Как правильно делать логопедический массаж: советы доктора. Логопедический массаж языка

  • Дата: 17.10.2019

Логопедический массаж относится к одной из логопедических методик и является методом механического воздействия, благодаря которому улучшается состояние периферического речевого аппарата.

При тяжелых речевых нарушениях используется логопедический массаж. Он позволяет скорректировать звукопроизношение, улучшает состояние голоса, нормализует тонус мышц речевого аппарата, сокращает время по формированию произносительной речи. Даже при выраженной неврологической симптоматике использование логопедического массажа дает хорошие результаты.

Акцентируют внимание на мышцах щек, губ, языка и мягкого неба. Для выбора тактики лечения, массажист перед проведением сеанса должен провести пальпацию мышц и обратить внимание на состояние мышц плечевого пояса, шеи, языка, щек и губ.

Логопедический массаж преследует следующие цели:

  • Стимуляция разговорной речи при задержке развития ребенка
  • Снижение усиленного слюноотделения
  • Снижение гипертонуса мышц, участвующих в артикуляции.
  • Активизация мышц с недостаточной сократительной способностью.
  • Стимуляция кинестетических ощущений.
  • Снижение степени двигательных нарушений мышц при содружественных движениях, гиперкинезах, нарушении координации движений.
  • Создание условий к развитию произвольных движений артикуляционного аппарата.
  • Повышение эластичности мышечных волокон, сократительной функции.

Логопедический массаж для детей

Положение ребенка при проведении сеанса

Перед тем как проводить логопедический массаж, для нормализации мышечного тонуса, следует выбрать правильное положение для ребенка. Наиболее оптимальные:

  1. Ребенка укладывают на спину, под шею подкладывают небольшой валик или плоскую подушку. Голова должна быть несколько откинута назад.
  2. Можно проводить массаж в кресле с высоким подголовником.
  3. Маленьким деткам проводят массаж в коляске в положении полусидя.
  4. Детей, которые боятся, целесообразно усадить к маме на колени.

Массаж при пониженном мышечном тонусе

Логопедический массаж начинается с области верхнего плечевого пояса и шеи. В этой области все движения мягкие, легкие, обхватывающие. В то же время целью массажа, является активизация мускулатуры, которая связана с мышцами языка и дна полости рта. Движения должны обязательно захватывать дно полости рта, поскольку эти мышцы непосредственно связаны с корневой частью языка.

Переходя на артикуляционные мышцы, следует учитывать ту область, которая в меньшей степени у детей активна. Акценты в проработке касаются тех мышц, которые не позволяют ребенку совершить артикуляционные определенные движения. Например, нарушение движений могут локализоваться в области жевательной мышцы, скуловых мышц, щечной мышцы. В этих областях необходимо достаточно активно проводить движения.

Направление массажных движений от центра к периферии. Применяются приемы классического массажа. Сила давления должна нарастать постепенно. Давление не должно вызывать болезненных ощущений у детей.

Методика массажа

  1. Область лба: продольное и поперечное поглаживание.
  2. Поглаживание верхней границы глазниц.
  3. Поглаживания от крыльев носа к ушам.
  4. Поглаживания нижней челюсти от подбородка к ушам.
  5. Спиралевидные разминания скуловой мышцы.
  6. Разминание щечной мышцы (пощипывания, спиралевидные движения).
  7. Обработка щечной мышцы с двух сторон. Массажист одним пальцем разминает мышцу изнутри, остальными пальцами снаружи.
  8. Обработка губной мускулатуры. Направления движений: от середины губы к уголкам. Отдельно обрабатывается верхняя и нижняя губа. Применяются поглаживания, пощипывания губ.
  9. Обработка носогубной складки.
  10. Применение приемов вибрации (ручным или аппаратным методом).

У детей с судорожным синдромом вибрации противопоказаны!

Массаж при повышенном мышечном тонусе

Расслабляющий логопедический массаж назначают детям с повышенным тонусом артикуляционной мускулатуры. При выполнении ребенку выбирают позу, в которой тонические рефлексы проявлялись бы в меньшей степени.
Расслабление мышц достигается легкими массажными движениями от периферии к центру с небольшой силой давления. Все движения скользящие. Слегка прижимающие. Повторяют каждое по 8 раз. Медленные движения снижают возбудимость тканей.

Методика массажа

Начинают с расслабления мышц шеи и плечевого пояса. Проводят массаж и пассивные движения головой. Придерживая голову ребенка, проводят повороты головы по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Медленные повороты головой в одну и другую стороны. Расслабление мышц шеи способствует понижению тонуса корня языка.

Расслабляющий массаж лицевых мышц:

  • Продольное и поперечное поглаживание лба
  • Поглаживание области глазниц.
  • Поглаживания от переносицы по верхнему краю глазниц к вискам.
  • Поглаживания от лба по щекам, подбородку, шее к ключицам.
  • Поглаживания от мочек ушей к крыльям носа.
  • Щипцеобразное поглаживание нижней челюсти.
  • Надавливания от начала роста волос вниз по всей поверхности лица.

Расслабление мышц губ:

  • Поглаживания верхней и нижней губы от уголка к центру.
  • Каждая губа обрабатывается отдельно.
  • Поглаживания верхней губы сверху вниз.
  • Поглаживание снизу вверх нижней губы.
  • Обработка носогубных складок по направлению от крыльев носа к уголкам рта.
  • Надавливание на губы легкими вращательными движениями.
  • Поколачивание кончиками пальцев губ.
  • Дифференциальный массаж

У детей часто наблюдается смешанный характер нарушения мышечного тонуса. В одних группах мышц тонус повышен, в других понижен. В связи с этим проводят дифференциальный логопедический массаж мышц.


