Такой полезный лецитин: отзывы, показания к применению, дозировка для детей и взрослых. Для детей незаменим – речь и память развивает лецитин

  • Дата: 09.04.2019

В раннем детстве и впоследствии, в период активного роста, детский организм нуждается в адекватном поступлении витаминов, микроэлементов и других полезных веществ, в том числе лецитина.

Лецитин прежде всего необходим для мозга, нервной системы и клеточных мембран, сердечно-сосудистой системы, печени, почек, для нормальной деятельности органов желудочно-кишечного тракта.В целом лецитин оказывает положительное действие на все системы организма, в том числе обеспечивая устойчивость иммунной системы.

Лецитин, получаемый в детстве, определяет ёмкость памяти взрослого человека, а также устойчивость организма к нарушениям, связанным с процессами старения.

Дефицит лецитина у детей может проявляться по-разному :

Психо-эмоциональные нарушения и нарушения нервно-психического развития (повышенная раздражительность, плаксивость, снижение функциональных возможностей ЦНС);
- расстройства когнитивных функций (снижение параметров памяти, внимания, мышления, успеваемости);
- снижение двигательной активности (повышенная утомляемость, усталость);
- дисбаланс в физическом и психоэмоциональном развитии у ребенка и др.

Прием лецитина - это полезное дополнение к рациону питания любого ребенка.

В наиболее удобной форме он предлагается разными брендами:

серия ДОППЕЛЬГЕРЦ от немецкой компании Queisser Pharma (биодобавка ДОППЕЛЬГЕРЦ® АКТИВ Лецитин–Комплекс);
серия СУПРАДИН от немецкой компании Bayer (новинка : гель с лецитином и бета-каротином СУПРАДИН КИНДЕР)
серия ДОКТОР ТАЙСС от немецкой компании Doctor Theiss Naturwaren (инд.заказ : сироп (раствор) для детей с лизином и лецитином МУЛЬТИВИТАМОЛ);
лецитинсодержащие БАДы российского производства (новинки : витаминный гель ЧЕРНИКОЕЖКА , биодобавка ЛЕЦИТИН КА).

Особенности состава и применения показаны в таблице:

препарат состав возраст
ДОППЕЛЬГЕРЦ® АКТИВ Лецитин–Комплекс лецитин, витамины группы В,
фолиевая кислота
с 14 лет
СУПРАДИН КИНДЕР растительный лецитин,
витамины А,.С, Е, группы В
с 3-х лет
ЧЕРНИКОЕЖКА лецитин, йод, экстракт черники,
витамины А, D, Е, группы В
с 3 лет
ЛЕЦИТИН КА растительный лецитин, без ГМО
с 3 лет
МУЛЬТИВИТАМОЛ растительный лецитин, лизин,
витамины А, D, Е, С, группы В,
содержит сахарный сироп
с 2 лет

ЛЕЦИТИН КА будет полезна при нарушении функций центральной нервной системы, повышенной возбудимости, при усиленных физических и нервных нагрузках, когда расход лецитина особенно велик. БАД способствует улучшению памяти; эффективен для повышения концентрации внимания; повышает восприимчивость к знаниям; улучшает эмоциональную сферу; уменьшает нервную возбудимость и раздражительность ребенка. Удобная форма в гранулах.

ЧЕРНИКОЕЖКА гель важен для роста и укрепления иммунитета, здорового обмена веществ; для ускорения интеллектуальной деятельности, укрепления памяти, улучшения внимания и повышения восприимчивости к обучению, а также для укрепления зрительного аппарата и хорошего зрения.

СУПРАДИН КИНДЕР гель (сменил ранее выпускавшийся Биовиталь Киндер гель) эффективен для укрепления иммунитета, в целях профилактики гриппа и ОРВИ; полезен при витаминной недостаточности, отставании в росте, в период повышенной умственной нагрузки и психо-эмоционального напряжения; необходим после лечения антибиотиками; для улучшения восприимчивости к обучению и концентрации внимания; при синдроме гиперактивности и дефицита внимания (в составе комплексной терапии).

Кстати, вкусная "гелевая форма" в двух последних случаях является дополнительным стимулом для приема у детей младшего возраста и, несомненно, "заинтересует" капризного малыша.

К СВЕДЕНИЮ

Будущим мамам следует учесть, что особая потребность в лецитине возникает в период внутриутробного развития ребенка и в первые месяцы его жизни.
Перед применением любого препарата желательно проконсультироваться с врачом.

Пищевым источником лецитина являются желток яйца, льняное, подсолнечное и рапсовое масло, проросшие ростки кукурузы, пшеницы.
По своей природе лецитин относится к фосфолипидам, которые являются строительными кирпичиками клеточной оболочки, то есть частью каждой живой клетки.

Лецитин и его функции в детском организме

Слово «лецитин» происходит от греческого «яичный желток». И это неудивительно, ведь именно яичные желтки считаются безоговорочным лидером по содержанию вещества.

В организме польза лецитина неоценима. Он участвует практически во всех процессах, происходящих на молекулярном и клеточном уровне.

С его помощью синтезируются важнейшие липиды и аминокислоты:

  • высшие жирные кислоты: пальмитиновая, олеиновая, стеариновая, арахидоновая. Без них организм не способен обеспечить защиту клеток (мембраны строятся на основе кислот), а также создать резерв жира, который может быть использован при форс-мажорных обстоятельствах;
  • фосфорная кислота. Необходима для регуляции обменных процессов и использования энергии;
  • глицерин участвует в процессе пищеварения;
  • холин – один из главных катализаторов (стимуляторов) деятельности головного мозга. Его выделение считается пусковым сигналом для выполнения мышечной работы. Участвует в углеводном обмене и регулирует уровень инсулина в крови.

