Рассматриваемый причастие. Причастие

  • Дата: 17.10.2019

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми глагольными формами и объясняют это наличием схожих признаков.

Вконтакте

Морфологические особенности

Рассмотрим подробно, что такое причастие и деепричастие . Ещё древние грамматики отмечали их двойственность, поэтому дали им название, означающее «причастность» к имени существительному, или глаголу.

Причастие

Склоняется, то есть изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую и полную форму. В то же время ей присущи свойства глагола. Например, наличие вида:

  • проверяющий тетради (несовершенный вид) – тот, кто проверяет (что делает?);
  • проверивший (совершенный вид) – тот, кто проверил (что сделал?).

Кроме того, имеет значение времени. Это постоянный признак данных , имеющих форму либо настоящего времени (создающий), либо прошедшего (строивший). Наблюдается также наличие возвратной формы (признавшийся).

Для него характерно присутствие двух залогов - страдательного и действительного. Страдательные причастия обозначают признак предмета, испытывающего на себе действие (полученная посылка – посылку получили). Действительные же отражают признак предмета, самостоятельно производящего действие (бегущий человек – тот, кто сам бежит).

Из всего вышесказанного следует вывод: данная часть речи обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени.

Деепричастие

Термин возник в 18 веке, имеет значение «отношения к действию », на что указывает первая часть слова «дее-» (деятель, деяние). В современной грамматике такое наименование имеет часть речи, обозначающая добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом. Поэтому данной форме присущи глагольные признаки:

  • вид совершенный (открыв), несовершенный (закрывая);
  • возвратность (притворяясь ).

Пожалуй, этим и ограничивается сходство рассматриваемых частей речи, зато имеют место многочисленные отличия.

Чем отличаются

В первую очередь, нужно отметить, что не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Следовательно, в его морфемном составе нет флексии. Напротив, окончания причастий являются их отличительным признаком.

Различить эти глагольные формы помогут вопросы, на которые они отвечают:

  1. Полное причастие (какой (-ая; -ое, -ие) ?); краткое (каков (-а; -о, -ы) ?).
  2. Деепричастие (что делая? что сделав? как? каким образом?).

Ещё одно отличие ‑ разная синтаксическая роль. Деепричастие выполняет функцию обстоятельства (Изогнувшись, петляя, вдаль речка.). Краткое причастие является только сказуемым (Открыты двери в мир прекрасных грёз.). Полное может быть:

  • определением (Вспенившиеся волны разбивались о высокие, неприступные скалы.);
  • частью составного именного сказуемого (Хлеб был заплесневевшим).

Суффиксы

Образование причастий и деепричастий происходит суффиксальным способом.

Деепричастия образуются от глаголов соответствующего вида. Таблица 1.

Вид Суффиксы Примеры
Совершенный -в, -вши, -ши Бросив, согнувшись, сберёгши
Несовершенный -а (-я); -учи (устаревшие формы) Считая, крадучись

Именно суффиксы причастий и деепричастий указывают на принадлежность слов к той или иной части речи.

Важно! При образовании форм совершенного вида не используются суффиксы -а, -я: неправильное употребление: посмотря, правильное: посмотрев.

Деепричастия не образуются от следующих глаголов несовершенного вида:

  • заканчивающихся на -чь (беречь, жечь печь и другие);
  • имеющих суффикс -ну- (тянуть, гаснуть, крикнуть и другие);
  • бежать, колоть, лезть, пахать, хотеть, бить, вить, пить, есть, лить, злить, шить, рвать, ждать, гнуть, спать, лгать.

Условие правильного выбора гласной в суффиксах причастий настоящего времени ‑ знание спряжения глаголов. Таблица 2.

Обратите внимание ! Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Отсутствуют формы настоящего времени у глаголов: беречь, брить, будить, звать, писать, пить.

Таблица 3

Таблица 4

Выбор гласной перед -н (н) определяется суффиксом инфинитива:

Правописание с НЕ

Обе части речи пишутся с НЕ слитно, если не употребляются без неё, к примеру: невзлюбивший, ненавидя .

