Привести приговор в исполнение. Мир православия. Пересмотр вида наказания после отмены моратория

  • Дата: 08.06.2021

В минувшем году с января по август в городах России прогремели 53 выстрела, которые не вошли в милицейскую статистику. Ни по одному из них на место преступления не выезжали оперативные группы. Все было известно и так: в специально оборудованных камерах следственных изоляторов обрывалась жизнь человека, чьи преступления суд наказал смертной казнью — расстрелом.

Из первых рук

Как и во все минувшие годы, расстрел обреченных на смерть преступников до сих пор окружен завесой секретности

Ч то знаю о страшной этой процедуре я, последние годы моей службы в МВД работавший замполитом СИЗО Камчатки? Немногое. Во-первых, такое таинство свершалось лишь в тех тюремных казематах, которые были определены МВД для каждого российского региона. Когда смертнику, содержащемуся у нас, отказывали в помиловании, из Москвы приходила шифровка с этой вестью и указание: для исполнения приговора обреченного на смерть человека нам надлежит немедленно спецконвоем этапировать в СИЗО Хабаровска для приведения приговора в исполнение. Я всегда поражался, с какой быстротой тамошние мои коллеги отправляли в мир иной человека, которого я буквально только что передавал конвою, — выходило, что его ставили к стенке в первые же часы после знакомства. Как говорится, здравствуй и прощай.

И другое: правила содержания смертников, их подготовка к экзекуции и сам ее ритуал объявлены совершенно секретным приказом МВД СССР № 002 — мой тогдашний начальник хранил его в личном сейфе и лишь раз помахал перед моим носом обложкой. Сколько тайн мы ни выведали у спецслужб за последнее десятилетие — расстрельная тема до сих пор остается для общества закрытой наглухо, те претендующие на сенсацию беседы с исполнителями приговоров, которые частенько мелькают в газетах, не более чем фантазии моих коллег по перу.

А потому поделюсь с читателем тем, что мне известно доподлинно.

Ожидание казни

К ак только суд объявляет преступнику смертный приговор, сразу же после возвращения в СИЗО его переодевают в полосатую робу с полосатой шапочкой и поселяют в специальную камеру. Зарешеченное окно в ней забрано настолько плотным козырьком, что о небесах по ту сторону можно только догадываться. Дверь заперта на кодовый замок, открыть который без ведома дежурного помощника начальника СИЗО невозможно. Осужденные на смерть коротают дни либо в одиночестве, либо с напарником. Каждый день у них начинается с пристегивания наручников и повального обыска — простукивают стены, решетки, по сантиметру прощупывают постельное белье и одежду. Ни прогулок, ни свиданий, ни разговоров по телефону, которые изредка позволены другим. Вывод в баню или в медчасть — только поодиночке, только в наручниках и с усиленной охраной, только по пустынным коридорам.

Первые месяцы после приговора смертники живут надеждой — ушла ведь кассационная жалоба в Верховный суд, вдруг там приговор либо отменят, либо отправят дело на доследование, или «вышку» заменят пожизненным? Ожидание это может длиться полгода, а то и больше, все это время надежда на лучший исход человека не оставляет. Время от времени появляется единственный человек с воли, с которым общаться дозволено, — его адвокат, который и утешит, и новостями поделится.

Но вот определение Верховного суда получено, приговор подтвержден, но смертник и тут держится — еще не вечер! Еще можно сочинить и отправить жалостливое прошение президенту и ждать милости от него. Ждут год, полтора — мне до сих пор памятен двойной убийца Марат Конкин, которого мытарили в ожидании расстрела четыре года и все же оставили жить. Это был уже не человек — труп лежачий. Седые патлы на лысеющей голове, ходуном ходящие руки, худоба дистрофика — шел ему тогда двадцать четвертый год.

И еще одна хитрость, о которой, пожалуй, мало кто знает. Результат рассмотрения прошения о помиловании смертники узнают лишь в том случае, если оно удовлетворено и человеку дарована жизнь. Если же я вскрывал доставленный фельдсвязью секретный пакет с отказом, в тот же день и час к нам приходило распоряжение: ближайшим рейсом самолета отправить приговоренного в Хабаровск. Что это значит, знали не только мы, офицеры, но и те пассажиры, которых везли на убой.

В последний путь

С тарая истина: все, что стараются утаить, опутано не только одной секретностью — ложью. Смертники умоляли о встрече с женой, матерью или ребенком — мы врали им, что те либо хворают простудой, либо пурга перекрыла все дороги, либо почта и телефон работают из рук вон плохо. Только бы он нам поверил, только бы не психанул и не трепал нам нервы вскрытием вен или изготовлением удавки. Как-то нам зачитали грозный приказ министра, которым с руководителей одного из «расстрельных» СИЗО посрывали погоны: один из их смертников все-таки наложил на себя руки. Между строк легко узнавался не только гнев министра, но и просто личное для него оскорбление: бандита должны были расстрелять по воле суда и президента, а он, наглец, самовольно лишил себя жизни и от законного наказания улизнул.

Проводы осужденных на казнь, в которых я по своей окаянной должности принимал участие, видятся мне теперь добротным театральным действом, в котором и главные действующие лица, и массовка свои роли сыграли натурально. Представьте себе — абсолютно все смертники нам верили.

Итак, спецконвой прибыл — четверо здоровенных ребят с автоматами, рациями и собакой. Сегодня они повезут в последний путь Костю Иванцова, 26 лет от роду, всегда слывшего и отменным работягой на судоверфи, и примерным семьянином. И вот на тебе: поехал с дружками на рыбалку, стали браконьерничать, а тут является инспектор рыбоохраны. Костя тогда был пьян до изумления, а потому перепалку с нежданным гостем закончил проще простого: бахнул в него из ружья дуплетом...