Как только синтез какого-либо из этих веществ в организме нарушается, мгновенно ухудшается состояние функциональных систем – опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной.

Роль витаминов с лецитином для детей заключается в обеспечении организма строительным материалом, за счет которого образуются новые клетки. Особенно это важно в периоды активного роста с момента появления на свет и до 2-х лет, а также в пубертатном периоде (от 11-12 до 16-17 лет).

Комментарий врача. Мембрана считается одним из самых важных «органов» клетки. Через нее в клетку поступают любые вещества и выводятся конечные продукты обмена. Именно мембрана дает «зеленый» свет для любой информации, поступающей извне. От ее качества зависит гомеостаз – относительное постоянство внутренней среды клетки. Как только один из участков защитной оболочки дает сбой, ни одна реакция не может протекать на максимальном уровне. На первых порах это, возможно, не приведет к катастрофическим последствиям. Но со временем такие сбои наслаиваются, а это уже чревато серьезными патологиями. Так, клетка утрачивает способность к регенерации (восстановлению). Любое повреждение открывает доступ вредным микроорганизмам. Это может привести к еще большей угрозе. Что касается лецитина, это вещество необходимо как ребенку, так и взрослому. Об этом говорят цифры: из лецитина состоит треть головного мозга, ½ печени, а в составе всех нервных окончаний и волокон этого вещества не менее 17 %

Витамины для детей на основе лецитина нужны, потому что:

  • в период внутриутробного развития вещество участвует в процессе формирования новых клеток и построения тканей и органов, в первую очередь, головного и спинного мозга;
  • до одного года лецитин необходим для нормального развития когнитивных (способность воспринимать окружающий мир) и моторных (двигательных) функций;
  • с детьми школьного возраста нужно работать над запоминанием и анализом больших объемов информации. Без лецитина ухудшается память, концентрация внимания и ассоциативное мышление;
  • в пубертатном периоде концентрация лецитина стимулирует выработку половых гормонов, давая старт для работы репродуктивной системы. Вещество помогает стабилизировать эмоциональное состояние подростка.

А еще лецитин укрепляет сердечную мышцу, регулирует деятельность печени, поджелудочной железы, улучшает всасываемость жирорастворимых витаминов.

Норма вещества для разного возраста

Высчитывать дозировку в зависимости от формы выпуска препарата нужно так:

  • для витаминов в гранулированной форме для малышей старше 5-ти лет дневная порция лецитина составляет ½ чайной ложки на 200 мл воды или сока;
  • если ребенку 2-4 года, дозировка составляет ¼ чайной ложки;
  • капсульную форму рекомендуют деткам младшего школьного возраста. В день достаточно одной капсулы, которую нужно запить стаканом воды до приема пищи.

Последствия дефицита вещества

Из-за нехватки лецетина, в первую очередь, нарушается обмен веществ на клеточном уровне. Причины могут быть разными, начиная от нарушения поступления питательных веществ и, как результат, неправильное протекание процессов. Заканчивая снижением защиты клетки от патогенных микроорганизмов и любых других веществ, которые могут ей причинить вред.

Внешне дефицит лецитина проявляется так:

  • ребенок становится более плаксивым, у него могут появиться неадекватные реакции на привычные вещи;
  • малыши до 2-летнего возраста плохо спят и кушают. Их постоянно что-то беспокоит, они начинают капризничать без видимой причины;
  • дети младшего школьного возраста плохо справляются с нагрузкой в школе. Им тяжело не только запоминать новую информацию, но и использовать уже усвоенный материал. Им трудно фокусироваться на выполнении задания, они становятся неусидчивыми;
  • школьники стремятся сократить объем двигательной активности, ссылаясь на усталость;
  • у малышей может увеличиваться частота сердечных сокращений, у подростков – повышаться артериальное давление.

Натуральные источники лецитина


Лецитином богаты продукты как растительного, так и животного происхождения.

Если малыш находится на грудном вскармливании, большинство из выше перечисленных продуктов для него недоступны. Разве что мама будет включать их постепенно в качестве прикорма. Делать это нужно очень осторожно, вводя в рацион не более одного нового продукта в неделю. Если после этого обнаружится аллергическая реакция (сыпь, чихание, кашель, слезоточивость, расстройство пищеварения), продукт сразу же исключается из рациона.

Показания к приему аптечных препаратов

Несмотря на всю пользу, только врач должен назначать витамины. Он же рассчитывает дневную дозу, исходя из особенностей развития малыша. При этом важно учитывать, в какой форме представлено вещество – лецитин в виде геля с витаминами для детей, в капсулах или в порошке.

Общими показаниями к назначению препаратов с лецитином считаются:

  • повышенная раздражительность ребенка, бессонница, капризность, агрессивность, потеря аппетита;
  • интересное положение мамы или период грудного вскармливания;
  • задержки интеллектуального и физического развития у малышей дошкольного возраста;
  • нарушение когнитивных процессов (ухудшение памяти, плохая концентрация);
  • невротические состояния, затяжные депрессии, постоянная усталость, особенно в подростковом периоде;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта в острой ли хронической форме (гастрит, панкреатит, холецистит);
  • межсезонье и нехватка витаминов;
  • перенесенные вирусные заболевания или восстановление после хирургического вмешательства;
  • заболевания печени: гепатит, жировой гепатоз, цирроз;
  • повышение уровня холестерина в крови;
  • нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (ишемия, стенокардия, кардиомиопатия, миокардит);
  • кожные заболевания аллергического и воспалительного характера (псориаз, экзема, нейродермит);
  • заболевания дыхательной системы (бронхит, пневмония, туберкулез);
  • сахарный диабет и ожирение.

