Смерть оноре домье. Биография оноре домье. Творчество - политическая трибуна

  • Дата: 30.01.2021

Будучи сыном марсельского стекольщика, он вместе с семьей переехал в Париж в 1816 году. Там получил образование у Ленуара, также обучался литографии. Вскоре Домье стал выполнять карикатуры к еженедельнику «Caricature». В 1832 году изображение Луи Филиппа послужило основанием для заключения Домье в тюрьму на шесть месяцев.

Двое выдающихся литографий «Rue Transnonain», «Le Ventre legislatif» свидетельствуют о раннем стиле, горьком, ироничном видении художника. После подавления «Caricature» его работы появлялись в «Charivari», где Домье безжалостно осмеивал буржуазное общество в очень реалистичном стиле.

Наслаждаясь в свое время выполнением карикатур (которых, к слову, он выполнил более 4000), сегодня Домье рассматривается как один из лучших мастеров своего дела. Также за биографию Оноре Домье было выполнено около 200 небольших полотен с драматической мощью, стилистически близких к литографским оттискам. Среди них: « Christ and His Disciples», «Republic» (Лувр), «Three Lawyers» (Вашингтон), романтичные «Don Quixote», «The Third-Class Carriage» (обе картины в музее «Метрополитен»).

Также Домье выполнил около 30 скульптур – небольших, окрашенных бюстов. Примеры его работ в этой области находятся в галерее искусств Уолтера, Балтимор. В последние годы художник страдал от прогрессирующей слепоты.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Домье (Daumier) Оноре Викторьен (1808 – 1879) – французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика.

С 1814 г. жил в Париже, где в 1820-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество Домье Оноре Викторьен сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства. Домье, по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Домье Оноре Викторьен сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением.

Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Домье Оноре Викторьен (в «Силуэт», «Silhouette», 1830–31; в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831–35, и «Шаривари», «Charivari», 1833–60 и 1863–72). Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830–32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832–33).

В 1832 Домье за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях 1834; в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – «Законодательное чрево»; «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу»); глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»); в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера.

Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье Оноре Викторьен ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий «Парижские типы» (1839–40), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Лучшие дни жизни» (1843–1846), «Люди юстиции» (1845–48), «Добрые буржуа» (1846–49) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836–38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В сериях «Древняя история» (1841–43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Домье придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство. Зрелым литографиям Домье Оноре Викторьен присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. Домье Оноре Викторьен создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации).

Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848–49. Приветствуя революцию, Домье Оноре Викторьен разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). С этого времени Домье Оноре Викторьен всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В новаторской по тематике и художественному языку живописи Домье Оноре Викторьен нашли воплощение пафос революционной борьбы («Восстание», около 1848; «Семья на баррикадах», Национальная галерея, Прага) и неудержимое движение людских толп («Эмигранты», около 1848–49, Музей изящных искусств, Монреаль), уважение и сочувствие художника трудящимся («Прачка», около 1859–60, Лувр; «Вагон 3-го класса», около 1862–63, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и злая издёвка над беспринципностью буржуазной юстиции («Защитник», акварель,частное собрание). Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия; излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен - театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856–60, Новая пинакотека,Мюнхен; «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр; «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон).

Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту , чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Домье Оноре Викторьен особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций: героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов; на протяжении 1850–60-х гг. всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком.

В конце 60-х гг. бытовая сатира стала уступать место в литографиях Домье новым темам: художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происками военщины и церкви. Франко-прусской войне 1870–71 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен – альбом «Осада»; аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя – это мир», 1870; «Потрясённая наследством», 1871). Огромное наследие Домье Оноре Викторьен (около 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье Оноре Викторьен как великого художника-новатора,защитника интересов трудящихся.

Французский живописец, скульптор, и рисовальщик, самый известный карикатурист 19-го века.

Приехав в Париж с родителями 1816 году, он познакомился в галерее Пале Рояле с художниками и писателями и стал изучать антики в Лувре. В 1822 году брал уроки рисования затем, в 1828, взялся осваивать недавно изобретенную литографию.

