Основы съемки на концертах. Как правильно фотографировать концерты

  • Дата: 23.09.2019

Видеосъемка концертов - сложный жанр, с которым справится не каждый оператор. Такие услуги предлагаются специализированными компаниями. Перед тем как сделать заказ, желательно ознакомиться с завершенными работами специалиста.

Cъемка концерта Нины Шацкой и Ольги Кабо

Видеосъемка концерта Витольда Петровского

Особенности съемки концертов

Работа в зрительном зале в качестве видеооператора имеет некоторые особенности. Не на каждом мероприятии таким специалистам разрешено выходить на сцену вместе с техникой во время выступления артиста, поэтому снимать приходится из зала. Нельзя мешать зрителям, выполняя свою работу, загораживать им обзор, но качество видео тоже не должно страдать. Чтобы получить на выходе отличный результат, требуется немалый опыт вместе с теоретическими знаниями основ операторского искусства.

Съемка новогоднего концерта с кино краном

Cъемка фестиваля Festivals Committee «CITIES LIFE»

Профессиональная съемка концертов - одна из основных услуг нашей компании. Здесь можно заказать обслуживание любых мероприятий. Прошли те времена, когда выступления артистов на сцене снимали любительской техникой, из-за чего дрожал кадр и видео содержало посторонние звуки. Высокий профессионализм сотрудников компании позволяет снимать концерты на уровне ведущих телеканалов. Здесь используется прогрессивная техника:

  • штативы для качественной съемки длинных кадров;
  • несколько профессиональных камер для работы с разных точек;
  • внешние микрофоны для отдельной записи звуковых дорожек с режиссерского аудио пульта;
  • операторские краны для видеосъемки с высоты.

Опытные специалисты тесно сотрудничают с организаторами концертов, работниками сцены. Они посещают саундчеки и генеральные репетиции концертов, изучают партитуру осветителя, чтобы настроить оборудование. На выходе получают достойный результат.

Съемка концерта Ken Hensley в Москве

Видеосъемка рок концерта в Крокус Холле

Съемка и монтаж музыкальных клипов

У каждого именитого и начинающего артиста должен быть музыкальный клип и не один. Мини фильмы, которые снимаются под музыку, транслируются в эфире телеканалов, благодаря чему популярность певца, музыканта растет. Нашей компанией осуществляется видеосъемка музыкальных клипов для исполнителей. Опытные операторы тесно сотрудничают с талантливыми режиссерами, выполняют все их задумки на съемочной площадке. После основной работы начинается этап сведения, монтажа клипа. Если вы хотите, чтобы о вашем творчестве узнали потенциальные поклонники, если вы стремитесь к известности, воспользуйтесь нашими услугами. Сотрудничество принесет положительные плоды.

Видеосъемка концерта группы БИ 2

Cъемка мюзикла для Dance studio by World class

Съемка массовых мероприятий и городских праздников

Для таких событий необходимо несколько видеокамер, которые будут проводить фиксацию. Одна камера не охватит весь масштаб происходящего. Многокамерная съемка фестивалей или других массовых мероприятий фиксирует действия, которые невозможно увидеть с одного места.
Видеосъемка праздников проводится с разных ракурсов несколькими операторами. Наша компания имеет специальное оборудование для работы: операторские краны и рельсы. Смонтированное видео получается реалистичным, без заминок и неудачных моментов.

Прежде всего стоит отметить, что нет идеальных настроек камеры для концертной фотографии. Они просто не существует. Если кто-то говорит вам что выстави вот такие параметры и снимай - бегите! Бегите от него! Может быть для конкретного случая они подойдут, но факторов, влияющих на то, какие параметры выставить много, например, сколько света на сцене, какова динамичность кадра, какую глубину резкости вы хотите получить и т.п. Настройки постоянно меняются в зависимости от ситуации, по-этому нужно понимать на базовом уровне, какие настройки к чему ведут и далее просто корректировать параметры, под каждую конкретную ситуацию.

Концертная съемка - очень красивый и качественный контент, который можно снимать и получать двойное удовольствие, от музыки и от фото, но в тоже время и достаточно сложный процесс, по все тем же причинам - мало света, постоянно меняющиеся условия освещения и быстро движущиеся объекты.

Давайте начнем разбираться.

