Понятие налогового бремени, налоговый гнет. Коэффициент эластичности налогов. Налоговое бремя Налоговое бремя экономики

  • Дата: 24.01.2024

Налоговое бремя (налоговый гнет)

Налоговое бремя – это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.

На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту.

Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах составляет обычно 40–45%.

Показатель налогового бремени конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода (выручки от реализации продукции, услуг и прочей реализации), изымаемую в бюджет:

Данный показатель дифференцирован по предприятиям различных отраслей производства. Так, на предприятиях по производству винно-водочных изделий и в транспортных организациях этот показатель выше, чем на предприятиях строительной индустрии, и много выше, чем на предприятиях сельского хозяйства.

Снижение ставок налогов (налогового бремени) позволяет увеличивать инвестиции в производство и повышать заработную плату (усиливать мотивацию труда и повышать покупательную способность населения), что в совокупности приводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятия и росту товарооборота, а следовательно, к росту налоговой базы.

Повышение ставок налогов при неизменном значении налоговой базы ведет к увеличению суммы налоговых поступлений пропорционально росту ставок. Однако повышение ставок приводит к уменьшению налоговой базы на последующих этапах налогообложения (кривая А на рис. 12.2), в силу чего сумма налоговых поступлений сначала растет с замедлением темпов роста, а по достижению некоторого порогового значения налогового бремени – уменьшается (кривая Б на рис. 12.2).

Соответственно снижается сумма доходов, остающаяся у налогоплательщика после уплаты налогов (кривая В на рис. 12.2), вследствие чего неизбежно уменьшаются инвестиции в производство и снижается заработная плата производственного персонала.

На приведенном графике (рис. 12.2) максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет 0) будет получена при ставке налога Т 0 (налоговый предел). При дальнейшем

Рис. 12.2. Влияние налогового бремени (ставки налогов) Т на доход налогоплательщика до уплаты налогов (А), после уплаты налогов (В) и на доход бюджета (Б), а также на уход капитала в теневую экономику (Г )

увеличении ставки налога, например до величины Т 2 > Т 0, доход бюджета уменьшится до величины Д1,2. Такой же доход можно получить, не увеличивая, а уменьшая ставку налога до величины T 1 < T 0. При этом у предприятий возрастет доход после внесения налоговых платежей и, следовательно, расширятся возможности развития производства, что создаст перспективы существенного роста налоговой базы. Кроме того, при ставке налога Г, имеется возможность, в случае необходимости, быстро пополнить бюджет за счет повышения налоговых ставок до величины Т 0. Если же ставка налога превышает величину Т 0, то увеличить доходы бюджета за счет дальнейшего повышения ставок практически невозможно, а за счет снижения налоговых ставок до величины Т 0 возможно лишь в перспективе по мере развития производства.

Следует также отметить, что тяжелое налоговое бремя понуждает многих предпринимателей скрывать свои доходы (занижать величину декларируемых доходов) и переводить капиталы в теневую экономику.

Коэффициент эластичности налогов

Для характеристики уменьшения налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валовой национальный продукт, доходы населения и др.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов (Э ):

где X – начальный уровень анализируемого фактора; прирост значения анализируемого фактора; у – начальный уровень налоговых поступлений (всех налогов, группы налогов или отдельного налога);– прирост налоговых поступлений.

Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1 %.

Если , то . При будем иметь Э = 1,0. Единичная эластичность свидетельствует о том, что налоговые поступления в бюджет (во внебюджетные фонды) изменяются пропорционально изменению анализируемого фактора.

При имеем – налоги неэластичны, то есть налоговые поступления изменяются в меньшей степени, чем анализируемый фактор.

При – налоги эластичны, то есть налоговые поступления увеличиваются (изменяются) более быстрыми темпами, чем величина анализируемого фактора.

Исследование эластичности отдельных видов налогов при проектировании налоговой системы позволяет найти ее оптимальный вариант, обеспечивающий максимизацию поступлений налогов при заданном налоговом бремени или минимизацию налогового бремени при заданном уровне налоговых поступлений (например, в частности, выявление оптимального соотношения налога на прибыль и налога на пользование недрами).

Такие исследования позволят также находить оптимальные с точки зрения роста налоговых поступлений направления экономического развития в сферах производства и потребления (например, повышение конкурентоспособности товара на основе улучшения его качества и расширения границ товарного рынка дает возможность увеличить сбор налога с продаж).

  • В теории налогообложения известна как кривая Леффера.

Налоговое бремя в России - комплексный показатель, отражающий влияние платежей, вносимых в бюджет, на хозяйственную деятельность государства в целом и отдельных граждан в частности. Он определяется, как доля от доходов. Далее рассмотрим подробнее, как осуществляется распределение налогового бремени.

Общие сведения

Величина налогового бремени - это отношение суммы отчислений, которые взяты за определенный период, к доходам, полученным за это же время. Результат выражается в процентах. Налоговое бремя экономики рассматривалось в труде Смита в 18 столетии. В своем "Исследовании природы и причины богатства" автор указывал на важнейшую зависимость между объемом платежной нагрузки и поступлением денег в бюджет страны. Снижение налогового бремени выгодно государству. В этом случае оно выигрывает больше, чем при усилении нагрузки на плательщиков. Избыточное налоговое бремя не позволяет образоваться свободным средствам, с которых также может быть получен доход и выплачены сборы в бюджет.

