Смежная рифмовка примеры. б) Видоизмененный квадрат. Классификация по месту ударения

  • Дата: 21.09.2019

Рифмовка - словно игра в кубики: ты можешь ставить рядом два жёлтых, потом - два красных или чередовать их… Комбинаций много.

Но есть «классические» способы рифмовки, о которых современные поэты (в кавычках и без) иногда забывают, а некоторые начинающие пииты, возможно, имеют об этих готовых формах весьма смутное представление.

Итак, РИФМОВКА - это порядок чередования рифм в стихе.

Раз уж зашла речь о рифмовке, не обойтись и без понятия «строфа».

СТРОФА - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах. В большинстве случаев строфа представляет собой законченное синтаксическое целое.

Виды строф: двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава). Кроме того, различают устойчивые формы строфы, традиционно связанные с определенным жанром: балладная строфы, одическая строфа, лимерик и др. Особое место занимает изобретенная А.С. Пушкиным онегинская строфа, которой, помимо "Евгения Онегина", написана, например, поэма М.Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша". В поэзии разных народов есть и другие виды устойчивых строф.

Одной из наиболее популярных в русской поэзии строф является катрен. В катрене могут использоваться следующие схемы рифмовки.

1.Смежная рифмовка«ААBB».

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, - (А)

Мы хлеба горбушку - и ту пополам! (А)

Коль ветер лавиной, и песня - лавиной, (В)

Тебе - половина, и мне - половина! (В)

(А. Прокофьев)

2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».

О, есть неповторимые слова, (А)

Кто их сказал - истратил слишком много, (В)

Неистощима только синева (А)

Небесная и милосердье Бога. (В)

(А. Ахматова)

3. Кольцеваярифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА»

Уж подсыхает хмель на тыне. (А)

За хуторами, на бахчах, (В)

В нежарких солнечных лучах (В)

Краснеют бронзовые дыни… (А)

(А. Бунин)

4. Холостая рифмовка - в строфе помимо рифмованных строк присутствуют незарифмованные.

Чаще всего первый и третий стих не рифмуются - «АВСВ». А можно, наоборот, второй и четвёртый стих оставлять без рифмовки - «АВАС».

NB . Холостую рифмовку русские поэты заимствовали из немецкой поэзии в XIX веке. Известно, что Г.Гейне часто использовал именно такой способ рифмовки (его стихи в то время в большом количестве переводились на русский язык). Например:

Бушуют кудри у ней по плечам, (А)

Как смоляные реки. (В)

От этих огромных ясных очей (С)

Займется дух в человеке. (В)

Так что холостая рифмовка - вовсе не недостаток стихотворения. Читайте классику, господа!

В поэзии XX века и современности такие схемы тоже не редкость.

5. Смешанная рифмовка (вольная) - способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах.

Пример смешанной рифмовки (АААВАВ):

Ревёт ли зверь в лесу глухом, (А)

Трубит ли рог, гремит ли гром, (А)

Поёт ли дева за холмом - (А)

На всякий звук (В)

Свой отклик в воздухе пустом (А)

Родишь ты вдруг. (В)

(А.С. Пушкин)

Исторически сложился ряд«твёрдых строфических форм»- устойчивых строфических схем стихотворных текстов.

Твёрдая форма - промежуточное звено между стандартной строфой и жанром. Это особая строфа или совокупность строф определённого размера, иногда с установленным традицией порядком рифм или порядком стихов. Часто бывает связана с конкретной тематикой и тогда приближается к жанру. К примеру, сонетом могут называть и особый вид сложной строфы (состоящей из простых строф), и жанр. К числу подобных строфических схем относятся: терцины, октава, триолет, классическая баллада, различные виды рондо, лимерик (в Европе), рубаи, танка и хайку (в Азии) и др. В русской поэзии к ним относится онегинская строфа.

ТЕРЦИНА - ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC...(«Божественная комедия» Данте).