Какой объектив использовать? Тут ответ прост максимально светосильный, который у вас есть. Самый простой и доступный вариант это 50мм - F/1.8, на нем и остановимся.

Быстрый взгляд на основные настройки камеры:

Режим камеры: Ручной
Выдержка: 1/250 или быстрее
Диафрагма: F/1.4 - F/2.8 (по доступности)
ISO: как можно выше (3200 макс)
Баланс белого: Автоматический баланс белого
Качество изображения: RAW

Давайте пройдемся по каждому параметру.

Режим камеры: Ручной

Съемка в ручном режиме дает максимальный контроль над ситуацией. Хорошим вариантом будет съемка с приоритетом диафрагмы (AV), но полного понимания того, что какой параметр поменять при изменении ситуации у вас не выработается. А устанавливая все в ручную, вы сможете познать дзен в настройках фотокамеры и творить, творить хорошие кадры!

Выдержка: 1/250 или быстрее:

Чем медленней срабатывает затвор, тем больше света попадает на матрицу камеры и тем светлее изображение, но шанс размыть кадр увеличивается в разы. Ваша задача, снимая концерты, найти такое значение выдержки, при котором движущиеся объекты (солисты, гитаристы и т.п) не будут размываться, а света для матрицы будет все еще достаточно за счет других параметров.

Выдержка в 1/250с - хороший уровень от которого стоит отталкиваться, подбирая нужное значение. Данная выдержка не будет смазывать большинство среднединамических движений, а так же позволит пропускать достаточно света до матрицы, чтобы не выкручивать другие настройки слишком сильно (такие как ISO). Если концерт ярко освещен, то это позволяет уменьшить выдержку до значений 1/400 или 1/640 и это прекрасно, т.к., благодаря этому, можно будет опустить значение ISO, что уменьшит количество шума.

В условиях более низкой освещенности, вам придется увеличить выдержку, но делайте это очень осторожно, т.к. картинка начнет смазываться, даже если объект съемки будет двигаться медленно. И будьте внимательны при просмотре фотографии на ЖК-экране вашей камеры, потому что может показаться, что снимок резкий, а на самом деле, придя домой, вы обнаружите, что все ваши снимке смазаны. Это будет очень грустно и печально.


Фото: Canon EOS 6D, 16-35, 1/1000, диафрагма F / 2.8, ISO 1000

Диафрагма: F/1,4 - F/2,8

Как я уже говорил, для съемки такого вида сюжетов, как концерты, потребуется светосильный объектив, т.е. такой объектив у которого минимальное значение диафрагмы F/1.2 - F/1.8. Такие объективы пропускают больше света, что позволяет снимать при меньшей выдержке и меньшем ISO, но такие объективы достаточно дорогие и, в условиях наших реалий, не всем по карману, но у каждого должен быть фикс 50мм с диафрагмой F/1.8. Он относительно дешевый и как раз подойдет для съемки.

Также, благодаря широкой диафрагме, вы получаете малую глубину резкости, что красиво и качественно размывает фон и, тем самым, выделяет объект съемки. Вот пример, где задний и передний фон размываются, предавая снимку глубину, и выделяя объект.

Чтобы фотографировать в клубе и на различных музыкальных мероприятиях, нужно уметь работать в условиях плохого освещения (тема слабой освещенности настолько болезненна, что по ней уже ). В большинстве случаев использование вспышки запрещается организаторами, поэтому фотограф должен снимать со светом, специально смоделированным для клубного вечера или концерта – именно такой свет подходит мероприятию лучше всего.

Если вы собрались в клуб или на концерт с фотоаппаратом, помните о следующих факторах:

Величина мероприятия

У больших мероприятий и концертов свои плюсы – обычно на сцене выступают известные исполнители, а сам вечер интересно организован и очень интересен по сюжету для фотосъемки. Если вы собираетесь наблюдать за главной сценой, учтите заранее, что, скорее всего, вы будете стоять далеко от нее, и для съемки потребуется телеобъектив. Скромные вечеринки и концерты хороши более уютной атмосферой, а также возможностью подойти ближе к сцене, чтобы снять эмоции артистов.

