Литературно Музыкальная композиция Сердцу милый уголок.doc - Литературно- музыкальная композиция Сердцу милый уголок. Музыкально-литературная композиция «Родной свой край люби и знай Литературно музыкальная композиция о родном городе

  • Дата: 28.01.2024

Литературно – музыкальный урок

«Край, в котором я живу».

Тема: Край, в котором я живу.

Цели: - пробудить интерес у учащихся к истории возникновения своего города, углубить знания об истории и музыке родного края, побудить к активному исполнительству.

Развитие интереса самообразования, кругозора, внимания, памяти, умение пользоваться дополнительной литературой с целью поиска нужной информации; развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Воспитывать детей нравственно и эстетически, прививать любовь к родному краю, воспитывать патриотические чувства.

Ход урока:

1. Люблю тебя моя Россия

За ясный свет твоих очей,

(Песня «Расцветай, моя Россия»)

(под музыку Эдварда Грига, с показом фотографий)

Разорвавши Полярный Круг,

Поезд к дому несётся быстрее,

Здравствуй, север, мой верный друг,

Нет на свете тебя роднее.

Смотрят в окна глаза озёр,

Машут радостно лапами ели,

И жемчужные шапочки гор

Уж виднеются еле – еле.

И встаёт в ожерелье огней,

Вновь гостей у ворот встречая,

Кандалакша – цель жизни моей,

Королева Полярного края!

(Т. Фабрициева)

Наш город – частица нашей большой страны. Мест красивых в России немало, но каждый дорожит и любит край, в котором родился и вырос. И даже не надолго покидая свой город, мы вспоминаем его теплыми словами

Русокосая, синеглазая,

Ты стоишь над крутой

Беломорской волной!

Кандалакша моя,

Северянка моя,

Заполярный мой город родной!

ГИМН Кандалакши

Мы живём далеко – далеко на Севере, за Полярным кругом. Вот и мы сегодня поговорим о нашем родном городе и о земле, на которой живём. В этом году наш город – отмечает 500 - летие упоминания в ростовской летописи.

А) - С незапамятных времён люди знали, что где–то в стране северного ветра, есть таинственная страна Лапландия, где живут счастливые люди. Правда, ходят они в звериных шкурах, но дух у них не звериный, а человечий. Полгода в этой стране тёмная ночь, много снега, вьюга да мороз. Люди верили, что в этой стране в обледенелых избушках живут колдуны и злые заклинатели, посылающие снежные бури и зажигающие на небе волны зелёного и малинового огня.

Другие же, например, жители нашего края считали, что в тундре живёт лиса – чародейка. Махнёт она пушистым хвостом: по снегу – искры идут, вверх поднимаются, огнём разгораются.

Что это за явление природы? (Северное сияние – показ фото).

И я приглашаю ………Она расскажет стихотворение о том, как появились самые первые жители в этих краях.
Дмитрий Ушаков Под сполохи полярного сиянья…

Под сполохи полярного сиянья,
Лаптями стёжку протоптав в снегу,
Однажды к морю вышли россияне
И замерли толпясь на берегу.

Они дивились шири необъятной,
Могучим глыбам голубого льда.
И порешили не ходить обратно,
У моря поселиться навсегда.

На нашей земле в те далёкие времена жили люди, которые были меткими охотниками и удачливыми рыбаками. Шили себе одежду из шкур, жили в жилищах, которые представляли собой полуземлянку, полушалаш, покрытый берестой и дерном.

Кто мне скажет, как называется это жилище? (Вежа)

С того вежного времени появилось у саамов любимое животное. Оно кормит, одевает и обувает. Одежда из его шкур тёплая, лёгкая и красивая.

Что это за животное? (олень – показ фото)

Так и жили на нашей земле люди в оленьих шкурах. Не боялись ни комаров, ни гнуса, ни дремучих лесов, а ещё пели весёлые песни и играли в игры.

(игра «Олень»)

Б) Прошло много – много лет. В 11 – 12 веке в наши края стали проникать русские люди – новгородцы, архангело-городцы (16в.). Наш край был очень богат: много пушнины, рыбы, жемчуга. На месте Кандалакши сначала было построено несколько рыбацких домиков. Люди приходили сюда и оставались. Так возникло поселение, которое позднее стало называться – Кандалакша. Уже в 1517 году в ростовской летописи упоминается селение Кандалакша, когда послы с нашего севера пришли в Москву просить освятить церковь и крестить лопарей. Как старинное поморское село Кандалакша – была известна давно, а статус города получила 20 апреля 1938 года.

(фото «Старый город»)

……………… прочитают стихотворение, в нём говорится о том, какой была Кандалакша в далёкие, давние времена.
Кандалакша. А. Хоменко .


Кандалакша – село поморское
Вдоль залива, да под горой,
Избы серые, лодки плоские,
Ветер носится стороной.

Избы серые, лодки плоские,
Но незримо прошли года,
И плывут корабли громоздкие,
И приплывают сюда.

А по улицам светло – каменным,
Путь далек до деревни той,
Что ютилась веками давними
Вдоль залива да над горой.

Кандалакша – откуда произошло это название?

К сожалению, нет однозначного ответа на этот вопрос.

(ответы)

Старожилы нашего города помнят, что часть села Кандалакши, лежащая на левом берегу реки Нива, называлась Зарецкая сторона или Малая сторона, а на правом берегу – Деревня. Селение со временем разрасталось, появились порт, лесозавод, рыбоконсервный завод, а главное построена – железная дорога и край стал меняться.

(звучит отрывок из песни «Священная война»: сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)

С первых же дней войны Кандалакша стала прифронтовым городом. Многие кандалакшцы ушли в армию. Они воевали на различных фронтах В. О. войны, в том числе и в Заполярье.

25 июня Советское информбюро сообщило: «24 июня 4 немецких самолёта пытались бомбардировать район Кандалакши». Но границу на Кандалакшском направлении фашистские захватчики перешли 1 июля. Бои были жестокими.

Немецкие войска рвались к нашему городу, имея приказ взять его не позднее 15 июля. В своих планах гитлеровцы особое внимание уделяли выходу к Белому морю. Это дало бы им возможность отрезать незамерзающий порт от центра страны. Много досталось и ж. д. узлу, электровозному и паровозному депо.

Кандалакшу гитлеровские самолёты бомбили по 15 - 16 раз в сутки, сбрасывая крупные фугасы и тысячи зажигательных бомб. В первый же налёт сгорел хлебозавод. На станции пылали вагоны с грузом и цистерны с горючим; повреждена контактная сеть и линия связи.

Промышленность города перешла на производство вооружения, боеприпасов и снаряжения. С первых дней тяжёлых боёв на Кандалакшском направлении в город хлынул поток раненых. Десятки женщин города пошли работать санитарками, медсёстрами и уборщицами в госпитали. Например, в школе № 1 в годы войны располагался эвакогоспиталь.

«Всё для фронта! Всё для победы!» - под этим лозунгом, ставшим главным для всего советского народа, жили и трудились кандалакшане.

82 дня шли тяжёлые, кровопролитные бои, когда мы отступали, но гитлеровцы продвинулись от границы на 75 км, потеряв при этом около 25 тысяч солдат и офицеров. Они не смогли выполнить задачу – выйти к Кандалакшскому заливу.

Сейчас о былых сражениях напоминают лишь скорбные памятники – обелиски. Это – наша вечная память, наша скорбь.

Очень много солдат погибло, защищая нашу Родину, и в память об их подвиге поставили памятники, обелиски. И ………………………… прочитают стихотворение «Обелиски Заполярья».



Стоят, чтобы память о страшной войне
Осталась гореть в поколеньях!

Здесь, кровь оставляя на взрытом снегу,
Шли воины грудью на доты…
Словами я вряд ли поведать смогу
Про подвиг бессмертный пехоты!

Громили, крушили, сметали врага
На суше, и с неба, и в море!
Победа досталась, скажу не солгав,
Ценою страданий и горя.

Стоят обелиски на Кольской земле,
Как быль о минувших сраженьях.
Стоят, чтобы помнить о страшной войне
Осталась гореть в поколеньях.

(показ фото – памятники воинам)

Прифронтовой город, на подступах к которому три года находились вражеские войска, выстоял и победил, благодаря мужеству и героизму его защитников. Ценой своих жизней погибшие защитники не пустили гитлеровцев в Кандалакшу, остановили врага на рубеже Верман. Многие улицы нашего города названы их именами.