Земную жизнь пройдя до половины, (А)

Я очутился в сумрачном лесу, (В)

Утратив правый путь во тьме долины. (А)

Каков он был, о, как произнесу, (В)

Тот дикий лес, дремучий и грозящий, (С)

Чей давний ужас в памяти несу! (В)

Так горек он, что смерть едва ль не слаще. (С)

Но, благо в нем обретши навсегда, (D )

Скажу про все, что видел в этой чаще… (С)

(А. Данте)

РУБАИ - четверостишие с рифмовкой по схеме ААВА:

В колыбели - младенец, покойник в гробу: (А)

Вот и всё, что известно про нашу судьбу. (А)

Выпей чашу до дна и не спрашивай много: (В)

Господин не откроет секрета рабу. (А)

(Омар Хайям)

ЛИМЕРИК -пятистишие, написанное чаще всего анапестом (реже - амфибрахием или дактилем), с рифмовкой ААВВА. В лимериках3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.

Жил-был старичок у причала,

Которого жизнь удручала.

Ему дали салату

И сыграли сонату,

И немного ему полегчало.

ОКТАВА - строфа из 8 строк с рифмовкой ABABABCC :

Обол - Харону: сразу дань плачу (А)

Врагам моим. - В отваге безрассудной (В)

Писать роман октавами хочу. (А)

От стройности, от музыки их чудной (В)

Я без ума; поэму заключу (А)

В стесненные границы меры трудной. (В)

Попробуем, - хоть вольный наш язык (С)

К тройным цепям октавы не привык. (С)

(Д.С.Мережковский)

ТРИОЛЕТ -восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.

О, юность, быстрая моя, (В)

Одно сплошное заблужденье! (А)

Ты промелькнула, как виденье, (А)

И мне осталось сожаленье, (А)

И поздней мудрости змея. (В)

Ты промелькнула, как виденье,— (А)

О, юность быстрая моя! (В)

(К. Бальмонт)

СОНЕТ - стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на 2 рифмы и двух терцетов (трехстиший) на 3, реже - на 2 рифмы. Схемы рифмовки: во «французской» последовательности - ABBA ABBA CCD EED (или CCD EDE ) или в «итальянской» - ABAB ABAB CDC DCD (или CDE CDE ). «Шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой, строится по такой схеме: ABAB CDCD EFEF GG (три катрена и заключительное двустишие).

Например: «Прекрасный облик в зеркале ты видишь…» (У.Шекспир).

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - твёрдая форма в русской лиро-эпической поэзии, впервые введённая в неё А.С.Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Строфа состоит из 14 стихов, объединённых постоянной рифмовкой AB AB CCDD EFF EGG .

Ещё несколько распространённых видов рифмовки.

МОНОРИМ -стих, построенный на одной рифме - монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…), редкий вевропейской поэзии, но широко распространённыйв классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард...Пример фарда:

Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,

Когда уверен ты, что будет толк.

ПАНТОРИФМА (панторим) - стих, в котором все слова рифмуются междусобой.

Опьяняетсмелыйбег,

Овеваетбелыйснег,

Режутшумытишину,

Нежатдумы про весну.

(В. Брюсов)

РИФМОВКА 4+4 ("квадратная рифмовка") -рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD

А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий -

Ночью снял на память гром.

Мёрзла кисть сирени. В это

Время он, нарвав охапку

Молний, с поля ими трафил

Озарить управский дом.

(Б.Л. Пастернак)

РИФМОВКА 3+3 ("треугольная рифмовка") - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.

А потом мне снились горы - (A )

В белоснежных одеяньях (B )

Непокорные вершины, (C )

И хрустальные озёра (А)

У подножий великаньих, (В)

И пустынные долины... (С)

(В. Невский)

Кроме рифмованного, существуют различные виды нерифмованного стиха. Но это уже другая тема.

Литература:

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов// URL : http://www.gramma.ru .