В остальных случаях деепричастие с не пишется всегда раздельно, кроме слов с приставкой недо-, имеющей значение «меньше, чем положено», «некачественно», например — недосмотрев за ребёнком. Сравните: не досмотрев фильм, то есть не закончив смотреть фильм.

Частицу «не» следует писать раздельно с краткой формой причастий (не вышиты), а также с полной при наличии поясняющих слов (не изданный вовремя роман), отрицания (далеко, вовсе, никогда, нисколько, ничуть и другие) или противопоставления (не начатый, а законченный).

Употребление одной и двух букв «н»

Удвоенная буква -нн- в суффиксах полных причастий пишется, если имеются в наличии:

  • приставка: скошенный, сваренный (но: незваный гость);
  • зависимые слова: пропаренная в духовке;
  • суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-: консервированный, обрадованный;
  • слово образовано от глагола совершенного вида без приставки (исключение: раненый): лишённый.

В конце кратких форм всегда пишется одна -н-: основан, распакован.

Обособление синтаксически конструкций

Часто встречается такая пунктуационная ошибка ‑ неправильно расставленные знаки препинания в предложениях, содержащих деепричастные и причастные обороты. Причина кроется в неумении отличать их друг от друга, определять границы данных конструкций, находить слово, к которому они относятся.

Выясним, при каких условиях выделяются деепричастный и причастный оборот . Приведем существующие в языке правила с примерами.

Причастный оборот

Поясняет существительное или местоимение, является определением, обособляется, если:

  • относится к личному : Убаюканный нежными словами матери, он крепко спал. Меня, знающего каждую тропинку в окружающей местности, назначили старшим разведгруппы.
  • стоит после определяемого существительного: Солдат, оглушённый снарядом, упал на поле боя.
  • имеет обстоятельственное значение причины или уступки: Утомившиеся после долгой дороги, туристы продолжали путь. Туристы продолжали путь (несмотря на что?), хотя утомились после долгой дороги. Предоставленные самим себе, дети оказались в трудном положении.

Дети оказались в трудном положении (почему?), поскольку предоставлены самим себе.

Деепричастный оборот

Обозначает дополнительное действие глагола-сказуемого, является обстоятельством, обособляется всегда: Вздымая волны, бушевало море. Старик шёл, прихрамывая на одну ногу.

Важно! Исключением являются обороты, перешедшие в разряд устойчивых выражений, как-то: затаив дыхание, сломя голову, высунув язык, спустя рукава.

Сравните два предложения:

  1. Высунув язык, собака тяжело дышала (Собака высунула язык).
  2. Мальчик мчался высунув язык (бежал быстро).

В первом случае в предложении присутствует деепричастный оборот. Во втором ‑ выражение «высунув язык» имеет переносное значение. Оно легко заменяется одним словом, наречием «быстро», следовательно, является , который не обособляется.

Распространенные грамматические ошибки

Наиболее частая ошибка — неправильное согласование причастия с поясняемым словом, вызванная неумением правильно его определять. Это можно наблюдать в следующем примере:

Тихон был безвольным человеком, полностью подчинившийся своей матери ‑ Кабанихе.

Пишущий задал вопрос от слова Тихон, хотя причастие «подчинившийся» поясняет другое слово ‑ «человеком». Правильный вариант звучит так:

Тихон был безвольным человеком (каким?), полностью подчинившимся своей матери ‑ Кабанихе.

Нередко путают страдательные и действительные причастия:

Среди лотерейных билетов был выигранный.

Из написанного получается: билет выиграли, хотя мысль иная: билет выиграл, следовательно, используем слово выигравший.

При употреблении деепричастия важно учесть, что оба действия, основное и добавочное, должны относиться к одному лицу . Если этого не сделать, получим подобные фразы: Постигая глубину духовных ценностей, у героя менялось мировоззрение.

Добавочное действие, выраженное деепричастием, относится не к герою, который производит действие, а к слову «мировоззрение».

Правильный вариант: Постигая глубину духовных ценностей народа, герой изменял своё мировоззрение.

По той же причине нельзя использовать данную часть речи в безличных предложениях, передающих состояние, а не действие: Обманув маму, детям стало плохо.

