Примеры адаптации, сенсибилизации, синестезии. Явление сенсибилизации – объект изучения в психологии

  • Дата: 10.10.2019

7. Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасностей. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно.

8. Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма.

9. Органы чувств представляют собой, по сути дела, фильтры энергии, через которые проходят соответствующие изменения среды. По какому принципу осуществляется отбор полезной информации в ощущениях? Было сформулировано несколько гипотез.

10. Согласно первой гипотезе, существуют механизмы для обнаружения и пропускания ограниченных классов сигналов, причем сообщения, не соответствующие этим классам, отвергаются. Задачу такой селекции выполняют механизмы сличения.

11. Вторая гипотеза предполагает, что принятие или непринятие сообщений может регулироваться на основе специальных критериев, которые, в частности, представляют собой потребности живого существа. Все животные обычно окружены морем стимулов, к которым они чувствительны. Однако большинство живых организмов реагирует только на те стимулы, которые непосредственно связаны с потребностями организма.

12. Согласно третьей гипотезе, отбор информации в ощущениях происходит на основе критерия новизны. Действительно, в работе всех органов чувств наблюдается ориентировка на изменение раздражителей. При действии постоянного раздражителя чувствительность как бы притупляется и сигналы от рецепторов перестают поступать в центральный нервный аппарат. Так, ощущение прикосновения имеет тенденцию к угасанию. Оно может совершенно исчезнуть, если раздражитель вдруг перестанет двигаться по коже. Чувствительные нервные окончания сигнализируют мозгу о наличии раздражения только тогда, когда изменяется сила раздражения, даже если время, в течение которого он сильнее или слабее давит на кожу, очень непродолжительно. Для зрительного и слухового анализаторов также характерно угасание ориентировочной реакции на постоянный раздражитель.

13. В ходе учебной деятельности происходят такие изменения в процессах психической перцепции (восприятии), как сенсорная адаптация и сенсибилизация.

14. Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации .

15. Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.

16. Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном воздействии на него раздражителя. Так, известно, что под влиянием света разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Применительно к другим органам чувств пока не доказано, что в их рецепторных аппаратах имеются какие-либо вещества, химически разлагающиеся при воздействии раздражителя и восстанавливающиеся при отсутствии такого воздействия.

17. Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, что способствует повышению чувствительности в новых условиях (явление последовательной взаимной индукции).

18. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией .

19. Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. По И.П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадирует (распространяется). В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних.

20. А.Р. Лурия выделял два типа сенсибилизации. Первый тип имеет длительный, постоянный характер, зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме. Острота чувствительности повышается с возрастом, достигает максимума в 20-30 лет, затем постепенно понижается. Второй тип имеет временный характер, зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

21. Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей (речи).

22. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность.

23. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Известно, например, как развивается звуковысотный слух у детей, занимающихся музыкой. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

24. 1) сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

25. 2) сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

  • Адаптация - процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды.
  • Адаптацией называется понижение или повышение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Благодаря адаптации ощущения, бывшие резкими и сильными при первоначальном раздражении рецептора, затем при непрерывном действии того же раздражения ослабевают и могут даже совсем исчезнуть. Примером может служить адаптация к длительно действующим запахам. В других случаях адаптация выражается, наоборот, в повышении чувствительности. Например, при переходе от света к темноте мы не различаем находящихся вокруг нас предметов. Однако по прошествии некоторого времени это ощущение оказывается возможным.

    Сенсибилизацией называется повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под воздействием определенных раздражителей. Например, прием кофеина или каких-либо других возбуждающих средств усиливает нервную деятельность коры, в связи с чем повышается и чувствительность анализаторов: слуховые, зрительные, тактильные и другие ощущения начинают протекать более ясно, чем в обычных условиях.

    Чувствительность одних анализаторов может повышаться под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Например, при раздражении глаза светом оптимальной интенсивности, при которой зрительная функция осуществляется легко и быстро, одновременно повышается и чувствительность к звукам; острота зрения и цветовая чувствительность увеличиваются при одновременном длительном воздействии звуков средней степени, ощущения холода повышают слуховую и зрительную чувствительность; наоборот, жаркая температура и душная атмосфера приводят к их снижению (С. В. Кравков). Ритмические слуховые ощущения содействуют усилению мышечно-двигательной чувствительности: мы лучше ощущаем и выполняем наши движения, если физичес-ские упражнения сопровождаются музыкой.

    Физиологической основой сенсибилизации ощущений являются процессы взаимосвязи анализаторов. Корковые части одних анализаторов не изолированы от других, они принимают участие в общей деятельности мозга. В связи с этим движение нервных процессов в центральных отделах одних анализаторов по законам иррадиации и взаимной индукции находит свое отражение в деятельности других анализаторов.



    Эта взаимосвязь усиливается, когда функции разных анализаторов участвуют в какой-нибудь общей деятельности. Например, мышечно-двигательный и слуховой анализаторы могут быть органически связаны с выполнением движений (характер звука соответствует характеру движений), и тогда один из них усиливает чувствительность другого.

    Чувствительность анализаторов иногда повышается также и вследствие того, что на них долгое время не воздействовали соответствующие раздражители. Например, чувствительность глаза к свету после 30-40 минутного пребывания в темноте может увеличиваться в 20 000 раз.

    13. Взаимодействие ощущений и синестезия

    Отдельные органы чувств, которые мы только что описали, не всегда работают изолированно. Они могут взаимодействовать друг с другом, причем это взаимодействие может принимать две формы.

    С одной стороны, отдельные ощущения могут влиять друг на друга, причем работа одного органа чувств может стимулировать или угнетать работу другого органа чувств. С другой стороны, существуют более глубокие формы взаимодействия, при которых органы чувств работают вместе, обусловливая новый, материнский вид чувствительности, который в психологии получил названиесинестезии.



    Остановимся отдельно на каждой из этих форм взаимодействия. Исследования, проведенные психологами (в частности, советским психологом С. В. Кравковым), показали, что работа одного органа чувств не остается без влияния на протекание работы других органов чувств.

    Так, оказалось, что звуковое раздражение (например свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Подобное влияние одних ощущений на другие ощущения, по-видимому, происходит на уровне верхних отделов ствола и зрительного бугра, где волокна, проводящие возбуждения от различных органов чувств, сближаются и передача возбуждений с одной системы на другую может осуществляться особенно успешно. Явления взаимной стимуляции и взаимного торможения работы органов чувств представляют большой практический интерес в ситуациях, где возникает необходимость искусственно стимулировать или подавлять их чувствительность (например в условиях полета в сумерках при отсутствии автоматического управления).

    Другой формой взаимодействия органов чувств является их совместная работа, при которой качества ощущений одного вида (например слуховых) переносятся на другой вид ощущений (например зрительных). Это явление переноса качеств одной модальности на другую называется синестезией.

    Психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который включается у многих людей и особенно отчетливо проявляется у некоторых музыкантов (например у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». То же самое относится и к запахам: известно, что одни запахи оцениваются как «светлые», а другие как «темные».

    Эти факты не являются случайными или субъективными, их закономерность была показана немецким психологом Хорнбостелем, который предъявлял испытуемым ряд запахов и предлагал соотнести их с серией тонов и с серией световых оттенков. Результаты проявили большое постоянство, и, что самое интересное, запахи веществ, молекулы которых включали большее число атомов углерода, соотносились с более темными оттенками, а запахи веществ, молекулы которых включали мало атомов углерода, – со светлыми оттенками. Это показывает, что в основе синестезии лежат объективные (еще недостаточно изученные) свойства воздействующих на человека агентов.

    Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. Оно особенно отчетливо проявляется у людей с повышенной возбудимостью подкорковых образований. Известно, что оно преобладает при истерии, может заметно повышаться в период беременности и может быть искусственно вызвано с помощью применения ряда фармакологических веществ (например мескалина).

    В некоторых случаях явления синестезии проявляются с исключительной отчетливостью. Один из субъектов с исключительной выраженностью синестезии – известный мнемонист Ш. был подробно изучен советской психологией. Этот человек воспринимал вес голоса как окрашенные и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до темно-серебряного или фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», «соленые» или хрустящие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

    Явление синестезии представляет большой интерес для психопатологии, где его оценка может приобретать диагностическое значение.

    Описанные формы взаимодействия ощущений являются наиболее элементарными и, по-видимому, протекают преимущественно на уровне верхнего ствола и подкорковых образований. Существуют, однако, и более сложные формы взаимодействия органов чувств или, как их называл И. П. Павлов, анализаторов. Известно, что мы почти никогда не воспринимаем осязательные, зрительные и слуховые раздражения изолированно: воспринимая предметы внешнего мира, мы видим их глазом, ощущаем прикосновением, иногда воспринимаем их запах, звучание и т. д. Естественно, что это требует взаимодействия органов чувств (или анализаторов) и обеспечивается их синтетической работой. Эта синтетическая работа органов чувств протекает при ближайшем участии коры головного мозга и прежде всего тех «третичных» зон («зон перекрытия»), в которых представлены нейроны, относящиеся к разным модальностям. Эти «зоны перекрытия» (о них мы говорили выше) и обеспечивают наиболее сложные формы совместной работы анализаторов, лежащие в основе предметного восприятия. К психологическому анализу основных форм их работы мы еще обратимся ниже.

    При применении сенсорных раздражителей сенсибилизация обычно маскируется одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптации. Соотношение процессов сенсибилизации и адаптации может быть оценено параллельным измерением чувствительности к электрическому раздражителю и сенсорному. Так, при освещении глаза вместе со снижением световой чувствительности (адаптацией) наблюдается повышение электрической чувствительности (сенсибилизации). В темноте развивается обратное отношение. Электрическое раздражение адресуется к нервным элементам анализатора, лежащим выше рецепторных образований, и является прямым способом измерения сенсибилизации.

    Сенсибилизация

    Сенсибилизация – это усиление чувствительности нервных центров под воздействием раздражителя. Повышение сенситивности может происходить в процессе ожидания значимого сигнала, приобретения опыта или в результате упражнений. Оно может быть обусловлено специфическими требованиями деятельности или возникать вследствие компенсации сенсорных дефектов. Примером сенсибилизации в первом случае может служить высокая восприимчивость глаза художника к пропорциональности форм и согласованности цветов и оттенков. Во втором – это обострение слуха и дистанционной чувствительности к препятствиям у незрячих людей.

    Сенсибилизация, адаптация и синестезия непосредственно связаны с изменениями чувствительности анализаторов и относятся к качественным характеристикам ощущений.

    Сенсибилизация ощущений

    Сенсибилизация ощущений представляет собой возрастание чувствительности, которое происходит под влиянием следующих внутренних факторов:

    • Системная работа анализаторов и их взаимодействие. При низкой интенсивности ощущений одной модальности усиливаются ощущения другой модальности. Например, при незначительном охлаждении кожи появляется световая сенсибилизация;
    • Фармакологическое воздействие на организм. Введение различных веществ, таких как адреналин или фенамин, вызывает существенное обострение чувствительности рецепторов;
    • Психологическая установка. Ожидание какого-либо события, особенно значимого, способно настраивать на более четкое восприятие раздражителей. Так предстоящее посещение стоматолога может спровоцировать усиление зубной боли;
    • Приобретенный опыт. В процессе выполнения той или иной деятельности постепенно развиваются определенные сенсорные системы. В качестве примера сенсибилизации можно привести опытных дегустаторов, которые проводят сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыкантов, различающих на слух относительную длительность нот.

    В результате сильного возбуждения одних анализаторов может происходить снижение чувствительности других. Десенсибилизация характерна, например, для работников промышленных цехов, так как высокий уровень шума несколько ухудшает зрение.

    Компенсаторная сенсибилизация возникает при угнетении или отсутствии различных видов ощущений, когда этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов. Например, в темноте улучшается слух.

    Сенсибилизация и адаптация

    Если сенсибилизация связана исключительно с повышением чувствительности в зависимости от психологических или физиологических факторов, то адаптация обусловлена окружающей средой и характеризуется как усилением, так и ослаблением ощущений. Адаптивные способности проявляются, например, при резкой смене уровня освещения – требуется какое-то время, чтобы глаза приспособились к темноте или яркому свету.

    По степени выраженности ощущений различают 2 типа адаптации:

    • Анестезия. Возникает при продолжительном действии раздражителя, которое ведет к полному исчезновению ощущений. Например, в течение дня люди не ощущают прикосновений одежды или не обращают внимания на обручальное кольцо;
    • Притупление интенсивности чувств. Выражается в виде реакции на сильные раздражители. Это может быть привыкание к резкому запаху в медицинских учреждениях или в парфюмерном магазине.

    Синтез адаптации и сенсибилизации осуществляется при структурировании неупорядоченных элементов. Живопись вблизи может выглядеть как хаотичные цветовые пятна, в которых со временем становится видна картина. В постоянном фоновом шуме также постепенно можно различить отдельные звуки. То есть, в процессе привыкания к интенсивному внешнему раздражителю появляется возможность его анализа, и направленность внимания на отдельные элементы способствует повышению восприимчивости к ним.

    Сенсибилизация и синестезия

    Сенсибилизация и синестезия – тесно связанные свойства ощущений. При синестетическом восприятии раздражение одного органа чувств сопровождается ощущениями, соответствующими другому органу. Наиболее распространенным примером сенсибилизации с изменением модальности является возникновение кислого вкуса при виде лимона. Также нередко появляются зрительные образы во время прослушивания музыки или чтения. С неврологической точки зрения этот феномен объясняется тем, что возбуждение нервных структур иррадиирует из одной модальности в другую, в результате чего образуется множество синестетических ощущений – «цветной» слух, «вкус» слов, «запах» цвета и другие варианты. Синестезия также считается основой метафорических оценок и переносов.

