Александр покрышкин. Александр Покрышкин: «небесный ужас» фашистов

  • Дата: 24.09.2019

Александр Иванович Покрышкин официально сбил 59 самолётов но на самом деле по словам сослуживцев 116

Александр Иванович Покрышкин — это прославленный советский лётчик-истребитель, Великой Отечественной войны. Он стал ПЕРВЫМ Трижды Героем СССР и единственным во время войны! Список Трижды Героев состоит всего из 23-х человек!

Александр Иванович Покрышкин родился 19-го марта 1913 года в городе Новосибирске, который тогда назывался Новониколаевск, в обычном деревянном доме, который стоял на берегу маленькой речки Каменка. Желание стать лётчиком появилось у него, когда Александр Иванович Покрышкин первый раз увидел самолёт! Это был прилетевший в Новосибирск агитационный самолёт. Покрышкину довелось потрогать крыло самолёта, после чего он сказал: « Буду только лётчиком!» Но путь от детской мечты до первого самостоятельного вылета оказался у него долгим и не простым!

По комсомольской путёвке Александр Иванович Покрышкин попадает в авиационную школу, но школа оказывается авиатехнической. Поначалу он не захотел там учиться, но ему сказали, что если не будешь учиться на авиатехника, то выложишь на стол комсомольский билет. Допустить такое в то время означало получить на всю оставшуюся жизнь «волчий билет» и Александр Иванович Покрышкин был вынужден продолжить учёбу на авиатехника.

Сначала Александр Иванович Покрышкин попал в авиацию в качестве военного авиатехника. Во время службы авиатехником для того, чтобы попасть в лётный состав он отправлял авиационному командованию рапорта с просьбой отправить его в училище лётчиков. Рапортов оказалось 39 штук, и ВСЕ они остались БЕЗ ОТВЕТА! Помощь неожиданно оказал начальник краснодарского аэроклуба, к тому же гражданского учреждения! Во время учёбы в аэроклубе Покрышкин сам сделал АВИА ТРЕНАЖЁР, на котором отработал все элементы полёта. Поэтому, когда Александр Иванович Покрышкин полетел на самолёте с инструктором, стало ясно, что он может осуществить полёт самостоятельно! В 10-й полёт Покрышкина выпустили одного! Полёт он отлетал отлично! Пройдя полный курс обучения, Александр Иванович Покрышкин благополучно сдаёт все экзамены . После этого командование наконец-то сдаётся и направляет в Качинское авиационное лётное училище.

Великую Отечественную войну можно разделить на два этапа. Первый этап – это 1941-42-й года, когда советская армия проигрывала войну почти по всем статьям и в основном отступала. Первые два года войны советская армия держалась в основном за счёт трёх факторов – это российских расстояний, русской зимы и ценой НЕМЫСЛИМЫХ ПОТЕРЬ и в технике, и ОСОБЕННО в ЛЮДСКИХ РЕСУРСАХ! Второй этап – это, когда советская армия начала побеждать, правда, тоже ценой неимоверного КОЛИЧЕСТВА ЖИЗНЕЙ!

Жизнь Александра Ивановича Покрышкина тоже можно условно разделить на два этапа. Дело в том, что в первый день войны 22-го июня Александр Иванович Покрышкин сбил СВОЙ самолёт с красными звёздами! Трагичный, нелепый случай. При определённых условиях для Александра Ивановича Покрышкина он мог бы стать даже смертельным! Покрышкину в некоторой степени с натяжкой можно сказать повезло. Командование решило, какой смысл будет от ещё одной смерти в расположении части, вот если бы в бою…

На следующий день Александр Иванович Покрышкин сбивает в небе свой первый фашистский самолёт. Первая победа в небе далась Александру Ивановичу Покрышкину очень нелегко, учитывая груз предыдущей ошибки! Сложилось впечатление, как будто судьба ещё очень долго наказывала Александра Ивановича Покрышкина за допущенную ошибку!

Война продолжалась. В небе было десятикратное превосходство фашистов! Самолёты фашистов превосходили советские по всем техническим характеристикам! Немецкие лётчики в процессе обучения лётному делу, перед попаданием непосредственно на фронт, налётывали помимо обычного пилотажа, ещё и 200 БОЕВЫХ УЧЕБНЫХ часов полёта! Это были полёты с ПОЛНОЙ ИМИТАЦИЕЙ РЕАЛЬНОГО ВОЗДУШНОГО БОЯ. Советским лётчикам такая подготовка ДО попадания на фронт и во сне не снилась (смотри статью «Немецкие истребители Второй Мировой войны» )! Сюда же нужно ещё добавить, что немецкие лётчики до войны с СССР уже приобрели реальный боевой опыт в Испании, Англии, Франции! Так же напомним, что многие советские лётчики, которые приобрели БОЕВОЙ опыт в Испании, были ДО, Великой Отечественной войны, РАССТРЕЛЯНЫ Сталиным. Так что наука побеждать в Великой Отечественной войне, давалась, СЛИШКОМ ДОРОГОЙ ценой!

Благодаря такой лётно-боевой подготовке НЕМЕЦКИЕ лётчики объективно реально являлись на тот момент лучшими в мире. Это ни в коей мере и ни в коем случае не принижает заслуг и способностей Александра Ивановича Покрышкина и других результативных советских лётчиков, просто речь идёт не об отдельных пилотах, а о ПОДАВЛЯЮЩЕМ БОЛЬШИНСТВЕ лётного состава. Так же на основе анализа и результатов боевых действий Второй Мировой войны необходимо констатировать факт, что вторыми в мире по КЛАССУ были ЯПОНСКИЕ лётчики. Если не говорить на эту тему долго, то достаточно привести один показательный факт. Японские лётчики КАМИКАДЗЕ были обучены летать на ИСТРЕБИТЕЛЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО с возраста в 14 лет! Вина за 3-е место в мире, наших советских лётчиков, лежит ни в коем случае не на самих лётчиках, а на командовании ВВС и руководителях СССР потому, что они не обеспечили соответствующие УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ пилотов!