Справочник по стихосложению// Портал «Русские рифмы». - URL : http://rifma.com.ru/AZ-STR.htm .

Строфика// Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия». - URL :

Первая из них (она также называется трехсложной) подразумевает наличие ударения на третьем с конца слоге (приятели – мечтатели). Вторая – на четвертом и остальных по направлению к началу слова.

Обратите внимание на то, как рифмующиеся строки расположены внутри строфы. Строфа – это совокупность строк, которые объединены в одно целое рифмовкой, метрическим и ритмическим строением. Если автор зарифмовал первую строку со второй, а третью – с четвертой, можно утверждать, что он воспользовался смежной рифмой. Стихотворения , построенные по такому принципу, обычно легки для запоминания.

Строки, рифмующиеся через одну(первая - с третьей, вторая – с четвертой и т.д.), говорят о наличии перекрестной рифмы.

Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма характеризуется зарифмованными друг с другом первой и последней строкой в строфе.

Для обозначения сочетания рифмующихся строк обычно пользуются латинского алфавита. Смежная рифма схематично будет представлена так: aabb, перекрестная – abab, кольцевая – abba.

В завершение определите тип рифмы по количеству совпадающих звуков. По этому признаку они делятся на точные и . При употреблении точной достаточной совпадают последний ударный звук и звуки, идущие за ним (приходится – заботиться). К этому же типу относятся йодированные рифмы, в которых звук j может выпадать или добавляться. В строфах с неточной рифмой одинаковыми будут только последние ударные звуки, а созвучие всех последующих может быть только частичным.

Рифмой называют последовательное употребление в строках конечных слогов, сходных по звучанию. Рифма помогает создать в произведении акцент на ритмическом рисунке поэтического текста. Для определения рифмы используется несколько основных характеристик.

Инструкция

Чтобы определить первую характеристику , посчитайте, на какой слог в рифмованных падает .
Если ударение в последних рифмованных строк падает на последний слог, то такую называют мужской. Пример употребления мужской рифмы – «крОвь-любОвь».
Если ударение падает на предпоследний слог, то определите рифму как женскую. Пример - «мАма-рАма».
Различают также и трехсложную или дактилическую рифму – это та рифма, в которой ударение падает на третий с конца слог. Например, «страдАния-прощАния».
Существует и гипердактилическая рифма – в ней ударение падает на четвертый слог с конца и далее, но она используется довольно редко.

Когда не в шутку занемог,

Картограф был, наверное, в азарте

Иль с дочкою судьи накоротке.
Обозначение: ABBA

Помните, что в поэтическом произведении различные рифмы и различные способы рифмовки могут сочетаться в самых различных комбинациях. Поэтому, чтобы определить рифму в данном произведении, проанализируйте каждую строку. Даже в пределах одной строфы можно встретить разные виды рифмовки. Особенно часто наблюдается в современных поэтов.
Рифма может быть точной и неточной. В неточной рифме конечные слоги могут быть схожи лишь отдаленно. Это тоже одна из отличительных черт современного поэтического текста.

Видео по теме

Полезный совет

Есть и другие термины, связанные с рифмами.

Панторифма – это прием, при котором все слова в одной и в следующей строке рифмуются между собой.

Сквозной называют рифму, которая проходит через все стихотворение.

Рифма - это концевое созвучие слов. Наряду с ритмом, она является одним из признаков, отличающих поэзию от прозы. Любому поэту, таким образом, нужно уметь подбирать рифмы.

Инструкция

Основа рифмы - совпадение ударной гласной. Слова «палка» и «селедка», хотя и обладают одинаковыми окончаниями, но различаются ударными гласными, а потому и не рифмуются.

Следует избегать и слишком полного совпадения рифмующихся слов. В поэтической среде это явление известно под шутливым названием «рифма ботинок-полуботинок».

