Мумтаз махал и шах-джахан. Чудеса Индии: Тадж-Махал. История создания, фотографии, информация для туристов

  • Дата: 29.09.2019

Цитата сообщения TimOlya

Тадж-Махал- символ вечной любви.

Эдвин Лорд Уикс (1849 - 1903) был американский художник.

Тадж-Махал — мавзолей-мечеть в Агре, является одним из шедевров мировой архитектуры, находится на севере индийского штата Уттар-Прадеш. Шах Джахан, правитель этих мест, приказал соорудить Тадж-Махал в честь своей супруги Арджуманд Бану, отмечая таким образом 18 лет счастливого брака и ее кончину при рождении их четырнадцатого ребенка. В знак своей любви и в память о прекрасной супруге шах приказал возвести самый великолепный мавзолей на свете.

Мумтаз-Махал (6 апреля 1593, Агра — 17 июня 1631) — в девичестве Арджуманад Бану Бегам, любимая жена правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана.

Рабиндранат Тагор описал Тадж-Махал как «слезу на щеке бессмертия», Редьярд Киплинг - как «олицетворение всего непорочного» , а его создатель император Шах Джахан сказал, что«солнце и луна уронили слезы из своих глаз» . Каждый год туристы численностью, вдвое превышающей население Агры, проходят через ворота города, чтобы хоть раз в жизни увидеть здание, по праву названное многими самым красивым в мире. Мало кто уходит разочарованным.

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан

Это действительно памятник, прекрасный во все времена года. Есть те, кому очень нравится вид Тадж-Махала в Шарад Пурнима, первое полнолуние после муссонов, в безоблачный вечер в октябре, когда свет самый ясный и самый романтичный. Другие любят смотреть на него в разгар самых сильных дождей, когда мрамор становится полупрозрачным, а его отражение в каналах садов, окружающих мавзолей, размывается в покрытой рябью воде. Но он производит завораживающее впечатление в любое время года и в любой момент дня. На рассвете его цвет меняется от молочного до серебристого и розового, а на закате он выглядит, словно сделанный из золота. Взгляните на него также в сиянии полудня, когда он ослепляюще-белый.

Тадж-Махал,Василий Верещагин -

История

Тадж-Махал был построен Шах Джаханом в память о его третьей жене Мумтаз Махал, которая умерла, рожая ему 14-го ребенка, в 1631 г. Смерть Мумтаз разбила сердце императору. Говорят, что он поседел за одну ночь. Постройка Тадж-Махала началась на следующий год. Считается, что главное здание было построено за 8 лет, но весь комплекс закончили только в 1653 г. Незадолго до окончания строительства Шах Джахан был свергнут своим сыном Аурангзебом и заключен в форт Агры, где провел оставшиеся дни, глядя на свое творение через окно темницы. После смерти, в 1666 г., Шах Джахан был похоронен здесь, рядом с Мумтаз.

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан

Всего на строительстве было занято около 20 000 человек из Индии и Центральной Азии. Специалистов привезли из Европы, чтобы те сделали красивейшие резные мраморные панели и украсили их в стиле пьетра-дура (инкрустация с использованием тысяч полудрагоценных камней).

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан

В 1983 г. Тадж-Махал был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и сегодня выглядит так же безукоризненно, как и после окончания строительства, хотя масштабная реставрация была проведена в начале XX века. В 2002 г. вследствие того, что здание постепенно потеряло цвет из-за сильной загрязненности города, его освежили, применив древний рецепт косметической маски для лица, которым пользовались индийские женщины для сохранения красоты кожи. Эта маска называется multani mitti - смесь земли, крупы из зерновых злаков, молока и лимона. Теперь в пределах нескольких сотен метров вокруг здания разрешено ездить только на экологически чистом транспорте.

Тадж-Махал,Василий Верещагин

Архитектура

Точно неизвестно, кто именно был архитектором Тадж-Махала, однако честь его создания часто приписывают индийскому архитектору персидского происхождения по имени Устад Ахмад Лахори. Строительство началось в 1630 году. Из Персии, Османской империи и стран Европы были приглашены лучшие каменщики, ремесленники, скульпторы и каллиграфы. Комплекс, находящийся на юго-западном берегу реки Ямуна в Агре, состоит из пяти основных построек: это дарваза, или главные ворота; багееча, или сад; мастжид, или мечеть; наккар зана, или дом отдыха, и рауза, сам мавзолей, где находится гробница.

Панорама Тадж-Махала

Уникальный стиль Тадж-Махала сочетает элементы персидского, среднеазиатского и исламского характера архитектуры. Среди достопримечательностей комплекса - мраморный пол в черно-белую шахматную клетку, четыре 40-метровых минарета по углам мавзолея и величественный купол в центре.

Персидская каллиграфия

Цветы, высеченные в мраморе

Написанные вокруг арочных проемов суры из Корана кажутся одинакового размера, независимо от того, на каком расстоянии от пола они находятся - эта оптическая иллюзия создается при помощи более крупного шрифта и расстояния между буквами по мере увеличения высоты надписи. В мавзолее Тадж-Махал есть и другие оптические иллюзии. Внушительные украшения из pietra dura включают геометрические элементы, а также изображения растений и цветов, традиционные для исламской архитектуры. Уровень мастерства и сложность работы над памятником становятся ясны, когда начинаешь рассматривать мелкие детали: например, в некоторых местах на одном декоративном элементе размером 3 см использованы более 50 драгоценных инкрустаций.

Арочный свод

Воротами к садам мавзолея можно восхищаться как отдельным шедевром, с изящными мраморными арками, куполообразными камерами на четырех угловых башнях и двумя рядами 11 маленьких чаттри (купола-зонтики) над самым входом. Они представляют собой прекрасное обрамление для первого взгляда на весь ансамбль.

Ворота в Тадж-Махал

Вид на Тадж-Махал через арку

Чар-Багх (четыре сада) — неотъемлемая часть Тадж-Махала, в духовном смысле символизирующие рай, куда вознеслась Мумтаз-Махал, а в художественном смысле подчеркивающие цвет и текстуру мавзолея. Темные кипарисы усиливают блеск мрамора, а каналы (в тех редких случаях, когда они полны), сходящиеся на широкой центральной площадке для обозрения, не только дают прекрасное второе изображение памятника, но и, поскольку в них отражается небо, добавляют на рассвете и закате мягкую подсветку снизу.

Сад Чар-Багх

К сожалению, вандалы похитили все сокровища гробницы, но все же сохранилась нежная красота роз и маков в богато инкрустированных плитах из оникса, зеленого хризолита, сердолика и агата различной расцветки.

По обе стороны от мавзолея расположены два почти одинаковых здания: к западу — мечеть, к востоку — здание, которое, возможно, служило павильоном для гостей, хотя его основная цель состояла в том, чтобы обеспечить полную симметрию всему архитектурному ансамблю. Каждое из них смотрится прекрасно — попробуйте посмотреть на павильон на восходе солнца, а на мечеть — на закате. Выйдите также к задней части Тадж-Махала, к террасе, откуда открывается вид на реку Джамна до самого форта Агры. На рассвете лучшая (и дешевая) точка обозрения находится на противоположном берегу реки, где, согласно популярной (но, вероятно, недостоверной) легенде, Шах-Джахан планировал установить зеркало из совершенно черного мрамора, отражающее Тадж-Махал. У берега выстроилась вереница лодок, готовых перевезти туристов через реку.

Мечеть

Внутри мечети

Сам Тадж-Махал стоит на приподнятой мраморной платформе в северном конце декоративных садов, задней стороной к реке Ямуна. Приподнятое расположение означает, что «выше только небо», - это изящный ход конструкторов. Декоративные 40-метровые белые минареты украшают здание со всех четырех углов платформы. По прошествии более чем трех веков они чуть наклонились, но, возможно, так специально было задумано (установка под небольшим углом от здания), чтобы в случае землетрясения они упали не на Тадж-Махал, а в сторону от него. Мечеть из красного песчаника с западной стороны - важный храм для мусульман Агры.

