Станция метро "охотный ряд". Охотный ряд — станция метро

  • Дата: 24.09.2019

Какие станции московского метро были переименованы и почему?

Ответ редакции

Станцию метро «Улица Подбельского» переименовали в «Бульвар Рокоссовского». В свое время станция получила свое наименование по улице Подбельского, на которой расположены ее наземные вестибюли. Однако уже в 1994 году улица Подбельского была переименована в Ивантеевскую. Новое название «Бульвар Рокоссовского» присвоено станции в связи с ее расположением в непосредственной близости от одноименной улицы и в память о выдающемся полководце Великой Отечественной войны маршале Советского Союза Константине Рокоссовском.

В Москве существует более десятка станций, имена которых больше не соответствуют топонимике на поверхности. АиФ.ru рассказывает, какие станции уже меняли свои названия и что послужило этому причиной.

«Бульвар Рокоссовского» — «Улица Подбельского»

commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция «Улица Подбельского» получила своё название в 1990 году, когда была открыта. В тот период на поверхности была одноимённая улица, которая в 1994 году была переименована в Ивантеевскую, от подмосковного посёлка Ивантеевка, расположенного на северо-востоке от столицы. Вадим Подбельский, чьё имя носит в данный момент станция, был одним из руководителей вооружённого восстания в Москве в октябре 1917 года, а потом — комиссаром почты и телеграфа Москвы и РСФСР.

Новое название — «Бульвар Рокоссовского» — комиссия решила присвоить и станции, и ТПУ. Это связано с тем, что на поверхности находится бульвар, названный в честь одного из главных полководцев Великой Отечественной войны, маршала Константина Рокоссовского.

«Битцевский парк» — «Новоясеневская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Открыта 17 января 1990 года. До 3 июня 2008 года станция носила название «Битцевский парк». Название станции связано с расположенным в непосредственной близости от неё природно-историческим парком «Битцевский лес». Сам лес назван по реке Битца, которая берет начало из родников на склоне Теплостанской возвышенности вблизи пересечения МКАД и Профсоюзной улицы.

В 2008 году станция «Битцевский парк» была переименована в «Новоясеневскую» с целью передачи старого названия строящейся станции Бутовской линии. Новое название станция получила по названию района Ясенево, в конце Новоясеневского проспекта, на границе жилого массива и Битцевского леса.

Район получил свое название от бывшего села Ясенево, известного в 13 веке, как великокняжеское, а затем — царская вотчина.

В 1960 году территория села вошла в состав города Москвы. С конца 1970-х является районом жилищного строительства.

«Завод имени Сталина» — «Автозаводская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция была открыта 1 января 1943 года. До 5 июля 1956 года носила название «Завод имени Сталина», по находившемуся вблизи заводу ЗИС (ныне ЗИЛ). После развенчания культа личности Сталина и переименовании завода ЗИС в честь И. А. Лихачёва название станции также было изменено на «Автозаводскую» (при внимательном рассмотрении на стенах станции можно заметить отверстия, оставшиеся от крепления букв первоначального названия станции). «Автозаводская» оставалась конечной южной станцией Замоскворецкой линии в течение 26 лет, вплоть до продления линии в 1969 году до «Каховской».

«Улица Коминтерна» — «Калининская» — «Воздвиженка» — «Александровский сад»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Конечная станция Филёвской линии Московского метрополитена «Александровский сад» получила своё название из-за расположенного у западной стены Кремля Александровского сада, ко вхожу в который ведёт переход от станции. До 24 декабря 1946 года станция называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября 1990 года — «Калининская». В 1990 году на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка». Станция располагается под южной частью улицы Воздвиженки, между зданием Российской государственной библиотеки и проезжей частью.

Опоздать на 5 секунд и прослыть улиткой. Машинист о работе метрополитена .

«Горьковская» — «Тверская»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

Станция была открыта 20 июля 1979 года. До 5 ноября 1990 года станция носила название «Горьковская», по бывшему названию Тверской улицы и в честь писателя Максима Горького, памятник которому стоит в переходе между этой станцией и станцией «Чеховская».