Исследования ученых

Специалисты достаточно серьезно изучали проблему влияния налогов на экономику и качество жизни населения. Ученые пытались определить обоснованный предел отчислений, провести количественную оценку показателя нагрузки. Ф. Юсти, исследовавший налоговое бремя впервые, определил его как соотношение между национальным доходом и бюджетом. При этом исследователь указывал на необходимый предел нагрузки. В частности, он говорил, что отчисления в бюджет не должны быть больше 1/6 от национальной прибыли. Определение нагрузки осуществлялось исследователями эмпирически, так как необходимых методик исчисления не было.

Увеличение налогового бремени было обусловлено началом Первой мировой. Появилась необходимость определения объема репарационных отчислений. В этой связи были разработаны методики, с помощью которых должен был осуществляться расчет налогового бремени. Следует отметить, что они отличались слабостью базы и непосредственной техники исчисления. Тем не менее, их роль состояла в том, что они сформировали основу для последующих разработок изменения объема нагрузки на плательщиков.

Аспекты исчисления

Налоговое бремя отражает соотношение поступивших платежей в бюджет к сформированному ВВП. Суть этого показателя заключена в оценке доли валового продукта, перераспределенной посредством отчислений. Уровень налогового бремени на население можно определить формулой:

Бр = Н: Чн / Д: Чн, где:

Бр - налоговое бремя;

Н - сборы, выплаченные населением (косвенные в том числе);

Чн - численность граждан-плательщиков;

Д - объем полученных доходов населения.

Однако данная формула имеет существенный недостаток. С ее помощью нельзя определить с математической точностью долю прямых и косвенных налогов, отчисляемых гражданами государства как конечными потребителями. Степень нагрузки на население зависит не только от объема бюджетных изъятий. Немаловажное значение имеет и благосостояние граждан.

Налоговое бремя предприятия

Методика установления нагрузки на конкретную компанию состоит в определении соотношения между объемом отчислений и полученного дохода. Бремя работника фактически равняется экономическому тарифу для подоходного налога. Этот показатель применяется для сравнения нагрузки для компаний разных стран.

Оценка нагрузки

Используемые в практике методы определения бремени для хозяйственных субъектов различаются только видами налогов, которые учитываются в процессе исчисления, и тем, что признается доходом. Показатель соотношения платежей к прибыли не отражает в полной мере степени влияния нагрузки на финансовое состояние компаний. Это объясняется тем, что выручка от продажи продукции не выступает в качестве полноценного источника отчислений. Показатель прибыли не может таковым являться потому, что из него организации необходимо в первую очередь покрыть стоимость использованных материалов, амортизацию. Сопоставление налогового бремени по разным предприятиям также не отражает точный результат. Это связано с различной структурой производственных затрат в разных отраслях. Из этого следует, что экономическая основа для установления налогового бремени несопоставима.

Анализ динамики

Для его выполнения необходим показатель, который отражал бы реальный и при этом единый источник осуществления всех отчислений во внебюджетные фонды и бюджет. В связи с этим налоговое бремя может определяться соотношением платежей и источников. Суть одной из действующих методик заключается в том, что для каждой категории платежей используется свой показатель оценки тяжести. Прибыль компании выступает в качестве общего знаменателя, к которому приводится уровень бремени:

Бр=Нп+Нс+Нф+Нр/Пр , где:


Данные показатели отражают ту долю прибыли, которую изымают у предприятия в форме обязательных отчислений, и соотношение суммарного объема осуществленных платежей и оставшегося после этого дохода.

НДС

Другой метод, с помощью которого определяется налоговое бремя, состоит в установлении созданной и отдаваемой государству добавленной стоимости. По своей сути она выступает как доход предприятия и рассматривается в качестве достаточно универсального источника обязательных платежей. Этим показателем выполняется равномерное распределение налогового бремени для разных типов производств. Таким образом, обеспечивается сопоставимость для различных хозяйствующих структур. Для определения показателя применяют формулу:

Бр = Н / ДС , где:

  • Н - сумма уплаченных фактически налогов, кроме НДФЛ.
  • ДС - соответственно, добавленная стоимость.

ДС = Ам + Зп + ЕСН + НДС + Ак + Но + Пр , где:


В связи с тем, что в добавленную стоимость включены амортизационные начисления, реальный размер нагрузки при использовании этой методики несколько искажается, что связано с объективными различиями их доли в объеме ДС. Так, сопоставление степени напряженности обязательств фондоемких компаний из области банковских и кредитных услуг, малого предпринимательства в условиях определения налогового бремени по данной методике не будет абсолютно объективным.

Созданная стоимость

Этот показатель применяется для исключения влияния амортизационных начислений на объем налогового бремени. Созданная вновь стоимость устанавливается их вычетом из ДС. В таком случае налоговое бремя определяют по формуле:

Бр = Н / Св , при этом:

Созданная стоимость = Вр + НДС + Ак + Дв - Рв - Мз - Ам, где


Преимущества данного метода, как и представленного выше, состоят в том, что с его помощью можно сравнить бремя по конкретным предприятиям вне зависимости от той отраслевой сферы, в которой они задействованы, и по индивидуальным предпринимателям. Вместе с тем нагрузка будет в этом случае определяться относительно источника совершения платежей.

