Загадочный мир левшей. Тест для определеия типа характера

  • Дата: 12.10.2019

Попался мне под руку один старый тест для определения характера человека. А если быть точнее это попытка экспресс-анализа характера, основанная на функциональной ассиметрии правого и левого полушария мозга. Конечно результаты тестирования не стоит принимать за абсолютную истину, ибо несмотря на все достижения науки, пословица "чужая душа - потемки" все еще сохраняет свою актуальность. Для меня оказался интересен не столько сам тест, сколько то, что получены статистические данные на основе наблюдения и опроса 500 человек.

Само исследование включат в себя фактически четыре теста, в каждом из которых определяется доминирование правого или левого полушария мозга. Далее сочетание этих четырех тестов дает 16 возможных комбинаций. Каждой из них соответствует свой психологический портрет. В дальнейшем приняты условные обозначения, "П" - правая реакция на тест, "Л" - левая реакция на тест. После прохождения 4 тестов у вас получится комбинация из 4 букв. Итак:

Тест 1. Ведущая рука. Если при переплетении пальцев рук сверху оказывается левый палец, то вы помечаете для себя "Л", если правой - "П". В общем случае "Л" связано с более эмоциональным складом личности, "П" - с аналитическим.

Тест 2. Ведущий глаз. Необходимо посмотреть на какой-либо предмет через прицел (напрмер кончик ручки или отверстие в листе бумаги). Если закрыть ведущий глаз "П", то предмет сместится относительно прицела. Если закрыть не ведущий глаз "Л", то смещения не будет. В общем случае ведущий глаз "П" соответствует твердому, настойчивому,более агрессивному характеру, в не ведущий "Л" - более мягкому и уступчивому.

Тест 3. Поза Наполеона. Если при переплетении рук на груди сверху оказывается левая рука, необходимо отметить "Л", правая - "П". В общем случае левая рука сверху указывает на способность к кокетству, правая на простодушие.

Тест 4. Аплодирование. При совершении правой рукой помечаем "П", левой - "Л". В общем случае аплодирование правой рукой говорит о более решительном характере, левой о нерешительности, стремлению к повышенному обоснованию своих поступков.

После прохождения этих четырех тестов должна получится комбинация их четырех букв (буквы распологаются в порядке нумерации тестов), далее рассмотрены 16 возможных комбинаций, каждая из которых соответствует своему психологическому портрету. Итак:

1. ПППП. Консервативный тип характера. Ориентация на общепринятое мнение, на стереотипы. Правильное поведение, бесконфликтность, нежелание спорить и ссориться.

2. ПППЛ. Неуверенный консерватизм, слабый темперамент. При наличии одного теста на фоне противоположных остальных, соответствующая черта характера проявляется наиболее ярко - в данном случае нерешительность.

3. ППЛП. Такому человеку присущи способность к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный характер не воспринимает слабые типы. По статистике (на основе наблюдения 500 человек) этот тип характера присущ 16.5% мужчин и 17.9% женщин.

4. ППЛЛ. Редкий и самостоятельный тип характера. Близок к предыдущему типу, но мягче, нерешительнее
и менее энергичен. Некоторое противоречие между нерешительностью и (левое аплодирование) и
твердостью характера (правый ведущий глаз). Высокая контактность, но медленное привыкание.

5. ПЛПП. Деловой тип характера, сочетающий аналитический склад и мягкость, как основную черту. Чаще
встречаетсяу женщин (3.6%). Общепринятый тип деловой женщины, медленное привыкание и осторожность.
Такие люди не идут на кофликт в "лоб", у них преобладает расчет, терпимость, замедленность в
развитии отношений, некоторая холодность.

6.ПЛПЛ. Самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость связана как со способностью
идти на конфликт, так и с подверженностью различным влиянием. По приведенной статистике встречается
только у женщин - 0.8%.

7. ПЛЛП. Склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликтов. Некоторое непостоянство,
способность кокетничать на "правом", аналитическом фоне при особой мягкости. Подобным характерам
свойственна эмоциональная медлительность, томность. Простота и редкая смелость в общении,
способность переключиться на новый тип поведения. Чаще встречаетсяу женщин - 8.5%, у мужчин - 3.5%.