Минарет

Навершие Тадж-Махала

Мавзолей Тадж-Махал возведен из полупрозрачных белых мраморных блоков, на которых вырезаны цветы и выложена мозаика из тысяч полудрагоценных камней. Это превосходный образец симметрии - четыре одинаковых стороны Таджа с великолепными арками, украшенными резным орнаментом из завитков в стиле пьетра-дура и цитатами из Корана, вырезанными каллиграфическим шрифтом и украшенными яшмой. Вся конструкция венчается четырьмя маленькими куполами, окружающими знаменитый центральный луковичный купол.

Кенотаф Мумтаз-Махал

Сразу под главным куполом находится кенотаф Мумтаз-Махал, надгробие (ложное) тонкой работы, окруженное перфорированными мраморными плитами, украшенными десятками разных полудрагоценных камней. Здесь же установлен, нарушая симметрию, кенотаф шаха Джахана, погребенного свергшим его сыном Аурангзебом в 1666 г. Свет проникает в центральную комнату через резные мраморные ширмы. Настоящие могилы Мумтаз-Махал и шаха Джахана находятся в закрытой комнате на цокольном этаже под главным залом. Их нельзя увидеть.

Мозаики Тадж-Махала

Реквием в мраморе

Махал означает «дворец», но в данном случае Тадж-Махал — уменьшительное имя Мумтаз-Махал («драгоценный камень дворца»), который подарили двоюродной сестре Шах-Джахана, когда она вышла за него замуж. Дочь брата его матери, она была его постоянной спутницей задолго до того, как он получил трон, а позже она была первой дамой среди сотен других в его гареме. За 19 лет брака она родила ему 14 детей и умерла при родах последнего ребенка в 1631 г.

Легенда гласит, что борода Шах-Джахана — ему было 39 лет, всего на год старше жены, — побелела фактически за одну ночь после ее кончины, и он продолжил носить траур в течение нескольких лет, одеваясь в белое в каждую годовщину ее смерти. Для строительства Тадж-Махала понадобилось двенадцать лет его неустанной работы с персидским архитектором и мастерами, привезенными из Багдада, Италии и Франции, — срок, который можно считать высшим выражением его скорби. «Империя не имеет для меня теперь никакой сладости, — писал он. — Сама жизнь потеряла для меня всякий вкус».

Тадж-Махал - символ вечной любви

Мифы о Тадж-Махале

Тадж - индуистский храм

Популярная теория о том, что Тадж на самом деле был храмом Шивы, построенным в ХII в. и позже был трансформирован в известный всем мавзолей Мумтаз-Махал, принадлежит Пурушоттаму Нагеш Оуку (Purushottam Nagesh Oak). Он просил открыть запечатанные цокольные комнаты Таджа, чтобы доказать свою теорию, но в 2000 г. Верховный суд Индии отверг его прошение. Пурушоттам Нагеш также заявляет, что Кааба, Стоунхендж и папство тоже индуистского происхождения.

Черный Тадж-Махал

Это история о том, что шах Джахан планировал построить двойник Тадж-Махала из черного мрамора на противоположной стороне реки как свой собственный мавзолей, и эту работу начал его сын Аурангзеб после того, как заточил своего отца в крепости Агры. Интенсивные раскопки в районе Мехтаб Багх не подтвердили это предположение. Не было найдено никаких следов строительства.

Расчленение мастеров

Легенда говорит, что после окончания строительства Таджа шах Джахан приказал отрубить руки и выколоть глаза мастерам, чтоб те никогда больше не могли повторить ее. К счастью, эта история не нашла никакого исторического подтверждения.

Оседающий Тадж-Махал

Некоторые эксперты утверждают, что, по некоторым данным, Тадж-Махал медленно клонится в сторону русла реки и вызвано это изменениями в почве из-за постепенного высыхания реки Ямуна. Археологическая разведка Индии объявила имеющиеся изменения по высоте здания незначительными, добавив, что не было обнаружено никаких структурных изменений или повреждений за 70 лет с момента первого научного исследования Тадж-Махала, проведенного в 1941 г.

Гюли уже весело смеялась, а ее защитница неожиданно заплакала, уткнувшись в плечо принца. Он смущенно гладил ее худенькие плечи, говорил какие-то утешительные слова, но Арджуманд никак не могла успокоиться.
После этого происшествия Кхуррам понял, что эта девочка значит для него очень много. Он стал чаще бывать во дворце первого министра. Отец не препятствовал его общению с Арджуманд, и они подолгу бродили по тенистому саду и беседовали обо всем на свете.

Арджуманд Бано Бегум
Слава о мудрой не по годам Арджуманд Бано Бегум распространилась по всей Индии. Ее руки добивались многие, но свое сердце девушка отдала принцу Кхурраму. Однако, согласно традиции и статусу наследника престола, принц был обязан жениться на персидской принцессе.
К счастью для влюбленных, ислам разрешал многоженство, поэтому они смогли соединиться в браке. Но произошло это не скоро, так как астрологи и звездочеты ждали благоприятного расположения звезд. Влюбленных разлучили на долгие пять лет. В 1612 г. Арджуманд наконец стала второй и самой любимой женой принца.
Ее называли «бриллиант в короне», «белолицая персиянка», а свекор еще до свадьбы прозвал невесту сына Мумтаз-Махал, что в переводе означает «высокая избранница дворца». Ее называли самой прекрасной женщиной страны. Никто не мог сравниться с ней тонкостью стана и стрелами длинных темных ресниц. Поэты всех стран воспевали красоту Мумтаз-Махал.
Хрупкая на вид Арджуманд на деле оказалась очень выносливой и терпеливой. Шах-Джахан подвергался преследованиям со стороны отца, правящего падишаха Джахангира. Семь лет Кхурраму и Мумтаз пришлось скитаться по стране, так как падишах не хотел передавать свой трон Шах-Джахану и пытался уничтожить его.
Когда же смерть настигла Джахангира, наследный принц появился во дворце и сумел захватить трон. Несмотря на настойчивые просьбы Мумтаз пощадить братьев и племянников, Шах-Джахан жестоко расправился с ними, уничтожив всех возможных претендентов на престол. Так он отомстил за годы изгнания и преследований, за жестокие схватки, каждая из которых могла закончиться гибелью принца, его жены и детей.
По законам ислама Шах-Джахан должен был прятать жену от посторонних. Так поступали все мусульмане. Этому способствовало отсутствие окон на женской половине дома. Женщины могли лишь выходить в закрытый двор или смотреть на мир через зарешеченные подобия окон, созданные восточными мастерами. Через просветы узоров женщины могли наблюдать за происходящим снаружи дворца, оставаясь при этом незамеченными.
Кроме прочего, считалось крайне непристойным расспрашивать мужчину о его супруге или вообще говорить о ней, даже при общении с близкими друзьями.
В повседневной жизни, согласно канонам ислама, муж и жена должны были обращаться друг к другу как к матери Али или отцу Хусейна (имена, конечно, произвольны), то есть по родственной принадлежности к общим детям. В третьем лице жена говорила о муже как о господине, а он о ней – как о госпоже. Младшим господином обычно именовался первенец.
Любопытен тот факт, что женщины на Востоке умудряются рожать по два раза в год. Тонкая талия здесь – показатель женской несостоятельности и непривлекательности для противоположного пола. Поэтому между вынашиванием детей тело под одеждой оборачивают несколькими слоями ткани, помогающей женщине снова выглядеть «сильно беременной» в доказательство того, что она любима и желанна.