(презентация «Улицы города»)

(чтение стихотворения

Я люблю этот маленький город,

Я люблю этот северный край,

Хоть здесь стужа господствует, холод,

Ветер воет в кустах разгуляй.

Я люблю здесь скалистые горы,

И леса, и холмы, и поля,

Синеокие реки, озёра,

В белой пене седые моря.

Городок так раскинулся чудно,

Окружён и рекой, и заливом,

Хоть известным назвать его трудно,

Со своим колоритным мотивом.

Летом в зелени он утопает,

В ярких красках рябина цветёт,

И берёза косу заплетает,

И черёмухи запах влечёт.

Хоть и узкие улочки, что ж,

И не так высокИ здесь дома,

В сказку Севера ты попадёшь,

Когда в город приходит зима.

На деревьях серебряный иней,

Белым пухом покрыты просторы,

В ясный день небосвод синий - синий,

В белых шапках красуются горы.

Я люблю этот сказочный город,

Я люблю этот северный край,

Для меня ты всегда будешь молод,

Кандалакша, живи, процветай.

(песня о Кандалакше)

17 октября 1984 года указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы В. О. войны, и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, город Кандалакша награждён орденом Отечественной войны 1 степени.

(показ книги «Колокола нашей памяти»)

Г) – Ещё не закончилась война, пришлось кандалакшцам всё по сути делать заново: строить и восстанавливать разрушенное.

В 1944году возобновили прерванные работы по строительству Нива ГЭС -3 – ощущался острый недостаток в электроэнергии.

Алюминиевый завод – его строительство возобновилось вскоре после окончания войны, а в 1951 году он выдал первый металл.

Широкое развитие получили культура, народное образование и здравоохранение.

В начале 50-х годов строительство ДК «Металлург».

В 1959 г на территории города и района работало 46 школ, в которых обучалось 9 тысяч учащихся.

(показ фото «строительство»)

Д) Неузнаваемо изменилась Кандалакша за последние десятилетия. На месте пустырей и болот встали современные жилые кварталы, протянулись ленты асфальтированных дорог и тротуаров.

(показ фото «Современный город»)

Есть много людей родившихся в нашем городе, которых знает вся страна.

(презентация)

Художники отмечают удивительную палитру нежнейших красок, характерную для Беломорья. (выставка)

Очень многие люди, побывавшие в Кандалакше, влюбляются в этот край, и их тянет сюда снова и снова.

У Белого моря.

Есть город неброский – моя Кандалакша,

Где добрые, светлые люди живут.

Портовые краны над гладью залива,

Здесь скверы и улицы радуют глаз,

Здесь трубы взметнул в небеса горделиво,

Как славу рабочую, труженик КАЗ.

Здесь белые ночи, как сказка красивы,

И смотрятся сопки в озёрную синь.

Полярным сияньем расцвечены зимы,

И иней искрится на кронах осин.

У Белого моря, где скалы, как башни,

В суровом величье покой стерегут,

Есть город неброский – моя Кандалакша

И сердце навеки оставил я тут.

Сегодня мы совершили путешествие из прошлого в настоящее нашего любимого, юбилейного города.

Сценарий историко – литературной музыкальной композиции “Русь, Россия, Родина моя”.

Слово директору школы - На экране просторы России,

    Звучит мелодия “Россия - матушка” (минусовка Жасмин),

на сцену выходит директор школы В.М. Жадова.

Выступление гостей.

    ГИМН РОССИИ

    Звучит: Рахманинов С. «Концерт для фортепиано с оркестром»

(на фоне музыки Буслаева Н.В., Войнова Л.В.)

Нелегок путь России своенравной -

Столетья закаляли ее стать.

Окреп с годами дух самодержавный.

Историю потомкам должно знать.

Русь Древняя под Рюрика началом

Есть власти государственной исток.

История сурово закругляла

Свой первый из пяти лихих виток.

За ним пришло Москвы стоглавой царство,

Прославилась Империя Петра

И Красное Советов Государство,

А ныне - Федерации пора.

Хватило нам на долю испытаний –

Немало пережили мы потерь.

Уходит время разочарований,

Вперед смелее смотрим мы теперь.

Исполнены торжественным волненьем,

Сплотимся крепкой, дружною семьей.

Своим патриотическим раденьем

Поднимем мы Россию – Дом родной!

    Фоновая музыка – «Рассвет на Москва - реке» (начало погромче)

на сцену выходит сказитель Баян. (Алёшин Владимир, 11класс)

Баян: Мне бы в руки звонкие гусли взять

Да потешить вас старой сказкою.

Неспроста нынче начали вспоминать

Призабытую быль славянскую.

Коли крепко помнится о былом

Легче знать, что в грядущем станется,

Так пускай же быль не слывёт быльём,

Пусть вовек старина не старится.

Баян: Русь языческая

Отмахнём по честь тыщу лет назад

Рыща след на тропу троянову.

Поведём свой сказ не на новый лад,

А по замышленью моему, баянову.

И пускай привидится сквозь туман

За посадами и за весями,

Как скитается по Руси Баян,

Собирая приданья с песнями.

    На сцене языческий танец под песню ансамбля Ивана Купала «Полосынька» - 6в класс

    Фоновая музыка «Богатырская симфония» Мусоргского

Баян читает слова на фоне музыки

Баян: Много дней Баян по Руси гулял,

А как в Киев прийти случилося,

Подевился мудрый старик,

Сколько тут чудес приключилося….

Правил Киевом Стольным Владимир князь,

Тот, кто Русь собирал по зёрнышку

И кого преспешники, умиляясь

Называли вслух Красным Солнышком.

И в боях и в пирах был тот князь силён:

Дума скорая, речь умелая.

800, не меньше имел он жён.

Сыновей – аж дружина целая.

С младу князь был язычеством обуян,

Хоть по всей земле зычно кликни – ка:

Ни в своих родных, не в чужих краях

Не сыскать такого язычника,

Он кумирами изукрасил град.

На холмах заблестали в роскоши

Со своим исконным Перуном в ряд

Привозные Хорсы, да Мокоши.

Баян: А теперь войдём же, наконец

С удалой толпою молодецкою

В золотой, резной, теремной дворец

Прямо в гридницу княжескую.

    Музыка «Переполох» танец Скоморохи (7б класс)

    Аренский А.С. «Фантазии» (фоновая музыка до середины слов Антона Кутукова)

Баян: Восседает у князя великий совет,

Воеводы, бояре думные.

Говорит старшином Владимир – свет,

Таковы слова великомудрые.

    Театральная миниатюра - князь Владимир -11класс, Антон Кутуков, Олег Данилов Никита Копнин, Кирилл Полынов, Тимофей Денисенко.

Аз собрал вас нонь не пир пировать,

Думу думать большую, главную:

Как любезной отчиной управлять,

Как упрочивать власть державную?

Друга! Братия верная, гой еси!

Людям бога чтить полагается,

Ан ведь темный люд на лесной Руси

Пням бесчувственным поклоняется.

Не срамно ли нам от других отстать

В веке разума воссиявшего,

Не пора ли новых богов сыскать

Для отечества заплутавшего?

Тут, успевший братину осушить,

Молвит слово Добрыня-дядюшка:

Так каким же ноне богам служить

Повелишь нам, прикажешь, князюшка? -

Князь тяжелой дланью подпер чело.

Видно, долго умом раскидывал,

Чай, немало вер изучил зело.

Тьму пресвитеров перевидывал.

Звали нас Магометов закон принять...

Зол закон на хмельное зелие.

Где же русским людям коран понять,

Коль питье - всей Руси веселие!

От хазарских каганов был посол,

Речью ластился фарисейскою,

Ждал, чтоб Киев-батюшка перешел

В веру ихнюю, иудейскую.

Иудеям короток был ответ:

«Зря своих богов предлагаете,

У самих у вас даже дома нет,

По чужим краям обитаете!»

Нам бы надобно к вере прийти такой,

Чтобы в храмах высоких пелося,

Чтоб, отведав сладости неземной,

Прежней горечи не схотелося!

Потому порешили мы в Корсунь плыть

С нашей знатью большой боярскою,

Там самим креститься и Русь крестить

В веру новую христианскую.

10. Песня « Покаяние» Ледовских Ирина

На экране видеоряд – икона Чудотворная, монастыри, свечи ….

