Федеральная серебряная медаль за успехи в обучении. Полезные советы о том, как получить золотую медаль в школе

  • Дата: 26.09.2019

С начала 2013-2014 учебного года вступил в силу новый закон об образовании, который отменяет награждение выпускников школ золотыми и серебряными медалями и устанавливает новые образцы аттестатов о среднем общем образовании с отличием, похожие на аттестаты обладателей золотых медалей.

Теперь решение вопроса «вручать или не вручать медали?» полностью зависит от региональных властей.

Далее - Как выглядят школьные медали прошлого и настоящего

Школьные медали в России впервые были официально введены в 1828 году «Уставом гимназий и училищ уездных и приходских» . До этого вручение различного вида школьных медалей происходило бессистемно и полуофициально.

Источник: www.fresher.ru

Медали Росссийской империи

Начиная с 1828 года, золотые медали стали присуждаться выпускникам, показавшим отличные оценки по всем предметам гимназического курса. Их присуждал совет гимназии, чье решение в период до 1835 года подлежало утверждению университетом, а после 1835 года - учебным округом.

В 1835 году императором Николаем I была утверждена единая медаль для мужских гимназий «За успехи в науках». Лицевая сторона медали была украшена государственным гербом (двуглавым орлом). На обороте изображалась покровительница наук Минерва, стоящая с поднятым в левой руке светильником. В ее правой руке был лавровый венок, у ног – сова и атрибуты наук (свитки и глобус) и надпись – «ПРЕУСПЕВАЮЩЕМУ».

«Мужские» гимназические медали чеканились двух видов – большая из серебра, и малая из золота. Они просуществовали без серьёзных изменений до 1917 года.

Источник: www.fresher.ru

Золотая медаль мужских гимназий имела диаметр 32-33 мм, вес 25-26 граммов и делалась из чистого золота 990-й пробы. Серебряная медаль изготавливалась из серебра и имела диаметр 43 мм.

Чтобы получить золотую медаль, нужно было иметь примерное поведение, оценки «отлично» по латинскому, древнегреческому языкам и математике и средний балл не менее 4,5 по всем остальным дисциплинам.

В 1870 году, после утверждения положения о женских гимназиях, право быть награжденными золотыми и серебряными медалями наравне с юношами получили и девушки. «Женские медали» были двух видов, так как частью гимназий ведало Министерство народного просвещения, а над остальными шефствовала императрица Мария Александровна. На медалях, которыми ведала императрица, оборотная сторона украшалась венком из лозы и гроздей винограда и надписью «ДОСТОЙНЕЙШИМ ИЗ ОКОНЧИВШИХ КУРС В ЖЕНСКИХ ГИМНАЗИЯХ».

Медали гимназий Министерства просвещения были украшены изображением покровительницы наук Минервы, стоящей со светильником и атрибутами наук у ног, но «в лёгкой тунике» и с надписью «ЗА БЛАГОНРАВИЕ И УСПЕХИ В НАУКАХ». На лицевой стороне обоих видов «женских» медалей единообразно выбивались профильное изображение императрицы и надпись «ГОСУДАРЫНЯ ИМПЕРАТРИЦА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА».

Медали в царской России выдавались всем достойным, независимо от положения в обществе, сословия и социального статуса ученика или его родителей. Известны случаи, причем не единичные, когда медали получали даже дети государственных преступников. Однако, следует отметить, что даже при большом желании не все гимназии имели возможность отмечать успехи своих учеников золотыми и серебряными медалями. Все зависело от того, насколько богат был попечительский совет той или иной гимназии, ведь за медали, изготавливаемые из драгоценных металлов, нужно было платить.

Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 года изменила существовавшие ранее порядки. В том числе была отменена и существовавшая ранее система награждения выпускников учебных заведений медалями. После 1917 года некоторые школы самодеятельно выпускали некое подобие школьных медалей - медалевидные жетоны на разнообразных подвесках, которые вручались особо отличившимся за годы учебы и особо одаренным ученикам, но все это было самодеятельно и бессистемно.

Источник: www.fresher.ru

Первые медали СССР

Впервые в СССР золотые и серебряные школьные медали были введены, начиная с 1944-1945 учебного года постановлением Совнаркома СССР от 21 июня 1944 года «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Тогда же было принято решение проводить в школах выпускные экзамены для учащихся.