Живописью начал заниматься около 22 лет. В 1832 году сделался сотрудником сатирического издания Карикатюр, где публиковал политические карикатуры, направленные против короля Луи-Филлипа и правительства. За рисунок, представлявший Луи-Филлипа в виде груши, Домье был заключён в тюрьму за оскорбление королевского величества.

После ужесточения цензуры в 1835 и заперта журнала Домье с 1837 года он стал публиковать свои рисунки в газете Шаривари, с которой сотрудничал в течение 28 лет. Его карикатуры той поры были направлены не прямо против режима, но против того, кто его поддерживал – против «буржуа», ставших объектом едких насмешек.

Оноре Домье — французский художник

В 1860 он расторг договор с издательством, чтобы сделаться независимым художником, но сразу оказался без денег. Хотя Домье впоследствии вновь стал работать для газеты, он оставался полностью зависимым от финансовой поддержки друзей художников, которые сохраняли, ему верность до конца его жизни, когда к тому же он почти ослеп.

Значение Домье как рисовальщика, в первую очередь, в том, что он поднял карикатуру до уровня самостоятельной формы художественного выражения. Он пытался, опираясь на традиции английского карикатуры, а именно Хогарта, а также на опыт Гойи-граверта, придать выразительную силу самому рисунку как таковому и создать общепонятные символы и образы. Поэтому пояснительные подписи к рисункам имели для Домье второстепенное значение.

Оноре Домье — французский художник

Его карикатуры вызывали ярость у некоторых критиков; далеко не беспристрастное, они обнаруживают личную позицию художника и его чувства. Живописное творчество Домье, признанное в наше время, не было оценено его современниками. Хотя он и прежде поддерживал тесные связи с художниками Барбизонской школы, Домье в начале революции 1848 решительно обратился к живописи маслом.

Среди его друзей были такие живописцы, как Милле, Теорд Руссо, Коро и Делакруа, а также писатели, в том числе Бальзак и Бодлер. Его картины, косвенным образом и иначе, чем рисунки, также обнаруживают критическое отношение художника к обществу.

Оноре Домье — французский художник

Полностью отвергая историческую живопись своего времени, Домье черпал вдохновение в жизни простых людей, с большим реализмом раскрывая её величие и трагизм.

Его герой – это человек, задавленный работой и однообразием повседневной жизни, человек, стремление которого к освобождению, кажется, обречено на неудачу. Образ Дон Кихота у Домье стал совершенным воплощением не только политической и социальной ситуации 19 века, но и положение в обществе самого художника.

Оноре Домье — французский художник


Оноре Домье — французский художник


Оноре Домье — французский художник

Карикатуры Крымской войны

Оноре Домье — французский художник


Оноре Домье — французский художник


Оноре Домье — французский художник


Оноре Домье — французский художник


Среди французских мастеров, оставивших след в мировой истории, Оноре Домье занимает почётное место. Его творческий путь всегда был тесно связан с революционной борьбой. Выходец из народа, Домье всегда сохранял с ним тесную связь. Его картины выражали стремления простых французов - любовь к народу и веру в его силу художник пронёс через всю свою жизнь.

Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Едва достигнув сознательного возраста, он уехал в эпицентр революционной борьбы - в Париж, жители которого трижды в течение XIX века поднимались на борьбу со своими правителями. В 1830 году, в результате Июльской революции, французы наконец-то покончили с династией Бурбонов. В феврале 1848 года в Париже вновь вспыхнула революция, когда пролетарии бились с буржуа, а в 1871 году к власти впервые пришёл революционный пролетариат и наступили дни Парижской Коммуны. Работы Домье (а он был не только талантливым живописцем, но и графиком-карикатуристом, и скульптором) - это полотна, запечатлевшие эпоху. Он сам был живым участником борьбы.

