Богородица семистрельная значение. Семистрельная икона богородицы

  • Дата: 18.10.2019

Более пяти сотен лет известна икона «Семистрельница», или, как ее называют иначе, Семистрельная икона. Значение ее для каждого православного христианина очень велико. Она смягчает озлобленные сердца, перед нею молятся за врагов.

Слава чудодейственного образа Богоматери распространилась по Руси после эпидемии холеры, охватившей и многие другие регионы Империи в 1830 году. Принеся неисчислимые бедствия, мор внезапно окончился после крестного хода, совершенного прихожанами. Впереди несли хоругви и образа, главным из которых была Значение ее понималось верующими и тогда, она слыла чудотворной и целительной давно, с тех пор как излечила от хромоты крестьянина, обнаружившего ее в церкви что на реке Тошне.

Интересно, что в храме поначалу не очень бережно относились к этому образу, он лежал на колокольне ликом вниз, и тот неведомый калека, поднявшийся наверх, сперва принял ее за простую доску. Когда же произошло его чудесное исцеление, то рассказ его вызвал некоторые сомнения в правдивости. Но тот настаивал, приводя в доказательство неслучайность своей находки. Икона «Семистрельная Божья матерь» была обретена после того, как голос, звучавший во сне, повелел искать ее и указал место. Тогда образ был очищен, выставлен для поклонения, и исцеления продолжились. Таким образом, избавление от холеры доказало его чудотворность в очередной раз.

Суда по манере письма, создана икона была на Севере России. Богоматерь находится в одиночестве, скорбя по сыну, а сердце ее пронзено семью стрелами, символизирующими печали ее земной жизни. Русские варианты отличаются асимметрией. Три и четыре стрелы расположены справа и слева, в отличие от других версий, на которых в каждой руке их по три, а седьмая изображена в нижней части образа.

Молиться о врагах трудно, но весь смысл христианского учения основан на человеколюбии и ненависти к грехам, но не к людям, их совершающим. Помощь в этом непростом радении всем истинно верующим оказывает Семистрельная икона. Значение такой победы над гордыней не меньше, чем у телесного исцеления. Только милосердие способно вывести человечество из того цивилизационного тупика, в котором оно, охваченное мстительностью, ныне пребывает.

Смутное время переворота 1917 года не обошло святой образ, разделивший судьбу многих реликвий, - он был утерян. Однако истребить можно материальное воплощение, но не Дух Святой. Список этой иконы замироточил в московском даря верующим надежду.

Огромна сила, которой обладает Семистрельная икона. Значение ее - в исцелении телесных недугов, смягчении характера. Ее благотворное влияние на злых людей, приходящих в дом, столь велико, что ее желательно иметь в каждом доме. В православной иконографии она занимает ранг определенного «божественного спецназа», приходящего на выручку в самые трудные жизненные моменты. В годы военных лихолетий перед Семистрельницей молятся о победе православного воинства и защите Отчизны от супостата.

Церковные каноны не устанавливают жестких правил, касающихся того, где должна размешаться икона «Семистрельная». Куда вешать этот образ - каждый решает сам, иногда его располагают в часто он встречает гостей прямо напротив входных дверей. Если же образ находится в храме Божьем, то молиться перед ним нужно, поставив семь свечей, по числу стрел.


Как гласит предание, икона «Семистрельная» была написана в далёкой древности, более пятисот лет назад и имеет северорусское происхождение. В дореволюционное время образ Божией Матери «Семистрельной» находился недалеко от Вологды в Иоанно-Богословской церкви, которая расположена на берегу реки Тошни.

Против хромоты и холеры

Икона стала известной, когда один страдающий хромотой и уже отчаявшийся вылечиться крестьянин услышал во сне голос, который велел страдальцу отправиться на колокольню Богословской церкви и отыскать там икону Пресвятой Богородицы, перед которой стоило помолиться об исцелении от своего недуга.

В Церкви крестьянину никто не поверил и только на третий раз, когда болезный обратился к церковнослужителям с просьбой, ему позволили пройти на колокольню. Каково же было изумление, когда оказалось, что уже много лет икона, затоптанная и покрытая грязью, служила одной из ступеней в лестнице, ведущей на колокольню. Икона была отчищена, перед ней провели молебен, и крестьянин чудесным образом исцелился от своей давней болезни.

