Личные окончания глаголов I и II спряжения (4-й класс). Определяем спряжение глагола

  • Дата: 01.10.2019

РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 класс (Рамзаева)

Тема «1 и 2 спряжение глагола»

Цели урока:

  1. Совершенствовать знания учащихся о глаголе;
  2. Учить определять спряжение глаголов;
  3. Способствовать формированию интереса к предмету.
    Оборудование: Таблица «Глагол», разрезная таблица «Спряжение глаголов»,

портрет «Дядюшки Глагола», дракон и глагольчики- лилипутики, карточки для работы в парах, учебник, тетрадь. Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.
    еее иии ешь ишь

им им ет ит

3. Актуализация знаний учащихся.

А) Повторение ранее изученного материала о глаголе. - Над какой темой мы работаем сейчас на уроках русского языка? (глагол) -Что же уже рассказал нам о себе Дядюшка Глагол? {работа по таблице, которая составлялась на предыдущих уроках)

Я глагол

  1. часть речи;
  2. обозначаю действие предмета;
  3. отвечаю на вопросы что делает? что делал? что буду делать? и т.д.
  4. изменяюсь по временам и числам
  5. а в прошедшем времени по родам;
  6. имею неопределенную форму;
  7. в предложении чаще всего бываю сказуемым;
  1. спрягаюсь (-что значит спрягаться? т.е. изменяться по лицам и
    числам), имею 1 и 2 спряжение/закрыто)

Молодцы! Я очень довольна вашими ответами. А сейчас узнаем, как свои знания
вы можете применить на практике.

Б) Выборочный диктант с грамматическим заданием.

Я буду диктовать вам слова, а запишите в тетрадь вы только глаголы. На потайную
доску выполнять задание пойдет.

Золото, веселая, пригрело, солнечное, у них, голосами, живем, говорить, суша,

решите.

Определите у этих глаголов лицо, число, время.

пригрело - 3 лицо, ед.ч., прош. время, ср.род;

живем -1 лицо, мн.ч., наст, время;

говорить- неопределенная форма глагола, т.к. отвечает на вопрос что делать?

и имеет суффикс-ть;

решишь-2 лицо, ед.ч., буд. время.

Проверка.

4. Изучение нового материала.

А) Знакомство с новым материалом.

А сейчас пришло время послушать новую историю Дядюшки Глагола.

Есть у меня друзья - глагольчики - лилипутики. Имена у них очень странные - совсем коротенькие. Но такие дают в лилипутьем городе с незапамятных времён

Традиция! Зовут моих друзей -У(-Ю), -ЕШЬ (-ЁШЬ), -ЕТ (-ЁТ), -ЕМ (-ЁМ),

ЕТЕ (-ЁТЕ), -УТ (-ЮТ). А ещё - -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ). Ну вот, кажется, всех перечислил. Раньше все они очень дружили между собой. Но вот однажды в их город прилетел огромный страшный дракон, зубастый, весь в зелёной чешуе. Он дохнул огнём, чуть не спалив ратушу, лязгнул зубами и потребовал привести ему на съедение нескольких лилипутиков потолще.

Лилипутики –У (-Ю), -ЕШЬ (-ЕШЬ),- ЕТ(-ЕТ), ЕМ (-ЕМ), -ЕТЕ (-ЕТЕ), и –УТ (-ЮТ) до смерти перепугались. Они посовещались и решили задобрить дракона. На середину центральной городской площади трусишки вытолкнули маленького толстенького –У и его близнеца – Ю, низко поклонились злодею и сказали:»ЕШЬ, ЕШЬ!» «Да я уже ЕМ, ЕМ!» - улыбнулся дракон, завязывая на шее салфетку и довольно потирая лапы. А несчастные близнецы, сидя на тарелке, дрожали от страха и тихо плакали.

Зато лилипутикм -У (-Ю) (это другие -У (-Ю) - однофамилыцы тех, которых собирался съесть дракон), -ИШЬ, -ИТ, -ИМ,. -ИТР , -АТ (-ЯТ) не испугались дракона-

«ИШЬ, какой шустрый! ИШЬ, чего захотел! ИМ, драконам, только позволь! Весь город сожрут, никого не оставят!» - крикнул самый смелый лилипутам, которого так и звали -ИШЬ. Он возглавил армию, в которую и вступили отважные лилипутики. Вооружившись мечами и копьями, они пошли войной на дракона, вырвали у него почти изо рта бедных близнецов и не позволили съесть их на завтрак.