Свадебная процессия. Рисунок на персидском ковре XVII в.
Рождение ребенка окружалось тайной по причине боязни влияния дурного глаза. Появление на свет мальчика было гордостью семьи и предметом зависти недругов, а потому могло навлечь на роженицу и новорожденного злых духов. Приняв младенца, повитуха громко объявляла: «Да это девочка, да еще кривая!» Таким наивным сокрытием пола семья надеялась уберечь ребенка от сглаза.
При рождении девочки пол не скрывали, ибо оснований для зависти это событие не давало. Но, чтобы девочка выросла красивой, та же повитуха сообщала во всеуслышание, что девчонка черным-черна. На самом деле это означало, что новорожденная «светла, как полная луна». Родственники и даже домашние могли увидеть роженицу и младенца лишь на шестой день после родов, в праздник чхати, поскольку до этого срока мать и дитя были особо уязвимы для дурного глаза.
В знатных семьях женщину называли по титулу или почетному прозвищу. Все дошедшие до нас имена знаменитых индийских мусульманок – Мумтаз-Махал, Нур-Джахан, Джаханара, Зеб ун-Нисса, Хазрат Махал и другие – суть титулы и прозвища.
История индийского Средневековья сохранила имена этих женщин, которые проявили себя не только как жены и матери. Эти женщины сумели совместить семейный долг с иной деятельностью (а иногда им, по воле обстоятельств, приходилось жертвовать супружеством и материнством).
Все они в той или иной степени нарушили сложившиеся традиции и стереотипы, хотя и не всегда осознавали это, но именно таким путем они смогли оставить свои имена на страницах истории.
Мумтаз-Махал стала для мужа незаменимой помощницей и верным другом. Она оказалась замечательной матерью. Дети рождались один за другим, но состояние беременности не мешало Мумтаз сопровождать мужа во всех его походах.
Изнемогая от постоянной усталости, Мумтаз-Махал сама ухаживала за детьми, но никогда не жаловалась и всегда умела найти для мужа теплые слова поддержки.

Знатная дама перед зеркалом
Шах-Джахан безгранично доверял жене, он даже назначил ее хранительницей главной государственной печати. Он советовался с Мумтаз при решении всех важных вопросов. А если Мумтаз-Махал по какой-то причине не могла присутствовать на торжественной церемонии или встрече иностранных послов, то их переносили на другое время.
Мнение мудрой Мумтаз воспринималось как бесспорная истина, так как она могла объективно оценить политическую обстановку, просчитать все возможные последствия и обстоятельства принимаемого решения. Шах-Джахан преклонялся перед прозорливостью жены.
Все сокровища мира он готов был положить к ногам любимой. Во имя Мумтаз падишах вместо зданий, возведенных из красного песчаника, строил беломраморные дворцы и мечети. Ему казалось, что все прекрасное становилось во сто крат прекраснее от восхищенного взгляда жены.
Падишах старался выразить всю глубину своих чувств в формах и линиях великолепных зданий и сооружений. Не случайно, а вполне заслуженно Шах-Джахана называли великим зодчим. На всем белом свете у него не было никого роднее и ближе прекрасной Мумтаз. Наверное, огромная любовь к этой женщине и вдохновляла Шах-Джахана на строительство дворцов, крепостей и мечетей, равных по красоте которым нет. В их совершенных линиях вся сила его любви и нежности.
Падишах любил в жене все. Ему казалось, что глубина ее миндалевидных глаз всегда таила в себе какую-то загадку. Когда Мумтаз грустила или сильно уставала, она казалась Джахану обиженным ребенком. Он обнимал жену, прижимал к своему сердцу и старался сделать все, чтобы снова увидеть радостную улыбку на ее устах и милые ямочки, прятавшиеся в уголках губ.
Когда Шах-Джахану нездоровилось, Мумтаз проводила возле его ложа целые часы и дни. Ее прохладные нежные пальцы касались горячего лба любимого, и ему сразу становилось легче, болезнь отступала, а мысли приобретали ясность и четкость.
Но больше всего Шах-Джахан любил сладостное тело Мумтаз, почти два десятилетия дарившее ему несказанное блаженство. Впервые испытав всепоглощающую страсть, Джахан назвал любимую нежным именем Лала, что в переводе с персидского означает «алая капля рубина».

Парадные портреты Шах-Джахана и Мумтаз-Махал
Он жалел ее теплое и нежное тело, когда его разрывала боль родовых мук. Шах-Джахан был горд своими детьми. Четырнадцать раз Мумтаз рожала ему детей. Девять из них выжили и выросли до зрелого возраста.
Шах-Джахан любил беседовать со старшим сыном Дара-Шукохом, увлекавшимся философией и впитавшем древнее учение суфиев. Рядом с ним он всегда отдыхал душой. Сын Шуджа стал убежденным шиитом, а Аурангзеб ненавидел шиитов.
В Аурангзебе словно сосредоточилось все властолюбие Великих Моголов. Его жестокий нрав не смогла смягчить материнская любовь, а отец так и не сумел внушить сыну уважение и почитание к старшим, наделить его гибкостью ума и политическим чутьем.
Шах-Джахан очень любил свою младшую дочь, Джаханару, заботу о которой Мумтаз поручила ему на смертном одре. Она так и не смогла оправиться от последних родов, случившихся во время похода в Декан. Прошло уже несколько дней после того, как Джаханара увидела свет. Мумтаз немного окрепла и вновь начала вникать в решение государственных вопросов.
Это случилось в Бурханпуре, где Шах-Джахан повелел разбить шатры. Ранним утром, покормив дочь, Мумтаз предложила мужу сыграть в шахматы, но внезапно почувствовала недомогание. Шах-Джахана всегда сопровождали в походах лучшие придворные медики, но они оказались бессильны, их лечение не принесло женщине никакого облегчения.
Согласно легенде, когда Мумтаз поняла, что умирает, она обратилась к мужу и попросила его построить для нее красивый мавзолей и не искать другую жену. Шах-Джахан поклялся исполнить просьбу любимой жены. Мумтаз-Махал умерла. Ее похоронили в Бурханпуре, а затем, шесть месяцев спустя, гроб был перенесен в Агру и захоронен в парке, на берегу Джамны.
Восемнадцать лет счастья подарила она Шах-Джахану, столько же времени ушло у него, чтобы построить усыпальницу для любимой, достойную ее красоты. Он мечтал возвести на другом берегу Джамны мавзолей для себя из черного мрамора, точную копию Тадж-Махала.
Падишах представлял, как вознесется к небу черный дворец, как осенние воды Джамны будут касаться нижних ступеней белого и черного мавзолеев, как кружевная арка черно-белого моста соединит их навечно.
Уже начинались подготовительные работы, закладывался фундамент и сооружались свайные укрепления на отлогом берегу Джамны... Это место впоследствии стало называться Мехтаб Дагх – Лунный (Фантастический) Сад. Однако этой, не лишенной изящества и вместе с тем размаха, идее не было суждено воплотиться в жизнь по той причине, что казна уже была опустошена предыдущим строительством, а бесконечные войны мешали накопить силы и средства. Черный мавзолей так и не был построен.

Вид на Тадж-Махал от главных ворот
В тот долгожданный день, когда завершилось строительство Тадж-Махала, к мавзолею направилась торжественная процессия. Великолепную кавалькаду возглавлял всадник на белом жеребце. Его юношеская осанка, уверенность, с которой он держался в седле, не позволяла и думать, что падишаху уже шестьдесят.
Наступало время сумерек, краски чудесного дворца были слегка приглушены. Луна еще не взошла и не украсила белый мрамор своим призрачным блеском. Кавалькада подъехала к воротам, ведущим в сад. Шах-Джахан поднял руку, запрещая свите следовать за ним, и въехал в одиночестве под резную арку ворот.
Легкой поступью конь почти бесшумно продвигался по пустынным дорожкам сада. Высокий забор отделял Шах-Джахана и его любимую Мумтаз от всего мира. Здесь были только Он и Она.
Джахан волновался, как перед свиданием после долгой разлуки. Медленно спустился он по широким ступеням в нижний зал, где не было окон. Он зажег свечи. Их пламя вспыхнуло сотнями искр в огромном бриллианте Кох-и-Нор, вставленном в изголовье гробницы. Блики отразились в зеркальном сводчатом потолке и легли светло-розовым тончайшим узором на гладкую поверхность саркофага. Шах-Джахан погладил мрамор, казавшийся ему теплым, опустился на колени и прикрыл глаза. Он попытался представить образ любимой, но что-то не складывалось. Вспоминались отдельно ее нежные руки, удивительные глаза и алые губы, но он не мог увидеть ее всю.