Категории отчислений и их влияние

Сопоставление суммы выплачиваемых налогов с объемом балансовой прибыли компании следует считать принципиально неверным. Это связано с тем, что доход - далеко не единственный источник отчислений, в особенности в отечественной хозяйственной системе. Ряд налогов, особенно имеющих большую финансовую значимость (акцизы, НДС и прочие), отправляются в бюджет из той доли выручки компании, посредством которой не формируется прибыль субъекта, так как является надбавкой к цене. Некоторые сборы относятся на производственные издержки и затраты обращения. Они уменьшают объем прибыли, к которой следует относить налоговые суммы, отчисляемые предприятием. В качестве объекта обложения выступает фонд зарплаты. В итоге в качестве источника отчислений выступают издержки. Выплата части сборов осуществляется путем отнесения их на финансовый результат - посредством уменьшения прибыли. Использование такого подхода влечет усиление нагрузки. В результате на некоторых компаниях лежит избыточное налоговое бремя. Организации вменяется больше платежей, чем она смогла заработать за период. В этой связи механическое сопоставление всей суммы налоговых отчислений субъекта с балансовой прибылью нельзя применять как показатель, отражающий степень нагрузки.

Состав суммы платежей

Вопрос о его определении возникает при использовании любой из перечисленных выше методик. Предполагается, что расчет должен осуществляться с учетом всех налогов, отправляемых предприятием во внебюджетные фонды и в бюджет, в том числе единый социальный взнос, кроме НДФЛ. Последний не оказывает никакого воздействия на хозяйственную деятельность конкретного субъекта. Однако этот налог может обеспечить трудящемуся конкурентоспособную "чистую" прибыль - доход, который останется после осуществления всех платежей.

Хозяйствующий субъект по отношению к НДФЛ выступает в качестве агента от государства и только отправляет его в бюджет. Данный налог должен быть учтен в процессе расчета налогового бремени для работника, но не для нанимателя - хозяйствующего субъекта.

Практическая реализация

Использование методик, перечисленных выше, показывает, что ни одна из них не формирует объективной картины степени напряженности финансовых обязательств хозяйствующих субъектов. К адекватному определению налогового бремени может приблизить комбинация разных показателей. Проблема оптимальной нагрузки на компании имеет особое значение в процессе построения и совершенствования системы взимания бюджетных платежей в любом государстве.

В заключение

Как показывает многовековая практика формирования налоговых систем в государствах, отличающихся развитой экономикой, сегодня существуют определенные показатели, за границами которых эффективная деятельность предпринимателей невозможна. По опыту многих стран, изъятие у плательщиков обязательных взносов 1/3 дохода представляет собой тот предел, после которого начинают сокращаться сбережения и инвестиции в хозяйственную сферу. Если ставки и их количество достигают такой черты, когда субъекту приходится отдавать больше 40% прибыли, это полностью ликвидирует все стимулы к расширению производства и проявлению предпринимательской инициативы. В этой связи перед любым государством стоит задача найти оптимальный вариант формирования нагрузки, обеспечить снижение налогового бремени. Это позволит освободить средства предпринимателей, которые они будут вкладывать в собственное производство. За счет этого, в свою очередь, у них появится новый доход, увеличится товарооборот. Это не только усилит позиции отечественного производителя. Из новой прибыли также будут взиматься обязательные отчисления. В результате равномерное распределение бремени на субъектов обеспечит стабильное поступление налогов.

Налоговое бремя, обременение подразумевают под собой определенную нагрузку, тяжесть. На кого она ложится и что собой представляет, разберемся в данной статье.

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

Понятие «налоговое бремя » должно определяться на макро- и микроэкономическом уровнях. Так как одно дело — это налоги в рамках государства, и совсем другое — налоги организаций и физических лиц.

В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.).

С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени . Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.

Важно! Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.

Показатель «налоговая нагрузка» используется ФНС России как 1 из критериев оценки налогоплательщиков при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки.

Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.

Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:

Нн = Ну / В,

где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);

В — выручка (по данным Росстата).

Избыточное налоговое бремя и его последствия

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени , но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.

Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

Налоговое бремя в России в 2016 году

Озвучивая свои планы в «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», Минфин России обозначил, что больших изменений в налоговой политике не будет.

Важно! Увеличения налоговых ставок в 2016 году не произойдет.

Некоторые виды деятельности планируется поддержать особо, например:

  1. Новые производства, которые подпадают под критерии региональных инвестиционных проектов (ст. 288.2 НК РФ). Для них может быть установлена ставка 0 % по налогу на прибыль в части, уплачиваемой в федеральный бюджет, снижена до 10 % ставка налога, зачисляемого в региональный бюджет.
  2. Малое предпринимательство. Для некоторых видов деятельности, перечень которых предполагается расширить, планируется ввести патентную систему налогообложения. Для «упрощенцев» и тех, кто находится на патентной системе и работает в сфере бытовых услуг, могут быть установлены 2-летние налоговые каникулы.
  3. Самозанятых физических лиц. Для них планируется упростить процедуру регистрации и уплаты налогов. Это делается для того, чтобы лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и не встающие на учет как ИП, все-таки зарегистрировались и платили налоги. В результате бюджет получит дополнительный доход, а физические лица — гарантию того, что их не привлекут к ответственности за ведение деятельности без регистрации.

Итоги

Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.

Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.

В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики и финансов

Контрольная работа

по дисциплине: "Налоговая и бюджетная системы"

на тему: "Налоговое бремя"

Выполнила: Жукова О.Б.

Группа: 0013-04

Проверила: Федорова Н.Ю.

Псков - 2016

Введение

1. Налоговое бремя: сущность, принципы, классификация

2. Модели расчета налогового бремени

3. Роль и значение показателей налоговой нагрузки

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность . Налогообложение играет одну из главных ролей в регулировании экономики любой страны. Необходимым звеном экономических отношений и основным источником доходной части бюджета стран являются налоги.