А бояки в это время прятались в подвале дома. Когда же смельчаки победили дракона и он с позором уполз из города, волоча свой зелёный хвост, бояки вылезли из своего убежища. Но смельчаки им даже руки не подали. Мало того - они отказались жить с трусишками в одном городе и переехали.

Лилипутики-трусишки -У (-Ю), -ЕШЬ (-ЕШЬ), -ЕТ (-ЁТ) 7 -ЕМ (-ЁМ), -ЕТЕ (ЕТЕ),

УТ (-ЮТ) остались в своем прежнем городе и назвали его ПЕРВОСПРЯЖЕНСК (ведь этот город был построен первым). А лилипутики-смельчаки -У (-Ю), -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ) построили себе отличный новый город и назвали его

ВТОРОСПРЯЖЕНСК.

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Кто сможет сделать вывод? (В русском языке глагол бывают 1и2 спряжения. Глаголы, в окончаниях которых повторяется буква ш (ё) относятся к 1 спряжению. Глаголы, в окончаниях которых повторяется буква и, относятся но 2 спряжению.)

Б) Составление таблицы.

Но несколько раз в году лилипутики встречаются на празднике. Долго веселятся и

играют. Праздник заканчивается- надо отправлять их по домам. Помогите мне

составить таблицу окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. (На доске прикреплены

разрезанные части таблицы. Дети по очереди подходят н досне и собирают

таблицу)

Число

Лицо

1 спряжение

2 спряжение

Ед.

1-е

У(ю)

У(ю)

2-е

Ешь (ешь)

Ишь

3-е

Ет(ет)

Мн.

1-е

Ем, ем

Им

2-е

Ете (ете)

Ите

3-е

Ут (ют)

Ат (ят)

Так что же такое спряжение глаголов? {изменение глаголов по лицам и числам) - Перечислите личные окончания, которые напишите, если выясните что глагол 2 -го спряжения. А если 1 го?

5. Закрепление нового материала.

А) Первичное закрепление изученного.

А сейчас давайте воспользуемся нашей таблицей и проспрягаем глаголы жить,

говорить в тетради, выделяя окончания и ставя ударение. От предыдущей работы отступите одну строчку.

Я жив у говор ю

Ты жив ешь говор ишь

Он жив ет говор ит

Мы жив ем говор им

Вы жив ете говор ите

Они жив ут говор ят

Ударными или безударными были окончания глаголов, которые мы спрягали?

жить! (К 1-му)

К какому типу спряжения отнесем глагол говорить? (Ко 2-му)

Подпишите тип спряжений на пустой строчке.

"-Как вы думаете, безударные окончания будут такими же или будут чем- то

отличаться? (предположения детей)

Проверьте свои предположения, прочитав об этом правило на стр. 189.

Б) Работа с правилом.

Правило прочитает.

Так какими будут ударные и безударные окончания у глаголов одного и того же

спряжения? (Они будут одинаковыми)

Как определяется спряжение глаголов с ударными окончаниям? (Спряжение

определяется по окончанию)

В) Закрепление изученного материала (самостоятельная работа)

Упражнение 437

Взаимопроверка

6. Дополнительный материал.

Игра «Лото»

У вас на партах на листочке даны глаголы. Закройте каждый глагол

карточкой, на которой указано время, число, лицо и спряжение. Работаем в парах. (2 ученика у доски)

А теперь аккуратно закрываем тетрадкой, плотно прижимаем и

переворачиваем. У вас должна получиться картинка. Проверьте себя.

Молодцы!

7. Подведение итогов.

С чем новым мы сегодня познакомились на уроке?

Какие глаголы относятся к 1- му спряжению? Какие ко 2-му?

8. Домашнее задание .

Упражнение 439, выучить окончания глаголов I и 2 спряжения


На вопрос Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения скажите правило! заданный автором Европеоидный лучший ответ это




спряжение глаголов





Ко II спряжению относятся:





греть, тянуть, таять.
Примечание.