Резная мраморная ограда кенотафа
Падишах поднялся. Как долго он уже здесь? Две свечи оплавились и погасли. Когда же он вновь вступил в верхний зал, пламя последней свечи вдруг дрогнуло и погасло. Легкий ветерок, словно дыхание любимой, коснулся его щеки. «Лала!» – позвал падишах. Ему показалось, что он различил чей-то нежный шепот в ответ. Тогда он крикнул: «Лала!» – и долго слушал, как ему отвечает многократное эхо. Он отдал бы все на свете, чтобы бесконечно слушать эту песню о красоте вечной любви.
Мумтаз с грустью смотрела вслед уходившему любимому. Ее душа наконец обрела покой. Сейчас Шах-Джахан сможет чаще бывать рядом с ней. Как ей хотелось прижать его поседевшую от горя голову к своей груди! Она собрала все силы и потянулась к мужу, но смогла лишь загасить свечу и на долю мгновения прижаться к его щеке. О чудо! Он заметил это и назвал Мумтаз ее самым любимым именем: «Лала!».
Она парила под узорчатым потолком мавзолея и предавалась воспоминаниям. Когда же впервые он назвал ее так? Когда это было?
Их первая ночь любви... Она помнила каждую минуту этой чудесной ночи. Она думала о своей судьбе, о том, что Аллах подарил ей такую любовь. Жаль, что с восточными женщинами это случается нечасто.
Ей пришло на ум арабское изречение: «Женщина – это верблюдица, которая должна пронести мужа сквозь пустыню жизни». Задача и предназначение женщин в странах Востока сводятся к ублажению сильного пола и продолжению человеческого рода.
Собственные ощущения женщины, ее эмоции не принимаются в расчет. Это не предусмотрено ни в Коране, ни в сунне. Но она обязана быть привлекательной, ее облик должен воздействовать на мужчину так, чтобы он захотел взять ее в жены.
Главная цель мусульманки – обязательно выйти замуж. Чаще всего жених знакомился со своей будущей супругой только в день свадьбы, но разочарований почти не случалось, ведь девушку с малых лет готовили к встрече с мужчиной – мужем. В Персии, а впоследствии и в Индии, было принято учить дочерей владеть телом, ходить, грациозно покачивая бедрами, чтобы при ее виде мужчина преисполнялся желанием.
Средневековье, в том числе индийское, было эпохой господства мужчин, и история его, за редким исключением, писалась мужчинами. Тем интереснее исследовать положение женщин на примерах тех из них, кто смог все-таки оставить свой след на страницах истории.

Узоры на потолке главного зала мавзолея Тадж-Махал
В отличие от мужчины, который рождался для того, чтобы – в зависимости от касты – быть воином или ремесленником, царем или подданным, женщина появлялась на свет для того, и только для того, чтобы быть женой и матерью, к какой бы касте она ни принадлежала. Иной дороги для женщины, если только она не хотела лишить себя и свою семью социального статуса и уважения окружающих, просто не существовало.
Не случайно во многих районах Индии сложился обычай обращаться «матушка» даже к маленькой девочке. Человек, лишавший дочь супружества, какими бы причинами это ни было вызвано, считался грешником, убийцей ее нерожденных детей. Если человек умирал, оставив незамужнюю дочь, первым долгом его родичей, наследников или друзей было устроить ее брак.
На протяжении всего своего жизненного пути женщина находилась в зависимости от других: сначала – от отца, потом – от мужа, а после его смерти – от сына. В литературе утвердилось сравнение мужа со стволом дерева, а жены – с лианой, которая, потеряв опору, не может жить.
Женщина была лишена возможности проявлять свою волю во всем, и прежде всего в выборе супруга, ибо это было долгом ее отца и родичей, да и распространившийся обычай детских браков сводил малейшую возможность самостоятельного выбора на нет.
Даже известный по древней и раннесредневековой литературе обычай сваямвары, когда принцесса выбирала себе жениха из нескольких претендентов, для которых устраивался турнир, ничего не менял, ибо если девушка и не предназначалась в награду победителю, то выбирать ей приходилось среди тех, кого она никогда ранее не видела.
Ни о каком ухаживании и влюбленности в обычном понимании этого слова не было и речи. Не случайно даже самые романтические произведения литературы Средневековья либо описывали чисто династические браки, либо развлекали читателей историями о том, как герой или героиня влюблялись друг в друга на расстоянии, увидев портрет или услышав о красоте суженой из рассказа говорящего попугая.

Накидка вари да багх с 52 вышивками
Мумтаз повезло: она была знакома с женихом задолго до свадьбы. Их связывало большое чувство, по силе и глубине несравнимое ни с чем. Им всегда было хорошо рядом друг с другом. Принц Кхуррам любил беседовать с любимой, уважал ее мнение по любому вопросу. За долгое время разлуки они написали сотни писем, где, кроме страстной тоски, всегда содержались умные и содержательные рассказы об окружающей жизни, о прочитанных книгах, о планах на будущее. Мумтаз совсем не надо было применять какие-то женские хитрости, чтобы увлечь Кхуррама, он и так был увлечен ею. Но она с детства привыкла ухаживать за своим лицом и телом. Еще в девичестве она вместе с матерью подобрала состав своих духов и аромат благовоний.
С той поры она всегда сама готовила духи, приобретая все необходимые компоненты в специальных лавках на рынке. Мумтаз выбрала нежный запах лаванды и аромат пачули. Кхурраму очень понравился ее выбор. Она знала, что до сих пор он хранит ее одежду и часто, раскрывая большой резной сундук, подолгу вдыхает неповторимый родной запах.
Перед свадьбой будущая свекровь, согласно древнему обычаю, преподнесла Мумтаз вари да багх – роскошную алую накидку, вся поверхность которой была покрыта маленькими вышитыми золотисто-желтыми квадратами. Подарила она и чопе – еще одну свадебную накидку, расшитую в стиле багх, в которую бабка с материнской стороны укутывала невесту перед церемонией чуда (обряд первой брачной ночи).
Перед брачной церемонией невеста проводила в полной изоляции двенадцать дней; в день свадьбы лицо ее было закрыто плотным покрывалом и впервые являлось жениху в зеркальном отражении во время обряда «зеркало и Коран».

