Значение изучения идиллии в живописи. Идиллия

  • Дата: 22.09.2019
εἰδύλλιον - «небольшое изображение», «картинка», уменьшительное от είδος - «вид», «картина») - первоначально (в Древнем Риме) небольшое стихотворение на тему сельской жизни. Позднее в Византии словом εἰδύλλιον пользовались схолиасты , толковавшие отдельные места из сочинений Феокрита .

В историко-литературном отношении значение термина «идиллия» в значительной мере пересекается с «пасторалью » и «буколиками »; различие проявляется в том, что «идиллией» называют отдельное стихотворное произведение пасторального жанра, не ограничивающееся жизнеописанием лишь пастушеского быта. В новейшее время это узкое значение размывается, и идиллией часто называют произведения о мирной жизни влюблённой пары («Старосветские помещики » Гоголя), или даже о мирном патриархальном быте вообще, не обязательно сельском.

Античность

Идиллию в Древней Греции обычно связывают с именами поэтов Феокрита (III в. до н. э.), Мосха (III в. до н. э.), Биона (II в. до н. э.)

Напишите отзыв о статье "Идиллия"

Ссылки

  • В. Е. Чешихин . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Литература

  • Т. В. Попова. БУКОЛИКА В СИСТЕМЕ ГРЕЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981.

Отрывок, характеризующий Идиллия

– Они! Нет, это не Мытищи, это дале.
– Глянь ка, точно в Москве.
Двое из людей сошли с крыльца, зашли за карету и присели на подножку.
– Это левей! Как же, Мытищи вон где, а это вовсе в другой стороне.
Несколько людей присоединились к первым.
– Вишь, полыхает, – сказал один, – это, господа, в Москве пожар: либо в Сущевской, либо в Рогожской.
Никто не ответил на это замечание. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разгоравшееся пламя нового пожара.
Старик, графский камердинер (как его называли), Данило Терентьич подошел к толпе и крикнул Мишку.
– Ты чего не видал, шалава… Граф спросит, а никого нет; иди платье собери.
– Да я только за водой бежал, – сказал Мишка.
– А вы как думаете, Данило Терентьич, ведь это будто в Москве зарево? – сказал один из лакеев.
Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

ИДИ́ЛЛИЯ - (от греч. - изображение, картинка, вид) - жанровая форма буколической поэзии в античном мире. Главными признаками стихотворной идиллии являются описания умиротворенных бытовых картин и пейзажей, безмятежной пастушеской жизни, простых, наивных и открытых характеров крестьян. Данный жанр возник как противопоставление торжественной приподнятости одической поэзии и гимнов.

В русской поэзии идиллия в виде стилизаций под античные образцы появилась в XVIII-начале XIX века в творчестве А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, В.А. Жуковского, Н.И. Гнедича. Вот как звучат идиллические мотивы в стихотворении Н.И. Гнедича "Ласточка":

Ласточка, ласточка, как я люблю твои вешние песни! Милый твой вид я люблю, как весна и живой и веселый! Пой, весны провозвестница, пой и кружись надо мною; Может быть, сладкие песни и мне напоешь ты на душу. <...> Хату и пышный чертог избираешь ты, вольная птица, Домом себе; но ни хаты жилец, ни чертога владыка Дерзкой рукою не может гнезда твоего прикоснуться, Если он счастия дома с тобой потерять не страшится Счастье приносишь ты в дом, где приют нетревожный находишь, Божия птица, как набожный пахарь тебя называет <...>

В более позднее время идиллия, как поэтический жанр, встречается гораздо реже, хотя идиллические стихотворения находим у многих русских поэтов XX века, побывавших в Доме М.А. Волошина в Коктебеле, идиллии - большинство стихотворений П.А. Радимова, посвященных деревенской жизни России начала XX столетия. Ярким примером может служить его стихотворение "Деревня":

Весенний день. Теплом ленивым парит, Трава на солнцепеке зеленеет. Работают в деревне. В кузне варят Колеса под телегу. Дым, белея, Струится в синь. Приятно в нос ударит Здоровый запах дегтя. Пламенеет Раздутый горн, и ароматы гари Смешались с терпким, резким духом клея. В пруде плескаются, взмахнув крылами, Гусыни-гоготуньи с гусаками. На выгон видно ясно и далеко: Там бабы белый холст кладут рядами, А на бугре, как вихрь, несутся скоком Два стригунка с пушистыми хвостами.