В качестве художественного приема вполне допускается рифмовать , если различие их смысла обыграно в стихе, а также слова, которые пишутся и произносятся одинаково в определенных грамматических формах. Например, у того же Пушкина есть строки:

На самом деле, принципы подбора рифм очень просты. В первую очередь, читатель хочет встретить рифмы нетривиальные, непривычные. Банальные сочетания, вроде «слезы-морозы» и « -кровь», давно набили оскомину. Для того чтобы не допускать таких пошлых банальностей в своем творчестве, начинающему автору стоит изучить некоторые теоретические основы.

Разновидности рифм

Некоторые поэты считают, что поэтическое искусство – это порыв души, он иррационален и нелогичен. На самом деле в стихосложении существуют свои законы, и даже рифмы поддаются классификации. Знание различных видов рифм может помочь поэту подобрать хорошее созвучие.

Параллельная рифма – когда поэт рифмует одинаковые части речи: «страдать-мечтать», «холодный-голодный», «море-горе». Подобрать параллельную рифму не составляет труда, однако читатель часто воспринимает ее как банальную и неинтересную. Конечно, такие рифмы имеют право на существование, но использовать их стоит как можно реже.

Разнородная рифма – когда в отличие от параллельной рифмы созвучные слова являются разными частями речи: «дней-быстрей», «людей-убей».

Панторифма – когда в стихе рифмуются все слова, а не только последние строчки:
Вместо имения вымыты
Местоимения "вы", "мы", "ты".

Не существует стихов, построенных с использованием исключительно панторифмы, в поэзии они встречаются лишь фрагментарно. Такую рифму подобрать довольно трудно, так что поэта вряд ли упрекнут в банальности за использование в стихе панторифмы.

Перекрестная рифма (АВАВ) – когда поэт рифмует строчки через одну, как, например, в произведении А. Ахматовой:
А ты думал - я тоже такая (А),
Что можно забыть меня (В),
И что брошусь, моля и рыдая (А),
Под копыта гнедого коня (В).

Это – один из самых распространенных вариантов рифм, который, не теряет своей актуальности.

Псевдорифма – неточная рифма. В словах совпадают ударные гласные, послеударные слоги лишь созвучны: «радости – старости». Существует множество разновидностей псевдорифм. К примеру, переставленная рифма – рифма, построенная на перестановке слогов: «резче – через». Такие рифмы используются крайне редко, однако ими не стоит злоупотреблять: может сложиться впечатление, что поэт гонится за оригинальностью формы в ущерб содержанию.

Еще одна из разновидностей неточной рифмы – префиксальная, которая строится на общих окончаниях слов и ритмичном созвучии префиксов: «выкрики – выкройки».

Предударная рифма – псевдорифма, в которой совпадает ударная гласная и предударные слоги: «пролетарий – пролетает». Чем больше слогов совпадает в словах, тем лучше звучит такая рифма.

Приемная рифма – тип псевдорифмы, когда в окончаниях слов есть различия, однако они созвучны: «сельдь-медь», «фрукт-фунт».

Пятерная рифма – когда в своем стихотворении поэт рифмует пять строк.

Гипердактилическая рифма – такая, в которой падает на пятый с конца слог: «волнующаяся –любующаяся».

Равносложная рифма – когда рифма строится на созвучии слов с одинаковым количеством послеударных слогов. Пример – стихотворение Ф. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Поэтические хитрости

Главное правило в подборе рифмы – совпадение ударной гласной. Слова «марка-горка» не рифмуются, хотя последние буквы полностью совпадают.

Использование сочетаний вроде «любви-сними» допустимо: такие рифмы называются ассонансными и пользуются популярностью в современной поэзии.

Стих воспринимается на слух, а не визуально. Если написание слова отличается от произношения, рифма может плохо выглядеть на бумаге, но звучать при этом четко. Пример такой рифмы можно найти у Пушкина: «скучно-душно».

Стоит по возможности отказываться от слишком полного повторения слов, используемых в рифме. Слова должны быть созвучными, но не повторяться практически полностью.

