Конспект по биологии деление клетки митоз. Деление клетки. Митоз план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему. Формы размножения организмов

  • Дата: 20.06.2020

Цель урока: Изучить основные этапы деления клетки.

Задачи урока:

  1. Продолжить формирование навыков решения проблемных вопросов.
  2. При решении проблем использовать накопленные знания учащихся.
  3. Продолжить формирование навыков работ в группе.

Оборудование:

  1. “Черный ящик”.
  2. Таблица: “Деление клетки”.
  3. Листы ватмана или бумага формата А-4.
  4. Магниты.
  5. Таблички с новыми словами и определениями.
  6. Глобус.

Ход урока.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Черный ящик

Вступительное слово учителя: - Внимание - черный ящик. Ребята вам сейчас вам предстоит узнать, что находится в черном ящике, я вам буду давать подсказки. Внимательно слушайте. Старайтесь понять о чем же идет речь?

  1. Это самый крупный органоид клетки.
  2. Это управляет работой клетки.
  3. Это отвечает за деление клетки.
  4. Это можно увидеть в микроскоп.

Молодцы! Правильно! Это ядро клетки. Что же находится внутри ядра? Кто из вас знает? Хорошо подскажу. В переводе с греческого это означает - цветное тело (“хрома” цвет, “сома” - тело). Это хромосомы. (слово написанное на табличке прикрепляю на доске магнитами)Какое значение имеют хромосомы в клетке? (слушаем ответы учеников) Хромосомы содержат наследственную информацию о клетке и о всем организме в целом. В классе много цветов, информация о папоротнике находится в хромосомах ядра клетки папоротника (в 6 классе не называем молекулу ДНК)

А сейчас давайте посмотрим, как же выглядят хромосомы? (разворачиваю фольгу - Хромосомы сделаны из тонкой проволоки, 2 хромосомы закручены в спираль, 2 не закручены). Посмотрите хромосомы состоят из тонких нитей. У одних хромосом нити закручены в спираль, а у других нет. Выскажите ваши предположения. Почему хромосомы разные? (Слушаем высказывания учеников. Они могут быть самые невероятные).

  • Каким хромосомам легче двигаться? (показать движение на моделях хромосом) Тонкие не спирализованные нити хромосом запутываются, а спирализованные хромосомы более маневренны.) Оказывается хромосомы перед делением закручиваются то есть спирализуются, такие хромосомы хорошо заметны в микроскоп им легче передвигаться по клетке во время деления клетки.

Тема нашего урока: ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ

  • Зачем клетка делится? (Слушаем и обсуждаем ответы учащихся)
  • Правильно, за счет деления клеток организм растет.
  • Каждый организм состоит из клеток. В каждой клетке есть ядро. В ядре есть определенное количество хромосом. После деления клетки количество хромосом должно остаться прежним.
  • Может кто-то не согласен с моим высказыванием? Пожалуйста, высказывайте свои мысли (слушаем и обсуждаем ответы учащихся).
  • Как же сохранить количество хромосом при делении? Предположим, что клетка имеет 4 хромосомы, после деления новая клетка должна иметь тоже 4 хромосомы. Что же должно произойти с хромосомами? (слушаем и обсуждаем ответы учащихся)
  • Правильно, количество хромосом удваивается. (Показываю на модели) Теперь хромосома состоит из двух нитей, которые называются ХРОМАТИДЫ (слово написанное на табличке прикрепляю магнитами к доске). Благодаря удвоению хромосом количество хромосом останется прежним, таким же как до деления.
  • А теперь вы приступаете к работе в группах. Вам надо смоделировать деление клетки. На ватмане зарисуете деление клетки. Во время деления хромосомы ведут себя очень активно. Они передвигаются по клетке.
  • Слушайте внимательно мою подсказку.
  • Итак, подсказка перед вами - это географический глобус. Вспомните такие понятия как экватор и полюса. Это вам поможет правильно расположить хромосомы во время деления.
  • Подсказка вторая - каждая из образующихся при делении клеток должна получить ядро. А для этого ядро должно разделиться. И помните, делению предшествует удвоение каждой хромосомы.

Задания для работы в группах. (Продолжительность работы в группе 10-15 минут. В каждой группе клетка с 4 хромосомами)

  1. Зарисуйте 4 этапа деления клетки.
  2. Расположите хромосомы с учетом подсказки.
  3. У вас должно получится две клетки абсолютно похожие на материнскую.
  4. Количество хромосом должно быть такое же, как у материнской.
  5. Каждая клетка должна иметь ядро.