Идиллическое настроение становится главенствующим в ряде стихотворений Н.А. Клюева, С.А. Есенина, А.А. Ганина, П.В. Орешина, И. Приблудного, Н.Н. Зарудина, П.С. Комарова, Н.М. Рубцова и др.

В прозе идиллическое - камерная область изображения безмятежной жизни, жизни прежде всего созерцательной по своим истокам, жизни, наполненной тихим семейным счастьем и единением человека с природой. Идиллические ценности широко и многопланово отображены классической русской прозой XIX века от незабвенной книги С.Т. Аксакова "Детские годы Багрова-внука" до "Обломова" И.А. Гончарова , "Войны и мира" Л.Н. Толстого и "Пошехонской старины" М.Е. Салтыкова-Щедрина, роман которого "Современная идиллия" представляет яркий образец гротесково-сатирического обыгрывания казалось бы однозначного по смыслу термина. Глубоко значимы идиллические представления о сути дарованной человеку жизни в творчестве писателей XX столетия - И.А. Бунина, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, М.М. Пришвина, Б.Л. Пастернака, В.А. Солоухина.

0 Прекрасно, когда в жизни у вас всё замечательно и идеально. Всё идёт по заранее намеченному плану, без сбоев и проблем. Однако, подобная жизнь бывает у немногих людей, и считается большой редкостью. В основном наше существование похоже на зебру, с полосками белого , чёрного и даже серого цветов. Поэтому, для обозначения подобной жизни люди придумали особенное слово, это Идиллия , что значит вы можете прочесть немного ниже. На нашем сайте сайт мы растолковываем различные интересные сленговые (и не только ) словечки. Поэтому советую вам обязательно добавить нас к себе в закладки, чтобы периодически заглядывать на огонёк.
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне хочется порекомендовать вам ещё пару другую наших публикаций по рандомной тематике . Например, кого называют Оппонент , что значит Перетрусил , как понять Коалиция , кто такой Бирюк и т. п.
Итак, продолжим, Идиллия значение ? Этот термин был заимствован из древнегреческого языка "εἰδύλλιον", что можно перевести, как "картинка ", "образ ". В большинстве западных языков, этот термин был заимствован из латинского "idyllium ". В русский язык это словечко попало в 18 веке через французский "idylle ".
У этого термина имеется несколько значений, и мы разберём лишь самые популярные из них.

Идиллия - это безмятежное, мирное существование, не омрачаемое никакими бедами и проблемами


Синоним слова Идиллия : эклога, пастораль.

Пример :

Посмотри Толян, какая идиллия, птички поют, солнышко светит, две чекушки нам игриво подмигивают.

Я думала у меня с ним всю жизнь полная идиллия будет, но не тут то было, запил гад, и стал меня поколачивать.

Вот пацаны , об этом мы мечтали всю неделю, сауна, бабы, водочка - полная идиллия, ёпта .

Идиллия - в литературе так называют небольшой рассказ, стихотворение или повесть в которой воспевается простая жизнь селян, пастухов и пастушек, рыбаков, полная невинности и чистоты. В этих произведениях подчас действительность искажается и приукрашивается в угоду сентиментальности и идеалистичности


Пример :

Ты посмотри Маша, какая вокруг идиллия, правильно, что мы решились переехать в деревню.

Полная идиллия - это отношения между мужчиной и женщиной, которые ничем не омрачаются


Синоним Полная идиллия : душа в душу.

В отличие от "буколики " и "пасторали ", идиллией называют конкретное стихотворение, в котором не ограничиваются описанием жизни пастушек и козочек. В наше время значение этого понятия стало несколько размыто. Сегодня гораздо чаще идиллией принято называть литературные произведения о счастливой жизни влюблённой парочки или о патриархальном и мирном быте, причём не обязательно деревенском.

Что такое идиллия? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Безмятежность, счастливое существование (или сосуществование), безоблачность отношений, полное отсутствие тревожных ощущений - вот что такое идиллия в общем понимании этого слова. Но наряду с этим толкованием существуют еще другие определения. Значение слова "идиллия" используется в нескольких категориях. В живописи это миниатюрная картина из сельской жизни, пасторального или буколического характера. В литературе "идиллия", это примерно то же самое - описание благостных сюжетов из безмятежной жизни деревенских влюблённых или семейной пары. При этом подобные картины, как правило, носят долговременный характер, могут продолжаться годами и даже десятилетиями, поскольку слово "идиллия" выражает состояние души человека, к которому нужно стремиться. При этом также случаются разочарования, но они небольшие и значения не имеют.