С Костей я беседовал чаще, чем с другими, как ни старался пройти незаметно возле его камеры — он слышал и узнавал мои шаги. Эту удивительную способность я замечал у каждого смертника: бог его знает как, но они безошибочно отгадывали, кто проходит по коридору — хозяин, кум или лепила (врач). Не скрою, беседовать с обреченными было для меня мукой смертной, особенно вечерами, когда чувствовал, что запас сострадания уже истрачен, что ни слушать, ни улыбаться, ни говорить уже невмоготу. А тут следи за своим лицом, походкой, движениями, речью и думай, какую улыбку выдавить из себя, когда тот же Костя спрашивал одно и то же: «Начальник, а скоро меня убьют?»

Но вот теперь все. Теперь я прихожу к Иванцову аккурат после ужина и роль свою играю старательно: дескать, помиловка его не будет рассмотрена до тех пор, покуда не проведут еще одной экспертизы, на этот раз в Хабаровске. Так что с вещичками — и на выход. Прокатишься, дескать, за наш кошт на хорошем самолете, отлежишься две-три недели на больничной койке и вернешься. И в ту же секунду вижу я перед собой уже робота, манекена: лицо белое, недвижимое, движения замедленны, но точны. Складывает свои нехитрые пожитки в узелок, а вот тесемки завязать не может: не слушаются его руки. Ни одного вопроса, ни одной просьбы — догадался?

Сержанты с дежурным, которые ждут нас в коридоре, конвой, которому через восемьдесят пять шагов (сосчитано!) они передадут Иванцова, — само радушие, сама любезность. Шагай, Костя, через решетки, пудовые двери, садись в специально для тебя поданный автозак, лети в самолете с милыми стюардессами и веселыми пассажирами — это твой последний путь, в конце которого — пуля в затылок. Ни прощания с родными, ни исповеди с причастием, ни последнего письма — лицедейство, в котором мы участвуем, таких излишеств не предусматривает.

Из уголовно-исправительного Кодекса Российской Федерации.

П ринят Государственной думой 18 декабря 1996 года
Раздел VII
Исполнение наказания в виде смертной казни
ст. 186. Порядок исполнения смертной казни
1. Смертная казнь исполняется не публично путем расстрела. Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого и в отсутствие остальных.
2. При исполнении смертной казни присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач.
...
4. Администрация учреждения, в котором исполнена смертная казнь, обязана поставить в известность суд, вынесший приговор, а также одного из близких родственников осужденного, тело для захоронения не выдается и о месте его захоронения не сообщается.

18 октября 1940 года к дому № 11 по улице Монастырской (ныне улица Мира) подъехал "черный ворон". У епископа Печерского Иоанна (Булина) в присутствии Ринусова Н. С., Купки Эльмара (сотрудника НКВД) и Булина В. А. был произведен обыск, после чего епископ Иоанн был увезен в Таллиннскую тюрьму НКВД, из которой через две недели он пропал навсегда.

О епископе Иоанне я слышала столько, сколько приезжала в Печоры. Говорили с уважением, с любовью, с восторгом, с почтением, редко - с завистью, но никогда ничего и ни от кого - ни слова, порочащего его нравственность, культуру, духовность, церковность. Не могла его забыть и советская власть. В музее г. Печоры под его фотографией значилась подпись: "Епископ Печерский Иоанн (Булин) - монархист, контрреволюционер, антисоветчик". Клеймо по всем нормам советского времени периода репрессий. В то время оно обычно ставилось церковникам, интеллигентам, работящим и хозяйственным людям. Говорило оно о том, что человек был репрессирован.

Так как одновременно с епископом Иоанном были арестованы, осуждены по ст. 58-10, 11 УК РСФСР и отправлены в лагеря на длительные сроки его брат Феликс, друг - адвокат Михаил Петрович Шувалов, иподиакон Николай Павлович Златинский, - то считалось, что Владыка Иоанн был этапирован в лагерь, где и умер. В 1992 году он был реабилитирован. Но где он был, в каком лагере? Все это оставалось загадкой. И вот в 1999 году старцы благословили меня найти следственное дело епископа Иоанна и, собрав нужные для этого сведения, подготовить публикацию о нем, как о достойнейшем святителе.

Через месяц моих поисков я держу в руках объемистую папку следственного дела № С-5680 со штампом "Дело с расстрелом". Вот и ответ на все вопросы. В начале дела конверт с фотографией, на ней - бритый мужчина со спокойным, измученным лицом. 323 листа протоколов, допросов, за которыми пытки и истязания, страдания человека, так много сделавшего для Церкви, в конце приговор, вынесенный на суде без прокурора и адвоката, по ст. 58-4 УК РСФСР. Статья эта в редакции 1926 года звучит так: "Оказание каким бы то ни было способом помощи той части международной буржуазии, которая, не признавая равенства коммунистической системы, приходящей на смену капиталистической системы, стремится к ее свершению, ...влечет за собой - лишение свободы на срок не ниже 3-х лет...с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты - расстрела..."

Что же за личность - епископ Иоанн, который "удостоен чести" быть расстрелянным по ст. 58-4?