Лина
Гений
(76654)

Ответ от Присосок [новичек]
спс


Ответ от Egorr Valov [новичек]
Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. Правила
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
При спряжении изменяются окончания глаголов.
Глаголы I спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).
Глаголы II спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Проспрягаем глаголы расти, работать, стоять, держать, кормить.
спряжение глаголов
Спряжение глаголов определяется двумя способами:
– по личному окончанию, если оно ударное:
петь – поёшь, поёт, поют (I спр.); сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.);
лежать – лежишь, лежит (II спр.); греметь – гремишь, гремит (II спр.);
– если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется
по суффиксу неопределённой формы.
Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:
1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять);
2) определить, какая гласная стоит перед -ть.
Ко II спряжению относятся:
– глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить);
– 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;
– 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.
Например: задышать, присмотреть, перегнать.
К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть:
греть, тянуть, таять.
Примечание.
По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя:


Ответ от Простота [активный]
Какое личное окончание следует писать у той или иной части речи? Этот вопрос довольно часто возникает у школьников, но только в том случае, если последний слог какого-либо слова стоит в безударном положении. Ведь именно в таких ситуациях очень сложно расслышать ту букву, которую следует писать в окончании. Особенно это касается глаголов. Общие сведения То или иное личное окончание глаголов зависит полностью от того, к какому спряжению относится данное слово. Умея правильно определять его, вы никогда больше не зададитесь подобным вопросом. Личное окончание глаголов, стоящих в ударном положении С ударными окончаниями (личными) глаголов всегда все понятно. Ведь буква, стоящая в таком положении, слышится максимально отчетливо и является проверочной. Приведем несколько примеров: следишь, кипишь, творишь и пр. Как видите, все окончания данных слов являются ударными, то есть они пишутся в точности так же, как и слышатся (произносятся). Правописание безударных личных окончаний глаголов В том случае, если окончания глаголов находятся в безударном положении, то определить правильное написание той или иной буквы становится проблематично. Именно поэтому требуется обратиться к соответствующему правилу. Оно гласит, что все глаголы в русском языке относятся или к первому спряжению, или ко второму. Спряжение первое Все глаголы в форме инфинитива, оканчивающиеся на -оть, -ать, -еть, -ять, -ыть и –уть, относятся к 1-му спряжению: таять, копать, мокнуть и пр. Личное окончание данных слов, стоящих в безударном положении, имеет букву «е». Приведем пример: таешь, таем, копаем, копаешь, копаете, мокнешь, мокнете, мокнем, мокнет, тает и пр. Однако в 3 лице мн. числа глаголы 1-го спряжения имеют следующие окончания: –ут или –ют. Например, копают, мокнут, тают и пр. Спряжение второе Все глаголы, стоящие в инфинитиве и оканчивающиеся на -ить следует относить ко 2-му спряжению: пилить, гордиться, молить и пр. Личные окончания данных слов, стоящих в безударном положении, имеют букву «и». Приведем пример: пилишь, пилит, пилим, пилите, гордимся, гордишься, молите, молишь, молит и пр. Однако в 3 лице мн. числа глаголы 2-го спряжения имеют следующие окончания: –ат или –ят. Например: пилят, гордятся, молят и пр. Исключения из правил Теперь вам известно, какие гласные в личных окончаниях глаголов следует писать, если они стоят в безударном положении. Для этого требуется лишь определить спряжение, поставив данную часть речи в неопределенную форму. Однако в этом правиле есть свои исключения. Рассмотрим их более подробно: Брить, стелить. Несмотря на то что данные слова имеют на конце –ить, их все равно следует относить к 1-му спряжению, так как это исключение. Соответственно, их личные окончания будут иметь гласную букву «е» (-ют, -ут). Приведем пример: стелешь, стелете, стелем, бреешь, бреем, бреете, бреют, стелют и пр. Терпеть, обидеть, видеть, зависеть, смотреть, вертеть, ненавидеть, дышать, слышать, гнать, держать. Несмотря на то что данные слова имеют на конце –еть и –ать, они все равно относятся ко второму спряжению, так как это исключение. Соответственно, их личные окончания будут иметь гласную букву «и» (-ят, -ат). Приведем пример: обидишь, видишь, зависим, смотрим, вертит, ненавидит, дышит, гонят, держат и пр. Слова-исключения следует заучить и запомнить, так как очень многие школьники делают в них ошибки. Разноспрягаемые слова Зная правописание безударных личных окончаний глаголов, можно довольно быстро и легко составить грамотный текст. Однако следует отметить, что в школьной программе дисциплины «Русский язык» уделяется особое внимание не только спряжениям и словам-исключениям, но и таким лексическим единицам, которые являются разноспрягаемыми. К ним относятся следующие: хотеть, бежать. Почему же они так называются? Дело в том, что в разных лицах данные сл