Идиллия - это эпос, лирика или драма

В фольклорном искусстве, всегда найдется место для талантливых литераторов, художников и музыкантов. Поэтому терминология не всегда имеет значение. Что такое идиллия в литературе классической? Идиллические сценки писатель вставляет в повествование, как редкое украшение, и эти фрагменты действительно облагораживают роман, повесть или даже небольшой рассказ.

Заметные примеры идиллии в литературе немногочисленны, но характерны. Бессмертное произведение Н. В. Гоголя "Мертвые души" содержит (первая книга, вторая глава) великолепный сюжет на эту тему. Писатель обратился к сентиментальности и романтизму, сделал их основой главы о помещике Манилове, к которому в ходе своего путешествия заехал Чичиков.

в средней полосе России

Вся усадьба Манилова буквально пронизана идиллическими устоями, но, к сожалению результат достаточно фальшивых устремлений помещика. Да и вся жизнь его какая-то искусственная, обустроенная по принципу "так надо, так принято в высшем обществе". Помещик время от времени выезжает в город, "дабы увидеться с людьми образованными", при том, что он никому там не интересен. В силу своей ограниченности Манилов не видит и не чувствует пренебрежения со стороны городских "визави", и он счастлив от общения с едва знакомыми людьми, в этом заключается его собственная идиллия.

Возвращению помещика в усадьбу сопутствует его предвкушение встречи с родным домом, а главное, с "великолепным английским парком", разбитым на видном месте. Парк поражает неухоженностью и запущенностью, "английские газоны" - это неровно подстриженный грубый дерн, несколько кривых клумбочек и десяток жалких березок, которые так и не принялись. Тем не менее, помещик счастлив, и так происходит потому, что у человека есть идиллия, пусть хоть и придуманная.

"Супружеские отношения"

Однако есть у Манилова и "свет в окошке". Его отношения с супругой, которую он называет не иначе как "Лизанька", вполне соответствуют идиллическим нормам. Налажено взаимопонимание на том минимальном уровне, который позволяет иногда пошутить, вместе пообедать и даже поцеловаться за вечерним чаем. Эти отношения далеки от идеальных, но вполне соответствуют идиллическим.

Старосветские помещики

Одно время русская литература тяготела к описаниям размеренной сельской жизни, патриархального существования деревенской семьи. Идиллическое существование старого помещика Афанасия Ивановича Товстогуба и его жены Пульхерии Ивановны, как нельзя лучше описано в повести Гоголя "Старосветские помещики". Взаимная любовь, которую ничто не омрачало на протяжении всей жизни, постепенно превратилась в однообразную череду дней. Единственным развлечением старика было подойти к жене с суровым видом и до полусмерти напугать ее рассказом о какой-нибудь войне. После этого оба шли ужинать. В "Старосветских помещиках" дан ответ на вопрос о том, что такое идиллия в отношениях. Добавить тут нечего.

Идиллия имеет одно характерное свойство - она никогда не переходит в другие формы. И когда Пульхерия Ивановна умерла, жизнь Афанасия Ивановича тоже закончилась, хоть он и прожил еще пять лет, вернее перетерпел их, каждый день мечтая об уходе в мир иной, дабы встретиться, наконец, с любимой женой. Вот что такое идиллия, в настоящем понимании этого слова.

Анна Каренина

Произведение русского писателя Льва Николаевича Толстого "Анна Каренина" - пример идиллии особого свойства. Жизнь и смерть, две абсолютно противоположные категории, преподносятся Толстым, как алогичный пример. Идиллия, или "гармония", иногда принимает довольно причудливые формы. Несколько сюжетов, описанных Л. Н. Толстым в романе, касаются влюбленных людей, которые стараются соединиться. Однако, едва они начинают жить вместе и до идиллии в отношениях остается один шаг, обязательно все извращается.