    Сенсибилизация ощущений способна проявляться при сопоставлении различных раздражителей. Например, светлая фигура на черном фоне будет казаться белой. Участок серого цвета на зеленом фоне будет казаться красноватым, а на красном – наоборот, приобретет зеленый оттенок. Вертикальные линии кажутся более протяженными, чем горизонтальные, при объективно одинаковой длине. Контраст ощущений часто обыгрывают в рекламе, живописи, в дизайнах одежды и интерьера.

    Исследования показывают, что сенсибилизация зависит также от следующих факторов:

    • Возраст. Нарастание восприимчивости рецепторов продолжается до 30 лет и впоследствии медленно снижается;
    • Тип нервной системы. К сенсибилизации больше предрасположены люди со слабой нервной системой, не обладающие выносливостью и устойчивостью.
    • Эндокринный баланс организма. При беременности наблюдается сенсибилизация обонятельных ощущений.

    Временная сенсибилизация обусловлена тормозным состоянием коры головного мозга, возникающим при переутомлении.

    Восприятие участвует в формировании поведения. Изменение чувствительности анализаторов и взаимосвязь ощущений обеспечивают получение и обработку информации об окружающем мире.

    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

    Существуют очень любопытные медицинские синдромы, например, навязчивое заглатывание предметов. В желудке одной пациентки, страдающей от этой мании, было обнаружено 2500 инородных предметов.

    Ученые из Оксфордского университета провели ряд исследований, в ходе которых пришли к выводу, что вегетарианство может быть вредно для человеческого мозга, так как приводит к снижению его массы. Поэтому ученые рекомендуют не исключать полностью из своего рациона рыбу и мясо.

    Упав с осла, вы с большей вероятностью свернете себе шею, чем упав с лошади. Только не пытайтесь опровергнуть это утверждение.

    Раньше считалось, что зевота обогащает организм кислородом. Однако это мнение было опровергнуто. Ученые доказали, что зевая, человек охлаждает мозг и улучшает его работоспособность.

    По статистике, по понедельникам риск получения травм спины увеличивается на 25%, а риск сердечного приступа – на 33%. Будьте осторожны.

    При регулярном посещении солярия шанс заболеть раком кожи увеличивается на 60%.

    Препарат от кашля «Терпинкод» является одним из лидеров продаж, совсем не из-за своих лечебных свойств.

    Человеческие кости крепче бетона в четыре раза.

    Кроме людей, от простатита страдает всего одно живое существо на планете Земля – собаки. Вот уж действительно наши самые верные друзья.

    Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

    Согласно исследованиям, женщины, выпивающие несколько стаканов пива или вина в неделю, имеют повышенный риск заболеть раком груди.

    Самое редкое заболевание – болезнь Куру. Болеют ей только представители племени фор в Новой Гвинее. Больной умирает от смеха. Считается, что причиной возникновения болезни является поедание человеческого мозга.

    Стоматологи появились относительно недавно. Еще в 19 веке вырывать больные зубы входило в обязанности обычного парикмахера.

    Американские ученые провели опыты на мышах и пришли к выводу, что арбузный сок предотвращает развитие атеросклероза сосудов. Одна группа мышей пила обычную воду, а вторая – арбузный сок. В результате сосуды второй группы были свободны от холестериновых бляшек.

    Согласно исследованиям ВОЗ ежедневный получасовой разговор по мобильному телефону увеличивает вероятность развития опухоли мозга на 40%.

    Каждый раз, когда у ребёнка поднимается температура, болит горло, появляется насморк и кашель, родителей беспокоит вопрос – это обычная простуда или грипп? В эт.

    3. Сенсорная адаптация, синестезия, сенсибилизация.

    Сенсорная адаптация - изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при их отсутствии чувствительность увеличивается.

    Такое изменение чувствительности требует времени. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Слух адаптируется к окружающему фону через 15 с.

    Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов. А. Р. Лурия выделяет две стороны сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст человека отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20–30 годам, затем снижается.Вторая сторона носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических воздействий на состояние человека

    Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезией – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов. Например: высокие звуки чаще всего расцениваются людьми как «светлые», а низкие – как «темные».

    4. Психофизика ощущений и измерение чувствительности. Сенсорные пороги.

    Психофизика - это наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения.

    Виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся: 1) пороги чувствительности, 2) адаптация, 3) сенсибилизация, 4) контраст ощущений, 5) синэстезия.

    В 1860 г. Фехнер опубликовал труд под названием «Элементы психофизики». Незнающий психологии человек редко задумывается над тем, что вспышка света и ощущение, ею вызванное, принадлежат физическому и психическому миру. Фехнер над этим задумался. Основными задачами психофизики он считал изучение соотношения физи­ческого и психического мира и количественное описание этого соотношения. Фехнер обратил внимание на элементарные собы­тия, происходящие в физической и психической реальности: это были физический раздражитель и ощущение.

    Первый вопрос, который интересовал Фехнера, - это проблема порогов чувстви­тельности. Возможности наших органов чувств ограничены: мы можем разговари­вать на расстоянии 5, 10, 20 метров, но если наш собеседник удалится от нас на рас­стояние пяти километров, разговор без применения специальных средств усиления звука станет невозможным. Значит все стимулы по физической интенсивности можно разделить на те, которые ощущаются, и те, которые не ощущаются.

    Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и разностный(дифференциальный).

    Абсолютный порог чувствительности - это такая величина стимула (физического раздражителя), при которой начинает возникать ощущение. Обратимся к рис. 11-1. Все стимулы, которые больше (сильнее, громче, ярче) определенной интенсивности раздражителя, вызывают ощущения (правая часть диапазона). Стоит же нам несколь­ко уменьшить величину стимула (сдвинуть его в левую часть диапазона), как мы пе­рестаем его ощущать.

    Есть еще верхний порог чувтвительности. На нем ощущения становятся болевыми.

    Дети похожи на родителей. Иногда мы не можем отличить голос сына от голоса отца, во всяком случае, в первые секунды телефонного разговора. Нам трудно на­строить гитару: подстраивая одну струну к другой, мы не слышим разницы в звучании, но наш товарищ с консерваторским образованием говорит, что нужно еще подтянуть на четверть тона. Следовательно, есть такая величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать. Эта величина носит назва­ние дифференциального порога /

    Сенсорная адаптация - изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Сенсибилизация-повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов.

    Контраст ощущений- (от франц. contraste – резкая противоположность) – это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств! действительности. Так, одна и та же фигура одного цвета на светлом фоне кажется темной, а на черном – белой.

    Синестезией – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов.

    Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

    Сенсибилизация

    Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией. Сенсибилизация органов чувств возможна не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Возможности тренировки и совершенствования органов чувств очень большие. Можно выделить две сферы, которые определяют повышение чувствительности органов чувств:

    Сенсибилизация из-за необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота);

    Сенсибилизация, обусловленная специфическими требованиями деятельности.

    Потеря зрения или слуха компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, которые потеряли зрение, овладели скульптуру, у них хорошо развиты осязательные ощущения, вибрационная чувствительность. Известный украинский психолог, ученый слепоглухонемой Ольга Скороходова, держа руку на горле собеседника, может понять, кто и о чем говорит, а также, принимая газету в руки, знает, читала ее или нет.

    Явление сенсибилизации органов чувств прослеживается у людей, которые долгое время занимаются некоторыми специальными профессиями. Высокого уровня совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина. Дегустаторы могут точно указать не только, с какого сорта винограда сделано вино, но и место, где вырос этот виноград. Живопись предъявляет особые требования к восприятию форм, пропорций и цветовых соотношений при изображении предметов. Опыты показывают, что глаз художника чрезвычайно чувствительное к оценке пропорций. Он различает изменения равные 1 / 60-1 / 150 величины предмета. О возможности цветных ощущений свидетельствует мозаичная мастерская в Риме - в ней большесозданных человеком оттенков основных цветов.

    Все это является доказательством того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической деятельности.

    Контраст ощущений

    Контраст - это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

    При одновременной действия двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст хорошо можно проследить в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом - темнеет. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным.

    Хорошо известно и явление последовательного контраста. После холодного слабый теплый раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

    Достаточно подробно изучены явления последовательного контраста, или последовательного образа, в зрительных ощущениях. Если фиксировать глазом в течениесекунд светлое пятно, а затем закрыть глаза или перевести взгляд на мало освещенную поверхность, то через несколько секунд можно заметить довольно четкую темное пятно. Это и будет последовательный зрительный образ.

    Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлением последействия раздражителя на нервную систему. Прекращение действия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора. По закону последовательной индукции в возбужденных нейронах возникает со временем процесс торможения. К восстановлению исходного состояния чувствительности нервных тканей проходит несколько фаз индукционной изменения возбуждения и торможения. При достаточной культуре наблюдения можно заметить изменение положительной и отрицательной фазы последовательного образа.

    Синестезия

    Взаимодействие ощущений проявляется также и в таком явлении, как синестезия. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражителя одного анализатора ощущений, характерных для другого анализатора. Синестезия прослеживается в самых разнообразных видах ощущений. Чаще всего случается зрительно-слуховая синестезия, когда при воздействии звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы. Известно, что способностью цветного слуха обладали такие композиторы, как HA Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин и другие. Яркое проявление подобного рода синестезий мы находим в творчестве литовского художника М.К. Чюрлениса - в его симфониях красок.

    На явлении синестезии инженер К.Л. Леонтьев создал аппарат, превращающий звуковые сигналы в цветные. На основе его изобретения создана цветная музыка. Иногда встречаются случаи возникновения слуховых ощущений при воздействии зрительных раздражителей, вкусовых - в ответ на слуховые раздражители и т. Синестезией обладают далеко не все люди, но никого не удивляет возможность применения таких выражений: бархатный голос, темный звук, холодный цвет, сладкий звук, острый вкус и другие. Явление синестезии - еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения окружающей действительности.

    Рассмотрены закономерности ощущений раскрывают высокую динамичность чувств, их зависимость от силы раздражителя, от функционального состояния анализаторнои системы, вызванного началом или прекращением действия раздражителя, а также результатом одновременного действия нескольких раздражителей на один анализатор или смежные анализаторы. Можно сказать, что закономерности ощущений определяют условия, при которых стимул достигает сознания. Биологически важные стимулы действуют на мозг за пониженных порогов и повышенной чувствительности, стимулы утративших биологическую значимость, - при более высоких порогов.

    Что такое сенсибилизация?

    Термин «сенсибилизация» используется во многих сферах человеческой деятельности; в медицине этим словом обозначается повышение чувствительности к какому-то веществу с последующим развитием аллергической реакции. Также явление сенсибилизации встречается в физике, фотографии и даже психологии.

    Значение в клинической практике

    Аллергологи давно используют в своей практике термин «сенсибилизация». Вещества, которые вызывают аллергические реакции бывают эндо- и экзогенные. Выделяют также:

    • Активную сенсибилизацию, которая формируется при попадании в организм (естественным или искусственным путем) аллергенов, даже в небольшом количестве;
    • Пассивная сенсибилизация наблюдается при введении в организм человека специальной сыворотки, которая получена из сенсибилизированного животного. Данный метод лежит в основе моделирования чувствительности немедленного и замедленного типа.

    Отдельно выделяют такое нарушение чувствительности, как фотосенсибилизация. Этим термином обозначают повышение чувствительности кожных покровов и слизистой оболочки к воздействию ультрафиолетового излучения. Она делится на врожденную и приобретенную. Также фотосенсибилизация является побочным эффектом некоторых лекарственных препаратов (антибиотики фторхинолонового ряда, тетрациклинового, оральные контрацептивы), она возникает при попадании в организм каменноугольной смолы, продуктов переработки нефти, после контакта с некоторыми растениями (бергамотовое масло, борщевик и другие).

    Фотосенсибилизация проявляется сыпью по типу крапивницы или эритемы. Также бывают отсроченные реакции по типу ожога или реакции, характеризующиеся изменением пигментации кожных покровов. Повреждение кожи локализуется на открытых участках кожных покровов (лицо, шея, разгибательные поверхности рук) и появляются на неизмененном фоне кожи. Для подтверждения диагноза проводят аппликационные фотопробы.

    Для устранения симптомов в первую очередь необходимо прекратить воздействие на организм раздражающего агента. Пациентов оберегают от воздействия прямых солнечных лучей, а при тяжелом течении заболевания необходимо назначить местное применение глюкокортикоидов в виде мазей и примочек.

    Фотосенсибилизация используется в медицине как метод лечения онкологических заболеваний кожи, в дерматологии и при некоторых инфекционных заболеваниях. Для этого используются фотосенсибилизаторы, которые повышают чувствительность организма к УФ-излучению.

    Повышение чувствительности

    Изучению сенсибилизации в психологии человека посвящен целый раздел. Речь идет о повышении чувствительности рецепторов к раздражителям. Для того, чтобы процесс «запустился» необходимо соблюдение одного из нескольких условий:

    • Сенсибилизация может возникать при взаимодействии нескольких анализаторов. Повышение чувствительности одних анализаторов происходит при полном «выключении» одного из пяти базовых чувств. Например, у слепых людей резко обостряется слух. Для подтверждения этого процесса было проведено множество различных экспериментов: при уменьшении освещенности помещения обостряются тактильные ощущения и т.д. такая сенсибилизация называется компенсаторной;
    • Психологическая настроенность человека. Правильно подобранная аффирмация способствует более четкому восприятию внешних раздражителей. К примеру, из-за страха перед посещением зубного врача, боль может восприниматься значительно сильнее;
    • Влияние фармакологических веществ, таких как адреналин, усиливает чувствительность рецепторов;
    • Сенсибилизация, связанная с определенными видами деятельности. Например, сомелье различает вкусовые оттенки, которые не ощущают другие люди.