С течением времени это чудо было бы забыто, если бы ни вспышка холеры, которая приключилась в 1830 году на Вологодчине. В те годы от этой напасти страдала почти вся Европейская часть страны, и Вологодская губерния не была исключением. Случилось так, что именно в Вологду из Тошни перемещались многие христианские святыни, одной из которых был «Семистрельный» образ Богородицы. Икону разместили в летней церкви в районе Заречье в церкви Дмитрия Прилуцкого, расположенной недалеко от городского моста. Верующие горожане обнесли чудотворную икону крестным ходом вокруг Вологды, после чего мор прекратился так же внезапно, как и начался. После революции 1917 года икона пропала из Иоанно-Богословской церкви, а сейчас в Москве в храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле есть мироточащая икона Божией Матери «Семистрельной».

Кому помогает «Семистрельная»

Примечательно то, что обычно Божия Матерь изображается вместе со своим Сыном или со святыми и ангелами. На этой иконе она изображена в одиночестве, пронзённая семью мечами. Они являются символом той печали и боли, которую испытывала Пресвятая Дева Мария на земле.

Перед «Семистрельной» принято молиться о врагах, о смягчении сердца - именно поэтому этот образ известен ещё как икона «Умягчение злых сердец». Перед ней также возносят молитвы об успокоении враждующих, о ниспослании им терпения, об излечении от хромоты и холеры. В годы войны перед «Семистрельной» читают молитвы о том, чтобы оружие не коснулось воинов и защитников Родины.

Перед этой иконой принято ставить не меньше семи свечей сразу и читать следующую молитву:

О, многострадальная Мати Божья, Превысшая всех дочерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земле перене-сенных, прими многоболезненные воздыхания наши и сохрани нас под кровом Твоей милости. Иного бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко иже из Тебе рожденному, помози и спаси нас молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небесного, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Где «Семистрельную» размещать в доме

Строгого правила, в какой части квартиры размещать образ «Семистрельной» не существует. Кому-то привычнее ставить все иконы на домашний иконостас, кто-то вешает её над входом в главную комнату дома, т.е. чтобы входя в дом, все видели эту икону. Если же не планируется создание иконостаса, то образ можно разместить в восточной части комнаты ликом к входу, чтобы она защищала дом от посетителей с недобрыми мыслями и намерениями. Важно, чтобы рядом с иконой не было ничего, что могло бы отвлекать от неё внимание, т.е. фотографий, постеров, картин. Также не принято ставить иконы в тот же угол, где стоит телевизор.

Св. старец Симеон Богоприимец, по внушению Духа Божьего, увидел во Христе, принесенном Девой Марией в иерусалимский храм в 40-й день после рождения, не просто младенца, а ожидаемого всем израильским народом Мессию, Искупителя. Провидя также прозорливыми очами, что пред ним предстоит Матерь Божия, старец обратился к Богоматери и сказал: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, -и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец . (Лук.2:34-35). Эти мечи (или стрелы) понимаются, как семь смертных страстей, которые открываются Божьей Матери из сердца всего человечества. Этот образ показывает, насколько глубоки переживания Богоматери за человеческий род и как больно Ей видеть наши грехи и страсти.

О первом прославлении «Семистрельной» иконы Богоматери сохранилось следующее предание. Один крестьянин Кадниковского уезда Вологодской губернии в продолжение многих лет страдал болезненной хромотой и расслаблением. Все средства, которые он употреблял для лечения своей болезни, не приносили ему никакой помощи. Не человеческая помощь, а помощь Богоматери вернула этому крестьянину здоровье. Однажды он во сне услышал голос, повелевавший ему отыскать на колокольне Иоанно-Богословской церкви икону Богоматери и помолиться перед ней, и тогда он получит исцеление от своей болезни. Крестьянин два раза приходил в церковь, но его не пускали на колокольню, так как не верили рассказу его о своем сновидении. Он пришел в третий раз. Видя его настойчивость, над ним, наконец, смилосердовались и исполнили его просьбу. Когда крестьянин поднялся на колокольню, он тотчас же нашел икону: она занимала место при повороте лестницы, и по ней звонари ходили, как по простой доске. Найденную святыню очистили от сора и грязи, обмыли и затем отслужили перед ней молебен. Больной крестьянин, усердно молившийся во время молебного пения перед этим образом Богородицы, впоследствии получил исцеление от своей болезни.