Условия проведения логопедического массажа

В помещении должно комфортно и тепло. Особые требования к рукам массажиста. Они должны быть теплыми, чистыми, без каких-либо воспалительных заболеваний, без украшений, с коротко остриженными ногтями. Массаж проводят через 2 часа после приема пищи. Полость рта ребенка перед проведением сеанса следует очистить от крошек и остатков пищи.

Массаж назначают курсом в 20 сеансов. Желательно проводить каждый день. После месячного перерыва курс желательно повторить. При выраженных нарушениях речи у детей длительность кура увеличивается.

В зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и возраста ребенка время сеанса может быть от 5 до 25 минут. Первый сеанс длится 5 минут. В дальнейшем продолжительность массажа увеличивают.

При проведении массажа ребенок должен быть спокоен, не чувствовать болевых и неприятных ощущений. К каждому ребенку необходим подход. Не следует с первых процедур укладывать его в горизонтальное положение. Лучше сделать первый сеанс в положении сидя. Со временем у детей возникает привыкание к массажу.

Если ребенок настроен негативно, на первой процедуре выполните только легкие массажные движения на лицевой мускулатуре. Можно проводить сеансы массажа в присутствии мамы. Массаж эффективен только в том случае, если у детей будет возникать чувство доверия.

Противопоказания к проведению массажа

Массаж не назначают при следующих заболеваниях:

  • ОРВИ, ОРЗ.
  • Герпес на губе, лице
  • Воспалительные заболевания глаз
  • Воспаления ротовой полости

Осторожно выполняют массаж детям с судорожным синдромом. В случае если ребенок плачет, вырывается и кричит, массаж стоит прекратить и успокоить ребенка.

Логопедический массаж языка для детей

При повышенном тонусе языка проводится логопедический массаж для детей по расслабляющей методике, при снижении тонуса выполняют укрепляющий массаж. При гипотонии приемы более интенсивные и активные. При повышенном тонусе перед проведением процедуры желательно подержать во рту некоторое время теплый настой из трав.

Массаж языка для детей можно проводить пальцем через марлевую салфетку или специальными зондами. Палец обязательно должен быть в напальчнике. Можно проводить массаж с помощью деревянного или металлического шпателя.

Перед тем как начинать массаж языка, следует определить границу рвотного и глоточного рефлекса. Первые сеансы должны обрабатывать мышцы языка, не доходя до этой границы. С каждым последующим сеансом обрабатывается все большая поверхность языка.

Нельзя проводить процедуру сразу после кормления. Рот ребенка должен быть открытым с высунутым языком. Язык массажист фиксирует с помощью марлевой салфетки.

Техника логопедического массажа

  1. Проводятся щадящие поглаживания в различных направлениях.
  2. Воздействие на продольные мышцы от корня к кончику языка.
  3. Воздействие на поперечные мышцы языка от центра к краям.
  4. Движения круговые и спиралевидные по всей поверхности языка.
  5. Похлопывания всей поверхности языка.
  6. Надавливания на продольные мышцы.
  7. Массаж уздечки языка. Направление движений сверху вниз.
  8. Массаж через марлевую салфетку. Выполняют перетирающие движения.

Логопедический массаж в домашних условиях

Прежде чем делать ребенку логопедический массаж дома, вы должны проконсультироваться с логопедом. Профессиональный логопедический массаж включает обработку языка, которая выполняется с помощью специальных зондов. Этими приспособлениями легко поранить нежные слизистые полости рта. Лучше всего в домашних условиях пользоваться шпателем или зубной щеткой.

Многие современные родители сталкиваются с нарушениями развития речи у детей. Логопедический массаж ребенку активизирует артикуляционные мышцы, повышает силу голоса, улучшает речевое дыхание, формирует правильный прикус. Он комплексно воздействует на мышцы, нервные окончания, кровеносные сосуды и ткани речевого аппарата.

Логопеды часто используют артикуляционный массаж при гипотонусе или гипертонусе, который благотворно влияет на развитие речи, устраняя недостатки в звукопроизношении.

Возможны противопоказания при следующих заболеваниях:

  • вирусные простудные болезни;
  • инфекции глаз (конъюнктивит);
  • кожные болезни;
  • стоматит, гингивит и т.д.

Массаж специалиста, как и логопедический массаж для детей в домашних условиях, должен соответствовать гигиеническим требованиям.

Перед проведением процедуры нужно проветрить помещение. В комнате необходимо создать комфортные для ребенка условия.

Длительность зависит от индивидуальных особенностей здоровья ребенка . Начинать рекомендуются с 1-2 минут, к концу курса максимальная продолжительность одного сеанса может составлять 15-25 минут.

Схема продолжительности сеансов по возрастам:

  • 0-3 года – 10 минут;
  • 4-7 лет – 15 минут;
  • 7-10 лет – 25 минут.

Курс состоит обычно из 10-30 ежедневных сеансов, который можно повторить через 1,5-2 месяца.

Для проведения процедуры важно расположить ребенка в удобном положении. Это либо лежащее положение с валиком под головой либо полусидячее – в откидывающемся кресле.

Основные виды логомассажа

Различают следующие виды логопедического массажа:

  • Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.
  • Точечный массаж – это воздействие на активные точки, связанные с проблемными для речи зонами.
  • Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных аппаратов.
  • Зондовый массаж внедрила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая специальные зонды.
  • Самомассаж предполагает, что процедуру ребенок выполняет самостоятельно.