«Охотный Ряд» — «Имени Кагановича» — «Охотный ряд» — «Проспект Маркса» — «Охотный ряд»

Схема московского метрополитена. Источник: commons.wikimedia.org / Sameboat

За время существования станции «Охотный ряд» её переименовывали 4 раза. Сначала она, как и сейчас, называлась «Охотным рядом» — название было дано по одному из московских торговых рядов (ХVII в), в котором было разрешено торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками.

25 ноября 1955 года, когда весь метрополитен, носивший до этого имя Лазаря Кагановича, лишили этого имени, дав ему имя Ленина, имя Кагановича присвоили станции «Охотный ряд», и она стала называться станцией «Имени Кагановича». Через два года, когда сам Каганович оказался в числе участников так называемой антипартийной группы, станции вернули прежнее название «Охотный ряд». Название просуществовало до 30 ноября 1961 года, когда станцию переименовали в «Проспект Маркса». А 5 ноября 1990 года станцию вновь переименовали в «Охотный ряд».

Метро городов мира в цифрах и фактах .

«Кировская» — «Чистые пруды»

Станция была открыта 15 мая 1935 года и носила название «Кировская». Станцию переименовали 5 ноября 1990 года, после того как сменилось название находившейся здесь улицы Кирова (ныне — Мясницкой), названной в честь государственного и партийного деятеля СССР Сергея Мироновича Кирова (1886-1934). Новое название станции было дано по Чистопрудному бульвару, а также по Чистому пруду, к которому ведут её выходы. Пруд до 1703 года назывался Поганым, так как в него сбрасывались отходы располагавшихся поблизости мясных лавок и боен. Затем был очищен и, соответственно, переименован.

«Красные ворота» — «Лермонтовская» — «Красные ворота»

Станцию «Красные ворота» в 1935 году назвали в честь Красных ворот, а в 1962 году её переименовали в «Лермонтовскую» — недалеко от вестибюля станции раньше находился дом, где родился великий русский поэт. На заре перестройки, в 1986 году, станции вернули прежнее название «Красные ворота».

«Мир» — «Щербаковская» — «Алексеевская»

Была открыта 1 мая 1958 года под названием «Мир». 26 октября 1966 года её переименовали в «Щербаковскую» в честь партийного и государственного деятеля сталинского времени Александра Щербакова. 5 ноября 1990 года станция «Щербаковская» была переименована в «Алексеевскую». Такое название станция получила в честь села Алексеевского, принадлежавшего князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. История села Алексеевского восходит к концу XIV века. В начале XX века село Алексеевское вошло в черту Москвы, в конце 20-х - начале 30-х годов здесь были сооружены Алексеевский студенческий городок и первые многоэтажные жилые дома. С 1950-х гг. в районе началась массовая жилая застройка.

«Дзержинская» — «Лубянка»

Станция метро была открыта 15 мая 1935 года. До ноября 1990 года она называлась «Дзержинская». Название станции прямо указывало на её месторасположение: площадь, на которой она находится, в то время именовалась площадью Дзержинского, в честь Феликса Дзержинского — советского деятеля, основателя ВЧК. В 1990 году площади вернули её историческое название — Лубянская, а станцию метро переименовали в «Лубянка». Название «Лубянка» является перенесённым топонимом. Впервые оно упомянуто в летописи 1480 года, когда Иван III приказал новгородцам, выселенным в Москву после падения республики, селиться в этом месте.

Что придумано для удобства пассажиров в метрополитенах мира?

​«Колхозная» — «Сухаревская»

Станция была открыта 5 января 1972 года. Изначально она называлась «Колхозная», в честь 1-го Всесоюзного съезда колхозников-ударников и в ознаменование осуществления коллективизации сельского хозяйства. 5 ноября 1990 станцию переименовали в «Сухаревскую» вместе с переименованием близлежащей Колхозной площади в Большую и Малую Сухаревские площади. Новое название станция получила в честь Сухаревской башни, которая была построена в 1692-1695 годах по инициативе Петра I. Своё название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота.