    Изучением повышения чувствительности занимался известный русский физиолог И.П. Павлов. В ходе своих экспериментов он выяснил, что постоянное повторение одного и того же стимула ведет к снижению порога чувствительности. При постоянном раздражении одних и тех же мозговых центров, процессы возбуждения постепенно начинают распространяться на другие участки коры. Это, в свою очередь, провоцирует работу других анализаторов, которые при постоянном воздействии «изнашиваются» и в итоге немного видоизменяются. На принципе видоизменений восприимчивости анализаторов к импульсам в современной наркологии построен метод борьбы с алкоголизмом.

    Методы терапии алкоголизма

    Разработана специальная методика, с помощью которой вырабатывается стойкое отвращение к любым спиртосодержащим напиткам. Данный вид терапии проводится только в специализированном отделении под контролем нарколога. Задача врача – создать стойкий психологический барьер перед употреблением алкоголя и сформировать отвращение к спиртным напиткам.

    Перед началом лечения пациент должен воздерживаться от употребления алкоголя не менее трех дней. Больному подкожно вводится небольшая доза препарата, который влияет на обмен алкоголя в организме. Сам по себе он не оказывает никакого влияния, но при попадании даже минимальной дозы алкоголя начинает действовать.

    Врач подробно объясняет пациенту все последствия употребления алкоголя. Даже минимальное количество спиртного или просто вдыхание паров будет провоцировать сильнейшую, неукротимую рвоту. Современный фармакологический рынок наполнен препаратами на основе дисульфирама, которые используются при этом способе лечения алкоголизма. Терапия проводится только при полном согласии и осведомленности пациента.

    Сенсибилизация организма к алкоголю возможна только при положительном настрое больного. При лечении алкоголизма крайне важны доверительные отношения между лечащим врачом и пациентом. Специалисты советуют применять сенсибилизацию в комплексе с психотерапевтическими методиками.

    Вся представленная информация на этом сайте является исключительно справочной и не является призывом к действию. В случае обнаружения у себя каких-либо симптомов следует срочно обратиться к врачу. Не занимайтесь самолечением или определением диагноза.

    Сенсибилизация это в психологии

    Сенсибилизация – это учение в психологии, которое объясняет феномен роста чувствительности нервных центров вследствие воздействия раздражителя. В большинстве случаев сенсибилизации организма одновременно сопутствует развивающийся процесс сенсорной адаптации. У разных живых существ сенсибилизация может обнаруживаться в различной степени выраженности. Сенсибилизацией называется увеличение уровня чувствительности вследствие согласованных действий анализаторов или регулярных упражнений.

    Сенсибилизация организма выявляется не только исключительно вследствие использования посторонних раздражителей, но и после проведения систематических упражнений. Выделяют две области, обуславливающие увеличение чувствительности анализаторов. К первой области относятся нарушения в работе сенсорных анализаторов (например, слепота), то есть сенсибилизация наступает вследствие необходимости компенсаторных действий. Деятельность является второй областью, которая способствует росту чувствительности анализаторов. Сенсибилизация во втором случае, обусловливается специфическими требованиями деятельности.

    Сенсибилизация ощущений

    Человеческие ощущения претерпевают изменения вследствие влияния среды и в результате видоизменения состояния организма. Ощущением называется простейший процесс психики, объединяющий в себе отражение отдельных характеристик предметов, явлений окружающего материального мира и внутренних состояний организм, обусловленных непосредственным воздействием раздражителей на соответственные рецепторы.

    Сенсибилизация в психологии в общем смысле - это рост чувствительности, обуславливаемый направленным действием раздражителей различного характера.

    Взаимодействием ощущений называют процесс трансформации чувствительности определенного анализатора вследствие воздействия раздражителей, оказывающих влияние на другие совокупности рецепторов. Закономерность подобного взаимодействия выражается в следующем: сильные раздражители при их согласованном воздействии снижают чувствительность анализаторов, а слабые, напротив, повышают.

    Сенсибилизация организма является повышением чувствительности комплекса рецепторов вследствие влияния факторов психического характера.

    Сенсибилизация ощущений являет собой рост чувствительности, наступающий под влиянием внутренних факторов следующего характера:

    • комплексная работа рецепторов и последующее их взаимодействие (при слабой насыщенности ощущений одной модальности увеличиваются ощущения другой, например, при несильном охлаждении кожи обнаруживается световая сенсибилизация);
    • психологическая установка (способно настраивать на максимально ясное восприятие раздражителей ожидание какого-либо особенно значимого события так, например, предстоящий поход к стоматологу может вызвать усиление боли в зубе);
    • приобретенный опыт (в ходе выполнения деятельности развиваются определенные сенсорные анализаторы. Сенсибилизация примеры: опытные музыканты различают на слух относительную продолжительность нот или профессиональные дегустаторы, определяющие тончайшие нюансы вкуса блюд);
    • воздействие на организм фармакологических средств (введение различных препаратов, таких как фенамин или адреналин, провоцирует значительное усиление чувствительности рецепторов).

    Вследствие чрезмерного возбуждения одной анализаторной системы может наблюдаться уменьшение чувствительности другой. Механизм взаимодействия ощущений физиологического характера заключается в процессах иррадиации возбуждения и его концентрации в коре мозга, в которой представлены центры анализаторов.

    В соответствии с концепцией И. Павлова, незначительный раздражитель провоцирует в мозге процессы возбуждения, легко иррадиируемые (распространяются). Итогом иррадиации процесса возбуждения является рост чувствительности другой анализаторной системы. При воздействии интенсивного раздражителя зарождается процесс возбуждения, характеризующийся тенденцией к концентрации, что ведет к торможению в центрах анализаторов, результатом которого будет понижение чувствительности последних.

    Понимая закономерности видоизменений чувствительности сенсорных анализаторов, можно посредством применения побочных раздражителей, подобранных специфическим образом, сенсибилизировать рецептор, другими словами повысить его чувствительность. На этом принципе базируются некоторые методики борьбы с алкоголизмом.

    Сенсибилизация к алкоголю это введение комплекса медикаментозных средств, направленных на создание своеобразного барьера, который провоцирует устойчивое отвращение к спиртосодержащим жидкостям. В большинстве случаев результативность сенсибилизирующей терапии связана с понижением или даже полным отсутствием тяги к алкоголю. Постепенно индивиды, злоупотребляющие употреблением алкогольных напитков, меняют собственное отношение к таким напиткам. Их все больше начинает увлекать трезвый образ жизни. Эффект от данного метода лечения фиксируется на уровне рефлексов приобретенного характера. Однако сенсибилизация к алкоголю это довольно серьезная методика терапии, требующая систематического контроля врача.