Прошло немало времени после этого чудесного события, и местные жители как бы стали забывать о чудотворной иконе Божией Матери. Но вот в 1830 году в Вологде неожиданно стала свирепствовать холера. Это бедствие навело страх на жителей и побудило их искать помощи и защиты у Царицы Небесной. Они подняли святые Ее иконы «Семистрельную» и «Семиградскую» и в торжественном крестном ходе обнесли их кругом города. Количество заболеваний заметно стало понижаться, и скоро свирепствовавшая болезнь совершенно прекратилась.

«Семистрельная» икона Божией Матери написана на холсте, наклеенном на доску, и свое наименование получила от самого изображения. Богоматерь на ней изображена без Предвечного Младенца, Одна, пронзенная семью стрелами или мечами - четыре с левой стороны и три с правой. Живопись этой иконы носит на себе явные следы давнего происхождения, и знатоки утверждают, что она написана около 500 лет тому назад. Несмотря на такую давность, живопись прекрасно сохраняется и до сих пор.

С этой «Семистрельной» иконы Богородицы был сделан один точный список, который также прославился чудесами. Он хранится ныне в городе Вологде, в приходской церкви прп. Димитрия Прилуцкого, что на Наволоке.

Наконец, упомянем еще об одной иконе Божией Матери, которая называется «Симеоново проречение», или «Умягчение злых сердец». Ее не следует смешивать с «Семистрельной» иконой Богородицы, хотя на ней Богоматерь также изображается с семью воткнутыми в сердце мечами. Сведения об иконе «Симеоново проречение» помещены под 2 февраля и там же указано, чем она отличается по изображению от «Семистрельной» иконы Божией Матери.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 5:

Умягчи наша злая сердца, Богородице,/ и напасти ненавидящих нас угаси,/ и всякую тесноту души нашея разреши,/ на Твой бо святый образ взирающе,/ Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся/ и раны Твоя лобызаем,/ стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся./ Не даждь нам, Мати Благосердая,/ в жестосердии нашем и от жестосердия ближних погибнути,/ Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.

МОЛИТВА

О, Многострадальная Мати Божия, превышшая всех дщерей земли по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобой на земли пренесенных! Прими многоболезненная воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоей милости, инаго бо прибежища и теплаго предстательства, разве Тебе, не вемы, но, яко дерзновение имущи к Иже от Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевати хвалу в Троице Единому Богу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Недавно прочитала, что икону Богородицы Семистрельной можно повесить напротив входной двери, чтобы она оберегала от негатива, который могут нести входящие. В нашем случае это кухня, а напротив двери - телевизор. Можно ли повесить икону на стену над телевизором?



На вопрос отвечает протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма святой мученицы Татианы при МГУ.Иконы - это не обереги и не амулеты. Это образы Господа нашего, Его Пречистой Матери и святых, перед которыми мы молимся тем, кто изображен, - Самому Господу, Богородице, тому или иному святому. Если икона просто стоит, ради украшения интерьера, как экспонат древнего искусства или из суеверных соображений, особого смысла в этом не будет и оберегать она тоже ни от зубной боли, ни от воров, ни от каких других приключений "автоматически" - не будет.

Перед иконой Пресвятой Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец», молятся при вражде или гонениях, об умиротворении враждующих, а также в озлоблении сердца - о ниспослании дара терпения. Чудотворная икона Божией Матери «Семистрельная» северорусского происхождения. До революции этот образ пребывал в Иоанно-Богословском храме недалеко от Вологды. Этот образ отражает то страдание Пресвятой Богородицы, которое Она испытывала за Своего Божественного Сына в течение всей Своей жизни. Страдание это было предсказано Богородице Симеоном Богоприимцем и на иконе изображено символическими знаками – мечами.