Еще в XVIII веке Императрица Елизавета Петровна переселила 200 семей с Дона в поселок Выжу близ поселка Ряпина для работы на бумажной фабрике. Переселенцы сначала держались особняком и обосновали как бы свой поселок Папрекюла (бумажная деревня). Для них была построена церковь в честь святых праведных Захарии и Елисаветы. Фабрика располагалась в поселке Ряпина, а поселок Выжу входил в состав Ряпинской волости на берегу реки Выханду, по противоположному берегу которой проходила тогда граница сетумяэ (земли сету) - эстонцев, принявших Православие и составивших обособленную этническую группу со своей культурой и языком.

Прадед епископа Иоанна - Георгий - был участником Отечественной войны 1812 года, служил в разведке. Дед епископа, Максим, имел каменную мастерскую, перешедшую к отцу Владыки - Александру, женатому на русской девушке Ольге Беляевой. От этого брака родилось 6 детей, старшим из которых был Николай (родился 1 марта 1893 года). Дети общались на двух языках: русском и эстонском. Семья была религиозная: сестра отца - монахиня Ювеналия - подвизалась в Иоанно-Предтеченском монастыре города Пскова.

С шести лет Коля помогал в Церкви во время богослужений, с восьми читал по памяти "Трисвятое".

В поселке Выжу Коля окончил начальную школу (1901-1903 г.г.), потом окончил 2-х-классную Радамаскую министерскую школу в 1903-1904 годах. В 1905 году он поступил в Рижское духовное училище, по окончании его в 1909 году в Духовную семинарию, которую кончил в 1915 году по первому разряду, то есть с отличием. Имея прекрасные способности, юноша решает продолжить учебу в Санкт-Петербургской Духовной Академии. После первого курса его по жребию призвали в армию, - шла Первая мировая война. Николая отправили учиться в Петергофскую школу прапорщиков, которую он успешно окончил.

Николай Александрович в чине офицера-прапорщика воевал в Бессарабии и Буковине. В 1917 году был освобожден от армии в связи с приказом Главнокомандующего и вернулся в Петроградскую Академию. По этому приказу Николай Александрович имел право преподавать в высших или средних учебных заведениях, но он хотел сам закончить полный курс Духовной Академии.

21 мая 1918 года студент второго курса Николай Булин в возрасте 23 лет принимает постриг в мантию от руки ректора епископа Ямбургского Анастасия (Александрова) в честь святителя Иоанна, Митрополита Тобольского. 25 мая был рукоположен во иеродиакона, а 12 сентября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры Митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) - во иеромонаха.

После рукоположения отец Иоанн был направлен в Ведриловский женский монастырь в честь Покрова Божией Матери в Петроградской губернии, где псаломщиком был его дядя по матери.

В это время в Петрограде усилились гонения на верующих, начались аресты. Академия закрылась, отец Иоанн успел закончить лишь два курса. У него открылся туберкулез легких, и молодой батюшка переехал в Эстонию к родителям в районе станции Новоселье. В апреле 1919 года архиепископом Псковским Евсевием был назначен служить в деревне Зачеренье.

20 октября 1920 года иеромонах Иоанн был определен в число братии Псково-Печерского монастыря и получил должность наместника. Этот ответственный пост еще осложнялся тем, что по Тартускому мирному договору от 2 февраля 1920 года граница между Эстонией и Россией отодвинулась восточнее Печор и город оказался на территории Эстонии. Эстонское правительство стало оказывать давление на русских, на Русскую Православную Церковь. Кроме этого, настоятель столкнулся с трудностями другого характера: монастырь был сильно поврежден во время войны - в него заходили немцы.

Учитывая политическое положение и националистические взгляды Эстонского правительства, Святейший Патриарх Тихон даровал Православной Церкви в Эстонии автономию, но архиепископ Ревельский Александр (Паулус) совместно с Эстонским правительством добились у Вселенского Патриарха Мелетия автокефалии. Архиепископа Александра Патриарх Мелетий при этом хиротонисал в митрополита. Псково-Печерский монастырь оказался в крайне затруднительном положении.

6 декабря 1920 года митрополитом Александром настоятель иеромонах Иоанн (Булин) был возведен в сан архимандрита. По принятому в Эстонской Республике закону об отделении Церкви от государства духовенство как сословие было объявлено ликвидированным. Чтобы власти не могли закрыть монастырь, настоятель принял решение - зарегистрировать обитель как "Успенскую трудовую общину".

После регистрации общины часть земли монастырю дали в аренду, но условия были крайне невыгодные. Братия монастыря состояла лишь из нескольких человек престарелых иеромонахов и диаконов, часть их были неграмотные. Монастырские постройки и храмы стояли неремонтированными в течение многих лет. Во время войны в трапезной размещалась рота эстонских солдат. В настоятельском доме располагались гражданский суд, землеустроительная комиссия, а также квартиры городских жителей. От пулевых и осколочных пробоин пострадали крыши зданий. Нужда доходила до такой степени, что новый настоятель вынужден был обратиться в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь со следующим письмом: "Не изыщется ли Вами возможность оказать братскую во Христе помощь и нашей убогой обители пожертвованием тех облачений, кои уже поношены у Вас, но кои могут быть починены и еще употреблены за богослужениями".

Архимандрит Иоанн активно занялся восстановлением монастыря. Он имел знакомых и друзей буквально во всем мире. Из многих стран поступали пожертвования, и на них были отреставрированы и отремонтированы храмы, жилые постройки, сделана железобетонная лестница от Михайловского собора до центральной площади, починен неработавший водопровод, проведено электричество. Ризницу заполнили новые облачения, а библиотеку - книги.

С гражданских лиц, проживающих в монастыре, стали брать арендную плату, а позднее монастырь был от них освобожден.