Французский художник-график, живописец и скульптор Оноре Домье

"Восстание" (1848)

В искусстве всегда для Домье всегда был важен человек - художник создал целую серию работ, воспевающих человеческий труд. Сострадая простым людям, он разоблачал пресытившееся буржуазно-дворянское общество. Именно поэтому социально-битовая карикатура занимает в творчестве художника ведущее место. Домье всегда стремился быть человеком своего времени, говорить на языке, понятном современникам. Творчество наследие художника включает в себя около 4000 литографий, более 900 гравюр, свыше 700 живописных произведений (масло, акварель) и рисунков, более 60 скульптур.


" , отправляющийся на свадьбу" (1851)

Из живописных произведений Домье наиболее известны: "Восстание" (1848), "Мельник, его сын и осёл" (1849), "Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу" (1851) и "Прачка" (1861). Картины он писал до самой смерти. Даже когда совсем ослеп, он продолжал рисовать на ощупь. Его гротескные, утрированные и нарочито грубые образы вызывали восхищение Эдуарда Мане и Эдгара Дега , а многие импрессионисты называли его своим учителем.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию несколько интересных историй из жизни художника.

1. Однажды Домье попросил своего друга, имевшего свой домик в деревне, порисовать его уток. Специально к приезду художника со всего птичьего двора согнали уток. Пока они барахтались в лужицах и бегали по двору, Домье не обращал на них совершенно никакого внимания, курил трубку и разговаривал с другом о чём-то постороннем. Друг был разочарован, однако через несколько дней он зашёл в мастерскую художника и был удивлён одним этюдом. - А, узнали уточек? - спросил художник, - ваши! Очень они были хороши.

2. В одной из мастерских Парижа, которую снимал Домье с друзьями, раньше располагалось бюро по найму работниц. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. Однажды к ним зашла дама, которая сказала, что работает акушеркой и хочет такую же вывеску, как у них - яркую, приятную и привлекающую клиентов. Так Домье получил один из своих первых живописных заказов, и заработал за"приятную" вывеску пятьдесят франков. По тем временам - неплохие деньги, к тому же, многим художникам и этого не удавалось выручить за свои работы.

3. Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. Он даже прибирался у него бесплатно. Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще. Анатоль же, когда убирался, распевал оперные арии, и однажды открыл Домье, что мечтал бы попасть на представление в Комическую оперу, но не хватает денег. Домье обрадовался. - Радуйтесь! - сказал он, - я имею право входа в эту вашу Оперу-комик, но ничто в мире не заставит меня переступить порог этого заведения. Так что вы можете ходить туда сколько угодно, хоть каждый день, просто представившись на кассе мной, меня все равно там не знают. Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака, и Оноре с радостью отдал ему свой. С тех пор привратник часто ходил на представления, но он, к сожалению, кроме пристрастия к музыке, имел пристрастие к алкоголю. Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье - алкоголик.

4. После карикатуры на Луи Филиппа, которая называлась "Гаргантюа" , Оноре Домье кинули за решетку на полгода. Один из сокамерников, считавший себя великим физиономистом, увидев Домье, решил, что перед ним - закоренелый преступник. Он долго ходил вокруг художника, пытаясь вызнать, за что же того посадили. Однако Домье напускал на себя важный вид и только иногда отвечал, что это великая тайна, что только убеждало воришку в правильности своих выводов. Художника скоро узнали по манере рисования (он делал наброски углем). Однако вор-физиономист отказывался в это верить и всех убеждал, что они сидят вместе с "Важной шишкой".

"Гаргантюа" (1831)

5. Домье не любил многие новшества. Особенно ему не нравилась фотография, которую он не считал за искусство, а тогда многие считали, что фотография заменит живопись. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего . В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Фотографы ставили их напротив приглянувшегося объекта, открывали объектив и стояли с часами в руках, порой по несколько минут. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. - Терпение - добродетель ослов, - отрезал Домье.