30 мая 1945 года вступило в силу «Положение о золотой и серебряной медалях «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», утвердившее образцы и описание самих медалей, а также образцы бланков аттестатов к ним.

Согласно этому положению, золотой медалью награждались лица, показавшие при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи, имеющие примерное поведение и оценку «5» по всем основным предметам средней школы.

Если учащийся показал аналогичные знания при сдаче экзаменов, имел примерное поведение, но оценку «4» не более чем по трем из остальных основных предметов, то он мог награждаться серебряной медалью. При награждении медалями не учитывались оценки по пению, рисованию, черчению и военно-физической подготовке.

Представление учащегося к медали оформлял педагогический совет школы, но решение о присуждении медали принималось областными и краевыми отделами народного образования.

Награжденные золотыми и серебряными медалями имели право поступления в высшие учебные заведения СССР без вступительных экзаменов, при этом в первую очередь принимались награжденные золотой медалью, а затем – серебряной.

Золотая и серебряная медали «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», вручаемые выпускникам средних школ в период с 1946 по 1954 год, имели один и тот же диаметр – 32 мм, а толщину – соответственно 1,5 мм и 2 мм.

Изготавливались медали из золотого сплава 583-й пробы и серебряного сплава 925-й пробы соответственно. Золотая медаль весила почти 11 граммов и была покрыта слоем чистого золота толщиной 3 микрона. Серебряная награда была чуть-чуть тяжелее и весила 15 граммов.

На лицевой стороне медалей на фоне расходящихся лучей изображена раскрытая книга, окаймленная снизу и справа лавровой ветвью. В верхней части, в центре расходящихся лучей, помещена выпуклая пятиконечная звезда. По окружности - надпись: «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ И ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ», обрамленная ободком из точек и бортиком. На оборотной стороне медалей изображение герба и сокращенная надпись наименования соответствующей союзной республики.

Источник: www.fresher.ru

Московский монетный двор выпускал золотые и серебряные медали для каждой из существовавших в тот момент союзных республик. Надпись «За отличные успехи и примерное поведение» исполнялась на национальных языках союзных республик.

Аттестат зрелости и золотая медаль «номер 1» в РСФСР были вручены ученику одной из старейших школ города Москвы (№ 110, основана 27 ноября 1795 года), победителю Общемосковской математической олимпиады Евгению Щукину. После окончания школы Евгений продолжил свое обучение на физическом факультете МГУ, который окончил с красным дипломом. В 1967 году Евгений Дмитриевич Щукин стал профессором МГУ. В 1984 году его избрали в Национальную инженерную академию США, а в 1988 году - в Королевскую Шведскую Академию инженерных наук.

Медали образца 1953 года
С 14 декабря 1953 года в связи с изменением технологических условий изготовления медалей произошли некоторые изменения их параметров, прежде всего, изменился состав применяемых сплавов металлов.

Золотую медаль стали изготавливать из сплава 375-й пробы и дополнительно покрывать более высокопробным золотом методом гальванозолочения. Толщина этого слоя составляла 3 микрона, золота в медали осталось лишь 6 граммов.

Серебряная медаль по-прежнему чеканилась из серебра 925-й пробы. При сохранившемся диаметре 32 мм толщина медалей увеличилась до 3 мм. Дизайн медалей остался прежним.

Медали образца 1960 года
Начиная с 1959 года, в связи с переходом на новую систему школьного образования, золотыми и серебряными медалями стали награждать не только выпускников средних десятилетних школ, но и выпускников школ рабочей молодежи. Такой порядок существовал до 18 декабря 1968 года и был отменен в связи с произошедшей реорганизацией школ рабочей молодежи в средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением и в вечерние средние общеобразовательные школы.

С 15 марта 1960 года были введены новые образцы медалей. Рисунки на лицевой и оборотной сторонах золотой и серебряной медалей образца 1960 года были такими же, как на медалях образца 1945 года, а в надписи появилось уточняющие слова «в учении и труде» и она стала такой: «ЗА ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ В УЧЕНИИ, ТРУДЕ И ЗА ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ».