Вся братия, во главе с настоятелем, не щадя живота трудилась на восстановлении, вставали в 5 утра, вставали к полуночи. Спал отец Иоанн на деревянном топчанчике, на который клал лишь тоненький матрасик. Был аскетом и молитвенником.

В те времена по всей Эстонии в храмы внедрялись лютеранские элементы богослужения: сидение на скамьях, исполнение богослужебных кантов под орган, совершение богослужений по новому календарному стилю.

Архимандрит Иоанн не только сумел противостоять западным тенденциям, но и наладил весь служебный круг по монастырскому уставу Юлианского календаря. Сам составлял расписание ранних и поздних Литургий, всенощного бдения, проповеди. Любил проповедовать сам, при этом смело обличал новую власть в России, говорил о гонениях, репрессиях верующих, о пробковых камерах, о падении нравственности, призывал помогать голодающим. На его проповедях многие плакали, он умел задеть за живое. Настоятель любил молиться и чаще всего сам возглавлял богослужения, любил хорошее церковное пение, имел прекрасный баритон и замечательный слух.

После богослужения, полунощницы или Литургии и скромного завтрака шел с братией на послушания. Его худощавую фигуру среднего роста, в простеньком подряснике, с золотистыми кудрями, рассыпанными по плечам, видели на посадке деревьев, на огородах, на ремонте. Выросший в сельской местности, архимандрит Иоанн сумел восстановить правильное землепользование, обезпечив питание братии собственными овощами.

Человек всесторонне развитый, эрудит, интеллигент, он знал толк в иконописи, сам писал иконы.

Церковная деятельность при настоятельстве отца Иоанна заметно активизировалась: стали совершаться крестные ходы, однодневные и многодневные, по всему Печорскому району с заходами в Латвию. Их всегда возглавлял сам настоятель: в любую погоду, пешком, в сапогах, подоткнув подрясник, по грязи шел он за чтимыми иконами много километров.

В монастырь приезжали паломники из Швеции, Германии, Америки, Франции.

25 апреля 1926 года в соборе благоверного князя Александра Невского в Таллинне архимандрит Иоанн (Булин) был хиротонисан во епископа Печерского.

Из-за огромного авторитета и любви Владыки к людям его выбрали депутатом в Эстонский Парламент от русского меньшинства, которое в Печерском крае было большинством. За его кандидатуру проголосовали 32 тысячи русских и 15 тысяч сету.

Не боясь ничего, отстаивал Владыка Иоанн интересы русских, ему удалось спасти от закрытия собор святого Александра Невского в Таллинне. Владыка был почетным членом в общественных организациях и обществах.

К этому времени обострились отношения Владыки Иоанна с Эстонским Синодом по имущественному вопросу. Опираясь на принятый закон Эстонской Республики об упорядочении сословных имуществ, принятый 12 ноября 1925 года, Синод потребовал в феврале 1928 года, чтобы Настоятель монастыря зарегистрировал имущество на имя Синода, находящегося в юрисдикции Константинополя. Епископ Иоанн и вся братия монастыря, а также все православные жители Печерского края восприняли это как посягательство на монастырскую собственность. Синод Эстонской Православной Церкви летом 1930 года образовал инвентарную комиссию под председательством комиссара Петра Пятса, который фактически стал экономом монастыря и в официальных документах стал именовать обитель "бывшим монастырем". Начались репрессии по отношению к братии монастыря. В административном порядке был выселен из монастыря и выслан из Печор архидиакон Вениамин - секретарь епископа Иоанна, его друг, бывший офицер Царской армии, который особенно решительно противился самоуправству Петра Пятса. Из-за границы поступали сочувственные телеграммы в адрес епископа Иоанна.

В июне 1932 года в Таллинне состоялся Собор Православной Церкви, на котором чрезвычайно ярко выявились шовинистические стремления эстонского большинства: вопреки всем канонам и протесту самого епископа Иоанна, его удалили из монастыря на Нарвскую кафедру. Владыка подал в Синод протест, жители Печор направили митрополиту Александру меморандум за подписью почти 10 тысяч человек, но 30 декабря 1932 года гонимый епископ Иоанн был объявлен не состоящим на службе в Эстонской Православной Церкви, а митрополит Александр самолично исключил его из числа монахов Псково-Печерского монастыря, несмотря на то, что Владыка просил оставить его "хотя бы простым монахом".

4 ноября 1932 года в монастырь явился судебный пристав и епископ Иоанн был публично выдворен из обители. Собралась толпа почитателей Владыки Иоанна, многие плакали. Владыка шел из дома Настоятеля по Успенской площади спокойно... Но что пришлось пережить ему?.. Один Бог знает, какого величия духа стоило это спокойствие во время расправы над ним!

Он спустился по ступенькам, перед ним оказалась большая лужа, какой-то пожилой мужчина снял с себя дорогую шубу и постелил Владыке под ноги. Тот обошел шубу и так же спокойно направился к выходу.

Изгнанный епископ Иоанн поселился в своей квартире на улице Смоленской (ныне Эд. Верховича). Его келейницей стала его мать. Постоянно приходили чада и почитатели, друзья. Через год по приглашению Патриарха Сербского Варнавы епископ Иоанн уехал в Сербию. За границей епископ Иоанн посетил святые места Палестины, Стамбула, Сирии, Ливана, совершал богослужения в Афонских монастырях, учился в Сербии в Раковицкой иконописной школе. В 1937 году Владыка Иоанн похоронил своих друзей - Патриарха Варнаву и секретаря архидиакона Вениамина - и захотел вернуться на Родину.