По поводу правильного расположения икон в доме скажу следующее: наши православные предки строили свои жилища красным углом на восток. В последние десятилетия дома строились кому как придется, и поэтому разумнее иметь в своем доме красный угол, который, если это возможно, был бы впереди, чтобы, входя в комнату, Вам не нужно было разворачиваться по крайней мере на 180 градусов, а перекреститься на передний угол. Но если это почему-либо невозможно – мешает шкаф или специфическая планировка, то устройте иконы в какое-то достойное место, чтобы можно было к ним подойти и помолиться. Если по телевизору Вы будете смотреть только телеканалы «Союз» и «Спас», а равно православные DVD-фильмы или кассеты, тогда можно повесить икону и над телевизором. Ежели Вы будете просматривать светские телепрограммы, развлекательного в том числе характера, то не нужно.

Икона Божией Матери "Семистрельная"


Так именуемый образ Богоматери находился в Тошенской Иоанно-Богословской Семистрельной церкви, на погосте, расположенном недалеко от Вологды.
О первом прославлении «Семистрельной» иконы Богоматери сохранилось следующее предание. Крестьянин Вологодской губернии в продолжение многих лет страдал болезненною хромотою и расслаблением. Все средства, которые он употреблял для лечения своей болезни, не приносили ему никакой помощи. Не человеческая помощь, а помощь Богоматери вернула этому крестьянину здоровье. Однажды он во сне услышал голос, повелевавший ему отыскать на колокольне Иоанно-Богословской церкви икону Богоматери и помолиться пред нею, и тогда он получит исцеление от своей болезни. Крестьянин два раза приходил в церковь, но его не пускали на колокольню, так как не верили рассказу его о сновидении.
Он пришел в третий раз. Видя его настойчивость, над ним, наконец, смилосердовались и исполнили его просьбу. Когда крестьянин поднялся на колокольню, он тотчас же нашел икону: она занимала место при повороте лестницы, и по ней звонари ходили, как по простой доске. Найденную святыню очистили от сора и грязи, обмыли и затем отслужили пред нею молебен. Больной крестьянин, усердно молившийся во время молебного пения пред этим образом Богородицы, впоследствии получил исцеление от своей болезни.
Прошло немало времени после этого чудесного события, и местные жители как бы стали забывать о чудотворной иконе Божией Матери. Но вот в 1830 году в Вологде неожиданно стала свирепствовать холера. Это бедствие навело страх на жителей и побудило их искать помощи и защиты у Царицы Небесной. Они подняли святые Ее иконы, «Семистрельную» и «Семиградскую», и в торжественном крестном ходе обнесли их кругом города. Количество заболеваний заметно стало понижаться, и скоро свирепствовавшая болезнь совершенно прекратилась.
«Семистрельная» Матери написана на холсте, наклеенном на доску, и свое наименование получила от самого изображения. Богоматерь на ней изображена без Предвечного Младенца, Одна, пронзенная семью стрелами или мечами - четыре с левой стороны и три с правой. Живопись этой иконы носит на себе явные следы давнего происхождения, и знатоки утверждают, что она написана более 500 лет назад. Несмотря на такую давность, живопись прекрасно сохранилась.
С этой «Семистрельной» иконы Богородицы был сделан точный список, который также прославился чудесами.

Раньше у этих икон были и разные дни празднования: иконе "Умягчение злых сердец" - 2/15 февраля (в день Сретения Господня) и в неделю Всех святых иконе "Семистрельной" - 13/26 августа. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви принято считать их разновидностями одного иконографического типа и соответственно объединять дни празднования. У них также общий акафист и богослужебные тексты.

Икона Божией Матери "Умягчение злых сердец"


