Значение слова психика. Понятие психики Психика определяется

  • Дата: 04.07.2020

Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию.

Структура психики человека

Психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основным свойством психики является ее системность, целостность и нерасчлененность.

Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.

Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя сенсорно-перцептивные процессы ( и ), процессы памяти и , процесс мышления.

Процессы психической регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию поведения. К ним относятся процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, процессы контроля, эмоциональные и волевые процессы.

Процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации.

Коммуникативные процессы обеспечивают общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Они представлены в речи и невербальном общении — передаче информации с помощью мимики, поз, жестов, взгляда, интонации, громкости и высоты голоса, дистанции общения и т.д.

Психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Как и любая система, психика человека обладает психическими свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.

К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности личности.

— внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:

  • эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);
  • активационные (активность, пассивность);
  • тонические (бодрость, угнетенность);
  • временные (длительность состояния).

Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой сложный психический процесс, как мышление, в зависимости от объекта и условий может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности. Если человеку в процессе его деятельности (например, студенту) приходится систематически изучать новый материал и решать задачи, то различные психические состояния, связанные с процессом мышления, обобщаются и становятся устойчивым психическим свойством его личности, выражающемся в мыслительных способностях. Человек с развитым мышлением может мобилизовать внимание, активизировать память, преодолеть усталость.

Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть и бессознательное. В структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание (рис. 1).

Первоначальный уровень психики является . Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами, к которым относятся инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. Концепция коллективного бессознательного была разработана в 30-40-с гг. XX в. швейцарским психологом К.Г. Юнгом, который в работе «Структура души» и в ряде других утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке, кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательною), идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Так и коллективное бессознательное является предпосылкой каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Рис. 1. Структура психики человека

Коллективное бессознательное выражается в архетипах - древнейших психических первообразах, непосредственно воплощенных в мифах.

К подсознанию относятся те представления, желания, устремления, которые ушли из сознания или же были восприняты психикой в форме сигналов, но не были допущены в сферу сознания.

Образы подсознания могут быть актуализированы. Например, человек может совершенно непроизвольно вспомнить какое-то свое ощущение, чувство, мысль, казалось бы, давно забытые.

Предсознание представляет собой промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием, существующее в форме «потока сознания» — спонтанного течения мыслей, образов и ассоциаций. Уровень предсознания представлен также и эмоциями, характеризующимися большим разнообразием.

Как компонент психики включает в себя такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.

К сверхсознанию относятся психические образования, которые способен сформировать у себя человек в результате целенаправленных усилий. Эти сверхспособности психики могут проявляться, например, в сознательном регулировании соматических состояний (хождение по раскаленным углям, замедление ритма сердцебиения и т.д.).

Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с подсознанием и т.д. В психике конкретного человека жестких границ между различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое.

Сознание

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции.

В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной.

Независимо от того, каких мировоззренческих позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность , т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:

  • ощущение себя познающим субъектом;
  • способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность;
  • способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;
  • способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны человека его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, т.е. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспоминании, определенном течении мыслей, отвлекается от несущественного в данный момент.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Осознание чего-либо возможно только при его словес- но-понятийной означенности, наделенности определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, т.е. то, что присуще именно им и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Важнейшая характеристика сознания — его способность к коммуникации, т.е. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущею отечественного психолога В.П. Зинченко выделялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.

Первый исходный уровень - бытийное сознание (сознание для бытия), или экзистенциальное , — включает в себя:

  • биодинамические свойства движений, опыт действий;
  • чувственные образы.

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания (рис. 2).

Второй уровень сознания - рефлексивное (сознание для сознания) — включает в себя:

  • значение;
  • смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.

Смысл - субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.

Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).

Рис. 2. Структура сознания

Рассмотрим эту схему с точки зрения целостности сознания.

Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня сознания.

Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значениями рефлексивного уровня сознания.

Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслами рефлексивного уровня сознания.