Ответ от Иван Горковенко [новичек]
. Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. Правила
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
При спряжении изменяются окончания глаголов.
Глаголы I спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).
Глаголы II спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Проспрягаем глаголы расти, работать, стоять, держать, кормить.
спряжение глаголов
Спряжение глаголов определяется двумя способами:
– по личному окончанию, если оно ударное:
петь – поёшь, поёт, поют (I спр.); сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.);
лежать – лежишь, лежит (II спр.); греметь – гремишь, гремит (II спр.);
– если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется
по суффиксу неопределённой формы.
Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:
1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять);
2) определить, какая гласная стоит перед -ть.
Ко II спряжению относятся:
– глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить);
– 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;
– 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.
Например: задышать, присмотреть, перегнать.
К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть:
греть, тянуть, таять.
Примечание.
По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя:
жить – живёшь, живут (I спр.); шуметь – шумишь, шумят (II спр.).

Инструкция

Переходные глаголы способны образовывать словосочетания глагола в связке с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога:
- «купить («кого?», «что?») книгу»;
- «взять («кого?», «что?») ее с собой»;
- «получить («кого?», «что?») пять».

Категория переходности/непереходности глагола хоть и относится к признакам, однако тесно связана с его лексическим значением в конкретном высказывании. Один и тот же глагол в может быть одновременно непереходным и переходным в зависимости от контекстного значения. Список таких глаголов имеет тенденцию к расширению. Сравните: «гулять по улице - гулять собаку».

Окончание - важная морфема в русском языке, в отличие от большинства иностранных языков. Именно она связывает слова между собой, превращая их в словосочетания и предложения. Умение поставить окончание правильно, важно для письма и правильной речи.

Инструкция

Окончание в русском языке имеется у всех частей речи, кроме наречий и деепричастий (именно поэтому они не изменяются). С помощью правильно поставленного вопроса можно с легкостью определить, как должно писаться безударное окончание у конкретного слова.

Если вы хотите определить, имеет прилагательное, то вам поможет вспомогательное слово-вопрос «какой?». По его ударному окончанию видно, какая буква должна писаться в проверяемом слове. Например: «Доброго человека трудно не заметить» - задайте вопрос: «человека (какого?) доброго». Правильное окончание «ого».

То же самое относится к причастиям и порядковым числительным, отвечающим на вопросы «какой?/который?». Например: «С уходящей платформы» - «платформы (какой?) уходящей».

Окончания бывают мягкими и твердыми. Поэтому иногда вопрос и проверяемое слово могут немного не совпадать в . В таких случаях, смотрите по смыслу. Часто взаимозаменяемы, например, «ой-ый-ий», «ого-его», «ому-ему», «ым-им», «ом-ем».

В притяжательных прилагательных (кроме и. п. и в. п.) и тех, что от названий календарных месяцев, перед окончанием присутствует мягкий знак. Например, «лисьего», «октябрьский».

Также правильно заданный вопрос помогает определить окончание у существительных и глаголов. Отвечая на вопросы «кто?, что?» (у существительных) и « ?, что сделать?» (у глаголов), вы получаете начальную форму слова, по которой и нужно определять, как окончание в слове.

Видео по теме

Полезный совет

Будьте внимательны, вопрос задается от главного слова (чаще это существительное) к зависимому. Если не сохранить эту логику, то можно получить неправильный результат.

Термин «глагол» пришел в нашу речь из Древней Руси. В те далекие времена славяне называли свою азбуку «глаголицей». В современном языке эта часть речи занимает важное место. Глагольные слова часто встречаются в предложениях, вместе с подлежащим составляют грамматическую основу. Глагол обладает рядом грамматических признаков, может быть главным и второстепенным членом предложения.

Инструкция

Действие и состояние предмета передаются с помощью , имеющих неизменяемые признаки совершенного или несовершенного вида, переходности - непереходности, возвратности – невозвратности и спряжения.

Несовершенный более употребителен в нашей речи. Обычно морфемы помогают образовать от него совершенный: «смотреть – посмотреть», «кричать – крикнуть». Но бывает и наоборот: « – сшивать», «решить – решать». Такие глагольные варианты представляют видовые пары.

Если глаголы могут управлять существительными, которые стоят при них в форме винительного падежа, и связь между ними выражена без помощи предлога, значит, они будут считаться : «показать», «варить», « ». Непереходным несвойственна подобная подчинительная связь: «отсутствовать», «приглядеться», «посидеть».

Находящийся на суффикс –ся (-сь) говорит о том, что глагол возвратный. У невозвратных такой суффикс отсутствует. Следует запомнить, что возвратность свидетельствует о непереходности.