Метод Е.В. Новиковой

При дизартрии логопед обычно назначает зондовый логопедический массаж. Комплект зондов, которые разработала Е.В. Новикова, – это восемь приспособлений в виде вилочек, топориков и т.д.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает использование зондов, если родители прошли специальное обучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, настоятельно рекомендуется уточнить их у специалистов своего дела — логопедов, а не пытаться экспериментировать на своем ребенке

Важно помнить, что зондовый массаж языка проводится только опытным специалистом, прошедшим профессиональное обучение!

Зондовый логопедический массаж позволяет провести коррекцию речи и добиться следующих результатов:

  • нормализация речевого дыхания,
  • исправление звукопроизношения,
  • увеличение силы голоса,
  • улучшение состояния нервной системы.

Последовательность воздействия на проблемные участки зондами определяет специалист . Ребенок не должен испытывать болезненные ощущения. Процедуры зондами противопоказаны детям до 6 месяцев.

Зондовый массаж языка проводится с помощью следующих приемов:

  1. Вилочковый зонд используется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После этого начинают колебательные и вращательные движения зондом, установленным в определенной точке языка, в течение 5 секунд.
  2. Зондом-восьмеркой производят нажатия на язык.
  3. Зонды-саночки (3 разных вида приспособлений) позволяют надавливать на язык, стимулируя волокна мышц.
  4. Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
  5. Зонд-крестовина за счет нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
  6. Зонд-толкачик позволяет совершить надавливание на язык в течение 5 секунд, затем проводится расслабление.

Зондовый логопедический массаж используется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. Иногда детям хватает одного курса лечения. Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

Логомассаж дома

Массаж лица для детей для развития речи проводится и дома. Родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом о том, как делать логопедический массаж, уделив особое внимание возможным противопоказаниям.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает массаж лица (при помощи пальцев и чайных ложек) и языка, в том числе расслабляющий, гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата

Логопедический массаж лица основан на растирании, поглаживании, разминании. Нужно учесть, что ребенку должно быть комфортно.

Массаж лица для детей для развития речи проводится поэтапно:

  1. Лоб. Сначала используют поглаживания от середины лба к вискам, затем от бровей к волосам. После поглаживаний легкими движениями разминают лоб.
  2. Щеки. Выполняются движения разминания, растягивания от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
  3. Нос. Крылья носа поглаживают, аккуратно растягивают, после чего применяют поглаживания от носа к углам рта.
  4. Рот. Верхнюю, нижнюю губу поочередно поглаживают, растягивают в сторону уголков рта.
  5. Подбородок. Поглаживания, разминания выполняют от середины рта к углам.
  6. Шея. Выполняются поглаживающие, разминающие движения в области шеи.

Логопедический массаж лица может выполняться с использованием чайных ложек.

Логопедический массаж ложками – это одна из современных результативных методик для развития речи детей . Важно использовать гладкие ложки, чтобы избежать ранения лица ребенка.

Логопедический массаж ложками выполняется при помощи следующих приемов:

  1. Поглаживание ложками висков ребенка.
  2. Поглаживание глазных впадин.
  3. Поглаживание щек.
  4. Растирание висков горками ложек.
  5. Растирание участка между бровями горками ложек.
  6. Растирание носогубного участка концом ложки.
  7. Поглаживание верхней и нижней губы со слабым нажатием.
  8. Разминание подбородка и скул.

Для удобства проведения процедуры нужно заранее приготовить 4 чайные ложки.

Массаж языка для коррекции речи

Логопедический массаж языка для детей назначается при дизартрии, характеризующейся наличием короткой подъязычной уздечкой.

Прежде чем как начать массаж языка ребенку, нужно провести расслабляющую гимнастику:

  1. Язык поворачивают то вправо, то влево, слегка подтягивая, взяв его пальцами: большой палец лежит сверху, средний и указательный – снизу.
  2. Язык медленно накручивают вперед на указательный палец.

Эффективный логопедический массаж языка при дизартрии невозможен без расслабления шейных мышц, воротниковой зоны и челюсти, т.к. они напрямую влияют на работу речевого аппарата.

Процедура выполняется в направлении от корня к кончику языка с помощью пальцев, пластмассового либо деревянного шпателя или мягкой зубной щетки.

Логопедический массаж языка при дизартрии выполняется в строгой последовательности:

  1. Шпателем или указательным пальцем поглаживаются продольные языковые мышцы 9-10 раз.
  2. Шпателем ритмично надавливают по всей длине 5-6 раз.
  3. Указательным пальцем или зубной щеткой проводят поперечные поглаживания 5-6 раз.
  4. Большим и указательным пальцем поглаживаются боковые мышцы языка.
  5. Пальцами разминается вся площадь языка на протяжении 7-9 секунд.
  6. Пальцами выполняются движения в виде растираний.
  7. Пальцами аккуратно выполняются потряхивания кончика языка, после этого проводятся легкие и энергичные надавливания шпателем.
  8. Пальцами выполняют легкие сжимания боковых мышц языка, удерживая по 1-2 секунды.
  9. Пальцами выполняют легкие пощипывания языка, затем шпателем похлопывают по 10 секунд.

Логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях должен соответствовать требованиям гигиены. Комнаты должны быть проветренными и теплыми.

Результативный логопедический массаж для детей в домашних условиях – это строгое соблюдение требований специалиста . Процедуру рекомендуется повторять от 2 до 3 раз в день в комплексе. Пропускать сеансы нельзя, т.к. только кропотливая регулярная работа может привести к положительным изменениям в речевом развитии ребенка.

Расслабление речевых мышц

Расслабляющий логопедический массаж применяется при спазмическом состоянии речевых мышц (мускулатуры лица, губ и языка). Повышенный мышечный тонус снимается с помощью аккуратных поглаживаний и легких надавливаний.