Если хорошую рифму подобрать не удается, можно поставить проблемное слово в середине строки.

Видео по теме

Источники:

  • Изображение: как подобрать рифму в 2019
  • В.В. Онуфриев "Словарь разновидностей рифмы" в 2019
  • Ещё немного о банальных рифмах и стихосложении в 2019
  • Как найти рифму. Инструкция в 2019

В рэп-тусовке только и разговоров, что о двойных рифмах. Там говорят о том, как чертовски здорово слушать как совпадают не только ударные, но и безударные гласные. И окончание строки имеет сразу два слова, на которые будет подбираться рифма…

Да-да, двойные рифме в рэп-тусовке имеют какое-то магическое воздействие – их упоминают в батлах, над ними подшучивают, но всё также неустанно боготворят. На самом деле, способов рифмовать гораздо больше – пришло время рассказать и о них.

Группируем по степени сложности – от самого простого до ада адского.

1) Глагольная рифма

Это самый простой из существующих видов рифмы, а всё благодаря разнообразию глаголов в русском языке. Глагольную форму постоянно использовали многие известные поэты, но в рэп-тусовке она считается «зашкварной».

Его девушка неделю уговаривала трусы снять ,
но он ответил ей песней. Ну что с него теперь взять ?

(Басота на батле против Meowizzy)

2) Квадратная рифма

Квадратная рифма – это рифма, в которой у рифмующихся слов совпадают окончания. Например, мама – рама, пендель – крендель. Она в свою очередь делится на три типа.

а) Стандартный квадрат

Ваня Noize – охуенный пацан! Шутка! Он тупой гандон .
Мой куплёт входит в тебя как нож в картон .

(Гарри Топор против Noize MC)

б) Видоизмененный квадрат

Речь идет об изменении падежа или числа, а следовательно и окончания у одного из рифмующихся слов.

Твой рэп – без яиц, в игре ты не имеешь веса ,
Твой рэп – без яиц, ты не поэт, ты – поэтесса .

(ST против Гарри Топора)

Кстати, формы прилагательное-прилагательное и прилагательное-наречие тоже считаются квадратами.

Картина Александра Тимарцева «Опять квадратная рифма»

3) Акцентная/на созвучия

Следующая ступень развития для текстовиков – акцентная рифма или рифма на созвучия. И двойные, и тройные рифмы должны быть именно акцентными.

а) Точная

Точная рифма на созвучия – рифма, при которой у слов разные окончания, но есть созвучные слоги. Чем больше созвучных слогов, тем объемнее и сложнее она становится.

Точная рифма на созвучия имеет рифмующееся окончание, но при этом не является квадратной. Например, в первой строке используем слово «храм». Нам нужно слово с одним слогом и гласной «а», при этом на конце не должно быть букв «м» или «н». Например, слово «мрак». Храм-мрак – акцентная рифма на один слог.

Очень любит идеи Сталина Слава Карелин
И Иосиф у тебя внутри будто ты срака Валерии .

(Эрнесто Заткнитесь против Гнойного)

б) Неточная

Неточная рифма на созвучия – это рифма, где последние слоги не рифмуются. Например, нам нужно подобрать рифму на слово «мокрота». Транскрипция будет «нар-ко-та». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «мокро». Например, слово «балконный». Хорошо рифмуются два слога, но окончания неточные «та»=«ный». Но в общем получилась акцентная рифма на два слога наркота-балконный.

Теперь ловите примеры акцентных рифм с разным количеством слогов:

  • на один слог

Так вот. Ты любитель рисоваться, этот батл добавит красок на твой тусклый холст .
Ведь три моих раунда это триптих и я пускаю грехи по кругу я большой русский Босх .

(Rickey F против Sin)

  • на два слога

Кстати, после той шумной рыбалки Окси как-то приезжал в Москву инкогнито .
Угадайте, кого он встретил первым тем ранним утром? Александра Пархоменко .

