Что такое форма единственного числа. Существительные, имеющие только форму единственного числа. Что следует о них знать

  • Дата: 30.09.2019

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1. В упражнении 100 найдите слова, которые употребляются только в единственном числе. Выпишите словосочетания с существительными, имеющими форму как единственного, так и множественного числа. Запишите словосочетания дважды: в единственном и во множественном числе.

2. Какая информация о числе имени существительного вам известна (сч. таблицу на с. 42)? Прочитайте теоретический материал параграфа, отмечая, что нового вы узнали о форме числа имени существительного.

Число является непостоянным морфологическим признаком. Большинство имен существительных употребляются как в единственном, так и во множественном числе: учебник – учебники, ученик – ученики, день – дни. Эти существительные обозначают предметы, которые можно пересчитать.

Однако некоторые существительные употребляются только в единственном числе (мука, дружба, молодежь) или только во множественном числе: (очки, шахматы, весы).

К именам существительным, имеющим форму только единственного числа, относятся: собирательные существительные (листва, учительство); вещественные существительные (мука, масло, суп, фосфор); имена собственные (Днепр, Харьков, Украина); названия сторон света (юг, север, запад, восток).

К именам существительным, имеющим форму только множественного числа, относятся: существительные, обозначающие отрезки времени, явления природы, действия, состояния (каникулы, осадки, дебаты, сутки); существительные, обозначающие составные предметы (очки, качели, сани, шашки); вещественные существительные (чернила, дрожжи, сливки); названия игр (прятки, горелки); совокупность чего-либо (деньги); географические и астрономические названия (Близнецы, Альпы, Черновцы).

3. Какие признаки имен существительных являются непостоянными? Назовите постоянные признаки существительных.

1. Проверьте, можно ли существительные, данные в упражнении, употребить во множественном числе.

2. Спишите существительные, которые употребляются только в единственном числе, распределяя их по тематическим группам.

1. Вещества, продукты: золото, молоко,….

2. Совокупность лиц, предметов (собирательные существительные): листва, человечество, … .

3. Собственные существительные: Украина

Молодежь, родня, кефир, масло, сало, Европа, толпа, учительство, Азия, мошкара, детвора, Говерла, творог, сметана, пехота, Киев, чай, повидло, Днепр, мед, баранина, Крещатик, сахар.

3. Укажите род собственных имен существительных

От данных глаголов образуйте и запишите существительные, с помощью которых можно называть действия. Существительное, имеющее обе формы числа, запишите в единственном и во множественном числе.

Образец. Стрелять – стрельба, стрельбы.

Ходить, молотить, косить, просить, палить, служить.

1. Прочитайте слова данные в упражнении. Какой признак объединяет все слова? На какие тематические группы можно их разделить?

2. Спишите слова, распределяя их по тематическим группам.

Дрожжи, сливки, прятки, жмурки, макароны, брюки, шорты, спагетти, щи, ножницы, плоскогубцы, тефтели, горелки, шахматы, шаровары, леггинсы, клещи, тиски, бриджи, джинсы, городки.

119 Сочинение

Напишите небольшое сочинение, используя слова одной из тематических групп (см. упражнение 118).

Это интересно!

В древнерусском языке, кроме форм единственного и множественного числа, была еще форма двойственного числа которая использовалась для обозначения двух предметов. В современном русском языке остались некоторые признаки двойственного числа 1) окончание – а в именительном падеже множественного числа существительных мужского рода (берега, города), которое раньше могло быть только у существительных мужского рода, обозначающих парные предметы (глаза, рукава): 2) формы множественного числа существительных среднего рода, обозначающие парные предметы (течи, колени, уши).

1. Спишите незавершенные предложения, расставляя знаки препинания, кавычки. Согласуйте прилагательные, местоимения, глаголы с существительным, учитывая, что существительное называет лицо женского пола.

1. (Новый) учитель литературы посоветовал., прочитать книгу Каникулы Кроша и мы… 2. (Пожилой) коллега надел., очки чтобы.. 3. (Известный) ученый писал, мемуары под названием Жизнь в науке чтобы…

2. Укажите существительные, которые употребляются только в единственном числе.

121 Изложение

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2. Выпишите слова, которые потребляются только в единственном или только во множественном числе, устаревшие и заимствованные слова. Составьте пунктуационные схемы тех предложений, расстановка знаков препинания в которых может вызвать у вас затруднения.