Причастие и деепричастие: в чем разница? Причастный и деепричастный оборот — простое объяснение

Причастный оборот

Вывод

Речь образованного человека невозможно представить без глагольных форм. Первые помогают развёрнуто, всесторонне охарактеризовать предмет. Вторые дают возможность упростить речь, заменить ряд однородных сказуемых, обозначающих не главное действие, а второстепенное, добавочное. Если вы научитесь разбираться в деепричастиях, то сможете сделать свою речь красивой, яркой, понятной, что немаловажно для достижения успеха в жизни.

На уроке вы подробнее познакомитесь с понятием «залог причастия», рассмотрите различия между действительным и страдательным залогом (смысловые и грамматические). Особое внимание во время урока обратите на суффиксы, с помощью которых образуются причастия.

Тема: Причастие

Урок: Действительные и страдательные причастия

Рис. 2. Спряжение глаголов

Домашнее задание

Упражнения № 83 - 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий.

1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка

Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Правописание причастий.

4. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

В русском языке является формой глагола, но имеет также и признаки прилагательного. Поэтому не все лингвисты выделяют причастие в отдельную часть речи.

Но в школах причастие - это особая которая имеет очень много признаков прилагательного. Кроме того, что причастие отвечает на вопросы прилагательных, оно еще

обозначает признак предмета, но этот признак связан с действием и его еще называют отглагольным или признаком по действию. Например, падающий снег - это снег, который падает.

С тем, что такое причастие, ученики знакомятся в 6 классе. До этого его не отличают от прилагательного. Как и прилагательные, причастия могут быть любого рода, а также стоять во множественном числе. У причастия есть начальная форма. Оно имеет род и число. Например, слово "летающий" может иметь форму "летающая", "летающее" и "летающие". Причастия склоняются также по падежам, могут стоять в краткой форме, например, "открыт", "выкрашен". Оно в предложении всегда является определением, как и прилагательное.

Что такое причастие с точки зрения глагольных признаков? Причастия бывают в настоящем и прошедшем времени, правда, не бывает причастий будущего времени. Например, "сидящий сейчас" и "сидевший раньше". Еще один глагольный признак - это вид, а в словосочетаниях, построенных по типу управления, причастия требуют существительного в винительном падеже. Бывают возвратные причастия, например, "спотыкающийся".

Очень важно правильно определить спряжение глагола, от которого образовалось причастие, иначе можно ошибиться в написании суффикса. Важно также уметь определять основу переходность и знать, что такое возвратные глаголы. Поэтому, прежде чем изучать, что такое причастие, нужно подробно изучить тему "Глагол".

Все причастия делятся на две большие группы. Они бывают действительными и страдательными. Отличить их можно не только по значению, но и по суффиксам. обозначают, что сам предмет что-то делает. К основе глагола настоящего времени присоединяются суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, а для глагола в прошедшем времени -вш- и -ш-. Например, спящий, жующий, летевший.

Если же действие совершает не сам предмет, а кто-то другой, то признак этого действия обозначают страдательные причастия. В их образовании участвуют суффиксы -нн-, -енн-, -т-. Например, вылизанный, закрытый, включенный. Страдательные причастия образуются не от всех глаголов. Например, глагол "брать" не имеет формы страдательного причастия, от непереходных глаголов тоже не образуются такие причастия. Но зато только страдательные причастия образуют краткую форму.

Очень большие трудности у учащихся возникают не от прохождения самой темы "Что такое причастие", а от неумения правильно писать суффиксы причастий. Особенно много ошибок делают ученики при написании двойной буквы "н".

Что такое причастие, нужно помнить и знать и после школы. Чтобы правильно употреблять слова в письменной и устной речи, нужно уметь их образовывать.

Русский язык богат большим количеством различных частей речи, которые помогают построить грамотный и логичный текст. Но нельзя представить нашу родную речь без причастий, форм глагола, которые содержат в себе и его признаки, и прилагательных. Причастия — это синтезированная часть речи, которая обладает большим количеством выразительных возможностей, может выполнять разные функции в предложении. Ее обязательно изучают в курсе школьной программы.