Вышивка свадебного наряда
Густая цветочная гирлянда с серебряной бахромой прикрывала и лицо жениха. Новобрачных также называли не по именам, а по ролям в брачной церемонии: жених (дулха или наушах) и невеста (дулхан). Кроме лица и имени невесты, сглазить которую считалось легче легкого, в тайне держали и ее вес. В конце свадебного шествия, когда невеста отправлялась в дом жениха, в ее паланкин клали тяжелый камень, дабы носильщики не узнали ее истинного веса и не разболтали о нем недоброжелателям.
Внешность женщины, особенно в праздничном наряде, не столько открывалась для любования, сколько скрывалась, точнее, украшалась таким образом, чтобы «затемнить» ее природные черты и фигуру.
Все видимое глазу представало измененным или полускрытым: волосы были окутаны покрывалом; шея и грудь спрятаны под массивными ожерельями и гирляндами; очертания тела скрадывали широкие шальвары и курта; узор из хны на лбу и щеках изменял цвет лица; форму глаз было не узнать под густым слоем каджала и сурьмы; нос не разглядеть из-за кольца или подвески, вдетой в ноздрю; естественный цвет губ и зубов полностью уничтожался черным порошком мисси.
Женщина и мужчина обязаны любить друг друга, если они были соединены священными узами брака, хотя бы само их знакомство и произошло только на свадьбе. Коран предписывает мусульманину выполнять свой супружеский долг в ночь с четверга на пятницу: именно в такую ночь, по легенде, был зачат пророк Мухаммед.
Кхуррам бывал в спальне жены намного чаще. Он не мог расставаться с Мумтаз надолго. Даже зная, что она не покидала территорию дворца, он всегда старался чаще видеть ее, слышать тихий, спокойный и такой любимый голос.
У Шах-Джахана был большой гарем, как и полагалось индийскому падишаху. Но он «не обращал внимания на других женщин, пока Мумтаз была жива». Об этом писал в путевых заметках Франсуа Бернье, французский врач, путешественник и философ. Он отмечал, что супруги уважительно, нежно и трогательно относились друг к другу. Мумтаз любила свой народ и знала, что эта любовь тоже взаимна. Ее боготворили простые люди за отзывчивость и милосердие. По ее просьбе были составлены списки вдов и сирот, живущих в государстве. Мумтаз лично следила, чтобы они были обеспечены всем необходимым.
Она была народной заступницей, а своему мужу – мудрой советчицей. Он всегда ценил ее суждения выше собственных. Мумтаз-Махал была так же скромна, как и красива, а о ее преданности супругу слагали легенды. Она никогда не разлучалась с мужем и сопровождала его в самых опасных военных походах.

Гаремное помещение дворца крепости в Агре
Горе Шах-Джахана, потерявшего любимую женщину, было безграничным. Восемь дней он провел взаперти, без еды и питья. Когда же правитель вышел к своим приближенным, они не узнали его, сгорбившегося и постаревшего. Мумтаз видела и это, но ничем не могла помочь любимому. «Аллах пожелал этого испытания для нашей любви», – думала она, прозрачным облачком облетая покои мужа. Шах-Джахан объявил в стране траур, запретив музыку, яркую одежду и украшения. Женщинам также запрещалось пользоваться духами и благовониями. Мумтаз считала это лишним, но она уже не могла влиять на ход мыслей мужа. Она видела, как во время бесед с послами, восседая на ее любимом Павлиньем троне, его рука непроизвольно тянулась погладить чудесных птиц с изумрудными глазами, к которым часто прикасались ее нежные пальцы.
Шах-Джахан замирал, словно прислушиваясь, стараясь уловить голос жены под сводами дворца, но, как она ни старалась, он не слышал более ее советов. Тогда падишах погружался в думы и пытался представить, что ответила бы в том или ином случае его главная и бескорыстная советница.
Она вспоминала день своей кончины. Боль разрывала тело, мысли путались. Мумтаз-Махал, чувствуя приближение смерти, попросила принести новорожденную дочь и позвать мужа. Она вручила ему Джаханару и обратилась к Шах-Джахану с двумя просьбами: больше не жениться и выстроить для нее мавзолей, который был бы достоин их большой любви. Падишах после смерти Мумтаз долгое время не мог приступить к управлению государством, не раз у него возникала мысль отказаться от трона. Приближенные старались развеять тоску Шах-Джахана, но ни сказочная роскошь, ни заморские диковинки, ни дрессированные слоны, ни смотры боевой конницы не могли отвлечь его от грустных дум.
Прошло немало времени, прежде чем подчиненные увидели выполненный из дерева макет мавзолея, поразивший их совершенством форм и пропорций. Таким образом Шах-Джахан приступил к осуществлению своего замысла. Он выполнил обе просьбы умирающей жены, потратив на строительство мавзолея столько же лет, сколько они прожили с Мумтаз.
Занявшись возведением мавзолея, Шах-Джахан воспринимал это как главное дело своей жизни. О пережитом горе окружающим напоминали лишь седые волосы правителя и затаенная грусть в карих глазах. Его плечи вновь распрямились, его энергия и работоспособность поражали. Когда Шах-Джахана спрашивали, как ему это удается, ответ был одним: ни часу праздного безделья.
В 1657 г. Шах-Джахан тяжело заболел. Как уже говорилось, этим обстоятельством воспользовался его сын Аурангзеб. Он арестовал отца и заключил его, еще не окрепшего после недуга, в Агру, в Красный Форт, под домашний арест. Аурангзеб захватил престол и девять лет продержал отца взаперти.
Тяжело было Шах-Джахану смириться с жестокостью сына. Единственным утешением для него было то, что он из своих покоев мог видеть Тадж-Махал. Он писал прошения к сыну, где униженно умолял его похоронить рядом с Мумтаз.
Перед смертью Шах-Джахан сильно ослаб и не мог подходить к окну, чтобы созерцать последний приют возлюбленной. Он умер, глядя на отражение мавзолея в крошечном вогнутом зеркальце, вмурованном в стену. Аурангзеб выполнил его просьбу, похоронив рядом с Мумтаз-Махал.
Спустя долгие годы возлюбленные снова были вместе. На их надгробиях всегда живые цветы. Это дань памяти и восхищения вечно живой Любви.

...Слезам, оплакивающим любовь,
ты пожелал придать вечную жизнь...
ты... поймал время в сеть красоты,
и бесформенную смерть увенчал
бессмертием формы.
Тайну, которую ты в ночной тиши
Поведал на ушко любимой,
Хранит теперь камень
В вечном молчании своем.
...мрамор все еще шепчет звездам:
«Я помню». Рабиндранат Тагор

Жемчужина Индии

Тадж-Махал прекрасен в любое время суток. Это сон и явь, величие и невесомость одновременно. Это скорбный реквием и возвышенный гимн великой любви. Его строгие формы внушительны, ясны и нежны. В спокойном, мягком облике Тадж-Махала явственно проступает непоколебимая и несокрушимая сила.
На рассвете его купола и минареты окрашиваются в теплые розовые тона. Днем он предстает во всем великолепии тонкого каменного кружева, сверкающего на солнце.

Средневековая Индия, империя Великих Моголов, правление императора Акбара

Марина Баканова

О любви Шах Джахана и Мумтаз Махал, в честь которой был построен Тадж Махал в Агре (Индия — прим. ред.) , знают, наверно, все. Однако, этой истории любви предшествовала другая, не менее яркая и красивая, однако - не известная большинству неспециалистов.

Средневековая Индия, империя Великих Моголов, правление императора Акбара...

Страну бросает из крайности в крайность. Великий завоеватель и деспот на исходе своих дней становится философом и мыслителем, зачинателем индостанского ренессанса.

Его преемником становится его третий сын Салим - Султан Салим Бахадур, впоследствии взошедший на трон под именем Абуль-Фатх Нур ад-дин Мухаммад Джахангир. Это был первый правитель с наполовину индийскими корнями - его матерью была индийская принцесса (Раджкумари Хира Кунвари Сахиба (Харша Бай)) , выданная замуж за императора Акбара, принявшая ислам и новое имя: Вали Нимат Хамида Бану Марьям уз-Замани бегам сахиба.

Он был крайне противоречивой личностью как по мнению современников, так и современных ученых. Многие говорят о его пристрастии к алкоголю и опиуму, другие опровергают эти факты и считают его тонкочувствующим поэтом.

На заре своей жизни юный принц Салим встречает Мехр ан-Нису - это была та любовь, которой было суждено гореть всю жизнь.

Мехр ан-Ниса (впоследствии Нур Джахан) родилась в городе Кандагар (современный Афганистан) в семье старинных персидских аристократов из рода Тимуридов. Однако, их семья была изгнана с родины и вынуждена искать прибежища в соседней Индии. Во время переезда они потеряли все свое имущество и едва не лишились жизни. Именно в это время - в Кандагаре на полпути из Персии в Индию и родилась Нур Джахан. Семья была на грани полного голода и не имела какого-либо сносного жилища. Однако, они не остановились на полпути. Стоит отметить, что семье помог караванщик Малик Масуд, который не только взял их с собой, но и помог затем отцу Мехр ан-Нисы устроиться на службу к императору Акбару.