Обе медали увеличились в диаметре до 40 мм и стали изготавливаться из не драгоценных металлов: золотая - из томпака Л90, а серебряная - из мельхиора МН19. Поверхность медалей покрывалась тончайшими слоями драгоценных металлов в 5 микрон. Применялся метод гальванозолочения или гальваносеребрения (на медаль расходовалось: золота в количестве 0,307 г., серебра – 0,167 г.).

После принятия 18 декабря 1968 года Постановления «Об изменении порядка награждения золотой медалью оканчивающих средние общеобразовательные школы и установлении похвальной грамоты для оканчивающих эти школы» награждение серебряными медалями было временно прекращено.

Теперь для награждения золотой медалью требовалось иметь годовые оценки «5» по всем предметам за время обучения в 9-10 классах, сдать выпускные экзамены с оценкой «5», примерно вести себя и активно участвовать в общественной жизни школы.

Медали образца 1977 года
После принятия новой Конституции СССР 7 октября 1977 года в герб РСФСР были внесены изменения - добавлена красная пятиконечная звезда с золотым кантом в верхней части венка. Некоторые изменения произошли и в гербах других союзных республик. В связи с этим на гербовой стороне школьных медалей появились новшества, касающиеся государственных символов. Каких-либо других изменений на медалях данного образца не было.

В 1985 году Совет Министров СССР постановлением от 6 августа реабилитировал серебряную медаль, которую стали вручать выпускникам по итогам 1985-1986 учебного года. Монетный двор стал чеканить серебряные медали по образцу золотых 1977 года, но с надписью: «ЗА УСПЕХИ В УЧЕНИИ, ТРУДЕ И ЗА ПРИМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ». Кроме изъятия слова «отличные», изменений в размерах и дизайне по сравнению с образцом 1977 года не было.

Изменился и состав сплава, из которого изготавливались серебряные медали. Вместо мельхиора стал использоваться томпак. Толщина серебрения увеличилась до 6 микрон.

Данные образцы медалей вручались учащимся вплоть до распада Союза Советских Социалистических Республик в 1991 году.

Многие школьники, желающие получить золотую медаль, которая считается самой престижной наградой за школьные успехи, нередко задаются вопросом: действительно ли медаль сделана из золота? В сегодняшней статье мы ответим на этот вопрос, а также расскажем о том, как выглядит эта награда.

Что такое золотая медаль, её назначение

Золотая медаль считается высшей наградой, которую школьникам вручают за успехи в учёбе. Для её получения необходимо иметь пятерки по всем предметам в 10 и 11 классах, а также отличные отметки за выпускные экзамены.

Считается, что данная награда позволяет ученикам поступить в ВУЗы без особых проблем, однако это не так. После введения ЕГЭ золотые медали утратили свою «магическую силу». Сейчас в приёмной комиссии уже не восхищаются золотым тиснением аттестата. Более того, у медалистов нет никаких льгот. Их единственным преимуществом считается дополнительный балл, который устанавливается местной областной администрацией после проведения выпускных экзаменов.

Из чего состоит и как выглядит?

Школьные медали появились ещё около 70 лет назад. В то время они официально назывались как «позолоченные и посеребренные ученические медали», однако почему-то подобное название в итоге не прижилось. Отвечая на вопрос многих выпускников и их родителей, а именно, действительно ли медаль состоит из золота, стоит отметить, что по-настоящему «золотой век» медалей проходил лишь с 1946 по 1954 годы. Тогда они изготавливались из чистого золота (толщина 3 микрона) 583-й пробы, вес которого составлял приблизительно 10,5 граммов.

Но так было лишь до 1960 года, потом их состав кардинально изменился. С этого момента слово «золотая» к ученическим медалям можно употреблять лишь в кавычках, не более. А всё дело в том, что данный символ успехов в учёбе стал изготавливаться из медно-цинкового и медно-никелевого сплавов и золотого покрытия в количестве всего 0,3 грамма.

В 2007 на золотых медалях стали изображать эмблему российского флага

Дизайн также претерпел изменения. Если на первых экземплярах красовалась надпись «За отличные успехи и примерное поведение», то сейчас на одной из сторон написано «За особые успехи в учении». В 1998 году на медалях появилось изображение двуглавого орла, а в 2007– российского триколора, выполненного способом горячей эмали.

При изготовлении золотых медалей используют обязательный инструмент с рельефным изображением, а именно гравюру. Она делается целый месяц, что, безусловно, сказывается на ценности медали. Также известно, что над ней работает целый ряд специалистов в лице скульпторов, художников и граверов. Естественно, сам тираж штампуется куда быстрее.