6. У Домье был друг - одноногий художник Диаз, который, несмотря на физический недостаток, отличался буйным нравом. Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит. Однажды он вернулся с прогулки в возбуждении, сказав, что встретил юношу в блузе, которые носят художники по фарфору. Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним. Тогда Диаз схватил поленце и разогнал мерзавцев, а после обратил внимание на то, что юноша неплохо рисует. - И как его зовут?- спросил Домье. - Не помню, кажется, его фамилия Ренуар . У бедняги не хватает денег на краски, и от этого он злоупотребляет жженой костью. Я считаю, нужно ему помочь. А вы? - С радостью, - ответил художник. Так юному и никому неизвестному на тот момент Ренуару достался целое богатство - мешок не совсем засохших красок.

7. Домье хотели наградить орденом Почётного Легиона, одновременно с ним собирались отметить той же наградой . Оба отказались. Курбе написал министру, что не желает принимать знаки отличия от правительства, связанного с монархическим строем. Расчет был верным - письмо опубликовала одна парижская газета, весь о революционере-Курбе разнеслась по Франции, и он стал ещё известнее. Домье же свой отказ никак не пояснил. Вскоре после этого два художника столкнулись на улице. - Ах, как хорошо, - Курбе бросился ему навстречу, - ты отказался от креста, как и я! Но почему ты ничего не сказал? Можно было раздуть целую бурю из этого! - Зачем? - удивился Домье, - я сделал то, что должен был сделать. Зачем еще кому-то об этом знать? После этого Курбе однажды огорченно заметил: - Ничего из Домье не выйдет. Он - мечтатель.

1

Статья посвящена анализу влияния исторической действительности Франции середины XIX века на творчество Оноре Домье.

карикатура

буржуазия

литография

1. Бенджамин У. Шарль Бодлер: Лирик в эру развитого капитализма. – Лондон: Британская Национальная библиотека, 1973. – 218 с.

2. Векслер Д. Человеческая комедия: Парижская физиогномика и карикатура 19-го века. – Чикаго: изд. Чикагского университета, 1982. – 134 с.

3. Грэм Т. Физиогномика в европейском романе: лица и судьбы. Принстон: изд. Принстонского университета, 1982 г, 179 с.

4. Коллер П., Летбридж Р. Литература и изобразительное искусство во Франции 19-го века. – Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1994. – 105 с.

5. Мейн Д. Шарль Бодлер. Художник современной жизни. – Лондон: Фейдон, 1964. – 317 с.

6. Мориарти М. Структура художественного произведения во Франции 19-го века. – Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1994. – 202 с.

7. Уйат Х., Уйат С.Полотно и профессия: институциональные изменения во французском художественном мире. – Нью-Йорк: изд. Дом Джон Вилли, 1965. – 171 с.

8. Ханнуш М. Бодлер и карикатура: от комизма до современного искусства. – Юниверсити парк: ПА, 2003. – 188 с.

9. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=22023.

Исторические события и политическая ситуация середины девятнадцатого века во Франции в одинаковой степени влияли и на живопись и на литературу. Изменчивый политический климат, появление новых всё более совершенных достижений в науке и технике, а также развитие новых художественных и литературных направлений и стилей - всё это создало условия для эксперимента, как в литературе, так и в изобразительном искусстве. Под влиянием этих изменений социально-культурной среды, в творчестве Оноре Домье и его литературных современников сформировались схожие художественные взгляды и подходы к изображению французского общества, поскольку их произведения предназначались для одной и той же аудитории.

Целью исследования является анализ исторической действительности Франции середины девятнадцатого века, влияние эпохи на творчество Оноре Домье. Данная исследовательская работа опирается на корпус англоязычной искусствоведческой литературы (Бенджамин У., Коллер П., Мориарти М.). Методологически работа носит междисциплинарный характер, так как затрагивает не только область истории искусства, но и сферу политологического анализа, сочетая историческую и логическую методику.