Ее родители сочли, что наступил переломный момент в их судьбе, поэтому новорожденной дочери и дали имя Мехр ан-Ниса, что означает «солнце среди женщин».

Ее отцу Мирзе Гийяс Бегу (Mirza Ghiyas Beg) действительно удалось устроиться очень хорошо. Он был назначен казначеем в провинции Кабул и очень быстро поднимался по служебной лестнице. Через некоторое время его семья переезжает уже в Дели и он удостаивается от императора почетного прозвища «Итимад уд-Даула» («столп государства»).

Благодаря этому Мехр ун-Ниса получила отличнейшее образование. Она знала в совершенстве арабский и персидский языки, отлично разбиралась в искусстве и литературе, музыке и танцах.

Известный поэт и прозаик того времени Видья Дхар Махаджан отзывался о ней, как о хранительнице истинной интеллигентности, умеренности и здравого смысла.

Стоит отметить, что несмотря на то, что для девушек на освоеннии всего вышеперечисленного образование в общем-то и заканчивалось. Но Мехр ун-Ниса получила знания и в традиционно «мужских» областях - политике, экономике, управлении государством. Как именно это произошло - не известно, о наеме дополнительных учителей для нее история умалчивает. Хотя вполне возможно, что ее отец счел возможным допустить ее на занятия вместе с братьями.

Это аукнется позднее - став императрицей она фактически правила вместо своего супруга Джахангира несколько лет, став его официальной соправительницей, своего рода Роксоланой Индостана.

В 1594г в возрасте 17 лет ее внезапно выдают замуж и в общем-то за не самую лучшую партию.

Легенда предписывает столь скоропалительную свадьбу личной заинтересованностью императора Акбара. Впрочем - достоверных подтверждений той легенде до сих пор не найдено и многие сомневаются в том, было ли все это на самом деле.

Мехр-ан-Ниса, как дочь императорского министра естественно жила при дворце и имела доступ в дворцовые парки. Где-то на тенистых аллеях ей повезло однажды встретиться с принцем Салимом. Красота персиянки поразила его в самое сердце. Но не только. Их соединило не только внешнее чувство. Они оба оказались поклонниками искусства и поэзии. Принц писал стихи и отправлял их с цветами своей юной возлюбленной. Однако, судьба в то время не благоволила к ним.

Стареющий император Акбар имел на женитьбу сына свои собственные планы. Долгожданный наследник не имел в его представлении прав на любовь, а тем более на брак, с пусть и родовитой, но абсолютно политически невыгодной персиянкой. Император браком сына решает все более и более укреплять свою империю. Хотя к тому времени Салим уже был несколько раз женат и имел еще большее количество наложниц. Политические браки не приносили ему семейного счастья.

Влюбленные уже готовы бежать - но побег пресекается. Чтобы не было более поводов для необдуманных реакций сына, Мехр ан-Ниса срочно выдается замуж за Шер Афгана. Он был по происхождению также перс, добившийся милости императора отличной службой в армии, типичным армейским офицером. Женитьба на Мехр ан-Нисе была представлена как награда для него за верную службу.

Однако - у всей этой истории есть и подтекст. У пары была только одна дочь на протяжении всего времени брака. Отцовство Шер Афгана по отношению к ней нередко подвергалось сомнению, подразумевая, что возможно ее отцом был принц. Разговоры не утихли даже тогда, когда Ладли Бегам была выдана замуж за младшего сына Джахангира Шахрияра, от брака с которым имела дочь Арзани Бегам.

Мехр ан-Ниса со своим мужем немедленно отправляется в дальний гарнизон. Вернуться она смогла только после смерти императора Акбара.

Легенда утверждает, что покушение, предпринятое Салимом в 1602г было местью тому, за погубленную любовь. Принц тоже знал, что его любовь не может осуществиться пока отец жив.

И вот, падишах умирает и новым падишахом становится Салим (принявший имя Джахангир). Практически одновременно с этим муж Мехр ан-Нисы погибает при таинственных обстоятельствах и она вместе с дочерью возвращается во дворец.

Однако, несмотря на возвращение, она целых четыре года живет в качестве фрейлины у старшей женщины гарема - первой жены императора Акбака персиянки Рукайи Султан Бегам. Это обеспечивало ей защиту самой влиятельной женщины того времени и не давало поводов для слухов. Здесь же заново влюбленные могли встречаться не опасаясь ненужных свидетелей.

Официально же их первая встреча произошла только спустя четыре года, на праздник Навруз вдовствующая императрица со своей свитой (куда входила и Мехр ан-Ниса) устраивала пышный прием и император должен был его обязательно посетить. Как говорит молва - Джахангир встретился глазами с Мехр ан-Ниса и более не мог от них оторваться.

Они поженились менее чем через два месяца. Пышная свадьба, несмотря на то, что замуж выходила 34-х летняя вдова. Через 17 лет после их первой встречи. Мехр ан-Ниса становится двадцатой и самой последней женой Джахангира. После нее у него более не было ни жен, ни наложниц.

Император был счастлив. Его давняя любовь расцвела пышным цветом. Мехр ан-Ниса получила новое имя «Нур Джахан» («свет мира») или «Нур Махал» («свет дворца»). Бесконечная любовь Джахангира поставила его жену на одну ступень с его самыми преданными министрами и фактически он сделал ее своей соправительницей. Даже более того, клевреты тех времен утверждали, что последние годы своей жизни Джахангир и не правил вовсе, а все приказы шли из-за парды (буквально - женское покрывало, которое охраняет ее от посторонних взглядов), намекая на то, что правила на самом деле Нур Джахан и ее брат, которого она возвела в ранг визиря.

Любимая жена, которая удостоилась чести сидеть вместе с мужем на троне при приеме делегаций, в том числе и иностранных. Она имела право (и активно пользовалась им) издавать приказы и управлять собственными землями. Она же проводила совещания кабинета министров.

Она активно устраивает жизнь своей семьи и свою опору на будущее. Выдает дочь Ладли Бегам за младшего сына Джахангира Шахрияра. В будущем она будет способствовать ему в получении власти в обход старшего принца Хуррама (будущего императора Шах Джахана). Но и последний оказался с ней связанным. Именно она уговорила Джахангира женить Хуррама на своей племяннице Аржуманд Бану Бегам (будущей самой любимой его жене Мумтаз Махал, в честь которой собственно и будет построен Тадж Махал).

Она стала единственной императрицей Индостана, с именем которой чеканились монеты.

Нур Джахан явилась гениальнейшим архитектором и парковым дизайнером, разработавшим королевский парк Ачабал Сад (Achabal Garden ) в Кашмире. Это был поистине шедевр паркового искусства периода Империи Великих Моголов. Самыми знаменитыми достопримечательностями этого парка являются чистейшие родники и каскады водопадов.

Смерть Джахангира положила конец ее счастливой жизни и многим амбициозным планам. 16 лет любви окончились. Однако, как показало будущее, свою любовь к мужу она сохранила вплоть до своей смерти.

Несмотря на то, что Шах Джахан явно недолюбливал вдовствующую императрицу, которая к тому же и пыталась лишить его престола поддерживая своего затя, он сохранил к ней чувство глубокого уважения. Он удалил ее из Дели, дабы избежать ненужных интриг и заговоров. Но позволил поселиться в Лахоре, втором городе империи на тот момент. Вместе с ней переехала на постоянное местожительсво и ее дочь, овдовевшая к тому времени.