Учитель. Работа в группах закончилась, давайте посмотрим, что же у вас получилось. (Класс заслушивает отчеты групп о проделанной работе и обсуждает) Идет проверка результатов по учебнику В.В. Пасечник. С.23 или по таблицам на доске. Можно прикрепить таблички с этапами деления клетки магнитами. Можно использовать материал учебного диска “Лабораторный практикум 6-11 Фрагмент митоза клетки.)

Тип: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель : проверить знания о клеточном уровне организации жизни; напомнить о роли размножения, являющегося важнейшим свойством, поддерживающим и сохраняющим жизнь на Земле; обеспечить восприятие учащимися и первичное осознание сущности жизненного цикла клетки, осмысление особенностей этапов деления; раскрыть суть и продолжительность интерфазы и фаз митоза.

Средства обучения : таблицы «Митоз», «Фотосинтез», «Синтез белка в клетке», видеофрагмент «Жизненный цикл клетки», компьютерная версия лабораторного практикума «Биология 6-11», дидактические карточки.

Этапы урока:

I. Организация начала занятия.

II. Проверка домашнего задания и подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

III. Изучение нового материала.

IV. Первичная проверка усвоения и закрепление знаний с использованием ИКТ.

V. Подведение итогов занятия, рефлексия.

VI. Информация о домашнем задании.

I . Организация начала занятия.

Задача этапа: подготовить учащихся к работе на занятии, включить их в деловой ритм.

Учитель : Здравствуйте! Садитесь! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с жизнедеятельностью клетки, изучим, как происходит деление клеток, что такое жизненный цикл клетки и из каких этапов он состоит. А для этого нам необходимо проверить ваше домашнее задание и разобрать вопросы, вызвавшие затруднения. Что же вам было задано?

: нам необходимо было изучить синтез белка в клетке, а также повторить основное содержание главы «Клеточный уровень» и основные биологические понятия темы.

II . Проверка домашнего задания и подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Задача этапа: установить правильность и осознанность понимания информации о биосинтезе белка, выявить пробелы в знаниях о клеточном уровне организации и устранить их, проверить знание основных терминов этой темы.

Фронтальная беседа по вопросам: почему синтез белков является важнейшим процессом ассимиляции в клетке?

Предполагаемый ответ учащихся : так как в процессе жизнедеятельности все белки рано или поздно разрушаются, клетка должна непрерывно синтезировать белки для восстановления своих мембран, органоидов, и т. д. Кроме того, многие клетки создают белки для нужд всего организма, например, клетки желез внутренней секреции, выделяют в кровь белковые гормоны.

Что является источником энергии для синтеза белков?

Как и для всех клеточных процессов, энергией служит АТФ.

Какова последовательность процессов при биосинтезе белка?

Предполагаемый ответ учащихся: ДНК—транскрипция——трансляция—-белок.

Что такое транскрипция?

Предполагаемый ответ учащихся: транскрипция - это процесс переноса информации о первичной структуре белка с ДНК на и-РНК. Этот процесс протекает в ядре, где находится носитель всей генетической информации — ДНК. Под действием фермента двойная цепь ДНК раскручивается и разрываются водородные связи между комплементарными цепочками ДНК. И на одной из цепочек с помощью ферментов происходит синтез и-РНК: напротив каждого нуклеотида ДНК встает комплементарный нуклеотид и-РНК, например, напротив аденина ДНК встает урацил РНК, напротив гуанина ДНК встает цитозин РНК и так далее. Таким образом, информация о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК «переписывается» в последовательность нуклеотидов и-РНК. Она выходит из ядра в цитоплазму, где продолжится процесс синтеза белка.

Что такое трансляция?

Предполагаемый ответ учащихся: Трансляция-это процесс перевода информации с нуклеотидов и-РНК в последовательность аминокислот белка. Он происходит в цитоплазме, на рибосомах. Рибосомы нанизываются на и-РНК и начинает «скачкообразно» передвигаться по ней, последовательно захватывая триплет за триплетом. За это мгновение одна т-РНК из многих способна «опознать» своим антикодоном триплет, на котором находится рибосома. И если антикодон комплементарен этому триплету и-РНК, аминокислота отсоединяется от т-РНК и присоединяется пептидной связью к растущей белковой молекуле. В этот момент рибосома сдвигается на следующий триплет. Эта операция повторяется столько раз, сколько аминокислот должен содержать «строящийся» белок. Но все эти реакции происходят очень быстро.

На втором этапе проверки знаний организуется работа в парах, что позволяет учителю сочетать контроль и взаимоконтроль.

Игра по принципу «лото».

Учитель : вам предложено два типа карточек, работая сообща, установите между синими и красными карточками соответствие. На всю работу Вам дается 5 минут. При возникновении затруднений воспользуйтесь информацией учебника и электронного словаря биологических терминов (Приложение №1).