Ссоры и недопонимание, однако любовь по-прежнему жива, и даже становится сильнее. На авансцену, тем не менее, уже выходит смерть. И роль ее, ни много ни мало, заключается в идиллическом выравнивании ситуации, безысходной и трагичной. Вронский живет без интереса, он рано или поздно погибнет на дуэли или от несчастного случая. Левин боится ходить с ружьем, так как чувствует соблазн в том, чтобы застрелиться. Главная и вовсе бросается под поезд. В трактовке Льва Толстого, идиллия - это драма, даже если такое объяснение идет вразрез с логикой и

Поэт Осип Мандельштам

В поэзии Мандельштама присутствует явное стремление к идиллии. Другое дело, что ни одно его стихотворение до конца не бывает умиротворенным, а этот признак как раз и определяет степень безмятежности литературного произведения. Идиллическими можно считать только отдельные строки из стихов поэта:

"...не унывай, садись в трамвай, такой пустой, такой восьмой..."

Тема умиротворяющая, звучание двустишия успокаивающее. Это идиллия Мандельштама. Поэт всю свою жизнь следовал непреложному правилу - "не унывай". Он искренне старался понять причины измены своей жены Лили Брик, но так ничего и не уразумел. Тем не менее, уже позднее, поэт принял ее связь с Владимиром Маяковским как своего рода идиллию, неотвратимую и грандиозную. Ревность, чувство оскорбленного достоинства померкли перед величием термина. На том и порешили. Вот и выходит, что идиллия - это лирика, любовь и преданность.

Тем не менее, эта история закончилась трагично, Маяковский покончил с собой из-за неразделенной любви. И тут уже выходит на сцену трактовка понятия "идиллия" в духе Льва Николаевича Толстого - "любовь и смерть". По сути, значение слова "идиллия" в чистом виде предполагает что-то хорошее, доброе, а главное, приятное. Но, как видим, иногда оно носит печать трагичности.

Буколика

Наиболее идиллические картины отражаются в двух жанрах, как в литературе, так и в изобразительном искусстве, - это пасторальные сюжеты и буколика. Истинное умиротворение можно ощутить только на природе, среди цветущих лугов, прозрачного озера, грибного леса и многих других, окружающих нас ландшафтных достопримечательностей.

Буколика - поэтическое изображение жизни пастухов и пастушек. Буколическая история обычно начинается с восходом солнца, когда со всей деревни сгоняется скот на пастбище. При этом не прослеживается никаких признаков цивилизации, пастух, как правило, босоногий, в руках кнут, на плече холщовая сумка с караваем хлеба. Больше ничего и не нужно, помидоры, огурцы и прочие овощи можно сорвать с любой деревенской грядки по пути. Картина предельно простая, даже примитивная. Но в ней заложено главное - единение с природой. Стадо коров или овец, равно как и другого скота, выводится на пастбище на целый день, до заката солнца. Затем стадо во главе с пастухом возвращается в деревню, и каждая корова идет в свой дом.

Дудочка, прародительница флейты

Долгий летний день проходит медленно, пока скот щиплет траву, пастушок старается чем-либо заняться. Вот тут-то и начинается буколический сюжет, многие элементы народного творчества вышли именно из пастушьих выдумок.

Например, такой инструмент симфонического оркестра, как флейта, исторически появилась на лугах и пастбищах. Начиналось все с дудочки из бузины, вырезанной пастушком и ожившей в его руках. Позже пастухи научились делать свирель, более сложный инструмент, который уже можно было назвать музыкальным. Из свирели извлекались звуки, близкие нотам, хотя и без полутонов. Пастухи подбирали на слух простейшие мелодии и повторяли их сотни раз, пока те не запоминались. Так родился музыкальный фольклор.

Пирожки как искусство обольщения

Поскольку в пастухи шли молодые парни, то дудочки не спасали их от одиночества. И так уж повелось на Руси - "где пастушок, там и пастушка".

В те далекие времена, деревенский пастушок считался завидным женихом. И расторопные матери, у которых были дочки на выданье, времени не теряли. Девушка укладывала только что испеченные матушкой пирожки в лукошко и отправлялась в путь. К полудню она приходила на выпас и угощала своего избранника. Кто не будет рад пирожкам и красивой девушке? Бывало, что дивчина задерживалась, и они с пастушком просыпались только под вечер, в тени старого дуба. А уж затем, по осени, игрались свадьбы.