Святой старец Симеон Богоприимец по внушению Духа Божьего увидел во Христе, принесенном Девою Мариею в Иерусалимский храм в 40-й день после рождения, не просто младенца, а ожидаемого всем израильским народом Мессию, Искупителя. Провидя также прозорливыми очами, что пред ним предстоит безмужняя Матерь, старец обратился к Богоматери и сказал: «Вот лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле. И будет Он предметом пререканий: одни будут говорить, что Он благ, другие, напротив, что Он обманывает народ. И сделают Его, по слову пророка Иеремии, как мишень, в которую стреляют, повесивши Его на древе крестном и, как стрелами, пронзив Его гвоздями и копием. В то время и Тебе Самой, безмужняя Матерь, пройдет сквозь душу оружие печали и болезни сердечной, когда увидишь Ты Сына Твоего пригвожденным на кресте и когда Его будешь провождать из мира с великой скорбью и рыданиями».
Это пророчество Симеона изображено видимыми символическими знаками на некоторых иконах Божией Матери. Обыкновенно в качестве символа берется следующий образ: на иконе изображается Богоматерь с семью воткнутыми в сердце мечами - по три справа и слева, и один снизу. Число 7 в Священном Писании вообще означает «полноту» чего-либо, а в данном случае полноту того горя, «печали и болезни сердечной», которые были перенесены Пресвятой Девой Марией в Ее жизни на земле. Указанный образ иногда еще дополняется изображением на коленах Богоматери умершего Младенца Христа.
После всего сказанного понятно вполне, почему такие иконы называются «Симеоново проречение». Они же иногда называются и «Умягчение злых сердец».

Дни чествования икон «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная» - 2/15 февраля и 13/26 августа.

Икона Божией Матери «Семистрельная» одна из самых трогательных, если рассматривать не только композицию, но и богословский смысл .

Во многом образ уникален, за что и получил всенародное почитание. В домашнем иконостасе он может занять почетное место рядом с ликом Спасителя.

История

Удивительный образ был обнаружен в Тошенском храме (Вологодская область). Нашел его простой крестьянин. Ему приснился вещий сон : велено было идти Иоанно-Богословскую церковь, найти там икону Богородицы, от которой он получит исцеление.

Описанного образа в храме не было, но мужик не отступал, просился осмотреть колокольню (там иногда складировали ветхие иконы). Поначалу настоятель отказал, но в итоге разрешение было дано. Оказалось, что образ Пресвятой Божьей Матери служил одной из ступенек. Лик был повернут книзу. Если бы не чудесное откровение, икона так и осталась бы в таком неподобающем виде.

Образ немедленно извлекли, отмыли, вызвали благочинного. Во главе с архиереем отслужили молебен Пречистой Деве . После него крестьянин и правда получил исцеление от болезни ног. Но особую известность «Семистрельная» получила после того, как после молебна остановила эпидемию холеры в Вологде .

  • Церковное празднование установлено 26 августа (новый стиль).
  • Икона «Семистрельная» по композиции практически не отличается от «Умягчения злых сердец». Сегодня они считаются разными версиями одного образа.
  • Еще одно название — «Симеоново проречение» (предсказание святого Симеона).

Специалисты относят обнаруженный образ к 18 в . Возможно, он являлся списком (копией) с более древнего.

Иконография

Представляет довольно редкий вид икон в православии — Богородица без Младенца. В общую категорию их объединить сложно, поскольку каждый воплощает в себе отдельную богословскую идею. Другие известные образы, на которых земная Мать Иисуса изображена одна:

  • — по схеме напоминает «Знамение»;
  • Невеста Неневестная (келейная икона Серафима Саровского) — тяготеет к тому же типу но имеет отличия в деталях;
  • Боголюбская — относят к «Одигитрии».

Отличия «Семистрельной» от иконы «Умягчение злых сердец» заключается в изображении оружия — на первой клинки расположены с обеих сторон от сердца Пречистой Девы, по 3 штуки. Один рисуется снизу. На «Симеоновом проречении» — 4 слева и 3 справа. Отличие не принципиальное, ведь число орудий не меняется, т.ч. символика и значение сохраняются. Сын Божий здесь присутствует лишь в сознании зрителя, смотрящего на образ — ведь без Него и Богородица была бы просто благочестивой женщиной, а не Матерью Спасителя.

Католический образ

Существует ряд общих католических и православных икон, в их числе «Семистрельная». Объединенные сюжетом, сильно отличаются по стилю изображения — западный более чувственный, лик Пресвятой Богородицы острее выражает скорбь, по нему бегут слезы.

  • На католической иконе присутствует символическое изображение сердца, куда воткнуты клинки, из ран сочится кровь.
  • Само сердце как бы горит, терзаемое болью.
  • Святая Мария держит в правой руке гвозди, которыми был изранен Сын Божий.
  • Левой рукой она прижимает к себе терновый венец. Все эти символы, очевидно, призваны напоминать о страданиях, перенесенных Спасителем.