Текст на синих карточках:

1.Элементарная единица жизни на Земле — …

2.Эукариоты — …

3.Безъядерные клетки — …

4.Наследственный материал в клетке находится…

5.Совокупность всех реакций, протекающих в живой клетке, называется…

6.Метаболизм состоит из двух взаимосвязанных процессов-…

7.Ассимиляция — …

8.Диссимиляция — …

9.Универсальный источник энергии в клетке — …

10.По способу питания клетки можно разделить на: …

11. Фаза фотосинтеза, в ходе которой образуется кислород, — …

12.Ген — …

13.Этапы синтеза белка: …

14.Свойство живых организмов, благодаря которому продолжается жизнь на Земле, -…

Текст на красных карточках

1. …размножение

2. …транскрипция, трансляция

3. …участок молекулы ДНК, несущий генетическую информацию об одном белке

4. …клетка

5. …клетки, имеющие оформленное ядро

6. …прокариоты

7. …световая

8. ….автотрофы и гетеротрофы

10. …в ДНК

11. …метаболизм

12. …ассимиляции и диссимиляции

13. …процесс распада биополимеров с освобождением энергии

14. …процесс синтеза биополимеров с затратой энергии

Предполагаемый ответ учащихся:

1-4, 2-5, 3-6, 4-10, 5-11, 6-12, 7-14, 8-13, 9-9, 10-8, 11-7, 12-3, 13-2, 14-1.

III . Изучение нового материала.

Задача этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание информации о жизненном цикле клетки, фазах митоза; показать, что митоз является частью жизненного цикла.

Рассказ учителя о значении размножения в жизни живых организмов, о жизненном цикле клетки.

Учитель: к размножению способны все живые организмы, это одно из их отличительных черт. Только размножение, т. е. воспроизведение себе подобных, позволяет сохраниться всем видам бактерий, грибов, растений и животных. В основе любого размножения лежит деление клетки. Одним из способов деления клеток является митоз. Митоз состоит из ряда последовательных фаз, в результате которых сначала разделяется ядро, а затем происходит деление цитоплазмы. В результате получается две одинаковых клетки с набором хромосом, идентичными набору родительской клетки. Последовательность всех процессов, происходящих в клетке с момента ее возникновения в результате митоза до следующего деления или гибели, называется жизненным циклом клетки. Таким образом, как вы поняли, жизненный цикл включает в себя рост, развитие, созревание клетки и ее деление или гибель. Часть жизненного цикла клетки от ее возникновения и до начала следующего деления называется интерфазой.

Посмотрите, как схематично можно представить последовательность и продолжительность фаз жизненного цикла (демонстрация заставки видеоролика), (Приложение №2).

Постановка познавательной задачи перед просмотром видеофрагмента.

Учитель: сейчас мы посмотрим последовательность фаз митоза, выясним, что происходит в клетке на разных этапах ее деления. Во время просмотра подумайте, почему интерфаза продолжительнее митоза?

Просмотр видеофрагмента.

Предполагаемый ответ учащихся : продолжительность интерфазы можно объяснить тем, что именно в это время происходит подготовка к делению. Важнейшим процессом при этом является удвоение ДНК, накопление энергии в виде АТФ для последующего деления, увеличение числа некоторых органоидов, в частности удвоение центриолей. Митоз состоит из фаз: профаза, метофаза, анафаза, телофаза.

IV . Первичная проверка усвоения и закрепление знаний.

Задача этапа: установить правильность и осознанность усвоения нового материала, выявить пробелы и ликвидировать их; обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в сходной ситуации с использованием ИКТ.

Учитель: используя текст учебника на стр.78-81, заполните таблицу в тетради на печатной основе из упражнения № 95 «Митоз».

Предполагаемый ответ учащихся:

Характеристика процессов

Ядро увеличивается в объеме, хромосомы скручиваются, центриоли, удвоившиеся в интерфазе, расходятся к полюсам клетки. Начинает формироваться веретено деления. Ядерная оболочка разрушается, ядрышки исчезают.

Метафаза

Хромосомы, каждая из которых состоит из двух дочерних хроматид, располагаются в экваториальной плоскости клетки. Нити веретена деления прикреплены к ним в области центромеры.

Дочерние хроматиды отделяются друг от друга и расходятся к полюсам клетки.

Телофаза

Хроматиды растаскиваются к полюсам клетки и раскручиваются, вокруг них образуется ядерная оболочка, и возникает два ядра. Одновременно происходит деление цитоплазмы, органоиды равномерно распределяются между двумя клетками. И, наконец, две одинаковые клетки отделяются друг от друга.

Учитель: давайте попробуем применить полученные сегодня знания. Для этого выполним работу за компьютерами (Приложение№3).

В процессе работы учащихся учитель оказывает индивидуальную помощь, что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях отдельных учащихся.