3. Напишите изложение данного текста, используя выписанные материалы.

У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: “брр!”.

Мать и тетка бросились обнимать и целовать Володю. Наталья повалилась к его ногам и начала проворно стаскивать с него валенки.

Сестры подняли визг, двери громко скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:

– А мы тебя еще вчера ждали! Хорошо доехал? Благополучно? Господи Боже мой, да дайте же ему с отцом поздороваться! Что, я не отец, что ли?

По Л. Чехову

Розвальни – низкие и широкие сани без сиденья, с расходящимися врозь от передка боками.

Сани – зимняя повозка на полозьях.

Башлы́к – суконный теплый головной убор в виде широкого капюшона с длинными концами.

Пере́дняя – первая при входе в квартиру нежилая комната, в которой оставляют верхнюю одежду; прихожая.

Проверьте свои знания

Найдите неточность в утверждении.

1. Все имена существительные могут употребляться и в единственном и во множественном числе.

2. Число является постоянным признаком имени существительного.

123 “Четвертый лишний”

1. Иней, книга, стул, снежинка.

2. Кроссовки, стаканы, духи, листы.

Какие морфологические признаки имени существительного вы уже изучили? Используя материалы таблицы на с. 42. укажите морфологические признаки у существительных: стеки, радость, через сутки.

1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. В словах с пропущенными буквами обозначьте орфограммы.

2. Укажите слова, которые употребляются только в единственном или талько во множественном числе. Какие слова являются исконно русскими?

1. Я зап..ваю п..рячим чаем яичницу и в кухн.. по..вляется папа в наутюженных брюках и полосатой рубах.. (В. Машков). 2. Папа вспомни свое детство и ты поймеш.. меня (В. Машков). 3. Мы с бабушкой с. дели на песке и ели хлеб сыр и пили м..локо (Б. Житков). 4. Из этого м..лока будут делать масло сыр тв..рог см..тану (Б. Житков). 5. Ах, если бы эти каникулы никогда не заканчивались! мечтал я (А. Алексин).


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 3 Толковый словарь А Авоська – разг. сетчатая сумка для продуктов, мелких предметов и т. п. Алкать – очень сильно хотеть, жаждать чего-либо....

    Урок 15 Буква е Учимся правильно произносить и писать слова с е 106. Выучи скороговорку. Еле-еле ель Егор Затащил к себе во двор. 107. Прочитай....

    Урок 6 Сведения о диалоге Узнаем новое о диалоге 33. Как ты понимаешь данное высказывание? Беседа должна вестись как игра, в которой каждый имеет свой...

    ЯЗЫК ЛЕКСИКОЛОГИЯ § 9. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА И НЕОЛОГИЗМЫ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте четверостишие. Значение всех слов вам понятно? Есть ли в тексте слова,...

    РЕЧЬ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ § 58. СЛОЖНЫЙ ПЛАН СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА. Сочинение-описание интерьера 352. I. Прочитайте текст. Найдите описание интерьера. Каковы особенности описания интерьера? В...

    Урок 8. АБЗАЦ. НОВОЕ И ИЗВЕСТНОЕ В ТЕКСТЕ Развиваем умение определять повое в тексте 43. Прочитай. Какое настроение передано автором? Нивы сжаты, рощи голы, От...

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §30 Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных 281 1. Прочитайте правило “Способы проверки написания о-е после шипящих... 47. Читаем: представляем описанное; определяем тему и подтемы; находим указанные части текста. Пишем выборочное изложение 378. Прочитайте текст. Читая, обращайте внимание не только на развитие...

    2 класс Части речи Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будет делать? КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать слова. Поставить к ним...

    Урок 64 Устное высказывание Учимся составлять устное высказывание 456. Прочитай стихотворение. Что случилось с волчонком? Почему? Пахнет шерстью волчьей У пенька с поганками. Шли волчата...

Составные порядковые числительные

При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: двадцать первые лунные сутки – на двадцать первых лунных сутках.

Составные и сложные количественные числительные.

Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное числительное, склоняется по отдельности: расплатиться двадцатью пятью рублями. Основная часть числительных склоняется по третьему склонению, но, как мы знаем, почти из каждого правила русского языка есть исключения:

В соответствии с морфологическими нормами современного русского языка, числительное «тысяча» склоняется не по третьему, а по первому склонению: расплатиться тысячей рублей. Тем не менее, очень типичной является ошибка, когда это числительное, как и все остальные, склоняют по третьему склонению – тысячью.