8. ПЛЛЛ. Непостоянный и независимый характер, основная черта аналитичность в сочетании с остальными
"левыми" тестами. Желание все сделать и решить самому. Этот тип характера встречается не часто, 2.6%
у мужчин и 1.6% у женщин.

9. ЛППП. Один из наиболее часто встречающихся типов характера (15.7% у мужчин и 12.2% у женщин),
с очень хорошей адаптацией к различным условиям. Основная черта эмоциональность в сочетании
с недостаточной настойчивостью. Высокая подверженность чужому влиянию. Отличается дружелюбием,
легко контактирует практически со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность
понижена, наблюдается склонность к флегматичности.

10. ЛППЛ. Еще меньшая настойчивость, мягкость, уступчивость, наивность. Требует особо тщательного
отношения к себе - тип "маленькой королевы".

11. ЛПЛП. Самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению, для этого требуется сильное
разнообразное влияние.Способен проявлять настойчивость, упорство в достижении целей. Сильная
индивидуальность, энергичность, способность к преодолеванию трудностей,некоторый консерватизм.
Такие люди не любят инфантильности.

12. ЛПЛЛ. Сильный,но ненавязчивый характер, практически не поддается убеждению. Основная черта
- внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие,
но медленное взаимопонимание. Сложность в приобретение друзей.

13. ЛЛПП. Дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов и склонность к самоанализу.
14. ЛЛПЛ. Основные черты этого характера - простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип,
у мужчин практически не встречается.

15. ЛЛЛП. Эмоциональность в сочетании с решительностью, как основной чертой. Энергичность, некоторая
разбросанность приводят к тому, что у подобных характеров возможны эмоциональные, быстро принимаемые,
непродуманные решения.

16. ЛЛЛЛ. Обладатели полного набора "левых тестов" - это люди,для которых характерны способность по новому
взглянуть на вещи, наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство,защищенность иногда
переходящая в замкнутость.

Наблюдения показали, что при совпадающих тестах у общающихся возникает состояние "душевного комфорта"
и взаимной симпатии. Даже случайно формирующиеся компании обычно состоят из людей близких по характеру,
имеющих сходные тесты. Наибольший эффект возможен при полном совпадении, взаимные антиподы встречаются
очень редко.

Литература:

1. Брагина Н., Доброхотова П."Функциональные ассиметрии человека"

2. Спрингер С., Дейч Г. "Левый мозг, правый мозг"

3. Маслов С.Ю. "Ассиметрия познавательных механизмов и ее следствия"

Инструкция: «Скрестите руки на груди. Ведущая рука определяется по пальцам, расположенным сверху плеча».

4. Упражнение «Переплетение пальцев».

Инструкция: «Поставьте локти на стол, соедините ладони. По коман­де сплетите пальцы. Ведущая рука определяется по большому пальцу, оказавшемуся сверху, закрывающему другой».

5. Упражнение «Поднимите упавшую ручку».

Инструкция: «По команде уроните ручку на пол, а затем поднимите ее. Ведущая рука - это рука, в которой вы держите поднятую ручку».



56 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

Упражнение -«Динамометрия».

Инструкция 1: «Возьмите динамометр и поочередно правой и левой рукой выжмите наибольшее усилие. Ведущая рука определяется по лучшему результату».

Инструкция 2: «Возьмите динамометр сначала правой рукой, выжми­те усилие, а затем "/ 2 от данного усилия. Аналогичную процедуру вы­полните левой рукой. Ведущая рука определяется по меньшему от­клонению от идеального У 2 усилия. Например, вы правой рукой по­казали 32, а У 2 усилия - 22: ошибка составила (+5). А левой рукой - 30 и 13: ошибка - (-2). Следовательно, по точности воспроизведения заданного усилия ведущей является левая рука».

Упражнение «Рисунок».