    Часто родителей интересует вопрос сенсибилизация у ребенка - что это? При сенсибилизации повторное воздействие стимула приводит к более интенсивной активации организма, в результате чего он становится более чувствительным к такому стимулу. Таким образом, можно объяснить феномен, который заключается в том, что раздражитель, при однократном воздействии не вызывавший никакой реакции, повторяясь, провоцирует на определенные действия.

    Сенсибилизация зависит от возрастного этапа развития, на котором находится индивид. Чем младше малыш, тем менее выражено это явление. У новорожденного малыша все анализаторные системы по своему строению готовы к отражению, но при этом они должны преодолеть существенный путь к своему функциональному развитию. Острота чувствительности сенсорных систем увеличивается с взрослением ребенка и достигает максимума в возрастном интервале от 20 до 30 лет, а затем идет на снижение.

    Таким образом, ощущения зарождаются и формируются на протяжении всей человеческой жизни и образуют ее сенсорную организацию. Развитие личности может происходить на довольно ограниченном сенсорном фундаменте, даже при утрате двух ведущих анализаторных систем их недостаток будет компенсирован другими сенсорными системами.

    Сенсибилизация примеры: некоторые индивиды, лишенные слуха, способны слушать музыку при помощи вибрационной чувствительности, положив руку на инструмент.

    Сенсибилизация и синестезия

    Возникновение вследствие воздействия раздражения на одну анализаторную систему одновременно ощущений характерных для нее и соответствующих другой системе рецепторов называют синестезией. Данное явление не считается расстройством психики.

    Синестезия может проявляться в различных вариациях ощущений. Более часто наблюдаются зрительно-слуховые синестезии. Например, у индивида возникают зрительные образы в качестве реакции на воздействие звуковых стимулов. У различных субъектов не существует совпадений в подобных синестезиях, но при этом они достаточно устойчивы для каждой отдельной личности. Некоторые композиторы обладали способностью цветного слуха.

    Явление сенсибилизации и синестезии являются еще одним свидетельством устойчивой взаимосвязи анализаторных систем организма человека, единства чувственного. Именно на синестезии базируется создание цветомузыкальных аппаратов, трансформирующих звуковой ряд в цветовые образы. Реже наблюдаются случаи возникновения вкусовых ощущений в качестве реакции на слуховые стимулы, слуховых – зрительные раздражители.

    Синестезии подвержен далеко не каждый. Наиболее типичными примерами синестезии являются шелест запахов, цветной слух и обоняние в цвете.

    Цветным слухом называют способность субъекта ассоциировать слышимый звук с каким-нибудь цветом.

    Слуховая синестезия представляет способность отдельных индивидов как бы «слышать» звуки в ходе наблюдения за движущимися объектами.

    Вкусовая синестезия выражается в появлении вкусовых ощущений вследствие произнесения каких-нибудь слов, образов. Так, например, многие субъекты при прослушивании любимой мелодии всякий раз вспоминают вкус шоколада.

    Поэтому сенсибилизация в психологии это явление, основанное на взаимодействии ощущений также как и синестезия. Ведь синестезия и сенсибилизация представляют собой тесно соединенные свойства ощущений.

    Сенсибилизация и адаптация

    Выделяют две стержневые формы видоизменения чувствительности: адекватность и сенсибилизация. Адаптация зависит от обстоятельств среды. А сенсибилизация – от состояния организ­ма. Адаптация более выражена в обонятельной, зрительной, слуховой, осязательной сфере и свидетельствует о высокой пластичности организма, его умении приспосабливаться к условиям среды.

    Адаптацией называют приспособление сенсорных анализаторов к особенностям влияющих раздражителей для их наилучшего восприятия и защиты рецепторов от перегруженности. Нередко обнаруживаются разные этапы процесса адаптации к особым экстремальным обстоятельствам: этап первоначальной декомпенсации, последующий этап частичной, а затем и глубокой компенсации.

    Трансформации, сопутствующие адаптации, задевают все уровни организма. Ключевую роль в эффективности адаптации к экстремальным обстоятельствам играют упражнения, а также функциональное состояние индивида, психическое и моральное.

    Большинство взрослых ищут ответ на вопрос адаптация и сенсибилизация у ребенка - что это? Сенсорная адаптация наступает вследствие видоизменений чувствительности анализатора и служит для подстройки его к интенсивности стимула. Может проявляться в многообразии субъективных эффектов. Достигается путем приумножения или приуменьшения общей чувствительности и характеризуется интервалом изменения чувствительности, интенсивностью такого изменения и селективностью видоизменений относительно адаптирующего влияния. Закономерности адаптации демонстрируют, каким образом видоизменяются пороги чувствительности при продолжительном действии раздражителя. При применении сенсорных стимулов сенсибилизация обычно прячется за одновременно развивающийся процесс сенсорной адаптации.

    Соответствие процессов сенсибилизации и адаптации можно оценить с помощью параллельного измерения чувствительности к электрическому стимулу и сенсорному раздражителю. Одновременно с понижением световой чувствительности (т.е. адаптацией) при освещении глаза наблюдается рост электрической чувствительности (т.е. сенсибилизации). Тогда как в темноте наблюдается обратная зависимость. Электрический стимул адресован по направлению к нервным участкам анализатора, которые находятся выше рецепторных связей, и является непосредственным способом измерения сенсибилизации.

    Таким образом, процессы сенсибилизации, адаптации и явление синестезии непосредственно взаимосвязаны с трансформациями чувствительности анализаторов и имеют отношение к качественным чертам ощущений. На этом базируется метод сенсибилизации и десенсибилизации.

    Метод десенсибилизации заключается в торможении тревожных реакций при помощи параллельного вызывания других реакций, антагонистических, с физиологической точки зрения, по отношению к тревожности. При вызывании несовместимой с тревогой реакции одновременно с раздражителем, который до этих пор провоцировал тревогу, относительная связь между раздражителем и тревогой ослабевает. Противоположным по воздействию методу десенсибилизации считается метод сенсибилизации, состоящий из двух этапов и заключающийся в создании в воображении клиента наиболее стрессогенных обстоятельств, после чего он в реальности переживает пугающие его обстоятельства.

    Итак, сенсибилизацией называется рост чувствительности организма к воздействующему раздражителю, вследствие увеличения возбудимости головного мозга. Физиологический базис сенсибилизации ощущений представлен в процессах взаимосвязи анализаторов, которая усиливается вследствие участия функций разных анализаторов в общей деятельности.