Имена числительные «сто» и «сорок » в косвенных падежах имеют только по одной форме: ста и сорока. Но когда «сто» входит в состав сложных числительных, оно склоняется по архаичному типу: с пятьюстами, о двухстах.

Когда составные числительные употребляются вместе с одушевленными существительными, то склоняется только существительное, а имя числительное не изменяется: наловил двадцать пять бабочек, пасти сорок три овцы одновременно.

Правила склонения и употребления собирательных числительных.

Есть несколько случаев, в которых употребляются собирательные существительные:

С существительными люди, дети и названиями детёнышей животных: семеро козлят, двое котят, пятеро детей.

С существительными, означающими название лиц мужского пола: четверо братьев, трое друзей.

С существительными, которые употребляются только в форме множественного числа (парные или составные предметы): трое ворот, пятеро суток, семеро саней.

С существительными, которые называют лиц и имеют субстантивированный тип: в комнату вошли трое, сегодня по классу двое дежурных.

С личными местоимениями: нас будет трое, их придет пятеро.

Правильными будут следующие словосочетания: трое учеников и три ученика. Но ни в коем случае нельзя сказать: трое учениц, хотя эта ошибка тоже часто встречается в просторечии.

Дробные числительные.

Здесь только одно правило без всяких исключений – при склонении дробного имёни числительного изменяются все его части. Числитель дроби склоняется, как отдельное целое число, а знаменатель приобретает соответствующую форму прилагательного во множественном числе (как прилагательное в единственном числе, склоняется знаменатель дроби, где числителем является единица): около двух третьих, приближается к четырём седьмым.

Числительное "полтора", "оба", "полтораста".

Имя числительное «полтора» имеет две родовые формы (и мужскую, и женскую), которые употребляются в зависимости от рода существительного: полторы тысячи, полтора десятка яиц. В непрямых падежах это числительное также имеет форму «полутора»: около полутора тысяч долларов.

Такая же ситуация наблюдается с числительным «оба»: оба пальца, обе страны.

Как и числительное «полтора», «полтораста» также имеет особую форму в косвенных падежах: около полутораста гвардейцев.

Особенности склонения словосочетаний с числительным.

При использовании словосочетания «числительное + существительное» числительное в именительном падеже управляет родительным падежом существительного: страной управляли триста спартанцев. При образовании косвенных падежей главным в словосочетании становится уже существительное, а числительное: убить двух зайцев.

Числительные «десяток», «сотня», «тысяча», «миллион», «миллиард» и т.д. всегда сохраняют управление существительным в родительном падеже: десяток яиц, о миллионе рублей.

Существительное, не имеющее единственного числа.

Когда существительное не имеет формы единственного числа (ножницы, сутки и др.), часто сложно образовать форму числительного, более 20, которое бы правильно согласовалось с таким числительным: сорок трое суток? сорок три суток? Как сказать правильно? Правильным будет вариант: сорок три дня. С такими существительными сочетаются только числительные, оканчивающиеся на единицу или пятерку: двадцать одни сутки. Для того, чтобы обозначить количество других собирательных существительных (например, ножниц, трусов, глаз), можно употребить слово «штука» или «пара»: сорок восемь пар глаз, двадцать две пары трусов, семь штук ножниц.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Класс: 6 «Б»

Учитель: Татаринова А. В.

Тема урока: «Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа».

Структура урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой

2. Проверка усвоения ранее изученного.

3. Этап открытия новых знаний.

4. Работа над темой урока. Постановка проблемной ситуации (введение в тему).

5. Изучение нового материала.

6. Закрепление знаний по пройденной теме. Работа с учебником..

7. Обобщение и систематизация знаний.

8. Домашнее задание.

9. Подведение итогов урока.

Цели урока:

1) коррекционно-образовательная : формирование знаний учащихся о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа.

2) коррекционно-воспитательная : формирование положительной учебной мотивации и развитие интереса к изучению русского языка.

3) коррекционно-развивающая : коррекция и развитие речи, внимания, мышления.

