Слово жюри.
(Жюри объявляет результаты игры, проводит награждение команд.)
Ведущий. Путешествие наше завершилось, но я хочу сказать,что
Сказка радость нам несет,
Тот, кто знает, тот поймет,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.
В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.
Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.
И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.
Сказка - чудная копилка,
Что накопишь, то возьмешь,
А без сказки в этой жизни -
Непременно пропадешь. (Елена Степанова)
Спасибо всем за участие. До новых встреч.

А ты кто? - Я и сама не знаю. - Если ты не знаешь, то я тем более.

Я знаю кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась...

Льюис Кэрролл. Алиса в стране чудес

Подростковый возраст - это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить молодым людям: «Кто я?», «Откуда пришел?» и «Куда я иду?» В процессе поиска ответов на эти вопросы возникает немало трудностей. Если у подростка формируется установка, выражаемая словами: «Я не нравлюсь, я не способен, я не значу», - это способствует изменению личности в отрицательную сторону. Такой подросток становится трудным. На основе отрицательных самопредставлений строится негативное поведение. История самостановления - это история героя, так часто встречающаяся в мифах и сказках. Каждый подросток становится на путь героя, проходя через испытания, преодолевая трудности, делая тот или иной выбор. Используя героическую сказку или миф в коррекционной работе с подростками, мы помогаем им в этом выборе. Сам подросток не в состоянии пройти множество путей, сделать множество выборов, получить множество различных результатов. Идентифицируя же себя с героем мифа или сказки, он имеет такую возможность. Он сможет выбрать, по какому пути ему пойти, опираясь на опыт других героев. В сказочном путешествии можно предложить подросткам различные игры и упражнения, направленные на развитие самоинтереса, рефлексии, повышение самооценки и уверенности в себе, снятие эмоционального напряжения и накопление положительного опыта. На первом занятии подросткам предлагается выполнить следующие упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНА»

Задачи: развитие самоинтереса, рефлексии, стимулирование творческого самовыражения.

Участники сидят в кругу.

Инструкция

Мы попали на сказочную поляну страны Фантазии. С этой поляны начнется наше путешествие. Очутившись на ней, каждый из вас преображается в сказочного героя. Какие же герои собрались на поляне? Сейчас каждый участник должен представиться. Все строчки вашего представления должны начинаться словами: «Я...», «Мой...», «У меня...» Например: «Я - Белый рыцарь. Я люблю лошадей. Я - сильный, могу защищать кого-нибудь. У меня много друзей. Я хотел бы, чтобы у меня был ручной гепард».

При обсуждении ведущий может спросить у участников: Чье самоописание понравилось больше всего? С кем они хотели бы встретиться в стране Фантазии? Что герои могли бы дать волшебной стране?

ИГРА «СВИТОК ПРАВИЛ»

В любой групповой работе важен этап принятия правил, по которым группа будет существовать. В сказкотерапевтической группе с подростками можно разработать и принять правила в игровой форме.

Материалы

Большие листы бумаги или обоев, маркеры, краски, фломастеры. Можно взять краску для граффити (пульверизаторы для окраски автомобилей), если подростки захотят оформить правила в таком стиле. В этом случае нужно будет заранее на стены прикрепить обои.

Инструкция

Жизнь жителей страны Фантазии протекает по определенным правилам. Но самое интересное заключается в том, что эти правила определяют те, кто путешествует по этой стране. Каждый из вас может установить здесь любые законы, которые покажутся вам разумными. Какие правила каждый из вас введет в этой стране? Сейчас каждый герой получит свиток, на котором он должен будет записать свои правила. Затем он объявит их для всех жителей и гостей страны Фантазии. На выполнение этого задания дается 10 минут. После того как все герои-путешественники ознакомят других участников со своими правилами, необходимо составить один список, который будет действовать на территории Фантазии все время, пока продолжается путешествие. Для этого подростки проводят обсуждение и принимают общие для всех правила.

Единый свод правил можно записать на отдельном листе и украсить его. Он будет висеть на стене в течение всего путешествия. По окончании работы можно обсудить: Какое собственное правило кажется каждому герою особенно важным? Понравились ли тебе правила других? Какие именно? С какими правилами ты был совершенно не согласен? Сложно ли будет тебе соблюдать принятый свод правил?

УПРАЖНЕНИЕ «ПАРОЛЬ ДЛЯ ВХОДА И ВЫХОДА»

На сказкотерапевтических занятиях с подростками мы часто используем зеркало. В древних философских концепциях зеркало - символ души, удерживающий и хранящий все впечатления человека, а также проекция его сознания. Часто зеркало в сказках воспринимается как дверь («Алиса в Зазеркалье»), и поэтому оно может стать частью ритуала перемещения в сказочную страну или страну Фантазию.