Епископ Иоанн (Булин) принял монашеский чин и священнический сан в то время, когда за то преследовали и убивали. Домой он вернулся тогда, когда репрессии достигли апогея. Владыка Иоанн знал, что его ждут мучения и насильственная смерть. Будучи благочинным Пюхтицкого монастыря (1926-1932 годы), он рассказывал некоторым насельницам, что во время его рукоположения в алтаре ему явились три Вселенских святителя - Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов - и сказали: "А тебе надлежит быть мучеником". Будущий мученик возвращался домой, чтобы исполнить уготованное Господом.

Летом 1938 года епископ Иоанн возвращается в Печоры. Он спокоен и молитвенен, пишет иконы, его посещают друзья и духовные чада. Епископ Иоанн приходит в монастырь помолиться на богослужениях и принять Святые Дары. Самому совершать богослужения ему по-прежнему не разрешают. Епископ Иоанн активно выступает за присоединение Эстонской Церкви к Московской Патриархии.

Задолго до выхода Владыки из дома собирается огромное количество народа, так что весь путь его от дома брата, где он поселился после возвращения, до храма монастыря лежал через толпу народа. Владыку очень любили.

18 октября 1940 года епископа Иоанна забрали в ЧК. Одну ночь он ночевал в Печорах, рано утром его увезли в Таллинн. Там в тюрьме НКВД он провел две недели, а потом его перевели в закрытую тюрьму НКВД в Ленинграде.

Начались каждодневные допросы. Иподиакон Владыки Иоанна Н.П. Злейинский рассказывал: "Цель всех допросов сводилась к тому, чтобы сломать психику и заставить подписать то, что было надо НКВД. Вызывали всегда ночью. Допрос начинался с того, что следователь и его помощники, всего 5-6 человек, заставляли арестованного, встав на четвереньки, бегать по помещению, ускоряя скорость пинками. Когда заключенный был уже в полном изнеможении, его сажали, и все присутствующие с силой били в особенно болевые точки на теле, предлагали подписать заранее заготовленный протокол. Спать не давали. Через 4 месяца я не выдержал и подписал протокол, в котором "признавался", что являюсь разведчиком всех иностранных разведслужб мира. Абсурд, но это так. Я получил за свою "разведдеятельность" 13 лет лагерей, но мне было все равно, так как пытки были нестерпимы. Всяческими способами заставляли "признать свою вину", которая была заранее заготовлена так же, как и срок".

Епископа Иоанна допрашивали с большим пристрастием. 23-26 ноября допрос шел конвейером, с промежутками, 2 раза за 4 часа. Приходится только догадываться, что пришлось вытерпеть Владыке, если в медицинской справке, подшитой в дело, говорится, что у епископа неврастения и анемия - это после двух месяцев ареста, у человека, который восстановил монастырь из развалин и столько вынес моральных переживаний! Измученного епископа заставляли переписывать заранее отпечатанные на машинке протоколы, текст и лексика которых не выдерживают никакой церковной и культурной критики.

Суд, проведенный без адвоката и прокурора 8 апреля 1940 года, приговорил епископа Печерского Иоанна (Булина) к высшей мере наказания - расстрелу за контрреволюционную деятельность и связь с тайной эстонской полицией (и это русский патриот!). Собственно говоря, исход этого дела был предрешен еще во время ареста, надо было просто уничтожить личность такого яркого человека, как епископ Иоанн, поэтому в завершении следственного дела уже совсем больного Владыку, допрашиваемого еще несколько суток подряд, заставляли обратиться с кассационной жалобой в Верховный суд. "Строители новой жизни" устами пламенного проповедника и русского патриота пели себе славу и старались показать безполезность Церкви, епископ которой, ниже каменщика - созидателя "светлого будущего"...

Приговор был приведен в исполнение 30 июля 1941 года. Епископ Иоанн исполнил повеление Великих Святителей и окончил жизнь свою мучеником. Татьяна Зотова 26.01.2001

20 февраля 1920 года в монастырь прибыл новый Наместник - иеромонах Иоанн (Булин). 23 (6) декабря этого же года он был возведен в сан Архимандрита. В 1926 году (12 апреля) хиротонисан во Епископа в соборе Александра Невского в Таллинне (Ревеле). Он возглавлял монастырь до сентября 1932 года.

Епископ Иоанн (Николай Александрович Булин) родился 1 марта 1893 г. в семье рабочего. Предки его были выходцами с Дона. Императрица Елизавета переселила 220 семей с Дона в Ряпино (Эстония) для работы на бумажной фабрике. Эти переселенцы образовали свой собственный посёлок, в котором для них была выстроена православная Церковь во имя святых праведных Захарии и Елизаветы.

Николай Булин окончил Рижскую Духовную Семинарию в 1915 году. В этом же году поступил в Петербургскую Духовную Академию. Был взят на фронт в 1916 году. В 1917 г. по распоряжению Главнокомандующего Крыленко освобожден из армии и вернулся в Академию. В 1918 году на втором курсе Академии Николай Булин был пострижен в монашество с именем Иоанн. Пострижение монаха Иоанна совершил Ректор академии Епископ Анастасий и 12 мая того же года рукоположил его во диакона в академическом храме. 12 августа 1918 года за Божественной Литургией в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры рукоположен во иеромонаха. Рукоположение совершал Высокопреосвященнейший Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский.

В конце 1918 года иеромонах Иоанн вернулся на родину и был назначен Архиепископом Псковским Евсевием в Зачернье приходским священником.