Главный недостаток таких концертов в том, что помимо вас возле сцены будут другие репортеры, а также охрана заведения, что может сковать передвижение из одной точки съемки в другую. Чтобы снять фотографию, показанную ниже, мне пришлось подняться на выступ, потому что возле сцены было очень много людей. Тем не менее, мне удалось получить отличный угол съемки – как правило, такие кадры часто получаются с нижнего ракурса, если снимать прямо под сценой.

Освещение

Освещение на небольших концертах бывает просто отвратительным. Иногда весь свет падает сзади или сбоку, а спереди исполнитель совсем не подсвечивается. В съемке силуэтов, конечно, есть свои плюсы и свой шарм, но если из силуэтов состоит вся фотосессия, и лиц артистов нигде не видно – фотографии будут скучными.

Когда вы зайдете в клуб до начала мероприятия, обратите внимание на свет от прожекторов и другие точечные источники, которые могут дополнительно подсветить исполнителей. Это сильно спасет ситуацию. Если у вас есть разрешение на съемку концерта, не упустите возможность снять группу «разогрева». Даже если вам безынтересна эта группа, несколько кадров их выступления помогут вам приспособиться к свету.

Очень важно помнить, что в клубах и на концертах свет постоянно меняется, поэтому встроенный камеры практически бесполезен – вам придется к этому привыкнуть. К концу вечера на вашей карте появится много технического «мусора», но в этом нет ничего страшного. В 90% случаев вам запретят использовать , поэтому подготовьте необходимое оборудование заранее. Кроме того, фотографии со вспышкой не так интересны, поскольку, давая яркий свет, вспышка хоть и освещает артистов, но портит клубную атмосферу и оставляет уродливые тени:

Поскольку съемка будет протекать в плохих условиях освещения, первое, что вам потребуется, это открытая диафрагма и большая светочувствительность . Новые камеры гораздо лучше справляются со съемкой на высоких ISO, чем старые модели. Самую большую светосилу можно получить, только используя объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Поэтому для съемки в клубе лучше выбрать объектив со значением диафрагмы от f/1.8, 35 или 50 мм. Надеюсь, вы уже знаете, что, чем шире открыто отверстие диафрагмы, тем меньше ее значение, и тем больше света попадает в объектив и на камеру.

Снимайте в RAW : фотографии в «сыром» формате легче обрабатывать, формат RAW обеспечивает больше контроля над качеством снимка. Для съемки в клубе подойдет только автоматический баланс белого , поскольку правильные цвета в таких условиях нельзя получить даже с серой картой. Цветовой оттенок можно впоследствии исправить в Photoshop.

Установите серийный режим съемки , если он предусмотрен в вашей камере. Трудно предугадать, когда нужный луч света попадет в кадр, поэтому, чем больше кадров вы сделаете, тем лучше. Кроме того, лучше использовать режим фокусировки AI-Servo или «следящий фокус» (на Nikon – это режим фокусировки AF-C). Наконец, сам фотограф должен быть трезвым, чтобы получить максимально резкие снимки.

Если исполнитель очень подвижен, лучше установить короткую выдержку . Однако длинной выдержкой тоже не стоит пренебрегать, иногда с ее помощью можно получить интересные снимки.

А теперь о режимах съемки. Для фотосъемки в клубе лучше всего пользоваться ручным режимом , а также режимами приоритета выдержки и диафрагмы. Ручной режим хорошо подходит для предсказуемого освещения. Режим приоритета выдержки я включаю тогда, когда артист очень подвижен, или по сценарию предстоит какое-то быстрое действие, и длинная выдержка может его размыть. Когда освещение достаточно яркое, я использую режим приоритета диафрагмы , поскольку знаю, что выдержка останется достаточно короткой для нужной мне сцены.

Наконец, особое внимание следует уделить кадрированию фотографий. Используя объективы-фиксы (объективы с фиксированным фокусным расстоянием), фотограф часто определяет границы кадра ногами – просто подходит ближе или отходит дальше, но иногда даже этого недостаточно – неожиданный сюжет может привести к тому, что кадрирование получится неудачным. Посмотрите на фотографию ниже: левое колено вышло за границу кадра, а я был к этому не готов. Поэтому для съемки в клубе лучше подойдет светосильный зум-объектив (например, 24-70, f/2.8).