Затем медаль кладут в упаковку – обычную пластмассовую коробочку достаточно скромного вида. Больше в комплект с наградой ничего не входит. Стоит также отметить, что аттестат ученика, получившего золотую медаль, оформляется со специальным золотым тиснением.

Об этом заявила Министр образования и науки России О.Ю.Васильева 5 апреля 2018 года в эфире телеканала «Россия 1» (https://russia.tv/).

В соответствии со ст.34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» медаль «За особые успехи в учении» вручается выпускникам, успешно прошедшим ГИА и имеющим итоговые отметки «отлично» по всем предметам . Итоговые отметки определяются как среднее арифметическое годовых и полугодовых отметок за 10 и 11 класс. Прохождение ГИА считается успешным, если выпускник получил на ЕГЭ количество баллов выше минимального. Другое по результатам ЕГЭ не учитывается.
При поступлении в вуз медаль по усмотрению вуза может принести до 10 дополнительных баллов, а также преимущество на зачисление, если оба абитуриента (с медалью и без) набрали одинаковое количество баллов.
Комментируя в эфире телеканала «Россия 1» развернувшуюся в СМИ дискуссию по поводу выдачи медалей, глава Минобрнауки О.Ю. Васильева отметила, что за последние несколько лет произошла страшная девальвация самого понятия «золотая медаль». По ее мнению, главная цель идущих изменений - отмена этой девальвации, ведь медаль — это большой внутренний стимул для того, чтобы учиться хорошо.
Как сообщает ТАСС, начальник управления оценки качества общего образования Рособрнадзора Игорь Круглинский 5 апреля на открытии акции «100 баллов для победы» в школе «Надежда Сибири» в Новосибирске сообщил, что уже до начала нового учебного года будут рассмотрены подготовленные изменения, чтобы установить порог ЕГЭ, который бы являлся основанием для выдачи медали «За особые успехи в учении». Также он добавил, что практика выдачи собственных медалей, при которой учитываются баллы за экзамены, уже существует в ряде регионов России. Так, в Москве уже существует городская медаль для школьников, которую могут получить победители и призёры всероссийской олимпиады школьников, выпускники, получившие сто баллов за какой-либо предмет ЕГЭ, а также школьники имеющие в аттестате только пятёрки и набравшие на ЕГЭ не менее 220 баллов.
По информации федерального портала «Российское образование» в пресс-службе Минобрнауки сообщили, что медали выпускникам школ будут выдавать не только за отметки «отлично» по всем предметам учебного плана, но и при сдаче обязательных ЕГЭ как минимум на 70 баллов.
Напомним, что ещё в 2017 году накануне Дня учителя Министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева в интервью РИА Новости по поводу предложения привязать результаты ЕГЭ к выдаче золотых медалей выпускникам, сказала, что эта идея подлежит обсуждению.
«Для меня золотая медаль - она навсегда осталась золотой медалью, и привязка, как вы говорите, должна быть к оценке высоких знаний выпускника. Медаль - это медаль, это человек учился все годы и показывал действительно высокие результаты. А когда выдают медали, а ученик не демонстрирует высоких результатов в обучении, то это недопустимо », — заявила О.Ю.Васильева.
Также в 2017 году в Рособрнадзор обратились с письмом представители столичных ассоциаций в сфере образования с предложением изменить критерии получения золотой медали, объясняя свое предложение необходимостью повышения объективности уровня достижений в образовании, ибо по действующему порядку не нужно подкреплять школьные отметки высокими результатами внешних независимых процедур, и это приводит к тому, что некоторые медалисты, придя в вуз, не готовы к обучению и не могут сдать уже первую сессию. Представители ассоциации предложили: выпускник, набравший меньше 220 баллов по ЕГЭ, не должен получать медаль.
Также Общественный совет при Рособрнадзоре попросил ведомство рассмотреть возможность учета результатов ЕГЭ при выдаче медалей выпускникам школ.
Глава Рособрнадзора С.С.Кравцов обратился к региональным министрам образования оценить объективность выдачи медалей выпускникам школ.