Прежде всего, необходимо дать определение причастию как части речи. Причастием называют глагольную форму, сочетающую в себе признаки имени прилагательного и глагола и отвечающую на вопросы какой? который? Причастие характеризует действие и его признак в одно и то же время. Так кратко можно объяснить, что такое причастие. Примеры слов, относящихся к этой части речи, — это ведущий, кричащий, знающий, ставший, живший, читаемый и многие другие.

Поскольку причастие неотделимо от прилагательного, у них есть некоторые общие признаки. Так, причастия могут меняться по числам, родам и падежам. Важно отметить, что данными признаками обладают как краткие, так и полные причастия. Примеры слов, имеющих эти особенности, сближающие их с прилагательными: мечтающий — мечтающая (изменение по родам), признавший — признавшие (единственное и множественное число), составленный — составленного — составленному (изменение по падежам: именительный, родительный и дательный соответственно).

Признаки глагола в причастии

Поскольку причастие является одной из форм глагола, эти две части речи тесно взаимосвязаны и обладают набором общих признаков. Среди них следует отметить вид (совершенный — сказавший, несовершенный — говорящий), возвратность и невозвратность (смеющийся, убранный), залог (страдательный — приготовленный, действительный — стареющий). Переходность и непереходность — вот еще один признак, которым характеризуется причастие. Примеры слов, которые относятся к переходным, — убирающий (комнату), читающий (газету), к непереходным — стоптанный, воодушевляемый.

Особым пунктом является наличие у причастий времени. Необходимо запомнить, что у данной части речи есть только прошедшее и настоящее время. У причастий нет формы будущего времени.

Действительные причастия

Данная группа причастий называет действие, которое осуществляет сам объект. Но что такое на практике действительное причастие? Примеры слов данного разряда — пугающий, шепчущий, проживший, кричащий, летящий и т. д.

В предложении действительное причастие описывает действие, развивающееся одновременно с тем, которое называет сказуемое (например: Мать наблюдает за играющим ребенком).

Особая ситуация с действительными причастиями прошедшего времени. О том, какое действие описывает конкретное причастие, можно судить после определения вида глагола, от которого оно образовано. Так, если действительное причастие образовано при помощи соответствующих суффиксов от глагола совершенного вида, то действие произошло прежде, чем другое, названное глаголом. Например, в классе сидит ученик, решивший контрольную работу. Причастие образовано от глагола «решить» (что сделать?) — совершенного вида. В классе сидит ученик, решающий контрольную работу. В данном случае в предложении используется причастие несовершенного вида.

Страдательные причастия

Еще одну разновидность данной части речи составляют страдательные причастия. Примеры слов, относящихся к этой категории, могут быть следующими: созданный, приобретаемый, одетый, встроенный, ведомый и др.

Данная разновидность причастий описывает действие, которое совершают над объектом. В свою очередь, процесс, который называет причастие, может происходить как одновременно с тем, о чем говорит сказуемое, так и закончиться раньше, тем не менее иметь связь с настоящим моментом.

Очень часто и в речи, и в литературе можно встретить страдательное причастие с зависимым словом. Примеры таких словосочетаний: написанное композитором произведение, прослушанный меломаном музыкальный трек и пр.

Связь с другими частями речи

Причастие может трансформироваться в другие части речи под влиянием различных процессов, способствующих развитию русского языка. Так, причастие может субстантивироваться в существительное (необходимо обратить внимание на такие слова, как командующий, будущее, которые отвечают на вопросы кто? и что? ).

Еще одно важное понятие — подвергшееся адъективации причастие. Примеры слов, которые подверглись воздействию этого процесса, — жареный, зрелый, сокровенный, прирожденный и др. Возникает вполне логичный вопрос: как отличить причастие от прилагательного в каждом конкретном случае? Один из главных признаков, который поможет разделить эти части речи, — найти причастие с зависимым словом. Примеры таких слов: жаренный на сковородке картофель, вызывающий негодование поступок и т. д.