Планируемый результат :

знать: имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

уметь: различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа, и имена существительные, имеющие форму только множественного числа, правильно образовывать трудные формы множественного числа;

учиться: точно, уместно употреблять в речи существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Оборудование : проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), «смайлики» для проведения рефлексии, учебник русского языка - Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2014 .

    Организационный момент. Психологический настрой.
    На урок все собрались!
    Просыпайся! Не ленись!
    Чтобы многого добиться,
    Нужно хорошо учиться!

Упражнение «Маятник головой» («Малый маятник»)

Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч.

Опустить голову вниз, посмотреть на пол – резкий короткий вдох. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок – резкий короткий вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, голова при этом не останавливается посередине. Ни в коем случае нельзя напрягать шею.
2. Проверка усвоения ранее изученного.

Ребята, скажите, какие две формы числа имеют имена существительные. (Имена существительные могут иметь форму единственного числа и форму множественного числа).

Сгруппируйте данные существительные (книга, уроки, цветок, дерево ) в зависимости от их числа и допишите недостающую форму числа. Сколько будет столбиков? (Два столбика: единственное число и множественное число).

Проверим, что получилось. (Книга – книги, урок – уроки, цветок – цветы, дерево – деревья).

А теперь прочитаем текст на слайде:

Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара . Добавьте по полстакана сметаны и кефира . Добавьте немного соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молоку , сливкам. Приятного аппетита!

Выпишите выделенные слова в именительном падеже в наши столбики в зависимости от их числа.

Всё ли у вас получилось?

3. Этап открытия новых знаний .

Учитель помогает учащимся прийти к выводу, что существительные кефир, сахар, печенье, сметана, сода, мука, тесто, шоколад, чай, молоко невозможно поставить в форму множественного числа, а существительные дрожжи и сливки невозможно поставить в форму единственного числа.

Познакомьтесь с текстом учебника на странице 111. Совпадает ли данная информация с нашими выводами? (Да, совпадает ).

Мы должны запомнить, как пишутся словарные слова кефир, печенье, сметана, шоколад. (На доске).

4. Работа над темой урока. Постановка проблемной ситуации (введение в тему) .

Ребята, как бы вы определили тему нашего сегодняшнего урока. (Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа).

Зачем нам нужно это знать? (Чтобы правильно говорить и писать такие слова, быть грамотными людьми).

5. Изучение нового материала.

1) - А если всё-таки необходимо сказать про сметану или молоко во множественном числе, то как можно выйти из положения? (Учащиеся предлагают собственные варианты).

Посмотрите на картинку учебника на стр. 111. (На картинке изображены пачки молока, кефира, творога, сметаны. Учащиеся приходят к выводу, что можно сказать словосочетанием: несколько пачек молока, творога, сметаны, кефира ).

2) - Посмотрите на картинки и расшифруйте слова. В чём их особенность?

Ребусы


Какие же значения бывают у имен существительных, имеющих форму только единственного числа?

1. Названия множества одинаковых лиц, предметов: молодежь, детвора, студенчество, листва.

2. Названия веществ, материалов, продуктов питания: бензин, мед, молоко, керосин.

3. Названия растений: горох, капуста, морковь, рожь.

4. Названия качеств, свойств: белизна, молодость, темнота, свежесть.

5. Названия действий и состояний: чтение, ходьба, удивление, плавание.

6. Собственные названия единичных предметов: Москва, Волга, Рязань, Ока.

Зарядка для глаз «Семицветик»

3) - А теперь попробуем разгадать кроссворд. Если у нас возникнут затруднения, то нам помогут те, для кого он был домашним заданием.

Кроссворд

Приложение 1.

Что объединяет все эти слова? (Все они употребляются только в форме множественного числа).

- Какие же значения имеют имена существительные, у которых есть форма только множественного числа?

    Названия парных или состоящих из нескольких частей предметов:

брюки, весы, ворота, ножницы, носилки, очки, грабли, тиски.

    Название материалов или их отходов, остатков: белила, духи, консервы (кон- (лат.) «со», серво – хранить (лат.)), опилки, отруби.

    Названия игр: горелки, салки, жмурки, шахматы.

    Названия промежутков времени: сутки, будни, каникулы.

    Географические названия: Афины, Альпы, Карпаты, Мытищи, Сочи.

6. Закрепление знаний по пройденной теме. Работа с учебником.