Инструкция

Для того чтобы попасть в страну Фантазию, каждый герой должен подойти к этому волшебному зеркалу, посмотреть в течение одной минуты на себя и сказать что-то хорошее о себе в утвердительной форме. Например: «Я - хороший друг», «Я - красивая», «Я - сильный» и др. Это пароль для входа. Утверждения не должны повторяться. Каждый раз при «входе» называется новое достоинство.

При выходе из страны Фантазии необходимо снова посмотреть на себя в зеркало и, повторив названное при входе достоинство, добавить, как оно помогло герою в путешествии. Например: «Я - хороший друг. В пути я не оставил в беде своих друзей», «Я - красивая. Красота помогала мне в общении» и т.д. Это пароль для выхода.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗЕРКАЛЬНЫЙ ОРАКУЛ»

На своем пути наши герои сталкиваются с различными испытаниями. Одним из них может стать встреча с Зеркальным оракулом или с Волшебными зеркалами троллей.

Материалы

Зеркала по количеству участников. Участники рассаживаются по кругу. У каждого в руках зеркало. Это и есть Зеркальный оракул.

Инструкция

Путешествуя по стране Фантазии, мы оказались в ущелье Зеркального оракула. Каждый из героев сталкивается с ним на своем пути. Продолжить же путь сможет только тот, кто задаст оракулу вопросы и получит ответы.

Вопросы: Кто я? Что я люблю? Что я не люблю? Что меня пугает? Что имеет для меня большое значение? Чего я хочу? Чего я не хочу? На выполнение этого задания дается 5 минут. Затем проводится обсуждение. Ведущий задает вопросы: Какой вопрос оказался для героев самым сложным? Что отвечал Зеркальный оракул? Какой ответ понравился больше всего? Для чего, на ваш взгляд, в стране Фантазии существует Зеркальный оракул?

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫЕ ЗЕРКАЛА ТРОЛЛЕЙ»

Материалы

Два зеркала примерно одного размера (одно должно быть простым, обычным, другое - нестандартной формы, в красивой рамке, резной или литой; рамки можно сделать из картона, придав обычным зеркалам волшебную форму), два листа бумаги, фломастеры.

Инструкция

Страну Фантазию населяют различные волшебные существа. Глубоко под землей живут тролли-зеркальщики. Они делают разные волшебные зеркала. Сегодня наши герои пройдут испытание Волшебными зеркалами троллей. Зеркало в простой рамке показывает герою мир в серых, пессимистичных красках. Зеркало в красивой рамке показывает мир в ярких, оптимистичных красках. Каждому герою необходимо подойти по очереди к каждому зеркалу, посмотреть в него и записать на листке (он лежит под зеркалом) первое, что пришло в голову по поводу своей личности. На выполнение этого упражнения каждому дается 2 минуты. Обсуждение можно провести по следующим вопросам: Как чувствовали себя герои, когда смотрели в Волшебные зеркала троллей? Какое зеркало понравилось больше? Почему одни герои смотрят дольше в одно зеркало, а другие в другое? Чего сможет достичь каждый герой, если будет смотреть только в одно зеркало?

ИГРА «ЗАМОК ГЕРОЯ»

Часто трудные подростки бывают агрессивными. В связи с этим у них существуют проблемы конструктивного взаимодействия друг с другом. Для разрешения таких проблем проводится эта игра.

Материалы

Скотч, ножницы, картон, коробки разного размера, ватман.

Инструкция

Недавно в стране Фантазии прошел сильный ураган, который наслала великая колдунья Ничто. Этот ураган разрушил прекрасные замки волшебной страны. Настоящие герои не только борются со злом, но и создают что-то новое и прекрасное. Сейчас нам необходимо разделиться на 3 группы по 4 человека. Затем каждая группа героев, используя предложенные материалы, должна за 15 минут создать свой волшебный замок. Очень важный момент - в процессе работы нельзя разговаривать друг с другом, постарайтесь найти другие способы взаимодействия между собой. Через 15 минут группы представляют свои замки.

Обсуждение проводится с помощью вопросов: Хватило ли вам материала? Как работала ваша группа? Был ли у вас ведущий? Как вы понимали друг друга? Довольны ли герои результатом? Сердился ли кто-то на кого-то? От чего зависит успех при такой работе?

УПРАЖНЕНИЕ «ОСЛИНАЯ ШКУРА»

Во многих ситуациях подростки воспринимают себя ниже или выше окружающих. Обе эти позиции изолируют их от других людей и неизбежно приводят к возникновению напряжения в отношениях. Для снятия такого рода напряжения и коррекции самооценки можно использовать данное упражнение.