(Дуня против Oxxxymiron)

  • на три слога

И это не ты, а кто же ты? Приспособленец, конъюнктурщик .
В русрэпе существуешь только как ведущий .

(Oxxxymiron против ST)

в) На шипящие/ться-ца

Это еще один пример простых рифм. В них рифмующиеся слоги имеют согласную «ш», «щ», «ц» или «ж». Они облегчают рифмовку, и пропадает престижность рифмы.

Он любит бить, но десять лет он бил баклуши .
Можешь навешать хорошо, но в основном лапши на уши .

(ST против D.Masta)

Наконец, перейдем к сложной рифмовке, к которой нужно стремиться всем батл-рэперам.

4) Внутренняя рифма

Итак, внутренняя рифма. Это вид рифмы, когда в строке рифмуется не одно слово, а несколько – в середине строки и в конце. Это могут быть как обычные два слова, так и две двойных рифмы.

а) Обычная внутренняя

Стандартный вариант, когда рифмуется слово в середине и в конце фразы.

Я рэпер, ты балагур , в этом батле ты падаван .
Дай мне рэп, а не каламбур , и куплеты, а не балаган .

(Oxxxymiron против ST)

б) Двойная внутренняя

Здесь рифмуются уже как минимум три слова. Причем, в конце может быть, как даблрайм, так и простая акцентная рифма. То же самое и в середине.

Он реально до баттла в боксёрских перчатках в спортзале заснял фотосет
Я ебать обосрался . Ты взял с собой капу ? Я-то думал, что баттл – эссе.

(Oxxxymiron против Johnyboy)

в) Множественная внутренняя

Здесь количество вариантов практически неограниченно. Все строки могут состоять из следующих друг за другом двойных или тройных рифм.

Только ты не ST1M, панк , тик-так , мой стиль тебя угостит так ,
Что тебе понадобятся механизмы в организме , как стимпанк , сука.

(Oxxxymiron против Johnyboy)

5) Начальная рифма

Суть начальной рифмы в том, что рифмуются слова на конце одной из строк, потом в начале и в конце второй строки. Также две строки могут рифмоваться только в конце, а третья будет рифмоваться с ними, но в начале.

Не до сна – мне шлют куплеты в скайп – метаспам ,
Молитесь на рэп? Я приду в этот храм – Герострат ,
Мне насрать , вам уходить с фарватера пора .

6) Двойная рифма/даблраймы

Это как раз те самые двойные рифмы, о которых говорят на каждом втором батле. Их не так сложно придумывать, при этом они хорошо звучат. Отсюда такая их популярность.

Сложность двойной рифмы зависит от суммы рифмующихся слогов. При даблраймах рифмуются два последних слова в строке.

Я был не на коне, я об этом помню. Порой с оппонентом идёшь впритык ,
Но сегодня я здесь и сегодня я в форме, сегодня мой хуй отсосёшь мне ты.

(Oxxxymiron против Johnyboy)

7) Тройная рифма/триплраймы

Этот вид рифмовки можно отнести к элите. Это более сложный и менее распространенный вариант двойной рифмы, когда рифмуются три последних слова в строке.

Нам тут пришлось выбиваться фактически из нулей ,
Измеряя длину дистанции количеством пиздюлей ».

8) Полнострочная рифмовка/панторифма

Самая сложная и престижная рифма. Суть её в том, что рифмуются все слова в каждой из строк. Немногие могут писать чистой панторифмой. Чаще всего её используют вкраплениями, так как весь текст, написанный панторифмой, превращается в ррр.

Годы словно Одиссея по окраинам,
Город Лондон против всех, часть вторая, ман.

9) Плотная рифмовка

Это частный случай множественной внутренней рифмы. Все слова в строках должны содержать один и тот же или несколько общих слогов.

Мой прогноз – ты про играешь, бро , и прост о пой дешь домой ».