1) - Изучите упр. 184 на стр. 112. Продумайте план работы. Расскажите о том, как вы будете работать. (Учащиеся планируют свою деятельность:

1) назвать предметы на картинке; 2) определить пропущенные буквы в словах из рамки; 3) распределить слова из рамки по группам).

Устная работа с упр.184:

    называем слова, изображённые на картинке, определяем их число (очки, ножницы, клещи, грабли – эти слова имеют форму только множественного числа );

    определяем буквы, пропущенные в словах из рамки.

Письменная работа с упр.184 в парах:

    выбираем слова из рамки по данным группам: существительные, имеющие форму только единственного числа: 1-ая пара – названия продуктов, 2-ая пара – названия металлов; существительные, имеющие форму только множественного числа: 3-я пара – названия продуктов, 4-ая пара – названия инструментов, 5-ая пара – названия игр, все вместе – названия жидких веществ).

Этап контроля.

Проверка работы. Каждая пара зачитывает выписанную ею группу слов. Учащиеся определяют правильность выполненного друг другом задания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Если вы слышите существительное, которое имеет форму только единственного числа, то приседаете, если это существительное, имеющее форму только множественного числа – хлопаете над головой.

Лимонад, ножницы, кислород, жмурки, храбрость, каникулы, шахматы, серебро, молодость, радость, санки.

«Допиши словечко».

    По-геройски Лена с ленью

Воевала целый день,

Но, к большому сожаленью,

Победила Лену _________.

    Оля мучила расческу,

К школе делала причёску.

Мучила-то мучила,

Да получилось _________.

    Тряс и тряс портфель Тарас,

Чтоб найти тетрадки,

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в __________.

    Четверть снова началась,

Часики затикали,

А меня вопрос гнетёт,

Скоро ли _______________.

Учащимся предлагается найти и выписать существительные, имеющие только одно число. Работа проверяется вслух. (Лень – ед.ч., чучело – ед.ч., прятки – мн.ч., каникулы – мн.ч)

Вы часто кричите: «Ура! Каникулы!» Это простое земное слово обязано своим появлением небу.

Каникулой древние римляне называли Сириус - самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые светлые дни (с середины июля до конца августа) Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Сначала каникулами называли только летний отдых. Потом слово каникулы стало относиться ко всякому перерыву в учении: летом, зимой, весной. Поэтому мы сейчас говорим: летние каникулы, зимние каникулы, весенние каникулы.

    – Определите, верно ли образовано число имён существительных.

1. восстание - восстания

2. ворота - вороты

3. серебро - серебра

4. оттепель - оттепеля

5. цитата - цитаты

6. консервы - консерва

7. свёкла - свёклы

8. щавель – щавеля

Проверяем.

Верно: 1. восстание – восстания

5. цитата – цитаты

    Музыкальный диктант.

Сейчас мы с вами поиграем, немножко повысим своё настроение. А что нам повышает настроение? (Музыка). Нужно найти существительные во множественном числе в предложенном отрывке из песни, а также угадать саму песню.

    Ах вы сени, мои сени, сени новые мои

Cени новые, кленовые, узорчатые.

    Если я чешу в затылке - не беда!
    В голове моей опилки - да! да! Да!

В какой форме употреблены слова сени и опилки ? (В форме множественного числа).

    Обобщение и систематизация знаний.

Что нового узнали на уроке?

(Ориентируясь на материалы урока, ученики отвечают на вопрос)

    Домашнее задание.

А теперь домашнее задание. У каждого оно будет индивидуальное.

    Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Ребята, вы все молодцы. Хорошо справлялись с трудностями, возникавшими на уроке. (Выставление оценок).

А теперь оцените своё настроение и работу на уроке. Уходя, на доске при помощи «смайлика» оцените ваше самочувствие. (На слайде изображены «смайлики» и комментарии к ним: весёлый «смайлик» – «Мне было интересно!»; хмурый «смайлик» - «Мне было скучно…»; грустный «смайлик» - «Мне было трудно»).

Приложение 2.

Дополнительные задания.

1.Списать и отгадать загадки. Записать отгадки в два столбика.

Ед.ч. Мн.ч.

Ну, кто готов свои две шпаги

Скрестить из-за клочка бумаги? Ножницы.

С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться. Шахматы.

Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. Санки.

Белый, как снег. В чести у всех.

В рот попал, там и пропал. Сахар.

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются. Лыжи.

Белый камушек растаял, на доске следы оставил. Мел.