Минобрнауки России подготовлен проект приказа «О внесении изменений в Порядок заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. № 115», согласно которому для получения аттестата о среднем общем образовании с отличием выпускникам необходимо, завершив обучение по образовательным программам среднего общего образования, получить итоговые отметки «отлично» по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся на уровне среднего общего образования, а также успешно пройти государственную итоговую аттестацию и набрать по результатам сдачи ЕГЭ не менее 70 баллов по обязательным учебным предметам. Проект вынесен на общественное обсуждение 9 апреля 2018 года(http://regulation.gov.ru/projects#departments=13&npa=79812)

В былые времена окончание средней школы с золотой медалью являлось гарантией того, что перед ребятами любые высшие учебные заведения открыты.

Льготы золотым медалистам

Аттестат за 11 класс выдавался особого образца, он был своеобразным пропуском для льготного поступления в самые престижные учебные заведения страны. Безусловно, подобная ситуация способствовала и появлению почвы для злоупотреблений со стороны администрации образовательного учреждения. Многие старшеклассники мечтали без особых проблем получить отличный аттестат за 11 класс и без дополнительных экзаменов и проблем оказаться студентом выбранного вуза.

Современные реалии

После распада Советского Союза прошло достаточно времени, изменилось общество, но золотые и серебряные медали остались в образовательных учреждениях. Некоторые учебные заведения не учитывают их при составлении рейтинговых списков абитуриентов, но большая часть учреждений среднего и высшего звена добавляет отличникам баллы, охотно принимает таких выпускников в свои стены.

Медалист должен сдавать дополнительные экзамены вместе с остальными абитуриентами, при этом золотая медаль выпускника школы гарантирует приоритет в ситуациях, когда у нескольких ребят одинаковое количество баллов.

Стимулом для обладания такой высокой наградой, как медаль, является возможность получения различных премий, учреждаемых городскими властями, многочисленными спонсорами, учредительными комитетами при ОУ.

Каковы условия получения в школе золотой медали?

Попробуем выяснить, как получить золотую медаль в школе. Знак «За особые успехи в учебе» получают ученики 11 (12 классов), имеющие в каждом полугодии на старшей ступени обучения только отличные отметки. Кроме того, одним из требований вручения данной престижной награды является сдача в 11 (12 классе) обязательных выпускных экзаменов в форме ЕГЭ не ниже проходного балла. В настоящее время такими обязательными экзаменами являются по двум основным предметам: математика, русский язык.

Условия получения золотой медали в школе не допускают получения подобной награды учениками, проходившими обучение в форме экстерната, а также теми ребятами, у которых отличные отметки были получены при повторной сдаче экзаменов.

Решение о том, награждать ли определенных учеников золотой медалью, принимает педагогический совет конкретного учебного образовательного учреждения. Далее решение согласовывается с местными органами исполнительной власти и утверждается специальным приказом директора школы. Полное среднее образование это шанс для ребят поступить в высшие учреждения, стать обладателем престижной профессии.

Путь к успеху

Многие первоклассники спрашивают, как получить золотую медаль в школе, и планомерно идут к поставленной задаче. Придется серьезно потрудиться, чтобы достигнуть такого высокого результата. Администрация школы старается оказывать всяческую поддержку талантливым ребятам, которые в 10 классе не получили ни единой отметки «хорошо». При желании потенциальный медалист может заручиться и дополнительными учебными пособиями, консультациями педагогов во внеурочное время. Помимо отличной учебы особый акцент нужно делать и на активную общественную жизнь. Такие ребята преуспевают и в олимпиадах различного уровня, проводят исследования, участвуют в проектах, конкурсах. Полное среднее образование - это тяжелый труд, особенно если школьник занимается в полную силу, демонстрирует высокие результаты в учебной деятельности.

Положение о награждении медалью «За особые спехи в обучении»

Министерством образования РФ было разработано и утверждено специальное положение, в котором указаны все правила того, как получить золотую медаль в школе. Помимо "золота" выдается "серебро".