На спряжение указывает набор окончаний при изменении по лицам и числам. Просто узнать этот признак, если личное окончание глагола ударное. В случае если спряжение не устанавливается , необходимо обратить внимание на инфинитив. Все, исключая «брить» и «стелить», глаголы, оканчивающиеся на –ить, и несколько исключенных из этого списка (на -еть, -ать) - составляют II спряжение. Остальные представляют I спряжение. Среди глаголов выделяются несколько разноспрягаемых: «хотеть», «бежать», «чтить».

Существующая категория наклонения глагола помогает установить, как соотносятся производимые действия с реальностью. Глагольные слова в каждом из наклонений обладают определенным набором признаков. Глаголами изъявительного наклонения передаются действия, происходящие в действительности. К ним применяется понятие категории времени. Настоящему и будущему времени свойственно изменяться по лицам и числам, а прошедшему, вместо лица, по родам. Повелительное содержит побуждение к действию. Подобная форма глагола может составлять единство со словами «да», «давай(те)», «пусть». На возможность, определенные условия действий указывает условное наклонение, в котором глагол обязательно стоит в прошедшем времени и имеет при себе частицу «бы (б)».

При могут отсутствовать производящие действия лицо или предмет. Назначение подобных глагольных слов – передать различные состояния природы или человека. У них соответствующее название - «безличные». Примеры употребления таких глаголов в безличных предложениях: «За окном темнело», «Меня знобит».

Обычное назначение глагола в составе предложений – выполнять роль сказуемого. Синтаксические функции расширяются при употреблении его в : здесь он может быть подлежащим, выполнять функцию предложения. Рассмотрите разные варианты: « Свистать (сказ.) всех наверх!», «Туристы стали осторожно продвигаться (часть сказуемого) вперед», «Учиться (подлеж.) всегда пригодится», «Гости просили включить (дополн.) музыку погромче», «Мальчик изъявил желание серьезно заняться (опред.) волейболом», «Я приехал повидать (обст.) тебя».

Обратите внимание

Ученые-лингвисты имеют две точки зрения по поводу образованных от глаголов причастий и деепричастий: выделяют как самостоятельные части речи или глагольные формы.

Источники:

  • Общая характеристика глагола как части речи

Глагол является одной из знаменательных частей речей, которая обозначает процессуальный признак предмета, то есть действие, состояние или отношение. Глагол характеризуется грамматическими категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.

Правописание окончаний

Все глаголы принято разделять на две группы: глаголы, которые относятся к первому спряжению, и глаголы, которые отностся ко второму спряжению. Ко второму спряжению можно отнести все глаголы на –ить (исключениями являются «брить», «стелить», « »), а также глаголы-исключения на –еть и –ать («гнать», «дышать», «смотреть», «видеть», «слышать», «вертеть», «обидеть», «терпеть», «зависеть», «ненавидеть», «держать»). Все остальные глаголы принято относить к первому спряжению.

Примечание: существует несколько разноспрягаемых глаголов, которые нельзя отнести ни к первому, ни ко второму спряжению: «дать», «создать», «есть», «бежать», «хотеть».

В случае, если у глалога присутствует приставка обез-, обес- переходные, он по второму спряжению, в противном случае – по первому спряжению.

Если глагол первого спряжения стоит в будущем времени, то окончание –ете. Если поставить такой глагол в , окончание меняется на –ите. Например: «Вы вышлете на этой неделе письмо», но «Вышлите срочно документы».

Мягкий знак (ь) в глаголах

Мягкий в нескольких случаях. Первый - начальная форма глагола. Второй - когда глагол ставится в повелительное наклонение. Третий - глаголов второго лица единственного числа в настоящем и простом будущем временах. Четвертый - в возвратных глаголах.

Например: «писать», «исправь», « », «погнулись».

Мягкий знак не пишется в форме третьего лица единственного числа настоящего или простого будущего времен.

Например: «умывается».

Правописание суффиксов

Глаголы с суффиксами –ыва- и –ива-, которые имеют значение несовершенного вида, пишутся с гласными –ы- и –и-.

Например: «размазывать», «упрашивать», «настаивать», «свертывать», «заваливать», «выкидывать».

Глаголы несовершенного вида с суффиксами –ва-, которые имеют форму первого лица, можно проверить по написанию гласной перед буквой «в».

Например: «заст-а-ва-ть - заст-а-ть».