Витамины на основе лецитина нужны детям-спортсменам, так как кроме естественной нагрузки на организм, обусловленной возрастными изменениями, они должны выдерживать большие эмоциональные и физические нагрузки.

Формы выпуска витаминов с лецитином


Лецитин выпускается в нескольких формах: гелевой, капсульной, порошковой.

Особенности каждой формы выпуска таковы:

  • в форме геля лецитин признан наиболее удобным, так как производители выпускают его с приятным фруктовым привкусом. Кроме лецитина, препарат содержит и другие витамины, показанные к применению в определенном возрасте. Наиболее популярными, по отзывам родителей, считаются «Лецитин-гель с витаминами» и «Биовиталь».
  • В форме капсул. Их назначают примерно с 5-летнего возраста, когда ребенок уже умеет глотать таблетки. Такие витамины лучше принимать утром до приема пищи, запивая стаканом воды. Качественными и эффективными считаются «Доппельгерц Лецитин».
  • В гранулах лецитин также используется, но его нужно предварительно растворять в воде или соке, а это не всегда удобно. Зато ребенок не подозревает, что его «пичкают» пилюлями. Врачи рекомендуют препараты Lecigran M, Lecithin PC.

Обзор популярных препаратов

В числе других популярных препаратов такие:

  • «Киндер Биовиталь гель». Назначают сразу же после появления малыша на свет. В препарате содержится 10 витаминов, фосфинат кальция , молибдат натрия и цитрат марганца . До 5-ти лет дневная доза составляет половину чайной ложки, которую дают деткам 2-3 раза в день. Начиная с младшего школьного возраста, детвора употребляет по чайной ложке утром и вечером.
  • «Супрадин Кидс гель». Рекомендован с трехлетнего возраста. Лецитин скомбинирован с 8 другими витаминами, в том числе предшественником витамина А – бета-каротином. С 3-х до 6-ти лет витамины дают по 2,5 грамма два-три раза в день, ребятне от 7-ти лет – по 5 граммов утром и вечером.
  • «Мультивитамол Доктор Тайсс». Представлен в виде сиропа с лизином и лецитином. Назначают с шестилетнего возраста. В препарате лецитин скомбинирован с витаминами группы В , А, Д3 , и . Применяют по 5 мл один раз в день.
  • «Черникоежка гель». Показан в подростковом возрасте с 14 лет. В составе препарата витамины группы В, лецитин, йод , витамины А, Е и Д3. Употребляют по 5 граммов утром и вечером.
  • «Лецитин Ка» в виде жевательных таблеток. Назначают с 14 лет. Показан для укрепления иммунитета и противостояния большим физическим и умственным нагрузкам. Используют по одной таблетке 5-6 раз в день.

Правила применения препаратов

  • Лучше всего вещество усваивается, если принимать его перед приемом пищи, желательно, чтобы прошло не менее одного часа.
  • Для малышей до трех лет в виде геля лецитин назначают по половине чайной ложки, а с трех лет дают полную ложку.
  • В капсульной форме детям старше семи лет назначают по одной пилюле до завтрака, запивая водой.
  • Детям старше 4-х месяцев врачи рекомендуют порошковую форму. Ее можно добавлять в искусственную молочную смесь в дозировке четверть кофейной ложки 4 раза в день или половина ложки 2 раза в день. До 12 месяцев дневную порцию планомерно повышают, доводя до целой кофейной ложки 2 раза в день. Малыши в один год уже могут использовать гель.

Врачи подчеркивают, что среди разных форм выпуска лецитин в виде порошка считается самым эффективным средством. Его компоненты быстрее поступают в кровеносное русло и транспортируются к тканям и органам. Порошок нужно принимать по одной чайной ложке три раза в день во время еды. Можно делать это как в самостоятельно виде, так и в составе блюд, что очень удобно для малышей, которые наотрез отказываются принимать лекарства или не умеют проглатывать таблетки. Главное, чтобы блюдо было не горячим, иначе препарат утратит полезные свойства. Порошки смешивают с соком, кефиром, йогуртом, добавляют в салаты и каши.

Противопоказания и побочные эффекты

Препарат противопоказан, если его срок хранения исчерпан. Для лецитина он составляет 60 дней (если упаковка была вскрыта).

При заболеваниях желудочно-кишечного тракта, холецистите, панкреатите и желчнокаменной болезни вещество назначается, но очень осторожно. Дозировку высчитывает врач, так как прием препарата стимулирует выработку желчи и ускоряет выведение желчных камней.

Не назначается препарат при индивидуальной непереносимости непосредственно лецитина и других компонентов комплекса. В противном случае возможно развитие аллергической реакции (высыпания на коже воспалительного характера, повышение температуры, расстройство пищеварения, кашель, слезоточивость, чихание, зуд). При первых подобных признаках прием препарата прекращают.

Одним из побочных эффектов крайне редко считается повышенное слюноотделение.

Симптомы и последствия переизбытка лецитина

Переизбыток вещества характерен при превышении дозы. У малышей до 3-х лет может нарушиться деятельность пищеварительной системы (диарея, рвота, тошнота). У более старших детей может болеть голова, нарушиться сон. Они могут чувствовать вялость, апатию, легкое головокружение.

Обычно врач высчитывает дозировку, исходя из показателей здоровья и индивидуальных особенностей организма. Если в силу ряда причин назначена высокая дозировка препарата, в рацион нужно включить больше продуктов, содержащих витамина C для защиты от нитрозаминов, продуктов холинового обмена. Также в рационе должен присутствовать кальций , чтобы связывать избыток фосфора и фосфатных остатков.

Больше о лецитине можно узнать из видео ниже.