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Морковь.

Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. Соль.

    Заполни колонку толкового словарика. Запиши получившиеся предложения в тетрадь.

Сельскохозяйственное орудие с редкими

зубьями для сгребания сена.

Металлический инструмент для

выдергивания гвоздей.

Инструмент для резания с двумя острыми

Инструмент для зажимания обрабатыва-

емого материала.

    Напиши знакомые тебе игры в два столбика.

Настольные игры Подвижные игры

Отметь существительные, имеющие только одно число.

    Запиши словосочетания в два столбика: 1) с существительными, которые имеют только форму единственного числа; 2) с существительными, которые имеют только форму множественного числа.

Берёзовые дрова, ранние заморозки, пчелиный воск, выкрасили перила, дубовая мебель, дорожная пыль, заменили очки, купили часы, точные весы, туалетное мыло, распустилась сирень, пасмурная погода, отборная пшеница, начались каникулы.

Ед.ч. Мн.ч.

    Запиши словосочетания в два столбика: 1) с существительными, которые имеют только форму единственного числа; 2) с существи-тельными, которые имеют только форму множественного числа.

Кожаная обувь, мелкие деньги, синие чернила, белоснежное бельё, беззаботный смех, каштановые кудри, крепкая дружба, весёлые именины, лишние хлопоты, цветная капуста, французские духи, липовый мёд, жгучий перец.

Ед.ч. Мн.ч.

В недрах земли много полезных ископаемых: (…). 2. В гастроном поступили необходимые продукты: (…). 3. Летом мы собирали в лесу ягоды: (…).

    Допишите предложения, используя существительные, которые имеют только форму единственного числа.

    Положительные качества человека: доброта, …., …. ; отрицательные качества: грубость, …., …. .

    В огороде мы посеяли морковь, …., … и посадили картофель, …., …. .

    Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

    Употребляющиеся только в единственном числе;

    Употребляющиеся только во множественном числе;

    Употребляющиеся в единственном и множественном числе.

Территория, салазки, роща, каникулы, нефть, шахматы, родня, клещи, сумерки, имя, учитель, дно, сливки, сено, сахар, ворота, чернила.

    Отгадайте загадки. Запишите их вместе с отгадками.

Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)

Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы)

Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы)

Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги/монеты)

Зубасты, а не кусаются. (Грабли)

С вечера заложу, всю ночь спокойно пролежу. (Ворота на запоре)

Со множественным числом бывает не всё так просто, как кажется. А если вы не согласны, то, вероятно, вы просто не пытались разобраться с родительным падежом. Грузин или грузинов, помидор или помидоров и брелоки вместо брелков.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Правильно: килограмммандаринов / апельсинов

Советы, как выбрать самые сладкие мандарины, вы, скорее всего, прочитаете под Новый год. Ну или чуть раньше. А мы пока расскажем, как не облажаться с правильным произношением или ещё хуже - написанием. Когда в следующий раз окажетесь в прилавке с фруктами, прислушайтесь, кто и как произносит. Спорим, что пару-тройку ошибок (в зависимости от того, сколько времени у вас займёт тщательный выбор фруктов) вы точно услышите. Запоминайте: названия фруктов, овощей мужского рода, которые оканчиваются на твёрдый согласный (прямо как «апельсин» и «мандарин»), в родительном падеже множественного числа будут иметь окончание –ов: тонна апельсинов, мандаринов, бананов, гранатов. Сказать «килограмм мандарин» и «взвесьте пару апельсин» - тоже можно. Но только в разговорной речи и когда никто не слышит. Исключение из правила только у «яблок» - вариант «десять яблоков» считается просторечным. Правильно будет сказать «у нас нет зелёных яблок, только красные».

Правильно: два килограммапомидоров и баклажанов

С помидорами и баклажанами всё то же самое. Овощ? Да. Мужского рода? Тоже да. Оканчивается на твёрдый согласный? Снова да! Значит, в родительном падеже множественного числа пишем окончание –ов. Поэтому ваш салат будет из помидоров и баклажанов (а не помидор и баклажан).

Правильно: у нас 150 банок солений в погребе

Ещё очень вкусно, когда помидоры, огурцы и морковь солят. Правда, не ошибиться в том же родительном падеже того же множественного числа бывает непросто. Если будете кому-нибудь хвастаться, как много солений (а не соленьев) у вас в кладовке или у родителей в погребе - делайте это тоже правильно.