V . Подведение итогов занятия, рефлексия.

Задача этапа: дать анализ успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, мобилизовать учащихся на осмысление своих действий и самооценивание.

VI. Информация о домашнем задании.

Учитель: изучить материал на стр. 77-81 учебника. Ответить на вопросы в конце параграфа.

  • Открытый урок
  • Конспект урока: «Деление клетки. Митоз»

    Разработка урока «Деление клетки. Митоз» рассчитан на учеников 9 класса с базовым уровнем образования. В этой методической разработке применены технология критического мышления и сингапурские структуры. Материал этого урока требует от учащихся знания ранее изученного Урок посвящён изучению нового материала и его первичному закреплению.

    Цель урока. Создать условия для развития творческой и познавательной активности учащихся на уроке с учетом индивидуальных особенностей средствами технологии критического мышления и сингапурских структур.

    Задачи:

    Основные понятия: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, цитокинез, веретено деления.

    Тип урока. Изучение нового материала.

    Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

    Результаты урока.

    1. Предметные результаты: жизненный цикл клетки, интерфаза, фазы митоза, амитоз.

    2. Метапредметные: литература, химия.

    3. Личностные: умение взаимодействовать в группе, парах, личностная значимость темы для себя.

    Здравствуйте, ребята сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости- учителя со всех школ района.

    И наш урок мне хотелось бы начать словами Г.Э. Лессинга:

    Спорьте, заблуждайтесь,

    и криво, да сами".

    (Готхольд Эфраим Лессинг)(слайд 1)

    Ход урока

    Сегодня мы продолжаем работу над разделом "Размножение и индивидуальное развитие организмов". Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

    1 этап. Актуализация знаний.

    1. Что такое размножение?

    2. Какие типы размножения вам известны? Дайте им определения?

    3. Перечислите примеры бесполого размножения? Приведите примеры.

    4. Биологическое значение бесполого размножения?

    5. Какое размножение называется половым?

    6. Какие половые клетки вам известны?

    7. Чем гаметы отличаются от соматических клеток?

    8. Что такое оплодотворение?

    9. Что такое зигота?

    10. В чем заключается преимущества полового размножения по сравнению с бесполым размножением?

    В ходе работы проводится коррекция знаний. Итак, вы успешно справились с вопросами, и мы переходим к изучению нового материала.

    2 этап. Изучение нового материала.

    Мы продолжаем изучение свойств живого организма.

    Назовите ещё раз все свойства живых организмов?

    О каком свойстве пойдёт речь сегодня, вы узнаете из задания.

    Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод, о каком процессе, характерном для клетки, говорится в этих примерах:

      если наступить на хвост ящерицы, то она его отбрасывает, но через некоторое время хвост отрастает снова;

      клетки кожи человека обновляются через 1-2 недели;

      рост человека увеличивается до 18-23 лет;

      в половом процессе размножения принимают участие женские и мужские половые клетки; (деление клетки) (слайд 2)

    - Итак, о каком процессе идет речь?

    Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание "деление клетки"? (например, размножение, ядро, хромосомы, рост).

    Как вы думаете, я вам задала эти вопросы случайно? Да, действительно, это связано с темой нашего сегодняшнего урока. Каким образом можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Учащиеся предлагают разные варианты). Учитель обобщает их варианты и предлагает тему урока.

    Тема Урока. "Деление клетки. Митоз. (слайд 3)

    Что вы хотели узнать на данном уроке? (Высказывания учеников)

    Сегодня с вами мы рассмотрим, что такое жизненный цикл клетки? Митоз и его биологическую роль.

    Задачи урока:

      Рассмотреть основные этапы жизненного цикла клеток. Формировать знания о фазах митоза; создать представления об амитозе;

      Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

      Развивать умение работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемами, таблицами, интернет- ресурсами.

    И так, что же это за процесс - митоз?

    Для начала нам надо вспомнить современное положение клеточной теории.

    Как вы уже знаете, одно из положений клеточной теории звучит:

    Новые клетки могут возникать
    только из предшествующих клеток. Р. Вирхов

    Откуда мы взялись, соседка?” –

    Спросила как-то клетка клетку.

    Та не услышала вопрос –

    Она делилась! Шел ……….!”(Митоз) (слайд 4, 5)

    Структура: «Эй ар гайд» Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что вам уже известно о делении клетки. Перед вами лежит приложение №1. Посмотрите на утверждения в первой графе и ответьте на них. Высказывания учеников.

    Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы второй графы. (Митоз)

    1.Узнали ли вы что-то нового о делении клети? (для удобства процесс деления клетки делится на фазы, каждая фаза имеет свое название)

    2.Изменилось ли ваше мнение после просмотра видеофрагмента?