От того, насколько верно определена и распределена между плательщиками налоговая нагрузка, зависит благосостояние страны. Налоговое бремя необходимо государству для разработки правильной налоговой политики. Посредством изменения льгот, ставок, а также отмены старых налогов и введением новых государство может повлиять на формирование негативных процессов, влекущих за собой неприятные последствия.

Показатель налогового бремени на налогоплательщика - это достаточно серьезный измеритель качества налоговой системы страны. Серьёзной экономической проблемой каждой страны является определение границ оптимального размера налогов. Эту проблему достаточно сложно решить, так как границы размера налогов могут постоянно меняться, в связи с изменениями политической, экономической и социальной ситуации в стране.

Целью данной работы является изучение основных аспектов касающихся налогового бремени.

В рамках поставленной цели предстоит решить следующие задачи :

1) выявить сущность, принципы и классификацию налогового бремени;

2) рассмотреть модели расчёта налогового бремени;

3) определить роль и значение показателей налоговой нагрузки.

Для раскрытия темы использовалась учебная литература отечественных авторов.

1. Налоговое бремя : сущность , принципы , классификация

Налоговое бремя - это мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период.

А.В. Брызгалин дает более широкое определение :

"На макроэкономическом уровне налоговое бремя (налоговый гнет) - это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту".

Налоговое бремя для страны в целом соотношение общего количества взимаемых налогов к величине совместного национального продукта, а для отдельно взятого налогоплательщика - отношение количества всех начисляемых налогов и налоговых платежей к объему реализации.

В.Г. Пансков говорит, что на государственном уровне в качестве показателя налогового бремени нужно использовать показатель отношения суммы уплачиваемых в стране налогов к ВВП .

Д.Г. Черник считает , что "налоговая емкость (бремя, гнет, пресс) - наиболее обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и государства; величина, характеризующая долю налоговых отчислений в общем объеме производства и доходов, производная величина от реализуемой модели рыночной экономики. Определяется как отношение налоговых сборов к совокупному национальному продукту".

Налоговое бремя определяется как показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны, на отдельно взятые хозяйствующие субъекты, а также на иного плательщика, который может определяться как доля доходов и уплачиваемая государству в виде платежей налогового характера.

Налоговое бремя является элементом экономических показателей, которые характеризуются налоговой системой государства. В.Г. Пансков называет этот показатель налоговой нагрузкой, указывая при этом на то, что он является "достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны".

В различных исследованиях, выделяют два уровня классификации налогового бремени .

Рис. 1.1. Уровни классификации налогового бремени

Налоговое бремя необходимо государству:

1) Для разработки налоговой политики.

2) Для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций.

3) Для анализа влияния налоговой системы страны, который формирует социальную политику.

4) Является индикатором экономического поведения субъектов.

Есть несколько принципов, которых должны придерживаться при реализации способов минимизации налоговой нагрузки. :

1) Принцип разумности. При применение грубых и необдуманных способов будет происходить только одно - государство таких действий не принимает и не прощает. Налоговая оптимизации должна быть продумана разработана до мелочей; надо учитывать все малейшие детали, всё взаимосвязано и зависимо друг от друга.

2) Не стоит разрабатывать метод оптимизации налогового бремени на основе зарубежного опыта налогового планирования и пробелах в законодательной базе.

3) Не стоит разрабатывать оптимизацию налогообложения лишь на смежных с налоговыми отраслями.

4) Комплексный расчет потерь и экономии.

Когда формируется один из способов оптимизации, нужно проанализировать различные важные аспекты этой операции и деятельности организации в целом.

5) Должны учитываться политическая сторона.

6) Когда нужно привлечение большого круга лиц необходимо использовать правило "золотой середины".

7) Когда осуществляется налоговая оптимизация нужно уделять внимание оформлению документальных операций. Ошибки, возникшие при оформлении, а также отсутствие важно-необходимых документов служит основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции, что в большем своём случае приводит к применению еще обременительного для предприятия порядка обложения налогами.

8) Когда планируется метод налоговой оптимизации, важнейшим моментом может являться несистематический характер деятельности, следует учитывать единичный характер операций.

9) Принцип неразглашения. Когда распространяются сведения об удачном проведении уменьшения налогового бремени могут вытекать негативные последствия.

10) Комплексная налоговая экономика (существуют многообразные приемы минимизации налогового бремени).

Наиболее эффективно налоговая оптимизация работает при использовании комплекса мер : "Лучше понемногу много, чем много ничего".

С помощью показателя налоговой нагрузки можно больше судить об уровне налогового бремени на хозяйствующий субъект. В следствие чего при уменьшении этого показателя говорит об эффективности налогового планирования.

Следует относить показатель налогового бремени к системе показателей, которые характеризуются финансовым состоянием хозяйствующего субъекта. Только на его основе возможно производить расчеты эффективности процесса налогового планирования.

На уровне определённой организации налоговое бремя определяют как:

Отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме выручки-нетто, операционных и внереализационных доходов предприятия;

Отношение суммы выплаченных (начисленных) налогов и сборов к сумме добавленной стоимости. Его можно рассчитать даже при отсутствие непосредственных данных о произведенной организацией добавленной стоимости в обязательной отчетности.

2. Модели расчета налогового бремени

Модели расчета налогового бремени можно сформировать в основные две группы см. рис. 1.2.