Американские истребители Эйркобра поставляемые в СССР по Лэнд-лизу

Александра Ивановича Покрышкина ДВАЖДЫ СБИВАЛИ. Здесь нужно упомянуть один такой очень важный момент. Александру Ивановичу Покрышкину удалось остаться в живых, после того как он 2 раза был сбит, в большей степени благодаря тому, что он бОльшую часть времени воевал НЕ НА СОВЕТСКОМ, а НА АМЕРИКАНСКОМ истребителе « ЭЙРКОБРА»! Дело в том, что американский истребитель Эйркобра, Александра Ивановича Покрышкина имел одну очень важную техническую особенность, дающую ему, неоспоримое преимущество в отношении защиты лётчика! Как известно всё оружие истребителя стреляет только вперёд, поэтому истребитель сбивают сзади, заходя ему в хвост. На Эйркобре двигатель находился НЕ В НОСУ самолёта, а ЗА СПИНОЙ ЛЁТЧИКА. Соответственно двигатель Эйркобры, Александра Ивановича Покрышкина выполнял помимо основной функции ещё и функцию защиты лётчика от пуль и снарядов противника! Да, конечно, при попадании пуль и снарядов в двигатель он, как правило, выходил из строя, но ЛЁТЧИК ОСТАВАЛСЯ ЦЕЛ! Одних только американских истребителей Эйркобра, было поставлено в СССР по программе Лэнд-лиза, 6 000 штук!

Первый раз Александра Ивановича Покрышкина сбили 3-го июля при вылете на РАЗВЕДКУ ранним утром. Вылетели на разведку 2-мя парами. Сделали неправильный заход по долине вдоль реки. Там была немецкая переправа через реку. Соответственно их быстро заметили немецкие зенитчики. Истребителей противника в этом районе не было. Зенитчики открыли по ним мощный зенитный огонь. У немцев всегда было много зенитных орудий! Пришлось прижаться к воде. В это время Лукашевич из 1-й пары начал перестраиваться влево, а там оказался Александр Иванович Покрышкин и самолёты чуть не столкнулись. Уходя от столкновения, Покрышкин подлетел вверх метров на 50 над водой. В этот момент в мотор самолёта Александра Ивановича Покрышкина попадают три зенитных снаряда. Вода и масло из мотора потекли, самолёт продолжал еле-еле тянуть на высоте 50 метров.

Покрышкин попытался перелететь через линию фронта. В это время он увидел впереди небольшую долинку и решил сесть на неё. Но при подлёте к долине увидел, что по ней проходит дорога, а по дороге идёт немецкая колонна. Александр Иванович Покрышкин с трудом потянул в сторону через маленькую речку. Задавать крен самолёту было нельзя, поэтому он по мере возможности поворачивал, периодически понемногу, нажимая в сторону поворота и отпуская педали. В этот момент над холмом двигатель окончательно отказал и самолёт начал плашмя резко снижаться. Высота была очень маленькая, поэтому прыгать с парашютом было нельзя! Упёрся руками в приборную доску. Удар.

Американский истребитель Эйркобра пригнанный в СССР по программе Лэнд-лиз на лопастях эмблема Кертисс Электрик

Когда Александр Иванович Покрышкин очнулся, то увидел, что крылья лежат отдельно, хвост тоже отвалился, но сам он остался жив! Сразу отцепил парашют. Первая мысль была о том, что сейчас придётся отстреливаться. Взвёл пистолет, осмотрелся по сторонам, прислушался, не появились ли немцы. Время было 5 часов утра, солнечный день, птицы поют! Немцев поблизости не оказалось. Затем благодаря мысли, что застрелиться он всегда успеет, успокоился и пошёл в сторону своих войск! До своих Александр Иванович Покрышкин добирался около 3-х суток. При падении самолёта он, конечно, получил травмы, но без переломов! Была только небольшая трещина в кости ноги и некоторые ожоги. Пробыл 3 дня в санчасти. Затем приматывал к ноге, где была незначительная трещина, шину и так и продолжил вылетать на задания!

Основной причиной такого большого количества воздушных побед Александра Ивановича Покрышкина было его НЕСТАНДАРТНОЕ и НЕОЖИДАННОЕ ведение боя. Только это были хорошо ПРОДУМАННЫЕ неожиданности! Он действовал в бою безошибочно. По инструкции предусматривалось ведение боя в основном в горизонтальной плоскости, на виражах, а Александр Иванович Покрышкин НАВЯЗЫВАЛ противнику воздушный бой на ВЕРТИКАЛЯХ! Так же Покрышкин применил и ещё одно НОВШЕСТВО. До этого стрельба из каждого вида оружия на Эйркобре управлялась отдельной кнопкой. Александр Иванович Покрышкин всё управление огнём своего истребителя ПЕРЕДЕЛАЛ на ОДНУ КНОПКУ, то есть ВСЁ ОРУЖИЕ на его истребителе начинало стрелять ОДНОВРЕМЕННО, при нажатии ОДНОЙ КНОПКИ! Вооружение истребителя Эйркобра было более мощным, чем на советских истребителях. В вооружение Эйркобры входила, в том числе пушка калибром 37 мм! Таким образом, если Александр Иванович Покрышкин из вооружения своего истребителя точно попадал в самолёт противника, то того попросту разносило в «пыль»! Ну и конечно одним из непреложных слагаемых его побед было БЕЗУКОРИЗНЕННОЕ ВЛАДЕНИЕ САМОЛЁТОМ !

Так же Александр Иванович Покрышкин применял свой личный пилотажный приём, в большинстве случаев приносящий ему победу в воздушном бою, который назывался «соколиный удар». Он состоял в том, что он предварительно набирал большую высоту полёта, потом с этой высоты под большим углом пикировал на большой скорости на противника. Затем при приближении к противнику переходил на небольшой угол пикирования и, сохраняя большую скорость, стрелял по нему. Этот пилотажный приём Александра Ивановича Покрышкина был особенно эффективен при атаке многочисленной группы самолётов, к тому же он позволял атакующим выходить из боя почти без потерь! Для ещё большей эффективности таких атак Александр Иванович Покрышкин предварительно изучал техническое устройство немецких самолётов и всегда учитывал, с какой стороны лучше зайти на данный тип самолёта противника.

Однако независимый, прямой характер и нестандартное ведение боя Александра Ивановича Покрышкина нравились не всем! Однажды командир дивизии, несмотря на успехи в воздушных боях, сказал эмоционально Александру Ивановичу Покрышкину: »Всех буду награждать, ты наград не жди!» Дальше больше, в 1942-м году по формулировке «за нарушение требований устава истребительной авиации» Александра Ивановича Покрышкина исключают из партии и переводят в запасной полк. В, добавок к этому, в военном трибунале на него заводят дело.