Иеромонах Иоанн оказался энергичным Наместником Псково-Печерского монастыря. Он активно взялся за его восстановление. Положение же обители было очень тяжелым, монастырь почти находился в упадке, был разрушен и доведен до бедственного положения. Хозяйство, которое было единственным источником существования обители, было уничтожено. Земля отобрана, здания пришли в ветхость, крыши текли, стены обвалились. Трапезная использовалась в качестве казармы для роты эстонских войск. Верхний этаж настоятельского дома был отведен под помещение мирового судьи. Мировой судья жил там же. А нижний этаж дома занимала землеустроительная комиссия. Наместник же ютился в небольшой комнате Лазаревского корпуса.

Братии было немного: престарелые монахи, несколько диаконов, послушников - почти весь штат.

Но стараниями Епископа Иоанна всё начало постепенно принимать должный вид. Был произведен капитальный ремонт всех жилых корпусов после выселения мирских жильцов. Трапезная и настоятельский дом были отремонтированы. В 1924 году произведен капитальный ремонт Сретенского храма, а в 1927 году - большой капитальный ремонт Успенского собора. Произведен большой внутренний ремонт в том же Успенском храме. Капитально отремонтирован Михайловский собор внутри. В 1930 году построена новая каменная лестница вместо деревянной - спуск от Михайловского собора вниз к центру монастыря.

В августе 1929 года в Псково-Печерском монастыре проходил Второй съезд РСХД. Настоятель обители Епископ Иоанн был душой собрания, и во многом, благодаря его духовному руководству, съезд, по словам одного из его участников, превратился в "великий взлёт веры и любви... сломал лёд самых холодных душ, сделав верующими неверующих, указал смысл жизни искавшим его и явил... в своей высшей точке ослепительную истину торжества Православия".

Второй заслугой Епископа Иоанна, кроме приведения в порядок обители, было заступничество его как депутата Эстонского Парламента за русские церкви и за обездоленных в это тяжелое время. Национальных меньшинств в Эстонской Республике было много, но больше всего было русских. Нацменьшинства защищались их государствами: так за немцев выступала Германия, за поляков - Польша, за шведов - Швеция, за русских же некому было заступиться. И Епископ Иоанн взял на себя этот крест защиты обездоленных русских соотечественников и русских церквей. И в этом его величайшая заслуга перед Родиной. В Печорском крае было 32000 русских и ещё 15000 сету, и все они были православными, и при выборах в Парламент голосовали за Епископа Иоанна. И он оправдал их доверие. Когда был вынесен на решение Эстонского Парламента вопрос о закрытии Александра-Невского собора в Таллине, Епископ Иоанн выступил в его защиту. Несмотря на сильный напор сторонников уничтожения православного собора, законопроект отклонили.

7 июля 1923 года Православная Церковь Эстонии вошла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, что противоречило духу христианской любви и попирало общепринятые принципы церковного права. Весьма характерным для внутреннего состояния Православной Церкви в Эстонии во время её пребывания в юрисдикции Константинопольского Патриархата был конфликт, возникший в конце 20-х гг. в связи с имущественным положением Псково-Печерского монастыря. Издревле ценнейшее движимое и недвижимое имущество монастыря являлось его собственностью. Опираясь на закон Эстонской Республики об упразднении сословных имуществ, принятый 12 ноября 1925 г., Синод Православной Церкви в Эстонии в феврале 1928 года потребовал от Настоятеля монастыря Епископа Печерского Иоанна (Булина) зарегистрировать имущество на имя Синода, дабы оно, как заявлялось, не подверглось отчуждению в пользу государства. Епископ Иоанн, братия обители и православное население Печорского края и Эстонии восприняли это как посягательство на монастырскую собственность и выступили против закона.

Состоявшийся в июне 1932 года в Таллине Собор Православной Церкви в Эстонии голосами эстонского большинства его членов вынес решение о переводе Епископа Печерского Иоанна на вакантную с 1927 года Нарвскую кафедру. Вопреки протесту Преосвященного, ему предписывалось покинуть Псково-Печерский монастырь. Епископ Иоанн (Булин) в декабре 1932 года был уволен на покой и запрещен в священнослужении.

Когда в 1940 году Эстония вошла в состав СССР, 18 октября его арестовали, а 8 апреля 1941 года Ленинградский областной суд по статье 58-4 УК РСФСР приговорил Епископа Иоанна к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 30-го июля 1941 года в городе Ленинграде. 22 апреля 1992 года Епископ Иоанн был реабилитирован.

В данной работе мы предлагаем обсудить последний смертный приговор в России. В настоящее время такой вид наказания запрещен юридически, что приводит к увеличению количества опасных преступлений. Смертный приговор принято заменять

В статье вы узнаете не только про преступную жизнь последнего казненного, но и узнаете, что будет, если мораторий отменят.

Мораторий на смертную казнь

Последний смертный приговор в России привели в исполнение всего за пару недель до его отмены. Для ознакомления с данной темой необходимо обратиться к Конституции РФ и Уголовному кодексу. Смертная казнь - это высшая степень наказания, которой приговаривались лица, совершившие страшные преступления или покушавшиеся на жизнь человека.

В данный момент смертная казнь запрещена следующим документом: протокол под номером 6 и условия-рекомендации ПАСЕ. Этот вид наказания запрещен юридически.

Причины отказа от смертной казни

Данный вид наказания недоступен по двум причинам:

  • подписанный протокол №6 (Европейская конвенция о защите ПЧ);
  • указ президента о не разрешении смертной казни.