Рис. 1.2.1. Основные группы моделей расчета налогового бремени

Не следует показатель налогового бремени в России сравнивать с показателями в других развитых странах, потому что в развитых странах выше основные показатели, а российские организации работают в условиях нестабильных рыночных отношений, постоянно меняющейся налоговой системы, а ещё отсутствует поддержка со стороны государства. Из вышеперечисленного вытекает то, что в России налоговая нагрузка находится на уровне налоговой нагрузки развитых стран при более низком качестве услуг со стороны государства. Налоговая нагрузка организации различается по отраслям экономики.

Существуют следующие методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты.

Разработанные определения различаются по двум направлениям:

1) в связи со структурой налогов, которые включены в расчет при определении налогового бремени;

2) в связи с показателем, который сравнивают уплачиваемые налоги.

Есть общепринятая методика по которой определяют налоговое бремя на предприятие - это порядок расчета, который разработан Минфином России. В методике указан уровень налоговой нагрузки, он является отношением всех уплаченных предприятием налогов к выручке.

Но есть недостаток такого расчета. Он не позволяет определить какое влияние изменения структуры налогов оказывает на показатель налогового бремени. Рассчитанная налоговая нагрузка по этой методике показывает лишь налогоемкость продукции, а также не дает реальной картины, происходящей с налоговым бременем, которое несет налогоплательщик.

Е.А. Кирова предлагает следующую методику расчета налоговой нагрузки, в связи с которой:

Сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам;

В сумму налогов не входит НДФЛ, потому что его уплачивают работники предприятия, а само предприятие только перечисляет вносимые платежи;

Сумма косвенных налогов, которые перечислят в бюджет, входит в состав налоговых платежей при расчете, потому что они являются существенным влиянием на финансовую устойчивость любого предприятия;

Сумма налогов соотносится с вновь созданным предприятием стоимостью продукции, определяемая как разность добавленной стоимости и амортизации.

Исходя из данной методики, налоговая нагрузка делится на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, которые подлежат перечислению предприятием. Исчисляется так:

АНН = НП + ВП + НД,

где АНН - абсолютная налоговая нагрузка;

НП - налоговые платежи, которые уплачиваются предприятием;

ВП - платежи, уплаченные во внебюджетные фонды;

НД - недоимка по платежам.

Абсолютная налоговая нагрузка может отражать только сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности, не учитывая тяжесть налоговой нагрузки. Чтобы определить уровень налоговой нагрузки Е.А. Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, рассчитываемый, как отношение абсолютной налоговой нагрузки к заново созданной стоимости т.е. сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.

Заново созданная стоимость продукции предприятия может определяться как см.рис. 1.3.

Рис. 1.2.3. Вновь созданная стоимость

ВСС - вновь созданная стоимость;

В - выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);

МЗ - материальные затраты;

А - амортизация;

ПД - прочие доходы;

ПР - прочие расходы (без налоговых платежей);

ОТ - оплата труда;

НП - налоговые платежи;

ВП - платежи во внебюджетные фонды;

П - прибыль организации.

В этом случае относительная налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:

ОНН = (АНН / ВСС) Ч 100 %.

У данной методики есть достоинства, на величину вновь созданной стоимости не могут влиять уплачиваемые налоги; в расчет включаются все налоговые платежи, которые уплачиваются непосредственно организацией; на расчет не может влиять принадлежность к той или иной отрасли и масштабы организации. Методика расчета Е.А. Кировой, применима к конкретному хозяйствующему субъекту.

Есть также и недостаток методики, он заключается в отсутствие возможности прогнозирования изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их льгот и ставок.

Есть ещё другой подход, который предложил М.И. Литвин; понятие "налоговая нагрузка" включает:

Количество налоговых платежей;

Структуру платежей;

Механизм взимания налогов.

Согласно его методике, показатель налоговой нагрузки должен определяться как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:

где SUM (НП + ВП) - сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды;

SUM ИU - сумма источника средств для уплаты налогов.

В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.

М.И. Литвин предлагает рассчитывать налоговую нагрузку по вышеперечисленным группам налогов в соотношении с соответствующим источником уплаты. Общим показателем для всех налогов является добавленная стоимость.

Предложенная М.И. Литвиным методика исчисления налогового бремени имеет практическую значимость, поскольку она позволяет определить долю налогов в выручке организации, прибыли и долю заработной платы, амортизации, налогов и чистой прибыли в каждом рубле созданной продукции. Отрицательным моментом является то, что в состав налогов включен налог на доходы физических лиц, хотя организация выступает в роли налогового агента.

Способ расчета, предложенный А. Кадушкиным и Н. Михайловой, позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Они определяют налоговое бремя как долю добавленной стоимости, отдаваемую государству. При этом налоги соотносятся с источником их уплаты.

Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:

ДС = А + (ОТ + ВП) + НДС + Но + П,

где ДС - добавленная стоимость;

А - амортизация;

ОТ - оплата труда;

ВП - платежи во внебюджетные фонды, начисляемые на оплату труда;

НДС - налог на добавленную стоимость;

Но - налоги с оборота;

П - прибыль.

Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат:

В = ДС + МЗ.

С учетом изменений, произошедших в законодательстве (отмена ряда налогов с оборота), формула добавленной стоимости примет следующий вид:

ДС = А + (ОТ + ВП) + НДС + П,

где ВП - платежи во внебюджетные фонды.

Сумма основных налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить долю добавленной стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, то есть налоговую нагрузку:

НН = НДС + ВП + Нп + Нпр. (19)

При подстановке коэффициентов формула примет следующий вид:

НН = ДС (0,367 + 0,119 Кот - 0,24 Ка). (20)

Достоинством данной методики является то, что сумма налогов соотносится с добавленной стоимостью, то есть с источником дохода.