Этот период жизни Нур Джахан посвящает воспоминаниям. Пишет множество стихов и поэм под псевдонимом Макхфи. Из своих личных средств она организует постройку мавзолея Итимат уд-Даула в честь своего отца в Агре. Строит и свой мавзолей, Шахдара Баг в Лахоре, где найдет свой последний приют и она сама. Мавзолей располагается недалеко от гробница Джахангира, и по соседству с ним приютился и мавзолей ее брата Асаф Хана. На своей гробнице она наказала высечь эпитафию «На могиле этого бедного незнакомца не будет ни цветка розы, ни лампады. Не обожжет свое крыло бабочка и не споет свою песню соловей».

Тадж-Махал - одна из самых грандиозных построек, расположенных на территории Индии, ежегодно число посетителей величественного мавзолея превышает 5 миллионов человек. Туристов притягивает не только красота сооружения, но и связанная с ним красивая история. Мавзолей был возведен по приказу падишаха Империи Великих Моголов, пожелавшего рассказать всему миру о своей тоске по умершей жене Мумтаз-Махал. Что же известно о Тадж-Махале, объявленном жемчужиной мусульманского искусства, а также о любви, благодаря которой он был создан?

Шах-Джахан: биография падишаха

«Повелитель мира» - таково значение имени, которое один из самых известных могольских падишахов получил от своего отца, любившего его больше других детей. Шах-Джахан, знаменитый создатель Тадж-Махала, появился на свет в 1592 году, Империю Великих Моголов возглавил в возрасте 36 лет, захватив трон после смерти отца Джахангира и избавившись от братьев-конкурентов. Новый падишах быстро заявил о себе как о решительном и безжалостном правителе. Благодаря нескольким военным кампаниям, ему удалось увеличить территорию своей империи. В начале своего правления он принадлежал к числу наиболее могущественных людей 17-го столетия.

Шах-Джахан интересовался не только военными походами. Для своего времени падишах был прекрасно образован, заботился о развитии науки и архитектуры, опекал деятелей искусства, ценил красоту во всех ее проявлениях.

Судьбоносная встреча

Легенда гласит, что свою будущую супругу Мумтаз-Махал правитель Империи Великих Моголов встретил случайно, произошло это во время прогулки по базару. Из толпы людей его взгляд выхватил юную деву, державшую в руках деревянные бусы, красота которой покорила его. Падишах, еще бывший в то время наследником престола, влюбился так сильно, что решил взять девушку в жены.

Мумтаз-Махал, армянка по национальности, происходила из семьи визиря Абдул Хасана Асаф-хана, входившего в круг приближенных падишаха Джахангира. Девушка, которую при рождении назвали Арджуманд Бану Бегам, приходилась племянницей любимой супруге Джахангира Нур-Джахан. Следовательно, она могла похвастаться не только привлекательной внешностью, но и благородным происхождением, поэтому для свадьбы не было препятствий. Напротив, подобный брак укреплял позиции наследника как претендента на трон, однако женился он все же по любви.

Бракосочетание

Джахангир с радостью позволил любимому сыну взять в жены понравившуюся ему девушку Мумтаз-Махал, национальность невесты также не была воспринята как препятствие, учитывая благородное происхождение ее отца. Церемония обручения состоялась в 1607 году, когда невесте, рожденной в 1593 году, было не более 14 лет. По неизвестным причинам свадьба была отложена на 5 лет.

Именно во время свадьбы получила свое красивое имя Мумтаз-Махал. Биография знаменитой супруги повелителя Империи Великих Моголов гласит, что его придумал свекор Джахангир, еще правивший в то время. На русский язык имя переводится как «жемчужина дворца», что служит доказательством необыкновенной красоты девушки.

Супруг «жемчужины», как и положено наследнику трона, обладал огромным гаремом. Однако ни одна наложница не сумела покорить его сердце, заставив забыть об очаровательной Арджуманд. Еще при жизни Мумтаз-Махал стала любимой музой знаменитых поэтов того времени, которые славили не только ее красоту, но и доброе сердце. Своему супругу армянка стала надежной опорой, сопровождала его даже в военных походах.

Несчастье

К несчастью, именно преданность Арджуманд стоила ей жизни. Беременность она не считала помехой для того, чтобы быть рядом с любимым мужем во время всех его путешествий. Всего она произвела на свет 14 детей, что было типичным до того времени. Последние роды оказались сложными, измученная длительным походом императрица не сумела оправиться после них.

Мумтаз-Махал ушла из жизни в 1631 году, совсем немного не дожив до своего сорокалетия. Трагическое событие произошло в военном лагере, расположенном под Бурханпуром. Император находился с любимой женой, с которой он прожил вместе 19 лет, в ее последние минуты. Перед тем как покинуть этот мир, императрица взяла с супруга два обещания. Она заставила его поклясться, что он не вступит в новый брак, а также построить для нее грандиозный мавзолей, красотой которого сможет насладиться мир.

Траур

Шах-Джахан до конца своей жизни не смог смириться с утратой любимой супруги. Целых 8 дней он отказывался покидать собственные покои, отвергал пищу и запретил разговаривать с ним. Легенда гласит, что горе даже подтолкнуло его к попытке самоубийства, которая, впрочем, окончилась неудачей. По приказу повелителя Империи Великих Моголов траур в государстве продолжался в течение двух лет. В эти годы населением не отмечались праздники, под запретом оказались музыка и танцы.

Некоторое утешение знаменитый падишах нашел для себя в исполнении предсмертной воли Арджуманд. Жениться вновь он действительно отказался, окончательно потерял интерес и к своему огромному гарему. По его приказу было начато строительство мавзолея, который в наши дни входит в число самых величественных сооружений в мире.

Расположение Тадж-Махала

В каком городе находится Тадж-Махал? Для возведения мавзолея был выбран город Агра, находящийся приблизительно в 250 км от Дели. Падишах решил, что дань памяти любимой жены будет располагаться на побережье реки Джамна. Его привлекла живописность этого места. Этот выбор доставил строителям определенные неудобства, связанные с неустойчивостью грунта, находящегося рядом с водой.

Решить проблему помогла уникальная технология, ранее нигде не применявшаяся. Пример ее применения в современном строительстве - использование свай при возведении небоскребов в ОАЭ.

Строительство

Спустя полгода после смерти Мумтаз-Махал безутешный супруг велел приступать к строительству мавзолея. Возведение Тадж-Махала в общей сложности заняло 12 лет, строительные работы начались в 1632 году. Историки единодушны в том, что ни одна постройка в мире не потребовала таких затрат, как эта. Выполнение воли умершей жены, если верить дворцовым хроникам, обошлось падишаху приблизительно в 32 миллиона рупий, в наши дни это несколько миллиардов евро.

Шах-Джахан позаботился о том, чтобы строители не экономили на материалах. Облицовка здания производилась с помощью чистейшего мрамора, который поставлялся из провинции Раджастан. Интересно, что, согласно указу повелителя Империи Великих Моголов, применение этого мрамора для других целей оказалось под запретом.

Затраты на строительство Тадж-Махала оказались столь значительными, что в государстве вспыхнул голод. Зерно, которое должно было отправляться в провинции, оказывалось на стройке, использовалось для кормления рабочих. Работы закончились лишь в 1643 году.

Секреты Тадж-Махала

Величественный Тадж-Махал подарил бессмертие падишаху и его прекрасной возлюбленной Мумтаз-Махал. История любви повелителя к его жене рассказывается всем посетителям мавзолея. Интерес к зданию не может вызывать удивление, ведь оно обладает изумительной красотой.

Сделать Тадж-Махал уникальным строители смогли благодаря оптическим иллюзиям, которые были применены при проектировании мавзолея. Оказаться на территории комплекса можно лишь после прохождения арки входных ворот, только тогда перед глазами гостей открывается здание. Человеку, который подходит к арке, может показаться, что мавзолей уменьшается, отдаляется. Обратный эффект создается при отдалении от арки. Таким образом, каждому посетителю может показаться, что он забирает грандиозный Тадж-Махал с собой.