«Ждановская» — «Выхино»

Станция была открыта 31 декабря 1966 года. Современное название дано по московскому району Выхино, на территории которого расположена станция. Первоначальное название станции — «Ждановская» — в честь партийного деятеля Андрея Жданова. Его имя носил район Москвы, в котором располагалась станция на момент открытия.

«Ленино» — «Царицыно»

До переименования 5 ноября 1990 года станция «Царицыно» носила название «Ленино» (по названию жилого района Ленино-Дачное). Современное название станция получила по расположенному рядом Царицынскому парку и музею-заповеднику «Царицыно». Станция была открыта 30 декабря 1984 года.

«Площадь Свердлова» — «Театральная»

Станция была открыта 11 сентября 1938 года и носила название «Площадь Свердлова», в честь одноимённой площади. Площадь была названа в честь одного из лидеров партии большевиков, председателя ВЦИК Якова Свердлова. В 1990 году площади Свердлова вернули историческое название — Театральная площадь (на ней находятся Большой и Малый театры), а станцию метро также переименовали в «Театральную».

Ход кротом: как изменится московское метро в ближайшие семь лет.

«Площадь Ногина» — «Китай-город»

До 5 ноября 1990 года станция называлась «Площадь Ногина», в честь советского партийного деятеля Виктора Ногина. Нынешнее название происходит от имени московского исторического района, на восточной границе которого расположена станция. При этом площадь Ногина (до 1924 года — Варварская площадь), на которой была расположена станция, переименовали в Славянскую площадь, где установлен памятник славянским просветителям Кириллу и Мефодию.

«Сталинская» — «Семёновская»

Схема московского метрополитена.

Метро «Охотный ряд» - это ближайшая к Красной площади станция. Она расположена между «Лубянкой» и «Библиотекой им. Ленина» на Сокольнической линии Московского метрополитена. Давайте рассмотрим ее вместе.

История станции и ее названия

Станция носит название одноименной улицы. До XIX века здесь располагалась площадь, именуемая Охотными рядами. Она именовалась так потому, что на этом месте продавалась исключительно добыча охотников: дичь, мясо и шкуры. После площадь начинает выполнять и другие торговые функции: здесь строят гостиницы, лавки и трактиры.

В ноябре 1955 года станцию переименовывают в станцию «Кагановича». Это произошло, потому что Л. М. Каганович принял большое участие в возведении Московского метрополитена. Первоначально его именем назвали всю сеть подземных тоннелей, затем решили заменить его на имя В. И. Ленина. А за Кагановичем закрепили название одной станции. Но уже в 1957 году Лазарь Моисеевич теряет все государственные должности, и станция вновь обретает историческое название «Охотный ряд».

В ноябре 1961 года площадь переделывают в улицу и дают ей имя Карла Маркса. Одновременно меняется название и у станции метро «Охотный ряд». Лишь в 1990 году ей возвращают первоначальное название. Кстати, это единственная станция в Москве, которая меняла название 4 раза.

Техническая информация о станции

«Охотный ряд» - это трехсводчатая пилонная станция. Находясь на глубине 15 м под землей, она является самой мелкой из станций глубокого заложения в столице. Ее строительство велось так называемым немецким способом, то есть сначала были возведены стены, а уже на них установлен свод. Станция метро «Охотный ряд» строилась горным способом по специально разработанному индивидуальному проекту. А основным материалом для этого послужил блочный бетон.

Когда строительство только велось, этот подземный объект считался самым большим в мире. Конечно, сейчас все изменилось. Кстати, центральный зал даже не был включен в проект, его решено было возвести уже во время стройки.

«Охотный ряд» - это станция с путевым развитием. А управление стрелочным переводом, а также светофорами производится с «Александровского сада». До того как была построена станция, рядом была двухпутная ветвь, соединяющая пути с Филевской линией. Но при строительстве новой станции ветвь и стрелка были засыпаны, а оставшаяся нечетная ветвь и сейчас используется для служебных целей.

Метро «Охотный ряд»: художественное оформление

Своды зала имеют массивные опоры в виде пилонов. Они выполнены в форме многогранных колонн, к тому же сдвоенных, что придает им еще более торжественный вид. Колонны облицованы мрамором из Италии белого и серого оттенков. Их внутренняя сторона (проходы) облицована уфалейским мрамором серо-голубого и дымчатого цветов. Путевые стены обложены серым мрамором.