Процедура начинается с расслабления шейных мышц, для чего проводятся плавные вращательные движения головой. Далее проводятся поглаживающие движения для лицевой мускулатуры, затем – для губных мышц. Завершается сеанс легкими вращательными и постукивающими движениями пальцами по губам.

Расслабление лицевых и шейных мышц способствует уменьшению гипертонуса, улучшению речевой деятельности ребенка.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях эффективен вместе с артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Как правило, ребенок повторяет движения за логопедом или за родителем, если применяется логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях.

Гимнастика для артикуляционного аппарата ребенка включает следующие упражнения для языка и губ:

  • показывает язык, вытягивая его максимально,
  • подтягивает аккуратно к подбородку и носу,
  • покачивает для расслабления мышц,
  • отводит в стороны,
  • собирает губы трубочкой,
  • растягивает, фиксируя пальцами в уголках рта,
  • поднимает верхнюю губу,
  • опускает нижнюю губу,
  • сжимает,
  • облизывает.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях включает и гимнастику для развития правильного дыхания ребенка.

В логопедии существует множество упражнений, направленных на формирование правильного дыхания ребенка в игровой форме:

  • «Загони мяч в ворота ». Улыбаясь, дуть так, чтобы струя воздуха шла посередине языка, лежащего на нижней губе. Нужно сдуть ватку на край стола.
  • «Сдуй снежинку ». На кончик языка положить маленькую бумажную снежинку и попытаться сдуть ее. Рот должен быть приоткрыт, язык высунут.
  • «Мыльные пузыри ». Нужно надуть большой мыльный пузырь. Или устроить соревнования среди детей, кто надует больше мыльных шариков.
  • «Надуй игрушку ». Можно устроить детям конкурс: кто быстрее надует игрушку.

Для ребенка с проблемами в речи, особенно при заикании, полезно купить игрушечные духовые инструменты для коррекции дыхания.

Работа по коррекции речи ребенка обязательно сопровождается разучиванием скороговорок . Постоянное разучивание скороговорок позволят справляться со сложными словами, произношение которых вызывает затруднения. Это могут быть трудные для произношения сонорные звуки «Р», «Л», шипящие «Щ», «Ш» и т.д. Кроме того, ребенок осваивает темпоритмику речи, т.к. ему не только нужно правильно произнести «коварные» звуки, но и сделать это максимально быстро.

Таким образом, логопедический массаж для детей в домашних условиях включает зондовый и расслабляющий массаж лица (с использованием пальцев и ложек) и языка, а также гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата. Для проведения процедуры с зондами в домашних условиях родителям обязательно нужно пройти специальное обучение. Специалисты рекомендуют использовать несколько видов воздействия на артикуляционный аппарат для результативной коррекции речи у детей.

Что такое логопедический массаж

Логопедический массаж является активным методом воздействия, который используется для коррекции речевых нарушений. Он изменяет состояние кровеносных сосудов, мышц и нервов периферического речевого аппарата. Массаж используется для логопедической работы с лицами, имеющими нарушение голоса, дизартрию, заикание. В целом, процедура оказывает благоприятное воздействие, улучшает микроциркуляцию крови, происходит дополнительное питание кожи и ускоряются обменные процессы. Благодаря ритмичным движениям, массаж вызывает положительные изменения в мышечной и нервной системах, которые занимают важное место в речедвигательном процессе.

Для чего нужен массаж

Основными задачами, которые решает процедура, являются:
  • усиление проприоцептивных ощущений;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • нормализация тонуса мышц;
  • увеличение чувствительности в речевых зонах;
  • стимуляция тех мышц периферического речевого аппарата, где была обнаружена малая сократительная способность.

Кто проводит логопедический массаж

При необходимости проведения логопедического массажа в Москве можно обратиться в различные медицинские центры, где должен принимать опытный врач-логопед. При занятиях с детьми используются различные игровые формы, которые максимально позволяют ребенку расслабиться и приносят положительные результаты уже после первого курса. Цена на логопедический массаж в зависимости от опыта врача и места проведения варьируется.

Как проходит процедура

Процедуру начинают обычно с общего массажа лица, основными движениями при этом являются растирания, поглаживания, вибрации, похлопывания. Одним из важных пунктов является логопедический массаж языка при помощи специальных зондов, которые полностью безопасны. В некоторых случаях могут быть использованы элементы расслабляющих или дыхательных упражнений. Время массажа составляет около 20 минут, при этом между курсами делаются перерывы в два – три месяца для закрепления результатов. При выраженных нарушениях может быть рекомендовано проведение процедуры даже в течение не одного года. Специалист всегда ориентируется на поведение ребенка, если он напуган, массаж доставляет сильный дискомфорт, то время сеансов увеличивается постепенно, пока не произойдет привыкание. Целесообразно проводить процедуру не менее чем через два часа после еды.
Противопоказания:
  • Герпес;
  • Различные инфекционные заболевания;
  • Стоматит;
  • Заболевания кожи;
  • Конъюнктивит;
  • С осторожностью массаж проводится людям с эписиндромом.

Среди детей дошкольного возраста распространены речевые расстройства. Они бывают разной степени сложности. Лечение маленьких пациентов основано на коррекции произношения звуков, а для этого проводят логопедический массаж, который помогает добиться хороших результатов в короткие сроки. Массирование показано при всех видах коррекции. Особенно важно оно на первых стадиях лечения.

Обобщенные сведения

Логопедический массаж – это воздействие, позволяющее исправлять дефекты речи. Массажист возбуждает точки нервных окончаний, и появляется активность мышц. Стимулируются язык, кожа вокруг губ, щеки, произносить звуки становится проще.