Сознание проявляется и присутствует во всех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда:

  • возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
  • требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;
  • надо осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход;
  • человек оказывается в ситуации, содержащей потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически непрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно функционирует.

В последних работах В. П. Зинченко, наряду с другими психологами, признает ограниченность любой модели сознания, в которой не представлен его духовный слой: «В своих ранних работах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в человеческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и рефлексивный слои». Наличие духовного слоя для психологов в настоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушевлять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои. Однако в рамках материалистически ориентированной психологии отсутствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания. В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще слишком мало опыта обсуждения проблем сознания на основе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий «вписать» духовный слой в структуру сознания.

Душевное и духовное в психике человека

Большой опыт познания духовного слоя сознания накоплен в христианской психологии, объясняющей психическую жизнь человека не только с точки зрения ее функционирования, но и направленности жизненного пути человека к высшим духовным ценностям. Внутренняя жизнь человека описывается при помощи понятий души и духа. Классической работой, раскрывающей соотношение душевной и духовной жизни человека, является работа В.Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа и нейрохирурга. Современные психологи указывают на необходимость освоения научной психологией основных идей, изложенных В.Ф. Войно-Ясенецким в эссе «Дух, душа и тело».

В этом труде Войно-Ясенецкий отмечает, что христианская психология принимает научное представление психической деятельности как колоссально сложной нервной деятельности, но не считает его исчерпывающим.

Состояния и акты сознания у человека определяются не только воздействием внешней и внутренней среды, но и воздействием высшей духовной реальности - Бога.

Согласно В.Ф. Войно-Ясенецкому, состояния и акты сознания, такие, как мышление, воля, чувства, страсти, любовь и другие, вызываются:

  • органическими ощущениями нашего тела;
  • восприятиями органов чувств;
  • восприятиями от нашего трансцендентального (свсрхопыт- ного) существа;
  • восприятиями из высшего духовного мира;
  • воздействиями нашего духа.

Акты сознания носят взаимосвязанный характер, мысль всегда сопровождается чувством, чувство и воля — мыслью, акты воли связаны с мыслью и чувством и т.д. Эти состояния сознания непрерывно меняются, ибо акты сознания находятся в постоянном движении. Объем сознания определяется разнообразием и глубиной актов и состояний сознания. Объем сознания также постоянно изменяется в сторону увеличения либо в случае патологии — в сторону уменьшения. В актах и состояниях сознания всегда участвует духовная сторона, определяя и направляя их. В свою очередь, дух растет и изменяется от деятельности сознания, от его отдельных актов и состояний.

Полнота психической жизни обозначается в христианской психологии понятием души.

Душа — это объединяемый самосознанием комплекс органических и чувственных восприятии, мыслей, памяти, эмоций и волевых актов.

В деятельности души участвует дух, имеющий своим источником дары Святого Духа, который проявляется в высших свойствах духовности — религиозности, нравственном чувстве, философском и научном мышлении, тонкой художественной и музыкальной восприимчивости.

Жизнь духа нераздельно и теснейшим образом связана с жизнью тела. Духовная сущность человека выражается во всей его внешности. В.Ф. Войно-Ясенецкий обращает внимание на то, что не только глаза — зеркало души, но и все формы тела человека и его движения соответствуют душе, духу. Дух грубый и жестокий, передающийся по наследству, уже в процессе эмбриогенеза направляет развитие соматических элементов и создаст отражающие его грубые формы. Дух чистый созидает соответствующие телесные формы. Формирующее влияние духа создает тончайшую разницу между похожими соматически лицами: хотя они и похожи, но одно лицо выглядит вульгарным, а другое — тонким и красивым.

Дух и душа человека нераздельно соединены при жизни в единую сущность: проявление духа связано со всей нейроисихической деятельностью.

В духе отпечатываются все наши мысли, чувства, волевые акты — все то, что происходит в нашем сознании как отражение внешнего и внутреннего мира. Духовные отпечатки представляют собой нечто иное по сравнению со следами и отпечатками в нервных клетках, которыми физиологи и психологи объясняют память.