Правильно: три пары чулок

Вспомним элементарное. Но при этом распространённую и раздражающую ошибку: как пишутся «носки», «гольфы» и «чулки» в родительном падеже множественного числа. Взрослые предлагали запоминать так: чулки на самом деле длинные - окончание короткое («чулок»), гольфы и носки короткие - окончание длинное («гольфов», «носков»).

Изначально все слова писались с одинаковым окончанием -ов: чулков, носков, сапогов (слово «чулков» до сих пор существует в некоторых словарях с пометкой «устаревшее»). Но впоследствии «чулки» потеряли окончание, а написание «чулок» стало считаться единственно правильным.

Правильно: у нас больше нет чистых носков и гольфов

Про гольфы и носки мы уже подробно описали чуть выше. Но хотим обратить внимание, что в последнее время наметилась тенденция к многочисленным изменениям в словарях. Например, в «Русском орфографическом словаре» под редакцией Лопатина привычный вариант «носков» уживается с формой родительного падежа «носок». Есть вероятность, что скоро «носок» станет допустимой нормой (как «пять килограммов помидор» в разговорной речи), но пока рекомендуем в родительном падеже множественного числа писать и говорить только «носков» и «гольфов».

Правильно: без шортов

Правильно: без шорт

Во-первых, шорты - это существительное, которое употребляется только во множественном числе. Раньше был только один правильный вариант в родительном падеже: (без) шорт. Хотя сейчас Русский орфографический словарь РАН даёт, что оба варианта - шорт и шортов (ударение на первый слог) - равнозначные. Так что если кому-то соберётесь сообщить такую важную информацию про шорты - выбираете вариант, который вам больше нравится. Хотя (без) шорт звучит, как нам кажется, привычнее. Но вы всё равно не стесняйтесь.

Правильно: большой выбор джинсов

«У меня пять пар джинс». Ужасно рады, вот только в этом предложении всё неправильно. У некоторых существительных, которые обозначают парные предметы и употребляются исключительно во множественном числе, в родительном падеже может быть и нулевое окончание. Брюки - брюк, шорты - шорт (хотя есть ещё равноправный вариант «шорты»). Но помимо них ещё есть «джинсы», «штаны», у которых в окончании появляется –ов. Так что выбирайте джинсы правильно. А если вы хотите сказать о джинсовой ткани, то об ударении можете даже не думать. Равноправные варианты: джИнсовая и джинсОвая.

Правильно: поделки из макарон

Мы снова про еду. Но никаких овощей и фруктов. Стоит запомнить ещё одну форму родительного падежа существительного, которое употребляется только во множественном числе: поделки из чего? - макарон. И никаких «макаронов», пожалуйста.

Правильно: я съел тарелку оладий и вафель

И для тех, кто всё-таки больше не по чипсам, солёной рыбке и соленьям. Рассказываем, как вести грамотные беседы в кофейнях. Хотя «оладья», «вафли» и «печенье» в грамматическом плане далеко от «солений» не ушли. Запоминайте: правильно в родительном падеже (множественного числа) будет «оладий», «печений» и «вафель». А если вдруг в каком-то словаре (Ушакова, допустим) вы встречали вариант «оладьев» - не верьте. Это форма неверная. И её давно никто не рекомендует употреблять.

Правильно: пять килограмм / грамм

Правильно: пятькилограммов / граммов

Вариативность бывает не только у шорт и шортов, но и единиц измерения. Если они сочетаются с числительными, то на выбор у вас два равноправных варианта - семь килограмм и семь килограммов. Но если родительный падеж не используется для условного счёта, то тогда количество вариантов уменьшается до одного: я хочу скинуть несколько лишних килограммов (или граммов).

Правильно: у неё нетсапог и туфель

Без сапог и туфель грустно жить. Но зато обычно то, что надевается (или обувается) на ноги, употребляется с нулевым окончанием. Например, чулок, сапог, тапок, ботинок, валенок, туфель. Разве что кеды отличились: в родительном падеже множественного числа будет «кедов». Кстати, про туфлю. Правильная форма только (нет) «туфель», с ударением на первый слог. «Туфлей» - недопустимый вариант, хотя некоторые и пытаются признать его в разговорной речи. Ну и сразу скажем про ударения. Никакой «туфлЯ» - только «тУфля».