Исполнители

Подумайте о том, кого захотят видеть люди на фотографиях. Если вы не знакомы с составом группы, снимайте ведущего вокалиста. Обычно его эмоции наиболее выразительны, и его легче всего заметить.

Обратите внимание, в какой руке певец держит микрофон, и постарайтесь фотографировать его с другой стороны: рука с микрофоном обычно закрывает пол-лица и фигуру артиста, поэтому лучше выбрать противоположную точку съемки. Не игнорируйте этот совет, если вы собираетесь продать фотографии – обычно агентства, например, Getty Images, принимают простые поясные портреты именно в таких ракурсах – их можно продать многочисленным фанатам.

Время

Обычно выступление группы ограничивается тремя песнями – это не более 10 минут. Поэтому нужно заранее подготовиться и вспомнить обо всех указанных выше факторах. Иногда по окончании вечеринки или концерта у вас практически не будет хороших фотографий. Не стоит расстраиваться, съемка в клубе – сложное дело, и первое время не все получается. Кстати, не забудьте взять беруши, возле сцены очень громкий звук, и он может вам мешать. Если к сцене вас не пускают, отойдите дальше – хорошие кадры можно снять и издалека:

Уважительное отношение

Если вы подошли к сцене, слово охраны для вас – закон. Не вступайте в конфликт с персоналом заведения, иначе вас могут прогнать. Скорее всего, в зале будут работать и другие фотографы, поэтому старайтесь не попасть им в кадр. Наконец, не мешайте исполнителям: если в клубе запрещено использовать вспышку – не включайте ее.

Где взять разрешение?

Чтобы фотографировать в клубе, иногда достаточно попросить разрешения у охраны или менеджеров заведения. С концертами сложнее – вам может потребоваться официальный пропуск. По опыту могу сказать, что легче всего его получить, работая внештатным репортером для местной газеты. Будьте настойчивы – даже если у издания уже есть журналист, иногда газете нужен второй фотограф. Договориться о разрешении на съемку через агентство или предложить свою кандидатуру в качестве фотографа заведению, где проводится мероприятие – пути более сложные. Однако следует помнить, что для поступления на работу в газету вам потребуется .

Еще один способ получить разрешение на съемку – написать самой группе или менеджеру группы. При этом нужно уточнить, кто вы, с кем работаете, для каких целей вам нужны фотографии, и как много людей их впоследствии увидит. Если группе нужны фотографии мероприятия, они выйдут на связь.

Заключение

Фотосъемка в клубе сложна и интересна: она сочетает в себе две задачи, которые нужно решить фотографу — адаптация к плохому освещению и съемка репортажа. Если вы научитесь снимать в плохих условиях освещения, даже самый сложный по свету концерт перестанет быть для вас проблемой.

Источник статьи: Expert Photography

Перевод Екатерины Симаченко

Разведайте место проведения концерта

Если есть возможность, разведайте место проведения концерта заранее, чтобы понять где лучше всего находиться и какую технику использовать. Если это небольшой концерт в баре или в небольшом зале, в котором он вероятно и будет если вы только начали. Спланируйте поездку за день или час до начала чтобы взглянуть на место съёмки. Это будет место, где все будут стоять? Если есть сидения, будет ли достаточно места для манёвра между ними? Также важно, есть ли место для хранения вашей техники? Проверьте, есть ли возможность фотографировать с нескольких ракурсов. Фотографируя только по центру, вы не сможете выразить все эмоции, так что будем делать снимки из толпы, за зрителями и т.д.

Возьмите самые светосильные объективы

Точечный экспозамер

Если вы заинтересованны сфотографировать певца или участников группы по отдельности, скорей всего вам придётся выставить точечный экспозамер. На большинстве концертов, очень много неосвещённого места, поэтому фотографируя с центрально-взвешенным или с многозональным замером экспозиции, автоматика камеры будет пытаться компенсировать неосвещённые участки, поэтому скорей всего, участник группы будет переэкспонированным. Так что использование точечного экспозамера, будет идеальным выходом из ситуации.

Хотя, как только вам удастся хорошо подбирать значения выдежки и диафрагмы, выставление точечного замера будет все менее и менее важным.