Инструкция: «Возьмите в каждую руку по ручке (карандашу). По ко­манде одновременно рисуете правой рукой квадрат, левой - круг. Под фигурами проведите черту и по команде рисуете левой рукой круг, а правой - квадрат. Сравните фигуры, нарисованные правой и левой рукой. Более точные рисунки выполнила ведущая рука. Если точность рисования примерно одинакова, то доминирования не выявлено и по точности движений вы являетесь амбидекстром».

Упражнение «Поймать мяч».

И прукция: «Встаньте в парах на расстоянии 3-5 шагов друг напро-" з друга. По команде один бросает теннисный мяч партнеру, тот его „о 1жен поймать одной рукой. Поменяйтесь. Та рука, которой вы пой-м и мяч, является ведущей».

. Упражнение «Бросок».

инструкция: «Перед собой вы видите мишень. Каждый выполнит по два броска правой и левой рукой, стараясь попасть этим шариком из пластилина, стоя на линии, расположенной на расстоянии двух мет­ров от мишени. Ведущая рука определяется по более точному попада­нию».

Упражнения для определения ведущей ноги

Упражнение «Самооценка».

Инструкция: «Представьте, что к вам катится мяч; какой ногой вы бы его отбили? Эта нога является ведущей (маховой)».

Упражнение «Нога на ногу».

Инструкция: «Сядьте удобно. По команде примите положение сидя, нога на ногу. Нога сверху - ведущая».


Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 57


58 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела _______________

Упражнение «Шаг вперед».

Инструкция: «Задание выполняется из и. п. стоя. По команде - подъ­ем на носки, и затем перенесите вес тела вперед, делая шаг. Нога, кото­рой вы сделали шаг, является ведущей.

4. Упражнение «Ступенька».

Инструкция: «Задание выполняется у лестницы. По команде подни­митесь на несколько ступенек вверх. Нога, с которой вы начинали дви­жение, является ведущей (маховой)».

Упражнение «Длина шага».

Инструкция: «Задание выполняет одновременно несколько человек. Стоя у линии на полу по команде выполните шаг вперед правой ногой. Ваши партнеры определяют длину шага от линии до пяток по санти­метровой ленте (как в прыжках в длину). Теперь то же левой. Веду­щая нога определяется по лучшему результату».

Тест, который позволит вам лучше узнать себя, выявить вашу принадлежность к художникам или мыслителям.
А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой (П)? Запишите результат.
Б. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?
В. Станьте в "позу Наполеона", скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
Г. Попробуйте изобразить "бурные аплодисменты". Какая ладонь сверху?
Ваши результаты:
ПППП - обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
ПППЛ - темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛЛ - характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко.
ПЛПП - аналитический склад ума, основная черта - мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ - слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.
ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.
ПЛЛЛ - а этот тип, наоборот, более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
ЛППП - один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ - похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП - это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ - характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
ЛЛПП - характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость - вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается.
ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.
Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям.

  • ЛПЛП

    LYNX

    just the same.............
    Психологический практикум. Предлагаю вашему вниманию



    результат.
    Б. Сделайте в листе бумаги


    или левый?

    рука оказалась сверху?
    Какая ладонь сверху?
    Ваши результаты:

    нерешительность.

    чувство юмора.
    ППЛЛ - характер близок к





    с тем способность идти на
    конфликт.



    ПЛЛЛ - а этот тип,

    складом ума.
    ЛППП - один из наиболее

    ЛППЛ - похож на предыдущий

    ЛПЛП - это самый сильный

    мнением.



    - вот его основные черты.
    Очень редкий тип, у мужчин

    поступкам. Энергичен.

    и некоторой замкнутостью.
    а ПППП присуще мыслителям.