В христианской психологии дух человека рассматривается как более важный и могучий субстрат памяти по сравнению с мозгом. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужны последовательность и причинная связь, воспроизведение в памяти событий пережитого, необходимые для функций мозга: «Дух сразу обнимает все и мгновенно воспроизводит все в целостности». Дух может работать без ведома сознания о его работе: очень сложные интеллектуальные операции проходят мимо сознания, на поверхность которого дается готовый результат. Целый мир неведомых идей содержится внутри нас.

Элементы душевной деятельности человека, его чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга, органические и чувственные восприятия, составляющие элементы самоощущения и самовосприятия, являются смертными. Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Дух человека свободен, дух дышит, где хочет, а его низшая чувственная душа подчиняется законам причинности.

  • 7. Структура современной психологии.
  • 8. Соотношение житейской и научной психологии.
  • 9. Психические явления, их сущность и классификация. Основные психические процессы. Психические свойства. Психические состояния. Психические образования.
  • 10. Методы исследования в психологии.
  • 11. Различные теоретические воззрения на природу психики.
  • 12. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
  • 13. Мозг и психика. Основные функции психики.
  • 14 . Структура психики человека: сознание, бессознательное, подсознание.
  • 15. Структура сознания. Сознание и самосознание. Соотношение сознания и бессознательного.
  • 16. Состояния измененного сознания.
  • 17. Психика и организм.
  • 18. Эволюционные предпосылки человеческой психики.
  • 19. Психика, поведение и деятельность.
  • 1. Стадия сенсорной психики.
  • 2. Стадия перцептивной психики.
  • 3. Стадия интеллекта.
  • 20. Ощущение, их свойства и виды.
  • 21. Восприятие, его свойства и закономерности.
  • 22. Общая характеристика представления.
  • 23. Внимание, виды и свойства внимания.
  • 24. Воображение, его функции и виды.
  • 25. Память, её виды и процессы. Индивидуальные особенности памяти людей.
  • 26. Мышление, содержание мышления, его виды и формы.
  • 27. Мышление и интеллект. Интеллект и факторы его развития.
  • 28. Психофизиология эмоций. Основные эмоциональные состояния.
  • 29. Стресс и его особенности.
  • 30. Формы переживания чувств. Виды чувств.
  • 31. Воля и ее характеристика.
  • 32. Структура и этапы волевого действия.
  • 33. Понятие и структура личности.
  • 34. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, субъект, человек.
  • 35. Особенности темперамента как проявления свойств нервной системы. Типы темпераментов.
  • Типы темперамента
  • Особенности характера
  • 37. Способности: виды и характеристика. Талант, одаренность, гениальность.
  • 38. Задатки как природные предпосылки способностей.
  • 39. Самосознание личности и «я-концепция».
  • 40. Мотивационная сфера личности, направленность личности как совокупность устойчивых мотивов.
  • 41. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения.
  • 42. Виды общения.
  • 43. Общая характеристика вербального и невербального общения.
  • 44. Речь. Свойства речи. Виды речи.
  • 45. Общая характеристика и виды малых групп.
  • 46. Социально-психологические явления и процессы в малых группах.
  • 47. Самосовершенствование личности в системе современного образования.
  • 48. Самопознание как важнейшая предпосылка самосовершенствования.
  • 49. Планирование как важнейшее условие успешного самосовершенствования.
  • 50. Методы психофизического саморегулирования.
  • 2. Понятие психики.

    Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психикапроявляется в психических явлениях .

    Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности.

    Некоторые авторы отмечают, что психика есть функция мозга . Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследуетанатомия , а его сложную деятельность с различных сторон изучаютнейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика .

    Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные (психические) образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

    Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

    Итак, психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

    Основным понятием психологии является понятие психического образа . Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

    Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями.

    Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности , а всеобщей функцией –регуляция деятельности .

    Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание человека , которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

    Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. С сознанием связана рефлексивная способность человека, т. е. готовность сознания к познанию самого себя и других психических явлений.

    3. Возникновение психологии как науки. История развития психологического знания.

    Психология – научная дисциплина, которая изучает закономерности функционирования и развития психики. Она основана на представлении в самонаблюдении человека особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Ее история как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения.

    Термин «психология» появился в научном употреблении лишь в середине XVI в. Датой начала научной психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге В. Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. Со второй половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце ХIХ в., после того как получила экспериментальную базу и естественно-научную физиологическую основу. Впоследствии, уже в начале ХХ в., сфера исследований психологов значительно расширилась, вобрав в себя и неосознаваемые психические процессы, и деятельность человека.

    Научный путь формирования психологии был заложен в середине XIX в., когда начали развиваться экспериментально обоснованные концепции, опирающиеся на данные биологии, физики, химии и математики. К настоящему времени образовалась многомерная и дифференцированная область различных разделов психологии. Современная научная психология наряду с ярко выраженным плюрализмом, содержит и попытки интеграции психологического сознания. Это связано с использованием общей теории систем, классической теории эволюции и идей развития в природе и обществе. Психологию как науку знают в основном только те, кто специально занимается ею, или те, кому она необходима для работы. Вместе с тем психологию как систему жизненных явлений в каком-то смысле знают все.

    Житейская психология – это разнообразный набор психологических знаний и умений, ставших достоянием широкого круга людей. Мы ежедневно пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Помимо слова «житейская», употребляются также термины «повседневная психология» , или «обыденная психология» . Сведения психологического характера и психологические умения мы обнаруживаем буквально на каждом шагу. Знания житейской психологии закреплены в народных пословицах и поговорках, в художественных произведениях. В них зафиксированы зависимости между характером и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений.

    Житейские психологические знания могут способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, правильному реагированию на их действия. Но в целом они лишены глубины, доказательности.

    Античность. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки понять, распознать, изучить и описать психику человека.

    Одним из первых направлений был анимизм, который рассматривал психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов (как известно, мифология в период античности была особенно развита). Анимизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь, стиль поведения и отношение к внешнему миру.

    Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. слов, означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии с которым весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось – все они рассматривались как порождения единой живой материи.

    Совершенно новую сторону познания этих явлений открыла деятельность философов-софистов (от греч. софия – «мудрость»). Их интересовала не природа, с ее не зависящими от человека законами, а сам человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, «есть мера всех вещей».

    В трудах древнегреческих мыслителей имеются попытки решения многих проблем, которые и сегодня направляют развитие психологических идей. В их объяснениях генезиса и структуры души обнаруживаются три направления поиска тех больших, независимых от индивида сфер, по образу и подобию которых трактовался микрокосм индивидуальной – человеческой души.

    Первым направлением стало объяснение психики, исходя из законов движения и развития материального мира, из идеи об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы.

    Только после того как была осмыслена произвольность жизни души от физического мира, их внутреннее родство, а тем самым – и необходимость изучать психику, психологическая мысль смогла продвинуться к новым рубежам, открывшим своеобразие ее объектов.

    Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план психобиологической проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.

    Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей.

    Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно воспринимаемых телом.

    Психика - внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.

    Психика - внутренний, субъективный мир человека. Его мысли, чувства и переживания, настроения и отношения, планы и мечты, ожидания и взгляды. Это , и эмоции , и - все органы и функции, когда они происходят внутри нас.

    Когда человек для тех же самых целей (для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением) начинает пользоваться чем-то аналогичным внешним - внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями, это психикой не называется. Смотри Организация собственной жизни внешними средствами

    В психике можно выделить управляющую и исполнительную часть. Управляющая часть психики - это то, что называют личностью в естественонаучном подходе. К исполнительной части психики относят мышление, речь и психомоторные процессы.