Переключите камеру в ручной режим

Переключение в ручной режим, может быть достаточно сложной задачей на первое время, но это работает. Почему не стоит фотографировать в автоматическом режиме - слишком большой контраст освещения. Например как на фотографии выше с концерта Backstret Boys. Когда большинство кадра чёрное, автоматика камер может переэкспонировать освещение или участника группы. Установка камеры на ручной режим позволит обеспечить более строгий контроль (парень справа на снимке хорошо проэкспонирован), особенно когда освещения меняется быстро.

Следите за ISO

ISO может быть вашим другом при съёмке концертов. Как вы знаете, игра вокруг ISO имеет прямое влияние на выдержку (большинство концертов снимается с небольшой глубиной резкости, чтобы получить как можно больше света) и это очень важно правильно выставить выдержку, чтобы она соответствовала происходящему на сцене. Если это стремительный рок концерт, выдержки короче 1/60 будут необходимы чтобы предотвратить чрезмерное размытие. И наоборот, если мало движения, можно использовать более длинные выдержки.

Хоть шумы могут быть проблемой если вы выставляете ISO выше 1600, их можно использовать как преимущество при последующей обработке. Например можно перевести снимок в ч/б - как тот что выше, он сделан при ISO 3200.

Настроение

Создание настроения фотографии полностью зависит от ваших чувств. Например, фотография выше отлично это демонстрирует, когда в кадре даже нет группы, но фотограф проникся цветовым рисунком и тональной перспективой. Ищите необычное освещение, эффекты на сцене. Если выступающая группа достаточно динамична, это будет достаточно легко. Также убедитесь, что перед концертом вы послушали их музыку, если вы до этого их никогда не делали.

Смотрите шире

Если у вас есть возможность взять с собой несколько объективов, не забудьте про ширик. Он хоть и не будет использован часто, но он важен для съёмки всей группы. Также он полезен при съёмке толпы, или к примеру позади сцены есть огромный экран с интересными эффектами. Так что такой объектив позволит разнообразить ваши снимки.

Не забывайте про толпу

Концертный фотограф Anirudh Koul делает прекрасные снимки, фотографируя толпу на концерте Bon Jovi, просто повернув камеру от сцены в сторону зала. Как мне кажется, такие снимки способны передать эмоции людей слушающих концерт. Хотя, конечно, слабо освещенная аудитория не даст такого эффекта как зал наполненный дымом и светом прожекторов.

Поймайте момент, когда толпа людей освещена как на фотографии выше. Попробуйте оказатьсянад толпой, это не так трудно если у вас есть доступ к сцене, но достаточно сложно если вы находитесь среди толпы. Аудитория является неотъемлемой частью шоу, поскольку без неё, это просто репетиция.

Ищите необычное

На больших концертах известных певцов, происходят невероятные вещи. Как, например, появление вдруг дирижабля (на фотографии выше, сделанной на концерте Van Halen. У большинства групп, во время турне, шоу повторяются, от города к городу. Так что посетите их сайт или сайт фан-клуба, посмотрите фотографии чтобы знать, когда и чего ждать. Снимок Anirudh хорошо демонстрирует идеально подобранное время, может это и удача, а может он ждал именно этого момента узнав что было на прошлых концертах.

Используйте зум/Подходите ближе

Пора сменить ширик на длиннофокусный объектив. Подойдите как можно ближе к сцене и не забудьте получить карточку "пресса" для больших концертов. С достойным зум-объективом (мой фаворит 70-200мм) вы сможете выделить каждого члена группы. И не забывайте про барабанщика, в большинстве случаев, вокруг них только оборудование и куча микрофонов, так что у вас будет только два варианта, использовать зум, либо пробраться за кулисы.


Разведка места проведения концерта

Опытные фотографы знают, что перед важной съемкой — особенно съемкой концерта, стоит разведать обстановку на месте. Необходимо знать заранее какая техника необходима, будет ли место для хранения этой техники. Так же важна информация о том, есть ли место для маневров, какие ракурсы можно выбрать для более удачной съемки, с какого места стоит снимать. Нужно продумать момент того, как пробраться ближе к выступающим для зумированной съемки. Ответив для себя на все эти вопросы, можно понять, как фотографировать концерты .

Проблема с нехваткой света? Нужен светосильный объектив!