  1. Право на получение такой награды есть у выпускников 11 (12) классов, обучающихся в школах, имеющих официальное свидетельство о прохождении аккредитации. Получить медаль могут и выпускники учреждений профессионального начального образования, прошедшие государственную аккредитацию.
  2. Золотую медаль «За особые успехи в учении» получают выпускники, имеющие за полугодие, год итоговые отметки по всех предметам «отлично», успешно сдавшие выпускные экзамены. Аналогичной наградой отмечают выпускников профессиональных училищ, которые при получении полного среднего общего образования продемонстрировали за полугодие, год отличные знания по всем дисциплинам, включая специальность, сдавшие экзамены на «5».
  3. Если в одном из полугодий у выпускника были не более двух отметок «хорошо», у него есть шанс получить серебряную медаль, права на получение «золота» он лишается.

Выпускники, ставшие обладателями золотой либо серебряной медали, подчеркивающей их особые успехи в процессе обучения, награждаются аттестатом особого образца, имеющим серебряное либо золотое тиснение. Вручаются медали на выпускном вечере вместе с официальным документом о соответствующем уровне образования.

Заключение

Отвечая на вопрос "Как получить золотую медаль в школе?", нужно понимать, что рассчитывать на такую престижную оценку учебной деятельности могут ребята, которые в своих индивидуальных учебных планах помимо обычных учебных дисциплин выбирают и различные элективные и факультативные курсы. Для многих современных выпускников вручение золотой медали на выпускном вечере становится подтверждением высокого интеллектуального развития. Родители золотых медалистов по праву гордятся своими отличниками, ведь их заслуги признаны уже во время обучения в школе. Золотая медаль - высший эталон, к которому стремятся многие современные подростки, в чьи жизненные планы входит дальнейшее обучение в престижных учебных заведениях РФ.

Всем читателей блога «ШколаЛа» моё здравствуйте! Уже позади половина . Все воткнулись в учёбу и с усердием грызут гранит науки. Скоро окончание первой четверти, а это значит, что будут выставлены промежуточные оценки. И так каждый год, до окончания школы.

Если ребёнок дойдёт до финиша с отличием, то государство обещает вместе с красным аттестатом ещё и медаль вручить. Кстати, а знаете ли вы, как получить золотую медаль в школе и действительно ли она даётся только лишь круглым отличникам? И вообще, есть ли в её составе хоть чуточку драгоценного «аурума»?

План урока:

Из истории школьных медалей

Решила окунуться в далёкие времена и проследить историю становления школьной награды как таковой. Никогда бы не подумала, что своё начало школьная медаль берёт аж с времён российской империи, а именно с 1828 года, когда ещё были гимназии и приходские и уездные училища.

Золотая награда давалась тем гимназистам, которые получили отличные отметки по всем предметам. С 1835 до 1917 Николай I утвердил единый образец для преуспевающих мальчишек-выпускников «За успехи в науках», который чеканился размером побольше в серебре и размером поменьше в золоте.

Тогдашние награды за отличную учёбу были самыми что ни на есть настоящими – из чистого серебра и чистого золота. Девчонки право быть отмеченными медалями получили лишь в 1870 году.

Это интересно! Императорские мужские медали на аверсе были украшены двуглавым орлом, а на реверсе – изображением покровительницы науки Минервы. Императорские женские награды отличались лицевой стороной, на которой было выбито изображение императрицы, а на оборотной была выгравирована надпись «Достойнейшимъ изъ окончившихъ курсъ въ женскихъ гимназияхъ».

Императорские медали просуществовали вплоть до революции, и с 1917 до 1945 никто старательных учеников не награждал. Традиция отмечать государственной наградой самых лучших восстановилась после войны.

Золото и серебро «За отличные успехи и примерное поведение» в Советском Союзе заметно полегчали в своей цене, так как стали чеканиться не из чистых металлов, а из сплавов, но ещё с присутствием серебра и золота. Отмеченные школьными медалями имели преимущество при поступлении в ВУЗы страны, проходя без вступительных экзаменов.

Это интересно! Золотые и серебряные школьные медали времён СССР штамповались у каждой из 16-ти союзных республик в своём варианте с надписью на национальном языке и гербом республики на реверсе, а их основой на аверсе была открытая книга, окаймлённая лавровой веткой.

Год за годом по составу драгоценных металлов медали «худели», их внешний вид менялся, с 1960-го года золото заменила латунь (томпак), серебро – мельхиор (медь с никелем), от былого золота и серебра осталось лишь напыление.

