Учение о душе аквинский. Фома Аквинский и его учение о душе. Сочетание формы и материи

  • Дата: 11.01.2024

Расширение прав науки привело к тому, что к XIII в. теория двух истин, несколько перефразированная в томизме – теории, разработанной известным богословом Фомой Аквинским , – была призвана уже защитить веру от научных доказательств. Стараясь примирить науку и веру, Фома Аквинский писал о том, что они имеют, действительно, две разные истины, но в том случае, если истина науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить.

Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать и работы Платона и Аристотеля, концепции которых постепенно приобретали все более ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени (Ибн Рушд, Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкование этой теории единственно верное.

В период Средневековья в умственной жизни Европы воцарилась схоластика (от греч. «схоластикос» – школьный, ученый). Этот особый тип философствования («школьная философия»), господствовавший с XI по XVI век, сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского вероучения.

В схоластике имелись различные течения; общей же была установка на комментирование текстов. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись словесными ухищрениями. По явившееся на интеллектуальном горизонте Европы наследие Аристотеля католическая церковь вначале запретила, но затем принялась «осваивать», адаптировать соответственно своим нуждам. С этой задачей наиболее тонко справился Фома Аквинский (1225–1274), учение которого позже было канонизировано в папской энциклике (1879) как истинно католическая философия (и психология) и получило название томизма (несколько модернизированного в наши дни под именем неотомизма).

Томизм складывался в противовес стихийно-материалистическим трактовкам Аристотеля, в недрах которых зарождалась концепция двойственной истины. У ее истоков стоял опиравшийся на Аристотеля Ибн-Рошд. Его последователи в европейских университетах (аверроисты) полагали, что несовместимость с официальной догмой представлений о вечности (а не сотворении) мира, об уничтожаемости (а не бессмертии) индивидуальной души позволяет утверждать, что каждая из истин имеет свою область. Истинное для одной области может быть ложным для другой, и наоборот.

Фома же отстаивал одну истину – религиозную, «нисходящую свыше». Он считал, что разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство. Ему и его сторонникам удалось расправиться с аверроистами в Парижском университете. Но в Англии, в Оксфордском университете, концепция двойственной истины восторжествовала, став идеологи ческой предпосылкой успехов философии и естественных наук.



Описывая душевную жизнь, Фома Аквинский рас положил различные ее формы в виде своеобразной лестницы – от низших к высшим. В этой иерархии каждое явление имеет свое место, установлены грани между всем сущим и однозначно определено, чему где надлежит быть. В ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая), внутри каждой из них – способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

Понятие об интроспекции, зародившееся у Плотина, превратилось в важнейший источник религиозно го самоуглубления у Августина и вновь выступило как опора модернизированной теологической психологии у Фомы Аквинского. Работу души последний представил в виде следующей схемы: сначала она совершает акт познания – ей является образ объекта (ощущение или понятие); затем осознает, что ею произведен этот акт; наконец, проделав обе операции, душа «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность. Перед нами – замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.

Томизм, таким образом, превратил великого древнегреческого философа в столпа богословия, в «Аристотеля с тонзурой» (тонзура – выбритое место на макушке – знак принадлежности к католическому духовенству).

Знаменитейшим умеренным реалистом является философ Фома Аквинский (Thomas Aquinas, 1225/1226-1274). Фома - аристократ, сын графа, монах-доминиканец, основатель философии томизма. Учителем Фомы был Альберт фон Больштедт (Альберт Великий). Фома Аквинский написал труды «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Он был преподавателем философии и теологии в университетах Европы, в своем творчестве опирался на наследие античных философов, труды Аристотеля. За широкую эрудицию Фому называли «универсальный доктор», а за верность церковному учению - «ангельский доктор». В 1323 г. был причислен к лику святых, в 1567 г. признан пятым учителем церкви. В 1879 г. Папа Римский Лев XIII объявил учение Фомы единственно истинной философией католицизма. С этого времени берет начало неотомизм как современное философское течение, который является официальной философией Ватикана. Характерными, сущностными чертами неотомизма являются: рационализм, дисциплина мысли, способность сосуществовать с научными теориями, объективность, противостоящая произволу в области веры и др.

В онтологии Фомы признается наличие реального бытия, под которым понимается все, что есть и что может быть. Бытие таково, каким дается человеку в его чувствах. Мир рассматривается философом как иерархическая система, имеющая четыре ступени: 1) неживая природа; 2) мир растений; 3) мир животных; 4) мир людей, образующий переход к божественной сфере. Создателем мира является Бог, но он еще не закончил строительство мира. В основе Божественного создания мира находится «вечный закон» - Божественное провидение. Бог вечен, представляет собой абсолютно совершенный дух, чистую форму и источник всех форм. Его познание человеком осуществляется путем изучения Божественного творения. Любомиров Д.Е. Философия Средних веков: Учебное пособие / Д.Е. Любомиров. - СПб.: СПбГЛТА,. 2009. - 44 с.