Недостатком метода, разработанного А. Кадушкиным и Н. Михайловой, является то, что в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог.

3. Роль и значение показателей налоговой нагрузки

Интерес экономической науки и практики к показателю налоговой нагрузки не случаен, поскольку он играет существенную роль в налоговом планировании и регулировании экономики.

Роль и значение показателя налогового бремени состоят в следующем:

1) данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики. Вводя новые налоги и ликвидируя старые, изменяя налоговые ставки и налоговые льготы, государство обязано определить и не переступить предельно допустимые уровни давления на экономику, за границами которых могут возникнуть негативные экономические процессы. Показатель налогового бремени на макроуровне используется государством также для прогноза доходов бюджета, развития налоговой базы в целом по экономике страны и оценки эффективности влияния налоговой системы на социально-экономическое развитие;

2) исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций и в конечном счете о переливе капитала. Данное положение можно распространить и на анализ налоговой нагрузки внутри страны по регионам, но это положение возможно лишь при условии, что регионы имеют определенное, установленное законом право формирования на своей территории налоговой политики и, как следствие, регулирования соответствующей доли налогового бремени;

3) показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства. Изучение и практический анализ всеобщности и справедливости налогообложения в отношении населения страны, тяжести налогообложения между различными социальными группами дает возможность государству более справедливо распределять тяжесть налогообложения между разными социальными группами для стабилизации социально-экономической ситуации в стране;

4) показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Именно от уровня этого показателя в значительной мере зависит принятие хозяйствующими субъектами решений о вложении собственных финансовых ресурсов в развитие того или иного производства, в ту или иную отрасль народного хозяйства. От этого показателя решающей степени зависит также финансовое положение каждого конкретного субъекта хозяйствования.

Заключение

В результате проведенного анализа изучения вопросов налогового бремени можно сделать следующие выводы.

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера. Под налоговым бременем понимается для страны в целом отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта, а для конкретного налогоплательщика - отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации. Основные группы моделей расчета налогового бремени - это суммовая и мультипликативная группа.

Определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты различаются по двум направлениям:

1) по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени; налоговое бремя нагрузка показатель

2) по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

Налоговое бремя необходимо государству для разработки налоговой политики, исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций и в конечном счете о переливе капитала, показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства, показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.

В ходе данной работы была изучена сущность налогового бремени, модели расчета, а также роль налоговой нагрузки в государстве.

Список литературы

1. Брызгалин А.В. О функциях налогообложения и регулятивном значении налогов в экономике // Налоги. - 2009. - №?2. - С. 40.

2. Пансков В.Г. "Показатель налогового бремени" // Налоговая политика и практика. - 2009-. - №?3. - С. 64.

3. Черник Д.Г., Алексеев М.Ю., Брусиловская Н.А. и др Налоги: Учебное пособие для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - С. 120.

4. Пансков В.Г. "Показатель налогового бремени" // Налоговая политика и практика. - 2009. - №?3. - С. 88.

5. Боброва А.В. О критерии оптимального налогового бремени //Общество и экономика. - 2009. - №?12?14. - С. 57.

6. Викуленко А.Е. Налогообложение и экономический рост России. - М.: Прогресс, 2008. - С. 107.

7. Боброва А.В. О критерии оптимального налогового бремени //Общество и экономика. - 2009. - №?12?14. -С. 63.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Оценка тяжести налогового бремени отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации. Основные показатели налоговой нагрузки. Особенность методики, предложенной Е.А. Кировой. Расчет отношения налоговой нагрузки и вновь созданной стоимости.

    практическая работа , добавлен 09.08.2009

    Показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика. Основные направления применения показателя налогового бремени. Исчисление налогового бремени на макроуровне и микроуровне.

    контрольная работа , добавлен 28.06.2015

    Налоги как инструмент государственного регулирования социально-экономических отношений; измерители качества налоговой системы. Налоговое бремя: сущность, принципы, классификация, показатели. Расчет налогового бремени на примере ОАО "Регион-Сталь".

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Оценка воздействия изменения различных факторов на уровень налоговой нагрузки. Характеристика методики расчета налогового бремени хозяйствующего субъекта. Определение коэффициентов, отражающих материалоемкость, фондоемкость и трудоемкость производства.

    практическая работа , добавлен 29.03.2012

    Понятие налогового бремени. Уровни его классификации и основные принципы минимизации. Проблемы анализа и оценки налоговых платежей в современных условиях. Налоговые риски и их характеристики. Анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта в России.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Расчет налоговой нагрузки для прогнозирования налогового бремени на будущий период. Абсолютная налоговая нагрузка - налоги и страховые взносы, перечисляющиеся в бюджет и во внебюджетные фонды. Краткосрочное и среднесрочное налоговое планирование.

    реферат , добавлен 16.01.2011

    Оптимизация налогообложения как способ снижения налоговой нагрузки предприятия: сущность, принципы и методы. Бизнес-план оптовой торговли молочной продукции. Анализ процесса налогообложения и оценка налоговой нагрузки, направления и этапы ее снижения.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2015

    Сущность, принципы и методы налогового планирования. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и оценка налоговой нагрузки ООО "Алоид". Управление налоговыми рисками в налоговом планировании в ООО "Алоид", организация внутреннего налогового контроля.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2017

    Современные методики оптимизации налогового бремени. Проблемы анализа и оценки налогового бремени в современных условиях. Недостатки и преимущества применения упрощенной системы налогообложения ООО "Сфинкс". Порядок заполнения декларации по УСН.