    (информация, которая изменила их мнение: термин - митоз, фазы митоза, процессы идущее в клетке и.т.д.) Приложение №1

    Сейчас мы будем работать по учебнику, у Вас на партах лежат задания

    1 задание раздел «Клеточный цикл, интерфаза », над ней будут работать Д. Ризат, М. Женя, С. Арстан.

    2 задние раздел "Фазы митоза профаза ", над ней работают М. Эльсияра, К. Мирхат, А. Азамат

    3 задание раздел "Фазы митоза метафаза" над ней будут работать А. Ариза, М. Нурсултан, К. Аман.

    4 задание раздел " Фазы митоза анафаза ", над ней будут работать К. Эльдар, И. Адема, Ш. Рамиль.

    5 задание раздел " Фазы митоза телофаза", над ней работают Т. Амира, Р. Увайдат, Д. Мирхат.

    6 задание вывод о биологическом значении митоза, ее готовят Д. Ислам, С. Индира, А. Магомед.

    Клеточный цикл включает два этапа: интерфазу и митоз. (слайд 7)

    Презентация результатов работы в группах. Учащиеся вывешивают на доске свои схемы и объясняют их. Все предложенные схемы, выводы, определения, записываются в тетрадь (информационные листы)

    1. Интерфаза . Период подготовки клетки к делению. Удвоение ДНК, после которого каждая хромосома состоит из идентичных половинок – хроматид, формирование рибосом, органоидов, синтез АТФ, белков. (слайд 8)

    Митотический цикл состоит из 4-х фаз: 1.профаза.2. метафаза.3. анафаза. 4. Телофаза. (слайд 9)

    МИТОЗ

    2.ПРОФАЗА - спирализация хромосом (укорачиваются), ядерная оболочка и ядрышко распадаются, центриоли расходятся к полюсам, и формируется веретено деления. (слайд 10)

    3.МЕТАФАЗА - хромосомы выстраиваются в плоскости экватора клетки; состоят из двух дочерних хроматид, соединённых центромерой. (слайд 11)

    4.АНАФАЗА - центромеры делятся; дочерние хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки. (слайд 12)

    5.ТЕЛООФАЗА - формируется оболочка новых ядер; деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко; происходит разделение клетки – цитокинез (слайд 13)

    6 . Значение митоза (слайд 14)

    Теперь запишем определение митоза. Митоз- это непрямое деление клетки.

    Физкультминутка (слайд 15)

    Учитель. У вас на партах лежит приложение2: Статья «Амитоз» Предлагаю прочитать текст и сделать в нем соответствующие пометки.

    Митоз - наиболее распространенный, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариотических организмов обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе делится только ядро, причем без образования , поэтому наследственный материал распределяется случайным образом. Цитокинез не всегда следует за делением ядра, поэтому в результате амитоза обычно возникают . Амитотические деления характерны для клеток, заканчивающих развитие: отмирающих эпителиальных клеток, фолликулярных клеток яичников и т. д. Встречается амитоз при патологических процессах: воспалении, злокачественном росте и др. После амитоза клетки не способны приступить к митотическому делению.

    Для пометок

    " V "- уже известно

    "--"- противоречит представлению

    "+" - является интересным и неожиданным

    "?" - не ясно, возникло желание узнать больше.

    Учитель. А сейчас обсудим прочитанную статью.

    1. Что стало известно из этой статьи.

    2. Какой материал был для вас новым.

    Учитель: Впервые амитоз был описан немецким биологом Р. Ремаком в 1841г., А сам термин амитоз был предложен гистологом В Флемингом позднее в 1882.

    Также дополнительную информацию об амитозе нам подготовили Эльсияра, Женя и Увайдат, давайте их послушаем.

    Теперь запишем определение амитоза. Амитоз- это прямое деление клетки.

    А в чем сходство и различие митоза и амитоза.

    Учитель. А сейчас минутка психологической разгрузки. Стадии митоза легко запомнить с помощью шуточного стихотворения, которое вам приготовили и расскажут ваши товарищи.

    Сценическое представление шуточного стихотворения "Жизненный цикл клетки".

    Цикл жизни клетки - интерфаза и митоз,

    А как он протекает?- это главный вопрос.

    Об этом не скажешь ведь в двух словах,

    Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.

    Интерфаза длится дольше, чем само деление,

    Очень быстро происходит ДНК удвоение.

    Идет биосинтез, активны ферменты.

    Клетка растет, образует органоиды и элементы

    Затем следует митотическое деление,

    Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.

    Внимательно на них ты посмотри.

    Каждая фаза как член большой и дружеской семьи.

    Глава семьи - папа (всем ясно сразу),

    И первая фраза митоза - профаза.

    Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,

    Но на этом рано еще ставить точку.