Что касается универсалий, то, по мнению Фомы, они существуют: 1) до вещей - в Божественном уме; 2) в вещах, поскольку вещи созданы Богом, и 3) после вещей - в понятиях человеческого ума. Мыслящий человек открывает универсалии в мире, созданном Богом. Высокой ценностью обладают и дух, и материя. Материальный мир не есть «злое начало», он так же священен, как и разум. По мнению Фомы, существует разница между богословием и философией: первое исходит от Бога к его творениям, а философия, наоборот, восходит к Богу от его творений и этим дополняет богословие. Основным принципом философии Фомы является принцип гармонии веры и разума; разум же способен доказать бытие Бога. Философия и религия содержат в себе такие общие положения, которые открываются и разумом, и верой. К истине можно идти путем и веры (короткий путь), и науки (длинный путь, использующий доказательства). Истина не может открываться только через откровения, так как они -редкое явление, которое получают святые люди. Обычные же люди просто верят в Бога.

Интеллектуальное, рациональное величие Фомы проявилось в понимание того, что нельзя верить вопреки разуму. Лучше понимать, чем просто верить. Простой веры в авторитет явно недостаточно. Авторитет нужно обосновывать и доказывать. Если вера станет чрезмерно неземной, она ослабнет. Именно поэтому вера должна потесниться и дать место разуму.

Анализируя проблему человека, Фома полагал, что он является личностным соединением души и тела. По отдельности ни тело, ни душа не есть человек. Каждый человек обладает неповторимой душой, которую получает от Бога в момент своего рождения и являющуюся бессмертной, не погибающей вместе с человеческим телом. Душа человека - чистая форма, духовный, бестелесный феномен. Вообще, как и Аристотель, Фома выделяет три вида души: вегетативную (у растений), чувственную (у животных) и человеческую, разумную душу, функцией которой является мышление. Человеческая душа выполняет функции вегетативной и чувственной душ, ее функции проявляются в питании, размножении, чувственном восприятии. Душа человека обладает такими способностями, как воля, разум, воображение, память, суждение, она способна как к чувственному, так и интеллектуальному познанию. Интеллектуальное восприятие - высшая познавательная способность человека. Интеллект является личным интеллектом и представляет собой часть целого.

В системе социально-политических взглядов Фома, как и Аристотель, считал, что человек есть политическое животное, это качество отличает его от других тварей. Создание государства опосредовано человеческим разумом, но произошло оно по воле Бога. Среди известных форм государственного правления Фома предпочитает монархию, полагая, что весь христианский мир образует единое государство, управляемое Папой Римским как наместником Бога на Земле. Кроме церковной Папа обладает светской властью. Государственная власть дана от Бога.

В работе «Сумма теологии» Фома следующим образом доказывает бытие Бога: существует движение, значит, существует и перводвигатель; им является Бог; существует причина, следовательно, есть и первопричина; ей является Бог; в мире существуют случайность и необходимость; самое необходимое в мире - Бог; все существующее имеет большую или меньшую степень совершенства; самое совершенное в мире - Бог; существует цель, все в мире идет к определенной цели. Все вещи к цели направляет Бог. Фома Аквинский. Пять доказательств существования Бога. Интернет-ресурс: http://www.medievalmuseum.ru/medieval_philosophy_aquinas.htm

Разносторонним является анализ жизненно важной проблемы собственности, предпринятый Фомой. Собственность рассматривается им как дар Бога человеку. Никто из членов общества не должен иметь больше, чем нужно для удовлетворения своих потребностей, и любая собственность должна служить общему благу. Для удовлетворения потребностей нуждающихся можно пользоваться изобилием богатых.