Рифма - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство. В отличие от аллитерации и ассонанса (которые могут возникать в любом месте текста), рифма определяется позиционно (положением в конце стиха, захватывающим клаузулу). Звуковой состав рифмы - или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, - различен в разных языках и в разное время.

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают три типа рифмы:

мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Смерть":
Оборвана цепь жизни молодой,
Окончен путь, бил час, пора домой,
Пора туда, где будущего нет,
Ни прошлого, ни вечности, ни лет.

женская рифма, где оно падает на предпоследний.

дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1 и 3 строки стихотворения С.А. Есенина "Русь", а 2 и 4 являются ещё одним примером мужской рифмовки:
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избёнки леса,
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.

гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, - используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В.Я. Брюсова:
От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются...

Например, в четверостишии возможны кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма abba, смежная рифма aabb, перекрёстная рифма abab и, реже, сквозная рифма aaaa.

Существует множество классификаций рифм , в одном только словаре В.В. Онуфриева насчитывается около двухсот разновидностей рифм, значительная часть из них – редкие, либо экспериментальные. Поэтому перечислять их все не имеет смысла, считаю нужным остановиться только на некоторых, самых значимых.

1) По положению от конца строки ударного звука.

Мужская – с ударением на последнем слоге:

И море, и буря качали наш челн;

Я, сонный, был предан всей прихоти волн.

Две беспредельности были во мне,

И мной своевольно играли оне.

Ф. И. Тютчев. Сон на море

Женская – с ударением на предпоследнем слоге:

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют.

Ф. И. Тютчев. Тихой ночью, поздним летом…

Это интересно: термин «женская рифма» пришёл из старофранцузкого языка, где слова женского рода заканчивались сильным ударным и слабым безударным слогом.

Дактилическая – с ударением на третьем от конца слоге:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

М. Ю. Лермонтов. Тучи

Это интересно : такое название дактилическая рифма получила, поскольку по своей форме образует конечную дактилическую стопу (т.е. трехсложную стопу с ударением на первом слоге, на схеме это хорошо видно).

– Гипердактилическая – с ударением на четвертом и любых предыдущих слогах:

Леший бороду почесывает,

Палку сумрачно обтесывает.

В.Я. Брюсов. Сны человечества

Такая рифма в русском языке встречается довольно редко и почти никогда не является точной. Обычно её используют в стилизациях, пародиях или экспериментах, в «обычных» стихах она почти никогда не встречается за счёт своей необычности.

2) По степени фонетического созвучия (по точности / неточности)

Точная рифма – рифма, в которой совпадает качество и количество послеударных согласных и гласных звуков. Чем их больше, тем рифма точнее.

Пример точной рифмы:

Рифма, звучная подруга

Вдохновенного досуга,

Вдохновенного труда,

Ты умолкла, онемела;

Ах, ужель ты улетела,

Изменила навсегда?

А. С. Пушкин. Рифма, звучная подруга…

Пример неточной рифмы:

В тихий час, когда заря на крыше ,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер ,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –

К светлой тайне приложил уста.

С.А. Есенин. Не бродить, не мять в кустах багряных…

3) По степени фонетического богатства (богатая / бедная).

Вот что пишет по этому поводу Юрий Лукач:

«Точная рифма является богатой, если в ней совпадает предударный согласный (называемый опорным).

Мужские рифмы, оканчивающиеся гласным, всегда богаты (вы-Невы, дитя-шутя). Единственное допустимое исключение: чередование опорного [й] с опорным мягким согласным (я-меня, мои-любви). Такая рифма достаточна, но бедна – она употреблялась русскими романтиками, позже встречается редко.

Все прочие рифмы могут быть точными и бедными одновременно. Примеры богатых рифм: ряб-араб, говеть-медведь, лоб-циклоп. Примеры бедных рифм: слаб-араб, чуду-забуду, лоб-зоб.»