Примечание: в некоторых глаголах-исключениях на –вать пишется суффикс –ева- на месте непроверяемого безударного гласного: «затм-ева-ть - затмить»; «продл-ева-ть - продлить»; «встр-ева-ть - встрять»; «обур-ева-ть - уборить» и т.д.

Также различают глаголы, заканчивающиеся на –еть и на –ить. Глаголы, оканчивающиеся на –еть, - это неперходные глаголы 1-го спряжения. Они имеют значение «приобрести чей-то признак, стать каким-нибудь».

Например: «посуроветь», т.е. «стать суровым»; «обессилить», т.е. «стать бессильным»; «обездушить», т.е. «стать бездушным» и т.д.

Глаголы, которые оканчиваются на –ить, – это переходные глаголы . Они имеют значение «наделить каким-либо признаком, сделать объект каким-нибудь».

Например: «обезболить», т.е. «прекратить боль»; «обессилить», т.е. «лишить сил»; «обезвредить, т.е. прекратить вред» и т.д.

Глаголы, которые оканчиваются на –енеть и –енить, в своем написании не согласуются с соответствующими относительными прилагательными, в которых пишется в буква «я», например: «кровяной», «травяной», «деревянный» и т.д. Исключение составляют глаголы «багрянеть» и «багрянить», в которых пишется буква «я» так же, как в «багряный».

Видео по теме

Ударным. Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется по гласной в сильной позиции. Глаголы 1-го спряжения будут иметь окончания –ет, -ем, -ете, -ут(-ют), -у (-ю) или –ешь, например, «зовешь», «ведешь». Глаголы 2-го спряжения будут иметь окончания -ишь, -им, -ит, -ите, -ат, -ят, например, «горишь», «спят».

Если не имеет ударения в личном окончании, то его спряжение следует определять по инфинитиву, то есть по безличной форме. Если безличная форма оканчивается на –ить, следовательно, перед вами глагол 2 спряжения. Исключениями являются следующие : , стелить, зыбиться и зиждиться.

Ко второму спряжению также ряд с окончанием на –еть и на -ать: смотреть, видеть, зависеть, терпеть, ненавидеть, вертеть, обидеть, слышать, дышать, держать, гнать. Этот необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок. Все остальные глаголы без ударения в личном окончании являются глаголами 1 спряжения.

Кроме глаголов 1 и 2 спряжения различают и разноспрягаемые глаголы. Одни формы у них образуются согласно первому спряжению, а другие - согласно второму. Среди них такие глаголы, как хотеть, бежать, чтить, брезжить. К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе образуется по правилам 1 спряжения, а во - по образцу второго.

Видео по теме

Обратите внимание

1)Глаголы спрягаются только в двух временах: в настоящем и будущем. 2)Все исключения необходимо запомнить. 3) В сложных глаголах спрягается глагол «быть», а смысловой глагол остается в безличной форме. 4) Глаголы «есть» и «дать» спрягаются по архаичному образцу

Источники:

  • 1 спряжение примеры
  • Урок № 5

Существует два понимания спряжения, широкое и узкое. В широком понимании спряжением называется изменение глагола по временам, лицам, числам и наклонениям. А в узком смысле спряжением называют изменение глагола по числам и лицам. Давайте посмотрим, как определить спряжение.

Инструкция

В выделяется два спряжения, различающиеся личными окончаниями. Глаголы с окончаниями -ем, -ет, -ете, -ешь, -ут, -ют относят к первому спряжению. Глаголы, оканчивающиеся на -ишь, -ите, -ат, -ят, -им, -ит относятся ко второму спряжению.

Существует алгоритм, помогающий без труда определить спряжение глагола. Во-первых, сначала следует определить, ли на окончание глагола . Если падает, получается, гласная в окончании данного глагола автоматически становится в сильную позицию. Если ударение на окончание не падает, то спряжение определяют по глагольной теме или по суффиксу. Если взять глаголы с безударным окончанием –ить, то все они относятся ко второму спряжению. К нему же относятся и исключения из правил: гнать, держать, видеть, смотреть, вертеть, обидеть, дышать, ненавидеть, слышать, зависеть, терпеть.

Все без исключения остальные глаголы, имеющие безударное окончание, относят к первому спряжению. К тому же спряжению относятся также некоторые глаголы см окончанием –ить. Только в этих глаголах звук «и» включен в состав , а чередуется он со звуками «э» и «й». Среди этих глаголов числятся: пить, шить, брить, бить, лить и прочие.