Представляет собой жироподобное органическое вещество, которое по праву считается топливом для человеческого организма. А как известно, больше всего энергии организм тратит в детстве, так как происходит интенсивный рост. Без лецитина не будет происходить рост и развитие организма, не будет функционировать центральная нервная система и развиваться интеллект. Человек нуждается в лецитине на протяжение всей своей жизни. Особенно он необходим:

  • в утробе матери — для правильного формирования всех органов и систем плода, особенного головного и спинного мозга;
  • на первых годах жизни — для развития когнитивных и моторных функций;
  • в дошкольном и школьном возрасте — для гармоничного формирования интеллекта, концентрации внимания, скорости адаптации и усвоению учебного материала;
  • в период полового созревания — для избежания сильных перепадов настроения, избежания проблем с кожей, нормальному формированию половых органов.

Лецитин необычайно полезен для детей. Он благотворно влияет на маленькие организмы, оказывая следующие положительные эффекты:

  • активизирует мозговую деятельность и укрепляет память, что крайне важно для школьников;
  • помогает усваиваться витаминам А, D, Е, К, В;
  • раскрывает интеллектуальный потенциал;
  • поддерживает и защищает организм от различных серьезных заболеваний.

Откуда же берется этот чудо-вещество? Все просто! Часть лецитина синтезируется самим организмом, а часть поступает вместе с пищей. Поэтому достаточно вести здоровый образ жизни и сбалансировано питаться. На теории все выглядит легко и просто. Но много лецитина расходуется при физических и психических нагрузках. Вспомните себя в школе: постоянный страх перед контрольными, невероятно высокие нормативы по физкультуре. Что говорить о питании. Не всегда оно у детей сбалансировано, как бы не старались родители. Поэтому очень важно, чтобы ребенок получал лецитин дополнительно в виде биологически активных добавок или витаминных комплексах, которые представлены в большом ассортименте на сайте iHerb.

Лецитин для детей: капсулы или порошок?

В первую очередь, перед тем как давать малышу любое лекарственное средство, необходимо проконсультироваться с лечащим педиатром. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением!

В магазине iHerb представлены натуральные бады с лецитином, которые подходят как для взрослых, так и для детей. Важно правильно определить дозировку. а она рассчитывается по такой формуле:

  • если ребенку от 1 до 3 лет, тогда ему необходимо давать ¼ от взрослой дозировки;
  • от 3 до 7 лет — ⅓ дозировки;
  • от 7 до 12 лет — ½ дозировки;
  • от 12 до 18 лет — ⅔ дозировки.

Часто возникает вопрос: какой же лецитин для детей выбрать: в виде порошка, капсул или в жидкой форме? Скажу сразу все формы имеют одинаковые свойства. Главными преимуществами порошка и жидкой формы является удобство в применении (их легко растворять в еде или напитках) и возможность самостоятельно определять дозировку. Покупая лецитин в капсулах (например, ), придется выдавливать препарат, чтобы правильно определить дозировку. При этом остаток лецитина придется выбросить, так как из-за вскрытия капсулы он не сможет долго сохранить свои свойства.

Лецитин детям: лучшие препараты

Еще в утробе матери ребенок получает лецитин в нужных дозах, далее это вещество поступает в организм вместе с грудным молоком или смесью. Чаще всего недостаток лецитина у детей возникает в период стресса. Это период адаптации малыша в садике и в школе. Поэтому многие педиатры рекомендуют витамины с лецитином для детей, чтобы восполнить нехватку этого вещества.

Моя дочь принимала лецитин подсолнечный и в садике, и в школе. Могу сказать сразу, что эффект был заметен. Но об этом позже.

Купила я лецитин для детей на сайте iHerb. Я доверяю этому магазину на все 100%. Мне нравиться широкий ассортимент качественной продукции от ведущих американских производителей, доступные и выгодные цены, постоянные скидки и акции, быстрая доставка.

Мой список лучших препаратов с лецитином для детей:


Все вышеперечисленные препараты имеют приятный легкий вкус и аромат, моя дочь принимала их без проблем. Первое время старалась подмешивать лецитин в еду, но со временем приучила и ребенок стал самостоятельно принимать его по ложке в день.

Результаты приема меня очень порадовали. Нам посоветовали лецитин для детей принимать перед школой. Ведь именно в этот период ребенок переживает сильнейший стресс и большие нагрузки. Я уверена, что благодаря такой поддержки, моя дочь без проблем справилась с этим невероятно сложным периодом. По сравнению с садиком, ее внимание значительно улучшилось, она стала лучше концентрироваться и запоминать тонны информации. А если довольный ребенок, то довольна и мама! Советую попробовать витамины с лецитином для детей от магазина . Не пожалеете!

Лецитин — мудрое дополнение к любой диете
Balch P. A.

Лецитин (от греч. lekithos — яичный желток), выделенный во Франции Gobley M. еще в 1850 г. и изначально получивший название «эссенциальные липиды», представляет комплекс фосфолипидов (холин, фосфатиды, инозитол) и служит одним из основных источников питания для нервной системы. Периферическая нервная система на 17% состоит из лецитина, а головной мозг — на 30%. Компоненты лецитина эссенциальны для человеческого организма, а их дефицит сопровождается нарушениями функций нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Это сопряжено не только с тем, что лецитин присутствует во всех клетках тканей, но и с его ролью в биологических мембранах.

Лецитин ускоряет окислительные процессы, улучшает работу головного мозга и сердечно-сосудистой системы. Он способствует лучшему усвоению жирорастворимых витаминов (А, D, Е и К), повышает сопротивляемость организма воздействию токсических веществ и т. д. Фактически все клетки организма испытывают потребность в лецитине, входящем в комплекс витаминов группы В .