Подобное натуралистичное изображение нехарактерно для византийской школы, все эти детали отсутствуют на православном образе, хотя смысл остается общим. Западная культура более склонна к описаниям чувств, верующие во время молитвы стремятся пережить то же, что и святые. Православная традиция относится к подобным практикам с большой осторожностью.

В вариантах, написанных русскими мастерами, на месте сердца иногда рисуется платок, под который и входят мечи, либо оно вообще не изображается. Пречистая Дева как бы прикрывает его руками.

Семистрельная икона




Значение одеяния

Каждая деталь на иконах, цвет, жесты — все имеет собственное значение. Черты лица взяты из описаний древних церковных писателей (Каллиста, Епифания). Типичные одежды Пресвятой Богородицы: омофор (нечто вроде длинной накидки с каймой, которую надлежало надевать семейной женщине) и туника (платье простого кроя).

Омофор прикрывает голову и плечи, иногда туника из-под него практически не видна. Некоторые иконописцы делают накидку более распахнутой в области груди. Традиционно она красного (вишневого или пурпурного оттенка) цвета — символ страданий. Иногда цвет с переходом в коричневый — это напоминает о том, что Божия Мать имела человеческую смертную природу. Синий — цвет девства, чистоты, невинности.

Три звезды, украшающие покрывало, указывают на постоянное девство Марии — это, кстати, особенности чисто восточного богословия, с западным здесь имеются отличия. Современный протестантизм в массе своей вообще не имеет культа почитания Богородицы.

Икона «Семистрельная» — значение в богословии

В чем помогает данный трогательный образ? Само его название имеет глубокий смысл. Семь клинков означают семь смертных грехов , от них грешникам надо просить избавления.

Жесты на любой иконе имеют особое значение. Здесь верующий видит склоненную голову, руки, сложенные для молитвы — это выражение скорби, вызванной страданиями Христа. Именно об этом предупреждал Божий пророк Симеон, когда встретил святое семейство в иерусалимском храме. Образ помогает понять всю глубину смирения святой Марии — она ни разу не посетовала на свою судьбу.

Легко ли было растить Божественное Дитя, зная, какая судьба Его ждет? Болело ли ее сердце, когда Христос оставил дом, чтобы ночевать под открытым небом, пешком бродить из города в город, проповедуя Евангелие? Конечно. Но пережить страдания Божией Матери помогала вера — ведь она с детства была знакома с Писанием и знала, что стала матерью Спасителя.

Материнская боль, страдания за своего Сына — вот основное значение, которое имеет «Семистрельная» икона Божьей Матери. От чего помогает молитва перед этим дивным образом? Верующим она напоминает о всем ужасе страданий, которые перенес Спаситель, а также Его Мать. Пречистая Дева никому не причинила зла в своей жизни, но людские преступления против Бога больно ранили ее душу. Каждый когда-нибудь был несправедливо обижен. Поэтому данный образ близок и понятен любому верующему. Принято молиться о мире между теми, кто в ссоре. Просят перед ним православные и о том, чтобы смягчились сердца жестоких людей.

Какой должна быть молитва?

Обращения к Богу, святым и Божией Матери могут быть разными. В установленные дни праздников совершаются особенные обряды, поются специально составленные церковные стихи (кондаки, тропари и т.д.). Чтимый образ выносится на середину храма, верующих помазывают освященным маслом.

Можно заказывать молебны в то время, когда нет церковной службы. Личное присутствие на них, как правило, обязательно — иначе такая молитва не будет иметь должной силы. Но некоторые священники этого не требуют.

Церковные авторы составляют особенные молитвословия — акафисты. Они в большинстве случаев читаются верующими дома — это уже частная, или келейная, молитва. Частота ее зависит от желания самого христианина. Церковных правил о домашнем чтении акафистов нет — но можно посоветоваться с духовником. После прочтения по книге, можно добавить прошение от себя лично, это не запрещено. Возносить молитвы желательно в уравновешенном состоянии, не имея в сердце осуждения и зла.