А вот глагол «стелить» а такой же форме используется лишь в инфинитиве, а его личные образовываются от глагола «стлать», который относится к первому спряжению.

Есть и разноспрягаемые глаголы. К ним относятся глаголы «хотеть», «бежать», а также их производные. Так глагол «хотеть» в единственном лице склоняется по образцу первого спряжения, а вот во уже по образцу второго.

Глагол «бежать» в единственном числе в форме 1-го и 2-го лица склоняют по образу первого спряжения, во всех остальных случаях – по образу спряжения второго.

Грамматическая категория – лицо служит для выражения отношения субъекта действия к говорящему. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Это основные характеристики глагола, которые надо уметь определять и отражать в морфологическом разборе.

Инструкция

Лица зависят от субъекта действия. Им может быть сам говорящий («я пишу»), тогда глагол употребляется в форме 1-го лица ед. числа. Действие, производимое группой лиц, среди которых находится говорящий, тогда выражается формой 1-го лица мн. числа («мы пишем»). Если действие производится одним собеседником, то глагол выступает в форме 2-го лица ед. числа («ты »), а если несколькими собеседниками или группой лиц – то 2-го лица мн. числа («вы пишете»). Действие, которое совершается тем, кто не является ни говорящим, ни собеседником, выражается 3-м лицом ед. числом («он/она пишет»), если же производители действия выступают в количестве больше одного, употребляется форма 3-го лица мн. числа («они пишут»).

Глаголы настоящего и будущего времени изъявительного наклонения представлены во всех шести формах. В прошедшем времени, а также в сослагательном наклонении показателями лица являются личные местоимения («я писал», «ты писал», «он/она писал(а)», «мы писали», «вы писали», «они писали»).

Личные окончания глаголов зависят от спряжения:

I спряжение II спряжение
1. Глаголы не на -ИТЬ: работать , писать , бегать , играть , бороться , идти , грести , полоть, пренебрегать 1. Глаголы на -ИТЬ: строить , носить , учить , белить , будить , говорить
2. Глаголы брить , стелить , зиждиться 2. Глаголы: гнать , держать , смотреть , видеть, дышать , слышать , ненавидеть , обидеть , терпеть, зависеть , вертеть и все приставочные образования от этих глаголов: пригнать , отвертеть
Личные окончания глаголов настоящего времени I спряжения: -у /-ю; -ешь;-ет; -ем; -ете; -ут /-ют: стелет – стелют Личные окончания глаголов настоящего времени II спряжения: -у / -ю; -ишь; -ит; -им; - ите; - ат /-ят: клеит – клеят, слышит слышат.
Запомните: 1. Правописание личных окончаний у глаголов с приставкой ВЫ- проверяется бесприставочным вариантом: выспишься спишь ; высидят сидят . 2. Глаголы на -ЯТЬ относятся к I спряжению, поэтому не следует путать их с глаголами II спряжения на -ИТЬ: блеять , каяться , лелеять , надеяться , реять , сеять , таять , чаять , чуять . 3. В форме повелительного наклонения 2-го лица мн.ч. независимо от типа спряжения пишется окончание -ИТЕ: Смотрите ! Стелите ! 4. Следует различать безударные окончания форм будущего времени на -ЕТЕ и повелительного наклонения на -ИТЕ: Вы не вытрете пятно ? – Вытрите , пожалуйста , пятно . Вы сейчас прыгнете ? – Прыгните же наконец !

Суффиксы глаголов

Правило Примеры
1. Различение суффиксов -ова-/-ева-/-ыва-/-ива- зависит от формы настоящего времени: если суффикс исчезает, то пишется -ова-/-ева-, если суффикс сохраняется, то пишется -ыва-/-ива- Проповедовать – проповедую Настаивать – настаиваю
2. Глаголы с суффиксом -енеть непереходные, с суффиксом -енить – переходные Остолбенеть Леденить
Суффикса «-янить» в русском языке не существует!
3. В форме прошедшего времени глагола перед -л- сохраняется суффикс инфинитива Залая ть залая л , клеи ть клеи л
4. В глаголах с приставкой ОБЕЗ(С)- суффикс -И-, если глагол переходный. Если глаголнепереходный, то суффикс -Е- Пожар обезлесил местность. Рана обескровила солдата Местность обезлесела от пожара . Солдат обескровел от раны

Разноспрягаемые глаголы

Некоторые глаголы русского языка при образовании личных форм настоящего и прошедшего времени имеют особые соотношения основ. Это так называемые изолированные, или разноспрягаемые, глаголы: быть , бежать , дать , есть , ехать , зиждиться , зыбиться , идти , мяукать , надоесть , чтить , хотеть и приставочные образования от глаголов быть , дать , есть .