Начальные сеансы занимают 3 минуты. После того как речевые органы адаптируются к нагрузке, время процедуры увеличивают. Посетить специалиста или нет – зависит от нарушения речевых навыков. Стандартное число сеансов – 10, но при тяжелых случаях увеличивается.

Логопед массажем корректирует навыки произношения, восстанавливает темп дыхания, голосовой тембр. Массажные действия являются условием восстановления речевых навыков.

Ротовая полость ребенка перед сеансом приводится в порядок. Рекомендуют принимать пищу за два часа до сеанса. Малыша умывают, уделяя особое внимание коже вокруг губ. Руки логопеда во время массирования должны быть без повреждений, ногти коротко подстрижены. Во время процедуры снимают с рук все украшения.

Массирования проводятся специалистами. К ним относятся:

  • Логопед.
  • Дефектолог.

Цели массажа

Исправление ошибок произношения у ребенка – это первостепенная задача логопеда, но не единственная. У детей с задержкой развития речи или совсем не говорящих наблюдаются сопутствующие отклонения. Воздействие на определенные точки лица и языка помогает справиться со следующими проблемами:

  • Слюна выделяется меньше.
  • Мышечный тонус нормализуется.
  • Восстанавливается координация речевых органов.

Массаж улучшает кровообращение и обменные процессы на тканевом уровне. Снимает напряжение у деток с психологическими комплексами из-за неправильной речи.

Показания и противопоказания

Выявлением отклонений, при которых показаны логопедические процедуры, занимается специалист. Обследуются органы речи для назначения лечения. К каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход. Учитываются факторы протекания болезни и степень тяжести. Составляется личная программа оздоровительных мероприятий, рассчитанная на один месяц.

Массаж назначается при таких проблемах, как:

  • заикание;
  • дизартрия;
  • нарушение произношения;
  • дефекты голоса (полная или частичная потеря).

Процент детей с разными нарушениями речи увеличивается каждый год. Патология развития речевого аппарата не является самостоятельной болезнью: ей сопутствуют нарушения центральной нервной системы. Дети обязательно наблюдаются у невропатолога.

Вместе с дефектами речи, у ребенка страдают внимание, память, мышление. Развивается нежелание общаться со сверстниками, выходить из дома. Лечение речевой патологии – важное требование для будущей социальной активности маленького человека.

По данным статистики, до 30 % детей детсадовского возраста имеют дефекты речи.

Распространенные нарушения:

  • дизартрия;
  • диспалия;
  • ринолалия;
  • недоразвитие фонетических и фонематических навыков.

Логопед проводит коррекционные занятия индивидуально с каждым малышом. Правильные массажные процедуры улучшают моторику артикуляционных органов. Стимуляция кровеносных сосудов ускоряет приток кислорода к мозгу, что улучшает внимательность и запоминание.

Массаж проводят при усилении или вялости мышц языка. Специалист массирует кисти рук, голову, мочки ушей, язык.

Процедуры нельзя проводить при:

  • высокой температуре;
  • кожных высыпаниях;
  • вирусных болезнях;
  • неадекватном психическом поведении.

Поза ребенка при массаже

Правильная поза помогает достичь наибольшего эффекта от занятий. Дыхание становится легким, и работа дефектолога упрощается.

  • Ребенка укладывают на кушетку в положение лежа. Под голову подкладывают подушку или специальный валик. Голова откидывается назад, руки расположены вдоль тела. Ноги согнуты в коленях или лежат свободно.
  • Ребенок в положении полусидя располагается в кресле с подголовником.
  • Младенцы в возрасте до года находятся в детской коляске полусидя.
  • Детям, испытывающим страх, разрешается находиться на коленях у взрослого в полусидячем положении.

Массажист сидит за головой ребенка или справа от него, в зависимости от массируемого участка.

Виды логомассажа:

Существуют специальные методы массирования. Они классифицированы в отдельные виды:

  • Точечный массаж.

Массированию подвергаются отдельные зоны, связанные с нарушениями речи.

  • Классический массаж.

С помощью растирания, поглаживания, разминания проводится массирование проблемных участков речевого аппарата. Логопеды для достижения результата используют зубную щетку.

  • Аппаратный массаж.

Массирование проводится с помощью специальных устройств.

  • Массирование на основании различных методик.

Самомассаж

Самомассаж ребенок выполняет в домашних условиях. Это определенные движения языком, которые разучиваются на занятиях с логопедом и повторяются дома для закрепления навыков. Цель дефектолога – обучить родителей основным приемам массирования. Объясняется важность занятий для развития речи.

Логопедический массаж в домашних условиях проводят с помощью бытовых предметов. Применяют ложку или зубную щетку. Зубная щетка выбирается с мягкой щетиной. Под язык ребенка кладут ватные диски. Их меняют каждые три минуты из-за сильного выделения слюны. Перед процедурой язык должен быть расслаблен. Тереть щеткой нужно аккуратно. Движения круговые, спиралевидные, без сильного нажима. С помощью щетки делают слабые удары по языку. Массирование рекомендуют проводить в виде игры.

Проводить логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях разрешается только после консультации с логопедом. Это связано со спецификой заболевания. Методы массажного воздействия зависят от наличия или отсутствия тонуса языка.

Родителям для дополнительного ознакомления с методами коррекции речи рекомендуют изучать информацию из книги Крупенчук О.И. «Уроки логопеда».

Приемы массажа

Существуют основные техники логопедического массирования:

  • Поглаживание.