  • Психологический практикум. Предлагаю вашему вниманию
    тест, который позволит вам лучше
    узнать себя, выявить вашу принадлежность
    к художникам или мыслителям.
    А. Переплетите пальцы рук. Сверху
    оказался большой палец левой руки
    (Л) или правой (П)? Запишите
    результат.
    Б. Сделайте в листе бумаги
    небольшое отверстие и посмотрите сквозь
    него двумя глазами на какой-либо
    предмет. Поочередно закрывайте то один,
    то другой глаз. Предмет смещается,
    если вы закрываете правый глаз
    или левый?
    В. Станьте в "позу Наполеона",
    скрестив руки на груди. Какая
    рука оказалась сверху?
    Г. Попробуйте изобразить "бурные аплодисменты".
    Какая ладонь сверху?
    Ваши результаты:
    ПППП - обладатель такой характеристики
    консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
    ПППЛ - темперамент слабый, преобладает
    нерешительность.
    ППЛП - характер сильный, энергичный,
    артистический. При общении с таким
    человеком не помешают решительность и
    чувство юмора.
    ППЛЛ - характер близок к
    предыдущему типу, но более мягок,
    контактен, медленнее привыкает к новой
    обстановке. Встречается довольно редко.
    ПЛПП - аналитический склад ума,
    основная черта - мягкость, осторожность.
    Избегает конфликта, терпим и расчетлив,
    в отношениях предпочитает дистанцию.
    ПЛПЛ - слабый тип, встречается
    только среди женщин. Характерны подверженность
    различным влияниям, беззащитность, но вместе
    с тем способность идти на
    конфликт.
    ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство,
    склонность к новым впечатлениям. В
    общении смел, умеет избегать конфликтов
    и переключаться на новый тип
    поведения. Среди женщин встречается примерно
    вдвое чаще, чем среди мужчин.
    ПЛЛЛ - а этот тип,
    наоборот, более характерен для мужчин.
    Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим
    складом ума.
    ЛППП - один из наиболее
    распространенных типов. Он эмоционален, легко
    контактирует практически со всеми. Однако
    недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
    ЛППЛ - похож на предыдущий
    тип, но еще менее настойчив,
    мягок и наивен. Требует особо
    бережного отношения к себе.
    ЛПЛП - это самый сильный
    тип характера. Настойчив, энергичен, трудно
    поддается убеждению. Несколько консервативен из-за
    того, что нередко пренебрегает чужим
    мнением.
    ЛПЛЛ - характер сильный, но
    ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней
    мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию,
    но взаимопонимание при этом отстает.
    ЛЛПП - характерны дружелюбие, простота,
    некоторая разбросанность интересов.
    ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость
    - вот его основные черты.
    Очень редкий тип, у мужчин
    практически не встречается.
    ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании
    с решительностью приводит к непродуманным
    поступкам. Энергичен.
    ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому
    взглянуть на вещи. Ярко выраженная
    эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством
    и некоторой замкнутостью.
    Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу,
    а ПППП присуще мыслителям.

  • ППЛЛ... не думала - не думала... =)))

  • ЛППП - один из наиболее
    распространенных типов. Он эмоционален, легко
    контактирует практически со всеми. Однако
    недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
    сабж...

  • Для расшифровки приведу цитату:
    "ЛПЛП - это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением. "

  • хм.. а чего у всех полно Л???? ась?? у мну усе наоборот!!!
    ППЛП - характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.

  • ЛЛЛП Вроде вышло...

  • ПЛПП - аналитический склад ума, основная черта - мягкость, осторожность. Избегает конфликта, терпим и расчетлив,
    в отношениях предпочитает дистанцию.