    Сохранная и развитая психика

    Сохранная и развитая психика - то, что обеспечивает адекватное поведение человека, возможность понимать окружающих и быть ими понятым. Нарушение психики выводит человека за пределы нормы. С другой стороны, высокое развитие психических процессов - памяти, мышления, речи, внимания - позволяет человеку быть более успешным и творческим. Смотри Психическое здоровье

    Психика, сознание, воля

    Если воспользоваться метафорой прожектора, то прожектор психики направлен вовне и освещает внешний мир. Прожектор сознания направлен внутрь и освещает внутренний мир. А воля – это инструмент, который согласовывает психику и сознание. Предположим, сознание говорит: мы должны идти вперед и вверх, а психика нам сообщает – эта вершина далеко, и путь к ней каменистый и через колючки. Между психикой и сознанием возникает конфликт, сознание настаивает, психика сопротивляется... Тогда приходит воля, разбирается и принимает решение. Какое? См.→

    Психика и тело

    Развитие психики

    Психика присуще не всем живым организмом, а формируется только на определённой ступени биологической эволюции. На какой конкретно - специатисты спорят. То, что психика есть у животных и птиц - все согласны. Есть ли она у червей - сомневаются. О наличии психики у простейших и амеб говорят очень редко.

    Взгляды на психику других интересных исследователей

    По взглядам Ф.Е.Василюка, в типологии жизненных миров психика - это орган, инструмент ориентировки человека в трудном внешнем мире . От психики следует отличать - орган, инструмент ориентировки в

    свойство мозга как высокоорганизованной материи, проявляющееся в отражении объективного мира в мозгу человека. П. существует как деятельность мозга, продуктом которой является психическое отражение. Оно объективно по своему содержанию, однако имеет и субъективные особенности в силу того, что внешние воздействия преломляются через всю совокупность внутренних свойств субъекта. П. обладают и животные, однако только человек обладает высшей ее формой - сознанием. Специфика человеческой П. связана с социальной природой человека, его трудом и речью и проявляется в активности как познавательной, так и практической, преобразующей внешний мир деятельности человека. П. является объектом изучения специальной науки - психологии, реализуется в психических процессах, свойствах и состояниях человека и проявляется в различных формах психического отражения. Психические процессы являются важнейшей формой отражательной деятельности мозга. Различают три вида таких процессов: 1) познавательные, которые дают нам возможность познавать мир и самих себя (ощущение, восприятие, представление, память, мышление и др.), эти процессы отличаются друг от друга различной степенью полноты и глубины отражения действительности; 2) эмоциональные, в которых мы выражаем свое отношение к окружающей действительности и самим себе в виде различных переживаний удовольствия или неудовольствия; 3) волевые, посредством которых мы регулируем свои действия, поступки, отношение к миру (желания, стремления, намерения, решения и т. п.). Психические свойства включают потребности, интересы, склонности и убеждения, способности, темперамент и характер. Эти свойства - наиболее устойчивые черты личности, характеризующие каждого отдельного человека. Психические состояния- это временные сочетания психических процессов и свойств, особенностей организма, своеобразно переживаемые человеком в данный отрезок времени и оказывающие влияние на его деятельность, поведение.

    ПСИХИКА

    греч. psychikos - относящийся к душе, душевным свойствам). Свойство высокоорганизованной материи, мозга, являющееся особой формой активного отражения субъектом объективной реальности. П. возникает в результате взаимодействия высокоорганизованных живых существ с окружающей действительностью. Психическое отражение порождается деятельностью субъекта, оно опосредует ее и выполняет функцию ориентации, управления ею. Благодаря П. деятельность человека и его поведение постоянно подвергаются саморегулировке. П. определяет деятельность человека, в процессе которой происходит проверка адекватности отражения действительности. П. человека характеризуется возникновением сознания как ведущего уровня регуляции деятельности и формирования личности, являющейся источником высших проявлений активности П. В ней различают осознанные и неосознаваемые формы деятельности (сознательное и бессознательное).

    Син.: психическая деятельность.

    Психика

    Словообразование. Происходит от греч. psychikos - душевный.

    Специфика. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.