Рука логопеда свободно скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Степень надавливания зависит от участка массирования. Оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. Выполняется ладонью, без напряжения. Применяется при массаже лица и языка. Этой процедурой сеанс начинают и заканчивают.

  • Растирание.

Логопед смещает, сдвигает, растягивает кожу. Усиливается приток крови к пораженным участкам, улучшается снабжение тканей кислородом, повышается сократительная функция. Активное растирание понижает нервную возбудимость. Применяют при массировании лица, конечностей. Движения специалиста не зависят от направления тока лимфы.

  • Разминание.

Дефектолог делает захват кожи руками: сдавливает, сжимает и раскатывает ее. В ткани поступают питательные вещества, увеличивается активность мышц. Применяют при массаже языка и рук. Сеанс массирования проводят аккуратно, плавно. Силу воздействия увеличивают постепенно.

  • Вибрация.

Механическое воздействие, вызывающее колебательные движения. Выполняется кончиками пальцев. Применяют на лице, языке, руках.

Массажному воздействию косвенно подвергаются голова, шея, плечи. Основной акцент делается на мышечные ткани речевого аппарата, так как губы, язык, щеки и нёбо отвечают за воспроизведение звуков.

Массаж назначается после посещения невропатолога. Выдается справка с указанием степени отставания речевого развития. Логопед назначает дополнительную диагностику перед массажем на предмет определения напряжения мышц. Затягивать с диагностикой и лечением нельзя.

Дизартрия – это нарушения речи, связанные с заболеваниями нервной системы: ребенку трудно произносить целые слова. Без коррекции, в дальнейшем появляются трудности с чтением, письмом. Построение предложений вызывает затруднение. Заболевание встречается у пяти процентов детей. Произношение затрудняется из-за малоподвижности нёба, языка, губ.

Причиной заболевания является сложное протекание беременности и травмы при родах. К ним относятся:

  • Резус-конфликт беременной.
  • Гипоксия плода.
  • Преждевременные роды.
  • Токсикоз.

Нервная система плода во время вынашивания поражается из-за сложного протекания беременности. Дизартрия бывает приобретенной.

Перенесенные в грудном возрасте болезни вызывают отклонения в развитии речи. К ним относятся:

  • Инфекции головного мозга.
  • Травмы головы.
  • Гидроцефалия.

Риск появления дизартрии после болезни повышается. Состояние ребенка контролируется родителями и педиатром. Первые симптомы заболевания проявляются в раннем возрасте. К ним относятся:

  • Тихий голос.
  • Сбивчивый темп речи.
  • Невнятное произношение звуков.
  • Сбивчивое дыхание.
  • Не эмоциональность ребенка.
  • Спазм или гипотония мышц языка.

Младенец с дизартрией не произносит звуки, характерные для его возраста. Отсутствует лепет, сосание дается с трудом. Малыш часто давится, срыгивает.

После выявления болезни назначается логопедический массаж. Он помогает изменить произношение звуков и исправить речевые ошибки. Дефектологом подбирается массажный комплекс мероприятий для нормализации моторики органов речи и восстановления глотания. С помощью массажных процедур возбуждают комбинированные мышцы с маленькой сократительной способностью.

Логомассаж оказывает общее оздоровительное действие на организм, а не только устраняет речевые дефекты. Массажист активизирует нервную и мышечную системы, повышая их рабочую отдачу.

Коррекционное массирование при дизартрии делится на два вида:

  • Точечный. Воздействию подвергаются определенные биологические точки.
  • Сегментраный. Проводится рядом с проблемными участками.

Перед сеансом ребенка успокаивают, расслабляют, чтобы избежать стрессового состояния. Инфекционные или кожные болезни недопустимы при массаже. Терапия откладывается до выздоровления.

Массажные процедуры разделяют на периоды. Проводят до 20 сеансов через день. Затем делают перерыв на один месяц, и продолжают лечение по показаниям. Очень редко при поражении речевого аппарата количество процедур увеличивают. Начальные сеансы длятся до шести минут, а последние занимают 20 минут. Продолжительность зависит от возраста и степени дефектов речи.

Нельзя при массаже причинять боль. Насильственное массирование усугубляет болезнь. Если дети боятся и беспокоятся, то время сеанса сокращают. Применяют щадящие методики лечения. Используют технику поглаживания лицевых мышц, разминают пальцы рук. Детки адаптируются к массажным приемам и перестают чувствовать дискомфорт. Применяются отвлекающие приемы: логопед читает сказки и стихи, показывая свое хорошее расположение.

Дизартрия подразумевает проведение массирования только участков с возбужденным мышечным тонусом.

Массаж при разных формах дизартрии

Для глубокого воздействия разработали особые программы массажа при отличающихся формах заболевания.

  • Спастическая дизартрия.

Сокращение мышц увеличивается, нормализуется кровеносный ток. Используют технику поглаживания по направлению лимфатических протоков. Растирание производят точечно. Вибрацию и разминание исключают. Массирование проводится специалистом с хорошим знанием анатомии мышц.

  • Гиперкинетическая дизартрия.

Применяется техника легкого поглаживания. Перед сеансом проводят дыхательную гимнастику. Схема лечения составляется логопедом индивидуально для каждого пациента.

Тонизирующий массаж проводят для уменьшения мышечного возбуждения, создания первичных навыков произношения. Движения проводят по линии бровей и голове. Затем направление меняют – от лба до шеи и плеч. Последним этапом расслабляют мышцы вокруг губ. После проведения манипуляций приступают к тренировке языка.

Тонизирующий массаж формирует поэтапное произнесение звуков. Хорошие результаты лечения появляются на ранних стадиях коррекции.