Однако от полётов Покрышкина НЕ отстранили. Начиная с 1943-го года у Александра Ивановича Покрышкина, начинается новый этап в жизни. В 1943-м году после трёх месяцев воздушных боёв 24-го мая он получает первую звезду героя Советского Союза за номером 993! С этого момента ему стало помогать то, что раньше мешало. Его формулу высота, скорость, манёвр, огонь стали использовать все! Александра Ивановича Покрышкина назначают командиром полка и следом командиром дивизии. При этом он продолжает летать. Его американский самолёт Эйркобра, наводит на врагов панику! В 1944-м году Александр Иванович Покрышкин был награждён третьей Звездой Героя!!! Указ награждения был опубликован во всех газетах страны! Торжественное награждение прошло в Кремле.

За захват плацдарма за рекой Вислой, Александра Ивановича Покрышкина наградили самой ценной для фронтовика наградой – отпуском домой на 5 дней! Когда он приехал в Новосибирск, его встречало полгорода! Все хотели его увидеть, поздороваться, поговорить. В результате Александр Иванович Покрышкин провёл непосредственно с родными 1 день. Со своей женой Марией, Покрышкин познакомился на фронте – она была медсестрой. В конце войны у них родится дочь, а после войны сын!

Весна 1945-го года в Европе выдалась ранняя. Грунтовые аэродромы развезло. Фашисты взорвали бетонные взлётные полосы на своих германских аэродромах. Советские войска стремительно наступали, и им нужна была поддержка с воздуха. Александр Иванович Покрышкин предложил использовать в качестве взлётной полосы прямой участок шоссе Бреслау – Берлин (качество немецких автомобильных дорог! ). В небе Германии Александр Иванович Покрышкин сбил свой 59-й фашистский самолёт в 156-ти воздушных боях. Цифра 59 сбитых самолётов закрепилась за ним официально, но ПО ДАННЫМ СОСЛУЖИВЦЕВ Александра Ивановича Покрышкина, он сбил 116 самолётов!

Потом был парад Победы. Александр Иванович Покрышкин на параде в звании полковника нёс Знамя Первого Украинского фронта! Затем он выучился и окончил академию Фрунзе и продолжил служить в авиации. После войны он продвигался по службе, получая новые должности и звания, но годы войны остались для него самыми звёздными!

Полковник А.И.Покрышкин. 1945 год

Покрышкин Александр Иванович (1913, Новониколаевск - 1985, Москва) - сов. военный летчик. Род. в семье рабочего. В 1932 был призван в армию. Окончил Пермскую авиационную школу авиатехников (1933) и Качинскую авиационную школу летчиков (1939). Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 сражался в истребительной авиации, пройдя путь командира эскадрильи, полка, дивизии. Совершил более 600 боевых вылетов, проведя 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов противника и первым в стране был трижды удостоен звания Героя Сов. Союза (дважды в 1943, 1944). В 1948 окончил Военную академию им. M. B. Фрунзе, в 1957 - Военную академию Генштаба. Занимал руководящие должности в войсках ПВО. В 1972 в звании маршала авиации стал председателем ЦК ДОСААФ, занимаясь этой работой до 1981. Автор военных мемуаров "Крылья истребителя", "Небо войны" и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Майор А.И.Покрышкин.
Конец мая 1943 года.

ПОКРЫШКИН Александр Иванович (21.2.1913, Новосибирск - 1985), летчик, маршал авиации (1972), трижды Герой Советского Союза (24.5.1943, 28.8.1943, 19.8.1944). Сын рабочего. Образование получил в школе авиатехников (1933), Качинской школе летчиков (1939), Военной академии имени Фрунзе (1948), Военной академии Генштаба (1957). С 1932 - в РККА. Во время Великой Отечественной войны зам. командира и командир эскадрильи, помощник командира и командир 16-го гвардейского авиаполка. В 1942 вступил в ВКП(б). С мая 1944 командир 9-й гвардейской истребительной авиадивизии. Совершил свыше 600 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев и сбил 59 самолетов противника. В 1946-84 депутат Верховного Совета СССР. В 1968-71 зам. главнокомандующего войсками ПВО, в 1972-81 пред. ЦК ДОСААФ. С 1976 кандидат в члены ЦК КПСС. В 1979-84 член Президиума Верховного Совета СССР. с 1981 -в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Автор мемуаров "Крылья истребителя" (1948) и "Небо войны" (1980).

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

Учащийся школы ФЗУ Александр Покрышкин.

С супругой Марией. 1942 год

Покрышкин Александр Иванович (1913-1985). Советский военачальник, маршал авиации (1972), трижды Герой Советского Союза (май 1943 г.; август 1943 г., 1944 г.). Родился в г. Новосибирске. В Красной Армии с 1932 г. Окончил Пермскую авиационную школу авиатехников (1933), Качинскую авиационную школу летчиков (1939), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1948), Военную академию Генштаба (1957). Член ВКП(б) с 1942 г. Во время Великой Отечественной войны участвовал в боях на Южном, Северо-Кавказском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах: заместитель командира и командир эскадрильи, помощник командира и командир истребительного авиаполка, с мая 1944 г. командовал истребительной авиадивизией. Показал себя новатором и организатором в развитии тактики воздушного боя: разработал и осуществил многие тактические приемы, с успехом применяемые в других авиационных частях. Особо отличился в битве за Кавказ, в воздушных сражениях на Кубани, в битве за Днепр (1943), в боях над Прутом, Яссами, в Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской и Берлинской операциях.

В декабре 1941 года

После войны - на ответственных должностях в войсках ПВО. В 1968-1971 гг. - заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1972 г. - председатель ЦК ДОСААФ СССР. С 1981 г. - в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кандидат в члены ЦК КПСС в 1976-1985 гг. Депутат Верховного Совета СССР в 1946-1984 гг., член Президиума Верховного Совета СССР в 1979-1984 гг. Именем Покрышкина названы улицы во многих городах России.

А.И. Покрышкин, Г.К. Жуков и И.Н. Кожедуб.

За доблесть и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий, Покрышкин первым в стране удостоен трех медалей «Золотая Звезда». Тридцать летчиков, которыми он командовал, которых обучал и воспитывал, стали Героями Советского Союза, а трем это звание было присвоено дважды.

Согласно официальным данным, Покрышкин совершил свыше 600 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов противника. По словам самого героя: «Зафиксированных боевых вылетов... около семисот. Воздушных боев больше ста пятидесяти... По памяти - сбил девяносто машин. Официально - пятьдесят девять, а остальные ушли в счет войны» (Чуев Ф. Солдаты империи. М., 1998. С. 376).