Кстати, до 2009 года они были обложены керамической плиткой белого цвета, и участок старой плитки можно увидеть и сейчас. Пол на станции гранитный, серого оттенка. Освещают же пространство станции метро «Охотный ряд» классические круглые светильники на потолке. Само название станции выложено металлическими буквами на черном фоне.

Восточный аванзал украшает портрет Карла Маркса, выполненный в технике мозаики. Его автор - Е. Рейхцаум. Портрет установлен в 1964 году.

А в 2015 году в одном из переходов станции появилось граффити со стихами о городе и изображениями близлежащих достопримечательностей.

Выход в город и наземная инфраструктура

Выход из метро «Охотный ряд» осуществляется на Манежную площадь, улицы Охотный ряд, Театральную и Моховую, а также на Большую Дмитровку. Неподалеку находятся остановки наземного общественного транспорта.

Так как описываемая станция находится в центре столицы, несложно догадаться, что здесь есть на что полюбоваться и куда пойти. Мавзолей Ленина, огромное количество музеев, магазинов, ночных клубов не заставят скучать человека, вышедшего на этой станции. Помимо мест развлекательных, неподалеку находятся и несколько крупных вузов столицы.

Метро «Охотный ряд», схему которого вы видите в статье, открывает двери для посетителей в 5:30 утра и работает до часу ночи.

Интересно, что здесь проходили съемки знаменитого оскароносного фильма «Москва слезам не верит». Сюжет фильма рассказывает о событиях, происходивших в 1958 году, а съемки проводились в 70-х годах. Как раз в это время станцию переименовывали с «Охотного ряда» на «Проспект Маркса». Для достоверности название было изменено, но в одном из эпизодов все же можно увидеть казус - в сцене с актрисой Муравьевой фигурирует неверное название.

Сокольнической линии Московского метрополитена.
Открыта 15 мая 1935 г. в составе первого пускового участка Московского метрополитена «Сокольники» - «Парк культуры» с ответвлением «Охотный ряд» - «Смоленская».
Код станции: 010.
Переход на станцию «Театральная».

Станция получила своё название по ул. Охотный ряд.
С 25 ноября 1955 г. до осени 1957 г. назвалась «Имени Кагановича», а с 30 ноября 1961 г. до до 5 ноября 1990 г. - «Проспект Маркса».

Восточный наземный вестибюль , общий со станцией «Театральная», имеет выход в город с выходом в город на Театральную площадь . Западный подземный вестибюль станции выводит на Манежную площадь и подземный переход под ней, в него также можно попасть и из торгового центра «Охотный ряд» .

Станция является пересадочной на станцию «Театральная» Замоскворецкой линии. Переход осуществляется по эскалаторам, расположенным в центре зала, а также через совмещённый вестибюль (восточный). В тот же пересадочный узел входит и станция «Площадь Революции», однако прямого перехода между ними нет.

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого (15 м) заложения. Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. При этом сначала возводились стены станции, затем на них возводились своды (так называемый «немецкий способ»).
Архитекторы Ю. А. Ревковский, Н. Г. Боров и Г. С. Замский.
Инженер-конструктор Н. М. Комаров.
Станцию возвела Шахта № 10-11 «Мосметростроя» (руководитель А. Бобров), реконструировало в 1997 г. - СМУ-5 «Мосметростроя» (руководитель М. Арбузов).

Массивные пилоны выполнены в виде сдвоенных многогранных колонн, облицованных белым и серым мрамором. Производится замена облицовки путевых стен с желтоватой керамической глазурованной плитки на светлый мрамор, название станции выполнено металлическим буквами на фоне из черного мрамора. Пол выложен серым гранитом. Центральный зал и посадочные платформы освещаются шаровидными светильниками, укрепленными на потолке. В восточном аванзале находится мозаичный портрет Карла Маркса (автор Е. Рейхцаум, 1964 г.).