Что касается первого пункта, то текст гласит, что нельзя лишать жизни человека умышлено, за исключением приведения смертного приговора. То есть, по большому счету, в Европейской конвенции смертная казнь разрешена. Но, из-за она остается недоступна. Этот документ запрещает смертную казнь до того момента, пока во всех регионах РФ не создадут суд присяжных. Последний смертный приговор в России вынесли незадолго до введения моратория (апрель 1997 года), который истекал в январе 2010. Но, в 2009 году его продлили до момента ратификации протокола об отмене данного наказания.

Пересмотр вида наказания после отмены моратория

Последний смертный приговор в России привели в исполнение в 1996 году. Но, что будет, если мораторий отменят? Заключенные не обязаны, но вправе подать ходатайство о помиловании. Это совершенно не зависит от того, был ли подан данный документ до введения моратория или нет.

Смертный приговор могут исполнить в трех случаях:

  • после вступления в силу приговора суда;
  • отклонение ходатайства президентом Российской Федерации;
  • неприменение помилования, если осужденный не обратился с ходатайством.

Необходимо знать и то, что новые законы могут как смягчить, так и ухудшить меру наказания заключенному.

Последняя смертная казнь в России

Последний смертный приговор в России (2 сентября 1996 года) вынесли и привели в исполнение в Бутырке Данный гражданин совершил порядка 40 особо тяжких преступлений (изнасилование и убийство мальчиков Московской области). Он вел свою преступную деятельность 6 лет. За два дня до поимки «Удава», Ростовский суд вынес вердикт самому страшному и опасному преступник СССР Андрею Чикатило.

Так как похожие преступления велись сразу в двух районах (Москва и Ростовская область), сотрудники уголовного розыска СССР склонялись к такой версии: преступления совершаются одним человеком, который совершал рейсы между двумя этими районами. До поимки "Удава", преступник был известен под кличкой «Фишер».

Ролевая игра

Вынесли последний смертный приговор в России 2 сентября 1996 года особо опасному серийному убийце и насильнику Сергею Головкину. Самое ужасное в этих преступлениях было то, что Удав воображал себя фашистом, а свою жертву - партизаном. Для Головкина убийство и пытки - это своеобразная ролевая игра.

Первое преступление он совершил в 1982 году недалеко от лагеря «Романтик». Головкин выследил мальчика и под угрозой смерти отвел его в лес. Там он сорвал с ребенка одежду и подвесил на дереве с помощью веревочной петли. К счастью, на этот раз жертва осталась жива и смогла описать внешность преступника.

Свидетель

Следующие преступления Удав, которому вынесли последний приговор смертной казни в России, совершал с большей жестокостью. Вторая жертва - подросток лагеря «Звездный» в Одинцовском районе. Мальчику он отрезал голову и вспорол брюшную полость, отрезанные половые органы были обнаружены рядом с телом в пакете.

Третья жертва была расчленена в поселке Заречье. Преступление было совершено с большой жестокостью, ведь на останках расчлененного тела обнаружили более 30 ножевых ранений.

После трех случаев в Одинцовском РУВД создали следственно-оперативную группу для поимки Головкина, ведь стало понятно, что в городе появился серийный особо опасный преступник. Так и нашли первого свидетеля в пионерлагере «Звездный», он утверждал, что видел Удава, и он сказал фамилию.

Версия Фишера

Последний смертный приговор в России был исполнен в 1996 году, судимого звали Сергей Головкин. После совершения трех преступлений он «залег на дно» на несколько лет. Но этот перерыв был только «затишьем перед бурей».

Мы уже упомянули, что в лагере «Звездный» нашелся свидетель. Так вот, этот мальчик, в отличие от своего друга, смог сбежать от преступника. Он сказал, что разговорились с ним недалеко от лагеря. Головкин сказал, что его фамилия Фишер, он сбежал с тюрьмы и его разыскивает милиция. Мальчик описал внешность и татуировку, которую увидел на его руке.

Так сотрудники милиции смогли выявить порядка 6 тысяч людей, склонных к насилию, и раскрыть некоторые преступления. Но, Головкин так и оставался на свободе.

Почерк

Смертный приговор в России последний раз был выполнен за несколько недель до отмены смертной казни на территории государства.

Во время «затишья» Фишер приобрел машину и получил место под гараж на территории Московского конного завода, где он работал зоотехником. Под ним он оборудовал место пыток для своих будущих жертв.

Так сменился почерк преступника, он заманивал под разными предлогами к себе в гараж или подбирал голосующих на дороге подростков. После истязания, Головкин вывозил тела на «могильники».

Вкус добычи

Незадолго до того, когда был исполнен последний смертный приговор в России, Головкин сделал ошибку в своих просчетах. Он решил попробовать жертву на вкус, а голову и кожу оставить в качестве сувениров.

В ходе судебной экспертизы выявили, что преступник использовал кормовую соль для дубления кожи. Эта зацепка и привела сотрудников милиции в конный завод.

Усиление оперативной группы

Последний смертный приговор в России привели в исполнение 2 сентября 1996 г. Но как же был пойман преступник? После усиления оперативной группы произошло еще одно страшное преступление. 15.09.92 года пропало сразу три мальчика.

Оперативникам удалось узнать, что когда-то их подвозил на своей новой машине дядя Сережа, который работает на Московском конном заводе №1. Тогда сомнений у сотрудников не осталось. Нужно брать преступника, и срочно, пока не погибли другие дети в «лапах» серийного убийцы.

Задержание Удава

Как проводить задержание, если нет никаких улик? Даже круглосуточное наблюдение за маньяком не дало никакого результата.