К крайним реалистам относятся Анселъм Кентерберийский (1033-1109) и Гипъом из Шампо (1070-1121), утверждавший, что универсалии существуют до вещей, а люди - не реальность, таковой является «человечность». С точки зрения реализма универсалии существуют объективно и до отдельных вещей, общее - это реальность в виде некоей сущности. Ансельм считал веру основой рационального знания. Он вывел бытие Бога из самого понятия Бога (онтологическое доказательство бытия Бога). Ансельм формулирует четыре доказательства бытия Бога. В трех из них существование Творца он доказывает, исходя из рассмотрения творений. В основе этих доказательств лежат две предпосылки: 1) все творения отличаются друг от друга степенью обладания каким-либо совершенством; 2) вещи, наделенные совершенством в разной степени, получают свои относительные совершенства от совершенства как такового, совершенства в наивысшей степени. Например, всякая вещь есть благо. Мы желаем вещей потому, что они -- некие блага. Но вещи не являются одинаково благими, и ни одна из них не обладает всей полнотой блага. Они благи, поскольку в большей или меньшей степени причастны Благу самому по себе, причине всех частичных относительных благ. Благо само по себе есть первичное Бытие, которое превосходит все, что существует, и это Бытие мы называем Богом Столяров А.А. Аисельм Кентерберийский. Доказательства бытия Бога. Интернет-ресурс: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st122.shtml

Таким образом, в лоне средневековой европейской философии развивался человеческий интеллект, формировалась и развивалась способность мыслить рационально, логически грамотно. В этот период философы продолжили изучение проблем онтологии, гносеологии, антропологии и социальной философии, оригинально анализировали проблему соотношения общего и отдельного, материального и духовного, веры и разума.

Фома Аквинский, Фома Аквинат (Thomas Aquinas) (1225/26 – 1274) – монах доминиканского ордена, наиболее выдающийся представитель зрелой схоластики. Учение Аквината пользовалось большим влиянием в Средние века, римская церковь официально признала его. Это учение возрождается и в ХХ в. под названием неотомизма (течение католической философии).

Фома отверг ту идею Платона, которая была поддержана и развита Августином, мистиками и францисканской школой, что только душа является человеком, а тело является не частью, а орудием души. По его мнению, как и по мнению Аристотеля, тело также принадлежит к природе человека.

Если душа и тело являются частями человека то, как они взаимосвязаны? Они взаимосвязаны как форма и материя. По аристотелевской традиции, Фома понимал душу как форму органической сущности, как действительную предпосылку этой сущности. Человеческая душа является формой человека. Это разумная душа, поскольку разумное познание является характерной особенностью, которая присуща человеку и выделяет его из животного мира. Однако человек проявляет себя еще и другими действиями: например, он воспринимает мир при помощи чувств. Но может ли он иметь и другие формы? Нет, так как деятельность разума является наивысшим родом деятельности, а высшая форма уже включает в себя низшие. Францисканская школа считала невозможной связь в одном принципе настолько разных явлений, таких как мышление и физические функции, и гордилась тем, что физические функции она включала в функции души и говорила о том, что множество форм сосуществует в человеке. Единственность формы было одним из тех положений Фомы, на которое больше всего нападали его оппоненты. Он не мог от него отказаться, поскольку был убежден в том, что человек для того, чтобы быть единой субстанцией, должен иметь единую форму.

Гилеморфизм Фомы в трактовке человека, его утверждение, что человек не является только самой душой и что душа есть форма тела, а не самостоятельная субстанция – это была наиболее смелая, наиболее рискованная часть его философии. Но он показал, что эту позицию удается согласовать с христианством и что христианство не требует ни бестелесного спиритуализма, ни дуализма души и тела, ни независимости души. Вопреки исходной позиции, Фома защищал идею психофизического единства человека. Хотя этот взгляд имел античные источники, идущие от Аристотеля, по своему духу он был наиболее современным.

12. Развитие психологии в арабском мире.

С VIII по XII в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.

В то время в халифате, который распространился от Средней Азии до Испании, были разрешены не только отличные от ислама религиозно-философские воззрения, не запрещалось и проведение естественнонаучных исследований, в том числе изучение работы органов чувств и мозга.

Так, известный ученый того времени Ибн аль-Хайсам (965-1039) сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественнонаучный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. Важно было то, что эти законы доступны опыту и математическому анализу.

Большое значение для психологии имели и работы другого выдающегося арабского мыслителя - Ибн Сины (латинизированное имя – Авиценна, 980-1037), который был одним из самых выдающихся врачей в истории медицины. Его учение сложилось в эпоху социально-экономического расцвета Халифата, огромной империи от Индии до Пиренеев, которая образовалась в результате арабских завоеваний. Культура этого государства впитала достижения многих населявших его народов, а также эллинов, индусов, китайцев.

В своих философских трудах Ибн Сина разработал так называемую теорию двух истин, которая имела огромное значение для развития не только психологии, но и других наук в средневековый период. В психологии эта теория помогала вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия. Таким образом, перед психологией открывалось поле собственных исследований, независимых от религиозных постулатов и схоластических силлогизмов. В теории двух истин доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно складывалось два учения о душе – религиозно-философское и естественно-научное.