Боевые друзья поздравляют А.И.Покрышкина (первый справа) с награждением
третьей медалью "Золотая звезда". 1-й Украинский фронт, август 1944 г.

Покрышкин утверждает: «Я выращен Сталиным и считаю, что, если бы во время войны нами руководили слабые люди, мы бы войну проиграли». Американцы же не упустили случая подчеркнуть, что советский летчик летал на их машине «Аэрокобра Р-59». Известно также, что президент Рузвельт наградил Покрышкина Золотой медалью Конгресса США и назвал его лучшим летчиком в мире (Там же. С. 374).

Как известно, Сталин особое внимание уделял развитию авиации в стране. В годы «сталинских пятилеток» создавались опытные конструкторские бюро, строились авиационные заводы, открывались летные школы и училища. Проводились массовые кампании по вступлению в аэроклубы. 30-е годы - золотая эпоха советских авиационных рекордов. Летчики, побившие мировые рекорды, становились национальными героями. Со страниц газет и журналов не сходили фотографии известных пилотов. У всех на слуху были имена М. Громова, 1) В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова, 2) М. Водопьянова, 3) В. Коккинаки, С. Леваневского 4) и др. В день 21-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1938) в воздушном параде в Москве приняли участие 360 самолетов, в Ленинграде - 220, в Киеве - 200, в Минске - 155, в Ростове-на-Дону - 100, в Тбилиси - 111, в Одессе - 50, в Хабаровске - 155, в Ворошиловске (Дальний Восток) - 315 самолетов (Правда. 1938. 11 ноября). О летчиках слагали стихи и песни, создавали художественные произведения. Их называли «сталинскими соколами».

Что же случилось во время Великой Отечественной войны? Почему из всех родов войск сталинская авиация оказалась самой уязвимой и малоэффективной? Почему германские летчики фактически до середины 1943 г. господствовали в воздухе, да и в дальнейшем не очень-то страшились возмездия со стороны советских ВВС?

Авиация в Красной Армии понесла огромные потери еще в первый день войны. В основном на аэродромах. Но 400 самолетов было сбито в воздухе. За первые шесть месяцев войны мы потеряли 6400 самолетов. Много потерь, несмотря на массовый героизм летчиков, было не только в 1941 г. Приведем некоторые сравнительные данные, давно известные на Западе, но в наших публикациях появившиеся только в последние годы.

Лучший советский ас - генерал-полковник авиации, трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб (р. 1920 г.) - совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, сбил 62 самолета противника (на фронте - с марта 1943 г.).

Лучший немецкий ас - Эрик Хартман (р. 1922 г.) - совершил 1404 боевых вылета, провел 825 воздушных боев, сбил 352 самолета (на Восточном фронте - с августа 1942 г.).

Во время войны 25 советских асов сбили каждый по 30 и более самолетов противника (вместе они уничтожили 962 немецких самолета).

34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более сбитых самолетов противника (общее число сбитых ими машин - 6582). «104 летчика Люфтваффе сбили по 100 и более самолетов. 300 немецких летчиков сбили 24 тысячи советских самолетов» (Цит. по: Сульянов А.К. Арестовать в Кремле. М., 1991. С. 225). В статистическом исследовании «Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах» (М., 1993) указывается, что за время Великой Отечественной войны мы потеряли 88,3 тысячи боевых самолетов, из них в бою погибли 43,1 тысячи машин (С. 366). Получается, что 300 немецких пилотов сбили более половины советских самолетов. Утверждают, что эти цифры настолько поразили Сталина, что он приказал Абакумову немедленно арестовать министра авиационной промышленности и командование ВВС (Сульянов А.К. Арестовать в Кремле. М., 1991. С. 227).

«Не боясь растерять скромные запасы своего классового чутья, - пишет полковник С. Грибанов, - приведу слова аса Люфтваффе Иоганна Штейнгофа: "Начальники русских летчиков плохо готовили их. Наверно, прививали своим пилотам пренебрежение к противнику. И мы их сбивали как гусей..." (Грибанов С. Заложники времени. М., 1992. С. 214; 206-228).

«У немцев подготовка была намного выше, - подтверждает советский ас дважды Герой Советского Союза В.И. Попков. - Вооружение мощнее. К тому же эти летчики занимались вольной охотой и не сопровождали, как мы, бомбардировщики и штурмовики» (Цит. по: Чуев Ф. Солдаты империи. М., 1998. С. 216).

Сульянов дополняет: «Наши летчики после окончания авиационных школ имели сравнительно малый налет из-за нехватки самолетов, моторов, бензина, боеприпасов. Многие курсанты-выпускники имели налет на боевом самолете десять-двенадцать часов и прибывали на фронт плохо подготовленными, часто становясь добычей немецких асов в первых вылетах. Перед войной основной тип истребителей И-16 уступал Ме-109 и в скорости, и в вооружении - на "мессерах" стояли пушки, а на наших "ишаках" - только пулеметы, да еще калибра 7,62. Разве сравнимы 20-миллиметровый снаряд пушки "эрликон" и пулька нашего пулемета ШКАС?» (Сульянов А. Арестовать в Кремле. М., 1991. С. 225).

«Следует сказать, что немцы были очень дотошны в статистике и очень консервативны в методике подсчетов... Система награждения летчиков по баллам использовалась только на Западном фронте, поскольку командование Люфтваффе считало, что легче сбивать русские самолеты на Восточном фронте, чем сражаться с "Мустангами", "Тандерболтами" и "Москито" на Западе...» (Военные летчики: асы Второй мировой войны / Сост. Н. Крюков. Минск, 1997. С. 312).

«Спустя пятьдесят лет после окончания Второй мировой войны надо все же отдать должное немецким пилотам. Попытки принизить подвиги их как летчиков путем наклеивания этикеток "фашисты" не являются полезными с точки зрения исторической правды. Подавляющее число немецких пилотов, как это можно теперь утверждать, своей первой любовью считали полеты и самолеты, а политика и патриотизм стояли у них на втором месте» (Митчем СВ., Мюллер Дж. Командиры Третьего рейха. Смоленск, 1995; Толивер Р.Ф., Констебль Т. Дж. Эрих Хартман - белокурый рыцарь Рейха. Екатеринбург, 1998; Тимохович И.В. Вызывает сомнение... //Военно-исторический журнал. 1990. № 9).