  • Психологический практикум. Предлагаю вашему вниманию
    тест, который позволит вам лучше
    узнать себя, выявить вашу принадлежность
    к художникам или мыслителям.
    А. Переплетите пальцы рук. Сверху
    оказался большой палец левой руки
    (Л) или правой (П)? Запишите
    результат.
    Б. Сделайте в листе бумаги
    небольшое отверстие и посмотрите сквозь
    него двумя глазами на какой-либо
    предмет. Поочередно закрывайте то один,
    то другой глаз. Предмет смещается,
    если вы закрываете правый глаз
    или левый?
    В. Станьте в "позу Наполеона",
    скрестив руки на груди. Какая
    рука оказалась сверху?
    Г. Попробуйте изобразить "бурные аплодисменты".
    Какая ладонь сверху?
    Ваши результаты:
    ПППП - обладатель такой характеристики
    консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
    ПППЛ - темперамент слабый, преобладает
    нерешительность.
    ППЛП - характер сильный, энергичный,
    артистический. При общении с таким
    человеком не помешают решительность и
    чувство юмора.
    ППЛЛ - характер близок к
    предыдущему типу, но более мягок,
    контактен, медленнее привыкает к новой
    обстановке. Встречается довольно редко.
    ПЛПП - аналитический склад ума,
    основная черта - мягкость, осторожность.
    Избегает конфликта, терпим и расчетлив,
    в отношениях предпочитает дистанцию.
    ПЛПЛ - слабый тип, встречается
    только среди женщин. Характерны подверженность
    различным влияниям, беззащитность, но вместе
    с тем способность идти на
    конфликт.
    ПЛЛП - артистизм, некоторое непостоянство,
    склонность к новым впечатлениям. В
    общении смел, умеет избегать конфликтов
    и переключаться на новый тип
    поведения. Среди женщин встречается примерно
    вдвое чаще, чем среди мужчин.
    ПЛЛЛ - а этот тип,
    наоборот, более характерен для мужчин.
    Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим
    складом ума.
    ЛППП - один из наиболее
    распространенных типов. Он эмоционален, легко
    контактирует практически со всеми. Однако
    недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
    ЛППЛ - похож на предыдущий
    тип, но еще менее настойчив,
    мягок и наивен. Требует особо
    бережного отношения к себе.
    ЛПЛП - это самый сильный
    тип характера. Настойчив, энергичен, трудно
    поддается убеждению. Несколько консервативен из-за
    того, что нередко пренебрегает чужим
    мнением.
    ЛПЛЛ - характер сильный, но
    ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней
    мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию,
    но взаимопонимание при этом отстает.
    ЛЛПП - характерны дружелюбие, простота,
    некоторая разбросанность интересов.
    ЛЛПЛ - простодушие, мягкость, доверчивость
    - вот его основные черты.
    Очень редкий тип, у мужчин
    практически не встречается.
    ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании
    с решительностью приводит к непродуманным
    поступкам. Энергичен.
    ЛЛЛЛ - обладает способностью по-новому
    взглянуть на вещи. Ярко выраженная
    эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством
    и некоторой замкнутостью.
    Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу,
    а ПППП присуще мыслителям.

Консультации для родителей «Леворукий ребёнок»

"Переплетение пальцев рук"

Предложите ребёнку сложить руки в замок (рис. 1). Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец левой руки, у левшей - левой.

"Поза Наполеона"

Предложите ребёнку сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

"Одновременные действия обеих рук" - рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более чёткие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручки) плоскости листа. Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение.

Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг.

Немецкий учёный Ф. Кречмер предлагает для определения ведущей руки попросить ребёнка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопатой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванной и т.д.

Если ребёнок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче и точнее, то он левша. Однако использовать задания, предложенные Ф. Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении ведущей руки важно всё: где находится предмет, которым можно манипулировать, где находится ребёнок, как даётся инструкция.

Эта система включает игровые задания, подобранные с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даём в двух вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие условия:

1. Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.

2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т.д. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их, не отвлекался.

Первое задание: "РИСОВАНИЕ".

Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "Я не умею, у меня не получится". Можете успокоить малыша: "Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся". Подбодрите его, скажите, что он делает всё верно. В этом задании нужно сравнивать качество выполнения рисунков.

Проследите за тем, чтобы ребёнок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия.

Второе задание: "ОТКРЫВАНИЕ НЕБОЛЬШОЙ КОРОБОЧКИ".

Для выполнения этого задания можно использовать спичечный коробок или коробочки со счётными палочками. Ребёнку предлагают несколько коробков, чтобы повторение действия исключало случайность в оценке этого теста.

Задание: "Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек". Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.

Третье задание: "ПОСТРОЙ КОЛОДЕЦ ИЗ ПАЛОЧЕК".

Сначала из палочек строится четырёхугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.

Четвёртое задание: "ИГРА В МЯЧ".

Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросить мяч в цель, например, в корзину, ведёрко, круг.