1. Разноспрягаемые глаголы хотеть , бежать , брезжить имеют окончания и I, и II спряжений: бежит бегут ; хочет хотят ; брезжит брезжут .

2. Глаголы быть , ехать и их приставочные варианты в формах наст. и прош. времени имеют разные основы: бы- / буд-; еха- / ед- (будет – ­ был ; едет ехал ).

3. Глагол идти , а также глаголы на -ЙТИ (найти , пройти ) имеют супплетивные основы на -Ш- (т.е. форма одного и того же слова образована от разных корней и основ): идёт , идут шёл , шла , шло , шли ; найдёт , найдут нашёл , нашла , нашло , нашли . Следует знать особенности в изменении глаголов клясть , реветь : кляну , клянёшь , клянут клял , кляла , кляли ; рев-у , рев-ёшь , рев-ут – но: реве-л, реве-ла , реве-ли (в корне чередование Е с нулём).

Суффиксы причастий

Необходимо различать суффиксы действительных и страдательных причастий, для этого важно знать, от каких глаголов они образованы. Причастия, обозначающие признак объекта, который сам производит действие, называются действительными, или активными. Такие причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени при помощи суффиксов -ущ-/-ющ- (от глаголов I спряжения) и -ащ-/-ящ- (от глаголов II спряжения): ищут ищущий ; думают думающий ; смотрят смотрящий , держат держащий . А действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -ш-/-вш- от основ глаголов неопределённой формы: читать читавший , плыть плывший, нести – нёсший .

Причастия, которые обозначают признак объекта, который испытывает на себе действие другого объекта, называются страдательными, или пассивными. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени при помощи суффиксов -ом-/-ем- (от глаголов I спряжения) и суффикса –им- (от глаголов II спряжения): исследуют исследуемый ; движут движимый . Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы глагола совершенного вида с помощью суффиксов -нн-/-т-/ённ-/-енн-: купить купленный ; вымыть вымытый ; унести унесённый ; написать написанный . Страдательные причастия прошедшего времени имеют краткие формы: забытый забыт , забыта , забыто , забыты . Страдательные причастия на -нн- в краткой форме пишутся с одной Н: Статья написана . Продукты куплены . При этом необходимо различать краткие причастия от кратких прилагательных на -НН-. Ср.: Девушка хорошо воспитан а в семье . Девушка тактична и воспитанн а .



Особую трудность представляет правописание гласных перед -НН- в причастиях: если причастие образовано от глаголов на -АТЬ/-ЯТЬ/-ЕТЬ/, то перед -НН- и перед -ВШ- сохраняется суффикс инфинитива: обвеша ть обвеша нный ; настоя ть настоя нный ; увиде ть увиде нный ; тая ть тая вший . В причастиях от глаголов на -ИТЬ буква И суффикса инфинитива меняется на Е: усили ть усиле нный ; нагрузи ть нагруже нный ; успокои ть – успокое нный ; склеи ть – склее нный . В причастиях от глаголов на -ЧЬ в суффиксе тоже пишется буква Е: стри чь стриже нный .

Запомните правописание некоторых причастий прошедшего времени, суффиксы которых не зависят от спряжения глагола.

Завешенные тюлем окна. Плохо навешенная дверь. Обвешенный покупатель. Развешенный на порции провиант. Свешенный на тросе груз. Увешенный на килограмм товар. Завешанная картинами гостиная. Навешанные в два ряда картины. Обвешанные оружием солдаты. Развешанное для просушки бельё. Свешанное продавцом мясо. Увешанные орденами ветераны.
Помешенный с вечера раствор. Перемешенная глина. Замешенное тесто. Смешенное тесто. Выкаченная из подвала бочка. Помешанный ложечкой чай. Перемешанные билеты на экзамене. Замешанный в преступлении человек. Смешанный лес. Смешанное число. Выкачанная из скважины нефть.
Выстрелить – выстреленный застрелить – застреленный пристрелить – пристреленный подстрелить – подстреленный прострелить – простреленный Настрелять – настрелянный обстрелять – обстрелянный отстрелять – отстрелянный перестрелять – перестрелянный пострелять – пострелянный пристрелять – пристрелянное ружьё расстрелять – расстрелянный