В.И. Переяславец. А. Покрышкин. 2005

Примечания

1 М.М. Громов (р. 1899 г.) - генерал-полковник авиации. Герой Советского Союза (1934). В 1934 г. установил мировой рекорд дальности перелета (свыше 12 тысяч км); в 1937 г. осуществил беспосадочный перелет Москва-Северный полюс-США.

2 А.В. Беляков (1897-1982) - генерал-лейтенант авиации (1943). Герой Советского Союза (1936). Участник сверхдальних перелетов в составе экипажа В.П. Чкалова.

3 М.В. Водопьянов (1899-1980) - генерал-майор авиации (1943). Герой Советского Союза (1934). Участник спасения экипажа парохода «Челюскин» (1934).

4 С.А. Леваневский (1902-1937) - Герой Советского Союза (1934). Участник спасения экипажа парохода «Челюскин» (1934). Осуществил сверхдальний перелет Лос-Анжелес-Москва (1936). Погиб во время перелета через Северный полюс.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Генерал-полковник А.И.Покрышкин делится опытом по тактике воздушного боя.

Маршал авиации А.И.Покрышкин

Литература:

Покрышкина М.К. Жизнь, отданная небу. Новосибирск, 1991.

6 марта исполнилось 102 года со дня рождения легендарного советского летчика-аса Александра Ивановича Покрышкина, которого боялись все пилоты Третьего рейха. Этот пост расскажет о нелегкой судьбе великого летчика, прошедшего всею войну и ставшего маршалом авиации.

«Achtung! Pokryshkin ist in der Luft!»
«Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе!» - с весны 1943 года немецкие посты оповещения предупреждали своих пилотов - в воздухе русский ас. Его имя наводило ужас и на молодежь, и на асов люфтваффе. Лишь в трех случаях немцы переходили в эфире с зашифрованных сообщений на открытый текст: «Ахтунг! Хир партизанен!» («Внимание! Здесь партизаны!»); «Ахтунг! Хир панцер!» (танки) и «Ахтунг! Покрышкин!».
19 марта (6 марта по ст. ст.) исполнилось 100 лет со дня рождения Александр Ивановича Покрышкина - легендарного лётчика-аса, второго по результативности (после Ивана Кожедуба) пилота-истребителя среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.
Интересно, что родился Александр Иванович в тот день, когда совершается празднование иконе «Благодатное небо» - это икона Пресвятой Богородицы, по преданию, привезённая в Москву из Литвы супругой великого князя Василия I Софией Витовтовной в качестве родительского благословения. Название восходит к тексту богородична 1-го часа (написан на иконе внутри края сияния): «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды».
Есть что-то знаменательное в этом совпадении. Небо действительно было благодатным для Покрышкина.

19 августа 1944 года А.И. Покрышкин становится трижды Героем Советского Союза. Первым и единственным в годы войны (Г.К. Жуков и И.Н. Кожедуб были награждены третьими Золотыми Звездами после 9 Мая 1945 года). Была вручена Александру Ивановичу и одна из высших наград США - медаль "За выдающиеся заслуги".

Покрышкин прошел войну от первого до последнего дня. Не выходил из боев с 22 июня 1941 года по август 1942-го. Позже он говорил: «Тот, кто не воевал в 1941-1942, не знает настоящей войны».
Дважды был сбит, выходил из окружения. Не менее десяти раз лишь чудо спасало летчика от гибели: пули попадали в прицел, в наушник шлемофона, царапали подбородок. "Никогда не буду прятаться от врага и останусь жив. Этому следовал всегда", - говорил Покрышкин. В 1944 году он отказался от генеральской должности в штабе ВВС и вернулся на фронт.
Покрышкин - создатель новой тактики советской истребительной авиации, а также системы ввода в строй молодых летчиков. Аналитиков такого уровня среди наших и немецких асов было всего два - Александр Покрышкин и Вернер Мельдерс (погиб в авиакатастрофе в 1941 году). Что удивительно, они были не просто ровесниками, а родились практически в один день: Покрышкин - 6 (19 по н. ст.), Мельдерс - 18 марта 1913 года.
В годы Великой Отечественной войны Покрышкин стал автором знаменитой формулы воздушного боя: "высота - скорость - маневр - огонь".
Cреди имён военных лётчиков имя Покрышкина стоит особняком. Имея один из самых высоких официальных результатов по числу воздушных побед, он был автором, проводником и носителем новых тактических построений и приёмов воздушного боя, несгибаемым борцом с рутиной, образцом бойца - искусного, яростного и благородного.
Природная мудрость, честность, твёрдость характера и, как следствие, высокое гражданское мужество отличали поступки этого человека, определяли величие и невзгоды его вдохновенной судьбы.
Боец, целеустремлённый и активный, ищущий свой путь, не спешащий выполнять непродуманные приказы, прекрасный организатор группового воздушного боя и, как показало время, воздушной войны, Покрышкин был весьма неудобен многим начальникам. Инициатива и самостоятельность отнюдь не всегда находят признание, а в военное лихолетье они стоили асу многих сил. При этом Покрышкин не был честолюбив, о чем говорит его отказ в Феврале 1944 года от высокой должности в штабе ВВС и от скорых, через звание, генеральских погон.
Несмотря на внешнюю суровость, ему как истинному лётчику был свойствен взвешенный и точный юмор; сам он любил шутку, не обижался на остроты в свой адрес, ценил юмористов. По натуре Покрышкин был очень сдержан и деликатен. Соратники и близкие свидетельствовали, что брань в его устах была невозможна ни при каких обстоятельствах: ни в азарте воздушного боя, ни при промахах других людей, ни при домашних неурядицах.

Автор крылатой формулы: высота - скорость - маневр - огонь, - Покрышкин на земле был очень сдержан и немногословен, умея выражать свои мысли ясно и кратко. Никто никогда не слышал из его уст брани, а честность и принципиальность летчика нередко служили причиной конфликтов с вышестоящим начальством.
Поздней зимой 1942 его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип американского истребителя «P-39N Аэрокобра». Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиадоктрины.
Бескомпромиссное отстаивание своих тактических новшеств, резкие возражения командиру полка в 1942 году привели к исключению Покрышкина из списков полка и из партии. От трибунала спасло только вмешательство вышестоящего командования.
В январе 1943 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. Во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» Покрышкин сбил Bf-109. На следующий день 9 апреля он смог подтвердить ещё 2 из 7 сбитых им самолётов. Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943, звание майора ему было присвоено в июне.