Инструкция

Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда - хуже. Но настоящие герои чувствуют себя на равных с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Мы попали в заколдованный лес и бродим по нему... Пусть каждый сейчас представит, что все другие герои хуже него. Они слабее, не такие умные, не такие красивые, как ты... Ты один настоящий герой. И не просто герой, а принц или даже король волшебной страны. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (Дается 1 минута на выполнение этого задания.) А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что он хуже других. На тебе теперь ослиная шкура. Это ведьма надела ее на тебя. Ее не так просто снять. А все вокруг видят тебя таким и смеются над тобой. Они гораздо сильнее и умнее тебя. Как ты при этом ходишь, что чувствуешь? (Дается 1 минута на выполнение этого задания.) Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбросьте чары. Мы на волшебной поляне. Разбейтесь на пары. Один из вас должен стать королем, а другой ослиной шкурой. Пусть король расскажет своему партнеру, что ему дает ощущение превосходства, что он чувствует в этом состоянии. (Дается 1–2 минуты на выполнение этого задания.) Теперь пусть ослиная шкура расскажет о своих чувствах. (Дается 1–2 минуты на выполнение этого задания.) Сейчас чары спали, и все герои снова стали равными. Никто не лучше других и не хуже. Что при этом вы видите друг в друге? Что вы можете делать в таком состоянии? Что вы чувствуете? Расскажите об этом друг другу. (Дается 1–2 минуты на выполнение этого задания.) Можно обсудить это упражнение с помощью вопросов: Какие ощущения испытывает король? Есть ли что-то неприятное в превосходстве? Какие есть преимущества у ослиной шкуры? А какие недостатки? Какие преимущества дает равноправие? Бывали ли в твоей жизни моменты, когда ты чувствовал себя королем? А ослиной шкурой?

УПРАЖНЕНИЕ «СОН ГЕРОЯ»

Для того чтобы справляться с ежедневными проблемами, человеку нужен позитивный образ будущего. Особенно это важно в наше время, когда подростки со всех сторон слышат о том, что ничего хорошего от будущего ожидать нельзя. В этом упражнении мы помогаем подросткам разработать свой личный образ будущего.

Инструкция

Вы долго путешествовали и, наверное, устали. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Представьте себе, что каждый из вас заснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит самого себя через пять лет... (На выполнение этого задания дается 15 секунд.) Обратите внимание на то, как вы выглядите через пять лет, где вы живете, что вы делаете. (На выполнение этого задания дается 15 секунд.) Представьте себе, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем работаете? Кто находится рядом с вами? (На выполнение этого задания дается 15 секунд.) Теперь сделайте три глубоких вдоха. Потянитесь, напрягите и затем расслабьте все свои мускулы, откройте глаза. Постарайтесь запомнить все, что вы увидели. Сейчас каждый возьмет лист бумаги, ручку и запишет, каким он будет через пять лет: где будет жить и работать, кто будет рядом. Подумайте также над тем, как вы достигли этого. (На выполнение этого задания дается 10 минут.) После выполнения задания подростки вновь занимают свои места в кругу. Проводится обсуждение: Довольны ли вы увиденным образом будущего? Что понравилось больше всего? Было ли что-то, что не понравилось? Что хотели бы изменить в своем образе будущего? Какие шаги для этого нужно предпринять?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение

детский сад «Алёнка»

Тамбовской области Никифоровского района

Занятие по развитию речи

«Сказочное путешествие»

для детей от 3 до 4 лет

Фёдорова Инна Алексеевна

р.п Дмитриевка, 2017

Программное содержание: продолжать учить детей заинтересованно слушать знакомые сказки, стихотворения; на­зывать произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него; читать наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи воспитателя; учить описывать предмет, опираясь на вопросы воспитателя; усвоить практически слово-образование при помощи уменьшительно-ласкательных суф­фиксов; воспитывать умение слушать музыку, отображать в пе­нии характер героя.

Словарная работа: Леночка, Ромочка, лягушечка, лас­ ковое слово, беспечно.

Наглядные средства, материалы:

    кукольный театр, маски волка, лисы, лягушки;

    игрушка заяц;

    чудесный мешочек, огурец, помидор, морковь, яблоко, ман­дарин;

Магнитофон, записи музыки.
Предварительная работа: чтение сказок, слушание

и разучивание песенок на музыкальных занятиях, заучивание стихотворений.

Ход занятия

В зале расположена ширма для кукольного театра. На сце­не - теремок, деревья.

Звучит русская народная музыка «Я на горку шла».

Дети сидят на стульчиках - слушают.

Воспитатель. Слетелись птицы с моря,

Садились на заборе.

Пели птицы, сказывали птицы

Песни да сказки, были да небылицы.