Неврологам хорошо известно, что лецитин необходим для выработки ацетилхолина (нейромедиатор), обеспечивающего оптимальное функционирование нервной системы, а также принимает участие в проведении нервных импульсов (нейротрансмиссия). Кроме того, лецитин является одним из основных компонентов в образовании миелина. Лецитин связан и с нейроэндокринной системой; лецитин и холин незаменимы для выработки ряда гормонов и нормального метаболизма жиров и холестерина.

Биологические свойства лецитина растительного происхождения превышают по эффективности таковые лецитина животного происхождения. В соответствии с определением компьютерной энциклопедии «Википедия», соевый лецитин — это пищевая добавка, обладающая свойствами поверхностно-активного вещества — эмульгатора. В состав соевого лецитина входят масло, фосфолипиды, витамины А (ретинол), Е (токоферол) и др.

Отсутствие адекватной обеспеченности фосфолипидным комплексом сопровождается нарушениями процессов утилизации всех жирорастворимых витаминов, что чревато риском развития таких заболеваний, как рахит (витамин D-дефицитный), остеопороз, иммунодефицитные состояния (вторичные), нарушения со стороны свертывающей системы крови и функций половых желез; возможна задержка физического развития .

Проявления лецитиновой недостаточности у детей довольно многообразны и вариабельны. У детей первых лет жизни вследствие дефицита лецитина может возникать внутричерепная гипертензия, отмечаться задержка психомоторного и речевого развития, расстройства поведения (психоэмоциональная неуравновешенность), снижение способности к концентрации внимания, нарушения памяти.

К классическим проявлениям дефицита лецитина у детей относятся нарушения нервно-психического развития (снижение функциональных возможностей ЦНС, повышенная раздражительность, плаксивость и т. д.), расстройства когнитивных функций (снижение параметров памяти, внимания, мышления, успеваемости), снижение двигательной активности (усталость и повышенная утомляемость) и др.

Ранее исследователями из США было продемонстрировано, что лецитин обладает способностью улучшать так называемую «химическую активность мозга» (brain chemical activity ), оказывая благоприятное влияние на такие высшие корковые (когнитивные) функции, как память, речь и моторика. Впоследствии это позволило Barbeau A. (1978) осветить проблему применения лецитина в неврологии (атаксия Фридрайха, хорея Гентингтона и др.) .

Начиная с 1980-х гг. в медицинской периодике появился целый ряд работ, посвященных применению лецитина при различных когнитивных нарушениях, расстройствах памяти, а также в лечении деменции альгеймеровского типа (Garcia C. A. et al., 1982; Brinkman S. D. et al., 1982; Kazdova E., 1984; Panijel M., 1986; Ladd S. L. et al., 1993; Benton D. и Donohoe R. T., 2004) . Китайские исследователи Shi F. с соавт. (2001) сообщили об использовании соевого лецитина в терапии инфаркта мозга . Higgins J. P. и Flicker L. (2009) представили новейший систематический обзор, посвященный использованию лецитина при деменции и когнитивных нарушениях . Нами ранее также сообщалось о возможности применения лецитина при других видах психоневрологической патологии у детей и подростков, включая ранний детский аутизм (РДА), задержку психомоторного развития (ЗПМР), синдром Жиль де ля Туретта, астеноневротические реакции, депрессивный невроз, болезнь Меньера, эпилепсию и т. д. . Предполагается, что лецитин, входящий в состав миелиновых оболочек, покрывающих нервные волокна, способен в ряде случаев обеспечить наступление ремиссии при рассеянном склерозе (РС), нередко встречающемся в детском возрасте (до 18 лет) .

Хорошо известно, что витамины являются нутриентами, применение которых (витаминопрофилактика и витаминотерапия) представляет неотъемлемую часть нейродиетологии. Сочетание витаминных или витаминно-минеральных комплексов с биологически активными веществами (БАВ), в качестве одного из которых традиционно рассматривается лецитин, отражает прогрессивный способ оптимизации нервных функций, соматического здоровья и витаминной обеспеченности детей. Лецитин необходим как для нейронов и клеточных мембран, так и для эффективной утилизации поступающих в организм витаминов.

О роли коррекции витаминного статуса в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) сообщали Громова О. А. и соавт. (2003) . Сотрудниками психоневрологического отделения НЦЗД РАМН в 2003-2004 гг. при лечении группы детей с СДВГ (32 пациента в возрасте 6-16 лет) был применен витаминный комплекс «Киндер Биовиталь» (гель) с лецитином . Подчеркнем, что в то время препаратов, предназначенных для лечения СДВГ, в РФ не было зарегистрировано, а атомоксетин стал доступен лишь c 2006 г. В описываемом витаминном комплексе содержание лецитина в 10 г, то есть в 2 чайных ложках (рекомендации производителя для детей школьного возраста и взрослых), составляет 200 мг. Считается, что этот комбинированный препарат, в составе которого представлены важнейшие жирорастворимые (А, D, Е) и водорастворимые (В 1 , В 2 , В 5 , В 6 , В 12 , С, никотинамид) витамины и соевый лецитин, не только корригирует витаминный статус, но также обладает антиоксидантным, метаболическим и иммуномодулирующим действием.

Наблюдаемые дети с СДВГ были обследованы по единому протоколу, который включал:

  • физикальный и неврологический осмотр;
  • электроэнцефалографическое исследование (ЭЭГ);
  • обследование на тестовых компьютерных системах (ТКС) «Психомат» (Россия);
  • цветовой тест Люшера;
  • дефектологическое обследование детей (выборочно);
  • рутинные клинические анализы крови и мочи.

Диагноз СДВГ устанавливался пациентам на основании действующих критериев Международной классификации болезней Х пересмотра (МКБ-10), которые несколько отличаются от критериев DSM-IV, используемых в США .