5Александр Иванович Покрышкин - гроза пилотов Третьего рейха (11 фото)
В 1943 Покрышкин воевал на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства: такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка» и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.
В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу - сбить лидера. Как он понял из опыта 1941-1942, подбить лидера значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943.

Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. И единственным - в годы войны.
Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 - в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны.
Так почему же немцы так боялись Покрышкина, ведь он вроде бы сбил меньше, чем некоторые асы люфтваффе? Дело и в том, что немецкие асы не всегдла были, мягко говоря, скромны, и в том, что не все победы Покрышкина учитывались.
В течение 1941 года Покрышкиным были одержаны ещё 15 официальных побед, не вошедших в его общий счет. Причиной этому было уничтожение документов штаба истребительного авиаполка при отступлении. Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолеты все равно пойдут в общий счет Победы.
Кроме того, неофициальный список его побед (как и всех пилотов РККА) на самом деле может быть значительно больше, так как в Приказе НКО СССР № 0299 «О порядке награждения летного состава Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков» от 19 августа 1941 года говорилось следующее:
Количество сбитых самолетов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями летчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолет противника и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолета противника командованием полка.
На совещании в Штабе Воздушной армии, которое проходило после напряженных боев на Кубани, Покрышкин выступил с критикой этого приказа:
«В своем выступлении говорил о целесообразности перехвата вражеских бомбардировщиков на маршруте их полета к цели, чтобы предотвратить удары по нашим наземным войскам. Привел примеры перехвата моей восьмеркой больших групп бомбардировщиков противника в глубоком тылу врага. К сожалению, уничтоженную технику нам не засчитывают. В приказе, изданном еще в начале войны, установлено, что сбитые самолеты противника должны быть подтверждены нашими наземными войсками или зафиксированы кинопулеметом. Разве могут передовые части видеть воздушный бой, если мы деремся в двадцати - тридцати километрах в тылу у противника? Наша же промышленность пока производит самолеты без кинопулеметов. К примеру, в районе Мысхако основные бои нам пришлось вести над морем, в пятидесяти километрах западнее Новороссийска. Сбитые машины врага хорошо видели стрелки сопровождаемых нами бомбардировщиков. Но их данные не служат подтверждением победы в воздушной схватке. Попросил от имени летчиков-истребителей этот приказ изменить».
Впоследствии, в приказе НКО № 0489 от 17 июня 1942 г. эти замечания были учтены:
«Выплату за сбитые самолеты противника производить в случаях подтверждения этого наземными войсками, фотоснимками или докладе нескольких экипажей»
Также Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счета подчиненных (в основном ведомых), стимулируя их таким образом. Это было достаточно распространенным явлением. Он старался поддержать своих подчиненных, подчеркнуть, что в бою победа зависит от слаженности действий всех участников.

Звёзды уже не умещаются на фюзеляже

Широко известен легендарный бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным «аэрокобр» рассеяла и повернула назад три эшелона Ю - 87 (81 самолет). К тому же их прикрывали десять Me - 109. Одна пара сковала истребителей противника, шестерка остальных «соколиным ударом» сквозь мощнейший огневой заслон (стрелки 27 бомбардировщиков посылали навстречу более 400 пуль в секунду), дважды повторив математически рассчитанный маневр с переменным профилем пикирования и резким уходом вверх, расстреляла 12 «юнкерсов» (четыре из них – Покрышкин).
Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное – атаку ведущего немецких групп. Так сложилось еще в 1941-1942 годах, когда при порой десятикратном количественном превосходстве немцев в воздухе единственным способом переломить ход боя была победа над командиром-асом. Это сразу лишало противника управления и уверенности. Богатырь-сибиряк, переносивший немыслимые для большинства пилотов перегрузки, и вездесущий в небе («Да сколько их, Покрышкиных?!» – донесся однажды до полковой рации отчаянный вопль немецкого летчика) помимо блистательных личных побед стал автором главных тактических приемов и построений своего полка. Эта тактика, замеченная и по достоинству оцененная после впечатляющих успехов полка, с 1943 года стала основой действий советской истребительной авиации, обеспечив ее превосходство над врагом.
Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях. Не раз оставлял Покрышкин уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения, попавшего в опасность своего летчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой...

8Александр Иванович Покрышкин - гроза пилотов Третьего рейха (11 фото)
Покрышкин и Левитан

Легендарного лётчика Александра Ивановича Покрышкина боялись как огня все пилоты Третьего рейха. 6 марта исполнилось 102 года со дня рождения легендарного советского летчика-аса. Этот пост расскажет о нелегкой судьбе великого летчика, прошедшего всю войну и ставшего маршалом авиации.

«Achtung! Pokryshkin ist in der Luft!»

«Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе!» - с весны 1943 года немецкие посты оповещения предупреждали своих пилотов - в воздухе русский ас. Его имя наводило ужас и на молодежь, и на асов люфтваффе. Лишь в трех случаях немцы переходили в эфире с зашифрованных сообщений на открытый текст: «Ахтунг! Хир партизанен!» («Внимание! Здесь партизаны!»); «Ахтунг! Хир панцер!» (танки) и «Ахтунг! Покрышкин!».
19 марта (6 марта по ст. ст.) исполнилось 100 лет со дня рождения Александр Ивановича Покрышкина - легендарного лётчика-аса, второго по результативности (после Ивана Кожедуба) пилота-истребителя среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.
Интересно, что родился Александр Иванович в тот день, когда совершается празднование иконе «Благодатное небо» - это икона Пресвятой Богородицы, по преданию, привезённая в Москву из Литвы супругой великого князя Василия I Софией Витовтовной в качестве родительского благословения. Название восходит к тексту богородична 1-го часа (написан на иконе внутри края сияния): «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды».
Есть что-то знаменательное в этом совпадении. Небо действительно было благодатным для Покрышкина.

19 августа 1944 года А.И. Покрышкин становится трижды Героем Советского Союза. Первым и единственным в годы войны (Г.К. Жуков и И.Н. Кожедуб были награждены третьими Золотыми Звездами после 9 Мая 1945 года). Была вручена Александру Ивановичу и одна из высших наград США - медаль "За выдающиеся заслуги".