Пятое задание: "ВЫРЕЗАНИЕ НОЖНИЦАМИ РИСУНКА ПО КРУГУ".

Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствует руке ребёнка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15штук) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото.

Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: " Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой". Для того, чтобы ребёнку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.

Шестое задание: "НАЙДИ ДЫРОЧКУ"

Предложите ребёнку нанизывать бисер или пуговицы на иголку с ниткой или шнурок.

Седьмое задание: "ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ"

Ребёнку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 штуки) с завинчивающимися крышками. учтите, ребёнок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырёк.

Восьмое задание: "РАЗВЯЗЫВАНИЕ УЗЕЛКОВ"

Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая рука держит узел).

В этом задании бывает сложно выделить ведущую руку, т.к. развязывание узелков процесс довольно сложный и ребёнок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания - составления цепочки из скрепок. Как правило, ребёнок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.

Девятое задание: "ПОСТРОЕНИЕ ДОМА ИЗ КУБИКОВ"

Ведущей является рука, которая чаще берёт, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребёнка, поэтому можно продублировать задание, предложив, ребёнку конструктор, мозаику с конкретным заданием.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в такую таблицу:

Задание Левая рука Обе руки Праваярука
1. +
2. +
3. +

Если при выполнении задания ребёнок активнее работает левой рукой, то ставится знак "+" в графу "Левая рука", при предпочтении правой - в графу "Правая рука". Если одинаково использует как правую, так и левую руку, знак "+" ставится в графу "Обе руки".

Десятое задание: ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребёнка есть леворукие родственники - родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, нужно поставить "+" в графу "Левая рука", если нет - в графу "Правая рука". Если вы получили больше семи плюсов в графе "Левая рука", то, скорее всего ребёнок леворукий.

Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе "Левая рука" за задания 2-9, а за первое задание - рисование плюс будет стоять в графе "Правая рука", то это означает, что бытовые действия ребёнок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические - правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой руки в выполнении графических заданий.

Очень часто, десяти заданий, описанных в прошлой консультации, бывает недостаточно для того, чтобы определить какой рукой ребёнок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например, из тех, которые предлагает французская исследовательница М.Озьяс:

  1. Почистить обувь щёткой.
  2. Вставить стержень в отверстие пуговицы, бусины и поднять её.
  3. Намотать нитку на катушку.
  4. Перелить воду из одного сосуда в другой.
  5. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать "мишень" на листе бумаги или использовать игру в "Дартс").
  6. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.
  7. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр, во флакон с узким отверстием.
  8. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.
  9. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
  10. Продеть нитку в иголку.
  11. Стряхнуть с себя соринки, пыль.
  12. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
  13. Достать бусинку ложкой из стакана.
  14. Позвонить в колокольчик.
  15. Закрыть, открыть застёжку-молнию.
  16. Выпить воду из стакана.

В тех случаях, когда определить ведущую руку сложно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

А как быть, если ребёнок одинаково хорошо владеет и правой, и левой руками?

Нередко он начинает писать и правой, и левой руками, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руки, что сильно затрудняет процесс формирования навыков письма. Часто взрослые - и педагоги, и родители - придерживаются такой позиции: "какую руку

чаще использует, той пусть и пишет". Но одно дело - выполнять привычные бытовые действия, другое - писать. Существуют даже специальные термины: "графическое функциональное превосходство" (т.е. бывают "графические левши" и "графические правши") и "бытовое функциональное превосходство".

Исследования французских учёных показали, что в 90% случаев "графические левши" оказываются и "бытовыми левшами". Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создаёт сложности при выборке руки для письма. Поэтому ещё раз разберём некоторые возможные варианты.

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой руками. Как правило, эти дети - левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой

Движения отражают наши мысли. Словами мы можем говорить одно, но грамотный специалист по жестам, мимике и позе безошибочно угадает, когда мы нервничаем, напуганы, пытаемся скрыть часть информации или обмануть собеседника. «Вербальная часть коммуникации составляет всего 7%, тогда как 55% информации скрывается в движениях и жестах, а 38% угадывается по интонации», – объясняет Фабьен Оликард.