    Хромосомы укорачиваются, утолщаются,

    В компактные формы превращаются.

    И затем без промедления -

    Появляются нити веретена деления.

    Мама - солнышко наше, тепло, доброта.

    Метафаза - вторая фаза митоза всегда.

    Дети для мамы равны без дозатора,

    Хромосомы лежат в области экватора

    Дочка - Аня в семье - просто принцесса.

    Анафаза - третья фаза процесса.

    Убедиться в этом ты можешь сам-

    Нити веретена деления оттягивают

    хроматиды к различным полюсам.

    Сынок в семье Толя - ну, как по заказу

    Четвертая фаза митоза - телофаза.

    Хромосомы раскручиваются, у них выход один-

    Снова превратиться в хроматин.

    После деления цитоплазмы и органоидов клетки.

    Появляются две прелестные, чудные детки,

    Имеют диплоидный набор дочерние клетки

    И в точности похожи на материнскую клетку.

    Встречаются ли в этом шуточном стихотворении термины, которые мы изучали раннее (ДНК, ядро, цитоплазма, органоиды клетки)? Таблица "Клеточное строение".

    Закрепление: задание «Угадай стадию митоза» Приложение 3, рисунки со стадиями митоза.

    Рефлексия. Запишите в тетрадях свое мнение:
    Почему я должен запомнить значение и фазы митоза.
    Несколько мнений учитель просить высказать (можно по желанию)

    Примерные причины:

    1.Митоз является основой размножения и роста организмов.

    2.Мне теперь стало понятно, почему мой организм растет, увеличивается в размере.

    3.Расширился мой кругозор. Интересно было узнать, как все это происходит.

    4.Я могу, объяснить другим как все это происходит.

    5.Я собираюсь, в дальнейшем продолжить обучение в этой области и эти знания мне обязательно пригодятся.

    Вывод: И в конце урока я хотела бы вернуться к высказыванию немецкого поэта Лессинга: Спорьте, заблуждайтесь,

    ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя

    и криво, да сами".

    И хотела бы, чтобы эти слова стали девизом каждого нашего урока.

    Смысл этих слов в том, что на всё нужно иметь своё мнение, а мнение рождается в размышлениях, пользы будет больше для твоего развития, чем если кто-то что-то сделает за тебя

    3.Домашнее задание: изучить параграф 14, письменно ответить на вопрос: чем отличается митоз у растений и животных?

    Творческое задание для сильных учащихся: подготовить сообщение, используя ресурсы сети Интернет, о причинах нарушений протекания процесса митоза.

    Урок окончен. Отличного дня! Я была, рада встретится с вами!

    Деление клетки. Формы размножения организмов.

    Жизненный цикл клетки. Митоз.

    Тип урока – изучение нового материала.

    Цели:

      Изучить процесс деления клетки путём митоза.

      Показать основные этапы жизненного цикла клетки

      Рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль

      Познакомить с понятиями:

      Митоз

      Жизненный цикл клетки

      Интерфаза

      Профаза

      Метафаза

      Анафаза

      Телофаза

      Редупликация

      Хроматиды

      Центромера

      Веретено деления

    План урока.

      Орг. момент - 5 мин.

      Устный опрос – 15 минут.

      Объяснение нового материала – 55 мин.

      Постановка д.з. – 5 мин.

    Ход урока.

        Орг.момент.

        Устный опрос.

        Объяснение нового материала.

    Размножение

    Размножение – воспроизведение себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

    Это одно из важнейших свойств живых организмов.

    Благодаря размножению происходит:

    1. Передача наследственной информации.

    2. Сохраняется преемственность поколений.

    3. Поддерживается длительность существования вида.

    4. Увеличивается численность вида и расширяется территория (ареал) проживания.

    В основе размножения лежит клеточное деление, обеспечивающее увеличение количества клеток и рост многоклеточного организма.

    Жизненный цикл клетки

    Период существования клетки от одного деления до другого называется митотическим, или жизненным циклом клетки.

    Клеточный цикл у растений продолжается от 10 до 30 часов. Деление ядра (митоз) занимает около 10% этого времени.

      П1 - пресинтетический период

      С - синтетический период

      П 2 - постсинтетический период

    Амитоз

    Амитоз – это деление интерфазного ядра путем перетяжки без образования веретена деления.

    Распространенность в природе:

    2. Большое ядро инфузорий

    3. Эндосперм

    4. Клубень картофеля

    5. Роговица глаза

    6. Хрящевые и печеночные клетки

    Патология:

      При воспалениях

      Злокачественные новообразования

      Значение: экономичный (мало энергозатрат) процесс воспроизводства клеток

    Митоз

    Митоз (лат. Mitos – нить) –такое деление клеточного ядра, при котором образуется два дочерних ядра с набором хромосом, идентичных родительской клетки.