Покрышкин прошел войну от первого до последнего дня. Не выходил из боев с 22 июня 1941 года по август 1942-го. Позже он говорил: «Тот, кто не воевал в 1941-1942, не знает настоящей войны».
Дважды был сбит, выходил из окружения. Не менее десяти раз лишь чудо спасало летчика от гибели: пули попадали в прицел, в наушник шлемофона, царапали подбородок. "Никогда не буду прятаться от врага и останусь жив. Этому следовал всегда", - говорил Покрышкин. В 1944 году он отказался от генеральской должности в штабе ВВС и вернулся на фронт.
Покрышкин - создатель новой тактики советской истребительной авиации, а также системы ввода в строй молодых летчиков. Аналитиков такого уровня среди наших и немецких асов было всего два - Александр Покрышкин и Вернер Мельдерс (погиб в авиакатастрофе в 1941 году). Что удивительно, они были не просто ровесниками, а родились практически в один день: Покрышкин - 6 (19 по н. ст.), Мельдерс - 18 марта 1913 года.
В годы Великой Отечественной войны Покрышкин стал автором знаменитой формулы воздушного боя: "высота - скорость - маневр - огонь".
Cреди имён военных лётчиков имя Покрышкина стоит особняком. Имея один из самых высоких официальных результатов по числу воздушных побед, он был автором, проводником и носителем новых тактических построений и приёмов воздушного боя, несгибаемым борцом с рутиной, образцом бойца - искусного, яростного и благородного.
Природная мудрость, честность, твёрдость характера и, как следствие, высокое гражданское мужество отличали поступки этого человека, определяли величие и невзгоды его вдохновенной судьбы.
Боец, целеустремлённый и активный, ищущий свой путь, не спешащий выполнять непродуманные приказы, прекрасный организатор группового воздушного боя и, как показало время, воздушной войны, Покрышкин был весьма неудобен многим начальникам. Инициатива и самостоятельность отнюдь не всегда находят признание, а в военное лихолетье они стоили асу многих сил. При этом Покрышкин не был честолюбив, о чем говорит его отказ в Феврале 1944 года от высокой должности в штабе ВВС и от скорых, через звание, генеральских погон.
Несмотря на внешнюю суровость, ему как истинному лётчику был свойствен взвешенный и точный юмор; сам он любил шутку, не обижался на остроты в свой адрес, ценил юмористов. По натуре Покрышкин был очень сдержан и деликатен. Соратники и близкие свидетельствовали, что брань в его устах была невозможна ни при каких обстоятельствах: ни в азарте воздушного боя, ни при промахах других людей, ни при домашних неурядицах.

Автор крылатой формулы: высота - скорость - маневр - огонь, - Покрышкин на земле был очень сдержан и немногословен, умея выражать свои мысли ясно и кратко. Никто никогда не слышал из его уст брани, а честность и принципиальность летчика нередко служили причиной конфликтов с вышестоящим начальством.
Поздней зимой 1942 его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тип американского истребителя «P-39N Аэрокобра». Во время тренировок Покрышкин часто расходился во мнениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным советской военной авиадоктрины.
Бескомпромиссное отстаивание своих тактических новшеств, резкие возражения командиру полка в 1942 году привели к исключению Покрышкина из списков полка и из партии. От трибунала спасло только вмешательство вышестоящего командования.
В январе 1943 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику. Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. Во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» Покрышкин сбил Bf-109. На следующий день 9 апреля он смог подтвердить ещё 2 из 7 сбитых им самолётов. Всего в этот период Покрышкин записал на свой счёт десять сбитых Bf-109. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943, звание майора ему было присвоено в июне.

Американская «Аэрокобра», на которой воевал Покрышкин

В 1943 Покрышкин воевал на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства: такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка» и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.
В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу - сбить лидера. Как он понял из опыта 1941-1942, подбить лидера значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943.

Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. И единственным - в годы войны.
Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 - в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны.
Так почему же немцы так боялись Покрышкина, ведь он вроде бы сбил меньше, чем некоторые асы люфтваффе? Дело и в том, что немецкие асы не всегдла были, мягко говоря, скромны, и в том, что не все победы Покрышкина учитывались.
В течение 1941 года Покрышкиным были одержаны ещё 15 официальных побед, не вошедших в его общий счет. Причиной этому было уничтожение документов штаба истребительного авиаполка при отступлении. Сам Александр Иванович по этому поводу говорил, что эти не посчитанные самолеты все равно пойдут в общий счет Победы.
Кроме того, неофициальный список его побед (как и всех пилотов РККА) на самом деле может быть значительно больше, так как в Приказе НКО СССР № 0299 «О порядке награждения летного состава Военно-Воздушных Сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков» от 19 августа 1941 года говорилось следующее:
Количество сбитых самолетов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями летчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолет противника и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолета противника командованием полка.
На совещании в Штабе Воздушной армии, которое проходило после напряженных боев на Кубани, Покрышкин выступил с критикой этого приказа:
«В своем выступлении говорил о целесообразности перехвата вражеских бомбардировщиков на маршруте их полета к цели, чтобы предотвратить удары по нашим наземным войскам. Привел примеры перехвата моей восьмеркой больших групп бомбардировщиков противника в глубоком тылу врага. К сожалению, уничтоженную технику нам не засчитывают. В приказе, изданном еще в начале войны, установлено, что сбитые самолеты противника должны быть подтверждены нашими наземными войсками или зафиксированы кинопулеметом. Разве могут передовые части видеть воздушный бой, если мы деремся в двадцати - тридцати километрах в тылу у противника? Наша же промышленность пока производит самолеты без кинопулеметов. К примеру, в районе Мысхако основные бои нам пришлось вести над морем, в пятидесяти километрах западнее Новороссийска. Сбитые машины врага хорошо видели стрелки сопровождаемых нами бомбардировщиков. Но их данные не служат подтверждением победы в воздушной схватке. Попросил от имени летчиков-истребителей этот приказ изменить».
Впоследствии, в приказе НКО № 0489 от 17 июня 1942 г. эти замечания были учтены:
«Выплату за сбитые самолеты противника производить в случаях подтверждения этого наземными войсками, фотоснимками или докладе нескольких экипажей»
Также Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолеты на счета подчиненных (в основном ведомых), стимулируя их таким образом. Это было достаточно распространенным явлением. Он старался поддержать своих подчиненных, подчеркнуть, что в бою победа зависит от слаженности действий всех участников.