Вот почему так важно понимать язык тела. Начнем изучать его с 6 простейших примеров и самых распространенных ситуаций.

1. Движения рук

Есть распространенное мнение, что человек, который активно жестикулирует, пытается вас обхитрить или обмануть. Однако, по словам эксперта, все сложнее: «Многие люди просто от природы много «помогают себе» руками во время разговора. Это даже считается отличительным признаком представителей некоторых наций. Надо обращать внимание, есть ли нарушения ритма в движениях рук. Если они становятся особенно резкими, внезапно более быстрыми, частыми или размашистыми, нужно присмотреться к собеседнику повнимательней».

Саму по себе активную сбивчивую жестикуляцию, даже у человека, который обычно ею не грешит, нельзя назвать «симптомом» обмана. Однако она свидетельствует о том, что ваш собеседник взволнован, нервничает, испытывает стресс или же пытается ввести вас в заблуждение.

Когда мы говорим неправду, то часто начинаем теребить ухо, тереть нос. И тем самым выдаем себя

3. Копирование жестов

Пытаясь понравиться кому-то, мы начинаем непроизвольно подражать его поведению и копировать определенные движения и привычки. Тем самым мы пытаемся послать оппоненту невербальный сигнал: «Мы с тобой в одной лодке». Стоит взять этот прием на заметку, если вы хотите добиться расположения начальника или внимания симпатичной коллеги.

Однако важно не переусердствовать. Не стоит копировать особенные жесты. Такое поведение всегда заметно окружающим и может быть расценено по-разному. «На деловых переговорах копирование поз и жестов может создать доверительную атмосферу, – уточняет Фабьен Оликард. – Откиньтесь на спинку стула или скрестите ноги, если ваш собеседник так сидит. Это поможет и вам, и ему почувствовать себя комфортно. В итоге ваша встреча пройдет плодотворно».

4. Улыбка Дюшенна

Французский невролог Гийом Дюшенн де Булонь (1806–1875) много времени посвятил изучению мимики и других аспектов невербальной коммуникации. Он доказал, что некоторые мышцы, задействованные в улыбке, работают непроизвольно. Мышцы, отвечающие за контроль щек, и мышцы, отвечающие за открывание-закрывание глаз, управляются разными частями мозга.


На деловых переговорах копирование поз и жестов может создать доверительную атмосферу

«Когда мы искренне улыбаемся или смеемся, наши щеки поднимаются, а глазные мышцы сокращаются. Поэтому морщинки-лучики вокруг глаз, которые косметологи окрестили «гусиными лапками», – признак веселого доброжелательного человека, – рассказывает наш эксперт. – Однако, когда мы имитируем смех или улыбку, глазные мышцы остаются незадействованными».

Обращайте внимание, «смеются» ли глаза человека, когда он смеется. Настоящая улыбка, в которой участвуют глаза, губы и щеки, получила название «улыбки Дюшенна».

5. Поза Наполеона

Скрещенные на груди руки, вопреки распространенным заблуждениям, не говорят ни о высокомерии, ни о скрытности вашего собеседника. Эта закрытая поза (также известная как «поза Наполеона») позволяет создать дистанцию и почувствовать себя уверенней. Она играет роль защитного кокона в ситуациях, когда мы чувствуем собственную неуверенность или находимся в заведомо более слабой позиции.

6. Водить за нос

Нос! Именно эта часть может выдать вас в любой момент. Проведем простой тест. Попросите кого-нибудь спрятать монетку в одной руке, так, чтобы вы не видели, в какой именно. Потом пусть этот человек вытянет обе руки перед собой. В большинстве случаев, делая это, человек будет смотреть на руку с монеткой.

Легкий поворот головы проще всего отследить, наблюдая за кончиком носа. Хотите узнать, где кто-то спрятал нужный вам предмет? Следите, куда повернут его нос.

Об эксперте

Фабьен Оликард (Fabien Olicard) – менталист и фокусник, автор и ведущий популярного шоу и канала на YouTube. Его сайт.