Учитывались все лекарственные средства, принимаемые пациентами в период проведения исследования, комплаенс и т. д. Оценка эффективности лечения производилась по трем рубрикам: «нет эффекта», «частичный эффект» и «существенное улучшение». Регистрировались возможные побочные реакции на применяемый препарат (тошнота, рвота, боли в животе, кишечные расстройства, аллергические проявления), патологические лабораторные изменения без клинических симптомов, а также «другие симптомы». Оценивалась переносимость детьми витаминного комплекса с лецитином («неудовлетворительная», «удовлетворительная», «хорошая»).

Длительность применения геля Киндер Биовиталь в наших наблюдениях составляла от 21 до 28 дней. При необходимости препарат предоставлялся детям для завершения запланированного курса лечения в домашних условиях.

Оценка эффективности используемых поливитаминных препаратов основывалась на данных неврологического и соматического осмотра, а также уточнялась при помощи результатов обследования на ТКС и других методов исследования. В 10% наблюдений было отмечено существенное улучшение, а у 90% детей — частичный эффект. Наличие лишь частичного эффекта у большего числа пациентов объясняется перманентностью и нейрохимической природой нарушений при СДВГ (биохимическим субстратом в патогенезе болезни являются нарушения катехоламинового обмена) .

С использованием ТКС нами тестировался целый ряд параметров когнитивных функций: теппинг правой рукой (средний интервал — мсек, частота реакций — число за 1 сек); память на числа (среднее время ответа — мсек, среднее квадратичное отклонение среднего времени ответа — мсек, количество воспроизведенных чисел, число правильных ответов); внимание по расстановке числе (полное время поиска — мсек, среднее время поиска — мсек, среднее время ответа — мсек, общее количество ответов — в штуках, число ошибок — в штуках); реакция на движущийся предмет (оперативность психомоторной деятельности и точность зрительно-моторной координации). В дополнение к данным обследования детей с СДВГ при помощи ТКС нами оценивались результаты модифицированного теста Люшера (уровень тревоги, вегетативный коэффициент, отклонение от аутогенной нормы и т. д.). Сопоставление результатов терапии наблюдаемых пациентов проводилось с группой детей с аналогичной патологией, не получавших витаминно-минерального комплекса с лецитином (15 пациентов в возрасте 6-15 лет).

Основными параметрами когнитивных функций, изначально оказавшимися дефицитарными среди наблюдаемых нами детей, были внимание, память и моторика. При первом тестировании, проводимом на третий день после поступления в клинику, восприятие и переработка зрительных стимулов у детей были затруднены.

По прошествии трех недель после начала приема витаминного комплекса с лецитином (в возрастной дозировке) проводилось повторное тестирование на ТКС. При этом была выявлена следующая положительная динамика когнитивных функций: интервал (временной) моторных реакций уменьшился в среднем на 5-10%; примерно в таких же пределах возросли показатели темпа и частоты ударов в 1 секунду (при проведении теппинг-теста). Качественные показатели внимания также продемонстрировали положительную динамику: полное время поиска сократилось на 25-30%, среднее время поиска — на 30-35%, а среднее время ответа — на 15-20%. На практике это означает, что наблюдаемые нами пациенты стали лучше запоминать и воспроизводить зрительную информацию.

Данные теста Люшера, проведенного одновременно с описанным выше тестированием на ТКС, свидетельствовали об улучшении показателей физической активности, вегетативного обеспечения, а также общего самочувствия у детей с СДВГ после курса терапии витаминным комплексом с лецитином.

Переносимость Киндер Биовиталь геля с лецитином оценивалась медицинским персоналом, самими пациентами и их родителями. Она была удовлетворительной у подавляющего большинства наблюдаемых детей (побочные реакции отмечались у 4% пациентов и выражались в появлении кожных высыпаний, расцененных в качестве проявлений атопического дерматита).

Полученные результаты позволяют сделать заключение, что Киндер Биовиталь гель с лецитином должен использоваться в составе комплексного лечения при СДВГ для коррекции когнитивных нарушений, сопутствующих этому виду патологии. Предполагается, что достигнутый эффект в значительной мере был обусловлен именно наличием в геле Киндер Биовиталь лецитина (соевого).

Приведенный выше пример не исчерпывает опыт применения этого витаминного комплекса с лецитином в отечественной детской неврологии. Платонова Т. Н. и Ярыгина С. В. (2005) представили положительный опыт его применения в терапии 88 детей раннего-дошкольного-школьного возраста с функциональными расстройствами нервной системы (тики, невротические реакции, логоневроз, задержка психомоторного и/или речевого развития, гипердинамический синдром и т. д.), а Коровина Н. А. с соавт. (2006) — в лечении 40 пациентов (возраст 4-7 лет) с эмоциональными расстройствами в виде страхов . Позитивный эффект геля Киндер Биовиталь с лецитином, отмеченный в отношении параметров психомоторного развития и эмоционально-поведенческой сферы, был верифицирован исследователями, использовавшими целую батарею специальных тестов (Денверский тест, вербальные тесты с рядоговорением; тест Озерецковского, ориентировка «право-лево», тест Керна-Иерасика, тест Люшера и т. д.) . Этот обширный набор психолого-неврологических тестов объективно подтверждает эффективность применения Киндер Биовиталь геля с лецитином при различных видах психоневрологической патологии у детей, что согласуется с результатами исследователей из НЦЗД РАМН, применявших компьютеризированный метод тестирования когнитивных функций у пациентов с СДВГ. Нами также представлены данные о роли лецитина в диете детей с СДВГ .

По-видимому, включение в состав Киндер Биовиталь геля лецитина позволяет потенцировать утилизацию и клинический эффект их витаминных ингредиентов, а также рассчитывать на реализацию целого ряда нейромодулирующих свойств, присущих лецитину как таковому.