    Митоз = деление ядра + деление цитоплазмы

    Впервые митоз у растений наблюдал И.Д. Чистяков в 1874 г., а детально процесс был описан нем. ботаником Э.Страсбургером (1877) и нем. зоологом В.Флемингом (1882)

    Интерфаза
    -подготовка клетки к делению

    1,2 – предсинтетический период; 3 – синтетический и постсинтетический период; 4 – метафаза.

    1. В предсинтетический период клетка растет : происходит синтез белка, РНК и увеличивается количество органических веществ.

    2. В синтетический период происходит репликация ДНК (удвоение).

    С этого момента каждая хромосома состоит из двух хроматид.

    3. В постсинтетический период идет интенсивный синтез белка и АТФ, необходимых для деления клетки.

    Профаза

      Увеличивается объем ядра

      Ядерная мембрана распадается;

      Хромосомы спирализуются, укорачиваются, становятся четко различимыми в микроскоп, они состоят из двух хроматид, соединенных в зоне центромеры;

      Микротрубочки и центриоли участвуют в образовании веретена деления (в клетках животных).

    Метафаза

      Хромосомы располагаются в районе экватора клетки;

      Нити веретена деления прикрепляются к центромерам

    Анафаза

      Центромеры делятся;

      Хроматиды транспортируются с помощью прикрепленных к центромерам нитей веретена деления к противоположным полюсам клетки

    Телофаза

      Формируются новые ядра;

      Хромосомы деспирализуются (раскручиваются);

      Вновь появляется ядрышко и образуется ядерная оболочка;

      В области экватора возникает перетяжка и образуются две дочерние клетки

    Цитокинез –разделение цитоплазмы

      Образование двухмембранной перегородки по экватору клетки с последующим полным отделением дочерних клеток.

      У растений по экватору клетки формируется клеточная стенка.

    Совокупность хромосом (число, форма и размер) в соматической клетке называется кариотипом. Кариотип содержит двойной (диплоидный) набор хромосом (2 n ), постоянный для каждого вида организмов.

    Значение митоза

      Генетическая стабильность, т.е. точное распределение генетического материала между дочерними клетками.

      Постоянство строения и правильность функционирования органов и тканей многоклеточного организма.

      Рост.

      Основа эмбрионального развития.

      Основа бесполого размножения.

      Регенерация утраченных частей, восстановление органов и тканей.