    Чувствительность анализатора изменяется под влиянием приспособления органа чувств к действующему раздражителю. Это явление называется адаптацией. Адаптация может происходить как в направлении повышения чувствительности (когда осуществляется переход от сильных раздражителей к слабым), так и в направлении снижения ее (когда от слабых раздражителей переходят к сильным раздражителям).

    Адаптация проявляется во всех видах ощущений. Особенно сильна она в области зрения, обоняния, кожных ощущений и вкуса; менее выражена в области слуха. Адаптация всех органов чувств протекает по сходным закономерностям, а так как особенно изучена адаптация зрения к темноте и к свету, то рассмотрение зрительной адаптации может раскрыть общие законы адаптации. может сначала казаться горячей, но постепенно тепловое ощущение ослабевает. Однако сильные тепловые и холодовые раздражители не дают адаптации или она протекает очень медленно.

    В области обоняния процесс адаптации протекает по-разному к разным запахам. Так, запах камфоры перестает ощущаться уже через 1-2 минуты, что указывает на сильное падение чувствительности. Однако к запахам, включающим болевое раздражение (горчица, нашатырный спирт), адаптация происходит медленно, а при достаточной силе раздражителя совсем не происходит, и раздражитель вызывает нетерпимо неприятное ощущение. Адаптация к запахам, как и адаптация к звукам, носит избирательный характер: при снижении чувствительности к одному запаху чувствительность к другим запахам может не снижаться, хотя адаптация и распространяется на группу сходных запахов.

    Адаптация к болевым раздражениям выражена слабо. Очень сильные боли вообще не дают адаптации. Это объясняется биологической ролью боли как сигнала нарушения нормального состояния организма.

    От адаптации надо отличать явление сенсибилизации . В то время как адаптация представляет собой повышение чувствительности (в одних случаях), и снижение ее (в других случаях) и вместе с тем является приспособлением органа к действующему на него раздражителю, сенсибилизация всегда есть повышение чувствительности и вызывается действием иных причин по сравнению с адаптацией. Существенную роль среди них играет взаимодействие анализаторов. При определенных условиях оно влечет за собой повышение чувствительности одного из органов чувств под влиянием одновременного функционирования другого. Это явление хорошо демонстрирует опыт П. П. Лазарева, производившийся им в широкой аудитории. В помещении, где происходили опыты, звучал тихий тон одинаковой интенсивности. При ритмическом включении и выключении света звук казался вибрирующим, меняющим свою интенсивность. Такое изменение в ощущении звука происходило благодаря тому, что при действии света чувствительность органа слуха увеличивалась и звук воспринимался более громким.

    Аналогичные факты наблюдались в исследованиях Кравкова, Кекчеева, Шварц и других. Обнаружено, например, что легкая мышечная работа, обтирание лица холодной водой, слабые звуковые побочные раздражители повышают чувствительность зрения (сильные же побочные раздражители, наоборот, в силу отрицательной индукции снижают ее).

    Сенсибилизирующее действие может оказывать не только одновременное раздражение другого органа чувств, но и одновременное раздражение других частей того же самого органа чувств. Чувствительность одних частей сетчатки, например, какпоказали опыты Теплова, повышается, если одновременно с этим действовать умеренным светом на другие места сетчатки того же глаза (сильное же побочное раздражение того же органа чувств вызывает и на этот раз в силу отрицательной индукции снижение чувствительности).

    Сенсибилизация органов чувств может быть вызвана также действием некоторых фармакологических веществ.

    Адаптация - целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая возможность жизнедеятельности и всех видов социальной деятельности при воздействии факторов, интенсивность и экстенсивность которых вначале вызывает нарушения гомеостатического баланса. Без адаптации невозможно было бы поддержание нормальной жизнедеятельности и приспособление к различным факторам внешней среды. Адаптация имеет большое жизненное значение для организма, позволяя не только переносить значительные и резкие изменения в окружающей среде, но и активно перестраивать свои физиологические функции и поведение в соответствии с этими изменениями, иногда опережая их. Благодаря адаптации поддерживается постоянство внутренней среды организма (гомеостаз). Адаптация и гомеостаз - это взаимно связанные и дополняющие друг друга процессы, определяющие в конечном итоге функциональное состояние организма. Помимо поддержания констант внутренней среды с помощью адаптации осуществляется перестройка различных функций организма, обеспечивающих его приспособление к физическим, эмоциональным и др. нагрузкам.

    Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего мира, могут быть более или менее чувствительны к отображаемым ими явлениям, т.е. могут отражать эти явления с большей или меньшей точностью. Чувствительность органов чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение.

    Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают ощущений. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Это отношение можно выразить формулой Е = 1/Р, где Е - чувствительность, Р-пороговая величина.



    Анализаторы обладают различной чувствительностью. У человека очень высокую чувствительность имеют зрительный и слуховой анализаторы. Как показали опыты С.И.Вавилова, человеческий глаз способен видеть свет при попадании на его сетчатку всего 2-8 квантов лучистой энергии. Это позволяет видеть темной ночью горящую свечу на расстоянии до 27 км. Слуховые клетки внутреннего уха обнаруживают движения, амплитуда которых составляет менее 1 % диаметра молекулы водорода. Благодаря этому мы слышим тиканье часов в полной тишине на расстоянии до 6 м. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Этого достаточно, чтобы ощутить запах при наличии одной капли духов в помещении из 6 комнат. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется, по крайней мере, в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. В этом случае чувствуется присутствие сахара в растворе одной его чайной ложки на 8 л воды.

    Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом чувствительности, т.е. максимальной силой раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает в них лишь болевые ощущения (такое влияние оказывают, например, сверхгромкий звук и слепящая яркость). Величина абсолютных порогов зависит от характера деятельности, возраста, функционального состояния организма, силы и длительности раздражения.

    Кроме величины абсолютного порога ощущения характеризуются показателем относительного, или дифференциального порога. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметную разницу в ощущениях, называется порогом различения, разностным или дифференциальным порогом. Немецкий физиолог Э.Вебер, проверяя способность человека определять более тяжелый из двух предметов в правой и левой руке, установил, что дифференциальная чувствительность относительна, а не абсолютна. Это значит, что отношение едва заметного различия к величине исходного стимула - величина постоянная. Чем больше интенсивность исходного стимула, тем больше нужно увеличить его, чтобы заметить разницу, т.е. тем больше величина едва заметного различия.

    Дифференциальный порог ощущений для одного и того же органа представляет собой постоянную величину и выражается следующей формулой: dJ/J = С, где J- исходная величина раздражителя, dJ- его прирост, вызывающий едва заметное ощущение изменения величины раздражителя, а С - константа. Величина дифференциального порога для разных модальностей неодинакова: для зрения она составляет примерно 1/100, для слуха-1/10 для тактильных ощущений - 1/30. Закон, воплощенный в приведенной формуле, называется законом Бугера-Вебера. Необходимо подчеркнуть, что он справедлив только для средних диапазонов.