    ПСИХИКА

    1. Древние греки представляли себе психику как душу или саму суть жизни. 2. Более традиционное значение ограничено внутренним миром человека. Хотя оба эти значения отражают своего рода дуализм, значение 2 менее проблематично и является общепринятым. 3. См. самость, психический (1 ИЛИ 3).

    ПСИХИКА

    от греч. psyche – душа) – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того что его биологическая природа преобразуется социо-культуpными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становится личностью. Знание о П. менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функций организма и в понимании зависимости человека от социальной среды. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение веков П. обозначалась термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал. Сущностными чертами П. являются: а) П. – субъективный, всегда упрощенный и неполный образ объективного мира; б) П. – функция мозга; в) П. – высшая форма отражения; г) П. – продукт длительной эволюции форм отражения. П. – центральное звено, играющее ключевую роль в возникновении и развитии конфликтов всех типов и видов.

    Психика

    Способность активного отражения субъектом реальности, осуществляющая в его поведении регуляторную функцию. Основные компоненты П. – ощущение, восприятие, память, чувства и мышление.

    психика

    свойство высокоорганизованной материи, продукт деятельности головного мозга, выражающееся в отражении объективной действительности и объективации отраженного в поведении и деятельности. П. – основная категория и предмет психологии.

    ПСИХИКА

    существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Неотъемлемое свойство живого. Взаимодействие живых существ с внешним миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но неотделимых от них процессов, актов, состояний психических.

    Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде.

    Отражение психическое мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможного будущего. У человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего - в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего - в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях и пр. Психика человека и осознанна и неосознанна; но и неосознанная - качественно отличается от психики животных. Основное отличие человеческой психики от животной - именно в сознательной целенаправленности психических проявлений. Сознание - ее сущностная характеристика.

    Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и мозгом головным внешних объектов в форме психики делается возможным выполнение действий, адекватных свойствам этих объектов, а тем самым - выживание организма, его активность поисковая и надситуативная. Итак, определяющие признаки:

    1) отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа;

    2) их ориентация в этой среде;

    3) удовлетворение потребности в контактах с нею. А эти контакты по принципу связи обратной контролируют правильность отражения.

    У человека контрольной инстанцией служит социальная практика. Благодаря связи обратной результат действия сопоставляется с образом, появление коего опережает этот результат, предваряя его как своеобразная модель действительности. Так психика выступает единой цикличной системой, имеющей историю и рефлекторной по типу. Здесь рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонент системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их "обратное" влияние на образ. Активность психики проявляется:

    1) при отображении реальности, ибо оно предполагает преобразование физико-химических раздражителей, действующих на нервные аппараты, в образы предметов;

    2) в сфере побуждений, придающих поведению энергию и стремительность;

    3) при исполнении программы поведения, включающей поиск и выбор вариантов.

    Углубление в филогенетическую историю психики подводит к вопросу об ее объективном критерии. То есть такой, который позволяет определить, есть ли у данного организма психика. Современные теории не опускаются в поисках психики ниже животного мира. Но предлагаемые ими критерии приводят к разной локализации "порога" психического. Вот некоторые из них: способность к поведению поисковому, способность к "гибкому" приспособлению к среде, способность к "проигрыванию" действия во внутреннем плане и пр. Само разнообразие теорий говорит о том, что они скорее являются дискуссионными гипотезами, чем разработанными теориями.