Пастораль

Литературные произведения, проза, поэма, ода, эссе... Целый пласт русской культуры, идиллия повествовательного жанра! Пасторальной также может быть музыка, симфонии, арии и другие классические произведения. В отличие от буколики, пастораль не включает в себя пастушеских сюжетов, в основе чаще всего лежит сельская жизнь, размеренная и неторопливая. Также в пасторальном жанре может изображаться природа, пейзажи с участием крестьян или без них, но в любом случае тематика живописных полотен, литературных произведений и музыкальных шедевров с изображением людей на фоне природы, полей, лугов, лесов и рек - это, по сути, и есть пасторальный жанр. При этом в сюжете обязательно должны участвовать животные, овечки, ягнята, козочки.

Скатерть на траве

Излюбленной темой художников, пишущих пасторальные картины, является "загородный пикник", на котором, обычно, изображаются представители высшего общества, выехавшие на природу с семьей или друзьями. Часто рядом с ними находятся любимые охотничьи собаки, которые существенно разнообразят сюжет. На траве расстелена скатерть, уставленная бутылками и тарелками с угощением. Таким образом, становится понятным, что идиллия - это всеобъемлющий и достаточно масштабный. Как и любое другое направление, предполагающее наличие у художника таланта.

Понятие "идиллия" - это что-то незабываемое, под впечатлением от романов, опер, симфоний в этом жанре остаются взрослые и дети, простые люди и интеллектуалы. Каждый человек восприимчив к настоящему искусству, и все понимают, что любая история имела когда-то свое начало и продолжение, а также конец, а вот как эта история преподносится сегодня, это уже другой вопрос. Идиллия - это что-то особенное, неповторимый художественный жанр.

ИДИЛЛИЯ - литературный жанр.

Тер-мин был впер-вые упот-реб-лён в I веке до н. э. в схо-ли-ях к Фео-кри-ту. Ла-ти-ни-зированную фор-му - «idyl-lia» (множественное число от «idyllium») ис-поль-зо-вал Пли-ний Млад-ший в сво-их «Пись-мах» (IV, 14, 9), го-во-ря о соб-ственных сти-хотвор-ных про-из-ве-де-ни-ях не-боль-шо-го объ-ё-ма.

Ис-то-ки Идиллии - в бу-ко-ли-ке Феокрита, однако фор-ми-ро-ва-нию жан-ро-во-го ка-но-на спо-соб-ст-во-ва-ли эк-ло-ги под-ра-жав-ше-го Фео-кри-ту Вер-ги-лия. Ес-ли у Фео-кри-та опи-сы-ва-лись ре-аль-ные ост-ро-ва Си-ци-лия и Кос, а его гру-бо-ва-тые и смеш-ные, хо-тя и слег-ка идеа-ли-зи-ро-ван-ные, пас-ту-хи бы-ли по-хо-жи на си-ци-лий-ских и кос-ских ра-бов-ко-зо-па-сов, то Вер-ги-лий пе-ре-нёс дей-ст-вие в идеа-ли-зи-ро-ван-ную Ар-ка-дию. Пас-ту-ше-ская по-эзия Вер-ги-лия ока-за-ла ре-шаю-щее влия-ние на раз-ви-тие жан-ра западноевропейской пасторали вплоть до XVIII века.