Массаж при спазмах речевого аппарата

Дефекты произношения связаны с несовершенством нервной системы. Они проявляются невозможностью управлять челюстью и произносить слоги. Тяжелые случаи вызывает паралич лицевых мышц.

У детей появляются проблемы:

  • Нарушается процесс жевания, что связано с нарушениями систем, отвечающих за движение челюсти.
  • Из-за спазма рот приобретает неестественные формы.
  • Речь нарушается.
  • Держать рот открытым у ребенка не получается.

Производят массирование мышц, отвечающих за движение челюсти. Массируются щеки с внутренней и наружной стороны, виски, полость рта. Затем процедуры распространяются на мышцы, косвенно отвечающие за двигательную способность челюсти.

Спазмам подвержены мимические мышцы лица: на лице не отражается эмоциональное состояние. Массируются групповые мышцы рта. Методика воздействия разрабатывается специалистом с учетом степени поражения мышечных тканей.

Язык имеет уникальное мышечное строение. Из-за этой специфики массирование происходит по особому методу.

Корень языка находится глубоко и не подвергается массажному воздействию. Логопед составляет программу массирования тех мышц, которые страдают больше всего. Приемы массирования связаны с возбуждением мышц языка. Язык поворачивается дугой при чрезмерной напряженности. Прикосновения вызывают рвоту. Массаж начинают с впадины под языком. После расслабления переходят к его массированию.

Слабый тонус языковых мышц предусматривает начало массирования именно с них. После проведения манипуляций на пораженном участке, переходят к косвенным мышцам. От последовательности действий зависит результат коррекции.

Логопедический массаж рук

Доказано, что моторика рук влияет на развитие речи. Массажист стимулирует кончики пальцев, ладони. Применяют методы поглаживания и разминания. Массирование ладоней проводят с помощью шариковой ручки. Детка вращает ручку между кистями, пальцами. В конце процедуры проводят гимнастику для конечностей.

Массаж зондами

Методика массирования с помощью зондов разработана логопедом Новиковой Е.В. Зонды представляют собой приспособления для массажа языка. Всего их 8, а применяются они строго по установленной очереди. Каждое приспособление разрабатывает определенную зону. Процедура проводится при дислалии. Для этого заболевания характерен сильный дефект речи у ребенка.

Принципы использования логопедического массажа

Специалист, применяющий коррекционный метод воздействия, должен хорошо разбираться в методике массажных процедур, в физиологии и анатомии речевого аппарата, грамотно составлять программу массажных приемов. В ней учитывается состояние мышечного тонуса. На этом основании разрабатывается последовательность манипуляций. Соблюдение принципов лечения позволяет добиться восстановления произношения.

Родители замечают наличие проблем в речевой функции своего чада только к трем-четырем годам.

До этого возраста малыши мило шепелявят, коверкают слова или пропускают буквы, но эти дефекты абсолютно безвредны в большинстве случаев и со временем проходят. К четырем годам мама уже точно понимает, правильно ли развивается речь ее малыша.

Исправлять дефекты речи лучше в детском возрасте. И чем раньше, тем лучше. Картавость, игнорирование некоторых букв алфавита, задержка развития речи, «каша» во рту, заикание – это поводы обращения к логопеду.

Первым делом доктор определит причину дефекта и назначит лечебный логопедический массаж. Специалист предварительно проведет осмотр ротовой полости ребенка, исследует состояние плечевого пояса и мышц лица и лишь после полного анализа определится с тактикой лечения.

Логопедический массаж – это методика, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния ребенка.

Регулярные занятия успешно корректируют произношение, улучшают звучание голоса, тонизируют мышцы речевого аппарата, стимулируют нормальную речь, снижают слюноотделение

Сеансы массажа направлены на мышцы языка, губ, щек и неба.

Массаж при пониженном мышечном тонусе

Пониженный тонус называется мышечной гипотонией. Причины ее могут быть следующие:

  • рахит;
  • сепсис;
  • Синдром Дауна;
  • ботулизм и другие недуги.

Методика при гипотонусе

Начинают процедуру с проработки основной групп мышц, постепенно переходя к второстепенным. Действия, применяемые при сеансах активизирующего массажа: поглаживания, разминания, растирания, пощипывания, вибрация.

Сначала производят четыре легких движения, сила растет. Движения становятся надавливающими, но при этом не вызывают неприятных ощущений. Повторяют до десяти раз.

Поглаживайте область лба от середины к бокам, задействуйте средние и указательные пальцы обеих рук . Разминания делайте указательными и большими пальцами, соединенными в кулак.

Растирания осуществляйте по спиралевидной траектории от середины лба к вискам. Закончите легкими постукиваниями и пощипываниями кончиками указательных пальцев.

Щеки

Начните растирать и разминать щечки по горизонтальным линиям от носовых пазух к ушным раковинам. Разминайте щеки двумя пальцами по часовой стрелке. После осуществляйте разминания по спиралевидной траектории от ушей к подбородку.

Пощипайте всю щечку в хаотичном порядке. Помассируйте линии на скулах по дуге от подбородка к ушной раковине и от верхней губы к внешнему уголку глаза.

Губы

Губная мускулатура разминается от середины к уголкам рта. Каждая губа прорабатывается отдельно . Сначала поглаживайте губы, потом пощипывайте. Тщательно разминайте носогубную складку.

Массаж при повышенном мышечном тонусе

Повреждения мозга в процессе родов или во время внутриутробного развития приводят к гипертонусу мышц речевого аппарата. Также причинами недуга могут быть:

  • гипоксия;
  • краснуха;
  • асфиксия;
  • конфликт резус-фактора;
  • родовые травмы.