Точных и богатых рифм, естественно, гораздо меньше, чем неточных, и большинство из них употреблялись по многу раз, переходя в разряд банальных – кровь – любовь, пой –бой, солнце – оконце и так далее. Поэтому в современной поэзии используется больше неточных рифм. Главное тут – не переборщить и соблюсти норму. Допустим, если всё ваше стихотворение держится на точных рифмах, одна неточная будет портить всю картину, выглядеть откровенно слабой и натянутой. А точная рифма в финальном двустишии английского сонета может оказать эффект разорвавшейся бомбы и достойно завершить стихотворение.

4) По лексическим признакам.

Тавтологическая – полный повтор слова или словоформы (слово рифмуется само с собой). Примеры – знаменитый «ботинок – полуботинок», «любил – не любил», «пришёл – ушёл». Следует отличать от омонимической и каламбурной рифмы.

Пример – хрестоматийное пушкинское:

«Всё мое»,- сказало злато;

«Всё мое»,- сказал булат.

«Всё куплю»,- сказало злато;

«Всё возьму»,- сказал булат.

А.С. Пушкин. Злато и булат

Тавтологическая рифма зачастую случайно «проскальзывает» в стихах начинающих авторов. Это довольно распространённая ошибка, её лучше не избегать, если только вы не добиваетесь тавтологической рифмой определённого эффекта (как в примере выше).

Омонимическая – рифма, в которой написание и звучание рифмующихся слов совпадает, но слова имеют различное значение, например: ключ (средство открывания замка) – ключ (родник), стекло (существительное) – стекло (глагол) и т.д.

Мне боги праведные дали,

Сойдя с лазоревых высот,

И утомительные дали,

И мёд укрепный дольних сот.

Когда в полях томленье спело,

На нивах жизни всхожий злак,

Мне песню медленную спело

Молчанье, сеющее мак.

Когда в цветы впивалось жало

Одной из медотворных пчёл,

Серпом горящим солнце жало

Созревшие колосья зол.

Когда же солнце засыпало

На ложе облачных углей,

Меня молчанье засыпало

Цветами росными полей.

И вкруг меня ограды стали,

Прозрачней чистого стекла,

Но тверже закалённой стали,

И только ночь сквозь них текла,

Пьяна медлительными снами,

Колыша ароматный чад.

И ночь, и я, и вместе с нами

Мечтали рои вешних чад.

Ф.Сологуб. Мне боги праведные дали,

Каламбурная – схожа с омонимической, только вместо абсолютно идентичных по написанию и звучанию слов применяются рифмы, основанные на фонетическом звучании нескольких слов, например:

Нёс медведь, шагая к рынку,

На продажу мёду крынку.

Вдруг на мишку — вот напасть —

Осы вздумали напасть!

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

Я.А. Козловский

С нею я дошёл до сада

И прошла моя досада,

И теперь я весь алею,

Вспомнив тёмную аллею.

Д.Д. Минаев

Каламбурная рифма успешно используется в пародировании. Но удачная каламбурная рифма может послужить и удачным украшением серьёзного стихотворения.

Паронимическая – рифма, образуемая словами, близкими по звучанию и написанию – паронимами.

Темной славы головня,

Не пустой и не постылый,

Но усталый и остылый,

Я сижу. Согрей меня.

В. Хлебников. О, черви земляные…

5) По частеречной принадлежности:

однородная : глагольная, именная, местоимённая и др.

разнородная : глагольно-именная, именно-числительная, именно-именная (существительное+прилагательное) и т.д.: Китай — играй.

составная – рифмы с участием союзов, частиц, местоимений и служебных частей речи: ка, же, ли, ль, то, я, ты, он, ведь, лишь, уж, бы, вы, мы, их и т. п.

6) По степени новизны (банальные / оригинальные).

7) По языковой принадлежности (макароническая рифма).

Особый вид рифмы, когда слова русского языка рифмуются со словами другого языка:

Hу, – думают, – команда!

Здесь ногу сломит черт,

Es ist ja eine Schande,

Wir mussen wieder fort.

А. К. Толстой. История государства российского…