До 1938 г. от станции действовало вилочное движение (в соотношении 1:1) в направлении станций «Библиотека имени Ленина» и «Коминтерн» (ныне «Александровский сад»). После отделения Арбатского радиуса в самостоятельную линию тоннель до «Александровского сада» использовался для служебных нужд. При строительстве торгового центра под Манежной площадью в середине 1990-х гг. был разобран один путь , ранее служивший для движения от «Александровского сада», второй сохранился.

В проекте станция носила название «Охотнорядская».

Через год после открытия, в 1936 г., в вестибюле станции прошли съёмки сцены фильма «Цирк» coub.com/view/x11ah
В 1977-78 гг. на «Проспекте Маркса» проходили съемки фильма «Москва слезам не верит», причём специально для съемок фильма было повешено старое название, ведь по сюжету действия фильма происходят в 1958 г., когда станция носила название «Охотный ряд» coub.com/view/x1f3p

Предыдущая станция на линии «Лубянка» .
Следующая станция на линии «Библиотека имени Ленина» [

Метро «Охотный ряд» - это самая ближняя к Красной Площади станция метро. Она расположена на территории Тверского района столицы между станциями Сокольнической линии «Лубянка» и «Библиотека им. Ленина».

История станции

Станция «Охотный ряд» была введена в эксплуатацию в составе первого пускового участка Московского метро «Сокольники» - «Парк культуры» 15 мая 1935 года.

Вплоть до 1938 года на станции действовало вилочное движение до станций «Коминтерн» (теперешний «Александровский сад») и «Библиотека имени Ленина». После того как Арбатский радиус стал ходить по собственной линии, ветка до «Александровского сада» стала использоваться только для служебных нужд. В 90-х годах под Манежной площадью проводилось строительство торгового центра, во время которого этот тоннель был наполовину засыпан.

До 30 декабря 1944 года переход на станцию «Театральная» производился через общий вестибюль. Накануне 1945 года был открыт подземный переход.

29 ноября 1959 года был сооружен выход из станции в подземный переход, кстати, самый первый подземный переход Москвы, расположенный под Охотным рядом. После того как 7 ноября 1974 года был открыт еще один коридорный переход на «Театральную», оба перехода стали работать только в одном направлении.

История названия

Станция названа по улице Охотный ряд. В XVIII-XIX веках на месте сегодняшней улицы находилась площадь Охотные Ряды. На площади продавалась добыча охотников: птица, дичь, шкуры животных. В XIX веке площадь стала выполнять исключительно торговые функции: здесь построили гостиницы, трактиры, склады и лавки. В 1956 году площадь преобразовали под улицу, которая с 1961 по 1990 годы была частью проспекта Карла Маркса.

25 ноября 1955 года метро «Охотный Ряд» была переименована в честь Л. М. Кагановича. Дело в том, что Каганович брал активное участие в строительстве Московского метрополитена, который стал носить его имя. В 1955 году Московскому метро решили дать имя Ленина, а за Кагановичем было необходимо закрепить хоть какую-нибудь станцию. Но в 1957 году Каганович был снят со всех государственных должностей, и уже осенью 57-го станции вернули прежнее имя «Охотный Ряд».

5 ноября 1990 года вернули первоначальное название. «Охотный Ряд» - это единственная станция Московского метро, которая за свою историю переименовывалась 4 раза.

Описание станции

Основным украшением станции являются пилоны, выполненные в виде многогранных сдвоенных колонн. Пол покрыт серым гранитом. Станция освещается шаровидными люстрами, расположенными на потолке центрального зала и над посадочными платформами.

В восточном аванзале сохранился портрет К. Маркса, выполненный из мозаики в 1964 году Евгением Рейхцаумом.

Технические характеристики

«Охотный Ряд» - это трехсводчатая пилонная станция. Она является самой мелкой станцией глубокого заложения Московского метро. Станция находится на глубине 15 метров. Она строилась горным способом по индивидуальному проекту с использованием монолитного бетона. Способ строительства называется «немецким». Его суть заключается в том, что сначала возводятся стены станции, а затем на них ставятся своды.

На момент строительства «Охотный Ряд» была самой большой по площади станцией в мире. Изначально строительство центрального зала не было даже заложено в проекте, который переделывали уже в ходе строительных работ.