    дипломная работа , добавлен 12.12.2010

    Понятие полной ставки налогообложения. Рекомендации по выбору метода уплаты налога. Совокупность податного обременения населения. Цифровые значения налогового бремени. Сумма фактических фискальных платежей. Основные факторы, влияющие тяжесть обложения.

2.4. налоговое бремя. показатели, характеризующие налоговое бремя

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом или отдельного налогоплательщика.

Понятие налогового бремени возникло фактически одновременно с появлением налогов. Еще в XVIII в. Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» указывал на важную экономическую зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет государства. «При снижении налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей; на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог».

Первые упоминания о количественной оценке показателя налогового бремени и его давлении на экономику относятся также к XVIII в. Впервые исследовавший это явление Ф. Юсти (1705-1771), немецкий экономист, внесший существенный вклад в развитие финансовой науки, определил налоговое бремя на макроуровне как соотношение между бюджетом и национальным доходом государства. При этом Ф. Юсти указывал, что бюджет страны не должен расходовать более "/6 части национального дохода.

Роль и значение показателя налогового бремени состоят в следующем:

Во-первых, определение налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятие решения о проведении налоговых реформ.

Во-вторых, данный показатель требуется государству для разработки налоговой политики. Вводя новые налоги и отменяя старые, изменяя налоговые ставки и налоговые льготы, государство обязано определять и не преступать предельно допустимые уровни давления на экономику, за пределами которых могут возникнуть негативные экономические процессы.

В третьих, показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Именно от его уровня зависит принятие хозяйствующими субъектами решений о размещении производства, инвестиций и т.д.

В-четвертых, показатель налоговой нагрузки на общегосударственном уровне необходим для формирования социальной политики государства. Изучение тяжести налогообложения для разных социальных групп дает возможность государству более равномерно распределить налоговое бремя между социальными группами.

Налоговое бремя никогда не исчерпывается только суммой уплаченного налога, налогоплательщик всегда несет ряд затрат, связанных с выполнением своих обязательств. К таким затратам, в частности, относятся:

затраты на содержание штата бухгалтеров и консультантов;

затраты, связанные с уплатой штрафных санкций в результате нарушения налогового законодательства;

судебные издержки в случае нарушения прав налогоплательщиков, предусмотренных НК РФ.

Кроме того, уплата налогов может потребовать заблаговременной мобилизации денежных средств, в результате чего возникнет необходимость привлечь кредитные ресурсы, что предусматривает уплату соответствующих процентов.

Измерить в денежном эквиваленте дополнительные финансовые затраты налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налогов, не представляется возможным, в связи с чем при определении налогового бремени используется только сумма фактически уплаченных налогов.

Налоговое бремя определяют на макроуровне и микроуровне.

Макроуровень - исчисление размера налогового бремени на экономику и население всей страны.

Микроуровень - расчет налоговой нагрузки на конкретные организации, а также исчисление налоговой нагрузки на работника.

Налоговое бремя на экономику представляет собой отношение всех поступивших налогов от юридических и физических лиц к валовому внутреннему продукту (ВВП). Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределяемой с помощью налогов. Данный показатель рассчитывается по формуле

Бр = Нюф:ВВП,

где Бр - уровень налогового бремени;

Нюф - все налоги, уплаченные и юридическими, и физическими лицами;

ВВП - стоимостное выражение количества произведенных товаров (выполненных работ, оказываемых услуг) в стране.

Недостаток данного показателя заключается в том, что он определяет уровень налогового гнета среднестатистического налогоплателыцика без учета индивидуальных особенностей конкретного хозяйствующего субъекта.

Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны. Этот показатель рассчитывается по формуле

Бр=(Н.н:Чн):(Д:Чн)

где Нн - все уплаченные населением налоги;

Чн - численность населения страны;

Д - сумма полученных населением доходов.

Недостаток этого показателя состоит в его неточности, связанной с невозможностью учета суммы налогов, уплачиваемых населением, в стоимости приобретаемых товаров (работ и услуг).

Налоговое бремя на работника фактически равно ставке налога на доходы физических лиц - единственного налога, взимаемого с доходов работников. Расчет данного показателя осуществляется по формуле

Бр= Нр:Др,

где Нр - налог на доходы физических лиц, удерживаемый из дохода работника;

Др - доход работника.

Для расчета налогового бремени на организацию используются четыре показателя. Расчет первого показателя осуществляется по формуле

где Нп - налоги, уплачиваемые организацией; В - выручка организации.

Данный показателей отражает долю выручки организации, направляемую на погашение налоговых обязательств. Недостаток этого показателя заключается в том, что выручка является более емким показателем, чем доход организации. Таким образом, доход - часть выручки организации.

Второй показатель исчисляется по формуле

где Пч - чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.

Данный показатель отражает часть чистой прибыли, которая изымается у организации в форме налогов. Недостаток данного показателя состоит в том, что чистая прибыль представляет собой лишь часть дохода, оставшуюся у организации после уплаты всех налогов.

Третий показатель определяется по формуле

Бр = Нп:Дс

где Дс - добавленная стоимость, которая, в свою очередь, может быть представлена в следующем виде: Дс = Ам +Зп + Нп (Ам - амортизационные отчисления; Зп - затраты на оплату труда).

Данный показатель характеризует то, какая часть добавленной стоимости направляется организацией на погашение ее налоговых обязательств.