Хитрый прием был применен и при создании поразительных минаретов здания, которые кажутся расположенными строго вертикально. В действительности эти элементы немного отклонены в стороны от постройки. Это решение позволяет уберечь Тадж-Махал от разрушения в результате землетрясения. Кстати, высота минаретов составляет 42 метра, а высота мавзолея в целом насчитывает 74 метра.

Для отделки стен, как уже было сказано, был применен белоснежный полированный мрамор, сияющий под влиянием солнечных лучей. Декоративными элементами послужили малахит, жемчуг, кораллы, сердолики, неизгладимое впечатление производит изящность резьбы.

Место захоронения Мумтаз-Махал

Многие люди, интересующиеся историей и архитектурой, знают, в каком городе находится Тадж-Махал. Однако далеко не всем известно, где именно располагается место захоронения императрицы. Ее гробница находится вовсе не под главным куполом возведенного в ее честь здания. В действительности местом захоронения правительницы Империи Великих Монголов является тайный мраморный зал, для которого был выделен участок под мавзолеем.

Гробница Мумтаз-Махал была расположена в секретном помещении не случайно. Такое решение принято ради того, чтобы посетители не нарушали покой «жемчужины дворца».

Конец истории

Потеряв любимую супругу, Шах-Джахан практически утратил интерес к власти, больше не предпринимал масштабных военных походов, мало интересовался делами государства. Империя ослабла, погрязла в пучине экономического кризиса, повсеместно стали вспыхивать бунты. Неудивительно, что у его сына и наследника Аурангзеба нашлись преданные сторонники, которые поддержали его в попытке отобрать власть у отца и расправиться с братьями-претендентами. Старый император был заключен в крепость, в которой вынужден был провести последние годы жизни. Шах-Джахан покинул этот мир в 1666 году, будучи одиноким и больным стариком. Сын велел похоронить отца рядом с его любимой супругой.

Последнее желание императора так и осталось неосуществленным. Он мечтал возвести напротив Тадж-Махала еще один мавзолей, в точности повторяющий его формы, однако отделанный черным мрамором. Это здание он планировал превратить в собственную гробницу, соединять ее с местом захоронения супруги должен был черно-белый ажурный мост. Однако планам не суждено было сбыться, пришедший к власти сын Аурангзеб велел прекратить строительные работы. К счастью, исполнить волю любимой женщины и построить Тадж-Махал император все же успел.

Мумтаз-Махал была необыкновенно привлекательной. Ее блестящие черные волосы ниспадали на плечи двумя восхити­тельными прядями. Ее большие черные глаза имели совершен­ную форму; изящно изогнутые брови были похожи на крылья ласточки, а длинные шелковые ресницы дополняли их красоту. Бархатистая кожа была белой, как лилия.

Помимо необыкновенной внешней красоты, Мумтаз-Махал обладала следующими качествами:

«У нее был непорочный, искренний и благородный ум. Она была дружелюбна и приветлива от природы. Она обладала неве­роятным терпением, способным выдерживать даже самые тяже­лые испытания. Например, перед тем как ее муж взошел на трон, в их жизни был период, когда предпринимались попытки устра­нить его. Преследуемый императорской армией, он был вынуж­ден кочевать с места на место в поисках безопасности. Мумтаз-Махал сопровождала своего мужа повсюду, от лесов Телинга-ны до равнин Бенгала, и с упорной добровольной покорностью терпела все трудности и лишения бродячей жизни. Многие из друзей и советников принца покинули его в это время, но Мум­таз-Махал осталась верной и преданной ему до конца».

Мумтаз-Махал была мудрой, рассудительной и проница­тельной женщиной, и шах безгранично доверял ей как в личных, так и государственных делах. Он советовался с ней по многим важным вопросам, и она превосходно справлялась с функци­ей советника. Она была добра и милосердна. К ней приходили толпы просителей, и она не оставляла без внимания ни одной просьбы. По ее ходатайству многие приговоренные к смертной казни были помилованы и многие снискавшие немилость у им­ператора были прощены. Сироты, вдовы и другие нуждающиеся люди пользовались ее благосклонностью.

Мумтаз-Махал оказалась идеальной женой. Она пленила ум своего мужа. Неописуемо красивая, изящная и мудрая, она была совершенным цветком своей одаренной семьи. Когда она прибе­гала к своим чарам, чтобы склонить мужа на свою сторону, она делала это с таким искусством, что окружающие и не догадыва­лись о ее намерениях. Из истории их жизни очевидно, что эта женщина сильно влияла на своего мужа.

Ее женское влияние, возможно, было причиной длительно­го мира в период правления Шах-Джахана. За долгие 40 лет его царствования имели место всего три войны, да и те были на­правлены на отражение атак или на подавление мятежей. Обще­ственные дела шли настолько гладко, что летописцы не смогли найти для записи ни одного эпизода кровопролития или жесто­кости. Его чрезвычайно грамотная внешняя политика тоже была

показателем успеха его правления, так же как и его внутреннее судопроизводство.

Из исторических записей можно только догадываться, что Мумтаз-Махал принимала участие в формировании характера Шах-Джахана, но то, что она оказала глубочайшее влияние на его жизнь, это совершенно неоспоримый факт, и не потому, что мы располагаем какими-то записями высказываний шаха. Равно нам неизвестно о какой-либо общественной деятельности Мум­таз-Махал. Нашему взору доступен лишь мимолетный, прелес­тный образ, предстающий как драгоценный камень в изящной оправе величия.


* Анализ характера Мумтаз-Махал

Ангельские качества:

1. Характер. Она была целомудренна, искренна и благород­на. У нее был мягкий характер и доброе сердце. Она была при­ветлива и любезна. Она проявляла терпение даже в самых тяже­лых обстоятельствах. Она была сострадательна к нуждающимся и помогала им в их отчаянном положении. Она обладала живым умом, необыкновенной мудростью и рассудительностью.

2. Ее семейные качества. Она имела высочайшее чувство суп­ружеского долга и проявила себя идеальной женой. Она родила ему четырнадцать детей. (К сожалению, выжили только восемь из них- четыре сына и четыре дочери.)

Человеческие качества:

1. Женственность. Она оказывала глубочайшее влияние на жизнь своего мужа, но это делалось с великим женским искусст­вом. Она великолепно играла роль покорной супруги.

2. Лучезарность. Она сияла жизнерадостностью, несмотря на трудные обстоятельства.

3. Обаяние. Она пленила ум своего мужа.

История богата примерами женщин, которые сочетали в себе ангельские и человеческие качества. Очарование Клеопатры из­менило ход истории. Елена из Трои была настолько почитаема, что из-за нее разразилась большая война. Эллен Вильсон, жена президента, также достойна тщательного изучения. Биографии, хранящиеся в библиотеках, - источники таких примеров.

Что касается живых примеров известных женщин, подроб­ные описания их женских чар - большая редкость. Традиция показывает, что человек должен прежде умереть, чтобы его до­стоинства открылись. Лишь недавно любовные письма Вудро и Эллен Вильсон стали достоянием публики.

А как насчет неизвестных женщин? Да, время от времени в нашей повседневной жизни нам встречаются яркие примеры, объединяющие ангельскую и человеческую стороны. Будьте внимательны к таким примерам. Помните, они могут и не быть кумиром для женщин, зато являются таковыми для мужчин. В кругу своих подруг они скорее представляют собой объект презрения и насмешек. Но обратите на таких женщин особое внимание. У них есть чему поучиться.

Завершая наше изучение ангельских и человеческих качеств, я предлагаю объединить их в одно целое. На следующей страни­це представлена диаграмма идеальной женщины с основными и очень важными качествами, которые мужчины находят привле­кательными. Две стороны, составляющие единое целое, образу­ют полноту женского очарования.