Витамины — важнейший инструмент нейродиетологии . Взаимосвязь между ЦНС, лецитином и витаминным статусом совершенно очевидна и не вызывает сомнений . Meck W. H. et al. (2008) из США считают, что холин (в составе лецитина), который ребенок получает на протяжении первого года жизни, имеет определяющее значение для развития памяти, определяя ее емкость и устойчивость к последующим нарушениям . По-видимому, не случайно в грудном молоке лецитина содержится в 100 раз больше, чем в системе кровообращения у матери.

Ранее Сott A. (1977) успешно применял лецитин для усиления памяти, внимания и его закрепления у неспособных к обучению детей (аутизм, шизофрения и т. д.), добившись 50-процентного улучшения .

Лецитин в присутствии пантотеновой кислоты (витамин В 5) трансформируется в ацетилхолин. Именно этот нейромедиатор считается особенно важным для полноценного формирования процессов мышления и памяти, а также для активизации интеллектуальной деятельности и работоспособности.

Для детских неврологов большое значение имеет то обстоятельство, что лецитин обладает синергичным действием применительно к широко используемым в России и других странах препаратам ноотропного ряда (усиливает их эффект). Следует также учитывать, что некоторые препараты, используемые в детской неврологии и педиатрии (фенобарбитал и др.), препятствуют всасыванию и усвоению лецитина в кишечнике (необходимость дотации).

Помимо положительного влияния на неврологические функции при болезнях психоневрологической сферы, известен целый ряд позитивных эффектов, оказываемых этим представителем липидов на другие органы и системы человеческого организма (улучшение работы пищеварительного тракта, стимуляция желчеотделения, снижение уровня холестерина в крови, детоксикация печени/гепатопротекторное действие, снижение потребности в инсулине при сахарном диабете и т. д.). Эти моменты не следует игнорировать с позиций соматоневрологии.

Прием Киндер Биовиталь геля с лецитином показан также здоровым детям и взрослым при повышенной утомляемости, физической и интеллектуальной нагрузке, а также подверженности стрессам. Противопоказаний для применения лецитина официально не существует. Balch P. A. (2006) подчеркивает, что лецитин — мудрое дополнение к любой диете .

Литература

  1. Общая нутрициология: Учебное пособие /Мартинчик А. Н., Маев И. В., Янушевич О. О. М.: МЕДпресс-информ. 2005. 392 с.
  2. Krause’s food, nutrition, & diet therapy (Mahan L. K., Escott-Stump S., eds.). 11 th ed. Philadelphia. Saunders / An Imprint of Elsevier. 2004. 1322 p.
  3. Применение поливитаминного препарата с лецитином в нейропедиатрии (пособие для врачей). М.: ИД «Медпрактика-М». 2005. 20 с.
  4. Barbeau A. Lecithin in neurological conditions //N. Engl. J. Med. 1978. Vol. 299. P. 200-201.
  5. Barbeau A. Emerging treatments: replacement therapy with choline or lecithin in neurological diseases // Can. J. Neurol. Sci. 1978. Vol. 5. P. 157-160.
  6. Garcia C. A., Tweedy J. R., Blass J. P. et al. Lecithin and Parkinsonian dementia. In: Alzheimer’s disease: a report of progress (Corkin S., Davis K. L., Growdon J. H., Usdin E. et al., eds.). New York. Raven Press. 1982. P. 443-449.
  7. Brinkman S. D., Pomara N., Goodnick P. J. et al. A dose-ranging study of lecithin in the treatment of primary degenerative dementia (Alzheimer’s disease) // J. Clin. Psychopharmacol. 1982. Vol. 2. P. 281-285.
  8. Kazdova E. Treatment of dementia with high doses of lecithin and piracetam // Activitas Nervosa Superior. 1984. Vol. 26. P. 244-245.
  9. Panijel M. Therapeutische Wirksamkeit von Lecithin bei Gedachtnis-und Konzentrationsstorungen //Therapiewoche. 1986. Vol. 36. S. 5029-5034.
  10. Ladd S. L., Sommer S. A., Laberge S., Toscano W. Effect of phosphatidylcholine on explicit memory // Clin. Neuropharmacol. 1993. Vol. 16. P. 540-549.
  11. Benton D., Donohoe R. T. The influence on cognition of the interactions between lecithin, carnitine and carbohydrate // Psychopharmacology (Berl). 2004. Vol. 175. P. 84-91.
  12. Shi F., Zhou J., Meng D. Curative effect of soybean lecithin on cerebral infarction // Zhonghua Yi Xue Za Zhi. 2001. Vol. 81. P. 1301-1303.
  13. Higgins J. P. T., Flicker L . Lecithin for dementia and cognitive impairment (review) //ЁThe Cochrane Library. John Wiley &Sons Ltd. 2009. The Cochrane Collaboration: Issue 1. 26 p.
  14. Студеникин В. М. Поливитаминный препарат с лецитином: использование в детской неврологии // Лечащий Врач. 2003. № 6. С. 56-57.
  15. Cтуденикин В. М., Балканская С. В., Маслова О. И. Возможности применения поливитаминного препарата с лецитином в детской неврологии // Consilium medicum. Педиатрия. 2008. Экстравыпуск. C. 17-19.
  16. Студеникин В. М., Высоцкая Л. М., Шелковский В. И., Быкова О. В. и др. Рассеянный склероз у детей: роль диеты // Вопр. детск. диетол. 2008. Том 6. № 6. С. 23-28.
  17. Громова О. А., Красных Л. М., Лиманова О. А., Кутузова Н. А. и др. Коррекция витаминного статуса при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Вопр. совр. педиатрии. 2003. Том 2. № 4. С. 33-39.
  18. Cиндром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): этиология, патогенез, клиника, течение, прогноз, терапия, организация помощи (экспертный доклад). М.: CAF. 2007. 64 c.
  19. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-IV-TR). 4 th ed. Text rev. Washington (DC). American Psychiatric Association. 2000.
  20. Платонова Т. Н., Ярыгина С. В. Эффективность поливитаминного комплекса «Киндер Биовиталь гель» при минимальных неврологических дисфункциях у детей дошкольного возраста // Сonsilium medicum. Педиатрия. 2005. Том 7. № 1.
  21. Коровина Н. А., Захарова И. Н., Науменко Л. Л. Микронутриентная недостаточность и нервно-психическое развитие детей // Сonsilium medicum. Педиатрия. 2006. Том 8. № 2.
  22. Студеникин В. М., Балканская С. В., Курбайтаева Э. М., Шелковский В. И. и др. Cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и диета // Справочник педиатра. 2007. № 8. С. 18-27.
  23. Сombs F. G. Jr. (ed). The vitamins. Fundamental aspects in nutrition and health. 3 rd ed. Amsterdam-Boston. Elsevier Academic Press. 2008. 584 p.
  24. Витамины и минеральные вещества в питании и поддержании здоровья детей. Глава 17. В кн.: Клиническая диетология детского возраста: Руководство для врачей / Под ред. Боровик Т. Э., Ладодо К. С. М.: ООО «МИА». 2008. С. 443-471.
  25. Студеникин В. М., Шелковский В. И. Витаминно-минеральные комплексы для детей: инструмент нейродиетологии // Педиатрия им. Г. Н. Сперанского. 2008. Том 87. № 6.
  26. Meck W. H., Williams C. L., Cermark J. M., Blusztajn J. K . Developmental periods of choline sensitivity provide an ontogenetic mechanism for regulating memory capacity and age-related dementia // Frontiers Integrat. Neurosci. 2008. Vol. 1 (Art. 7). P. 1-11.
  27. Cott A. The orthomolecular approach to learning disabilities. San Rafael (CA). Academic Therapy Publ. 1977.
  28. Lecithin. In: Prescription for nutritional healing. A practical A-to-Z reference to drug-free remedies using vitamins, minerals, herbs & food supplements (Balch P. A.). 4 th ed. New York. Avery / A Member of Penguin Group (USA) Inc. 2006. P. 85.