    Аренский А.С. «Фантазии» Фоновая музыка

Ведущий: В 988 году князь Владимир принял на Руси православную христианскую веру. Вера в единого Бога собрала славянские племена и помогла им ощутить себя единым народом. (2 слайда)

    Прокофьев С. «Рыцари» Фоновая музыка (до середины слов Котельного Михаила)

Ведущий: Это был 13 век. Тевтоно – ливонские рыцари двинулись с запада на Русь, объявив новый крестовый поход. Русь привлекала завоевателей своими великими землями и богатствами. Захватчики ждали лёгкой победы над нашим народом, ведь Русь только что пережила кровавый удар монголов.

Котельный Михаил

Поэма « Александр Невский» К. Симонова, по ходу чтения музыка меняется – Прокофьев « Русская конница».

На голубом и мокроватом

Чудском потрескавшемся льду

В шесть тыщ семьсот пятидесятом

От Сотворения году,

В субботу, пятого апреля,

Сырой рассветною порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев тёмный строй.

На шапках перья птиц весёлых,

На шлемах конские хвосты.

Над ними на древках тяжёлых

Качались чёрные кресты.

Оруженосцы сзади гордо

Везли фамильные щиты,

На них гербов медвежьи морды,

Оружье, башни и цветы.

Всё было дьявольски красиво,

Как будто эти господа,

Уже сломивши нашу силу,

Гулять отправились сюда...

Князь перед русскими полками

Коня с разлёта развернул,

Закованными в сталь руками

Под облака сердито ткнул.

«Пусть с немцами нас бог рассудит

Без проволочек тут, на льду,

При нас мечи, и, будь что будет,

Поможем божьему суду!»

А впереди, по звонким льдинам

Гремя тяжёлой чешуёй,

Ливонцы едут грозным клином -

Свиной железной головой.

Был первый натиск немцев страшен.

В пехоту русскую углом,

Двумя рядами конных башен

Они врубились напролом.

Как в бурю гневные барашки,

Среди немецких шишаков

Мелькали белые рубашки,

Бараньи шапки мужиков.

Уже смешались люди, кони,

Мечи, секиры, топоры,

А князь по-прежнему спокойно

Следит за битвою с горы.

Его дружинники скучали,

Топтались кони, тлел костёр.

Бояре старые ворчали:

«Иль меч у князя не остёр?

Не так дрались отцы и деды

За свой удел, за город свой,

Бросались в бой, ища победы,

Рискуя княжьей головой!»

Князь молча слушал разговоры,

Насупясь на коне сидел;

Сегодня он спасал не город,

Не вотчину, не свой удел.

Сегодня силой всенародной

Он путь ливонцам закрывал,

И тот, кто рисковал сегодня, -

Тот всею Русью рисковал.

И, только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, втянулись в бой,

    Фоновая музыка Прокофьев С. «Русская конница»(до конца стиха)

Он, полыхнув мечом на солнце,

Повёл дружину за собой.

Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И, отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты.

Стоял суровый беспорядок

Железа, крови и воды.

На месте рыцарских отрядов

Легли кровавые следы.

Одни лежали, захлебнувшись

В кровавой ледяной воде,

Другие мчались прочь, пригнувшись,

Трусливо шпоря лошадей.

Под ними лошади тонули,

Под ними дыбом лёд вставал,

Их стремена на дно тянули,

Им панцирь выплыть не давал.

Брело под взглядами косыми

Немало пойманных господ,

Впервые пятками босыми

Прилежно шлёпая об лёд.

И князь, едва остыв от свалки,

Из-под руки уже следил,

Как беглецов остаток жалкий

К ливонским землям уходил.

Видео «Александр Невский» (музыка и слова с видео)

    «Полонянки» музыка + видео до конца стиха Архиповой Марии

Ведущий:

Неспешно в годы лихолетья

Потоком бед ползло столетье,

Орда сжигала города.

Был век 14 тогда.

Сметая всё и разрушая,

На Русь пришла беда большая.

И были страшными следы

От злобной поступи Орды.

Чтиво: « Полонянки» - ученица 6А класса Архипова Мария
Полонянки шли степями,

Руки скручены ремнями,

Так девиц и гнали к морю.

Уцелевших же на горе

К персам, к туркам повезли,

Погрузив на корабли.

Турки пленных, как товар,

Покупали у татар.

Бедным девушкам отныне

Не видать земли своей,

И живут они рабынями,

Чтоб качать чужих детей.

Всё в чужих краях не мило –

Солнце, звёзды, соловьи.

Соловьи поют постыло,

Потому, что не свои.

И не радуют цветы

Небывалой красоты.

    На сцене танец «Улетай на крыльях» (видео, музыка с видео)

16. Миниатюра «Дмитрий Донской» без музыки (Блох Эндрю,

Морохов Игорь, Пащенко Георгий, Василов Альберт, Ухов Даниил)

«Не довольно ль, братцы, даром

Отдавать добро татарам?

Сбросить иго, не пора ли?

Сколько лет нас обирали!

Ой, вы, силы молодые,

Выше копья поднимай!

Возомнил себя Батыем

Злой татарин, хан Мамай.

Он путём Батыя старым

Всей ордой пошёл на Русь.

Надо дать отпор татарам.

Я вас в бой вести берусь!»

С чего бы слово мне начать

О славе тех времён?..

Большую, тысяч в триста, рать

Привёл Мамай на Дон.

Она драконом в сто голов

Легла на берегу,

О ней вернее этих слов

Сказать я не могу…

Пришли с войсками Дмитрий-князь

И друг его - Боброк.

Неслышно, крадучись, в туман

Пришли богатыри.

И на семь вёрст раскинут стан,

И ждут они зари…

Поутру Мамай в шатре

Глянул в щёлку узкую

И увидел на заре

В поле силу русскую.

«Ай-ай-ай! - подумал хан. -

Что за наваждение!

Может, так шалит шайтан?

Может, сновидение?»

Хан опять глаза протёр,

Закричал сердито.

Трепеща, к нему в шатёр

Прибежала свита.

«Вы видали эту рать?

Мы её разгоним!

Время битву начинать!

Батыры! По коням!

Поднимайтесь на врага

Золотой ордою!»

Крик в степи: «Олга! Олга!» -

Призывает к бою.

«Мамаево побоище»

Все знают на Руси!..

Там ратники к плечу плечо

С врагом сошлись грудь в грудь,

И места не было мечом

Иль палицей взмахнуть.

Шёл бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

Вот тут-то памятный урок

Был дан врагам-татарам:

Вдруг вывел конницу Боброк,

Что прятал он недаром.

И нанесла такой удар

С отвагою такою,

Что в страхе сонмища татар

Бежали с поля боя.

Мамай бегущих увидал,

Их крики услыхал он,

И сам, как баба, зарыдал,

И сам завыл шакалом.

Никто остановить не мог

Смятенного потока, -

Орда катилась на восток,

Гонимая жестоко.

А сам Мамай, один, на юг

Бежал живым, здоровым,

Но там пришёл ему каюк -

Убит был ханом новым.

Как мне закончить быль мою

О поле Куликовом?

Кому я славу пропою?

Кого прославлю словом?

Руси достойных сыновей -

Отчизны честь и силу,

А князя Дмитрия - Донским

С тех пор прозвал народ.

И слава добрая за ним

До наших дней живёт.

17. Фоновая музыка флейта (до слов «Мать мёртвого сына под вязом…» )

Ведущий: 1480 год - правление Ивана III , собирателя русских земель.

18. Чтиво « Казачья легенда» - Амирханян Анна

Давно, страсть давно, ах, и в те времена

Морила, губила, сжигала война.

Несчётные вражьи сходились полки

И шли безудержно до Дону-реки.

Казачья им сила навстречу пошла,

И в схватке неравной в степи полегла.

А враг, нагружённый добром не своим,

Шляхами небитыми тронулся в Крым.

И вышла Наталья, казачая мать,

Ах, сына Степана по Полю искать.

В соседней станице, сожжённой дотла,

Мать мёртвого сына под вязом нашла.

19. Фоновая музыка Моцарт «Реквием» (Лакримоза)

А рядом, сраженный казачьим копьём,

Татарин израненный, с мёртвым конём,

Метался в предсмертной борьбе на траве,

И кровь, ох, на бритой его голове.

Он шепчет чегой-то-су-бер, аль су-бар...

Напиться так просят у них, у татар.