    Тема: "Деление клетки. Митоз"
    Цели урока: Формирование знаний о механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли.Раскрытие особенностей протекания каждой фазы митоза.Закрепление знакомых понятий по данной теме и формирование новых, усвоение терминологии; формирование интереса к предмету, формирование интереса к предмету, развитие коммуникативных качеств учащихся.Развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся.
    Оборудование: Таблица « Митоз», электронное пособие «Деление клетки. Митоз».
    Ход урока.
    I.Организационный момент. Слайд 1-5 В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию.В их основе лежит способность клетки к делению и специализации.Как происходит процесс деления клеток?Одинакова ли продолжительность жизни разных типов клеток в многоклеточном организме?Какое значение имеет деление клеток?Вот далеко не полный перечень вопросов, на которые нам сегодня предстоит дать ответ.Слайд 6-8 Тема урока: Деление клетки. Митоз. Размножение - важнейшая функция живых организмов, которые обеспечивают сохранение видов в ряду поколений. К размножению способны все без исключения живые организмы - от бактерий до млекопитающих.В связи с дифференцировкой, т.е. разделением на разные типы, клетки многоклеточного организма имеют неодинаковую продолжительность жизни.Нервные клетки перестают делиться еще во время внутриутробного развития. Однажды возникнув, больше не делятся клетки, образующие поперечно – полосатые мышечные ткани у животных и запасающие ткани у растений.Ежедневно погибает около 70 млрд клеток кишечного эпителия и 2 млрд эритроцитов. Продолжительность жизни клеток кишечного эпителия 1 – 2 дня.
    II.Тема урока: Деление клетки. Митоз.
    Cлайд12-13 Митоз (от греческого mitos – нить) – непрямое деление клетки, наиболее распространенный способ воспроизведения клеток, обеспечивающий тождественное распределение генетического материала между дочерними клетками преемственность хромосом в ряду клеточных поколений. Является самым распространенным способом деления клеток. Он обеспечивает равномерную передачу наследственной информации материнской клетки двум дочерним.Именно благодаря этому виду клеточного деления образуются практически все клетки многоклеточного организма. Кроме того, благодаря митотическому делению, происходит бесполое размножение организмов, (а у высших растений и половые клетки, гаметы, образуются в результате митоза!).Впервые митоз у растений наблюдал И.Д.Чистяков в 1874 г Детально процесс был описан нем. ботаником Э.Страсбургером (1877) и нем. зоологом В.Флемингом (1882) Беседа по слайду15-17
    Беседа по слайду № 18-20 Период жизни клетки от момента ее возникновения в процессе деления до гибели или конца последующего деления называется жизненным циклом.Продолжительность жизненного цикла у разных клеток очень сильно различается (у амебы – 36 часов, а бактерии могут делиться каждые 20 минут).
    Беседа по слайду №21 Митотический цикл – совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов в период подготовки клетки к делению, а также на протяжении всего митоза.Митотический цикл состоит из интерфазы и митоза. Длительность митотического цикла у разных организмов сильно варьирует. Непосредственно на деление клетки уходит обычно 1–3 ч, то есть основную часть жизни клетка находится в интерфазе.
    Интерфазой называют промежуток между двумя клеточными делениями.Продолжительность интерфазы, как правило, составляет до 90% всего клеточного цикла.Интерфаза состоит из трех периодов: пресинтетический, или G1; синтетический, или S; постсинтетический, или G2.Начальный отрезок интерфазы – пресинтетический период (2n2с, где n – количество хромосом, с – количество ДНК), период роста, начинающийся непосредственно после митоза.Синтетический период по продолжительности очень различен: от нескольких минут у бактерий до 6–12 ч в клетках млекопитающих. Во время синтетического периода происходит самое главное событие интерфазы – удвоение молекул ДНК. Каждая хромосома становится двухроматидной, а число хромосом не изменяется (2n4с).Постсинтетический период . Обеспечивает подготовку клетки к делению и также характеризуется интенсивными процессами синтеза белков, входящих в состав хромосом; синтезируются ферменты и энергетические вещества, необходимые для обеспечения процесса деления клетки.
    Митоз . Для удобства изучения происходящих во время деления событий митоз разделяют на четыре стадии: профазу, метафазу, анафазу, телофазу.Слайд 22 Профаза (2n4с). В результате спирализации хромосомы уплотняются, укорачиваются. В поздней профазе хорошо видно, что каждая хромосома состоит из двух хроматид, соединенных центромерой. Хромосомы начинают передвигаться к клеточному экватору. Формируется веретено деления, ядерная оболочка исчезает, и хромосомы свободно располагаются в цитоплазме. Ядрышко обычно исчезает чуть раньше.Слайд 23 Метафаза (2n4с). Хромосомы выстраиваются в плоскости экватора, образуя так называемую метафазную пластинку. Центромеры хромосом лежат строго в плоскости экватора. Нити веретена прикрепляются к центромерам хромосом, некоторые нити проходят от полюса к полюсу клетки, не прикрепляясь к хромосомам.Слайд 24 Анафаза (4n4с). Начинается с деления центромер всех хромосом, в результате чего хроматиды превращаются в две совершенно обособленные, самостоятельные дочерние хромосомы. Затем дочерние хромосомы начинают расходиться к полюсам клетки.Слайд 25 Телофаза (2n2с). Хромосомы концентрируются на полюсах клетки и деспирализуются. Веретено деления разрушается. Вокруг хромосом формируется оболочка ядер дочерних клеток, затем происходит деление цитоплазмы клетки (или цитокинез).Слайд 26 При делении животных клеток на их поверхности в плоскости экватора появляется борозда, которая, постепенно углубляясь, разделяет материнскую клетку на две дочерние. У растений деление происходит путем образования так называемой клеточной пластинки, разделяющей цитоплазму. Она возникает в экваториальной области веретена, а затем растет во все стороны, достигая клеточной стенки.

    Биологическое значение митоза.Слайды 27- 31 1. В результате митоза образуются две дочерние клетки, содержащие столько же хромосом, сколько их было в материнской клетке, т.е. образуются клетки, идентичные родительской.2. В нормальных условиях никаких изменений генетической информации не происходит, поэтому митотическое деление поддерживает генетическую стабильность клетки.3. Митоз лежит в основе роста4. Митоз лежит в основе вегетативного размножения.5. Благодаря митозу осуществляются процессы регенерации и замены отмирающих клеток.
    Вывод. Слайд 32

      В основе размножения и индивидуального развития организмов лежит деление клеток- митоз. Перед делением происходит интерфаза, главным событием которой является редупликация ДНК. Митоз состоит из 4 фаз: профазы, метафазы, анафазы, телофазы. В процессе митоза происходит точное и равномерное распределение хромосомного материала между дочерними клетками. Благодаря митозу наблюдается генетическая стабильность видов.
    Ш.Закрепление 1. Просмотр анимации «Митоз»2.Просмотр видео материала Митоз в клетках растений и животных