Вплоть до 2014 года в России были обе медали «За особые успехи в учении» — золотая и серебряная. На золото могли рассчитывать те, кто получил круглые пятёрки в двух старших классах за полгода, год и в итоге по всем предметам без исключения. Серебром отмечались ученики, у которых в дневнике было не больше двух четвёрок за те же полгода, год и по итогу.

Чем и как награждают сегодня?

Современные школьные медали пришли после принятия закона об образовании в 2012 году и с 2014 года приняли единственный вид. Никаких тебе золотых и серебряных поощрений. Их сегодня нет, есть одна-единственная 40 миллиметров в диаметре «За особые успехи в учении».

В законодательной базе в письме Минобразования 2014-го года нашла, из чего сегодня штампуют высшие школьные награды, выдаваемые вместе с аттестатом по окончании школы. Оказывается, что это медно-цинковый состав с латунью. Декоративная лента под гербом нашей страны начерчена эмалью белого, синего и красного цветов.

Цветом медаль золотистая, но ювелирная ценность её на цвете и заканчивается. Не нашла в официальном описании награды даже намёка на драгоценное напыление. Наверное, нет его. Упомянуто только, что лаком покрыта и в футляр упаковывается – бархатный либо пластиковый.

Тем не менее, такое поощрение от государства нужно ещё заработать упорной учёбой. Для желающих на выпускной получить заветный пусть хоть пластиковый, пусть хоть бархатный футляр с золотистым диском, придётся чуток попыхтеть и выполнить ряд условий, перечисленных в статье 10 закона «Об образовании»:

  1. нужно получить итоговые отметки «отлично» по всем дисциплинам,
  2. необходимо успешно пройти государственную аттестацию.

Всё, других условий нет. Таким образом, по окончании школы ребёнку необходимо сдать ЕГЭ как минимум на «удовлетворительно», так как закон сегодня разрешает пройти ГИА успешно, а вовсе не требует это сделать «на отлично». А вот что касается «пятёрок», то стараться отлично учиться нужно уже в 10-м классе, так как по принятому в 2014 году приказу Минобрнауки России итоговые оценки за 11 класс теперь подсчитываются математическим путём.

Итоговая отметка вычисляется как средняя арифметическая из шести полугодовых и годовых отметок за каждый год учёбы, то есть за 10 и 11 класс, округляясь до целого по законам математики.

На практике это выглядит так: складываем два полгода в 10-м классе, в итоге получаем годовую за 10-ый. Аналогично складываем два полгода за 11-ый класс, получаем годовую за 11. Получится всего 6 оценок. Их мы тоже складываем и выводим среднюю арифметическую. Это и будет итоговая отметка, которая пойдёт в аттестат по окончании школы. Что радует: округляется оценка всегда в пользу ученика.

Заработал медаль. Что дальше?

Трудился ребёнок, усердно идя к финишу, получил заветный красный аттестат и коробочку с медалью, что дальше? А ничего, увы. Сегодня на законодательном уровне никакого магического действия школьная медаль, к сожалению, не имеет, потому автоматически двери всех высших учебных заведений страны она не открывает.

Есть, конечно, те ВУЗы, которые накидывают энное количество проходных баллов при поступлении своим отмеченным государством абитуриентам, но это только исключительно по их собственному желанию.

Ползая по просторам интернета, наткнулась, что несколько лет назад Аэрофлот для медалистов сделал красивый жест – провёл акцию по продаже им авиабилетов с суперскидками. Некоторые регионы благодарят своих выпускников, кто во что горазд, но тоже исключительно по их собственной инициативе, насколько позволяют их региональные кошельки.

Сегодня в Государственную Думу поступают предложения внести изменения и вернуться к старым добрым временам, когда школьная медаль давала привилегии детям при поступлении, мол, так в рядах студентов будет больше действительно умных учеников. Будет ли поддержана такая инициатива в свете событий, происходящих с субъективными оценками в некоторых регионах и пристрастиями учителей, выбирающих любимчиков, — большой вопрос.

И всё-таки, согласитесь, всегда приятно быть первым, ведь медаль, пусть она сегодня и не золотая, а всего лишь золотистая, — всё равно награда, признание со стороны государства твоего труда. А это дорогого стоит.

Ну что, настроились стать медалистами? Пока закончится начальная школа, может и качество высшей школьной награды изменится. Всегда нужно надеяться на лучшее.

Не забудьте подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте» , чтобы не пропустить ничего интересного)