И кинулась мать, чтобы сына обмыть;

Татарина хочет она напоить,

Могилку бы вырыть-да руки дрожат,

И катятся горькие слёзы, как град.

И бредит татарин. И солнышко жжёт.

А ворон-могильщик и кружит, и ждёт.

И кинулась снова казачая мать,

Татарина хочет она приподнять,

Он в латы закован, подбитый орёл,

И ей не под силу. Тяжёл, ох, тяжёл!

Татарскою саблею, слабой рукой,

Мать роет могилку, а слёзы - рекой.

Но дело своё до конца довела,

И сына зарыла, и Отчу прочла.

И снова к татарину: «Боже ты мой.

Никак не поднять - агромадный такой!

Поди, у него-то маманя его

Всё ждёт - не дождётся сынка своего.

Хоть нет его, Стёпушки, Господи, нет,

Нехай очунеется этот Ахмет!

Ох, нету в живых моего казака,

Нехай, хучь татарка, дождётся сынка!»

И хочет татарина вновь приподнять...

И всё это видела Божия Мать.

И кинулась к Богу-Отцу в небесах,

Просила Его со слезами в глазах,

И сбилась... и начала горько рыдать,

И хочет Наталью Ему показать,

Что, сына зарывши в землице сырой,

Татарина поит водой ключевой.

И видит: Господнею волей святой

Поднялся Степан из земли, из сырой,

Подходит к сражённому в битве врагу,

И матери шепчет: «Постой, помогу».

И с матерью вместе Ахмета подняв,

Кладёт на ковёр из лазоревых трав.

Не знает Наталья, казачая мать,

Смеяться ли ей - иль от счастья рыдать:

Господь бесконечных неведомых сил

Степана ей, сына её, воскресил!

20. Фоновая музыка флейта до конца стиха

Татарин спокойно лежит на траве,

Нет крови на бритой его голове.

Уснул он, спокойно Ахметка уснул,

Вернётся он снова в родимый аул.

Расскажет: в далёкой стране казаков

Сражённых на землю, не мучат врагов.

Дадут и поесть, и напиться дадут,

У них, казаков, там - лежачих не бьют!

А если кто думал - народ их убит,

Напрасно! Господь казаков воскресит.

И в мирном труде, не в кровавом бою,

Державу Казачью построят свою.

21. Театральная миниатюра Иван III в исполнении 10 класса

Обуяла татарского хана гордыня:

Он потомок прямой Чингис-хана!

Что-то мало ему подчиняется ныне

Русь великого князя Ивана!

«От высоких от гор и от тёмных лесов,

Что подвластны ордынскому хану,

И от сладостных вод и от чистых лугов

Шлёт Ахмет своё слово Ивану.

Ты припомни, как корчились ваши цари

От Батыевой сабли жестокой,

Сорок тысяч алтын мне теперь набери

И отдай эту дань за три срока.

Да ещё островерхий колпак свой вдави

В знак покорности хану Ахмету,

А не то потоплю твою землю в крови",

По хребтам по боярским проеду.

И как минет зима - девяносто ночей, -

Снова стану для вас я бедою,

Доберусь до Москвы я с ордою моей,

Напою тебя мутной водою!..»

Государь прочитал и, спокоен и строг,

Повернулся к Ахметовым людям,

Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог

И сказал: «Дань платить мы не будем!..»

С той поры не решалась нас грабить орда,

Иго тяжкое сброшено было.

А в Орде началось несогласье, вражда,.

И распалась ордынская сила.

22. Видео с поляками (видео поляки без музыки)

Музыка – Набат до окончания звучания колоколов.

Ведущий: Н епререкаемый истории один, в борьбе не будет закон, кто предан Родине своей, в борьбе не будет побеждён.

23. Театральная миниатюра - Смута – 9Б

Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд.

И стойко бились москвичи

Со шляхтой и с огнём.

Всё обгорело, вся Москва

До каменной стены -

Дома, деревья и трава

Обуглены, черны.

А в сердце города враги,

И нету сил их взять.

Восстань, народ, и помоги

Повергнуть вражью рать!

От москвичей призыв идёт,

По городам до волжских вод.

Всю землю нашу охватив,

Дошёл до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика -

Нижегородца-мясника,

Что звался Минин-Сухорук.

Он весь народ собрал вокруг:

«Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдём мы, жизни не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра!

И понесли ему добро:

И жемчуга, и серебро,

Иконы, ризы и меха,

Одежды, платья вороха.

Кто приводил гнедых коней,

Коров, баранов и свиней,

Кто приносил мешки зерна,

Тюки овечьего руна, -

Ну, словом, всё, что лишь могли,

На площадь Минину несли,

Тащили и везли.

Поволжье Минин призывал,

Он ополчение собирал,

И эту рать в туманной мгле,

По нераспаханной земле,

Где колос уж давно не цвёл,

К Москве, к столице он повёл.

Подошёл под Крымский брод.

С тыла грянул на Ходкевича

Всею мощью, что была,

Далеко до поля Девичья

Сеча грозная дошла.

И бежал Ходкевич с ляхами,

Напрямик бежал в Литву,

Ни оружием, ни страхами

Одолеть не мог Москву.

А уж паны «благородные»,

Не дождавшись короля,

Еле двигаясь, голодные

Выходили из Кремля.

Позабыли честь дворянскую:

По Москве ползли ползком

И сложили гордость панскую

Перед русским мужиком.

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днём,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому -

Благодарная Россия».

24. Глинка М.И. «Славься, ты славься, ты – Русь, моя!»

25. Гендель «На водах» фоновая музыка до конца

Ведущий: Наступила пора царя Петра I . Вся жизнь Петра Великого прошла в служении Отечеству.

Чтиво – « Пётр Первый» ученик 6а класса – Гребенюк Даниил.

Романов Пётр Алексеевич

Окно в Европу прорубил,

Потратил он на то не мало

Терпенья, мудрости и сил.

Учился строить каравеллы,

Водил потешные полки,

Побрили бороды бояре

Попав в Петровские силки.

Одели на манер немецкий

Камзолы, туфли, парики.

Так и не поняли величья

Петра седые старики.

И доживая век кондовый

Держали фигу под полой,

Но поздно, мир родился новый,

Задорный, смелый, молодой.

Остался Пётр в умах народа

Как всадник медный на коне,

Стоит он на высоком камне,

Европа перед ним в окне.

Царь - человек, Герой, Завоеватель.

Несокрушимого крутого нрава

Им создана огромная страна

Великая Российская Держава.

26. Видео с музыкой

Ансамбль песни – « Марш Преображенского полка» 6 класс

27. ВАЛЬС Петров Александр (пара вальсирует)

Музыка Г. Свиридов «Метель» (вальс)

28. Ведущий: Восемнадцатый век – золотой век дворянства

(вместе с вальсом)

29. Музыка «Тройка» Г.Свиридов (всё на фоне музыки)

Ведущий : В июне 1812 года армия доселе непобедимая армия Наполеона вторглась в пределы России. Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.

Варвара Рябова

Гроза двенадцатого года

Настала - кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?

Наполеон, он принес миру горе, смерть, разрушения.

Жалкий человек, чего он хочет?

Небо ясно под небом места много всем,

но беспрестанно и напрасно один враждует он - зачем?

30. Музыка «Французский марш» (всё на фоне музыки)

Наполеон (Михаил Котельный):

В Европе я сыскал славу непобедимого. На пути к мировому господству осталась одна Россия, Я раздавлю ее. «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если я возьму Петербург, то возьму Россию за голову, если я возьму Москву, то поражу ее в самое сердце. Итак, Москва.

31. Музыка «Романс» Г.Свиридов (всё на фоне музыки)

Елена Бабич и Варвара Рябова

Да! Были люди в наше время

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри не вы!

Плохая им досталась доля,

Немногие вернулись с поля боя.

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы.

Военный Совет в Филях (Денисенко Тимофей, Полынов Кирилл, Плотников Иван, Ким Владислав)

Господа, думаю, что нам придется сдать столицу, дабы сохранить армию

Потеряв этот город, мы сохраним армию

И вы говорите этот город, да этот город - сердце России, ее священная столица. Умереть каждому, но отстоять столицу.

Волею, данной мне государем и отечеством, приказываю отступать. Потеря Москвы еще не есть потеря России, сохраним армию, спасем и Москву и Россию. Приказываю отступать.

Елена Бабич и Варвара Рябова

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого кремля

Но не пошла Москва моя.