В целях исключения влияния амортизационных сумм на величину налоговой нагрузки используют четвертый показатель, в котором фискальные изъятия соизмеряются с вновь созданной стоимостью. Вновь созданная стоимость исчисляется путем вычета из добавленной стоимости сумм амортизационных отчислений.

В этом случае налоговое бремя определяется по формуле

Бр = Нп:Св,

где Св - вновь созданная стоимость.

При этом:

Св = Вр + НДС + Ак + Дв-Рв-М3-Ам,

где Вр - выручка от реализации;

Ак - акцизы;

Дв - внереализационные доходы;

Рв - внереализационные расходы;

М3 - материальные затраты;

Ам - амортизационные отчисления;

НДС - налог на добавленную стоимость.

Достоинство последнего показателя заключается в том, что налоговое бремя при его расчете определяется относительно реального дохода организации. Однако ни один из рассмотренных показателей не лишен недостатков. Общий и частные недостатки показателей налогового бремени организации представлены на схеме.

Ни один из представленных показателей налоговой нагрузки на организации не является универсальным, так как бремя прямых и косвенных налогов распределяется между продавцом и покупателем в зависимости от конъюнктурных колебаний рынка. Однако каждый из этих показателей может быть применен организацией для анализа возможных финансовых последствий при внесении государством изменений в налоговую систему, увеличении числа налогов, налоговых ставок или налоговых льгот.

Проблема оптимальной величины налоговой нагрузки на налогоплательщика играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы государства как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде. Многовековая практика построения налоговых систем в странах с цивилизованной рыночной экономикой свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30\% дохода - это та черта, за которой невозможна эффективная предпринимательская деятельность, результатом чего становится сокращение сбережений и инвестиций в экономику. Иными словами, государство не должно изымать у налогоплательщика более 1/3 его доходов.

Вместе с этим предельно допустимые показатели налогового бремени и на микро-, и на макроуровне зависят в первую очередь от уровня обязательств, которые берет на себя государство в отношении конкретного жителя страны и экономики в целом. Иначе говоря, уровень налогового бремени зависит от доли участия государства в расходах населения на оплату образовательных, коммунальных услуг, а также в научно-исследовательских, инвестиционных, социальных и других программах.

Например, в Швеции, где у налогоплательщиков изымается в государственную казну более 50\% доходов, не подавляются стимулы к развитию и расширению производства. Это связано с тем, что в Швеции государство за счет налоговых поступлений решает многие задачи экономического и социального характера, которые в большинстве стран налогоплательщик вынужден решать за счет своих средств.

Показатель налоговых изъятий, исчисляемый в целом по стране, имеет весьма серьезный недостаток - он определяет уровень налогового гнета на среднестатистического налогоплательщика без учета индивидуальных особенностей конкретного налогоплательщика. Действительно, в любом государстве работают десятки тысяч предприятий, различающихся не только по видам деятельности, но и по ряду признаков, которые неизбежно влияют на формирование их налоговой базы и соответственно на размер уплачиваемых налогов. Учитывать все эти особенности при формировании налоговой базы достаточно сложно, поэтому и должно использоваться отношение суммы уплачиваемых в стране налогов к ВВП.

Контрольные вопросы

Каково определение понятие «налоговое бремя»?

Какие основные элементы входят в совокупную величину налоговой нагрузки?

Каковы показатели налогового бремени на микроуровне, как они рассчитываются?

Какой из показателей налоговой нагрузки на организацию является универсальным? Обоснуйте ответ.

Каковы показатели налогового бремени на макроуровне, как они рассчитываются?

Каковы общие и частные недостатки показателей налоговой нагрузки на организацию?

В чем заключается смысл показателя налоговой нагрузки на экономику страны, как он рассчитывается?

1. Какой уровень налоговой нагрузки является предельным согласно теории налогообложения:

а) 10\% доходов;

б) 80\% доходов;

в) 30\% доходов?

2. Что отражает показатель налоговой нагрузки на экономику страны:

а) долю выручки организации, изымаемую в виде налогов;

б) часть ВВП страны, перераспределяемую через налоги;

в) долю прибыли организации, изымаемую в виде налогов?

3. Чему равно налоговое бремя на работника:

а) ставке налога на доходы физических лиц;

б) ставке налога на прибыль;

в) ставке единого социального налога?

4. Какой из показателей налоговой нагрузки на организацию является наиболее достоверным:

а) отношение уплаченных налогов к выручке организации;

б) отношение уплаченных налогов к добавленной стоимости;

в) отношение уплаченных налогов к вновь созданной стоимости?

5. Какой общий недостаток присущ всем показателям, характеризующим налоговую нагрузку на организацию:

а) прибыль - часть дохода организации;

б) выручка включает в себя доход организации, но не является им;

в) при расчете показателей налогового бремени невозможно

учесть степень переложения налогов на конечного потребителя?

6. Какая зависимость была установлена А. Лаффером между налоговой ставкой и налоговыми поступлениями:

а) увеличение налоговой ставки всегда приводит к росту налоговых платежей;

б) увеличение налоговой ставки всегда приводит к сокращению налоговых поступлений;

в) увеличение налоговой ставки приводит к сокращению налоговых поступлений, только в случае если она превысила

свое оптимальное значение?

7. Показатель налоговой нагрузки на население страны отражает:

а) долю ВВП страны, перераспределяемую через налоги;

б) долю дохода работника, изымаемую в виде налога на доходы физических лиц;

в) долю доходов населения, взимаемую в виде налогов?