Разбор причастий в теме «Морфология»

В курсе изучения каждой части речи как в школьной программе, так и в учебной программе любого филологического факультета присутствуют задания по разбору того или иного слова в предложении. Для этого необходимо определить часть речи, к которой относится данная лексическая единица, и грамотно выполнить разбор. Так, попробуем разобрать причастие. Как определить, что слово является представителем именно этой части речи? Нужно просто знать типичные суффиксы причастий. Примеры слов, содержащих суффиксы -ущ-, -ющ (участвующий, жаждущий), -ащ-, -ящ- (спешащий, спящий), -вш- (ставший), -т- (обманутый), -енн-, -нн- (встроенный, узнанный), -ом-, -ем- (обожаемый, ведомый), — все это причастия, действительные и страдательные, прошедшего или настоящего времени.

Итак, разбор причастия состоит из подстановки к нему вопроса (чаще всего какой?), идентификации его как причастия, указания начальной формы мужского рода, единственного числа в именительном падеже, определения глагола и суффикса, с помощью которого оно от него образовано. Обязательно также указание вида, наличия возвратности и переходности, залога, времени, формы (краткой или полной), рода, числа, падежа и склонения, синтаксической роли в данном конкретном предложении.

Разделены на две большие категории: самостоятельные и служебные. Среди самостоятельных одной из наиболее сложных для понимания принято считать причастия. Главной трудностью для учащихся и студентов является деление на страдательные и действительные причастия. На самом деле эта задача будет под силу каждому, кто знает опознавательные черты, которыми обладают все представители данной части речи. Для того чтобы различать страдательные и действительные причастия, необходимо запомнить две нехитрые формулы:

А) Действительное причастие служит для обозначения признака объекта, который совершает действие.

Б) Страдательное, в свою очередь, необходимо для обозначения субъекта действия, т. е. того предмета, на который это действие направлено.

Иногда действительное причастие сложно отличить от страдательного только по смыслу. В этом случае нужно обращать внимание на грамматические и морфемные характеристики слова. Для образования данной части речи используются специальные суффиксы-идентификаторы, по которым мы можем с уверенностью судить, действительное причастие или страдательное причастие видим перед собой.

Действительные причастия настоящего времени

Берут свою основу у глаголов настоящего времени (несовершенного вида) с добавлением суффиксов -ущ, -ющ (для I спряжения) или -ащ, -ящ (для II спряжения). Например, причастие «бегущий» образовано от глагола I спряжения бегать. Картинка 1: Девушка, готовящая суп (готовящая - действительное причастие настоящего времени).

Действительное причастие прошедшего времени

Образуется от основы инфинитива глаголов, стоящих в прошедшем времени (совершенного вида), при добавлении суффиксов -ш, -вш. Например, причастие "заснувший" образовалось от глагола "заснуть". Глаголы с суффиксом -ну несколько выбиваются из этого правила, так как у действительных причастий, образованных от этих глаголов, соответстующий суффикс пропадает. Пример: промокнуть - промокший.

Страдательные причастия

Образуются по тем же правилам, но отличаются от действительных опознавательными морфемами. Так, страдательным причастиям настоящего времени, образованным от основы инфинитива глаголов прошедшего времени, свойственны такие суффиксы, как -нн, -енн, -ённ, -т. Примеры: сказать - сказанный (суффикс -нн), раскалить - раскаленный (суффикс -ённ).

Страдательные причастия настоящего времени же берут свою основу у глаголов настоящего времени, к которой добавляются суффиксы -ем (-ом) или -им, в зависимости от спряжения. К примеру, причастие "сжигаемый" соответствует глаголу I спряжения «сжигать», а причастие "любимый" (не путать с прилагательным «любимый») - глаголу II спряжения «любить». Картинка 2: Собака, ругаемая хозяином (ругаемая - страдательное причастие настоящего времени). Любопытное свойство возвратных глаголов с постфиксом -ся заключается в том, что при образовании причастий они этот постфикс сохраняют. Например: забыться - забывшийся (действительное причастие прошедшего времени). Таким образом, научиться разбираться в многообразии причастий отнюдь не сложно. Немного теории и постоянная практика помогут любому начинающему "лингвисту".