К нему с повинной головой.

Не праздник,

Не священный дар,

Она готовила пожар.

Нетерпеливому герою.

Денисенко Тимофей, Полынов Кирилл, Плотников Иван, Ким Владислав

Будете вы у меня ворон жрать, французы.

Наполеон:

Граф Лористон! Вам поручаю предложить перемирие армии Кутузова.

Лористон:

Ваше превосходительство. Я уполномочен мои императором предложить вам перемирие. Пора прекратить это ужасное кровопролитие, пора кончать войну.

Пора кончать говорите? А мы, граф, войну только начали. Да, только начали.

Лористон:

Но война ведется варварскими способами, со стороны русских.

Варварскими! Не Россия, граф, начала войну сию.

Бонапарт, не объявляя войны, вторгся в Россию. Увидим, как он теперь выберется из Москвы. Не имеет ли граф, что еще предложить.

Война закончилась за полным истреблением неприятели. Слава русскому воинству. Слава русскому солдату.

32. Музыка «Боже, царя храни!»

(П.Чайковский Увертюра «1812 год») (всё на фоне музыки)

Елена Бабич и Варвара Рябова

У русского царя в чертогах есть палата

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года

33. Видео с музыкой «1917 год – видео, газетчики»

Ведущий: «В России произошла революция, власть захватили большевики, Временное правительство арестовано.»

Чтиво – Маяковский – Нефёдова Д. и Чурикова С., Туркина А.

34. « Как родная меня мать провожала». Песня в исполнении 5Б класса.

35. «Взвейтесь кострами синие ночи» - под плюсовку. На сцене 5А класс, инсценировка

36. Музыка «В буднях великих строек» - инсценировка 7Б класса.

37. Видео Левитан – Объявление войны

Фоновая музыка «Священная война»

38. Песня «Победа» - Гайворонская Анна.

Школьный прощальный бал

Музыки круговорот

Танго оркестр играл

Шёл 41-й год

Кружишься в танце ты

Бывший десятый-а

Завтра твои мечты

Перечеркнёт война

Прощай, прощай, прощай

Детство с чистыми глазами

Прощай, прощай, прощай

Впереди войны экзамен

И не сдать его нельзя

За отечество в ответе

Добровольцами на фронт

Мы уходим на рассвете

Добровольцами на фронт

Мы уходим на рассвете

Утром, уйдя в туман

Доблестный выбрав путь

Мы не считали ран

Не береглись от пуль

Милых не долюбив,

Песен не дописав,

Родину заслонив,

Падали в зелень трав

Прощай, прощай, прощай

Мой ровесник, мой товарищ

Прощай, прощай, прощай

Мы уходим в дым пожарищ

Над тобой роняя грусть

Словно мама плачет ива

На рейхстаге я клянусь

Мы твоё напишем имя

На рейхстаге я клянусь

Мы твоё напишем имя

Отполыхал закат

Утро весны восход

Мимо садов и хат

Шёл 45-й год

Где ты 10 "А"?

Памятной той весной

Из двадцати ребят

Лишь трое пришли домой

Весна, весна, весна!

И салют, салют в полнеба!

Вот и кончилась война

С Днём рождения, победа!

Вот и кончилась война

С Днём рождения, Победа!

39. Песня – «Дети войны» - минусовка Ледовских Ирина и 3 классы

(видео без музыки)

40. Чтиво: - Чурикова София «День Победы»

Фоновая музыка «Брестская крепость» до конца.

Когда окончилась война,

Цвели сады и птицы пели,

И, словно белая волна,

Мели вишнёвые метели.

А в домике молилась мать,

Просила Господа о сыне...

И не хотела принимать,

Что безвести сыночек сгинул...

В молитвах мать войну кляла,

Шептала имя сына тихо...

Она бы сердце отдала -

Так было ей сегодня лихо.

Зашла соседка и стоит,

Прижавшись к стенке виновато,

А за окном весна звенит,

Как гимн погибшему солдату.

Салют разрезал небосвод,

Земля спасённая рыдала.

Победу праздновал народ,

А мать сыночка поминала...

Так будь же проклята, война!

Любая, что ещё грохочет,

Моя родимая страна,

Как мать, покоя детям хочет!

41. Монтаж «Помните» - 6А класс

Фоновая музыка «Мама…»

Через года через века - ПОМНИТЕ!

О тех, кто уже не придет никогда - ПОМНИТЕ!

О тех, кто ценой своей жизни нас защитил - ПОМНИТЕ!

О тех, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей - ПОМНИТЕ!

О тех, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей - ПОМНИТЕ!

О тех, кто на речных переправах шел, словно камень, но дну - ПОМНИТЕ!

О тех, кто навеки безымянным канул в фашистском плену - ПОМНИТЕ!

О тех, кто ради правого дела сердце отдать был готов - ПОМНИТЕ!

Всех тех, кто ушёл в бессмертие и победил - ПОМНИТЕ!

42. Ведущий: Объявляется Минута молчания, на экране Вечный огонь и звучит метроном с видео

43. Ведущий: Наша страна выстояла в смертельной схватке с коричневой чумой, разгромила фашизм и возродилась к жизни, как птица Феникс.

44. Видео с музыкой «Время вперёд», Гагрин.

Чтиво – « Гагарин» - 1 класс

В космической ракете

С названием "Восток"

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Сказал: "Поехали!" Гагарин.

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень.

С тех пор эпоха началась.

Эпоха странствий и открытий,

Прогресса, мира и труда.

Надежд, желаний и событий,

Теперь всё это - навсегда!

45 . Песня: минус «Россия – Звезда моя» (Хохлома видео без музыки) - Логачёва Елизавета 7Б класс

46 . Чтиво - Стихотворение – «Россия» - 3 класс – Иванова Полина.

Видео с музыкой «Россия»

47 . «Гимн молодёжи» - Барабошкина Виктория, Ледовских Ирина, Саджая Меги, 7а, 7б, 6а класс и поют все.

Литературно-музыкальная композиция. « Я люблю тебя, моя деревня»

Данная литературно-музыкальная композиция может быть использована на уроках мужества? открытых воспитательных мероприятиях, выступлениях коллективов в мероприятиях, посвященных празднованию Дня Победы.

Участниками данной композиции являются учащиеся 5-6 классов.

Цель и задачи:

Цель: формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции, воспитание в духе патриотизма и любви к малой Родине;

Задачи:

Приобщение детей, подростков, молодежи к патриотическим и историческим традициям культуры своего Отечества;

Воспитание обучающихся и воспитанников в духе патриотизма и любви к малой Родине;

Формирование нравственных чувств и эстетических потребностей детей и подростков через работу над уровнем репертуара;

Выявление и поддержка талантливых детей и подростков, реализация творческих возможностей, развитие лучших традиций художественного творчества.

Оборудование: музыкальный центр, проектор, компьютер

Песня «С чего начинается Родина»

(под медленную мелодию дети начинают читать стихи)

1 чтец . Откуда начинается Россия

С Курил? С Камчатки или с Командор?

О чём грустят глаза её большие

Над камышами всех её озёр?

2 чтец . Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью. В том её звезда.

И в этом каждый видит своё счастье.

Она горит и светит нам всегда.

3 чтец. Отсюда все дела её большие,

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя.

1 чтец . Наша большая Родина – Россия. Эти строки – о ней. А малая родина у каждого своя. Край дремучих лесов, край невиданных рек…-это всё она, уникальная земля Суксунская. А малая частица её деревни Агафонково и Бердыкаево.

2 чтец : Каждую малую ветку,

Каждый цветок над ручьем

Мы Родиной нашей любимой,

Родиной малой зовем.

Может быть, красивее,

Может быть, счастливее,

Может быть, богаче

Где-то есть края.

Только нет милее,

Только нет роднее

На земле деревни,

Чем моя.

Ведущий : Родной край! Здесь мы родились и живём, здесь мы впервые ощутили ласковый свет солнца, здесь мы начали опознавать окружающий нас мир.

(Звучит тихо музыка П. И. Чайковского и учащиеся рассказывают стихи.)

1 чтец : Родина наша малая-

Там, где родился и рос

Связаны с ласкою маминой,

С лепетом белых берёз.

2 чтец: Родина наша малая-

Там, где в тяжёлый год

Сердце наше усталое

Чуточку отдохнёт.

3 чтец: Родина наша малая-

Там, где в прощальный час

Зори восходят алые,

Добром, провожая нас.