    Основываясь на экспериментальных данных Вебера, немецкий физик Г.Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя, следующей формулой: Е = k*logJ + С, где Е - величина ощущений, J- сила раздражителя, k и С - константы. Согласно закону Вебера-Фехнера, величина ощущений прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Иначе говоря, ощущение изменяется гораздо медленнее, чем растет сила раздражения. Возрастанию силы раздражения в геометрической прогрессии соответствует рост ощущения в арифметической прогрессии.

    Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, изменяется под влиянием физиологических и психологических условий. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя называется сенсорной адаптацией. Выделяются три вида этого явления.

    1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Обычным фактом является отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в помещение с неприятным запахом. Однако полной зрительной адаптации вплоть до исчезновения ощущений при действии постоянного и неподвижного раздражителя не происходит. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движения самих глаз. Постоянные произвольные и непроизвольные движения рецепторного аппарата обеспечивают непрерывность и изменчивость ощущений. Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации изображения относительно сетчатки глаза (изображение помещалось на специальную присоску и двигалось вместе с глазом), показали, что зрительное ощущение исчезало через 2-3 с.
    2. Негативная адаптация - притупление ощущений под влиянием действия сильного раздражителя. Например, когда из полутемной комнаты мы попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала мы бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается и мы начинаем видеть. Другой вариант негативной адаптации наблюдается при погружении руки в холодную воду: в первые мгновения действует сильный холодный раздражитель, а затем интенсивность ощущений снижается.
    3. Позитивная адаптация - повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда чувствительность глаз увеличивается под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

    Адаптация имеет огромное биологическое значение: она позволяет улавливать слабые раздражители и предохранять органы чувств от чрезмерного раздражения в случае воздействия сильных.

    Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Оно может выражаться как в повышении, так и в понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители, воздействующие на один анализатор, повышают чувствительность другого и, наоборот сильные раздражители понижают чувствительность других анализаторов при их взаимодействии. Например, сопровождая чтение книги тихой, спокойной музыкой, мы повышаем чувствительность и восприимчивость зрительного анализатора; слишком громкая музыка, напротив, способствует их понижению.

    Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений называется сенсибилизацией. Возможности тренировки органов чувств и их совершенствования очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

    • сенсибилизацию, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов: слепоты, глухоты. Например, у некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слушать музыку.
    • сенсибилизацию, вызванную деятельностью, специфическими требованиями профессии. Например, высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака и т.д.

    Таким образом, ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

    Сенсибилизация (от лат. sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя. При применении сенсорных раздражителей сенсибилизация обычно маскируется одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптации. Соотношение процессов сенсибилизации и адаптации может быть оценено параллельным измерением чувствительности к электрическому раздражителю и сенсорному. Так, при освещении глаза вместе со снижением световой чувствительности (адаптацией) наблюдается повышение электрической чувствительности (сенсибилизации). В темноте развивается обратное отношение. Электрическое раздражение адресуется к нервным элементам анализатора, лежащим выше рецепторных образований, и является прямым способом измерения сенсибилизации.

    Синестезия (от греч. synaisthesis - совместное чувство, одновременное ощущение) - явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое. Цветной слух наблюдался у композиторов Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина. У многих людей желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый -холода. По своей природе синестезия, по-видимому, представляет собой усиленное взаимодействие анализаторов. Своеобразные формы синестезии (например, визуализация слышимого) встречаются в патологии.

    Понятие о восприятии

    Свойства восприятия

    Психические процессы основываются на восприятии.
    Восприятие (перцепция) - это отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

    Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.

    · Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.

    · Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

    · Благодаря структурности восприятия предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же, выделяется им в качестве целостной структуры.

    · Константность - обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако воспринимаемая величина объекта остается неизменной. Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: все объекты казались им маленькими, или игрушечными. В то же время строители-высотники видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров. Эти примеры убедительно доказывают, что константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает устойчивость перцептивного образа относительно этих изменчивых условий. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

    · Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, обусловленном особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д. В каждый конкретный момент человек выделяет лишь некоторые объекты из бесчисленного количества окружающих его предметов и явлений.

    · Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Несмотря на то, что восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.

    Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие - активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит.

    Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т.е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.

    Все сказанное о влиянии на восприятие личностных факторов (прошлого опыта, мотивов, целей и задач деятельности, установок, эмоциональных состояний) свидетельствует о том, что восприятие - это активный процесс, который зависит не только от свойств и характера раздражителя, но в большой степени и от особенностей субъекта восприятия, т.е. воспринимающего человека.

    В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. В зависимости от объекта восприятия различают восприятие пространства, движения и времени.

    Восприятие пространства является важным фактором взаимодействия человека с окружающей средой, необходимым условием ориентировки в ней. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся. Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека, занимающее определенное место в пространстве и обладающее определенными пространственными признаками: величиной, формой, тремя измерениями, направлением движения в пространстве.

    Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов в пространстве относительно друг другa и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов.

    К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между полушариями головного мозга в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух и т.д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенной степени ведущей, доминирующей. Отношения между сторонами анализатора в смысле доминирования динамичны и неоднозначны.

    Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что, перемещаясь на каком-то фоне, он вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Если фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета: человеческий глаз фактически не может наблюдать за перемещением светового луча при скорости меньше 1/3o в с. Поэтому невозможно непосредственно воспринимать движение минутной стрелки на часах, передвигающейся со скоростью 1/10O в с.

    Даже при отсутствии фона, например в темной комнате, можно следить за движением световой точки. Очевидно, мозг истолковывает движения глаз как показатель движения предмета. Однако чаще всего фон имеется и он, как правило, бывает неоднородным. Поэтому при восприятии движения мы можем дополнительно использовать показатели, связанные с самим фоном, - элементы, перед которыми или позади которых передвигается наблюдаемый предмет.

    Время - это человеческая конструкция, позволяющая размечать и распределять свою деятельность. Восприятие времени - отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Чувство времени не является врожденным, оно развивается в процессе накопления опыта. Восприятие времени зависит от внешних и внутренних факторов. Так же как и у других форм восприятия, у него существуют ограничения. В реальной деятельности человек может надежно воспринимать только очень короткие отрезки времени.Оценку протекающего времени могут изменять различные факторы. Некоторые физиологические изменения, например повышение температуры тела, способствуют переоценке времени, в то время другие изменения, такие как понижение температуры, наоборот, содействуют его недооценке. То же происходит под влиянием мотивации или интереса, под воздействием различных наркотиков. Успокаивающие лекарства и галлюциногены обусловливают недооценку временных отрезков, а возбуждающие влекут за собой переоценку времени.

    Восприятие часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте. В этом случае можно выделить преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Преднамеренное восприятие по своей сути является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения - непременное условие профессиональной подготовки многих специалистов, оно же формирует важное качество личности - наблюдательность.