    Среди этих гипотез одна из самых признанных (в отечественной психологии) принадлежит А.Н. Леонтьеву. В качестве объективного критерия психики она предлагает способность организмов реагировать на воздействия абиотические (нейтральные биологически). Реагировать на них оказывается полезным потому, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, значит, являются их потенциальными сигналами. Отражение абиотических свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности существ - поведением. До того жизнедеятельность сводилась к усвоению пищи, выделению, росту, размножению и пр. Теперь появляется активность, "вставленная" между актуальной ситуацией и витальным актом - обменом веществ. Смысл этой активности - обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют ему реализоваться непосредственно. С предлагаемым критерием связаны два фундаментальных понятия: раздражимость и чувствительность. При этом чувствительность предполагает субъективный аспект отражения; предположение, что он впервые появляется вместе с реакцией на раздражители абиотические, - очень важная гипотеза, потребовавшая экспериментальной проверки. Согласно психоанализу З. Фрейда, психика состоит из трех инстанций - сознательного, предсознательного и бессознательного - и системы их взаимодействия. Деление психики на сознательное и бессознательное - основная предпосылка психоанализа, и только оно позволяет понять и исследовать часто наблюдаемые и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Итак, психика шире, чем сознание. Психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из коих - влечение сексуальное.

    Согласно Р. Ассаджоли, существуют такие составляющие психики:

    1) самость высшая - своего рода "внутренний бог";

    2) самость сознательная - Я - точка ясного осознания;

    3) поле сознания - анализируемые чувства, мысли, побуждения;

    4) бессознательное высшее, или сверхсознание - высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение;

    5) бессознательное среднее-подобие Фрейдовского предсознательного - мысли и чувства, кои могут легко осознаться;

    6) бессознательное низшее - инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и пр.

    Важную роль играет также понятия субличностей - как бы относительно независимых, более или менее развитых "малых" личностей внутри человека; они могут соответствовать ролям, кои человек играет в жизни.

    ПСИХИКА

    Этот термин и то, что он обозначает, является избитым результатом объединения философии и психологии. На некотором глубинном уровне мы его нежно любим и лелеем и видим в нем большой потенциал, но из-за нашей собственной несостоятельности мы непрерывно злоупотребляем им грубо прибегая к излишним домыслам. В употреблении этого термина обнаруживаются две противоречивые тенденции: тенденция рассматривать психику как метафизическое объяснительное явление, отдельное от механистических систем, и тенденция рассматривать его как удобную биологическую метафору, представляющую проявления се еще не понятых нейрофизиологических процессов мозга. Следующие модели употребления этого термина являются наиболее важными и распространенными, и в них можно увидеть основной конфликт. 1. Психика как множество гипотетических мысленных процессов и действий, которые могут служить объяснительными приемами для психологических данных. За последние годы эта модель употребления термина стала доминирующей. Здесь мысленные компоненты являются гипотетическими, потому что они имеют в соответствующих теоретических рамках объяснение. Представляет интерес нежелание, даже отказ тех, кто занимает эту позицию, размышлять о нейропсихологических структурах, с которыми это могло бы соотноситься. Внимание обычно сосредоточивается на эффективности гипотетической модели сознания в объяснении, а не просто описании, наблюдения эмпирических исследований. Наиболее часто это значение используется теми, кто работает в области искусственного интеллекта, современными когнитивными психологами и некоторыми философскими школами, например функционализмом (3). 2. Психика как множество сознательных и бессознательных умственных опытов организма индивида (обычно, хотя не всегда, человеческого организма). Фактически это использование представляет собой попытку избежать вышеупомянутой метафизической проблемы, но это создает проблемы второго порядка того же типа из-за путаницы с тем, как характеризовать сознание. Часто даже сторонники бихевиористского подхода таким образом "открывают для себя черных ход" в рассуждения о психике, но они неизменно заменяют сознание поведением и действиями. 3. Психика как совокупность процессов. Возможно, это следующая наиболее распространенная точка зрения. В качестве аргумента здесь выдвигается то, что некоторые процессы, обычно рассматриваемые под рубриками восприятия и познания, вместе и составляют психику. Здесь нет никаких реальных попыток дать определение, процессы только перечисляются и предпринимаются попытки их понять. Очистите значение 1 от теории и получите значение 3. 4. Психика как эквивалент мозга. Эта позиция, которая восходит к Вильяму Джемсу, в конечном счете, должна быть истинной. Основная помеха здесь заключается, конечно, в том, что мы очень немного знаем о функциях мозга. В результате, это в большей степени вопрос веры, чем истинная философская позиция. 5. Психика как внезапно появляющееся свойство. Аргументы здесь такие же, как и в эмерджентизме: когда биологическая система достигает точки достаточной сложности и организованной структуры, возникает психика (или сознание). 6. Психика как список синонимов. Например, psyche, душа, самость и т.д. Таким употреблением ничего не достигается, и здесь смешиваются различные проблемы, связанные с определениями терминов. 7. Психика как интеллект. В действительности это только разговорная модель употребления данного термина. 8. Психика как характеристика или черта. Также используется непрофессионально, как во фразах подобно: "психика художника" или "северно-европейская психика". См. материи и духа, проблема.