(Исполняется учащимися песня «Наш край». Слова: А. Пришельца. Музыка Д. Кабалевского )

4 чтец. Деревня Агафонково и Бердыкаево – это край, где мы родились. Здесь наши корни, здесь наша семья. Здесь, мы сделали первые шаги. Эти деревни самые отдаленные деревни нашего района. История этих деревень тесно связана. Возникновение деревни Бердыкаево официально зафиксировано в 1675 году, тогда она впервые появилась на карте Кунгурского края. По переписи Кайсарова на месте теперешней деревни Бердыкаево стояли 3 юрты. Выходит деревне Бердыкаево не менее 400 лет. История возникновения деревни Агафонково связано 1670-80 ми годами. По переписи 1811 года, на карте появляется деревня Агафонково, но дворы числятся в деревне Бердыкаево. По переписи 1869 года волостной центр находится в деревне Агафонково, которая вышла из состава деревни Бердыкаево. Родоначальником деревни Агафонково считается дед Агафон. Дед его, Енаруш Кунилев, жил в соседней юрте, рядом с Бердыкаем Кобеняковым. По описанию родовых знаков - они с одного рода. Деревня Агафонково расположена на живописном берегу реки Сылва.

1 чтец. У каждого листочка,

У каждого куста

Есть главное на свете

Есть Родина своя.

Для ивушки плакучей,

Нет реченьки милей

Для беленькой березки

Опушки нет родней.

Есть ветка у листочка,

Овражек у ручья.

У каждого на свете

Есть Родина своя.

А там, где мы родились

Где радостно живём,

Края свои родные.

Мы Родиной зовём.

5 чтец. Самым любимым местом в моей деревне для меня является мой родной дом.

Все дороги ведут сюда

В мой родительский отчий дом

В этом доме всегда весна.

Мне не надо красивых хором

Мне не надо чужих земель

Этот дом – это всё для меня

Громче всех здесь поёт капель

И свежее всех, после дождя.

Песня «Родительский дом»

Ведущий 1. В 1928 году в деревне возник колхоз, которому были отданы лучшие земли крестьян. Первым колхозом в деревне был колхоз «Игенче» , который состоял из 15 хозяйств. На весь район славилась молочно-товарная ферма- победитель областного соревнования. Передовые доярки в 1958 году занесены в областную Книгу Почета. в 1964 году колхоз поменял название на колхоз «Агафонковский» В 2000 году проведена реорганизация колхоза в сельскохозяйственный производственный кооператив, из-за развала экономики в области, районе, в деревне. Но деревню это не спасло.

Чтец 2. Я люблю тебя моя деревня

За твои прекрасные поля,

За колосья золотого цвета

И за блеск журчащего ручья.

За пруды поросшие травою,

За леса зеленые твои.

Я ищу в них вечного покоя

Трогая рукою ковыли

Чтец 3. В 1941 году на нашу Родину обрушилась беда: началась Великая Отечественная война. На фронт из нашей деревни ушло 255 человек. Наши деревенские жители не остались в стороне: они храбро воевали, сражались на разных фронтах, многие были ранены, 155 человек остались на полях сражений. В 2015 году вся страна отметит 70-летие Великой Победы. А в нашей деревне остался лишь один ветеран Великой Отечественной войны – Мусабикова Гульшира. .

Читаю короткие сводки:
Мол, фронт – без особых боев…
А мы подбираем пилотки,
Свалившиеся с голов.
Винтовки вздымаем круто.
Грусть сыплется с желтых берез…
И девушка-санинструктор
Не просыхает от слез.

Чтец. В настоящее время на территории Агафонково находится школа, когда-то она была средней, а сегодня она – филиал Тисовсой школы- в школе обучаются всего 12 учащихся, и 10 дошкольников группы кратковременного пребывания., а когда –то и она славилась своими учениками.
Звучит тихая мелодия, на фоне которой ученик читает
стихотворение.
Маленький кусочек от России –
Деревушка милая моя,
Многих ты в полях своих взрастила,
Отпустила в дальние края.

Отпустила, снова не вернула,
А сама осталась уж не той.
Маленький кусочек от России,
Я вдали – душа моя с тобой.

По деревне бродят только бабки,
Нет ребят и маленьких внучат,
Не дежурят ночью по порядку,
Колотушки ночью не стучат.
Некому стеречь и от пожара
Да и слова некому презреть.
Маленький кусочек от России
Неужели может умереть?

Некому в полях пахать и сеять,
Некому картошку убирать,
Некому, друзья мои, поверить,
Что деревня может умирать.

Не могу, но все идет к кончине,
Если только молодежь опять
Не вернется в край, где нас учили
Сеять, жать и поле убирать.

Песня «Деревня моя»

Ведущий.
Любовь к малой Родине – это не пустые слова. Не хочется верить, что может исчезнуть наша маленькая и такая дорогая для нас деревня. Но в наших силах изменить все и сохранить самое дорогое – малую Родину.

Ведущий : Нельзя не гордиться краем, в котором ты живёшь.

Моя любимая родная деревня

Ты на свете живешь много лет.

Для меня ты красива, и дорога.

Зажигается в окнах свет.

Полевые твои цветочки

Я готов целовать всегда

Обнимать лесные берёзки

Видеть речки родной берега.

И никак нельзя позабыть

Твой сладчайший запах сирени,

Шепот листьев, просторов синь,

Звон весенней первой капели.

Ты мне нужна–

Как небу, солнце

Ты мне нужна –

Как рыбе, вода.

Ты мне нужна

Как свет в оконце

Я любить тебя буду всегда.
Ведущий: Малая Родина… Деревня, где вы родились, где живут ваши родители, где все знакомо до слез: тропинка в школу, тонкие красавицы-березки у дороги, узорчатые наличники родного дома. Все это нужно сберечь и сохранить, как самую большую драгоценность, ведь все это – Родина, а она у человека одна.

ГБОУ Гимназии № 261 Кировского района Санкт-Петербурга.

Методика организации и проведения « Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории.

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Русь, Россия, Родина моя…»

Данная композиция посвящена Дню Конституции Российской Федерации. Подготовка начинается за месяц до проведения. Учащимся даётся задание подобрать стихи, рассказы, музыкальные произведения по теме, написать плакаты, создать презентацию. В композиции уделяется внимание просторам родной страны, её природе, некоторым вехам истории России.

Литературно- музыкальная композиция предназначена для учащихся 1-5 классов.

Место проведения: актовый зал.

Цели и задачи:

· воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви к своей Родине, чувства прекрасного;

· развитие художественных способностей: умения слушать, сопереживать.

Оформление: на сцене плакат: «Человек должен с детства, со школы, помнить, что у него есть обязанности перед этой красивейшей землёй в мире, которую зовут Родина». Н. Тихонов.

Подготовка.

1. Подготовка сценария.

2.Распределение ролей.

3.Работа над выразительным чтением.

4.Оформление сцены.

5.Подбор музыкального сопровождения.

6. Создание презентации «Русь, Россия, Родина моя…»

7.Привлечение родителей учащихся к подготовке и проведению мероприятия.

Ожидаемые результаты:

Данное мероприятие способствует воспитанию у детей умения слушать, запоминать, расширяет их кругозор, даёт чувство осмыслённости, чувство гордости за своих отцов и дедов, заставляет иначе относиться к себе, к своему опыту, труду, позволяет испытать высокие положительные эмоции.

После проведения литературно-музыкальной композиции среди учащихся 1-4 классов были проведены конкурс чтецов на тему «Люблю тебя, Родина светлая» и конкурс рисунков «Мой край родной».

Ход сценария.

Световое оформление: в зале свет погашен, на сцене слабое освещение.

Музыкальное оформление: звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

В глубине сцены стоят учащиеся. Демонстрируются слайды презентации «Русь, Россия, Родина моя…»

1-й чтец: Весь край этот, милый навеки,

В стволах белокурых берёз,

И эти студёные реки,

У плеса которых ты рос,

2-й чтец: И тёмная роща, где свищут

Всю ночь напролёт соловьи,

И липы на старом кладбище,

Где предки уснули твои,

3-й чтец: И синий ласкающий воздух,

И крепкий загар на щеках,

И деды в Андреевских звёздах,

В высоких седых париках,

4-й чтец: И рожь на полях непочатых,

И эта хлеб-соль средь стола,

И псковских соборов стрельчатых

Причудливые купола…

5-й чтец: И санки, чтоб вихрем летели,

И волка опасливый шаг,

И серьги вчерашней метели

У зябких осинок в ушах,

6-й чтец: И ливни – такие косые,

Что в поле не видно ни зги…

Всё это – Россия…

1-й ведущий: Отечество – единственная уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная предками. Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал свои первые радости и неудачи.