Методика при гипертонусе

Повышенный тонус требует применения расслабляющей техники, включающего следующие элементы: классическое поглаживание, вибрационные движения и точечный массаж. Процедуру начинают с воротниковой зоны, плеч, лица, языка и губ.

Расслабления мышечных волокон добиваются медленными скользящими и чуть надавливающими движениями. Количество повторений – 8–10 раз.

Ладошками гладьте по шее от линии роста волос к воротниковой зоне. Движение повторите десять раз.

Тремя пальцами ведите со стороны висков к середине лба, после чего устремитесь от линии роста волос к надбровным дугам.

Щеки

Гладьте щеки по кругу кончиками пальцев. Ведите пальчиками по дуге от висков к ноздрям. Растирайте щеки по дуге от ушей к носу спиралевидными движениями. Гладьте скулы с легкими нажимами от ушей к подбородку.

Губы

Гладьте поочередно обе губы пальцами, а затем разминайте от углов рта к середине. Двумя руками осуществляйте поглаживания от носовых пазух к подбородку и в обратную сторону. Постукивайте пальцами по всей поверхности губ.

Язык

Специалист делает особым инструментом. В домашних условиях процедуру проводят при помощи указательного пальца. Гладьте им от кончика языка к его корню.

Как делать логопедический массаж ложками

Для процедуры вам понадобятся четыре чайных ложки. Желательно приготовить еще несколько чистых ложечек на случай падения.

На ложках не должно быть витиеватых рисунков, а также других элементов, которые могут поранить малыша во время сеанса

Каждый элемент повторяется 6–8 раз.

Методика массажа ложечками:

  • Выпуклой стороной ложек поглаживайте ребенку виски по часовой стрелке.
  • Выпуклостями погладьте глазные впадины. Ведите вдоль надбровной дуги к внешнему уголку глаза, обратно проведите ложкой под глазом.
  • По кругу гладьте щечки ребенка выпуклыми сторонами ложек.
  • Растирайте по спирали виски горками ложечек. Заканчивается движение аккуратным нажатием.
  • Растирайте межбровное пространство по спиралевидным траекториям горками ложек.
  • Массируйте щечки от подбородка к глазам боковой стороной ложки.
  • Растирайте носогубную область концом ложки.
  • Всю верхнюю губу проработайте кончиком ложки. Делайте слабые нажатия.
  • Аналогично помассируйте нижнюю губу.
  • Подбородок и скулы разомните горками ложек при помощи круговых движений.

Техника логопедического массажа при дизартрии

Дизартрия представляет собой тяжелое нарушение речевой функции , связанное со сбоем в работе центральной нервной системы. Характеризуется недуг подменой звуков, появлением невнятной речи. Одним из осложнения дизартрии является полнейший голосовой паралич.

Процедура производится указательным пальцем, обмотанным куском марли. При этом малыш лежит на спинке, под шеей у него небольшой валик, голова слегка наклонена назад.

  • Постучите пальцами над верхней губой слева направо, простучите область под нижней губой в обратном направлении.
  • Верхняя губа. Похлопайте подушечками от носа к губе, после нежно погладьте эту зону ребром ногтя.
  • Два пальца обеих рук лежат на уголках губ. Надавливающими движениями сводите углы губ, рот должен принять форму трубочки.
  • Подушечку указательного пальца поместите на средину нижней губы и толкайте ее вверх.
  • С помощью больших и указательных пальцев обеих рук проработайте две губные мышцы. Для этого соедините их вместе и «лепите пельмени», двигаясь слева направо.
  • Палец, укутанный в марлю, заведите за щечку ребенка. Делайте круговые движения, поднимаясь вдоль щеки. Пальцы внутри щеки и снаружи ее должны касаться друг друга.
  • Припечатайте кончик язычка к верхнему ряду зубов.

Первые сеансы длятся не дольше 8 минут. Постепенно время увеличивается до 20 минут. Полный курс составляет 20 сеансов, повторить его можно через два месяца.

Логопедический массаж рук и лица

Процедуру проводите в теплой комнате, предварительно помыв и продезинфицировав руки антисептическим средством.

Лицо
Осуществляется массаж лицевых мышц варежкой. Следите, чтобы ребенок не ощущал боли и излишнего трения . Сеанс начинают с массирования лобной доли от центральной области к бокам, затем гладят глаза от внутренней точки надбровной дуги к внешней и в обратную сторону.

Следующим шагом будут брови и линии роста волос. Закончите процедуру поглаживанием и разминанием щек и губ.

Руки
Процедура массажа кистей рук дарит положительный настрой и развивает мелкую моторику, которая связана с работой головного мозга, а также с нормальным функционированием различных систем и органов.

Моторика напрямую влияет на человеческую речь. Ежедневные сеансы логопедического массажа рук способны значительно улучшить артикуляцию.

Разомните пальцы рук. Начните с конца мизинчика. Поднимитесь вдоль пальца вверх, разминая каждый сантиметр. После нажимайте на подушечки пальцев, разминая и постукивая по ним кончиком ногтевой пластины.

Потом спиралевидными движениями пройдитесь по ладони. Закончите разминанием внутренней стороны ладошки от края к ее центру.

Видео о том, как правильно делать логопедический массаж и в чем его польза.

Заключение

Самостоятельно принимать решение о проведении логопедического массажа своему ребенку нельзя. Врач обязательно должен осмотреть малыша и назначить расслабляющий или тонизирующий массаж.

О любых изменениях сообщайте доктору. Взаимодействие с медиками, регулярность процедур и дополнение массажа специальными упражнениями, развивающими артикуляцию и звукопроизношение – вот главные составляющие успеха.