    Психика

    от греч. psychikos - душевный), высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности - сознание, а индивид становится личностью. Знание о П. менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субстрата) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение многих веков П. обозначалось термином "душа", трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождения в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела, сложилось направление, представляющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависят от внеземных начал. Изучается психологией.

    Психика ж. 1. Свойство высокоорганизованной материи - головного мозга - отражать действительность в виде ощущений, восприятий, мыслей, чувств и т.п. 2. Душевный склад, душевная организация человека. Толковый словарь Ефремовой

  • психика - Психика, психики, психики, психик, психике, психикам, психику, психики, психикой, психикою, психиками, психике, психиках Грамматический словарь Зализняка
  • психика - Пси́х/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
  • Психика - (греч. psychikos – относящийся к душе, душевным свойствам). Свойство высокоорганизованной материи, мозга, являющееся особой формой активного отражения субъектом объективной реальности. Толковый словарь психиатрических терминов
  • ПСИХИКА - ПСИХИКА (от греч. psychikos - душевный) - совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Большой энциклопедический словарь
  • психика - ПС’ИХИКА, психики, мн. нет, ·жен. (от ·греч. psychikos - душевный) (·книж.). Душевная организация человека (или животного), Совокупность его душевных переживаний, состояний сознания, сил и способностей. Здоровая психика, больная психика. Толковый словарь Ушакова
  • психика - Психики, мн. нет, ж. [от греч. psychikos – душевный] (книжн.). 1. Функция мозга, сущность которой заключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, воли и пр. Большой словарь иностранных слов
  • Психика - (от греч. psichikos - душевный) свойство высокоорганизованной материи; форма отражения субъектом объективной реальности. Возникает в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром. В их поведении... Педагогический терминологический словарь
  • Психика - (от греч. psychikós - душевный) свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения (См. Отражение) субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения - его активность. Большая советская энциклопедия
  • психика - орф. психика, -и Орфографический словарь Лопатина
  • психика - -и, ж. Особое свойство, присущее живым организмам, основанное на высшей нервной деятельности и выражающееся в наличии способности отражения действительности в ощущениях, восприятиях, чувствах, а у людей также в мышлении и воле. Малый академический словарь
  • психика - ПСИХИКА, и, ж. Совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека. Здоровая п. | прил. психический, ая, ое. Психическая деятельность. Толковый словарь Ожегова
  • психика - сущ., кол-во синонимов: 4 дух 136 метапсихика 1 психия 1 сознание 22 Словарь синонимов русского языка
  • ПСИХИКА - ПСИХИКА (от греч. psychikos - душевный) - англ. psychics; нем. Psyche. 1. Псих, деятельность; форма активного отражения субъектом объективного мира в процессе его взаимодействия с внешним миром и выполняющая функцию регуляции его поведения (деятельности). Социологический словарь
  • Психика - (греч. psychikos относящийся к душе, душевным свойствам; син. психическая деятельность) форма активного отображения субъектом объективной реальности... Медицинская энциклопедия
  • психика - ПСИХИКА -и; ж. [от греч. psychikos - душевный] 1. Совокупность процессов и явлений, связанных с высшей нервной деятельностью человека и животных. Ощущения, восприятия, эмоции, память - неотъемлемые элементы психики. Толковый словарь Кузнецова