7-й чтец: Тихая моя Родина!

Ива, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои!

Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.

Тихо ответили жители:

Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз,

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя Родина,

Я ничего не забыл.

Школа моя деревянная…

Время придёт уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь…

Пауза, показ слайдов.

1-й чтец: Только вдумайся,

Вслушайся

В имя – «Россия»!

В нём и росы,

И сияние,

2-й чтец: Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные берёзы. Разливы рек. Степей необъятный простор.

Это – Россия.

3-й чтец: Ты смотришь в ясное голубое небо. Идёшь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки.

Это – Россия.

4-й чтец: Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след.

Это – Россия.

5-й чтец: Руки матери. Её песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом!

Это тоже Россия!

6-й чтец: Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имён сказать: «Россия!»

7-й чтец: Мать Россия моя,

С чем тебя мне сравнить,

Без тебя мне не петь,

Без тебя мне не жить.

8-й чтец: Мать Россия моя,

Соловьиный рассвет,

Ранил душу мою

Твой берёзовый цвет.

9-й чтец: Ты, Россия моя,

Золотые края,

Ты, Россия, родная, заветная!

За твою широту,

За твою красоту

Я люблю тебя, Родина светлая!

Учащиеся исполняют песню «Гляжу в озёра синие…» под аккомпанемент (гитара).

1-й ведущий: О, светло-светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами удивлена ты: озёрами светлыми, реками многоводными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, городами великими, сёлами красными, садами обильными, домами церковными, князьями грозными, боярами честными, вельможами гордыми – всего еси исполнена земля Русская!

2-й ведущий: Россия степная, Россия озёрная,

С ковыльной бескрайнею стороной,

Россия холмистая, мшистая, горная,

Ты вся дорога мне! И всё же, бесспорно, я

Всех больше люблю тебя вот такой!

Такой: с иван-чаем, морошкой хрусткой

В хмельном и смолистом твоём краю,

С далёкой задумчивой песнею русской,

С безвестной речушкой в лесном краю.

3-й ведущий: Русским людям свойственна любовь к своей Отчизне. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны.

4-й ведущий: В веках осталась и по сей день живёт добрая память о русских воинах, как о самых мужественных, бесстрашных, честных, преданных Отечеству, о наших прадедах, погибших под Москвой и Астерлицем,

1-й ведущий: на Кавказе, в Крыму, на Литовском рубеже или ещё прежде того, на поле Куликовом, на Сапун-горе, на Калке,

2-й ведущий: на неисчислимом множестве иных великих и малых рек, и полей, и холмов –

3-й ведущий: так что, пожалуй, без хотя бы капли крови, пролитой прадедами, нет, не наберёшь и горсти земли на просторах Великой России..

Пауза, показ слайдов.

1-й чтец: Отнимите и соль, и ковригу,

Поселите в худом шалаше,

Только дайте мне русскую книгу,

Дайте русскую песню душе.

Дайте звуком Отчизны напиться,

Где слышны и стрижи, и шмели.

Да икону ещё – помолиться

За спасение русской души.

2-й чтец: Я – русский! Спасибо, Господи!

Я - поле. Бабушкин крест.

Я – избы Рязанской области,

Я – Троица и Благовест.

Я – русский! По самое горлышко,

Во веки веков. Насквозь.

Я – лебедя белого пёрышко.

Я – воина павшего кость.

В сегодняшней склоке и подлости

Всем бедам своим назло:

Я – русский! Спасибо, Господи!

Другого мне не дано.

3-й чтец: Завтра России – счастье России россыпи!

4-й чтец: Дай ты ей, Господи, ласковой сини радуги!

5-й чтец: Дай ты ей, Господи, грустной России радости.

6-й чтец: Пусть же её осеняют кровли музами!

7-й чтец: Пусть ничего ей не слышится, кроме музыки!

8-й чтец: Света тебе и радости,

9-й чтец: Мира и благоденствия,

1-й чтец: Верных друзей, хороших,

2-й чтец: Солнечных дней в судьбе.

Все вместе: Желаем тебе, земля моя,

3-й чтец: Высокого неба ясного

Все вместе: И счастья желаем тебе!

Исполняется гимн Российской Федерации.

Литературно-музыкальная композиция

«Частица Родины моей»

Ведущие:

Жукова Татьяна Николаевна Баданина Ольга Анатольевна

- директор школы - педагог-организатор


Моя малая родина-село родное. (стихи)



1. Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки.

2. Что вашу прелесть заменит?

- О, Родина святая!

Какое сердце не дрожит,

Тебя благославляя?

3. Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

4. Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый,

Среди зимы и в летний зной,

Привет тебе, мой край родной!

5. Родина! Это цветы, что растут в нашем крае,

Это река, что в просторах течёт,

Это заря, что горит, не сгорая…

6. Родина – это глаза твоей мамы,

Полные слёз или в искорках смеха.

Родина – это закат над полями,

Далей широких звонкое эхо.

7. Родина – слова не знаю чудесней,

В нём наши сказки и славные были,

Дедов далёкие грустные песни,

Те. что мы до сих пор не забыли.

8. Родина – это земля у порога,

Где ты впервые узнал своё имя.

Родина – это большая дорога,

Та, по которой пойдёшь ты с другими.

«Москва - Вологда» (стих. Носкова Алёна)



С каждым часом ощутимей север,
Остановки реже,
Гуще лес, пахнет смолкой вперемежку с сеном,
И все больше узнается мест.

Торопясь, схожу на полустанке,
Словно на приветный огонек,
Чтобы взять за рубль у северянки
Влажной клюквы маленький кулек.

Для меня все ягоды здесь сладки.
И приятно и смешно, что их
Продают в листочках из тетрадки
Иль в обрывках "Жития святых".

Замелькали топкие болота
С голубыми окнами озер,
Наконец - подъем за поворотом,
И пошел густой сосновый бор,
Строевой,
В косых лучах по пояс,
Золотом пронизанный насквозь...

Словно к морю вдруг пробился поезд,
Даже небо выше поднялось.
Дома я!
На все гляжу с любовью,
Радостно от птичьих голосов.
Никакие парки Подмосковья
Не заменят мне моих лесов.

Радуюсь обновам животворным -
Домнам,
Трубам, влитым в синеву,
Плеску волн на море рукотворном,
Лесосекам с грохотом моторным...
И одним все -
Нежным и просторным,
Добрым словом Вологда зову.

Дома я!
И сердце бьется с силой.
Мимо, мимо - за верстой верста...
Что кому,
А для меня Россия-
Эти вот родимые места.

Ведущий 1: Малая Родина или большая - все это Родина, как ни зови.
Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви.
Малая родина или большая, - все это Родина только одна.
В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она.



Ведущий 2: Я знаю, есть большие города,
Где оживленно жизнь ведет круженье.
Но где бы ни был- отдаю всегда
Селу родному душу, предпочтенье.

«Вологодское новогоднее» (инсценировка стихотворения Рыжкова Светлана)


С новой запевкой на Новый год Девка на лавке веревку вьет. Косы у девки до полу, до пят, В ковте булавки - головки горят, Брошка на ковте, пуговки в ряд, Цветики на ковте... Добер наряд! А вьюга по окнам ставнями бьет, В ров за деревней набит сумет, Снег повсюду - не видно дров, И вовки воют у самых дворов. Гавкают собаки, боров ревет... А девка на лавке веревку вьет, Веревку вьет да припевку поет, Припевку-запевку на Новый год. "Вейся-повейся, крепка, ловка, Вейся, свивайся, на смерть вовкам. Справлю обновку, взамуж пойду - На эту веревку лиху беду, Чтобы свекровка была не зла, Чтобы золовка была не в козла, Чтоб не терять мне девичью стать, С милым в ладу годов не считать, Чтобы от сдобных печных пирогов Духом парным распирало кров. Вейся ж, свивайся..." А вьюга ревет, Девка на лавке веревку вьет.

Ведущий 1:
А Байдарово – неболь
шую деревню, неброскую
Мне не забыть, куда ни денусь я …
Бегут года. Как со свечки капли воска,
Все это- жизнь, история моя..