В XVIII - начале XIX века про-ис-хо-дит пе-ре-ос-мыс-ле-ние жан-ра, ре-шаю-щую роль в ко-то-ром сыг-ра-ло твор-че-ст-во С. Гес-не-ра (сборник «Идил-лии», 1756 год): об-раз-цом ста-но-вит-ся Фео-крит, по-ня-тый как по-эт «ес-те-ст-вен-ный», а не «гру-бый», ка-ко-вым он счи-тал-ся до тех пор. От-ны-не с идиллией свя-зы-ва-ет-ся изо-бра-же-ние «ес-те-ст-вен-но-го» че-ло-ве-ка в гар-мо-нии с при-ро-дой и на фо-не не ус-лов-но-го, как пре-ж-де, но на-цио-наль-но ок-ра-шен-но-го пей-за-жа: «про-сто-на-род-ные» идиллии И. П. Хе-беля («Овсяный ки-сель», 1803 год, русский перевод В. А. Жу-ков-ско-го, 1818 год, и др.), про-из-ве-де-ния Ф. Мюл-ле-ра, И. Г. Фос-са, М. Ус-те-ри, К. Ф. Брон-не-ра и др. В Рос-сии к жан-ру И. об-ра-ща-лись в 1-й половине XIX века В. И. Па-на-ев, сборник ко-то-ро-го «Идил-лии» (1820 год) стал по-во-дом для раз-вер-нув-шей-ся по-ле-ми-ки о воз-мож-но-сти соз-да-ния идиллии на отечественном ма-те-риа-ле; Н. И. Гне-дич, ге-рои-зи-ро-вав-ший об-раз современного ему русского кре-сть-я-ни-на («Ры-ба-ки», 1822 год); Ф. Н. Глин-ка , экс-пе-ри-мен-ти-ро-вав-ший в ду-хе нра-во-учительной «про-сто-на-род-ной» идиллии, а за-тем об-ра-тив-ший-ся к дох-ри-сти-ан-ским вре-ме-нам («сла-вян-ская идил-лия» «Бо-лезнь Ми-ла-вы», 1823 год). Идиллии пре-имущественно «во вку-се древ-них», соз-да-вая сти-ли-за-ции ан-тич-но-го жан-ра, пи-сали А. А. Дель-виг, а так-же П. А. Ка-те-нин («Идил-лия», 1835 год), пред-ло-жив-шие вме-сте с тем и свои ва-ри-ан-ты «про-сто-на-род-ной» идиллии: «От-став-ной сол-дат» (1829 год) Дель-ви-га; «Ду-ра» (1835 год; опубликована в 1911 году) Ка-те-ни-на.

В начале XIX века жанр на-чи-на-ет трак-то-вать-ся в рас-ши-ри-тель-ном смыс-ле. В 1804 году Жан Поль оп-ре-де-ля-ет идиллию как «эпи-чес-кое изо-бра-же-ние пол-но-ты сча-стья в ог-ра-ни-че-нии» при пол-ном без-раз-ли-чии «сце-ны, на ко-то-рой ра-зыг-ры-ва-ет-ся дей-ст-вие» (Жан Поль. При-го-то-ви-тель-ная шко-ла эс-те-ти-ки. М., 1981. С. 263, 266). И. рас-сма-т-ри-ва-ет-ся как раз-но-вид-ность современного эпо-са, об-ра-тив-ше-го-ся к «ог-ра-ни-чен-ным ча-ст-ным, до-маш-ним об-стоя-тель-ст-вам в де-рев-не и про-вин-ци-аль-ных го-ро-дах» [Ге-гель о «Луи-зе» Фос-са (1784 год) и «Гер-мане и До-ро-тее» И. В. Гё-те (1797 год) // Ге-гель Г. В. Ф. Соч. М.; Л., 1958. Т. 14. С. 288-289], а так-же как «из-вест-ное наст-рое-ние ума, спо-соб чув-ст-во-ва-ния» (Гум-больдт В. фон. Эс-те-ти-че-ские опы-ты. Пер-вая часть. О «Гер-ма-не и До-ро-тее» Гёте // Гум-больдт В. фон. Язык и фи-ло-со-фия куль-ту-ры. M., 1985. C. 244).

Ин-те-рес эпо-хи, в идео-ло-гическое по-ле ко-то-рой во-шла те-ма ин-ди-ви-ду-аль-но-го че-ло-ве-че-ско-го бы-тия, сов-пал с ин-те-ре-са-ми жан-ра, из-на-чаль-но об-ра-щён-но-го к при-ват-но-му су-ще-ст-во-ва-нию: идиллия пред-ста-ла как по-эзия сча-ст-ли-во-го бы-та, «оп-рав-да-ние те-лес-ной ре-аль-но-сти сча-сть-ем её» (Л. В. Пум-пян-ский). В этом но-вом, рас-ши-ри-тель-ном смыс-ле идил-лич-ны боль-шин-ст-во дру-же-ских по-сла-ний начала XIX века («Ев-ге-нию. Жизнь Зван-ская» Г. Р. Дер-жа-ви-на, 1807 год; «Мои пе-на-ты» К. Н. Ба-тюш-ко-ва, 1811-1812 годы), а так-же мно-го-численные по-этические «по-хва-лы сель-ской жиз-ни» (вплоть до пуш-кин-ской «Осе-ни», 1833 год) и «при-зы-ва-ния в де-рев-ню». Сча-ст-ли-вый идил-лический быт ок-ру-жа-ет се-мью Ла-ри-ных в «Ев-ге-нии Оне-ги-не» Пуш-ки-на (1823-1830 годы), ге-ро-ев по-вес-ти