Одну я переняла,

Да вам принесла.

Любите ли вы сказки? А сможете ли вы узнать, о какой сказ­ке говорится так...

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов? (Теремок.)

Сегодня жильцы теремка нам будут помогать заниматься. Вы помните, кто первым нашёл теремок? (Мышка.)

(На сцене появляется Мышка. Звучит песенка Мышки - ис­ полняют дети.)

Как построен теремок!

Дверь запру я на замок.

Лягу спать под печкой,

Заживу беспечно.

Вслед за Мышкой к теремку прискакала... кто? (Лягушка.)
(На сцене появляется персонаж. Звучит песенка Лягушки - исполняют дети.)

В терем я хочу вселиться,

Танцевать и веселиться.

Мне наскучила трава!

Отоприте! Ква-ква-ква!

Ребята, ведь вам знакома не только сказка «Теремок». Давайте попробуем узнать другие сказки по стихотворениям.

Сказки просят: «А сейчас

Вы, друзья, узнайте нас!».

Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке.

(Колобок.)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!..

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Кот, петух и лиса.)

А дорога далека,

А корзина нелегка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

(Маша и медведь.)

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то.

(Волк и семеро козлят.)

Воспитатель. Молодцы, много сказок знаете. А теперь послушайте песенку и ответьте, кто нам поможет заниматься дальше?

(Музыкальный руководитель исполняет «Песенку зайчика».)

Не люблю грозу и стужу,

Тёплый дом мне очень нужен.

Кто живёт в терему?

Скучно мне одному.

Воспитатель. Вот он, наш помощник. (Из-за ширмы вос­ питатель выносит зайчонка-игрушку.)

Ребята, зайчонок принёс мешок. Интересно, что в нём?

Что это? (Морковка.)

Какая она? (Длинная, оранжевая.)

Что это? (Огурец.)

Какой он? (Длинный, зелёный.)

Что это? (Яблоко.)

Какое оно? (Круглое, красное.)

Что это? (Апельсин.)

Какой он? (Круглый, оранжевый.)

Что это? (Помидор.)

Какой он? (Круглый, красный.)

(Затем дети берут в руки предмет и сами его описывают. В одну вазу откладывают фрукты, в другую - овощи. Закрепляют обобщающие слова.)

Воспитатель. Молодцы! Справились с заданием. Кто же ещё просился в теремок? Послушайте стихотворение.

1-й ребенок.

Я - красавица лисица,

Ночью мне в лесу не спится.

Там и сыро, и темно,

Да не ела я давно.

Я хочу, чтоб спали ушки

На пуховенькой подушке,

Чтобы хвост мой спал в постели,

В нежной тёплой колыбели

. (Дети называют: лиса.)

2-й ребенок.

Я серый волк клыкастый,

Ягнят ворую часто.

А иногда ворую кур,

Ведь я прожорлив чересчур.

Меня охотники не любят,

Боюсь, они меня погубят,

За то, что хмур и нелюдим.

Мне теремок необходим.

Воспитатель. Вот сколько зверей собралось в теремке. Жили они дружно, не обижали друг друга, называли друг друга ласково. Как вы думаете, как ласково называли Лису? (Лисичка). А как лисичка называла Волка? (Волчок). Как звери ласково об­ращались к лягушке? (Лягушечка).

3-й ребенок.

Мы лягушечки-квакушечки,

Мы зелёные лягушечки.

Мы лягушки-невелички,

Мы весёлые сестрички.

Мы уже не головастики,

Мы лягушечки-глазастики.

Воспитатель. Вот какое ласковое стихотворение нам прочла Наташенька. Давайте ласково называть друг друга по именам - Танечка, Леночка, Яночка, Димочка...

Ну, делу время, потехе час! Пора становиться в «Ласковый хоровод».

(Дети идут по кругу и поют.)

Хоровод водили, ласковыми были,

В кружок вызывали, имя называли.

Выйди, Леночка, в кружок,

Возьми, Леночка, цветок.

(На проигрыш дети выполняют ритмичные движения под музыку, вызванный ребёнок танцует в кругу.)

Воспитатель. Молодцы! Хоровод хорошо водили! (Воспитатель выносит большую игрушку - медведя. Чита­ ет.)

Что за дом стоит красивый!

Я такого не видал!

Спал в берлоге я всю зиму,

Лапу с голоду сосал.

После спячки, жарким летом

Поживу я в доме этом.

Теремок хорош, высок

Просто чудо-теремок!

Воспитатель. Вот и медведюшка пожаловал в теремок. Все звери собрались.

Подошло к концу наше занятие, спасибо нашим друзьям за помощь, Зайчику - за овощи и фрукты.