Середина девятнадцатого века во Франции ознаменовалась чередой сменяющих друг друга монархических и республиканских правительств, т. о. буржуазия пыталась выяснить, какая форма политической власти с учётом многочисленных соперничающих политических фракций будет наилучшим образом соответствовать её интересам. В ходе политической борьбы буржуазия стремилась вытеснить старые аристократические правила и нормы и укрепить свою социально- культурную позицию во французском обществе, что в конечном итоге увенчалось успехом. Такое сочетание политических потрясений с усилиями буржуазии утвердить свои позиции в социальном и культурном пространстве создало среду, как способствующую свободе самовыражения, так и ограничивающую её. В этот период романтизм с его акцентом на свободу самовыражения пришел на смену классицизму с его ограниченностью форм и связью с аристократическим прошлым. Переход к романтизму открыл возможности для появления новых художественных форм с довольно жесткими традициями, например в поэзии и живописи. Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам. Одним из ведущих представителей французского романтизма был поэт, романист, драматург и художник, Виктор Гюго, ещё в начале своей творческой деятельности заложивший многие из основ этого направления в искусстве. Утверждая перехода к романтизму, Домье высмеивает художников и ученых, продолжавших придерживаться идеалов классицизма в карикатурах на героев мифов и классической литературы. классицизма (Серии L’histoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица)).

В то время как романтизм провозгласил свободу формы выражения в литературном и художественном творчестве, многие из правительств, приходивших к власти в этот период, пытались, путем принятия законов против такой свободы или просто прибегая к помощи силы, ввести цензуру литературных и художественных произведений, авторы которых критиковали политику, направленную на ограничение свободы творчества. Появление в начале тридцатых годов карикатуры Домье на короля Луи-Филиппа, где он сравнивал телосложение короля с грушей, привело к заключению художника в тюрьму и послужило стимулом для принятия сентябрьских законов 1835, ограничивавших свободу прессы.

Рис. 1. Оноре Домье Les Poires (фр. игра слов груша - глупец), 1830, опубликована в журнале La Caricature (фр. «Карикатура»)

Сентябрьские законы заставили ряд художников и писателей, занимавшихся политической сатирой, отойти от политических тем. Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги. другие художники и писатели использовали свой опыт в политической сатире и начали писать физиологические очерки, бытовые нравоописательные рассказы, для периодической печати, где объектом пристального внимания стали все стороны буржуазной жизни. После принятия сентябрьских законов Домье отказался от политической сатиры и сосредоточил всю свою энергию на карикатурах типичных образов парижан. Этот резкий переход от открытой политической сатиры к более тонкой критике французского общества в результате тщательного изучения буржуазной жизни проложил путь реализму, появившемуся в середине девятнадцатого века.

Техническая революция

Новые технологии значительно изменили также и процесс создания произведений искусства и литературы. Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области. возникла литография - быстрый способ создания оттисков, позволивший художнику в быстрой последовательности создавать большое количество копий графических работ и быстро реагировать на текущие события. Домье одним из первых художников стал использовать литографию в качестве приоритетной техники. В литературном мире удешевление бумаги, появление быстрых печатных станков, а также улучшение типографских и переплетных работ позволили печатать большие тиражи книг, что послужило массовому распространению грамотности в период с 1820 по 1850 год. Эти технологические нововведения в печати также способствовали резкому увеличению газет и периодики. В 1824 в Париже насчитывалось 47,000 подписчиков газет; в 1836 году их было 70,000; а в 1846 году уже 200,000. Эти газеты формировали рынок художественной литературы, который обеспечивал пополнение доходов авторов и способствовал формированию новых отношений между авторами и издателями.

Творчество - политическая трибуна

Во времена Домье создание как художественных, так и литературных произведений претерпели значительные изменения. К середине девятнадцатого века система академической салонной живописи, строго регулировавшейся вкусами и интересами аристократического двора, уже не являлась посредником между художником и публикой. Росла популярность выставок, и критики формировали художественный вкус. писатели обнаружили, что им необходимо развивать более широкие связи с читающей публики для увеличения продажи своих книг и обеспечивать себе популярность, создавая статьи для газет и журналов. В отсутствии аристократической поддержки искусства и литературы художники и писатели всё больше обращаются к широкой публике, и особенно к буржуазии, являющейся господствующим классом, чтобы среди её представителей найти почитателей своих работ. Художники и писатели пересматривают свои отношения с публикой, и нормой становятся литературно-художественные инновации, а не стремление полагаться на традиционные символы социального и культурного престижа. На протяжении всей своей творческой деятельности Домье чутко реагировал на изменения в политике, требованиях и вкусах издателей и публики. Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества, и само творчество меняется со временем.