Звёзды уже не умещаются на фюзеляже

Широко известен легендарный бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным «аэрокобр» рассеяла и повернула назад три эшелона Ю - 87 (81 самолет). К тому же их прикрывали десять Me - 109. Одна пара сковала истребителей противника, шестерка остальных «соколиным ударом» сквозь мощнейший огневой заслон (стрелки 27 бомбардировщиков посылали навстречу более 400 пуль в секунду), дважды повторив математически рассчитанный маневр с переменным профилем пикирования и резким уходом вверх, расстреляла 12 «юнкерсов» (четыре из них – Покрышкин).
Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное – атаку ведущего немецких групп. Так сложилось еще в 1941-1942 годах, когда при порой десятикратном количественном превосходстве немцев в воздухе единственным способом переломить ход боя была победа над командиром-асом. Это сразу лишало противника управления и уверенности. Богатырь-сибиряк, переносивший немыслимые для большинства пилотов перегрузки, и вездесущий в небе («Да сколько их, Покрышкиных?!» – донесся однажды до полковой рации отчаянный вопль немецкого летчика) помимо блистательных личных побед стал автором главных тактических приемов и построений своего полка. Эта тактика, замеченная и по достоинству оцененная после впечатляющих успехов полка, с 1943 года стала основой действий советской истребительной авиации, обеспечив ее превосходство над врагом.
Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях. Не раз оставлял Покрышкин уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения, попавшего в опасность своего летчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой...

Покрышкин и Левитан

Покрышкин на Параде Победы в 1945 году

Послевоенная судьба складывалась внешне благополучно. До конца 1950-х он летает на новейших реактивных истребителях. С золотыми медалями оканчивает две военные академии. Корпуса и армии, которыми он командовал, становятся лучшими. Однако с поста заместителя главкома ПВО Покрышкин направлен руководить добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). И эта организация (нынче РОСТО) при Покрышкине мощно развивалась.
В 1972 году Александру Ивановичу присвоено звание маршала авиации. Но, как утверждает хорошо знавший Покрышкина Герой Советского Союза маршал авиации И.И. Пстыго: "Его жизнь была не только героической, но и мученической. Именно так. Он жил под тяжким бременем зависти... Мое глубокое убеждение состоит в том, что возможности Александра Ивановича, его государственный ум были востребованы менее чем наполовину. Он был бы блестящим главкомом ВВС и ПВО, он был бы отличным министром обороны... А при необходимости - и выше..."
Александр Иванович без колебаний говорил "правду-матку" и Василию Сталину, и главкому ПВО маршалу П.Ф. Батицкому, и Л.И. Брежневу... Поэтому послевоенная судьба Покрышкина сложилась далеко не так блестяще, как могла бы.
Евгений Шапошников, маршал авиации, заслуженный летчик России:
Василий Сталин, командуя военно-воздушными силами Московского военного округа, приглашал его, как и других героев, в воздушную армию. Покрышкин отказался категорически и даже очень, так сказать, остро. Не захотел под его знаменами служить по некоторым моральным причинам, потому что он был очень высоконравственным человеком. И такой был прессинг создан по отношению к Покрышкину другими помощниками, заместителями, начальниками различного рода, что он был вынужден уйти в другой вид вооруженных сил – в противовоздушную оборону. Закончил академию не Монинскую, как многие летчики-герои, а академию Фрунзе сухопутных войск. И генералом стал не сразу, примерно лет пять командовал соединениями, в подчинении у него были генералы, а ему не присваивали. И только в 53-м году, когда все Сталины ушли, он стал генералом.
Все, кому довелось служить с Александром Ивановичем Покрышкиным, говорят, что это был прямой, бескомпромиссный человек и одновременно доступный и легкий в общении.
Когда представилась возможность, он решительно перешёл на работу в ДОСААФ, на должность председателя общества, и с энтузиазмом занялся военно - патриотической работой.
В декабре 1972 года Покрышкину было присвоено звание Маршала авиации.
Однажды он позвонил в ЦК и попросил отставки. Там возражали, уговаривали, предлагали варианты, но он ушёл со своей последней должности сам.

Александр Иванович Покрышкин умер 13 ноября 1985 года на руках своей безутешной супруги после нескольких дней беспамятства, когда в бреду звал в атаку друзей, предостерегал их об опасности, вновь настигал ненавистного врага...
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

    Покрышкин Александр Иванович Энциклопедия «Авиация»

    Покрышкин Александр Иванович - А. И. Покрышкин Покрышкин Александр Иванович (1913—1985) — советский военачальник, маршал авиации (1972), кандидат военных наук (1969), трижды Герой Советского Союза (дважды 1943, 1944). В Советской Армии с 1932. Окончил Пермскую… … Энциклопедия «Авиация»

    - (1913 85) маршал авиации (1972), трижды Герой Советского Союза (1943 дважды, 1944). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир эскадрильи, полка, дивизии; 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов. В 1968 71 заместитель… … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 21.2(6.3).1913, Новосибирск], советский военачальник, маршал авиации (1972), трижды Герой Советского Союза (24.5.1943, 28.8.1943, 19.8.1944). Член КПСС с 1942. Сын рабочего. В Советской Армии с 1932. Окончил авиационную школу авиатехников… … Большая советская энциклопедия

    - (1913 1985) советский военачальник, маршал авиации (1972), канд. военных наук (1969), трижды Герой Советского Союза (дважды 1943, 1944). В Советской Армии с 1932. Окончил Пермскую военную авиационную школу авиатехников (1933), Качинскую военную… … Энциклопедия техники

    Запрос «Покрышкин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Иванович Покрышкин … Википедия

    - (06.03.1913 13.11.1985) выдающийся советский ас, трижды Герой Советского Союза (1943, 1943, 1944), маршал авиации (1972). Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 55 (16 гв.) иап. Войну закончил в Берлине командиром 9… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1913 1985), маршал авиации (1972), Герой Советского Союза (1943 дважды; 1944). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир эскадрильи, полка, дивизии. Разработал свою тактику воздушного боя, провёл 156 воздушных боёв, сбил… … Энциклопедический словарь

    Александр Иванович Покрышкин 6 (19) марта 1913(19130319) 13 ноября 1985 Место рождения … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Великая Победа. Герои войны (демонстрационные картинки) , . Комплект`Герои войны` посвящен 16 отважным -и мужественным людям, совершившим подвиг ради своей страны и отдавшим все силы на борьбу с захватчиками в годы Великой Отечественной войны…
  • «Ахтунг! Покрышкин в воздухе!». «Сталинский сокол» № 1 , Евгений Полищук. «Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!» – неслось из всех немецких станций оповещения, стоило ему подняться в воздух, и «непобедимые» эксперты Люфтваффе спешили выйти из боя. «Храбрый из храбрых,…