В. М. Студеникин , доктор медицинских наук, профессор
С. В. Балканская , кандидат медицинских наук
В. И. Шелковский , кандидат медицинских наук

Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми жизнерадостными и радовали их успехами в усвоении знаний. Для осуществления этого ребенку необходимо наличие всех микроэлементов и витаминов в организме. Одним из важных является лецитин. Именно он обеспечивает полноценное функционирование нервной системы, печени и мозга. О детских биологически активных добавках с содержанием лецитина и о том, как правильно их принимать, мы и расскажем в этой статье.

Для чего нужен лецитин?

Лецитин необходим детям для нормального развития организма, в целом, и нервной системы, в частности. Особенно нужен он при большой умственной и физической нагрузке, а также в период воздействия стрессовых факторов на ребенка, например, во время адаптации к школе.

Ребенок, получающий лецитин в должном количестве, становится менее раздражительным, у него повышается концентрация внимания и трудоспособность. Часто врачи прописывают лецитин детям с повышенной возбудимостью нервной системы, а также детям, страдающим энурезом.

Лецитин в продуктах питания

Лецитин, как и многие микроэлементы, и витамины, присутствует в продуктах питания. Получают его дети вместе с животной и растительной пищей.

Содержится лецитин в молочных продуктах, рыбе, яичном желтке, гречневой крупе, бобовых, листьях салата и сое. В состав препаратов, как правило, входит лецитин растительного происхождения, выделенный из сои.

Формы выпуска детского лецитина

Лецитин выпускается сразу в нескольких формах:

  • гель;
  • капсулы;
  • гранулы.

Гель лецитин для детей

Гель – это одна из наиболее удобных форм выпуска лецитина. Гель дети едят с удовольствием. Он сладкий и имеет вкус разных фруктов и ягод, что зависит от производителя. Очень часто детский гель с лецитином содержит в себе дополнительные витамины и микроэлементы, комбинация которых также определяется производителем.

Капсулы лецитина для детей

Лецитин в капсулах принимается детьми старшего возраста. Его необходимо запивать водой как обычную таблетку.

Лецитин для детей в гранулах

Лецитин в гранулах также удобен для приема детьми. Рекомендованную производителем дозу растворяют в воде или соке.

Как принимать лецитин?

Лецитин принимается во время еды или за час до нее. Дозировка лецитина указывается производителем.

Чаще всего доза гранулированного лецитина для детей старше 5 лет составляет половину чайной ложи на стакан воды или сока, для детей в возрасте до 5 лет дозу лецитина уменьшаю ровно вдвое.

Гель лецитин дают детям в возрасте 1-3 лет по половине чайной ложки, с 3-х лет по чайной ложке. Капсулы с содержанием лецитина дают детям старше 7-ми лет, по одной капсуле до приема пищи.

Количество приемов лецитина в сутки зависит от содержания дополнительных веществ в препарате, от возраста ребенка и состояния его здоровья. Длительность и частота приема лецитина детьми определяется специалистом.

Суточная норма лецитина для нормального развития детей составляет 1-4 г. Часть лецитина синтезируется самим организмом, но этого количества не достаточно для нормального функционирования.

Противопоказания к приему лецитина

Побочные действия

Побочные действия лецитина чаще всего появляются при передозировке. Это возможно в результате превышения рекомендуемой специалистом дозы или же при одновременном приеме нескольких препаратов, содержащих лецитин.

Для состояния передозировки характерны такие симптомы, как тошнота и рвота.