Пришлось брать его по статье 90 (19.10.92). Только после осмотра гаража его обвиняли по ст. 102 (30 октября того же года). Головкин указал все места захоронений, некоторые из людей еще числились на тот момент «без вести пропавшими». Головкин признался в убийстве только одиннадцати детей, что не помешало присудить ему высшую степень наказания. Следствие вели до 1994 года, но доказать причастность Удава в остальных преступлениях не удалось.

Затяжка

В исполнение приведен последний смертный приговор в России относительно Головкина в 1996 году, а решение суда было выслушано еще в 1994. Почему приговор не был приведен в действие раньше?

Борис Ельцин долго игнорировал ходатайства, но в преддверии подписания протокола №6, все жалования (более 100) были рассмотрены в срочном порядке. Отклонили более половины, сюда же отнесли и ходатайство Головкина. Остальным смертную казнь заменили на пожизненное или 25-ти летнее заключение.

Ряпинского прихода. Отец его, Александр Булин, работал кузнецом, а мать Ольга, урожденная Беляева, швеей. Начальное образование Николай получил в школе Выпсу, а затем в Радамаа . С года продолжил обучение в Рижской духовной школе и семинарии , которую окончил по 1 разряду в году. Затем он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , но под влиянием патриотического подъема в России , связанного с началом Первой мировой войны , в году перешёл в Петергофскую школу прапорщиков. Он успешно заканчил ее и отправился в действующую армию, где участвовал в нескольких сражениях.

В сентябре того же года был рукоположен во иеромонаха в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры святителем Вениамином Петроградским.

Оказавшись под угрозой ареста, в январе года бежал по льду Чудского озера из России в обретшую независимость Эстонию .

Сначала он был назначен настоятелем храма в Саатсе , но уже с октября года - наместником Псково-Печерского монастыря , а позднее его настоятелем. Трудное наследство досталось новому настоятелю. Монастырь после событий 1917-1919 годов был в упадке, почти все хозяйство было уничтожено, очень мало осталось монахов. Положение осложнялось тем, что в году от монастыря была частично отчуждена земля, которая сдавалась в аренду, а вырученные средства шли на нужды монастыря. Несмотря на все трудности, в году был начат ремонт, вскоре был восстановлен древний звон времен Бориса Годунова на малой звонице у Никольского храма, нарушенный в 1918 году, была приведена в порядок внутренняя монастырская жизнь. Деньги на производимые работы поступали как от неизвестных жертвователей, так и от министерства народного образования Эстонии.

В году иеромонах Иоанн был выдвинут кандидатом во епископы, но из-за молодости, всего 27 лет, патриархом Московским и всея Руси святителем Тихоном его кандидатура была отклонена. Однако через шесть лет архимандрит Иоанн постановлением Синода Эстонской Автономной Православной Церкви был призван к епископскому служению.

25 апреля года он был хиротонисан во епископа Печорского . Хиротонию совершили митрополит Таллинский и всея Эстонии Александр (Паулус) и архиепископ Нарвский Евсевий (Гроздов) . Одновременно владыка остался настоятелем Печерского монастыря. После смерти архиепископа Евсевия в году он до года одновременно управлял и Нарвской епархией . В - годах епископ Иоанн был депутатом Рийгикогу.

Епископ Иоанн был молитвенником, обладал неплохим голосом, много проповедовал. В своей богослужебной практике владыка придерживался старых традиций Православной Церкви и возрождал забытые. В то же время как бы данью обстоятельствам многоязычному населению - был введен епископом Иоанном порядок чтения Пасхального Евангелия на девяти языках: греческом, церковнославянском, эстонском, русском, латинском, польском, немецком, латышском и древнееврейском. При владыке Иоанне Печерский монастырь активизировал свою религиозную деятельность. Были возобновлены, а также учреждены новые крестные ходы, собиравшие множество паломников как со всей Прибалтики так из более отдаленных земель. Все это сделало владыку Иоанна одним из известнейших церковных деятелей Эстонии конца 1920-х начала 1930-х годов.

В то же время эстонские власти вмешивались в деятельность монастыря, и епископа Иоанна неоднократно возникали разногласия с Синодом Эстонской Церкви по проблеме собственности Печерской обители. Он выступал против новшеств, вводимых в некоторых храмах, был противником введения нового стиля . Все это привело к тому, что на соборе Эстонской Автономной Церкви года владыке Иоанну было предложено перейти на Нарвскую кафедру , хотя епархиальным собранием на нее был избран протоиерей А. Остроумов, но под предлогом незнания эстонского языка эта кандидатура была отвергнута собором. Несмотря ни на какие доводы, епископ Иоанн не принял Нарвской кафедры. 30 декабря года он был уволен на покой, причем служить, согласно распоряжения митрополита Александра , он имел право только по особому распоряжению.

В январе года епископ Иоанн отправился в Константинополь , чтобы лично подать жалобу на митрополита Александра и Синод Эстонской Церкви. Эта миссия не имела успеха и владыка уехал на Афон , где жил месяц, совершал богослужения в Пантелеимоновском , Андреевском и Ильинском монастырях. Побывал в Иерусалиме , Палестине , Ливане и Сирии . Упоминается о его проживании в Болгарии . С сентября года епископ Иоанн по приглашению патриарха Сербского Варнавы проживал в Югославии в монастыре Раковице , на окраине Белграда . Владыка выступал с лекциями о положении Православной Церкви в Советском Союзе, изучал искусство в иконописной мастерской Пимена Софронова . После смерти патриарха Варнавы, в