При съемке в закрытых темных помещениях, а так обычно происходит на концертах, необходимо запастись светосильными объективами. Ведь зачастую вспышка является абсолютно бесполезной. Кроме того вспышки очень мешают артистам — доставляют неудобство во время исполнения (ну это конечно в случае, если удаётся подобраться так близко). Выход – взять светосильные объективы и чем сильнее будет объектив, тем лучше. Для концертов можно использоваться . Этот объектив дает возможность использовать его при меньших значениях ISO. Благодаря этому можно не только избежать ненужных шумов, но и быстрее фокусироваться. Вариантов объективов много. Еще один – это .

Точечный экспозамер

Перед тем как фотографировать в ночном клубе необходимо установить точечный экспозамер, так как, скорее всего, придется делать портретные съемки отдельных певцов или участников группы. Точечный экспозамер – наиболее реальный выход из ситуации при подобном освещении. Потому что при многозональном или центрально-взвешенном замере экспозиции, все неосвещенные участки будут автоматически компенсироваться камерой. А это приведет в итоге к переэкспонированности персонажа на фотографии.

Автоматика или ручной режим?

Значение точечного замера будет уменьшаться пропорционально подборке значения .
Съемка концертов скорее требует ручного подбора параметров и настроек, так как при автоматическом режиме получается очень большой контраст освещения. Зачастую автоматика камеры переэкспонирует либо освещение, либо самого участника группы. С помощью же ручного режима возможен строгий контроль при быстроменяющемся освещении.

Эксперименты с ISO

Перед тем как фотографировать в клубе стоит поэкспериментировать со значением ISO. Значение ISO напрямую влияет на выдержку, ведь большинство концертов снимают с небольшой глубиной резкости, для того что бы получить больше света. Необходимо выставлять выдержку соответственно тому, что происходит на сцене. В случае очень подвижных сцен на концерте необходимо установить выдержку короче, чем 1/60, что бы уменьшить размытость, а если движений мало, то и выдержку можно ставить более длинную.

Например, при повышении ISO до значения 6400, камер выдаст страшный шум, при ISO 3200 значение скомпенсируется выдержкой порядка 1/10, что смажет людей, находящийхся на сцене. Если использовать низкие ISO (например: 200, 400) вместе со вспышкой, то получится стандартная фотография. Использование разных режимов: уменьшение мощности, заполнение светом, скорее всего, не даст никаких результатов. Кроме того, при работе со штативом на таких же низких значениях ISO, картинка, вполне возможно, будет привлекательной и статичной но с размытыми обликами людей.

При использовании ISO 1600 и режима М (manual), можно получить неплохие фотографии но с высокими шумами. Однако, это не так страшно, поскольку получившиеся шумы можно будет с лёгкостью подавить в RAW на компьютере. При всём этом, следует помнить, что все зависит от камеры и объектива. Настройки нужно подбирать либо заранее, либо уже на месте.

Создание атмосферы и настроения

Все настроение фотографии, человек с камерой создает сам. В этом и есть суть авторской фотографии. Если не видеть интересные моменты, то никакие не помогут сделать хороший кадр. Стоит попробовать поискать что-то необычное на месте. То, что могло бы точно передать ощущения и атмосферу концерта. Это может быть игра света и тени, людей и выступающих, возможно найти интересный угол обзора.

Расширение кругозора

Конечно, приветствуется наличие нескольких объективов, среди которых будет и широкоформатный. С его помощью фотографии получатся очень показательными и эффектными. Например, фото всей группы сразу или толпы в зале. Снимки всей аудитории, присутствующей в зале всегда выглядит очень эффективно, только нужно поймать момент хорошей освещенности и видимости зала.

В поисках необыкновенного

Необходимо подготовиться к концерту заранее. Может быть, будет возможность разузнать, что будет на концертах, какая изюминка ожидается, какие эффекты будут. Зачастую это дает возможность фотографу быть готовым к неожиданностям, которые он сможет запечатлеть.

Чем ближе к исполнителям, тем лучше

Если необходимо сфотографировать каждого участника группы очень близко, то стоит воспользоваться . Это поможет выделить в отдельности каждого члена группы. Проблему может составить фотография барабанщиков, так как они зачастую находятся в центре сцены и окружены большим количеством оборудования. В данном случае можно либо пробраться за кулисы (в случае если есть пропуск), либо использовать зум.