Ведущий 2:
С чего начинается родина… большая или малая?… с простого слова «Здравствуйте»!

Вместе: Здравствуйте, значит будьте здоровы.

Ведущий 1:
Здравствуйте, значит будьте богаты трудовыми успехами, новыми домами и улицами, детьми и внуками!

Ведущий 2:
Здравствуйте, значит будьте счастливы каждый житель деревни...., каждая семья в отдельности и большая семья земляков вместе.

"С добрым утром!" (стих. Лешукова Юля)


Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным:

«С добрым утром!»

«Добры вечер!»

«Доброй ночи!» - говорим.

Песня «Дом на горе» и презентация «Родная сторона»



Мы жили - дом на горе
Нам в окна свет на заре
В небо посмотришь - даль далека,
Лес да река
Припев:
Там только жил бы и жил,
А только Бог не судил,
Вот и печалят издалека
Лес да река
Мы жили в душу душа
День нам и ночь хороша
Прямо над нами звезды горят,
В речку глядят
Припев:
Там даже даль голубей,
Там он держал голубей,
Где-то туман. а тут берега,
Лес да река
Все длится свет на заре
Все снится дом на горе,
В девичьей раме даль далека,
Лес да река
Там только жил бы и жил,
А только Бог не судил,
Вот и печалят издалека
Лес да река
Там только жил бы и жил,
А только Бог не судил,
Вот и печалят издалека
Лес да река

«Слава людям труда».

Ведущий1:
Есть такая народная мудрость «Где родился, там и пригодился»…. Среди испытаний и трудов человек всегда обретал малую родину, которая нужна ему. И которой необходим он сам… своим талантом, своими делами, поступками, мыслями.
Как часто мы произносим в жизни фразу « Мой дом - мое село». В этих словах таится любовь к своей малой родине, где родился и вырос, где начал свою трудовую деятельность… Для многих наша деревня стала родной и близкой, особенно для людей старшего поколения. Здесь прошла их юность, трудовая зрелость, здесь выросли их дети и подрастают внуки … и может быть и они не изменят своей малой родине и будут жить и работать здесь, справлять свадьбы и воспитывать детей.

Сценка «Разговор Шурки с директором школы» (отрывок из произведения «Сирота»)


Ведущий2:
Иду по деревне - мне навстречу улыбки,
Знакомые, добрые лица,
Сердца золотые- из золота слитки,
Которыми можно гордиться.

Ведущий1:
Слава людям, в труд влюбленным,
Вдохновенным, окрыленным,
Людям совести и чести,
Чья работа всем видна.
Так давайте нынче вместе
Вспомним эти имена


Ведущий 1 . В нашей деревне проживало и живёт много замечательных и всеми уважаемых людей:

Жуков Александр Иванович,бывший учитель, участник войны.

Кокшаров Александр Иванович- бывший учитель, председатель колхоза.

Уторов Василий Самсонович – бывший военный, в настоящем народный умелец.

Жукова Мария Петровна – ветеран педагогического труда, педагогический стаж – 54 года, отличник народного просвещения.

Насоновский Семён Никонорович, бывший учитель истории, известный в районе краевед, участник В.О.В.

Лешуков Леонид Петрович- поэт, руководитель клуба «Откровение».

Рыжков Анатолий Павлович, выпускник нашей школы, отличник здравоохранения, известный врач в районе.

И многие другие


Ведущий 2: Разве всех назовешь, кто у нас знаменит,
Кто занят работой большой и серьезной.
Всем тем, кто достиг этих славных побед,
Наш низкий поклон и сердечный привет! (поклонились)

Стихотворение «Только на Родине» Михайловская Оля


Инсценировка отрывка «Вологодской свадьбы»



«Ваш подвиг ратный, земляки!»

Ведущий 1: Мы всегда будем помнить о подвигах и наших воинов- земляков. Многие из них не вернулись с войны. У каждого из нас есть герои войны среди своих родных и близких. Слава о них будет вечной, а подвиг их будет бессмертен.

« Телеграмма» (инсценировка стихотворения Бушманова Наталья)



2 ведущий. Многое можно рассказать о ветеранах Великой отечественной войны. Их воспоминания хранятся в нашем архиве.

Байдаровское поселение- родина трёх генералов.

Лешукова Григория Петровича, родившегося в деревне Шалашнево.

Ласкина Николая Матвеевича, родившегося в деревне Ковырцево.

Горчакова Павла Александровича, родившегося в деревне Кривяцкое.

Лешуков Григорий Петрович ушёл добровольцем на фронт. Воевал с Врангелем, Махно, с басмачами в Средней Азии.

Во время В.О.В. был в действующей армии. Участвовал в боях с немецко-фашистки ми захватчиками на территории нашей страны, Польши, Венгрии, Румынии, Болгарии, Чехословакии.

В марте 1943 года Григорию Петровичу присвоено звание генерал - майора. За особые заслуги перед Родиной Григорий Петрович награждён многими орденами и медалями.

Ласкин Николай Матвеевич в советской армии прослужил с августа 1921 по сентябрь 1959 года на следующих должностях: курсант первой объединённой школы имени ВЦИК, командира взвода, командира роты, помощника начальника штаба, начальника штаба полка, командира батальона, командира дивизии. Звание генерал - майора присвоено 22 февраля 1944 года. Активный участник В.О.В. награждён многими орденами и медалями.

Сценка. Отрывок из повести «Сирота»(разговор с бабушкой)



«Твоя Родина» Рыжкова Светлана



Все испытала, все превозмогла - Года тяжелых рукопашных схваток, И выстрелы врагов из-за угла, И длинные хвосты у продпалаток. Великая!- мы говорим о ней, Даем присягу в верности сыновней И воспеваем с пристальной любовью Березки, речки, ширь ее полей. А все ли помним И всегда ль о том, Что родина была, и есть, и будет Не только реки, горы, отчий дом, Не просто небо и земля, А - люди? Все те, что рядом, под боком у нас, И - далеко,
чужие нам по крови, И все они нуждаются подчас В тепле, в участье, В братском добром слове. С любым ты мог служить в одном полку, Делиться на походе сигаретой, В далекой стороне, как земляку, Поверить душу... Как забыть об этом? И если ныне он, товарищ твой, Твой соотечественник - пусть не близкий, Безвестный пусть,- в беде, в нужде какой, Спеши ему помочь, он не чужой, Не отмахнись служебною запиской. Спеши на выручку, других зови,- Пусть не найдется душ глухих и жестких! Без этого к чему слова любви О родине, О речках, О березках?!



1.Уж отгремел последний бой когда-то,
И отыграл горнист войне отбой,
Но весь народ об этом помнит свято,
И вам обязаны мы этой тишиной!


2.Нет, не забыть нам, дорогие ветераны,
Ваш подвиг ратный на истерзанной земле,
Хоть мы сражались, глядя на экраны
Внимали с гордостью рассказам о войне!


3.Как вы все эти годы воевали,
Стояли сутками под пулями в воде,
Зимой суровою на поле замерзали,

Под солнцем умирали на земле.


Ведущий1: Пусть будут счастливы все люди, отцы, детишки, старики.
Мы были, есть, и вечно будем, родные наши земляки.

Стих «Край родной» Тропина Юля



Я люблю свой край зеленый -

Сказку майскую полей,

У крыльца густые клены, теплый иней тополей.

Я люблю родное небо -

Над равниной синий зонт,

запах дыма, запах хлеба

И в лугах ромашек звон

Льётся речка Юг широкий

Опьянев от чабреца,

Рядом с речкой вьётся ловко

Путь дорога без конца.

Прохожу я мимо сада -

Листья словно в серебре.

До чего же сердце радо

Полыхающей заре!

Потому то утром синим

Мне дорога так легка.

Мы в пути с моей Россией

Не на годы - на века!

стихи (4 класс)



«Родина» - мы произносим,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается пшеница
И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверно,
Чистая, прозрачная до дна.
И серёжки светятся на вербе,
И в траве тропиночка видна.

Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне на распев,
Где звезда на ставеньку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.

Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав,
С краешка звенящего ведра.

Песня «Деревенское детство моё»



I Вед : Вот и настал час расставания, наша встреча подошла к концу.

II Вед: Мы благодарны всем, что вы нашли время встретиться с нами.

Вместе: До свидания, здоровья и счастья вам!