Правильно: вокруг дома столько яслей

Место, где начинается нешуточная социализация и подготовка к суровой детсадовской и школьной жизни. Первое, что нужно знать о слове «ясли» - у него нет единственного числа (прямо как у качелей). Второе - это сложный родительный падеж, который многих подводит. Правильно будет не «ясель», а «яслей». И третье - ударение во всех падежах падает на первую букву «я»: ребёнок в Яслях.

Правильно: в Сочи грузин больше, чем армян

С национальностями тоже бывает непросто. Попробуй запомни: нужно окончание или нет. Для начала разберёмся с грузинами и армянами. Если погуглить «грузинов», то найдётся 314 000 результатов. Из этих тысяч наверняка где-то объясняют ошибку, а где-то рассказывают про обладателя фамилии Грузинов, но всё же. Если мы хотим назвать количество представителей Грузии или Армении, то правильно будет «пять грузин» или «трое армян».

Правильно: в компании турок

Друзья из Турции ушли недалеко от грузин и армян. Есть ещё одна хитрость, которая поможет запомнить правильные варианты. Очень часто у названий национальностей родительный падеж множественного числа совпадает с формой именительного падежа в единственном числе: турок, грузин, осетин, румын. Можете проверить по словарю.

Правильно: у меня много друзей- башкир татар )

Ещё одна распространённая ошибка, которая на самом деле подчиняется предыдущим правилам. Решили лишний раз повторить, чтобы вы запомнили раз и навсегда. Но не стоит думать, что у всех национальностей без исключения нулевые окончания. Не совсем. Например, в родительном падеже литературные нормы: абхазов (а не абхаз), таджиков, киргизов, калмыков и так далее.

Правильно: тренеры «Спартака» и ЦСКА недовольны матчем

А теперь никакого родительного падежа - множественное число существительных в чистом виде на примере футбольных тренеров. Существительные с окончанием на согласную образуют множественное число с помощью окончания -ы: «тренеры», «редакторы», «кремы», «договоры». Это литературная норма, поэтому просто запомните. А про другую литературную норму с окончанием на –а - читайте ниже.

Правильно: твои глаза - как донья океанов

Согласитесь, комплимент так себе. Особенно если говорят «днища». А вот если употребить верную форму множественного числа, то ваш собеседник (в душе тайный граммар-наци) наверняка будет покорён. Ну и, кстати, никаких шуток. У слова «дно» действительно существует множественное число (хотя даже кандидат филологических наук Марина Королёва не сразу об этом узнала) - «донья». Прямо как обращение из латиноамериканских мыльных опер («Доброе утро, донья Роза!»). Так что у океанов всё-таки донья, как и бутылок шампанского.

Правильно: у тебя брелоков больше, чем ключей

Ещё совсем недавно в словарях была единственно верная схема склонения слова: брелок, брелока, брелоки, брелоков и так далее. Такое написание (и произношение) обусловлено его французским происхождением. Правда, если на письме, быть может, кто-то ещё и вспоминал про невыпадающую букву «о» в суффиксе, то в речи мы поголовно выслушивали, как друзья привозят из путешествий «брелки», а ключи у них обязательно «с брелком». Но словари сдаются натиску разговорной речи. Вот уже и в орфографическом словаре Лопатина форма слова «брелки» считается равноправной с «брелоками», хотя остальные словари делют пометку, что это разговорный вариант.

Правильно: не хватает нервов

Нервов при современном темпе жизни и правда иногда не хватает. Главное, чтобы не «нерв». Всё-таки с одним расставаться не так грустно, как с нервной системой целиком.

Правильно: лучшиедиректора московских школ

В современном русском языке есть примерно 300 слов, у которых именительный падеж множественного числа, так скажем, вариативен. Окончания на -ы (-и) - более привычны для нас и считаются литературными (тренеры, как в примере выше). Но с годами формы на -а (-я) сумели вытеснить некоторые литературные варианты. Точнее, занять их место. Сейчас единственно правильными вариантами считаются «директора», «профессора», «доктора».

Правильно: пятькочерёг

Надеемся, что в детстве все были знакомы с кочергой, а, может, вам даже доверяли ей попользоваться. Если их несколько, то писать нужно так: две кочерги, пять кочерёг.

Фото: картина Уинслоуа Хомера «Сигнал тумана»