Вестибюли и пересадки

Метро «Охотный Ряд» имеет пересадку на станцию «Театральная» Замоскворецкой линии. В центральном зале станции находятся эскалаторы, по которым и осуществляется переход. Восточный вестибюль станции совмещен со станцией «Театральная», соответственно, переход можно осуществлять и через вестибюль. Несмотря на то, что еще одна станция, а именно «Площадь Революции», входит в пересадочный узел, прямого перехода между станциями нет.

Восточный вестибюль выходит на Театральную площадь.

Западный вестибюль - подземный. Он имеет выход на Манежную площадь. Попасть в этот вестибюль можно прямо из торгового центра, расположенного под Манежной площадью.

Недалеко от станции расположены улицы Большая Дмитровка, Моховая и Охотный ряд.

Наземная инфраструктура

Поскольку станция расположена в самом центре Москвы, сложно не найти здесь места для шопинга. Около 200 самых разных магазинов находятся рядом со станцией, не говоря уже о том, что недалеко находится ГУМ, Пассаж «Петровский» и Торговый комплекс «Охотный ряд».

О музеях и вовсе говорить не приходится. Тут и Мавзолей Ленина, и Музей МХАТ, и Музей Археологии, и Зоологический музей МГУ, и музеи Большого и Малого театров, и еще масса интересных и познавательных мест.

Недалеко от станции находится 8 театров, огромное количество кафе и ресторанов, 6 ночных клубов, в которых можно испытать судьбу, сыграв в рулетку, и еще масса всевозможных развлечений, которые не дадут вам скучать, после того, как вы выйдете из станции «Охотный ряд» на поверхность.

Для тех, кто не ищет развлечений, а желает получить высшее образование, будет интересно, что недалеко от метро находятся такие ВУЗы, как МГУ (Факультет психологии), Медицинская Академия им. Сеченова, Российский Государственный Гуманитарный Университет, Школа частного права, а также Московская регентско-певческая Академия.

Полезные факты

Станция открыта для посетителей с 5:30 до 1:00.

Одна из сцен кинофильма «Москва слезам не верит» снимался на станции «Охотный ряд». Фильм снимали в 1977-78 годах, когда станция называлась «Проспект Маркса». По сюжету действие на станции проходит в 1958 году. В то время станция еще называлась «Охотный ряд». Для того чтобы все было достоверно, на время съемок на станции повесили прежние названия. В эпизоде с героиней Ирины Муравьевой можно четко увидеть вывеску с названием «Охотный ряд».

Попасть на станцию можно тремя способами: во-первых, приехав на неё на поезде по (т.н. красной ветке), либо со стороны станции Библиотека имени Ленина , либо со стороны станции Лубянка ; во-вторых, перейдя на неё либо со станции , либо со станции , пройдя при этом через станцию ; в-третьих, зайдя на станцию с улицы.

С какой же улицы на неё можно зайти? Если вы думаете, что на станцию можно войти с одноименной улицы, то вы ошибаетесь – этот вход в настоящее время закрыт. Раньше этот вход был главным, и по бокам от него в специально устроенных нишах располагались фигуры атлетов, но ныне от них остались пустые нишис пустыми постаментами. Тем не менее, в этот же вестибюль вы можете попасть либо со стороны улицы Большая Дмитровка , либо с Театральной площади . Однако этот вестибюль далеко не единственный. Войтив него можно также с улицы Большая Дмитровка и с Театральной площади. Попасть на станцию можно также, войдя в переход в самом начале улицы Тверская , или войдя в этот же переход на Манежной Площади . Правда, при этом, чтобы дойти до входа на станцию, придётся пройти по очень длинному переходу.

Вход на станцию с улицы Большая Дмитровка

Вход на станцию с Театральной площади

Вход на станцию с Тверской улицы. На заднем плане справа – здание исторического музея. Слева – здание гостиницы Москва, из-за угла которого виднеется здание бывшего музея Ленина, ранее служившее зданием Городской думы. Там, у этого здания, расположен противоположный вход в этот переход

Вход га станцию с противоположной стороны Тверской улицы.