Оноре де Бальзак и Оноре Домье

именно в творчестве Оноре де Бальзака чаще всего, в сравнении с творчеством всех других литературных деятелей той эпохи, критики находят ассоциации с работами Оноре Домье. «Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции, изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. Профессиональная деятельность Домье и Бальзака несколько раз пересекалась: Домье иллюстрировал некоторые романы Бальзака, а Бальзак проработал год в La Caricature - том же самом журнале, для которого Домье создавал свои ранние сатирические литографии. В основном же, однако, их сравнивают, потому что в своих работах они пользуются схожими стилистическими принципами. Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии». Я убежден, что сам Бальзак поддержал бы это мнение, тем более обоснованное, что талант художника-бытописателя является талантом смешанным, поскольку в него вливается значительная литературная струя. « Оба Домье и Бальзак работали на поприще журналистики, и в своем творчестве обращались к одной и той же публике и отражали аналогичные события современной им действительности. Они проявляли повышенный интерес к социальным явлениям парижской жизни, особенно к изучению обычаев и нравов людей; их поведения и внешности. Бальзак часто характеризует героя через его манеру одеваться или в мельчайших подробностях описывает обстановку комнаты, чтобы нарисовать социальный портрет изображаемого героя. Домье выискивал карикатурные сцены французской жизни, изучал и критиковал представителей буржуазного класса. Реализм, как и карикатура, предоставляет читателю лишь общий взгляд на вещи, давая ему возможность сформировать своё суждение. В то же время, однако, любое узнавание или признание, возникшее у читателя, вовлекает его в этот процесс. Искусство Бальзака и Домье заключается в том, что они приглашают свою публику судить о характере французской жизни состоящей из их повседневного опыта, привлекая их внимание к собственной принадлежности к изображаемой социальной среде.

Рис. 2. Оноре Домье. Le Wagon de troisiéme classe («Вагон третьего класса»). 1863-1865. Холст, масло

Известный французский архитектор и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле-ле-Дюк писал: «Домье - народный художник. Он умел разглядеть в этом мире народа, жизнь которого протекает в полутьме, если не во тьме, все живое, думающее, человечное, а, следовательно, и великое для нас, прочих людей. Это не приниженные люди, не сброд, не хвастуны, не пошляки… Это люди - я не нахожу слов, чтобы лучше пояснить мою мысль». Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». Все здесь крепко, просто, значительно. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей. Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, монументализируя их, метко схватывая типаж, скупо используя цвет, художник создает обобщенный образ народа Франции. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера.

Заключение

Как и у многих писатели его времени, приверженность идеям французской республики у Домье находит выражение не только в тематике его работ, но и в использовании прогрессивных технологий в создании произведений, призывавших народные массы к политической борьбе. Точно также как технологические усовершенствования в печати позволили совершить громадный скачок в книгопечатании, литография позволила Домье быстро печатать оттиски гравюр, в результате чего появилось огромное количество его работ. Как и его литературные современники, писавшие статьи для газет и журналов, выходивших большими тиражами, Домье искал свою публику среди широких народных масс, а не в элитном аристократическом клубе. литографии Домье, как и самые передовые литературные произведения эпохи, превращали видевших их людей в критиков существовавшего общества, призывая их бросать вызов социальным нормам, в особенности тем которые не служили интересам всей страны.

Библиографическая ссылка

Селиванов А.О., Матяр Т.И. ОНОРЕ ДОМЬЕ И ЕГО ЭПОХА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 8-4. – С. 103-106;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5706 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»